Сочинение на тему милосердие 11 класс егэ аргументы

9 вариантов

  1. Текст из ЕГЭ

    (1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст. (4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше. (6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл.
    (17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь? (25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
    (З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом. (36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.
    (По Ф. Искандеру)

    Вступление

    Милосердие – чувство, отличающее человека от животного. Благодаря этому чувству мы выстраиваем взаимоотношения с окружающими, становимся способными к состраданию, сочувствию.
    Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов.

    Проблема

    Что же такое истинное милосердие? Стоит ли ожидать благодарности за содеянное добро в адрес случайного человека? Нужна ли эта благодарность людям?
    Над этими вопросами размышляет Ф. Искандер в своем тексте. Проблема милосердия – одна из основных в его творчестве.

    Комментарий

    Автор вспоминает случай из собственной жизни, когда в подземном переходе он увидел нищего слепого музыканта, просящего подаяния. Вокруг никого не было. Оказавшись рядом с музыкантом, лирический герой Искандера машинально выгреб мелочь из кармана и положил ее в железную банку, стоящую перед музыкантом.
    Пройдя дальше, он с удивлением обнаружил, что карман все так же полон. Он вернулся и снова выгреб деньги. Через несколько шагов вновь обнаружилось, что карман наполнен монетами.
    Герой уже готов был кричать о чуде, как вдруг понял, что мелочь просто застревала в складках кармана. Действия его были настолько наполнены автоматизмом и равнодушием, что он просто не замечал остававшихся денег.
    Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Ведь много раз он проходил мимо и от спешки или из лени не давал ничего. Возможно, потому, что вокруг было очень много людей, а в этот раз музыкант пел и играл только для него.
    Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Только тогда милосердие будет бескорыстным: «Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом».
    Добро и благодарность сопоставляются в тексте с торговлей.

  2. Размышляя над данной темой, можно выделить два основных вопроса: что значит милосердие, и чем является по своей природе? И какова роль милосердия в современном обществе. В этих вопросах я попробую разобраться с помощью нескольких примеров и рассуждений.
    Многие авторы в своих произведениях поднимали проблему милосердия. Одним их ярчайших примеров является рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека”. Главный герой-Андрей Соколов потерял во время войны то, что незабвенно дорого каждому человеку-семью. Казалось бы, нет смысла жить, нет сил воевать, но Андрей смог проявить милосердие. Оно заключалось в том, что он притворился , а в последствии стал самым настоящим отцом,осиротевшего мальчика и забрал его к себе. Соколов пожалел ребенка, проявил по отношению к нему доброту, нежность-это есть милосердие. Также стоит отметить, что милосердие-это то, что должно сопровождать человека всегда, потому что “милое сердце”-это один из самых ценных и прекрасных даров, которые есть на Земле. А все потому что милосердие-это не только хорошо или правильно, но и иногда это путь к спасению других.
    Нельзя не упомянуть и о другом прекрасном произведении – “Война и мир” Льва Толстого. Наташа Ростова проявила самое что ни на есть настоящее милосердие, когда отдала подводы, на которых ее семья могла вывезти свое имущество, для раненых. Она поняла, что помощь другим-важнее всего. Таким образом, мы пришли к выводу, что милосердие-это так же способность к самопожертвованию, бескорыстию, потому что иногда, чтобы помочь кому-то нужно самому лишиться.
    Мы узнали о том, что такое милосердие, но какую роль оно играет в современности, имеет ли оно место быть и нужно ли оно современному человеку?

  3. Л.Н. Толстой “Война и мир”

    Когда люди уезжают из захваченной французскими войсками Москвы, Наташа Ростова решает отдать подводы раненым. Героиня ценит жизни других людей гораздо больше, чем свое материальное состояние: подводы предназначались для перевозки ее вещей, в том числе приданого. Наташа Ростова совершает этот поступок из милосердия, показывая свои лучшие внутренние качества.

    М. Шолохов “Судьба человека”

    Андрей Соколов прошел все тяготы войны. Война лишила его самого дорогого – детей и любимой жены. Казалось бы, после этого герой не смог бы видеть в мире доброту. Но сердце героя не очерствело. Узнав маленького Ваню, мальчика-сироту, он решил представиться отцом ребенка и усыновить его. Этот поступок Андрей Соколов совершил из милосердия. Герой не оправился от войны, но Ваня оживил его душу. Два одиноких человека нашли друг друга.

    Н.Д. Телешов “Домой”

    Семка, сын переселенцев, после смерти родителей решил во что бы то ни стало добраться до своей родной деревни. По пути он встретил дедушку Неизвестного. Они шли вместе. В дороге Семка заболел. Неизвестный принес его в город, в больницу, хотя знал, что появляться там опасно. Дело в том, что Неизвестный уже несколько раз сбегал с каторги. В городе его взяли снова. Дедушка знал, на что идет, но жизнь ребенка была для него важнее. Этим человеком двигало милосердие, сострадание. Судьба ребенка для него была гораздо важнее собственной.

    И. Бунин “Лапти”

    В одной деревне тяжело болел ребенок. Он почему-то все время просил красные лапти. Нефед, узнав об этом, решил, что лапти нужно достать, раз “душа просит”. Герой в непогоду отправился в Новоселки за лаптями и фуксином. Нефед погиб по пути обратно. Он знал, что рискует, но ради ребенка был готов на этот опасный поступок, совершенный из милосердия. Герой оценил желание больного ребенка выше, чем собственную жизнь.

  4. ЕГЭ. ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ на тему «Милосердие».
    Основные мысли:
    1.Нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.
    2.«Милосердие» – понятие устаревшее.
    3.Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?
    4.Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.
    5.Исчезало оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.
    6.Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
    7.Литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.
    8.Нельзя было рассказать о многих трагедиях, именах, событиях.
    9.К теме милосердия надо призывать и призывать… чтобы лечить глухоту души.
    Вступление:
    Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? Об этом рассуждает Д. Гранин в своей статье.
    Проблема:
    Автор поднимает очень важную проблему: проблему утраты милосердия.
    Комментарий:
    Эта проблема актуальна, потому что милосердие – одно из основных качеств нравственного человека. Сегодня милосердие встречается все реже, на замену ему пришли жестокость и равнодушие. В своей статье Гранин пишет о том, что необходимо призывать людей к милосердию, «чтобы лечить глухоту души», и доказывает это такими примерами, как: Пушкин и его «Пир Петра Первого», «Капитанская дочка», «Выстрел», «Станционный смотритель», где Александр Сергеевич «милость к падшим призывал»; Гоголь, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Короленко, Чехов и Лесков, творчество которых пронизано пушкинским заветом милости к падшим; «Муму» И.С. Тургенева; а также Сонечку Мармеладову, героиню романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, и Катюшу Маслову, героиню романа «Воскресение» Л.Н. Толстого.
    Позиция автора:
    «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности» – именно эта мысль отражает авторскую позицию.
    Мое мнение:
    Я согласна с Д. Граниным, потому что именно милосердие определяет, насколько человек духовно развит, и считаю, что каждый должен стараться воспитать в себе это качество.
    Эту мысль подтверждает мой жизненный и читательский опыт.
    1 аргумент (жизненный опыт):
    Люди скупы на милосердие и в наши дни. Вместо того чтобы погладить или покормить животное, вынужденное жить на улице, на него либо не обращают внимания, либо стараются причинить боль, бросив камень или пнув ногой. Как это характеризует нас? Мы разучились брать на себя ответственность за тех, кто слабее нас, мы разучились быть добрыми. Прошлым летом на весь мой двор раздавался жалобный скулеж щенков. Поначалу я не понимала, что происходит, думала, что кто-то снова обижает животных: выглядывала в окна, но так никого и не увидела. Тогда, когда я вышла на улицу, я попыталась найти щенков по этим жалобным звукам – они обнаружились под гаражом. Кажется, их было трое, по крайней мере, стольких я увидела в темноте. Матери рядом не наблюдалось, и почти все лето вместе с мамой я подкармливала их и носила мисочку с молоком. Потом они странным образом исчезли, и, как бы мы их не искали, найти их снова не смогли. Может, они ушли куда-то еще… Мне бы хотелось верить, что они живы и сейчас и что с ними все в порядке. Самое печальное в этой истории то, сколь много безразличных людей живет рядом со мной… Ведь даже если я, живя на пятом этаже, услышала их, то почему никто больше их не услышал, а если и услышал, почему никто ничем не помог. Хотя бы самым малым. Хотя бы своей лаской…
    2 аргумент (читательский опыт):
    Примером явной утраты милосердия может служить образ Чубатого, героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Человеческая жизнь для него ничего не стоит, для него человек – «гриб-поганка», «поганый», «нечисть». Потому и убивает он без всякого сожаления пленного, сдавшегося австрийца, применяя ужасный баклановский удар, который не то что человека – лошадь разрубит пополам. И врет казакам, говоря, что австриец пытался бежать, вот и убил он его, без зазрения совести.

    Заключение:

    Таким образом, милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая, и как говорил Р. Роллан: «Добро – не наука, оно – действие».

  5. ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ
    1. В романе Л.Н. Тостого “Война и мир” Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.
    2. В повести Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие…” пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.
    ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ
    1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.
    2. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.
    ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ
    1. В романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.
    2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап – честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий – романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.
    ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ
    1. В романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда “просит милости” у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.
    2. Самоотверженная любовь – одна из тем романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман – и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.
    ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ
    1. В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории “разрешения крови по совести”, главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.
    ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    1. В рассказе И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” американский миллионер служил “золотому тельцу”. Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.
    2. В романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.
    ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ
    1. В “Письмах о добром и прекрасном” Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.
    2. Рэй Брэдбери в романе “451 градус по Фаренгейту” показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.
    ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
    1. В романе И.А. Гончарова “Обломов” Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.
    2. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.
    ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
    1. В повести Б.Л. Васильева “Летят мои кони…” смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.
    2. В повести В.Г. Короленко “Слепой музыкант” Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.
    ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ
    1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева “А зори здесь тихие…”. Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.
    2. В повести В.Быкова “Сотников” рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.
    ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.
    2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда “Парфюмер. История одного убийцы”. Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй – пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.
    ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА
    1. В романе В.А. Каверина “Два капитана” Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.
    2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина “Живи и помни”. Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.
    ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА
    1. В романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни – деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.
    2. В романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” Квазимодо – горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.
    ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ
    1. В повести В.Г. Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.
    2. В повести В. Быкова “Сотников” партизан Рыбак предает родину и соглашается служить “великой Германии”. Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО
    1. Ю.Я. Яковлев в рассказе “Разбуженный соловьями” пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.
    2. Любовь к родному краю – главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. “Жнецы”, “Захарка”, “Спящий пастушок” – вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
    1. В романе И.А. Гончарова “Обломов” главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича .
    2. В стихотворении “Мой путь” С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.
    ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ
    1. Главная тема романа И.А. Гончарова “Обломов” – судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.
    2. Из книги М. Мирского “Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко” я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
    3. Д.С. Лихачёв в “Письмах о добром и прекрасном” утверждает, что “нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить”. Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.
    ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ
    1. В повести Г.Н. Троепольского “Белый Бим Чёрное ухо” рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.
    2. В романе Эрика Найта “Лесси” семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.
    ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ
    1. В повести В.Г. Короленко “Слепой музыкант” Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.
    2. В рассказе А.И. Куприна “Тапёр” мальчик Юрий Агазаров – музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.
    ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ
    1. В романе Бориса Пастернака “Доктор Живаго” главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго – свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.
    2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона “Мартин Иден”. Главный герой – матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.
    2. В романе И.А. Гончарова “Обломов” Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии “Casta Diva” пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал “такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг”.
    ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ
    1. В повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнада, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.
    ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести Льва Кассиля “Великое противостояние” Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню “Священная война”. Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.
    ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ
    1. В романе В.Д. Дудинцева “Белые одежды” профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.
    2. Г.Н. Троепольский в повести “Кандидат наук” выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.
    ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ
    1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.
    2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.
    ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
    1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.
    2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.
    ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
    1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.
    2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.
    ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ
    1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.
    2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.
    ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
    1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.
    2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.
    ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ
    1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.
    2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.

    ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

    1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.
    2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.
    ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
    1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.
    2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.
    ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ
    1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.
    2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.

    ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

    1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.
    2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.
    ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ
    1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.
    2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.
    ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ
    1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.
    2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.
    ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ
    1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.
    2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.
    ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ
    1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.
    2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.
    ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
    1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.
    2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.
    ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
    1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.
    2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.

  6. 6
    Текст добавил: Mr_Android_Game_Channel

    Представляем Вашему вниманию материалы для аргументации сочинения по теме Милосердие, сочувствие, сострадание. Ниже приводятся проблемы, тезисы, цитаты и аргументы по данному направлению сочинения.
    Проблемы тематики Милосердие, сочувствие, сострадание
    Проблема милосердия и сочувствия. Проблема сострадания, любви в ближнему. Проблема активной помощи человеку.
    Проблема востребованности, отзывчивости, сострадания.
    Проблема чуткости и бездушия.
    Утверждающие тезисы по теме Милосердие, сочувствие, сострадание
    Чувство милосердия никогда не исчезнет из человеческих сердец.
    Милосердие необходимо всему живому.
    Любить человека — вот главный принцип гуманизма. Мы несём ответственность за чужую жизнь.
    Помоги, утешь, поддержи — и мир станет чуточку добрее.
    Цитаты по теме милосердия, сочувствия, сострадания
    Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.
    (В. Гюго)
    Милостыня развращает и подающего, и берущего, и сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство.
    (Ф. Достоевский)
    Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
    (Ф. Достоевский)
    Сочувствовать горю — человечно; облегчать его — божественно.
    (Г. Манн)
    Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.
    (Л. Толстой)
    Пословицы и поговорки на тему милосердие, сочувствие, сострадание
    Милостивому человеку и бог подаёт.
    Нет больше милосердия, как в сердце царевом. Свет не без добрых людей.
    На бога уповай, а от добрых людей не отставай. Кто добро творит, тому бог отплатит.
    Сочувствие — это готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания.
    Сострадание — жалость, вызываемая чьим-нибудь несчастьем, горем.
    Жизнь всегда даёт нам шанс проявить милосердие, и здесь каждый человек выбирает сам, по какой тропинке он пойдёт.
    Милосердие требует приложения труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний.
    Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.
    Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы.

    Аргументы по теме милосердие, сочувствие, сострадание

    А. Куприн «Чудесный доктор»
    В рассказе А. Куприна «Чудесный доктор», основанном на реальных событиях, автор показывает нам человека, измученного нищетой, готового в отчаянии покончить жизнь самоубийством.
    Спасает его от этого шага случайная встреча с известным доктором Пироговым, который оказался рядом и заговорил с ним. Пирогов помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи меняется самым счастливым образом.
    Эта история красноречиво подтверждает мысль о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей. Действительно, всё живое связано невидимыми, но прочными нитями причинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству мироздания, вызывая те или иные последствия.
    Ободряющее слово, заботливый взгляд, ласковая улыбка помогают человеку добиться успеха, укрепляют его веру в свои силы.
    А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
    В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» писатель изобразил крестьянку Матрёну, чьи сердце и душа были наполнены человечностью, бескорыстием, состраданием и любовью ко всем, даже к незнакомым людям. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: она не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта.
    Особенно сильно её милосердие проявилось в ситуации с горницей, когда она позволила разобрать свой дом, в котором прожила всю свою жизнь, ради воспитанницы Киры, так как той негде было жить. Героиня жертвует всем ради других, ради страны, соседей, родных.
    Однако после её тихой смерти в рассказе описано жестокое поведение её родных, которых просто захлёстывает жадность. И читатель приходит к мысли о том, что, благодаря своим душевным качествам, именно Матрёна делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.
    Б. Васильев «Летят мои кони…»
    В произведении «Летят мои кони…» Борис Васильев рассказывает историю про замечательного человека — доктора Янсена. Из чувства сострадания доктор ценой своей жизни спас детей, провалившихся в канализационную яму.
    Л. Н. Толстой «Война и мир»
    Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, жил со всеми в дружбе: и с французами, и с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и, что важнее всего, научил его ценить жизнь.
    М.А. Шолохов «Судьба человека»
    В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов повествует о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех своих родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, даже если кажется, что ни сил, ни желания уже нет.
    В. Гюго «Отверженные»
    В. Гюго в своём романе «Отверженные» рассказал читателю историю вора, который, переночевав в доме епископа, утром украл у него серебряную посуду. Полицейские задержали преступника и доставили его в дом епископа, который и предоставил вору ночлег. Тем не менее священник, живущий по библейским принципам, которые учат не причинять боль ближнему, сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи взял с разрешения хозяина. Вор, поражён ный услышанным, за одну минуту пережил подлинное перерождение: ему поверили, впервые поверили в то, что он человек. Эта вера изменила вора, и после этого события он не мог не стать честным человеком.
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    Раскольников из чувства сострадания отдаёт последние деньги на похороны Мармеладова.

  7. 1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    В романе Александра Сергеевича Пушкина раскрывается проблема милосердия на примере центрального образа Емельяна Пугачёва через взаимоотношения с Петрушей Гринёвым. В начале своего самостоятельного пути Пётр в буран встречает Пугачёва – безвестного беглого казака. Встреча в стихии стала символичной. Восстание, которое позже возглавит Пугачёв, объявивший себя Петром III, тоже окажется стихией, из которой выйти целым и невредимым поможет Гринёву милосердный поступок. Подаренный когда-то тулупчик станет тем шагом милосердия, который впоследствии спасёт Петра от виселицы. Милосердие Пугачёва не в пример масштабней, чем добро молодого барина. Сначала самозванец дарит Петруше жизнь, а потом спасает его невесту. Так добрые дела становятся проявлением милосердия.

    2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    Роман Михаила Александровича Шолохова повествует о самом жестоком и кровавом времени, в водовороте которого гибнут люди. Остервенение противоборствующих сторон кажется безграничным. Подтёлков расправляется без суда и следствия с Чернецовым, расстреливает пленных. Затем таким же образом поступают казаки с ним. Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова – брата своего друга, казачьего атамана. Казаки сопровождают красного командира Лихачёва и издеваются над конвоируемым пленным самым жестоким образом: вырезают глаза, отрубают конечности, и только потом зарубают насмерть. Цепь кровопролитий пытается остановить Григорий Мелехов. Он стремится прервать цепь жестокостей: спасает пленных, спешит вслед за отправленными через все казачьи станицы большевиками, желая избежать кровопролития и спасти Мишку и Ивана Алексеевича. Но он не успевает. Мольбой о милосердии звучат строки, когда пленные обращаются к конвоиру с просьбой попить. Он наливает им воды в корыто, из которого пьёт скотина, пасущаяся в степи. Встав на колени, Иван Алексеевич поднимает глаза к небу, к этому бездонному вечному небу, словно вопрошая о милосердии. Но небо молчит. Нет милосердия в такое жестокое время. Однако на милосердие способны только старики и дети. Об этом свидетельствует поступок казачки, подобравшей пленного молодого большевика, прикинувшегося сумасшедшим; плачущий ребёнок да старик, наливший воды в корыто для страждущих. Лишь проявивший милосердие способен на звание человека.

    3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

    Тема милосердия одна из главных в романе М.А. Булгакова. Она проходит через все временные пласты. В Ершалаимских главах в истории Иешуа вопрос о милосердии является главным: заслуживает бедный философ казни или прощения? Для Понтия Пилата этот вопрос оказывается неразрешимым. Желая спасти бродячего нищего, он неспособен принять верное решение, обрекая Иешуа на смерть, а себя на страдания. Вопрос милосердия актуален в любое время. Воланд, пришедший на землю Москвы, пытается найти милосердие в сердцах граждан «нового» социалистического государства. Ничего не меняется, несмотря на декларацию других ценностей: они также жадны, корыстны и завистливы, как две тысячи лет назад. Однако Воланд делает вывод, что милосердие стучится и в их сердца. Только когда жестокость становится слишком явной: в тот момент, когда конферансье Бенгальскому отрывают голову в театре Варьете. Даже на балу у сатаны Маргарита просит милосердия для Фриды, задушившей собственного сына, которая страдает столько лет. Каждый достоин сочувствия и милосердия. Именно милосердие спасает людей в самых страшных жизненных ситуациях.

    4. В. Тендряков «Хлеб для собаки»

    В страшные годы сталинского тоталитаризма десятки тысяч крестьян были раскулачены. Обречённые на голодную смерть, они умирали на станциях следования на место ссылки. Главный герой рассказа – мальчик Володя Тенков – не может не проявлять милосердия. Совесть не позволяет ему есть спокойно обед, приготовленный мамой. Он мечтает поделиться с голодными из пристанционного скверика: шкилетниками и слонами. Однажды ему это удаётся, он выносит кусок хлеба и картошку и отдаёт всё это богатство первому встречному слону. Но на другой день пришла Отрыжка – страшная, изуродованная женщина – и обманом забрала у мальчика подачку, приготовленную для другого. Через день добрый десяток убогих нищих уже ожидал Володю во дворе. Страх и отвращение победили милосердие. Он закричал и прогнал всех голодных. Отец сурово сказал мальчику, что всех ему не накормить. И тогда ребёнок начал носить хлеб бродячей собаке. Она брала хлеб и убегала. А Володя кормил свою совесть и проявлял милосердие, так необходимое в это страшное время.

  8. Сначала вспомним лексическое значение этих слов.
    Бескорыстный – чуждый корыстных интересов.
    Корысть – выгода, материальная польза.
    Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
    Благотворитель – тот, кто занимается благотворительностью.
    Благотворительность – благотворительная деятельность.
    Благотворительный – 1.О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на общественную пользу.2.Направленный на оказание материальной помощи неимущим.

    1

    Перед вами интерпретация события  из очерка  Д.А.ГРАНИНА  «МИЛОСЕРДИЕ».
    Автор рассказывает о случае, который произошёл с ним.  Однажды он упал и сильно ушибся. Еле-еле дошёл до ближайшего подъезда, был уже в шоковом состоянии. И всё-таки решил дойти до дома. Он был весь наполнен обострённым ожиданием помощи. Но… никто не помог.
    Рассуждения писателя о таком отношении людей привели его к выводу о том, что уровень нашей отзывчивости заметно снизился. Автору захотелось вспомнить … военное время, когда «в голодной окопной жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него». Были, конечно, и исключения, Но автор заостряет внимание на главном жизненном правиле той поры – милосердии.
    Писателя не покидает вопрос: что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
    Дополнительные сведения
    Даниил Александрович Гранин (1919…) — русский  писатель и общественный деятель.
    Произведения:
    1954 – роман «Искатели»
    1962 – роман «Иду на грозу»
    1969 – повесть «Кто-то должен» (об учёных, о моральном выборе)
    1977-1981  «Блокадная книга» (хроники блокадной эпопеи Ленинграда; в соавторстве с Алесем Адамовичем)
    1987 – «Зубр» –  документальный биографический роман о Н.В.Тимофееве-Ресовском)
    1994 – «Бегство в Россию»
    1997 – эссе «Страх»
    2000 – исторический роман «Вечера с Петром Великим»
    и др.
    Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981) – биолог, генетик. Основные направления исследований: радиационная генетика, популяционная генетика, проблемы микроэволюции.

    2

    Интерпретация фрагмента из статьи К.И.ЧУКОВСКОГО  «АННА АХМАТОВА».
    К.И.Чуковский знал А.А.Ахматову с 1912 года. Из воспоминаний этого писателя мы узнаём о ней как о человеке, который в любое время поможет, несмотря на то, что сама она часто испытывала жизненные затруднения. К.И.Чуковский рассказывает о событии, которое произошло в 1920 году. В Петрограде был лютый голод. Один из заезжих друзей оставил Ахматовой  большую и красивую жестянку, где находился сверхпитательный, сверхвитаминный  концентрат, изготовленный в Англии фирмой «Нестле».  Одну маленькую ложку этого концентрата, разведённого в кипячёной воде, можно было считать самым сытным обедом. Однажды Ахматова, провожая гостей,  ничуть не жалея, отдала  «Нестле» К.И.Чуковскому, сказав, чтобы он позаботился о жене.
    Дополнительные сведения
    Корне?й Иванович Чуко?вский (1882-1969) – русский  советский поэт, публицист, критик, переводчик и литературовед, детский писатель.
    Сказки:
    Крокодил (1916)
    Тараканище (1921)
    Мойдодыр (1923)
    Муха-Цокотуха (1924)
    Бармалей (1925)
    Телефон (1926)
    Федорино горе (1926)
    Краденое солнце (1927)
    Айболит (1929)
    Приключения Бибигона (1945-1946)
    Дошкольное воспитание:
    От двух до пяти
    Статьи:
    История моего «Айболита»
    Как была написана «Муха-Цокотуха»
    Страничка Чукоккалы
    Анна Андреевна Ахматова (Го?ренко); (1889-1966) – русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; одна из известнейших русских поэтов ХХ века.
    Известна своей трагической судьбой. Хотя она сама не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей. Её муж  Н.С.Гумилёв в 1010-1918 гг., расстрелян в 1921 г. Николай Пунин, спутник её жизни в 30-е годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 г. Единственный сын Лев Гумилёв находился в заключении в 1930-1940-х  и 1940-1950-х г. Опыт жены и матери «врагов народа»  отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой – поэме «Реквием».
    Признанная классиком  отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни). Многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
    Произведения
    “Вечер” 1912 г.
    “Чётки 1914—1923 гг.
    “Белая стая” 1917, 1918, 1922 г.
    “Подорожник” 1921 г.
    “Бег времени” 1965 г.
    “Ре?квием” 1935-1940 гг.
    и др.

    Интерпретация  фрагмента из книги А.СЕДЫХ «ДАЛЁКИЕ, БЛИЗКИЕ».
    Русский композитор  Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ… В книге А.Седых «Далёкие, близкие»  автор делится впечатлениями от одного эпизода из жизни этого человека, нарушая  слово, которое дал ему.
    Однажды А.Седых в одной из газет написал о молодой женщине, которая попала в  тяжёлое положение. На следующий день Рахманинов выслал чек на 3000 франков.  Единственное условие, которое он поставил, чтобы об этом не сообщалось в газете и чтобы никто, тем более эта женщина, не знал о его помощи.
    Сергей Васильевич Рахманинов, действительно, был бескорыстным, давая крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылая старым друзьям в Москву и Петербург множество посылок, устраивая ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов.
    Дополнительные сведения
    Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) – русский композитор, пианист и дирижёр.  Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку ХХ века.
    Произведения:
    опера «Скупой рыцарь»
    этюды-картины для фортепиано
    романсы:  «Не пой, красавица, при мне» (на стихи А.Пушкина), «Весенние воды» (на стихи Ф.Тютчева) и др.
    русские песни для хора и оркестра
    симфонические танцы
    Римский-Корсаков – Рахманинов,  «Полёт шмеля»

                                                       4 
    В книге В.А.ГИЛЯРОВСКОГО  «МОСКВА И МОСКВИЧИ» (очерк «БУЛОЧНИКИ И ПАРИКМАХЕРЫ») читатель узнаёт о предпринимателе-булочнике  ФИЛИППОВЕ, который прославился не только выпечкой далеко за пределами Москвы, но и своей щедростью, честностью, бескорыстием. Другие булочники могли наживать деньги, продавая лежалый товар по благотворительным заказам на подаяние заключённым. Он не только такого не допускал, но и прибыль целиком отдавал на улучшение пищи больным арестантам.
    Дополнительные сведения
    Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935) – писатель, журналист, бытописатель Москвы.
    Основные работы:
    “Трущобные люди” (1887)
    “На родине Гоголя” (1902)
    “Москва и москвичи” (1926)
    “Мои скитания” (1928)
    “Люди театра” (опубликована 1941)
    «Москва и москвичи» – главная, наиболее известная книга В.А.Гиляровского. Она состоит из разных очерков и вобрала в себя более чем полувековые впечатления о Москве и её обитателях.

    5

    Сестра милосердия ХІХ века.
    Вревская Юлия Петровна (1838 или 1841 – 1878) – баронесса. Во время русско-турецкой войны сестра милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста.  Деятельная натура Юлии Петровны требовала большего, чем придворные обязанности и светская жизнь. Вревская поражала всех, кто её знал, своей начитанностью.
    В 1877 году решает ехать в действующую армию. На деньги, вырученные от продажи орловского имения, снаряжает санитарный отряд. Cтановится рядовой сестрой милосердия, выполняет самую тяжёлую и грязную работу. «Война вблизи ужасна, сколько горя, сколько вдов и сирот», – пишет она на родину. Работая в прифронтовом перевязочном пункте, Вревская заболевает тяжёлой формой сыпного тифа. Её похоронили в платье сестры  милосердия около православного храма.
    Дополнительные сведения
    В середине 70-х годов ХІХ века  И.С.Тургенев был какое-то время увлечён баронессой Юлией Петровной Вревской. Когда они встретились, ему уже было пятьдесят пять, ей – тридцать три. Она рано потеряла мужа-генерала, он был свободен, богат и знаменит, обаятелен. Баронесса очарована, влюблена и ждёт взаимного чувства. Но, увы, этого она так и не дождалась. Тургенев уже был посвящен в планы Ю. Вревской отправиться сестрой милосердия на русско-турецкую войну. Узнав о кончине Вревской, Тургенев с болью в сердце писал: «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жадная до жертвы. Ее смерть меня глубоко огорчила… Ее жизнь – одна из самых печальных, какие я знаю». И.С.Тургенев посвятил ей стихотворение «Памяти Ю.Вревской», основной мотив которого – мотив милосердия, жертвенности ради спасения ближних.
    Пусть прочитанные вами события о достойных  людях  помогут вам задуматься над окружающей жизнью.
    Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭрекомендуем посетить страницы:
    Обучение сочинению
    Форум — Аргументы к сочинению
    Надеемся на продолжение встреч!
    Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ».
    Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
    Смотрите ниже…
    Назад в раздел

  9. Вспомним лексическое значение этих слов.
    Бескорыстный – чуждый корыстных интересов.
    Корысть – выгода, материальная польза.
    Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
    Благотворитель – тот, кто занимается благотворительностью.
    Благотворительность – благотворительная деятельность.
    Благотворительный – 1.О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на общественную пользу.2.Направленный на оказание материальной помощи неимущим.
    ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ
    1
    Почему сегодня мы забыли слова Иисуса: «Люби ближнего своего как самого себя»?
    Почему многие современные люди не понимают кто их ближний? Почему многие думают, что самый ближний человек – это он сам?
    Почему детям никто не объясняет, что нужно помогать людям, попавшим в беду, нельзя отворачиваться от страданий.
    Почему никто не приводит им примеры о сострадании и милосердии, никто не показывает примеры милости и не говорит: «Иди и поступай так же».
    2
    Фильм Юрия Быкова «Дурак»
    Интерпретация сюжета фильма – когда милосердие и отзывчивость становятся лишним в нашем обществе.
    Почему так происходит, что человека, помогающего бескорыстно, оказывается мало кто понимает? Те кто не понимают называют таких людей «дураками».
    Так происходит в фильме Юрия Быкова «Дурак». Молодой человек по роду своей специальности узнает, что дом в аварийном состоянии. Дом – общежитие, где живут люди с низким социальным статусом. Он принимает решение сообщить об этом администрации района, которая несет ответственность за этот дом. Всеми силами он добивается встречи с главой администрации, у которой в этот вечер был юбилей. Глава – женщина, она отмечала свой праздник в ресторане, но согласилась выслушать молодого человека. Выслушали его и отправили домой. Душа у молодого человека была не спокойна, и он пошел проверить начали ли эвакуировать людей из аварийного дома. Никаких действий он не увидел, оказалось, что никто ничего делать и не собирался. Администрация решала свои проблемы, в частности, они, думали о том, как сделать так, чтобы не вылезли на поверхность погрешности, связанные со строительством и ремонтом этого дома. Никто не хотел брать ответственность на себя, и они просто ждали, что дом рухнет и тогда можно будет это на кого-то списать.
    Парень пошел на крайние меры. Он предупредил всех жильцов дома, чтобы они выходили на улицу, объяснил причину таких экстренных мер.
    Много людей вышло из дома посреди ночи, и они откровенно не понимали и не верили парню. Все ждали какое-то время, но дом не падал. Люди решили, что их обманули или разыграли и начали жестоко бить молодого человека – главного героя фильма. Последняя сцена в фильме – все люди вернулись в дом, а парень остался лежать на асфальте с пробитой головой и множественными ушибами. Никто не знает, выжил главной герой или нет, но как велика неблагодарность людей. Нравственность этих людей так глубоко лежит на самом дне, что у нее нет сил подняться, чтобы сказать хотя бы «Спасибо».
    Дополнительные сведения
    Юрий Анатольевич Быков (1981) – российский кинорежиссёр, сценарист, актер.
    Фильмография
    Как режиссер – фильмы «Начальник», «Жить», «Инкассаторы», «Майор», «Дурак», «Ёлки», «Метод».
    Как сценарист – «Начальник», «Жить», «Инкассаторы», «Майор», «Дурак».
    Пусть прочитанные вами события о достойных людях помогут вам задуматься над окружающей жизнью.
    Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:
    Обучение сочинению
    Форум — Аргументы к сочинению
    Надеемся на продолжение встреч!
    Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ».
    Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
    Смотрите ниже…
    Назад в раздел

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *