Сочинение на тему крушение теории раскольникова

9 вариантов

  1. Согласно данной теории человечество делится на простых людей, так называемый материал для продолжения рода, и необыкновенных сверхлюдей, наделенных талантами и способными двигать человечество вперед, развивать и улучшать его. Теория эта антигуманна по своей сути, потому что дает право «необыкновенному» человеку переступать через закон для общего блага.
    Раскольников и сам задается вопросом: «…вошь ли я, как все, или человек?». Чтобы раз и навсегда причислить себя к тому или иному типу, он решает убить человека. Для этой цели он выбирает Алену Ивановну, зловредную старуху процентщицу. С помощью этого так называемого «убийства по совести» Раскольников хочет доказать себе, что он сверхчеловек и избавить мир от «вши»: «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую…».
    Однако этот поступок имел для молодого человека неожиданные последствия. Душа его стала мучиться угрызениями совести, страхом и одиночеством. Совершив непоправимое, Раскольников словно отрезал себя от окружающих. Он запятнал себя убийством и стал изгоем. Оказалось, что убивать людей не так уж и просто. Соня уговаривает его сдаться с повинной.
    Хоть он и не знал раскаяния и винил только себя за малодушие и слабость, когда отправлялся на каторгу, там ему все же открылась истина. Во сне Родион увидел свою теорию в действии. Она уподобилась моровой язве, которая свела с лица земли все человечество. Так случился крах античеловеческой теории.

  2. Всё это звучит ужасно жестоко. Бесчеловечность этих идей сразу увидел следователь, даже отложил ту статью Раскольникова. Сонечка была в ужасе от подобных мыслей, абсолютно не христианских. Родители, друзья все ужаснулись этим идеям молодого человека. Раскольников совершил преступление, но денег не взял. Зря он задал себе вопрос типа «слабо ли»: если убью, перешагну через всё, то я человек, а нет, так нет. Доказал себе? Нет, он совершил преступление, но этим обрёк себя на муки: кошмары и угрызения совести.
    Ещё большой вопрос смог бы Наполеон убить старушку, даже ради денег? Отправлять войска в бой (и военные ведь тоже понимают, на что идут), это одно дело, а убить своими руками… Думаю, побрезговал бы! А те, кто отправляли на казни, тоже мучились совестью. Например, Иван Грозный, как я читал, часто каялся в церкви, видел кошмарные сны… Но и эпоха, кстати, была более жестокой.
    В общем, теория Раскольникова не выдерживает никакой критики. Она толкает её создателя на преступление, которое доводит героя почти до помешательства. И он сам запутывается, сам признаётся в своём грехе. Его жизнь почти разрушена, он ни во что уже не может поверить на каторге. Главным критиком этой философии выступает следователь, но и, с другой стороны, Сонечка. Тут две силы – разум и любовь. Я думаю, что они спасли героя от ещё одного преступления – самоубийства, эта теория и её последствия сжирали его изнутри. Пусть он и оказался на каторге, но ещё готов начать жизнь сначала!

    Сочинение 2

    Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – бывший студент Родион Раскольников, задавленный бедностью. Наблюдая за жизнью окружающих его людей, Раскольников видит человеческие страдания, нищету, унижение. Петербург предстает перед ним как город трущоб и роскошных кварталов, в котором процветают воровство, нищета, бродяжничество, проституция. В Раскольникове рождается чувство протеста. Как изменить существующий порядок? Надо встать над этим миром.
    Раскольников создает теорию, в которой все люди делятся на два разряда: «владыки» и «твари дрожащие». Первые – люди, управляющие всем миром. Они могут уничтожать все на своем пути для достижения цели. По мнению Раскольникова, к этой группе принадлежат Магомет, Наполеон, Ньютон. Вторые должны подчиняться первым. Раскольников не сомневается в непогрешимости своей теории. Она оправдывает «кровь по совести». Ему только необходимо выяснить, кто же он сам. Чтобы это проверить, Раскольников идет на убийство.
    Идея Раскольникова терпит поражение не только после, но и в самый момент ее осуществления. В нем растет брезгливое отвращение к тому, что он делает. После убийства старухи Раскольникову «захотелось все бросить и уйти», а когда его второй жертвой стала Лизавета, ему хотелось быстрее убежать отсюда.
    После преступления Раскольников испытывает потрясение, отчуждение от близких и отвращение к себе. Герой осознает, что не «старуху убил, а себя». Не смог переступить через кровь, а значит, он не из числа людей «высшего» разряда. Преступление будто вычеркнуло его из жизни, встало стеной между ним и людьми, и это одиночество становится невыносимым.
    Для развенчания идеи сильной личности автор использует систему двойников. Лужин и Свидригайлов тоже считают, что «сильным мира сего» «всё позволено». Раскольников чувствует, что ложная теория сближает его с ними, а он ведь, наоборот, хочет защитить людей от Лужиных и Свидригайловых. Теория завела героя в беспросветный тупик.
    Самое сильное воздействие на Раскольникова, на его решение прекратить «бунт» оказывает Соня Мармеладова. Она страдает вместе с ним, но не может принять его теорию. Соня помогла спасти душу Раскольникова. Достоевский показывает, что понять истину человек может только находясь рядом с другими.
    Раскольников осознал гибельность своей теории и ее антигуманную сущность и отказался от нее.

  3. Сознание Раскольникова уже окончательно поработила эта теория. Он не желает ничего для себя, но не в состояние смериться с несправедливостью в обществе. В нем борются свет и тьма, в конце концов теория одерживает вверх, и Раскольников идет на убийство, как человек потерявший над собой контроль. Он настолько слился с идеей, что поддался ей на практике. Автор утверждает, что над душами людей властвуют не только чувства и эмоции, но и такие злобные идеи, которые точно приведут к печальным последствиям. Достоевский вводит в повествование Свидригаелова для, того что бы показать почему эта теория ужасна. Свидригаелов циничен и жаден до денег, Раскольников понимает, что его взгляды близки, но одновременно он и не приятен Родиону.
    После преступления Раскольников мучается от того, что преступить то он преступил, на том же месте и остался. Это означало только то, что он относится к “тварям дрожащим”, а преступление было абсолютно бессмысленным.

    3 вариант

    Произведения автора Достоевского “Преступление и наказание” носит в себе довольно глубокий смысл, который он красивым и понятным литературным языком доносит до своего читателя, тем самым давая ему полностью понять и прочувствовать все те эмоции, которые он испытывал при написании произведения. В произведении автор также затрагивает темы человеческого Я, которое при взаимодействии с обществом может выдавать совершенно невероятные результаты, от которых у простого, неподготовленного читателя может закружиться голова. Автор высказал в своём произведении именно то, чего жаждало услышать общество, однако само боялось об этом говорить, именно потому это произведение стало таким популярным и читаемым. Называется данное произведение “Преступление и наказание”.
    В своём произведении автор описал схему работы человеческого общества, сказал именно то, о чём и думало общество в тот момент, о чём размышляло, чего боялось и к чему стремилось. Общество на то время было довольно алчным и обладало очень завышенной самооценкой, которая и регулировали разделение между слоями. В то время многие люди очень сильно задумывались насчёт социального разделения слоёв, ведь высшее общество серьёзно полагало, что если ты принадлежишь к высшим слоям, то ты на порядок выше любого человека из нижних слоёв, даже не говоря о навыках и талантах. Просто причисление к слою высшему считалось самой лучшим качеством человека. Прекрасным примером послужит персонаж Раскольникова.
    Раскольников – главный герой произведения, на котором автор и строит всю конструкцию своей темы, которую он собственно и раскрывает в произведении. Через его образ автор пытается донести тему того, что люди в то время очень сильно разделяли друг друга на социальные слои, относя себя то туда, то туда. Однако через образ и мировоззрение Раскольникова, и его дальнейший крах, мы видим, что данная тема верна и толкование её автором верно. Сама же теория Раскольникова заключается в том, что принадлежность человека к высшему обществу можно проверить одним способом – убийством. Он говорил о том, что если он не будет испытывать вины за убийство человека низкого слоя, то он принадлежит к слою высокому. Однако впоследствии он понял, что данная теория в корне не верна, отчего он и пересмотрел своё мировоззрение, и начал смотреть на мир по новому.
    10 класс

  4. Крушение теории Раскольникова.
    Достоевский открыл в человеческой
    душе такие пропасти и бездны,
    которые и для Шекспира, и для
    Толстого остались закрытыми.
    Е.Тарле.
    “Преступление и наказание одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого по сей день ведутся споры. Как отмечал Федор Михайлович, его новый роман- это “психологический отчет одного преступления”, которое совершил бедный студент Родион Раскольников. Однако в произведении речь идет не об обычном уголовном деле и Раскольников- это не обычный убийца, совершивший убийство из-за стесненных материальных обстоятельств.
    На написание произведения Достоевского натолкнуло дело Пьра Франсуа Ласьера, французского убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество.
    Сюжет разворачивается вокруг главного героя Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Одной из причин бунта Родиона является его бедственное положение: нечем платить за квартиру и за учебу, а сестра готова выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь ему. Такой жертвы герой принять не может, ибо он слишком горд. Гордость вот еще одна причина подтолкнувшая его к созданию чудовищной теории. Ведь его друг Разумихин находит другой, более разумный выход: он дает частные уроки. Но Раскольников не согласен так долго ждать, он слишком нетерпелив. Да к тому же, вся мировая история убеждает его в том, что сильные личности, пролившие кровь, не только не наказаны, но и считаются героями. Так рождается теория Раскольникова о делении людей на властелинов и “тварей дрожащих”. Согласно ей необыкновенный человек имеет право “разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия”. Задумав убийство старухи процентщицы, он решает проверить сможет ли он перешагнуть через себя и нравственные устои. “Тварь ли я дрожащая, или право имею?”- вот вопрос на который он пытается получить ответ.
    После совершения преступления он понял, что несмотря на совершенное убийство, он не смог перешагнуть через себя, через нравственную черту, так и остался “тварью дрожащей”. Следовательно его теория терпит крах, при столкновении “простой арифметики” с жизнью. Если один человек присваивает себе права уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то это безнравственно; кроме старухи-проценщицы, неожиданно убивает и безответную Лизавету- ту самую униженную и оскорбленную. ради которой совершенно преступление. Только на первый взгляд его рассуждение о двух разрядах людей очень логичны, но к какому разряду тогда отнести мать Радиона, сестру Дунечку, Соню? И не появится ли новый Раскольников, который сочтет, что они и есть “твари дрожащие” мешающие прогрессу. Достоевский считает, что каждая человеческая жизнь уникальна, и никто кроме Бога не может лишить человека жизни. С точки зрения христианства герой грешен, но не только потому, что совершает убийство, а потому, что он не любит людей, считает их “тварями дрожащими”, а себя возможно избранным, “имеющим право”.
    Почему же Раскольников так легко смог переступить границу, отделяющую идею от ее реального воплощения. Во-первых, он не боится быть отверженным от людей, в том числе и от самых близких. Во-вторых, он не боится Бога. И только Соня помогает ему возродиться к жизни. Она твердо убежденна в том, что все люди имеют одинаковое право на жизнь, и ничем нельзя оправдать насилие и преступление. Она не понимает и не воспринимает теорию Раскольникова, противопоставляя ей любовь к людям, кротость и терпение. Именно Соня убеждает Радиона в необходимости покаяться, “донести на себя”, очиститься, искупить свой грех страданием и начать новую жизнь. В конце Раскольников приходит к следователю и признается в убийстве. Герой не меняет свое отношение к собственной теории, совесть его не мучила; сожалеет он лишь о том, что так “глупо и глухо пропал” поддавшись собственной слабости. На каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни. Его воскресила любовь Сони, и в конце эпилога Радион впервые открыл Евангилие, и мы понимаем, что с этого момента наступил новый этап в его жизни- этап возрождения.
    В романе “Преступление и наказание Достоевский призывает к преодолению эгоизма, гордыни, христианской любви к ближнему, к очистительному страданию.
    Добавил: Judo57rus

  5. Произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» наглядный пример того, как совесть может повлиять на решение человека и его судьбу. В произведении раскрываются все стороны человека, и порой каждый человек задумывается на тему «Тварь ли я дрожащая, или право имею».
    На данную тему многие люди имеют неоднозначное мнение. В каком бы возрасте человек не читал «Преступление и наказание» мнение никогда не совпадает, даже если читает это один и тот же человек. На самом деле Достоевский очень глубоко затронул тему психологии человека, показывая людям то, какими могут быть последствия совершенных действий.
    Родион Раскольников – обычный человек со своими проблемами и мыслями. Однако его действия, мысли и чувства приводят к неоднозначному убийству, после чего герой романа сам же себя и наказывает вечными муками по поводу совершенного преступления.
    По ходу романа писатель описывает состояние Раскольникова, которое приводит бедного студента к теории. Постепенно теория героя убивает его изнутри и толкает на ужасное преступление. Однако Родион не подозревает, что совершенное деяние сможет настолько искалечить его жизнь.
    Достоевский описывает имущественное положение Раскольникова, как бы оправдывая молодого человека. Условия жизни студента не то, что плохи, они просто невыносимы, и именно это породило в нем некую теорию.
    По роману не только Раскольников находится в состоянии полного разрушения, но и другие герои, такие как Мармеладов и Сонечка. Их жизни также лишены какого-либо смысла, поэтому им приходится нарушать моральные нормы: Мармеладов спивается, а Сонечка вынуждена идти на панель.
    Крах теории Родиона Раскольникова случается в тот момент, когда он сам понимает, что переступил порог. Совесть мучает молодого человека настолько, что он буквально сходит с ума. Достоевский пытается поведением Раскольникова донести до читателя мысль о том, что любая человеческая жизнь важна, и никто не вправе решать судьбу человека за него самого.

  6. Теория
    Родиона Раскольникова и ее крушение.

    Роман
    “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге.
    Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа
    трансформировался в “психологический отчет одного преступления”.
    Сам Достоевский
    в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения:
    “Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в
    крайней бедности, …поддавшись некоторым странным неоконченным идеям…,
    решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну
    старуху…” При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет
    употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и
    сестре, уехать за границу и “потом всю жизнь быть честным, твердым,
    неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству”.
    В этом
    высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: “студент,
    живущий в крайней бедности” и “поддавшись некоторым странным
    неоконченным идеям”. Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания
    причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение
    героя, приведшее к болезни и к болезненной теории или теория, явившаяся
    причиной ужасного положения Раскольникова.
    Достоевский в
    своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению
    писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает,
    делает несостоятельной любую теорию и самую передовую, революционную, и самую
    преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, И потому главная философская
    мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений,
    а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными
    процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей
    основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство
    старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой
    способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию:
    преступление, которое совершил Раскольников это низкое, подлое дело, с точки
    зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступил свою
    человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением Раскольников
    вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. “Я не
    старуху убил, я себя убил,” признался он Соне Мармеладовой. Эта
    отрезанность от людей мешает Раскольникову жить.
    Человеческая
    натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не
    может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников.
    Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет
    по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему
    верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность;
    то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности
    общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об
    убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то
    непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории к
    какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к
    “низшему” разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может
    обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны.
    Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает.
    Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, он не может этого
    пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и
    Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. “Мать,
    сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?” Человеческая натура
    его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория
    победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре
    своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова:
    тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит
    преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния
    Раскольникова.
    Достоевский не
    показывает нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о
    том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком
    может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной.
    Идея героя о
    праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

  7. Теория
    Раскольникова и ее крушение

    Примерный
    текст сочинения

    “Преступление
    и наказание” — это идеологический роман, в котором сталкивается
    нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток
    психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в
    современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в
    то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических
    теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился
    показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству,
    пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.
    Главная идея
    романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и
    одаренного человека, не имеющего возможности продолжать образование в
    университете, влачащего нищенское, недостойное человека существование. Рисуя
    жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает,
    как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его
    помыслами, толкая на убийство.
    Значит, идеи
    Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме
    того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую
    индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической
    памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо
    нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу
    видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно
    прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а
    его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если
    невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов,
    значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во
    внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его
    воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество
    на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности,
    “сверх-человеки” типа Магомета и Наполеона, а с другой — серая,
    безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием
    — “тварь дрожащая” и “муравейник”.
    Обладая
    изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне
    естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно,
    ему хочется думать, что он — сильная личность, которая, по его теории, имеет
    моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели. Какова же эта
    цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет
    зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях.
    Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху,
    воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли
    Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной
    демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма,
    допускающей “кровь по совести”, нарушение моральных норм, принятых
    большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без
    жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими
    историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли
    властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к
    людям несовместима с насилием и презрением к ним.
    Правильность
    всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает
    и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает
    проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства
    значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников
    убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру
    Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной,
    забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ
    прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как
    нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода
    есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие
    неладное, пытаются открыть запертую дверь. Раскольников стоит с поднятым топором,
    очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще
    после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный
    способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.
    Достоевский детально
    исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством
    страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в
    полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается
    болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство
    одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное
    выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он “как
    будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего”. Казалось бы, улик
    против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи
    деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает
    Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не
    раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался
    переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо
    кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже
    такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но,
    несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой,
    нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он
    разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль
    властелина, а значит, увы, относится к “твари дрожащей”.
    Когда мучения
    Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой,
    признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой,
    невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой
    жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней
    союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает
    она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в
    самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской
    любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается
    своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает
    теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь
    не смиренная жертва обстоятельств и не “тварь дрожащая”. В страшных,
    казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и
    высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по
    мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются
    единственным путем к преобразованию общества.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.kostyor.ru/

  8. Влияние современных идеологических течений, которые отрицали веру во все духовное и культурное, также имели немаловажное значение в его дальнейших поступках. Человек, в таком грязном и несправедливом мире не может жить честно и правильно. Ежедневно Раскольников наблюдает за нарушением всех человеческих принципов. Люди грабят, пропивают, идут на панель лишь для того, чтобы прокормить себя и свою семью. Если окружающие могут переступить через все установленные принципы, почему бы и Раскольникову не сделать что-то подобное?
    Популярная теория о «сверх-человеке» и «тварях дрожащих», то есть великих и нищих, толкает главного героя на раздумья о том, что и он может совершить великие дела. Он может стать этим сверх-человеком. Он может решать судьбы других людей. Он может расправляться с вредителями. По его мнению, именно старуха–процентщица, которая наживалась на страданиях других, не имела право на дальнейшее существование. Раскольников решил избавить мир от такой никчемной и ненужной личности. Но, в момент убийства, ему приходится совершить двойное преступление и убрать из жизни сестру Лизавету, которая случайный образом застала Раскольникова. И здесь действуют уже совершенно другие мотивы. Лизавету преступник убивает не из-за ее ненужности, а для того чтобы скрыть следы своего деяния.
    Читая сюжет убийства, мы видим, что Раскольников стоит с высоко поднятым топором, он готов убить любого, кто войдет. Вот и потерпела его теория о добром деянии сверх-человека полный крах.
    Дальнейшая жизнь главного героя превращается в ад. Он постоянно испытывает чувство страха, он может избежать наказания, но его внутренние терзания не дают нормально жить. Он считает, что сделал все правильно, но что-то внутри грызло и разрушало его. Такие душевные мучения и привели Раскольникова к раскаянию. Его поступок был неоправданным, он потерпел крах и привел к жесточайшему убийству, которое никому не помогло и ничего не спасло.

  9. Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: “Как я провел лето?”

    Ф. М. Достоевский

    Теория Раскольникова и ее крушение

    Примерный текст сочинения
    “Преступление и наказание” — это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.
    Главная идея романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, не имеющего возможности продолжать образование в университете, влачащего нищенское, недостойное человека существование. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.
    Значит, идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, “сверх-человеки” типа Магомета и Наполеона, а с другой — серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием — “тварь дрожащая” и “муравейник”.
    Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он — сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели. Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей “кровь по совести”, нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.
    Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие неладное, пытаются открыть запертую дверь. Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.
    Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он “как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего”. Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к “твари дрожащей”.
    Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же
    принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской
    любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не “тварь дрожащая”. В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *