Сочинение на тему мир человеческих чувств в произведениях бунина и куприна

14 вариантов

  1. 3
    Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И.А.Бунина и А.И.Куприна.
    И.А.Бунин и А.И.Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, но мы можем найти и общие черты. У обоих авторов встречается глубокая и чистая любовь, и любовь слабая, которая не может противостоять поворотам судьбы и социальному неравенству.
    В рассказах И.А. Бунина любовь становится источником душевных сил, нередко она оказывается самым значительным и счастливым событием в жизни человека.
    Сборник «Темные аллеи» стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви, в котором нет рассказа со счастливым концом. Возможно, он считает важным показать читателю не столько саму любовь, сколько те чувства, которые она влечет за собой. Например, рассказ «Темные аллеи». Старик-генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Когда он был молодым человеком, то легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. Все эти годы хозяйка горницы любила только Николая Алексеевича. А он пытается оправдаться: «Все проходит мой друг….Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная ». И Надежда мудро ответила: «Все проходит, да не все забывается. Простить я вас никогда не могла. Как не было ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Но, когда генерал уезжает, он признается сам себе: «Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты в жизни?» Счастья в семейной жизни так и не обрел. Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой.
    В этом рассказе автор со всей правдивостью показывает любовь огромной по своей силе и невозможной из-за социального статуса. Проходят годы, и люди вновь встречаются, но теперь их объединяют только воспоминания.
    Для И.А.Бунина любовь- это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Он писал, что «всякая сильная любовь избегает брака». Земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека, и И.А.Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в своих рассказах.
    А.И.Куприну так же в полной мере удалось в небольшом по обьему произведении «воспроизвести » себя, высказаться о самом главном для него. В повести «Гранатовый браслет» прослеживается любовь двух людей разного социального положения: простого чиновника и дворянки. Эта повесть о любви, любви высокой, самоотверженной, не требующей ничего взамен, любви, которая встречается «раз в тысячу лет». В течение восьми лет Желтков безответно был влюблен в княгиню Веру Николаевну. На праздники он посылал ей письма. Для чиновника его любовь стала смыслом жизни, самой жизнью. Он полностью отдался этому чувству. В день именин Вера получает от влюбленного в нее Желткова гранатовый браслет с письмом, где он просит не сердиться на его вмешательство в ее жизнь и принять этот дар. Выера, привыкшая во всем слушаться мужа, спрашивает у него совета. Повесть кончается трагически. Брат и муж Веры требуют у Желткова прекратить вмешиваться в их личную жизнь. Но чиновник бессилен перед своим чувством. Он видит лишь один выход- умереть. Вера потрясена. Она посещает квартиру Желткова, где впервые видит его, уже мертвого. В этот момент княгиня понимает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Любовь способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира, помогать ему обнаружить в себе силы, о наличии которых он сам даже не подозревал. Но ничего уже изменить было нельзя. Даже смерть Желткова не может разлучить его с Верой. Она слышит его голос: «Успокойся, я с тобой…потому что мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки». Любовь нередко приносит страдания и муки, она зачастую ранит человеческое сердце и обрекает его на боль неразделенного и безответного чувства…
    В каждом произведении мы находим все новые и новые стороны самого прекрасного из человеческих чувств- чувства любви. Произведение И.А.Бунина и А.И.Куприна открыли новые грани этого непонятного, но в тоже время прекрасного чувства. Они оба пишут о несчастной любви, рушащейся из-за неожиданностей судьбы, социального неравенства или характеров самих героев.

  2. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях Бунина и Куприна
    бунин куприн любовь рассказ
    И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, находят его новые грани и проявления, но мы можем найти и общие черты. У обоих авторов встречается и всепоглощающая, глубокая и чистая любовь, и любовь слабая, которая не может противостоять поворотам судьбы и социальному неравенству.
    Например, в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» мы читаем о верной, горячей любви на всю жизнь – любви Надежды. Но любовь ее безответная. Она любила Николая Алексеевича всю жизнь; из-за этой любви не вышла замуж, не простила ему того, что ее бросил («Простить я вас никогда не могла»). А у Николая Алексеевича тоже была любовь, но это любовь забвения. Он забыл Надежду и ее чистое глубокое чувство. Он говорит: «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?» Но тут же размышляет: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Герои расстались не только из-за социального конфликта, здесь есть еще и психологическая разница: у Надежды сильный характер, горячее сердце, а у Николая Алексеевича характер мягкий, слабый, нерешительный. В этом эпизоде и заключается трагичность рассказа.
    С совсем другой ситуацией мы сталкиваемся в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Генерал Аносов в нем спрашивает Веру: «А где любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Для героя его собственный вопрос является риторическим. Но Вера столкнулась с такой любовью. «Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В данном произведении любовь трагична, она непрерывно связана со смертью. В своей исповеди Желтков пишет: «Остается только одно – смерть». Предчувствие этой трагедии посетило Веру, когда она рассматривала подаренный Желтковым гранатовый браслет. «Точно кровь!» – подумала она.
    В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы опять встречаемся с темой любви, хотя она в данном произведении не является главной. Автор показывает еще некоторые ее стороны. С этим светлым чувством мы столкнемся на страницах, в которых рассказывается о чувстве дочери главного героя к заграничному принцу. Но у любви есть и другие, отталкивающие, стороны: «…была изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья…только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги…». Но ведь это же насмешка над самым великим и чистым чувством человека! Но, оказывается, есть в нашей жизни и такое.
    Очень красиво А. И. Куприн описывает любовь двух молодых людей в рассказе «Олеся». Чтобы создать яркую картину любви полесской колдуньи Олеси и русского интеллигента Ивана Тимофеевича, автор окружает героев таинственностью полесского леса и природы в целом. Олеся – представительница любимых Куприным «естественных людей», «детей природы», не испорченных цивилизацией, способных на полноту чувств. Девушка выросла в лесу, она любит и понимает природу, у нее чуткое сердце, острый ум, добрая душа. Но самое главное в ней то, что любит она всем сердцем, искренне, глубоко, нежно и заботливо. Во имя любви она способна на большие жертвы. Девушка пошла на физические и моральные муки, выполнила абсурдное желание своего любимого, хотя предполагала, чем это закончится.
    В любовь двух молодых людей вмешалось не только суеверие и необразованность жителей деревни. Их любовь была обречена, потому что между характерами героев существует огромная разница: у Олеси чуткое, горячее сердце, способное на подвиг во имя любви. А у Ивана Тимофеевича сердце ленивое, холодное, глухое ко всему окружающему. Он «не послушался тогда смутного влечения сердца», не остановил свою любимую, и все закончилось трагично.
    В каждом произведении мы находим все новые и новые стороны самого прекрасного из человеческих чувств – чувства любви. Произведения И. А. Бунина и А. И. Куприна открыли новые грани этого непонятного, но в тоже время прекрасного чувства. Они оба пишут о несчастной любви, рушащейся из-за неожиданностей судьбы, социального неравенства или характеров самих героев.
    Размещено на Allbest.ru

  3. Для писателей светлое чувство – это самое прекрасное, что могло случиться с человеком. Поэтому тема любви в творчестве Бунина и Куприна занимала особое место, поэтому их произведения так волновали читателей. Но понимали они его каждый по-своему. В творчестве И. А. Бунина любовь – это вспышка эмоций, счастливое мгновение, которое внезапно появляется в жизни, а потом так же резко обрывается. Поэтому в его рассказах герои вызывают противоречивые чувства у читателей.
    Так, в рассказе “Солнечный удар” показана любовь-вспышка, любовь-мгновение, озарившая жизнь двух людей на краткий миг. И после того, как они расстались, главный герой почувствовал себя старше на много лет. Потому что эта мимолетная любовь забрала все то лучшее, что было в нем. Или в рассказе “Темные аллеи” главная героиня продолжала любить, но так и не смогла простить слабости возлюбленного. А он, хотя и понимал, что она отдала ему лучшие годы, продолжал считать, что поступил правильно. И если в творчестве Куприна, любовь непременно была трагической, то у Бунина она показана как более сложное чувство.

    Необычная сторона светлого чувства

    Хоть любовь в произведениях Бунина и Куприна – это отношения между двумя людьми искренние, настоящие, но иногда любовь может быть совсем другой. Именно такая сторона показана в рассказе “Господин из Сан-Франциско”. Хоть это произведение и не о любви, в одном эпизоде говорится, что по кораблю ходила одна счастливая пара и все, глядя на нее, видели двух влюбленных. И только капитан знал, что их наняли специально, чтобы они играли сильное чувство.

  4. Гимназия № 2
    РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
    ИДЕАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ
    И. А. БУНИНА И  А. И. КУПРИНА
    АВТОР: Засухина М., 11 А класс
    РУКОВОДИТЕЛЬ: Щапова Ю. Ю.
    МУРМАНСК
    2007
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    I. Введение. Цели и задачи исследования        стр.3
    II. Основная часть                                                   стр.5
    Изображение идеальной любви в творчестве И. А. Бунина
    1. Первые произведения                                       стр.5
    2. Анализ рассказа «Солнечный удар»               стр. 6
    3. «Темные аллеи» – цикл рассказов о любви     стр. 8
    а) «Мрачные и жестокие аллеи»                                стр. 8
    б) В поисках идеала                                                      стр. 9
    в) Иррациональная сторона любви                             стр.10
    г) Приобщение к вечности                                           стр.12
    Изображение идеальной любви в произведениях А. И. Куприна
    1. Любовь – лейтмотив многих произведений   стр.14
    2. Первые рассказы и повести о любви              стр.15
    3. «Олеся» и «Суламифь» – поэзия искреннего
    чувства                                                                  стр.15
    4. «Гранатовый браслет». «Редчайший дар высокой любви»                                                                           стр.17
    III. Заключение                                                   стр.20
    IV. Библиография                                              стр.21
    I. Введение
    Тема любви – одна из «вечных» тем искусства и одна из главных в творчестве И. А. Бунина и А. И. Куприна, двух русских писателей, чьи имена часто ставят рядом.  Хронология творчества (оба родились в одном 1870 году), принадлежность к одному творческому  методу – реализму, сходные темы, высочайший уровень художественности сближают этих писателей в читательском восприятии. Большое место занимает в их произведениях тема любви, раскрытие ее влияния на человеческую жизнь.  Самые лучшие творения – цикл рассказов «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание» Бунина, купринские «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет» – принадлежат к мировым шедеврам прозы, и посвящены они любви, самому сильному человеческому чувству. Оба писателя по-своему, в рамках своего мировосприятия трактуют идеальную любовь, отличен и стиль изображаемого: если у Бунина «…много значит метафора, неожиданное уподобление», то Куприн «накапливает множество бытовых черточек, необходимых в той… величавой картине повседневности, какая складывается в результате».[1]
    Раздумья о необоримой силе любви, внимание к внутреннему миру человека, исследования тончайших нюансов человеческих взаимоотношений и философское умозрение закономерностей жизни – вот что дает писателям размышление о возможности (или невозможности?) воплощения этого идеала на земле.
    Многие исследователи, в частности О. Михайлов в предисловии к собранию сочинений Куприна, отмечают, что в его произведениях «романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей противостоит циничному глумлению над чувством, живописанию разврата, …но в целомудрии купринских героев  есть что-то надрывное»[2].  Двойственное отношение к любви свойственно и Бунину: об этом свидетельствуют литературоведы      И. Сухих и С. Морозов. В монографии О. Сливицкой это наблюдение основывается на утверждении о бунинском «органическом единстве упоения жизнью и ужаса перед нею, свойственному эпохе»[3].
    Целью настоящей работы является исследование творчества И. А. Бунина и И.А. Куприна в аспекте любовной проблематики и разработка вопроса об изображении идеальной любви в произведениях обоих авторов.
    Задача реферативного исследования – выяснить, как трактуют понятие «идеальная любовь» И. А. Бунин и А. И. Куприн, сравнить и сопоставить, в чем проявляются общность и различие концепции любви в творчестве этих писателей, основываясь на работах известных литературоведов.
    Методологической основой реферата стали исследования И. Сухих, С. Морозова, О. Михайлова,  Ю. Мальцева,  О. Сливицкой, а также статьи и воспоминания И. Бунина.
    II. Изображение идеальной любви в творчестве И. А. Бунина.
    1. Первые произведения.
    С осени 1910 по осень 1925 года Бунин создает цикл произведений, которые, будучи внешне не связаны между собой, объединяются глубокой внутренней связью, определяемой особенностями подхода автора к теме, лежащей в их основе. Тема эта – любовь, трактуемая как сильное, часто роковое потрясение в жизни человека, как «солнечный удар», оставляющий глубокий, неизгладимый след в человеческой душе. «С тех пор как я понял, что жизнь – восхождение на Альпы, я все понял. Я понял, что все пустяки. Есть несколько вещей неизменных, органических, с которыми ничего поделать нельзя: смерть, болезнь, любовь, а остальное – пустяки» – говорил Бунин Галине Кузнецовой.
    Именно любовь постепенно становится магистральной темой его прозы. Он исследует «закоулки человеческой души» в повестях «Митина любовь», «Дело корнета Елагина», рассказах «Солнечный удар», «Ида», «Мордовский сарафан», «Легкое дыхание». В этих произведениях проявляется осознание любви как некоего «высшего начала», которое не может существовать в земной жизни. «Любовь не ведет к браку, она ведет к прозрению высших ценностей жизни, она дает понимание счастья. В первых рассказах и повестях любовное чувство – это не тихо текущее счастье и не пошлый роман. Это – огонь, обжигающее пламя, дающее познание Бытия. Но вместе с тем это чувство очень краткое, как момент откровения. Удержать ее невозможно, попытки продлить бессмысленны»[4]. Примером таких размышлений  может служить рассказ «Солнечный удар».
    2. Анализ рассказа «Солнечный удар»
    В этом небольшом рассказе  с удивительной ясностью отражается бунинское понимание любви как всепобеждающей страсти, стихии, охватывающей человека внезапно и поглощающей все его мысли. Произведение, лишенное экспозиции, начинается сразу с действия: «После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней». Первые впечатления читателя связаны с солнцем и жарой, это – лейтмотив всего рассказа. Образ солнца, чувство тепла, духоты преследуют героев  на протяжении всего произведения: загаром будут пахнуть руки женщины, «страшно душным, горячо накаленным солнцем» окажется номер в гостинице, зноем будет пропитан и весь «незнакомый городишко».
    Читатель так и не узнает имен героев: «А зачем вам нужно знать, кто я, как меня зовут?» – скажет незнакомка. Бунин стирает все индивидуальное,
    тем самым словно обобщая чувство, охватившее мужчину и женщину. Все остальное кажется мелким и неважным, оттесненным на второй план описанием «слишком большой любви», «слишком большого счастья».
    Сюжет рассказа прост: встреча, близость, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание. Описание встречи динамично и кратко, в  основе – диалог: «Сойдем…» – «Куда?» – «На этой пристани» – «Зачем?» Отношения развиваются стремительно, необратимо. – «Сумасшествие…» Прекрасная незнакомка сравнивает свое чувство с затмением: «мы оба получили что-то вроде солнечного удара». Этот солнечный удар, которого не ожидал никто, оказывается самым значительным из всего, что с ними происходило и, может быть, еще произойдет.
    Предельность чувства порождает предельную остроту восприятия: зрения, слуха и других ощущений героев. Поручик вспоминает запах одеколона незнакомки, ее загара и холстинкового платья; звон колоколов, «мягкий стук» парохода, ударяющегося о пристань, шум «закипевшей и побежавшей вперед волны». Повествование ведется необыкновенно динамично. Расставание  описано несколькими предложениями: «…он довез ее до пристани, при всех поцеловал. Так же легко возвратился в гостиницу». Кажется, все произошедшее – не более чем легкое увлечение. Но в дальнейшем  описываются чувства поручика после расставания, и именно этим описанием наполнена большая часть рассказа.
    Оставшись один, поручик начинает понимать, что ничто в его жизни не было столь значительным, как эта мимолетная встреча: «он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее». Чтобы показать, как меняется внутренний мир человека, пережившего такое потрясение, автор использует антитезы: столовая становится «пустой и прохладной», «во всем было безмерное счастье и великая радость, а вместе с тем сердце словно разрывалось на части». Все будничное кажется теперь диким и страшным, он словно живет в другом измерении:  «Да что же это такое со мной? Куда идти? Что делать?» «Он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние».
    Жизнь души в изображении Бунина неподвластна разуму. Герои будто не властны над собой. Незнакомая женщина, например, говорит: «Я совсем не то, что вы могли обо мне подумать…. На меня словно затмение нашло». Именно «затмение» дает возможность вырваться из границ привычного мира, мира обыденных вещей и пережить до сих пор неведомое чувство. Любовь – мучительна, она не имеет и не может иметь продолжения, она обречена быть конечной. Но именно в ней заключен смысл жизни, даже если от нее остается только переживание.  Человек, размышляет Бунин,  по сути своей одинок, и  мотив одиночества в рассказе усиливается в описании города: «…дома все были одинаковые, белые, и казалось, что в них нет ни души». Герой плачет от одиночества и безысходности, оставшись один на один с этим «светоносным и совершенно теперь опустевшим, безмолвным» миром. Завершается рассказ лаконичным эпилогом, описывающим потухающую «темную летнюю зарю», которая олицетворяет быстротечность любви, невозвратимость пережитого счастья. Сам же герой чувствует себя «постаревшим на десять лет».
    «Солнечный удар» содержит в себе все слагаемые, из которых потом разовьется поэтика зрелого Бунина: диалектика жизни и смерти, созидания и разрушения, наслаждения и муки. Понимание высокого чувства любви как страсти, захватывающей все помыслы, все духовные и физические возможности человека, было свойственно писателю на протяжении всего творчества. «Постепенно, через «Солнечный удар» и «Митину любовь», главной, в сущности, единственной его темой останется та, что была элегически отпета еще в «Антоновских яблоках»:
    Только в мире и есть, что тенистый
    Дремлющих кленов шатер.
    Только в мире и есть, что лучистый
    Детски задумчивый взор.
    Только в мире и есть, что душистый
    Милой головки убор.
    Только в мире и есть этот чистый
    Влево бегущий пробор.[5]
    3. «Темные аллеи» – цикл рассказов о любви.
    а) «Мрачные и жестокие аллеи»
    В «Темных аллеях» центром мироздания для Бунина становится некая условная картина: старый дом, аллея темных лип, озеро или река, уходящая на станцию или в провинциальный городок, размытая дорога, которая приведет то на постоялый двор, то на пароход, то в московский трактир, то на погибельный Кавказ, то в роскошный вагон идущего в Париж поезда. На фоне этой условной картины разворачиваются истории о мгновенных, стихийных вспышках чувств. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях»[6]. Бунин пишет о любви особой. Он описывает как идеальную, то есть единственно истинную, любовь-страсть, нерасчленимое единство духовного и плотского, чувство, не знающее о морали и обязанностях, о долге, о будущем, признающее лишь право на встречу, на мучительно-сладостное взаимное истязание и наслаждение.
    « – Воображаю, что вы обо мне думаете. А на самом деле вы моя первая любовь. – Любовь? – А как же иначе это называется?» («Муза»)[7].
    Большинство рассказов из цикла «Темные аллеи» строятся по определенной схеме, позволяющей подробно изучить «грамматику солнечных ударов»: он (герой) – это взгляд и слово, чувствующая и преломляющая призма. Она (героиня) – предмет чувства, живописания и исследования. Он – художник, Пигмалион, она – модель, Галатея. Бунин исследует в частных случаях проявление некого общего закона, ищет универсальную формулу жизни, в которую вторгается Любовь. Больше всего автора интересует тайна  Женщины, загадка Вечной Женственности.
    б) В поисках идеала
    Писатель утверждал: «то дивное, несказанно-прекрасное, нечто совершенно особенное во всем земном, что есть тело женщины, никогда не написано никем. Да и не только тело. Надо, надо попытаться. Пытался – выходит гадость, пошлость. Надо найти какие-то другие слова».[8]
    Бунин находит эти слова, пытаясь экспериментировать с сюжетом, постоянно ищет новые и новые ракурсы, фиксирует мимолетное и придает этому мимолетному торжественное звучание Вечности.
    «Тело – да и не только тело. В сущности, это еще античная, потом средневековая, потом романтическая коллизия любви земной и любви небесной.»[9] Простейшим конфликтом между земным и небесным, между духом и телом оборачивается в рассказе «Камарг» продажа прекрасной женщины за сто рупий.  Комментарием к «Камаргу» может служить письмо Бунина Ф. Степуну, отметившему в рецензии «некоторый избыток рассматривания женских прельстительностей»: «Какой там избыток! Я дал только тысячную долю того, что мужчины всех племен и народов «рассматривают» всюду…  И есть ли это только развратность, а не нечто в тысячу раз иное, почти страшное?[10]» Рассматривание – исходная точка того «иного, почти страшного», что открывается во многих сюжетах книги.
    «Тонкое, смугло-темное лицо, озаряемое блеском зубов, было древне-дико. Глаза, долгие, золотисто-карие, глядели как-то внутрь себя – с тусклой первобытной истомой….  Красота, ум, глупость – все эти слова никак не шли к ней, как не шло все человеческое…»(«Камарг») Красота, мучительная, тяжкая телесная красота соседствует у Бунина с «худыми ключицами и ребрами» («Визитные карточки»)  и даже с «коленями цвета спелой свеклы» («Гость»).
    Идеальная любовь не тождественна идеальной красоте. Но понятие Красоты у Бунина равнозначно Истине, она связана с сущностью бытия. В его понимании в любви органично соединяются два начала: предельная ЯВЛЕННОСТЬ и предельная СОКРОВЕННОСТЬ. Эротичными бунинские тексты делает не обилие «пряных» описаний, а изображение страсти на пределе, на грани обморока, «солнечного удара».  Кажется, весь мир вокруг: все эти трактиры, усадьбы, гостиничные номера, купе поездов и каюты пароходов существуют лишь для того, чтобы с помутившейся головой пережить солнечный        удар и потом всю жизнь об этом вспоминать.
    в) Иррациональная сторона любви
    В. Ходасевич писал: «Предмет бунинского наблюдения и изучения – не психологическая, а иррациональная сторона любви, та ее непостижимая сущность, которая настигает, как наваждение, налетает Бог весть откуда и несет героев навстречу судьбе, так что обычная их психология распадается и становится похожа на «обессмысленные щепки» или на обломки, крутящиеся в смерче. Не внешние, но внутренние события этих рассказов иррациональны, и характерно для Бунина, что такие иррациональные события всегда им показаны в самой реалистической обстановке и в самых реалистических тонах. У Бунина события подчинены пейзажу. У символистов человек собою определяет мир, у Бунина мир, данный и неизменный, властвует над человеком. Поэтому бунинские герои так мало стремятся дать себе отчет, каков смысл с ними происходящего. Всякое знание о происходящем принадлежит не им, а самому миру, в который они заброшены и который играет ими через свои непостижимые для них законы»[11]. Как напишет об этом сам Бунин, «я силился поймать то неуловимое, что знает один только Бог, – тайну ненужности и в то же время значительности всего земного»[12].
    Важнейший аспект поэтики Бунина – стремление воссоздать мир во всей его полноте и «божественной бесцельности»[13]. Строение его новелл воссоздает строение мира, порождает новые типы «сцепления событий». Бунин добивается такой организации своих произведений, при которой сюжет не упрощается до причинно-следственных связей, а несет в себе иную, нелинейную целостность. Фабула играет второстепенную роль, главное – неожиданные параллели элементов текста, создающих своеобразную тематическую сетку: любовь – расставание – встреча – смерть – воспоминание.
    Поэтому идеальная любовь в изображении Бунина не поддается рационалистическому объяснению, но захватывает человека целиком и становится самым важным, самым главным его жизненным переживанием: «А потом ты проводила меня до калитки и я сказал: «Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле». «И так, с остановившимся сердцем, неся его в себе, как тяжкую чашу, я двинулся дальше. Из-за стены же дивным самоцветом глядела невысокая зеленая звезда, лучистая, как та, прежняя, но немая, неподвижная». («Поздний час»).
    г) Приобщение к вечности
    Прослеживая параллели между человеком и миром, в котором изображается человек, писатель словно уравнивает их. Личный, крошечный микрокосм человека включается Буниным в макрокосм Вечности, и знамение тому – приобщение к таинству жизни через таинство любви. Вселенная у него включается в жизненное пространство отдельной личности, но и сама эта личность подобна Вселенной, а человек, познавший любовь, становится, как Бог, по ту сторону добра и зла. Во зле есть добро, а в добре зло, как в любви мука, а в счастье – предвестие смерти.
    «Разлука, как часовой механизм, встроена в самую счастливую встречу. Мрак сгущается в темных аллеях. Миром «Темных аллей» правят любовь и смерть.»[14]
    Замыкает цикл «Темные аллеи» лирический рассказ «Часовня». Сквозной сюжет «Темных аллей» (любовь и гибель) свернут здесь до двух коротких реплик детей, заглядывающих в окно часовни, где «в железных ящиках лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил»: « – А зачем он себя застрелил? – Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют в себя…» Но след о пережитом чувстве остается.  Бунин считал: прошлое существует, пока есть тот, кто помнит. «И бедное человеческое сердце радуется, утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда-то! Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память!» («Роза Иерихона»)
    Трактовка Буниным темы любви связана с его представлением об Эросе как могучей стихийной силе – основной форме проявления космической жизни. Она трагедийна в своей основе, так как несет в себе дисгармонию, хаос, нарушение привычного миропорядка. Но это чувство, хотя и болезненное, и томительное, все же – венец прожитой жизни, дающий осознание неистребимой памяти, приобщение к прапамяти  человечества.
    « – Хотя разве бывает несчастная любовь? – сказала она, поднимая лицо и спрашивая всем черным раскрытием глаз и ресниц. – Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?»[15]  («Натали»)
    «Физику пола и метафизику любви Бунин в конце концов превращает в бесплотный ослепительный свет памяти. «Темные аллеи» – восстановление мгновенного времени любви в вечном времени России, ее природы, ее застывшего в своем ушедшем великолепии прошлого».[16]
    Сущность идеальной любви, таким образом, раскрывается у Бунина как великая трагедия  и великое счастье. Человек – единственное на земле существо, принадлежащее двум мирам: земле и небу – соединяет в себе плотское и духовное начала. Ощущение катастрофичности и конечности бытия, обреченности человека на одиночество усиливает ощущение катастрофичности эпохи, разлада в обществе, социальных катаклизмов. Идеальная любовь – дар судьбы, возможность преодолеть страх смерти, постичь смысл бытия, хоть на краткое мгновение забыть о вселенском одиночестве и осознать себя частью Человечества. Единственная неоспоримая истина – это любовь, она не требует оправдания и сама оправдывает собою все… «В сущности, о всякой человеческой жизни можно написать только две-три строки. О, да. Только две-три строки»[17].
    Эти бунинские строки – о любви.
    Изображение идеальной любви в произведениях А. И. Куприна
    1. Любовь – лейтмотив многих произведений.
    «Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это – тема любви».[18]
    В творчестве писателя она нашла воплощение во множестве сюжетов. В них Куприн провозглашает незыблемые гуманистические идеалы: нравственно-эстетическую ценность земного бытия, способность и устремленность человека к высоким и самоотверженным чувствам. Но, с другой стороны, во внутреннем мире личности писатель явно обнаруживает мрачную печать трагических и мучительных противоречий эпохи, «тихое оподление души человеческой» («Река жизни»). Его художественной задачей становится постижение сущности Человека с его богатыми природными возможностями и болезненными искажениями, вызванными ощущением несовершенства мира.
    Куприн рисует этот мир, полный противоречий, где только любовь становится источником возвышенных переживаний, способным преобразить человеческую душу. Художник поклоняется созидательной силе подлинного чувства в противовес цинизму, равнодушию, преждевременной душевной старости. Он воспевает «всемогущую силу красоты» – счастье ярких, полнокровных эмоций.
    Любовь в его произведениях – это великая и естественная всепобеждающая власть над человеком. Степень ее влияния на личность несоизмерима ни с одним чувственным переживанием, и обусловлена она самой природой. Любовь  очищает и  формирует душу, причем во всех своих проявлениях: и как «нежное, целомудренное благоухание», и как «трепет, опьянение» чистой страсти. Поиск идеальной любви в литературе для него – это поиск гармонизирующего начала в мире, вера в изначально благую природу человека.
    2. Первые рассказы и повести о любви.
    Александр Иванович Куприн говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор не нашло себе истолкователя». Многие его  рассказы – «Странный случай», «Первый встречный», «Сентиментальный роман», «Осенние цветы» – воплощают тяготение к неуловимым переживаниям, «к неуловимо-тонким, непередаваемо-сложным оттенкам настроений», «духовному слиянию двух людей, при котором мысли и чувства какими-то таинственными токами передаются другому». Мечта остается все же несвершенной, появляется подозрение: «только надежда и желание составляют настоящее счастье. Удовлетворенная любовь иссякает…[19]» Эта любовь разрушается в «тусклой и равнодушной жизни», вытесняется чувственными наслаждениями, против которых  «бессильны и честь, и воля, и рассудок». Прославлению «великого дара любви», чистого, бескорыстного чувства посвящена повесть «Колесо времени» (1930). Жгучее, казалось бы, необыкновенное по силе чувство главного героя лишено одухотворенности и целомудрия. Оно превращается в заурядную плотскую страсть, которая, быстро исчерпав себя, начинает тяготить героя.  Сам «Мишика» (так называет его возлюбленная Мария) говорит о себе: «Опустела душа, и остался один телесный чехол»[20].
    Идеал любви в этих рассказах недостижим.
    3. «Олеся» и «Суламифь» – поэзия искреннего чувства.
    В ранней повести «Олеся» Куприн изображает героиню, выросшую в глуши, воспитанную самой природой, не затронутую пороками цивилизации. Олеся сохраняет в себе в чистом виде тот огромный врожденный потенциал, который бессмысленно в каждодневной суете расходует современный человек. Любовь становится здесь поэтическим осмыслением «естественной», «правильной» жизни, истинной и искренней, какой ее видит Куприн. Это – гимн жизненной силе, неистовой – и конечной в своем неистовстве. Любовь для героини – это не полет, это прекрасный, отчаянный взмах крыльями перед падением в бездну. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе. Его чувство постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение. Он думает прежде всего о себе, его мысли эгоистичны: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных… и живут прекрасно… Не буду же я несчастнее других, в самом деле?» А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эта сила – в ее «природности». Она, владеющая даром предвидения, осознает неизбежность трагического конца их короткого счастья. Но в этом ее самоотречении  звучит настоящий гимн искренней любви, в которой человек способен достичь духовной чистоты и благородства. Смерть любви (или смерть за любовь) трактуется Куприным как неизбежность.
    Но Куприн не абсолютизирует власть смерти: в рассказе «Суламифь» сила подлинной любви трансформируется в неиссякаемую энергию созидания. «…крепка, яко смерть, любовь» – этот эпиграф концентрирует в себе жизнеутверждающее начало истинного чувства. Библейский сюжет об израильском царе и «девушке из виноградников» раскрывает купринскую идею  возможности слияния душ, которое преображает самый смысл существования. Если в начале рассказа Соломон убежден, что «все в мире суета сует и томление духа», то потом любовь дает ему новое понимание Бытия. Мир раскрывается перед влюбленными во всем богатстве и праздничной красочности: «сотовый мед каплет с уст твоих», «кораллы становятся краснее на ее смуглой груди», «ожила бирюза на ее пальцах». Любовь позволяет оживить мертвые предметы, заставляет поверить в возможность бессмертия: «…все в мире повторяется, – повторяются люди, звери, камни, растения. Повторяемся и мы с тобой, моя возлюбленная». Любовь изображается Куприным без темных инстинктов и трактуется как созидание, творение, имеющее власть над жизнью и смертью: не случайно в финале царь Соломон начинает писать «Песнь песней», тем самым обессмертив имя Суламифи.
    4. «Гранатовый браслет». «Редчайший дар высокой любви».
    В рассказе «Гранатовый браслет» автор рисует любовь идеальную, необыкновенную и чистую. Сам Куприн позднее скажет, что «ничего более целомудренного» он не писал. Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного «маленького человека» – гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова. Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок – поэтический и озаряющий жизнь – среди обыденщины, среди трезвой реальности устоявшегося быта.
    «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги, подарок от своей сестры – записную книжку, и от человека с инициалами Г. С. Ж. – браслет. Это подарок Желткова: «золотой, низкопробный, очень толстый… с наружной стороны весь покрытый… гранатами». Он выглядит безвкусной безделушкой по сравнению с другими подарками. Но ценность его в другом: Желтков дарит самое дорогое, что у него есть – фамильную драгоценность. Вера сравнивает камни на браслете с кровью: «Точно кровь!» – восклицает она. Героиня ощущает тревогу, видит в браслете какое-то дурное предзнаменование.
    Украшение красного цвета сквозной нитью проходит через произведения Куприна: у Суламифи было «ожерелье из каких-то красных сухих ягод»,  Олеся оставляет на память нитку дешевых красных бус, «кораллов»… Красный – цвет любви, страсти, но для Желткова – это символ  любви безнадежной, восторженной, бескорыстной.
    Если в начале рассказа чувство любви пародируется, поскольку муж Веры вышучивает еще не знакомого ему Желткова, то далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда – короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви! Да и в мое время не видел!» – говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где любовь-то? Любовь самоотверженная, бескорыстная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – сильна как смерть? Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, любившего княгиню, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
    Редчайший дар высокой любви становится единственным содержанием жизни Желткова, «ничто житейское» не тревожит его. Бытовая сфера, в которой обитают все прочие герои – Анна, Тугановский, Шеин, сама Вера Николаевна – противопоставляется  торжеству духовного, нематериального, символом которого в рассказе становится музыка. Бетховенская соната озвучивает «громадную трагедию души», словно продолжая  рефрен «да святится имя твое». В Вере Николаевне, случайно увиденной Желтковым в ложе в цирке, воплощается для него «вся красота земли». В понимании Куприна красота связана с некой конечной, абсолютной истиной, «глубокой и сладкой тайной», которую понимает только любящее, бескорыстное сердце. По величию пережитого чувства ничтожный чиновник со смешной фамилией приравнен Куприным к «великим страдальцам» Пушкину и Наполеону. Жизнь Желткова, незаметная и мелкая, заканчивается «все усмиряющей смертью» и молитвой о Любви.
    Частный случай, случай из жизни (у Желткова и Веры Николаевны были реальные прототипы) поэтизирован Куприным. Любовь идеальная, по мысли писателя, – «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Это редкий дар, и можно «пройти мимо нее», потому что случается она «только один раз в тысячу лет».
    Идеальная любовь для Куприна – это высшее блаженство, которое человек может обрести на земле. Это возможность созидания, неразрывно связанная с творчеством. Только в любви человек может выразить себя: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте… выражается  индивидуальность. Но в любви!» [21] Это чувство, даже неразделенное, само по себе становится вершиной жизни, ее смыслом и оправданием. Показывая несовершенство общественных отношений, Куприн находит в идеальной возвышенной любви средоточие гармонии с миром и с собой. Любовь и способность любить – это всегда проверка героя на человечность.
    III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Бунин и Куприн – писатели, в творчестве которых ярко раскрывается образ идеальной любви. Для них характерно пристальное внимание ко всем сторонам этого чувства: как возвышенным, так и чувственным, «земным», за что обоих нередко упрекали в излишней натуралистичности любовных сцен. И для Бунина, и для Куприна любовная коллизия становится отправной точкой для размышлений о природе человека, о закономерностях существования человечества, о краткости жизни и неотвратимости смерти. Несмотря на разницу в мировосприятии, в их взглядах   прослеживаются общие черты: любовь изображается как всепоглощающая стихия, перед которой не властен человеческий разум. Она приносит с собой возможность приобщения к тайнам Бытия,  осознание уникальности каждой человеческой жизни, ценности и неповторимости каждого прожитого мгновения. Но у Бунина любовь, даже идеальная, несет на себе печать разрушения и смерти, а Куприн воспевает ее как источник созидания. Для Бунина любовь – это «солнечный удар», мучительный и блаженный, для Куприна – преображенный мир, исполненный глубочайшего смысла, лишенный суеты повседневности. Куприн, свято веруя в изначально благую природу человека, наделяет его возможностью стать в любви совершенным. Бунин же исследует «темные аллеи» человеческой души и сопоставляет трагизм любви с трагедией человеческого рода. Но и для Куприна, и для Бунина истинная, идеальная любовь – это всегда высшая, предельная точка жизни человека. Голоса обоих писателей сливаются в «страстную хвалу» любви, «которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти».
    IV. БИБЛИОГРАФИЯ
    Куприн А. И. Собрание сочинений в 2т. Предисловие О. Н. Михайлова. – М., Художественная литература, 1980 г.
    Бунин И. А. Собрание сочинений в 9т. – М.: Художественная литература, 1967 г.
    А. И. Куприн. Избранное. –  Москва, Советская Россия, 1979 г.
    А. И. Куприн. Избранное. – Москва, Детская литература, 1987г.
    Ю. Мальцев. И. А. Бунин. /в кн.: И. А. Бунин. Избранное. – М.: 1980
    И. А. Бунин. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи./ Сост., предисл., коммент. А. К. Бабореко. – М.: Советский писатель, 1990г.
    И. А. Бунин. Письма, воспоминания. /в кн.: Несрочная весна – Москва, Школа-пресс, 1994 г.
    И. А. Бунин. «Антоновские яблоки». Мурманское книжное издательство, 1987 г.
    И. Сухих. Двадцать книг двадцатого века. -Санкт-Петербург, Паритет, 2004 г.
    Богданова А. Ю. Бунин в школе. – Москва, Дрофа, 2003 г.
    Сливицкая О. В. Основы эстетики Бунина. – М., 1971,

  5. Сочинение по творчеству
    И. А. Бунина и А. И. Куприна
    Темы сочинений:
    1. Метафоричность названий произведений И. А. Бунина и А. И. Куприна (по выбору).
    2. Философская проблематика произведений И. А. Бунина.
    3. Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина.
    4. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И. А. Бунина и А. И. Куприна (по выбору).
    5. «Три гордые признания человека« (по повести Куприна «Поединок»).
    6. Талант любви в произведениях А. И. Куприна.
    7. Символическое звучание деталей в прозе А. И. Куприна.
    Примерный развернутый план сочинения по теме:
    «Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина»
    I. Введение
    Дать краткую историю вопроса: общечеловеческие ценности — идеалы добра, красоты, истины, выработанные человечеством и отраженные в его культуре; противопоставление этим ценностям сиюминутных благ: богатства, власти, плотских удовольствий.
    II. Основная часть
    1. Традиции русской литературы в творчестве И. А. Бунина:
    — внимание к внутреннему миру отдельного человека («маленький человек»); патриотизм (внимание к проблемам русской жизни; «скрытая теплота патриотизма» — Толстой; любовь к родной природе); внимание к деталям, психологизм.
    2. Общечеловеческие идеалы в преломлении И. А. Бунина. Главные темы его творчества:
    — Родина,
    — любовь,
    — смерть.
    2.1. Изображение России как основы жизни:
    а) элегическое описание уходящей дворянской и крестьянской культуры в «Антоновских яблоках»:
    — ностальгическая грусть по прошлому; неразрывная связь прошлого и настоящего, человека и родной природы, лиризм описаний; воспоминания как непреходящие ценности человека.
    б) размышления о России в повести «Деревня»:
    — попытка определить источник трагических перемен в деревне и во всей России (деревня как модель России); «критический» патриотизм — изображение антиидеала (страшные картины нищеты, бескультурья, алчности, жестокости, равнодушия) с целью утверждения идеала. Отсутствие идеализации русского народа. «Сквозь поруганную, оскверненную человечность опять светится оправдание добра, и опять склоняешься перед святыней души» (Ю. Айхенвальд). Авторская позиция: «не злорадно, а страдальчески изображает русскую нищету (…) с печалью оглядывается на изжитую пору нашей истории, на все эти разорившиеся дворянские гнезда» (Ю. Айхенвальд).
    в) боль за гибнущую Россию в «Окаянных днях»; свежесть воспоминаний о России в эмиграции.
    2.2. Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей:
    — любовь как «некий высший напряженный момент бытия». «Жизнь человека вся под властью женщины» (И. А. Бунин). Обреченность любящего человека на одиночество, которое не отменяет, а лишь усиливает ценность любви. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». (И. А. Бунин) — пафос цикла «Темные аллеи». Примеры из 2—3 рассказов.
    2.3. Смерть как итог, проявляющий жизнь, обостряющий ценность жизни, расставляющий все по своим местам. «Господин из Сан-Франциско»:
    — ценности героя — упоение его своим богатством и властью, смерть героя как разоблачение его мнимых ценностей. Утверждение вечных ценностей в образах Лоренцо и абруццких горцев. Символичность названия и деталей, углубляющая философский смысл произведения.
    III. Заключение
    Особенности стиля Бунина, позволяющие почувствовать истинность вечных ценностей: прекрасный язык, образность, отсутствие назидательности, живописность, тонкий психологизм, сила воображения, свежесть памяти.
    Рекомендация для учителя:
    В качестве домашнего задания можно подготовить тезисные планы сочинений (темы дать заранее) и обсудить их на консультации. Объем введения и заключения вместе не должен превышать одной трети объема сочинения. На сочинении в классе допустимо пользоваться конспектами лекций (что стимулирует эту работу в классе), текстами произведений и словарями. Тезисные планы объемных по материалу сочинений можно варьировать, сокращать. На сочинениях в классе учиться рассчитывать время работы. Поощрять собственные суждения, мысли, находки учеников. Зачитывать в классе при анализе сочинений не только лучшие, но и слабые работы, не называя фамилии ученика. Вместе с учениками разбирать ошибки, работать над стилем, умением находить логические, фактические, грамматические, речевые ошибки и исправлять их. Каждому ученику рекомендуется в тетради выписывать и исправлять прежде всего собственные ошибки. Нал исправлением орфографических ошибок работать индивидуально и на консультациях.
    Домашнее задание
    Прочитать несколько рассказов А. Т. Аверченко (по выбору).
    Индивидуальное задание: подготовить доклад или реферат по политической сатире Аверченко.

  6. СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ И. А. БУНИНА И А. И. КУПРИНА
    И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, находят его новые грани и проявления, но мы можем найти и общие черты. Встречаем у обоих авторов и всепоглощающую, глубокую и чистую любовь, и любовь слабую, которая не может противостоять ударам судьбы и социальному неравенству.
    Например, в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» мы читаем о верной, горячей любви на всю жизнь – любви Надежды. Но любовь ее безответная. Она любила Николая Алексеевича всю жизнь; из-за этой любви не вышла замуж, не простила ему того, что ее бросил («Простить я вас никогда не могла»). А у Николая Алексеевича тоже была любовь, но это любовь забвения. Он забыл Надежду и ее чистое глубокое чувство. Он говорит: «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?» Но тут же размышляет: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Герои расстались не только из-за социального конфликта, здесь есть еще и психологическая разница: у Надежды сильный характер, горячее сердце, а у Николая Алексеевича характер мягкий, слабый, нерешительный. В этом конфликте заключается трагедия рассказа.
    С совсем другой ситуацией мы сталкиваемся в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Генерал Аносов в нем спрашивает Веру: «А где любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Для героя его собственный вопрос является риторическим. Но Вера столкнулась с такой любовью. «Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В данном произведении любовь трагична, она непрерывно связана со смертью. В своей исповеди Желтков пишет: «Остается только одно – смерть». Предчувствие этой трагедии посетило Веру, когда она рассматривала подаренный Желтковым гранатовый браслет. «Точно кровь!» – подумала она.
    В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы опять встречаемся с темой любви, хотя она в данном произведении не является главной. Автор показывает еще некоторые ее стороны. С этим светлым чувством мы столкнемся на страницах, в которых рассказывается о чувстве дочери главного героя к заграничному принцу. Но у любви есть и другие, отталкивающие, стороны: «…была изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья…только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги…». Но ведь это же насмешка над самым великим и чистым чувством человека! Но, оказывается, есть в нашей жизни и такое.
    Очень красиво А. И. Куприн описывает любовь двух молодых людей в рассказе «Олеся». Чтобы создать яркую картину любви полесской колдуньи Олеси и русского интеллигента Ивана Тимофеевича, автор окружает героев ореолом таинственного полесского леса и природы в целом. Олеся – представительница любимых Куприным «естественных людей», «детей природы», не испорченных цивилизацией, способных на полноту чувств. Девушка выросла в лесу, она любит и понимает природу, у нее чуткое, проницательное сердце, острый ум, добрая душа. Но самое главное в ней то, что любит она всем сердцем, искренне, глубоко, нежно и заботливо. Во имя любви она способна на большие жертвы. Девушка пошла на физические и моральные муки, выполнила абсурдное желание своего любимого, хотя знала, чем это закончится.
    В любовь двух молодых людей вмешалось не только суеверие и необразованность жителей деревни. Их любовь была обречена, потому что между характерами героев существует огромная разница: у Олеси чуткое, горячее сердце, способное на подвиг во имя любви. А у Ивана Тимофеевича сердце ленивое, холодное, глухое ко всему окружающему. Он «не послушался тогда смутного влечения сердца», не остановил свою любимую, и все закончилось трагедией.
    В каждом произведении мы находим все новые и новые стороны самого прекрасного из человеческих чувств – чувства любви. Произведения И. А. Бунина и А. И. Куприна открыли новые грани этого непонятного и прекрасного чувства. Они оба пишут о несчастной любви, рушащейся из-за превратностей судьбы, социального неравенства или самих героев.

  7. И.А. Бунин – один из больших мастеров психологической прозы. В произведениях этого писателя тонко переданы особенности человеческих чувств и эмоций, глубоко раскрыт внутренний мир человека.
    Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» перед нами возникает бездушный персонаж из буржуазного мира, полностью уверенный в своем превосходстве над всем и всеми.
    Бунин рассказывает о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие: «…ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения».
    Все учтено и продумано этим героем так, что не оставлено никакого места для случайностей. Для путешествия господин выбирает знаменитый пароход с символическим названием «Атлантида», которое усиливает ощущение приближающейся катастрофы. И действительно – вскоре план героя начинает рушиться.
    Главный «виновник» раздражения богатого туриста – неподвластная ему капризная природа. Именно она, как олицетворение Вселенной, неподвластной ни одному, даже самому богатому, человеку, заставляет господина («утреннее солнце каждый день обманывало») отправиться из Неаполя на Капри.
    А вскоре и вовсе происходит то, чего господин никак не мог ожидать и уж точно не планировал, – его внезапная и «нелогичная» смерть: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом – и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».
    Таким образом, рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» мастерски раскрывает пустой и бездушный мир самоуверенного человека, потратившего жизнь на бессмысленное накопительство, упустившего самое главное – любовь, теплые чувства к другим людям, эмоции.
    А это Бунин действительно считал самым главным в жизни любого человека. Глубоко и подробно писатель исследовал чувство любви между мужчиной и женщиной. В трактовке Бунина, любовь – это величайшее счастье, которое очень кратковременно и почти всегда трагично. Об этом повествует, например, рассказ Бунина «Кавказ». В нем героиня и герой решились убежать от мужа женщины. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в своей жизни, лучшие дни своего романа.
    Кавказский пейзаж в произведении резко контрастирует с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастирует и душевное состояние героев. Здесь, на Кавказе, они были вместе – на фоне солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте». Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву – к привычной и постылой жизни.
    Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» один – это тот человек, который любил героиню. Именно ему отданы финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».
    Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить.
    Рассказ «Холодная осень» тоже описывает чувства людей, сильно любивших, но потерявших друг друга и свое счастье.
    Большая часть рассказа посвящена описанию последнего свидания героев, пронизанного щемящей смесью любви и тоски разлуки, потери. Это противоречивое чувство хорошо передал герой рассказа: «Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя…»
    Именно в этот вечер героиня «Холодной осени» поняла, что не вынесет потери своего любимого. Если он умрет, то погибнет и она: «Я не переживу твоей смерти!» А через месяц молодой человек погиб, унеся с собой не только сердце героини, но и всю ее жизнь, все то, что ей было дорого и близко.
    Таким образом, я считаю И.А. Бунина большим мастером изображения мира человеческих чувств. В его произведениях подробно, точно и тонко переданы все нюансы жизни человеческой души, подробно рассказано о том, как человек переживает то или иное чувство, как эти переживания отражаются на его жизни, что они дают каждому из нас. Именно поэтому, на мой взгляд, чтение произведений Бунина обогащает внутренний мир человека, помогает пониманию себя и окружающих людей.

  8. Каждая любовь по-своему прекрасна и неповторима. Я думаю, что в русской литературе настоящими экспертами в любовной теме можно назвать И. А. Бунина и А. И. Куприна. Ведь так, как писали о чудесном чувстве эти писатели, не писал и, наверное, не напишет никто.
    И. Бунин сравнивает любовь с трагедией и одновременно с самым прекрасным чувством, которое в один момент может и возвысить, и уничтожить человека. Мои любимые рассказы: «Солнечный удар», «Холодная осень», «Грамматика любви», «Митина любовь». Многие произведения писателя рассказывают о любви, которая приходит внезапно. Чувства настолько страстные и сладкие, что просто не могут длиться долго. Это мимолетное видение, которое оставляет после себя послевкусие на всю жизнь.
    Для А. Куприна любовь является всепоглощающим чувством, которое не переживает соприкосновения с жизнью. Настоящие чувства могут существовать на расстоянии, они даже не обязательно должны быть взаимными. Во многих своих произведениях писатель подчеркивает, что любовь сильнее смерти. Прочитав рассказ «Гранатовый браслет», с этим нельзя не согласиться.
    Многие любовные истории у Бунина и Куприна заканчиваются достаточно трагично, но это лишь подчеркивает, что в отличие от жизни, любовь вечна. И, несмотря на весь трагизм настоящей любви, которая чаще всего является разрушительной силой, это самое ценное, что может иметь человек. Писатели, как психологи, очень точно описывают поведение влюбленного человека. Я считаю, что каждый человек должен обязательно познакомиться с творчеством этих двух писателей. Произведения И. А. Бунина и А. И. Куприна позволяют понять, какая она – настоящая любовь.

  9. Во все времена поэты и писатели обращались к теме любви, потому что именно умение любить является основным достоинством человечества. Но все же, я думаю, никто так не умел говорить об этом чудесном чувстве, как Куприн и Бунин. Читая произведения этих писателей, чаще всего приходишь к мысли о том, насколько любовь сложна и многогранна.
    Я думаю, что жизнь героев Куприна и Бунина полна условностей, подчинена расчету, непонятным амбициям, и все настолько фальшиво, что порой сложно разглядеть истинные чувства и мысли. И это, на мой взгляд, основная проблема, которой касаются писатели. Однако есть что-то жизнеутверждающее и прекрасное во всех рассказах Куприна и Бунина, посвященных любви.
    Главные герои умеют любить по-настоящему, что случается очень редко в жизни людей. Именно это чувство помогает героям вырваться из круга обыденного, скучного, пошлого. Возможно, вырваться всего лишь на миг, даже заплатив за это счастье собственной жизнью, но все же познать и пережить чувство, которое недоступно многим людям.
    Я думаю, что И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях о любви прибегают чаще всего к контрасту, противопоставлению любящих, поскольку это слишком разные люди, как в духовном, в моральном плане, так и в социальном положении.
    В рассказах и повестях Куприна и Бунина можно выделить поразительную точность в описании бытовых подробностей, воссоздание жизни во всех мелочах. Так, подпоручик Ромашов у Куприна думает о себе в третьем лице, что делает его в собственных глазах намного значительнее. В «Легком дыхании» Бунин прибегает к такой детали, как дневник Оли Мещерской, который придает большую правдивость этой истории.
    На мой взгляд, все же писатели немного по-разному понимают, какова истинная любовь. Для Куприна это чувство всегда трагично, настоящая любовь не может быть счастливой до конца, это всегда страдание и боль. По Куприну, любви нужно отдаваться без остатка, испытывать постоянные мучения и чувство счастья одновременно. Для него любовь – идеал, поэтому обыденность и это чувство несовместимы, отсюда вся трагичность судьбы героев. Так чистый и добрый Ромашов жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Трагична и рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Желтков умирает без жалоб, без упреков, произнося: «Да святится имя Твое». Суламифь из одноименного рассказа, несмотря на все страдания, благодарит царя Соломона за подаренное ей счастье.
    Тема красоты и любви в творчестве Бунина представлена очень сложными и порой противоречивыми ситуациями. Любовь для него – сумасшествие, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое очень быстро обрывается, и только потом осознается и понимается. Именно такова встреча поручика с прекрасной незнакомкой в «Солнечном ударе». Это был миг счастья, который нельзя вернуть, воскресить. Когда она уезжает, поручик сидит «под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», ибо это чувство внезапно возникло и внезапно исчезло, оставив в душе глубокую рану, но все же это было счастье.
    Удивительная также встреча людей, которые любили друг друга много лет назад в «Темных аллеях». Надежда через всю жизнь пронесла это чувство, так и не смогла выйти замуж и жить другой, новой жизнью: «Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять». Люди прошли мимо друг друга, а любовь жива, несмотря на прошедшие годы. Да, конечно, жизнь не сложилась ни у Надежды, ни у Николая Алексеевича, однако, по-другому и не могло быть: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?! Это было невозможно. Он, «закрывая глаза, качал головой».
    На мой взгляд, любовь по Бунину реалистична, она не идеальна, но все же прекрасна. Она познается не многими, а лишь людьми чувственными. Я думаю, что Куприн и Бунин верили, что любовь возникает в жизни только сильных людей, которые умеют жертвовать собой. .

  10. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях Бунина и Куприна
    И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, находят его новые грани и проявления, но мы можем найти и общие черты. У обоих авторов встречается и всепоглощающая, глубокая и чистая любовь, и любовь слабая, которая не может противостоять поворотам судьбы и социальному неравенству.
    Например, в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» мы читаем о верной, горячей любви на всю жизнь – любви Надежды. Но любовь ее безответная. Она любила Николая Алексеевича всю жизнь; из-за этой любви не вышла замуж, не простила ему того, что ее бросил («Простить я вас никогда не могла»). А у Николая Алексеевича тоже была любовь, но это любовь забвения. Он забыл Надежду и ее чистое глубокое чувство. Он говорит: «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?» Но тут же размышляет: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Герои расстались не только из-за социального конфликта, здесь есть еще и психологическая разница: у Надежды сильный характер, горячее сердце, а у Николая Алексеевича характер мягкий, слабый, нерешительный. В этом эпизоде и заключается трагичность рассказа.
    С совсем другой ситуацией мы сталкиваемся в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Генерал Аносов в нем спрашивает Веру: «А где любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Для героя его собственный вопрос является риторическим. Но Вера столкнулась с такой любовью. «Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В данном произведении любовь трагична, она непрерывно связана со смертью. В своей исповеди Желтков пишет: «Остается только одно – смерть». Предчувствие этой трагедии посетило Веру, когда она рассматривала подаренный Желтковым гранатовый браслет. «Точно кровь!» – подумала она.
    В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы опять встречаемся с темой любви, хотя она в данном произведении не является главной. Автор показывает еще некоторые ее стороны. С этим светлым чувством мы столкнемся на страницах, в которых рассказывается о чувстве дочери главного героя к заграничному принцу. Но у любви есть и другие, отталкивающие, стороны: «…была изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья…только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги…». Но ведь это же насмешка над самым великим и чистым чувством человека! Но, оказывается, есть в нашей жизни и такое.
    Очень красиво А. И. Куприн описывает любовь двух молодых людей в рассказе «Олеся». Чтобы создать яркую картину любви полесской колдуньи Олеси и русского интеллигента Ивана Тимофеевича, автор окружает героев таинственностью полесского леса и природы в целом. Олеся – представительница любимых Куприным «естественных людей», «детей природы», не испорченных цивилизацией, способных на полноту чувств. Девушка выросла в лесу, она любит и понимает природу, у нее чуткое сердце, острый ум, добрая душа. Но самое главное в ней то, что любит она всем сердцем, искренне, глубоко, нежно и заботливо. Во имя любви она способна на большие жертвы. Девушка пошла на физические и моральные муки, выполнила абсурдное желание своего любимого, хотя предполагала, чем это закончится.
    В любовь двух молодых людей вмешалось не только суеверие и необразованность жителей деревни. Их любовь была обречена, потому что между характерами героев существует огромная разница: у Олеси чуткое, горячее сердце, способное на подвиг во имя любви. А у Ивана Тимофеевича сердце ленивое, холодное, глухое ко всему окружающему. Он «не послушался тогда смутного влечения сердца», не остановил свою любимую, и все закончилось трагично.
    В каждом произведении мы находим все новые и новые стороны самого прекрасного из человеческих чувств – чувства любви. Произведения И. А. Бунина и А. И. Куприна открыли новые грани этого непонятного, но в тоже время прекрасного чувства. Они оба пишут о несчастной любви, рушащейся из-за неожиданностей судьбы, социального неравенства или характеров самих героев.

  11. Многих писателей в русской литературе волновали вопросы любви. Эта тема ярко освещена была на страницах известных произведений. Не исключением стали Бунин и Куприн.
    Куприна с особой точностью можно назвать мастером любовной темы, так как в своем творчестве возвышенные чувства он осветил в 3-х своих работах. Одним из самых знаменитых произведений стал «Гранатовый браслет», где читатель может понять проблему трагической  любви «маленького человека». 8 лет безответственной любви простого телеграфиста к светской даме показывают нам всю трагичность этих чувств. Все его письма, посланные женщине, стали предметом насмешек и издевательств состоятельных людей. Вера Николаевна также не воспринимает серьезно эти чувства. Но особо негодует ее брат, когда узнает, что этот недостойный княгини простолюдин дарит ей гранатовый браслет.
    Окружающие считают любовь телеграфиста ненормальной, однако старый генерал Аносов считает подарком судьбы такие чувства для женщины.  Молодой человек, не выдержав жестокости и оскорблений со стороны людей,  погибает, так и не дождавшись ответных чувств. Мы видим, что писатель рассматривает любовь здесь как чисто нравственно-психологическое чувство. Словами генерала Аносова любовные чувства могут быть тайными и никакие  компромиссы не могут их нарушить. Любовь,  по мнению писателя должна строиться на взаимных и доверительных отношениях. Не менее яркой работой явилась его повесть « Олеся», где Куприн показал жестокий мир капиталистического общества с его пороками. Любовь дворянина с простой девушкой из глуши так же заканчивается на печальной ноте. Их отношения невозможны.  Великое  чувство любви воспето еще в одной повести «Суламифь».

  12. И. А. Бунин – один из больших мастеров психологической прозы. В произведениях этого писателя тонко переданы особенности человеческих чувств и эмоций, глубоко раскрыт внутренний мир человека.
    Так, в рассказе “Господин из Сан-Франциско” перед нами возникает бездушный персонаж из буржуазного мира, полностью уверенный в своем превосходстве над всем и всеми.
    Бунин рассказывает о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное “удовольствиями” путешествие: “…ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения”.
    Все учтено и продумано этим героем так, что не оставлено никакого места для случайностей. Для путешествия господин выбирает знаменитый пароход с символическим названием “Атлантида”, которое усиливает ощущение приближающейся катастрофы. И действительно – вскоре план героя начинает рушиться.
    Главный “виновник” раздражения богатого туриста – неподвластная ему капризная природа. Именно она, как олицетворение Вселенной, неподвластной ни одному, даже самому богатому, человеку, заставляет господина (“утреннее солнце каждый день обманывало”) отправиться из Неаполя на Капри.
    А вскоре и вовсе происходит то, чего господин никак не мог ожидать и уж точно не планировал, – его внезапная и “нелогичная” смерть: “Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом – и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то”.
    Таким образом, рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” мастерски раскрывает пустой и бездушный мир самоуверенного человека, потратившего жизнь на бессмысленное накопительство, упустившего самое главное – любовь, теплые чувства к другим людям, эмоции.
    А это Бунин действительно считал самым главным в жизни любого человека. Глубоко и подробно писатель исследовал чувство любви между мужчиной и женщиной. В трактовке Бунина, любовь – это величайшее счастье, которое очень кратковременно и почти всегда трагично. Об этом повествует, например, рассказ Бунина “Кавказ”. В нем героиня и герой решились убежать от мужа женщины. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в своей жизни, лучшие дни своего романа.
    Кавказский пейзаж в произведении резко контрастирует с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастирует и душевное состояние героев. Здесь, на Кавказе, они были вместе – на фоне солнечного, яркого, экзотического пейзажа: “Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте”. Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву – к привычной и постылой жизни.
    Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой “Кавказа” один – это тот человек, который любил героиню. Именно ему отданы финальные строки рассказа: “Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов”.
    Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить.
    Рассказ “Холодная осень” тоже описывает чувства людей, сильно любивших, но потерявших друг друга и свое счастье.
    Большая часть рассказа посвящена описанию последнего свидания героев, пронизанного щемящей смесью любви и тоски разлуки, потери. Это противоречивое чувство хорошо передал герой рассказа: “Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя … ”
    Именно в этот вечер героиня “Холодной осени” поняла, что не вынесет потери своего любимого. Если он умрет, то погибнет и она: “Я не переживу твоей смерти!” А через месяц молодой человек погиб, унеся с собой не только сердце героини, но и всю ее жизнь, все то, что ей было дорого и близко.
    Таким образом, я считаю И. А. Бунина большим мастером изображения мира человеческих чувств. В его произведениях подробно, точно и тонко переданы все нюансы жизни человеческой души, подробно рассказано о том, как человек переживает то или иное чувство, как эти переживания отражаются на его жизни, что они дают каждому из нас. Именно поэтому, на мой взгляд, чтение произведений Бунина обогащает внутренний мир человека, помогает пониманию себя и окружающих людей.

  13. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях Бунина и Куприна
    И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, находят его новые грани и проявления, но мы можем найти и общие черты. У обоих авторов встречается и всепоглощающая, глубокая и чистая любовь, и любовь слабая, которая не может противостоять поворотам судьбы и социальному неравенству.
    Например, в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» мы читаем о верной, горячей любви на всю жизнь – любви Надежды. Но любовь ее безответная. Она любила Николая Алексеевича всю жизнь; из-за этой любви не вышла замуж, не простила ему того, что ее бросил («Простить я вас никогда не могла»). А у Николая Алексеевича тоже была любовь, но это любовь забвения. Он забыл Надежду и ее чистое глубокое чувство. Он говорит: «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?» Но тут же размышляет: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Герои расстались не только из-за социального конфликта, здесь есть еще и психологическая разница: у Надежды сильный характер, горячее сердце, а у Николая Алексеевича характер мягкий, слабый, нерешительный. В этом эпизоде и заключается трагичность рассказа.
    С совсем другой ситуацией мы сталкиваемся в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Генерал Аносов в нем спрашивает Веру: «А где любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Для героя его собственный вопрос является риторическим. Но Вера столкнулась с такой любовью. «Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В данном произведении любовь трагична, она непрерывно связана со смертью. В своей исповеди Желтков пишет: «Остается только одно – смерть». Предчувствие этой трагедии посетило Веру, когда она рассматривала подаренный Желтковым гранатовый браслет. «Точно кровь!» – подумала она.
    В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы опять встречаемся с темой любви, хотя она в данном произведении не является главной. Автор показывает еще некоторые ее стороны. С этим светлым чувством мы столкнемся на страницах, в которых рассказывается о чувстве дочери главного героя к заграничному принцу. Но у любви есть и другие, отталкивающие, стороны: «…была изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья…только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги…». Но ведь это же насмешка над самым великим и чистым чувством человека! Но, оказывается, есть в нашей жизни и такое.
    Очень красиво А. И. Куприн описывает любовь двух молодых людей в рассказе «Олеся». Чтобы создать яркую картину любви полесской колдуньи Олеси и русского интеллигента Ивана Тимофеевича, автор окружает героев таинственностью полесского леса и природы в целом. Олеся – представительница любимых Куприным «естественных людей», «детей природы», не испорченных цивилизацией, способных на полноту чувств. Девушка выросла в лесу, она любит и понимает природу, у нее чуткое сердце, острый ум, добрая душа. Но самое главное в ней то, что любит она всем сердцем, искренне, глубоко, нежно и заботливо. Во имя любви она способна на большие жертвы. Девушка пошла на физические и моральные муки, выполнила абсурдное желание своего любимого, хотя предполагала, чем это закончится.
    В любовь двух молодых людей вмешалось не только суеверие и необразованность жителей деревни. Их любовь была обречена, потому что между характерами героев существует огромная разница: у Олеси чуткое, горячее сердце, способное на подвиг во имя любви. А у Ивана Тимофеевича сердце ленивое, холодное, глухое ко всему окружающему. Он «не послушался тогда смутного влечения сердца», не остановил свою любимую, и все закончилось трагично.
    В каждом произведении мы находим все новые и новые стороны самого прекрасного из человеческих чувств – чувства любви. Произведения И. А. Бунина и А. И. Куприна открыли новые грани этого непонятного, но в тоже время прекрасного чувства. Они оба пишут о несчастной любви, рушащейся из-за неожиданностей судьбы, социального неравенства или характеров самих героев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *