Сочинение на тему петербург пушкина и петербург гоголя

9 вариантов

  1. Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны. Одни воспевали его и называли «окном в Европу», другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, «построенном на костях», о «проклятии России». Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. Такая литературная слава Петербурга объясняется не только тем, что он является столицей на протяжении как Золотого (первая треть ХIХ столетия), так и Серебряного (начало ХХ столетия) веков русской культуры. Сам город с его островами и каналами, белыми ночами, великолепными памятниками архитектуры необыкновенно привлекателен для писателей, поэтов и художников. В произведениях всех живших здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.
    Люблю тебя, Петра творенье, Петербург Пушкин гоголь
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный…
    Восхищение городом, перед которым «померкла старая Москва», звучит в каждой строчке вступления поэмы.
    Такое же торжественное ясно описанный образ Петербурга можно встретить и в творчестве Гоголя, Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» этот город представляется сказочным, фантастичным. Кузнец Вакула удивляется пышности и блеску столицы больше, чем полету на черте. Героя поражают здания в четыре этажа, широкие улицы, количество экипажей и знати. Образ Петербург — это образ города аристократов, и кузнец, попав туда, восклицает: «Сколько здесь панства!» Дворянство изображено автором в традициях парадного портрета восемнадцатого века, в частности Екатерина II предстает читателю доброй феей, чей подарок приносит Вакуле счастье. Образ Петербурга в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — город антастический, город нарядный и торжественный, дарящий радость.
    Однако такое описание северной столицы редко в творчестве Гоголя. В большинстве своих произведений писатель, будучи одним из основателей «натуральной школы», целью которой было выявление и высмеивание пороков общества и государства, рисует образ Петербурга, как города социальных контрастов. В его повести «Шинель» он изображает его городом-монстром, уничтожающим «маленького человека» (позже эта тема будет продолжена Ф. М. Достоевским в образах Макара Девушкина и семьи Мармеладовых). Образ Петербурга представлен в произведении как бы с двух сторон: с одной — «вечным титулярным советником» Акакием Акакиевичем Башмачкиным, ничтожеством, раздавленным и растоптанным средой человеком, а с другой — «значительным лицом», то есть высокопоставленным чиновником, героем, не имеющим даже имени, так как он является не личностью, а лишь собирательным образом, впитавшим в себя все характерные черты столичного «высокого» чиновничества. Акакий Акакиевич изображен писателем как личность, не способная в своей жизни ни на что, кроме переписывания бумаг, не имеющий никакой мечты или цели, совершенно затравленный и забитый. Но с необходимостью шитья новой шинели в его обыденное существование врывается радость, герой даже позволяет себе смелые мысли, например, «не положить ли ему и вправду куницу на воротник». Но счастье Башмачка превращается в самое большое в его жизни горе: шинель украдена, и герой решает добиться приема у «значительного лица», олицетворяющего силу и власть Петербурга. Чиновнику же не только просто не интересен «маленький человек», а он даже раздражает его тем, что отнимает у него время. Для этого чиновника Акакий Акакиевич — никто, и поэтому «значительное лицо» не обращает никакого внимания на лицо незначительное, а тем более на его страдания. Петербург в повести оказывается губителем жизни «маленького человека», безжалостным чудовищем, олицетворением жестокие нравы Петербургского правительства.

  2. Федеральное агентство по образованию
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
    «Новосибирский государственный педагогический университет»
    Факультет начальных классов
    Кафедра русского языка с методикой преподавания
    РЕФЕРАТ
    НА ТЕМУ: «ПЕТЕРБУРГ ПУШКИНА И ГОГОЛЯ»
    Выполнила:
    Студентка 3 курса группы 06 – Купино
    Ващенко Елена Геннадьевна
    Лаврентьева Елизавета Владимировна
    г. Купино
    2009
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение
    1. Гоголь и Пушкин
    2. Петербург в гоголевских «Петербургских повестях»
    3. Петербургский период Пушкина, его влияние на лирику
    4. Петербург пушкинской поры в романе «Евгений Онегин»
    Заключение
    Список используемой литературы
    ВВЕДЕНИЕ
    Давно стихами говорит Нева,
    Страницей Гоголя ложится Невский,
    Весь Летний сад – Онегина глава,
    О Блоке вспоминают острова,
    А по Разъезжей бродит Достоевский.
    С.Я.Маршак
    Эпиграфом к своему реферату я взяла слова Маршака потому, что образ Петербурга всегда волновал воображение русских поэтов и писателей. Каждый воспринимал его и относился к нему по своему, по-разному, но всегда ново и интересно. Пушкин и Гоголь тоже запечатлели Петербург, в своём творчестве, выразив тем самым своё сугубо индивидуальное отношение к этому прекрасному, удивительному, таинственному и загадочному творению рук человеческих. В реферате я расскажу о связующих нитях между Пушкиным и Гоголем, затем о том, каким видел Петербург Гоголь в своих «Петербургских повестях» и как он это видение отразил в произведениях. Далее я расскажу о Петербургском периоде Пушкина и его видении Петербурга в лирике и главах «Евгения Онегина». В заключении к своему реферату я проанализирую единство и разность видения Петербурга этими двумя великими классиками русской литературы.
    1. ГОГОЛЬ И ПУШКИН
    Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось 20 мая 1831г. В Петербурге на вечере у Плетнёва, которое вскоре перешло в дружбу. Сближение с Пушкиным оказалось решающим в развитии общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Великий поэт сразу заметил в молодом авторе необычайную одарённость и полюбил его как надежду русской литературы. Он ввёл Гоголя в свой интимный круг, где бывали Крылов, Вяземский, Жуковский, Одоевский, художник Брюллов… По свидетельству самого Гоголя, Пушкин правильно определил основную особенность его таланта. [4,с.349]
    …Пушкин был первым ценителем произведений Гоголя, его советчиком и наставником в литературе. «Когда я творил, – свидетельствовал Гоголь, – я видел перед собою только Пушкина… Мне дорого его вечное непреложное слово. Ничего не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Всё, что есть у меня хорошего, всем обязан ему»…
    Гоголь платил Пушкину за внимание и дружескую помощь нежной и истинной любовью. [4,с.350]
    По сути, Пушкин являлся учителем Гоголя, а у учителя и ученика, как правило, общие взгляды на видение жизни.
    2. ПЕТЕРБУРГ В ГОГОЛЕВСКИХ «ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЯХ»
    Гоголь прибыл в Петербург в январе 1829г. (первое письмо он отправил маменьке из Петербурга 3 января, почти сразу же после прибытия).
    …Мечтая о Петербурге, Гоголь всегда представлял себя в весёлой светлой комнате окнами на Неву. Но, как быстро выяснилось, в особняках на набережной жили люди богатые. А им с Данилевским пришлось довольствоваться убогой квартиркой на Гороховой улице.
    «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нём, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, т.е. иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали». [1,с.10]
    В гоголевских «Петербургских повестях», созданных в 1831 – 1841гг., в значительной мере сказались эти первые, глубоко отрицательные, впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью писателя в Петербурге. Ему удалось довольно глубоко проникнуть во внутреннюю жизнь города, в секреты и тайны, таящиеся в его «душе», постичь скрытую от глаз простого обывателя «фантастику» Петербурга. Для Гоголя это прекрасный и одновременно страшный, опасный, таинственный, гибельный город, существующий в двух мирах – реальном и нереальном. Все повести связаны общностью проблематики – это и власть чинов, денежных и материальных ценностей, также единством основного героя – разночинца и «маленького» человека; целостностью ведущего пафоса – это развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы, пагубно влияющей на моральное и душевное здоровье горожан. Всё это правдиво воссоздаёт обобщённую картину Петербурга тех лет, концентрированно отражавшую социальные противоречия, свойственные всей России.
    В повести «Невский проспект» Гоголь изобразил шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад между возвышенной мечтой (Пискарёв) и пошлой действительностью, противоречие между безумной роскошью, богатством и глупым расточительством меньшинства и ужасающей бедностью большинства, торжество эгоистичности, продажности, «кипящей меркантильности» (Пирогов) столичного города.
    В повести «Нос» Гоголь рисует чудовищную власть чиномании и чинопочитания. Углубляя показ нелепости человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрокротической субординации, когда личность как таковая теряет всякое значение, писатель искусно использует фантастику как усилительный приём для негативного восприятия поставленных проблем, для создания гнетущего, болезненного впечатления от затронутых им тем.
    Фантастика, органически вплетённая писателем в реальную жизнь, приобретает особый смысл, усиливает степень разоблачения общественных пороков.
    Петербург Гоголя – это «городские лачуги, в которых ютится беднота, департаментские канцелярии, мастерские художников».[ 6,с.362]
    3. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД ПУШКИНА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИРИКУ
    Петербург Пушкина отличается от Петербурга Гоголя. У него он светский, театральный. Он сам так писал о своей жизни в столице: «Жизнь моя в Петербурге ни то ни сё. Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде…» [2,с.40] Но это было в 1833г.,но и 20-х годах Пушкин вёл бурную светскую жизнь. Он увлекался драматическим и балетным театром, был , по его признанию, «почётным гражданином кулис». [6,с.182] «Первое выступление Пушкина как критика связано с театром. В незаконченной статье начала 1820 года «Мои замечания о русском театре» Пушкин, давая высокую оценку современной ему русской сцены, требует от актёра глубокого понимания роли, чувства живого и верного, естественности в игре». [6,с.182]
    Ещё в лицейские годы сложилось политическое мировоззрение поэта. На него повлиял и дух свободы, бродивший в то время в обществе. В Петербурге поэт сближается с кругом вольнолюбивой дворянской молодёжи. Его гнетёт ничем не ограниченная власть монарха.
    Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу. [9,с.56]
    – восклицает молодой горячий поэт в оде с символическим названием «Вольность». Но в то же время, Пушкин никогда не выступал против «короны», против царской власти как таковой, он всегда считал, что страной должен править просвещённый, мудрый монарх. Именно такой монарх поймёт, что нужно и должно отменить рабство, и тогда сам народ будет его опорой, верным защитником, хранителем трона и империи:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надёжную закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой. [ 9,с.57]
    В петербургский период лирика Пушкина особенно характерна свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, и оде «Вольность» содержатся прямые политические намёки на события недавнего прошлого, в частности – убийство Павла 1, организованное с ведома его сына Александра1. Петербург в оде изображён «мрачно» и «зловеще»:
    Когда на мрачную Неву
    Звезда полуночи сверкает
    И беззаботную главу
    Спокойный сон отягощает,
    Глядит задумчивый певец
    На грозно спящий средь тумана
    Пустынный памятник тирана,
    Забвенью брошенный дворец…
    …Молчит неверный часовой,
    Опущен молча мост подъёмный,
    Врата отверсты в тьме ночной
    Рукой предательства наёмной… [9,c.56]
    В то же самое время ода вольность проникнута и новым, романтическим пафосом, ведь Пушкин, не смотря на свои политические идеи и настроения , был ещё и романтиком, влюбчивым молодым человеком, о чём свидетельствует его любовная лирика. Совсем не случайно , творчество Пушкина петербургского периода венчается выходом летом 1820г. поэмы «Руслан и Людмила».
    4. ПЕТЕРБУРГ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
    Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работа на протяжении восьми лет, с весны 1823г. до осени 1831г. и можно смело сказать, что «…чувства, понятия, идеалы» автора отражены в полной мере в его романе. Поэт с самого начала заявляет о своей причастности к тому, что происходит в его произведении. Пишет он «рукой пристрастной», что лично знаком с главным героем:
    Онегин добрый мой приятель,
    Родился на брегах Невы,
    Где, может быть, родились вы
    Или блистали, мой читатель;
    Там некогда гулял и я:
    Но вреден север для меня. [13,c.7]
    В романе у Пушкина Петербург показан светским и в какой то мере праздным. Особое внимание автор уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин, главный герой пушкинского произведения. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина – типичный день столичного дворянина. Таким образом, на примере одного человека Пушкин воссоздаёт картину жизни всего петербургского светского общества. Модные дневные прогулки по определённому, установленному негласными правилами светского этикета маршруту:

  3. 3
    Текст добавил: Эксклюзивчик

    Образ Петербурга неразрывно связан с творчеством великих русских писателей. Город нередко становился центром повествования в произведениях Николая Васильевича Гоголя, Федора Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого и прочих несменных классиков отечественной литературы.
    Однако у истоков художественного воплощения Петербурга стоял Александр Сергеевич Пушкин, жизнь которого была тесно с ним переплетена.
    Молодые годы Пушкин провел в Петербурге, и для него столица стала оплотом вдохновения и красоты.
    Впервые он упомянул Петербург в 1817 году в оде «Вольность», где выступил с жесткой критикой власти, за что впоследствии был сослан из города. Пушкин посвятил Петербургу такие слова:
    Когда на мрачную Неву
    Звезда полуночи сверкает
    И беззаботную главу
    Спокойный сон отягощает,
    Глядит задумчивый певец
    На грозно спящий средь тумана
    Пустынный памятник тирана,
    Забвенью брошенный дворец…
    О Петербурге Пушкин писал достаточно противоречиво и двойственно. От произведения к произведению писатель наделял его деталями и характером.
    Для кого-то Петербург был помпезным и пышным местом, которое предоставляло огромные возможности, перед другими Петербург представал грозным и враждебным. Хорошо прослеживается этот контраст в следующей миниатюре поэта:
    Город пышный, город бедный,
    Дух неволи, стройный вид,
    Свод небес зелено-бледный,
    Скука, холод и гранит…
    Именно таким предстает Петербург в поэме Пушкина «Медный Всадник». Здесь город – торжественная, богатая европейская столица, враждебная для «маленького человека».
    Прошло сто лет, и юный град,
    Полнощных стран краса и диво,
    Из тьмы лесов, из топи блат
    Вознесся пышно, горделиво…
    Пушкин воспевает «Петра творенье», превозносит его за «строгий, стройный вид, Невы державное теченье». Поэт с любовью и гордостью пишет о городе.
    По словам Белинского, Петербург – не просто место действия поэмы, но ее ключевой герой: «…Настоящий герой ее [поэмы] — Петербург. Оттого и начинается она грандиозною картиною Петра, задумывающего основание новой столицы, и ярким изображением Петербурга в его теперешнем виде…»
    Большое внимание Петербургу уделено Александром Сергеевичем Пушкиным в романе в стихах «Евгений Онегин». Здесь Петербург становится местом действия событий, которые начинают и заканчивают роман.
    Через отношение к Петербургу героев произведения прослеживается и любовь Пушкина к этому городу.
    Для Евгения Онегина Петербург был местом балов и маскарадов, театров, ресторанов, модных вечеринок, жизнь его протекала «в вихре света», а сам герой восхищался красотой города:
    Все было тихо; лишь ночные
    Перекликались часовые,
    Да дрожек отдаленный стук
    С Мильонной раздавался вдруг;
    Лишь лодка, веслами махая,
    Плыла по дремлющей реке:
    И нас пленяли вдалеке
    Рожок и песня удалая…
    Но ключевой особенностью Петербурга в произведении была атмосфера перемен, ожиданий, надежд и «вольности святой». В первой половине романа Петербург – это город декабристов, а значит, красоты и свободы.
    В конце романа Петербург представлен читателю глазами Татьяны:
    Тут был, однако, цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лица,
    Необходимые тупцы…
    Светское общество Пушкин описывал с долей озлобленности, говоря о том, что в нем можно «ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть».
    Петербург в произведениях Александра Сергеевича Пушкина разнообразен и неоднозначен.
    С точки зрения истории – это символ России, пышная столица, о которой Пушкин отзывается с большой любовью, но для обывателя этот город враждебен и даже мистичен.
    Петербург в произведениях Пушкина – целый мир, а образ, который создал вокруг него поэт, нашел свое отражение во многих последующих за его творчеством работах, где предпринимались попытки художественного осмысления города.

  4. Во многих произведениях Н. В. Гоголя действие происходит Петербурге. Писатель даже посвятил цикл повестей этому городу – «Невский проспект». Но в каждом произведении этот город имеет свои черты, везде он разный.
    В повести «Ночь перед рождеством» Петербург в изображении автора предстает перед читателями как город-дворец – фонтаны, огни, кареты, замки, кругом суета и жизнь, движение. Герой чувствует, что он попал в сказку. Так же думал и сам Гоголь, когда только приехал в Петербург, так как идеализировал его и считал городом-сказкой.
    Совсем другой Петербург можно увидеть в комедии «Ревизор». Здесь город уже не сказочный, а реальный. Герои говорят только о развлечениях и праздном прожигании жизни. Здесь все заботятся только о чине и звании, чтобы получать как можно больше денег и посещать театры, выставки, и просто наслаждаться жизнью. Город представлен как место, где важно только то, какое у тебя звание и жалование. А мечты, образование или простые человеческие качества никому не важны.
    В повести «Шинель» Гоголь показал Петербург как город, где не важны обычные люди. Генерал всегда важнее, чем простой человек, и беды этого простого человека не важны никому. Здесь не стоит ждать помощи, реальность беспощадна к людям: нет чина – нет счастья.
    Невероятным и контрастным город изображен в повести «Мертвые души». Он полон мистики, словно этот город – пристанище дьявола, и дьявол решил пошутить, смешав в нем все национальности и страны, роскошь и нищету, бурлящую жизнь и увядание. Да и сама идея Чичикова покупать «мертвые души» говорит о том, что в сознании петербуржцев нет места Богу.
    Петербург в произведениях Н. В. Гоголя – непонятный, странный город, в котором нет счастья и обычных мирских радостей и ценностей. Это город фарса и чинопочитания, где не место простым людям, не лишенным духовности.

  5. 5
    Текст добавил: Зая_маинькая_на лужайки

    Федеральное агентство
    по образованию
    Государственное образовательное
    учреждение высшего профессионального образования
    «Новосибирский
    государственный педагогический университет»
    Факультет начальных
    классов
    Кафедра русского языка
    с методикой преподавания
    РЕФЕРАТ
    НА ТЕМУ: «ПЕТЕРБУРГ
    ПУШКИНА И ГОГОЛЯ»
    Выполнила:
    Студентка 3 курса группы 06 –
    Купино
    Ващенко Елена Геннадьевна
    Лаврентьева Елизавета
    Владимировна
    г. Купино
    2009
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение
    1.
    Гоголь и Пушкин
    2.
    Петербург в гоголевских «Петербургских повестях»
    3.
    Петербургский период Пушкина, его влияние на лирику
    4.
    Петербург пушкинской поры в романе «Евгений Онегин»
    Заключение
    Список используемой литературы
    ВВЕДЕНИЕ
    Давно стихами говорит Нева,
    Страницей Гоголя ложится
    Невский,
    Весь Летний сад – Онегина
    глава,
    О Блоке вспоминают острова,
    А по Разъезжей бродит
    Достоевский.
    С.Я.Маршак
    Эпиграфом к своему реферату я
    взяла слова Маршака потому, что образ Петербурга всегда волновал воображение
    русских поэтов и писателей. Каждый воспринимал его и относился к нему по
    своему, по-разному, но всегда ново и интересно. Пушкин и Гоголь тоже
    запечатлели Петербург, в своём творчестве, выразив тем самым своё сугубо
    индивидуальное отношение к этому прекрасному, удивительному, таинственному и
    загадочному творению рук человеческих. В реферате я расскажу о связующих нитях
    между Пушкиным и Гоголем, затем о том, каким видел Петербург Гоголь в своих
    «Петербургских повестях» и как он это видение отразил в произведениях. Далее я
    расскажу о Петербургском периоде Пушкина и его видении Петербурга в лирике и
    главах «Евгения Онегина». В заключении к своему реферату я проанализирую
    единство и разность видения Петербурга этими двумя великими классиками русской
    литературы.
    1. ГОГОЛЬ И ПУШКИН
    Знакомство Гоголя с Пушкиным
    состоялось 20 мая 1831г. В Петербурге на вечере у Плетнёва, которое вскоре
    перешло в дружбу. Сближение с Пушкиным оказалось решающим в развитии
    общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Великий поэт
    сразу заметил в молодом авторе необычайную одарённость и полюбил его как
    надежду русской литературы. Он ввёл Гоголя в свой интимный круг, где бывали
    Крылов, Вяземский, Жуковский, Одоевский, художник Брюллов… По свидетельству
    самого Гоголя, Пушкин правильно определил основную особенность его таланта.
    [4,с.349]
    …Пушкин был первым ценителем
    произведений Гоголя, его советчиком и наставником в литературе. «Когда я
    творил, – свидетельствовал Гоголь, – я видел перед собою только Пушкина… Мне
    дорого его вечное непреложное слово. Ничего не предпринимал, ничего не писал я
    без его совета. Всё, что есть у меня хорошего, всем обязан ему»…
    Гоголь платил Пушкину за
    внимание и дружескую помощь нежной и истинной любовью. [4,с.350]
    По сути, Пушкин являлся
    учителем Гоголя, а у учителя и ученика, как правило, общие взгляды на видение
    жизни.
    2. ПЕТЕРБУРГ В ГОГОЛЕВСКИХ
    «ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЯХ»
    Гоголь прибыл в Петербург в
    январе 1829г. (первое письмо он отправил маменьке из Петербурга 3 января, почти
    сразу же после прибытия).
    …Мечтая о Петербурге, Гоголь
    всегда представлял себя в весёлой светлой комнате окнами на Неву. Но, как
    быстро выяснилось, в особняках на набережной жили люди богатые. А им с
    Данилевским пришлось довольствоваться убогой квартиркой на Гороховой улице.
    «Петербург мне показался вовсе
    не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи,
    которые распускали другие о нём, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински,
    т.е. иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали». [1,с.10]
    В гоголевских «Петербургских
    повестях», созданных в 1831 – 1841гг., в значительной мере сказались эти первые,
    глубоко отрицательные, впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью
    писателя в Петербурге. Ему удалось довольно глубоко проникнуть во внутреннюю
    жизнь города, в секреты и тайны, таящиеся в его «душе», постичь скрытую от глаз
    простого обывателя «фантастику» Петербурга. Для Гоголя это прекрасный и
    одновременно страшный, опасный, таинственный, гибельный город, существующий в
    двух мирах – реальном и нереальном. Все повести связаны общностью проблематики
    – это и власть чинов, денежных и материальных ценностей, также единством
    основного героя – разночинца и «маленького» человека; целостностью ведущего
    пафоса – это развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости
    общественной системы, пагубно влияющей на моральное и душевное здоровье горожан.
    Всё это правдиво воссоздаёт обобщённую картину Петербурга тех лет,
    концентрированно отражавшую социальные противоречия, свойственные всей России.
    В повести «Невский проспект»
    Гоголь изобразил шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад
    между возвышенной мечтой (Пискарёв) и пошлой действительностью, противоречие
    между безумной роскошью, богатством и глупым расточительством меньшинства и
    ужасающей бедностью большинства, торжество эгоистичности, продажности, «кипящей
    меркантильности» (Пирогов) столичного города.
    В повести «Нос» Гоголь рисует
    чудовищную власть чиномании и чинопочитания. Углубляя показ нелепости
    человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрокротической субординации,
    когда личность как таковая теряет всякое значение, писатель искусно использует
    фантастику как усилительный приём для негативного восприятия поставленных
    проблем, для создания гнетущего, болезненного впечатления от затронутых им тем.
    Фантастика, органически
    вплетённая писателем в реальную жизнь, приобретает особый смысл, усиливает
    степень разоблачения общественных пороков.
    Петербург Гоголя – это
    «городские лачуги, в которых ютится беднота, департаментские канцелярии,
    мастерские художников».[ 6,с.362]
    3. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД
    ПУШКИНА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИРИКУ
    Петербург Пушкина отличается
    от Петербурга Гоголя. У него он светский, театральный. Он сам так писал о своей
    жизни в столице: «Жизнь моя в Петербурге ни то ни сё. Заботы о жизни мешают мне
    скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для
    писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде…» [2,с.40] Но это было в
    1833г.,но и 20-х годах Пушкин вёл бурную светскую жизнь. Он увлекался
    драматическим и балетным театром, был , по его признанию, «почётным гражданином
    кулис». [6,с.182] «Первое выступление Пушкина как критика связано с театром. В
    незаконченной статье начала 1820 года «Мои замечания о русском театре» Пушкин,
    давая высокую оценку современной ему русской сцены, требует от актёра глубокого
    понимания роли, чувства живого и верного, естественности в игре». [6,с.182]
    Ещё в лицейские годы сложилось
    политическое мировоззрение поэта. На него повлиял и дух свободы, бродивший в то
    время в обществе. В Петербурге поэт сближается с кругом вольнолюбивой
    дворянской молодёжи. Его гнетёт ничем не ограниченная власть монарха.
    Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу. [9,с.56]
    – восклицает молодой горячий
    поэт в оде с символическим названием «Вольность». Но в то же время, Пушкин никогда
    не выступал против «короны», против царской власти как таковой, он всегда
    считал, что страной должен править просвещённый, мудрый монарх. Именно такой
    монарх поймёт, что нужно и должно отменить рабство, и тогда сам народ будет его
    опорой, верным защитником, хранителем трона и империи:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надёжную закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой. [
    9,с.57]
    В петербургский период лирика
    Пушкина особенно характерна свободолюбивыми политическими идеями и настроениями,
    и оде «Вольность» содержатся прямые политические намёки на события недавнего
    прошлого, в частности – убийство Павла 1, организованное с ведома его сына
    Александра1. Петербург в оде изображён «мрачно» и «зловеще»:
    Когда на мрачную Неву
    Звезда полуночи сверкает
    И беззаботную главу
    Спокойный сон отягощает,
    Глядит задумчивый певец
    На грозно спящий средь тумана
    Пустынный памятник тирана,
    Забвенью брошенный дворец…
    …Молчит неверный часовой,
    Опущен молча мост подъёмный,
    Врата отверсты в тьме ночной
    Рукой предательства наёмной… [9,c.56]
    В то же самое время ода
    вольность проникнута и новым, романтическим пафосом, ведь Пушкин, не смотря на
    свои политические идеи и настроения , был ещё и романтиком, влюбчивым молодым
    человеком, о чём свидетельствует его любовная лирика. Совсем не случайно ,
    творчество Пушкина петербургского периода венчается выходом летом 1820г. поэмы
    «Руслан и Людмила».
    4. ПЕТЕРБУРГ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ В
    РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

  6. Петербург – город противоречий и контрастов.
    Кто-то сходит в нем с ума от тоски и вечной серости, кого-то завораживает грандиозная архитектура, белые ночи, нескончаемые ветра.
    Этот город никого не оставляет равнодушным сейчас, не оставил он равнодушными и трех великих русских писателей, живших здесь в XIX веке.
    Три разных гения, три разных судьбы, три разных Петербурга.
    Пушкинский Санкт-Петербург – город Петра, грандиозный, торжественный и светлый. Поэт искренне восхищается им, бесконечно повторяя «люблю тебя…»
    Вступление к «Медному всаднику», довольно мрачной своей поэме, Пушкин пишет в виде оды любимому городу. Он описывает парадный Петербург, от которого захватывает дух.
    Величие города становится очевидным на контрасте: «Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво».
    Убожество чухонской деревни, которую увидел Петр, когда задумал выстроить новую столицу, и «стройные громады дворцов и башень», обозреваемые Пушкиным через сто лет, внушают уверенность в прекрасном будущем Петербурга:
    «Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия!
    Да умирится же с тобой
    И побежденная стихия».
    Но в городе великого Петра живут простые маленькие люди, которых сносит потоком стихия грандиозной столицы, ломая судьбы, уничтожая все на своем пути.
    Начинает звучать тема, близкая всей последующей русской литературе – ничтожность и слабость маленького человека перед лицом великих мира сего.
    Гоголевский Петербург – это мистификация. Здесь исчезают люди. Вот был человек, а вот от него остался один нос.
    У Гоголя это скорее страшный город призраков – здесь по Невскому проспекту, озаренному яркими огнями, гуляют не люди – бакенбарды и усы, дамские талии и рукава.
    Даже первые слова автора: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге», – оказываются каким-то вывертом, сарказмом.
    Петербург – город лжи, за внешним великолепием здесь скрывается нищета и разврат.
    Гоголь описывает Петербург, как город безжалостных и равнодушных чиновников и бюрократов, которым и дела нет до простого человека. Ценность каждого здесь определяется ценой вещей.
    Маленький человек Акакий Акакиевич мечтает перестать быть призраком, а для этого ему необходима хорошая шинель – только так его заметят.
    После жестокого ограбления Башмачкин снова становится призраком, только уже мертвым. Его нет без шинели, как и всех остальных в этом страшном холодном городе.
    Петербург Достоевского – больной город, душный, мрачный.
    В «Преступлении и наказании» писатель настолько точно описал маршруты Раскольникова, что теперь там водят экскурсии. Узкие грязные улочки недалеко от Сенной площади, распивочные, смердящие канавы, нищета – все это атрибуты нравственного разложения героев.
    Парадный величественный город не для них, эти униженные и оскорбленные варятся в своем адском котле, никак не пересекаясь с теми, другими, живущими в прекрасных дворцах и гуляющими по живописным паркам.
    Интересна и цветовая палитра, взятая Достоевским для описания города. В ней преобладают серые и желтые цвета. И желтый здесь вовсе не веселый оттенок, а цвет сумасшествия, душевной болезни – в те времена психиатрические лечебницы называли «желтыми домами».
    Удивительно, но такой разный Петербург у трех величайших писателей все же имеет одну общую черту – он равнодушен к бедам и несчастьям маленького человека.
    При этом Пушкин восхищается мощью Петрова града, Гоголь рисует лживость яркой столицы, а Достоевский окунает нас вместе со своими героями в полную безысходность, показывая только страшную изнанку города, без намека на парадность и грандиозность.

  7. Министерство общего
    и профессионального образования
    Свердловской области
    Управление образования
    Сысертского Городского Округа
    Муниципальное общеобразовательное
    учреждение
    «Средняя общеобразовательная
    школа № 23»
    Образовательная область:
    Филология
    Предмет: Литература
    РЕФЕРАТ
    ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТЕ
    А.С.ПУШКИНА И Н.В.ГОГОЛЯ
    Исполнитель:
    Попова Анна ученица 9
    «В» класса
    Руководитель:
    Бачинина Ирина Юрьевна
    г. Сысерть
    2011 год
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение…………………………………………………………………………. 3
    Изображение Петербурга в произведениях Пушкина…………………. 4 – 8
    1.1 Петербург в послелицейский период Пушкина…………………
    4
    1.2 Петербург в романе «Евгений
    Онегин»…………………………. 5
    1.3 Петербург
    в поэме «Медный всадник»………………………….
    6 – 8
    Пушкин и Гоголь…………………………………………………………. 9
    Петербург в гоголевских произведениях………………………………. 10 – 15
    Изображение города на Неве в «Петербургских повестях»…… 10 – 12
    Петербург в повести «Ночь перед Рождеством»………………… 13
    Образ столицы в «Мёртвых душах»……………………………… 14
    Упоминание о Петербурге в комедии «Ревизор»…………………15
    Заключение…………………………………………………………………………17
    Приложение………………………………………………………………………18
    – 27
    Список используемой
    литературы…………………………………………………28
    ВВЕДЕНИЕ
    Давно стихами говорит Нева,
    Страницей Гоголя ложится Невский,
    Весь летний сад – Онегина глава,
    О Блоке вспоминают острова,
    А по Разъезжей бродит Достоевский.
    С.Я.Маршак
    Эпиграфом к своему реферату я взяла
    слова Маршака потому, что образ Петербурга
    всегда волновал воображение русских
    поэтов и писателей. Каждый воспринимал
    его и относился к нему по своему, по-разному,
    но всегда ново и интересно. Пушкин и Гоголь
    тоже запечатлели Петербург в своём творчестве,
    выразив тем самым своё сугубо индивидуальное
    отношение к этому прекрасному, удивительному,
    таинственному и загадочному творению
    рук человеческих. В реферате я расскажу
    о связывающих нитях между Пушкиным и
    Гоголем, затем о том, каким видел Петербург
    Пушкин в лирике и главах «Евгений Онегин»
    и «Медный Всадник», а так же его послелицейский
    период и узнать каким Петербург видел
    Гоголь в своих «Петербургских повестях».
    В заключении к своему реферату я проанализирую
    единство и разность видения Петербурга
    этими двумя великими классиками русской
    литературы.
    При написании
    реферата будет реализоваться
    следующая цель: раскрыть особенности видения Петербурга
    в творчестве двух великих писателей:
    А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.
    Данная
    цель будет реализоваться с
    помощью следующих задач:
    Проанализировать значение знакомства Пушкина и Гоголя, а так же узнать об их взаимоотношение.
    Рассмотреть влияние Петербургского периода на всю лирику А.С.Пушкина.
    Узнать как изображается Петербург в романе «Евгений Онегин» и поэме «Медный Всадник.»
    Определить, каким показан город на Неве в гоголевских «Петербургских повестях.»
    Произвести сравнение изображения Петербурга Пушкина и Гоголя
    ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПУШКИНА
    ПЕТЕРБУРГ В ПОСЛЕЛИЦЕЙСКИЙ ПЕРИОД
    Пушкин
    очень великий писатель у него очень широкий обхват тем о Петербурге.
    Петербург Пушкина отличается от Петербурга
    Гоголя. У него он светский, театральный.
    Он сам писал так о своей жизни в столице:
    «Жизнь моя в Петербурге не то ни сё. Заботы
    о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня
    досуга, вольной холостой жизни, необходимой
    для писателя. Кружусь в свете, жена моя
    в большой моде…» Но это было в 1833 г., но
    и в 20-х годах Пушкин вёл бурную светскую
    жизнь. Он увлекался драматическим и балетным
    театром, был «почётным гражданином кулис».
    «Первое выступление Пушкина как критика
    связано с театром. В незаконченной статье
    начала 1820 года «Мои замечания о русском
    театре» Пушкин, давая высокую оценку
    современной ему русской сцены, требует
    от актера глубокого понимания роли, чувства
    живого и верного, естественности в игре».
    Ещё в
    лицейские годы сложилось политическое
    мировоззрение поэта. На него повлиял дух свободы, бродивший в
    то время в обществе. Для Пушкина в послелицейский
    период Петербург столица ничем не ограниченная
    монархией.
    Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть
    детей
    С жестокой радостию вижу.
    – восклицает молодой горячий поэт
    в оде с символическим названием «Вольность».
    В петербургский
    период лирика Пушкина особенно
    характерна свободолюбивыми политическими
    идеями и настроениями, и в
    оде «Вольность» содержаться
    прямые политические намёки на события недавнего прошлого, в частности
    – убийство Павла 1, организованное с ведома
    его сына Александра 1. Петербург в оде
    изображен «мрачно» и «зловеще»:
    Когда на мрачную Неву
    Звезда полуночи сверкает
    И беззаботную главу
    Спокойный сон отягощает,
    Глядит задумчивый певец
    На грозно спящий средь
    тумана
    Пустынный памятник тирана,
    Забвенью брошенный
    дворец…
    …Молчит неверный часовой,
    Опущен молча мост
    подъёмный,
    Врата отверсты в тьме
    ночной
    Рукой предательства
    наёмной…
    «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
    Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал на
    протяжений восьми лет, с весны 1823 г. до
    осени 1831 г. и можно смело сказать, что
    «…чувства, понятия, идеалы» автора отражены
    в полной мере в его романе. Поэт с самого
    начала заявляет о своей причастности
    к тому, что происходит в его произведении.
    Пишет он «рукой пристрастной», что лично
    знаком с главным героем:
    Онегин добрый мой
    приятель,
    Родился на берегах Нивы,
    Где, может быть, родились
    вы
    Или блистали, мой читатель;
    Там некогда гулял
    и я:
    Но вреден север для
    меня.
    В романе у Пушкина Петербург
    показан светским и в какой то мере праздным.
    Особое внимание автор уделяет петербургскому
    дворянству, типичным представителем
    которого и является Евгений Онегин, главный
    герой пушкинского произведения. Поэт
    во всех подробностях описывает день своего
    героя, а день Онегина – типичный день
    столичного дворянина. Таким образом,
    на примере одного человека Пушкин воссоздаёт
    картину жизни всего петербургского светского
    общества. Модные дневные прогулки по
    определённому, установленному негласными
    правилами светского этикета маршруту:
    Надев широкий боливар,
    Онегин едет на бульвар
    И там гуляет на просторе…
    Затем –
    обед в ресторане, посещение
    театра. Причём для Онегина театр
    является не художественным зрелищем
    и даже не художественным клубом, а скорее местом любовных интриг,
    закулисных увлечений. К тому же это необходимо,
    это полезно. Посещение театра как обязательное
    светское развлечение входит в состав
    правил хорошего тона. Пушкин даёт своему
    герою следующую характеристику:
    Театр злой законодатель,
    Непостоянный обожатель
    Очаровательных актрис,
    Почётный гражданин
    кулис…
    День молодого
    франта завершает бал, любимое
    времяпрепровождение столичных
    дворян.
    Пушкин
    говорит о петербургском высшем
    обществе с изрядной долей
    иронии и без особых симпатий, как о вещах, чуждых
    ему, ибо жизнь столичная «однообразна
    и пестра», а «света шум» очень быстро
    «наскучивает».
    Пустота света и богатство личности,
    способность искать и находить подлинный
    смысл жизни – две стороны эпохи в пушкинском
    романе «Евгений Онегин».
    1.3 «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
    Живя в Петербурге, столице и
    оплоте самодержавия, Пушкин не
    мог не видеть значение этого
    города, историю его создания
    для России. Когда Пушкин писал
    «Медного всадника» он был
    уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической
    прозы, драматургом, историком. Это время,
    когда обострялся взгляд человека и художника
    на город. Никто как Пушкин не смог добавить
    романтики этому городу, образу Невы, как
    одушевленному, живому существу. Для того,
    чтобы узнать, как относился к городу сам
    Пушкин, надо просто читать его произведения:
    все, что он хотел сказать о Петербурге,
    сказано им самим.
    В поэме
    прославляются «великие думы»
    Петра, его творенье – «град
    Петров», «полночных стран краса
    и диво», новая столица русского государства,
    выстроенная в устье Невы, «под морем»,
    «на мшистых топких берегах»,  из соображений
    военно-стратегических («отсель грозить
    мы будем шведу»), экономических («сюда
    по новым им волнам все флаги в гости будут
    к нам») и для установления культурной
    связи с Европой («природой здесь нам суждено
    в Европу прорубить окно»). Наводнение,
    показанное в поэме как бунт покоренной,
    завоеванной стихии против Петра, губит
    жизнь Евгения – простого и честного человека
    и губит жизнь его невесты – Параши. Пётр
    в своих великих государственных заботах
    не думал о беззащитных маленьких людях,
    принуждённых под угрозой наводнения
    ( как не думал и о сотнях жизней о строительстве
    города). Пушкин первый поднял эту тему:
    никакого эпилога, возвращающего нас к
    первоначальной теме величественного
    Петербурга, – эпилога, примиряющего нас
    с исторически оправданной трагедией
    Евгения, Пушкин не даёт. Противоречие
    между полным признанием правоты Петра
    I, не могущего считаться в своих государственных
    «великих думах» и делах с интересами
    отдельного человека, и полным же признанием
    правоты каждого человека, требующего,
    что бы с его интересами считались, – это
    явное противоречие остается неразрешенным
    в поэме.
    «Вступление»
    к «Медному всаднику» написано в классическом и торжественном
    стилях. По своему стилю оно резко отличается
    от стиля всех других частей поэмы. Поэтому
    часто воспринимается как самостоятельно
    произведение . От повествовательных частей
    поэмы оно отличается, прежде всего, своим
    торжественно-ликующим тоном. «Вступление
    часто называют гимном великому городу.
    Все другие изображения Петербурга –
    будь то Петербург Гоголя, Некрасова или
    Достоевского – всегда сопоставляются
    с Петербургом «Вступления» Пушкина. Сами
    эти писатели осознавали созданные ими
    образы Петербурга как полемические по
    отношению к пушкинскому. «Люблю тебя,
    Петра творенье…» – повторял Достоевский
    Пушкинский стих. И тут же ответил: «Виноват,
    не люблю его».
    «Прошло сто лет, и
    юный град.
    Полнощных стран краса
    и диво,
    Из тьмы лесов, из топи блат,
    Вознесся пышно, горделиво;
    Где прежде финский рыболов.
    Печальный пасынок природы,
    Один у низких берегов
    Бросал в неведомые
    воды
    Свой ветхий невод, ныне
    там
    По оживлённым берегам
    Громады стройные теснятся
    Дворцов и башен; корабли
    Толпой со всех концов земли
    К богатым пристаням
    стремятся;
    В гранит оделася Нева;
    Мосты повисли над
    водами;
    Темно-зелёными садами
    Её покрылись острова,
    И перед младшею столицей
    Померкла старая Москва,
    Как перед новою царицей
    Порфироносная вдова.
    Люблю тебя, Петра творенье.
    Начиная с 1717 года Петербург строился
    очень интенсивно, ежегодно возводилось
    по несколько сотен новых зданий, и к концу
    жизни Петра (1725 г.) столица была большим
    городом с населением 40 тысяч человек.
    Появление крупного города на пустом месте
    и в краткий срок явилось невиданным Европе
    событием. Пётр I приказал, чтобы высота
    шпиля на Петропавловском соборе превосходила
    высоту колокольни Ивана Великого, самого
    высокого сооружения в Московском Кремле.
    Нева определила архитектурный облик
    города: от неё пролегли первые дороги,
    в дальнейшем ставшие центральными улицами
    города. Описывая наводнение, Пушкин очень
    ярко описал разбушевавшеюся Неву:
    «Осада! Приступ! Злые волны,
    Как воры, лезут в окна.
    Черны
    С разбега стекла бьют
    кормой.
    Лотки под мокрой пеленой,
    Обломки хижин, бревна, кровли,
    Товар запасливой торговли.
    Пожитки бледной нищеты,
    Грозой снесенные мосты.
    Гроба с размытого
    кладбища
    Плывут по улицам!
    Народ
    Зрит божий гнев и
    казни ждет…
    Петербург
    изображен очень мрачно в этом
    произведении. Город красив, но он построен на костях, этот город
    приносит несчастье маленьким, обыкновенным
    людям.
    ПУШКИН И ГОГОЛЬ
    Знакомство
    Гоголя с Пушкиным состоялось
    20 мая 1831 г. В Петербурге на
    вечере у Плетнёва, которое вскоре перешло в дружбу. Сближение с Пушкиным
    оказалось решающим в развитии общественных
    взглядов и литературного таланта молодого
    Гоголя. Великий поэт сразу заметил в молодом
    авторе необычайную одаренность и полюбил
    его как надежду русской литературы. Он
    ввёл Гоголя в свой интимный круг, где
    бывали Крылов, Вяземский, Жуковский, Одоевский,
    художник Брюллов… По свидетельству самого
    Гоголя, Пушкин правильно определил основную
    особенность его таланта.
    …Пушкин
    был первым ценителем произведений
    Гоголя, его советчиком и наставником в литературе.
    «Когда я творил, – свидетельствовал Гоголь,
    – я видел перед собою только Пушкина…
    Мне дорого его вечное неприлежное слово.
    Ничего не предпринимал, ничего не писал
    я без его совета. Всё, что есть у меня хорошего,
    всем обязан ему»…
    Гоголь
    платил Пушкину за внимание
    и дружескую помощь нежной
    и истиной любовью.
    По сути,
    Пушкин являлся учителем Гоголя,
    а у учителя и ученика, как
    правило, общие взгляды на видение
    жизни.
    ПЕТЕРБУРГ В ГОГОЛЕВСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
    3.1 Изображение города на Неве в «Петербургских
    повестях»
    Тема Петербурга является
    одной из основных в творчестве
    Н.В.Гоголя.
    Гоголь
    прибыл в Петербург в январе
    1829 г. (первое письмо он отправил
    маменьке из Петербурга 3 января, почти сразу же после прибытия).
    …Мечтая о Петербурге,
    Гоголь всегда представлял себя
    в весёлой светлой комнате
    окнами на Неву. Но, как быстро
    выяснилось, в особняках на набережной
    жили люди богатые. А им с
    Данилевским пришлось довольствоваться
    убогой квартиркой на Гороховой улице.
    «Петербург
    мне показался вовсе не таким,
    как я думал, я его воображал
    гораздо красивее, великолепнее, и
    слухи, которые распускали другие о нем, также лживы.
    Жить здесь не совсем по-свински, т.е. иметь
    раз в день щи да кашу, несравненно дороже,
    нежели думали».
    В гоголевских
    «Петербургских повестях», созданных
    в 1831 – 1841 г.г., в значительной
    мере сказались эти первые, глубоко отрицательные, впечатления
    и горестные размышления, вызванные жизнью
    писателя в Петербурге.
    Гоголю
    удалось довольно глубоко проникнуть
    во внутреннюю жизнь города, в
    секреты и тайны, таящиеся в
    его «душе», постичь скрытую от
    глаз простого обывателя «фантастику» Петербурга.
    Для Гоголя это прекрасный и одновременно
    страшный, опасный, таинственный, гибельный
    город, существующий в двух мирах – реальном
    и нереальном. Все повести связаны общностью
    проблематики – это и власть чинов, денежных
    и материальных ценностей, также единством
    основного героя – разночинца и «маленького»
    человека; целостностью ведущего пафоса
    – это развращающая сила денег, разоблачение
    вопиющей несправедливости общественности
    системы, пагубно влияющей на моральное
    и душевное здоровье горожан. Всё это правдиво
    воссоздаёт обобщенную картину Петербурга
    тех лет, концентрированно отражавшую
    социальные противоречия, свойственные
    всей России.
    В повести
    «Невский проспект» Гоголь изобразил
    шумную, суетливую толпу людей
    самых различных сословий, разлад между возвышенной
    мечтой (Пискарёв), мечтой о тихом счастье
    в деревенском домике, о скромной жизни,
    обеспеченной собственным трудом, и пошлой
    действительностью, противоречие между
    безумной роскошью, богатством и глупым
    расточительством меньшинства и ужасающей
    бедностью большинства, торжество, продажности,
    «кипящей меркантильности» (Пирогов) столичного
    города.
    В повести
    «Нос» Гоголь рисует чудовищную
    власть чиномании и чинопочитания.
    Углубляя показ нелепости человеческих
    взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрокротической
    субординации, когда личность как таковая
    теряет всякое значение, писатель искусно
    использует фантастику как усиленный
    прием (т.е. Гоголь использует прием фантастики
    для сказочности мира, для более глубокого
    отражения быта) для негативного восприятия
    поставленных проблем, для создания гнетущего,
    болезненного впечатления от затронутых
    им тем.
    Фантастика,
    органически вплетённая писателем
    в реальную жизнь, приобретает
    особый смысл, усиливает степень
    разоблачения общественных пороков.
    Повесть
    «Шинель» – одно из интереснейших
    произведений цикла. Изображению
    Петербурга здесь уделяется особое
    внимание.
    Герой повести
    – Акакий Акакиевич Башмачкин
    – порождение именно этого
    города, маленький человек, затертый
    большими домами, растоптанный «большими»
    чиновниками. Город – Монстр убивает личность,
    ему нет дела до какого-то чиновника-служащего
    в каком-то департаменте. Акакий Акакиевич
    – песчинка в этом огромном городе, его
    задача – удержатся на этом свете, выжить
    в неравной борьбе за существование.
    Вот почему
    Гоголь, подходя к главной теме
    повести, употребляет слово «враг», хотя никаких батальных сцен
    здесь не будет: «… есть в Петербурге сильный
    враг всех, кто получает четыреста карбованцев
    в год жалования… враг этот не кто иной,
    как наш северный мороз». Бедный Акакий
    Акакиевич всю жизнь провел будто в логове
    врагов: город – враг бедных, чиновников,
    которые подавляют тех, кто рангом ниже,
    мороза, от которого в неважной шинельке
    некуда деваться.
    С мечтой
    о возможной реставрации шинели, которая
    отбыла век, поднимается Башмачкин на
    четвертый этаж ступеньками, «какие все
    облитые водой, помоями и пронизанные
    насквозь тем спиртуозным запахом, который
    ест глаза и, как известно, обязательно
    есть на всех черных ступеньках петербургских
    домов». Типичные контрасты мегаполиса:
    парадные подъезды и сокровенные ступеньки,
    нарядные фасады и колодцы дворов, блестящая
    одежда, и шинель простых тружеников, которые
    уже не подлежат ремонту.
    Но вот мечта всей жизни Башмачкина сбылась
    – новая шинель. И здесь Акакий Акакиевич
    потерялся в многолюдном Петербурге. Его
    не просто заметили, а даже отметили приглашением
    к помощнику столоначальника – какая
    честь! И гордый собой Башмачкин идет в
    гости к высокому чиновнику. Он идет пустынными
    улицами с плохим освещением, бедными
    домами. Но вот все чаще начинают появляться
    красиво одетые дамы, мужчины в шубах с
    бобровыми воротниками. Переходя от физического
    и духовного мрака к свету, Акакий Акакиевич
    будто делает прыжок из своего мира в чужой:
    теперь у него есть на это право. Но его
    ждет дорога домой. Она станет дорогой
    возвращения к прошлому, и Петербург снова
    все и всех расставит по местам. Он «ощущал,
    как сняли с него шинель». Ещё бы! Ведь
    это снимали кожу.
    Теперь
    Башмачкин снова незначительная песчинка этого города. Он
    старается искать справедливость сначала
    у будочника, потом у пристава, у «значительного
    лица». В руках этого «значительного лица»
    власть, и ему дано право говорить со всеми
    отрывистым и твердым голосом, «который
    заранее нарочно учил у себя в комнате,
    в одиночестве и перед зеркалом ещё за
    неделю до получения нынешнего своего
    места и генеральского чина». Да, такое
    бывает только в столицах!
    И снова
    спускается Башмачкин ступеньками,
    на этот раз они ведут в
    никуда. Исчезло и спряталось существо, никем не защищенное,
    никому не дорогое, ни для кого не интересное».
    В том и ужас одинокости большого города,
    холодно-равнодушному к людям, это «каждый
    умирает поодиночке».
    После смерти
    Башмачкина в городе появляется
    фантом, который срывает шинели «со всех плеч, не
    разбирая чина и звания». Такая фантасмагория
    могла состоятся только под пером Гоголя
    и только в Петербург, который стал не
    только фоном, а и чуть ли не главным действующим
    лицом одной из самых беспощадных и щемящих
    душ «Петербургских повестей». Петербург
    в этой повести из абсолютно реального,
    конкретного города превращается в мираж,
    в город-призрак.
    3.2 Петербург в повести «Ночь перед Рождеством»
    «Ночь перед Рождеством» была написана в 1830 году.
    По сравнению с черновой редакцией, сохранившейся
    в рукописной тетради Гоголя, изменениям
    подверглась преимущественно вторая часть
    повести – описание приезда Вакулы в Петербург,
    и в особенности сцена жалобы запорожцев.
    Кроме того, в повести сделаны были цензурные
    купюры, которые сейчас восстанавливаются
    по черновой рукописи. Так, несомненно
    по цензурным соображениям, не были помещены
    шутки Вакулы, крестящего черта, и слова
    запорожца, протестующего против притеснений:
    «Помилуй, мамо! Зачем губишь верный народ?
    Чем прогневали?»
    В «Ночи
    перед рождеством» Гоголем так
    же широко использован фольклор.
    Образ черта, крадущего месяц,
    история чудесного полета его
    с Вакулой восходят к народным,
    фольклорным источникам. В «Книге всякой всячины» имеется такая запись
    Гоголя: «Существует поверье, что ведьмы
    снимаю и прячут звезды». Известно в фольклоре
    и изображение того, как черт через печную
    трубу влетает к ведьме на свидание. Образ
    черта в «Ночи перед рождеством» близок
    и к комической фигуре беса в «вертепной»
    драме.
    Действие
    повести относится ко второй
    половине XVIII века, что видно из описания поездки
    кузнеца Вакулы в Петербург, во дворце
    Екатерины II. Встреча запорожских депутатов
    с Екатериною, стремившейся привлечь запорожцев
    к борьбе против турок и татар, жалобы
    запорожцев на притеснение со стороны
    правительства отражают реальные исторические
    события.
    В повести
    Петербург изображен сказочным.
    3.3 Образ столицы в
    «Мёртвых душах»
    В «Мёртвых душах» Гоголь продолжает тему
    Петербурга, «маленького» человека, тему
    мести. Петербург предстает как город,
    в котором сосредоточено все человеческое
    зло. В рассказе полицмейстера мелькают
    детали, сближающие Петербург с библейским
    городом Вавилоном, погрязшим в грехах,
    разврате, в обреченно на гибель. Ассоциации
    с вавилонским смешением языков может
    вызвать и нагромождение национальных
    обозначений в «Повести о капитане Копейкине»:
    «… чтобы не толкнуть локтем … какую-нибудь
    Америку или Индию», «на тротуаре, видит,
    идет какая-то англичанка…». Вполне четко
    образ Вавилона проступает во фразе: «мосты
    там висят эдаким чертом… Семирамида,
    сударь, да и полно!». Прослеживается, потому
    что висячие сады Семирамиды находились
    в Вавилоне. Петербург в «Мёртвых душах»
    – это негармоничный город дьявола. Гоголь
    продолжает тему искусственного города,
    построенного сатаной.
    Упоминание о Петербурге в комедии «Ревизор»
    Ещё одним
    произведением, включающий в себя
    тему Петербурга, столичного города,
    становится «Ревизор». Здесь изображается
    уездный город и нравы, царящие
    в нем, но и здесь не обходится
    без Петербурга. Образ Петербурга в этом произведении
    также связан с образом «маленького человечка».
    Гоголь изображает Хлестакова личность
    которого полностью раздавил Петербург:
    он ослепленный столичным блеском, при
    всей своей пустоте и ничтожности ощущает
    себя человеком высшего сорта, вкусившим
    прекрасных плодов цивилизации Петербурга,
    хотя если вдуматься, именно Петербург
    сделал героя пустым и ничтожным.
    В уездном
    городе приняли Хлестакова за
    ревизора только потому, что он
    из Петербурга. Таким образом,
    этот город набрасывает тень на всю Россию.
    Кажется,
    жизнь в нем кипит, но это
    лишь внешнее кипение: жизнь
    эта призрачна, она – не
    деятельность, а пустая суета:
    много людей, которые все что-то
    делают, суетятся, бегают туда –
    сюда без цели, без смысла. Город
    лишён гармонии, он даже на расстоянии уродует
    душу человека. Тем не менее, городничий
    и все чиновники уездного города N высшим
    благом, показателем успешности считают
    жизнь в этом городе. Мечтая выдать дочь
    за «ревизора», городничий мечтает о переезде
    в Петербург.
    Таким образом,
    Петербург в «Ревизоре» – страшный,
    непонятный, ненормальный город,
    давящий на человека.
    Если в раннем творчестве Гоголя Петербург
    – это сказочный город, то в зрелом – это
    мрачный, страшный, непонятный, ненормальный
    город, давящий на личность и убивающий
    её, город духовно мертвых людей.
    Гоголь, великий оригинальный художник слова,
    мастерски использовал фантастический
    прием в своих произведениях, создав ярких
    социальных и национальных типов. Его
    живой, певучий слог отразил лирические
    и гротеско-сотирические черты украинского
    народа и Петербургского общества.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    По-разному
    видели Петербург Гоголь и
    Пушкин. У Гоголя он страшный,
    опасный, таинственный, гибельный город под властью чиновников,
    денежных и материальных ценностей, с
    его лачугами и нищетой. И если в раннем
    творчестве Петербург – это сказочный
    город, то в зрелом – мрачный, страшный,
    непонятный, ненормальный, давящий на
    личность и убивающий её, город духовно
    мёртвых людей. Петербург Гоголя – это
    «городские лачуги», в которых пятится
    беднота, департаментские канцелярии,
    мастерские художников.
    У Пушкина же он светский, театральный,
    праздный и величественный. Петербург
    для Пушкина – это живое существо, «град
    Петров» средоточие надежд и чаяний передовых
    русских людей, столица русской монархии.
    И в то же время Петербург для Пушкина
    – «пустой» город, а зачастую даже враждебный
    простым людям. Чувства Пушкина к Петербургу
    сложным и неоднозначным, зачастую противоположным
    и волнующимся от любви («Люблю тебя, Петра
    творенье…») до ненависти.
    Анализируя
    образ Петербурга в творчестве
    Пушкина и Гоголя, я пришла
    к выводу, что при всем отличии,
    у этих писателей есть и
    много общего в видении этого
    города. С одной стороны, и у Пушкина, и у Гоголя
    Петербург величественен, прекрасен, торжественен.
    С другой стороны оба писателя недовольны
    существующими в городе порядками.
    Закончить свой реферат я хочу словами
    Гоголя из его «Петербургских записок»1836
    г., каков же был Петербург в начале 19 века:
    «…Как сдвинулся,
    как вытянулся в струнку щёголь
    Петербург! Перед ним со всех
    сторон зеркала: там Нева, там
    Финский залив. Есть куда поглядеться.
    Как только заметит на себе
    перышко или пушок, в ту же
    минуту его щелчком…Петербург – разбитной малый,
    никогда не сидит дома, всегда одет и на
    кордоне охорашиваясь перед Европою, которую
    видит, но не слышит.
    Петербург
    весь шевелится, от погребов, до
    чердака; с полночи начинает
    печь французские хлебы, которые назавтра все съест немецкий
    народ, и во всю ночь то один глаз его светится,
    то другой… в Петербург идёт русский народ
    пешком летнею порою строить и работать…
    Петербург весь расточился по кусочкам,
    разделился, разложился на лавочки и магазины
    и ловит мелких покупщиков… продаёт галстуки
    и перчатки своим чиновникам…».
    Пушкин в гостях у
    Гоголя
    А.С.Пушкин
    Н.В.Гоголь
    «Ночь перед рождеством»
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
    ЛИТЕРАТУРЫ
    Волков, Г.Н. Мир Пушкина: личность мировоззрение, окружение [текст] / Г.Н.Волков. – Москва: Молодая гвардия, 1989.
    Высочина, Е.И. Образ, бережно хранимый: Жизнь Пушкина в памяти поколений [текст] / Е.И.Высочина. – Москва: Просвещение, 1989.
    Гоголь, Н.В. Повести: сборник [текст] / Н.В.Гоголь. – Москва: Художественная литература, 1984.
    Петров, А.Е. Петербургский период А.С.Пушкина [текст] / А.Е.Петров// История русской литературы 19 века. – Москва: Просвещение, 1970.
    Петров, А.Е. Гоголь и Пушкин [текст] / А.Е.Петров // История русской литературы 19 века. – Москва: Просвещение, 1970.
    Пушкин, А.С. Евгений Онегин; поэмы: сборник [текст] / А.С.Пушкин. – Москва: Художественная литература, 1970.
    и т.д……………..

  8. Федеральное агентство по образованию
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
    «Новосибирский государственный педагогический университет»
    Факультет начальных классов
    Кафедра русского языка с методикой преподавания
    РЕФЕРАТ
    НА ТЕМУ: «ПЕТЕРБУРГ ПУШКИНА И ГОГОЛЯ»
    Выполнила:
    Студентка 3 курса группы 06 – Купино
    Ващенко Елена Геннадьевна
    Лаврентьева Елизавета Владимировна
    г. Купино
    2009
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение
    Гоголь и Пушкин
    Петербург в гоголевских «Петербургских повестях»
    Петербургский период Пушкина, его влияние на лирику
    Петербург пушкинской поры в романе «Евгений Онегин»
    Заключение
    Список используемой литературы
    ВВЕДЕНИЕ
    Давно стихами говорит Нева,
    Страницей Гоголя ложится Невский,
    Весь Летний сад Онегина глава,
    О Блоке вспоминают острова,
    А по Разъезжей бродит Достоевский.
    С.Я.Маршак
    Эпиграфом к своему реферату я взяла слова Маршака потому, что образ Петербурга всегда волновал воображение русских поэтов и писателей. Каждый воспринимал его и относился к нему по своему, по-разному, но всегда ново и интересно. Пушкин и Гоголь тоже запечатлели Петербург, в своём творчестве, выразив тем самым своё сугубо индивидуальное отношение к этому прекрасному, удивительному, таинственному и загадочному творению рук человеческих. В реферате я расскажу о связующих нитях между Пушкиным и Гоголем, затем о том, каким видел Петербург Гоголь в своих «Петербургских повестях» и как он это видение отразил в произведениях. Далее я расскажу о Петербургском периоде Пушкина и его видении Петербурга в лирике и главах «Евгения Онегина». В заключении к своему реферату я проанализирую единство и разность видения Петербурга этими двумя великими классиками русской литературы.
    1. ГОГОЛЬ И ПУШКИН
    Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось 20 мая 1831г. В Петербурге на вечере у Плетнёва, которое вскоре перешло в дружбу. Сближение с Пушкиным оказалось решающим в развитии общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Великий поэт сразу заметил в молодом авторе необычайную одарённость и полюбил его как надежду русской литературы. Он ввёл Гоголя в свой интимный круг, где бывали Крылов, Вяземский, Жуковский, Одоевский, художник Брюллов… По свидетельству самого Гоголя, Пушкин правильно определил основную особенность его таланта. [4,с.349]
    …Пушкин был первым ценителем произведений Гоголя, его советчиком и наставником в литературе. «Когда я творил, – свидетельствовал Гоголь, – я видел перед собою только Пушкина… Мне дорого его вечное непреложное слово. Ничего не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Всё, что есть у меня хорошего, всем обязан ему»…
    Гоголь платил Пушкину за внимание и дружескую помощь нежной и истинной любовью. [4,с.350]
    По сути, Пушкин являлся учителем Гоголя, а у учителя и ученика, как правило, общие взгляды на видение жизни.
    2. ПЕТЕРБУРГ В ГОГОЛЕВСКИХ «ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЯХ»
    Гоголь прибыл в Петербург в январе 1829г. (первое письмо он отправил маменьке из Петербурга 3 января, почти сразу же после прибытия).
    …Мечтая о Петербурге, Гоголь всегда представлял себя в весёлой светлой комнате окнами на Неву. Но, как быстро выяснилось, в особняках на набережной жили люди богатые. А им с Данилевским пришлось довольствоваться убогой квартиркой на Гороховой улице.
    «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нём, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, т.е. иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали». [1,с.10]
    В гоголевских «Петербургских повестях», созданных в 1831 1841гг., в значительной мере сказались эти первые, глубоко отрицательные, впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью писателя в Петербурге. Ему удалось довольно глубоко проникнуть во внутреннюю жизнь города, в секреты и тайны, таящиеся в его «душе», постичь скрытую от глаз простого обывателя «фантастику» Петербурга. Для Гоголя это прекрасный и одновременно страшный, опасный, таинственный, гибельный город, существующий в двух мирах реальном и нереальном. Все повести связаны общностью проблематики это и власть чинов, денежных и материальных ценностей, также единством основного героя разночинца и «маленького» человека; целостностью ведущего пафоса это развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы, пагубно влияющей на моральное и душевное здоровье горожан. Всё это правдиво воссоздаёт обобщённую картину Петербурга тех лет, концентрированно отражавшую социальные противоречия, свойственные всей России.
    В повести «Невский проспект» Гоголь изобразил шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад между возвышенной мечтой (Пискарёв) и пошлой действительностью, противоречие между безумной роскошью, богатством и глупым расточительством меньшинства и ужасающей бедностью большинства, торжество эгоистичности, продажности, «кипящей меркантильности» (Пирогов) столичного города.
    В повести «Нос» Гоголь рисует чудовищную власть чиномании и чинопочитания. Углубляя показ нелепости человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрокротической субординации, когда личность как таковая теряет всякое значение, писатель искусно использует фантастику как усилительный приём для негативного восприятия поставленных проблем, для создания гнетущего, болезненного впечатления от затронутых им тем.
    Фантастика, органически вплетённая писателем в реальную жизнь, приобретает особый смысл, усиливает степень разоблачения общественных пороков.
    Петербург Гоголя это «городские лачуги, в которых ютится беднота, департаментские канцелярии, мастерские художников».[ 6,с.362]
    3. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД ПУШКИНА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИРИКУ
    Петербург Пушкина отличается от Петербурга Гоголя. У него он светский, театральный. Он сам так писал о своей жизни в столице: «Жизнь моя в Петербурге ни то ни сё. Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде…» [2,с.40] Но это было в 1833г.,но и 20-х годах Пушкин вёл бурную светскую жизнь. Он увлекался драматическим и балетным театром, был , по его признанию, «почётным гражданином кулис». [6,с.182] «Первое выступление Пушкина как критика связано с театром. В незаконченной статье начала 1820 года «Мои замечания о русском театре» Пушкин, давая высокую оценку современной ему русской сцены, требует от актёра глубокого понимания роли, чувства живого и верного, естественности в игре». [6,с.182]
    Ещё в лицейские годы сложилось политическое мировоззрение поэта. На него повлиял и дух свободы, бродивший в то время в обществе. В Петербурге поэт сближается с кругом вольнолюбивой дворянской молодёжи. Его гнетёт ничем не ограниченная власть монарха.
    Самовластительный злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу. [9,с.56]
    – восклицает молодой горячий поэт в оде с символическим названием «Вольность». Но в то же время, Пушкин никогда не выступал против «короны», против царской власти как таковой, он всегда считал, что страной должен править просвещённый, мудрый монарх. Именно такой монарх поймёт, что нужно и должно отменить рабство, и тогда сам народ будет его опорой, верным защитником, хранителем трона и империи:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надёжную закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой. [ 9,с.57]
    В петербургский период лирика Пушкина особенно характерна свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, и оде «Вольность» содержатся прямые политические намёки на события недавнего прошлого, в частности убийство Павла 1, организованное с ведома его сына Александра1. Петербург в оде изображён «мрачно» и «зловеще»:
    Когда на мрачную Неву
    Звезда полуночи сверкает
    И беззаботную главу
    Спокойный сон отягощает,
    Глядит задумчивый певец
    На грозно спящий средь тумана
    Пустынный памятник тирана,
    Забвенью брошенный дворец…
    …Молчит неверный часовой,
    Опущен молча мост подъёмный,
    Врата отверсты в тьме ночной
    Рукой предательства наёмной… [9,c.56]
    В то же самое время ода вольность проникнута и новым, романтическим пафосом, ведь Пушкин, не смотря на свои политические идеи и настроения , был ещё и романтиком, влюбчивым молодым человеком, о чём свидетельствует его любовная лирика. Совсем не случайно , творчество Пушкина петербургского периода венчается выходом летом 1820г. поэмы «Руслан и Людмила».
    4. ПЕТЕРБУРГ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
    Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работа на протяжении восьми лет, с весны 1823г. до осени 1831г. и можно смело сказать, что «…чувства, понятия, идеалы» автора отражены в полной мере в его романе. Поэт с самого начала заявляет о своей причастности к тому, что происходит в его произведении

    Похожие работы

    Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя
    Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя )
    Начало жизненного пути Гоголя
    Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского
    Петербург в жизни А.С. Пушкина
    Петербург в жизни Александра Сергеевича Пушкина
    Петербург в произведениях Гоголя
    Петербург Пушкина и Гоголя
    Произведения Н.В.Гоголя
    Художественный мир Н. В. Гоголя

  9. 9
    Текст добавил: Ходячая энциклопедия

    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”, казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава “натуральной школы” в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.
    Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения.
    Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах “Евгений Онегин”. В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала “в вихре света”, состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:
    Еще бокалов жажда просит
    Залить горячий жир котлет,
    Но звон брегета им доносит,
    Что новый начался балет.
    И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:
    Все было тихо; лишь ночные
    Перекликались часовые,
    Да дрожек отдаленный стук
    С Мильонной раздавался вдруг,
    Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, “барабаном пробужденный”:
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит.
    Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен и “вольности святой”. Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: “вольность”, “гражданин”, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо (“защитник вольности и прав”), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле, Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.
    В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:
    Тут был, однако, цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лица,
    Необходимые глупцы…
    Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть”. Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец “прекрасного человека” с точки зрения света:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел…
    Кто в двадцать лет был франт иль хват,
    А в тридцать выгодно женат;
    Кто в пятьдесят освободился
    От частных и других долгов,
    О ком твердили целый век:
    N. N. прекрасный человек.
    Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для “маленького человека”.
    В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы “Медный всадник”. Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве “общего над частным”, при очевидном сочувствии автора к “страданию этого частного”. Пушкин поет гимн столице Российского государства:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный…
    Город вознесся “пышно, горделиво” “из тьмы лесов и топи блат” и стал сердцем могучего государства:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    Чтобы раскрыть сложные отношения, царящие в обществе, показать проблему государства и народа, Пушкин вводит в свое произведение образ стихии. Стихии наводнения никто и ничто не может противостоять: ни маленький человек Евгений, мечтающий о счастье обыкновенного человека, ни Медный всадник, омываемый мутными волнами. Последний также бессилен остановить этот натиск. Волевым, насильственным путем Петр утвердил среди дикой природы город — “красу и диво полнощных стран”, который вечно будет подвергаться натискам стихии, так как любое насилие влечет за собой возмездие.
    Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *