Сочинение на тему мой читательский дневник

7 вариантов

  1. Тема: «Мой читательский дневник»
    Предметная область: «Литературное Чтение»
    Возрастная группа: 8 лет
    Ф.И.О. руководителя: Аптрахманова Жанна Георгиевна, учитель начальных классов
    Подготовили: Иванова Ю., Пироженко А., Тимканов А.
    МАОУ лицей № 81, 2-Д класс.
    Оглавление:
    1.Введение.
    1.1. Обоснование выбора темы.
    1.2.Цели и задачи работы.
    1.3.Ожидаемые результаты.
    2. Что мы узнали о читательском дневнике.
    2.1. Ценность чтения.
    2.2. Определение читательского дневника.
    2.3. Советы по ведению записей в дневнике.
    2.4. Какие книги вызывают наибольший интерес.
    2.5. Мнение родителей о читательском дневнике.
    3.Выводы.
    4.Список литературы.
    5.Приложения.
    1.Введение.
    Не одно поколение детей и взрослых сталкиваются с проблемой – не желания читать, современные дети больше доверяют изображению и звуку, чтение как обучающий процесс требует больших интеллектуальных усилий со стороны ученика. На фоне более лёгких способов потребления информации оно становится менее значимым и неконкурентноспособным. Граница между «традиционной взрослостью» и детскостью стирается. Дети и взрослые читают одни и те же книги, смотрят одни и те же телешоу.
    Чтобы уроки чтения успешно конкурировали с телевизором и компьютером, учителю начальной школы требуются специальные знания.
    Эпиграфом к нашему проекту мы взяли высказывание известного писателя- философа эпохи Просвещения Франсуа-Мари Вольтера
    Читая авторов ,
    Которые хорошо пишут,
    Привыкаешь хорошо говорить.
    1.1.Обоснование выбора темы.
    Мы выбрала эту тему потому, что хотим помочь своим сверстникам преодолеть трудности не желания читать, показать ,что этот процесс может быть увлекательным и интересным. Обучая сегодняшних школьников чтению, сталкиваемся с такими вопросами: чем читатель XXI века отличается от читателя века минувшего, почему так непросто приобщить современных детей к книге?
    ГИПОТЕЗА
    Способствует ли читательский дневник развитию речи , умению работать с текстом, повышению темпа чтения, повышению качества чтения, развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
    1.2. Цели и задачи работы:
    Цель нашей работы:
    является воспитание культуры чтения и формирование духовно-нравственных ценностей через массовое приобщение учащихся к книге и к систематическому чтению в рамках реализации программы по духовно-нравственному воспитанию.
    Задачи:
    Собрать материал по теме.
    Изучить собранный материал и оформить его для наглядности в виде презентации.
    Рассказать ребятам в доступной форме о оформления читательского дневника, о его пользе
    Познакомить детей с именами классиков детской литературы
    Пробудить и развить интерес к чтению
    Вызвать побудительные причины к осмыслению прочитанного
    Развивать творческие способности учащихся, познавательную активность – повышение престижа чтения как развивающего интеллектуального занятия
    стимулирование литературного творчества учащихся
    рациональное использование свободного времени.
    1.3. Ожидаемые результаты.
    1.Появление интереса к чтению, любовь к книгам.
    2.Ознакомление с произведениями многих детских писателей и поэтов.
    3.Умение анализировать прочитанные произведения.
    4.Повышение техники чтения.
    5.Творчески оформленные объёмные читательские дневники.
    Материал для своей работы мы брала в интернете, в районной библиотеке. С этой темой мы уже выступили на внеурочных занятиях Учусь создавать проект.
    2.Что мы узнали о «Читательском дневнике»
    Структура дневника состоит из титульного листа, собственного списка произведений, рекомендуемого преподавателем литературы списка книг и бланка анализа произведения (на каждое произведение студент заполняет отдельный бланк), в котором дается информация об авторе, истории создания произведения, жанре, системе персонажей, поясняются незнакомые слова, указываются понравившиеся цитаты, формулируются выводы и впечатления о прочитанной книге. Для оформления читательского дневника студенту необходимо заполнить титульный лист, указав фамилию, имя, курс, специальность, учебный год; заполнить форму «Список произведений», указав те произведения, которые студент желает или планирует прочитать, в конце дневника более опытные читатели могут ответить на дополнительные вопросы. Главное, разобраться самому, что читать и о чем писать!
    Теоретические сведения, включенные в читательский дневник студентов, излагаются в стройной логической системе, проиллюстрированы и подкреплены основательным практическим материалом, соответствующим общеобразовательной программе. Необходимо отметить, что работа студентов в читательских дневниках направлена и на развитие самостоятельной практической творческой деятельности.
    2.1 Ценность чтения.
    Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70-80 гг. ХХ века существовал  миф о России как о «самой читающей стране мира». Конечно, это был достаточно устойчивый образ-миф, но, в сравнении с другими странами, наши дела в сфере массового чтения были неплохи. Россия была обществом, которое социологи называли «литературноцентристским». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек – все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране (в 80-годы в 80% семей читали книги детям, а сейчас – только 7% !).
    В последнее десятилетие мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтение юношества. Чтение молодежи – это ключ к жизни в информационном обществе, и оно все больше становится чрезвычайно важным фактором, который определяет уровень культуры общества будущего. Но сегодня, когда особенностями современного развития общества являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, цена малограмотности и неумения читать и анализировать информацию становится особенно высокой. Как мы видим, отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности сегодня изменилось и приобретает для общества чрезвычайно важное, первостепенное значение. Факты подтверждают, что чтение сегодня становится ценностью, причём ценностью как в сфере образования, идеологии, культуры, так и в мире большого бизнеса.
    Анализ художественного произведения учит мыслить метафорически. Метафорическое мышление позволяет «прыгать поверх барьеров» и находить смысловые связи там, где плоский взгляд не найдёт ничего общего. Человеческая мысль, как сердце, работает в режиме «сжатие – расширение». Мы то сворачиваем мысль до формулы, тезиса, конспекта, то расширяем её с помощью аналогий и ассоциаций.
    2.2. Определение читательского дневника.
    Читательский дневник – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
    Ведение читательского дневника с точки зрения преподавателя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие исследовательские компетенции учащихся в соответствии с их индивидуальным возможностями:
    – анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
    – целеполагание и планирование деятельности;
    – самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках исследовательского вопроса);
    – поиск необходимой информации, ее систематизация, структуризация и классификация;
    – проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение);
    – умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов.
    Правильно оформленный читательский дневник открывает широкие возможности для своего использования. Он может рассматриваться в качестве исторического источника, как средство самовоспитания, самосовершенствования, повышения культуры чтения, как справочное пособие, как средство общения и раскрытия себя перед другими.
    Мы считаем, что продуктом эффективного использования читательского дневника станут творческие предметные олимпиады, внеклассная исследовательская и проектная работа, а также изучение внепрограммного литературного материала (особенно по современной литературе).
    Ведение читательского дневника способствует совершенствованию коммуникативных навыков, информационных умений (извлечение информации, выделение главного, ключевого момента, свёртывание информации), помогает ценностно-смысловому определению учащихся, стимулирует развитие привычки к чтению. Совершенствование коммуникативной, языковой и литературоведческой компетентностей у учащихся будет способствовать повышению уровня духовно-нравственного воспитания и подготовленности к экзамену по дисциплине «Литература».
    Следовательно, изучая и анализируя художественный текст, ученики невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство. Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственные мнения, признавать и исправлять свои ошибки. Наконец, они овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи, формируются исследовательские компетенции.
    Известный музыкант и педагог Г. Нейгауз писал: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты». Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.
    Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: Дневник — форма повествования, ведущегося от первого лица в виде по дневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц” (Краткая литературная энциклопедия).
    Для начала стоит обозначить сюжет и главных героев. Помочь отделить главных от второстепенных можно нехитрыми наводящими вопросами: «Кто из героев действует от начала до конца книги?» «Чьи действия самые важные?» « Без кого рассказ не был бы написан?» «Какого героя нужно убрать, чтобы серьезно изменились события?» То же самое нужно проделать с отбором событий, как для пересказа, так и для анализа: «Какие события важные, а какие нет?» Идеально, чтобы ребенок сам по рассуждал на эти темы.
    2.3 Советы по ведению записей в дневнике.
    Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а  научить делать выводы и развивать культуру читателя.  Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели.  Поэтому   требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения записать свои выводы.
    Для  Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь в клетку. Расчерчиваем  на несколько  колонок (Приложение 1, Приложение 2)
    ¦  дата чтения,
    ¦  название произведения, автор,
    ¦  главные  герои,
    ¦  отзыв,  мое мнение («О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает  в  1-2 предложения,  основную мысль произведения)
    При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка  произведение. А затем, когда в  учебном году, мы  проводим  викторины, внеклассное чтение,  дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.
    Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи  и, конечно, о чем ребенок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это  тоже чтение.
    Научите своего  ребенка вести Читательский дневник со второго класса, помогите ему в третьем, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы  научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.
    Вот основные советы (если проводится урок, ученики могут записать их).
    1. “Ни дня без строчки” (Ю. Олеша).
    2. Каждую запись датируй.
    3. Будь искренним и честным в записях.
    4. Не читай чужого дневника без разрешения!
    2.4 Обработка анкетных данных. Какие книги вызывают наибольший интерес.
    Для того , чтобы выяснить и понять какого жанра произведения любят читать наши сверстники, нравиться ли им читать , ведут ли они читательские дневники, вызывает у них этот процесс интерес или наоборот трудности. Мы провели анкетирование, в котором приняли участия ребята вторых классов нашей школы. (Приложение 3)
    После обработки результатов анкетирования «Книга в нашей жизни», оказалось, что:
    На первый вопрос «Нравится ли вам читать?»
    90%- ответили положительно, лишь у 7%-чтение вызывает трудности, а 3%-опрошенных ребят не имеют возможности читать из-за отсутствия свободного времени.
    На второй вопрос «Произведения какого жанра ты предпочитаешь читать?»
    45%-большая часть ребят любят читать книги о приключениях, что свойственно ребятам нашего возраста.
    37%- ребят любят читать сказки.
    13%- ребят выбрали фантастику.
    3%- читают книги военной тематики.
    На третий вопрос «Назови произведения, которые ты прочитал за последний месяц?»
    большинству из нас нравится читать народные сказки, рассказы В. Драгунского «Денискины рассказы», Д. Родари «Приключения Чиполлино», рассказы Н. Носова, «Приключения Буратино» А. Толстого …
    Нам нравится их читать, потому что в них рассказывается про наших ровесников.
    Мы сопереживаем их героям и радуемся находчивости.
    Четвертый вопрос «Ведёшь ли ты читательский дневник?»
    32%- ребят ведут читательские дневники и этот процесс вызывает у них интерес.
    16%-ведут записи в дневнике не всегда, когда вспоминают.
    13%- ребят ведут записи только по требованию учителя.
    8%- учащихся не имеют читательский дневник.
    Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что большая часть ребят любят читать, ведут записи в читательском дневнике. Наша гипотеза о пользе читательского дневника подтвердилась. Если обобщить вкусы наших сверстников, то можно сказать, что они предпочитают современную литературу, желательно смешную и с динамичным сюжетом. Любят яркие афоризмы, языковую игру, неожиданности, не любят пафосное, грустное и всё, связанное с военной тематикой. (Приложение 4)
    Но к сожалению еще многие дети работают с книгой по напоминанию взрослого. Что свидетельствует о низком уровне самостоятельности.
    2.5 Мнение родителей о читательском дневнике.
    Давайте разберемся, зачем и кому нужен Читательский дневник.
    Так же в нашем опросе участвовали родители нашего класса, которым было предложено оставить отзыв, своё мнение о пользе читательского дневника, о том как родители помогают детям в ведении читательского дневника, совместное чтение. (Приложение 5)
    Некоторые родители  с возмущением говорят:  «Я против читательских дневников. Кому нужно выписывание главных героев, сюжетных линий? Я  вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось – прочитала-забыла.» Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?!
    Дети читают  произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя.  Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны,  в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.
    «Моему ребенку это не надо, он ведет читательский дневник  из-под палки. Любви к чтению у него это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению.  У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить  и понять произведение.
    Среди родителей немало есть и сторонников  ведения Читательского дневника.  «В начальной школе читательский дневник — это хорошо. Это дисциплинирует, позволяет сделать выводы, хотя бы два-три предложения. В конце концов, это помогает формулировать свои мысли письменно. »  Совершенно верно подмечено, что ведение Читательского дневника дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном.
    Эту же мысль продолжает другая мама: «Нет, у нас он точно не отбил ни желания читать, ни умения это делать. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Четко было видно, как во 2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. А в 3 — было уже просто»
    3. Вывод
    Таким образом, наша гипотеза пользе читательский дневника , он способствует развитию речи , умению работать с текстом, повышению темпа чтения, повышению качества чтения, развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
    Внедрение читательского дневника в образовательный процесс младшего школьника позволяет формировать духовно-нравственные ценности через массовое приобщение учеников к книге и к систематическому чтению. Согласно мнению А.С. Макаренко «суть воспитания не приобретение, но употребление книг», очевидно, что молодому поколению нужно помочь понять несложную истину: с помощью чтения книги и анализа значимого опыта, помещенного в ней, развивается гармоничная личность. К чтению невозможно прийти под страхом наказания, только во взаимосвязи с личностным интересом, то есть чтение – процесс, осознанный личностью – как необходимый для развития. И, наконец, все вышесказанное прямо взаимосвязано с педагогикой будущего успеха в обществе развивающейся личности.
    4. Литература:
    Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения.Автор статьи: Осьмакова Марина Васильевна – преподаватель психодиагностики и коррекционной педагогики Тюменского педагогического колледжа №1 (высшей категории).  История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Том 1. М.: Книга, 1976.
    Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
    Новая школьная энциклопедия: Словесность. М.: РОСМЭН; ООО «Мир книги», 2004.
    Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.
    Информация взята с сайта: http://www.ufamama.ru/Posts/View/102
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    Название книги. Автор
    Дата прочтения
    Время затраченное на чтение
    Отзыв,
    рисунок
    «Про мальчика Яшу» Э. Успенский
    23.01.17
    3ч15мин
    Замечательная книжка! Автор смешно и правдиво рассказал о воспитании мальчика Яши, о его проказах. Мне понравилось, что и с моей сестрой случались похожие штуки.
    Приложение 1
    Начало формы
    Конец формы
    Читательский дневник
    учени____ 2 Д класса
    МАОУ лицея №81 города Тюмени
    ________________________________
    ________________________________
    Памятка
    УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО”
    1.Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
    2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
    3.При чтении будь внимателен к каждому слову.
    4.Старайся понять, о чём читаешь.
    5.Читай ежедневно:
    · вслух
    · “про себя”
    Просьба книги: научись меня читать!
    1.Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
    2.Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
    3.Предположи, о чём я тебе расскажу.
    4.Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
    5.Подумай, почему у меня такое название.
    6.Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
    Рассказывая о прочитанном рассказе или книге,
    используй эти вопросы.

    1. Кто тебе посоветовал прочесть эту книгу (рассказ, сказку и т.п.)? Если выбрал сам, то почему именно ее?
    2. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку!
    • Опиши внешность героя,
    • Назови черты его характера
    • Каковы его любимые занятия
    • Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.
    • Кто его друзья? Какие они?
    • Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?
    • А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?
    • Нарисуй портрет любимого героя
    3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом.
    Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
    4. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
    5. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие слова….
    Как я читаю (март):
    Способ чтения:______________________________
    Качество чтения – безошибочно – (да/нет)____________________________________
    Мои ошибки:
    замена, пропуск, искажение букв – __________________________________________
    повторы слов и слогов – __________________________________________
    неверная постановка ударения – __________________________________________
    искажение окончаний в словах – __________________________________________
    Понимание текста – __________________________________________
    Выразительность чтения – (да/нет) – __________________________________________
    Темп чтения – __________________слов в минуту.
    Моя оценка – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    В этом месяце я прочитал(а) следующие книги:
    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Приложение 2.
    Анкета для учащихся 2 класса «Кника-в нашей жизни»
    Ф.И.,класс
    Вопрос
    Варианты ответа
    1.Нравиться ли вам читать?
    А) ДА
    Б) не очень,у меня мало свободного временя.
    В) чтение вызывает у меня большие трудности.
    2.Произведения какого жанра ты предпочитаешь читать?
    А) Сказки
    Б) Фантастику
    В) Приключения
    Г) Военные
    3.Назови произведения, которые ты прочитал за последний месяц?
    А)сказки название,автор
    Б) рассказы название,автор
    4.Ведеш ли ты записи в читательском дневнике?
    А) Да,это интересно
    Б) не всегда,когда вспоминаю
    В) когда требует учитель
    Г) у меня его нет
    Приложение 3
    Список рекомендуемых художественных произведений для внеклассного чтения:
    1.Андерсон Г.Х. «Русалочка», «Оле-Лукое», «Соловей»
    2.Бажов П. «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»
    3.Барто А.
    Приложение 4
    Комментарии родителей «Читательский дневник»
    Татьяна
    27 февраля 2017
    Вести такой дневник для ребёнка не только полезно, но и интересно. Конечно, делать это нужно не для учителей. Я своему сыну советовала даже цитаты выписывать из книги, которую он читает. Обратила на себя внимание запись “прошла мимо меня”, у нас тоже так бывает.
    Виктория Фёдоровна
    27 февраля 2017
    Читательский дневник- хорошая идея и вы правильно написали, что он нужен не для галочки в школе, а для общего развития и выражения своих мыслей и мнения. Обязательно попробуем вести такой дневник с дочкой.
    Ирина
    27февраля 2017
    Очень хорошая идея, дети таким образом учатся правильно излагать мысли и выражать свое мнение. Интересно будет потом наблюдать, как меняется мнение ребенка о той или иной книге.
    Полина
    27 февраля 2017
    Мы с дочерью тоже ведём читательский дневник. Только пишем не в тетрадку, а заносим данные в документ Word, а потом распечатываем. Вид такого дневника намного аккуратнее, к тому же мы вставляем отсканированные иллюстрации понравившихся книг.
    Анна Владимировна
    28 февраля 2017
    Интересная идея, мы в школе тоже вели такие дневники, дочка, пока, читать не умеет, но ведь, можно и нарисовать то что запомнилось, что впечатлило.
    Елена Николаевна
    10 марта 2017
    Мы такие читательские дневники тоже вели в школе. Все старались сделать лучше, чем у одноклассников)
    Наталья Борисовна
    13 марта 2017
    Такая тетрадка есть у моей дочери. Идею подала я, а дочь с удовольствием подхватила. Делает записи для себя, непринужденные, от души.
    Олеся Васильевна
    13 марта 2017
    Читательский дневник очень полезен для ребенка, хорошо если малыш своими словами опишет содержание прочитанной книги и свое мнение.
    Анастасия Викторовна
    14 марта 2017
    Мы с дочей обязательно будем вести такой дневник , как память о прочитанных книгах. Да и ребенку интересно его заполнять, и показать есть что! А ещё можно вклеивать разные картинки или делать соответствующие рисунки для закрепления материала!
    Ирина Александровна
    14 марта 2017
    по моему всё чудесно!!!
    Александр Михайлович
    15 марта 2017
    Ага, со всем согласен!!!!
    Влад УЧЕНИК
    16 марта 2017
    Если честно мне очень не нравится , мне двойку влепили за то что не сдал читательский дневник .
    Наталья Сергеевна
    17 марта 2017
    Читательский дневник – интересная вещь. Однако, не всегда бывает желание его писать. Иногда книга не вызывает какой-то всплеск эмоций, какой уж тут читательский дневник. Особенно если задали в школе, а времени нет, желания нет, книжка “плохая”. Поэтому часто забиваю на это дело. После того, как я прочитала все написанное выше, мне захотелось писать эту штуку для себя, а не для учителей. Читать я люблю, а когда время, то заполнять дневник могу побежать сломя голову. Мне бы хотелось, чтобы учителя не заставляли этого делать силой. Не знаю даже, как сказать.
    Приложение 5
    19

  2. 2
    Текст добавил: ГРАЖДАНИН-РФ

    Название Автор Просмотры Маленький принц
    Описание
    5 класс 97 588 147 48Пилот самолета вынужден осуществить экстренную посадку в пустыне Сахара. Там он встречает Маленького принца, который является инопланетянином. Тот рассказывает летчику о своих путешествиях, жизни дома. Там он оставил Розу, красавицу с шипами,… Дубровский
    Описание
    6 класс 88 380 93 33В поместье Покровское обитают двое друзей – бывший генерал Троекуров и отставной поручик Дубровский. Кирила Петрович славится своим жестоким нравом и порой для развлечения закрывает гостей в комнате с голодным медведем. Между помещиками возникает… Недоросль
    Описание
    8 класс 81 731 50 20Митрофан — шестнадцатилетний сын Простаковых, тот самый недоросль. Мать наняла ему учителей, но сама же мешает проводить уроки и часто отпускает сына порезвиться. Она считает, что уметь читать и считать необязательно, достаточно уметь пересчитывать… Алые паруса
    Описание
    6 класс 80 686 133 34В небольшой рыбацкой деревне Каперне живет старый моряк Лонгрен с дочкой Ассоль. Мать девочки умерла, когда малышка только родилась. Однажды Ассоль играла корабликом с алыми парусами у лесного ручья. Там она встретила старика Эгля. Старик пообещал… Детство
    Описание
    7 класс 78 999 55 22Десятилетний мальчик Николенька Иртенев живет в дворянской семье. Отец принял решение забрать их с братом в Москву. Папа хотел дать своим детям лучшее образование. Перед отъездом семья вышла на охоту, того попросили дети. Разлука с матерью сильно… Капитанская дочка
    Описание
    8 класс 68 268 32 14Отец главного героя решает, что его сыну на 17 году жизни пора повзрослеть и стать на службу в армию. Он отправляется в Белгородскую крепость, близ Оренбурга. В тяжелой дороге помощь оказывает Пугачев, которого отблагодарили заячим тулупом. По… Ревизор
    Описание
    8 класс 65 102 41 17Городничий небольшого уездного города получил известие, что из Петербурга к ним едет ревизор – инкогнито. Он сам и все чиновники сильно напуганы этим известием, поскольку каждый из них нечист на руку и нарушают законы на своей службе. Хлестаков,… Уроки французского
    Описание
    6 класс 65 097 70 18В 1948 году мальчик отправился в 5 класс райцентровской школы для продолжения образования. Он был старшим ребенком в большой семье, отец его не вернулся с фронта, а мать много трудилась, стараясь прокормить троих детей. Но все село возлагало на него… Левша
    Описание
    6 класс 62 058 59 21Будучи с визитом в Англии Александр I увидел блоху, умеющую танцевать. Он ее купил. Когда на трон взошел Николай I, блоха была найдена в вещах покойного. Платов объяснил государю, что это за блоха. Он восхитился европейскими механиками, но заявил,… Кладовая солнца
    Описание
    6 класс 59 668 57 22Настя и Митраша стали сиротами. Их мама умерла от болезни, а папа погиб под пулями на войне. Дети остались сами жить в родительском доме. Сразу вести хозяйство помогали соседи, но со временем они стали все делать сами. Однажды Веселкины пошли…

  3. Название Просмотры Мертвые души
    Описание
    46 437 28 21Чичиков является коллежским советником средних лет. Он приезжает в один губернский город. Расспросив в гостинице о главных людях местности Чичиков их посещает. Ему удается произвести приятное впечатление на помещиков и чиновников. Но цель у него не… Горе от ума
    Описание
    41 737 19 8Молодой дворянин возвращается на Родину после трехлетнего пребывания за границей. В Москве у него оставалась любимая девушка, к которой он и стремится всей душой. Но, встретившись с Софьей, он замечает в ней большие перемены. При этом юноша,… Герой нашего времени
    Описание
    41 474 20 15Печорин — представитель современной молодежи, эгоистичный и жестокий человек, живущий сиюминутной страстью и не думающий о будущем. Вот он увидел Бэлу и украл ее из под носа жениха, а потом оставил в крепости, понимая, что не любит, а девушка… Евгений Онегин
    Описание
    39 860 22 7Евгений Онегин — молодой повеса, он циничен и холоден, поскольку светское общество и развлечения ему пресытились, он испытывает хандру, его ничего не интересует, и он прожигает время в кратковременных удовольствиях. Умирает его дядя из глубинки,… Матрёнин двор
    Описание
    30 169 9 5Автор – рассказчик после войны и лагерей оказывается в глубине России, в маленькой деревне под названием Тальново, куда он устраивается учителем и встает на постой к местной жительнице Матрене Васильевне Григорьевой. У Матрены была нелегкая судьба:… Судьба человека
    Описание
    29 919 12 4Автор и рассказчик встречаются на переправе, автор обращает внимание на глаза Андрея, словно подернутые пеплом. Они разговорились, и Соколов поведал всю историю своей жизни: как до войны у него была хорошая семья и трое детей. На фронте Андрей попал… Слово о полку Игореве
    Описание
    28 374 7 3В начале повести есть небольшое лирическое отступление к древним былинам. Первая часть повести рассказывает о приготовлениях к военной кампании двух князей-братьев и об их большом походе на половцев. По пути князь Игорь видит затмение солнца. В те… Гамлет
    Описание
    21 939 8 4Гамлет видит дух своего отца, и тот рассказывает, что его убил Клавдий с целью получить трон и королеву, и требует отомстить. Гамлет в расстройстве чувств, как родной дядя и мать могли так поступить! Он мечется между желанием отомстить и… Белые ночи
    Описание
    21 790 8 2Мечтатель часто гуляет в одиночестве, зная всех прохожих и дома. Он живет в Петербурге много лет, но не имеет друзей и никогда не знакомился с женщинами. Одной из белых ночей он увидел на набережной плачущую девушку, но не решился подойти. Когда к… Смерть чиновника
    Описание
    20 007 22 1Червяков посетил театр и во время представления наблюдал за сценой через бинокль. Почувствовав щекотание в носу, он отвернул лицо от бинокля и чихнул. Сначала он подумал, что ничего страшного не совершил, но затем увидел, как генерал Бризжалов,…

  4. Самостоятельная работа на заданную тематику. Она должна быть написана полностью самостоятельно. Если работа содержит плагиат, то она не засчитывается. Если она не соответствует требованиям, предъявленным преподавателем, то она не засчитывается. Если работа сдана не в сроки указанные преподавателем, то она не засчитывается.
    Анализ полного текста по этике, анализ части текста по философии
    Студент должен отвечать на поставленные вопросы к тексту, свободно излагая материал, иллюстрируя его цитатами из текста. Если студент построил свой ответ, опираясь на критику, а не на текст, то ответ не засчитывается. Если студент вместо самостоятельного ответа, читает текст, то ответ не засчитывается. Если студент не может ответить на вопросы к тексту, то ответ не засчитывается.
    Требования к реферату
    Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. В процессе реферирования главная информация корректируется незначительно. Цель реферата – ответ на вопрос, ЧТО ИМЕННО говорится в работе нового, существенного. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат имеет следующие признаки: содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника; содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;
    Реферат с защитой
    Студент свободно излагает материал, обращаясь к тексту реферата изредка. Отвечает на поставленные вопросы. Если студент читает реферат, а не рассказывает, то реферат не засчитывается. Если реферат не отвечает требованию, то реферат не засчитывается. Может быть только один на каждую тему.
    Реферат без защиты
    Реферат написанный от руки на листах А4. Объём не менее 5 страниц. Если содержимое реферат не отвечает заявленной теме, то реферат не засчитывается. Один человек может сдать только один реферат без защиты по теме практической.
    Анализ проблемной и конкретной ситуации
    Студент активно участвует в дискуссии, обсуждение проблемной ситуации. Высказывает свою точку зрения, оспаривает точку зрения других. При этом под точкой зрения понимается: аргументированная и продуманная точка зрения на проблему. Если студент вставляет случайные реплики, оперирует мнениями, мешает ходу дискуссии либо обсуждения, то это не засчитывается.

  5. 29.05.2013
    Закончился учебный год и все школьники получили списки произведений для летнего чтения. Как правило, вручая списки произведений, учитель требует, чтобы все  прочитанное летом было записано в Читательский дневник.  И это требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и ребенок начинает негативно относится к этому и не выполняет требования  учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведет.
    Давайте же  разберемся, зачем и кому нужен Читательский дневник.
    Некоторые родители  с возмущением говорят:  «Я против читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, сюжетных линий – я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось-прочитала-забыла.»   Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?! 
    Дети читают  произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя.  Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны,  в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.
    «Моей это не надо, и делает  из-под палки. Любви к чтению у нее это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению.  У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить  и понять произведение.
    Среди родителей немало есть и сторонников  ведения Читательского дневника.  «В началке ЧД – это хорошо. Это дисциплинирует. Это позволяет самой расставить точки над i в прочитанном, сделать выводы, хотя бы два-три предложения. А в конце концов, это помогает формулировать свои мысли письменно.»  Совершенно верно подмечено, что ведение Читательского дневника дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном.
    Эту же мысль продолжает другая мама: «Нет, у нас он точно не отбил ни желания читать, ни умения это делать. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Четко было видно, как во 2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. А в 3 – было уже просто»

    Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?

    В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем  он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на  долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить  ученики 1- 2  и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
    При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль  записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод  и  выразить его очень короткой фразой.
    Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает  смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
    Записывая автора произведения , главных героев, ребенок запоминает эти данные.  Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.
    Читая различные произведения и записывая общее содержание  в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и  учится  анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять,  что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.
    Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости , подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

    Как же оформить читательский дневник?

    Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу, как я требую вести Читательский дневник, а вы уже сами выберете форму ведения дневника.
    Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а  научить делать выводы и развивать культуру читателя.  Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели.  Поэтому  мои требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или  главы, если произведение большое, записать свои выводы.
    Для  Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год, а не только на лето. Расчерчиваем  на несколько  колонок:
    ¦  дата чтения,
    ¦  название произведение,
    ¦  автор,
    ¦  главные  герои,
    ¦  «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает  в  1-2 предложения  основную мысль текста.
    При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка  произведение. А затем, когда в  учебном году, мы  проводим  викторины, внеклассное чтение,  дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.
    Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.
    Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи  и , конечно, о чем ребенок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это  тоже чтение.
    Научите своего  ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы  научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.
    Интересно узнать и Ваше мнение по  вопросу ведения Читательского дневника.  Как Вы его ведете?
    Рубрика: школьные секреты.
    Поделитесь ссылкой на пост в соцсетях ↓
    Твитнуть
    Еще с сайта:
    Не все так просто, как кажется. И вы тоже попались в эту ловушку?
    13.09.2019. Отзывов нет
    Как сократить время на выполнение домашнего задания?
    19.02.2019. комментария 2
    Как помочь школьнику с пересказом?
    14.10.2018. Отзывов нет
    ТОП-10 трудностей младших школьников и 5+ идей их решения
    05.03.2018. комментария 4
    Нужен ли современному школьнику красивый почерк?
    13.02.2018. комментариев 6
    Нужны ли мозгу тренажеры?
    09.08.2017. комментария 4
    Не хочу учиться! Учебная мотивация с другой стороны.
    12.06.2017. комментариев 15
    Несколько слов о домашних заданиях и арифметических примерах.
    08.01.2017. Отзывов нет

  6. 6
    Текст добавил: Mr_Android_Game_Channel

    впечатлениях и настроении, полученных о прочитанной книге;
    событиях, которые оставили наибольшее впечатление, используя словарь настроений;
    впечатлениях о времени или событиях, в котором жили герои произведения;
    впечатлениях о стиле автора, его способности передавать события, интересные сведения.
    Отзыв в читательском дневнике о прочитанной книге
    Конечно же, ребенок в 1 классе не сможет сесть и написать отзыв о произведении, так как его словарный запас еще должен пополняться, а сложная мыслительная деятельность развиваться.
    Сначала первоклассник будет просто наговаривать ответы на вопросы, а родители помогать записывать и оформлять. Не писать за ребенка, а помогать, наталкивать на мысль, умело задавать вопросы. С каждый отзывом будет все легче. Работа в команде не останется незамеченной и раскроет литературные таланты ребенка.

    Этапы написания читательского отзыва:

    Вступление.
    Описание книги и персонажей.
    Сюжет (краткий пересказ)
    Рассуждение. Основная часть (свое мнение, впечатления)
    Заключительная часть (рекомендации)
    Лучше писать отзыв о книге, используя перечень примерных вопросов:
    В чем главная мысль произведения? Тема? Идея?
    Перечисли главных героев книги. Чем они тебе запомнились? Нравятся ли тебе черты характера и поступки какого-то героя? Ты бы поступил также? Хотел бы быть похож на него/нее? Какого героя осуждаешь? За что?
    Какой эпизод из книги запомнился больше всего?
    Что показалось необычным в историческом периоде (времени) жизни героя? Какие события удивили? Какое это время?
    Чему учит автор и книга в целом? Над чем пришлось задуматься? Зачем, по твоему мнению, автор ее писал? Что хотел донести читателю? Согласен ли ты с автором?
    Хочется ли перечитать книгу снова? Посоветуешь ли прочитать эту книгу своим друзьям? Почему?
    Хочешь ли прочесть другие книги этого автора? Если уже читал произведения этого автора, что можешь сказать, похож ли стиль написания, литературные приемы? Какой он человек, автор книги?
    Созданы ли по книге: фильм, мультфильм, картины, вышли продолжения книги и т.п?

    Шпаргалка выражений для написания отзыва:

    недавно я прочитал книгу (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)
    эта книга (увлекательная, интересная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, запоминающаяся)
    автор рассказывает (пишет, показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, описывает события, знакомит) с…
    мне нравится (привлекает, интересен, впечатляет) главный герой произведения
    эта книга (история) заставила задуматься, позволила сделать вывод …
    читать книгу было легко, потому что…, автор пишет (описывает события) … всем советую (рекомендую, настаиваю, убеждаю, предлагаю) прочитать
    Приведем примеры читательских отзывов:
    Читательский отзыва по книге «Пеппи длинный чулок»
    Отзыв для читательского дневника «Приключения Робинзона Крузо»
    Отзыв о книге “Алые паруса”
    Отзыв о книге “Человек-амфибия”
    И напоследок – совет:
    Пишите отзыв по книге сразу после ее прочтения, пока еще свежи впечатления и переживания.
    Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

  7. Как хорошо уметь читать… Часть 4. Что такое читательский дневник?
    …Есть еще одно, на чем мне бы хотелось остановиться более подробно. Когда ваш ребенок пойдет в первый класс, он неминуемо столкнется с заданием вести читательский дневник. Поскольку родители зачастую не представляют себе, в чем смысл этого задания и как его нужно выполнять, то и школьник быстро встанет в тупик, а задание будет внушать тихое отвращение.
    Между тем, упомянутый дневник вовсе не изобретение злобных методистов, снедаемых желанием измучить детей и родителей до полного изнеможения. Он может стать настоящим помощником в развитии ребенка, научить его думать и выражать свои мысли, натренировать навыки грамотной и красивой речи, приучить искать и находить причину и следствие, отделять главное от второстепенного. Изначально задача читательского дневника – это научить ребенка пересказу, и заодно контроль за тем, как он понял текст. Однако я уверена, что если использовать возможности задания по максимуму, то можно добиться неизмеримо более богатых результатов.
    Основной проблемой наших взрослых школьников при написании пресловутого ЕГЭ является вовсе не орфография и пунктуация. На владение и применение озвученных навыков можно натаскать практически любого – это вопрос времени и выбора методики. Самой большой трудностью является работа с текстом, в частности, написание эссе. Впрочем, когда экзаменационной формой было сочинение, проблемы были те же самые. Так что, не в форме дело, а как всегда в сути. Так вот, при написании этого самого жанра с малоприличным названием необходимо сделать следующее: выделить главную мысль автора, выделить из текста аргументы, его подтверждающие, а затем прокомментировать собственным мнением, подкрепленным, опять же, собственными аргументами. Сакральный и экзистенциальный ужас начинается уже с поиска главной мысли автора. Между тем, это один из важнейших критериев оценки работы. Если этот этап худо-бедно проходится, то следующий – комментарий с собственными аргументами – оказывается настоящей засадой. На мой взгляд, объясняется это целым рядом причин. Во-первых, школьников практически не учат анализу текста как таковому. Во-вторых, комментировать требуется не просто мнением, а сформулированной позицией и обязательно с аргументами. Главная же сложность здесь в том, что эссе – жанр специфический вообще, а в школьном варианте предполагает рассуждение на этическую, нравственную тему. Поговорить надо о том, что такое хорошо и что такое плохо. А у наших подростков мало того, что с нравственными критериями и ориентирами вообще сложно, так еще и личного опыта нравственного нет. И тут мы возвращаемся к уже звучавшей мысли: не читавший книги подросток НЕ может понять, чего тут этот автор текста разоряется. Чего ему не нравится-то? Попытка вывести на литературный либо хотя бы кинематографический опыт тоже не увенчивается результатом. Не могут дети, не привыкшие беседовать и рассуждать о чужих и своих эмоциях, выделить и сопоставить их. А как будет ясно излагать тот, кто не созрел ясно мыслить? Замкнутый круг просто…
    Между тем, изменить ситуацию можно. Особенно, если заниматься этим как можно раньше. Идеально с детства. И читательский дневник кажется мне великолепным выходом.
    Первое правило его написания – разговаривать с ребенком. Чем подробнее вы обсудите прочитанное, тем легче будет писать. Для начала стоит обозначить сюжет и главных героев. Помочь отделить главных от второстепенных можно нехитрыми наводящими вопросами: «Кто из героев действует от начала до конца книги?» «Чьи действия самые важные?» « Без кого рассказ не был бы написан?» «Какого героя нужно убрать, чтобы серьезно изменились события?» То же самое нужно проделать с отбором событий, как для пересказа, так и для анализа: «Какие события важные, а какие нет?» Идеально, чтобы ребенок сам порассуждал на эти темы. Затем нужно постараться вместе с ребенком связать события и повороты сюжета своими словами. Первую запись нужно обязательно сделать в черновик. Дело не столько в удобстве учителя, сколько в психологическом спокойствии ребенка, который не будет бояться сделать ошибку, помарку или нелогично составить предложение. Характеристики главных героев тоже нужно определить в ходе беседы, связав их с поступками и событиями. Последним абзацем по рекомендациями педагогов должно идти несколько предложений, выражающих отношение ребенка к прочитанному. Ну, то есть, интересно ли было, понравилось ли, что именно понравилось.
    Другой проблемой, портящей впечатление даже от интересно написанной работы, является ее речевая грамотность. Это тоже один из критериев оценки экзаменационных работ. Проблема эта большая, разнообразная, остановимся на одном из моментов, не требующем титанических усилий по ее устранению. Речь идет о повторяющихся словах. Бесконечное «он», относящееся непонятно к кому и чему, бедность синонимов – наверное, многим родителям школьников знакома эта ситуация.
    Как помочь ребенку:
    1. Заведите в  специальную страничку для синонимических рядов. Обозначьте слово, например, «автор» и вместе с ребенком подберите к нему максимум синонимов, можно со словарем («писатель, создатель, романист, рассказчик» и т.п.) Составьте примерный список таких, часто встречающихся слов и запишите синонимические ряды ко всем. Приучите ребенка каждый раз после написания текста проверять его на повторяющиеся слова и заменять их подходящими из имеющихся рядов.
    2. Объясните ребенку значение понятия «местоимение». Это может выглядеть примерно так: само слово «местоимение» означает «вместо имени», а это означает, что сначала надо назвать это имя, обозначить, о ком идет речь, и уж потом можно употребить «он, она». В противном случае, может получиться, что смысл предложения будет сильно изменен либо вовсе потерян. Обязательно продемонстрируйте на примере, желательно смешном.
    3. При обсуждении прочитанного просите ребенка подобрать сравнение, спрашивайте, на что похоже то или иное явление, проводите аналогии по различным признакам. Например, «белый, как снег», «зеленый, как трава», «высокий, как небо», «веселый, как дети». Потом можно усложнять задачу.
    4. Обязательно приучите ребенка вслух читать написанное им. Именно так ярче всего видно качество работы: речевая грамотность, стилистическая выдержанность, логическая последовательность предложений. И, конечно, обязательно слушайте его и хвалите.
    5. Ну и последний пункт, не требующий особой подготовки, но едва ли не самый важный. Обязательно подбадривайте ребенка, но без сравнений с успехами или неудачами других. Отмечайте собственный путь ребенка, подчеркните, что прогресс очевиден и этот вид работы получился сегодня лучше, чем вчера.
    Как хорошо уметь читать…Часть 5. Как писать читательский дневник.
    Когда первые навыки работы с текстом освоены и ребенок четко научился выдерживать логику пересказа, можно начать постепенное усложнение задачи. А задачу я вижу в том, чтобы научить ребенка работать с текстом на перспективу: выделять главную мысль, аргументы автора, уметь сформулировать свое отношение к обозначенной проблеме и тоже подкрепить аргументами.
    Думаю, все понимают, насколько полезен такой навык не только в учебе, но и в жизни, в общении. Ведь самые главные проблемы в общении – это не только неумение услышать собеседника, но и понять его мысль. А оперировать аргументами, а не эмоциями вообще мало кто умеет, особенно, когда эти самые эмоции переполняют. В результате вместо конструктивной беседы получается разговор на тему: «сам дурак…» Ну это лирика….
    В методе Монтессори есть интересное решение по началу анализа текста. Ребенку предлагается простая презентация: строится вертикальная башня из кубиков, а потом задается вопрос: «Какой кубик нужно убрать, чтобы разрушилась вся башня?” Путем нехитрых экспериментов ребенок доходит до мысли, что самым важным кубиком в постройке является самый нижний, потому что, если его выдернуть – разрушится вся конструкция. И тогда ему сообщают, что в каждом произведении есть свой главный кубик – это мысль автора, то, что он хотел сказать и без чего произведение теряет смысл. Дальше рекомендуется взять простые произведения и потренироваться. Уметь найти главную мысль – очень важно и нужно.
    При работе с циклом рассказов можно применить чуть измененный принцип. К примеру, если вы хотите обогатить ваш читательский циклом «Денискины рассказы», то гораздо интереснее будет попытаться вывести общий портрет героя, не пересказывая каждое произведение, а выделив несколько основных черт характера, зафиксировать свои выводы, т.е., раскрыть ту или иную черту на примере конкретного поступка в конкретном рассказе. Также можно подать остальных персонажей, т.е., через их связь с главным героем.
    А при работе с произведениями, имеющими фольклорные и мифологические корни, не авторскими, можно постараться поговорить о том, как эти произведения помогают нам узнать о жизни другого народа, его обычаях, истории, верованиях и т.п. К примеру, цикл «Подвиги Геракла» из греческой мифологии предоставляет богатейшую пищу для подобных бесед. Из описаний путешествий Геракла можно уяснить, какими видами деятельности занимались люди и как было устроено их общество. В рассказе о подземном царстве Аида воплотились не только описание многих обрядов и обычаев, но и представления древних греков о справедливости. А если взять карту и постараться найти на ней моря и острова, о которых идет речь в мифах, а потом показать репродукции картин и скульптур, изображения амфор и колонн, то подвиги аргонавтов, лира Орфея или битвы Геракла не пройдут мимо культурного сознания вашего ребенка и пробудят интерес к истории и культуре вообще. Ведь при знакомстве с мифологией других народов у него уже будет прочно заложена мысль о том, что все это очень интересно и является мостиком из прошлого к будущему. Здесь лично я вижу чудный повод рассказать об археологии, о том, как люди жили раньше и как мы можем погрузиться в прошлое, не только разглядывая черепки и украшения, но и читая о традициях народа, его мечтах и верованиях. Еще хорошо обратить внимание ребенка на связь поступков и событий. Спросить, почему те или иные события произошли с героем, почему произошло так или иначе и как сам герой на это повлиял? Попробовать привести аналогии из жизни, а потом из сказок других народов, обратить внимание на сходство ситуаций, поступков, сюжетов.
    Это может стать ступенькой в эмоциональном развитии при помощи литературы , ну и, разумеется, шажком к большому литературному сочинению или экзаменационному эссе.
    Не ждите, что первоклассник сразу после беседы напишет вам идеальную работу. Это долгий труд, направленный, в основном, в будущее. Честно говоря, когда сидишь и в очередной раз разбираешь очередное произведение, а потом читаешь то, что из этого понял и написал твой первоклассник, кажется, что полноценного результата никогда и не будет. Но скоро, очень скоро, начинаешь отмечать, как у ребенка меняется речь, становится образной и красивой, как горят глазенки, когда вы ищете в интернете или энциклопедии нужную вам иллюстрацию, и как счастлив ваш ребенок, что он не только может сам написать работу, но и получить заслуженное признание педагога. А лучшие результаты, уверяю вас, еще впереди. Отлично, если школьный педагог будет вашим союзником, станет вам помогать и поддерживать, ну а если нет, не огорчайтесь, вы вполне сможете помочь своему ребенку сами. Ведь главное – это не школьные оценки, а то, с каким багажом пойдет ваша повзрослевшая кроха в жизнь.
    Дальше я хочу привести в качестве примера 2 варианта работы с произведением. Конечно, это ни в коем случае не образец читательского дневника, но написан абсолютно ребенком самостоятельно, с удовольствием, и положительную оценку педагога уже получил.
    Итак, пример номер один: « Легенды и мифы Древней Греции. Дедал и Икар».
    «Однажды в Афинах жил мастер Дедал. Однажды, когда художник со своими сыновьями забрался на скалу, один мальчик встал на край, подскользнулся и разбился. В этом обвинили Дедала и, чтобы избежать наказания, он сбежал на остров Крит. Там Дедал поступил на службу к царю Миносу и по его приказанию построил лабиринт, в котором потом поселился Минотавр. Мастер очень хотел вернуться на Родину, но Минос его не отпускал. Тогда Дедал смастерил себе и сыну Икару крылья, и полетел с мальчиком к себе в Афины. Крылья были сделаны из воска, перьев и крепкой нити. Они боялись воды и тепла, поэтому нельзя было подниматься слишком высоко к солнцу и опускаться слишком низко к морю. Но Икар забыл о предупреждении отца и взмыл вверх: воск растаял, как снег, и мальчик упал в море.
    Мне понравился рассказ о Дедале и Икаре потому, что они первые из людей поднялись в воздух, и потому, что они сильно любили свою Родину и свой дом.»
    Пример номер два: «Подвиги Геракла».
    «Геракл был сыном Зевса и обычной женщины, и Зевс решил сделать своего сына героем всей Греции. Его жена Гера рассердилась и хитростью добилась того, что Геракл должен был служить царю Еврисфею. Чтобы освободиться от этой службы ему пришлось совершить 12 подвигов. Он выполнил это условие: его свершения помогли многим людям. Некоторые боги помогали ему, а некоторые вредили, в зависимости от того, с Зевсом или с Герой они дружили.
    Мне понравились подвиги Геракла. Из этих рассказов я узнала, что тяжело жить чьей-то волей, а не своей жизнью. Было интересно узнать о жизни древних греков, об их обычаях, одежде, нравах и именах. Например, из рассказа «Геракл спускается в царство мертвых и побеждает Кербер» можно узнать о том, что греки верили в загробную жизнь и какой они ее себе представляли, как верили в справедливость. Мне стали понятны многие выражения, например, «сизифов труд» и «танталовы муки».
    Всем родителям удачи и терпения!
    Информация взята с сайта: http://www.ufamama.ru/Posts/View/102

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *