Произведение описывает достаточно сложный период в истории России, когда на смену консервативному дворянству приходят новые, прогрессивные взгляды. Соответственно люди, проповедующие новые идеи, не воспринимаются старым обществом и считаются сумасшедшими. Именно так восприняло общество и Чацкого.
Вернувшись из-за любви к Софье, он попадает в дом, который когда-то был родным, но не может смириться с недостатками московского общества. В лице главного героя автор комедии изобразил честного, умного, образованного человека, которому чужды идеалы фамусовской Москвы. Он отказывается от государственной должности только потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он имеет собственное мнение и не готов его продавать за должность и достойное место в обществе.
Чацкий готов служить Отечеству, он требует от всех «службы делу, а не лицам». Он не боится говорить правду в глаза, открыто обвиняя всех, кто, по его мнению, замечен во лжи и лицемерии. Фамусов откровенно недоволен взглядами Чацкого, утверждает, что: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!», «Ах, боже мой! Он карбонари!». Как по мне, достаточно лестные высказывания для человека, который смыслом своей жизни считал национальную борьбу за освобождение страны.
В переломные эпохи всегда появляются люди, готовые жертвовать собой ради блага страны, люди, которые рождены немного раньше своего времени. В Чацком меня привлекает романтичность, верность любви и своим идеям, искренность. Он настоящий герой, который не побоялся в одиночку открыть достаточно серьезную борьбу, хотя, наверное, знал, что потерпит поражение. И, несмотря на то, что ему пришлось навсегда уехать из Москвы, он нанес достаточно сильный удар дворянству, которое дало серьезные трещины.
Прочитав комедию А. С. Грибоедова ??Горе от ума?? и статьи критиков об ?той пьесе, я тоже задумалась о том: ??Какой же он, Чацкий???
Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о Чацком, стало понятно, что ?? всё так однозначно. По поводу некоторых поступков Чацкого возникает много вопросов. Нет, конечно, он ?? стал для меня отрицательным героем, но на некоторые ??? черты характера я смотрю по-другому. Давайте прочитаем слова Бестужева о Чацком: ??Пылкий, благородный и добрый малый??. Обращает на себя внимание слово пылкий. Хорошо ?то или нет? Если говорить о пылкой любви, то, наверное, да. А в случае если эта пылкость проявляется в чём-то другом?
По словам Сомова, Грибоедов знал о том, что герои совершенные могут нам нравиться как образец, как мечта. Но вряд ли оставляют в наших сердцах след надолго. Как понять эти слова? Наверное, критик хотел сказать, что такие вымышленные идеалы могут оставить только лишь сожаление от невозможности достичь совершенства. По?тому Грибоедов и ?? идёт по такому пути. Он ?? показывает нам идеального Чацкого, а изображает героя со слабостями и недостатками. Да, наш герой — умный, пылкий, добрый человек. Но есть у н??? и отрицательные качества: нетерпимость к недостаткам других и заносчивость. Грибоедов в комедии покажет, к чему могут привести, на первый взгляд, невинные человеческие недостатки.
Событий в пьесе происходит много, но в конце комедии все просто ополчились против Чацкого, объявляют ??? сумасшедшим, и он вынужден покинуть Москву. В чём же причина конфликта? Это — взгляды Чацкого, которые кардинально отличаются от взглядов ??фамусовской Москвы??. Он ?? ищет чинов, считает, что служить нужно ??делу, а ?? лицам??. Герой безукоризненно честен, любит родину, считает, что человек волен сам выбирать себе занятие: путешествовать или жить в деревне, заниматься наукой или искусством.
Понятие и виды, 2018.
А для Фамусова такие взгляды героя опасны. Ведь дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богатство. А Чацкий над ними посмеивается, остро критикует московских дворян, их нравы, жизнь, взгляды.
Николай Андреевич в Москву-то приехал только лишь из-за Софьи, из-за любви к ней. Но Софья уже другая. Когда-то ей нравился юмор Чацкого, а теперь только лишь раздражает. Прожив в обществе людей, для которых главное карьера и деньги, Софья меняется. Она презирает всё, что говорит Чацкий, ей неприятны воспоминания о нежных детских чувствах к нему. Но когда Николай Андреевич посмел высказаться нелицеприятно о новом увлечении Софьи — Молчалине, тогда героиня поступает просто жестоко. Она распускает слух о сумасшествии Чацкого. Язвительность и нетерпимость героя сыграли злую шутку: сплетни о нём становятся всё нелепее и опаснее. На протяжении всей комедии Чацкий пытается вернуть былую любовь Софьи. Но становится только лишь хуже. Когда же герой стал свидетелем неприятнои? сцены между Молчалиным, Лизой и Софьей, то ?? выдерживает и колко высказывается против каждого, кто оказался рядом.
Понятие и виды, 2018.
А теперь только лишь остаётся сказать: ??Карету мне, карету??! Герой покидает Москву.
Комедия Грибоедова — до сих пор живое произведение, зовущее людей вперёд, в настоящее и будущее, и отметающее со сво??? пути всё старое и отжившее. Чацкий — борец за дело, за идею, за правду. По?тому он и близок людям разных эпох.
Остаться равнодушным к этому герою невозможно. Он наделен умом, остроумием, человеколюбием, честью и чувством собственного достоинства. Это не может не привлекать читателя. Его позиция относительно отмены крепостного права вызывает симпатию, а отказ служить лицам, уважение: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!».
При том, что сам Чацкий дворянин, он все же не держится за свое положение и готов к переменам. Ему чужды застарелые взгляды российского дворянства: «…Дома новы, но предрассудки стары…». Все это говорит о том, что Чацкий не эгоист, он готов служить своей стране и народу, но не лицам и чинам.
Хоть этот герой вызывает у меня симпатию, думаю, ему нужно было действовать иначе, если он хотел добиться каких-либо перемен. В силу своей импульсивной натуры Чацкий прямо высказывал свое мнение, спорил с представителями фамусовского общества, заработал репутацию сумасшедшего и покинул родину. Глупо было надеяться на то, что привыкший к богатству и праздности высший свет легко откажется от всего этого, проникшись идеями Чацкого.
Герой остался один против всех и потерпел поражение. Но он был всего лишь «первой ласточкой» и история, в конце концов, расставила все на свои места. Так или иначе, Чацкий продемонстрировал целый набор положительных качеств.
Могу назвать Александра Чацкого одним из моих любимых литературных персонажей. Думаю, многим из нас есть чему у него поучиться. Если бы понятие чести и совести для всех стояло на первом месте, мы бы приблизились к идеальному обществу.
«Горе от ума» – знаменитое произведение Александра Грибоедова. Его произведение показывает настоящую обстановку России в то время.
Комедия «Горе от ума» отражает различные социальные проблемы страны, противостояние устоявшихся и просветительских взглядов на мир, ценностей и обычаев. Уклад старого мира представляется «Фамусовским обществом», к нему относятся такие люди, как: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Загорецкий и другие. Но им противостоит Александр Чацкий, который отстаивает новые, просветительские взгляды.
Чацкий в комедии представлен образованным и просвещенным человеком. Его речь показывает это. Она логична и стройна, в ней использовано много художественных средств. А также в ней присутствуют эпиграммы и ставшие крылатыми выражения («Карету мне, карету!»).
Александр Чацкий отвергает чинопочитание, считая, что человек может заслужить уважение только за его личные достоинства, а не за происхождение или чин. Он служит «делу, а не лицам», протестует против принятых в обществе ценностей и нравов, требующих услужливости и покорности к более высоким чинам.
Помимо этого, порядки крепостного права тоже осуждаются Чацким. Он настроен освободить русских людей от рабства и унижений. Чацкий не понимает, как можно помещику поменять крепостных, которые «не раз и жизнь и честь его спасали», на трех борзых собак. «Знатные негодяи» – именно так думает Чацкий про помещиков в обществе.
Однако ум, пылкость, красноречивость и уверенность в себе не принесли Чацкому счастья. Он не понят обществом, хотя имеет последователей, которые являются внесценическими персонажами. А все потому, что Чацкий, в отличие от «Фамусовского общества», ищет блага для Родины, а не для себя.
Так можно сделать вывод, что образ Чацкого в комедии отражает лучшие качества человека, который не одобряет устоявшихся укладов и ценностей общества и хочет изменить это общество к лучшему. Он изображен автором как боец и воин, готовый отстоять свои взгляды. Однако его бунт был обречен с самого начала. Не может один человек изменить страну. Но он смог дать обществу необходимый нравственный урок, который побудил его меняться к лучшему.
Неожиданно для всех появившийся в доме Фамусова Чацкий радостно возбужден. Он, как и любой человек, возвратившийся домой после долгой отлучки, спешит найти что-то новое для себя и хочет увидеть и узнать черты того, что было дорого его сердцу. И хотя сам Чацкий говорит Фамусову: «Надеждами я мало избалован», все же возвращается он на родину с какими-то определенными мечтами о счастье, о любви… Ему так хочется, чтобы Софья верила ему по-прежнему как человеку, который с нею вырос, как другу, как брату… Но вернувшись туда, где прошли детство и юность, Чацкий видит, хотя сначала старается не верить этому, что стало иным — холодным, безразличным, а порой и враждебным, раздражительным — отношение Софьи, девушки, которую он любил, ради которой он промчался более семисот верст за сорок пять часов (даже по зимнему пути скорость по тем временам значительная). Да, отношение Софьи переменилось, но зато ничуть не изменились взгляды на жизнь, вкусы и привычки других обитателей Фамусовского дома и его гостей, «дряхлеющих над выдумками, вздором». Прежним осталось все то, от чего он несколько лет назад бежал.
Чацкий всем своим существом протестует против праздности, невежества, низкопоклонства перед чинами, против рабского преклонения перед всем иностранным. Этим он сразу же вызывает у меня уважение, как, думаю, и у других читателей.
Кроме того, Чацкий горячо и искренне верит в возможность светлой жизни «бодрого и умного народа». Он не смиряется с существованием крепостного права, оскорбляющего и унижающего его национальную гордость. Поэтому он с таким гневом и возмущением говорит о положении, когда крестьян можно продавать или менять на борзых собак. Понятно, что с такими взглядами Чацкий не может не вступить в конфликт с враждебным ему обществом.
Противостоять окружающей пошлости Чацкому помогает его способность говорить только то, что он действительно думает, умение защитить и подтвердить делом свои слова. Благодаря своему острому уму, Чацкий может удачно подшутить над тем, кто ему не понравился. При этом остроты его направлены против тех, кто составляет «цвет» московского общества. Конечно, за это его не любят окружающие. Но еще больше возмущает их то, что Чацкий смело высказывает свои убеждения: «…тот и славится, чья чаще гнулась шея», «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?»
Беда Чацкого в том, что он смело высказывает свои мысли и отстаивает свои убеждения и взгляды перед людьми с абсолютно противоположным мышлением. Герой Грибоедова горячо любит свою страну, русский народ, отдает дань уважения его уму и нравственным устоям. Именно этим продиктовано такое возмущение пренебрежительным отношением дворян к русской культуре, обычаям, русскому языку. Вспомним, например, с каким сарказмом говорит он о раболепии перед «французиком из Бордо». Ему обидно, что какой-то никчемный иностранец чувствует себя в Москве как в своей провинции. Но зато с какой теплотой звучат его слова: «И дым отечества нам сладок и приятен!» Тут я в очередной раз на стороне героя. Мне также кажется, что патриотические чувства должны стоять выше преклонения перед заграничным. У каждой страны своя культура, свои традиции и обычаи, которые достойны того, чтобы их уважать и следовать им. А слепое подражание всему иностранному выглядит смешно и нелепо.
Трагедия Чацкого, ставшего за время нашего с ним «общения» одним из моих любимых героев, состоит в том, что он несовместим с «веком минувшим». Все его установки, его взгляды устремлены в будущее, он готов к искренности и открытости отношений, он верит, что слова «родина», «Россия», «гражданский долг» — не пустой звук. Но этим он непонятен окружающим. Он хочет быть полезным своему отечеству, а потому призывает служить делу, а не лицам. И уже одним этим становится опасен для Фамусова и подобных ему. Чацкий трагически переживает свое одиночество и потому уходит из дома, где ему больше нечего делать.
А московское общество его не понимает и объявляет сумасшедшим за то, что он пытается показать всем, до чего жалко и ничтожно они выглядят.
Чацкого постигло жестокое разочарование во всем, что он любил, во что верил и на что надеялся. Его душат злость и обида, вот почему он заканчивает свое пребывание в доме Фамусова желчным монологом, звучащим как приговор всему фамусовскому обществу:
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором. Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы; из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Герой пришел к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, изменами, даже предательством. Он повзрослел и начал лучше понимать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не такой, каким был в начале:
Так! Отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена…
Эти слова передают самую суть внутренней эволюции, произошедшей в сознании героя. Чацкий осмыслил уроки, которые преподнесла ему жизнь, и одержал тем самым моральную победу над представителями фамусовского общества.
(297 слов)
Александр Грибоедов был одним из самых образованных и прогрессивных людей своей эпохи. Он работал дипломатом за рубежом, много видел и знал, поэтому хотел изменить свою страну к лучшему, зная, что для этого необходимо. А необходимо было развитие, прежде всего, нравственная и умственная готовность общества к переменам. Тогда политик решил действовать с помощью литературы, пропагандируя свои идеи в печати и подмостках театров. Для этого была написана пьеса «Горе от ума», а носителем авторской позиции стал Александр Чацкий.
Александр Чацкий в одиночку представляет прогрессивную идеологию в застойном и консервативном мире Фамусова. Молодой человек получил образование за границей и только что вернулся на родину, чтобы помочь ей измениться. Он движим искренним патриотическим чувством, но вместо соратников видит карьеристов, лицемеров и ханжей, которым наплевать на страну, они пекутся лишь о собственном благе. Это и раздражает Александра: он становится язвительным, остроумным и непримиримым спорщиком, но не отчаивается просветить высший свет. Это характеризует его, как целеустремленного, отважного, сильного духом и искреннего человека. Он не глуп, как полагал Пушкин, просто юный свободолюбец не мог вести себя иначе: проповедуя искренность, нельзя лукавить. Вот поэтому мятежник смело проповедовал то, во что верил, не заботясь о последствиях.
Чацкий – представитель дворянской интеллигенции. В комедии он выражает мнение деятелей освободительного движения девятнадцатого века. Его взгляды противоречат взглядам общества Фамусова. Как только он появился у Фамусова, сразу начал припоминать старых знакомых и нелестно о них отзываться. Говорил, что думал. Этим он поставил себя вне общества, законом нравственности которого была ложь.
Чацкий воспитывался, как родной, вместе с Софьей. Потом уехал в Петербург. «Охота странствовать нашла на него». Там он занимается литературной деятельностью. Поступает на службу. Затем служит в армии (вспоминает об этом в разговоре с Горичем). Выходит в отставку. Едет в деревню и хочет улучшить судьбу крестьян. Лечится на водах, три года проводит за границей, и к моменту начала действия возвращается домой.
Чацкий – противник крепостного права и крепостнического строя в России. Это гражданин, который хочет своей службой приносить пользу Родине. Служба для него – это обязанность каждого гражданина. Поэтому Чацкий говорит, что рад служить, но не прислуживать.
Герой очень ценит нравственные качества русского народа. Свято верит в его будущее. Чацкий протестует против праздности, никчемного времяпрепровождения общества, а так же ничтожности его интересов.
Чацкий – сторонник просвещения. Он с большим уважением говорит о человеке, который занимается наукой и с пренебрежением отзывается о состоянии самого просвещения и образования в фамусовском обществе. В комедии он выражает протест против преклонения перед всем иностранным. Называет это пустым, рабским и слепым подражаньем.
По своей натуре он честный человек, противник лицемерия и низкопоклонства. Он не хочет лебезить и угождать покровителям. Очень искренне задает вопрос Молчалину: «Зачем же мнения чужие только святы?». Отказывается верить в то, что Софья предпочла ему Молчалина.
Он уязвлен холодным отношением Софьи и наставлениями Фамусова, все авторитеты которого отвергает. Не выдержав такого отношения, решил поведать о своих убеждениях обществу Фамусова. Жизнь московского «света» он оценивает со стороны. Поэтому именно его мнение объективно и критично.
Герой постоянно обороняется. В произведении у него нет единомышленников. Это мечтательный, добрый, умный человек со способностями. У него хорошие друзья («в друзьях особенно счастлив»). Он искренен в своей любви.
Герой разочаровался в обществе, но не во всем. В самом главном он сказал себе и другим: «Не образумлюсь, вашим разумом жить не стану».
Его можно ранить, но невозможно заставить быть Молчалиным. Он живой человек, а потому далеко не идеал. Чацкий может ревновать, упрекать, но никогда не будет подличать. Его невозможно сломать и он всегда будет оставаться таким, какой есть.
Он оболган, объявлен сумасшедшим, вынужден покинуть Москву. Но у нас нет ощущения, что он побежден.
Произведение описывает достаточно сложный период в истории России, когда на смену консервативному дворянству приходят новые, прогрессивные взгляды. Соответственно люди, проповедующие новые идеи, не воспринимаются старым обществом и считаются сумасшедшими. Именно так восприняло общество и Чацкого.
Вернувшись из-за любви к Софье, он попадает в дом, который когда-то был родным, но не может смириться с недостатками московского общества. В лице главного героя автор комедии изобразил честного, умного, образованного человека, которому чужды идеалы фамусовской Москвы. Он отказывается от государственной должности только потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он имеет собственное мнение и не готов его продавать за должность и достойное место в обществе.
Чацкий готов служить Отечеству, он требует от всех «службы делу, а не лицам». Он не боится говорить правду в глаза, открыто обвиняя всех, кто, по его мнению, замечен во лжи и лицемерии. Фамусов откровенно недоволен взглядами Чацкого, утверждает, что: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!», «Ах, боже мой! Он карбонари!». Как по мне, достаточно лестные высказывания для человека, который смыслом своей жизни считал национальную борьбу за освобождение страны.
В переломные эпохи всегда появляются люди, готовые жертвовать собой ради блага страны, люди, которые рождены немного раньше своего времени. В Чацком меня привлекает романтичность, верность любви и своим идеям, искренность. Он настоящий герой, который не побоялся в одиночку открыть достаточно серьезную борьбу, хотя, наверное, знал, что потерпит поражение. И, несмотря на то, что ему пришлось навсегда уехать из Москвы, он нанес достаточно сильный удар дворянству, которое дало серьезные трещины.
Прочитав комедию А. С. Грибоедова ??Горе от ума?? и статьи критиков об ?той пьесе, я тоже задумалась о том: ??Какой же он, Чацкий???
Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о Чацком, стало понятно, что ?? всё так однозначно. По поводу некоторых поступков Чацкого возникает много вопросов. Нет, конечно, он ?? стал для меня отрицательным героем, но на некоторые ??? черты характера я смотрю по-другому. Давайте прочитаем слова Бестужева о Чацком: ??Пылкий, благородный и добрый малый??. Обращает на себя внимание слово пылкий. Хорошо ?то или нет? Если говорить о пылкой любви, то, наверное, да. А в случае если эта пылкость проявляется в чём-то другом?
По словам Сомова, Грибоедов знал о том, что герои совершенные могут нам нравиться как образец, как мечта. Но вряд ли оставляют в наших сердцах след надолго. Как понять эти слова? Наверное, критик хотел сказать, что такие вымышленные идеалы могут оставить только лишь сожаление от невозможности достичь совершенства. По?тому Грибоедов и ?? идёт по такому пути. Он ?? показывает нам идеального Чацкого, а изображает героя со слабостями и недостатками. Да, наш герой — умный, пылкий, добрый человек. Но есть у н??? и отрицательные качества: нетерпимость к недостаткам других и заносчивость. Грибоедов в комедии покажет, к чему могут привести, на первый взгляд, невинные человеческие недостатки.
Событий в пьесе происходит много, но в конце комедии все просто ополчились против Чацкого, объявляют ??? сумасшедшим, и он вынужден покинуть Москву. В чём же причина конфликта? Это — взгляды Чацкого, которые кардинально отличаются от взглядов ??фамусовской Москвы??. Он ?? ищет чинов, считает, что служить нужно ??делу, а ?? лицам??. Герой безукоризненно честен, любит родину, считает, что человек волен сам выбирать себе занятие: путешествовать или жить в деревне, заниматься наукой или искусством.
Понятие и виды, 2018.
А для Фамусова такие взгляды героя опасны. Ведь дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богатство. А Чацкий над ними посмеивается, остро критикует московских дворян, их нравы, жизнь, взгляды.
Николай Андреевич в Москву-то приехал только лишь из-за Софьи, из-за любви к ней. Но Софья уже другая. Когда-то ей нравился юмор Чацкого, а теперь только лишь раздражает. Прожив в обществе людей, для которых главное карьера и деньги, Софья меняется. Она презирает всё, что говорит Чацкий, ей неприятны воспоминания о нежных детских чувствах к нему. Но когда Николай Андреевич посмел высказаться нелицеприятно о новом увлечении Софьи — Молчалине, тогда героиня поступает просто жестоко. Она распускает слух о сумасшествии Чацкого. Язвительность и нетерпимость героя сыграли злую шутку: сплетни о нём становятся всё нелепее и опаснее. На протяжении всей комедии Чацкий пытается вернуть былую любовь Софьи. Но становится только лишь хуже. Когда же герой стал свидетелем неприятнои? сцены между Молчалиным, Лизой и Софьей, то ?? выдерживает и колко высказывается против каждого, кто оказался рядом.
Понятие и виды, 2018.
А теперь только лишь остаётся сказать: ??Карету мне, карету??! Герой покидает Москву.
Комедия Грибоедова — до сих пор живое произведение, зовущее людей вперёд, в настоящее и будущее, и отметающее со сво??? пути всё старое и отжившее. Чацкий — борец за дело, за идею, за правду. По?тому он и близок людям разных эпох.
Остаться равнодушным к этому герою невозможно. Он наделен умом, остроумием, человеколюбием, честью и чувством собственного достоинства. Это не может не привлекать читателя. Его позиция относительно отмены крепостного права вызывает симпатию, а отказ служить лицам, уважение: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!».
При том, что сам Чацкий дворянин, он все же не держится за свое положение и готов к переменам. Ему чужды застарелые взгляды российского дворянства: «…Дома новы, но предрассудки стары…». Все это говорит о том, что Чацкий не эгоист, он готов служить своей стране и народу, но не лицам и чинам.
Хоть этот герой вызывает у меня симпатию, думаю, ему нужно было действовать иначе, если он хотел добиться каких-либо перемен. В силу своей импульсивной натуры Чацкий прямо высказывал свое мнение, спорил с представителями фамусовского общества, заработал репутацию сумасшедшего и покинул родину. Глупо было надеяться на то, что привыкший к богатству и праздности высший свет легко откажется от всего этого, проникшись идеями Чацкого.
Герой остался один против всех и потерпел поражение. Но он был всего лишь «первой ласточкой» и история, в конце концов, расставила все на свои места. Так или иначе, Чацкий продемонстрировал целый набор положительных качеств.
Могу назвать Александра Чацкого одним из моих любимых литературных персонажей. Думаю, многим из нас есть чему у него поучиться. Если бы понятие чести и совести для всех стояло на первом месте, мы бы приблизились к идеальному обществу.
«Горе от ума» – знаменитое произведение Александра Грибоедова. Его произведение показывает настоящую обстановку России в то время.
Комедия «Горе от ума» отражает различные социальные проблемы страны, противостояние устоявшихся и просветительских взглядов на мир, ценностей и обычаев. Уклад старого мира представляется «Фамусовским обществом», к нему относятся такие люди, как: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Загорецкий и другие. Но им противостоит Александр Чацкий, который отстаивает новые, просветительские взгляды.
Чацкий в комедии представлен образованным и просвещенным человеком. Его речь показывает это. Она логична и стройна, в ней использовано много художественных средств. А также в ней присутствуют эпиграммы и ставшие крылатыми выражения («Карету мне, карету!»).
Александр Чацкий отвергает чинопочитание, считая, что человек может заслужить уважение только за его личные достоинства, а не за происхождение или чин. Он служит «делу, а не лицам», протестует против принятых в обществе ценностей и нравов, требующих услужливости и покорности к более высоким чинам.
Помимо этого, порядки крепостного права тоже осуждаются Чацким. Он настроен освободить русских людей от рабства и унижений. Чацкий не понимает, как можно помещику поменять крепостных, которые «не раз и жизнь и честь его спасали», на трех борзых собак. «Знатные негодяи» – именно так думает Чацкий про помещиков в обществе.
Однако ум, пылкость, красноречивость и уверенность в себе не принесли Чацкому счастья. Он не понят обществом, хотя имеет последователей, которые являются внесценическими персонажами. А все потому, что Чацкий, в отличие от «Фамусовского общества», ищет блага для Родины, а не для себя.
Так можно сделать вывод, что образ Чацкого в комедии отражает лучшие качества человека, который не одобряет устоявшихся укладов и ценностей общества и хочет изменить это общество к лучшему. Он изображен автором как боец и воин, готовый отстоять свои взгляды. Однако его бунт был обречен с самого начала. Не может один человек изменить страну. Но он смог дать обществу необходимый нравственный урок, который побудил его меняться к лучшему.
Неожиданно для всех появившийся в доме Фамусова Чацкий радостно возбужден. Он, как и любой человек, возвратившийся домой после долгой отлучки, спешит найти что-то новое для себя и хочет увидеть и узнать черты того, что было дорого его сердцу. И хотя сам Чацкий говорит Фамусову: «Надеждами я мало избалован», все же возвращается он на родину с какими-то определенными мечтами о счастье, о любви… Ему так хочется, чтобы Софья верила ему по-прежнему как человеку, который с нею вырос, как другу, как брату… Но вернувшись туда, где прошли детство и юность, Чацкий видит, хотя сначала старается не верить этому, что стало иным — холодным, безразличным, а порой и враждебным, раздражительным — отношение Софьи, девушки, которую он любил, ради которой он промчался более семисот верст за сорок пять часов (даже по зимнему пути скорость по тем временам значительная). Да, отношение Софьи переменилось, но зато ничуть не изменились взгляды на жизнь, вкусы и привычки других обитателей Фамусовского дома и его гостей, «дряхлеющих над выдумками, вздором». Прежним осталось все то, от чего он несколько лет назад бежал.
Чацкий всем своим существом протестует против праздности, невежества, низкопоклонства перед чинами, против рабского преклонения перед всем иностранным. Этим он сразу же вызывает у меня уважение, как, думаю, и у других читателей.
Кроме того, Чацкий горячо и искренне верит в возможность светлой жизни «бодрого и умного народа». Он не смиряется с существованием крепостного права, оскорбляющего и унижающего его национальную гордость. Поэтому он с таким гневом и возмущением говорит о положении, когда крестьян можно продавать или менять на борзых собак. Понятно, что с такими взглядами Чацкий не может не вступить в конфликт с враждебным ему обществом.
Противостоять окружающей пошлости Чацкому помогает его способность говорить только то, что он действительно думает, умение защитить и подтвердить делом свои слова. Благодаря своему острому уму, Чацкий может удачно подшутить над тем, кто ему не понравился. При этом остроты его направлены против тех, кто составляет «цвет» московского общества. Конечно, за это его не любят окружающие. Но еще больше возмущает их то, что Чацкий смело высказывает свои убеждения: «…тот и славится, чья чаще гнулась шея», «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?»
Беда Чацкого в том, что он смело высказывает свои мысли и отстаивает свои убеждения и взгляды перед людьми с абсолютно противоположным мышлением. Герой Грибоедова горячо любит свою страну, русский народ, отдает дань уважения его уму и нравственным устоям. Именно этим продиктовано такое возмущение пренебрежительным отношением дворян к русской культуре, обычаям, русскому языку. Вспомним, например, с каким сарказмом говорит он о раболепии перед «французиком из Бордо». Ему обидно, что какой-то никчемный иностранец чувствует себя в Москве как в своей провинции. Но зато с какой теплотой звучат его слова: «И дым отечества нам сладок и приятен!» Тут я в очередной раз на стороне героя. Мне также кажется, что патриотические чувства должны стоять выше преклонения перед заграничным. У каждой страны своя культура, свои традиции и обычаи, которые достойны того, чтобы их уважать и следовать им. А слепое подражание всему иностранному выглядит смешно и нелепо.
Трагедия Чацкого, ставшего за время нашего с ним «общения» одним из моих любимых героев, состоит в том, что он несовместим с «веком минувшим». Все его установки, его взгляды устремлены в будущее, он готов к искренности и открытости отношений, он верит, что слова «родина», «Россия», «гражданский долг» — не пустой звук. Но этим он непонятен окружающим. Он хочет быть полезным своему отечеству, а потому призывает служить делу, а не лицам. И уже одним этим становится опасен для Фамусова и подобных ему. Чацкий трагически переживает свое одиночество и потому уходит из дома, где ему больше нечего делать.
А московское общество его не понимает и объявляет сумасшедшим за то, что он пытается показать всем, до чего жалко и ничтожно они выглядят.
Чацкого постигло жестокое разочарование во всем, что он любил, во что верил и на что надеялся. Его душат злость и обида, вот почему он заканчивает свое пребывание в доме Фамусова желчным монологом, звучащим как приговор всему фамусовскому обществу:
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором. Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы; из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Герой пришел к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, изменами, даже предательством. Он повзрослел и начал лучше понимать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не такой, каким был в начале:
Так! Отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена…
Эти слова передают самую суть внутренней эволюции, произошедшей в сознании героя. Чацкий осмыслил уроки, которые преподнесла ему жизнь, и одержал тем самым моральную победу над представителями фамусовского общества.
(297 слов)
Александр Грибоедов был одним из самых образованных и прогрессивных людей своей эпохи. Он работал дипломатом за рубежом, много видел и знал, поэтому хотел изменить свою страну к лучшему, зная, что для этого необходимо. А необходимо было развитие, прежде всего, нравственная и умственная готовность общества к переменам. Тогда политик решил действовать с помощью литературы, пропагандируя свои идеи в печати и подмостках театров. Для этого была написана пьеса «Горе от ума», а носителем авторской позиции стал Александр Чацкий.
Александр Чацкий в одиночку представляет прогрессивную идеологию в застойном и консервативном мире Фамусова. Молодой человек получил образование за границей и только что вернулся на родину, чтобы помочь ей измениться. Он движим искренним патриотическим чувством, но вместо соратников видит карьеристов, лицемеров и ханжей, которым наплевать на страну, они пекутся лишь о собственном благе. Это и раздражает Александра: он становится язвительным, остроумным и непримиримым спорщиком, но не отчаивается просветить высший свет. Это характеризует его, как целеустремленного, отважного, сильного духом и искреннего человека. Он не глуп, как полагал Пушкин, просто юный свободолюбец не мог вести себя иначе: проповедуя искренность, нельзя лукавить. Вот поэтому мятежник смело проповедовал то, во что верил, не заботясь о последствиях.
Чацкий – представитель дворянской интеллигенции. В комедии он выражает мнение деятелей освободительного движения девятнадцатого века. Его взгляды противоречат взглядам общества Фамусова. Как только он появился у Фамусова, сразу начал припоминать старых знакомых и нелестно о них отзываться. Говорил, что думал. Этим он поставил себя вне общества, законом нравственности которого была ложь.
Чацкий воспитывался, как родной, вместе с Софьей. Потом уехал в Петербург. «Охота странствовать нашла на него». Там он занимается литературной деятельностью. Поступает на службу. Затем служит в армии (вспоминает об этом в разговоре с Горичем). Выходит в отставку. Едет в деревню и хочет улучшить судьбу крестьян. Лечится на водах, три года проводит за границей, и к моменту начала действия возвращается домой.
Чацкий – противник крепостного права и крепостнического строя в России. Это гражданин, который хочет своей службой приносить пользу Родине. Служба для него – это обязанность каждого гражданина. Поэтому Чацкий говорит, что рад служить, но не прислуживать.
Герой очень ценит нравственные качества русского народа. Свято верит в его будущее. Чацкий протестует против праздности, никчемного времяпрепровождения общества, а так же ничтожности его интересов.
Чацкий – сторонник просвещения. Он с большим уважением говорит о человеке, который занимается наукой и с пренебрежением отзывается о состоянии самого просвещения и образования в фамусовском обществе. В комедии он выражает протест против преклонения перед всем иностранным. Называет это пустым, рабским и слепым подражаньем.
По своей натуре он честный человек, противник лицемерия и низкопоклонства. Он не хочет лебезить и угождать покровителям. Очень искренне задает вопрос Молчалину: «Зачем же мнения чужие только святы?». Отказывается верить в то, что Софья предпочла ему Молчалина.
Он уязвлен холодным отношением Софьи и наставлениями Фамусова, все авторитеты которого отвергает. Не выдержав такого отношения, решил поведать о своих убеждениях обществу Фамусова. Жизнь московского «света» он оценивает со стороны. Поэтому именно его мнение объективно и критично.
Герой постоянно обороняется. В произведении у него нет единомышленников. Это мечтательный, добрый, умный человек со способностями. У него хорошие друзья («в друзьях особенно счастлив»). Он искренен в своей любви.
Герой разочаровался в обществе, но не во всем. В самом главном он сказал себе и другим: «Не образумлюсь, вашим разумом жить не стану».
Его можно ранить, но невозможно заставить быть Молчалиным. Он живой человек, а потому далеко не идеал. Чацкий может ревновать, упрекать, но никогда не будет подличать. Его невозможно сломать и он всегда будет оставаться таким, какой есть.
Он оболган, объявлен сумасшедшим, вынужден покинуть Москву. Но у нас нет ощущения, что он побежден.