Сочинение на тему митрофанушка наших дней

12 вариантов

  1. ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ?

    Чтобы ответить на вопрос «Есть ли сейчас Мит­рофанушки?», вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратим­ся к первоисточнику — гениальной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
    «Недоросль» — не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской дра­матургии XVIII века в целом. Эта комедия и се­годня не потеряла своей актуальности: не случай­но из всех пьес, созданных в то время, только «Недоросль» все еще ставится на сцене.
    Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало Нарицательным. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, не­уча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — то прилагательное, то существитель­ное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.
    До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями называ­лись дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для по­ступления на службу. У Фонвизина слово «недо­росль» впервые приобрело насмешливый, ирони­ческий смысл и в таком значении навсегда за­крепилось в сознании читателей.
    Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фон­визин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Мит­рофанушки он хотел показать «все несчастные следствия дурного воспитания». Образ Митрофа­нушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопомест­ного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.
    Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных — Простаковых и Скотининых, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, гос­пожа Простакова — урожденная Скотинина — злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоин­ством тех, кто живет рядом: давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мне­ния, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных. Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Вос­питанный матерью, Митрофанушка вырос пол­ным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискиваю­щим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подоб­ный матери. Таким именем автор еще раз подчер­кивает мысль, что характер и поведение детей — естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.
    Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифме­тики, ни географии, ни грамматики. Но он недо­росль и в моральном отношении, так как не уме­ет уважать достоинство других людей, он недо­росль и в гражданском смысле, поскольку не до­рос до понимания своих обязанностей перед го­сударством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
    Недорослю Митрофанушке нет необходимос­ти учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удоволь­ствиях?
    Образ недоросля Митрофанушки стал убеди­тельным примером того, что среда, условия жиз­ни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Со­временники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «В сей комедии, — писал П. А. Вяземский, — так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. буд­то служившими образцом Фонвизину».
    Комедия Фонвизина «Недоросль» направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофа­нушки) против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Эта коме­дия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспита­ния и невежества.
    Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ни­чего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлет­ворении элементарных физических потребнос­тей, жалкие попытки придать своей жизни ви­димость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конеч­но, все это результаты античеловеческого крепо­стного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опас­ность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.
    Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о вос­питании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном — агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государ­ства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недо­росль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.
    Мы уверены в том, что окружающие люди дол­жны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, под­ставят плечо. А всегда ли мы сами добры и вни­мательны к окружающим, к старшим? Есть сре­ди нас и такие, кто живет только за счет родите­лей и дальше не собирается ничего менять. А за­чем? Это ведь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения об­щественного долга или просто от выполнения сво­их обязанностей. Есть и те, кто не видит необхо­димости в получении среднего и высшего образо­вания. А зачем? Считать, писать умею, с Интер­нетом, слава богу, на «ты»… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть части­ца Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы «болезни» и будем ли с ними бороться.
    Проявлений невежества, к сожалению, вели­кое множество… Выдающийся историк В. О. Клю­чевский был совершенно прав, когда писал: «…насмешливый современный зритель сценичес­кого Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими сле­зами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смеш­ны и притом очень мстительны, и мстят они не­удержимой размножаемостью и неуловимой про­ницательностью своей породы, родственной на­секомым или микробам».

  2. Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что «он дитя не неволит».
    В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать – полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: «Так мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
    Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. «Вот злонравия достойные плоды!» – подводит итог Стародум.
    Грубость лексики выдаёт в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещённость души ведёт к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана «чушкой проклятой». Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: «Невежда без души – зверь».
    Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом.
    Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово “недоросль” не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.
    Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.
    До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь “недоросли”. Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители “девичьих”. Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.
    Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”… Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешевле”, да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: “…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!”
    Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.
    В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.
    Простакова думает, что со своим умом Митрофан “залетит далеко”, забывая народную мудрость: “Что посеешь, то и пожнешь”. Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила. К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг.
    Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась “у разбитого корыта”, Простакова бросается к сыну с возгласом: “Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!” — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!” “Злонравие” сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.
    Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль “быть полезным своим согражданам” в эти головы прийти не может.
    Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение “недоросля”. Настроения Митрофана всецело разделяет его мать. “Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока его и понежить, а там лет через десяток как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится”.
    Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: “Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой тражайший сын — таких на сфете миллионы”. “Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания”.
    Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

  3. В комедии “Недоросль” Фонвизин раскрывает секреты формирования личности. Какие есть причины появления типов, подобных Митрофанушке? Наверное, это зависит от среды, быта, семьи, условий формирования молодого человека как личности.
    Имя “Митрофан” в переводе с греческого означает “похожий на мать”. Вот этот самый 15-летний “недоросль” из семьи помещиков – Простаковых, такой же невежественный, как и его родители. Он не желает учиться( потому, что “хочет жениться”).Учителя математики Цыфиркина он называет “гарнизонной крысой”!А старую крепостную няньку Еремеевну ругает отборной бранью( и в этом он действительно похож на свою мать). Зато Митрофанушка “жалеет матушку”, уставшую от того, что”колотила батюшку”, он понимает, кто в доме главный и кому нужно угождать.
    Слуг он за людей не считает, а учителя- первые враги, надоедающие своими науками.
    Если отбросить описания быта,лексику, сюжет, погружающие нас в 18-й век, а оставить лишь зерно характера Митрофанушки, то вполне можно перенести его образ на некоторых современных “недорослей”.
    Подобных Митрофану долго искать не придется. В каждом дворе, каждой школе есть такие особи.Они не желают учиться, не признают авторитетов взрослых и учителей, они общаются между собой исключительно хамским, “плебейским ” языком. Это те самые, которые не желают ничего знать, кроме удовлетворения собственных потребностей.Избалованные сынки богатых родителей, мальчики-“мажоры”, имеющие с детства все и не ценящие того, что досталось им просто так, благодаря родительскому “умению жить”.
    Современные “митрофанушки” “тусуются” в ночных клубах, отдыхают на экзотических островах, изо всех сил хотят стать знаменитыми, не прилагая к этому усилий. Многие из таких “митрофанушек” проживают в “Доме-2”,и мы можем их лицезреть ежедневно по телевизору.
    Фонвизин создал собирательный образ “недоросля”, который через века стал только более выпуклым, рельефным и ярким. Основные черты, показанные Фонвизиным, – это нежелание быть воспитанным и образованным, но при этом жить за чужой счет, презирая людей труда,- до сих пор процветают в наших современниках.”Митрофанушки” не исчезли и в 21-м веке, они лишь приспособились жить в новых реалиях жизни.

  4. Если детально разобраться, то людей, которые подходят под образ Митрофанушки из знаменитой комедии Фонвизина – огромное множество. Необходимо, так же, освятить тот факт, что из всех произведений, которые были созданы в ту эпоху, только «Недоросль» Д.И. Фонвизина, ставится и на сегодняшний день. Это говорит о том, что комедия абсолютно не утеряла свою злободневность и актуальность.
    Чтобы ответить на вопрос, есть ли «Митрофанушки» и в наше время, необходимо сначала выяснить, что же означает слово «недоросль». До появления комедии, это слово абсолютно не было ироничным. Так называли детей дворян, которые не достигли 15-го возраста. Именно, по достижению этого возраста, согласно Указу царя Петра Первого, юноша имел право поступать на службу.
    У Фонвизина же, это слово приобретает иронический и юмористический характер. Он переводит слово «недоросль», из возрастной плоскости, в плоскость умственного и социального развития. «Дорос годами, да не дорос мозгами» – именно так многие критики характеризовали главного героя комедии, чье имя уже два века, как стало нарицательным. И верно, при упоминании этой комедии, практически у всех первая ассоциация – это несчастный Митрофанушка. У многих, кроме смеха и иронии, он вызывает жалость.
    Давайте, более детально проанализируем этот образ. То, что он невежда, абсолютно необразованный и не воспитанный, не только его вина. Такое «наследство» он получил от своих родственников. Простаковы–Скотинины, на протяжении всего своего рода, никогда не имели умных и грамотных людей. Большинство из родственников, не умело даже читать! Сама же барыня Простакова – злая, жестокая безграмотная и деспотичная особа, была абсолютно уверена, что образование для дворян – это лишнее. Муж для нее не существовал, как личность, Софью она ненавидела и считала нахлебницей. Между тем, она весьма побаивалась своего брата с огромными кулачищами, который больше всего в жизни, обожал свиней, и когда задумал жениться, то непременно хотел завести своих поросят.
    Такой же страх передался и Митрофану. Автор не зря его так назвал. Слово «Митрофан», дословно означает «похож на мать». Именно этим обстоятельством, Фонвизин и подчеркивает то, что какая атмосфера и какие принципы царят в семье, то же самое передается и детям. И результат себя ждать не заставил. Митрофанушка с большим удовольствием обсуждает дверь, называя ее , то «существительным», то – «прилагательным». Он не хочет и не желает учиться, так как ему не был привит к этому интерес. Ему даже в голову не может прийти, что можно быть полезным обществу.
    Хотя, со времен написания комедии и прошло более двухсот лет, проблемы воспитания в семье, очень актуальны и на сегодняшний день. Тем детям, которым не прививают с раннего детства интерес к знаниям, те дети, которые растут в неблагополучных семьях, или, наоборот, в очень богатых, где выполняют каждый детский каприз и желание, именно в таких случаях и вырастают из таких наследников, «Митрофанушки», которые не приучены к труду, которым антипатичны нравственные ценности и все остальное. К сожалению, случаев с «недорослями», в современном обществе, очень и очень много

  5. Настя побывала в зоопарке и пишет сочинение у каждого зверя в зоопарке есть своя пара: у слона – слониха, у лося – лосиха, у зайца – зайчиха, … . Какая пара не подойдет, чтобы продолжить предложение?
    -Молчи(………),-
    Сказала(……..):
    В тебе(……..) я,
    Во мне до (….)я.
    В этом стихотворении мы пропустили 4 слова. Два последних называют числа. А какова разность этих чисел.
    а)60 б)71 в)82 г)93 д)104
    Почему мы спим калачиком, когда нам грустно? (анатомия)
    4 сложных предложения с корнями лаг , лож раст, ращ, ,кас ,кос.
    в столовую привезли 405 кг овощей :капусту морковь и картофель . морковь состовляла 32% количества капусты , картофель 138% количества капусты.Сколько килограммов капусты привезли в столовую?
    Привести к стандартному виду пример
    7х(3-6х) +3 (14x^2 -5x) -6(x-1)
    Ps:
    Х – это не знак умножения, а переменная икс.
    х^2 – икс во второй степени
    cos альфа =1/4 найти синус альфа
    Сроооочно!!!! Найдите лексические ошибки, исправьте их и классифицируйте!!!!!!!!!!!
    1)Медики города оказывают медицинское обслуживание горнякам.
    2)Заявление от гр. Ивановой с просьбой освободить её от ночного сторожа.
    3)Во время поездки мэр проверил состояние чистоты на улицах города.
    4) Коренные аборигены не ограничиваются только охраной тайги.
    5) Несвоевременные выборы могут повлечь государственный переворот.
    6) Тут он опять попал в галошу
    как вы решили бы этот пример 3x+5x+96=1586
    Помогите, пожалуйста, решить!!! Определить давление в камере сгорания дизельного двигателя объёмом 0,08 л в конце сжатия, если средняя квадратичная скорость молекул воздуха в это время 1 км/с, а масса воздуха в камере сгорания 1,2 г.

  6. МИТРОФАНУШКА — герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль) , единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII»Шв. знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского «гнезда» . В доме своих родителей М. — главный «забавник» и «затейник» , выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как М. пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца. День М. отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где М. спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, М. тут же прячется за Еремеевну — «старую хрычовку» , по его словам, — готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать» . Хамская спесь М. сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и «рохля» — муж, «собачья дочь» и «скверная харя» — Еремеевна, «бестия» — девка Палашка. Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы М. на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя М. были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями. Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаков-скому семейству: по-французски М. учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует» , грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» по разрешению консистории. Отсюда в известной сцене экзамена М. — выдающееся изобретение митро-фановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили» . Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Ко мические одежды образа забавны только на первый взгляд. В. О. Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам» , характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью» . Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.Источник: http://www.litra.ru/characters/get/ccid/00870781225987634774/

  7. Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что «он дитя не неволит».
    В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать — полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: «Так мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
    Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. «Вот злонравия достойные плоды!» — подводит итог Стародум.
    Грубость лексики выдаёт в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещённость души ведёт к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана «чушкой проклятой». Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: «Невежда без души – зверь».
    Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом.
    Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» написана на исходе XVIII века. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.
    Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.
    До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь «недоросли». Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители «девичьих». Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.
    Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать»… Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: «…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!» «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!»
    Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.
    В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.
    Простакова думает, что со своим умом Митрофан «залетит далеко», забывая народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила. К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: «Пострел их побери!» Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает «гарнизонной крысой», а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей», то есть пороть слуг.
    Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» «Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.
    Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
    Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его мать. «Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока его и понежить, а там лет через десяток как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится».
    Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: «Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой тражайший сын — таких на сфете миллионы». «Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания».
    Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

  8. Ответ на вопрос, живы ли Митрофанушки в наше время, содержится уже в тексте комедии. Простакова и Вральман обсуждают проблему образования Митрофанушки. Заботливая мать очень беспокоится, что учение может повредить здоровью ее ненаглядного сыночка. Ответная реплика Вральмана одновременно комична и трагична. Комизм основан на том, что учитель сравнивает голову с желудком: ежели вчера Митрофанушка переел и так плохо себя чувствует, что же произойдет, когда он «набьет» свою голову «лишними» знаниями?
    Трагизм ситуации в том, что таких разумников, как Митрофан, — половина, если не большая часть России. В интонации Вральмана отсутствуют малейшие сомнения в справедливости существующего порядка: «Не крушинься, мая матушка, не крушинься, какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?»
    И зрители, и читатели откровенно смеются над Митрофаном. Однако, как замечал известный историк В. О. Ключевский, «над ним очень опасно смеяться». «Забавны только его размышления, а поступки — нисколько», потому что они находятся в противоречии с основными нравственными понятиями.
    Характер Митрофана потенциально представляет большую опасность для окружающих: он несет в себе активное зло. Н. В. Гоголь называл Митрофана тираном: «тираном всех, и всего более тех, которые его сильней любят, то есть матери и няньки, так что наносить им оскорбление сделалось ему уже наслажденьем». П.А. Вяземский считал, что источник злонравия Митрофана — невежество: «недоросль не тем смешон и жалок, что шестнадцати лет он еще не служит: жалок был бы он служа, не достигнув возраста рассудка; но смеешься над ним от того, что он неуч». Это свидетельства современников Фонвизина, а как обстоят дела в наше время?
    В первую очередь, рассмотрим, что в образе Митрофана вызывает смех у современных читателей. С учетом того, что Фонвизин сохранил в неприкосновенности классический принцип «триединства» времени, места и действия, все происходящие в комедии события длятся на протяжении одних суток. Таким образом, мы можем почти точно восстановить один из будничных дней Митрофанушки. Читая начало пьесы, можно предположить, что действие происходит утром: Митрофан примеряет кафтан, исполняет поручения матушки. Недоросль себя плохо чувствует, так как вечером почти вовсе и не ужинал (конечно, пять булочек, три ломтика солонины, пять или шесть подовых, кувшин кваску не в счет). Митрофанушка расстроен: к плохому самочувствию добавился и плохой сон, в котором матушка бьет батюшку. Митрофанушке стало жаль бедную матушку: «ты так устала, колотя батюшку». Обратим внимание на комментарий автора к реплике Митрофана: сынок разговаривает с маменькой «разнежась». То есть он ведет себя, как пятилетний малыш. Митрофан намеренно манипулирует маменькой, чувствуя ее безграничную любовь и заботу.
    Бездельника Митрофана пытается напутствовать, пожалуй, только Еремеевна: «Да поучись хоть немножечко». Митрофану же, по его мнению, нет необходимости дожидаться прихода учителей: основные уроки ему уже преподала маменька. Ответ Митрофана Еремеевне вполне мог принадлежать и Простаковой: «Ну, еще слово, старая хрычовка! Уж я те отделаю…» Учитывая возраст няньки, грубость Митрофана нельзя ничем оправдать. Подобные случаи нередки и в современной жизни.
    Возьмем, к примеру, общественный транспорт. Очень часто в наиболее напряженные часы между пассажирами возникают словесные перепалки. Недавно я стал свидетелем ситуации, когда пожилая женщина обратилась к сидящему юноше с просьбой уступить ей место. Реакция современного недоросля последовала незамедлительно, его реплика напоминала процитированные выше слова Митрофана. Женщина, в отличие от привыкшей Еремеевны, сильно расстроилась: незаслуженная обида отозвалась в ее сердце горечью и болью. Можно предположить, что этот современный недоросль подобным образом ведет себя и дома. Очевидно, в его семье принято оскорблять и унижать друг друга. Но, с другой стороны, вполне возможно, что он является просто избалованным маменькиным сынком. Потребительское, хамское отношение к близким стало для него нормой, распространившись и на совершенно незнакомых людей.
    Но вернемся к Митрофанушке. За его агрессией и грубостью скрывается трусость: нагрубив Еремеевне, через мгновение он прячется за ее же спиной, почувствовав угрозу со стороны дяди Скотинина. При этом Митрофан очень расчетлив: к шестнадцати годам он выработал собственную стратегию поведения, тонко чувствуя, кого он может использовать в своих целях, а от кого может получить достойный отпор. Маменька, как мы уже поняли, относилась к первой группе: ей можно было пожаловаться на обидчиков, ее можно было шантажировать.
    В сценах обучения Митрофана проявляется скорее невежество самих учителей, а импровизированный экзамен недоросля дает определенные сведения о его характере. Мы видим, что несмотря на невежество, Митрофан обладает развитой логикой, способен неординарно мыслить. Но все эти качества остались в зародыше. Их развитию воспрепятствовали, с одной стороны, природная лень подростка, а с другой — всеобщая атмосфера недоброжелательного отношения к науке. Учатся ли в нашей современной школе подобные неучи? Великое множество. В школе такие горе- ученики чаще всего проблем не имеют, так как родители прилагают всевозможные усилия к тому, чтобы их дитя получило образование, а далее — высшее учебное заведение, закончить которое в наше время может любой, в том числе и Митрофан, были бы только деньги у родителей. По окончании института отряды неучей вступают во взрослую жизнь, естественно, помыслы их сосредоточены не на интересах общества и благе отечества. Для современных Митрофанушек первоочередной задачей является обеспечение собственного благополучия, желание достигнуть этой цели. Для них все средства хороши. Из года в год наше общество не перестает удивляться: почему мы, имея богатые, плодородные земли, продолжаем влачить жалкое существование? Увы, вопрос так и остается без ответа.

  9. Чтобы ответить на вопрос «Есть ли сейчас Мит­рофанушки?», вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратим­ся к первоисточнику — гениальной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
    «Недоросль» — не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской дра­матургии XVIII века в целом. Эта комедия и се­годня не потеряла своей актуальности: не случай­но из всех пьес, созданных в то время, только «Недоросль» все еще ставится на сцене.
    Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало Нарицательным. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, не­уча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» — то прилагательное, то существитель­ное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.
    До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями называ­лись дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для по­ступления на службу. У Фонвизина слово «недо­росль» впервые приобрело насмешливый, ирони­ческий смысл и в таком значении навсегда за­крепилось в сознании читателей.
    Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фон­визин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Мит­рофанушки он хотел показать «все несчастные следствия дурного воспитания». Образ Митрофа­нушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопомест­ного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.
    Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных — Простаковых и Скотининых, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, гос­пожа Простакова — урожденная Скотинина — злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоин­ством тех, кто живет рядом: давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мне­ния, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных. Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Вос­питанный матерью, Митрофанушка вырос пол­ным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискиваю­щим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подоб­ный матери. Таким именем автор еще раз подчер­кивает мысль, что характер и поведение детей — естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.
    Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифме­тики, ни географии, ни грамматики. Но он недо­росль и в моральном отношении, так как не уме­ет уважать достоинство других людей, он недо­росль и в гражданском смысле, поскольку не до­рос до понимания своих обязанностей перед го­сударством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
    Недорослю Митрофанушке нет необходимос­ти учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удоволь­ствиях?
    Образ недоросля Митрофанушки стал убеди­тельным примером того, что среда, условия жиз­ни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Со­временники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «В сей комедии, — писал П. А. Вяземский, — так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. буд­то служившими образцом Фонвизину».
    Комедия Фонвизина «Недоросль» направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофа­нушки) против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Эта коме­дия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспита­ния и невежества.
    Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ни­чего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлет­ворении элементарных физических потребнос­тей, жалкие попытки придать своей жизни ви­димость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конеч­но, все это результаты античеловеческого крепо­стного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опас­ность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.
    Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о вос­питании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном — агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государ­ства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недо­росль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.
    Мы уверены в том, что окружающие люди дол­жны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, под­ставят плечо. А всегда ли мы сами добры и вни­мательны к окружающим, к старшим? Есть сре­ди нас и такие, кто живет только за счет родите­лей и дальше не собирается ничего менять. А за­чем? Это ведь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения об­щественного долга или просто от выполнения сво­их обязанностей. Есть и те, кто не видит необхо­димости в получении среднего и высшего образо­вания. А зачем? Считать, писать умею, с Интер­нетом, слава богу, на «ты»… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть части­ца Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы «болезни» и будем ли с ними бороться.
    Проявлений невежества, к сожалению, вели­кое множество… Выдающийся историк В. О. Клю­чевский был совершенно прав, когда писал: «…насмешливый современный зритель сценичес­кого Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими сле­зами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смеш­ны и притом очень мстительны, и мстят они не­удержимой размножаемостью и неуловимой про­ницательностью своей породы, родственной на­секомым или микробам».
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  10. Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».
    Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что «он дитя не неволит». В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать — полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: «Так мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…
    ». Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. «Вот злонравия достойные плоды!» — подводит итог Стародум. Грубость лексики выдаёт в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещённость души ведёт к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана «чушкой проклятой».
    Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: «Невежда без души – зверь». Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом. Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» написана на исходе XVIII века.
    Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу.
    У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл. Воспитание детей — это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.
    До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь «недоросли». Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители «девичьих». Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся.
    Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему. Митрофан — единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий.
    «Похожий на мать»… Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, — жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная.
    Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: «…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!» «Нашед деньги, ни с кем не делись.
    Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!» Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив.
    В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.
    В некотором отношении Митрофан пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери.
    Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына. Простакова думает, что со своим умом Митрофан «залетит далеко», забывая народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь».
    Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила. К Митрофану пришли учителя, а он ворчит: «Пострел их побери!
    » Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает «гарнизонной крысой», а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен «приниматься за людей», то есть пороть слуг. Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!
    » «Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей. Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей.
    Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его мать.
    «Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пока его и понежить, а там лет через десяток как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится». Много ли таких Митрофанов? Об этом Вральман сказал: «Не кручинься, моя матушка, не кручинься: каков тфой тражайший сын — таких на сфете миллионы».
    «Мы видим, — говорит Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания». Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает прежде всего семья.
    Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

  11. Ответ на вопрос, живы ли Митрофанушки в наше время, содержится уже в тексте комедии. Простакова и Вральман обсуждают проблему образования Митрофанушки. Заботливая мать очень беспокоится, что учение может повредить здоровью ее ненаглядного сыночка. Ответная реплика Вральмана одновременно комична и трагична. Комизм основан на том, что учитель сравнивает голову с желудком: ежели вчера Митрофанушка переел и так плохо себя чувствует, что же произойдет, когда он «набьет» свою голову «лишними» знаниями?
    Трагизм ситуации в том, что таких разумников, как Митрофан, — половина, если не большая часть России.
    В интонации Вральмана отсутствуют малейшие сомнения в справедливости существующего порядка: «Не крушинься, мая матушка, не крушинься, какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?»
    И зрители, и читатели откровенно смеются над Митрофаном. Однако, как замечал известный историк В. О. Ключевский, «над ним очень опасно смеяться». «Забавны только его размышления, а поступки — нисколько», потому что они находятся в противоречии с основными нравственными понятиями.
    Характер Митрофана потенциально представляет большую опасность для окружающих: он несет в себе активное зло. Н. В. Гоголь называл Митрофана тираном: «тираном всех, и всего более тех, которые его сильней любят, то есть матери и няньки, так что наносить им оскорбление сделалось ему уже наслажденьем». П.А. Вяземский считал, что источник злонравия Митрофана — невежество: «недоросль не тем смешон и жалок, что шестнадцати лет он еще не служит: жалок был бы он служа, не достигнув возраста рассудка; но смеешься над ним от того, что он неуч». Это свидетельства современников Фонвизина, а как обстоят дела в наше время?
    В первую очередь, рассмотрим, что в образе Митрофана вызывает смех у современных читателей. С учетом того, что Фонвизин сохранил в неприкосновенности классический принцип «триединства» времени, места и действия, все происходящие в комедии события длятся на протяжении одних суток. Таким образом, мы можем почти точно восстановить один из будничных дней Митрофанушки. Читая начало пьесы, можно предположить, что действие происходит утром: Митрофан примеряет кафтан, исполняет поручения матушки. Недоросль себя плохо чувствует, так как вечером почти вовсе и не ужинал (конечно, пять булочек, три ломтика солонины, пять или шесть подовых, кувшин кваску не в счет). Митрофанушка расстроен: к плохому самочувствию добавился и плохой сон, в котором матушка бьет батюшку. Митрофанушке стало жаль бедную матушку: «ты так устала, колотя батюшку». Обратим внимание на комментарий автора к реплике Митрофана: сынок разговаривает с маменькой «разнежась». То есть он ведет себя, как пятилетний малыш. Митрофан намеренно манипулирует маменькой, чувствуя ее безграничную любовь и заботу.
    Бездельника Митрофана пытается напутствовать, пожалуй, только Еремеевна: «Да поучись хоть немножечко». Митрофану же, по его мнению, нет необходимости дожидаться прихода учителей: основные уроки ему уже преподала маменька. Ответ Митрофана Еремеевне вполне мог принадлежать и Простаковой: «Ну, еще слово, старая хрычовка! Уж я те отделаю…» Учитывая возраст няньки, грубость Митрофана нельзя ничем оправдать. Подобные случаи нередки и в современной жизни.
    Возьмем, к примеру, общественный транспорт. Очень часто в наиболее напряженные часы между пассажирами возникают словесные перепалки. Недавно я стал свидетелем ситуации, когда пожилая женщина обратилась к сидящему юноше с просьбой уступить ей место. Реакция современного недоросля последовала незамедлительно, его реплика напоминала процитированные выше слова Митрофана. Женщина, в отличие от привыкшей Еремеевны, сильно расстроилась: незаслуженная обида отозвалась в ее сердце горечью и болью. Можно предположить, что этот современный недоросль подобным образом ведет себя и дома. Очевидно, в его семье принято оскорблять и унижать друг друга. Но, с другой стороны, вполне возможно, что он является просто избалованным маменькиным сынком. Потребительское, хамское отношение к близким стало для него нормой, распространившись и на совершенно незнакомых людей.
    Но вернемся к Митрофанушке. За его агрессией и грубостью скрывается трусость: нагрубив Еремеевне, через мгновение он прячется за ее же спиной, почувствовав угрозу со стороны дяди Скотинина. При этом Митрофан очень расчетлив: к шестнадцати годам он выработал собственную стратегию поведения, тонко чувствуя, кого он может использовать в своих целях, а от кого может получить достойный отпор. Маменька, как мы уже поняли, относилась к первой группе: ей можно было пожаловаться на обидчиков, ее можно было шантажировать.
    В сценах обучения Митрофана проявляется скорее невежество самих учителей, а импровизированный экзамен недоросля дает определенные сведения о его характере. Мы видим, что несмотря на невежество, Митрофан обладает развитой логикой, способен неординарно мыслить. Но все эти качества остались в зародыше. Их развитию воспрепятствовали, с одной стороны, природная лень подростка, а с другой — всеобщая атмосфера недоброжелательного отношения к науке. Учатся ли в нашей современной школе подобные неучи? Великое множество. В школе такие горе- ученики чаще всего проблем не имеют, так как родители прилагают всевозможные усилия к тому, чтобы их дитя получило образование, а далее — высшее учебное заведение, закончить которое в наше время может любой, в том числе и Митрофан, были бы только деньги у родителей. По окончании института отряды неучей вступают во взрослую жизнь, естественно, помыслы их сосредоточены не на интересах общества и благе отечества. Для современных Митрофанушек первоочередной задачей является обеспечение собственного благополучия, желание достигнуть этой цели. Для них все средства хороши. Из года в год наше общество не перестает удивляться: почему мы, имея богатые, плодородные земли, продолжаем влачить жалкое существование? Увы, вопрос так и остается без ответа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *