Сочинение на тему мое любимое стихотворение пушкина пророк

13 вариантов

  1. Лирику А. С. Пушкина с полным правом можно назвать поэтическим дневником, в котором содержатся сокровенные и искренние признания художника, его откровенный диалог с Богом и людьми. Именно поэтому творчество поэта ведет к познанию человеческой души и через познание — к ее очищению. Смело можно сказать, что лирика Пушкина, приобщая нас к ее богатствам, обогащает наши души.
    Стихотворение «Пророк» (1826) — одно из таких «сокровенных». Оно «пересказывает» библейский миф о рождении поэта-пророка, раскрывая нам представления Пушкина о сущности творца, его роли в жизни человеческого общества.
    Начало «Пророка» как бы обращает нас в прошлое лирического героя, от лица которого ведется повествование. Здесь автор как будто намекает на собственный духовный кризис, который владел им в 1821—1823 гг.
    Можно сказать, что в первой строфе стихотворения воплощено состояние мира, жаждущего спасительного слова пророческого, и состояние души, жаждущей преображения: «Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился…»
    Дальше развертывается лирическая сцена преображения чувств, которая является композиционным средоточием «Пророка». Посланник бога, явившийся в образе «шестикрылого серафима», преображает простого человека в поэта:
    Перстами легкими как сон
    Моих зениц коснулся он:
    Отверзлись вещие зеницы,
    Как у испуганной орлицы.
    Моих ушей коснулся он,
    И их наполнил шум и звон…
    Священный ужас сквозит здесь в каждой подробности — ужас и боль перерождения: «отверзлись вещие зеницы», «их наполнил шум и звон», «в уста замершие мои Вложил десницею кровавой».
    Восторг и страдания слились воедино в изображении поэта, живописующего обновление духа, словно бы расстающегося со своей прежней оболочкой перед лицом всей громады бытия:
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Теперь поэту доступна истинная картина мира, его эзотерическая сторона: «и горний ангелов полет…», «и дольней лозы прозябанье…».
    Таким образом, поэт-творец предстает у Пушкина как сотворенный природой орган ее идеального видения. Сила, глубина и всеобъемлемость созерцания, по Пушкину, есть первая предпосылка творчества и первый залог того, что оно животворящим огнем охватит человеческие сердца. Отрешиться от себя, раствориться в мире, превратившись в единое зрение и единый слух, чутко улавливающий сокровенные движения жизни, — вот первый шаг творящего сознания: «Востань, пророк, и виждь, и внемли…»
    Мы видим, что носителем мудрости у Пушкина предстает не рассудок, а дух, объединяющий человека со всем миром. И дух этот зажжен пламенем сердца, неслучайно «обновление» сердца в стихотворении — последнее замыкающее действие мифологического преобразования. Только пламенная человеческая мысль способна зажечь сердца огнем истины и любви.
    На мой взгляд, именно в этом стихотворении особо ярко выразился взгляд Пушкина на поэзию как на силу, пробуждающую в людях добро:
    «Востань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    «Глаголом жги сердца людей» — значит «поднимай отчаявшихся, пробуждай духовно спящих, заставляй человека видеть красоту мира и стремиться к ней».
    Процесс преображения человека в поэта в этом стихотворении с художественной точки зрения представляет собой одну большую метафору. Кроме того, «Пророк» насыщен многочисленными эпитетами, создающими живую и яркую картину превращения человека в творца: «в пустыне мрачной», «перстами легкими», «мудрое жало», «грешный мой язык», «сердце трепетное», «духовной жаждою» и др. С этой же целью используется здесь и большое количество сравнений: «перстами легкими, как сон», «отверзлись, как у испуганной орлицы», «как труп, я лежал».
    Посредством инверсии Пушкин ставит смысловое ударение на глаголы, что помогает быстрой и красочной смене обстановки: «Отверзлись вещие зеницы», «И внял я неба содроганье», «И вырвал грешный мой язык» и т. д.
    Таким образом, «Пророк» Пушкина в полной мере передает нам представление поэта о сущности художника — проводника божественной воли, призванного преображать души людей своим творчеством.
    Стоит заметить, что идеи и мотивы, выраженные в этом стихотворении Пушкина, нашли свое дальнейшее воплощение в творчестве всех крупных русских поэтов 19 — 20 веков.

  2. Многие из нас задаются вопросом о смысле жизни, о своем предназначении. Эта тема нередко появляется на страницах литературных произведений. Одни находят смысл жизни в богатстве и славе, другие – в служении искусству, третьи – в возможности самореализации. Александр Сергеевич не стал исключением. Он поднимает вопрос своего предназначения не только в прозаических, но и в поэтических произведениях. Подтверждением этих слов является стихотворение «Пророк».
    Данная литературная работа была написана в 1826 году. Стоит отметить, что стихотворение «Пророк» стало для многих литераторов определенным жизненным наставлением. Хотя данная стихотворная работа относительно не большого размера, читателя поражает ее глубокая метафоричность и величие. В стихотворении «Пророк» Пушкин четко дает понять, каким должен быть настоящий поэт, и какими должны быть его произведения.
    Значимость и величие стихотворения «Пророк» подчеркивает его форма. Оно было написано в жанре оды. Во времена Александра Сергеевича оды писались для восхваления самодержавия. Но Пушкин, используя «высокий штиль», бросил вызов тому обществу. В своей работе он не прославлял батюшку-царя, он попытался отстоять свое право быть свободным поэтом.
    В стихотворении «Пророк» главным героем является сам Пушкин, который «в мрачной пустыне» встретил «шестикрылого серафима». Именно это существо указывает истинное предназначение поэта – «глаголом жечь сердца людей». Этими строками Пушкин еще раз подчеркивает, что любое литературное произведение должно быть осмысленным, оно должно достучаться до каждого. Заниматься бумагомарательством не стоит.
    Литературное окружение негативно восприняло стихотворение «Пророк», ведь его высокопарный слог словно преподносит Пушкина над другими литераторами. Но это не так. Если внимательно прочитать строки данного произведения, то можно заметить, что «шестикрылый серафим» переродил главного героя, подчеркнув этим его несовершенство. Человек, который открыто может заявить о своих недостатках, по определению не может быть высокомерным. Именно поэтому стихотворение «Пророк» нужно рассматривать, как наставление будущим литераторам.
    Пушкин предостерегал будущие поколения о том, что не нужно писать ради удовлетворения собственных амбиций, ведь такие работы очень быстро отправляются на свалку истории.

  3. Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин написал 8 сентября 1826 года по пути из Михайловского в Москву. В мартовском издании «Московского вестника» 1828 года оно было напечатано.
    «Пророк» — это непосредственный отклик на казнь пятерых руководителей декабрьского восстания. В июле 1826 года непоправимое свершилось: зачинщиков казнили. Переживая глубокое потрясение, поэт думал и о лицейских своих товарищах, сосланных за участие в восстании на Сенатской площади.
    В памяти друзей Пушкина сохранился один из вариантов последней строфы:
    Восстань, восстань, пророк России,
    Позорной ризой облекись,
    Идя и с вервием вкруг выи
    К убийце гнусному явись.
    Концовку пришлось изменить — прозрачный намек на убийцу-царя не дал бы возможность увидеть стихотворение напечатанным.
    В основу произведения положены мотивы VI главы библейской книги пророка Исайи. Древнееврейские провидцы были зачастую смелыми и бесстрашными обличителями, поэтому не зря поэт заговорил на их языке, употребляя грозные, тяжеловесные церковнославянские слова. Однако Пушкин далеко уходит от сюжета Священного Писания, изображая иносказательно пророческое назначение поэта.
    В стихотворении появляется мотив путника в пустыне, связанный с личными переживаниями Пушкина, возникшими также на основе его работы над восточными образами Корана. Мотив пророка тоже был не новый, он намечался и в предшествующей лирике поэта. В этом же стихотворении оба мотива объединяются и переосмысливаются.
    Путник, влачившийся по мрачной пустыне и уже томимый духовной жаждой, жаждой очищения чувств и мыслей от скверны, превращается в пророка, способного открыть людям высшую правду, жечь сердца людей глаголом. Он проникает в тайны природы, обретая новый слух, новое зрение, новое сердце — «угль», пылающий огнем, то есть преображается, становится совсем другим.
    Конечно же «Пророк» Пушкина посвящен описанию рождения поэта, обретения им творческого дара, способности в момент творческого вдохновения к восприятию тех явлений жизни и мироздания, которые в обычном состоянии им не воспринимаются. Даже образы стихотворения символичны: «горний ангелов полет», «дольней лозы прозябанье» — все это основные стихии Вселенной.
    Вдохновение Пушкин рассматривает как способность познания, глубокую мудрость.
    Однако пророк, обрекший новые органы чувств, до поры до времени находится между жизнью и смертью — «как труп в пустыне я летал». И только «Бога глас» пробуждает его к жизни, вдыхая в него и жизнь, и дух.
    Понятно, чтобы стать иным, нужно избавиться от себя прежнего, грешного и слабого человека, точнее сказать, умереть. Только тогда родится другой, исполняющий волю Божью. Поэтому так мощно, приобретая общественную декларацию, звучит конец стихотворения:
    Восстань, пророк, и вождь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Необычно построение фраз стихотворения «Пророк». Поскольку поэт воспроизводит библейский сюжет, изображая в нем рождение пророка из простого человека, интересно проследить за синтаксисом. Перечисление признаков и свойств ясновидения дано в нагнетании предложений. Строки «Пророка» шестнадцать раз начинаются с «и».
    Произведение написано четырехстопным ямбом без деления на строфы, что соответствует задачам введения в текст сюжета и подражания синтаксису Библии.
    В лирике Пушкина стихотворение «Пророк» занимает исключительно важное место. Он с огромной силой утверждает правоту дела казненных, провозглашая верность идеалам декабристов, поражение которых не поколебало веры поэта в конечное торжество их целей, не изменило его отношения к самодержавию.

    Похожие сочинения

    Архаизмы на примере пушкинского «Пророка»

  4. В творчестве Пушкина принято традиционно выделять тему “поэта и поэзии”. К этой группе лирических произведений относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию. Одним из таких произведений является стихотворение “Пророк”.
    Здесь Пушкин обращается к образам библейской мифологии. В начале стихотворения отражается душевная опустошенность, которая мучила поэта в годы “кризиса”, и чудесное преображение чувств и способностей, осознание своей миссии пророка. Чувства поэта предельно обостряются: открывается “мудрое зрение”, а также расширяется восприятие внешнего мира. Поэт задается вопросом: быть может ли столь изощренно тонкое восприятие и мудрое наблюдение передать обыкновенным человеческим словом (“И он к устам моим приник/ И вырвал грешный мой язык,/ И празднословный, и лукавый, / И жало мудрыя змеи/ В уста замершие мои/ Вложил десницею кровавой”.) Поэту необходим “жар сердца”: только очень рослый накал чувств может переплавить обыденную прозаическую жизнь в чистое поэтическое золото (“И он мне грудь рассек мечом, / И сердце трепетное вынул,/ И угль, пылающий огнем, / Во грудь отверстую водвинул”.) Одной острой наблюдательности и умения поэтически рассказать о том, что видишь, недостаточно для настоящего искусства – это мертвое фотографирование, натурализм. Необходимо активное отношение к наблюдаемому, умение критически, точно, правдиво оценивать его, нужна глубокая и верная мысль, наполняющая душу поэта. Так завершается преображение пророка: поэт приходит к мысли, что он должен не просто утешать, радовать людей или привозить им наслаждение своим творчеством, а учить читателя, вести его за собой.
    Это стихотворение состоит из трех частей. В первой части раскрывается состояние “пророка” до того, как “бога глас к нему воззвал”. Он, “томимый духовной жаждой”, в “пустыне мрачной влачился”. Во второй же части описывается его саммит с посланником Бога – “шестикрылым серафимом”, который производит с ним определенные действия – вырывает “грешный язык, и празднословный, и лукавый” и вставляет на его место “жало мудрыя змеи”.
    Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно: “моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон”. Восприятие мира лирического героя меняется; он становиться открыт миру, чувствует с ним неразрывную, ограниченную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только человек с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорит людям слово истины.
    В третьей части поэт слышит “Бога глас”, который “взывает” к нему, побуждая “видеть” и “внимать” и, “обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей”. Здесь облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его суть человеческая пробуждается, он “исполняется волей” Божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.
    Взгляды Пушкина на предназначение поэта и поэзии коренным образом отличаются от взглядов романтиков. Основное отличие состоит в том, что Пушкин не рассматривает поэтический талант как заслугу личности, проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд пушкинской философии. Талант для него – это не печать “богоизбранности”. Божественный дар, способность более тонко слышать и более сильно чувствовать мир. Поэт – просто человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные. Но самое главное свойство, которым должен обладать поэт, – это горячее сердце, согретое нравственным законом, гуманным отношением к миру. Без этого “угля” человек мертв. Нравственный закон – тот “глас Божий”, который к поэту “воззвал”. И его свобода состоит в том, чтобы осознанно следовать этому гласу, напоминая людям о заключенной в них Божественной душе, о красоте мира и добре, которое они призваны творить.
    Для придания большей выразительности языку Пушкин в стихотворении “Пророк” использует метафоры (духовная охота, пустыня мрачная); сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы); эпитеты (сердце трепетное, горний ангелов полет, дольней лозы прозябанье, грешный язык). Архаическая церковная лексика придает языку торжественность, подчеркивается непреходящий, вечный характер изложенного.
    Итак, в стихотворении “Пророк” отразилась одна из центральных идей творчества Пушкина, его представление об истинном предназначении поэта и поэзии, о Божественной “природе” его дара и обязанности истинного поэта следовать своему великому призванию, неся тем самым свет Красоты и Мудрости остальным людям. Стихотворение “Пророк” – это своего рода поэтическая программа Пушкина, его взгляд на мир сквозь призму поэтического дара.

  5. В творчестве Пушкина принято выделять несколько больших тем. Наряду с «философской», «гражданской» и «любовной» лирикой, в нем выделяют тему «поэта и поэзии». К этой теме относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию.
    Одним из таких произведений является стихотворение «Пророк».
    Стихотворение состоит из трех неравнозначных частей. В первой части описывается состояние «пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», «в пустыне чахлой влачился». Во второй части описывается его встреча с посланником Бога — «шестикрылым серафимом», который производит с ним определенные действия — вырывает «грешный язык, празднословный и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи». Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно («моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон»). Его восприятие мира меняется, поэт становится открыт миру, чувствует с ним неразрывную, органичную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только человек с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорить людям слово истины. В третьей части поэт слышит «бога глас», который «взывает» к нему, побуждая «видеть» и «внимать» и, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей».
    Облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его душа пробуждается, он «исполняется волей» божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.
    Взгляды Пушкина на предназначение поэта и поэзии коренным образом отличаются, например, от взглядов романтиков. И основное отличие состоит в том, что Пушкин не рассматривает поэтический талант как заслугу личности, как проявление исключительности отдельного человека (несмотря на то, что стихотворение называется «Пророк»), Индивидуализм чужд его философии. По Пушкину, талант — это лишь божественный дар, способность более тонко слышать и более сильно чувствовать мир. Это не печать «богоизбранности». Поэт — это просто человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные. Но самое главное качество, которым должен обладать поэт, — это горячее сердце, согретое нравственным законом, гуманным отношением к миру. Без этого «угля» человек мертв («как труп, в пустыне я лежал»). Нравственный закон — это тот «глас божий», который к поэту «воззвал». И его свобода состоит в том, чтобы осознанно следовать этому гласу, напоминая людям о заключенной в них божественной душе, о красоте мира и о добре, которое они призваны творить.
    Для придания большей выразительности языку, Пушкин в стихотворении «Пророк» использует такие изобразительные средства, как метафоры («духовная жажда», «пустыня мрачная», «сердце трепетное»), сравнения («отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы»), эпитеты («горний ангелов полет», «дольней лозы прозябанье», «грешный язык»), архаическая церковнославянская лексика, которая придает языку торжественность («персты», «зеницы», «десница», «виждь», «внемли», «глагол» в значении «слово»).
    Итак, в стихотворении «Пророк» отразилась одна из центральных концепций творчества Пушкина, его представление об истинном предназначении поэта и поэзии, о божественной «природе» его дара и об обязанности истинного поэта следовать своему великому призванию, неся тем самым свет Красоты и Мудрости остальным людям. Стихотворение «Пророк» — это своего рода стихотворная поэтическая программа Пушкина, его взгляд на мир сквозь призму поэтического дара.

  6. В 1826-ом году, спустя год после восстания декабристов, великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин пишет своё знаменитое стихотворение «Пророк». Этим произведением он ответил государству за наказание его друзей, зачинщиков восстания.
    Первая часть стихотворения Пушкина «Пророк» начинается с того, что одинокий умирающий путник тащится по раскалённой пустыне. Он еле волочит ноги. Внезапно происходит чудо, и его спасает «шестикрылый серафим». Серафим прячет куда-то всё нехорошее, людское, открывает путнику уставшему глаза на истину. После встречи с этим чудом, лирический герой стихотворения «Пророк» совсем обессиливает – «Как труп в пустыне я лежал…». В заключении этого произведения Пушкина, происходит воззвание Всевышнего к новому Пророку – наказывать людей за их прегрешения.
    Мне кажется, что в стихотворение «Пророк» Александр Сергеевич Пушкин хотел вложить две главные мысли – резкое коренное изменение человека и тяжёлая задача пророка. Наверное, Пушкин верил в то, что однажды на землю явится Пророк, который воздаст людям по их заслугам – кого-то накажет, кого-то наградит. Поэт переполняется тяжёлыми мыслями, он очень тяжело переживает гибель его друзей-декабристов.
    Не смотря на эмоциональность, Пушкин сделал это произведение очень грамотным и красивым. Даже наличие шипящих звуков в стихотворении Пушкина «Пророк» не случайно – эти он пытался показать то, как долго и мучительно длилось страдание лирического героя произведения.
    Я очень люблю стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Пророк» за его смелость и честность, за искренность строк.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  7. Стихотворение «Пророк» было написано А.С.Пушкиным в 1826 году и является одним из наиболее известных философских стихов, где отразились характерные особенности художественного мира поэта, его взгляды и философская концепция.
    Тема пророческого служения поэта людям тесно связана в стихотворении с размышлениями о том, каким должен быть человек, несущий в себе Бога, и как человек может достичь постижения божественной истины.
    Стихотворение «Пророк» сюжетно, сюжет раскрывает процесс перерождения поэта, неудовлетворенного своей деятельностью, и обретения им пророческого дара. Преображение это начинается с осознания необходимости духовного обновления, обретения веры и постепенно захватывает все чувства человека: его зрение («моих зениц коснулся он…»), слух («моих ушей коснулся он…»), восприятие. Изменяется состав знания, центр души человеческой – сердце, которое превращается в «угль, пылающий огнем». Человеку открывается новое зрение, возможность видеть ранее недоступное его восприятию, становится доступен глас абсолютной истины. И перерождение такое подобно смерти, ибо преображается душа, разум и мировоззрение человека («как труп в пустыне я лежал…»). Поэт, по мысли Пушкина, – свободный творец, мыслитель, философ, «пророк» высших истин, одушевленный божественным словом. Содержание поэзии есть сама жизнь во всем ее многообразии, и поэзия существует не только для Избранных, а имеет также высокое общечеловеческое назначение. Отсюда, по мнению автора, вытекает право поэта (и равно его крест) «глаголом жечь сердца людей», нести им свет добра и справедливости. В первоначальной редакции последнее четверостишие было направлено против Николая I:
    Восстань, восстань, пророк России,
    Позорной ризой облекись,
    Иди и с вервием вокруг
    К убийце гнусному явись.
    Впоследствии Пушкин заменяет его более нейтральным, что позволяет поэту возвести свою мысль о поэте-пророке на уровень всечеловеческого, глобального обобщения, сделать ее актуальной в любой исторический период и при любой власти.
    Но внешний сюжет стихотворения еще не исключает философского содержания, стихотворение двупланово: наряду с размышлениями о назначении поэта Пушкин рассуждает о более обобщенной категории – человеке вообще, его внутренней опоре. Человек, по его мнению, должен нести Бога в своей душе, но чтобы стать истинным носителем веры человеку необходимо пройти через отречение от себя прежнего, своих прежних принципов, «празднословия»; лукавства, пройти через горнило страданий. Прежний человек умирает, а новый воскресает только тогда, когда внемлет гласу божьему – такова основная мысль «Пророка». Неслучайно это стихотворение было очень любимо Ф.М. Достоевским, воплотившим эту идею в своих произведениях.
    Пейзаж души лирического героя стихотворения необычайно широк и многопланов, различные чувства и переживания этого героя, прежде всего это ощущение тревоги, вызванной неудовлетворенностью поэта своим творчеством («духовной жаждою томим…»). Чувство ответственности перед людьми, обусловленное пониманием пророческой роли поэта, его божественным предназначением также пронизывает все повествование. Переживание духовного и нравственного перерождения, обретение нового зрения человеком, отказавшимся от своих прежних принципов, сопровождается осознанием Бога в себе, обретением веры.
    Образ «Пророка» близки к христианско-мифологичекимы, речь в стихотворении организована как речь действующих лиц (поэт, серафим, Бог), передаваемая в монологе лирического героя. Характерно также наличие скрытых смысловых рядов, связанных анафорой («… внял я неба содроганье, / и горних ангелов полет, и гад морских подземный ход…»), которые раскрывают суть перевоплощения героя, показывают, что он вобрал в себя все мироздание, ощутив себя причастным к высшей божественной истине.
    Композиция стихотворения также близка к библейской. Изложение притчевого сюжета и венчание его «гласом божьим», что делается с целью философского обобщения тех идей, которые выдвигает поэт на протяжении повествования. Композиция кольцевая, что подчеркивает четкий ритмический рисунок стихотворения: ритм образован своего рода симметрией начала и конца стихотворения: первые четыре строки организованы в самостоятельную, логически завершенную часть с перекрестной рифмой, последние четыре строки повторяют композиционный рисунок первой части. Между этими частями, как в кольце, располагается средняя, которая представляет собой чередование различных способов рифмовки (смежная, опаясывающая, перекрестная). Внутри каждой строки чередуются четырехстопный ямб и перрихии.
    Глобальному обобщению идеи стихотворения способствует также прием аллегории (описания перерождения человека), символы («пустыня» как пустыня духовно опустошенной личности, «перепутье» как проблема выбора пути человеком, осознавшим необходимость преображения и т.д.), поэтические усиления («… зеницы, как у испуганной орлицы» – усиление устойчивого штампа, сравнивающего острое зрение с орлиным), а также многочисленные инверсии («духовной жаждою томим», «… в пустыне мрачной…»). Глаголы, выражающие либо действие, либо веление к действию, придают повествованию особую выразительность: «водвинул», «восстань», «воззвал», «виждь», «внемли» и т.д. Стихотворение насыщено архаизмами и старославянизмами: «зеницы», «десницей», «отверзлись», «глас», «мудрыя» (змея). Усилению впечатления, приданию особого значения духовному перерождению личности способствуют эпитеты («в пустыне мрачной и скупой», «испуганной орлицы», «грешный язык, и празднословный и лукавый», «уста замерзшие…»), а также сравнения и метафоры («И внял я неба содроганье», «И дальней лозы прозябанье…» и т.п.).
    Анафоры придают эмоциональную напряженность речи пророка, торжественный колорит его монологу.
    В стихотворении «Пророк» раскрываются особенности поэтического мира Пушкина: диалектичность мышления, лаконичность изложения, способность к глобальному философскому обобщению. Здесь точно и кратко изложена основная концепция Пушкина – поэта и человека, его идея о назначении истинного поэта – «глаголом жечь сердца людей», которая пронизывает все пушкинское творчество.

  8. А. С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Как раз в то время были наказаны участники декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот событий.
    В начале стихотворения описывается одинокий полумёртвый путник, с трудом перемещающийся по пустыне: «…В пустыне мрачной я влачился…». Затем показывается контрастное, противопоставленное, спасающее явление серафима, как бы нарушающего предшествовавший покой: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился». Серафим преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза («Моих зениц коснулся он: / Отверзлись вещие зеницы…»), уши («Моих ушей коснулся он: / И их наполнил шум и звон…»), даёт мудрый язык («И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи… / В уста… мои / Вложил»), объективно обо все думающее сердце («И сердце трепетное вынул, / И уголь… / Во грудь отверстую водвинул»). Так как это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться бесследно: «…Как труп в пустыне я лежал…». Стихотворение заканчивается воззванием Бога к новому пророку наказать людей за их грехи: «Восстань, пророк… / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей».
    Тем у стихотворения две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка. Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму, описанную выше.
    В стихотворении используется много контрастности: «…В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился…», «…Как труп в пустыне я лежал, / И Бога глас ко мне воззвал…», «И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи / В уста мои вложил». Автор использует много повторов союза И в началах строк, чтобы показать единство, одну цель всего происходящего.
    Чтобы яснее изобразить различные образы в стихотворении, Пушкин использует сравнения: «…Перстами, лёгкими, как сон…», «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…», «…Как труп в пустыне я лежал…». Автор использует много церковнославянизмов, что говорит о том, что при написании им этого стихотворения он опирался на библейскую легенду.
    В стихотворении встречается очень много шипящих звуков – создаётся атмосфера длительного и мучительного страдания героя. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями – тоже делает стихотворение медлительно-мучительным. В стихотворении используются все виды рифмовки – это говорит о том, что автор не особо обращал на это внимание, его больше занимало содержание его стихотворения.

  9. Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы

  10. По мнению Пушкина, каждый поэт должен быть пророком. Об этом он говорит в стихотворении «Пророк». Поэт рассказывает о том, как во время духовного кризиса к нему явился шестикрылый серафим, который наградил его необычайными талантами: удивительным зрением, чутким слухом, пылким сердцем, мудрым, как жало змеи, языком. Теперь поэт-пророк может чувствовать и понимать больше обыкновенного человека, и все, что волнует поэта в жизни, должно отразиться в его творчестве. Таким образом, в этом стихотворении речь идет о поэте-реалисте, который старается проникнуть в тайны бытия.
    Автор понимает, что рассказать о том, что видишь, недостаточно для настоящего большого искусства. Необходимо, чтобы душу поэта наполняла «божественная воля»:
    Как труп в пустыне я лежал,
    И бога глас ко мне воззвал:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    В этом стихотворении особенно ярко выразился взгляд Пушкина на поэзию как на силу, пробуждающую в людях добро. «Глаголом жги сердца людей» — значит поднимай отчаявшихся, пробуждай духовно спящих, заставляй человека видеть красоту мира и стремиться к ней.
    Это стихотворение Пушкин создал в 1826 году. В «Пророке» лирический герой — сам поэт, он призван богом нести народу слово о свободе. Это свобода человеческой личности, свобода мысли.
    Тема и главная идея этого стихотворения — развитие божественной сути и пророческого предназначения творца.
    В этом стихотворении употребляются эпитеты: кровавой, трепетное, замершие, грешный; сравнения: отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы; метафоры: глаголом жги сердца людей; олицетворения: и бога глас ко мне воззвал.

  11. Знаменитое стихотворение «Пророк», написанное в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с новым царем, выявляет представления Пушкина об особой роли поэта и назначении поэзии в жизни. Это стихотворение стало итогом его размышлений о себе, своем творчестве, обозначившим переломный момент в его жизни и поэтической эволюции.
    «Пророк» – поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину. Оно заложило особую традицию в русской литературе, для которой стало характерно представление об особой роли поэтов в обществе, призванных к служению, подобному пророческому. Вслед за Пушкиным эту тему продолжил Лермонтов в своем «Пророке», написанном незадолго до его гибели в 1841.
    По жанру пушкинский «Пророк» близок духовной оде. Содержание стихотворения ориентировано на одну из книг Библии, где рассказывается о видении пророка Исайи, к которому является серафим – ангел, посланец Бога. Главное качество серафимов – пылкость и очищающая сила. Именно таково действие серафима в библейской книге. Там рассказ заканчивается тем, что Господь посылает пророка Исайю проповедовать людям правду Божию.
    Пушкин во многом сохраняет структуру и смысл библейского предания. Но главное отличие его стихотворения в том, что его пророк – это поэт, а потому смысл преобразований оказывается несколько иным. В состоянии духовного опустошения находится тот, кто воспринимается нами как лирический герой стихотворения – то есть поэт.
    Почему же он утратил свой путь? Стихотворение имеет аллегорическую основу, а значит – его нельзя истолковывать буквально. Но смысл преобразований достаточно очевиден: человек наделяется особыми чувствами – зрением «испуганной орлицы», слухом, проникающим в «горний ангелов полет». Особо значим образ «празднословного и лукавого языка»: ведь язык – это основное орудие поэта. И если он лукав или говорит не о том, что важно («празднословен»), значит – его надо заменить. Поэту теперь дано «жало мудрой змеи».
    Но и этого еще мало: чтобы стать пророком, надо отрешиться от «трепетного» человеческого сердца, так как задача пророка – нести людям ту правду, которая может оказаться страшной и горькой. А потому поэту вместо сердца серафим дает «угль, пылающий огнем». Таковы мучительные перемены, которые приходится претерпеть тому, кто решится выйти на тернистый путь поэта-пророка.
    Но свою миссию он может осуществить только тогда, когда сам Бог вдохнет в него силу служить истине:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Мужественная энергия стиха, высокая библейская образность, торжественный одический стиль – все в этом пушкинском шедевре должно передавать важнейшую для поэта мысль: искусство – не забава, не игрушка и даже не просто художественно совершенное творение. Это особая миссия, которая возложена на поэта и которую он обязан выполнять, как бы тяжело это ни было.
    Но все-таки пушкинский пророк и поэт не сливаются в одном существе. Поэт живет среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет мир людей. Невозможно представить пророка «в заботах суетного света». Было бы кощунством считать пророка самым «ничтожным» среди «детей ничтожных мира». От поэта-пророка, посредника между Богом и людьми, исполнителем воли Бога, люди ждут огненных слов. Бог посылает пророка в мир, чтобы тот «глаголом» жег сердца людей, то есть в слове передавал жар своего сердца.
    Пророки ждут от людей внимания и понимания. Люди внемлют им «в священном ужасе», разгадывают смысл их слов. Так ли они слушают поэта? Сердце поэта не «угль, пылающий огнем», – это обычное, «трепетное», человеческое сердце. Он «волнует, мучит, как своенравный чародей», сердца других людей. «Чернь тупая» сама говорит об этом в стихотворении «Поэт и толпа». «Волнует», «мучит», но не жжет, не опаляет словом истины!
    Самое главное: у поэта есть то, в чем отказано пророку, – собственная воля. Бог, наделяя человека частицей своей творящей силы, избирает его для другого «подвига благородного» – творчества.

  12. А. С. Пушкин написал стихотворение “Пророк” в 1826 году. Как раз в то пора были наказаны участники декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Это стихотворение было как бы ответом на такой неожиданный поворот событий.
    В начале стихотворения описывается одинокий полумёртвый путник, с трудом перемещающийся по пустыне: “…В пустыне мрачной я влачился…”. Затем показывается контрастное, противопоставленное, спасающее явление серафима, как бы нарушающего предшествовавший покой: “И шестикрылый серафим на перепутье мне явился”. Серафим преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза (“Моих зениц коснулся он: / Отверзлись вещие зеницы…”), уши (“Моих ушей коснулся он: / И их наполнил шум и звон…”), даёт мудрый язык (“И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи… / В уста… мои / Вложил”), объективно обо все думающее сердце (“И сердце трепетное вынул, / И уголь… / Во грудь отверстую водвинул”). Так как это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться бесследно: “…Как труп в пустыне я лежал…”. Стихотворение заканчивается воззванием Бога к новому пророку наказать людей за их грехи: “Восстань, пророк… / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей”.
    Тем у стихотворения две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка. Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает вероятность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму, описанную выше.
    В стихотворении употребляется много контрастности: “…В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился…”, “…Как труп в пустыне я лежал, / И Бога глас ко мне воззвал…”, “И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи / В уста мои вложил”. Автор использует много повторов союза И в началах строк, чтобы показать единство, одну поставленная проблема всего происходящего.
    Чтобы яснее нарисовать различные образы в стихотворении, Пушкин использует сравнения: “…Перстами, лёгкими, как сон…”, “Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…”, “…Как труп в пустыне я лежал…”. Автор использует много церковнославянизмов, что говорит о том, что при написании им этого стихотворения он опирался на библейскую легенду.
    В стихотворении встречается очень много шипящих звуков – создаётся атмосфера длительного и мучительного страдания героя. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями – тоже делает стихотворение медлительно-мучительным. В стихотворении используются все виды рифмовки – это говорит о том, что автор не особо обращал на это внимательность, его больше занимало содержание его стихотворения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *