Наша живописная река. Она не судоходна, но город гордится ею. Через реку перекинуты современные мосты, по которым мчатся авто и бегают трамваи. В некоторых местах берега реки облицованы гранитными плитами – очень красиво. Но я люблю любоваться нашей рекой там, где нет цивилизации, так сказать, природой. Я с удовольствием слушаю лягушачьи “оркестры”, наблюдаю за утками, мирно плавают у берега. А как громко они бьют крыльями, когда носятся. Несколько раз я видел над рекой озерных чаек.
Это произошло летом прошлого года на диком пляже. Именно здесь на песке я нашел серебряное кольцо. Игорь, мой товарищ, сказал:
– Забирай себе, ты же нашел. Подаришь маме. Это явно женское украшение. Однако мама была не в восторге от моего подарка.
– Представь, сынок, видимо, кто страдает, – сказала мама. – Может, это чья-то семейная реликвия. А вот и надпись внутри кольца: “С любовью”.
– Как же я верну это кольцо? Где найду хозяина? – удивился я. Мама посоветовала написать объявление о находке и повесить в разных уголках пляжа, где мы отдыхаем.
Я написал объявление, указал свой мобильный, к кому обращаться. Проблем, где развесить объявление, не было: деревьев там хватает.
И вот раздался долгожданный звонок. Женский голос сказал:
– Я хозяйка потерянного кольца. Где я могу ее получить?
– А вы помните, надпись внутри? – усомнился я, а действительно ли именно эта женщина потеряла украшение.
– Да. Там есть слова: “С любовью”. Это подарок моего мужа. Через некоторое время я встретился с женщиной и вернул кольцо.
Это была невысокая, слегка полная женщина среднего возраста. Одета со вкусом. Меня поразило ее открытое лицо, добрые синие глаза. В ушах у нее были серебряные серьги. Увидев, что я обратил внимание на серьги, женщина сказала:
– Серьги и кольцо составляют комплект. Спасибо вам. – Она раскрыла кошелек, и я догадался, что она приготовила вознаграждение. Неожиданно для самого себя я отказался от денег – мне почему-то стало стыдно.
Дома мама одобрила мой поступок и сказала:
– Добрые дела надо делать бескорыстно.
Не читала итальянскую сказку, ограничилась только русской, про Мартынку, Жучку и Ваську. Думаю, что сочинение требуется написать именно по русской сказке.
Эта сказка, по которой кстати был снят совершенно очаровательный мультфильм, рассказывает нам и молодом человек, потерявшем отца и оставшимся жить со старухой-матерью. Мартынка был довольно простоватым, но очень добрым. Он готов был пожертвовать последними деньгами, которые остались от отца, чтобы спасти от неминуемой смерти то собаку, то кота, хотя лишившись этих денег мог и сам умереть с голоду. Понятно, что в любой сказке доброта не остается без награды и когда Мартынка выбрал в качестве оплаты мешок песка, случай помог ему спасти от пожара дочь змеиного царя. Та, в благодарность отдает ему волшебное колечко, которое могло сделать Мартынка счастливым, а могло и испортить ему всю жизнь. И казалось бы все в сказке указывало на второй вариант развития событий – царевна, которую выдали за Мартынку, оказалась себе на уме и, украв кольцо, бросила и мужа и отца, но выручают героя друзья. Те, кого он сам когда-то спас от смерти – кот Васька и собачка Жучка. Эти преданные животные отправились в далекое путешествие и преодолев множество опасностей вернули Мартынке колечко. Зло наказано, как это и бывает в сказках, добро торжествует.
Главная мысль этой сказки в том, что раз сделанное добро всегда вернется к тебе сторицей, а зло непременно будет наказано. Тем не менее, хотелось бы отметить, что еще одним уроком этой сказки мне видится то, что следует все-таки думать головой, когда что-либо делаешь, и тогда не придется совершать глупости, которые в сказке легко исправляются, но в жизни могут испортить будущее. Доброе сердце – это очень хорошо, но светлая голова в придачу – это просто замечательно.
Путешествие по Золотому кольцу России.
В соответствии с письмом министерства образования и науки Краснодарского края с целью знакомства с достижениями материальной и духовной культуры православия с 4.11.2013 г. по 12.11.2013 г. была организована культурно-образовательная поездка для председателей районных методических объединений учителей основ православной культуры и основ религиозной культуры и светской этики по маршруту «Золотое кольцо России».
Вот, говорят, путешествие – лучшее средство образовать себя во всём: правда, точно, правда! Как многому тут научишься!
Николай Гаврилович Чернышевский. Эти слова русского писателя как нельзя лучше отражают сущность нашей поездки: она действительно была не только культурной, но и образовательной. История русского государства более десяти веков неразрывно связана с православием, которое является культурообразующей религией на Руси. Две юбилейные даты отечественной истории стояли во главе угла нашего путешествия – это 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 400-летие династии Романовых.
Всегда мечтала побывать в городах, которые являются жемчужинами русской культуры и составляют Золотое кольцо России, как-то раньше не сложилось. Самому собраться в такую поездку сложно, для меня очень ценно и важно, что моя мечта осуществилась. Своими радостными, яркими впечатлениями с удовольствием делюсь со своими близкими, учениками, коллегами.
Есть в России места, полные особого смысла, значения и очарования, где застывшее в пространстве прошлое остаётся ощутимым, и поэтому волнует. Для меня очень значимым и важным было то, что наша экскурсионная программа началась в Москве. Всегда, когда приходится бывать в столице, обязательно вновь иду на Красную площадь. Здесь очень явно ощущаешь сопричастность к отечественной истории, чувствуешь её дыхание. Бывать на Красной площади ранним утром ещё не приходилось, она неизменно прекрасна в любое время дня и в любое время года!
Огромное впечатление произвело посещение Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры. Святая обитель основана преподобным Сергием Радонежским – одним из наиболее почитаемых русских святых. В Лавре по случаю юбилейной даты со дня рождения преподобного проводится масштабная реконструкция.
В рамках изучения основ православной культуры в школе, личность Сергия Радонежского – подвижника православия, молитвенника и Игумена земли Русской, является одной из самых ярких. Событиям отечественной истории, связанным с именем преподобного, мы всегда уделяем особое внимание. Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича Донского, отправлявшееся на сражение с Мамаем. В Смутное время монастырь, выдержав 16-ти месячную осаду полько-литовских интервентов, стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского.
Монастырю благоволили русские цари, они регулярно совершали паломничества к святым местам, здесь был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I.
Святыни монастыря. Самым древним сооружением лавры является Троицкий собор, выстроенный в XIV веке на месте деревянного храма Святой Троицы. Это один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIII-XV веков. Именно вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль лавры. Построен он в память преподобного Сергия Радонежского. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Именно для этого иконостаса великим русским иконописцем Андреем Рублёвым была написана икона Святой Живоначальной Троицы. В настоящее время икона находится в Третьяковской галерее. В Троицком соборе покоятся нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского. В храмах обители – мощи Никона, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека. В лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские представители фамилии Годуновых, многие московские архиереи, патриархи Алексий I и Пимен.
В наши дни в лавре проводятся архиерейские и поместные соборы Русской Православной Церкви, международные встречи, торжественно отмечаются главные православные праздники, на территории монастыря действует духовная семинария. Посещение святой обители надолго оставит неизгладимые впечатления в моей душе.
Переславль-Залесский – один из древних городов русских. Немногие города могут сравниться с ним по красоте месторасположения. История Переславля интересна и разнообразна. С Переславлем связаны судьбы многих выдающихся людей. Город был заложен по велению князя Юрия Долгорукого в 1152 году и вначале назывался Переяславлем Новым. В XV веке из названия города выпала буква «я», и он стал именоваться Переславлем. В Переславле-Залесском родился, жил и княжил выдающийся полководец Александр Невский, здесь же находится погребение его сына и внука, именно здесь принимает священнический сан и игуменство преподобный Сергий Радонежский. Александр Невский, с детства был благочестивым. Итогом христианского воспитания стало обретение внутренней системы ценностей, которая легла в основу всей его жизни. Это не просто русский князь, полководец – это человек, причисленный к лику святых, святой благоверный князь. Именно так представлена личность Александра Невского в курсе основы православной культуры в школе. Цель воспитания – в развитии всех духовных сил человека, способности отличать добро от зла, формировании истинных ценностей, которыми являются любовь, долг, честь, Родина, вера. Особую роль в воспитании играют идеалы. Хотелось бы, чтобы изучая отечественную историю, наши дети имели возможность брать пример с людей, которые являли образец чести, совести, доблести, подвига.
Древний Переславль известен яркой политической, экономической и духовной историей. В начале XIV столетия Переславское княжество объединяется с Московским, и с тех пор судьба Переславля неразрывно связана с Москвой. В городе, стоящем на берегу Плещеева озера, подолгу жили великие князья и цари. Они делали щедрые вклады в переславские монастыри, на их деньги сооружались величественные храмы, крепостные стены и башни.
В конце XVII века на берегу Плещеева озера под руководством юного Петра I велось строительство «Потешной Флотилии», положившей начало российскому военному флоту. В музее Переславля-Залесского находится деревянный бот – один из кораблей флотилии Петра I.
«…Чтоб от чуда не отвыкли, есть у нас Ростов Великий – свет очей» Н. Родионов. Один из древнейших городов русских, некогда равный славой и богатством Новгороду и Киеву, признанный духовный и культурный центр в те времена, когда ещё не существовала Москва. Он сохранил многое из того, что делает его неповторимым, не просто Ростовом, а Ростовом Великим. Сохранившиеся до наших дней великолепные памятники архитектуры и монументальной живописи, знаменитые ростовские звоны – слава и гордость всего русского искусства. У человека впервые посетившего Ростов Великий, остаются глубокие и неожиданные впечатления.
Величественный ансамбль Ростовского Кремля был создан в 1660-1690-е годы по замыслу митрополита Ионы III. В каждое сооружение Ростовского Кремля – будь то величественные крепостные стены, просторные белокаменные палаты или расписанные чудными фресками старинные храмы, русские мастера вложили богатейшую фантазию и мастерство. С момента постройки Ростовский Кремль сразу стал одной из главных российских достопримечательностей. Он и сейчас восхищает своей неповторимой красотой, богатством архитектурных форм. Это одно из популярнейших мест съемок художественных и документальных фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «Трактир на Пятницкой» и других.
На древнейшей в городе Соборной площади возвышается величественное пятиглавое здание кафедрального Успенского собора. Он сооружен в начале XVI века, на месте прежде бывших деревянной соборной церкви Х века и белокаменных храмов. В конце XVII века по повелению митрополита Ионы Сысоевича была построена звонница, на колоколах которой исполняются ростовские звоны, известные по всему миру. Всего на звоннице пятнадцать колоколов, сохранившийся до наших дней уникальный комплект, звоны которых в безветренную погоду слышны в радиусе двадцати километров вокруг кремля. Нам посчастливилось услышать звон колоколов Ростовского Кремля!
Славен Ростов и своими художественными ремеслами. Ростовскую финифть – уникальный народный промысел, традиционно существующий только в Ростове – ценят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом. В Кремле Ростова Великого мы посетили единственный в России музей финифти, где представлена вся многолетняя история развития финифтяного промысла в произведениях лучших мастеров. Очень впечатлил рассказ экскурсовода о технологии производства изделий из финифти и экспонаты музея.
Один из древнейших русских городов Ярославль в 2010 году отметил своё тысячелетие. Ярославль по праву считается жемчужиной в «Золотом кольце» древнерусских городов, он сохранил прелесть и очарование ушедших веков. Время было к городу благосклонным, сохранив всё лучшее, что создавалось на протяжении столетий. В Ярославле более 60-ти храмов, из них около 30-ти действующие, три монастыря. Сюда приезжают тысячи туристов, чтобы полюбоваться уникальными архитектурными ансамблями, памятниками зодчества, шедеврами живописи, пройтись по красивой Волжской набережной, широким проспектам, услышать рассказ о событиях давно минувших дней и сегодняшней жизни города. В 1612 году город был более двух месяцев столицей русского государства, здесь собирало силы для похода на Москву ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Ярославские купцы много средств вложили в подготовку этого войска, за что в последствии получили немало привилегий. После обзорной экскурсии по городу мы посетили Спасо-Преображенский монастырь, основанный во второй половине XII века. Именно его памятники в значительной степени формируют образ Ярославля как символа русского средневекового города. Монастырь хранит память об истории ярославской земли. Достаточно вспомнить события Смутного времени и ту роль, которую Ярославль сыграл в освобождении Руси от польско-литовских интервентов, обретение здесь выдающегося литературного памятника – «Слова о полку Игореве». Ещё менее месяца назад, знакомя семиклассников на уроках музыки с оперой А.П. Бородина «Князь Игорь» и балетом современного питерского композитора Тищенко «Ярославна», я и подумать не могла, что смогу так близко соприкоснуться с событиями истории, которые легли в основу этих музыкальных произведений. Теперь, когда мне удалось побывать на ярославской земле, я с гордостью буду рассказывать своим ученикам об этом.
Кострома среди больших и малых русских городов, окружающих столицу, заметно выделяется собственным неповторимым обликом. Её своеобразие определяет величавая Волга, разделившая город на две почти равные части, чудом сохранившиеся архитектурные ансамбли городского центра XVIII-XIX веков, старинные храмы и монастыри.
Основана Кострома в XII веке. Расположенный на оживлённом Великом Волжском торговом пути, город быстро рос и развивался. История Костромы уникальна. С именем костромского князя Василия Ярославовича связано важное событие в истории города – обретение в 1272 году чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, которая ныне является одной из наиболее почитаемых национальных святынь. В 1613 году в Костроме происходят события, имевшие общенациональное значение. В начале 1613 года в окрестностях села Домнино появился польский вооружённый отряд, имевший целью убить претендента на русский престол Михаила Фёдоровича Романова, избранного Земским собором после кровопролитных лет Смуты. Шестнадцатилетний Михаил вместе с матерью, инокиней Марфой, находился в это время в своей костромской вотчине. Планам врагов не суждено было осуществиться, на их пути встретился домнинский крестьянин Иван Сусанин. Поляки пытались заставить Сусанина указать дорогу к месту нахождения будущего русского царя, но он завёл вражеский отряд в непроходимые лесные дебри и был убит. Иван Осипович погиб, но и поляки так и не вышли из глухих мест. 400 лет назад совершил свой подвиг Иван Сусанин. Сегодня памятью о герое назван не только каменный монумент в Костроме, но и множество великих произведений искусства. Иван Осипович – это легенда всероссийского масштаба. История Руси могла бы пойти совсем по-другому, если бы не самоотверженность простого русского крестьянина. Имя Ивана Сусанина хорошо знакомо школьникам, ведь о его подвиге мы говорим на уроках истории, литературы, музыки, основ православной культуры. Теперь, когда мне посчастливилось побывать в Костроме, рассказывая ученикам об Иване Сусанине, я вновь буду переживать то волнительное чувство, которое не покидало меня во время пребывания в этом городе.
Главной достопримечательностью Костромы, его символом является Ипатьевский монастырь. По преданию, начало Ипатьевского монастыря было положено в 1330 году по велению и при активном финансировании могущественного татарского вельможи, выходца из Золотой Орды – мурзы Чета. В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего Михаила царём. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени. При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. Посещение Ипатьевского монастыря в год 400-летнего юбилея династии Романовых – значительное событие.
Суздаль… Это звучное имя давно стало синонимом русской древности. Величие Суздальской Руси, затерянное в глубоком прошлом, живо для нас в её исторических и православных святынях. История Суздаля очень интересна. Суздаль возник на месте древних земледельческих и торгово-ремесленных поселений, которые, судя по старинным рукописям, появились здесь не позднее IX века. Однако первое документальное упоминание о Суздале относится к 1024 году. Суздаль стал городом-музеем, городом-заповедником, сокровищницей национальной культуры. По обилию архитектурных памятников и целостности своего облика, он не знает себе равных. Экскурсия по суздальской земле началась на широких просторах Суздальского ополья. В четырёх километрах от Суздаля расположено древнее село Кидекша – место загородной княжеской резиденции Юрия Долгорукого. Величественный храм, построенный Юрием Долгоруким в XII веке в честь святых князей-мучеников Бориса и Глеба – одно из самых ранних белокаменных сооружений Руси.
На том месте, где сейчас находится музей под названием «Суздальский кремль», в XII веке и начал строиться город. Здесь, в излучине реки Каменки, были сооружены первые земляные укрепления и возведен первый городской собор. В Кремле сохранились крепостные валы и рвы, остались и некоторые церкви, относившиеся к кремлю. Сейчас Суздальский кремль – это музей с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству. Интерьеры Крестовой палаты заслуживают особого внимания. Они создавались по записям XVIII века и воспроизводят предметы, окружавшие её владельцев в то время. Сокровища Рождественского собора тоже перенесены в музей. Собор Рождества Богородицы поражает любителей древнерусской старины многими редкостями. Это и резное узорочье наружных стен, и сияющее «стенное писание», «златые врата», выполненные в технике «огневого золочения» по чёрной меди, и тябловый иконостас… Художественный образ суздальского собора отличается удивительным единством стиля.
Ещё одна жемчужина суздальской земли – Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. В то время он находился за пределами города и выполнял роль форпоста. В XVII в. монастырь был обнесен новыми крепостными стенами с оборонительными башнями. Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории монастыря был открыт и освящен 4 ноября 2009 года в присутствии Дмитрия Медведева памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому, точная копия возведенной более ста лет назад и полностью разрушенной в 30-е годы прошлого столетия часовни. У монастырской звонницы несколько раз в день посетители имеют возможность слушать завораживающий перезвон колоколов. Действительно – этот чудесный звон надолго останется в памяти!
Боголюбово занимает особое положение среди древнерусских городов. Здесь, близ Владимира расположена великокняжеская резиденция – Боголюбовский замок. Именно в этом замке и был убит князь Андрей в 1174 году во время боярского заговора. Андрей Боголюбский построил надёжную резиденцию в нескольких верстах от Владимира. Для постройки замка-монастыря было выбрано на редкость красивое место на холме у речной долины, а в низине, среди заливных лугов была построена церковь Покрова на Нерли, которая стала первым мемориальным комплексом на Руси.
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь –
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
На свете есть такие места, где человек испытывает величайшее духовное наслаждение от встречи с чем-то воистину прекрасным. Тот, кто хоть раз видел церковь Покрова на Нерли, никогда её не забудет.
«Гордым именем Владимир сам Господь тебя назвал,
чтоб веками ты стоял под небом синим…» Один из самых древних и красивых городов России – Владимир. Был основан князем Владимиром Красное Солнышко в конце X века. С 1157 года здесь прочно обосновался уроженец этих мест, сын Великого Киевского князя Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский. После смерти отца он добился признания своего старейшинства на Руси. Для возвышения новой столицы Владимира князь Андрей всячески украсил ее, поместил здесь Богородичную икону, считавшуюся чудотворной. Яркий расцвет белокаменного владимирского зодчества оставил грандиозные памятники мирового значения. Среди них Успенский и Дмитриевские соборы, Золотые ворота. Архитектура Успенского и Дмитриевского собора поражают монументальностью и величием. В 1164 года в Успенский соборный храм была перенесена из Боголюбова чудотворная икона Владимировской Божией Матери, после чего князь Андрей провозгласил Владимир престольным городом. С этого времени все Великие князья русские до Иоанна-III восходили на престол Великого княжения в Успенском соборе. Князь Андрей предназначил построенный храм и для упокоения лиц великокняжеского рода. Лишившись ещё при своей жизни троих сыновей своих и брата, князь Андрей поместил их останки под сводом собора. И сам князь Андрей, приняв мученическую кончину в 1175 году, нашёл упокоение под сводами своего храма.
Принято считать, что Дмитриевский собор построен по образцу церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженной Андреем Боголюбским в 1164 году в устье реки Нерль. Великий владимирский князь Всеволод (в крещении Дмитрий) посвятил собор своему небесному покровителю – святому великомученнику Дмитрию Солунскому. Главная достопримечательность собора – его стены, сплошь покрытые рельефными изображениями Господа, Божией Матери, ангелов, святых. Под сводами хор сохранились раскрытые в 1918 году драгоценные остатки фресковой росписи XII века. В соборе сохраняются замечательные своею древностью предметы: старопечатные книги, церковная утварь, жалованные грамоты. «Дмитриевский собор, — пишет Л.Д. Любимов, — один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа».
«Минувших дней очарование…» Этой стихотворной строкой В.А. Жуковского названа экспозиция о культуре владимирской дворянской усадьбы, расположенная на 2-м этаже Присутственных мест. Недолгий век расцвета усадебной культуры оставил не только многочисленные материальные следы, но и поэтическую печаль. Этим чувством проникнута необычная, вовлекающая в сопереживание экспозиция, вся она построена как воспоминания престарелой барыни, сидящей у камина под картиной художника В. Максимова с символическим названием «Всё в прошлом». Барский дом с белыми колоннами и пушками у ворот, гранитные ступени, ажурная ограда, садовые аллеи – из отдельных штрихов складывается целостный волнующий образ.
Огромное впечатление на меня произвела служба в Княгинином монастыре, в который мы отправились вечером по возвращении из Суздаля. Монастырь был основан примерно в 1200 г. Марией Шварновной, женой великого князя Всеволода, известного как Всеволод Большое Гнездо. Название «Княгинин» монастырь получил из-за того, что он был основан великой Владимирской княгиней и по традиции, в главном храме монастыря хоронили всех женщин княжеского рода (жен великих князей, их дочерей и сестер). Кроме Марии (в монашестве Марфы), здесь похоронены и её потомки – жена и дочь Александра Невского. Александр Невский был внуком княгини. Святынями собора являются Боголюбовская икона Божией Матери, написанная в XII веке по явлению, бывшему князю Андрею Боголюбскому в 1155 году, и мощи мученика Авраамия Болгарского.
Завершилось наше путешествие по Золотому кольцу во Владимире. Усталости совершенно не чувствовалось, ощущался и необыкновенный восторг, и какая-то щемящая печаль. Не хотелось уезжать. Со словами благодарности мы подошли к нашему экскурсоводу Лидии Владимировне, которая все дни путешествия заботливо опекала нас. Придётся ли когда-нибудь ещё побывать в этих местах? Теперь каждому из нас предстояло осмыслить и систематизировать всё то культурное и духовное богатство, которое мы обрели здесь, на этой исторической земле. Как важно сегодня в это непростое время осознать, что именно наше историческое прошлое, неразрывно связанное с Православием, поможет возродить нравственность и будет способствовать формированию духовного стержня у подрастающего поколения, сохранению и развитию исторических и культурных традиций своего народа. Хочу закончить рассказ о нашем замечательном путешествии словами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина:
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».
Горбулина Татьяна Геннадьевна, учитель музыки, основ православной культуры, основ религиозной культуры и светской этики МБОУ СОШ № 5, председатель районного методического объединения учителей ОПК и ОРК и СЭ, Заслуженный учитель Кубани.
Зачастую слышу фразу: главное – не сам подарок, главное – это внимание. Я не совсем согласен с этим утверждением. Ведь тогда может сложится ситуация: “есть подарки, которые не подарили, а есть подарки, которые лучше бы не дарили”(не моя цитата, кажется, Вадима Галыгина).
Я считаю, что хороший подарок это как раз-таки главное. Он не должен быть обязательно дорогим, но именно хорошим. Под хорошим я подразумеваю:
Редкий – это может быть, то очень трудно достать например билеты на концерт, куда так просто не пробиться (конечно, и в этом случае он может быть бесполезным, если вы плохо знаете человека-получателя.)
Подарок-символ или напоминание (тут в качестве примера могу привести себя. Мое прозвище – сыч или сова. Моя сестра сделала из яйца с помощью ниток подделку в виде совы. Для меня это символично и приятно, для сестры не затратно (насчет долговечно не знаю, но пока стоит) )
Полезный подарок или который можно использовать, например футболка с прикольным рисунком (а с не прикольным – половая тряпка).
Наверняка есть еще и другие критерии, но что-то в голову ничего не приходит.
С чего я вообще стал это писать? Да мне подарили игрушку радиоуправляемую в виде непойми чего.(довольно-таки давно, сейчас на нее наткнулся и вспомнил), мне тогда 18 было, ну так вот она не работала и инструкции к ней не прилагалось.
В общем дарите друг другу хорошие подарки. Всем бобра и сов!
Однажды, совершая ежегодную проверку нехитрого бабушкиного скарба, я взяла в руки кольцо, которое раньше просто откладывала, продолжая копошиться в разноцветных бусах. Но я повзрослела, и на этот раз посмотрела на колечко внимательно. Простое литье, ни одного вензелька, ни загогулинки, даже камня в нем не было. Необычен был металл, я такого раньше не видела. Колечко буквально светилось у меня на ладони как частица солнца. Моя бабушка, Валентина Ивановна, видя, как я им залюбовалась, спросила: «Нравится? Это колечко приехало со мной с моей родины, Урала. Сделано давным-давно из уральского самородка, найденного тамошним старателем. Подарил мне его дядя на 16 летие. Тогда в нем малахитовый с разводами камешек стоял, а до него, дядя говорил, зеленый с мерцинками, по нему рисунок – двуглавый орел, но настали времена такие, что камень «имперский» выбросили, от греха подальше, и заменили «безопасным». Внученька, а ведь это колечко простое только с виду. Слушай, как оно терялось и возвращалось каждый раз. Первый раз потеряла я его в первую зиму, сразу после дня рождения, в лесу .Носила его не снимая, а оно великовато, в рукавичку свалилось и…прощай. Дома кинулась, а все, хоть от тропы недалеко ходила, да снега выше колена, не найти. Поплакала, погоревала … а весной оно мне с нашей тропки за десять метров подмигнуло, подблеснуло. Думаю, что за лучики длинные, тоненькие и яркие. Подхожу, прямо сердце подпрыгнуло-мое колечко лежит на бочке и светится, как я от счастья. А потом началась война. Я ее не увидела, но как я ее чувствовала. В первый год войны пропал без вести мой отец. Все женщины, не мобилизованные по разным причинам мужчины, работали в тылу. Мы сплавляли по реке лес для нужд фронта, тяжелый, изнурительный труд, но мы знали, что за много километров от нас настоящий ад, многим еще хуже. Часто ночевали в рабочих бараках-домой идти не было сил. Поэтому, когда однажды утром заметила, что колечка нет на пальце, просто пошла работать. А на следующий день мне принесли мою пропажу, сказав, что на войне стакан махорки дороже золота, за столько выменял мое кольцо добрый человек, знавший меня и видевший на мне это украшение. А вора, снявшего с меня спящей кольцо, отлупили мужики. Вот так. В третий раз ушло колечко спустя много лет во время стирки уже здесь, на Кубани. Вместе с водой слила, а когда кинулась-не нашла. Прошло больше десяти лет, садили картошку и …блестит что-то в лунке. Оно, только без камня. Мы постарели, а колечко как новенькое. Положила его в шкатулку, с тех пор не ношу. Забирай, внученька, скоро совсем девушка будешь, так и носи его в радость.»
Прошло 15 лет после этого разговора. Теперь колечко подогнано под мой пальчик, вставлен камень авантюрин.
Одеваю его, безмолвного свидетеля непростой и интересной человеческой жизни, и становится тепло, тепло от воспоминаний, про мою бабушку, Медюху Валентину Ивановну.
Вот фото моего «уральского солнышка», живущего теперь в Запорожской области.
Наша живописная река. Она не судоходна, но город гордится ею. Через реку перекинуты современные мосты, по которым мчатся авто и бегают трамваи. В некоторых местах берега реки облицованы гранитными плитами – очень красиво. Но я люблю любоваться нашей рекой там, где нет цивилизации, так сказать, природой. Я с удовольствием слушаю лягушачьи “оркестры”, наблюдаю за утками, мирно плавают у берега. А как громко они бьют крыльями, когда носятся. Несколько раз я видел над рекой озерных чаек.
Это произошло летом прошлого года на диком пляже. Именно здесь на песке я нашел серебряное кольцо. Игорь, мой товарищ, сказал:
– Забирай себе, ты же нашел. Подаришь маме. Это явно женское украшение. Однако мама была не в восторге от моего подарка.
– Представь, сынок, видимо, кто страдает, – сказала мама. – Может, это чья-то семейная реликвия. А вот и надпись внутри кольца: “С любовью”.
– Как же я верну это кольцо? Где найду хозяина? – удивился я. Мама посоветовала написать объявление о находке и повесить в разных уголках пляжа, где мы отдыхаем.
Я написал объявление, указал свой мобильный, к кому обращаться. Проблем, где развесить объявление, не было: деревьев там хватает.
И вот раздался долгожданный звонок. Женский голос сказал:
– Я хозяйка потерянного кольца. Где я могу ее получить?
– А вы помните, надпись внутри? – усомнился я, а действительно ли именно эта женщина потеряла украшение.
– Да. Там есть слова: “С любовью”. Это подарок моего мужа. Через некоторое время я встретился с женщиной и вернул кольцо.
Это была невысокая, слегка полная женщина среднего возраста. Одета со вкусом. Меня поразило ее открытое лицо, добрые синие глаза. В ушах у нее были серебряные серьги. Увидев, что я обратил внимание на серьги, женщина сказала:
– Серьги и кольцо составляют комплект. Спасибо вам. – Она раскрыла кошелек, и я догадался, что она приготовила вознаграждение. Неожиданно для самого себя я отказался от денег – мне почему-то стало стыдно.
Дома мама одобрила мой поступок и сказала:
– Добрые дела надо делать бескорыстно.
Не читала итальянскую сказку, ограничилась только русской, про Мартынку, Жучку и Ваську. Думаю, что сочинение требуется написать именно по русской сказке.
Эта сказка, по которой кстати был снят совершенно очаровательный мультфильм, рассказывает нам и молодом человек, потерявшем отца и оставшимся жить со старухой-матерью. Мартынка был довольно простоватым, но очень добрым. Он готов был пожертвовать последними деньгами, которые остались от отца, чтобы спасти от неминуемой смерти то собаку, то кота, хотя лишившись этих денег мог и сам умереть с голоду. Понятно, что в любой сказке доброта не остается без награды и когда Мартынка выбрал в качестве оплаты мешок песка, случай помог ему спасти от пожара дочь змеиного царя. Та, в благодарность отдает ему волшебное колечко, которое могло сделать Мартынка счастливым, а могло и испортить ему всю жизнь. И казалось бы все в сказке указывало на второй вариант развития событий – царевна, которую выдали за Мартынку, оказалась себе на уме и, украв кольцо, бросила и мужа и отца, но выручают героя друзья. Те, кого он сам когда-то спас от смерти – кот Васька и собачка Жучка. Эти преданные животные отправились в далекое путешествие и преодолев множество опасностей вернули Мартынке колечко. Зло наказано, как это и бывает в сказках, добро торжествует.
Главная мысль этой сказки в том, что раз сделанное добро всегда вернется к тебе сторицей, а зло непременно будет наказано. Тем не менее, хотелось бы отметить, что еще одним уроком этой сказки мне видится то, что следует все-таки думать головой, когда что-либо делаешь, и тогда не придется совершать глупости, которые в сказке легко исправляются, но в жизни могут испортить будущее. Доброе сердце – это очень хорошо, но светлая голова в придачу – это просто замечательно.
Путешествие по Золотому кольцу России.
В соответствии с письмом министерства образования и науки Краснодарского края с целью знакомства с достижениями материальной и духовной культуры православия с 4.11.2013 г. по 12.11.2013 г. была организована культурно-образовательная поездка для председателей районных методических объединений учителей основ православной культуры и основ религиозной культуры и светской этики по маршруту «Золотое кольцо России».
Вот, говорят, путешествие – лучшее средство образовать себя во всём: правда, точно, правда! Как многому тут научишься!
Николай Гаврилович Чернышевский. Эти слова русского писателя как нельзя лучше отражают сущность нашей поездки: она действительно была не только культурной, но и образовательной. История русского государства более десяти веков неразрывно связана с православием, которое является культурообразующей религией на Руси. Две юбилейные даты отечественной истории стояли во главе угла нашего путешествия – это 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 400-летие династии Романовых.
Всегда мечтала побывать в городах, которые являются жемчужинами русской культуры и составляют Золотое кольцо России, как-то раньше не сложилось. Самому собраться в такую поездку сложно, для меня очень ценно и важно, что моя мечта осуществилась. Своими радостными, яркими впечатлениями с удовольствием делюсь со своими близкими, учениками, коллегами.
Есть в России места, полные особого смысла, значения и очарования, где застывшее в пространстве прошлое остаётся ощутимым, и поэтому волнует. Для меня очень значимым и важным было то, что наша экскурсионная программа началась в Москве. Всегда, когда приходится бывать в столице, обязательно вновь иду на Красную площадь. Здесь очень явно ощущаешь сопричастность к отечественной истории, чувствуешь её дыхание. Бывать на Красной площади ранним утром ещё не приходилось, она неизменно прекрасна в любое время дня и в любое время года!
Огромное впечатление произвело посещение Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры. Святая обитель основана преподобным Сергием Радонежским – одним из наиболее почитаемых русских святых. В Лавре по случаю юбилейной даты со дня рождения преподобного проводится масштабная реконструкция.
В рамках изучения основ православной культуры в школе, личность Сергия Радонежского – подвижника православия, молитвенника и Игумена земли Русской, является одной из самых ярких. Событиям отечественной истории, связанным с именем преподобного, мы всегда уделяем особое внимание. Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича Донского, отправлявшееся на сражение с Мамаем. В Смутное время монастырь, выдержав 16-ти месячную осаду полько-литовских интервентов, стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского.
Монастырю благоволили русские цари, они регулярно совершали паломничества к святым местам, здесь был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I.
Святыни монастыря. Самым древним сооружением лавры является Троицкий собор, выстроенный в XIV веке на месте деревянного храма Святой Троицы. Это один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIII-XV веков. Именно вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль лавры. Построен он в память преподобного Сергия Радонежского. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Именно для этого иконостаса великим русским иконописцем Андреем Рублёвым была написана икона Святой Живоначальной Троицы. В настоящее время икона находится в Третьяковской галерее. В Троицком соборе покоятся нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского. В храмах обители – мощи Никона, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека. В лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские представители фамилии Годуновых, многие московские архиереи, патриархи Алексий I и Пимен.
В наши дни в лавре проводятся архиерейские и поместные соборы Русской Православной Церкви, международные встречи, торжественно отмечаются главные православные праздники, на территории монастыря действует духовная семинария. Посещение святой обители надолго оставит неизгладимые впечатления в моей душе.
Переславль-Залесский – один из древних городов русских. Немногие города могут сравниться с ним по красоте месторасположения. История Переславля интересна и разнообразна. С Переславлем связаны судьбы многих выдающихся людей. Город был заложен по велению князя Юрия Долгорукого в 1152 году и вначале назывался Переяславлем Новым. В XV веке из названия города выпала буква «я», и он стал именоваться Переславлем. В Переславле-Залесском родился, жил и княжил выдающийся полководец Александр Невский, здесь же находится погребение его сына и внука, именно здесь принимает священнический сан и игуменство преподобный Сергий Радонежский. Александр Невский, с детства был благочестивым. Итогом христианского воспитания стало обретение внутренней системы ценностей, которая легла в основу всей его жизни. Это не просто русский князь, полководец – это человек, причисленный к лику святых, святой благоверный князь. Именно так представлена личность Александра Невского в курсе основы православной культуры в школе. Цель воспитания – в развитии всех духовных сил человека, способности отличать добро от зла, формировании истинных ценностей, которыми являются любовь, долг, честь, Родина, вера. Особую роль в воспитании играют идеалы. Хотелось бы, чтобы изучая отечественную историю, наши дети имели возможность брать пример с людей, которые являли образец чести, совести, доблести, подвига.
Древний Переславль известен яркой политической, экономической и духовной историей. В начале XIV столетия Переславское княжество объединяется с Московским, и с тех пор судьба Переславля неразрывно связана с Москвой. В городе, стоящем на берегу Плещеева озера, подолгу жили великие князья и цари. Они делали щедрые вклады в переславские монастыри, на их деньги сооружались величественные храмы, крепостные стены и башни.
В конце XVII века на берегу Плещеева озера под руководством юного Петра I велось строительство «Потешной Флотилии», положившей начало российскому военному флоту. В музее Переславля-Залесского находится деревянный бот – один из кораблей флотилии Петра I.
«…Чтоб от чуда не отвыкли, есть у нас Ростов Великий – свет очей» Н. Родионов. Один из древнейших городов русских, некогда равный славой и богатством Новгороду и Киеву, признанный духовный и культурный центр в те времена, когда ещё не существовала Москва. Он сохранил многое из того, что делает его неповторимым, не просто Ростовом, а Ростовом Великим. Сохранившиеся до наших дней великолепные памятники архитектуры и монументальной живописи, знаменитые ростовские звоны – слава и гордость всего русского искусства. У человека впервые посетившего Ростов Великий, остаются глубокие и неожиданные впечатления.
Величественный ансамбль Ростовского Кремля был создан в 1660-1690-е годы по замыслу митрополита Ионы III. В каждое сооружение Ростовского Кремля – будь то величественные крепостные стены, просторные белокаменные палаты или расписанные чудными фресками старинные храмы, русские мастера вложили богатейшую фантазию и мастерство. С момента постройки Ростовский Кремль сразу стал одной из главных российских достопримечательностей. Он и сейчас восхищает своей неповторимой красотой, богатством архитектурных форм. Это одно из популярнейших мест съемок художественных и документальных фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «Трактир на Пятницкой» и других.
На древнейшей в городе Соборной площади возвышается величественное пятиглавое здание кафедрального Успенского собора. Он сооружен в начале XVI века, на месте прежде бывших деревянной соборной церкви Х века и белокаменных храмов. В конце XVII века по повелению митрополита Ионы Сысоевича была построена звонница, на колоколах которой исполняются ростовские звоны, известные по всему миру. Всего на звоннице пятнадцать колоколов, сохранившийся до наших дней уникальный комплект, звоны которых в безветренную погоду слышны в радиусе двадцати километров вокруг кремля. Нам посчастливилось услышать звон колоколов Ростовского Кремля!
Славен Ростов и своими художественными ремеслами. Ростовскую финифть – уникальный народный промысел, традиционно существующий только в Ростове – ценят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом. В Кремле Ростова Великого мы посетили единственный в России музей финифти, где представлена вся многолетняя история развития финифтяного промысла в произведениях лучших мастеров. Очень впечатлил рассказ экскурсовода о технологии производства изделий из финифти и экспонаты музея.
Один из древнейших русских городов Ярославль в 2010 году отметил своё тысячелетие. Ярославль по праву считается жемчужиной в «Золотом кольце» древнерусских городов, он сохранил прелесть и очарование ушедших веков. Время было к городу благосклонным, сохранив всё лучшее, что создавалось на протяжении столетий. В Ярославле более 60-ти храмов, из них около 30-ти действующие, три монастыря. Сюда приезжают тысячи туристов, чтобы полюбоваться уникальными архитектурными ансамблями, памятниками зодчества, шедеврами живописи, пройтись по красивой Волжской набережной, широким проспектам, услышать рассказ о событиях давно минувших дней и сегодняшней жизни города. В 1612 году город был более двух месяцев столицей русского государства, здесь собирало силы для похода на Москву ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Ярославские купцы много средств вложили в подготовку этого войска, за что в последствии получили немало привилегий. После обзорной экскурсии по городу мы посетили Спасо-Преображенский монастырь, основанный во второй половине XII века. Именно его памятники в значительной степени формируют образ Ярославля как символа русского средневекового города. Монастырь хранит память об истории ярославской земли. Достаточно вспомнить события Смутного времени и ту роль, которую Ярославль сыграл в освобождении Руси от польско-литовских интервентов, обретение здесь выдающегося литературного памятника – «Слова о полку Игореве». Ещё менее месяца назад, знакомя семиклассников на уроках музыки с оперой А.П. Бородина «Князь Игорь» и балетом современного питерского композитора Тищенко «Ярославна», я и подумать не могла, что смогу так близко соприкоснуться с событиями истории, которые легли в основу этих музыкальных произведений. Теперь, когда мне удалось побывать на ярославской земле, я с гордостью буду рассказывать своим ученикам об этом.
Кострома среди больших и малых русских городов, окружающих столицу, заметно выделяется собственным неповторимым обликом. Её своеобразие определяет величавая Волга, разделившая город на две почти равные части, чудом сохранившиеся архитектурные ансамбли городского центра XVIII-XIX веков, старинные храмы и монастыри.
Основана Кострома в XII веке. Расположенный на оживлённом Великом Волжском торговом пути, город быстро рос и развивался. История Костромы уникальна. С именем костромского князя Василия Ярославовича связано важное событие в истории города – обретение в 1272 году чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, которая ныне является одной из наиболее почитаемых национальных святынь. В 1613 году в Костроме происходят события, имевшие общенациональное значение. В начале 1613 года в окрестностях села Домнино появился польский вооружённый отряд, имевший целью убить претендента на русский престол Михаила Фёдоровича Романова, избранного Земским собором после кровопролитных лет Смуты. Шестнадцатилетний Михаил вместе с матерью, инокиней Марфой, находился в это время в своей костромской вотчине. Планам врагов не суждено было осуществиться, на их пути встретился домнинский крестьянин Иван Сусанин. Поляки пытались заставить Сусанина указать дорогу к месту нахождения будущего русского царя, но он завёл вражеский отряд в непроходимые лесные дебри и был убит. Иван Осипович погиб, но и поляки так и не вышли из глухих мест. 400 лет назад совершил свой подвиг Иван Сусанин. Сегодня памятью о герое назван не только каменный монумент в Костроме, но и множество великих произведений искусства. Иван Осипович – это легенда всероссийского масштаба. История Руси могла бы пойти совсем по-другому, если бы не самоотверженность простого русского крестьянина. Имя Ивана Сусанина хорошо знакомо школьникам, ведь о его подвиге мы говорим на уроках истории, литературы, музыки, основ православной культуры. Теперь, когда мне посчастливилось побывать в Костроме, рассказывая ученикам об Иване Сусанине, я вновь буду переживать то волнительное чувство, которое не покидало меня во время пребывания в этом городе.
Главной достопримечательностью Костромы, его символом является Ипатьевский монастырь. По преданию, начало Ипатьевского монастыря было положено в 1330 году по велению и при активном финансировании могущественного татарского вельможи, выходца из Золотой Орды – мурзы Чета. В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего Михаила царём. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени. При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. Посещение Ипатьевского монастыря в год 400-летнего юбилея династии Романовых – значительное событие.
Суздаль… Это звучное имя давно стало синонимом русской древности. Величие Суздальской Руси, затерянное в глубоком прошлом, живо для нас в её исторических и православных святынях. История Суздаля очень интересна. Суздаль возник на месте древних земледельческих и торгово-ремесленных поселений, которые, судя по старинным рукописям, появились здесь не позднее IX века. Однако первое документальное упоминание о Суздале относится к 1024 году. Суздаль стал городом-музеем, городом-заповедником, сокровищницей национальной культуры. По обилию архитектурных памятников и целостности своего облика, он не знает себе равных. Экскурсия по суздальской земле началась на широких просторах Суздальского ополья. В четырёх километрах от Суздаля расположено древнее село Кидекша – место загородной княжеской резиденции Юрия Долгорукого. Величественный храм, построенный Юрием Долгоруким в XII веке в честь святых князей-мучеников Бориса и Глеба – одно из самых ранних белокаменных сооружений Руси.
На том месте, где сейчас находится музей под названием «Суздальский кремль», в XII веке и начал строиться город. Здесь, в излучине реки Каменки, были сооружены первые земляные укрепления и возведен первый городской собор. В Кремле сохранились крепостные валы и рвы, остались и некоторые церкви, относившиеся к кремлю. Сейчас Суздальский кремль – это музей с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству. Интерьеры Крестовой палаты заслуживают особого внимания. Они создавались по записям XVIII века и воспроизводят предметы, окружавшие её владельцев в то время. Сокровища Рождественского собора тоже перенесены в музей. Собор Рождества Богородицы поражает любителей древнерусской старины многими редкостями. Это и резное узорочье наружных стен, и сияющее «стенное писание», «златые врата», выполненные в технике «огневого золочения» по чёрной меди, и тябловый иконостас… Художественный образ суздальского собора отличается удивительным единством стиля.
Ещё одна жемчужина суздальской земли – Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. В то время он находился за пределами города и выполнял роль форпоста. В XVII в. монастырь был обнесен новыми крепостными стенами с оборонительными башнями. Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории монастыря был открыт и освящен 4 ноября 2009 года в присутствии Дмитрия Медведева памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому, точная копия возведенной более ста лет назад и полностью разрушенной в 30-е годы прошлого столетия часовни. У монастырской звонницы несколько раз в день посетители имеют возможность слушать завораживающий перезвон колоколов. Действительно – этот чудесный звон надолго останется в памяти!
Боголюбово занимает особое положение среди древнерусских городов. Здесь, близ Владимира расположена великокняжеская резиденция – Боголюбовский замок. Именно в этом замке и был убит князь Андрей в 1174 году во время боярского заговора. Андрей Боголюбский построил надёжную резиденцию в нескольких верстах от Владимира. Для постройки замка-монастыря было выбрано на редкость красивое место на холме у речной долины, а в низине, среди заливных лугов была построена церковь Покрова на Нерли, которая стала первым мемориальным комплексом на Руси.
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь –
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
На свете есть такие места, где человек испытывает величайшее духовное наслаждение от встречи с чем-то воистину прекрасным. Тот, кто хоть раз видел церковь Покрова на Нерли, никогда её не забудет.
«Гордым именем Владимир сам Господь тебя назвал,
чтоб веками ты стоял под небом синим…» Один из самых древних и красивых городов России – Владимир. Был основан князем Владимиром Красное Солнышко в конце X века. С 1157 года здесь прочно обосновался уроженец этих мест, сын Великого Киевского князя Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский. После смерти отца он добился признания своего старейшинства на Руси. Для возвышения новой столицы Владимира князь Андрей всячески украсил ее, поместил здесь Богородичную икону, считавшуюся чудотворной. Яркий расцвет белокаменного владимирского зодчества оставил грандиозные памятники мирового значения. Среди них Успенский и Дмитриевские соборы, Золотые ворота. Архитектура Успенского и Дмитриевского собора поражают монументальностью и величием. В 1164 года в Успенский соборный храм была перенесена из Боголюбова чудотворная икона Владимировской Божией Матери, после чего князь Андрей провозгласил Владимир престольным городом. С этого времени все Великие князья русские до Иоанна-III восходили на престол Великого княжения в Успенском соборе. Князь Андрей предназначил построенный храм и для упокоения лиц великокняжеского рода. Лишившись ещё при своей жизни троих сыновей своих и брата, князь Андрей поместил их останки под сводом собора. И сам князь Андрей, приняв мученическую кончину в 1175 году, нашёл упокоение под сводами своего храма.
Принято считать, что Дмитриевский собор построен по образцу церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженной Андреем Боголюбским в 1164 году в устье реки Нерль. Великий владимирский князь Всеволод (в крещении Дмитрий) посвятил собор своему небесному покровителю – святому великомученнику Дмитрию Солунскому. Главная достопримечательность собора – его стены, сплошь покрытые рельефными изображениями Господа, Божией Матери, ангелов, святых. Под сводами хор сохранились раскрытые в 1918 году драгоценные остатки фресковой росписи XII века. В соборе сохраняются замечательные своею древностью предметы: старопечатные книги, церковная утварь, жалованные грамоты. «Дмитриевский собор, — пишет Л.Д. Любимов, — один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа».
«Минувших дней очарование…» Этой стихотворной строкой В.А. Жуковского названа экспозиция о культуре владимирской дворянской усадьбы, расположенная на 2-м этаже Присутственных мест. Недолгий век расцвета усадебной культуры оставил не только многочисленные материальные следы, но и поэтическую печаль. Этим чувством проникнута необычная, вовлекающая в сопереживание экспозиция, вся она построена как воспоминания престарелой барыни, сидящей у камина под картиной художника В. Максимова с символическим названием «Всё в прошлом». Барский дом с белыми колоннами и пушками у ворот, гранитные ступени, ажурная ограда, садовые аллеи – из отдельных штрихов складывается целостный волнующий образ.
Огромное впечатление на меня произвела служба в Княгинином монастыре, в который мы отправились вечером по возвращении из Суздаля. Монастырь был основан примерно в 1200 г. Марией Шварновной, женой великого князя Всеволода, известного как Всеволод Большое Гнездо. Название «Княгинин» монастырь получил из-за того, что он был основан великой Владимирской княгиней и по традиции, в главном храме монастыря хоронили всех женщин княжеского рода (жен великих князей, их дочерей и сестер). Кроме Марии (в монашестве Марфы), здесь похоронены и её потомки – жена и дочь Александра Невского. Александр Невский был внуком княгини. Святынями собора являются Боголюбовская икона Божией Матери, написанная в XII веке по явлению, бывшему князю Андрею Боголюбскому в 1155 году, и мощи мученика Авраамия Болгарского.
Завершилось наше путешествие по Золотому кольцу во Владимире. Усталости совершенно не чувствовалось, ощущался и необыкновенный восторг, и какая-то щемящая печаль. Не хотелось уезжать. Со словами благодарности мы подошли к нашему экскурсоводу Лидии Владимировне, которая все дни путешествия заботливо опекала нас. Придётся ли когда-нибудь ещё побывать в этих местах? Теперь каждому из нас предстояло осмыслить и систематизировать всё то культурное и духовное богатство, которое мы обрели здесь, на этой исторической земле. Как важно сегодня в это непростое время осознать, что именно наше историческое прошлое, неразрывно связанное с Православием, поможет возродить нравственность и будет способствовать формированию духовного стержня у подрастающего поколения, сохранению и развитию исторических и культурных традиций своего народа. Хочу закончить рассказ о нашем замечательном путешествии словами великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина:
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».
Горбулина Татьяна Геннадьевна, учитель музыки, основ православной культуры, основ религиозной культуры и светской этики МБОУ СОШ № 5, председатель районного методического объединения учителей ОПК и ОРК и СЭ, Заслуженный учитель Кубани.
Зачастую слышу фразу: главное – не сам подарок, главное – это внимание. Я не совсем согласен с этим утверждением. Ведь тогда может сложится ситуация: “есть подарки, которые не подарили, а есть подарки, которые лучше бы не дарили”(не моя цитата, кажется, Вадима Галыгина).
Я считаю, что хороший подарок это как раз-таки главное. Он не должен быть обязательно дорогим, но именно хорошим. Под хорошим я подразумеваю:
Редкий – это может быть, то очень трудно достать например билеты на концерт, куда так просто не пробиться (конечно, и в этом случае он может быть бесполезным, если вы плохо знаете человека-получателя.)
Подарок-символ или напоминание (тут в качестве примера могу привести себя. Мое прозвище – сыч или сова. Моя сестра сделала из яйца с помощью ниток подделку в виде совы. Для меня это символично и приятно, для сестры не затратно (насчет долговечно не знаю, но пока стоит) )
Полезный подарок или который можно использовать, например футболка с прикольным рисунком (а с не прикольным – половая тряпка).
Наверняка есть еще и другие критерии, но что-то в голову ничего не приходит.
С чего я вообще стал это писать? Да мне подарили игрушку радиоуправляемую в виде непойми чего.(довольно-таки давно, сейчас на нее наткнулся и вспомнил), мне тогда 18 было, ну так вот она не работала и инструкции к ней не прилагалось.
В общем дарите друг другу хорошие подарки. Всем бобра и сов!
Однажды, совершая ежегодную проверку нехитрого бабушкиного скарба, я взяла в руки кольцо, которое раньше просто откладывала, продолжая копошиться в разноцветных бусах. Но я повзрослела, и на этот раз посмотрела на колечко внимательно. Простое литье, ни одного вензелька, ни загогулинки, даже камня в нем не было. Необычен был металл, я такого раньше не видела. Колечко буквально светилось у меня на ладони как частица солнца. Моя бабушка, Валентина Ивановна, видя, как я им залюбовалась, спросила: «Нравится? Это колечко приехало со мной с моей родины, Урала. Сделано давным-давно из уральского самородка, найденного тамошним старателем. Подарил мне его дядя на 16 летие. Тогда в нем малахитовый с разводами камешек стоял, а до него, дядя говорил, зеленый с мерцинками, по нему рисунок – двуглавый орел, но настали времена такие, что камень «имперский» выбросили, от греха подальше, и заменили «безопасным». Внученька, а ведь это колечко простое только с виду. Слушай, как оно терялось и возвращалось каждый раз. Первый раз потеряла я его в первую зиму, сразу после дня рождения, в лесу .Носила его не снимая, а оно великовато, в рукавичку свалилось и…прощай. Дома кинулась, а все, хоть от тропы недалеко ходила, да снега выше колена, не найти. Поплакала, погоревала … а весной оно мне с нашей тропки за десять метров подмигнуло, подблеснуло. Думаю, что за лучики длинные, тоненькие и яркие. Подхожу, прямо сердце подпрыгнуло-мое колечко лежит на бочке и светится, как я от счастья. А потом началась война. Я ее не увидела, но как я ее чувствовала. В первый год войны пропал без вести мой отец. Все женщины, не мобилизованные по разным причинам мужчины, работали в тылу. Мы сплавляли по реке лес для нужд фронта, тяжелый, изнурительный труд, но мы знали, что за много километров от нас настоящий ад, многим еще хуже. Часто ночевали в рабочих бараках-домой идти не было сил. Поэтому, когда однажды утром заметила, что колечка нет на пальце, просто пошла работать. А на следующий день мне принесли мою пропажу, сказав, что на войне стакан махорки дороже золота, за столько выменял мое кольцо добрый человек, знавший меня и видевший на мне это украшение. А вора, снявшего с меня спящей кольцо, отлупили мужики. Вот так. В третий раз ушло колечко спустя много лет во время стирки уже здесь, на Кубани. Вместе с водой слила, а когда кинулась-не нашла. Прошло больше десяти лет, садили картошку и …блестит что-то в лунке. Оно, только без камня. Мы постарели, а колечко как новенькое. Положила его в шкатулку, с тех пор не ношу. Забирай, внученька, скоро совсем девушка будешь, так и носи его в радость.»
Прошло 15 лет после этого разговора. Теперь колечко подогнано под мой пальчик, вставлен камень авантюрин.
Одеваю его, безмолвного свидетеля непростой и интересной человеческой жизни, и становится тепло, тепло от воспоминаний, про мою бабушку, Медюху Валентину Ивановну.
Вот фото моего «уральского солнышка», живущего теперь в Запорожской области.