Темы сочинений по пьесе горького на дне 11 класс

11 вариантов

  1. 7
    2. Лука персонаж, чьё имя чаще всего встречается в пьесе. Что это имя обозначает? неоднозначное отношение к имени. Лука один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские ведомости», : «Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное и… пробудив к жизни ростки добра».) Имя Лука происходит от слова «лукавый». Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский. «Религия старца лукавого есть религия лжи»)
    8
    3. Появление Луки завязка пьесы. Как жили ночлежники до его прихода? Прочитайте материал, выпишите интересные для вас мысли. Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки это проблема правды и лжи. В чём заключается «правда» ночлежки? В том, что у людей отняты будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники, как могут, спасаются от этой «правды», выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит «роковой любовью». Торговка Квашня гордится своей мнимой свободой, Васька Пепел ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка совсем уже отчаянной свободой загула… Только два персонажа из обитателей «дна» лишены иллюзий это Бубнов и Сатин. Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением начинают уличать других во лжи. Им доставляет особое удовольствие мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь отнять у них последнее, что у них есть, иллюзию (4). И в такой обстановке появляется Лука.
    9
    4. Прошлое Луки. какие цитаты относятся к Луке?. Служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом. Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел… Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… …жена у меня с мастером связалась… и задумал я тут укокошить жену… Мяли много, оттого и мягок… …убил подлеца в запальчивости раздражения. Докажите, что Лука хорошо знает людей, умеет и польстить, и остроумно ответить.
    10
    5. Заполните пропуски во фразе: Лука странник, мудрец и утешитель. Он утешает каждого сообразно его тайной мечте: Анну …, Актёра …, Пепла и Наташу …, Настю …
    11
    6. В пьесе герои много рассуждают о морально-нравственных ценностях. Выпишите высказывания, которые принадлежат Луке. А куда они честь, совесть… честь-совесть богатым нужна. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха. Все люди на земле лишние……человек… всегда своей цены стоит… …Во что веришь, то и есть… По-моему, вали всю правду, какая она есть! Понимаешь ли ты, как это обидно потерять имя? Лучше надо жить… Надо так жить… чтобы самому себя можно было уважать…
    12
    Прочитайте И чего тебе правда-то больно нужна… Она… может, обух для тебя. Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек научит… да!…не всегда правдой душу вылечишь. Перескажите в двух-трёх предложениях притчу о праведной земле и ответьте на вопрос, в чём её смысл.
    13
    Пепел во втором акте спросил: Старик! Зачем ты всё врёшь? Как бы вы ответили на этот вопрос (исходя из его высказываний)?
    14
    Итак, правда ночлежников в том, что у них отнято будущее. Лука внушает им надежду на лучшую жизнь. Значит, он разоблачает правду ночлежников. Верит ли сам Лука в свои слова? Какой взгляд на человека можно аргументировать следующими высказываниями Луки?
    15
    Коли веришь, есть; не веришь нет. Во что веришь, то и есть… Человек всё может… лишь бы захотел. Люди-то? Они найдут! Кто ищет найдёт. Кто крепко хочет найдёт!…для лучшего люди живут…
    16
    9. В пьесе разные люди по-разному называют Луку. Горький в списке действующих лиц называет Луку странником. Лука: Все мы на земле странники… Говорят, слыхал я, что и земля-то наша в небе странница. Василиса: Ты кто такой? Лука: Проходящий… странствующий… Василиса: Прохожий… тоже! Говорил бы лучше проходимец… всё ближе к правде-т
    17
    Высказывания о Луке Светлый момент примирения вносит Лука в жизнь, которую он проходит со страннической котомкой на плечах… Фактически судьба обитателей ночлежки от пребывания Луки не улучшилась… но все эти люди от слов старика лишний раз почувствовали себя людьми, и свет засиял в их униженных душах («Русская мысль», 1903). Старик у вас несимпатичный, в доброту его не веришь (Л.Толстой). Горький читал пьесу великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошёл до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал… Правда, хорошо! (Из воспоминаний М.Ф. Андреевой). Лука жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова для утешения! (М.Горький, 1910). Утешители этого ряда самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким. «На дне» пьеса устаревшая и, возможно, даже вредная в наши дни (Горький, 30-е годы). Вся деятельность Луки состоит в том, что он, как медиум, улавливает сигналы индивидуальной мечты, излучающиеся из каждого человека, и даёт этой мечте оформиться в целое
    18
    Сделайте вывод, как оценивался Лука героями пьесы, критиками и самим автором. Как бы вы оценили его? Свой ответ аргументируйте.
    19
    10. Выпишите характеристики Луки, данные ему Сатиным и Бароном (акт 4). Прочитайте монолог Сатина о лжи (акт 4). Сделайте вывод: каким людям нужны слова утешения Луки?
    20
    11. Прочитайте отрывок, выпишите наиболее интересные для вас мысли. Что же мы видим? Оказывается, нет одной правды. А есть по крайней мере две правды правда «дна» и правда лучшего в человеке. Какая правда побеждает в пьесе Горького? На первый взгляд правда «дна». Никому из ночлежников нет выхода из этого «тупика бытия». Никому из персонажей пьесы не становится лучше только хуже. Анна умирает, Клещ окончательно «опускается» и оставляет надежду вырваться из ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже становится безработным, Наташа погибает морально, а может быть, и физически, Васька Пепел попадает в тюрьму, даже пристав Медведев становится одним из ночлежников. Ночлежка принимает всех и не выпускает никого, кроме одного человека странника Луки, который натешил несчастных сказками да и исчез. Кульминация всеобщего разочарования это смерть Актёра, которому именно Лука внушил тщетную надежду на выздоровление и нормальную жизнь (7). Казалось бы, полная несостоятельность слов Луки. Как же тогда понять слова Сатина: Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету? Перечитайте монологи Сатина (акт 4) и сделайте вывод: какой взгляд на человека провозглашает этот герой? Заметьте, что такие слова Сатин произносит именно после общения с Лукой. Какое же влияние оказал Лука на Сатина?
    21
    12. Заключение. Подведём итог нашим размышлениям о Луке это и будет ответом на вопрос Какова роль Луки в пьесе?. Дайте краткие ответы. Что значат слова Луки для Анны, для Актёра, для Насти и т.д.? Каковы взгляды у Луки на человека вообще? Почему Сатин с уважением относился к Луке, хотя и понимал, что тот лжёт?
    22
    Темы сочинений Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне» Спор о человеке в пьесе М.Горького «На дне» Что нужнее: истина или сострадание? (По пьесе М.Горького «На дне») Роль Луки в пьесе М.Горького «На дне»

  2. Спор о правде и мечте в пьесе М. Горького «На дне»
    «Человека унижает жалость
    Сколько помню нас учили так…
    Кто б меня унизил, пожалев…»
    Ю. Друнина
    1.Мы знаем, что изучать литературу-это не просто читать книги. Изучать литературу необходимо для того, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, найти себя, определить свой путь. Поэтому у тех, кто берет в руки книгу, есть возможность не просто соприкоснуться с учебным предметом, а соприкоснуться с самой жизнью, что мы и постараемся сегодня сделать на уроке.
    Итак, мы продолжаем работать над пьесой М.Горького «На дне». И тема урока звучит так: «Спор о правде и мечте в пьесе». На уроке мы попытаемся понять суть спора о правде между героями, попробуем разобраться чья правда ближе автору, нам, современным читателям. Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова Ю.Друниной, к которым мы еще вернемся в процессе обсуждения.
    2. На прошлых уроках мы говорили с вами о том, что пьеса «На дне» представляет новый тип драмы, какой?
    Социально                        философский
    (бытовая)
    – показана жизнь «дна», ночлежка.        – размышления писателя о смысле
    жизнь «бывших» людей, воров,        жизни, о человеке,
    пьяниц, шулеров;
    –        Почему «бывшие люди»?  («Без имени нет человека»; « Был честной да позапрошлой
    весной»)
    В чем заключается ее отличие от традиционной драмы?
    Ее отличие заключается в том, что сюжет разворачивается не столько во внешнем
    действии в обыденной жизни, сколько в диалогах героев.
    Так о чем же говорят пьесы? Что является лейтмотивом драмы? Давайте найдем
    ключевые слова пьесы: ложь-правда; жалость – уважение
    -Как они соотносятся с проблематикой пьесы? ( Спор о правде и лжи- основной центр
    пьесы)
    -Ведь уже в самом начале слово «правда» прозвучало в реплике Квашни. «Врешь»- резкий
    выкрик Клеща.
    Т.е. правда—ложь -важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику пьесы.
    -Как вы заметили, особенностью пьесы является то, что свою правду имеют все персонажи
    пьесы.   «У кого, что болит, тот о том и говорит»-гласит народная мудрость. Все
    персонажи говорят о своей правде.
    -Сейчас давайте вспомним на какие группы по сопротивляемости к жизни мы разделили
    всех персонажей :
    «хозяева жизни»    смирившиеся с     страдающие от своего     Лука      Сатин
    жизнью        существования
    Медведев        Бубнов        Актер
    Костылев        Барон        Васька Пепел
    Анна        Наташа
    Клещ        Настя
    Ну а сейчас попробуем определить, что за правду отстаивает и защищает каждая группа
    ограниченная
    правда (Вся земля в околотке
    правда факта
    (Человек без племянниц –
    субъективная
    утешительная
    правда ; правда «лжи»
    правда Человек
    для них главное бумажка; человек-то, что
    написано в паспорте)
    недядя
    «Рожденный ползать летать не может» )
    –        Попытайтесь соотнести формулировку правды с высказываниями близкими по смыслу и с группой персонажей (Приложение1)
    Мы убедились, что у каждого героя своя правда.
    Но особый интерес и у самих персонажей, у критиков, читателей вызывает спор между
    Лукой и Сатиным.
    В чем суть этого спора, в чем он выражается? ( Прежде всего, во взглядах на человека, на
    жизнь, на веру).
    Приведите примеры взглядов на человека и правду Сатина и Луки,
    Лука
    Людей жалеть надо!
    .. .И больно правда нужна, может
    она обух для тебя…
    Сатин
    Человека надо уважать. Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо\ Человек- вот правда!   Правда- Бог свободного человека.
    Хотелось бы обратить ваше внимание на слова Горького, который говоря о замысле пьесы отмечал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это-что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?
    Так почему же именно Лука и Сатин???
    -Так кто же такой Лука, что он делает в ночлежке? Какова его роль в пьесе? – Мы знаем, что отношение к Луке и среди читателей, литературоведов, режиссеров было неоднозначным, Во-первых, пытались обратиться к истокам его имени; мы знаем, что оно имеет несколько знамений
    Восходит к имени апостола Луки (при восходе солнца родившийся)
    От «лукавый»,  хитрый,  себе на уме!
    Загадочный от «луковки», до сердцевины которой доберешься, если снимешь много
    «одежек».
    Задание:   предлагаю доказать одну из существующих точек зрения, приведите факты, аргументы, примеры из текста, подтверждающие мысль. (Приложение2)
    искренне сочувствует каждому из ночлежки
    действительно, лукавит, знает, что врет, делает это, чтобы люди не тревожили
    ПРИВЫЧНЫЙ ПОКОЙ
    3-        загадка, так до конца и не понятно искренен он или нет, не понятно с какой целью
    он появился и не понятно как исчез!?
    Задание, вам дан отрывок, попытайтесь прочитать высказывание Луки с той интонацией, чтобы мы поняли, какую точку зрения поддерживали вы. (ПриложениеЗ)
    – Как вы считаете, какая из этих трактовок объективнее раскрывает содержание образа.
    – А может все 3 точки зрения вместе раскрывают образ? Лука становится загадкой. Ведь даже сам Горький не дает нам полного и точного ответа на этот вопрос Кто же Лука???   Врал ли Лука ночлежникам? Он им сострадал!
    (Но что мы можем сказать однозначно, в каждом из ночлежников он видит человека, открывает светлые их стороны и это производит переворот в жизни героев. Пускай даже ложно, но спасает.)
    -Какова роль Сатина? Сатин выступает антиподом Луки?
    – Какую правду утверждает?      – Человека уважать надо! Не унижать его жалостью, а уважать. – Исходя из утверждения Сатина можно определить ключевые формулы пьесы:
    жалость        уважение
    унижает        возвышает
    человека        человека
    Что важнее-уважение или утешение? А может они равны?
    Таким образом, мы видим, что Горький противопоставляет не ложь и правду (истину), а жалость (сострадание) и истину. И действительно, что важнее, что нужнее? Сострадание или правда (истина)?
    Итак, мы видим, что по мнению Горького, Лука лжет, унижает, жалеет следовательно, унижает человека, т.е. он не является положительным героем
    –        А что же Сатин, что предлагает он.
    (Он возвышает человека! Человек-это звучит гордо! Все в Человеке, все для Человека! Но вместе с тем Сатин произносит: «Человек это не ты, не я, не они-нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет в одном (очерчивает в воздухе фигуру человека)
    –        Чем опасна данная теория?
    (Своей абстрактностью! Сатин мечтает о человеке-властелине, идеальном человеке, так мечтая, можно не заметить конкретную Настю с ее горем, умирающую Анну, Клеща…)
    -Итак, абстрактный человек вообще возникает на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не понимает, все заняты собой, своими проблемами. Тогда получается, что Сатин тоже лжет’? Но его ложь имеет идеальное обоснование будущего т. е. вместо любви к ближнему, которую проповедует Лука, Сатин предлагает «любовь к дальнему», человечеству абстрактному, человеку-мечте.
    -Задание: в таком случае, кто вам ближе, чья правда ближе – Сатина или Луки?
    -На протяжении всей пьесы Лука и Сатин-антиподы, остаются ли они ими до конца?
    (Нет. В 4 акте пьесы обнаруживается близость жизненных философий Луки и Сатина, основанная на их вере в лучшее в человеке и в его предназначение на земле.)
    —Верно ли утверждение, что Сатин призывает только уважать, а Лука – только жалеть человека?
    Если обратимся к словарю, то найдем жалеть:
    1)  чувствовать жалость, сострадание
    2)  беречь, щадить, любить
    уважать
    относиться с уважением
    считаться
    любить
    То есть мы можем противопоставлять призыв Луки и Сатина? Здесь дело во внутреннем диалоге Сатина, скорей его спор с собой.
    Спор заключается в другом: в существе самого призыва «уважать человека», У Луки при этом акцент делается на уважение к конкректному живому человеку, у Сатина –  к Человеку.
    Но они едины в утверждении человека как высшей правды и ценности мира.
    Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: что лучше истина или сострадание?
    Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?
    -Конечно, ответа на вопрос автора в пьесе нет!  А как думаете вы?
    —Как тут не вспомнить строки из стихотворения Ю. Друниной? Действительно, нам так хочется, чтобы о нас заботились, нас любили, нам сострадали.
    И чтобы там ни говорили, как бы ни спорили философы и литературоведы, ни мы, ни писатели не можем отказаться от пушкинского завета:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

  3. План
    I. Вступление.
    Обращение М. Горького к драматургии.
    II. Основная часть.
    Социальная проблематика пьесы.
    1. Экономическое положение России в конце ХIХ века.
    2. Смысл заглавия.
    3. Система персонажей.
    4. Место действия.
    5. Судьбы героев.
    III. Заключение.
    Пьеса «На дне» – социально-философское произведение.
    В начале ХХ века Максим Горький, широко известный в России и Европе как автор рассказов, очерков, романа «Фома Гордеев», поэмы «Человек», обратился к новому для себя роду литературы – к драме. В это время театр воспринимался писателями как своеобразная трибуна, с которой можно обращаться к массам и воспитывать народ. Одна за другой появились пьесы М. Горького «Мещане», «На дне», «Дачники», «Варвары». Драма «На дне» явилась наиболее ярким отражением социальных проблем русского общества того времени.
    В конце ХIХ века Россия переживала глубокий экономический кризис. Неурожаи, безработица, нищета заставили многих людей опуститься на самое социальное «дно». Тысячи бывших крестьян, рабочих, мещан, мастеровых оказались без средств к существованию. Это привело к возникновению так называемых ночлежных домов, где в нищете и грязи ютились толпы бедняков. Пьеса Горького «На дне» переносит читателей в мир ночлежек, трущоб, тёмных грязных улиц.
    Название пьесы говорит само за себя. Первоначальные его варианты – «В ночлежном доме», «Ночлежка», «Без солнца», «По пути на дно» – указывают читателю на степень социального падения героев произведения. Ночлежка ассоциируется с бесправием, безысходностью, несчастьем. Люди, оказавшиеся на «дне», обречены, они не смогут подняться и возродиться.
    Примечательна и необычна система персонажей произведения. У многих героев пьесы нет имён и фамилий. Часть из них именуется по социальной принадлежности, характерной для их прошлой жизни (Барон). Другие имеют прозвища (Квашня). Третьи обозначаются в соответствии с бывшей профессией (Актёр). Все герои пьесы – люди среднего возраста (от двадцати до сорока лет). Из жизни оказались выброшены те, кто обладает наибольшими жизненными силами, опытом, возможностями. Это люди, которые должны жить полноценной жизнью, работать, приносить пользу обществу. Но они никому не нужны, их жизнь пропадает зря, оказывается бессмысленной. Ремесленники, воры, интеллигенты и бывшие аристократы объединены общей бедой.
    Действие пьесы «На дне» происходит в необычном месте. Это мрачный подвал, грязный и убогий: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжёлые каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и, сверху вниз, – из квадратного окна с правой стороны». Герои отделены друг от друга тонкими перегородками. Вместо кроватей – нары. Обитателей ночлежки окружают грязь и нищета: какие-то коробки, тряпки, куски клеёнки. В таком месте вынуждены сосуществовать самые разные люди, строить отношения друг с другом, пытаться как-то выжить.
    Герои оказались на самом «дне» жизни. Многие из них не плохие люди. Васька Пепел, сильная и широкая натура, находится под властью своего прошлого. Пепел уверен, что единственный жизненный путь для него – воровство, потому что его дед и отец промышляли тем же. Актёр, мягкий и ранимый человек, потихоньку спивается и деградирует. Клещ, упорный и трудолюбивый, в своём стремлении выбраться со «дна» становится озлобленным и жестоким. Судьбы героев произведения служат иллюстрацией социальных противоречий, которые возникли в быстро развивающемся капиталистическом российском обществе.
    С появлением старика-странника Луки герои на какой-то момент обретают надежду на будущее. У каждого появляется иллюзия того, что можно изменить свою жизнь. Умирающая Анна надеется на выздоровление. Лука успокаивает героиню, говоря ей, что за мучения на этом свете после смерти её ожидает рай. Актёр, узнав от Луки о бесплатных лечебницах, надеется избавиться от пристрастия к алкоголю и начать новую жизнь. Васька Пепел собирается уехать в Сибирь, взяв с собой Наташу, и жить честно.
    Однако судьбы героев складываются трагически. Анна умирает, и её смерть никого не огорчает. Василиса, узнав о планах Васьки и Наташи, обливает сестру кипятком. Васька Пепел случайно убивает Коростылёва и попадает в тюрьму. Актёр, узнав о том, что Лука лгал, кончает жизнь самоубийством. В итоге никто из героев не смог преодолеть жизненные невзгоды, путь «наверх» оказался для них невозможным.
    Пьеса М. Горького «На дне» отражает социальные противоречия своего времени. Однако её проблематика не исчерпывается только социальным контекстом. Философское содержание делает это произведение интересным и понятным для читателей и зрителей любой эпохи. Споры героев о человеке, его предназначении и роли в обществе обессмертили произведение Горького, а социальная составляющая конфликта придаёт пьесе остроту и трагизм.

  4. “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Во что веришь, то и есть”. Роль Луки в пьесе “На дне”
    “Дно жизни” или в тупике ли герои пьесы “На дне”?
    “Есть – люди, а есть – и человеки…” (По пьесе М.Горького “На дне”
    “Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…” (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Что лучше – истина или сострадание?” (По пьесе М. Горького “На дне”)
    «Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы М. Горького «На дне»
    «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне»
    «Есть – люди, а есть – иные – и человеки»
    «На дне»
    «На дне» М. Горького как философская драма
    «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М.Горького «На дне»)
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 3
    Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне»
    Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне»
    Анализ эпизода “Рассказ о праведной земле” (эссе)
    В чем смысл финала пьесы М.Горького «На дне»?
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») – вариант 2
    Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне»
    Гуманизм – жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М.Горького)
    Гуманизм пьесы М. Горького «На дне»
    Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») – вариант 2
    Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»
    Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького «На дне»
    Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
    Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
    Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»?
    Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького
    Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне»
    Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
    Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
    М. Горький. “На дне”
    Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «На дне».)
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» – вариант 2
    Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»
    Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М.Горького «На дне»)

  5. “Без имени – нет человека”. (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Во что веришь, то и есть”. Роль Луки в пьесе “На дне”
    “Дно жизни” или в тупике ли герои пьесы “На дне”?
    “Есть – люди, а есть – и человеки…” (По пьесе М.Горького “На дне”;
    “Не всегда правдой душу вылечишь…” (По пьесе М. Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…” (По пьесе М.Горького “На дне”.)
    “Существует только человек…”(философская проблематика пьесы)
    “Что лучше – истина или сострадание?” (По пьесе М. Горького “На дне”)
    «Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы М. Горького «На дне»
    «Дно жизни» – трагический образ пьесы.
    «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне»
    «Есть – люди, а есть – иные – и человеки»
    «На дне»
    «На дне» М. Горького как философская драма
    «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М.Горького «На дне»)
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»
    Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне».
    Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне».
    Анализ эпизода “Рассказ о праведной земле” (эссе)
    В чем смысл финала пьесы М.Горького «На дне»?
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне»)
    Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне»
    Гуманизм – жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М.Горького)
    Гуманизм пьесы М. Горького «На дне».
    Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)
    Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»
    Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького «На дне»
    Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?»
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки?
    Какова роль Луки в пьесе “На дне?”
    Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
    Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»?
    Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького
    Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне»
    Ложь или истина?
    Лука и Сатин в драме Горького «На дне»
    Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
    М. Горький. “На дне”.
    Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «На дне».)
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»
    Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне»
    Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М.Горького «На дне»)
    Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького “На дне” считать открытым финалом?
    Немного о пьесе Горького “На дне”
    Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Нравственная проблематика пьесы М Горького «На дне»
    Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне».
    Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Образ Луки (по пьесе Горького «На дне»)
    Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне»
    Образы «хозяев жизни» в пьесе М.Горького «На дне»
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».
    Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу?
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Острая критика действительности и трагические судьбы людей «дна» (по пьесе М. Горького «На дне»).
    Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне».
    Помог или навредил ночлежникам Лука?
    Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке?
    Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького “На дне”)
    Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)
    Правда и ложь в драме Горького «На дне»
    Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне»
    Правда или сострадание? (По пьесе М.Горького “На дне”)
    Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
    Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе «На дне»
    Проблема правды и лжи (в формате ответа части C ЕГЭ)
    Проблематика «На дне» и ее связь с общественной жизнью 90-х годов
    Проблематика пьесы Горького “На дне”
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Проблематика пьесы М. Горького «На дне»
    Пьеса «На дне» как социально-философская драма
    Пьеса «На дне» как философская драма
    Пьеса «На дне» М.Горького как философская драма
    Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма
    Пьеса М. Горького «На дне» как философская драма
    Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».
    Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького «На дне»
    Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне»)
    Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»)
    Реалистическое изображение Горьким дна общества
    Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького “На дне”)
    Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»
    Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне»)
    Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне»
    Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)
    Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне»
    Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне»
    Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне»
    Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне»
    Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне»)
    Спор о человеке (по пьесе «На дне»)
    Спор о человеке в драме М.Горького “На дне”
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Спор о человеке в пьесе М.Горького “На дне”
    Спор о человеке в пьесе М.Горького “На дне”
    Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    Судьбы человеческие в пьесе М. Горького «На дне»
    Тема маленького и лишнего человека в творчестве М.Горького
    Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»?
    Три правды в пьесе “На Дне”
    Три правды в пьесе М. Горького «На дне»
    Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек – это звучит гордо (по пьесе М.Горького “На дне”).
    Человека жалеть надо? (По пьсесе М.Горького “На дне”)
    Что лучше – истина или сострадание?
    Что лучше – истина или сострадание? (по творчеству М. Горького)
    Что лучше – истина или сострадание ?
    Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе А.М.Горького «На дне»)
    Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»…

  6. 1. Человек и правда в пьесе М. Горького «На дне».
    2. Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма.
    3. Проблематика добра и правды в пьесе М. Горького «На дне».
    4. Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне».
    5. Система персонажей пьесы М. Горького «На дне».
    6. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького «На дне».
    7. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне».)
    8. Сатин и Лука в пьесе М. Горького «На дне».
    9. Обвинители и защитники Луки в пьесе М. Горького «На дне».
    10. Проблемы человеческого общения в пьесе «На дне» М. Горького.
    11. Внесюжетные элементы в пьесе М. Горького «На дне».
    12. Социальное и философское в драме М. Горького «На дне».
    13. «Бывшие люди» в системе персонажей пьесы М. Горького «На дне».
    14. Мечтатели и скептики в системе персонажей пьесы М. Горького «На дне».
    15. Злая правда и утешающая доброта в изображении М. Горького (по пьесе «На дне»).
    16. Странник Лука как личность в изображении М. Горького (по пьесе «На дне»).
    17. Средства выражения авторской позиции в пьесе М. Горького «На дне».
    18. Система лейтмотивов в композиции пьесы М. Горького «На дне».
    19. Литературная цитата и народная мудрость в высказываниях персонажей пьесы М. Горького «На дне».

  7. 7
    Текст добавил: Всему миру на диво

    Пьеса А. М. Горького «На дне» является одним из сильнейших драматических произведений того времени. Эта пьеса касается главных вопросов существования человечества, его восприятия мира.
    В пьесе описаны эпизоды из жизни людей, живущих в одной ночлежке. Каждый из них когда-то кем-то был, и вот теперь они оказались на «дне». Некоторые из них живут в иллюзорном мире, некоторые просто плывут по течению, но среди них встречаются и те, кто готов отстаивать свою правду.
    Однажды неизвестно откуда, в ночлежке появился Лука, ничем не приметный снаружи, но своим понятием о жизни всколыхнувший души людей. С виду добрый и сострадательный человек, но невозможно понять, что у него на душе, о себе он рассказывает мало и неохотно, вместе с тем пытается влезть в душу каждого человека. Ему интересно абсолютно всё: и отчего плачет над книгой Настя, и почему так себя ведёт Василиса, ему до всего есть дело. Своими словами он пытается каждому помочь, ободрить, поддержать, успокоить. Это его правда, Лука считает, что его философия необходима людям. Он вселил постояльцам ночлежки веру в будущее, заставил по-другому взглянуть на жизнь, и ушёл также внезапно, как и появился. И что это дало людям? Горькое разочарование несбыточных надежд, а слабохарактерный Актёр и вовсе лишил себя жизни.
    Другая правда у Бубнова. Скептически ко всему относящийся, он отрицает всех, и себя, в том числе. Его правда в том, что социальные различия не играют никакой роли, все они смываются, как краска с рук, казалось бы въевшаяся навсегда. Опустившись на «дно» жизни, все становятся одинаковыми, как родились голенькими, так и умрут, как бы не старались приукрасить себя при жизни. Бубнов не признаёт никакой жалости, ни к кому, и ни к чему, все окружающие для него равноценны и лишние, как и он сам.
    Правда Сатина состоит в возвеличивании человека, жалость Луки для него неприемлема, он считает, что жалость только унижает человека, а в его понятии: «Человек—звучит гордо!». Он восхищается человеком, как сильной и волевой личностью, способной перекроить весь мир по своему разумению. Сатин убеждён, что сила человека в нём самом, не нужно ни на кого надеяться, и никого жалеть, гордый человек способен на всё.

  8. ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ
    1. Судьбы русской интеллигенции в произведениях А. П. Чехова и М. Горького.
    2. “Безумство храбрых” и “мудрость жизни” в произведениях М. Горького.
    3. Пафос романтических произведений Горького.
    4. Идеи и стиль романтических произведений М. Горького.
    5. Тема человека в ранних рассказах М. Горького.
    6. Поиски правды и смысла жизни в произведениях М. Горького.
    7. Трагические судьбы “людей дна” в произведениях М. Горького.
    8. “Человек” в произведениях М. Горького (“Фома Гордеев”, “На дне” и др.).
    9. “Свинцовые мерзости” русской жизни в ранних рассказах М. Горького.
    10. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького.
    11. Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького “На дне”.
    12. Проблемы гуманизма в пьесе М. Горького “На дне”.
    13. Тема революционного насилия и нравственной ценности христианства в романе М. Горького “Мать”.
    14. “Очень своевременная книга” и “Несвоевременные мысли” М. Горького (по роману “Мать” и “Несвоевременным мыслям”).
    15. Жизнь, подобная смерти, и бессмертие (Ларра и Данко).
    16. Кто из ночлежников вызывает у меня симпатии и почему? (по пьесе “На дне”),
    17. “Человек- вот правда!” (по пьесе “На дне”).
    18. Проблема нравственного выбора в романе-эпопее “Жизнь Клима Самгина”.
    19. Художественное своеобразие пьесы М. Горького “На дне”.
    20. Роль афоризмов в раскрытии характеров героев в пьесе “На дне”.
    21. Традиции русской классики в творчестве М. Горького (на примере одного или нескольких произведений).
    22. Что я принимаю и с чем спорю в произведениях М. Горького?
    23. Согласны ли вы с высказыванием Горького: “Каждый сам себе судьба” (по рассказу М. Горького “Старуха Изергилъ”).
    24. Устарел ли Максим Горький?
    По  одной из последних трех тем написать сочинение – эссе.
    ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ
    СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”
    Честь безумцу, который навеет  человечеству сон золотой.
    Беранже
    Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую            неизвестность, горькое да упреждающее словцо
    куда полезнее усыпительных гуслей.
    Л. Леонов
    I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди “с солнцем в крови” герои ранних произведений писателя.
    II. Человека Горький ищет везде, даже “на дне” жизни. Поиски смысла жизни, совести, назначения человека на земле, возвышенной любви занимают ночлежников, которые, казалось бы, утратили все (многие даже имя), но не утратили надежды.
    III. Что может дать надежду на возрождение: суровая правда или красивая, утешительная ложь?
    IV. Противопоставление утешительной, сострадательной лжи Луки и горькой, обличительной правды Сатина – основной драматургический конфликт пьесы.
    V. Жизненная философия Луки: “Не всегда правдой душу вылечишь”. Лука убежден, что люди нуждаются в жалости, потому что на земле все люди “странники” и найти здесь справедливость невозможно. Он призывает к терпению, состраданию, потому что человек переустроить жизнь не может, а может лишь “устроиться” в ней, “приспособиться”. Его надежды связаны не с разумом, а с верой (притча о “праведной земле”).
    VI. Позиция Сатина в споре о правде. Сатин – обличитель лжи как “религии рабов и
    хозяев”, прибежища нищих духом. Правда Сатина – “бог свободного человека”, правда Человека, который звучит гордо, верит в возможность переустройства жизни на земле, в возможность уничтожения зла.
    VII. Человек Луки – отдельная, конкретная личность (“я всякого уважаю”), Человек-Сатина – это общность людей, человечество (“Это не ты, не я, не они… нет! Это – ты, они, старик” Наполеон, Магомет… в одном”).
    VIII. На чьей стороне Горький в споре о правде и человеке? Художественная правда характера и замысел писателя не совпали в изображении Луки – это утверждал первый исполнитель его роли И. Москвин, чья талантливая игра заставила многих критиков утверждать, что автор на стороне Луки, а не Сатина. Споры продолжаются.
    XI. Гуманизм Горького в пьесе “На дне”, философский смысл пьесы (разработка им в пьесе вечных тем; смысл бытия человека, ответственность перед собой и миром). Современные постановки и трактовки пьесы.
    ЧТО Я ПРИНИМАЮ И С ЧЕМ Я СПОРЮ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО
    I. Посещение музея-квартиры М. Горького. Противоречивые впечатления; роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера купца-мецената Рябушинского) – для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины, фотографии сына, внучек, друзей и знакомых… Известно, что Горький не любил этот дом, чувствовал себя в нем как в золотой клетке. Побывавший у него в 1925 г. Р. Роллан записал в дневнике: “Он очень одинок, хотя никогда не бывает один”, “в его душе происходит жестокая борьба, о которой никто ничего не знает”. И уж совсем красноречивый вывод: “у старого медведя на губе кольцо”.
    II. Разные версии о гибели сына и смерти самого М. Горького. Секретарь Горького, оказывается, был агентом ГПУ… Все это требует осмысления и переоценки того, что знал раньше о Горьком и что знал? То, что в учебнике, особенного интереса не вызывало. Из прочитанного запомнилось лишь что-то из раннего творчества… Вероятно, написано талантливо.
    III. Романтические песни “Старуха Изер-гиль” – все это, на мой взгляд, подлинное искусство; прекрасный, “цветистый” язык, сказочная метафоричность, яркость, необычайность героев, возвышенные мечты и чувства, великолепная пейзажная живопись.
    IV. Ранние реалистические рассказы перекликаются с тем, что описано в автобиографической трилогии (“Детство”, “В людях”, “Мои университеты”). “Свинцовые мерзости русской жизни” и в то же время “здоровое, яркое, творческое”, что есть в русском народе. Все это написано в традициях русской классики XIX в. и близко мне.
    V. Драматургия Горького, по-моему, сродни чеховской, но более заострена социально. “Дачники”, “Дети солнца”, “Васса Железнова”, увиденные по телевизору, достаточно интересны. “На дне” – пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании,- об ответственности за свою личную судьбу. Афористичность языка привлекает, многое запоминается надолго. Поражает мастерство речевых характеристик: ночлежники – живые человеческие типы. Спорным представляется Сатин как антипод Луки. Он гораздо менее убедителен, чем Лука, к тому же сам признает его правоту (“молодец старик”).
    VI. Больше всего спорить хочется с романом “Мать”. Многие страницы написаны с большой художественной выразительностью (описание жизни рабочей слободки, история жизни и смерти слесаря Михаила Власова, интересен Андрей Находка, волнуют переживания Ниловны, ее загадочный сон и др.), но в целом читать довольно скучно, а уж идея насильно осчастливить все человечество, оправдание революционного террора (чего стоит Николай Весовщиков, готовый “забрызгать кровью небеса” во имя идеи) – абсолютно неприемлема для меня. Думается, что “своевременность” этой книги в прошлом, и сухой, схематичный, холодный Павел никого уже увлечь не сможет. А вот материнская великая любовь Ниловны, которая, как библейская Мария, приносит своего сына в жертву людям, не может не привлечь.
    VII. Послеоктябрьское творчество Горького мало знакомо мне. Изучено обзорно “Дело Артамоновых”, “Жизнь Клима Самгина”, последний роман, судя по телевизионной версии, грандиозное и, возможно, самое важное и талантливое из всего, что написано Горьким. Обязательно надо прочитать, если осилю.
    VIII. Несмотря на то что я не все принимаю в Горьком, я думаю, не правы те, кто заявляет о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Мне интересна личность Горького, поскольку он один из тех, кто “сделал себя сам”. Как это ни банально звучит, в разное время
    Горький был разным (это доказывают его “Несвоевременные мысли”), и, следовательно, справедливо будет сказать, что никакой эпизод из жизни писателя не может характеризовать его полностью, что он лишь звено в цепи сложной, но исполненной глубокого смысла судьбы.
    РАННИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО
    Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий… Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность.
    А. Н. Толстой
    I. Своеобразие романтизма ранних произведений М. Горького. Романтика не уводит от жизни, а зовет к действию. Сокол, Данко, старуха Изергиль – герои, зовущие к подвигу.
    II. Голос Горького-романтика был услышан, он помог многим обрести крылья в романтическом полете над пошлостью и косностью жизни.
    III. Что такое подвиг в горьковском понимании. Ларра и Данко – подвиг есть следствие огромной любви к людям.
    IV. “Безумство храбрых” и “мудрость жизни” в ранних произведениях А. М. Горького.
    V. Концепция человека в романтических произведениях Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит Человека.
    VI. Афористичность языка, гиперболы, сравнения, емкость и выразительность метафор служат формированию идейного смысла произведений. И то и другое, как в фокусе, соединяется в понятие подвига, рисуя его в ярких, жизнеутверждающих тонах.
    VII. Роль пейзажа в творчестве Горького романтического периода (море, постоянно меняющееся – “свободная стихия”. Буря, бескрайние степи и неприступные горы, ущелья, колдовская ночь и непроницаемая темнота леса, во тьме которого вспыхивает гордое сердце Данко и т. д.). Символика пейзажных зарисовок.
    VIII. Антитеза как основной композиционный прием ранних произведений Горького (Девушка – смерть, Уж – Сокол, Ларра – Данко, Буревестник– глупый пингвин и т. д.).
    IХ. Остро современное и вечное в романтических произведениях Горького. Написанные в период подготовки первой русской революции, они сыграли пропагандистскую роль. Однако размышления героев о смысле жизни, любви и смерти, чести и подвиге, высокие художественные достоинства этих произведений представляют ценность и для наших современников.

  9. Лука – врачеватель душ или лжец?
    …Старик! Он умница!.. Он подейство-
    вал на меня, как кислота на старую и
    грязную монету… Я – арестант, убий-
    ца, шулер… ну, да…
    М. Горький, пьеса «На дне».
    Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. Горького всегда волновали вопросы о человеке, о любви, о сострадании. Все эти вопросы и составляют проблему гуманизма, которой пронизаны многие его произведения. Один из немногих писателей, он показал всю нищету жизни, ее «дно». В пьесе «На дне» он пишет о тех людях, которые не имеют смысла жизни. Они не живут, а существуют. Тема босяков очень близка Горькому, так как было время, когда и ему приходилось странствовать с котомкой за спиной. Горький пишет именно пьесу, а не роман, не поэму, так как хочет, чтобы смысл этого произведения поняли все, в том числе простые неграмотные люди. Своей пьесой он хотел обратить внимание людей на низкие слои общества. Пьеса «На дне» была написана для Московского Художественного театра. Цензура сначала запретила постановку этой пьесы, но потом, после переработки, все-таки разрешила. Она была уверена в полном провале пьесы. Но пьеса произвела на зрителей огромное впечатление, вызвала бурю оваций. На зрителя с такой силой подействовало то, что впервые на сцене показаны босяки, показаны с их грязью, нравственной нечистоплотностью. Эта пьеса глубоко реалистична. Уникальность драмы – в том, что сложнейшие философские проблемы обсуждаются в ней не мастерами философских диспутов, а «людьми улицы», необразованными или опустившимися, косноязычными или не находящими «нужных» слов. Разговор ведется на языке бытового общения, а порой – на языке мелочных склок, «кухонной» брани, пьяных стычек.
    Лука является одним из главных героев пьесы «На дне». Тяжелый жизненный опыт, бесприютные скитания Луки обусловили основные черты его психологии. Одной из них является острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», — определяет свое главное желание Лука. Отвечая на вопрос сочинения – «Лука – врачеватель душ или лжец?», я считаю, что старик, безусловно, является врачевателем душ. Лука пытается помочь Актеру, Ваське Пеплу, Наташе изменить жизнь, облегчить страдания Анны и Насти, делая все это бескорыстно, принося, хотя бы минутное, но облегчение. Этот человек, прежде всего, добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку». Лука не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум.
    Вначале пьесы мы видим подвал, похожий на пещеру, куда не может проникнуть ни один лучик света. Эта ночлежка собрала вместе очень много разных людей. Это люди разные по своим привычкам, бывшей судьбе, характеру, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. Все они были вытолкнуты на «дно жизни». Эти люди утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких существ. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватало твердости или умения бороться с судьбой. И только благодаря Луке в сердцах ночлежников зарождается луч надежды. Поначалу он почти незаметен, но потом все более и более упрямо начинает разгораться и пробиваться сквозь мрак «дна». Старик дает всем обитателям подвала советы, как выбраться со дна жизни. Актеру он советует лечиться от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Ваське Пеплу – забрать Наташу, которую он полюбил, и ехать работать в Сибирь. Наташе – ехать с Пеплом, так как он «парень ничего, хороший» и к тому же она ему нужнее, чем он ей. Лука утешает умирающую Анну, жену Клеща, которая, несмотря на покой загробной жизни, хочет еще пожить. И всем обитателям ночлежки он рекомендует немножко больше уважать друг друга.
    Лука – это личность, пытающаяся построить жизнь на вере: «Во что веришь – то и есть». «Ложь во спасение» — вот принцип, которому следует Лука. Этого странника в жизни много «мяли», но он уважает людей, даже жуликов, учит их делать добро, при этом замечает: «Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил». Лука учит Наташу жалеть людей: «Христос – о всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» Странник рассказывает историю о том, как он пожалел двух воров и тем самым спас их от тюрьмы. «Человека приласкать – никогда не вредно…» — советует Барону Лука. Часто старик желает ободрить человека и примирить его с безрадостным содержанием жизни. Я понимаю, что это всего лишь утешительная речь, которая может только временно успокоить человека, но все-таки она очень сильно помогает подавленным людям. Когда Васька Пепел уличает старика во лжи, Лука говорит о том, что правда не нужна, она может быть обухом для человека. Речи Луки содержат и убедительные суждения о том, что человек все может. Он уверен, что кто ищет – найдет. Старик отмечает, что «все ищут люди, все хотят как лучше», «кто крепко хочет – найдет». После ухода старика обитатели ночлежки вспоминают его тепло. Барон беззлобно замечает, что Лука был «как пластырь от нарывов». И Сатин считает, что старик был мякишем для беззубых. По-моему Лука помог некоторым из этих людей. Например, Анна: старик пожалел больную женщину, попытался уменьшить ее страдания. И мне кажется, это у него получилось. Анна умерла спокойно, без страха, что очень важно для многих людей.
    Каждая прочитанная книга оставляет какой-то след в душе читателя, иногда очень яркий. Вот тогда вдруг и начинаешь задумываться над тем, что дала она нам. Пьеса «На дне» заставила меня задуматься обо всем. О жизни и смерти, о радости и горе, о предназначении человека. Со времени создания пьесы Горького прошло много лет, но и сейчас она читается и идет в театрах, видимо, ей предопределена долгая жизнь.
    «Человек – это великолепно!.. Это звучит гордо» Мне кажется, человек, какой бы он ни был, хоть самый опустившийся, прежде всего, человек. Даже брошенным на дно жизни людям, свойственны обыкновенные людские мысли, чувства, переживания. Человек, попавший на дно, так же способен любить, страдать, мечтать, имеет право на любовь, дружбу, сострадание. По-моему, Лука в пьесе – учитель человечности. Он преподает уроки нравственности. Когда я прочитала пьесу «На дне», у меня даже не вызвало сомнений то, что Лука не врет. Лука окрыляет человека, дает ему возможность «вылететь» со дна на землю. Советуя Наташе и Пеплу податься в Сибирь, говоря Актеру об алкогольной лечебнице, в которой тот может вылечиться, он дает оптимальный вариант выхода со «дна». В пьесе мне ближе всех странник, который бескорыстно утешает, тем самым, спасая людей. Он не лицемер, не жестокий обманщик, он, в некотором роде, Иисус, спустившийся незаметно и ушедший незамеченным, который не только милосерден и добродушен, но еще умеет прощать людей, а это, по-моему, главное в жизни. Лука, кроме всего этого, вселяет в «опустевшие» сердца людей надежду и веру в хорошее, спасая от духовной и физической гибели, так как без веры и надежды жить человек не может, жизнь теряет смысл. А ведь как много людей и в нашем современном мире, которые нуждаются в помощи, в Луке, который бы утешил и успокоил, вселил надежду в сердца тех, кто одинок, болен или просто стар.

  10. Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе “На дне”, написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. Действительно, что лучше — истина или сострадание? Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе — правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса — это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает:
    “Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”
    Ему противопоставлен Лука — добрый, сострадательный и “лукавый”, сознательно навевающий “сон золотой” исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, — сам М. Горький.
    Именно он, как мне кажется, является носителем истины и сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: “Мы хуже!” Целовали и обнимали Горького. Современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.
    Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой “подвал, похожий на пещеру”, под “тяжелыми каменными сводами”, где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие “на дно жизни”, куда их безжалостно выбросило преступное общество.
    Кто-то очень точно сказал: “На дне” — это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”. Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: “Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…” Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, “ворова сына” Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо.
    Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж; ждет ее кончины как освобождения); умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который “ничего не ждет”, у него “все уже в прошлом”; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, “бывших людей”, пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: “Работы нет… силы нет! Вот — правда1 Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она правда!..”
    Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: “Доброго здоровья, народ честной!” Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали!
    К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: “И вся философия, вся проповедь таких людей — милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные”.
    И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?
    Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллюзии, которые он заро-нил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души.
    Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в
    помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. “Все ищут люди, все хотят – как лучше… дай им, Господи, терпенья!” – искренне говорит Лука и добавляет: “Кто ищет – найдет… Помогать только надо им…”
    Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: “Вот – Лука… много он врет… и безо всякой пользы для себя…” Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: “Нет, ты скажи — зачем ты все это…” Наташа его спрашивает: “Отчего ты – такой добрый?” А Анна просто просит: “Говори со мной, милый… Тошно мне”.
    И становится понятно, что Лука — человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что “не всегда правдой душу вылечить”. И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни.
    Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей — восторг. И слезы, и восторг — результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?
    Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” То есть истина и сострадание — понятия, не исключающие друг друга.
    От правды, которую осознает Клещ: “Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!..”, уводит Лука, говоря: “Она, правда-то, может, обух для тебя…” Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: “…Жалеть людей надо!.. Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!” И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: “По-моему — дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?” Для него правда – жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: “Во что веришь, то и есть…”
    Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: “Человек — вот правда!” Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: “Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…” Таким образом, не существует для Луки вопроса: “Что лучше – истина или сострадание?” Для него истинно то, что человечно.
    Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: “Сам молись…” И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: “Эй, ты, сикамбр! Куда?”. Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: “Эх… испортил песню… дуррак!”
    Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.
    А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. “Человек — вот правда!” И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.

  11. Действие драмы «На дне» происходит на рубеже XIX–XX веков. Это время экономического кризиса для России, многие остаются без работы, теряют свой статус, положение в обществе, а некоторые опускаются на «дно» жизни. Горький неслучайно так живописует место, где ютятся его герои. Перед нами грязный подвал, похожий на пещеру: закопченный потолок, тяжелые каменные своды с обвалившейся штукатуркой. И везде вдоль стен – нары. Ужасную картину довершает мебель ночлежки: «большой стол, две скамьи, табурет – все некрашеное и грязное». После таких описаний становится страшно, неужели автор такой видит Россию накануне нового века?
    Многообразны представленные в пьесе конфликты: и социально-бытовой, и любовный, и философский. Они разгораются как между героями, принадлежащими к разным общественным сословиям, так и внутри них самих. Действительно, «на дне» люди оказываются, как правило, переживая внутренний социальный конфликт. Горький дает читателю предысторию каждого персонажа. Так, Барон раньше вел интеллектуальную жизнь представителя высшего общества: «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат!» Васька Пепел на это отвечает: «Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…» Наглядно показано, как условно в человеческом мире деление на социальные классы и как легко бывший барин сравнялся в своем положении с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом.
    Параллельно с социально-бытовыми конфликтами развиваются и любовные. Здесь на первый план выходят отношения супругов Костылевых и Васьки Пепла с Натальей, сестрой Василисы Карповны Костылевой. С появлением в ночлежки Наташи, Пепел готов обратиться к другой, новой жизни. Ради нее Васька оставляет Василису, в нем остыли чувства к ней. Герой не может врать, быть неискренним. Кульминацией становится сцена, в которой Наташа ошпаривают кипятком, а Васька убивает Костылева. На первый взгляд, победительницей выходит Василиса, отомстившая бывшему любовнику и навредившая сопернице. Кроме того, после гибели мужа она остается полновластной хозяйкой ночлежки. Однако теперь становится совершенно ясно, что в Василисе не осталось ничего человеческого, она никогда не сможет обрести человеческое счастье. И в наших глазах ее падение «на дно» происходит еще более стремительно.
    Приход Луки провоцирует созревание философского конфликта в обществе ночлежников. Читатель следит за его развитием по диалогам и монологам действующих лиц. Лука открывает в героях светлые стороны их натуры, побуждает их вспомнить свои мечты. По Луке, «сладкая ложь» нужнее людям, чем «горькая правда». В беседах со странником девушка легкого поведения Настя начинает грезить о чистой любви, Актер всерьез задумывается о возвращении на сцену, Васька Пепел стремится к честному заработку и жизни без обмана. Горький верил в человека, его способность управлять своей судьбой. Герой его пьесы Лука не хочет видеть в ночлежниках жуликов и обманщиков, он их всех уважает, считает, что «ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Странник искренне верит в то, что грехами и пороками человек обрастает, когда сама жизнь его «вываливает в грязи». Даже столкнувшись с действительными ворами, Лука не сдает их милиции, так как понимает, что не сладкое житье толкнуло их на этот путь: «Дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши. Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они мне – надоело, говорят… просишь-просишь, а никто не дает… обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили». Лука от всей души желает своим собеседникам добра, показывает реальные пути к новой, лучшей жизни.
    После ухода Луки все происходит вовсе не так, как рассчитывали поверившие в слова странника герои. Потеряв последнюю надежду, Актер кончает жизнь самоубийством, Пепел после убийства Костылева отправляется в Сибирь, только не вольным поселенцем, а каторжником. Однако проповедь старика дала толчок к монологу Сатина. Именно он, как это ни парадоксально, продолжает дело Луки, не дает отчаяться потерявшим веру людям, предлагает им новую «философию жизни», способную поднять людей со «дна».
    Таким образом, социальное понятие «дна» приобретает философский смысл. Горький пытался рассмотреть не только причины социального и нравственного падения людей, но и показать разные пути преодоления людьми отчаяния, духовного запустения и пессимизма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *