Сочинение на тему минувшее и грядущее в лирике пушкина

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: меня окружили ну им неуйти от нас

    Самодержавною рукойОн смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной:Он знал ее предназначенье. Поэт верит, что Россия выдержит любые испытания, у нее есть верные, любящие сыны, готовые отдать во имя общественного блага свои жизни. И пока страна не оскудеет самоотверженными душами, остается надежда на ее процветание. В ссылку к друзьям-декабристам поэт писал:Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свободаВас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Мир опустел … Теперь куда жеМеня б ты вынес, океан? Судьба земли повсюду та же:Где капля блага, там на стражеУж просвещенье иль тиран. А. С. Пушкин Поэзия Александра Сергеевича Пушкина – неиссякаемый ис-очник познания и наслаждения. Несмотря на внешнюю легкость и доступность, стихи поэта глубоки по смыслу, актуальны в наше бурное и стремительное время, потому что поднимают вечные вопросы, волнующие человечество на протяжении всего его существования: в чем смысл бытия человека, что такое счастье, что ценнее самой жизни, какое место в ней занимают любовь и дружба? На любой вопрос можно найти ответ в лирике великого творца. Поэт – всегда философ. Пушкин не является исключением. Его философские стихи облечены в такую прекрасную форму, что невольно забываешь о глубочайшем смысле, вложенном автором; приходится преодолевать себя, заставляя задуматься над содержанием произведения. Таково и романтическое стихотворение “К морю”. Уезжая в Михайловское, поэт прощается со “свободной стихией”, она сродни художнику-творцу, такая же неукротимая и бесконечная. Глядя на море, поэт вспоминает некогда бушевавшего Наполеона, теперь почившего вдали, мысленно воображает Пушкин и Байрона – певца свободы и печали. Автор размышляет о быстро текущем времени, неотвратимости разлуки с близкими, друзьями, полюбившимися местами. Но человек наделен памятью, в которой он будет хранить лучшие и дорогие воспоминания. Прощай же, море! Не забудуТвоей торжественной красыЯ долго, долго слышать будуТвой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливыПеренесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы. Н блеск, и тень, и говор волн. Как обычно, А. С. Пушкин, начиная от конкретных впечатлений, переходит к глубоким внутренним переживаниям, Упоминаниям и философским рассуждениям о природе и человеке, его месте в этом непростом и величественном мире. Пушкин соединяет землю и небо, прошлое и настоящее, и на этом фоне лирический герой поэта не выглядит мелочным, незначительным, а вполне достоин того окружения, в котором довелось родиться и жить. Таков в полной мере поэт и в стихотворении “Пророк”. И бога глас ко мне воззвал:”Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей”. Он и страдалец, он и провидец, собственные муки дают ему возможность знать больше других, а следовательно, и нести груз ответственности за окружающих. Внешнее “перерождение” происходящее с поэтом, подразумевает огромную внутреннюю работу, перевоплощение певца в пророка, несущего людям истину. Это стихотворение отражает глубинное состояние автора, возмужавшего, много пережившего и передумавшего после восстания декабристов, их высылки в Сибирь. Теперь он не просто талантливый поэт, воспевающий радость бытия, а философ, задумавшийся о своем высоком предназначении, великой миссии. Позже, в 1829 году, он напишет стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных”, где предчувствие смерти почти физически ощутимо, но воспринимается автором с философской неотвратимостью. Почему же столь молодой поэт рассуждает о неминуемой смерти – дань моде, минутной грусти или это серьезные рассуждения о бренности жизни? Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм. Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час.

  2. А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт.
    Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором.
    В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело,как смутное похмелье.» ) поэт говорит о том, что он уже не молод. Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть.
    Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».
    После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
    Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» — это ещё и способность к состраданию.
    Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь.
    Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения.. Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.
    И может быть на мой закат печальный
    Блеснет любовь улыбкою прощальной .
    Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя.
    «Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» — к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.
    Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
    Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.
    сулит = предвещает (обещает)
    «грядущего волнуемое море » — метафора из канона заупокойной церковной службы:
    Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею.
    Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу», но снова в стихию чувств и переживаний.
    порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:
    . О жены Севера, меж вами
    Она является порой
    Порой восточный краснобай
    Здесь разливал свои тетради
    («В прохладе сладастной фонтанов. »)
    Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.
    Существительные почти тоько абстрактные:
    веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.
    В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
    безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.
    Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
    умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.
    А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
    упьюсь – обольюсь – тут даже отзвуки оргии.
    На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.
    Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.

  3. Самодержавною рукойОн смело сеял просвещенье,Не презирал страны родной:Он знал ее предназначенье.Поэт верит, что Россия выдержит любые испытания, у нее есть верные, любящие сыны, готовые отдать во имя общественного блага свои жизни. И пока страна не оскудеет самоотверженными душами, остается надежда на ее процветание. В ссылку к друзьям-декабристам поэт писал:Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье,Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.Оковы тяжкие падут,Темницы рухнут — и свободаВас примет радостно у входа,И братья меч вам отдадут.Мир опустел… Теперь куда жеМеня б ты вынес, океан?Судьба земли повсюду та же:Где капля блага, там на стражеУж просвещенье иль тиран.А. С. Пушкин Поэзия Александра Сергеевича Пушкина — неиссякаемый ис-очник познания и наслаждения. Несмотря на внешнюю легкость и доступность, стихи поэта глубоки по смыслу, актуальны в наше бурное и стремительное время, потому что поднимают вечные вопросы, волнующие человечество на протяжении всего его существования: в чем смысл бытия человека, что такое счастье, что ценнее самой жизни, какое место в ней занимают любовь и дружба? На любой вопрос можно найти ответ в лирике великого творца. Поэт — всегда философ. Пушкин не является исключением. Его философские стихи облечены в такую прекрасную форму, что невольно забываешь о глубочайшем смысле, вложенном автором; приходится преодолевать себя, заставляя задуматься над содержанием произведения. Таково и романтическое стихотворение «К морю». Уезжая в Михайловское, поэт прощается со «свободной стихией», она сродни художнику-творцу, такая же неукротимая и бесконечная. Глядя на море, поэт вспоминает некогда бушевавшего Наполеона, теперь почившего вдали, мысленно воображает Пушкин и Байрона — певца свободы и печали. Автор размышляет о быстро текущем времени, неотвратимости разлуки с близкими, друзьями, полюбившимися местами. Но человек наделен памятью, в которой он будет хранить лучшие и дорогие воспоминания.Прощай же, море! Не забудуТвоей торжественной красыЯ долго, долго слышать будуТвой гул в вечерние часы.В леса, в пустыни молчаливыПеренесу, тобою полн,Твои скалы, твои заливы.Н блеск, и тень, и говор волн.Как обычно, А. С. Пушкин, начиная от конкретных впечатлений, переходит к глубоким внутренним переживаниям, Упоминаниям и философским рассуждениям о природе и человеке, его месте в этом непростом и величественном мире. Пушкин соединяет землю и небо, прошлое и настоящее, и на этом фоне лирический герой поэта не выглядит мелочным, незначительным, а вполне достоин того окружения, в котором довелось родиться и жить. Таков в полной мере поэт и в стихотворении «Пророк».И бога глас ко мне воззвал:«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей».Он и страдалец, он и провидец, собственные муки дают ему возможность знать больше других, а следовательно, и нести груз ответственности за окружающих. Внешнее «перерождение» происходящее с поэтом, подразумевает огромную внутреннюю работу, перевоплощение певца в пророка, несущего людям истину. Это стихотворение отражает глубинное состояние автора, возмужавшего, много пережившего и передумавшего после восстания декабристов, их высылки в Сибирь. Теперь он не просто талантливый поэт, воспевающий радость бытия, а философ, задумавшийся о своем высоком предназначении, великой миссии. Позже, в 1829 году, он напишет стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных», где предчувствие смерти почти физически ощутимо, но воспринимается автором с философской неотвратимостью. Почему же столь молодой поэт рассуждает о неминуемой смерти — дань моде, минутной грусти или это серьезные рассуждения о бренности жизни?Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм.Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.Я говорю: промчатся годы,И сколько здесь ни видно нас,Мы все сойдем под вечны своды —И чей-нибудь уж близок час.

  4. сочинение: минувшее и грядущее в лирике Пушкина

    Ответы:

    Самодержавною рукойОн смело сеял просвещенье,Не презирал страны родной:Он знал ее предназначенье.Поэт верит, что Россия выдержит любые испытания, у нее есть верные, любящие сыны, готовые отдать во имя общественного блага свои жизни. И пока страна не оскудеет самоотверженными душами, остается надежда на ее процветание. В ссылку к друзьям-декабристам поэт писал:Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье,Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.Оковы тяжкие падут,Темницы рухнут — и свободаВас примет радостно у входа,И братья меч вам отдадут.Мир опустел… Теперь куда жеМеня б ты вынес, океан?Судьба земли повсюду та же:Где капля блага, там на стражеУж просвещенье иль тиран.А. С. Пушкин Поэзия Александра Сергеевича Пушкина — неиссякаемый ис-очник познания и наслаждения. Несмотря на внешнюю легкость и доступность, стихи поэта глубоки по смыслу, актуальны в наше бурное и стремительное время, потому что поднимают вечные вопросы, волнующие человечество на протяжении всего его существования: в чем смысл бытия человека, что такое счастье, что ценнее самой жизни, какое место в ней занимают любовь и дружба? На любой вопрос можно найти ответ в лирике великого творца. Поэт — всегда философ. Пушкин не является исключением. Его философские стихи облечены в такую прекрасную форму, что невольно забываешь о глубочайшем смысле, вложенном автором; приходится преодолевать себя, заставляя задуматься над содержанием произведения. Таково и романтическое стихотворение «К морю». Уезжая в Михайловское, поэт прощается со «свободной стихией», она сродни художнику-творцу, такая же неукротимая и бесконечная. Глядя на море, поэт вспоминает некогда бушевавшего Наполеона, теперь почившего вдали, мысленно воображает Пушкин и Байрона — певца свободы и печали. Автор размышляет о быстро текущем времени, неотвратимости разлуки с близкими, друзьями, полюбившимися местами. Но человек наделен памятью, в которой он будет хранить лучшие и дорогие воспоминания.Прощай же, море! Не забудуТвоей торжественной красыЯ долго, долго слышать будуТвой гул в вечерние часы.В леса, в пустыни молчаливыПеренесу, тобою полн,Твои скалы, твои заливы.Н блеск, и тень, и говор волн.Как обычно, А. С. Пушкин, начиная от конкретных впечатлений, переходит к глубоким внутренним переживаниям, Упоминаниям и философским рассуждениям о природе и человеке, его месте в этом непростом и величественном мире. Пушкин соединяет землю и небо, прошлое и настоящее, и на этом фоне лирический герой поэта не выглядит мелочным, незначительным, а вполне достоин того окружения, в котором довелось родиться и жить. Таков в полной мере поэт и в стихотворении «Пророк».И бога глас ко мне воззвал:«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей».Он и страдалец, он и провидец, собственные муки дают ему возможность знать больше других, а следовательно, и нести груз ответственности за окружающих. Внешнее «перерождение» происходящее с поэтом, подразумевает огромную внутреннюю работу, перевоплощение певца в пророка, несущего людям истину. Это стихотворение отражает глубинное состояние автора, возмужавшего, много пережившего и передумавшего после восстания декабристов, их высылки в Сибирь. Теперь он не просто талантливый поэт, воспевающий радость бытия, а философ, задумавшийся о своем высоком предназначении, великой миссии. Позже, в 1829 году, он напишет стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных», где предчувствие смерти почти физически ощутимо, но воспринимается автором с философской неотвратимостью. Почему же столь молодой поэт рассуждает о неминуемой смерти — дань моде, минутной грусти или это серьезные рассуждения о бренности жизни?Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм.Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.Я говорю: промчатся годы,И сколько здесь ни видно нас,Мы все сойдем под вечны своды —И чей-нибудь уж близок час.

  5. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина необычайно разнообразна. Кажется, все было подвластно перу великого русского поэта, все оживало и расцветало под взглядом его глаз. В раннем периоде стиль лирических произведений Пушкина еще не определился. Жанры дружеского шутливого послания, застольные оды привлекали юного лицеиста своим веселым задором. Знакомый с европейской и русской поэтической традицией, Пушкин пробует стилизации под античную и современную ему поэзию. Часто обыгрывается в ранних его стихах тема монашества («К Наталье», «Монах»), несоответствие между чувствами и положением в обществе… Но в раннюю пору окраска этой темы еще иронична, комедийна, несмотря на крайнюю её серьезность. Вообще, в первый период стихи молодого поэта носят чаше всего легкий характер — в духе Анакреонта или Парни. Пушкину близки были жанры эпиграммы, стилизации под народное творчество (вспомним его стихотворения «Казак» или «Песни о Стеньке Разине»), разрабатывал он и жанр классической элегии с характерными для них мотивами грусти, одиночества, разочарования во всем. Несколько позже у Пушкина появляются стихи политического характера (Ода «Вольность» — явная ссылка на Радищева, «К Чаадаеву»), в которых поэт поднимает вопросы о человеческих ценностях. Что важнее — служение вольности или личное счастье, любовь, слава?.. Послушайте, какой горячей искренностью звучат слова одного из самых знаменитых его стихотворений:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, Отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    В гражданской лирике Пушкина ясно читается вера в то, что «Россия вспрянет ото сна»… Интересна эволюция политической темы в творчестве поэта: от эмоционального протеста — до философских размышлений о борьбе добра и зла в мире…
    Тема любви проходит через все творчество Пушкина. И это не любовь — ненависть, не поединок, а гармоничное, сильное чувство, даже если оно и не разделено. Если в ранней лирике герой был настроен легко и игриво, то потом отношение к любви становится более серьезным. Появляется тема неразделенного чувства:
    Я вас люблю, — хоть я бешусь,
    Хоть это труд и стыд напрасный,
    И в этой глупости несчастной
    У ваших ног я признаюсь!
    А иногда лирический герой поклоняется женщине, как богине:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И даже разочарование вызывает у поэта уже не боль, а только нежную грусть («Я вас любил…»). Обращения к жанрам стансов, любовного послания, элегии придают теме любви необычайное богатство.
    Еще одна важная для Александра Сергеевича тема — дружба. Она вошла в его творчество с самого начала, и поэт развивал ее всю жизнь.
    Философская лирика Пушкина говорит об одиночестве, близкой смерти, разочаровании:
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, на что ты мне дана.
    Особая тема в творчестве Пушкина — поэта и поэзии и их предназначение. Что есть поэзия, чему она должна служить?.. И здесь лирический герой — пророк, избранник небес, призванный «глаголом жечь сердца людей». Главное — не личная слава, не угождение толпе, а служение высшим ценностям:
    Веленью божьему, о муза, будь послушна…
    Лирический герой поэзии Пушкина стоит над толпой, он сам чувствует свое высшее предназначение. А его творчество разнообразно и по жанрам, и по тематике, и по отраженным в стихах переживаниям. Но для каждого из нас есть у этого поэта доброе, верное слово…

  6. Пушкин – все сочинения
    Трудно назвать другого поэта, лирика которого была бы настолько насыщена философскими раздумьями, как лирика Пушкина. Стремление охватить действительность во всем ее многообразии, постичь глубины жизни обусловило многоплановость, многозначность стихотворений Пушкина. Мотивы любви в его стихах нередко сливаются с мотивами творчества; патриотические мотивы пронизывают стихи о свободе; тема борьбы за свободу переплавляется в тему высокой и верной дружбы, и часто стихотворения приобретают философское звучание. Однако именно в поздних стихах раздумья поэта о своей жизни, размышления об окружающей действительности поднимаются до высот философских обобщений и художественного совершенства.
    «Элегия» (1831г) – одно из лучших стихотворений у Пушкина. Оно разделено на две взаимосвязанные части и состоит из 14 стихов: в первой части – шесть, во второй – восемь. Четырнадцать строк – это количество стихов в сонете. Но в нем другая рифмовка. В пушкинском стихотворении рифмуются соседние строки: «веселье» – «похмелье», «дней» – «сильней» и т.д. Пушкин заключает свои поэтические мысли в предельно жесткую форму и этим достигает потрясающей силы смысловой емкости. В четырнадцать строк он вмещает жизнь души в ее прошедшем, настоящем и будущем.
    Сначала взгляд поэта обращается в прошлое: «Безумных лет угасшее веселье…» Воспоминания о юности не исчезают: печаль о ней «чем старе, тем сильней» обжигает сердце. Настоящее, как и прошлое, наполнено горечью: «Мой путь уныл». И будущее кажется совершенно безотрадным: «…Сулит мне горе». Пушкин использует традиционные для поэтического языка той эпохи образы, сравнивая веселье – с вином, горе – с похмельем, жизненные печали – с бурным морем. Эпитеты «безумных лет», «смутное похмелье», «волнуемое море» создают почти трагическое настроение. Главный образ, вызывающий горестные предчувствия, – метафора «грядущего волнуемое море». Море не только символ жизненных неурядиц, но и символ возможной близкой смерти.
    Вторая часть стихотворения начинается противительным союзом «но» и таким образом разрушает настроение безысходности первой части. Поэт, вопреки традиционным элегиям, воспевает страдание: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Глаголы первой части стихотворения противопоставлены глаголам второй половины. Спад настроения идет до слов: «Но не хочу, о други, умирать…» Затем Пушкин использует глаголы будущего времени, и с помощью этого приема выражает надежду на грядущее: «будут наслажденья», «гармонией упьюсь», «слезами обольюсь». Развивая образ вина, как символа наслаждения из первой части, поэт верит: «Порой опять гармонией упьюсь». Гармония – ключевое слово в словаре пушкинской лирики. Это символ творчества, вдохновения. Поэт верит в силу искусства, в его способность возрождать уставшие души.
    Заканчивая стихотворение, Пушкин снова использует образ «печали минувших дней» из первой части. Теперь эта метафора переходит в эпитет «закат печальный» и метафору «улыбка прощальная». Таким образом, в «Элегии» Пушкин утверждает, что жизнь прекрасна, несмотря на страдания и муки, что творчество и любовь спасают от безверия, уныния. Он не отрицает мир, полный страданий, а утверждает его. Поэт делает философские открытия, познавая себя. В этом монологе «лирический герой» совпадает с образом автора. Раскрывая свои мысли, ощущения, Пушкин помогает всем познать свою душу и общие законы человеческой жизни.
    «…Вновь я посетил…» тоже является вершиной философской лирики Пушкина. Жизнь показана

  7. А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.
    Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал
    через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.
    Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:
    Смертный, век твой приведенье:
    Счастье резвое лови;
    Наслаждайся, наслаждайся;
    Чаще кубок наливай;
    Страстью пылкой утомляйся
    И за чашей отдыхай!
    Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:
    До капли наслажденье пей,
    Живи беспечен, равнодушен!
    Мгновенью жизни будь послушен,
    Будь молод в юности твоей!
    (“Стансы Толстому”, 1819)
    Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.
    Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.
    В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:
    Искатель новых впечатлений,
    Я вас бежал, отечески края;
    Я вас бежал питомцы наслаждений,
    Минутной младости минутные друзья, —
    так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.
    Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:
    Мне вас не жаль, неверные друзья,
    Венки пиров и чаши круговые —
    Мне вас не жаль, изменницы младые,
    Задумчивый, забав чуждаюсь я, —
    пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).
    К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.
    В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.
    Катит по-прежнему телега;
    Под вечер мы привыкли к ней,
    И дремля едем до ночлега,
    А время гонит лошадей.
    Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:
    Цели нет передо мною:
    Сердце пусто, празден ум,
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.
    Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.
    Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе цвести.
    Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.
    Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнуемое море.
    Но не хочу, о други, умирать:
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:
    Не дай мне бог сойти с ума.
    Нет, легче посох и сума;
    Нет, легче труд и глад.
    (“Не дай мне бог сойти с ума”, 1833)
    Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.
    Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или поздно на его место придут другие.
    Здравствуй, племя
    Младое, незнакомое! не я
    Увижу твой могучий поздний возраст, —
    пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).
    Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.
    Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

  8. 8
    Текст добавил: Джек_Воробей

    Пушкин, Александр Сергеевич –
    Биография и творчество
    Первые слова поэта, когда он узнал, что его рана смертельна, были: “Мне надо привести в порядок мой дом”. По словам литературоведа В. Непомнящего, “Дом для Пушкина – ценность важнейшая, бытийственная, символ единого, целостного, большого бытия. На протяжении лет Дом представал у Пушкина в разных обликах и масштабах”: в лицее – это “келья” молодого вольнодумца, в зрелые годы – очаг, семья, и в конце жизненного пути дом мыслится как Отечество, нация, народ, история. Поиск опоры “самостоянья человека”, идея домостроительства – важнейшие составляющие пушкинской философской лирики.
    Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой – центральные вопросы всей русской литературы. Их называют “вечными вопросами”, потому что нельзя найти на них однозначного ответа, они всегда волновали и будут волновать людей. И это залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа – в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.
    Пушкин удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и замечательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека. По сути, пушкинское творчество – отражение духовного пути Человека со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом – и их преодолением, с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.
    Так, юность не может не узнать себя в эпикурействе ранней пушкинской лирики: жить надо днем сегодняшним, стремясь возможно более полно исчерпать все радости, которые он нам несет – ибо кто знает, что будет завтра?! Лицей – веселый, счастливый Дом, где сам поэт и его друзья – веселые молодые бездельники, неукоснительно следующие завету Эпикура: “Наслаждайся сейчас!”. Упоительное ощущение своей молодости, силы, здоровья и желание сполна насладиться ими торжествуют в каждой строчке стихотворения 1814 года “Пирующие студенты”:
    Друзья! досужный час настал;
    Все тихо, все в покое;
    Скорее скатерть и бокал!
    Сюда, вино златое!
    Шипи, шампанское, в стекле.
    Друзья! почто же с Кантом
    Сенека, Тацит на столе,
    Фольянт над фолиантом?
    Под стол холодных мудрецов,
    Мы полем овладеем;
    Под стол ученых дураков!
    Без них мы пить умеем.
    Из всех философов пирующие студенты выбирают Эпикура, им близка его мысль о том, что жизнь ценна, лишь пока мы молоды. Великолепно сформулировано кредо тех лет в послании “Кривцову” (1817 год);
    Не пугай нас, милый друг,
    Гроба близким новосельем:
    Право, нам таким бездельем
    Заниматься недосуг.
    Пусть остылой жизни чашу
    Тянет медленно другой;
    Мы ж утратим юность нашу
    Вместе с жизнью дорогой.
    Так ставится знак равенства между юностью и жизнью. И все же лицеисты не чужды высокому и вечному. Вспомним стихотворение 1815 года “Городок”, где молодой Пушкин отдает дань “холодным мудрецам”, говорит о круге своего чтения, о природе, о дружбе, о любви. В 1820 году в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны моей…” Пушкин подведет итоговую черту, по-новому осмыслит минувшую пору ранней юности – и простится с ней. Все, что составляло смысл жизни до сих пор – веселье, любовь, пиры, – утратило в его глазах свою ценность, оставлено без сожаления.
    Но где же вы, минуты умиленья,
    Младых надежд, сердечной тишины?
    Где прежний жар и слезы вдохновенья?..
    Придите вновь, года моей весны!
    Жаль не времени, потраченного бездумно, но самого бездумья, уже невозможного. Такова цена опыта.
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел…
    – скажет Пушкин в “Евгении Онегине”, ибо человек, сполна насладившийся молодостью, взявший от нее все, развивается полноценно, гармонично.
    Момент прощанья с юностью тяжел, утрата прежних ценностей приравнивается к утрате самой жизни. В начале двадцатых годов впервые в радостном, светлом мироощущении Пушкина звучит воистину трагическая нота, появляются мотивы пустоты и одиночества:
    Я пережил свои желанья,
    Я разлюбил свои мечты;
    Остались мне одни страданья,
    Плоды сердечной пустоты.
    Однако не следует забывать, что 1820-22 годы – расцвет романтизма в творчестве поэта, а самоощущение романтика слагается из чувств одиночества, преждевременной старости души, борьбы с враждебным миром и собственной “судьбой жестокой”. И все же стихотворение “Я пережил свои желанья” (1821) звучит диссонансной нотой в пушкинском творчестве этого периода, оно предвосхищает темы и образы творческого перелома 1823-24 годов, когда душа поэта наполнится унынием и безверием, когда жизнь покажется бессмысленной и пустой. Перечитайте стихотворение 1823 года “Надеждой сладостной младенчески дыша…” – как безнадежно мироощущение поэта, какой бессмысленной кажется ему жизнь!
    Стихотворение “Демон” (1823) сосредоточило в себе главные вопросы, терзавшие душу поэта. Пушкин создает образ человека, втягиваемого в пропасть безнадежного атеизма. “Злобный гений”, Демон, искушающий героя безверием, бесконечно страшен. Он отрицает все высшие ценности: вдохновенье, любовь, свободу – и, отрицая их, отрицает само Провиденье, то есть некий божественный замысел, лежащий в основе бытия. А ведь если жизнь бессмысленна и бесцельна, если не подчинена непознаваемому, но непременно во всем присутствующему высшему замыслу – тогда все равно: как жить, творить добро или зло, добрести до естественной смерти или покончить с собой… Лирический герой из последних сил сопротивляется Демону-искусителю – и ужасается тому, что может не устоять. Сам поэт устоит, и страшный по силе духовный кризис 1823 года минет, но отзвуки “Демона” еще не раз прозвучат в его творчестве. Мы привыкли ассоциировать понятие жизни с образом некоего движения в пространстве и времени, от рождения к смерти. Пушкину в 1823 году жизненный путь человека представляется весьма безотрадным. В стихотворении “Телега жизни” поэт отразил этот путь в древних образах-символах: жизнь – путь, молодость – утро, зрелость – день, старость – вечер, смерть – ночь. Для него жизненный путь – бессмысленное движение из небытия в небытие, свершающееся “само собой”, независимо от воли человека. Сознательно сниженный, деромантизированный образ телеги, дребезжащей на рытвинах и ухабах, не дает обмануться насчет позиции автора: нет в жизни ничего возвышенного и прекрасного. Ужасает читателя подчеркнуто бесстрастный, равнодушный тон повествования: так есть, бороться бессмысленно, ибо как бы ни вел себя человек, чего бы ни хотел,
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка.
    Бессмысленность окружающего мира не может не ужаснуть мыслящего человека. Для поэта, удивительно рано осознавшего свое призвание, она вдвойне трагична: ведь его талант, его ум и душа ни к чему в мире, лишенном высшего замысла и цели! Юношеские мечты о служении Свободе, о гражданском подвиге воплотились в пушкинском творчестве 1815-22 годов. Создание в России тайных обществ, успехи революционного движения в Греции – все внушало надежду на скорое обретение народами своих исконных прав:
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой.
    (ода “Вольность”)
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря?
    (“Деревня”)
    Но поэт взрослеет и, “разлюбив свои мечты”, понимает, что подарить народам свободу – затея безнадежная. Позже, в 1825-26 годах, придет ясное понимание: никто не может принести людям освобождение – это вообще невозможно, ибо политическая, гражданская свобода начинается с обретения свободы внутренней, духовной. Но пока не пришло понимание этих истин, лирического героя стихотворения “Свободы сеятель пустынный…” мучит невозможность исполнить то, что кажется предназначением, он обвиняет “народы” в нежелании обрести волю: ” К чему стадам дары свободы?” Почти дословно повторит Пушкин последние строки стихотворения в другом, написанном тоже в 1823 году – “Бывало, в сладком ослепленьи…”:
    Вы правы, мудрые народы,
    К чему свободы вольный клич!
    Стадам не нужен дар свободы,
    Их должно резать или стричь,
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.
    В этом стихотворении он объединяет мотивы и образы центральных лирических произведений, отразивших период кризиса, кардинальной переоценки ценностей – “Демона” и “Свободы сеятель пустынный…” И с новой силой мотивы “Демона” зазвучат в стихотворении 1828 года “Дар напрасный, дар случайный…”. Четыре с небольшим года, отделяющие эти произведения, многое изменили в жизни России и в духовном облике поэта. Но вновь и вновь возникает перед ним Демон, “злобный гений”, не желающий “ничего во всей природе благословить…”. Власть, дарующая жизнь, – враждебна, ибо
    Цели нет передо мною…
    Вот что самое страшное, вот что не дает покоя лирическому герою стихотворения: душа полна страстей, ум волнуют сомнения – но во имя чего? Пушкин редко датирует произведения, над этим же стихотворением стоит точная дата: 26 мая 1828 года – день рождения Пушкина. В юности это веселый праздник, в зрелые годы – день подведения итогов, осмысления прожитого и грядущего. В такой миг и написаны строки:
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, зачем ты мне дана?
    Это звучит, как заклинание, и то, что нет ответа на вечное “зачем?”, несет чувство безнадежности, обреченности:
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.
    Это стихотворение как бы “выпадает” из контекста всего пушкинского творчества не потому, что оно трагично: у Пушкина немало трагичных нот, а потому, что оно абсолютно безысходно. Оно, по мнению В. Непомнящего, является своеобразной антитезой “Пророку”, который написан также в трудный период жизни поэта, после казни декабристов, но где ответ на вопрос “зачем?” был найден: “Глаголом жги сердца людей”. Но уже в стихотворениях следующего – 1829 года – “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” и “Дорожные жалобы” отражено некое приближение к гармонии, пониманию высшего замысла. В первом стихотворении, элегии “Брожу ли я…” возникает образ “юношей безумных”. Они безумны потому, что не задумались еще о смысле жизни, еще живут иллюзиями, какими жил и сам поэт – помните:
    Мы ж утратим юность нашу
    Вместе с жизнью дорогой.
    Последняя строфа элегии соединяет образы “младой жизни” и “равнодушной природы”, стихотворение обретает кольцевую композицию. И жизнь представляется бесконечной в движении по этому кольцу: от безумной, чуждой осмыслению законов бытия юности, через муки поисков смысла жизни – к смерти, к “гробовому входу”, вокруг которого уже шумит новая молодость. Вечная жизнь – в этой смене поколений, истина – в мудром примирении с круговоротом жизни:
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе цвести.
    И бессмертие есть: в том, чтобы за “гробовым входом”, после смерти, слиться с родными местами – иначе не жгло бы человека желание быть похороненным там, где родился:
    И хоть бесчувственному телу
    Равно повсюду истлевать,
    Но ближе к милому пределу
    Мне все б хотелось почивать.
    1830-й год – переломный в судьбе Пушкина. Круто меняется жизнь: он женится, принимает на себя ответственность за семью, жену и будущих детей. Для него это был бесконечно важный, серьезный шаг: расставанье не просто с холостяцкой вольницей, но со всем прежним строем жизни – обретение Дома, самореализация в совершенно новом плане.
    Два чувства дивно близки нам,
    В них обретает сердце пищу:
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    На них основано от века
    По воле Бога самого
    Самостоянье человека,
    Залог величия его.
    В этом поэтическом наброске звучит главная мысль, тревожившая Пушкина в тот период, – что есть человек, из чего слагается гармоническая жизнь, “самостоянье”. Дом ощущается им как корни, исток жизни: без корней не будет плодов.
    1830-й год – это прежде всего знаменитая Болдинская осень, когда Пушкин уехал в свое имение Болдино улаживать перед свадьбой финансовые дела и задержался там до начала зимы из-за эпидемии холеры. В эту осень был закончен “Евгений Онегин”, написаны “Маленькие трагедии”, сказки, многие шедевры лирики. В первые дни по приезде в Болдино Пушкин написал одно из самых глубоких своих стихотворений – “Бесы”. Злая сила, окружающая человека, мучающая его, открылась пушкинскому Путнику с совершенно неожиданной стороны: это не всесильный Демон, искушающий провидение, – это бесы, они ущербны, они мучают путника – но и сами мучаются: их “гонят”, они “жалобно поют”. Путник оказывается недостижим для бесов, потому что, уловив в бесовском вое жалобу, в бесконечном их кружении – тоску, он их жалеет. Ибо человечность всегда победит зло; бесовской круговерти внешнего мира человек может противопоставить только внутреннюю гармонию. Образ бесов переплавляется в “Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы” в близкий образ “мышьей беготни”. К самой жизни обращает поэт вопрос, не дающий ему покоя:
    От меня чего ты хочешь?
    Ты зовешь или пророчишь?
    Я понять тебя хочу,
    Смысла я в тебе ищу…
    И, наконец, в “Элегии” (1830) создает Пушкин свою “формулу жизни”:
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    Вот – цель и смысл жизни. Жизнь – не в веселье, ибо
    Безумных лет угасшее веселье
    Мне тяжело, как смутное похмелье.
    Жизнь – труд, работа, бесконечная работа мысли и духа. Только тогда возможны минуты истинного счастья:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Над вымыслом слезами обольюсь,
    И может быть – на мой закат печальный
    Блеснет любовь улыбкою прощальной.
    Само понятие счастья в последние годы переоценивается Пушкиным: “На свете счастья нет, но есть покой и воля…”. “Покой и воля” – вот высшие ценности бытия, необходимые, как воздух: ибо без них поэт задыхается. Эта мысль прозвучит в важнейшем стихотворении 1834 года “Пора, мой друг, пора”. Стихотворение имеет прозаическое продолжение – набросок: “Юность не имеет нужды в at home”, зрелый возраст ужасается своего уединения. Блажен, кто находит подругу – тогда удались он домой. О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню – поля, сад, крестьяне, книги: труды поэтические – семья, любовь etс – религия – смерть”. Так понимает Пушкин “покой и волю”, из-под власти “светской черни” стремясь вырваться на свободу – к тому, что он назвал “своим Домом”. За два месяца до смерти создает Пушкин стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое входит в так называемый “каменноостровский цикл” (стихи, написанные летом 1836 года на даче на Каменном острове: “Мирская власть”, “Не дорого ценю я громкие права…” (Из Пиндемонти), “Отцы пустынники и жены непорочны…”, “Когда за городом, задумчив, я брожу…”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”). Здесь подводятся итоги жизни, итоги своей поэтической и человеческой судеб:
    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит –
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.
    Такой путь за свою короткую жизнь прошел Пушкин в философской лирике. На этом пути он простился с романтическим мировосприятием, с “безумными летами”, пережил духовный кризис, но обрел гармонию с миром, Дом, пришел к пониманию того, что есть “самостоянье человека”, в его сознании соединились жизнь, смерть и бессмертие.

    Список литературы

    Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. – М.-1994

  9. Плывет. Куда ж нам плыть?.. А. С. Пушкин
    Удивительное чувство охватывает душу, когда берешь в руки томик стихов Александра Сергеевича Пушкина. Этому волшебнику подвластно все. Нет такой темы, формы или жанра, в котором бы ни творил художник. Но более всего меня привлекает лирика поэта. О серьезных философских вещах он говорит с такой прелестной легкостью, не надо путать это слово с легковесностью. Пушкин настолько гениален, что во всем чувствует меру. Его стихи завораживают красотой формы и звучанием и при этом не теряют глубины содержания.
    Обратимся к поздней лирике поэта, когда он, многое пережив, потеряв близких друзей, переосмысливает пройденный путь, но почему-то не мечтает о будущем. Что это? Гениальное предчувствие близкой кончины или понимание, что все самое прекрасное и светлое уже свершилось в его жизни. Очень показательно для этого периода стихотворение «Полководец», посвященное Барклаю де Толли.
    Но в сей толпе суровой
    Один меня влечет всех больше. С думой новой
    Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу
    С него моих очей. Чем долее гляжу.
    Тем более томим я грустию тяжелой.

    О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
    Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
    Поэт размышляет о превратностях судьбы этого воина. Так случилось, что беды и несчастья нашествия Наполеона народ пытается объяснить неумелым командованием чужака — Барклая. Автор понимает ошибочность суждений простых людей и доволен, что восстановлена справедливость, отдана дань памяти полководцу, честно служившему России.
    О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
    Жрецы минутного, поклонники успеха!
    Как часто мимо вас проходит человек.
    Над кем ругается слепой и буйный век,
    Но чей высокий лик в грядущем поколенье
    Поэта приведет в восторг и в умиленье!
    Не о себе ли тут рассуждает автор, и его не всегда понимали современники. Не всякому дано оценить масштаб личности живущего рядом гения. Хотя Пушкина при жизни называли «солнцем русской поэзии», но в конце пути у Александра Сергеевича появилось много завистников, злопыхателей, готовых охаять творения поэта, отравить его жизнь, заставить страдать и без того не очень-то счастливого и благополучного художника.
    А Пушкин, он ведь был мудр, как всякий гений, но и по-детски беззащитен, с открытыми людям сердцем и душой и страдал из-за черствости, несправедливости и клеветы окружающих.
    Очень часто поэт уносился воспоминаниями в прошедшие годы юности, когда был счастлив молодостью, окружен друзьями, и это в первую очередь лицейские годы. В стихотворении «Осень» звучит тот же мотив-воспоминание о «золотом времени», о прекрасной поре осени, когда поэту работалось легко и радостно, возрождалось вдохновение.
    И с каждой осенью я расцветаю вновь;
    Здоровью моему полезен русский холод;
    К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
    Чредой слетает сон, чредой находит, голод;
    Легко и радостно играет в сердце кровь,
    Желания кипят — я снова счастлив, молод,
    Я снова жизни полн…
    Да, поэзия А. С. Пушкина вечно молода, таланту не дано стареть, годы не властны над ним.
    Стихотворение «Предчувствие» полно намеков, полутонов и невысказанного чувства, а подошел «предел» и надо уходить. Ни потому ли ангел просит простить его, что так рано пришел за душой лирического героя:
    Ангел кроткий, безмятежный,
    Тихо молви мне: прости,
    Опечалься: взор свой нежный
    Подыми иль опусти;
    И твое воспоминанье
    Заменит душе моей
    Силу, гордость, упованье
    И отвагу юных дней.
    Философской лирике Пушкина свойственно рассуждение о бренности жизни, несвоевременности ухода человека в мир иной, о многих несправедливостях, подстерегающих его на и без того коротком и не всегда безмятежном пути. Вообще тема дороги очень часто возникает в лирике поэта. В стихотворении «Зимняя дорога» слышатся мотивы заунывной ямщицкой песни да бесконечные просторы России, навевающие тоску:
    По дороге зимней, скучной
    Тройка борзая бежит,
    Колокольчик однозвучный
    Утомительно гремит.

    Ни огня, ни черной хаты,
    Глушь и снег… Навстречу мне
    Только версты полосаты
    Попадаются одне…
    Стихотворение «Бесы» шире и глубже трактует эту же тему. Дорога завораживает и уводит в неведомые дали. Это путь не только лирического героя, но и России в целом.
    Бесконечны, безобразны,
    В мутной месяца игре
    Закружились бесы разны,
    Будто листья в ноябре…
    Сколько их! куда их гонят?
    Что так жалобно поют?
    Домового ли хоронят,
    Ведьму ль замуж выдают?
    Быстротечность жизни — еще один мотив философской лирики поэта. Он предвидит свою раннюю гибель и как может сопротивляется, но судьба неотвратима. Стихотворение «Элегия» полно противоречивых чувств и переживаний. Боль и тоска преодолеваются неукротимой жаждой жизни.
    Безумных лет угасшее веселье
    Мне тяжело, как смутное похмелье.
    Но, как вино — печаль минувших дней
    В моей душе чем старе, тем сильней.
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнуемое море.
    Но не хочу, о други, умирать;
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    Во многих стихотворениях А. С. Пушкин обращается к читателю от первого лица, поэтому произведение воспринимается как написанное только для читающего, непосредственно для него и в данное время.
    Неувядаемая, прекрасная, радостная и печальная лирика Пушкина будит в человеке самые возвышенные чувства, делает его лучше, добрее, что в конечном итоге является главной задачей и целью творчества любого художника. Сам А. С. Пушкин тоже ставил себе в заслугу то, что «чувства добрые он лирой пробуждал».

  10. Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы

  11. Стихотворения А. С. Пушкина приятны и легки для понимания, вызывают восхищение богатой образностью и неповторимой мелодикой. Однако вместе с тем великий русский поэт как исключительно образованный, глубоко мыслящий человек затрагивает в своем творчестве осно­вополагающие философские проблемы. В философской лирике Пушкин передает свое видение мира, задумыва­ется о смысле жизни, о непрерывной смене времен и по­колений, о свободе, гражданской ответственности, роли поэта в жизни…
    В ранних произведениях прослеживается гедонисти­ческое мировоззрение молодого поэта:
    …Наслаждайся, наслаждайся;
    Чаще кубок наливай;
    Страстью пылкой утомляйся
    И за чашей отдыхай.
    («Гроб Анакреона»)
    Таково понимание смысла жизни у шестнадцатилетне­го Пушкина. Но в годы ссылки поэт проникается настро­ением романтизма. В его стихах намечается трагическая отчужденность героя от мира, неприятие им жизни «про­стых смертных», желание быть исключительным, пред­назначенным для великих дел:
    Я вас бежал, питомцы наслаждений,
    Минутной младости минутные друзья…
    (Погасло дневное светило)
    В конце 20-х годов, пережив многие потрясения, поэт все чаще задумывается о жизни и смерти, о нелегкости человеческого пути:
    Мой путь уныл.
    Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнуемое море.
    ( «Элегия» )
    Но это не значит, что нужно опустить руки и самому морально опуститься, впасть в апатию! В том же стихо­творении А. С. Пушкин уверенно говорит: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Позже другое светило русской литературы — Ф. М. Достоевский — произнесет крылатую фразу: «Только страдания делают человека человеком».
    Пушкин очень остро ощущает скоротечность земной жизни. Взор поэта будто пронзает тонкую ткань бытия и видит грядущее:
    Младенца ль милого ласкаю,
    Уже я думаю: прости!
    Тебе я место уступаю:
    Мне время тлеть, тебе цвести.
    («Брожу ли я вдоль улиц шумных» )
    Очень важное место среди философских мотивов лири­ки А. С. Пушкина занимает тема свободы. Но рассматри­вает он ее под очень разными углами:
    Ты царь: живи один.
    Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум…
    Так наставляет он собратьев по перу в стихотворении «Поэту». Эта свобода заключается в отречении от непо­нимающего мира, от толпы. Развивает Пушкин эту точ­ку зрения до анархических ноток и в стихотворении «Из Пиндемонти»:
    Иная, лучшая, потребна мне свобода:
    Зависеть от царя, зависеть от народа —
    Не все ли нам равно?
    Бог с ними.
    Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому
    Служить и угождать…
    Но как меняется тон поэта в произведении «Вольность»! Здесь уже ярко выражена гражданская, политическая по­зиция Пушкина, здесь он уже не пренебрегает народом, а ратует за его благо, за его свободу:
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок…
    Здесь же он утверждает такой актуальный поныне по­литический канон, как верховенство права:
    Лишь там над царскою главой
    Народов не легло страданье,
    Где крепко с
    Вольностью святой
    Законов мощных сочетанье
    Владыки!
    Вам венец и трон
    Дает Закон — а не природа…
    Но насколько сильно стремится поэт донести до людей свои свободолюбивые идеи, настолько сильно он негоду­ет, столкнувшись с равнодушием, пассивностью и молча­ливой покорностью масс:
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь…
    (Свободы сеятель пустынный…)
    Как видим, творчество Пушкина исключительно бо­гато философскими мотивами. В стихотворениях разных
    периодов прослеживается творческое и мировоззренчес­кое становление поэта, и его идеи остаются актуальными по сегодняшний день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *