Сочинение на тему милосердие в русской литературе

14 вариантов

  1. Милосердие — это, в первую очередь, доброта. Если человек умеет чувствовать чужую боль, значит, в его душе есть жалость и настоящая любовь. Ярким примером искренности является донорство.
    Милосердие — это выражение жалости, явное желание приходить на помощь в сложной жизненной ситуации. Человек, которому хоть раз было оказано чувство сострадания, никогда этого не забудет, и, вероятно, у него появится ответное чувство благодарности. В ребенке с первых лет жизни нужно воспитывать эту добрую черту характера, тогда он никогда не будет злым и бесчеловечным.
    Милосердие — это широкое понятие, включающее в себя черты доброты, сострадания, желание помогать и защищать слабых. Это главное качество, на основе которого формируются все остальные характеристики. Во многих рассказах авторы показывают, как разные персонажи проявляют милосердие к другим людям, чтобы вызвать у читателя чувство сострадания.
    Под милосердием многие понимают сострадание к другому, часто незнакомому человеку. Это понятие несет в себе желание помочь любому, кто оказался в беде, независимо от того, какие последствия будут для самого себя.

    Особенности медитации милосердия

    Энергия исцеления может быть направлена на других людей, на ваши взаимоотношения и на организм. Это очень эффективный способ самоисцеления, потому что процесс выработки сильных чувств сострадания, сочувствия и любви к другим оказывает собственное очистительное воздействие на разум. Когда такие сильные положительные чувства возникают в голове, который стал относительно спокойным и стабильным благодаря интенсивной практике медитации, тогда такие чувства можно эффективно направлять на других людей.
    Медитацию милосердия лучше проводить целый день, чтобы почувствовать вкус могущества, которое может дать спокойный и сконцентрированный разум при пробуждении доброты, щедрости, любви и прощения. Ответная реакция неизменно трогательная: проливается много слез как в радости, так и в горе. Такой вид медитации задевает глубокую струну во многих людях. Она помогает нам выработать в себе сильные положительные эмоции и освободиться от недоброжелательности и презрения.
    Занятия медитацией милосердия начинаются с уравновешивания разума и успокоения его при помощи сосредоточения на дыхании. Потом мы сознательно вызываем чувства любви и доброты к себе, возможно, мысленно говоря: «Пусть я освобожусь от гнева; от ненависти; пусть я наполнюсь сочувствием, пусть я буду чувствовать доброту к себе».
    Затем можно продолжить, вызывая в памяти кого-либо другого, возможно, конкретного человека, который нам небезразличен. Можно ясно представить этого человека мысленным взором или хранить ощущение в своем сердце, желая ему или ей добра: «Пусть он (она) будет счастлив (а), пусть он (она) не испытывает боли и страдания, пусть он (она) чувствует только радость и любовь». Затем можно включить всех, кого знаете и любите: родителей, детей, друзей.
    Потом мы представляем человека, с которым наиболее сложно общаться и к которому, возможно, не хочется испытывать симпатию. Намеренно вырабатываем по отношению к этому человеку чувства доброты, благожелательности и сочувствия, освобождаясь от презрения и неприязни, которые испытываем к нему, и вместо этого пытаемся посмотреть, как на цельное существо, на заслуживающего любовь и доброту, на другого, имеющего чувства и, как и все, испытывающего боль, тревогу и страдания.
    Если этот человек нанес обиду, мы отдельно прощаем его в своем сердце, освобождаясь от своего презрения, гнева и обиды, от своего чувства высокомерия, от своих оправданий в отсутствии симпатии. Также просим, чтобы он простил, если мы вольно или невольно нанесли ему или ей обиду.
    Просить прощения можно как у живых людей, так и у покойников, и когда вы просите у них прощения или извиняете их, может произойти освобождение от долго хранившихся негативных эмоций. Это глубочайший процесс примирения в собственном сердце и разуме с тем, как все сложилось в настоящий момент, глубокое освобождение от прошлых чувств и обид.
    Мы можем направлять милосердие и любовь на других людей, возможно, на тех, кто, по нашему мнению, может нуждаться в положительной энергии, менее счастлив, чем мы. Тогда можно расширить медитацию, излучая чувства милосердия ко всем людям, которые подавлены, страдают, нуждаются в любви и заботе, и еще дальше, расширяя область милосердия по всем направлениям, пока она не охватит всю жизнь на планете: не только людей, но при желании и весь живой мир.
    Наконец, возвращаемся к собственному телу, к дыханию и завершаем медитацию, сохраняя в сердце чувства тепла, великодушия и любви ко всему живому.
    Медитация милосердия обладает огромной силой, ее использовали в Древней Греции. При регулярных занятиях она оказывает для сердца успокаивающий эффект. Она помогает стать добрее к себе и другим, рассматривать все существа как заслуживающие сострадания, поэтому даже в случае ссоры ваш разум может ясно видеть, а душа не закроется и не потеряется в служении, несмотря на присутствие разрушительных, негативных чувств.
    В заключение следует сказать, что исцеление — скорее трансформация взглядов, чем лечение. В него входит осознание внутренней целостности и одновременно с этим вашей связи со всем окружающим миром. Это может привести к поразительным улучшениям в симптоматике и обновленной способности двигаться к улучшению своего здоровья и самочувствия.

    Почему человек должен быть милосерден

    Проблема отсутствия любви к окружающим людям вызывает равнодушие в окружающем мире. Личная выгода, создание условий комфортных только для себя, не обращая внимания на проблемы других людей — все это порождает эгоизм. Быть добрым и отзывчивым — это значит помогать людям в решении проблем, уметь любить, а главное — пытаться изменить мир в лучшую сторону. Китайский мудрец Лао Цзы выражался о милосердии так: «Кому-то суждено наполнять ладони, кому-то дарить сердца».

  2. Размышляя над данной темой, можно выделить два основных вопроса: что значит милосердие, и чем является по своей природе? И какова роль милосердия в современном обществе. В этих вопросах я попробую разобраться с помощью нескольких примеров и рассуждений.
    Многие авторы в своих произведениях поднимали проблему милосердия. Одним их ярчайших примеров является рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека”. Главный герой-Андрей Соколов потерял во время войны то, что незабвенно дорого каждому человеку-семью. Казалось бы, нет смысла жить, нет сил воевать, но Андрей смог проявить милосердие. Оно заключалось в том, что он притворился , а в последствии стал самым настоящим отцом,осиротевшего мальчика и забрал его к себе. Соколов пожалел ребенка, проявил по отношению к нему доброту, нежность-это есть милосердие. Также стоит отметить, что милосердие-это то, что должно сопровождать человека всегда, потому что “милое сердце”-это один из самых ценных и прекрасных даров, которые есть на Земле. А все потому что милосердие-это не только хорошо или правильно, но и иногда это путь к спасению других.
    Нельзя не упомянуть и о другом прекрасном произведении – “Война и мир” Льва Толстого. Наташа Ростова проявила самое что ни на есть настоящее милосердие, когда отдала подводы, на которых ее семья могла вывезти свое имущество, для раненых. Она поняла, что помощь другим-важнее всего. Таким образом, мы пришли к выводу, что милосердие-это так же способность к самопожертвованию, бескорыстию, потому что иногда, чтобы помочь кому-то нужно самому лишиться.
    Мы узнали о том, что такое милосердие, но какую роль оно играет в современности, имеет ли оно место быть и нужно ли оно современному человеку?

  3. Милосердие и сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости. Именно о нем мечтали многие поколения русских писателей. И в этом процессе духовного созидания особая роль принадлежит А.С. Пушкину. Ему, поэту-пророку, Богом был дарован талант «глаголом жечь сердца людей», пробуждая «чувства добрые» в их душах. На каких основах должна строиться жизнь – в особенности в смутные переходные ее периоды, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и нормы морали? Этот вопрос был принципиальным для Пушкина – человека и художника.
    Вспомним известный эпизод из жизни поэта… Возвращенный в 1826 г. Николаем I из ссылки, он предстал перед императором, который задал прямой вопрос: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?» Тот, будучи человеком чести, мужественно ответил: «Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!» Смысловая двойственность пушкинской фразы несомненна. Видимо, «отсутствие спасло» не только от царской немилости. Тогда от чего же? В повести «Капитанская дочка», законченной за несколько месяцев до смерти, был дан ответ – плод размышлений
    целой жизни. «Молодой человек! – как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, – если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды, или не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка – копейка». Яснее не скажешь… Это позиция гуманиста, душа которого противится насилию в любых его проявлениях и одновременно мучается в замкнутом круге неразрешимых внутренних противоречий: ведь был же тот вышеупомянутый ответ царю! В «Капитанской дочке» нигде честь не противостоит совести, а вот в жизни все могло быть – и было – гораздо трагичней.
    Какую же нравственную опору выбрать? Что не подведет? Чести, как таковой, недостаточно: жизнь со всеми ее драматическими перепетиями оказывается сложнее. Честь слишком хрупка – сама требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета… Об этом тоже повесть Пушкина. И не случайно глава «Суд» имеет эпиграф: «Мирская молва – морская волна». Рассчитывать на то, что можно во всех случаях сохранить о себе отличное мнение, не приходится: слишком слаб человек нравственно, и судимый, и судящий… Чем руководствоваться? За что же держаться? Ответ автора «Капитанской дочки» однозначен: держаться нужно за свою совесть, за честь в глазах Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей.
    Но как непосредственно в жизни следовать этому совету? И «Капитанская дочка» подсказывает: надо быть милосердным.
    По-Пушкину, именно милосердие лежит в основе совестливости. И это глубоко христианский, глубоко русский взгляд на столь важную нравственную категорию, которая, в свою очередь, поддерживает, преображает достоинство человека и его честь.
    Итак, в чем же состоит смысл повети? Пожалуй, его можно сформулировать следующим образом: взаимоотношения человека с человеком перед лицом Истины, перед лицом Бога. На жизненной дороге встретились двое: один – нравственные нормы «преступить сумевший», другой – твердо держащийся законов чести и совести. И эта противопоставленность придает особую драматичность и остроту событиям, свидетелями которых мы становимся.
    Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившихся во время бури путников к постоялому двору, за что Петр Андреич дарит вожатому полтину денег на водку и свой заячий тулуп. Прижимистый Савельич ропщет:
    подарок бессмыслен, «он его пропьет, собака, в первом кабаке». Да и не налезет этот юношеский тулуп на пугачевские «окаянные плечища»! С точки зрения здравого смысла Савельич прав. Однако автор пишет, передавая мысли Гринева: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером и беглым казаком нечто иное… Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В
    какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, а этого не должно быть, и нельзя проходить безразлично мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно и даже кощунственно. Сделав шаг навстречу «страшному мужику», Петр Андреич поступил, что называется, по совести. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».
    Чем же можно ответить на милосердие? Чем его измерить? Только милосердием же. Не боясь уронить достоинство атамана в глазах соратников, Пугачев следует именно велению сердца, когда спасает Гринева от смертной казни: «… я помиловал тебя

  4. Тема сострадания и милосердия в одном из произведений
    русской литературы.

    Протест
    против социальной несправедливости – традиционная тема литературы. Часто стремление
    помочь обществу осознать свой долг перед теми, кто находится «внизу», помочь
    людям обрести существование с человеческим достоинством, часто определяло тему
    и направление произведения автора. В «Переступлении и наказании» защита
    социального достоинства «маленького человека» занимает одно из ведущих мест. Но
    в романе Достоевского эта тема неразрывно связана с протестом не только против
    социальной, но и нравственной униженности личности, с поиском той силы, которая
    способна помочь людям сохранить своё достоинство в любых социальных условиях.
    Раскольников
    и его семья, семья Мармеладовых – лишь часть мира «отверженных» в романе. Этот
    мир представлен и другими персонажими в романе : девушкой, встреченной на
    бульваре Раскольниковым, покорной сестрой старухи-процентщицы Лизаветой, многочисленными
    обитателями района Сенной площади. Символом же загноности бедного человека в
    романе, становится засечённая насмерть лошадь из сна Раскольникова. «Уездили
    клячу!» – кричит, умирая, Катерина Ивановна.
    Справедливости
    и сочувствия ждут от общества «униженные и оскарблённые» герои романа.
    Справедливость они видят в том, чтобы занять в обществе положение,
    соответствующее их личным достоинствам. В результате безграничной власти денег
    они обречены на постоянные унижения. Но и Раскольников, и Катерина Ивановна. И
    Дуня чувствуют себя выше окружающих, по уму, по культуре, по способностям, по
    образованию. Возможность занять в обществе достойное положение им необходима,
    чтобы уважать себя. Гордость Раскольникова всё время уязвлена взглядами
    прохожих, придирками хозяйки. Соседи и квартирная хозяйка, с нескрываемым
    презрением относятся к Катерине Ивановне. Соня вынуждена постоянно чувствовать
    себя неполноценно, второсортно. Положение служанки является источником
    мучительных переживаний сестры Раскольникова.
    Бедность
    всегда грозит окончательным превращением человека в вещь, которую можно продать
    и купить. В романе Достоевского такая угроза всё больше похожа на реальность.
    Именно купить себе жену пытается Лужин, а Свидригайлову это удаётся. Как на
    вещь смотрит Лужин на Соню. Власть денег сама по себе опасна для человеческого
    достоинства.
    И
    всё же в бедственном социальном положении своих героев Достоевский особо
    выделяет тяжесть одиночества. Право на сочувствие, на понимание и поддержку дороже
    для автора романа, чем справедливость, потому что можно прожить и «внизу», если
    рядом с тобой люди. А не равнодушная толпа. Между тем ужаснищеты в том, что она
    остовляет человека один на один со своими страданями. Жизнь каждого из
    «униженных» героев романа – это существование у последней черты. Каждому особо необходима
    моральная поддержка, человек, готовый готовый разделить с ним тяжесть
    испытываемых переживаний. Но хохотом встречают посетители трактира исповедь
    Мармеладова. Чудом кажется Соне вежливость Раскольникова и его сестры. Нет взаимного
    понимания между Мармеладовым и Катериной Ивановной, несмотря на их общую
    судьбу. Возмущённые высказывания Разумихина о теориях социалистов, сатирический
    образ Лебезятникова говорят о негативном отношении автора к революционерам. Для
    Достоевского было неприемлимо насильственно приравнивать всех людей. Но в то же
    время для него неприемлема и суть Наполеона, частично воплощённая в романе
    судьбой Раскольникова. Характерно, что именно неспособность главного героя убить
    в себе чувство неразделимой связи с другими страдающими людьми стала залогом
    его нравственного преображения.
    В
    символике романа единственная сила, способная изменить порядок вещей, – это
    сострадание. Чувство близости чужого горя. Искренний порыв сердца сильнее и
    чище любых теорий. В жестоком мире, изображённом в «Преступлении и наказании», немало
    примеров не только человеческого равнодушия, но и активного, действенного
    сочувствия. Раскольников помогает семье Мармеладовых, городовой – девушке на
    бульваре, раскаявшийся Свидригайлов – детям Катерины Ивановны. Даже
    Лебезятников не выдерживает вида человеческого унижения и выручает Соню,
    обвинённую в краже. Причём это не одиночные, случайные сцены.
    Добро
    неуничтожимо в мире, оно дано человеку изначально, заложено в нём. Характерно,
    что сила сочувствия, жалости, чувство единства в страдании и совершают в конце
    романа нравственный переворот в душе главного героя. Для Достоевского это
    чувство было неотделимо от русской религиозной традиции, от всемирной жалости к
    страдающему человеку. Красота человеческой души была для автора «Преступл! ения
    и наказания» добротой и верой, спасающими мир от нравственой гибели.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
    http://lib.sportedu.ru

  5. Похожие сочинения

    Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    Не так давно я прочел книгу А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. В ней рассказывалось о молодом человеке Петре Андреевиче Гриневе, которого отец сначала хотел отправить служить в Петербург, а потом передумал и отправил его в Белогорскую крепость. Первые…смотреть целиком
    Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина “Капитанская дочка”
    Читая его творения,
    можно превосходным образом
    воспитать в себе человека.
    В. Г. Белинский
    В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность…смотреть целиком
    История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка»)
    Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, “круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами”. По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов…смотреть целиком
    Роман «Капитанская дочка» как историческое полотно
    «Капитанская дочка» — последнее крупное произведение А. С. Пушкина на историчес­кую тему. Тема романа — крестьянское вос­стание 1773—1775 годов — так же законо­мерна и важна в идейной и творческой эволю­ции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года. Но,…смотреть целиком
    Историческая повесть «Капитанская дочка»
    Как «Медный всадник» связан с «Историей Петра», так и «Капитанская дочка» у Пушкина вырастает из «Истории Пугачева». Пушкин художник в зрелом периоде своего творчества опирается на собственные исторические изыскания и труды, которые ставят его воображению…смотреть целиком
    Приемы изображения героев в романе Александра Пушкина “Капитанская дочка” Новое!
    А.С. Пушкин известен не только как талантливый поэт, но и как великолепный прозаик. Его проза может быть небольшого объема, но при этом глубока и наполнена уникальностью автора. Такова “Капитанская дочка”.
    Это произведение действительно…смотреть целиком
    Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”
    Повесть А. С. Пушкина называется “Капитанская дочка”, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и Пугачева, который своими поступками…смотреть целиком

  6. Как нужно воспитывать милосердие людей к окружению? Сострадание, любовь к людям воспитывается прежде всего в семье. Отношения членов семьи между собой, взаимопонимание и поддержка – это та среда, в которой формируется милосердие и великодушие. Милосердие заключается не в словах, а в конкретных делах. Помочь старой женщине поднести тяжелые сумки до дома, быть внимательным к родным, покормить птиц зимой, спасти животное – вот на этих примерах дети учатся делать добро, проявлять милость своего сердца.
    Люди не милосердные имеют душевную черствую и жестокую, они безразличные к судьбе другого человека. К большому сожалению, в наше время, людей мало интересуют проблемы окружающих. Заняты личными делами, они даже не чувствуют переживания близких людей. Откуда появилась эта черствость? Что заставляет сына или дочку отвозить маму в дом престарелых или выгнать ее из квартиры? Чем руководствуются женщины, которые отказываются от своего ребенка? Конечно, можно найти много причин такой позиции: занятость, трудность жизни, забота о проблемах своей семьи – где тут уж думать о других. Но все это только оправдания. Всегда можно найти минуты для чувства милосердия и поддержки. Черствость – это пробелы в воспитании. Родителям всегда следует помнить об этом.
    Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Это золотые слова не следует забыть, особенно тем, в чьих руках судьба ребенка. Давайте будем все добрее и милосерднее, тогда и мир станет радостней, а люди – счастливыми.

  7. Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
    «Центр образования «Ступени»»
    Исследовательская работа
    Милосердие и сострадание в русской литературе и в наше время
    Выполнила:
    Шупилова Татьяна,
    учащаяся 11 класса
    Руководитель:
    Грицай С. Д.,
    учитель русского языка
    и литературы
    г.Биробиджан, 2017
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение………………………………………………………………………………………………………3
    I. Основная часть ………………………………………………………………………………………..4
    II.Практическая часть…………………………………………………………………………………..15
    Заключение………………………………………………………………………………………………….17
    Список использованной литературы……………………………………………………………..18
    ВВЕДЕНИЕ
    Что такое милосердие? Милосердие – это христианское понятие, под которым подразумевается заботливое и доброжелательное отношение к другому человеку.
    “Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия” – так определено в словаре Ожегова значение слова “милосердие”. В последнее время мы много говорим о гуманизме, сострадании, милосердии, а в жизни всё реже люди добры друг к другу, к миру, природе. А ведь без любви к ближнему никто из нас обходиться не может. И если теряется эта любовь, распадаются человеческие связи в обществе, бездуховность поражает души людей.
    Тема милосердия в литературе раскрыта по-разному на всех этапах ее развития. Но русские классики о сострадании сказали так проникновенно, как, пожалуй, никто в мировой культуре. Их произведения стали образцом для авторов по всему миру. Тьма и свет везде и всегда дополняют друг друга. Как сказал персонаж Булгакова: «Люди любят деньги, легкомысленны, но в их сердца стучится иногда милосердие»
    Тема моего проекта – милосердие и сострадание в русской литературе и в русской жизни.
    Цель проекта – выяснить, как и в каких произведениях раскрывается тема сострадания, любви к ближнему.
    Гипотеза. В русской литературе сильны традиции изображения милосердия и сострадания.
    Объект исследования – произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя А. М. Горького, А. И. Куприна, В. Г. Короленко, Валентина Распутина и другие.
    Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
    познакомиться с произведениями русских классиков;
    выявить основные проблемы, раскрываемые в произведениях;
    выявить общественное мнение: есть ли милосердие и сострадание в нашей жизни;
    выяснить, как проявляются эти качества в реальной жизни.
    I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это «сердце-болие», сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность. В воспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.
    Значения слов:
    СОСТРАДАНИЕ — сочувствие, сопереживание.
    МИЛОСЕРДИЕ —милое сердце, доброта, сострадание, любовь, сочувствие, забота.
    Ещё в древние времена философов интересовали вопросы добра, справедливости, христианского всепрощения, сострадания. Это Аристотель, Декарт, Диоген, Платон, Солон и другие.
    Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей
    Знаменитый русский философ Николай Бердяев, русский религиозный и политический философ.
    Немаловажная тема его философии — любовь и сострадание к ближнему. За свой огромный труд в 1942-1948 гг. был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
    Говоря о свободе человека, он приводит такие слова: «Милосердие — это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом его богатство и сила».
    Тема милосердия в литературе раскрыта по-разному на всех этапах ее развития.
    Примеры присутствуют и во многих романах и повестях Ф. М. Достоевского, Льва Толстого и в произведениях других русских классиков.
    Лев Николаевич писал: «Верно то, что смысл жизни каждого человека…в увеличении в себе любви к людям и постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь предоставит такую возможность, а искать её».
    Работая над проектом, я прочитала некоторые произведения, рекомендованный учителем. Это романы Толстого, Достоевского, рассказы Пушкина, Гоголя, Куприна, Короленко. Это и рассказы русских современных писателей — Валентина Распутина.
    Лев Николаевич Толстой говорил: «Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего, то есть в его неосуждении и уважении к человеческому достоинству».
    В романе Толстого «Война и мир» раскрыты разные проблемы, одна из них — проявление доброты и сострадания к совершенно незнакомым людям. Главная героиня Наташа Ростова из огромного чувства патриотизма, из любви к людям приказывает очистить подводы от имущества и садит раненых, чтобы спасти их от французов.
    У постели раненого Андрея Болконского она проводит все дни, стремясь своей любовью к наму облегчить ему последние дни жизни.
    Ярчайший пример милосердия в литературе – образы Макара Девушкина в повести Достоевского «Бедные люди» и Сони Мармеладовой романе «Преступление и наказание». Макар Девушкин помогает бедной девушке Вареньке совершенно бескорыстно и горюет, что Вареньке приходится выходить замуж за злого и жестокого помещика Быкова.
    Тема «маленького человека», достойного сострадания, сочувствия, раскрывается в рассказах Пушкина «Станционный смотритель» и Гоголя «Шинель».
    Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой — одной из основных в русской классической литературе.
    Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин. В повести «Станционный смотритель» он «выводит» своего героя — «маленького человека» Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем. Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» преемственно связана с повестью Пушкина, написанной десятилетием раньше. Но, раскрывая трагедию «маленького человека», Гоголь внес в свою повесть одну очень важную черту. Он столкнул «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина с государственной машиной и показал, насколько она враждебна его интересам. У Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучат общественные, социальные мотивы.
    Что же собой представляет, по Гоголю, «маленький человек»? Речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник с мизерной зарплатой.
    Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ «маленького человека» со своими радостями и бедами, трудностями и заботами.
    Изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».
    Гоголь наглядно показал, что современное ему общество равнодушно к тем своим членам, которые не принадлежат к высшему сословию. И все же писатель показал в развязке, что и «маленький человек», доведенный до отчаяния, способен противостоять против жестокости и несправедливости сильных мира сего. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием к людям.
    Достоевский создал образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Она способна на истинное сострадание, идет на жертву ради своей семьи. Затем ради Раскольникова. Сам же Родион Романович умеет сочувствовать. Он помогает обездоленным, униженным и оскорбленным.
    По ходу повествования мы видим, что Достоевский считает милосердие, сострадание к людям одним из важнейших качеств человека, без которого было бы невозможно духовное освобождение Раскольникова. Очень тяжело прожить без сострадания, милосердия к людям. Для человека необходимо, чтобы его понимали, могли его взбодрить, пожалеть, помочь ему, простить его. Так, не найдя поддержки в окружающих, чувствуя отчужденность, Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Раскольников же, благодаря милосердию Сонечки, выживает.
    Пролетарский писатель Алексей Максимович Горький, сам много скитавшийся по Руси, одно время сам проживавший в ночлежке, написал об опустившихся людях очерк «Бывшие люди» и пьесу «На дне». С появлением Луки завязывается основной конфликт пьесы: что лучше — истина или сострадание? Лука всех ночлежников жалеет, утешает.
    Утешение Луки действует недолго: правда вновь приводит человека к разочарованию, но хотя бы какое-то время он будет счастлив, и иногда это уже немаловажно.
    Таким образом, несмотря на позицию автора, который не приемлет утешительство, считая, что правда — бог свободного человека, основной вопрос пьесы остается неразрешенным. Каждый заново решает его для себя. Мне кажется, что любому человеку нужна иногда поддержка и сочувствие, хотя жить одними иллюзиями тоже бессмысленно.
    Преемственность в изображении героев, способных на проявление доброты, сочувствия, сострадания по отношению к людям, прослеживается в произведениях Владимира Галактионовича Короленко, Александра Ивановича Куприна, Валентина Распутина.
    В рассказе Короленко «Дети подземелья» главный герой мальчик Вася, познакомившись с бездомными детьми городских трущоб, приобрёл такие замечательные качества, как сострадание к бедным людям.
    Семья Мерцаловых была очень благодарна тому, кто в буквальном смысле спас её от голода и болезней, кто проявил участие и милосердие, и захотела узнать имя этого чудесного доктора, но тот не назвал своего имени. Позже семья узнала фамилию этого добродетеля из ярлыка на лекарстве, это был профессор Пирогов.
    Пример милосердия в литературе – отношения героев рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». В своих произведениях этот автор затрагивал извечные темы добра, долга и справедливости. Судьба отдельного человека – основное в его творчестве. Жить нужно не по строгим законам и четким правилам, а основываясь на понимании, любви и сострадании.
    И именно этим принципом руководствуется Лидия Михайловна – учительница из рассказа Распутина. В голодное послевоенное время она стремится помочь своему ученику, нарушая все педагогические нормы ( она решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником), чтобы спасти мальчика от голодной смерти.
    Этот рассказ Валентина Распутина заставляет задуматься о подлинной и мнимой человечности, о нерушимой связи между творящим добро и тем, кто его принимает. Учительница уехала, но она незримо продолжала оставаться рядом с мальчишкой, заняв в его жизни такое же место, как и мать, став судьей всех его дальнейших поступков.
    Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил В. П. Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа «Людочка», в образе которой отразились, как две капли воды, боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве. Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом – работа – дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие все горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать. Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. «Поколь ты ученицей будешь – живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь».
    В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание, многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты. О том, как отразился этот процесс на молодом поколении 80-х годов, рассказал в повести «Чучело» Владимир Железников. Как и у В. Распутина, здесь перед нами слабое существо: нескладная, со странностями девочка Лена. Именно она становится жертвой бездушия своих одноклассников. Одни из них не ведают, что творят, другие знают, что Лена ни в чем не виновата, но предпочитают молчать об этом. Жестоко звучат язвительные попреки жертве у Железникова. «Нам такие не нужны! Чу-че-ло-о-о!» — кричат в лицо Лене ее одноклассники. Остается только задуматься: откуда в юных сердцах такая звериная злоба, откуда такая страсть к мучительству ближнего.
    Ярко заявил о себе в литературе 80-х годов писатель Борис Екимов. Он ведет свой рассказ о донской земле, казачьих хуторах, где раньше кипела жизнь, а теперь доживают свой век старухи.
    Писателя волнует проблема пьянства, надругательство над природой и, самое главное, “притерпелость” людей ко всем этим явлениям. Ревет голодная скотина, согнанная с четырех колхозов в укрупненный телятник. «А-а …Телки, — отмахивается управляющий в рассказе «Тарасов». — Район придумал эту дурость, пусть у него голова и болит». Читая эти строки, думаешь: «А может ли человек, так жестоко относящийся к животным, быть до конца добрым к людям?»
    Б. Екимов описывает случаи, где безразличие проявляется и в отношении к людям, особенно старикам и старухам. Почти каждый вечер бродит по соседям баба Мотя и просит: «Посидите со мной Христа ради, а то я боюсь. Моих нет и нет». Сначала с бабой Мотей сидели, но скоро это всем надоело. «Сколько людей, а некому посидеть со старухой», — горестно вздыхает баба Мотя.
    Не случайно сборник рассказов Б. Екимова носит название “Живая душа”. Здесь, как и у Распутина, писатель рассказывает о людях, творящих милосердие. Они дарят старикам необходимое им тепло, исцеляют их своей добротой. В роли таких целителей выступают не только взрослые, как в рассказе «Как рассказать…», но и дети, как в рассказе «Некому посидеть со старухой».
    Люди кричат о доброте. Где она? Как жесток мир! Как тяжело в нем нам несчастным! А когда доброта рядом, ее или считают бесполезной, даже нелепой, а то и попросту затаптывают в грязь, убивают как главного героя. Юшка, так звали героя рассказа «Юшка» А. Платонова, был болен чахоткой. И поэтому он стал стар не по своим годам, был очень наивен и добр. Никто не понимал Юшку, и все думали, что Юшка не такой, как все, и поэтому все его били и обзывали. Юшка никогда не пил чай и собирал деньги. Оказалось, что у него есть приемная дочь и он давал ей деньги, чтобы она училась. Такое вот у Юшки было доброе сердце. Мне кажется, что у каждого человека должно быть доброе сердце, как у Юшки.
    Теперь мне хочется рассказать о замечательной женщине, которую называли святой при жизни, – о матери Терезе.
    «У меня каждый день праздник»,- говорила мать Тереза. Кто она такая? Ее называли мать Тереза (Агнесса Гонджа Бояджиу), она родилась 26 августа 1910 года в городе Скопье, Македония. Она действительно стала матерью для многих никому не нужных детей – младенцев из мусорных ящиков, маленьких инвалидов и сирот… Маленькая, худощавая, улыбчивая старушка.
    Свое служение она начала в Индии – стране, известной своей невероятной нищетой и бедностью. «Я спала, где приходилось, на полу, в трущобах, где по углам скреблись мыши; я ела то, что ели мои подопечные, и только тогда, когда было, что поесть». Мать Тереза ухаживала за людьми в последние часы их жизни, чтобы они «умерли красиво». «Красивая смерть, – говорила она, – это когда люди, которые жили как животные, могут умереть как ангелы… Обращение есть перемена сердца посредством любви…».
    В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку». Средства, которые должны были быть потрачены на банкет, она попросила передать «моим людям». Так она называла страдающих.
    Эти слова матери Терезы можно взять как руководство в жизни.
    Движение милосердия повсеместно распространено по всему миру.
    В России первого января 1814 г. двадцать четыре избранные вдовы Петербургского Вдовьего дома официально приступили к работе в назначенной императрицей и Попечительским советом больнице с целью облегчить душевные и телесные страдания больных.
    Чуть больше чем через год, 12 марта 1815 г., испытуемые вдовы были посвящены в звание сердобольных.
    С
    реди первых сестер, отправившихся на фронт, были и сестры милосердия московской Никольской обители. Добровольно и организованно они отправились на передовую для оказания помощи раненым.
    В годы Крымской войны великой княгиней Еленой Павловной была учреждена первая в России и в Европе Крестовоздвиженская община сестер милосердия.
    Пирогов Николай Иванович, знаменитый врач, осуществлял руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института.
    В 1864 году шестнадцать государств Европы и Америки подписали Женевскую конвенцию: отныне каждый, кто отмечен повязкой с красным крестом, должен был «спасать и охранять всех, чья кровь оросила поле чести, не различая ни друзей, ни врагов». Так возник международный союз, эмблемой которого стал Красный крест на белом фоне.
    История движения сестер милосердия чрезвычайно богата. Она продолжает писаться и сегодня, поскольку женщин, которые избрали своей жизненной стезей служение милосердию, можно встретить в любой точке мира.
    Служение сестёр милосердия в Великой Отечественной войне заслуживает отдельного внимания, так как молоденькие девчонки на своих худеньких плечах выносили раненых солдат, они считали это обыденным делом, многие обязаны им своими жизнями.
    Многих писателей современности волнует тема милосердия и сострадания. В частности, Даниил Гранин написал книгу «Милосердие», а писатель Борис Васильев в рассказе «Летят мои кони» вспоминает о докторе Янсене, которого жители Смоленска возвели в ранг святого за его самоотверженный подвиг врача. Он погиб, ценой своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков.
    Истории знакомы трогательные примеры милосердия на войне. В литературе их тоже много.
    II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    Я являюсь членом городской волонтёрской организации.
    Поле деятельности волонтёрской организации очень объёмно.
    Мы помогаем детям в детской больнице, ветеранам войны и труда, принимаем участие в акциях против табакокурения, наркомании и алкоголизма. Моя гражданская позиция — бескорыстно служить людям, помогать слабым, больным.
    Есть ли проявления милосердия в нашей жизни?
    Мною было проведено анкетирование людей, участвовало 20 человек. Им были предложены вопросы:
    1. Что означают слова « милосердие» и «сострадание»?
    Жалостливость, отзывчивость, готовность помочь, забота о другом человеке, доброжелательность, сочувствие, доброта.
    2. Воспитывает ли русская литература эти качества в людях?
    Да нет не знаю
    3. Знаете ли Вы случаи проявления милосердия и сострадания в наши дни?
    Да нет не знаю
    4. Что надо сделать, чтобы милосердие чаще стучалось в наши сердца?
    а) больше показывать телевизионных передач;
    б) больше освещать в СМИ случаев проявления милосердия и сострадания;
    в) конкретно делать добрые дела;
    г) заниматься благотворительностью.
    д) (напишите сами)
    5. Согласны ли Вы с утверждением, что в наше время снизился уровень отзывчивости?
    Да нет не знаю
    Результаты анкетирования таковы:
    Отвечая на первый вопрос, почти все опрашиваемые ответили, что это отзывчивость, готовность помочь, забота о другом человеке, доброта, сочувствие.
    На второй вопрос все ответили, что русская литература воспитывает в человеке все эти качества.
    На третий вопрос, знают ли они случаи проявления милосердия в наши дни, все однозначно ответили «да».
    А что надо делать, чтобы милосердие чаще стучалось в наши сердца, отвечали так: больше освещать в СМИ такие случаи; конкретно делать добрые дела.
    На пятый вопрос, согласны ли вы с утверждением, что в наше время снизился уровень отзывчивости, отвечали так: 5 чел.- «да», 12 чел.- «нет», 3 чел.- не знаю, то есть 60 % утверждают, что в нашей жизни уровень доброты, сочувствия, отзывчивости нисколько не снизился.
    Исходя из всего сказанного, я делаю вывод: традиции оказывать помощь человеку в трудных ситуациях, проявлять сострадание, милосердие по отношению к слабым, нуждающимся сильны не только в русской литературе, но и в нашей жизни и в наше время. Ярким примером этому служит акция «День добрых дел», которая проводится каждый четверг на пятом канале нашего телевидения.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Думаю, наше поколение сможет возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни. Надежным помощником нам будет книга, освещающая путь к светлому будущему. Ведь хорошая книга учит делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.
    Делами милосердия можно достичь очень многого! Спешите делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром!
    Список использованной литературы
    Горький, М. На дне. Егор Булычов и другие / М.Горький. -М.:Искусство,1987.-304с.-(Школьная библиотека).
    Ф.М.Достоевский. Произведения «Униженные и оскорблённые», «Бедные люди», «Преступление и наказание. -319с.:ил.-(Школьная библиотека).
    Железняков, В.К.Чучело/В.К. Железняков. -М.:Астрель,2010. – 65с.:ил.-(Планета детства).
    Короленко, В.Г. Дети подземелья /В.Г. Короленко -М.: Книги Искателя, 2011.- 62с.-(Библиотечка школьника).
    Кудрявцев А. «Исторический очерк христианской благотворительности», Одесса, 1883.
    Платонов, А.П. Юшка: повести и рассказы/ А.П Платонов.-М.:Сов.Россия,1984.- 464с.:ил.
    Распутин, В.Г.Уроки французского /В.Г.Распутин.-М.:Худож.лит.,1987-479с.:ил.
    Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.А. История сестринского дела в России. – СПб.: СПбГМА, 1998. – с.68
    Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
    Шибков А.А. Первые женщины-медики России. – М.,1961. – с. 17
    Шумигорский Е. С. «Ведомство учреждений Императрицы Марии. Исторический очерк. 1797–1897», СПб., 1897.

  8. Протест против социальной несправедливости – традиционная тема литературы. Часто стремление помочь обществу осознать свой долг перед теми, кто находится «внизу», помочь людям обрести существование с человеческим достоинством, часто определяло тему и направление произведения автора. В «Переступлении и наказании» защита социального достоинства «маленького человека» занимает одно из ведущих мест. Но в романе Достоевского эта тема неразрывно связана с протестом не только против социальной, но и нравственной униженности личности, с поиском той силы, которая способна помочь людям сохранить своё достоинство в любых социальных условиях.
    Раскольников и его семья, семья Мармеладовых – лишь часть мира «отверженных» в романе. Этот мир представлен и другими персонажими в романе : девушкой, встреченной на бульваре Раскольниковым, покорной сестрой старухи-процентщицы Лизаветой, многочисленными обитателями района Сенной площади. Символом же загноности бедного человека в романе, становится засечённая насмерть лошадь из сна Раскольникова. «Уездили клячу!» – кричит, умирая, Катерина Ивановна.
    Справедливости и сочувствия ждут от общества «униженные и оскарблённые» герои романа. Справедливость они видят в том, чтобы занять в обществе положение, соответствующее их личным достоинствам. В результате безграничной власти денег они обречены на постоянные унижения. Но и Раскольников, и Катерина Ивановна. И Дуня чувствуют себя выше окружающих, по уму, по культуре, по способностям, по образованию. Возможность занять в обществе достойное положение им необходима, чтобы уважать себя. Гордость Раскольникова всё время уязвлена взглядами прохожих, придирками хозяйки. Соседи и квартирная хозяйка, с нескрываемым презрением относятся к Катерине Ивановне. Соня вынуждена постоянно чувствовать себя неполноценно, второсортно. Положение служанки является источником мучительных переживаний сестры Раскольникова.
    Бедность всегда грозит окончательным превращением человека в вещь, которую можно продать и купить. В романе Достоевского такая угроза всё больше похожа на реальность. Именно купить себе жену пытается Лужин, а Свидригайлову это удаётся. Как на вещь смотрит Лужин на Соню. Власть денег сама по себе опасна для человеческого достоинства.
    И всё же в бедственном социальном положении своих героев Достоевский особо выделяет тяжесть одиночества. Право на сочувствие, на понимание и поддержку дороже для автора романа, чем справедливость, потому что можно прожить и «внизу», если рядом с тобой люди. А не равнодушная толпа. Между тем ужаснищеты в том, что она остовляет человека один на один со своими страданями. Жизнь каждого из «униженных» героев романа – это существование у последней черты. Каждому особо необходима моральная поддержка, человек, готовый готовый разделить с ним тяжесть испытываемых переживаний. Но хохотом встречают посетители трактира исповедь Мармеладова. Чудом кажется Соне вежливость Раскольникова и его сестры. Нет взаимного понимания между Мармеладовым и Катериной Ивановной, несмотря на их общую судьбу. Возмущённые высказывания Разумихина о теориях социалистов, сатирический образ Лебезятникова говорят о негативном отношении автора к революционерам. Для Достоевского было неприемлимо насильственно приравнивать всех людей. Но в то же время для него неприемлема и суть Наполеона, частично воплощённая в романе судьбой Раскольникова. Характерно, что именно неспособность главного героя убить в себе чувство неразделимой связи с другими страдающими людьми стала залогом его нравственного преображения.
    В символике романа единственная сила, способная изменить порядок вещей, – это сострадание. Чувство близости чужого горя. Искренний порыв сердца сильнее и чище любых теорий. В жестоком мире, изображённом в «Преступлении и наказании», немало примеров не только человеческого равнодушия, но и активного, действенного сочувствия. Раскольников помогает семье Мармеладовых, городовой – девушке на бульваре, раскаявшийся Свидригайлов – детям Катерины Ивановны. Даже Лебезятников не выдерживает вида человеческого унижения и выручает Соню, обвинённую в краже. Причём это не одиночные, случайные сцены.
    Добро неуничтожимо в мире, оно дано человеку изначально, заложено в нём. Характерно, что сила сочувствия, жалости, чувство единства в страдании и совершают в конце романа нравственный переворот в душе главного героя. Для Достоевского это чувство было неотделимо от русской религиозной традиции, от всемирной жалости к страдающему человеку. Красота человеческой души была для автора «Преступл! ения и наказания» добротой и верой, спасающими мир от нравственой гибели.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/ http://lib.sportedu.ru

  9. Текст из ЕГЭ

    (1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст. (4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше. (6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл.
    (17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь? (25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
    (З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом. (36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.
    (По Ф. Искандеру)

    Вступление

    Милосердие – чувство, отличающее человека от животного. Благодаря этому чувству мы выстраиваем взаимоотношения с окружающими, становимся способными к состраданию, сочувствию.
    Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов.

    Проблема

    Что же такое истинное милосердие? Стоит ли ожидать благодарности за содеянное добро в адрес случайного человека? Нужна ли эта благодарность людям?
    Над этими вопросами размышляет Ф. Искандер в своем тексте. Проблема милосердия – одна из основных в его творчестве.

    Комментарий

    Автор вспоминает случай из собственной жизни, когда в подземном переходе он увидел нищего слепого музыканта, просящего подаяния. Вокруг никого не было. Оказавшись рядом с музыкантом, лирический герой Искандера машинально выгреб мелочь из кармана и положил ее в железную банку, стоящую перед музыкантом.
    Пройдя дальше, он с удивлением обнаружил, что карман все так же полон. Он вернулся и снова выгреб деньги. Через несколько шагов вновь обнаружилось, что карман наполнен монетами.
    Герой уже готов был кричать о чуде, как вдруг понял, что мелочь просто застревала в складках кармана. Действия его были настолько наполнены автоматизмом и равнодушием, что он просто не замечал остававшихся денег.
    Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Ведь много раз он проходил мимо и от спешки или из лени не давал ничего. Возможно, потому, что вокруг было очень много людей, а в этот раз музыкант пел и играл только для него.
    Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Только тогда милосердие будет бескорыстным: «Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом».
    Добро и благодарность сопоставляются в тексте с торговлей.

    Авторская позиция

    Ф. Искандер уверен, что обмен духовными ценностями – милосердием, состраданием и благодарностью необходимы человеку для развития не меньше, чем ценности материальные.

  10. 1 вариант рссуждение, 2 вариант по литературе
    В нашем мире у каждого из нас есть периоды, когда в жизни наступает чёрная полоса: все вокруг кажутся злыми, агрессивными и недоброжелательными. Поддаваясь влиянию окружающих, человек сам может стать раздражительным, нервным и неправильно реагировать на происходящие события. В такое время каждому необходимо добро – маленький лучик солнца, который осветит душу и подарит понимание и положительные эмоции. И одним из самых важных качеств доброго человека является милосердие.
    Милосердие… Какой же смысл таит в себе это простое на первый взгляд слово? Милосердие – это умение отрывать часть себя тем людям, которые в чём-то нуждаются, которым требуется наша помощь.
    Судьба может завести каждого в довольно трудную жизненную ситуацию, и когда человек просит о помощи, нужно уметь откликнуться ему и протянуть руку.
    Милосердие – это умение помочь человеку в беде, и не просто помочь, а сделать это безвозмездно, не ожидая взамен никакой благодарности. Часто, человек, которому ты даришь добро, может не знать даже твоего имени. Это относится, например, к благотворительным акциям для детей из детских домов, сборам денег на лечение смертельно больных детей и так далее.
    Зачем же человеку необходимо такое качество, как милосердие? Не зря говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». Во Вселенной существует баланс, и к человеку возвращается абсолютно всё, что он делает в жизни. Никто из нас не застрахован от того, что в жизни может случиться что-то непредсказуемое, когда помощь потребуется нам. В этом случае то добро, которое мы сделали, когда была возможность, обязательно вернётся к нам сторицей.
    Главная проблема милосердия заключается в том, что сейчас его, к сожалению, не хватает на всех. Многие люди замкнутые, злые, несдержанные. Они боятся или не хотят делать добро другим, быть открытыми и милосердными. Это совершенно не красит их, а наоборот, отталкивает от них других людей.
    Развить в себе милосердие не так и сложно, как кажется. Для этого нужно ловить себя на злых мыслях и сразу же отгонять их. Если вы видите повод для совершения доброго дела, здесь не должно быть вариантов – нужно однозначно сделать его, тем самым делая лучше не только окружающий мир, но и себя.
    Сочинение на тему Проблема милосердия (с примерами из литературы)
    Размышляя над данной темой, можно выделить два основных вопроса: что значит милосердие, и чем является по своей природе? И какова роль милосердия в современном обществе. В этих вопросах я попробую разобраться с помощью нескольких примеров и рассуждений.
    Многие авторы в своих произведениях поднимали проблему милосердия. Одним их ярчайших примеров является рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека”. Главный герой-Андрей Соколов потерял во время войны то, что незабвенно дорого каждому человеку-семью. Казалось бы, нет смысла жить, нет сил воевать, но Андрей смог проявить милосердие. Оно заключалось в том, что он притворился , а в последствии стал самым настоящим отцом,осиротевшего мальчика и забрал его к себе. Соколов пожалел ребенка, проявил по отношению к нему доброту, нежность-это есть милосердие. Также стоит отметить, что милосердие-это то, что должно сопровождать человека всегда, потому что “милое сердце”-это один из самых ценных и прекрасных даров, которые есть на Земле. А все потому что милосердие-это не только хорошо или правильно, но и иногда это путь к спасению других.
    Нельзя не упомянуть и о другом прекрасном произведении – “Война и мир” Льва Толстого. Наташа Ростова проявила самое что ни на есть настоящее милосердие, когда отдала подводы, на которых ее семья могла вывезти свое имущество, для раненых. Она поняла, что помощь другим-важнее всего. Таким образом, мы пришли к выводу, что милосердие-это так же способность к самопожертвованию, бескорыстию, потому что иногда, чтобы помочь кому-то нужно самому лишиться.
    Мы узнали о том, что такое милосердие, но какую роль оно играет в современности, имеет ли оно место быть и нужно ли оно современному человеку?
    Можно сказать, что милосердие в современном обществе присуще одним из самых сильных духом людей, все потому что на данный момент в мире преобладает равнодушие и жестокость, сопротивляться им и каждый раз, жертвовать чувствами, благами – это удел сильной личности. Милосердие играет важнейшую роль в нашем ритме жизни, потому что оно делает человека человеком. Пройдешь ли Ты мимо равнодушно смотря на того, кто нуждается в Твоей помощи или раскроешь для него своей сердце? Вот, что отличает настоящего человека. Милосердие определяет лучших.
    Несомненно, милосердие так много значит не только поэтому, а еще и потому, что без него мир превратится в хаос, где не будет больше взаимопомощи, где править будут равнодушие, алчность, корысть. Милосердие дает нам веру в то, что люди не утратили способность верить друг другу и сочувствовать, быть вместе, один за другого. Милосердие оправдывает звание “Человек”.
    Таким образом, из рассуждений выходит то, что милосердие-это жертвенность, доброта, искренность, сочувствие. Это , что должно существовать в людях всегда, как бы не плохо им самим. И в конце концов, милосердие-это то, что спасает нас и то, чем мы можем спасти других.

  11. «…Читая его творения, можно превосходным
    образом воспитать в себе человека…»
    В.Г. Белинский
    Милосердие и сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию,
    человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и
    справедливости. Именно о нем мечтали многие поколения русских писателей. И в этом процессе духовного созидания особая
    роль принадлежит А.С. Пушкину. Ему, поэту-пророку, Богом был дарован талант «глаголом жечь сердца людей», пробуждая
    «чувства добрые» в их душах.
    На каких основах должна строиться жизнь – в особенности в смутные переходные ее периоды, когда ставятся под
    сомнение сложившиеся традиции и нормы морали? Этот вопрос был принципиальным для Пушкина – человека и художника.
    Вспомним известный эпизод из жизни поэта… Возвращенный в 1826 г. Николаем I из ссылки, он предстал перед императором,
    который задал прямой вопрос: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?» Тот, будучи
    человеком чести, мужественно ответил: «Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог не участвовать
    в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!» Смысловая двойственность пушкинской фразы несомненна.
    Видимо, «отсутствие спасло» не только от царской немилости. Тогда от чего же?
    В повести «Капитанская дочка», законченной за несколько месяцев до смерти, был дан ответ – плод размышлений
    целой жизни. «Молодой человек! – как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, – если записки мои попадут в твои
    руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких
    насильственных потрясений». Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте: «Не приведи Бог видеть русский бунт –
    бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды, или не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка – копейка». Яснее не скажешь… Это позиция гуманиста, душа которого противится насилию в любых его проявлениях и одновременно мучается в замкнутом круге неразрешимых внутренних противоречий: ведь был же тот вышеупомянутый ответ царю! В «Капитанской дочке» нигде честь не противостоит совести, а вот в жизни все могло быть – и было – гораздо трагичней.
    Какую же нравственную опору выбрать? Что не подведет? Чести, как таковой, недостаточно: жизнь со всеми ее
    драматическими перепетиями оказывается сложнее. Честь слишком хрупка – сама требует защиты. Если не оступишься, не
    смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета… Об этом тоже повесть Пушкина. И не случайно глава «Суд» имеет эпиграф: «Мирская молва – морская волна». Рассчитывать на то, что можно во всех случаях сохранить о себе отличное мнение, не приходится: слишком слаб человек нравственно, и судимый, и судящий… Чем руководствоваться? За что же держаться? Ответ автора «Капитанской дочки» однозначен: держаться нужно за свою совесть, за честь в глазах Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей.
    Но как непосредственно в жизни следовать этому совету? И «Капитанская дочка» подсказывает: надо быть милосердным.
    По-Пушкину, именно милосердие лежит в основе совестливости. И это глубоко христианский, глубоко русский взгляд на столь важную нравственную категорию, которая, в свою очередь, поддерживает, преображает достоинство человека и его честь. Итак, в чем же состоит смысл повети? Пожалуй, его можно сформулировать следующим образом: взаимоотношения человека с человеком перед лицом Истины, перед лицом Бога. На жизненной дороге встретились двое: один – нравственные нормы «преступить сумевший», другой – твердо держащийся законов чести и совести. И эта противопоставленность придает особую драматичность и остроту событиям, свидетелями которых мы становимся.
    Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившихся во время бури путников к постоялому двору, за что Петр Андреич дарит вожатому полтину денег на водку и свой заячий тулуп. Прижимистый Савельич ропщет: подарок бессмыслен, «он его пропьет, собака, в первом кабаке». Да и не налезет этот юношеский тулуп на пугачевские «окаянные плечища»! С точки зрения здравого смысла Савельич прав. Однако автор пишет, передавая мысли Гринева: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером и беглым казаком нечто иное… Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, а этого не должно быть, и нельзя проходить безразлично мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно и даже кощунственно. Сделав шаг навстречу «страшному мужику», Петр Андреич поступил, что называется, по совести. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».
    Чем же можно ответить на милосердие? Чем его измерить? Только милосердием же. Не боясь уронить достоинство атамана в
    глазах соратников, Пугачев следует именно велению сердца, когда спасает Гринева от смертной казни: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов». Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и… жизнь, подаренная офицеру вражеского войска. Каким же законом управляется поведение Пугачева? Думаю, все тем же законом совести, которым так часто пренебрегают в этом мире, но которого нет выше и благороднее. Пугачев не может не помиловать Гринева, так как перечеркнуть то внутреннее человеческое единение, которое оба ощутили при первой встрече, значило бы уничтожить в себе самом нечто самое дорогое, самое святое. Потому-то напряженный и драматический диалог, в котором Петр Андреич, следуя совести своей и чести, отказывается присоединиться к восставшим (рискуя отчаянно), имеет такой примиряющий финал: «Так и быть, – сказал он (Пугачев), ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
    То же и в третьей встрече. Прислушаемся к беседе, которую ведет с Пугачевым Гринев:
    – О чем, ваше благородие, изволил задуматься?
    – Как не задуматься, – отвечал я ему. – Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в
    одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.
    – Что же? – спросил Пугачев. – Страшно тебе?
    Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.
    – И ты прав, ей-богу, прав! – сказал самозванец. – Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша
    братья.
    Во всех перепетиях откровенного и рискованного разговора, который ведет с Пугачевым герой Пушкина, направляет
    последнего, питает надежду опять милосердие, хотя и о достоинстве офицера Гринев никогда не забывает. Он понимает, что нарушил кодекс дворянской чести. И это тяготит Петра Андреича, который в ходе жизненных испытаний постигает нравственные законы, куда более значимые, чем набор представлений о сословной исключительности.
    Петру Гриневу, в духовном облике которого так органично соединились совестливость и верность долгу, противопоставлен в повести Швабрин. Рассказ о нем от начала до конца представляет собой историю бессильной злобы, зависти, неспособности простить. Отвергнутый Марьей Ивановной, он вступает на путь Каина путь насилия, предательства, мести который ведет его не только к гибели физической, но – что несравнимо хуже – к духовному самоубийству. Швабрин не изнуряет себя вопросами морали, нравственного выбора или проблемами чести. Муки совести ему незнакомы. Собственное «я» для этого человека – единственная ценность. За эгоизм, отход от Божьей правды Швабрин в повести наказан. Но Гринев, как и сам автор, не торжествует над униженным врагом: это согласно христианской морали стыдно. Поэтому и отворачивается от поверженного недруга любимый герой Пушкина – и в этом опять милосердие целомудренной, совестливой души. Счастливый конец «Капитанской дочки» – вовсе не слащавая подачка читателю «романтической повести», а следствие глубочайшей уверенности писателя – гуманиста в том, что человеческая история имеет свой смысл, что падший мир держится все-таки на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие, достоинство и сострадание.

  12. Мне кажется, что милосердие – это умение человека с состраданием относиться к бедам и горестям других людей, милосердный человек способен помогать в беде не только близким людям, но и совсем незнакомым. Даже к врагу у такого человека отношение особенное, к недругам он относится с добротой и с надеждой на примирение.
    Милосердному человеку неизвестны такие слова как «месть» или «отмщение». Он совершенно не признаёт такой принцип как «око за око, зуб за зуб». Совершая злые поступки, мы лишь увеличиваем зло, и без того существующее в мире в безграничном количестве. Милосердный человек старается проявлять доброту ко всем людям, по возможности помогать им.
    Вспомним известную и уважаемую женщину прошлого века – Мать Терезу. Она была символом милосердия, доброты и сострадания в жестоком XX веке. Её преданностью идее служения миру вдохновлялись и до сих пор вдохновляются люди со всего мира. Благодаря таким примерам мы никогда не забываем о том, что доброта в человеческих сердцах существует и существовала всегда. Я очень люблю милосердных людей и даже восхищаюсь ими.
    История человечества просто переполнена разными войнами, предательствами и жестокостями. Во все века люди проливали кровь за что-то абсолютно ничтожное, бесценное, отдавали свои жизни ни за что. Люди не уважали себя, не уважали других. Понятия милосердие не существовало, всем хотелось власти и материальных богатств. Человеческие души не ценились, внутренний мир человека также не значил ничего. Люди бездумно мстили врагам, устраивали дуэли, умирали за честь. Но такой принцип действует разрушительно на внутренний мир человека, делает его злее.
    Совсем непросто быть милосердным ко всем людям. Но, я считаю, каждый из нас должен стараться меняться к лучшему, работать над своим внутренним миром. Тогда мир обязательно станет добрее, и жизнь станет намного лучше, чем сейчас.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Милосердие» читают:
    Сочинение на тему «Добро и зло»
    Сочинение на тему «Доброта»

  13. Милосердие основывается на умении отдавать часть себя тем людям, которые в чём-то нуждаются, которым не справиться с трудностями без нашей помощи. Каждый из нас может оказаться в сложной жизненной ситуации и в такие моменты нам приходится ждать помощи от других, ведь не всегда мы в состоянии помочь себе самостоятельно. Я считаю, что все люди должны помогать друг другу, иначе жизнь на земле станет невозможной.
    Милосердный человек всегда поможет нуждающемуся в помощи, при этом помощь эта будет безвозмездной, он не будет ждать взамен даже банальной благодарности. Для него помогать людям – это обычное дело. Зачастую человек, для которого ты делаешь что-то хорошее, может даже не знать твоего имени. К примеру, так бывает, когда люди помогают детским домам или участвуют в благотворительных акциях, собирая необходимые на лечение детей или животных средства.
    Милосердие всегда бескорыстно, но всё же недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». К человеку возвращается всё, как плохое, так и хорошее. Сегодня мы поможем кому-то, а завтра кто-то поможет нам. Никто из нас не застрахован от непредсказуемых событий, в результате которых помощь может потребоваться нам. Любое совершённое нами добро обязательно вернётся к нам сторицей.
    К сожалению, милосердных людей в наше время не так много, как хотелось бы. Многие люди замкнутые, злые, несдержанные. Из-за своих страхов они не могут делать добро другим, быть открытыми и милосердными.
    Каждый может развить в себе милосердие. Для этого нужно быть открытым и честным человеком, отгонять от себя злые мысли, любить людей, научиться прощать их. Изменившись к лучшему, вы сами захотите делать добро другим людям, помогать им. Не стоит забывать и о том, что добрые поступки украшают человека!
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Милосердие» читают:
    Сочинение на тему «Мужество»
    Сочинение на тему «Ответственность»
    Сочинение «Что такое добро?»

  14. Примером милосердия в наши дни может служить пове­дение людей, которые откликаются на просьбу сдать кровь для больных. Так поступили и мой дедушка, и множество других людей, когда они стали донорами для пострадавших от катастрофы в метро.
    Я думаю, милосердие объединяет людей, делает их лучше.
    Вариант 3
    Милосердие — это доброта в сочетании с жалостью к ко­му-то, желание помочь. В жизни очень важно быть мило­сердным, потому что милосердие рождает ответное чувство любви и благодарности.
    Можно представить, что чувствовали девочки из текста А. Приставкина, наблюдая, что одна за другой исчезают зо­лотые рыбки из аквариума. Каково же было их изумление, когда на месте преступления они застали самую маленькую девочку — Люсеньку. Но вид раздетой малышки лишил их дара речи: Люсенька сама была похожа на бескровную рыб­ку. Жалость к ребёнку и доброта заставили девочек понять, что за этой малышкой необходимо присмат­ривать, подкармливать её. Потому и пошла Инна среди ночи на кухню, чтобы попросить для Люси кусочек хлеба.
    Я думаю, что Люсенька никогда не будет злой, потому что она получила прививку милосердия.
    В рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» девочка Дина тоже проявила милосердие к пленному офицеру Жи­лину: видя, как он страдает, помогла ему бежать.
    Милосердие способно творить чудеса.
    Вариант 4
    Милосердие — это сложное понятие, которое включает доброту, сострадание, сердечность, желание позаботиться о слабом, защитить его. Я считаю милосердие одним из самых главных качеств человека.
    Девочки из детского дома, о которых мы узнаём из рас­сказа А. Приставкина, проявили милосердие, когда не стали наказывать Люсеньку за съеденных рыбок. Её хрупкость, измождённость поразили их. Поэтому они не рассказали ночной няне о воровстве Люсеньки, а попросили у неё немного хлеба для малышки.
    Я могу назвать милосердной своего педагога по художе­ственной гимнастике Марину Юрьевну. Она организовала приют для бездомных собак, привлекла для этого неравно­душных горожан. Волонтёры помогают ей находить хозяев для питомцев приюта. Я считаю, его создание было бы не­возможным, если бы не доброта всех, кто участвовал и уча­ствует в этом деле.
    Милосердие даже самого слабого человека делает сильным.
    Вариант 5
    Под милосердием я понимаю умение сострадать другому человеку. Это понятие включает в себя жалость и желание помочь кому-то, кто оказался в беде или в сложной ситуации.
    История, с которой мы знакомимся в рассказе А. Приставкина, конечно же, о милосердии. Воспитанницы детского дома не замечали самую маленькую из них, Лю­сеньку, им не было до неё дела. Когда девочки поймали её с рыбкой в руке, они могли жестоко наказать малышку за воровство. Но они не стали этого делать. Без­защитность Люсеньки пробудила в них милосердие. Она ведь сама напоминала худенькую рыбку, кото­рую хотелось защитить. Поэтому и бросилась Инна за хле­бом для малышки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *