Сочинение на тему мой бунин 11 класс

10 вариантов

  1. Творчество И.А. Бунина занимает особое место в моей жизни. Не перестаю восторгаться великолепным бунинским стилем, вобравшим в себя все то лучшее, что было в русской дореволюционной литературе. Стихотворения молодого Бунина как бы продолжают эпоху Тютчева, Фета. Неподдельной болью за милую сердцу провинциальную Россию с ее разоряющимися помещиками дышат «Деревня». «Суходол». Потрясает широтой охвата действительности «Жизнь Арсеньева». Я могу перечислять бесконечно все замечательные произведения великого русского поэта и писателя. Но мне бы хотелось рассказать о самом любимом из огромного творческого наследия Бунина.
    Одним из таких произведений является рассказ «Господин из Сан-Франциско». Нарисованный в нем образ современного Бунину мира заставляет задуматься о смысле жизни самого читателя. Внешняя значительность господина из Сан-Франциско сводится к чему-то мелкому, ничтожному бунинской фразой: «…Имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил…» Уже само начало рассказа говорит об отношении автора к миру этих «господ», которые считают, что имеют право на все.
    И вот он плывет на огромном, как дом, пароходе «Атлантида», где все происходит по раз и навсегда заведенному порядку, и упивается своей значительностью. Пароход, идущий по ревущему океану, представляется каким-то гигантским чудовищем: «По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах». Механический монстр с железным сердцем – машинным отделением! Все фальшивое в этом замкнутом пространстве, где даже любовь разыгрывается специально нанятой парой ради увеселения пассажиров.
    Поведение Господина, жадного до наслаждения бытом, туалетом, – пик слепоты того, кто уже коснулся пропасти небытия. Этот мотив усилен «исторически» – сопоставлением с печальным опытом две тысячи лет тому назад. «Бессмысленность власти «путешественников» оттенена условной фигурой всевидящего Дьявола, следящего за легкомысленной «Атлантидой». Грозное предостережение ощутимо в каждой фразе.
    Окружающий человека мир может быть ужасен, а может быть прекрасен, если речь идет о прекрасной природе. Восхищение автора вызывают горцы – дети природы: «Шли они – и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними». Сердца горных жителей слиты с образом такой сказочной красоты, которую «бессильно выразить человеческое слово». Не забыта и другая священная область. Тяготение дочери Господина к восточному вельможе – суетно. Но «прекрасны были те нежные, сложные чувства, что пробудила в ней встреча» с принцем. С «яростной» изобразительностью развенчано мертвое царство потому, что оно мешает цветению и пробуждению души.
    Господин из Сан-Франциско уверен, что будет окружен такой заботой и вниманием постоянно: «Так было всюду, так было в плавании, так должно было быть и в Неаполе». Ему обеспечен великолепный прием в Италии из уважения к деньгам состоятельного американца. Но смерть прерывает любование красотами Капри, и тут же хозяин гостиницы начинает говорить с семьей господина «без всякой любезности». Человек сразу стал никому не нужен. После долгих унижений фоб с телом господина из Сан-Франциско отправился через океан на том же пароходе, но господину теперь не оказывали внимания, а просто «глубоко спустили в просмоленном
    фобе в черный трюм».
    Громадный корабль, создание человеческой гордыни, все так же, как и раньше, режет океанскую волну. В едином ритме работает «подводная утроба» парохода. Наемная пара профессиональных танцоров медленно кружится среди других пассажиров на палубе океанского корабля, а под палубой в трюме лежит в гробу труп миллионера из Сан-Франциско. Далее Бунин продолжает: «И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу…»
    Никому нет дела до того, что в недрах «Атлантиды» болтает мертвой головой господин из Сан- Франциско. Вот так прошла жизнь человека, не оставившего ничего после себя. Даже имя его уже никто не помнит. А в мире не почувствовали эту потерю. Все идет своим чередом, все дальше уходит в океан «Атлантида». Она может уйти на дно со всеми пассажирами, как одноименная легендарная страна, но ничего не изменится. Только новое создание «гордыни Нового Человека со старым сердцем» станет бороздить океан.
    Прочитав этот рассказ, невольно спрашиваешь: в чем же сам Бунин видел смысл человеческой жизни? Мне кажется, что для писателя одним из главнейших чувств была любовь.
    Цикл рассказов «Темные аллеи» – это гимн любви. Она прекрасна, величественна, в ней нет и намека на пошлость.
    В рассказе «Три рубля» из желания молодого литератора поразвлечься развивается трагическая история любви двух сердец, прерываемая смертью. Не всегда во внешней красоте заключена добрая душа. История жизни мальчика, лишенного матери и любви отца, ненавидимого красивой мачехой, стала сюжетом рассказа «Красавица», где самый отталкивающий образ является внешне самым привлекательным. Для Бунина гораздо важнее внутренняя красота, именно ей отдана любовь автора. С какой теплотой нарисован образ мальчика в рассказе «Дурочка»! Несчастье маленького человека и его мамы усилено авторским участием. Мне врезались в память последние строки рассказа: «Он был урод… Но когда он улыбался, он был очень мил». Эти слова не мог написать равнодушный к чужому горю человек. Это должно идти от сердца.
    Нельзя оставаться безучастным, читая о судьбе офицера из рассказа «Кавказ». Потеряв любовь жены, он искупался в море, надел чистое белье, выпил кофе, выкурил сигарету, затем поднялся в номер, «лег на диван и выстрелил себе в виски из двух пистолетов». У человека отняли любовь, и ему стала ненужной сама жизнь. Жизнь без любви – ничто. Именно это чувство правит миром, а не деньги господина из Сан-Франциско.
    Бунин, тонкий исследователь человеческой души, в своих произведениях глубоко передает внутреннее состояние героя, его переживания и радости, а также показывает окружающий его мир, неразрывно связанный с человеком. В своем творчестве он исходил из парадоксального наблюдения: «Человек знает, что он не знает…» «Противоядием» такому состоянию избраны «костер труда» и естественная природа, в которой, по признанию Бунина, «все меня мучает своей прелестью».
    Великий русский писатель-гуманист навсегда останется для меня певцом любви, счастья, милосердия, и никогда не уйдут из моей памяти «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Братья» и многие другие произведения гениального сына России.

  2. Трудно отнести произведения Бунина к какому-либо отдельному жанру, скорее его произведения можно отнести ни к чему, чем к чему либо. Его произведения, каждое по отдельности, обладают собственной душой, посылом, и стилем написания. Он придерживался принципа никогда не повторяться в произведениях, а потому в каждом своём произведении он старался проявить своё творческое начало так, как он ещё никогда не проявлял. Это и подкупало читателя его времени в его литературе, а потому он за короткий период и небольшое количество своих произведений при старте, смог добиться достаточно большой популярности и уважения.
    Также в его творчестве присутствовали некоторые мотивы лирики и морали, в которых он рассказывал своему читателю о настоящих человеческих добродетелях, показывал ему то, что он считал по настоящему неправильным или даже омерзительным, старался изменить человека любым доступным ему способом, а потому, работая над своими произведениями, которые каким-либо образом относились к таким мотивам, он всегда усердно искал подходящие слова и метафоры, чтобы его читатель смог, как и насладиться произведением в полной мере, так и понять темы, которые автор пытается до него донести. Смысл в его творчество также имел немалое значение, так как Бунин был человеком достаточно умным и образованным, он очень усердно работал над смыслом в своих произведениях, который очень часто поражал своего читателя продуманностью, новаторством, и глубиной. Благодаря данному аспекту своих произведений Бунин также удостоился многих наград, так как критики его произведения просто обожали, и называли Бунина новым словом в литературе.

  3. Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало (“Антоновские яблоки”). Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет (“Лирник Родион”).
    Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”). Бунин фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество Бунина перекликается с концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость его образов голосами Вселенной сближает его творчество с буддистскими идеями.
    Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции. Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки темы любви служит рассказ “Сны Чанга” (1916 г). Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ “дальних работящих людей”(немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья:
    1. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни;
    2. Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, т.к. всегда существует возможность измены;
    3. Путь вечной жажды, поиска,в котором, впрочем, по Бунину тоже нет счастья.
    Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности.
    Это, по мысле писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек. В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются с концом, не желают тревожить своей смертью близких (“Сверчок”, “Худая трава”).
    Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так в рассказе “Антоновские яблоки” восхищение щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб. Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскуднение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий (“Антоновские яблоки”). Во многих рассказах 1890-1900 гг. появляются образы “новых” людей, рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных премен. В начале 1900-х гг. лирический стиль ранней прозы Бунина меняется.
    В рассказе “Деревня” (1911 г.) отражены драмматические раздумья писателя о России, о ее будущем,о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ “Суходол” поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира, становясь летопись медленного трагического умирания русского дворянства (на примере столбовых дворян Хрущевых). И на любви, и на ненависти героев “Суходола” лежит печаль тлена, ущербности, закономерности конца. Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном, трагическая гибель Петра Петрович предопределены самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта, доживающие свой век женщины живут одними воспоминаниями о прошлом. Заключительная картина церковного кладбища, “потерянных” могил символизирует потерю целого сословия.
    В “Суходоле” Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, все различия сводятся лишь к материальной стороне.

  4. Все мы со школьных лет знаем писателя Ивана Бунина. Но многие не имеют представлений о его творческом пути. Жизненный путь Бунина была очень многогранен, ему даже вручали Нобелевскую премию. Иван Алексеевич всецело выбирал свой жизненный путь и не слушал недоброжелателей, которые пытались сбить его с нужного пути. Он был уникальной личностью и не желал быть участником литературного общества или принимать участие в политике.
    Уже маленьким мальчиком будущий писатель заинтересовался литературой. Бунин отзывался очень позитивно об этом периоде в его жизни. Детство будущий писатель очень любил и проводил каждые дни этого прекрасного периода в своём родном поместье, которое находилось в небольшом хуторе. Его родители очень любили его и решили нанять ему учителя. Обучать Ивана довелось студенту из Московского университета. Писатель вспоминал эти времена с радостью и благодарностью этому учителю, так как именно он пробудил у мальчика способности к литературному творчеству. Уже в таком юном возрасте Бунин интересуется «Одиссеей», которую иногда не решаются прочесть взрослые люди.
    Позже родители десятилетнего Вани отдают его учится в Елецкую гимназию. Тогда Бунина приютили его родственники, которые проживали в Ельце. Это был довольно переломный момент в его жизни, далеко уехать от родителей, в незнакомый город, с правилами и ограничениями. Но мальчик недолго там проучился, его исключили через четыре года за то, что его родители не оплатили обучение и за то, что мальчик не вернулся в гимназию после каникул.
    После случившегося Бунин переезжает в имение своей умершей бабушки, которое находится в Озерках. Иван проходит экстерном курс гимназии, в чем ему помогал старший брат Юлий. Именно старший брат тогда помогал писателю, именно он стал первым слушателем и критиком раннего творчества Бунина.
    Первые строки у писателя создавались уже в возрасте семи лет. Когда сверстники только узнали как писать, Бунин уже сочинял свои первые стихи. Согласно рассказам писателя, его талант формировался под влиянием родительских рассказов. Все окружение, где рос Бунин повлияло в дальнейшем на его творчество.
    В 16 лет начинается его профессиональная деятельность, а именно, когда два стихотворения: «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий» были напечатаны. После напечатались десять стихотворений и два рассказа: «Два странника» и «Нефёдка». Именно в этот период жизни, Иван Алексеевич обозначит главную тему своих произведений – человека, а конкретно его внутренний мир.
    Нельзя кратко рассказать за всё творчество писателя. Не удивительно, что многие знают или хоть раз слышали об этом прозаике. За свою жизнь он создал множество произведений, которые стоит прочитать.

  5. Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана.
    Из древней тьмы, на мировом погосте
    Звучат лишь Письмена.
    И нет у нас другого достоянья!
    Умейте же беречь
    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья-
    Наш дар бесценный речь!

    И.А.Бунин.
    Я преподаю русский язык и литературу, являюсь учителем словесности. Правда, в
    наши дни последнее определение несколько устарело, но мне оно очень нравится.
    Моё главное орудие, орудие педагога – филолога, – слово. Слово утешает и
    вдохновляет, оно может быть лозунгом и криком души, болью и радостью, праздником
    и буднями. Словом я воспитываю, бережно и нежно сею «разумное, доброе, вечное».
    Вспоминается Бунин: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи
    без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем
    бесплотной?».

    Есть у меня на школьной доске стенд, на котором время от времени меняю текст.
    Он всегда перед глазами ребят: притягивает взор, заставляет задуматься.
    На стенде яркие высказывания, цитаты, стихотворения о добре и зле, о равнодушии,
    сострадании и милосердии.
    Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет
    страдать.
    Саади.

    Плати добром на зло.
    Талмуд.

    Любите врагов ваших – и не будет у вас врага.
    Учение 12 апостолов.

    Иной раз необязательно всё обсуждать. Важно это видеть, впитывать. Может
    быть, эти слова помогут в нужную минуту, подскажут, как поступить? И пусть не
    всё запомнится, но ориентир в жизни уже будет дан.
    Я хочу воспитать в своих учениках духовность, нравственность. Как это
    сделать? Наверное, каждый учитель, садясь за письменный стол, задаёт себе этот
    вопрос. Поэтому современные уроки литературы – это уроки – размышления, уроки
    исследования, уроки – открытия. Ребёнка нужно воспитывать на ценностях
    литературы, а для этого он её должен знать.
    Почему наши дети так мало читают? Много разных причин тому. Я попробовала
    «влюбить» их в свой предмет. Как? Известна тяга детей к интересному, необычному.
    Начну урок нестандартно, решила я: буду читать наизусть, стану на время урока
    актрисой! Найду такой яркий эпизод текста, который всколыхнёт душу ученика,
    произведёт на него незабываемое впечатление. Тогда, я уверена, возникнет
    атмосфера, в которой ребята почувствуют потребность прочитать книгу не по
    принуждению учителя, а по своему искреннему желанию.
    Иногда бывает так, что свои привязанности и предпочтения в литературе учитель
    передаёт и детям.
    Люблю И.А.Бунина. И конечно хочу, чтобы и мои ученики, так же как и я, смогли
    по-настоящему оценить его. С чего для меня начался Бунин? Наверное, с
    великолепных лекций на филфаке, когда наш курс попал к интереснейшему человеку.
    Кажется, с первых часов вся наша группа не писала ни строчки: хотелось только
    запоминать каждое слово, видеть, как его произносят. Именно тогда я по-новому
    открыла для себя И.А.Бунина.
    Уже в 5 – 6 классах я стараюсь много говорить об этом великолепном мастере
    слова.
    Итак, тема «И.А.Бунин. Рассказ «Лапти»». Началу темы и урока я уделяю особое
    внимание. На стенде слова:
    Если бы не было любви в людях, не вырос бы ни один ребёнок, не остался бы
    жив ни один человек.
    Л.Н.Толстой

    Люди живы любовью: Любовь к себе – начало смерти, любовь к Богу и
    людям – начало жизни. Л.Н.Толстой
    Вдумайтесь в эти слова. Попробуйте для себя найти ответ на вопросы:
    Что значит любить людей?
    Каково предназначение человека?
    Нужны ли в жизни подвиги?
    Представьте, что вы в жарко натопленной избе, потрескивает лучина. А теперь
    слушайте…(читаю наизусть).
    «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега хуторском доме был
    тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду, он часто плакал, и всё просил дать ему
    какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже
    плакала горькими слезами – от страха и от своей беспомощности.
    Стукнуло в прихожей – Нефёд принёс сапоги на топку.
    – Ну что, барыня, как? Не полегчало?
    – Куда там, Нефёдушка! Верно, и не выживет! Всё какие-то красные лапти
    просит…
    – Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
    – Как добывать? – В Новоселки идти. В лавку, Покрасить фуксином не хитрое
    дело. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.
    И, притворив дверь, ушёл.
    Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного
    урагана и мрака.
    Порой ребенок как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно
    плакать, умоляя дать ему красные лапти:
    – Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на
    колени и била себя в грудь:
    – Господи, помоги! Господи, защити!
    А когда, наконец, рассвело, послышался стук в окно.
    Это были новосельские мужики, привёзшие мёртвое тело, – белого, мёрзлого,
    всего забитого снегом, навзничь лежащего на розвальнях Нефёда. За пазухой Нефёда
    лежали новенькие ребячьи лапти и пузырёк с фуксином».
    Первая реакция детей – жалость. У некоторых блеснули слёзы. Затем он начинают
    сомневаться: стоило ли так жертвовать собой? Может зря погиб Нефёд? Но мудрые
    слова, прочитанные до этого, указывают верное решение. Ребята говорят о любви к
    ближнему, о подвигах, совершаемых во имя других. Итак, цель достигнута. Дети
    постепенно учатся находить ответы на вопросы в литературе, выбирают идеалы,
    образцы.
    Я должна заинтересовать, заинтриговать, завязать спор, столкнуть мнения и
    ненавязчиво, незаметно подсказать, направить. И самое главное – необычно,
    красиво и ярко преподнести материал так, чтобы задело тончайшие струны души.
    Когда мои ученики становятся чуть старше, я им читаю наивные простодушные
    строки из первого дневника юного Бунина:
    «29 декабря 1885 г.
    Сегодня вечер у тётки. На нём, наверное, будут из Васильевского, и в том
    числе гувернантка, в которую я влюблён не на шутку.
    … Сердце у меня чуть не выскочило из груди! Она моя! Она меня любит! О! С
    каким сладостным чувством я взял её ручку и прижал к своим губам! Она положил
    мне головку на плечо, и я запечатлел на её губах первый горячий поцелуй!»
    – В чём особенность названий Бунина? («Тишина», «Антоновские яблоки», «Тёмные
    аллеи»). В них особый лиризм, звучит затаённая печаль. И дети с эти соглашаются.
    О своей тяге писать Бунин сказал в зрелые годы: «Она появляется у мен всегда из
    чувства какого-то волнения». Вот этим волнением, неспокойствием, неравнодушием к
    жизни пронизаны все произведения Ивана Алексеевича. Особенно ярко проявляется в
    его повестях и рассказах любовь к той, ушедшей России.
    – Что для вас является символом Родины? (Звучат самые разные ответы: родной
    город, деревня бабушки и дедушки, Москва).
    А для Бунина – это духовная атмосфера старинных дворянских усадеб с их
    полновесным, красно устроенным бытом. Поедемте в усадьбу…
    «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню лиловые
    аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и
    осенней свежести. По всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это
    мещане-садовники насыпают яблоки. Так славно лежать на возу, смотреть в звёздное
    небо, чувствовать запах дёгтя в свежем воздухе…» Знакомы ли вам такие
    ощущения? Некоторым – да.
    Теперь становится понятна и близка тоска Бунина об ушедшей России.
    В чьих-то воспоминаниях об Иване Бунине сказано: он жил так, будто нёс перед
    собой свечу.
    Это значит, что его мысленному взору всегда предстоял образ трепещущей,
    золотистой, горячей, земной красоты, подобный огоньку свечи. В «Грамматике
    любви» есть удивительная деталь: пол дома, где некогда жила Груня, «весь был
    устлан сухими пчёлами», они «щёлкали под ногами. Пчёлами была устлана и
    гостиная, совершение пустая…» Таинственное золотисто – сухое мерцание мёртвых
    пчёл – образ страшный, образ символический: слишком хрупок идеал Бунина.
    Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,
    Заунывно гудящий певучей струной…
    Не дано тебе знать человеческой думы,
    Что давно опустели поля,
    Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
    Золотого сухого шмеля!
    У выдающихся людей не бывает тихой и спокойной жизни. В 1920 году Бунин
    эмигрирует из России. Для него всё кончено с «великой Россией» уже после февраля
    1917 года. Дни, проведённые в Красной Одессе, он назвал «Окаянными днями»,
    русскую революцию соотнёс с чумой.
    – Как вы думаете, почему он не мог остаться в послереволюционной России?
    Отвечу словами самого Бунина.
    «Подумать только, надо ещё объяснять то тому, то другому, почему именно не
    пойду служить в какой-нибудь Пролеткульт! Надо ещё показывать, что нельзя сидеть
    рядом с чрезвычайкой, где чуть не каждый час кому-нибудь проламывают голову,
    просвещать насчёт «последних достижений в инструментовке стиха» какого-нибудь
    скрягу с мокрыми от пота руками! Да порази его проказа до семьдесят седьмого
    колена, если он даже и «антиресуется стихами».
    И ребята понимают, что жестокость новых властей оттолкнула писателя от
    России. Бунин видел, что в России всё меньше остаётся места красоте и силе.
    Вспомним разговор братьев Тихона и Кузьмы в «Деревне»: «…Была у меня
    понимаешь, стряпуха немая, подарил я ей, дуре, платок заграничный, а она взяла
    да истаскала его наизнанку… Жалко налицо по будням носить, – праздника, мол,
    дождусь, а пришёл праздник – лохмотья одни остались. Так вот и я…с жизнью-то
    своей».
    Включаю запись концерта С.Рахманинова (судьбы этих двух людей очень
    схожи). Усиливает впечатление зрительный ряд (слайды с видами усадьбы).

    У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
    Как горько было сердцу молодому,
    Когда я уходил с отцовского двора,
    Сказать прости родному дому!
    У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
    Как бьётся сердце, горестно и горько,
    Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
    С своей уж ветхою котомкой!
    Он просил сжечь своё тело после кончины, ибо страшился телесного безобразия
    больше, чем нарушения церковной традиции. Всё обострённее год от года чувствуя
    свою связь с Россией, он, в конце концов, принял решение не возвращаться:
    «…попасть в Россию! А зачем? Старость уцелевших (и женщины, с которыми
    когда-то), кладбище всего, чем жил…» И в этом весь Бунин.
    Я хочу, чтобы в сердце у ребят запечатлелся образ ищущего, творческого,
    глубоко переживающего Человека.
    Произведения Бунина – это его взгляд на жизнь, на Россию. Бунин –
    гордый человек, глубоко и искренне любивший свою Родину. Верю, ребята это
    поймут. В этом счастье учительское, это судьба учительская…
    Восемнадцать лет я работаю в школе. Всё было за эти годы: радости и
    огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий и открытий.
    Иногда приходилось всё начинать сначала, но никогда я не пожалела о том, что
    стала учителем словесности.

    Составила учитель русского языка и литературы Ишмухаметова А.А.
    Литература:
    Бунин И.А. Стихотворения. Рассказы. Повести. – М.: Дрофа: Вече, 2006. –
    320 с.
    Бунин И.А. Избранное. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 318с.

  6. 1. Вечное и “вещное” в изображении Бунина (на материале рассказа “Господин из Сан-Франциско”).
    2. Предметная детализация и символика в рассказе “Господин из Сан-Франциско”.
    3. Проблема социального и космического зла в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
    4. Философия жизни и смерти в рассказах Бунина “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”.
    5.”Дар имени…” (употребление собственных имен в рассказах Бунина “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”).
    6.”Лики любви” в цикле рассказов Бунина “Темные аллеи”.
    7.”Ты и блаженство, и безнадежность…” (концепция любви в цикле рассказов И. Бунина “Темные аллеи”).
    8.”И первый стих, и первая любовь пришли ко мне с могилой и весною…” (любовь и смерть в прозе Бунина).
    9. Рутина существования и радость жизни в рассказах Бунина “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”.
    10. Состоятельна ли человеческая претензия на господство? (Бунин о месте человека в мире в рассказе “Господин из Сан-Франциско”.)
    11. Образ-символ Атлантиды в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
    12. Библейские мотивы в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
    13.”Найти звук…” (лирическая выразительность рассказа Бунина “Господин из Сан-Франциско”).
    14. Мотивы искусственной регламентации и живой жизни в рассказах “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”.
    15. Своеобразие бунинского пейзажа (на материале 1-2 рассказов).
    16. Трагедия “Легкого дыхания” (по рассказу Бунина “Легкое дыхание”).
    17.Художественное совершенство рассказа Бунина “Господин из Сан-Франциско” (или “Легкое дыхание”).
    18. Любовь, красота, память в рассказах Бунина (на материале 1-2 произведений его позднего творчества).
    19. Женские образы поздней бунинской прозы (на материале 2-3 рассказов по выбору учащихся).
    20.”Темные аллеи” любви (смысл названия сборника “Темные аллеи”).
    21.”Солнечный удар” (внезапность и красота любви в рассказах И. А. Бунина).
    22.”Прозаические” стихи и поэтическая проза И. Бунина.
    23.”Горечь” и “сладость” человеческой жизни в изображении Бунина.
    24. Мой любимый рассказ Бунина.
    25.”Мир Бунина – это мир зрительных впечатлений” (А. Блок).

  7. План
    I. Вступление.
    «Тёмные аллеи» – цикл рассказов.
    II. Основная часть.
    Композиционное и содержательное единство цикла «Тёмные аллеи».
    1. Композиция цикла.
    2. Тематика рассказов.
    3. Образы главных героев рассказов.
    4. Образ автора.
    5. Особенности стиля рассказов.
    III. Заключение.
    Трагизм любви для И. А. Бунина.
    «Тёмные аллеи» Ивана Алексеевича Бунина – книга прекрасных рассказов, посвящённых одной теме – теме любви. В цикл вошли произведения, над которыми писатель работал в эмиграции, в Париже, с 1937 по 1944 год.
    Первое издание книги вышло в 1946 году и включало 37 рассказов. Разнообразные по настроению, тематике рассказы иллюстрируют размышления автора над самой важной и трепетной темой для человека – темой любви.
    Бунин говорил, что в этой книге он хочет «исследовать тёмные аллеи любовного чувства». И действительно, любовь во всех её проявлениях изображена на страницах книги. Это и возвышенное нежное чувство («Руся»), и безоглядная страсть, толкающая на преступление («Пароход «Саратов»), и низменное физическое влечение («Ночлег»).
    Открывает цикл рассказ, который называется так же, как и книга, – «Тёмные аллеи». Он проникнут лиризмом, грустью, вызванной воспоминаниями об ушедшей любви и молодости. Последний рассказ цикла – «Ночлег», – напротив, рисует не любовь, а животную страсть. Композиционным центром цикла становится рассказ «Натали», самый большой по объёму в книге, герой которого разрывается между телесным и духовным влечением к двум разным девушкам. Таким образом, «Тёмные аллеи» объединили совершенно разные, с одной стороны, произведения. Но, с другой стороны, все они посвящены единой теме – теме любви.
    Первый рассказ цикла – типичное для Бунина произведение. Случайная встреча героев через тридцать лет пробуждает их воспоминания. Выясняется, что Надежда продолжала любить Николая Алексеевича всю жизнь, несмотря на то, что он в своё время оставил её. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», – говорит она.
    И Николай Алексеевич признаётся, что, видимо, и он потерял в ней «самое дорогое, что имел в жизни». Судьба его сложилась не очень удачно: жена, которую он «без памяти любил», бросила его, любимый сын вырос негодяем, «без сердца, без чести, без совести». Сейчас Николай Алексеевич понимает, что именно Надежда подарила ему лучшие, волшебные минуты жизни. В то же время он реалист и знает, что никогда не смог бы жениться на ней. Слишком велика социальная пропасть между ними: он дворянин, барин, она крепостная, получившая вольную, хозяйка постоялого двора. «Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой гостиницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» – думает он.
    В каждом рассказе Бунина два главных героя – он и она. Часто герои не имеют имён и фамилий, их характеры подробно не раскрываются. Очень тщательно Бунин описывает внешность главных персонажей, их лица, телосложение, одежду: «А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо… мягко блестящие, как чёрный соболий мех, брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза» («Чистый понедельник»). Иногда мы узнаём о прошлом героев и об их дальнейшей судьбе. Но это не главное для автора. Для Бунина важнее передать чувство, захватившее героев. Рассказы, как правило, невелики по объёму, но писателю удаётся зримо и выразительно поведать о любви, которую переживают персонажи его произведений. Для них любовь становится решающим событием в жизни, тем «солнечным ударом», который меняет душу и от которого никогда не оправиться. Герои вызывают у читателя разные чувства: интерес, сочувствие, любовь, ненависть и всегда – сопереживание. В этом великое мастерство автора.
    Чаще всего именно герой не выдерживает испытания любовью, оказывается слабым, не способным бороться за неё, изменить своим привычкам и образу жизни во имя любви. Героиня же, как правило, вызывает восхищение своими душевными качествами; часто она хрупкая и уязвимая, но её чувство более глубокое и сильное. Бунин создал галерею притягательных женских образов. Таковы крестьянка Таня («Таня»), героиня рассказа «Чистый понедельник», Натали («Натали»), испанка из рассказа «Камарг». Их яркие и выразительные характеристики не могут оставить читателя равнодушным. В рассказах Бунина нет счастливых любовных историй. Как правило, любовь заканчивается расставанием, иногда гибелью одного из героев. Любовь становится недостижимым идеалом, который невозможен в реальном мире. В этом трагизм мироощущения писателя.
    Объединяющим началом для всех рассказов, безусловно, является образ автора. Бунин прямо не выражает своё отношение к описываемым событиям, давая нам возможность самим делать выводы. Однако меткие описания, точные характеристики героев, их поступки указывают на авторскую позицию. Мы без труда угадываем его симпатии и антипатии. Бунин никогда не судит своих героев, считая, что человек не может противостоять такой стихии, как любовь.
    Лаконизм, точность, образность языка являются отличительными чертами прозы И. А. Бунина. Нередко достаточно нескольких слов, чтобы нарисовать портрет героя. Часто автор акцентирует наше внимание на какой-то отдельной черте внешности персонажа. И эта черта оказывается самой яркой и запоминающейся. Средством характеристики героев является и прямая речь. Именно из реплик складываются их образы, формируется наше к ним отношение.
    Для Бунина любовь является неуправляемой силой, с которой человек не может и не способен бороться. Любовь разрушает жизни героев, но в то же время оставляет неизгладимый след в душе.

  8. Цели
    Создание условий для творческого осмысления произведений И. Бунина,
    понимания индивидуальности писателя.
    Обучение умению анализировать, обобщать, соотносить восприятие
    художественного произведения со своими внутренними нравственными
    представлениями.
    Задачи
    Выяснить особенности лирики и прозы Бунина на примере анализа языковых,
    художественных средств.
    Стимулировать творческую деятельность учащихся, самостоятельность
    выводов и оценки нравственных позиций героев.
    Урок-размышление
    “Всякая любовь – великое счастье”
    И.А.Бунин
    “..любовь – это жажда вместить в свое сердце весь мир и вновь его отдать
    кому-то”
    И.А.Бунин

    Недалеко от Парижа, в маленьком городке Сен-Женевьев дю Буа, на православном
    кладбище, среди многочисленных захоронений наших соотечественников есть скромное
    надгробье, на котором начертано известное русское имя: ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН.
    Иван Бунин, как многие другие: И.Шмелев, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин никогда не
    порывали связи с Россией, творил с любовью к ней.
    Что вам известно об этом писателе?
    Что примечательно в его творческой биографии ?
    Да, он прожил долгую жизнь (83 года), был свидетелем 3-х русских революций,
    не принял их и долгие 33 года прожил вдали от Родины. “Да, я не посрамил ту
    литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и Жуковский…” –
    с уверенностью утверждал Бунин на склоне лет.
    В чем Бунин верен лучшим традициям русской классики?
    Какие грани творчества позволяют говорить о нем как о писателе
    общеевропейского масштаба?

    Эти вопросы мы попытаемся разобрать и ответить на них в течение
    сегодняшнего урока.
    С именем Ивана Бунина неизменно связывают такие замечательные повести и
    рассказы: “Чистый понедельник”, “Темные аллеи”, “Митина любовь”, “Суходол”,
    “Антоновские яблоки”, вспоминаются и другие не менее замечательные произведения
    бунинской прозы, замечательной, живописной по языку.
    Но Бунин был и прекрасным поэтом;
    Эпиграфом к нашему уроку взяты строки из одного рассказа “Темные аллеи”.
    “Любовь – это жажда вместить в свое сердце весь мир и вновь отдать его
    кому-то…”
    Любовь Бунин понимал масштабно – “Жизнь люблю – люблю любовь. Так люблю!|”, –
    восклицал Бунин.
    Люблю цветные стекла окон
    И сумрак от столетних лип
    Звенящей люстры серый локон
    И половиц прогнивших скрип.
    Люблю неясный винный запах
    Из шифоньеров и из книг
    В стеклянных невысоких шкафах
    Где рядом Сю и Патерик.
    Нежное чувство к любимой женщине, все его оттенки, и великая сила природы, ее
    исцеляющая красота – ведущие темы поэзии Бунина. Мы сейчас послушаем стихи
    И.Бунина.
    Подумайте, о чем они? Что замечательного в их интонации, образах,
    художественной выразительности?
    Работа в группах
    Стихотворенье “Одиночество” (выразительное чтение и анализ) Как бы вы
    определили настроение. Как оно создается?
    Стихотворенье “Свет незакатный” (выразительное чтение и анализ)
    Стихотворенье “Забытый чертог” (выразительное чтение и анализ) ветер,
    дождь, мгла, холодная пустыня воды (оксюморон) обилие названных предложений,
    безлич.
    “Мне темно”
    Осень и весна – все времена года оживали в стихах Бунина, и у каждого времени
    года свое дыхание, свои краски, запахи. И за всем этим чувство, мысль,
    настроение. Бунин не делил свои произведения на книги стихов и книги рассказов,
    а публиковал их вместе, это было ново. Исследователи его творчества говорят, что
    герои некоторых его рассказов как бы скопированы с лирических героев
    стихотворений.
    Основное настроение бунинских стихотворений – созерцательность, грусть.
    Сейчас мы обратимся к одному из рассказов Бунина, который современники называли
    жемчужиной русской прозы.
    Рассказ “Антоновские яблоки” имел подзаголовок “Картины из книги
    “Эпитафии”.

    Книги такой Бунин не создал, но картины для нее писал. Вот одно из
    стихотворений “Эпитафия”
    Подумайте, какое отношение имеет это стихотворение к рассказу“Легкое
    дыхание”?
    Попробуйте объяснить, почему об основном событии – смерти Оли Мещерской–
    рассказывается в самом начале рассказа?
    Почему в конце его появляется классная дама Оли и рассказана история ее
    жизни?

    Чтение стихотворения “Эпитафия”

    Мотив смерти усиливает переживания лирического героя. Однако прекрасный миг
    остается в памяти.
    Красота и смерть, любовь и разлука – вот вечные темы , личностное и
    просветленное выражение в поэзии
    Стихи, которые были прочитаны “Забытый чертог”, “Свет незакатный” ,
    “Эпитафия” – очень близки рассказу “Легкое дыхание”.
    1. Какое впечатление, чувство вызывает у Вас этот рассказ?
    Двойное ощущение: грустного печального кладбища, серого апрельского дня,
    голых деревьев, холодного ветра, который звенит и звенит фарфоровым венком у
    подножья креста, а на нем фотографический портрет гимназистки с радостными,
    удивительно живыми глазами. Смерть и жизнь, печаль и радость есть символ
    судьбы Оли Мещерской.


    Все в рассказе построено на выразительных контрастах. Найдите приемы
    контраста в рассказе?
    Далее такой же контраст: безоблачное детство, отрочество и трагические события пережитого Олей года.
    “Незаметно упрочилась ее гимназическая слава и уже пошли толки, что она
    ветрена.”

    Рисуется “розовый вечер” на катке в городском саду, когда Оля была самой
    счастливой, но тут же оговорка: “последнюю свою зиму она сошла с ума от веселья”
    Автор всюду подчеркивает разрыв между кажущимся, внешним и
    внутренним состоянием героини.

    Наше внимание настойчиво направляется к потаенным пружинам Олиной жизни. Для
    этого автор затягивает объяснение причин ее гибели., а затем открывается новая,
    неожиданная тайна, – ее связь с Малютиным. С другой стороны – сложная композиция
    от факта смерти к детству героини, затем к недавнему прошлому и к его истокам, и
    к еще более недавнему прошлому: – мечтательному времени позволяет сохранить
    удивительное дыхание красоты, бессмертно сияющие счастьем глаза. В самой
    трактовке образа есть двойственное, контрастность, что вызвало спорные суждения
    о рассказе. Есть ли нравственный суд, автора над героиней? И. Бунин, по
    воспоминаниям Кузнецовой, сказал: “Такая наивность и легкость во всем, и в
    дерзости, и в смерти, и есть легкое дыхание”,“недуманость””. Не случайно,
    возлюбленные героини обладают равной ущербностью; один старше ее на 40 лет,
    другой – некрасив, плебейского вида. Оля, совершая все бездумно, не замечет
    этого, как не замечает легкомысленного упоения пустыми удовольствиями. В
    трагизм героини?
    Именно это делают Олю игрушкой в руках других людей.
    В поступках Оли нет ни порока, ни мести, ни подлинного раскаяния, ни твердости
    решения. Но как раз такой поворот страшен: гибнет создание, не понимающее ужас
    своего положения. Поэтому до конца своей краткой, как миг, жизни, она сохранила
    тягу к “легкому дыханию”. И писатель “ рассеивает его в мире, в этом
    безоблачном небе, в этом холодном весеннем ветре”.

    Автор выразительно передал странную логику поведения Оли, ее кружение по
    жизни; на балах, на катке, бег по залам гимназии. Сдержано, отнюдь не
    благосклонно рисуется окружение Оли. Цепочка равнодушных к ней лиц замыкается
    последним звеном– посещением ее могилы (из-за выдуманных чувств) классной дамы.
    Картину духовного угасания Бунин пишет, как привычную. Мысль о том, что в
    однообразном механическом мире обречены и чистые порывы, вносит трагическую
    интонацию в рассказ.

    Кто ведет повествование?

    Повествование будто ведется со стороны. Тот, кто рассказывает о ней, все
    знает о ней, ее окружение, городской обстановке, его глазами увидены и сельское
    кладбище, апрельские голые деревья, могильный крест и портрет умершей. Но
    рассказчик ничем не выдает свою точку зрения. И только в завершающей фразе
    писатель как бы от себя сохраняет “нечто нетленное”, прекрасное: “Теперь это
    легкое дыхание рассеялось в мире… .”.

    2. В чем-то есть разница между образами в ст. “Эпитафия” и в концовке
    рассказа?
    Совпадающие детали: “Институтское платье” и “сияющий взор”, но лирический
    герой сохранил в памяти образ чудесной юной девушки и свою молодость тоже. В
    повествовании подлинно прекрасным остается лишь “легкое дыхание”.
    В финале произведения Оля рассказывает своей подруге: “Я в одной папиной
    книге прочла, какая красота должна быть у женщины.
    “Легкое дыхание, а ведь оно у меня есть, ты послушай, как я вздыхаю, ведь,
    правда, есть?”
    3. Какова роль финала? (Подслушанный разговор Оли Мещерской с подругой) и его
    заключительной фразы?
    4. В чем символика “легкого дыхания?”.
    5. Есть ли в рассказе нравственных суд над Олей Мещерской?
    Просто счастья желал поэт всем людям. Он хорошо знал, как тяжело бывает тем ,
    кто этого лишен. В первые месяцы на чужбине он писал:
    У зверя есть нора,
    у птицы есть гнездо,
    Как бьется сердце горестно и громко,
    Когда вхожу крестясь в чужой наемный дом,
    С своей уж ветхою котомкой.
    Хочется привести еще и такие строки Бунина: “ Разве можем мы забыть Родину?
    Она в душе. Я очень русский человек. Любовь с годами не пропадает”.
    Ему так и не пришлось вернуться в свой дом, но вернулось то , что написано им
    вдали. На всех его произведениях лежит свет России, его Родины.
    И цветы, и шмели, и колосья,
    И лазурь, и полуденный зной
    Срок настанет –
    Господь сына блудного спросит:
    “Был ли счастлив ты в жизни земной?”
    И забуду я все – вспомню только вот эти
    Полевые пути меж колосьев и трав
    И от сладостных слез не успею ответить,
    К милосердным коленям припав.
    Улыбку вызывают и вычитанные признаки красоты, и наивная вера девушки в них,
    и детская проверка себя на принадлежность к их клану. Снова открывается
    удивительная незрелость души. Уж не испытывала ли она свои чары в отношениях с
    поклонниками, среди которых один и убил ее из ревности?
    Почему же автор так почтил “легкое дыхание”?
    А странности нет. Ведь Оля действительно обладала естественным дыханием,
    жаждой особой, неповторимой судьбы.
    Олино внутреннее горение неподдельно и
    могло бы вылиться в большое чувство. Если бы…. Если бы не бездумное порхание по
    жизни, не пошлое окружение. Автор и оставляет миру не красоту девушки, а
    лишь эти потенциальные, не развернувшиеся возможности. Они, по мысли писателя, и
    не могут исчезнуть, как никогда не исчезает тяга к прекрасному, к счастью, к
    совершенству.
    Что прежде всего интересует писателя в образе героини?
    В рассказе почти отсутствует событийно-бытовой план повествования.
    Поворотные моменты в судьбе героев происходят “за сценой”.
    Писателя интересует внутреннее бытие, “загадки души”. Вот они-“вечные” темы.
    Чем для вас интересен этот рассказ?
    Что вы узнали нового о Бунине?
    Что для вас значит любовь?
    Как бы вы расшифровали эти чувства?
    “Любовь– побудительная сила духовного восхождения”,-сказал философ Платон.
    Возможно его составляющими будут:
    очищение
    жертва
    стремление
    ЛЮБОВЬ
    возвышение ?
    страдание
    ограничение
    Что бы вы добавили к этой схеме?
    Домашнее задание: Написать рассуждение “Любовь – это талант души или
    движение разума?”.

    Тексты стихотворений, использованные на уроке: “Эпитафия”, “Забытый
    чертог”, “Одиночество”, “Родине”, “Оттепель”.

    Одиночество. И. Бунин
    И ветер, и дождик, и мгла,
    Над холодной пустыней воды.
    Здесь жизнь до весны умерла.
    До весны опустели сады.
    Я на даче один. Мне темно
    За мольбертом, и дует в окно
    Вчера ты была у меня,
    Но тебе у же тоскливо со мной.
    Под вечер ненастного дня.
    Ты мне стала казаться женой…
    Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
    Проживу и один – без жены…
    Сегодня идут без конца
    Те же тучи – гряда за грядой.
    Твой след под дождем у крыльца
    Расплылся, налился водой.
    И мне больно глядеть одному
    В предвечернюю серую тьму…
    Родине. Иван Бунин
    Они глумятся над тобою,
    Они, о Родина, корят
    Тебя твоею простотою,
    Убогим видом черных хат
    Так сын, спокойный и нахальный,
    Стыдится матери своей –
    Усталой робкой и печальной
    Средь городских его друзей.
    Глядит с улыбкой состраданья
    На ту, кто сотни верст брела
    И для него, ко дню свиданья
    Последний грошик берегла.
    Оттепель
    Еще и холоден и сыр
    Февральский воздух, но над садом
    Уж смотрит небо ясным взглядом,
    И молодеет божий мир
    Прозрачно- бледный, как весной,
    Слезится снег недавней стужи
    А с неба на кусты и лужи
    Ложится отблеск голубой
    Не налюбуюсь, как сквозят
    Деревья в лоне небосклона,
    И сладко слушать у балкона,
    Как снегири в кустах звенят
    Нет, не пейзаж влечет меня,
    Не краски жадный взор подметит,
    А то, что в этих красках светит:
    Любовь и радость бытия.

  9. Итоговое сочинение по творчеству И.А. Бунина.
    «Чистый понедельник»
    Я думаю, начать стоит с того, что с Буниным я познакомился совершенно случайно два года назад, найдя его книгу среди еще непрочитанного на полке. С самого начала меня привлекли печальные, холодные и темные, но не лишенные романтической красоты нотки в его творчестве. Не скрою: я не люблю произведения, посвященные теме любви, однако бунинский подход к этому вопросу меня сразил. Странные, с глубоким смыслом вещи, похожие на бархатные завитки рассказы затягивают, обволакивают, погружая в мир совершенно иной – с приглушенными красками, мягкими контурами предметов и лиц, размытыми силуэтами… Как таковой любви в привычном понимании этого слова я найти в рассказах не смог, но тем и лучше. Любовь, она словно где-то рядом, а я хожу вокруг нее, слышу, но не вижу. Удивительно, но, несмотря на то, что к символистам Бунина отнести никак нельзя, есть в его рассказах эта странная атмосфера тайны, мистики, чего-то иного рядом. Можно прочувствовать прикосновения «другого мира» на своем лице, однако все ведь так просто! Я считаю, это, несомненно, талант. Но вернемся к рассказам.
    В сборнике «Темные аллеи» собраны красивые и приятные для прочтения вещи, однако ни одно из произведений не произвело на меня такого впечатления, как «Чистый понедельник». При прочтении меня не покидало чувство, что я смотрю очень медленный, молчаливый, с привкусом нуара фильм. «Понедельник» написан действительно красиво, романтически красиво. Рассказ, несмотря на светлые, «шампанские» моменты, пронизан чувством некой тоски, грусти. Несмотря на обилие диалогов, не ощущается их сила, не чувствуется, что разговоры на самом деле есть, кажется, что все это так, лишь мимолетное и ни о чем. Самое главное остается там, за словами, выраженное в едва заметных мелочах и скупых выражениях. Как же это привлекательно!
    Она. Кто же такая Она? Странная девушка, противоречивая, тихая, но что-то в ней, что-то таинственное и темное заставляет меня невольно обращать на нее внимание и испытывать к ней чувства смешанные и непонятные. Чем-то Она напомнила мне чеховскую Нину в последних сценах «Чайки», она напомнила мне Хари Лема, она напомнила мне еще много кого странного. Странно, но в некоторых моментах она даже напомнила мне самого себя. Эта девушка, Она… Я не могу назвать ее человеком, это будто бы плененная этим миром душа, жаждущая вырваться их этих платьев в совсем другой мир, в котором видит она красоту и ужас. Интересно, что Она не подходит под определение «религиозная». Да, Она увлечена духовными вещами, даже в монастырь уходит, но, все же, что-то не дает мне сказать о ней, что она религиозна. Может, уход в монастырь – лишь способ стать немного ближе к миру, ее привлекаемому? Она религиозна красиво, чуть искусственно, на мой взгляд, но так, что это не вызывает никакого отчуждения. Мне кажется, Она живет ради чего-то очень важного, но пока недосягаемого для нас. Итак, если коротко, то Она потрясла меня своей натурой. Я не встречал до этого в литературе (я говор о литературе периода Бунина) подобных явлений как Она.
    Что ж, «Чистый понедельник» стал для меня открытием, точкой, где я могу останавливаться снова и снова, перечитывать и думать снова и снова. Таких произведений мало, скажу честно, и большинство из них, конечно, имеют довольно мрачный характер и налет смерти. Я был поражен тому, что у Бунина, казавшегося мне раньше довольно романтичным и светлым человеком, я найду такую вещь. И я остался приятно удивлен «Понедельнику», оставившему во мне свой след.

  10. И. А. Бунина называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры. Его произведения действительно проникнуты трагическим ощущением обреченности старого мира, близкого и дорогого писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием. Художнику были особенно дороги те черты прошлого, которые несли на себе печать утонченного дворянского восприятия красоты и гармонии мира. “Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах”, – напишет он впоследствии. Но, несмотря на то, что для Бунина прошлое России стало неким идеальным образцом духовности, он принадлежал своему противоречивому, дисгармоничному времени. И реальные черты этого времени с замечательной силой воплотились в его “Деревне”. В этой “жестокой” повести на примере судьбы братьев Красовых автором показаны разложение и гибель крестьянского мира, причем разложение и внешнее, бытовое, и внутреннее, нравственное. Крестьянская жизнь полна уродства и дикости. Разорение и нищета большинства мужиков еще ярче оттеняет стремительное обогащение таких, как Тихон Красов, подчинивший всю свою жизнь погоне за деньгами. Но жизнь мстит герою: материальное благополучие не делает его счастливым и, кроме того, оборачивается опасной деформацией личности.
    Повесть Бунина насыщена событиями поры первой русской революции. Бурлит многоголосая мужицкая сходка, разносятся невероятные слухи, пылают помещичьи усадьбы, отчаянно гуляет беднота. Все эти события в “Деревне” вносят разлад и смятение в души людей, нарушают естественные человеческие связи, искажают вековые нравственные понятия. Солдат, знающий о связи Тихона Красова с его женой, униженно просит хозяина не выгонять его со службы, зверски избивая Молодую. Весь свой век ищет правду поэт-самоучка Кузьма Красов, мучительно переживая бессмысленное и жестокое поведение мужиков. Все это говорит о разобщенности крестьян, их неспособности разумно устроить свою судьбу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *