Сочинение на тему микула селянинович 7 класс

11 вариантов

  1. В этой былине противопоставляются друг другу два эпических героя. Оба они хороши и сильны, оба – богатыри славные. Один из них – князь Вольга, а второй – крестьянин Микула.
    В начале былины прославляется молодой князь. Он был сыном Святослава. Когда родился он, засияло в ясном небе солнце красное. Этот эпитет уже располагает к князю. Рассказывается о том, что Вольга рос да сил набирался, да премудрости постигал. А как стал он воином рослым и сильным, так собрал себе дружину из витязей храбрых. А сам стал во главе ее.
    Был у Вольги дядюшка – князь Владимир. Он пожаловал своему племяннику три города. И отправился молодой князь собирать дань с них.
    Вот тут-то и начинается самое интересное. По дороге встречает Вольга с дружиною другого богатыря. Только тот, в отличии от него, – крестьянин, простой землепашец. И, как бы славен не был князь, в былине в каждой фразе дальше будет показываться превосходство оратая над ним.
    Конечно, в песне немало преувеличений. Но, ведь на то она и есть, чтобы восхвалять. Так, образ простого землепашца рисует народ ярко. Говорится, что одет он в праздничную одежду: кафтан на нем из бархата, сапоги сафьяновые. И, при этом он находится в поле за работой. А соха его и вовсе отделана серебром, да красным золотом.
    Описывается и внешность пахаря. Хорош он собой. А из описания этого ясно, что с большой любовью запечатлел народ образ этого героя. Сразу возникают мысли о том, что немало он хорошего сделал для родной стороны. Да и в конце былины, когда мы узнаем имя этого доброго молодца, говорится, что народ любил его и уважал.
    Основной идеей этого произведения является превосходство недюжинной силы простого человека. Микула занимается тяжелым крестьянским трудом, который непосилен дружинникам княжеским. Ему незнакома лень. Трудолюбие, так же, прославляется в этой былине. И, показывается, что обычный крестьянин сможет защитить свою родную землю.

  2. 2
    Текст добавил: Чудо женщина

    Микула Селянинович — простой русский пахарь, обладатель недюжинной силы, смелости, народной воли.
    Описание былинного героя.
    Микула не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя.
    Заключение
    Микула Селянинович как олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери-земле.
    Издавна былины — традиционно любимый народный жанр. Именно вбылинах славятся подвиги русских богатырей, рассказывается о настоящихнародных героях.
    Олицетворением недюжинной силы, смелости, народной волиявляется герой былины про князя Вольгу — Микула Селянинович, простойрусский оратай (пахарь), который весь день обрабатывает роднуюматушку-землю. Внешность героя примечательная:
    А у оратая кудри качаются,
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя.
    Данные сравнения делают образ оратая более выразительным. Для Микулы пахота — важное событие, поэтому
    У оратая сапожки зелен сафьян:
    Вот шилом пяты, носы востры….
    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него черна бархата.
    В Древней Руси работа воспринималась как праздник, поэтомунарядная одежда пахаря говорит об особом отношении героя к своему труду.Микула обладает типичными чертами былинного героя: необыкновеннойсилой, ловкостью, поэтому Вольга со своей дружиной три дня не могдоскакать до пахаря, хотя слышал, как тот работал сохой. При описаниисвоего любимца народ использует множество гипербол: «положил тут их яведь до тысячи», «а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья вборозду валит». Никогда не расстается пахарь со своей кобылой, которую«купил… жеребеночком», вырастил, постоянно ухаживает за ней:
    У оратая кобыла соловая,
    Гужики у нее да шелковые…
    Отличительной чертой Микулы как былинного героя является егопринадлежность к сельским жителям, недаром мужики называют егоСелянинович.
    Русский мужик не только трудолюбив, но и настоящий помощниккнязя: Микула отправляется вместе с князем Воль- гою и его дружиной «кгородам да за получкою».
    Трудна жизнь Микулы Селяниновича, но с Божьей помощьюкрестьянствует пахарь и поэтому он — олицетворение народного духа,отношения простых людей к труду на матери- земле.ам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, иодеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз можетположить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкойкленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ееиз земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович На своей на кобыле соловенькой Приехал ко сошке кленовенькой, Он брал-то ведь сошку одной рукой, Сошку из земли он повыдернул.

  3. Доклад 7 класс.
    Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьян­скую силу, силу русского народа. Микула Селянинович встре­чается в двух былинах: о Вольге и Святогоре. В былине о Свя- тогоре он является носителем чудесной сумочки, в которой заключается тяга земная; в былине о Вольге он — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружи­на Вольги. У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и по­следняя (жены Ставра и Добрыни Никитича) также являются центральными героинями былин.
    Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с зада­нием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной ру­кой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», кото­рая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
    Интересно проследить возникновение образа Микулы Селя­ниновича в народном сознании. Народ представлял себе полет гуч паханием на небе — молния рассекает небо так, как плуг землю, то есть труд землепашца Микулы сравнивается с работой определенной божественной силы. Само имя Микула заимство­вано у святого Николая, но под ним скрывается древнее божест­во грома и молнии. Микула Селянинович (каким он предстает в былинах) сильно напоминает собою германского бога Тора, ко­торый тоже является покровителем земледельцев. Страшная сила Микулы, сопоставление со Святогором и другие черты, которы­ми он наделен, показывают, что тип его, как и тип Святогора, сложился под влиянием образа какого-нибудь титанического существа, бывшего, вероятно, олицетворением земли или бога — покровителя земледелия. На это указывает особенно сумочка с тягой земли, с которой изображается Микула и которая, очевид­но, есть не что иное, как образ земли. Но сам он уже представля­ет не землю как стихию, а идею оседлой земледельческой жизни, в которой он и предтавляет свою силу и значение.
    Толкование образа Микулы в науке очень различно. Из­вестный русский ученый Буслаев, занимавшийся изучением русского фольклора, считал, что Микула — представитель оседлой, земледельческой жизни, и в основе его образа лежит представление о титаническом существе: божестве земли или земледелия. Другой ученый-фольклорист Орест Миллер видит в Микуле грозовое божество и сопоставляет его со скандинав­ским богом Тором, который является покровителем земледе­лия. Кобыла Микулы по Оресту Миллеру — туча. Еще один русский ученый Владимиров сомневается в существовании в образе Микулы каких-нибудь заимствованных черт и считает его поэтической идеализацией паханья, полагая, что в основе былины о Микуле Селяниновиче лежит земледельческий миф о том, что труд пахаря является трудом человека-кормильца, наиболее близкого к земле, к природным корням.
    В самой известной из дошедших до нас былин «Вольга и Микула Селянинович» Микула в своем роскошном наряде представляется не мужиком-пахарем, а скорее каким-нибудь царевичем или боярином, взявшимся для виду за соху и разыг­рывающим из себя земледельца. Узнав от Вольги, что он едет за данью, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужи­кам и-ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбой­никами. В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов. Больших результатов в науке достиг­ло изучение бытовой стороны былины, обнаружившее ее се­верно-русское (вероятно, новгородское) происхождение. К бы­товым чертам относятся: 1) картина северной пахоты в губерниях Новгородской, Псковской, Олонецкой и других, где пашни иногда сплошь усеяны валунами, то мелкими, о которые постоянно почеркивают омешики сохи, то крупными, которые приходится огибать при паханье (сравните описание пахоты Микулы Селяниновича); 2) употребление сохи, а не плуга;
    3) сеянье ржи, а не пшеницы; 4) езда Микулы Селяниновича за солью, объясняемая новгородскими бытовыми условиями;
    5)   столкновение его с ореховцами иногда из-за соли: Орехо- вец— древнее название нынешнего Шлиссельбурга на Неве, где новгородцам приходилось покупать привозную соль;
    6)   упоминание реки Волхов в одном варианте былины; 7) нако­нец, личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Изучение словарного состава былины показывает, что читаемый нами вариант фольк­лорного произведения появился не так давно, примерно в XV веке. Об этом ученые узнали, исходя из анализа такого эпи­зода: Микула покупает соль на серебряные гроши, а именно в XV веке у новгородцев на место старой денежной системы по­шли в ход иноземные деньги: артиги, лобки и гроши литовские.
    Вопросы по докладу:
    1)  Кем предстает в былинах Микула Селянинович?
    2)     Какие былинные сюжеты о Микуле Селяниновиче дош­ли до нас? Перескажи один из сюжетов.
    3)       С какими образами связывался в народном сознании образ Микулы?
    4)         Почему ученые-фольклористы считают, что былина «Вольга и Микула Селянинович» появилась на севере России, скорее всего в Новгороде?
    5)        Когда появился дошедший до нас вариант былины «Вольга и Микула Селянинович»? Свою точку зрения поясни.

  4. Трудолюбие испокон веков было отличительным качеством русского народа. Труд всегда был основой жизни людей, и это нашло свое отражение в устном народном творчестве.
    Микула Селянинович — крестьянин, былинный герой. Он здоров, могуч, обладает богатырской силой. Нелегок его труд:
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    А бороздочки он да пометывает,
    А пенья-коренья вывертывает,
    А большие-то каменья в борозду валит.
    И горе и радость дарила земля крестьянам. С одной стороны, это тяжелая, ежедневная, кропотливая работа, однако нет большего счастья для крестьянина, чем видеть, как всходит посев, наливаются золотистые колосья, поспевают плоды. Именно земля дает силу людям, заботящимся о ней. Вот почему Микула Селянинович так крепок и здоров — даже соху его не смогли оторвать от земли десять дружинников Вольги Святоставовича.
    Не прост крестьянин-богатырь, хотя и кажется бесхитростным. Он не дает в обиду ни себя, ни родную землю. Когда мужики-разбойники хотели обмануть Микулу Селяниновича в городе и отобрать у него деньги, он достойно ответил им:
    Положил тут их я ведь до тысячи:
    Который стоя стоит, тот сидя сидит,
    Который сидя сидит, тот лежа лежит.
    В образе Микулы Селяниновича также проявляется хозяйственность и бережливое отношение к своему имуществу. Вспомнив по дороге в город об оставленной на поле сохе, он решает вернуться:
    – Я оставил сошку во бороздочке
    Не для-ради прохожего-проезжего…
    Любя и умея работать, крестьянин-труженик на славу и отдыхает. Щедрый и добросердечный хозяин, Микула Селянинович с радостью угощает друзей и гостей:
    Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
    Я во скирды сложу да домой выволочу,
    Домой выволочу да дома вымолочу,
    А я пива наварю да мужичков напою,
    А тут станут мужички меня похваливати:
    “Молодой Микула Селянинович!”

  5. Помимо всего прочего, наряд оратая также выделял его среди простого рабочего народа. Одет он был в богатое одеяние, кафтан был расшит из черного бархата, что по тем временам считалось большой роскошью даже для богача. На ногах надеты сафьяновые сапоги на каблуке, что выглядело очень роскошно, модно и престижно. Лицо молодого крестьянина было весьма привлекательным, ясные голубые глаза, темные брови и шикарные кудри на голове. По описанию внешности можно представить себе сильного, серьёзного и привлекательного богатыря. Такому подробному описанию внешности оратая народ специально придал большое значение, чтобы выделить Микулу среди простого люда и сделать из него идеального персонажа.
    Естественно Вольга заинтересовался таким необычным незнакомцем и между ними завязался разговор, князь поведал Микуле куда он с дружиной направляется. Микула предупредил его об опасности таящейся на дорогах и рассказал о своих деяниях, как с помощью кулаков расправился с тысячью жадными разбойниками. Но описывает подвиги Микула без какого-либо хвастовства, потому что считает это обычным поступком. Такой рассказ впечатлил Вольгу и он пригласил его пополнить ряды его дружины.
    Отправившись в путь, Микула вспоминает что забыл спрятать свою сошку в куст. Вольга отправил сделать это пятерым своим воинам, однако они не справились с заданием. И даже большое количество дружинников с места не смогли сдвинуть сошку. Микула же взял сошку без труда одной рукой.
    По приезду в город, князь настолько сдружился с Микулой что предложил ему стать наместником в его владениях.

  6. Сочинение
    7 класс. “Поэтическая сила” былины (былина “Вольга
    и Микула Селянинович”)

    О далекой истории Руси мы узнаем не только
    из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из проникновенных,
    полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями былин становились
    и воины-богатыри, и обыкновенные землепашцы. Общими у них были только
    любовь к родине и желание в любую минуту встать на ее защиту.
    Когда воссияло солнце
    красное
    На тое ли на небушко на ясное…
    Такими
    словами начинается русская былина «Вольга и Микула Селянинович».
    Язык былины отличается необыкновенной образностью,
    которая достигается за счет использования большого количества сравнений
    и эпитетов. Долгое время, передавая из уст в уста сказания и былины,
    люди изменяли текст, подбирая все более и более выразительные образы.
    Очень ярко описана в былине природа. «Воссияло солнце красное»,
    – как красиво и, что главное, сильно сказано. Я сразу представляю
    себе, как восходит солнышко, такое доброе и теплое, «красное», то
    есть красивое. Наши предки обожествляли солнце, ведь это источник
    жизни на земле, щедро дарящий всем свое тепло. Восходит оно на «небушко
    на ясное» – я представляю себе кристально чистое голубое небо, на
    котором нет ни облачка, прозрачное-прозрачное. И все: я уже практически
    «живу» в былине, жду, а что же будет дальше.
    А дальше:
    Тогда зарождался
    молодой Вольга,
    Молодой Вольга Святославович.
    Ведь
    как здорово, не правда ли? Рождение былинного богатыря сравнивается
    с восходом солнца – сразу определяются значимость этого героя, его
    высокое положение. Так же, очень ярко и сильно, описана пора взросления
    Вольги. Сравнение князя с солнцем – прием, характерный для русских
    былин.
    В былине очень ярко подчеркиваются мощь
    и сила другого богатыря – Микулы Селяниновича. Сначала Вольга с
    дружиной только услышали «оратая»:
    Орет в поле оратай,
    посвистывает,
    Сошка у оратая поскрипывает,
    Омешики по камешкам почиркивают.
    Казалось
    бы, спустя некоторое время они уже должны были его увидеть – но
    нет! Чтобы увидеть пахаря, им пришлось ехать целых три дня. Богатырь-пахарь
    был наделен такой невообразимой силой, что шум от его работы раздавался
    на огромное расстояние, и пахал он так быстро, что даже княжеская
    дружина не смогла догнать обычного пахаря.
    И так вся былина: что ни слово – то образ, да еще какой! Например:
    А у оратая кудри
    качаются,
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя.
    Мне
    кажется, лучше сказать просто невозможно. Я искренне восхищаюсь
    произведениями народного творчества и считаю их вершиной всего искусства
    вообще. Они создавались веками и вобрали в себя всю мудрость русского
    народа. Это относится как к народным песням и музыке, так и к былинам,
    которые по традиции исполнялись как песня и чаще всего сопровождались
    игрой на гуслях.
    Центральным моментом былины является, как
    мне кажется, эпизод, где описывается, как вся дружина Вольги пытается
    выдернуть из земли соху Микулы и не может этого сделать. А сам Микула
    с легкостью
    …одной рукой,
    Сошку из земли он повыдернул…
    Бросил сошку за ракитов куст.
    Я
    думаю, что образ Микулы символизирует весь простой народ, народ-богатырь,
    который является истинной опорой Русского государства в отличие
    от князя Вольги и его дружины. Даже лошадь Микулы Селяниновича ему
    под стать: она еще только «идет ступью», а конь Вольги уже за ней
    не успевает и поэтому «поскакивает», а уж когда «у оратая кобыла
    грудью пошла», Вольгин конь и вовсе «да оставается».
    И очень характерно заканчивается былина:
    Вольга интересуется, как же зовут такого могучего богатыря. На что
    Микула ему дает ответ, но какой! Он не просто говорит: «Я такого-то
    роду-племени, зовут меня так-то и так-то». Нет! Он представляет
    себя неразрывно связанным с простым народом, с «мужичками», такими
    же пахарями, как и он сам:
    …А тут станут мужички
    меня похваливати:
    «Молодой Микула Селянинович!»

  7. 7
    Текст добавил: †Когда Жизынь боль†

    План
    Введение
    Былина — традиционно любимый народный жанр.
    Основная часть
    Микула Селянинович — простой русский пахарь, обладатель недюжинной силы, смелости, народной воли.
    Описание былинного героя.
    Микула не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя.
    Заключение
    Микула Селянинович как олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери-земле.
    Издавна былины — традиционно любимый народный жанр. Именно в былинах славятся подвиги русских богатырей, рассказывается о настоящих народных героях.
    Олицетворением недюжинной силы, смелости, народной воли является герой былины про князя Вольгу — Микула Селянинович, простой русский оратай (пахарь), который весь день обрабатывает родную матушку-землю. Внешность героя примечательная:
    А у оратая кудри качаются,
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя.
    Данные сравнения делают образ оратая более выразительным. Для Микулы пахота — важное событие, поэтому
    У оратая сапожки зелен сафьян:
    Вот шилом пяты, носы востры….
    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него черна бархата.
    В Древней Руси работа воспринималась как праздник, поэтому нарядная одежда пахаря говорит об особом отношении героя к своему труду. Микула обладает типичными чертами былинного героя: необыкновенной силой, ловкостью, поэтому Вольга со своей дружиной три дня не мог доскакать до пахаря, хотя слышал, как тот работал сохой. При описании своего любимца народ использует множество гипербол: «положил тут их я ведь до тысячи», «а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Никогда не расстается пахарь со своей кобылой, которую «купил… жеребеночком», вырастил, постоянно ухаживает за ней:
    У оратая кобыла соловая,
    Гужики у нее да шелковые…
    Отличительной чертой Микулы как былинного героя является его принадлежность к сельским жителям, недаром мужики называют его Селянинович.
    Русский мужик не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя: Микула отправляется вместе с князем Воль- гою и его дружиной «к городам да за получкою».
    Трудна жизнь Микулы Селяниновича, но с Божьей помощью крестьянствует пахарь и поэтому он — олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери- земле.

  8. 8
    Текст добавил: Блуждающий Дух

    В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
    * Как орет в поле оратай, посвистывает.
    * Сошка у оратая поскрипывает,
    * Омешики по камешкам почиркивают…
    В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
    * У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
    Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
    * На своей на кобыле соловенькой
    * Приехал ко сошке кленовенькой,
    * Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    * Сошку из земли он повыдернул.
    Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.

  9. 9
    Текст добавил: **..ЧьЯ-тО ПрЕлЕсТь..**

    В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
    * Как орет в поле оратай, посвистывает.
    * Сошка у оратая поскрипывает,
    * Омешики по камешкам почиркивают…
    В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
    * У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
    Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
    * На своей на кобыле соловенькой
    * Приехал ко сошке кленовенькой,
    * Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    * Сошку из земли он повыдернул.
    Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.

  10. В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
    * Как орет в поле оратай, посвистывает.
    * Сошка у оратая поскрипывает,
    * Омешики по камешкам почиркивают…
    В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
    * У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
    Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
    * На своей на кобыле соловенькой
    * Приехал ко сошке кленовенькой,
    * Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    * Сошку из земли он повыдернул.
    Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
    .

  11. Крестьянин-труженик — главный герой народного эпоса. Трудолюбие испокон веков было отличительным качеством русского народа. Труд всегда был основой жизни людей, и это на­шло свое отражение в устном народном творчестве.
    Микула Селянинович — крестьянин, былинный герой. Он здо­ров, могуч, обладает богатырской силой. Нелегок его труд:
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    А бороздочки он да пометывает,
    А пенье-коренья вывертывает,
    А большие-то каменья в борозду валит.
    И горе и радость дарила земля крестьянам. С одной стороны, это тяжелая, ежедневная, кропотливая работа, однако нет боль­шего счастья для крестьянина, чем видеть, как всходит посев, на­ливаются золотистые колосья, поспевают плоды. Именно земля дает силу людям, заботящимся о ней. Вот почему Микула Селяни­нович так крепок и здоров — даже соху его не смогли оторвать от земли десять дружинников Вольги Святославовича.
    Не прост крестьянин-богатырь, хотя и кажется бесхитростным. Он не дает в обиду ни себя, ни родную землю. Когда мужики-раз­бойники хотели обмануть Микулу Селяниновича в городе и ото­брать у него деньги, он достойно ответил им:
    Положил тут их я ведь до тысячи:
    Который стоя стоит, тот сидя сидит,
    Который сидя сидит, тот лежа лежит.
    Микуле Селяниновичу как настоящему хозяину присущи бе­режливость и расчетливость. Вспомнив по дороге в город об ос­тавленной на поле сохе, он решает вернуться:
    — Я оставил сошку во бороздочке Не для-ради прохоже го-проезжего…
    Любя и умея работать, крестьянин-труженик на славу и отды­хает. Щедрый и добросердечный хозяин, Микула Селянинович с радостью угощает друзей и гостей:
    Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
    Я во скирды сложу да домой выволочу,
    Домой выволочу да дома вымолочу,
    А я пива наварю да мужичков напою,
    А тут станут мужички меня похваливати:
    «Молодой Микула Семнинович!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *