Сочинение на тему мои дневниковые записи

7 вариантов

  1. Конкурсная работа
    Давтян  Лиды
    9 класс
    МОУ Синичинская средняя общеобразовательная школа
    Можайского г.о.
    Московской области
    Тематическое направление: «Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают.»
    Тема  сочинения: « Мои первые впечатления о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
    Жанр сочинения: дневник.
    Готовясь к новому учебному году, я читала литературу, заданную на лето. И вот очередь дошла  до романа в стихах «Евгений Онегин»  А.С. Пушкина. Мы в школе на протяжении нескольких лет изучали его биографию и читали его произведения. Это великий поэт, внёсший огромный вклад в русскую литературу. Его произведения «открыли мне глаза» на разные проблемы людей, сильно повлияли на моё мировоззрение. Думаю, этот роман будет очень захватывающим и непредсказуемым.  Ну что, пойду читать…
    Шестое июля.
    Я прочитала  первую главу романа. И у меня возникло множество вопросов. Онегин нигде не работал, круглыми сутками был на балах, в ресторанах и театрах. И вдруг ему это всё наскучило. Такого поворота событий я не ожидала, в начале главы он был похож на всех молодых людей того времени, но после того, как ему это всё надоело, я поняла, что он особенный, не такой, как все, оказалось, что Онегин очень рассудительный молодой человек. Посмотрим, что приготовил для нас Пушкин дальше.
    Десятое июля.
    Меня так «затянул» роман, что я прочитала сразу две главы. Когда у Евгения умер родственник и он поехал в деревню, он познакомился с Ленским, на мой взгляд, очень чувствительным, романтичным и открытым человеком. Я была очень рада, что Онегин нашёл себе приятеля. И, когда Ленский знакомил Онегина со своей невестой и её семьёй, Онегин замечает Татьяну, тихую и задумчивую  девушку.  Таня  влюбилась в Онегина, но что – то  мне подсказывает, что они не будут вместе.
    Она написала письмо Евгению с признанием в любви. Боже, это такой поступок, что только самые храбрые решаются на это.  Долгое время от Онегина не было ответа. Через некоторое время Татьяне сообщили о приезде двух друзей. В аллее  Евгений и Татьяна встретились. Я взволнована так же, как была взволнована Татьяна.  Что же ответит Евгений?
    Тринадцатое июля.
    Четвёртая глава. Не могу поверить, что Онегин отказал Тане. Бедная девушка сильно огорчилась.
    Пятнадцатое июля.
    Не заметила, как  прочитала сразу две главы, всё ближе и ближе к развязке. Татьяне  приснился странный и страшный сон, как за ней «гонялся» медведь и как Онегин заколол кинжалом Ленского.
    На именинах Тани  Евгения посадили перед ней. Его охватила  злость, он начал мстить Ленскому и стал оказывать знаки внимания его невесте. Восприимчивый Ленский вызвал своего друга на дуэль. Онегин убил Ленского! Он убил своего друга!  Можно было ведь решить всё мирным путём!
    Онегин… Он же был твоим  товарищем, это же всё началось из- за тебя. Если бы ты вовремя остановился, то твой товарищ остался бы в живых. Ох уж эта гордость! Человек дышит, мыслит – живёт, а через секунду его бездыханное тело лежит на сырой земле!
    Онегин покинул поместье, Ольга вскоре вышла замуж за другого.  Татьяну увезли в Москву, чтобы  там найти достойного претендента  в мужья, её возили на балы, где однажды  на неё обратил внимание генерал.
    Зачем  возить девушку на балы, если ей это неинтересно, если её сердце навечно отдано одному – единственному Онегину?!
    Восемнадцатое июля.
    Последняя глава, но я не готова  расстаться с героями романа. После долгих путешествий по России  Онегин приехал в Москву и отправился на бал, где встретил Татьяну.  Теперь уже Онегин пишет письмо с признанием в любви. Но они не могут быть вместе, потому что у Татьяны есть муж, нелюбимый, но муж. Они любят друг друга, но не могут быть вместе. Как это больно! На этом роман заканчивается.
    Ну что ж, осталось только сделать выводы.  Роман оказался  именно таким, каким я его и представляла, очень драматичным, с глубоким смыслом и с интересными поворотами сюжета, как и многие произведения Пушкина. Я любила, люблю и буду любить этого поэта за  его стиль, особый подход к написанию произведений и, наверное, не только я, ведь многие иностранцы учат русский  язык только для того, чтобы прочитать произведения этого великого писателя в подлиннике: они не хотят читать переведённый текст, они желают чувствовать атмосферу того времени, переданную через слова автора.

  2. 2
    Текст добавил: Творческий беспорядок

    Мои дневниковые записи

    9  ноября. 21.00
    Я собираюсь спать. Только что я смотрела в ок­но — на улице все по-прежнему. Все также блестят замерзшие лужи, чернеет застывшая земля, кото­рая, как и все мы, ждет снега. Сегодня я гуляла со своей подругой Надей. Нам было не очень весело: на улице холодно, пустынно. Не покрывшаяся сне­гом земля выглядела сиротливо. Очень скоро мы разошлись по домам.
    10  ноября. 8. 00.
    Едва проснувшись, я подошла к окну и — о чу­до! Картина улицы меня поразила. Вся наша ули­ца, тротуары и мостовая, крыши домов — все было покрыто снегом. Свежий, кристально белый, он нарядил мир. У меня в голове проносилась только одна мысль: «Скорее на улицу!» Я выскочила из комнаты на кухню и продекламировала удивлен­ной маме строки из Фета:
    Мама! глянь-ка из окошка —
    Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:
    Грязи нет, весь двор одело,
    Посветлело, побелело —
    Видно, есть мороз.
    Мама рассмеялась и чмокнула меня в нос, я за каких-то пятнадцать минут успела умыться, по­завтракать, одеться — и вот я уже на улице.
    Я намеревалась зайти за Надей, но она вместе с другой нашей подругой Викой уже шли навстре­чу мне. Весело приветствовав друг друга, мы, не стесняясь никого, просто принялись танцевать от радости прямо среди улицы.
    Дома на нашей улице, выкрашенные в теплый желтый цвет, преимущественно двух- и трехэтаж­ные, теперь осыпанные снегом, казались сказоч­ными домиками.
    Огромный старый клен, не успевший сбросить все свои листья, теперь добавил к остаткам своего наряда в виде желто-красных листьев и небольшой покров снега на ветвях. Клен показался нам удив­ленным. Мы, смеясь, кричали ему: «Все, зима пришла!» Человек в телефонной будке изумленно смотрел на нас, продолжающих веселиться. Он, хотя и казался удивленным, но улыбался, глядя на нас, и что-то оживленно рассказывал в телефон­ную трубку.

  3. 3
    Текст добавил: Голосуй_За_Меня

    Вот уже почти две недели как я не хожу в школу: высокая температура, больное горло и строгий приказ мамы не покидать квартиру, сделали из меня капризного и несговорчивого ребенка. Заставив себя встать с дивана, я решила пройти на кухню выпить горячего чая. Пока чайник грелся я выглянула в окно.
    И, о чудо, что я увидела! Вся наша улица была покрыта пушистым белым ковром, таким же белым, как бабушкина пуховая перина. На фоне этого белого покрывала старые дома нашей улицы как будто вымытые чьими-то заботливыми руками, преобразились.
    А посередине улицы я увидела свои подружек. Вероятно, они направлялись ко мне, но увидев меня в проеме окна, вдруг начали весело приплясывать, демонстрируя всем своим видом счастье, переполнявшее их. Первый раз за несколько дней широкая улыбка озарила мое лицо. Я вдруг почувствовала себя такой же озорной и счастливой, мне захотелось прямо в тапках и халате выбежать к ним и, слушая как хрустит под сапогами первый снежок, станцевать с ними наш общий зимний танец.
    Но я быстро опомнилась. Прошло еще несколько минут, пока мои подружки, натанцевавшись, наконец, позвонили в дверь.
    Вместе с их веселым гомоном и улыбками в квартиру прорвался легкий морозный воздух. Мне так захотелось побыстрее поправиться. Жду, не дождусь.

  4. Знакомство учащихся с особенностями жанра дневниковых записей;развитие и совершенствование коммуникативной и культуроведческой компетенции;воспитание устойчивого интереса к чтению.
    Урок развития речи в 7 классе
    Цели:
    Познакомить учащихся с особенностями жанра дневниковых записей;
    Развитие и совершенствование коммуникативной и культуроведческой компетенции;
    Воспитывать устойчивый интерес к чтению.
    Ход урока
    “По дневнику весьма удобно судить о самом себе”.
    Л. Н. Толстой
    Погружение в тему урока
    А кто из вас, ребята, ведет днев­ник?
    Я веду, по совету учителя геогра­фии: дневник помогает мне вести наб­людения за природой.
    А я записываю в дневник свои впечатления о прочитанных книгах, записываю имена героев книг, выра­жения, которые мне нравятся.
    Помогают ли вам в чем-нибудь записи в дневниках?
    Конечно, помогают, особенно при устных ответах или при подготовке к сочинениям.
    Это очень хорошо, что некоторые из вас ведут дневники. Когда человек фиксирует увиденное или прочитанное, он лучше помнит людей и события, при необходимости может опереться на эти воспоминания. Только не ведите такой дневник, какой был у писателя Марка Твена в детстве. Помните, как он сам потом смеялся над ним: «Понедельник: встал, умылся, лег. спать. Пятница через месяц: встал, умылся, лег спать».
    Я и сейчас с гордостью думаю, — пишет М. Твен, — что даже в столь юном возрасте я, встав поутру, умывался.
    Слово дневник вам хорошо знакомо. Каково его лексическое значение?
    Малый толковый словарь под редакцией Лопатина дает такое определение:
    Дневник –
    записи, ведущиеся изо дня в день;
    ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах.
    Словарь Даля толкует так: Дневник – поденные записи.
    Литературовед: Дневник – литературно-бытовой жанр в художественной литературе – форма повествования от первого лица, которое ведется в виде повседневных, как правило, датированных записей.
    Почему люди ведут дневники?
    Для самоанализа своих действий и поступков.
    Для записи наблюдений, для познания себя и окружающего мира.
    От одиночества.
    Беседа об особенностях дневниковых записей
    Учитель: Чем же отличаются дневниковые записи от каких-либо других записей?
    Каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате.
    Предельная искренность, откровенность высказывания.
    Зашифрованность или полное сокрытие имен и фамилий.
    Категоричность и неаргументированность общих оценок.
    Фиксация «только что» случившегося или перечувствованного не только личного характера, но и общезначимого.
    Учитель: Вы совершенно правы. Все эти элементы обеспечивают непринужденный выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора – повествователя. В этом отношении дневник ближе к письмам, чем к воспоминаниям. У вас на мониторах фрагмент дневниковых записей А.С. Пушкина.
    «В 1821 году начал я свою автобиографию и несколько лет сряду занимался ею. В конце 1825 года, при открытии несчастного заговора, я принужден был сжечь записки. Они могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв. Зато буду осмотрительнее в своих показаниях, и если записки будут менее живы, то более достоверны»
    Чем интересны дневниковые записи А.С. Пушкина?
    Поэт записал фразы, факты, которые могут быть использованы в работе над произведением.
    Дневник А.С. Пушкина по своей функции сближается с «записными книжками»
    Эти записи делаются для себя и не рассчитаны на публичное восприятие, что придает записям особую подлинность, достоверность.
    Учитель: Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть интересны своими развернутыми, вдумчивыми суждениями:
    об особенностях творчества какого-либо писателя;
    о каком-то прочитанном произведении;
    о волнующем воображение литературном герое.
    Такие сочинения приближаются практически к рецензиям, носят оценочный характер. Но при этом их должно отличать особая откровенность пишущего, искренность его впечатлений и переживаний.
    На мониторе вам представлены два текста. Определите, какой из текстов относится к жанру дневниковых записей.
    Гринев приехал в Белогорскую крепость. Он увидел меня на полу в крестьянском платье, бледную, худую, с растрепанными волосами. Перед ней стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба. Увидев Гринева, Маша закричала. Петр Андреевич был не один.
    17 марта 1774 года. Я была принята родителями Петра Андреевича с искренним радушием. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать меня, бедную сироту.
    Ученик: Второй пример соответствует требованиям к сочинению в жанре дневниковых записей. А первый фрагмент дневником не является, так как в тексте имеются следующие неточности: нет даты, речь ведется от третьего лица, сообщается о тех фактах, свидетелем которых Мария Ивановна быть не могла
    Учитель: Заполните таблицу «Отличительные особенности жанра дневниковых записей»
    Помни! Дневник:
    дата, место событий
    первые впечатления
    повествование от первого лица
    монологичность или внутренняя диалогичность
    отрывочность мыслей, краткость записей
    общая оценка людей и событий
    пишется для себя
    наличие односоставных предложений,
    восклицательных предложений,
    использование эмоционально-окрашенной лексики
    Учитель: Напишите миниатюру в жанре дневника. (Несколько работ зачитываются)
    10.02.2007г. провел весь день дома. Взял с полки повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», начал читать. В который раз перечитываю это произведение, но все равно чувства переживаю те же самые. Это что-то необыкновенное. Захватывающее. До самой ночи не мог оторваться
    Учитель: Молодцы! Вы сегодня были внимательны, любознательны и активны. А что нового для себя вы взяли на уроке? (ответы учащихся)
    Домашнее задание: Напишите сочинение в жанре дневника на одну из тем «История моей школы», «Почему так названа моя деревня»
    Литература
    В.И. Даль. Толковый словарь русского языка/ Москва: «Аст. Астрель», 2006г.
    Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров/ Москва: «Просвещение», 2000г.
    А.М. Ежова. Обучение сочинению, Литература в школе//2002// №5.
    Н.И. Иванченко-Свиридова. Как написать хорошее сочинение/ Санкт – Петербург: «Абрис Д», 2006г
    Т.О. Скиргайло. Сочинения разных жанров/ Казань: ИПКРО РТ, 2001г
    Автор материала: Коновалова Лариса Абрамовна

  5. Мои дневниковые записи
    9 ноября. 21.00
    Я собираюсь спать. Только что я смотрела в ок­но — на улице все по-прежнему. Все также блестят замерзшие лужи, чернеет застывшая земля, кото­рая, как и все мы, ждет снега. Сегодня я гуляла со своей подругой Надей. Нам было не очень весело: на улице холодно, пустынно. Не покрывшаяся сне­гом земля выглядела сиротливо. Очень скоро мы разошлись по домам.
    10 ноября. 8. 00.
    Едва проснувшись, я подошла к окну и — о чу­до! Картина улицы меня поразила. Вся наша ули­ца, тротуары и мостовая, крыши домов — все было покрыто снегом. Свежий, кристально белый, он нарядил мир. У меня в голове проносилась только одна мысль: «Скорее на улицу!» Я выскочила из комнаты на кухню и продекламировала удивлен­ной маме строки из Фета:
    Мама! глянь-ка из окошка —
    Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:
    Грязи нет, весь двор одело,
    Посветлело, побелело —
    Видно, есть мороз.
    Мама рассмеялась и чмокнула меня в нос, я за каких-то пятнадцать минут успела умыться, по­завтракать, одеться — и вот я уже на улице.
    Я намеревалась зайти за Надей, но она вместе с другой нашей подругой Викой уже шли навстре­чу мне. Весело приветствовав друг друга, мы, не стесняясь никого, просто принялись танцевать от радости прямо среди улицы.
    Дома на нашей улице, выкрашенные в теплый желтый цвет, преимущественно двух- и трехэтаж­ные, теперь осыпанные снегом, казались сказоч­ными домиками.
    Огромный старый клен, не успевший сбросить все свои листья, теперь добавил к остаткам своего наряда в виде желто-красных листьев и небольшой покров снега на ветвях. Клен показался нам удив­ленным. Мы, смеясь, кричали ему: «Все, зима пришла!» Человек в телефонной будке изумленно смотрел на нас, продолжающих веселиться. Он, хотя и казался удивленным, но улыбался, глядя на нас, и что-то оживленно рассказывал в телефон­ную трубку.
    Единственный, кто не очень оценил перемены в погоде — пудель Вики по кличке Филя. Он не только не принял по обыкновению никакого уча­стия в нашем веселье, но и даже отбежал в сторо­ну, вытянулся и застыл, принюхиваясь к снегу.
    А снег действительно пах! Он пах новизной, све­жестью и Новым годом. Его не успели еще убрать с дороги уборочные машины, потому асфальта не было видно. И теперь без асфальта улица напоми­нала лесную поляну, занесенную снегом. И мы, счастливые, на этой «поляне» распевали новогод­ние песни, декламировали пришедшие на память стихотворения о снеге и зиме, пытались даже ле­пить снежную бабу.
    Снег продолжал потихоньку падать. Тихий, не­смелый, он будто боялся слетать на землю, будто знал, что почти всегда первый снег тает, не лежит долго. Знали это и мы, но все равно продолжали радоваться ему, такому долгожданному.
    20. 00.
    Весь день мы с подругами провели на улице, за­ходили домой только для того, чтобы пообедать. Мы встретились почти со всеми одноклассниками, которые также не смогли усидеть в такую погоду дома. День прошел просто замечательно. Оказав­шись дома, я продолжала декламировать свое лю­бимое стихотворение Брюсова о первом снеге:
    Это — область чьей-то грезы,
    Это — призраки и сны!
    Все предметы старой прозы Волшебством озарены.
    Экипажи, пешеходы,
    На лазури белый дым.
    Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым…
    Мама, услышав меня, грустно улыбнулась и сказала, что на улице потеплело и к утру снег ра­стает. Я не расстроилась нисколько — ведь это был первый снег. А это значит — скоро зима, скоро Новый год и новогодние каникулы!

  6. 6
    Текст добавил: Я гРуБ ты ФрУКт

    Поскольку дневники как жанр — новый, незнакомый учащимся вид письменной работы, считаем целесообразным познакомить школьников со значениями этого слова:
    1. Дневник — это буквальный перевод с французского «подённый журнал, ежедневник», то есть записи, ведущиеся изо дня в день.
    2. Дневник — литературно-бытовой жанр, форма повествования, которая ведётся от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной).
    Дневниковая запись делается после событий, которые произошли, реже — перед событиями, которые произойдут.
    Дневники более субъективны и вместе с тем более непосредственны, искренни, чем другие виды мемуарных источников.
    Школьники часто ведут дневники и записывают в них те или иные текущие события своей жизни. Человек хочет выразить только что случившееся и перечувствованное. Желание поделиться сомнениями, радостью, болью воплощается в дневнике.
    Дневниковая запись является текстом, поэтому предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически.
    Дневниковая запись представляет системный тип речи: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, а также свободную форму записи:
    а) исповедь — самооценка своей деятельности;
    б) анализ событий дня;
    в) портретная зарисовка;
    г) эмоциональное самовыражение;
    д) рефлексия;
    е) размышление над увиденным и услышанным.
    Признаки дневника как жанра:
    – каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате;
    – известная отрывочность записей;
    – зашифрованность или полное сокрытие имён или фамилий;
    – преобладание самих фактов над их осмыслением;
    – категоричность и неаргументированность общих оценок;
    – иногда — записи на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений.
    Все эти элементы обеспечивают непринуждённый выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя;
    – дневник как жанр монологичен, но монологическое слово автора может быть внутренне диалогичным. Монолог автора иногда становится беседой с воображаемым собеседником, свидетелем, с человеческим обществом в целом;
    – дневник не ретроспективен, он современен описываемым событиям, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие (в отличие от литературного дневника), что сообщает ему особую подлинность, достоверность.
    Памятка пишущему сочинение в жанре дневниковых записей
    1. Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.
    2. Определите идею сочинения, то есть главную мысль, которую вы берётесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «потеряться» в обширном материале.
    3. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам прийти.
    4. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

  7. Из опыта работы над сочинением в жанре дневниковых записей
    Питеркина Зоя Анатольевна
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
    города Канаш Чувашской Республики
    Из опыта работы над сочинением в жанре дневниковых записей
    Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите
    письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания… не худо
    ещё в юные годы — о своем детстве, например.
    Д.С.Лихачев
    В практике преподавания русского языка и литературы в средней школе
    накоплен
    опыт
    написания
    различных
    видов
    сочинений.
    В
    последние
    десятилетия жанры творческих работ стали обновляться и появились сочинения
    в
    жанре
    эссе,
    эпистолярного
    жанра,
    сочинение-анализ
    эпизода,
    сочинение-
    анализ стихотворения и др.
    Хочу
    обратить
    внимание
    на
    жанр,
    который
    в
    практике
    преподавания
    используется редко, — сочинение в жанре дневниковых записей. Дневник —
    это
    такая
    форма
    повествования
    от
    1-го
    лица
    в
    виде
    повседневных
    или
    периодических записей о событиях текущей жизни. Дневниковая запись, как
    правило,
    делается
    после
    событий,
    которые
    произошли,
    реже

    перед
    событиями, которые произойдут. Этот жанр широко использовался писателями
    и поэтами: они вели личные дневники и использовали этот прием в своих
    художественных произведениях. Однако и современные школьники (особенно
    девочки) ведут дневники, записывают в них те или иные текущие события
    своей жизни.
    Работу
    по
    обучению
    правильному
    написанию
    сочинений
    в
    жанре
    дневниковых записей я начала с обучающимися 7-8-х классов в рамках занятий
    в кружке русской словесности. Один из принципов наших встреч во внеурочное
    время: «пишет каждый, каждый творит и никто никем не подавлен — каждый
    должен
    почувствовать
    свою
    силу,
    узнать
    свои
    слабости»
    1
    .
    При
    этом
    все
    обучение строится на глубоком взаимодоверии между учителем и учеником, так
    как
    сочинение
    в
    жанре
    дневниковых
    записей
    должно
    отличаться
    особой
    откровенностью пишущего, искренностью впечатлений и переживаний.
    Прежде всего я подготовила для ребят памятку «Как писать сочинение в
    жанре дневниковых записей»:
    Рекомендации учителя
    Вспомогательный материал
    1.
    Познакомьтесь с дневниковыми записями
    А.Пушкина,
    Ф.Достоевского,
    Л.Толстого,
    А.Островского,
    Б.Полевого,
    К.Симонова
    и
    др. писателей
    Карточки
    с
    выдержками
    из
    дневников
    писателей
    2.
    Прочитайте
    такие
    произведения,
    как
    «Дневник
    Коли
    Синицына»
    Е.Носова,
    «Дневник
    лишнего
    человека»
    И.Тургенева,
    «Герой нашего времени» М.Лермонтова.
    Какова цель ведения дневников?
    Чем интересны дневниковые записи?
    _____________
    1
    Бершадская
    Н.Р.,
    Халимова
    В.З.
    Литературное
    творчество
    учащихся
    в
    школе.

    М.:
    Просвещение, 1986, с.6
    3 .
    Составьте
    план
    сочинения,
    обдумайте
    вступление и заключение
    Однажды…
    Как-то раз…
    Спешу сообщить…
    Я закрыл последнюю страницу, но…
    4.
    Помните, что в дневниковых записях ярче
    проявляются
    ваши
    личностные
    качества
    и
    индивидуальность
    Проверьте,
    отвечает
    ли
    этому
    требованию
    ваше сочинение
    Работа с памяткой и анализ дневниковых записей стали основой для
    заполнения
    таблицы
    «Отличительные
    особенности
    жанра
    дневниковых
    записей»
    2
    :
    1. Датированность
    Указывается число, год, иногда время суток
    2. Место
    Город, учебное заведение, село
    3. Повествование
    Запись
    ведется
    от
    1-го
    лица
    на
    основе
    личных
    впечатлений
    4. Особенности речи
    Монологичность,
    отрывочность
    мыслей,
    краткость
    записей,
    наличие
    односоставных,
    восклицательных
    предложений, использование эмоционально-окрашенной
    лексики
    Далее я обратила внимание обучающихся на то, что дневниковая запись
    является
    прежде
    всего
    текстом:
    повествование
    с
    элементами
    рассуждения,
    рассуждение с элементами описания и т.д. Запись в дневнике может иметь
    свободную форму:
    1) исповедь-самооценка своей деятельности;
    2) анализ событий дня и собственного поведения;
    3) портретная зарисовка;
    4) эмоциональное самовыражение;
    5) размышление над увиденным и услышанным.
    Опыт
    практической
    работы
    показывает,
    что
    детям
    понятна
    только
    та
    тематика, которая соответствует целям, стоящим перед сочинением. Поэтому в
    течение всего 2015-2016 учебного года я предлагала «свободные» темы или
    темы, связанные с конкурсами творческих работ.
    Например,
    в
    рамках
    городской
    акции
    «Святость
    материнства»
    был
    объявлен конкурс сочинений «Как прекрасно слово мама». С ребятами мы
    придумали
    название
    — «Слово
    о
    маме». Затем
    каждый
    подобрал
    эпиграф
    (например: «Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь
    подарила,
    мир
    подарила
    мне
    и
    тебе». Далее работа шла над планом. Вот
    примерный план сочинения:
    Вступление
    Основная часть
    Дата
    События
    Форма записи
    22 марта 2015 г.
    Воскресенье
    Мой день рождения
    Рассказ-впечатление
    _________________________
    2
    Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинением нетрадиционных жанров. – М.:
    ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004, с.154
    6 июня 2015 г.
    Путешествие с мамой к
    Рассказ с элементами
    Суббота
    лесному озеру
    рассуждения
    19 октября 2015.
    Вторник
    Проблемы в школе
    Рассказ с элементами анализа
    проблемной ситуации
    21 ноября 2015 г. Суббота
    Мои планы к новогоднему
    празднику
    Запись о событиях, которые
    произойдут с элементами
    эмоционального
    самовыражения
    Последняя
    запись
    органично
    переходит
    в
    заключение,
    так
    как
    предполагается, что ведение дневника после 21 ноября 2015 года продолжится.
    Предлагаю прочитать одно из лучших сочинений моих кружковцев.
    Слово о маме
    (странички из личного дневника)
    «Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе.
    Мама жизнь подарила, мир подарила мне и тебе»
    Разумеется, у каждого из нас есть тайны и секреты. Мои строчки из
    личного дневника, своеобразные и сокровенные, — это тайна моей юной души,
    которую я приоткрываю в честь международного Дня Матери.
    22 марта 2015 г. Воскресенье.
    Спешу написать о том, что нет в моей жизни человека ближе, роднее,
    любимее, красивее, чем моя мамочка. Сегодня мой день рождения, и я знаю,
    пока
    я
    спала,
    её
    умелые
    руки
    уже
    испекли
    для
    меня
    праздничный
    торт.
    Просыпаюсь и получаю первые цветы от мамы. Лепестки белых тюльпанов
    ласково прикасаются к моему лицу. Открываю глаза: мамина добрая улыбка
    встречает меня.
    Я
    счастлива,
    потому
    что
    рядом
    со
    мной
    живет
    человек,
    которому
    я
    обязана жизнью, которому говорю самое прекрасное слово на свете – «мама», и
    ей посвящаю стихотворные строчки:
    Какое слово всех важней?
    Какое слово всех дороже?
    Мама! Нет в мире никого родней!
    6 июня 2015 г. Суббота.
    Кто-то восхищается щедрой осенью, кому-то нравится снежная зима,
    другим по душе весенние капели, а я люблю лето, потому что благодаря маме с
    этим временем года у меня связаны самые яркие впечатления.
    Нет ничего увлекательнее, чем путешествие с мамой. Сегодня мы увидели
    настоящее лесное озеро! Это необыкновенное чудо природы! Хотя мы здесь
    впервые, но мне показалось, что когда-то я уже была в этом лесу. Вот-вот из
    кустов, действительно, выскочит хитрый леший, а в озере плеснет хвостом
    красавица-русалка. Где я все-таки это видела? Да это же из мира маминых
    сказок, которые я так любила слушать в детстве!
    Окружающий мир прекрасен и удивителен, а мамочка помогает увидеть
    всю его красоту и прелесть. Я думаю, мамина любовь ко мне тоже от природы:
    она греет, как солнце, ласкает, как родниковая вода, оберегает, как мягкая трава,
    успокаивает, как мелодия восходящей звезды.
    19 октября 2015 г. Вторник.
    «Если я сделаю в школе иль дома что-то плохое,
    Мама, раньше тебе, чем другому душу открою!»
    Уроки
    в
    школе
    закончились,
    домой
    шла
    в
    плохом
    настроении.
    Я
    не
    справилась с итоговой контрольной работой по алгебре (а мама так на меня
    надеялась!), ещё и с Ленкой поссорилась.
    Мама
    встретила
    меня
    с
    улыбкой,
    поцеловала
    в
    щеку.
    Но
    самое
    удивительное — она не спросила про отметки, а предложила переодеться и
    пройти к столу. За обедом я набралась храбрости и сама обо всем рассказала
    маме. «Ты сейчас в таком возрасте, когда не стыдно что-то не знать или не
    уметь. У тебя есть время исправить отметку и помириться с подругой. К тому
    же рядом с тобой я, и всегда готова понять тебя, помочь и простить», —
    успокоила меня, провинившегося ребенка, мама.
    Мне
    очень
    жаль,
    но
    сегодня
    я
    принесла
    своей
    любимой
    маме
    переживание и сердечную боль. К счастью, нашла понимание и заботу. Мама —
    чудо! Я обязательно исправлю все свои отметки и достойно закончу четверть,
    чтобы мама могла мною гордиться.
    21 ноября 2015 г. Суббота.
    Одна из самых лучших учебных четвертей — вторая. Во-первых, она
    короткая, а во-вторых, она ведет к самому сказочному празднику на земле —
    Новому году. Думаю, это хороший повод для того, чтобы быть не только
    маминой
    помощницей,
    но
    и
    изобретательной
    хозяйкой.
    Пора
    радовать
    и
    удивлять
    маму!
    Я
    решила
    приготовить
    сюрприз:
    испечь
    для
    мамочки
    её
    любимый яблочный пирог с изюмом (надеюсь, бабушка мне поможет).
    Может,
    быть,
    ещё
    что-нибудь
    придумаю
    для
    моей
    дорогой,
    нежной,
    любимой мамы. А пока загляну-ка я перед сном в её комнату, крепко обниму и
    скажу
    самые
    заветные
    и
    прекрасные
    слова:
    «Я
    люблю
    тебя,
    мамочка!
    Спокойной ночи, родная!»
    В течение кропотливой методической работы обучающиеся приобретают
    навык стройно излагать свои мысли, у них развивается творческое начало и
    самостоятельность, вырабатывается чуткость к родному языку.
    Следующее сочинение мы писали, готовясь к республиканскому этапу
    Всероссийского
    детского
    экологического
    форума
    «Зеленая
    планета
    2016».
    Воспитанники
    кружка
    русской
    словесности
    готовились
    к
    литературному
    конкурсу авторских размышлений, посвященных Году российского кино. Цель
    конкурса — рассказать о роли природных объектов и животных в раскрытии
    характера конкретного действующего лица в конкретном российском фильме.
    Вот одно из сочинений ученицы 9 класса, которая заняла 1 место в
    номинации «Природа и судьбы людей»:
    План сочинения:
    1.Вступление
    Чтение — увлекательное занятие, а самые
    любимы книги детства — произведения о
    братьях наших меньших
    2. Основная часть
    3 марта 2016 г.
    Рассказ с элементами описания. Впечатления
    от прочитанного рассказа В.Распутина
    «Продается медвежья шкура»
    6 марта 2016 г.
    Авторское размышление после просмотра
    художественного фильма «Продается
    медвежья шкура»
    3. Заключение
    Впереди — новые встречи с интересными
    книгами и картинами талантливых
    режиссеров
    «Странички из читательского дневника»
    С тех пор как я научилась читать, чтение стало моим увлекательным
    занятием. Самые любимые книги детства — произведения Бориса Житкова,
    Евгения Чарушина, Виталия Бианки, Константина Паустовского о животных, об
    их привычках и привязанности к людям. Бесспорно, книги о братьях наших
    меньших учат понимать зверей, считаться с их потребностями, напоминают о
    том, что человек — далеко не единственный обитатель планеты Земля.
    Шло
    время…
    Я
    стала
    старше,
    прочитала
    другие
    книги
    о
    животных:
    «Белый
    клык»
    Д.
    Лондона,
    «Рассказы
    о
    животных»
    Э.
    Сетона-Томпсона,
    «Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольского (конечно, посмотрела экранизацию
    трогательной истории собаки, потерявшей любимого хозяина). Выдающиеся
    произведения
    художественного
    слова
    и
    киноискусства
    восхищали
    своей
    простотой и душевностью. И тогда, где-то в классе шестом, свои переживания
    после
    прочитанных
    книг
    я
    решила
    сохранять
    на
    страницах
    собственного
    читательского дневника.
    Признаюсь, строчки из личного дневника, своеобразные и сокровенные,
    — это тайна моей юной души, которую я приоткрываю в рамках участия в
    детском экологическом форуме «Зеленая планета – 2016».
    3 марта 2016 г. Четверг.
    Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя.
    Ч.Айтматов
    Сегодня
    мелкий
    дождь
    со
    снегом
    шел
    с
    самого
    утра.
    Ненадолго
    прекратившись, он начался опять и моросил, моросил, и казалось, конца не
    будет этой сырости в начале весны. За окнами, в серой пелене тумана, медленно
    уплывали назад, куда-то вдаль, знакомые улицы и дома.
    Уроки в школе закончились, а учитель литературы, зная мои читательские
    предпочтения,
    предложила
    мне
    прочитать
    один
    из
    ранних
    рассказов
    В.
    Распутина «Продается медвежья шкура» и вручила сборник писателя «Край
    возле самого неба» 1966 года издания.
    Название произведения, суровое и холодное, сразу настроило меня на
    серьезное чтение. Начало рассказа шокирует так же, как и современные ролики
    из Интернета: оказывается, для главного героя рассказа Василия, «талантливого
    медвежатника», схватка с медведем была очередным пиром. В. Распутин пишет:
    «Когда он подходил к берлоге и видел закуржавевший от медвежьего дыхания
    снег

    он
    садился
    за
    стол,
    уставленный
    многочисленными
    бутылками
    и
    тарелками».
    Убийство
    медведя
    стало
    неким
    ритуалом
    для
    охотника,
    по
    окончании которого он снимал шкуру с убитого животного и продавал туристам
    из города.
    Однажды
    Василий
    убил
    медведицу
    и
    его
    жизнь
    превратилась
    в
    ад.
    Медведь с белым пятном на груди стал преследовать охотника. Возможно, он
    так мстил человеку за гибель любимой медведицы. Борьба человека со зверем
    продолжалась всю зиму.
    Наконец наступил день, когда произошла решительная схватка человека с
    медведем — гордым и сильным хозяином тайги. Пуля сделала свое дело:
    охотник
    убил
    преследовавшего
    его
    медведя,
    но
    Василий
    ни
    радости,
    ни
    удовлетворения
    не
    почувствовал.
    Человек

    данной
    ситуации
    победитель)
    казался себе убийцей, понимая, наверное, что вторгся в судьбу обитателей
    таежного мира.
    Мое
    настроение
    после
    прочтения
    рассказа
    В.
    Распутина
    «Продается
    медвежья шкура» под стать сегодняшней погоде: такое же хмурое, а сердце
    разрывается от негодования, ведь любое существо на земле имеет право на
    существование.
    6 марта 2016г. Воскресенье.
    В природе должен черпать человек правила для
    своего поведения, если желает быть вполне счастливым.
    Пьер Буаст
    Напряженный
    поединок
    двух
    сильных
    характеров
    из
    рассказа
    В.
    Распутина «Продается медвежья шкура» растревожил мою душу, а впечатления
    от прочитанного не покидали меня. Вечером я включила компьютер и на сайте
    wikipedia
    нашла
    художественный
    фильм
    Александра
    Итыгилова
    «Продается медвежья шкура», снятый на киностудии А. Довженко в 1980 году.
    С первых минут просмотра завораживают пейзажные зарисовки снежной
    тайги, могучей и изумительно красивой. На фоне сияющей, ослепительной
    белизны Забайкалья (именно там проходили съемки) появляется герой фильма,
    охотник Василий, роль которого сыграл актер Стасис Петронайтис.
    Герой
    Петронайтиса
    суровый
    и
    немногословный,
    бесстрашный
    и
    выносливый. К сожалению, до поры до времени он не осознает того, что
    бездумно вмешивается в жизнь обитателей таежного леса, поэтому человек в
    драме А. Итыгилова проходит свой путь трагических испытаний, которые ему
    преподносит матушка-природа.
    Начало драматических событий в кинофильме, как и в рассказе, — это
    эпизод
    убийства
    медведицы.
    Не
    сомневаюсь,
    для
    любого
    жителя
    тайги,
    живущего охотой, это страшный грех, ведь медведица — символ продолжения
    жизни.
    Старик-охотник, напарник Василия, (в его роли – актер М. Жигжитов)
    предупреждает: «За медведицу лютый стал. Держись теперь». Да и природа
    предупреждает человека об опасности: то ветер завоет, то метель поднимется
    такая, что все следы: и звериные, и человеческие – скроет.
    В
    начале
    фильма
    главный
    герой

    уверенный
    в
    себе
    таежник,
    не
    знающий, что такое страх. В продолжение фильма роли переменились: теперь
    не человек охотился за зверем, а зверь – за человеком. Медведь преследует
    Василия, нападает, превращает жизнь человека в ад. Постановщик фильма
    мастерски
    показывает
    изменения
    в
    поведении
    некогда
    уверенного
    в
    себе
    охотника: уже трясущимися руками перезаряжает он ружье, даже за водой
    ходит с оружием, потому что боится очередного нападения зверя. Так Василий
    превратился в человека, который вынужден покинуть тайгу и жить в ожидании
    беды.
    В конце концов в фильме тоже наступает развязка: дуэль заканчивается
    победой человека, только вот выстрел прозвучал как-то неохотно. Виталий
    Шаповалов, читая в фильме текст от автора, говорит: «Он, победитель, сидел
    рядом с медведем и казался себе убийцей. А медведь лежал рядом с ним, и,
    наверное, даже не знал, что его убили: он был по-прежнему гордый и сильный».
    В глазах актера пустота: ни удовлетворения, ни радости, ни даже чувства
    избавления от опасности.
    Я
    считаю,
    что
    режиссеру
    Александру
    Итыгилову
    удалось
    показать
    главное: природа, животные и человек — полноправные действующие лица в
    художественном фильме. Медведь ведет как бы молчаливый диалог-борьбу с
    человеком, который забыл, что он тоже часть окружающего мира. Живой мир
    помогает
    герою
    очиститься
    от
    всего
    плохого,
    а
    произошедшие
    события
    заставили
    Василия
    понять,
    что
    человеческая
    злоба,
    бездушие
    никогда
    не
    остаются безнаказанными.
    Фильм
    «Продается
    медвежья
    шкура»
    заставляет
    задуматься
    об
    ответственности человека за свои поступки, а также о том, что все в мире
    неразрывно и взаимосвязано.
    Я
    закрываю
    свой
    дневник.
    Надеюсь,
    что
    впереди
    меня
    ждут
    новые
    встречи
    с
    интересными
    книгами
    и
    картинами
    талантливых
    режиссеров-
    постановщиков.
    Работая по названной проблеме, могу отметить, что сочинение в форме
    дневниковых
    записей
    привлекает
    меня
    и
    моих
    учеников
    большими
    композиционными возможностями, определённой свободой выражения мыслей
    и впечатлений, движением души персонажа. В дневнике освещаются события и
    факты
    повседневной
    жизни,
    раскрываются
    характеры
    людей,
    выражаются
    взгляды, впечатления школьников, от лица которых ведется повествование.
    Таким образом, вся описанная выше работа дает возможность ребятам
    свободно
    развиваться,
    а
    мне,
    их
    учителю,
    этот
    процесс
    контролировать
    и
    направлять.
    Использованная литература:
    1.
    Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для
    учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986
    2.
    Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века.
    11 класс. – М.: «ВАКО», 2003
    3.
    Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинением нетрадиционных жанров:
    Пособие для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004
    4.
    Щербакова О.И. Виды сочинение по литературе. 10-11 классы: пособие для учителей
    общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *