Сочинение на тему мое любимое стихотворение пушкина к морю

13 вариантов

  1. Стихотворение «К морю» было написано А. С. Пушкиным в 1824 году. Это удивительное стихотворение можно с полным правом отнести к философской лирике поэта. Стихотворение имеет явные черты элегии, но вместе с тем создано в форме послания. Каждый художник обладает особым восприятием действительности. Самые простые, обыденные явления в его сознании сплетаются в удивительно красивые символы. Если говорить о творчестве Пушкина, то каждое его стихотворение заставляет нас задуматься о том, что выходит за рамки простых будничных событий.
    Море в сознании поэта — это совершенно особая стихия, поражающая своей силой и красотой.
    Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.
    Поэт разговаривает с морем, как с другом; находит сочувствие и утешение в общении со свободной стихией.
    Как друга ропот заунывный,
    Как зов его в прощальный час,
    Твой грустный шум, твой шум призывный
    Услышал я в последний раз.
    Жизнь поэта не похожа на жизнь простых людей, которых можно назвать «обывателями». Душа поэта может чувствовать особую близость к окружающему миру. Общение с природой — неотъемлемая часть творчества настоящего поэта. Стихотворение «К морю» философское, здесь Пушкин не только говорит о стихии. Его мысли простираются намного дальше, он говорит о своей жизни, о собственных надеждах и мечтах.
    Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтический побег.
    Море стало для поэта источником вдохновения. Энергия свободной стихии позволило поэту ощутить свою причастность к столь загадочному и таинственному явлению природы. Поэт умеет видеть красоту и величие во всем, что его окружает. Поэтическое произведение намного сложнее прозаического. Здесь есть недосказанность, символичность.
    В стихах Пушкина, непревзойденного мастера философской лирики, каждое слово может вдруг показать свое новое значение. Не случайно, читая стихи Пушкина, мы не только представляем себе конкретные зарисовки предметов или явлений, но и задумываемся о глубинном смысле всего, что было сказано поэтом. Стихотворение «К морю» — это отражение внутренних сомнений и мечтаний поэта. Он не довольствуется сиюминутным созерцанием великолепия морской стихии, он размышляет о сущности всего земного.
    Ты ждал, ты звал… я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я.
    Пушкин изображает море как живое существо, которое живет и изменяется; которое тесно связано с жизнью людей. Не случайно здесь есть упоминание о Наполеоне, о Байроне. По мнению поэта, Байрон был неразрывно связан со свободой и величием, что делает его близким к морской стихии.
    И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум.
    Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец.
    Философские размышления поэта о своем месте в мире заставляют читателя задуматься об истинном назначении поэзии как движущей силы, позволяющей устремить свой взор за рамки обыденного, повседневного. Море произвело на поэта неизгладимое впечатление. Романтическая натура Пушкина не может остаться равнодушным к величию и силе природы.

  2. Стихотворение А. С. Пушкина «К морю». Художественный мир Пушкина, часто непости­жимый по объемности, при видимой структурной простоте сродни естественному миру природы. Все здесь взаимосвязано и соразмерно: одинаково гар­монично соседствуют друг с другом сходные и конт­растные оттенки чувств, страстей, мыслей, ситуа­ций, подобно тому, как в одном и том же пейзаже органично сочетаются сходные и контрастные от­тенки цвета.
    Поэт учит чувствовать запах и вкус поэзии приро­ды, поэзии родного русского народа: «Там русский дух… там Русью пахнет!»
    Пушкин напоминает о великих богатствах рус­ской души, о ее свободолюбии, благородстве, о муже­ственной борьбе за счастье, мир и справедливость. Все это находишь в пушкинских стихах, если задумыва­ешься над тем, какие мысли и чувства владели по­этом, когда он создавал свои произведения. Пушкин писал только о том, что его волновало, на что он не мог не откликнуться своей чуткой и всеобъемлющей душой.
    Любое произведение поэта — это шедевр. Передо мной стихотворение «К морю» (1824): «Прощай, сво­бодная стихия…» Свобода прежде всего привлекает поэта.
    В выражении «свободная стихия» понятие свобо­ды еще усилено тем, что эпитет «свободная» отнесен к слову «стихия», которое в себе самом уже несет содержание ничем не связанной, свободной силы. Образ моря рисуется как образ какого-то живого бо­гатыря, и не случайно эпитет «неодолимый» по­ставлен в мужском роде. Здесь и красота моря, и его мощь.
    Поэт любит его «тишину в вечерний час и своенрав­ные порывы», говорит о «торжественной красе» мо­ря.
    С любовью обещает помнить его «скалы… заливы / И блеск, и тень, и говор волн».
    Такое море — только у Пушкина. И разве это не вы­зывает восхищение?
    В поэзии Пушкина множество картин природы, и все они восхитительны, все они прекрасны, все они волнуют душу.

  3. Первоначальный вариант стихотворения «К морю» был написан Пушкиным в южной ссылке, в Одессе. Возвратился к этому посланию поэт уже в «новой» ссылке — в Михайловском, в 1824 году. Это стихотворение завершало собой романтический период творчества Пушкина.
    В этом произведении весьма ощутимы элегические мотивы. Причем, как отмечает В. А. Грехнев, в элегическом разочаровании у Пушкина соединяются три различные жизненные сферы — философская, историческая и конкретно-биографическая, и взаимопроникновение этих сфер сохраняется и каждой строчке стихотворения.
    В начале стихотворения преобладает личностный, конкретно-биографический аспект. Элегический мотив грусти возникает у поэта при расставании с морем:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    Далее доминируют философские размышления Пушкина. Море здесь — «свободная стихия», как и мир человеческой души. Именно потому оно так притягивает к себе, так близко и дорого поэту:
    Как друга ропот заунывный,
    Как зов его в прощальный час,
    Твой грустный шум, твой шум призывный
    Услышал я в последний раз.
    Море своенравно и прихотливо, как и человеческие порывы. Оно непредсказуемо, как и тайные душевные желания. Море может быть тихим, умиротворенным, но может быть и грозным, несущим гибель человеку:
    Смиренный парус рыбарей,
    Твоею прихотью хранимый,
    Скользит отважно средь зыбей:
    Но ты взыграл, неодолимый,
    И стая тонет кораблей.
    Точно так же гибнет человек, отдавшийся во власть стихии страстей, безумных желаний, импульсивных порывов. Однако образ моря символизирует здесь не только мир человеческой души, но и судьбу. Она так же своенравно играет людьми, неся и радость, и неожиданную гибель. С непредсказуемой морской стихией Пушкин сравнивает и любовь, страсть, сильное чувство, подчиняющее себе все устремления и поступки. Однако любовь нередко сковывает волю человека, становится своеобразным пленом души, вдохновенья:
    Ты ждал, ты звал… я был окован;
    Вотще рвалась душа моя:
    Могучей страстью очарован,
    У берегов остался я…
    Здесь вновь преобладают авторские эмоции, а затем следует переход в исторический план. Романтический образ моря, вольной, свободной стихии рождает в сознании поэта воспоминания о герое с необыкновенной судьбой — Наполеоне, нашедшем свою смерть рядом с морем, на острове Святой Елены:
    Один предмет в твоей пустыне
    Мою бы душу поразил.
    Одна скала, гробница славы…
    Там погружались в хладный сон
    Воспоминанья величавы:
    Там угасал Наполеон.
    Другой романтический герой в стихотворении — поэт Байрон. Наполеон и Байрон… Пушкин недаром связывает два этих образа воедино. Байрон много писал о Наполеоне, его очень интересовала личность полководца.
    Таким образом, мотив грусти, возникающий в начале стихотворения, проходит через исторический экскурс поэта: Пушкин вспоминает о гибели Наполеона, о смерти Байрона. Затем мотив этот через личностные переживания выходит на внесюжетный, внеличностный, философский план:
    Мир опустел… Теперь куда же
    Меня б ты вынес, океан?
    Судьба людей повсюду та же:
    Где благо, там уже на страже
    Иль просвещенье, иль тиран.
    Обращает на себя внимание, что поэт тиранию приравнивает к просвещенью. Однако здесь под «просвещеньем» подразумевается «культура», мир цивилизации, лишивший человека свободы и естественности душевных движений. В понимании поэта цивилизация является «тираном», насильственно вмешивающимся в свободное течение человеческой жизни. Противопоставление цивилизованного человека миру природы всегда было характерно для пушкинского творчества (Пленник и Черкешенка, Алеко и старый цыган, Онегин и Татьяна). В данном стихотворении мотив природы лишь угадывается: он выступает альтернативой «просвещенью» и тирании, той несбыточной мечтой, о которой поэт вопрошает океан.
    Заканчивается стихотворение по-пушкински жизнеутверждающе. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить образ свободной стихии в своей душе, соответствовать идеалу естественного, природного человека:
    В леса, в пустыни молчаливы
    Перенесу, тобою полн,
    Твои скалы, твои заливы,
    И блеск, и тень, и говор волн.
    Композиция стихотворения подчинена основной идее, идее свободы. Первая часть — это описание моря. Здесь Пушкин использует выразительные эпитеты («волны голубые», «гордою красой»), сравнения и анафоры («Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, Твой шум призывный Услышал я в последний раз»), перифразы («Прощай, свободная стихия!», «Моей души предел желанный!»), метафоры («я был окован»), бессоюзие («Как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас»), инверсию («У берегов остался я…»). Здесь также используются и обращения («свободная стихия» «Моей души предел желанный»), благодаря которым создается впечатление «беседы с морем». Поэт использует и общеупотребительную лексику, и славянизмы («глас», «рыбарей», «брег», «вотще»).
    Для начала первой части характерен несложный синтаксис — простые предложения, в составе которых есть сравнения, однородные члены, причастные обороты. В конце первой части уже есть сложные предложения, союзные сложносочиненные и бессоюзные. Усложнение синтаксиса здесь отражает углубление основной темы произведения.
    Замечателен и фонетический строи стихотворения. Уже в первой части мы встречаем аллитерации (повтор автором согласных звуков) и ассонансы (повтор гласных):
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    Во второй части стихотворения Пушкин развивает тему свободолюбивой личности, душа которой подобна морской стихии. Здесь возникают образы Наполеона и Байрона. Вторая часть начинается с риторических вопросов («О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил?»). Здесь также есть точные, выразительные эпитеты («путь беспечный», «торжественная краса»), анафоры («Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем не укротим»), перифразы («гробница славы», «Он был, о море, твой певец»), обращение («о море»), сравнение («как бури шум»), инверсии («Он духом создан был твоим»). Кроме общеупотребительной лексики, поэт использует слова высокого стиля («почил», «властитель наших дум», «венец») и славянизмы («хладный», «могущ»).
    Во второй части стихотворения также встречаются аллитерации и ассонансы: здесь часто повторяются шипящие «ш», «щ>>, «ч», протяжные гласные «у» и «о», звонкий «р». Как замечает Н. Л. Степанов, перекличка этих звуков напоминает однотонный, заунывный ропот моря.
    Исследователи неоднократно отмечали нарушение грамматических норм в обращении поэта к морю. «Ты ждал, ты звал…» — Пушкин обращается «к морю», используя мужской род, хотя существительное «море» — среднего рода. Убедительное объяснение этому дает Е. Маймин. Исследователь замечает, что море ассоциируется в сознании поэта с другом «и ощущается как друг», поэтому «неправильное» словоупотребление внутренне оправданно.
    В этом стихотворении мы можем выделить и третью часть. Поэт погружается в философские раздумья о человеческой судьбе, а затем вновь обращается к образу моря. И чувство безнадежности здесь уравновешивается этим обращением. В третьей части используются обращения («Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?», «Прощай же, море!»), эпитеты («пустыни молчаливы», «торжественной красы»), многосоюзие («И блеск, и тень, и говор волн»), риторический вопрос («Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?»). Пушкин использует высокую лексику («тиран», «благо»).
    Кроме того, здесь также есть аллитерации и ассонансы:
    В леса, в пустыни молчаливы
    Перенесу, тобою полн,
    Твои скалы, твои заливы,
    И блеск, и тень, и говор волн.
    Пушкинские стихотворения, в том числе «К морю», вызывали восхищение Белинского. Анализируя романтические «пьесы» поэта, критик писал: «Вглядитесь и вслушайтесь в этот стих, в этот оборот мысли, в эту игру чувства: во всем найдете чистую поэзию, безукоризненное искусство, полное художество, без малейшей примеси прозы, как старое крепкое вино, без малейшей примеси воды». Думается, оценка эта справедлива и по сей день.

  4. Гонения великого русского поэта А. С. Пушкина начались в мае 1820 года. За антиправительственные стихотворения Пушкин был выслан на службу в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Спустя три года, в июле 1823, поэта перевели в Одессу. А ровно через год, в июле 1824-го, в результате доноса генерал-губернатора Воронцова и перехваченного частного письма Пушкина поэт был сослан в имение родителей — Михайловское. В середине лета поэт последний раз перед двухгодичной ссылкой видит море. Именно к этому периоду и относится написание стихотворения «К морю». Томимый тоской, поэт пишет первоначальный вариант стихотворения. Позже, в Михайловском, он добавляет строфы о Наполеоне и о Байроне.
    Море для Пушкина — «свободная стихия», символ той свободы, которую невозможно заковать в цепи или отправить в ссылку. В своем стихотворении он прощается с морем, а вместе с ним и со своей свободой. Лирический герой поет гимн морю:
    …Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой…
    …Смиренный парус рыбарей
    Твоею прихотью хранимый.
    Скользит отважно средь зыбей:
    Но ты взыграл, неодолимый,
    И стая тонет кораблей.
    В стихотворении появляются образы двух великих людей: Наполеона и Байрона. Поэт проводит аналогию между своей судьбой и судьбой Наполеона, который оказался узником на острове Святой Елены. Примечательно, что, уже познав горечь гонений, Пушкин использует в своем стихотворении так называемый «эзопов язык». Он не называет остров, на котором «угасал Наполеон», а, используя перифраз, намекает на то, что имеется в виду:
    …Один предмет в твоей пустыне
    Мою бы душу поразил.
    Одна скала, гробница славы
    Там погружалась в хладный сон.
    Там угасал Наполеон.
    О Байроне также не говорится напрямую. Но, памятуя о том, что английский поэт умер в год написания стихотворения, мы понимаем, что речь идет о нем.
    С образом Байрона связан еще один немаловажный мотив стихотворения: невозможность лирического героя слиться с природой, морской стихией, океаном, невозможность стать таким же свободным:
    Ты ждал, ты звал… я был окован;
    Вотще рвалась душа моя
    Могучей страстью очарован,
    У берегов остался я.
    Как раз в период ссылки в Михайловское в творчестве Пушкина произошел переход от романтических тенденций к реализму. Поэтому прощание с морем и Байроном для поэта означает прощание с романтизмом как мироощущением.
    Кульминационным моментом в стихотворении можно считать тринадцатую строфу. В ней Александр Сергеевич высказывает свое мнение о власти:
    …Судьба земли повсюду та же:
    Где капля блага, там на страже
    Уж просвещенье иль тиран.
    Естественно, что эта, центральная по значению, строфа не могла появиться в печати при жизни Пушкина. В 1825 г. она была напечатана в следующем виде:
    Мир опустел…
    Так как в основе стихотворения лежат размышления автора, то мы можем в жанровом отношении назвать произведение элегией.
    Четырехстопный ямб, которым написано стихотворение, ровное чередование мужских и женских клаузул, а также перекрестная рифма создают образ морских волн, неутомимо, в постоянном ритме, набегающих на берег.
    Такая ритмика сбивается только один раз: в тринадцатой строфе. Добавление всего одной лишней строки в четверостишие сразу выбивают строфу из всего стихотворения. Она становится подобна возгласу, внезапно оброненному автором.
    Кольцевая композиция стихотворения создается повторением темы прощания с морем в первом и предпоследнем стихах.
    Невозможно не обратить внимания на общую эмоциональную окраску произведения. Большое количество восклицательных знаков указывает на высокий накал чувств поэта. Риторические вопросы акцентируют погруженность лирического героя в свой внутренний мир. Диалог с морем — это одновременно диалог с самим собой.
    Вынужденное использование «эзопова языка» привело к тщательному отбору художественных средств. Первое место среди них занимает, конечно, перифраз («свободная стихия», «одна скала, гробницы слава», «хладный сон», «другой…гений», «другой властитель наших дум»). Широко используются в стихотворении метафора («восторгами поздравить», «от нас умчался гений», «перенесу…твои скалы, твои заливы», «говор волн»), эпитеты («я тихий и туманный», «смиренный парус», «скучный, неподвижный брег», «поэтический побег», «пустыни молчаливы»), олицетворения («ты катишь волны», «ты взыграл», «ты ждал, ты звал»)
    Удивительно, но во всем стихотворении Пушкин говорит о море не в среднем, а в мужском роде. В этом видится стремление поэта, во-первых, соотнести и сравнить себя с морем, а, во-вторых, мужской род «наделяет» море суровым и могучим, «мужским» характером.
    Несомненно, стихотворение «К морю» заняло свое достойное место в поэзии А. С. Пушкина, продолжило и развило тему свободы в вольнолюбивой лирике поэта.

  5. Стихотворение «К морю» было написано А. С. Пушкиным в 1824 году. Это удивительное стихотворение можно с полным правом отнести к философской лирике поэта. Стихотворение имеет явные черты элегии, но вместе с тем создано в форме послания. Каждый художник обладает особым восприятием действительности. Самые простые, обыденные явления в его сознании сплетаются в удивительно красивые символы. Если говорить о творчестве Пушкина, то каждое его стихотворение заставляет нас задуматься о том, что выходит за рамки простых будничных событий.
    Море в сознании поэта — это совершенно особая стихия, поражающая своей силой и красотой.
    Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.
    Поэт разговаривает с морем, как с другом; находит сочувствие и утешение в общении со свободной стихией.
    Как друга ропот заунывный,
    Как зов его в прощальный час,
    Твой грустный шум, твой шум призывный
    Услышал я в последний раз.
    Жизнь поэта не похожа на жизнь простых людей, которых можно назвать «обывателями». Душа поэта может чувствовать особую близость к окружающему миру. Общение с природой — неотъемлемая часть творчества настоящего поэта. Стихотворение «К морю» философское, здесь Пушкин не только говорит о стихии. Его мысли простираются намного дальше, он говорит о своей жизни, о собственных надеждах и мечтах.
    Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтический побег.
    Море стало для поэта источником вдохновения. Энергия свободной стихии позволило поэту ощутить свою причастность к столь загадочному и таинственному явлению природы. Поэт умеет видеть красоту и величие во всем, что его окружает. Поэтическое произведение намного сложнее прозаического. Здесь есть недосказанность, символичность.
    В стихах Пушкина, непревзойденного мастера философской лирики, каждое слово может вдруг показать свое новое значение. Не случайно, читая стихи Пушкина, мы не только представляем себе конкретные зарисовки предметов или явлений, но и задумываемся о глубинном смысле всего, что было сказано поэтом. Стихотворение «К морю» — это отражение внутренних сомнений и мечтаний поэта. Он не довольствуется сиюминутным созерцанием великолепия морской стихии, он размышляет о сущности всего земного.
    Ты ждал, ты звал… я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я.
    Пушкин изображает море как живое существо, которое живет и изменяется; которое тесно связано с жизнью людей. Не случайно здесь есть упоминание о Наполеоне, о Байроне. По мнению поэта, Байрон был неразрывно связан со свободой и величием, что делает его близким к морской стихии.
    И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум.
    Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец.
    Философские размышления поэта о своем месте в мире заставляют читателя задуматься об истинном назначении поэзии как движущей силы, позволяющей устремить свой взор за рамки обыденного, повседневного. Море произвело на поэта неизгладимое впечатление. Романтическая натура Пушкина не может остаться равнодушным к величию и силе природы.

  6. Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским начальством в псковское село Михайловское. Еще в Одессе поэтом овладевали мрачные настроения. “Скучно … вот припев моей жизни” – писал он своему другу Дельвигу, при этом называя себя “ссылочным невольником”. А тут еще предстояла разлука с морем, поддерживающим в Пушкине творческие силы на протяжении всей южной ссылки. Так появилось стихотворение “К морю”.
    Прощание Пушкина с морем – это прощание двух стихий: поэтической стихии и стихии самой природы. Поэт восхищается “гордою красой” моря, в последний раз слышит его “грустный” и “призывный шум”. Четвертая строфа – признание в любви к морю. Что же так любил Александр Сергеевич в “свободной стихии”? “Глухие звуки”, “глас бездны”, “тишину”, “своенравные порывы” – все это было близко и самому Пушкину. Но желание слиться со стихией, “навек оставить скучный, неподвижный брег” осталось неосуществленным. “Вотще рвалась душа моя” – восклицает Пушкин, очарованный “могучей страстью” моря.
    Как с другом, как с братом ведет Пушкин свой прощальный разговор с морем. К “неукротимой” стихии он смело обращается на “ты”: “Ты ждал, ты звал …” И море отвечает ему, рождая в воображении образы и судьбы двух знаменитейших исторических личностей: французского полководца и английского поэта. Пушкин вспоминает о бесславной кончине “среди мучений” на острове Святой Елены великого Наполеона и о смерти лорда Байрона, участвовавшего в Греции в борьбе за освободительное движение. Смерть последнего поэт сравнивает с “шумом бури” и призывает море, чьим духом был создан Байрон, “взволноваться непогодой”. “Оплаканного свободой” гения английской поэзии Пушкин называет “властителем дум” и певцом моря. С его гибелью мир становится пуст. Тринадцатая строфа вполне закономерно привносит в стихотворение политический мотив. Где бы ни встречал поэт благо, “на страже” всегда стоит тиран. И в этом судьба не только Пушкина, но и всех людей на свете. Вновь и вновь возвращаясь к прощанию с морем, поэт так и не смог с ним расстаться. Связано это было с тем, что “свободная стихия” жила в его сердце. Наполненный ею, уезжая в ссылку, Александр Сергеевич унес в себе – в своих мыслях и в своей душе – “скалы”, “заливы”, “блеск”, “тень” и “говор волн”. Разлука не состоялась, ведь на Пушкине, так же как и на Байроне, “был означен образ” моря.
    Стихотворение “К морю” – яркое и сильное по своей поэтической глубине – волновало умы и сердца не только современников Пушкина, но и его последователей. Марина Цветаева – поэт серебряного века – в очерке “Мой Пушкин” как никто другой описала свое впечатление от этого стихотворения. Будучи еще маленькой девочкой, никогда не видевшей моря, она полюбила море всем своим трепетным сердцем, прочитав однажды “К морю” Пушкина. Только море ее навсегда стало морем прощания. Вместе с поэтом XIX в. она “переносила” море в “леса” и “молчаливые пустыни”, и никогда не давала “свободной стихии” остыть в своей душе.
    В Михайловском Пушкина ждала замкнутая жизнь, которую он заполнял чтением и творчеством. Но образ моря, воспетый им в одном из своих стихотворений, не позволял поэту впасть в уныние, помогая своим свободным и неукротимым духом осуществить новые гениальные замыслы.

  7. Море… Умом мы понимаем, что море – это огромное количество соленой воды, в которой обитают животные и растения. Из учебников географии мы знаем, что моря влияют на круговорот воды в природе и влажность воздуха. Но ни одна книга и ни один ученый не сможет описать эмоции, которые рождаются в твоем сердце, когда ты стоишь на каменистом берегу моря! Бесконечная водная гладь, переливающаяся всеми цветами радуги, отражающая солнце, таящая в себе множество тайн и загадок. Море влечет к себе своей свободой, сильной энергией, величественностью. А если смотреть на море с высокой горы, то можно увидеть, что Земля – круглая, и еще больше ощутить бесконечность воды, ее волнение и постоянное движение.
    Поэты – люди с очень тонкой душой, воспринимающие окружающую действительность иначе, чем все остальные. Поэзия романтизма (конец 18 – начало 19 века) давала таким творческим людям, как А.С.Пушкин, возможность выражать свои эмоции и мысли через образы идеального, возвышенного. «К морю» – яркий образец этого направления.
    Стихотворение было написано в 1824 году, когда Пушкин в последний раз увидел море перед двухгодичной ссылкой в Михайловское. Томимый тоской, поэт пишет первоначальный вариант лирического произведения, позже он добавляет строфы о Наполеоне и Байроне.
    Море для Пушкина – «свободная стихия», символ той свободы, которую невозможно заковать в цепи или отправить в ссылку. В своем стихотворении он прощается с морем, а вместе с ним и со своей свободой. Лирический герой поет гимн морю:
    …Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой…
    …Смиренный парус рыбарей
    Твоею прихотью хранимый.
    Скользит отважно средь зыбей:
    Но ты взыграл, неодолимый,
    И стая тонет кораблей.
    В стихотворении появляются образы двух великих людей: Наполеона и Байрона. Поэт проводит аналогию между своей судьбой и судьбой Наполеона, который оказался узником на острове Святой Елены. Примечательно, что, уже познав горечь гонений, Пушкин использует в своем стихотворении так называемый «эзопов язык». Он не называет остров, на котором «угасал Наполеон», а, используя перифраз,намекает нам на то, что имеется в виду:
    …Один предмет в твоей пустыне
    Мою бы душу поразил.
    Одна скала, гробница славы…
    Там погружалась в хладный сон…
    …Там угасал Наполеон.
    О Байроне также не говорится напрямую. Но, памятуя, о том, что английский поэт умер в год написания стихотворения, мы понимаем, что речь идет о нем. С образом Байрона связан еще один немаловажный мотив стихотворения: невозможность лирического героя слиться с природой, морской стихией, океаном, невозможность стать таким же свободным:
    Ты ждал, ты звал… я был окован;
    Вотще рвалась душа моя
    Могучей страстью очарован,
    У берегов остался я.
    Кульминационным моментом в стихотворении можно считать тринадцатую строфу. В ней поэт высказывает свое мнение о власти:
    …Судьба земли повсюду та же:
    Где капля блага, там на страже
    Уж просвещенье иль тиран.
    Так как в основе стихотворения лежат размышления автора, то мы можем в жанровом отношении назвать произведение элегией.
    Четырехстопный ямб, которым написано стихотворение, ровное чередование мужских и женских клаузул, а также перекрестная рифма создают образ морских волн, неутомимо, в постоянном ритме набегающих на берег. Такая ритмика сбивается только один раз: в тринадцатой строфе. Добавление всего одной лишней строки в четверостишие сразу выбивают строфу из всего стихотворения. Она становится подобна возгласу, внезапно оброненному автором. Кольцевая композиция стихотворения создается повторением темы прощания с морем в первом и предпоследнем стихах.
    Невозможно не обратить внимания на общую эмоциональную окраску произведения. Большое количество восклицательных знаков указывает на высокий накал чувств поэта. Риторические вопросы акцентируют погруженность лирического героя в свой внутренний мир. Диалог с морем – это одновременно диалог с самим собой.
    Удивительно, но во всем стихотворении Пушкин говорит о море не в среднем, а в мужском роде. В этом видится стремление поэта, во-первых, соотнести и сравнить себя с морем, а во-вторых, мужской род «наделяет» море суровым и могучим, «мужским» характером.
    В двух последних строфах лирический герой прощается с морем, пытаясь в последние минуты наполнить себя его силой, чтобы потом «слышать гул» в вечерние часы, чтобы забрать образ моря с собой, пронести его через пустыни и леса. После этих строк остается впечатление, будто поэт больше никогда не увидит водную гладь и поэтому прощается с ними навсегда.
    Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника. Море близко и дорого Пушкину, потому что оно – живое воплощение мятежной и свободной стихии и мощи. Эти качества особенно привлекают поэта, ими же обладали Наполеон и Байрон, «властители дум» молодого поколения тех лет.
    Несомненно, стихотворение «К морю» заняло свое достойное место в поэзии А.С.Пушкина, продолжило и развило тему свободы в вольнолюбивой лирике поэта.

  8. Анализируемое произведение – монолог-обращение лирического героя. По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает свое восхищение, откровения лирического героя о пережитом у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. В произведении чередуются четырех- и пятистиший.

    Жанр

    Жанр – элегия, так в рассказе лирический герой грустит из-за скорого расставания с морем. Есть в стихотворении и элементы послания: обращения к морским просторам. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

    Средства выразительности

    Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой»; эпитеты – «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса»; сравнения – «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений». При помощи метафор поэт создает оригинальные образы всемирно известных людей.
    Шум морских волн передается посредством аллитерации «з», «с», «ш»: «Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз».

  9. Анализ стихотворения
    1. История создания произведения.
    2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
    3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
    4. Особенности композиции произведения.
    5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
    6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
    Первоначальный вариант стихотворения «К морю» был написан А.С. Пушкиным в южной ссылке, в Одессе. Возвратился к этому посланию поэт уже в «новой» ссылке – в Михайловском, в 1824 году. Реминисцентными источниками произведения стали одна из песней поэмы Дж. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда», а также элегия В.А. Жуковского «Море».
    Стихотворение «К морю», которое мы можем отнести к пейзажной лирике с элементами философской медитации, завершает собой романтический период творчества Пушкина. В этом произведении весьма ощутимы элегические мотивы. Вместе с тем произведению присущи жанровые черты послания.
    В начале стихотворения преобладает личностный, конкретно-биографический аспект. Чувство грусти возникает у поэта при расставании с морем:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    Далее нам открывается мироощущение лирического героя. Море для него – «свободная стихия», как и мир человеческой души.[18 – Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985, с. 138, с. 142.] Именно потому оно так притягивает к себе:
    Как друга ропот заунывный,
    Как зов его в прощальный час,
    Твой грустный шум, твой шум призывный
    Услышал я в последний раз.
    Море своенравно и прихотливо, как и человеческие порывы. Оно непредсказуемо, как и тайные душевные желания. Море может быть тихим, умиротворенным, но может быть и грозным, несущим гибель человеку:
    Смиренный парус рыбарей,
    Твоею прихотью хранимый,
    Скользит отважно сквозь зыбей:
    Но ты взыграл, неодолимый,
    И стая тонет кораблей.
    Точно так же гибнет человек, отдавшийся во власть стихии страстей, безумных желаний, импульсивных порывов. Однако образ моря символизирует здесь не только мир человеческой души, но и судьбу. Она так же своенравно играет людьми, неся и радость, и неожиданную гибель. С непредсказуемой морской стихией Пушкин сравнивает и любовь, страсть, сильное чувство, подчиняющее себе все устремления и поступки. Однако любовь нередко сковывает волю человека, становится своеобразным пленом души, вдохновенья:
    Ты ждал, ты звал…я был окован;
    Вотще рвалась душа моя:
    Могучей страстью очарован,
    У берегов остался я…
    Исследователи неоднократно отмечали нарушение грамматических норм в обращении поэта к морю. «Ты ждал, ты звал…» – Пушкин обращается «к морю», используя мужской род, хотя существительное «море» – среднего рода.
    В этих стихах еще преобладают чувства и эмоции, а затем мысль лирического героя устремляется в исторический план. Романтический образ вольной, свободной стихии пробуждает в сознании его мысль о человеке с необыкновенной судьбой – Наполеоне, нашедшем свою смерть рядом с морем, на острове Святой Елены:
    Один предмет в твоей пустыне
    Мою бы душу поразил.
    Одна скала, гробница славы…
    Там погружались в хладный сон
    Воспоминанья величавы:
    Там угасал Наполеон.
    Другой романтический герой в стихотворении – поэт Байрон. Наполеон и Байрон… Пушкин недаром связывает два этих образа воедино. Байрон много писал о Наполеоне, его очень интересовала личность полководца. Таким образом, мотив грусти, возникающий в начале стихотворения, проходит через исторический экскурс поэта: Пушкин вспоминает о гибели Наполеона, о смерти Байрона.
    Затем мотив этот через личностные переживания выходит на внесюжетный, внеличностный, философский план:
    Мир опустел…Теперь куда же
    Меня б ты вынес, океан?
    Судьба людей повсюду та же:
    Где благо, там уже на страже
    Иль просвещенье, иль тиран.
    Характерно, что здесь поэт тиранию приравнивает к просвещению. Однако под «просвещеньем» здесь подразумевается «культура», мир цивилизации, лишивший человека свободы и естественности душевных движений. В понимании поэта цивилизация является «тираном», насильственно вмешивающимся в свободное течение человеческой жизни. Противопоставление цивилизованного мира и человека миру природы всегда было характерно для пушкинского творчества (Пленник и Черкешенка, Алеко и старый цыган, Онегин и Татьяна). В данном стихотворении мотив природы лишь угадывается: он выступает здесь альтернативой «просвещенью» и тирании, той несбыточной мечтой, о которой поэт вопрошает океан.
    Заканчивается стихотворение жизнеутверждающе. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить образ свободной стихии в своей душе, соответствовать идеалу естественного, природного человека:
    В леса, в пустыни молчаливы
    Перенесу, тобою полн,
    Твои скалы, твои заливы,
    И блеск, и тень, и говор волн.
    Образ моря, могучей, вольнолюбивой стихии порождает в сознании героя мысль о свободе. Затем возникает антитеза (свобода-несвобода, плен). Тема плена будит мысль о судьбе Наполеона, ставшего пленником острова Святой Елены. Один романтический герой порождает воспоминанье о другом романтике – поэте Байроне. Все эти мысли синтезируются в сознании лирического героя в некое философское раздумье о мире и человеческих судьбах. В финале стихотворения вновь возникает образ моря. Мы можем говорить о кольцевой композиции произведения.
    Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами (кроме трех строф-пятистиший), рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («волны голубые», «гордою красой», «путь беспечный», «хладный сон», «пустыни молчаливы»), сравнения и анафоры («Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, Твой шум призывный Услышал я в последний раз», «Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты ничем не укротим»), перифразы («Прощай, свободная стихия!», «Моей души предел желанный!», «Он был, о море, твой певец»), бессоюзие («Как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас»), метафоры («я был окован»), инверсию («У берегов остался я…», «Он духом создан был твоим»), риторический вопрос («О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил?»). Также поэт употребляет и обращения («свободная стихия» «Моей души предел желанный»), благодаря которым создается впечатление неспешного, душевного разговора с морем. В начале стихотворения поэт употребляет несложный синтаксис – простые предложения, в составе которых есть сравнения, однородные члены, причастные обороты. Затем мы находим сложные предложения: союзные, сложносочиненные и бессоюзные. Усложнение синтаксиса знаменует углубление основной темы произведения. Раздумье о судьбах героев-романтиков включает, кроме простых предложений, осложненных причастным оборотом или однородными членами, односоставное номинативное предложение («Одна скала, гробница славы…»), сложные бессоюзные предложения, определенно-личные предложения с однородными членами. Сложные бессоюзные предложения здесь призваны раскрыть образы Наполеона и Байрона, подчеркнуть яркость, насыщенность, значительность их жизни («Там погружались в хладный сон воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон»), их внутреннее родство со свободной стихией моря («Шуми, волнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец»). В стихотворении поэт использует славянизмы («глас», «рыбарей», «брег», «вотще»), слова высокого стиля («почил», «властитель наших дум», «венец», «тиран», «благо»). Замечателен и фонетический строй произведения. Уже в первой части мы встречаем аллитерации и ассонансы:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    Во второй части стихотворения также встречаются аллитерации и ассонансы: здесь часто встречаются шипящие «ш», «щ», «ч», протяжные гласный «у», звонкий «р». Кроме того, мы можем отметить повтор звуков «л» и «о», имитирующий плеск волн:
    В леса, в пустыни молчаливы
    Перенесу, тобою полн,
    Твои скалы, твои заливы,
    И блеск, и тень, и говор волн.
    Пушкинские стихотворения, в том числе «К морю», вызывали восхищение В.Г. Белинского. Анализируя романтические «пьесы» поэта, критик писал: «вглядитесь и вслушайтесь в этот стих, в этот оборот мысли, в эту игру чувства: во всем найдете чистую поэзию, безукоризненное искусство, полное художество, без малейшей примеси прозы, как старое крепкое вино, без малейшей примеси воды»[19 – Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985, с. 246.]. Думается, оценка эта справедлива и по сей день.

  10. Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел у поэтов романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы. Тема моря важна для романтической поэзии Пушкина.
    Стихотворение “К морю” написано в 1824 г. Это был переломный период для Пушкина – период перехода от романтизма к реализму. Оно завершает романтический период пушкинского творчества
    В стихотворении “К морю” поэт прощается не только со “свободной стихией”, но и романтическим мироощущением. Поэтическое изображение моря сочетается здесь с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах “властителей дум” современников Пушкина – Наполеона и Байрона.
    Начинается стихотворение элегически величаво, торжественно, раздумчиво:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    Это начало сразу вызывает в памяти поэтические и вместе с тем зрительные ассоциации. Представляется одинокая, задумчивая фигура поэта на фоне безбрежной морской стихии.
    Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Оно вызывает в душе поэта мысли о побеге в неведомые страны, романтический порыв к другим небесам, к иным, свободным стихиям.
    В стихотворении “К морю” мотив побега звучит не сразу. Ему предшествует пейзажная зарисовка бескрайнего моря. Оно вольно и безостановочно катит свои “волны голубые”, никто не в силах обуздать его “своенравные порывы”. Человек бессилен перед этой величественной, мощной и своевольной стихией:
    Смиренный парус рыбарей
    Твоею прихотью хранимый
    Скользит отважно средь зыбей:
    Но ты взыграл, неодолимый,
    И стая тонет кораблей.
    Созерцание моря, его бескрайних просторов приводит Пушкина к раздумью о своей судьбе, о тех надеждах и мечтах, которые владели поэтом в период южной ссылки. Это были мечты о “поэтическом побеге” в иные края, иные страны, тщетные надежды “навек оставить… скучный, неподвижный брег”. Но этому не суждено было случиться: поэт остался “у берегов” окованный, очарованный “могучей страстью”.
    В стихотворении появляется новое отношение к Наполеону. Пушкин говорит о нем как о романтическом герое, как о человеке, который оставил заметный след в истории, в судьбах людей. Затерянная посреди моря скала – последний приют Наполеона, его “гробница славы” – символ крушения честолюбивых надежд этой противоречивой исторической личности:
    Одна скала, гробница славы…
    Там погружалась в хладный сон
    Воспоминанья величавы:
    Там угасал Наполеон.
    В стихотворении Пушкин говорит о трагичности судьбы Наполеона: “Там он почил среди мучений”.
    Образ Наполеона по ассоциации в памяти вызывает образ “другого гения”, другого “властителя дум” – Байрона. Незаурядная личность Байрона, его вольнолюбивое творчество, его героическая смерть в сражающейся за свободу Греции не могли не волновать воображения Пушкина.
    Строфы о Байроне – певце свободы человека, певце моря – находятся в непосредственной внутренней связи с темой стихотворения, посвященного морю, “свободной стихии”. Впечатления от созерцания моря помогают Пушкину раскрыть образ мятежного поэта, который был как бы создан “духом моря”, был, как океан, “могущ, глубок и мрачен” и также “ничем не укротим”, как неукротимы море и океан.
    В стихотворении звучит мотив одиночества поэта в мире, из которого ушли гениальные “властители дум: один “погрузился” “в хладный сон”, “угас”, другой “умчался”, “как бури шум”:
    Мир опустел…Теперь куда же
    Меня б ты вынес, океан?
    Судьба земли повсюду та же:
    Где капля блага, там на страже
    Уж просвещенье иль тиран.
    В последних двух лирически взволнованных строфах поэт вновь, теперь уже навсегда, прощается с морем, в последний раз обозревает его необозримые и бескрайние просторы, в последний раз любуется его “торжественной красотой”. Свободный и величавый гул моря еще долго будет слышен поэту “в глуши, во мраке заточенья” михайловской ссылки:
    Прощай же, море! Не забуду
    Твоей торжественной красы
    И долго, долго слышать буду
    Твой гул в вечерние часы.
    В леса, в пустыни молчаливы
    Перенесу, тобою полн,
    Твои скалы, твои заливы,
    И блеск, и тень, и говор волн.

  11. Стихотворение «К морю» А.С. Пушкин написал в 1824 году. Главная мысль стихотворения — это переживания героя о том, что он, может, в последний раз любуется красотой моря.
    Герою предстоит разлука с морем, он уже не сможет ходить по берегу и думать о своем, делиться с морем своими тайнами и размышлениями, больше не услышит звуки моря:
    Как я любил твои отзывы,
    Глухие звуки, бездны глас,
    И тишину в вечерний час,
    И своенравные порывы!
    В следующих строках Пушкин пишет о своем замысле побега за границу морем:
    Не удалось навек оставить,
    Мне скучный, неподвижный брег,
    Тебя восторгами поздравить
    И по хребтам твоим направить
    Мой поэтический побег.
    В нем поэт вспоминает ушедшего из жизни Байрона и посвящает строки ему:
    Твой образ был на нем означен,
    Он духом создан был твоим:
    Как ты, могуч, глубок и мрачен.
    Как ты, ничем неукротим.
    В последних строчках Пушкин пишет, что герой никогда не забудет море, даже в лесах и пустынях он будет представлять себе его синие волны.
    Лирический герой стихотворения – человек, который рассказывает, какие чувства переполняют его, когда он вспоминает красоту моря.
    В стихотворении Пушкин использовал эпитеты: свободная, заунывный, желанный, своенравный, смиренный; сравнения: как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час; восклицательные и вопросительные предложения, что делает произведение более эмоциональным.

  12. Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским начальством в псковское село Михайловское. Еще в Одессе поэтом овладевали мрачные настроения. «Скучно … вот припев моей жизни» – писал он своему другу Дельвигу, при этом называя себя «ссылочным невольником». А тут еще предстояла разлука с морем, поддерживающим в Пушкине творческие силы на протяжении всей южной ссылки. Так появилось стихотворение «К морю».
    Прощание Пушкина с морем – это прощание двух стихий: поэтической стихии и стихии самой природы. Поэт восхищается «гордою красой» моря, в последний раз слышит его «грустный» и «призывный шум». Четвертая строфа – признание в любви к морю. Что же так любил Александр Сергеевич в «свободной стихии»? «Глухие звуки», «глас бездны», «тишину», «своенравные порывы» – все это было близко и самому Пушкину. Но желание слиться со стихией, «навек оставить скучный, неподвижный брег» осталось неосуществленным. «Вотще рвалась душа моя» – восклицает Пушкин, очарованный «могучей страстью» моря.
    Как с другом, как с братом ведет Пушкин свой прощальный разговор с морем. К «неукротимой» стихии он смело обращается на «ты»: «Ты ждал, ты звал …» И море отвечает ему, рождая в воображении образы и судьбы двух знаменитейших исторических личностей: французского полководца и английского поэта. Пушкин вспоминает о бесславной кончине «среди мучений» на острове Святой Елены великого Наполеона и о смерти лорда Байрона, участвовавшего в Греции в борьбе за освободительное движение. Смерть последнего поэт сравнивает с «шумом бури» и призывает море, чьим духом был создан Байрон, «взволноваться непогодой». «Оплаканного свободой» гения английской поэзии Пушкин называет «властителем дум» и певцом моря. С его гибелью мир становится пуст. Тринадцатая строфа вполне закономерно привносит в стихотворение политический мотив. Где бы ни встречал поэт благо, «на страже» всегда стоит тиран. И в этом судьба не только Пушкина, но и всех людей на свете. Вновь и вновь возвращаясь к прощанию с морем, поэт так и не смог с ним расстаться. Связано это было с тем, что «свободная стихия» жила в его сердце. Наполненный ею, уезжая в ссылку, Александр Сергеевич унес в себе – в своих мыслях и в своей душе – «скалы», «заливы», «блеск», «тень» и «говор волн». Разлука не состоялась, ведь на Пушкине, так же как и на Байроне, «был означен образ» моря.
    Стихотворение «К морю» – яркое и сильное по своей поэтической глубине – волновало умы и сердца не только современников Пушкина, но и его последователей. Марина Цветаева – поэт серебряного века – в очерке «Мой Пушкин» как никто другой описала свое впечатление от этого стихотворения. Будучи еще маленькой девочкой, никогда не видевшей моря, она полюбила море всем своим трепетным сердцем, прочитав однажды «К морю» Пушкина. Только море ее навсегда стало морем прощания. Вместе с поэтом XIX в. она «переносила» море в «леса» и «молчаливые пустыни», и никогда не давала «свободной стихии» остыть в своей душе.
    В Михайловском Пушкина ждала замкнутая жизнь, которую он заполнял чтением и творчеством. Но образ моря, воспетый им в одном из своих стихотворений, не позволял поэту впасть в уныние, помогая своим свободным и неукротимым духом осуществить новые гениальные замыслы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *