Сочинение на тему мой любимый рассказ чехова

7 вариантов

  1. Мой любимый
    рассказ А. П. Чехова

    Среди
    бесчисленного множества творений русской литературы рассказы А. П. Чехова
    наиболее близки мне благодаря глубокому, всеобъемлющему содержанию,
    великолепной, как алмаз, форме, удивительному изяществу, лаконичности и
    красоте.
    Писательский
    дар Чехова способен преодолеть неустанный ход времени, открыть взору читателя
    доселе неизвестные картины, описать то, что, казалось бы, бесследно кануло в
    Лету. Полюбившийся мне рассказ “Студент” можно отнести к разряду
    глубоких, философских произведений, повествующих об извечном противостоянии
    добра и зла, о неразрывной связи времен, прошлого и настоящего, двух звеньев
    одной цепи, имя которой – история. Этот бурлящий, всепоглощающий поток
    неустанно движется в окутанное серым призрачным туманом будущее, увлекая за
    собой все живое. И противостоять беспощадной стихии может лишь человеческое
    воображение и память, воспоминания о прошлом.
    Рассказ
    начинается с описания природы. “Хорошая, тихая” погода с наступлением
    темноты заметно подпортилась. На смену душещипательным звукам природы, крикам
    дроздов, внезапным и раскатистым выстрелам пришла мертвая тишина. От холодного,
    пронизывающего ветра в лесу стало неуютно, глухо и нелюдимо. Столь редкие
    перемены, предшествовавшие появлению главного героя, предвещали грядущие
    изменения в мировоззрении студента духовной академии, сына дьячка Ивана
    Великопольского. Быть может, природе самой стало жутко, ведь внезапно
    наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие. Лишь далекое мерцание
    огня в холодной вечерней мгле, словно путеводная звезда, тусклым светом влекло
    к себе героя. Несмотря на благозвучную фамилию, студент, судя по всему, жил
    бедно: его босая мать, сидя в сенях на полу, чистила самовар, а отец лежал на
    печи и кашлял. Но именно таким людям, не познавшим богатства материального,
    далеким от каждодневной суеты, роскоши, бесчестия и злобы, открываются ценности
    духовные. Иван Великопольский шел по стопам отца. В его семье большое внимание
    уделялось церковным традициям: “по случаю страстной пятницы дома ничего не
    варили”, хотя мучительно хотелось есть. Это время, за несколько дней до
    Пасхи, предназначено для утоления голода духовного, служения Господу. А почему
    в свои двадцать два года Иван Великопольский, несмотря на лютый голод и суровый
    ветер, не хотел возвращаться домой. В преддверии большого праздника студенту
    хотелось общаться с людьми, с самыми простыми, которых мучила извечная
    бедность, голод и тоска. Подойдя к огню, студент начинает разговор с двумя
    совершенно разными женщинами. На протяжении всей беседы с лица Василисы не
    сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья только щурилась на
    студента и молчала. Жаркое трескучее пламя костра, освещавшее далеко кругом
    вспаханную землю, стало проводником между далеким прошлым и настоящим, символом
    правды, неподвластной времени. Время, будто подчиняясь ослепительному свету
    огня, раскрыло свои недосягаемые грани, и в образовавшейся щели вниманию
    студента отчетливо предстали события, произошедшие девятнадцать веков назад.
    Проповодь Ивана
    Великопольского произвела неизгладимое впечатление на Василису: она вдруг
    всхлипнула, слезы, крупные, как перламутровый жемчуг, потекли по ее щекам. Эта
    умудренная жизненным опытом женщина – праведница; без таких людей, согласно
    русской пословице, не стоит село. Странное, как у глухонемой, выражение лица
    Лукерьи стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную
    боль. Неужели события многовековой давности имеют отношение к настоящему – к
    обеим женщинам, к самому студенту, ко всем людям? Чехов говорит, что апостол
    Петр, все происходящее в его душе, когда он, подобно студенту, грелся у костра,
    его отречение от Иисуса – все это неразрывно связано с днем сегодняшним одной
    цепью событий. Правда и красота всегда направляли человеческую жизнь в нужное
    русло, составляли основу неведомого, таинственного счастья. И пройдет еще
    тысяча лет, но все останется по-прежнему.
    Человек, будучи
    владыкой собственной жизни, своими руками творит будущее, двигаясь по узкой,
    полной опасностей и препятствий дороге жизни. Тема дороги задается буквально в
    самом начале рассказа, и этот образ сохраняется до конца произведения. После
    беседы с женщиной герой преобразился, будто перешел Рубикон. Никакая стихия
    отныне была не в силах побороть его чувство молодости, здоровье и невыразимо
    сладкое ожидание счастья. В заключении рассказа Иван Великопольский поднимается
    в гору и свысока по-иному смотрит на свою родную деревню. Студент будто стал
    участником тех библейских событий, схватки добра и зла, из которой зло все-таки
    вышло победителем. Неужели такая же “пустыня кругом, мрак, чувство
    гнета” – все эти ужасы были, есть и будут? Нет, этому не бывать, потому
    что у каждого нового поколения будет возможность учиться на ошибках прошлого,
    находить свой собственный фарватер в беспрерывно бурлящем океане жизни. Счастье
    и благополучное существование всего живого прежде всего зависят от нас самих.
    Если столь
    разные по характеру, внешности и восприятию окружающего мира вдова Василиса, ее
    дочь Лукерья и студент Иван Великопольский сумели найти общую, всех волнующую
    тему для разговора, значит, предчувствие, что на земле произойдет что-то
    ужасное, навсегда останется в прошлом. Россия богата не только безграничными
    просторами, плодородными землями, садами, но и незаурядными людьми,
    праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас
    ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них и
    не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты
    души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти
    победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни
    говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда
    найдется место таким людям, ибо они проповедуют правду. Иван Великопольский,
    совершив восхождение на гору, и Василиса, прошедшая очищение через слезы,
    становятся праведниками, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля
    наша.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  2. Больше всего из произведений А. П. Чехова мне нравится рассказ «Толстый и тонкий».
    Его сюжет составляет описание случайной встречи и беседы двух друзей детства, которые не виделись долгие годы.
    Персонажи произведений — совершенно разные люди. Толстый — внешне пышущий здоровьем толстяк, он богат и преуспевает по службе,
    о чём свидетельствуют чин тайного советника и высокие награды. Тонкий же худ, неустроен, перебивается случайными заработками и часто переезжает из города в город.
    Так же глубоки и их внутренние отличия. Тонкий беден духовно, его отношения с людьми определяются тем, выше или ниже стоят они на иерархической лестнице. Так, узнав, что его друг занимает одну из высших должностей, тонкий резко меняет свое поведение. На смену искренней радости и дружелюбию приходят благоговение, нарочитое внимание, сладость и «почтительная кислота». Он начинает лебезить, унижаться, стремится угодить толстому.
    Толстый же совсем не пытается возвыситься, подчеркнуть свою значимость. Его отношение к приятелю остается неизменным: «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!» Вскоре Михаилу становится тошно от наигранных любезностей Порфирия, и он спешит распрощаться.
    В рассказе А. П. Чехов высмеивает самоунижение и чинопочитание и дает понять, что человека „определяет не чин, а его внутренние качества, такие как искренность, сопереживание, доброта, смелость, достоинство.

  3. Мой любимый рассказ А. П. Чехова. Больше всего из произведений А. П. Чехова мне нравится рассказ «Толстый и тонкий». Его сюжет составляет описание случайной встречи и беседы двух друзей детства, которые не виделись долгие годы. Персонажи произведений — совершенно разные люди. Толстый — пышущий здоровьем толстяк, он богат и преуспевает по службе, о чем свидетельствуют чин тайного советника и высокие награды. Тонкий же худ, неустроен, перебивается случайными заработками и часто переезжает из города в город.
    Так же глубоки и их внутренние отличия. Тонкий беден духовно, его отношения с людьми определяются тем, выше или ниже стоят они на иерархической лестнице. Так, узнав, Что его друг занимает одну из высших должностей, тонкий резко меняет свое поведение. На смену искренней радости и дружелюбию приходят благоговение, нарочитое внимание, сладость и «почтительная кислота». Он начинает лебезить, унижаться, стремится угодить толстому.
    Толстый же совсем не пытается возвыситься, подчеркнуть свою значимость. Его отношение к приятелю остается неизменным: «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!» Вскоре Михаилу становится тошно от униженности Порфирия, и он спешит распрощаться.В рассказе А. П. Чехов высмеивает самоунижение и чинопочитание и дает понять, что человека определяет не чин, а его внутренние качества, такие как искренность, сопереживание, доброта, смелость, достоинство.

  4. Больше всего из произведений А. П. Чехова мне нравится рассказ «Толстый и тонкий».
    Его сюжет составляет описание случайной встречи и беседы двух друзей детства, которые не виделись долгие годы.
    Персонажи произведений — совершенно разные люди. Толстый — внешне пышущий здоровьем толстяк, он богат и преуспевает по службе,
    о чём свидетельствуют чин тайного советника и высокие награды. Тонкий же худ, неустроен, перебивается случайными заработками и часто переезжает из города в город.
    Так же глубоки и их внутренние отличия. Тонкий беден духовно, его отношения с людьми определяются тем, выше или ниже стоят они на иерархической лестнице. Так, узнав, что его друг занимает одну из высших должностей, тонкий резко меняет свое поведение. На смену искренней радости и дружелюбию приходят благоговение, нарочитое внимание, сладость и «почтительная кислота». Он начинает лебезить, унижаться, стремится угодить толстому.
    Толстый же совсем не пытается возвыситься, подчеркнуть свою значимость. Его отношение к приятелю остается неизменным: «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!» Вскоре Михаилу становится тошно от наигранных любезностей Порфирия, и он спешит распрощаться.
    В рассказе А. П. Чехов высмеивает самоунижение и чинопочитание и дает понять, что человека „определяет не чин, а его внутренние качества, такие как искренность, сопереживание, доброта, смелость, достоинство.
    2 вариант
    На уроках литературы мы начали знакомство с творчеством замечательного русского писателя А. П. Чехова. «Читая Чехова, — писал Л. Н. Толстой, — я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». Талант этого веселого рассказчика действительно не знает границ. Я с огромным удовольствием прочитала ранние рассказы А. П. Чехова, и многие из них стали моими любимыми.
    В 1884 году увидела свет первая книга рассказов А. П. Чехова — «Сказки Мельпомены», куда вошли шутливые сценки, анекдоты, рассказы-шутки, фельетоны, комические рекламы, рассказы-пародии, юморески в вопросах и ответах. Одной из важных тем тогда еще молодого писателя-новеллиста стало столкновение личности с чином, униженное положение простого человека перед рангом и почетным титулом.
    Рассказ «Смерть чиновника» был написан в 1883 году. В основу его сюжета положен анекдотический случай, произошедший с чиновником Червяковым.
    Герой рассказа был в театре и неосторожно чихнул, обрызгав при этом лысину сидевшего перед ним генерала Бризжалова. Червяков, привыкший трепетать и унижаться перед вышестоящим чином, ужасно расстроился. Да и как такое пережить? Ведь «пострадавший» — сам генерал, а он, Червяков, — лишь маленький чиновник! Он начинает искать встречи с генералом, обивает порог его дома, многократно (целых пять раз!) извиняется, дрожа и раболепствуя перед ним.
    Генерал — человек, конечно, высокомерный и надменный, как и положено ему по чину, но не злобный по своей натуре. Он готов простить Червякова, но, доведенный его неумеренной назойливостью до гнева, не выдерживает и выгоняет заискивающего чиновника вон. Червяков умирает «от страха» в полном смысле этого слова.
    В рассказе использован такой художественный прием, как говорящая фамилия. Фамилией Червяков автор подчеркивает свойство своего героя пресмыкаться перед высшими чинами. Автор прибегает в этом произведении и к художественному обобщению: он рассказывает не просто о смерти человека, а о смерти маленького чина, который перепугался от встречи с чином более высоким.
    Кроме того, Червяков у Чехова умирает в вицмундире, и эта деталь еще раз подчеркивает, что писатель рассказал не о гибели обыкновенного человека, а о смерти чиновника, что очень точно подчеркнуто в названии рассказа. Чиновник Червяков вызывает не сострадание, а презрение, брезгливое отношение, как и у генерала Бризжалова.
    Мне понравился этот рассказ тем, что Чехов не просто придумал смешную ситуацию и мастерски рассказал ее. Писатель, наблюдая за различными сторонами окружающей его жизни, сумел заметить в ней и трагическое, и комическое и, используя все разнообразие комедийных средств художественной выразительности, поведать о своих наблюдениях читателям.

  5. Среди бесчисленного множества творений русской литературы рассказы А. П. Чехова наиболее близки мне благодаря глубокому, всеобъемлющему содержанию, великолепной, как неотесанный алмаз, форме, удивительному изяществу, лаконичности и красоте. Писательский дар Чехова способен преодолеть неустанный ход времени, открыть взору читателя доселе неизвестные картины, описать то, что, казалось бы, бесследно кануло в Лету.
    Полюбившийся мне рассказ “Студент” можно отнести к разряду глубоких, философских произведений, повествующих об извечном противостоянии добра и зла, о неразрывной связи времен, прошлого и настоящего, двух звеньев одной цепи, имя которой – история. Этот бурлящий, всепоглощающий поток неустанно движется в окутанное серым призрачным туманом будущее, увлекая за собой все живое. И противостоять беспощадной стихии может лишь человеческое воображение и память, воспоминания о прошлом.
    Рассказ начинается с описания природы. “Хорошая, тихая” погода с наступлением темноты заметно подпортилась. На смену душещипательным звукам природы, крикам дроздов, внезапным и раскатистым выстрелам пришла мертвая тишина. От холодного, пронизывающего ветра в лесу стало неуютно, глухо и нелюдимо. Столь редкие перемены, предшествовавшие появлению главного героя, предвещали грядущие изменения в мировоззрении студента духовной академии, сына дьячка Ивана Великопольского.
    Быть может, природе самой стало жутко, ведь внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие. Лишь далекое мерцание огня в холодной вечерней мгле, словно путеводная звезда, тусклым светом влекло к себе героя. Несмотря на благозвучную фамилию, студент, судя по всему, жил бедно: его босая мать, сидя в сенях на полу, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял. Но именно таким людям, не познавшим богатства материального, далеким от каждодневной суеты, роскоши, бесчестия и злобы, открываются ценности духовные.
    Иван Великопольский шел по стопам отца. В его семье большое внимание уделялось церковным традициям: “по случаю страстной пятницы дома ничего не варили”, хотя мучительно хотелось есть. Это время, за несколько дней до Пасхи, предназначено для утоления голода духовного, служения Господу. А почему в свои двадцать два года Иван Великопольский, несмотря на лютый голод и суровый ветер, не хотел возвращаться домой. В преддверии большого праздника студенту хотелось общаться с людьми, с самыми простыми, которых мучила извечная бедность, голод и тоска.
    Подойдя к огню, студент начинает разговор с двумя совершенно разными женщинами. На протяжении всей беседы с лица Василисы не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья только щурилась на студента и молчала. Жаркое трескучее пламя костра, освещавшее далеко кругом вспаханную землю, стало проводником между далеким прошлым и настоящим, символом правды, неподвластной времени. Время, будто подчиняясь ослепительному свету огня, раскрыло свои недосягаемые грани, и в образо-вавшейся щели вниманию студента отчетливо предстали события, произошедшие девятнадцать веков назад.
    Проповодь Ивана Великопольского произвела неизгладимое впечатление на Василису: она вдруг всхлипнула, слезы, крупные, как перламутровый жемчуг, потекли по ее щекам. Эта умудренная жизненным опытом женщина – праведница; без таких людей, согласно русской пословице, не стоит село. Странное, как у глухонемой, выражение лица Лукерьи стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль. Неужели события многовековой давности имеют отношение к настоящему – к обеим женщинам, к самому студенту, ко всем людям? Чехов говорит, что апостол Петр, все происходящее в его душе, когда он, подобно студенту, грелся у костра, его отречение от Иисуса – все это неразрывно связано с днем сегодняшним одной цепью событий. Правда и красота всегда направляли человеческую жизнь в нужное русло, составляли основу неведомого, таинственного счастья. И пройдет еще тысяча лет, но все останется по-прежнему.
    Человек, будучи владыкой собственной жизни, своими руками творит будущее, двигаясь по узкой, полной опасностей и препятствий дороге жизни. Тема дороги задается буквально в самом начале рассказа, и этот образ сохраняется до конца произведения. После беседы с женщиной герой преобразился, будто перешел Рубикон. Никакая стихия отныне была не в силах побороть его чувство молодости, здоровье и невыразимо сладкое ожидание счастья. В заключении рассказа Иван Великопольский поднимается в гору и свысока по-иному смотрит на свою родную деревню. Студент будто стал участником тех библейских событий, схватки добра и зла, из которой зло все-таки вышло победителем. Неужели такая же “пустыня кругом, мрак, чувство гнета” – все эти ужасы были, есть и будут? Нет, этому не бывать, потому что у каждого нового поколения будет возможность учиться на ошибках прошлого, находить свой собственный фарватер в беспрерывно бурлящем океане жизни.
    Счастье и благополучное существование всего живого прежде всего зависят от нас самих. Если столь разные по характеру, внешности и восприятию окружающего мира вдова Василиса, ее дочь Лукерья и студент Иван Великопольский сумели найти общую, всех волнующую тему для разговора, значит, предчувствие, что на земле произойдет что-то ужасное, навсегда останется в прошлом.
    Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них и не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдется место таким людям, ибо они проповедуют правду.
    Иван Великопольский, совершив восхождение на гору, и Василиса, прошедшая очищение через слезы, становятся праведниками, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.

  6. Основную часть ранних произведений А.П.Чехова составляют короткие юмористические рассказы. В них писатель освещал забавные, смешные стороны жизни или то, что требовало осуждения и осмеяния.
    Одним из моих любимых рассказов Чехова является «Лошадиная фамилия». Сюжет его очень прост – у отставного генерала Булдеева так сильно разболелись зубы, что ни одно средство не могло ему помочь. От отчаяния Булдеев соглашается на предложение своего приказчика «полечиться заговором». Конечно, герой не верил в эти «бабьи средства», однако от боли чего не сделаешь. Соглашаясь, Булдеев говорит, что «тут не только что к акциозному, но и к черту депешу пошлешь…»
    Дело оставалось за малым – вспомнить фамилию этого кудесника, который умел «заговаривать» зубы. Но вот тут-то и вышла загвоздка. Приказчик никак не мог припомнить точной фамилии Якова Васильевича. Он помнил только, что его фамилия «какая-то лошадиная».
    Весь день и всю ночь семья генерала и его дворня пытались угадать эту загадочную фамилию. Наконец Булдеев не выдержал и приказал вырвать себе зуб. И почти в этот же момент приказчик, при помощи доктора, вспомнил: «Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!»
    Комичен финал рассказа: «- Накося!- сказал генерал с презрением и поднес к лицу его два кукиша.- Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! Накося!»
    Этот рассказ мне нравится своим добродушным юмором, немного нелепыми и забавными героями, их живой, сочной русской речью. А также тем, что Чехов описал здесь очень жизненную ситуацию, которая может произойти в любое время с каждым.
    Очень часто бывает так, что нужно вспомнить что-то очень важное, это слово вертится на языке, но точно воспроизвести его никак не получается. А потом, когда вспоминаешь, все вокруг удивляются – подсказки-то ведь были совсем «из другой области». Это говорит о том, что у каждого человека в связи со словами возникают свои ассоциации и образы, которые часто не совпадают с представлениями других.
    Таким образом, данный рассказ Чехова – это не только мастерское описание забавной ситуации, но и тонкая психологическая зарисовка

  7. Среди бесчисленного множества творений русской литературы рассказы А. П. Чехова наиболее близки мне благодаря глубокому, всеобъемлющему содержанию, великолепной, как алмаз, форме, удивительному изяществу, лаконичности и красоте.
    Писательский дар Чехова способен преодолеть неустанный ход времени, открыть взору читателя доселе неизвестные картины, описать то, что, казалось бы, бесследно кануло в Лету. Полюбившийся мне рассказ «Студент» можно отнести к разряду глубоких, философских произведений, повествующих об извечном противостоянии добра и зла, о неразрывной связи времен, прошлого и настоящего, двух звеньев одной цепи, имя которой — история. Этот бурлящий, всепоглощающий поток неустанно движется в окутанное серым призрачным туманом будущее, увлекая за собой все живое. И противостоять беспощадной стихии может лишь человеческое воображение и память, воспоминания о прошлом.
    Рассказ начинается с описания природы. «Хорошая, тихая» погода с наступлением темноты заметно подпортилась. На смену душещипательным звукам природы, крикам дроздов, внезапным и раскатистым выстрелам пришла мертвая тишина. От холодного, пронизывающего ветра в лесу стало неуютно, глухо и нелюдимо. Столь редкие перемены, предшествовавшие появлению главного героя, предвещали грядущие изменения в мировоззрении студента духовной академии, сына дьячка Ивана Великопольского. Быть может, природе самой стало жутко, ведь внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие. Лишь далекое мерцание огня в холодной вечерней мгле, словно путеводная звезда, тусклым светом влекло к себе героя. Несмотря на благозвучную фамилию, студент, судя по всему, жил бедно: его босая мать, сидя в сенях на полу, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял. Но именно таким людям, не познавшим богатства материального, далеким от каждодневной суеты, роскоши, бесчестия и злобы, открываются ценности духовные. Иван Великопольский шел по стопам отца. В его семье большое внимание уделялось церковным традициям: «по случаю страстной пятницы дома ничего не варили», хотя мучительно хотелось есть. Это время, за несколько дней до Пасхи, предназначено для утоления голода духовного, служения Господу. А почему в свои двадцать два года Иван Великопольский, несмотря на лютый голод и суровый ветер, не хотел возвращаться домой. В преддверии большого праздника студенту хотелось общаться с людьми, с самыми простыми, которых мучила извечная бедность, голод и тоска. Подойдя к огню, студент начинает разговор с двумя совершенно разными женщинами. На протяжении всей беседы с лица Василисы не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья только щурилась на студента и молчала. Жаркое трескучее пламя костра, освещавшее далеко кругом вспаханную землю, стало проводником между далеким прошлым и настоящим, символом правды, неподвластной времени. Время, будто подчиняясь ослепительному свету огня, раскрыло свои недосягаемые грани, и в образовавшейся щели вниманию студента отчетливо предстали события, произошедшие девятнадцать веков назад.
    Проповодь Ивана Великопольского произвела неизгладимое впечатление на Василису: она вдруг всхлипнула, слезы, крупные, как перламутровый жемчуг, потекли по ее щекам. Эта умудренная жизненным опытом женщина — праведница; без таких людей, согласно русской пословице, не стоит село. Странное, как у глухонемой, выражение лица Лукерьи стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль. Неужели события многовековой давности имеют отношение к настоящему — к обеим женщинам, к самому студенту, ко всем людям? Чехов говорит, что апостол Петр, все происходящее в его душе, когда он, подобно студенту, грелся у костра, его отречение от Иисуса — все это неразрывно связано с днем сегодняшним одной цепью событий. Правда и красота всегда направляли человеческую жизнь в нужное русло, составляли основу неведомого, таинственного счастья. И пройдет еще тысяча лет, но все останется по-прежнему.
    Человек, будучи владыкой собственной жизни, своими руками творит будущее, двигаясь по узкой, полной опасностей и препятствий дороге жизни. Тема дороги задается буквально в самом начале рассказа, и этот образ сохраняется до конца произведения. После беседы с женщиной герой преобразился, будто перешел Рубикон. Никакая стихия отныне была не в силах побороть его чувство молодости, здоровье и невыразимо сладкое ожидание счастья. В заключении рассказа Иван Великопольский поднимается в гору и свысока по-иному смотрит на свою родную деревню. Студент будто стал участником тех библейских событий, схватки добра и зла, из которой зло все-таки вышло победителем. Неужели такая же «пустыня кругом, мрак, чувство гнета» — все эти ужасы были, есть и будут? Нет, этому не бывать, потому что у каждого нового поколения будет возможность учиться на ошибках прошлого, находить свой собственный фарватер в беспрерывно бурлящем океане жизни. Счастье и благополучное существование всего живого прежде всего зависят от нас самих.
    Если столь разные по характеру, внешности и восприятию окружающего мира вдова Василиса, ее дочь Лукерья и студент Иван Великопольский сумели найти общую, всех волнующую тему для разговора, значит, предчувствие, что на земле произойдет что-то ужасное, навсегда останется в прошлом. Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них и не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдется место таким людям, ибо они проповедуют правду. Иван Великопольский, совершив восхождение на гору, и Василиса, прошедшая очищение через слезы, становятся праведниками, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *