Сочинение на тему мое любимое произведение куприна

10 вариантов

  1. Особенностью любовной истории Куприна является постоянное переживание и страх о потере такого прекрасного чувства. Главные герои ощущают неравности своего положения в обществе, отличное воспитание.
    Мы знакомимся с Иваном Тимофеевичем, как с добрым и мягким человеком. Но, девушка сразу же говорит о нечестной доброте возлюбленного. По его капризам Олеся отправляется в церковь, хотя абсолютно знает о том, что это не ее место. В его словах нет искренних чувств, он не видит своей вины. А это говорит о его темном внутреннем мире.
    Героиня Олеся – совершенно противоположна Ивану Тимофеевичу. Она связана с природой, она не озабочена благами цивилизации, ее не интересует богатство и слава. Свои поступки она совершает исключительно на эмоциональном фоне, без фальши и обмана.
    Чувства Олеси действительно могут осчастливить того избранного, кто покорил ее сердце. Она оставляет родные места, проявляя смелость. Она понимает, что у таких отношений есть лишь трагичный конец. Даже такой несчастный исход событий не заставляет девушку проклянуть своего возлюбленного.
    Куприн доносит до читателей мысль о том, что таким чистым и настоящим чувством могут обладать лишь избранные. Да, отверженная любовь принесла Олесе горе и беду. Но, ее душевная сила способна выдержать все.

  2. Все тебе : и молитва дневная,
    И бессонницы млеющий жар,
    И стихов моих белая стая,
    И очей моих синий пожар.
    А.Ахматова
    Александр Иванович Куприн – один из моих любимых писателей ХХвека. Он написал множество замечательных рассказов, таких как: «Молох», «Олеся», «В цирке», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Листригоны», «Гамбринус», «Юнкера», «Жанета» и т.д., Но несомненно моим любимым произведением А.И.Куприна является «Гранатовый браслет».Оно произвело на меня особое впечатление, несравнимое даже с «Преступлением и наказанием» Достоевского.
    В этом рассказе Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он не хочет смириться с пошлыми, практичными взглядами на любовь и брак, обращая наше внимание на эти проблемы довольно необычным способом, равняясь на идеальное чувство. Устами генерала Аносова он говорит: “…Люди в наше время разучились любить! Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел”. Что это? Вызов? Неужели же то, что мы чувствуем, не истина? Есть же у нас спокойное умеренное счастье с нужным нам человеком. Чего же больше? По Куприну, “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным.
    Я до сих пор не могу забыть, какое впечатление произвели на меня чувства главного героя.Эти чувства составляли единственное содержание жизни героя со странной фамилией Желтков. «Восемь лет назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я её люблю потому, что на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше… в Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…» «Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы…» Он любит её такой огромной, прекрасной и бескорыстной любовью, что может покончить с собой! Это же безумие! Любя княгиню Шеину “семь лет безнадежной и вежливой любовью”, он, ни разу не встречаясь с ней, говоря о своей любви только в письмах, вдруг кончает жизнь самоубийством! Не оттого же, что брат Веры Николаевны собирается обратиться к власти, и не оттого, что вернули его подарок – гранатовый браслет. И, наверно, уж не из-за того, что растратил казенные деньги. Для Желткова просто не было другого выхода. Он любил замужнюю женщину так, что не мог не думать о ней и минуты, существовать без того, чтобы не вспоминать ее улыбку, взгляд, звук походки. Он сам говорит мужу Веры: “Остается только одно – смерть… Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме”. Ужасно то, что к этому решению его подтолкнули брат и муж Веры Николаевны, пришедшие требовать оставить их семью в покое. Они оказались как бы косвенными виновниками его гибели. Они имели право требовать покой, но со стороны Николая Николаевича была недопустима, даже смешна угроза обращаться к власти. Как власть может запретить человеку любить!
    Любовь беззащитна, ранима, и грубое вмешательство в святые чувства, в прекрасную душу погубило Желткова. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося как молитву: «Да святиться имя Твое». Желтков умирает, благословляя любимую женщину.
    Такой является любовь, описанная Куприным. Прочитав его произведения, я уверен, что в них многому можно научиться молодому поколению: доброте, душевной мудрости, умению любить, а главное – ценить любовь.Вот что сказал один человек, прочитав «Гранатовый браслет»: «Любовь Желткова должна оставаться одной на миллион, освещая путь потерявшим надежду. Но она существует, это не сумасшествие, а истинное счастье, данное избранным. Не каждый способен рассмотреть всей красоты и святости такого чувства».Я всей душой и сердцем согласен с этими словами.
    Добавил: xxxyuraxxx

  3. Открывая томик произведений Куприна, не перестаешь удивляться живости созданных им образов. Перелистывая страницу за страницей, воочию видишь очень разных людей, живущих в его повестях и рассказах. Чувствуешь, пахнуло соленым морским ветром Балаклавы? Слышишь, зашумел колдовской полесский лес? Невозможно оторваться от героев Куприна. Что же за человек создал это чудо? Кем он был? Весьма интересно, что, расставшись с военным мундиром, этот изумительный человек попробовал себя во многом. Он изучал зубоврачебное дело, был репортером, грузчиком, псаломщиком, выращивал табак, опускался на морское дно и вместе с Уточкиным поднимался на воздушном шаре в небо. Эмигрировав после революции, Куприн почти двадцать лет всей душой стремился на Родину. Это неисправимый оптимист и жизнелюб. В его творчестве жизнь бьет ключом. Как чисты его герои! Они оставляют в душе неизгладимые впечатления.
    Особенно родственны мне герои Куприна, которые не приемлют унижение человека, при любых обстоятельствах сохраняют человеческое достоинство, не допускают торжества несправедливости. «Я не люблю насилья и бессилья, не выношу, когда невинных бьют». Таков поручик Ромашов из «Поединка». Эту повесть сам писатель назвал «девятым валом» своего творчества. «Поединок» мощно прозвучал на всю Россию. Ромашов нещадно обличает офицерскую касту, творящую в армии произвол, издевающуюся над солдатами. Он вступается за татарина Шарафутдинова, удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, он понимает, что все это живые люди. И помогает им сохранять человеческий облик, не теряя своего.
    Конечно же, главная тема в творчестве Куприна — тема любви. Добрый и справедливый человек, князь Шеин, муж Веры Николаевны, с пониманием относится к влюбленному в его жену почтовому чиновнику Желткову. Маленький человек терпит «громадную трагедию души».
    Любовь превыше всего. Она бескорыстна, самоотверженна, «сильна как смерть», не ждет похвалы или награды. В такой любви утонула полесская ведьма Олеся, полюбив «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. Олесе жаль, что у нее нет ребенка от любимого человека. Ее любовь трагична, обречена на страдания изначально.
    Такова и любовь Желткова к княгине Вере Николаевне. Тихо уходя из жизни, он спокойно, как молитву, произносит: «Да святится имя Твое». Он умирает, благословляя любимую женщину.
    Ромашов приносит себя в жертву расчетливой Шурочке Николаевой. И Суламифь благодарит царя Соломона за испытанное ею счастье.
    Бывает ли так в жизни? Вопреки всему, хочется, чтобы было, ведь в жизни бывает все. В своих произведениях Куприн видит все: и бытовые мелочи, и незначительные подробности, и глубину характера человека. Да и описания природы создают фон, на котором разворачивается дальнейшее действие. На фоне таинственного леса мы встречаемся с полесской колдуньей Олесей. Пробуждающаяся природа — символ зарождения ее любви к Ивану Тимофеевичу. А разбушевавшаяся стихия — скорбное прощание с героиней повести.
    Таким видится нам, «обманутому поколению», А. Куприн — гуманист, оптимист, добрый, душевный, мудрый человек.
    Не хочется расставаться с героями произведений Куприна, любящими и бескорыстными.

  4. Осень… темно и тихо в моей комнате. За окном чуть слышно шелестит дождь, и меня окружает атмосфера сырости, скуки и почти ощутимого уныния, что порой приносит с собой плохая погода. Страшно и тоскливо. И нет уже ничего светлого, теплого, радостного. Осенняя тоска кружит вокруг и медленно окутывает меня.
    Да что же это я?! Зачем стою тут в темноте и одиночестве? Я решительно шагаю прочь от черного окна, щелкаю выключателем, и мою комнату заливает электрически свет. Он разгоняет осеннее ненастье, а я открываю книгу… Книгу, которая отведет меня в удивительный, светлый и яркий мир белорусского Полесья. В мир, где живет волшебное создание — девушка с нежным и ласковым именем Олеся.
    Повесть «Олеся» — одно из моих самых любимых произведений Александра Ивановича Куприна. На фоне таинственного, волшебного леса разворачивается история любви — любви бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды, такой, про которую сказано — «сильнее смерти», ради которой совершишь любой подвиг, с радостью пойдешь на мучения. Именно такая любовь коснулась своим крылом полесской «ведьмы» Олеси.
    Представьте себе восхитительную девушку, похожую на цветок, выросший в дикой степи, вольную и свободную, как ветер. Она живет в лесу, в окружении девственной природы. Она слушает звуки и шорохи, «понимает» голоса животных, вполне счастлива своей жизнью и свободой. Окружающий ее лес Олеся не только знает и понимает, но и любит наивной, восторженной и почти детской любовью. Она читает природу как загадочную и интересную книгу. «Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечных птичьих головки с красными шейками и черными блестящими глазенками. «Смотри, бабушка, зяблики опять за мною увязались, — воскликнула она, громко смеясь, — посмотри, какие смешные…голодные совсем. А у меня, как нарочно, хлеба с собой не было».
    А вот столкновение с миром людей несет Олесе одни невзгоды и переживания.
    Они готовы обвинить во всех бедах этих женщин. Однажды людская злоба уже согнала их с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое:
    – Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше было бы, а то…
    Но жестокий мир людей не знает пощады. Олеся прекрасно знает, что несет ей встреча с городским жителем Иваном Тимофеевичем. Любовь — прекрасное и возвышенное чувство — оборачивается гибелью для этой «дочери природы». Она не вписывается в окружающий мир злобы и зависти, корысти и лицемерия.
    Необычность героини, ее красота и независимость внушают окружающим людям ненависть, страх, злобу. Все свои несчастья и беды крестьяне готовы вымещать на Олесе и Мануйлихе. Их страх перед «ведьмами», коими они считают бедных женщин, подогревается безнаказанностью за расправу над ними. Приход Олеси в церковь — это не вызов селу, а желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный. Ненависть толпы родила ответную. Олеся грозит селянам, избившим и оскорбившим ее:
    – Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!
    Но, несмотря на трагическую развязку, Олеся все же была счастлива, ибо любовь осветила ее жизнь, придала ей смысл. Девушка жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека. Людская злоба сгубила прекрасное — любовь. Но хочется верить, что природная сила и стойкость Олеси не позволят спалить ее душу, что на новом месте этот прекрасный лесной цветок будет цвести по-прежнему.
    Я закрываю книгу и возвращаюсь в свой холодный, осенний мир. Вот так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так не бывает в жизни. Но маленькое солнышко любви Олеси уже согревает сердце, разгоняя осеннюю темень. И пусть любовь эта книжная, но она приносит радость. И мне кажется, что это высшая оценка писательского труда.

  5. Повесть «Олеся» — одно из моих самых любимых произведений Александра Ивановича Куприна. На фоне таинственного, волшебного леса разворачивается история любви — любви бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды, такой, про которую сказано — «сильнее смерти», ради которой совершишь любой подвиг, с радостью пойдешь на мучения. Именно такая любовь коснулась своим крылом полесской «ведьмы» Олеси.
    Представьте себе восхитительную девушку, похожую на цветок, выросший в дикой степи, вольную и свободную, как ветер. Она живет в лесу, в окружении девственной природы. Она слушает звуки и шорохи, «понимает» голоса животных, вполне счастлива своей жизнью и свободой. Окружающий ее лес Олеся не только знает и понимает, но и любит наивной, восторженной и почти детской любовью. Она читает природу как загадочную и интересную книгу. «Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечных птичьих головки с красными шейками и черными блестящими глазенками. «Смотри, бабушка, зяблики опять за мною увязались, — воскликнула она, громко смеясь, — посмотри, какие смешные…голодные совсем. А у меня, как нарочно, хлеба с собой не было».
    А вот столкновение с миром людей несет Олесе одни невзгоды и переживания.
    Они готовы обвинить во всех бедах этих женщин. Однажды людская злоба уже согнала их с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое:
    – Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше было бы, а то…
    Но жестокий мир людей не знает пощады. Олеся прекрасно знает, что несет ей встреча с городским жителем Иваном Тимофеевичем. Любовь — прекрасное и возвышенное чувство — оборачивается гибелью для этой «дочери природы». Она не вписывается в окружающий мир злобы и зависти, корысти и лицемерия.
    Необычность героини, ее красота и независимость внушают окружающим людям ненависть, страх, злобу. Все свои несчастья и беды крестьяне готовы вымещать на Олесе и Мануйлихе. Их страх перед «ведьмами», коими они считают бедных женщин, подогревается безнаказанностью за расправу над ними. Приход Олеси в церковь — это не вызов селу, а желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный. Ненависть толпы родила ответную. Олеся грозит селянам, избившим и оскорбившим ее:
    – Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!
    Но, несмотря на трагическую развязку, Олеся все же была счастлива, ибо любовь осветила ее жизнь, придала ей смысл. Девушка жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека. Людская злоба сгубила прекрасное — любовь. Но хочется верить, что природная сила и стойкость Олеси не позволят спалить ее душу, что на новом месте этот прекрасный лесной цветок будет цвести по-прежнему.
    Я закрываю книгу и возвращаюсь в свой холодный, осенний мир. Вот так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так не бывает в жизни. Но маленькое солнышко любви Олеси уже согревает сердце, разгоняя осеннюю темень. И пусть любовь эта книжная, но она приносит радость. И мне кажется, что это высшая оценка писательского труда.

  6. Мой любимый писатель Александр Иванович Куприн. Читая его произведения, я не устаю поражаться его таланту. У Куприна было уникальное умение – создавать необычайно живые, яркие образы, которые запоминаются читателем на всю свою жизнь.
    Куприн был удивительно разносторонним человеком, которые всю свою жизнь стремился к знаниям, осваивал и изучал различные науки. Выйдя в отставку, великий русский писатель пробовал себя в стоматологии, работал журналистом, служил в церкви, подрабатывал грузчиком. Великую Октябрьскую революцию 1917-ого года Куприн не смог принять, и поэтому он эмигрировал из страны. Все двадцать лет, что он прожил за рубежом, писатель мечтал о возвращении на родину, его беспокоила судьба России и бывших сограждан. По воспоминаниям современников, Александр Иванович всегда смотрел на жизнь оптимистично, был энергичен и жизнерадостен.
    Вот так и его произведения – они бьют ключом, поражают своей энергичностью и динамичностью. Большинство героев Куприна – люди с очень чистой и доброй душой, ненавидящие унижение других людей, стремящиеся к свободе и всеобщему счастью. Почти у всех персонажей произведений Куприна обострённое чувство справедливости. Одним из моих любимых героев писателя является поручик Ромашов – главный герой повести «Поединок».
    Одной из главных тем произведений моего любимого писателя Куприна стала тема любви. Любовь, по мнению Куприна, это чувство, требующее самоотдачи, она сильнее и важнее всего на свете. Именно такую любовь мы можем увидеть в произведении Куприна «Олеся». Её любовь полна трагизма и печали.
    Произведения писателя удивительно искренне, честны. Наверное, именно поэтому мой любимый писатель – это Куприн Александр Иванович.

  7. 09.09. Закончила чтение повести Гранатовый браслет А.И. Куприна. Обычная сентиментальная история, даже скорее пародия на нее, перерастает в возвышенную романтику. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы это строки из письма Желткова княгине Вере Николаевне. Сколько преклонения и самоотверженной, истинной любви! Что скрывается за этими страстными чувствами? Читая это произведение, я сравнила Куприна с Достоевским. Подобно Федору Михайловичу, писатель видит в любви сущность человека, в любви и страдании. И так же, как в произведениях Достоевского, в этой повести любовь неразрывно связана со смертью. Но чувство не умирает. Уходя из жизни, Желтков остается сильным, беспредельно любящим, а не жалким и растерянным. Да святится имя твое! разве это слова побежденного, обессиленного, умирающего? Это гимн любви и жизни. И хотя герой страдает, он почти мертвый человек, как сказал князь Шеин, но он не побежден любовью, не раздавлен, он оставил за собой право выбора, защитил свое человеческое достоинство. И он получил новую жизнь, воскрешение через позднее прозрение, любовь и признание женщины, которую так самоотречение, преданно и страстно любил.
    13.09. Прочитала еще одно произведение А. И. Куприна повесть Олеся. Она является, на мой взгляд, одним из лучших творений этого писателя. Это история любви молодого богатого человека и одной девушки, которую в деревне ненавидели, презирали и боялись, называли ведьмой. Меня всегда поражала живописность и ясность стиля Куприна, но в этой повести, по-моему, эти качества проявились с удвоенной силой. И, как в других произведениях, главную роль здесь играет Судьба, управляющая жизнью человека. Судьбою была предусмотрена любовь, вспыхнувшая между главными героями, но была предопределена и разлука, происшедшая вскоре. Ведь именно это предсказали карты Олесе. В произведении присутствует некоторый мистицизм. Но эта мистика вполне вероятна, в эти события можно поверить, потому что разум человека не познан до конца и границы его возможностей не известны. Что касается реальности происходящих событий, это произведение не выходит за рамки вероятного, то есть даже здесь А. И. Куприн остается реалистом.
    Слепой ярости толпы, озлоблению, фанатической суеверности женщин деревни автор противопоставляет любовь, благородство, близость к природе, умение общаться с ней и восхищаться ее красотой. Красота души, обладающей этими качествами, я думаю, бесспорна. Но, увы! В жизни Олеси они сыграли роковую роль. Быть может, если бы девушка была такой же набожной и фанатичной, как и остальные женщины деревни, она могла стать полноправным членом общины. Но именно чистота ее души, бесхитростность не позволили ей стать такой, как все. А белая ворона всегда будет либо побита камнями, либо заклевана сородичами. И Олеся не смогла остаться. Ей пришлось поспешно уехать, покинув страстно любимого человека, край, в котором жила с детства, который знала и любила.
    Тяжела, трагична судьба любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Это произошло потому, что в жизнь девушки вторгаются корыстные чиновники и суеверные и жестокие крестьяне деревни, потому что Иван Тимофеевич человек нерешительный, которому свойственны предрассудки его среды. Но Олеся совершает подвиг любви. И только нитка дешевых красных кораллов, оставленная на оконной раме, будет напоминать панычу о нежной, великодушной любви девушки. Ему не хватило тонкости, душевного такта, чуткости. Только эти качества помогли бы ему сохранить, сберечь Олесю. Он слишком тих и слаб, но и эгоистичен тоже. Меня в этом произведении восхитила именно эта игра характеров, точность до мелочей в их описании, то есть в описании событий, поведении героев в той или иной ситуации. Для меня в повести Олеся открылся новый Куприн тонкий психолог. И как психолог писатель не может не задумываться над вопросом: зачем жить и как жить дальше?
    20.09. С особым чувством прочитала повесть Куприна Поединок. Герой Поединка как бы взрослеет на страницах произведения. Если сначала ему нужна лишь военная слава, то после напряженных раздумий о бессмысленной армейской муштре, о дикости провинциального офицерского существования он решает выйти в отставку. Он начинает понимать, что смысл жизни не в том, чтобы прославиться и завоевать всеобщее внимание и преклонение, а в том, чтобы остаться человеком.
    Офицерство показано необразованным, неразвитым, не пользующимся доверием простых солдат и даже не имеющим с ним никаких связей. Свои будни офицеры разнообразят кровавым избиением солдат, издевательством над штатскими, безудержным пьянством. О, что мы делаем! восклицает в тоске Ромашов, сегодня напьемся пьяные, зав-тра в роту -^ раз, два, левой, правой, вечером опять будем пить, а послезавтра опять в роту. Неужели вся жизнь в этом? Удивление, я думаю, вызвано полным несоответствием того, что думал Ромашов о военной славе, и того, что он увидел в армии. В результате переосмысление жизни и… смерть.
    Куприн показал честолюбивого, но не глупого,* не слепого человека. Писатель сумел выразить важную мысль: каждый человек должен сам путем исканий и ошибок найти свой ответ на вопросы о взаимоотношениях личности и общества, о связи интеллигенции с народом, о жизни человека и цели этой жизни. Все эти вопросы очень важны в жизни каждого человека. Их очень много, и они чрезвычайно разнообразны по содержанию.
    24.09. Мне очень понравился короткий рассказ О пуделе.
    Какое живое и яркое описание собаки, ее характера, ее судьбы, но не только! Здесь пуделю, главному герою, приписываются чисто человеческие качества: способность мыслить, рассуждать, даже разговаривать. Но это так искусно вплетено в ткань рассказа, что начинаешь просто верить в возможность такого явления. Собака раздумывает над вопросами: …отчего колесо вертится? Зачем я существую на этом свете? Почему так неодолимо я привязан к тебе, и не лучше ли было бы мне бегать исхудалым и злым волком?.. спрашивает он у своего хозяина. Но тот и сам раздумывает в тоске и мучениях: Что такое время? Что такое движение? Зачем я так бессмысленно и мало живу? И отчего каждый шаг моей жизни отравлен страданием? Даже иногда сладким страданием? И он знает, что на это никто не даст ответа, кроме самого вопрошающего.
    30.09. Нахожусь под впечатлением прочитанного у А. И. Куприна. Целый месяц как бы жила в мире его героев, рядом с ними. Разнообразно по тематике его творчество, но в любом его произведении, будь то рассказ или повесть, красной нитью, на мой взгляд, проходит одна тема: любовь к человеку, любовь к жизни.
    Куприн затрагивает вечные вопросы бытия: хрупкость и незащищенность человеческих чувств, хрупкость и ранимость самого человека. Для чего мы живем, чувствуем, страдаем и сострадаем? Я нашла для себя ответы на многие вопросы в книгах Александра Ивановича Куприна.

  8. Тема любви — основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.
    Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.
    А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.
    Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания “быть вместе” с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на “смутных влечениях”, но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.
    Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.
    В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: “Доброта ваша не хорошая, не сердечная”. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз — причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.
    Олеся — полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ “дочери лесов”. Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того — Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.
    Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.
    Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь — это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

  9. Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна — любовь. Персонажи его творений, “озаренные” настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки.
    Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.
    Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.
    В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести “Олеся”. Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей “необычностью”, “в ней не было ничего похожего на местных девчат”, свойственные ее образу естественность, простота и какая – то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.
    Олеся выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но нерешителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.
    Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже жениться на ней, но его останавливает сомнение: “Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил”. Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она менялась. Ведь стать другой – значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.
    В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” — художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.
    Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества “естественного” человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к “маленькому” человеку. Так возникает повесть “Гранатовый браслет”, в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.
    В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира – таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли – любовью.
    У Куприна любовь – это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой “полесской колдунье” Олесе в отношениях с “добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем” и умной, расчетливой Шурочке – с “чистым и добрым Ромашовым” (“Поединок”). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.
    Увеличенное пристрастие ко всякой человеческой личности и мастерство психологического анализа — специфика художественного таланта А. И. Куприна, позволившая ему в абсолютной мере изучить реалистическое наследие. Важность его творчества — в художественно убедительном открытии души своего современника. Автор подвергает разбору любовь как совершенное нравственно-психологическое чувство. Произведения Александра Ивановича Куприна пробуждают изначальные вопросы человечества — вопросы любви.
    Созданные Куприным повести, несмотря на сложность обстоятельств и зачастую трагический конец, преисполнены жизнелюбия и оптимизма. Захлопываешь прочитанную книгу с его повестями, а в душе еще длительное время сохраняется чувство от прикосновения к чему-то светлому и ясному.

  10. Тема любви — основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.
    Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.
    А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.
    Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания “быть вместе” с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на “смутных влечениях”, но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.
    Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.
    В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: “Доброта ваша не хорошая, не сердечная”. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз — причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.
    Олеся — полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ “дочери лесов”. Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того — Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.
    Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.
    Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь — это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *