Сочинение на тему мир глазами географа 4 класс

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Очень Приятно Царь

    Что такое география? Это наука о нашей планете Земля. О ее строении, особенностях. Само слово «география» означает «пишу о Земле», «описываю Землю».
    География изучает почву и воду, воздух и на Земле. Географ знает, как устроены морские глубины, и что происходит глубоко под покровом земли.
    Еще географ знает, чем отличается природа в разных странах и уголках мира. Ведь она в разных местностях может быть совсем разной. В одном месте – ледяная пустыня, а в другом – жаркие джунгли.
    В науке географу помогают
    карта и глобус. Глобус – это маленькая модель самой планеты. На ней отмечено все, что на Земле есть. Синим или голубым цветом – океаны, моря и реки. Зеленым – леса. Желтым цветом – пустыни и степи, а белым – ледники.
    Очень похожим образом наш мир нарисован и на картах. Карта – это уменьшенная схема местности.
    На картах рисуют не все детали, не все, что есть на местности. Но всегда там рисуют основные детали, которые могут пригодиться человеку, быть для него важны. Каждая деталь имеет на картах свой
    условный значок.
    Если на карте значками показаны вершины – значит, на этом месте горы. Если условно проведены линии дорог – значит, в реальном мире на этом месте пролегают пути, железнодорожные или австострады.
    Бывают и глобусы, в которых каждая страна мира раскрашена в свой особый цвет. Такой глобус показывает нам каждую страну отдельно. И на каждой точками и кружочками обозначены самые большие города страны. И конечно, столица страны. А всего на нашей планете 180 стран. И хороший географ знает их все.

  2. Подготовку сообщения “Мир глазами географа” следует начать с составления плана такого сообщения.
    Пример плана сообщения “Мир глазами географа”
    Кто такой географ и что это за наука – география
    С чем работает географ
    Как представляет себе мир географ
    Основные географические понятия.
    Примеры готовых сообщений на тему “Мир глазами географа” можно посмотреть в этом вопросе.
    Пример краткого сообщения на тему “Мир глазами географа”:
    Географ -это человек, который занимается наукой География, то есть наукой, которая изучает землю. География – это землеописание, она имеет дело с картами, с различными географическими объектами, которые мы можем обнаружить на картах.
    Поэтому для географа мир – это прежде всего карта или глобус. Географ может путешествовать по всему миру просто не выходя из комнаты, а изучая карту. Он видит материки и океаны, он находит острова и горные системы, он читает по карте какой климат в том или ином регионе, какая там природа, какие страны там расположены и какие животные обитают.
    По картам можно получить очень подробную информацию об окружающем нас мире.
    Ну а оформить сообщение “Мир глазами географа” можно плакатами, на которых показана карта Земли, расшифровано понятие География, или показан географ за работой:

  3. Урок окружающего мира
    4 класс
    УМК «Школа России»
    Григорьева Маргарита Ивановна,
    учитель начальных классов
    МАОУСОШ № 8 г.Старая Русса
    Тема урока: Мир глазами географа.
    Цель урока: формирование общего представления о географии как науке.
    Задачи урока:
    познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, – географией;
    сформировать представление о глобусе и географической карте. закрепить умение работать с картой и глобусом;
    развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
    Оборудование:
    Глобусы; физическая карта; карта полушарий; слайды; атласы.
    Ход урока
    I.        Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
    –        Я рада вновь встрече с вами, мои юные друзья! Сегодня мы
    посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.
    II.        Проверка домашнего задания
    Но сначала мы узнаем, как вы потрудились дома.
    Объясните слова астронома: «Звездное небо – великая книга природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса»
    Показ слайда «Галактика Млечный Путь».
    Возможные ответы учащихся: «Когда смотришь на звездное небо в ,ясную ночь, это так красиво!» «Звезды похожи на драгоценные камни». «На небе можно найти созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы и Полярную звезду». «Я думаю, сокровища космоса – это все небесные тела». «А мне представляется, как далеко в космосе находятся звезды, какие они разные по размеру и цвету, и хочется больше узнать о них»… и т.д.
    –        А как наблюдать звездное небо?
    Чтение памяток, составленных детьми.
    Индивидуальная работа «Как называются эти созвездия и звезды?»
    Ответы: 1 – Большой Пес, Сириус; 2 – Малая Медведица, Полярная звезда; 3 – Волопас, Арктур; 4 – Большая Медведица.
    Тест «Звездное небо»
    –        Выбери верное утверждение:
    1.        Галактика, в которой мы живем, называется …
    а)        Туманность Андромеды;
    б)        Большое Магелланово облако;
    в)        Млечный путь.
    2.        Звезда-это …
    а)        раскаленный газовый шар;
    б)        холодный шар, состоящий из твердых веществ.
    3.        Созвездия – это …
    а)        группы звезд, изменяющие свои очертания;
    б)        группы звезд, не изменяющие свои очертания.
    4.        Звезда Сириус находится в созвездии …
    а) Скорпион;                б) Большая Медведица;
    в)        Большой Пес;        г) Телец.
    5.        Полярная звезда всегда находится на …
    а) юге;            б) севере;
    в) западе;        г) востоке.
    6.        Самые яркие звезды имеют … цвет:
    а) красный;                    б) желтый;,
    в) голубой;                    г) белый.
    Ответы к тесту: 1 в), 2 а), 3 б), 4 в), 5 б), 6 в).
    III. Работа над новой темой
    На доске – фотография «Галактика Млечный Путь».
    –        Мы с вами – жители галактики Млечный Путь, вот здесь находится наш дом – планета Земля.
    Показ фотографии «Земля с борта космического корабля».
    –         Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов.
    Запись на доске: «Мир глазами географа».
    Запишите тему в своих тетрадях. Нам предстоит выяснить, что такое география. Ведь вы не раз слышали это слово. Предлагаю вам объяснить. (Я думаю, география – это наука о Земле?)
    Прочитайте, что об этом говорится на стр. 22 нашего учебника. Что же такое география? (Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» – Земля и «графо» – пишу.)
    Хотелось бы добавить, что «ге» – это сокращение от «Гея» -так звали греческую богиню Земли. А как толкует слово «география» С.И. Ожегов?
    Работа со словарем:
    География – комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.
    Кто такие географы? (Географ – специалист по географии.)
    Что изучает география? Об этом нам расскажет наш незаменимый помощник – учебник (стр. 22, 23). Что же нам может объяснить современная география? (География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других – жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.)
    Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? (Это глобус и географическая карта.)
    На ваших столах стоят маленькие модели планеты Земля, давайте познакомимся с ними поближе. Рассказать о глобусе вам поможет этот вопросник.
    Вопросник лежит на каждом столе:
    Какую форму имеет глобус? (Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого.)
    Какую он имеет окраску? Почему? (На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий — вода, желтый, коричневый, зеленый — суша, белый – лед.)
    Почему глобус называют «мяч в сетке»? (Глобус покрыт линиями, будто сеткой.)
    Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? (При вращении на месте остаются полюса: северный и южный)
    Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? (Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки.)
    Как называют «главный пояс Земли»? («Главный пояс земли» -экватор.)
    Что вы скажете о вертикальных линиях? (Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.)
    Работа ведется в парах.
    –   Ваши ответы должны  быть  четкими, говорим только о главном.
    Молодцы! Прекрасно поработали, а сейчас предлагаю в тетради выполнить  рисунок:
    Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга? (Линии расположены параллельно.)
    Как их можно назвать? (Параллели.)
    –        Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько
    океанов на земном шаре? Назовите. (Четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.)
    –        Что вы можете сказать о материках? (Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка,
    Южная Америка.)
    Глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на стр. 24 вашего учебника.
    Кто был создателем первого глобуса? (Немецкий географ Мартин Бехайм.)
    Когда это было? И как он назвал свое творение? (Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко».)
    Чем глобус Бехайма отличается от современного? (На нем не было Северной и Южной Америк, они не были открыты.)
    По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте
    отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? (Глобусом в путешествии пользоваться неудобно.)
    Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)
    Какими видами географических карт вы уже пользовались? (Физическая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта.)
    А кто нам скажет, что такое «географическая карта»? (Географическая карта – это изображение Земли на бумаге.)
    Точнее можно сказать так:
    Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.
    Запишем данное определение в тетрадь. Предлагаю вам сравнить глобус и карту полушарий. Что между ними общего? (На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.)
    А в чем их различие? (Глобус – это целый шар, а на карте две половинки.)
    Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Какие полушария вы видите на карте? (Западное полушарие и Восточное полушарие.)
    Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте. Дома сравните масштабы карт полушарий в учебнике (стр. 26, 27) и в атласе. Напишите сочинение на тему «Какой я представляю Землю, глядя на глобус (географическую карту)».
    IV. Физкультминутка «Музыкально-танцевальная пауза»
    Звучит музыка из художественного фильма «Кавказская пленница»: «Где-то на белом свете…».
    V. Закрепление
    Дополните рисунок, подписав названия линий (работа в группах):
    –        Соберите полушарие. Назовите географические объекты.
    Детям выдается восточное полушарие, разрезанное по экватору и по меридианам.
    –        Восстановите рассказ:
    Модель Земли называют …. А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют …. Существует много видов географических карт. Это … . На физической карте синим цветом обозначена …, коричневым, желтым, зелены -…, белым – … . Каждая карта имеет свой …. Если работаешь у настенной карты, стой …, когда держишь указку в правой руке, и …, когда указка в левой.
    Далее выполняется задание «Подумай» на стр. 28.
    VI. Итоги урока
    Подведение итогов работы. Выставление оценок.
    Домашнее задание
    Стр. 22-29.
    Ответить на вопросы «Проверь себя».
    Выполнить задания 1, 2.
    Литература:
    Мир вокруг нас: учеб. для 4 кл. нач.шк./А.А. Плешаков. – М.: Просвещение.
    Браун Л. А. История географических карт. — М., Центрополиграф, 2006
    http://www.uadream.com
    http://www.world-map.ru

  4. Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс Тип урока: комбинированный
    Цель
    — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;
    Характеристика деятельности учащихся
    Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
    Сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте полушарий, обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества, составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий, извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.
    Работать с терминологическим словариком.
    Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
    Планируемые результаты
    Предметные ( знать, уметь)
    Знать понятие о географии и географических объектах, историю создания карт в мире и в России, глобус как модель Земли, элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба), материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.
    Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
    П. – ставить и формулировать проблемы, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
    Р. – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
    К. – формулировать собственное мнение и позицию и координировать е? с позициями портн?ров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задавать вопросы, обращаться за помощью.
    Личностные результаты
    Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные мотивы.
    Основные понятия и определения
    География. Географи­ческие объекты. Глобус. Карта
    Подготовка к усвоению нового материала
    Узнаем, что изучает наука география. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения географа, использовать глобус и карту для по­лучения информации о Земле.
    Вспомни, что такое глобус и карта. Подумай, для чего нужно уметь ими пользоваться.
    Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, го­рода, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.
    Изучение нового материала
    География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка озна­чает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» — Земля и «графо» — пишу. Геогра­фия очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет ис­следовали и описывали нашу планету.
    ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ
    С точки зрения географа, мир — это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов. География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.
    Хотя название науки переводится как «земле­описание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах пла­неты круглый год лежит снег, а в других рас­тут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других — добыча нефти…
    Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.
    По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географи­ческих объектов — материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.
    Современные географические карты очень раз­нообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних кар­тах показана поверхность всей Земли, а на дру­гих — только какая-нибудь её часть.
    Осмысление и понимание полученных знаний
    1.Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физиче­ской карте, на политической карте?
    2.Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём разли­чие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
    3.Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
    4.Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
    5.С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее поль­зоваться
    Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара — по­лушария, западное и восточное. Как будто гло­бус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.
    Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое рас­стояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.
    Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах
    Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она назы­валась «Большой чертёж». На ней было показа­но 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К со­жалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием — «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.
    Обсудим!
    Один географ написал такие слова: «Несомнен­но, карты принадлежат к великим творениям че­ловеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
    Проверь себя
    1.Что изучает география? 2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
    3.Что тебе известно об истории создания гло­буса и географических карт? 4. Докажи на при­мерах, что современные географические карты очень разнообразны.
    Вывод
    География изучает природу земной поверхно­сти, население и его хозяйственную деятель­ность. В географии широко используются глобус и географическая карта, которые по праву считаются одним из самых замеча­тельных изобретений человечества.
    Мир глазами географа -1

  5. Мир глазами географа
    География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка означает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» — Земля и «графо» — пишу. География очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет исследовали и описывали нашу планету.
    Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.
    Что изучает география
    С точки зрения географа, мир — это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов.
    География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.
    Хотя название науки переводится как «землеописание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах планеты круглый год лежит снег, а в других растут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других — добыча нефти…
    Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.
    По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географических объектов — материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.
    Современные географические карты очень разнообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних картах показана поверхность всей Земли, а на других — только какая-нибудь её часть.
    Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
    Сравните глобус и карту полушарий. В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
    Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
    Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
    С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?
    Карта полушарий
    Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара — полушария, западное и восточное. Как будто глобус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.
    Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.
    Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.
    Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она называлась «Большой чертёж». На ней было показано 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К сожалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием — «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.
    Обсудим!
    Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
    Проверь себя
    Что изучает география?
    Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
    Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
    Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

  6. Мир глазами географа
    География — одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого языка означает «землеописание». Оно образовалось из двух слов: «ге» — Земля и «графо» — пишу. География очень древняя наука. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет исследовали и описывали нашу планету.
    Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.
    Что изучает география
    С точки зрения географа, мир — это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов.
    География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.
    Хотя название науки переводится как «землеописание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, в одних районах планеты круглый год лежит снег, а в других растут вечнозелёные леса. Почему в одних странах основным источником доходов является ловля рыбы, а в других — добыча нефти…
    Как интересно вслед за учёными-географами отправиться в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта.
    [an error occurred while processing this directive]
    По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географических объектов — материков, островов, морей, рек, озёр и т. д., а их изображение становилось всё более правильным.
    Современные географические карты очень разнообразны. Например, различают физические и политические карты. Кроме того, на одних картах показана поверхность всей Земли, а на других — только какая-нибудь её часть.
    Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
    Сравните глобус и карту полушарий. В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
    Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
    Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
    С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?
    Карта полушарий
    Очень интересна карта полушарий! На ней изображены две половины земного шара — полушария, западное и восточное. Как будто глобус разделили пополам и перенесли на лист бумаги! Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные.
    Работая с картами, обращайте внимание на их масштаб. Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.
    Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.
    Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад. Она называлась «Большой чертёж». На ней было показано 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К сожалению, сама карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием — «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.
    Обсудим!
    Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
    Проверь себя
    Что изучает география?
    Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
    Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
    Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

  7. Тема: «МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА».
    Практическая работа: «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и карте»
    Цели:
    1. Познакомить учащихся с наукой географией.
    2. Сформировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с глобусом и картой
    3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
    О б о р у д о в а н и е: физическая карта; карта полушарий.
    Ход урока
    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
    Учитель. Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география, что она изучает.
    II. Проверка домашнего задания.
    Учитель проводит опрос:
    – Как правильно наблюдать звездное небо?
    – Назовите созвездия, о которых вы узнали на прошлом уроке.
    – Что вы о них знаете?
    III. Работа над новой темой «Глобус».
    Учитель. Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Что же изучает наука «география»?
    Ученики. География – это наука о Земле.
    Учитель. Верно. Это одна из наук о Земле, ее название означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «гео» – Земля и «графо» – пишу. Интересно, что «гео» – это сокращение от слова «Гея» – так звали греческую богиню Земли.
    Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города. Кто такие географы?
    Ученики. Географ – это специалист по географии.
    Учитель. Послушайте внимательно загадки. Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогут нам путешествовать по планете.
    Шар не велик,
    Лениться не велит,
    Если знаешь предмет,
    То покажет целый свет.
    (Глобус.)
    Моря есть –
    плавать нельзя,
    дороги есть –
    ехать нельзя,
    земля есть –
    пахать нельзя.
    Что это?
    (Географическая карта.)
    Ученики. Глобус и географическая карта помогут нам путешествовать по планете.
    Учитель. Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой.
    Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы Почемучки.
    – Какую форму имеет глобус?
    Оказывается, что латинское слово «глобус» означает шар. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите в руках земной шар.
    Ученики. Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого по полюсам.
    Учитель. Какую он имеет окраску? И почему?
    Ученики. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий – вода, желтый, коричневый, зеленый – суша, белый – лед.
    Учитель. Почему глобус называют «мяч в сетке»?
    Ученики. Глобус покрыт линиями, будто сеткой.
    Учитель. Молодцы! Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса.
    Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже знаете, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называются остальные горизонтальные линии? Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.
    Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.
    Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на с. 24 вашего учебника.
    IV. Работа по учебнику.
    Учащиеся самостоятельно читают текст. После чтения учитель проводит беседу.
    Учитель. Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?
    Ученики. Немецкий географ Мартин Бехайм создал первый глобус в 1492 году.
    Учитель. Как назвал он свое изобретение?
    Ученики. Свою модель он назвал «земное яблоко».
    Учитель. Чем глобус Бехайма отличается от современного?
    Ученики. На нем не было Северной и Южной Америки, так как они еще не были открыты.
    Учитель. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и немного отдохнем.
    Пауза психологической разгрузки.
    Звучит музыка (спокойная, лирическая мелодия). Учитель читает текст.
    Любите родную природу –
    Озера, леса и поля.
    Ведь это же наша с тобою
    Навеки родная земля.
    На ней мы с тобой родились,
    Живем мы с тобою на ней.
    Так будем же, люди, все вместе
    Мы к ней относиться добрей.
    Попутный ветер натянул паруса. Вперед, друзья!
    V. Работа над темой «Географическая карта».
    Учитель. Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?
    Ученики. Глобус занимает много места, поэтому пользоваться им в путешествии будет неудобно.
    Учитель. Значит, нужен другой помощник. Что это?
    Ученики. Это географическая карта.
    Учитель. А что же такое «географическая карта»?
    Ученики. Географическая карта – это изображение Земли на бумаге.
    Учитель. Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.
    Учитель. С какими видами географических карт вы уже знакомы?
    Ученики. Мы знакомы с физической и политической картами Европы, физической картой России.
    Учитель. Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.
    Учитель предлагает детям мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.
    Ученики. Если изображение этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий – один из видов географических карт. (Демонстрация карты полушарий.)
    Учитель. Совсем не случайно такое изображение называют «Карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Вы видите на карте Западное полушарие и Восточное полушарие.
    Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.
    Сравните масштабы карт полушарий в учебнике (с. 26, 27) и на доске.
    VI. Практическая работа (с. 23 учебника).
    Учитель. Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?
    Ученики. Сходство: на карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый; указаны материки и океаны; мы видим экватор, параллели и меридианы; также указаны Северный полюс и Южный полюс.
    Различие заключается в том, что глобус – это целый шар, а на карте две половинки.
    Учитель. Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.
    Учащиеся выходят к доске и на настенной карте показывают материки и океаны.
    VII. Закрепление. Самостоятельная работа.
    1) Дополните текст.
    Модель Земли называют … . А условное обозначение поверхности Земли на плоскости называют … . На физической карте синим цветом обозначена …, коричневым, желтым, зеленым – …, белым – … . Каждая карта имеет свой … . Если работаешь у настенной карты, стой …, когда держишь указку в правой руке, и …, когда указка в левой.
    2) Соберите полушарие. Назовите географические объекты.
    Учащимся выдается карта Восточного полушария, разрезанная по экватору и по меридианам. Необходимо собрать полушарие и записать его материки и океаны.
    VIII. Итог урока.
    Выставление оценок.
    Учащиеся читают вывод на с. 29 учебника.

  8. ТЕМА:  «МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА»
    ВАРИАНТ 1
    ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
    Как называется наука о Земле? Обведи нужную букву.
    а) астрономия;
    б) география;
    в) история;
    г) экология.
    Что такое глобус? Обведи нужную букву.
    а) модель Солнца;
    б) модель Земли;
    в) модель шара.
    Как Мартин Бехайм назвал вою модель первого глобуса? Обведи нужную букву.
    а) «земное яблоко»;
    б) «голубой шар»;
    в) «земной шар».
    4. Допиши предложение.
    Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются _________________.
    5. Что показывает масштаб? Обведи нужную букву.
    а) показывает расстояние на местности между объектами;
    б) показывает количество предметов на местности;
    в) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.
    6. Что общего у глобуса и карты полушарий? Обведи кружком буквы правильных ответов.
    а) имеют общие места;
    б) имеют одну и ту же форму;
    в) одинаково указаны материки и океаны;
    г) имеют экватор, параллели и меридианы;
    д) одинаково указаны Северный Полюс и Южный Полюс.
    ТЕМА:  «МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА»
    ВАРИАНТ 2
    ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
    Кто изучает и описывает нашу планету Земля? Обведи нужную букву.
    а) астрономы;
    б) биологи;
    в) географы;
    г) экологи.
    Что такое карта полушарий? Обведи нужную букву.
    а) карта, на которой дано изображение какой – то территории;
    б) карта, на которой изображены две половины земного шара;
    в) карта, на которой изображена вся Земля.
    3. Какую форму имела первая географическая карта мира? Обведи нужную букву.
    а) форму круга;
    б) форму треугольника;
    в) форму квадрата.
    4. Допиши предложение.
    Горизонтальные линии, расположенные на глобусе параллельно друг другу называется __________________________.
    5. Что показывает масштаб? Обведи нужную букву.
    а) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте;
    б) показывает количество предметов на местности;
    в) показывает расстояние на местности между объектами.
    6. В чём различие глобуса и карты полушарий? Обведи кружком буквы правильных ответов.
    а) имеют разные цвета;
    б) имеют разные обозначения;
    в) имеют разный масштаб;
    г) имеют разную форму;
    д) глобус – это целый шар, а на карте две половинки.

  9. МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА
    Цели
    деятельности
    учителя
    Создать условия для ознакомления учащихся с наукой географией, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о глобусе и географической карте, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
    Тип урока
    Открытие нового знания
    Планируемые
    образовательные
    результаты
    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
    с учебником, работать с глобусом и картой.
    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
    Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики
    Методы и формы
    обучения
    Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная
    Образовательные
    ресурсы
    http://download8.proshkolu.ru
    Оборудование
    Интерактивная доска, компьютер, карта полушарий, физическая карта; дидактическая игра «Домино и астрономия» (4 комплекта), карточки с текстами; разрезанные карты Восточного полушария (3 комплекта)
    Основные
    понятия
    География, географ, глобус, географическая карта, экватор, параллель, меридиан
    Организационная структура (сценарий) урока
    Этапы
    урока
    Обучающие
    и развивающие компоненты,
    задания
    и упражнения
    Деятельность учителя
    Деятельность
    учащихся
    Формы организации
    взаимодействия
    на уроке
    Формируемые умения
    (универсальные
    учебные действия)
    Промежуточный
    контроль
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    I. Мотивация
    (само-определение)
    к учебной
    деятельности
    Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
    к усвоению учебного
    материала
    – Подумайте, кто мог написать такое стихотворение?
    География – наука из наук, замечательная,
    Интересная, полезная и увлекательная!
    Убедила нас она, что Земля
    И кругла, многообразна и чудес полным-полна!
    Всё теперь мы знаем и про реки, про моря –
    И про устья и истоки и какая глубина!
    Всё про горы и равнины изучили мы, дивясь,
    Чудесами восхищались, откровенно, не таясь!
    А про страны, континенты, про народы, города
    Столько мы всего узнали… Закружилась голова!
    Географией «болею», трудно дома мне сидеть,
    Путешественником стану, мир хочу я посмотреть!
    – Такое стихотворение мог написать только будущий географ. Вот его-то «глазами» мы и посмотрим на мир сегодня на уроке
    Слушают, принимают участие в диалоге.
    Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
    к уроку
    Фронтальная, индивидуальная
    Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
    с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
    Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
    Устные ответы,
    организация рабочего места
    Продолжение табл.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    II. Актуализация  опорных
    знаний
    Проверка
    домашнего
    задания.
    Дидактическая игра «Домино и астрономия»
    – Как правильно наблюдать звездное небо?
    – Назовите созвездия, о которых вы узнали на прошлом уроке.
    – Что вы о них знаете?
    Предлагает три комплекта карточек
    Отвечают на вопросы. Делятся на 3 команды.
    Побеждает
    команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино
    Групповая, фронтальная, индивидуальная
    Познавательные: осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; адекватно воспринимают информацию.
    Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют
    и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
    и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельнос-
    Устные ответы,
    выполненные задания
    III. Изучение нового материала
    Работа
    над темой «Глобус».
    Загадки.
    – Что же изучает наука география?
    – Это одна из наук о Земле, ее название означает «землеописание». Слово «география» образовалось из двух слов: «ге» – земля и «графо» – пишу. Интересно, что «ге» – это сокращение от слова «Гея» – так звали греческую богиню земли.
    Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города. Кто такие географы?
    – Послушайте внимательно загадки . Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогут нам
    Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя.
    Отгадывают загадки.
    Фронтальная
    Устные ответы
    Продолжение табл.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Работа
    по учебнику.
    путешествовать по планете.
    – Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой. Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы Почемучки.
    – Какую форму имеет глобус?
    – Оказывается, что латинское слово «глобус» означает «шар». Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите в руках земной шар.
    – Какую он имеет окраску? И почему?
    – Почему глобус называют «мяч в сетке»?
    – Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса. Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже знаете, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называются остальные горизонтальные линии? Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.
    Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.
    – Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем в учебнике (с. 24).
    – Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?
    – Как назвал он свое изобретение?
    – Чем глобус М. Бехайма отличается от современного?
    Рассматривают глобус.
    Отвечают
    на вопросы учителя.
    Самостоятельно читают текст.
    ти, осуществляют поиск средств их достижения.
    Коммуникативные:
    обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
    Продолжение табл.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Пауза психологической разгрузки.
    Звучит музыка (спокойная, лирическая мелодия).
    Читает текст .
    Слушают.
    Работа
    над темой «Географическая карта»
    – Попутный ветер натянул паруса. Вперед, друзья!
    – Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?
    – Нужен другой помощник. Что это?
    – Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.
    – С какими видами географических карт вы уже знакомы?
    – Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.
    Предлагает мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.
    Демонстрирует карту полушарий.
    – Совсем не случайно такое изображение называют «карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Вы видите на карте Западное полушарие и Восточное полушарие.
    Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.
    Сравните масштабы карт полушарий в учебнике
    (с. 26, 27) и на доске
    Отвечают
    на вопросы учителя.
    Рассматривают карту полушарий
    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
    к изучению предмета
    Продолжение табл.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    IV. Практическая деятельность
    Работа
    по учебнику
    (с. 23).
    Работа
    с настенной картой.
    Самостоятельная
    работа.
    – Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?
    – Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.
    1. Дополнить текст:
    Модель Земли называют… . А условное обозначение поверхности Земли на плоскости называют… . На физической карте синим цветом обозначена… , коричневым, желтым, зеленым – … , белым – … . Каждая карта имеет свой… . Если работаешь у настенной карты, стой… , когда держишь указку в правой руке, и… , когда указка в левой.
    2. Собрать полушарие. Назвать географические
    объекты.
    Устанавливают сходство и различие глобуса и карты полушарий.
    Выходят к доске и на настенной карте показывают материки
    и океаны.
    Вписывают
    недостающие слова.
    Собирают
    разрезанную по экватору
    и меридианам карту Восточного полу-
    Групповая, фронтальная.
    Индивидуальная
    Познавательные:
    осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера.
    Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
    Устные ответы, выполненные задания
    Окончание табл.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Задания
    из электронного приложения к учебнику
    Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации
    шария, записывают его материки
    и океаны.
    Выполняют
    задания
    Личностные:
    осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело
    V. Итоги урока.
    Рефлексия
    Обобщение полученных на уроке сведений.
    Заключительная беседа. Выставление оценок
    – Над какой темой работали?
    – Что нового узнали?
    – Полезным будет для вас изученный материал в будущем?
    – Какую он имеет практическую направленность?
    – Какие задания вызвали затруднения? Почему?
    – Какие задания выполнять было легко?
    – Как оцениваете свою деятельность на уроке?
    Читают вывод в учебнике (с. 29).
    Отвечают
    на вопросы учителя
    Фронтальная, индивидуальная
    Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
    Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
    Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
    к приобретению новых знаний
    Устные ответы
    VI. Домашнее задание
    Комментарий учителя
    Учебник, с. 22–29. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2
    Слушают, уточняют
    задания
    Индивидуальная
    Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных
    задач
    Задания
    Ресурсный материал
    Загадки
    У меня в ладонях страны,
    Реки, горы, океаны.
    Догадались, в чём тут фокус?
    Я держу руками… (глобус).
    Я ходил по разным странам,
    Плыл по рекам, океанам,
    По пустыне шёл отважно –
    На одном листе бумажном.
    (Географическая карта.)
    Пауза психологической разгрузки
    Любите родную природу –
    Озера, леса и поля.
    Ведь это же наша с тобою
    Навеки родная земля.
    На ней мы с тобой родились,
    Живем мы с тобою на ней.
    Так будем же, люди, все вместе
    Мы к ней относиться добрей.
    Карточки к игре «Домино и астрономия»
    Земля
    созвездие Большой Пёс
    звезда Сириус
    созвездие Плеяды
    маленький ковшик
    из нескольких звездочек
    Луна
    спутник Земли
    самая большая планета
    Юпитер
    планета с «кольцами»
    Сатурн
    самая маленькая планета
    Плутон
    созвездие
    Малая Медведица
    звезда Полярная
    наша Галактика
    Млечный Путь
    звезда Альдебаран
    созвездие Телец
    третья планета от Солнца

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *