Сочинение на тему морфемика и словообразование

11 вариантов

  1. Морфемика и
    словообразование
    .
    В современной
    русистике разграничивают такие разделы
    как морфемика
    и словообразование.
    Морфемика
    – 1. морфемный
    строй языка, т.е. совокупность и типы
    его морфем; 2. раздел грамматики,
    занимающийся описанием системы морфем
    языка и правил их сочетаемости.
    МОРФЕМИКА
    изучает минимальные значимые единицы
    языка.
    Основной
    единицей морфемики является морфема.
    Понятие ввел И.А.Бодуэн де Куртенэ.
    МОРФЕМА – минимальная
    значимая единица языка.
    Классификация
    морфем

    В зависимости от
    значения и функции разграничивают
    морфемы
    корневые
    (самостоятельные), которые выражают
    основное лексическое значение слова
    (=вещественное значение)
    аффиксальные
    (служебные),
    которые выражают дополнительные
    значения: словообразовательные и
    грамматические. Аффиксы делятся на
    словообразующие
    (они используются для образования новых
    слов) и формообразующие
    (используются для образования новых
    форм слова)
    КОРЕНЬ
    – центральная морфема в слове, выражающая
    его основное лексическое значение.
    Значение корня конкретно. В служебных
    словах значение корня приближается к
    значению аффиксов: без
    – без-, не – не-
    .
    В
    отдельных словах трудно выделить корень
    (отойти,
    надеть, добавка, обувь
    ).
    Принято разграничивать: свободные
    корни (желтеть,
    река, петь
    ),
    которые способны выступать в слове без
    сопровождения приставок и суффиксов,
    образуя с окончанием целое слово, и
    связанные
    (отвергнуть,
    одежда, привыкнуть
    ),
    которые функционируют только в сочетании
    с приставками и суффиксами.
    ПРИСТАВКА
    (префикс) – служебная морфема, стоящая
    перед корнем, служащая для образования
    новых слов (понавыдумывать)
    СУФФИКС
    – морфема, которая находится после
    корня и служит для образования новых
    слов или для образования грамматических
    форм слова. (Перечень формообразующих
    суффиксов: суффикс инфинитива -ть-, суф.
    образования причастий и деепричастий,
    суф. прошедшего времени глагола -л-,
    суф. степеней сравнения прилагательных
    и качественных наречий).
    ОКОНЧАНИЕ
    (флексия) – служебная морфема,
    расположенная, как правило, в конце
    словоформы, выполняющая формообразующую
    функцию. Служит для выражения синтаксических
    отношений в словосочетании и предложении
    (т.е. для связи слов). Может быть нулевым.
    Неизменяемые слова не имеют окончания.
    ПОСТФИКС
    – служебная морфема, расположенная
    после окончания: словообразующие
    (-ся/-сь, -то, -либо, -нибудь), формообразующий
    -те.
    ИНТЕРФИКС
    – аффикс, выполняющий функцию
    соединительного элемента (вертолет,
    нефтепровод
    )
    КОНФИКС
    – комплексная словообразовательная
    морфема, состоящая, например, из приставки
    и суффикса, которые в совокупности
    выражают определенное словообразовательное
    значение (подоконник).
    ОСНОВА
    – часть слова без словоизменительных
    аффиксов, выражающая лексическое
    значение слова. Основа обеспечивает
    тождество слова (широкий
    – широчайший – широченный
    )
    Как и любая единица
    языка, морфема имеет план выражения
    (определенный звуковой комплекс) и план
    содержания (языковое значение, которое
    он выражает). Морфемы обычно материально
    выражены, но могут быть и нулевыми.
    НУЛЕВЫЕ МОРФЕМЫ
    – морфемы, которые не имеют плана
    выражения. Понятие ввел Фортунатов.
    Чаще всего это аффиксы. Нулевая морфема
    выделяется в слове или словоформе при
    сопоставлении с соотносительными
    словами и словоформами, имеющими в своем
    составе материально выраженные аффиксы
    того же ряда.
    Нулевые аффиксы
    могут быть выделены только в сопоставлении
    с другими аффиксами:
    Нулевые суффиксы
    – в абстрактных существительных: синь;
    бег
    .
    Нулевой интерфикс:
    жар-птица,
    Калининград

    Словообразование
    – 1. сам процесс
    образования слова на базе другого
    однокоренного слова с помощью специальных
    средств, присущих языку; 2. раздел
    языкознания, в котором изучается
    словообразовательная система языка.
    Основной объект – производное слово.
    Производное слово – это мотивированное
    обозначение предметов действительности.
    Значение слов с производной основой
    всегда определимо посредством ссылки
    на значение соответствующей первичной
    основы.
    Производное и
    производящее слово связаны отношениями
    производности. Производность
    – это отношения между двумя однокоренными
    словами, при которой одно слово является
    с формальной и семантической точки
    зрения первичным, а другое – вторичным.
    Эти отношения всегда двуплановы.
    Производное слово
    по своей структуре всегда бинарно. Оно
    включает в свой состав производящую
    базу (основу) и средство словообразования
    (формант): рыбачкин
    – рыбачка – рыбак – рыба.

    СПОСОБЫ
    СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

    НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
    СПОСОБЫ

    МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ
    СПОСОБ – переход слов из одной части
    речи в другую а) субстантивация
    – переход иных частей речи в
    существительные. Полная
    – не существует уже прилагательных,
    на базе которых образовано данное слово
    мостовая;
    неполная
    столовая,
    учительская
    ;
    окказиональная
    – возможность употреблять слово в
    качестве существительного только в
    определенном контексте – гулявшие
    собрались
    у входа в парк.
    б) адъективация –
    переход в прилагательные: выдающийся,
    блестящий

    в) адвербиализация
    – переход в наречия: рядом,
    кругом

    г) прономинализация
    – переход в местоимения: в одном
    институте
    Возможны
    также переходы в числительные, союзы,
    предлоги частицы.
    ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ
    СПОСОБ (сращение, слияние) – образование
    нового слова на базе словосочетания
    вечнозеленое,
    тотчас, сегодня, умалишенный.
    Может
    быть с суффиксацией: ничегонеделание,
    потусторонний.

    ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ
    СПОСОБ – переосмысление слов, появление
    омонимов в результате распада
    многозначности: край
    стола -родной край
    .
    МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
    СПОСОБЫ

    1.
    АФФИКСАЛЬНЫЕ (комбинированные и
    некомбинированные)
    НЕКОМБИНИРОВАННЫЕ
    Суффиксация:
    мечтатель,
    бег

    Префиксация:
    атака-
    контратака

    Постфиксация:
    строиться,
    учиться
    ,
    КОМБИНИРОВАННЫЕ
    Префиксально-суффиксальный
    подстаканник
    сокурсник, антигриппин
    ;
    взморье,
    безрукий

    нулевым суффиксом).
    Префиксально-постфиксальный:
    бежать –
    разбежаться

    Суффиксально-постфиксальный:
    ветвь –
    ветвиться

    Префиксально-суффиксально-постфиксальный:
    луна –
    прилуниться

    2.
    СЛОЖЕНИЕ – способ образования слов,
    при котором используется несколько
    производящих основ:
    лесостепь, железобетон, теплоотдача,
    Калининград.

    Может
    быть с суффиксацией, в том числе нулевой:
    огнетушитель,
    мышеловка, паровоз, скалолаз, белозубый

    АББРЕВИАЦИЯ
    – сложение сокращенных частей слов или
    сокращенной части с целым словом. Типы
    аббревиации – самостоятельно.
    2

  2. Морфемика и словообразование.
    МОРФЕМИКА
    Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Термин «морфема» введен в научный обиход И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г.
    Морфема – наименьшая значимая часть слова (в отличие от слога).
    Слово состоит из основы и окончания. Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. В основу входят:
    1)приставка,
    2)корень
    3)суффикс.
    Познакомимся с новыми морфемами!
    4)постфикс (ся/сь): беречь-ся, береги-сь;
    5) интерфикс (соединительная гласная) ; сам-о-лет, змее-е-лов, пят-и-летка.
    Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
    ! Неизменяемые слова окончаний не имеют:
    Несклоняемые существительные: кофе, пальто, кино;
    Неопределённая форма глагола(инфинитив): читать, увидеться, нести, беречь;
    Деепричастия: рисуя, прочитав, учась;
    Наречия: вблизи, влево, горячо.
    Порядок разбора слова по составу(морфемный разбор):
    Определите, к какой части речи относится слово.
    У изменяемого слова найдите окончание и определите его значение.
    Укажите основу слова (часть слова без окончания и без формообразующих суффиксов (например, суффикс -л- у глаг. в форме прош.времени, формообразующие суффиксы инфинитива).
    Выделите корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
    Выделите приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем докажите подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
    Пример: Повредит — глагол, обозначает действие — причинит вред. Окончание -ит указывает на то, что этот глагол II спряжения стоит в будущем времени, 3-м лице, единственном числе. Такое же окончание в глаголах висит, сгорит, закричит и пр. Основа слова повред-. Приставка по- неизменяемая на письме. Такая же приставка в словах поговорить, побелить, поворот и др. Корень -вред-. Этот же корень в словах вредный, вредить и т.д.
    СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
    Словообразование — раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. При словообразовательном анализе необходимо определить, от какого исходного слова и при помощи какого способа образовано данное слово.
    Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами словообразования.
    Неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль. Различают следующие неморфологические способы:
    Переход слова из одной части речи в другую. Пример: учительская(прил.) комната – учительская(сущ.)
    Сращение – два или несколько слов сливаются в одно, не изменяясь при этом внешне. Пример: сильно действующий – сильнодействующий
    Образование омонимов. Пример: кулак(сжатые пальцы) – кулак(сословие)
    Морфологический способ – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к производящей основе различных морфем (приставок, суффиксов) или другой основы. Окончания не входят в число словообразовательных морфем. Различают следующие морфологические способы:
    Приставочный: беспорядок  <  порядок. Помни! Приставка не меняет часть речи!                                                                                  Чаще всего: Глаголы (воздействует-действует…)                                                                        Наречия (навсегда – всегда…)                                                                                    Существительное (сверхчеловек – человек…)                                                                   Прилагательное (гиперактивный – активный….)                                                                  Местоимение (никогда – когда, нигде – где..) Суффиксальный:  просительница < проситель. Помни! Суффиксальный способ чаще образовывает новую часть речи. Чаще всего: Наречия на –о, -е (молниеносно< молниеносный )                                         Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать  <  рассмотреть)                                                                                Существительные  с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение<  положить) Бессуфиксный – новое слово образуется путём усечения суффикса(зыплыв < заплывать). Образуются только существительные: а) от глаголов(значение действия) бег<бегать; б)  от прилагательных существительные ж.р.на «–ь»  (ширь – широкий, даль – далекий….). Чтобы правильно определить данный способ словообразования, необходимо найти в тексте отглагольное существительное(см.а – оно сохраняет значение действия), убедиться в том, что после корня сразу идёт окончание. Приставочно-суффиксальный: подбородок<борода. Образуются: Глаголы (разбежаться – бег…)                                                   Прилагательное (беспомощный -  помощь…)                                  Существительное (подснежник – снег, поморье – море…)                     Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый) Сложение — образование нового слова путём сложения двух или нескольких основ (или целых слов) с соединительной гласной или без неё: пешеход <пеший+ходит, плащ-палатка <плащ+палатка. Внимание! Не путать с суффиксальным: Земледельческий < земледелие,  суффиксальный Правило №1. Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма). Ловушка! перечитал < перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ). Правило №2. Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой. Ловушка! вход < ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход < входить (бессуффиксный способ). Помни! При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных: - е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный < вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный < вишня (суффиксальный способ, суффикс –н). - шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу); - б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный). При подборе однокоренного слова помни следующее: часть речи от какой части речи может быть образовано каким способом существительное существительное приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный Прилагательное глагол суффиксальный, бессуффиксный прилагательное существительное суффиксальный, приставочно-суффиксальный прилагательное приставочный глагол суффиксальный глагол глагол приставочный, суффиксальный существительное суффиксальный, прилагательное приставочно-суффиксальный наречие существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение суффиксальный, приставочно-суффиксальный причастие суффиксальный причастие, деепричастие только глагол только суффиксальный Алгоритм действий: Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти (инфинитив), - л (пр.время) у глаголов). Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс. Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть. Образец словообразовательного анализа слова: Загородный. Лексическое значение: находящийся за городом. Основа слова – загородн Ближайшее родственное слово – город, его основа – город Сравним основы: загородн и город. В основе слова загородн  выделяются ещё две значимые морфемы: приставка за- и суффикс -н- Слово загородный образовано приставочно-суффиксальным способом.

  3. Начнем с того, что в своей речи мы пользуемся словами. Каждое слово звучит. Значит, оно состоит из звуков, который каждый в отдельности не имеет лексического значения. Слово можно также разделить на минимальные значимые части, которые называются греческим термином “морфема”.
    Каждое изменяемое слово состоит из основы и окончания. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании или предложении. Как словоизменительная морфема, оно выражает различные грамматические значения, например, у существительных – падеж и число, а у числительных – падеж:
    сосна – сосн-е, сосн-ой, сосн-ы;
    тр-и, тр-ёх, тр-емя.
    У глаголов в форме настоящего времени окончание выражает грамматическую категорию лица и числа, например:
    я бег-у, ты беж-ишь, они бег-ут.
    В основе слова выделим минимальные значимые части: приставку, корень, суффикс, постфикс.
    Корень – это главная морфема слова, в которой заключается общее лексическое значение родственных слов. Например, со словом “вода” связаны общим корнем прилагательные “водный”, “водянистый”, “подводный”, существительные “водичка”, “водица”, “подводник”.
    Суффикс служит для образования новых слов, например, суффиксы -чик и -щик образуют слова, обозначающие специальность, занятие человека: летчик, водопроводчик, банщик, сварщик, бетонщик.
    Приставка приютилась в начале слова и образует новые слова:
    автор – со-автор;
    бежать – при-бежать;
    когда – не-когда.
    С помощью приставок возникают слова с новым значением, сравним: при-ползти и вы-ползти; писать и пере-писать.
    В конце слова после окончания в глаголах может быть постфикс -ся, который указывает на возвратность действия:
    вернуть – вернуть-ся;
    собрать – собрать-ся.
    Вот так вкратце. Не знаю, для какого класса нужен сей опус. Может, сложновато написала и не все, конечно, например, о формообразующих суффиксах, об соединительных гласных не упомянула.

  4. Государственное автономное профессиональное
    образовательное учреждение  Иркутской области
    «Ангарский техникум строительных технологий»
    Русский язык
    Учебное пособие
    по УД «Русский язык»
    Морфемика и словообразование
    (ОВЗ)
    Ангарск, 2015 г.
    Рассмотрено и одобрено                                                          Утверждаю:
    на заседании  ПЦК                                                                Директор АТСТ
    гуманитарного цикла                                                          _______ Леснов В.Н.
    Протокол №       от
    «    »_________ 2015 г.
    Председатель ПЦК
    ___________ Н.В.Ефремова
    Содержание
    1. Пояснительная записка
    2. Понятие о морфеме
    1) типы морфем
    2) тренировочные упражнения
    3. Основа слова
    4. Тренировочные упражнения
    5. Порядок морфемного разбора
    6. Тест по теме «Морфемика»
    7. Словообразование
    1) способы образования слов
    2) тренировочные упражнения
    3) порядок словообразовательного разбора
    4) тест по теме «Словообразование»
    8. Контрольный тест. Тема «Морфемика. Словообразование. Орфография»
    Пояснительная записка
    Методическое  пособие разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными образовательными стандартами для обучающихся 1 курса по профессиям
    М – маляр строительный и  С – столяр строительный.
    В данном пособии собран и систематизирован дидактический материал для проведения обучающих и проверочных работ по разделу «Морфемика и словообразование». Упражнения разнообразные, дополняющие друг друга, в процессе выполнения которых реализуется многоаспектный подход к анализируемому тексту, осуществляется единая система работы по орфографии и развитию речи.
    Структура пособия соответствует структуре учебника по русскому языку.
    В пособии используются как традиционные виды работ, так и редко используемые в повседневной работе преподавателя.
    В каждом разделе материал располагается таким образом: сначала даются менее сложные работы, затем они усложняются. К каждому тексту, включенному в пособие, предлагаются разнообразные задания по развитию речи, по орфографии, пунктуации. Они даются в определенной системе, регулярно повторяются и постепенно усложняются. В некоторых разделах пособия имеются тексты и задания повышенной трудности, которые могут быть использованы в самостоятельной работе  сильных обучающихся.
    Задания помещаются перед упражнением, если они должны быть выполнены обучающимися до или во время письма. За текстом следуют те задания, которые выполняются после записи и анализа текстового материала упражнений.
    Предлагаемая система работы по орфографии, пунктуации одновременно с закреплением основных умений по развитию речи помогает повысить грамотность и вооружает обучающихся умениями излагать свои мысли в устной и письменной форме.
    После каждого раздела дан тест по  теме для проверки знаний обучающихся.
    В заключении дан контрольный тест по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».
    Понятие о морфеме.
    Типы морфем
    Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав или строение слова.
    Морфема – наименьшая значимая часть слова. Корень, приставка, суффикс, постфикс, окончание – это морфемы. Все они, кроме окончания, составляют основу слова.
    Основа слова – часть слова без окончания. Основа слова содержит его главное лексическое значение. Может быть равна корню: мяч, тень.
    Корень слова – общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое  значение. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными: мир – мирить – мирный – мировой – перемирие.
    Приставка – морфема (значимая часть слов), которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: автор – соавтор,  друг – содружество.
    Суффикс – морфема (значимая часть слова), которая следует за корнем и служит для образования новых слов и форм слов: учить – учитель; образуют новые формы –  жить, жил.
    Окончание – морфема, изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова, связи слов в предложении. Окончание может быть нулевым: дом, стол.
    Постфикс – это суффиксы, которые находятся в самом конце слова, после окончания. Это: ся, сь – в возвратных глаголах; то, либо, нибудь – в неопределенных местоимениях.
    Интерфикс – часть слова, выполняющая соединительную функцию, находящаяся между корнями сложного слова: само – о – кат, пар – о – воз.
    Центральная морфема в слове – корень. Остальные морфемы служебные (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы).
    Служебные морфемы называются аффиксами.
    Тренировочные упражнения
    Упражнение 1.
    Подберите к указанным словам однокоренные,  так, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.
    Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.
    Упражнение 2.
    Выделите основу и окончание в следующих словах:
    Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.
    Упражнение 3.
    Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).
    Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.
    Упражнение 4.
    Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).
    Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.
    Упражнение 5.
    Сделайте письменный морфемный разбор данных слов.
    Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж.
    Упражнение 6
    Запишите несколько примеров слов, образованных:
    а) приставочным способом;
    б) суффиксальным способом;
    в) приставочно-суффиксальным способом;
    г) способом сложения.
    Основа слова
    Производной основой  называется основа, образованная от другой при помощисловообразовательных аффиксов: город – город – ок, вод – а – под – вод – н – ый.
    Непроизводной основой называется основа, не образованная от другой, состоящая из одного корня: ног – а, дерев – о.
    Производящей основой называется основа, от которой образовано новое слово:
    нов – изн – а.
    Простая основа состоит из одного корня: лес – ник.
    Сложная основа состоит из нескольких корней: лес – о – воз
    Членимая основа кроме корня включает другие морфемы (приставки, суффиксы, постфиксы): безграничный.
    Нечленимая основа равна корню: граница.
    Непрерывная основа не прерывается окончанием: улыб – чив – ый.
    Прерывистая основа прервана окончанием: улыбающ – ий – ся.
    Тренировочные упражнения
    Упражнение 1.
    Укажите, производными или непроизводными являются основы слов.
    Злой, вода, ходить,  небесный, картина, зеленый, путь, палец, лен, путник, дорожный.
    Упражнение 2.
    Подберите слова с производящей основой для следующих слов.
    Образец: настенный – стен – а.
    Песенник, желтоватый, высмотреть, баскетболистка, вареник, подмигивать, беспамятство, переводчик, обвинение, путаный, мечтательница.
    Упражнение 3.
    Добавьте в каждую группу слова, имеющие сложную основу.
    1.Скотовод, оленевод …
    2. Зверолов, рыболов …
    3. Четырехдневный, пятимесячный …
    Упражнение 4.
    Слова, имеющие нечленимую основу, выпишите в одну колонку, членимую – в другую.
    Блюдо, весело, должник, дождик, гроза, близкий, пишущий, пригорок, чудо, мечтать, идти, бедный, торопливый.
    Упражнение 5.
    Графически выделите все морфемы в словах. Выпишите слова, имеющие прерывистую основу.
    Образец: трудящийся, завистливый
    Светящийся, плескаться, какой – то, плестись, что – либо, влюбленный, бросать, сгоряча, семья, учащийся, опоздать.
    Упражнение 6.
    Определите, какой схеме соответствуют данные слова. Выберите один из предложенных вариантов схем.
    1. Нежность                 а) корень – суффикс – суффикс – окончание.
    б) корень – суффикс – окончание.
    2. Победить                  а) приставка – корень – суффикс – окончание.
    б) корень – суффикс – суффикс.
    3. Перебежчик              а) приставка – корень – суффикс.
    б) приставка – корень – суффикс – окончание.
    ?4. медвежий                  а) корень – суффикс – окончание.
    б) корень – окончание.
    Порядок морфемного разбора
    1. Определить, какой частью речи (изменяемой или неизменяемой) является разбираемое
    слово.
    2. Выделить окончание и основу. Охарактеризовать окончание: нулевое или материально
    (буквенно) выраженное; какие грамматические значения слова передает (род, число, падеж
    и т.д.).
    3. В основе путем подбора родственных слов выделить центральную морфему – корень.
    Отметить чередования звуков, если имеются.
    4. Выделить приставку, подобрав одноструктурные (имеющие такую же приставку) слова.
    5. Выделить суффикс, подобрав одноструктурные слова. Установить, какую функцию он
    выполняет – словообразовательную или формообразующую.
    6. Охарактеризовать основу: производная – непроизводная, простая – сложная, членимая –
    нечленимая, прерывистая – непрерывная).
    Образец разбора
    Подготовка
    1. Это существительное – изменяемая часть речи, следовательно имеет окончание.
    2. Чтобы выделить окончание, надо изменить существительное, например по падежам:
    подготовк- и, подготовк- е и т. д. В слове подготовка окончание – а. Оно является
    материально выраженным, передает значение женского рода, единственного числа,
    именительного падежа. Основа подготовк -.
    3. Путем подбора родственных слов выделяем в основе корень. Родственные слова:
    готовить, готовый, приготовить. Корень слова – готов.
    4. Приставка под – . Выполняет словообразовательную функцию. Одноструктурные слова:
    поддержка, подбросить, подбежать.
    5. Суффикс- к-. Выполняет словообразовательную функцию. Одноструктурные слова:
    незнакомка, студентка.
    6. Основа подготовк – простая, членимая, непрерывная, производная. В слове подготовк/а
    4 морфемы.
    Тест по теме “Морфемика”
    1. Какое слово неправильно разбито на морфемы:
    А) подо-жд-а-в,
    Б) не-по-движ-ен-,
    В) с-верк-а-вш-ий,
    Г)  из-мен-ений.
    2. Какое слово верно разбито на морфемы?
    А) сер-ов-ат-ое,
    Б) на-столь-ный,
    В) вы-воз-ит,
    Г) рассказ-чиц-а.
    3. Какое слово состоит из пяти морфем?
    А) подготовка,
    Б) превзошли,
    В) стремится,
    Г) утомлен.
    4. В каком слове есть суффикс -н-?
    А) бессменный,
    Б) лиственный,
    В) увеличен,
    Г) львиный.
    5. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
    А) перелистывая,
    Б) скудный,
    В) раздробление,
    Г) пересыпавший.
    6. Какое слово состоит из двух приставок, корня, одного суффикса и окончания?
    А) водица,
    Б) напутствовать,
    В) загордиться,
    Г) переоценка.
    7. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания
    А) переулок,
    Б) огородный,
    В) обнова,
    Г) освещение.
    8. В каком слове нет суффикса?
    А) огурец,
    Б) ребенок,
    В) речка,
    Г) горошек.
    9. Отметьте «лишнее» среди родственных.
    А)  пахать,
    Б) пахота,
    В)                  пахнуть,
    Г) пахарь.
    10.  Какое слово не является родственным остальным?
    А) дорожить,
    Б) придорожный,
    В) дорога,
    Г) подорожник.
    11.  Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
    А) издалека,
    Б) насаженный,
    В) прослушавший,
    Г) приготовлю.
    12.  Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
    А) посадка,
    Б) заморгавший,
    В) соловушка,
    Г) складывая
    13.  В каком ряду все слова родственные?
    А) пригорок, горестный, взгорье;
    Б) годный, годовой, наводнение;
    В) водный, заводить, наводнение;
    Г) гордость, горделивый, загордиться.
    14.  Укажите слово с нулевым окончанием.
    А) пятого,
    Б) ходить,
    В) лисий,
    Г) зарумянились.
    15.  В каком слове правильно выделено окончание?
    А) занижены-й,
    Б) обещани-е,
    В) обладае-шь,
    Г) предчувств-ую.
    16.  В каком слове нет приставки?
    А) примерка,
    Б) прищепка,
    В) принцесса,
    Г) пришелец.
    17.  В каком слове верно выделена приставка?
    А) подо-рожник,
    Б) подо-зревать,
    В) подо-блачный,
    Г) по-дборщик.
    18.  В каком слове неправильно выделен суффикс?
    А) сель-ск-ий,
    Б) парашют-ист-к-а,
    В) лепет-ал-и,
    Г) заоблач-н-ый.
    19.  Укажите слово, которое состоит из корня, двух суффиксов и окончания.
    А) разбушевались,
    Б) служила,
    В) водительские,
    Г) наступление.
    20.  В каком слове неправильно выделен корень?
    А)    по-золоч-енный,
    Б) за-дрож-али,
    В) за-жгл-ась,
    Г)                                                                                                                                                          син-еет.
    Словообразование
    Способы образования слов.
    Морфологические способы (является основными в русском языке):
    1. приставочный (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки): болеть – за – болеть, бежать – при – бежать.
    2. суффиксальный (новое слово образуется с помощью суффиксов): дом – дом – ик, баня – бан – щик.
    3. приставочно-суффиксальный (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса): под – локот – ник, за – город – ный
    4. безаффиксный  (новое слово образуется без аффикса (служебных морфем – приставки, суффикса, интерфикса): гнилой – гниль, мутный  – муть, хохотать – хохот.
    5. словосложение  а) новое слово образуется путем сложения слов: вагон-ресторан;
    б) новое слово образуется путем сложения слова и основы: стенгазета;
    в) новое слово образуется путем сложения основ слова: паровоз;
    г) новое слово образуется путем сложения начальных букв слов: МГУ;
    д) новое слово образуется из названий начальных звуков слов,
    входящих в словосочетание: ООН, МХАТ, КРУ.
    Тренировочные упражнения
    Упражнение 1.
    Определите, каким способом образованы данные слова.
    Сварщик, преуспевать, гниль, тоскливый, беспокойный, железнодорожник, подставка, черноморский, военрук, заграничный, электростанция.
    Упражнение 2.
    Из предыдущего упражнения выпишите слова, соответствующие схеме: приставка – корень – окончание.
    Упражнение 3.
    Прочитайте текст и выполните задания.
    Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно,  черпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
    (Н. В. Гоголь)
    Задания к упражнению
    1. Из выделенного предложения выпишите:
    а) слова, не имеющие окончания;
    б) слова с нулевым окончанием;
    в) слова с формально выраженным окончанием.
    Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
    2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
    3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
    4. Сделайте морфемный разбор указанных слов.
    Неморфологические способы:
    1. переход слова из одной части речи в другую:  дежурный ученик – дежурный по классу
    2. слияние сочетания слов в одно слово: труднодоступный
    3. использование одного слова в нескольких значениях: хвост птицы, хвост самолета, хвост очереди.
    Тренировочные упражнения
    Упражнение 1.
    Выпишите из предложений слова, образованные неморфологическим способом (переход слова из одной части речи в другую).
    1. пришлось опять долго сидеть в столовой и пить чай.
    2. «А приданого они дадут, должно быть, не мало», – думал Старцев, рассеянно слушая.
    3. Перед вечером на площадь прискакало человек двадцать конных.
    4. Сарай для военнопленных, как паучье гнездо паутиной, опутан колючей проволокой.
    5. Прекрасное настоящее и просыпавшиеся в нем впечатления прошлого сливались вместе; от них в душе было тесно, но хорошо.
    6. Перед ужином все, молодые и старые, сели играть в «судьбу».
    Упражнение 2
    Из приведенных групп родственных слов составьте словообразовательные цепочки. Обозначьте морфемы, с помощью которых образовано слово.
    1. Зеленый, озеленение, озеленить, зеленить.
    2. Защита, защитить, беззащитный, беззащитно.
    3. Моряк, море, по – моряцки, моряцкий.
    4. Звучать, звук, отзвучать, отзвук.
    Примечание. Словообразовательная цепочка  – это однокоренные слова, последовательно образованные друг от друга.
    . Порядок словообразовательного разбора
    1. Установить для данного слова слово с производящей основой.
    2. Выделить в разбираемом слове словообразовательные аффиксы.
    3. Определить способ образования слова.
    4. Привести словообразовательную цепочку.
    Образец разбора
    Пригорок
    1. Для данного слова производящей является основа слова гора.
    2. Слово пригорок образовано  от слова гора одновременным присоединением к
    производящей основе  приставки  при – и суффикса – ок- .
    3. Способ словообразования – морфологический приставочно- суффиксальный.
    4. Словообразовательная цепочка: пригорок____ гора.
    Тест по теме «Словообразование»
    1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
    А) приехать,
    Б) читатель,
    В) неизбежный,
    Г) виднеться.
    2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
    А) восход
    Б) заповедник
    В) выполнение
    Г) насухо
    3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
    А) по-хорошему,
    Б) новизна,
    В) охотник,
    Г) отнести.
    4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
    А) прочитать,
    Б) преодолеть,
    В) походка,
    Г) разрушение.
    5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
    А) сторожка,
    Б) нерешительный,
    В) по-зимнему,
    Г) полив.
    6. Какое слово образовано приставочным способом?
    А) купленный,
    Б) где-нибудь,
    В) доверху,
    Г) размешать.
    7. Какое слово образовано приставочным способом?
    А) синь,
    Б) управляемый,
    В) распланировать,
    Г) семилетка.
    8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
    А) кожаный,
    Б) отлет,
    В) водолаз,
    Г) напольный.
    9. Какое слово образовано бессуффиксным способом
    А) синеть,
    Б) наладчик,
    В) лесоруб,
    Г) подъезд.
    10.  Какое слово образовано способом сложения?
    А) международный
    Б) обороноспособный
    В) перекресток
    Г) сверхъестественный
    11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
    А) пересчитать – приставочный,
    Б) разбег – бессуффиксный,
    В) лесоруб – бессуффиксный,
    Г) зевота – суффиксальный.
    12.  В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
    А) усиленно – приставочный,
    Б) пробежать – приставочный,
    В) выход – бессуффиксный,
    Г) горение – суффиксальный.
    13. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ
    А) приставочный,
    Б) суффиксальный,
    В) бессуффиксный,
    14. Укажите способ образования слова  ВОСХОД
    А) приставочный,
    Б) бессуффиксный,
    В) суффиксальный,
    Г) переход
    15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
    А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
    Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
    В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
    Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.
    Контрольный тест
    Морфемика. Словообразование. Орфография.
    А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
    1) передовой
    2) по-французски
    3) пригородный
    4) полено
    А2. Каков способ образования слова ПОДЛЁДНЫЙ?
    1) приставочно-суффиксальный
    2) приставочный
    3) сложение
    4) суффиксальный
    A3. В каком ряду записаны однокоренные слова?
    1) рукавица, подручный
    2) рожица, рожки
    3) водянистый, подводить
    4) молоко, молодой
    А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
    1) абон..мент, выб..рать, уед..нение
    2) ув..дающая пр..рода, ч..cтолюбивый
    3) по..cтеречь, птицево..ческий, зо..чество
    4) оз..рение, выр..внять грядку, расп..хнуть дверь
    А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква?
    1) чес..ный, пору..чик, песчан..ый
    2) лан..шафт, громоз..кий, извес..ка
    3) прелес.ный, расчитывать, искусный
    4) агентство, словесный, ровесник
    А6. В каком слове есть приставка РОС-?
    1) россиянин
    2) роскошество
    3) росистый
    4) роспуск
    А7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
    1) по прибыти.. поезда, в глубоком ущель..
    2) рассказ о Юри.., держись на расстояни..
    3) деревья в ине.., в течени.. суток
    4) письмо из Дани.., на знамен..
    А8. Изданного фрагмента стихотворения А.А. Блока вы пишите слова, образованные суффиксальным способом.
    Пушкин! Тайную свободу
    Пели мы вослед тебе!
    Дай нам руку в непогоду,
    Помоги в немой борьбе!
    А9. Из третьей и четвёртой строк фрагмента стихотворения (см. задание А8) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.
    Литература
    1. Цыбулько И.П. и др. Русский язык и ЕГЭ, М: Издательство «Просвещение»
    2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык, учебник – 9-е изд., М: Издательство «Просвещение», 2003.-347 с.
    3.  Любичева Е.В.  Русский язык, методические материалы – 9-е изд., М.:Эксмо, 2007. –
    336 с.
    4. Розенталь Д.Э.  Русский язык – 8-е изд., М.: Дрофа 2010.  – 384 с.
    5. Ивченков П.Ф. Контрольно- тренировочные работы на уроках русского языка, учебное       пособие – 4-ое изд., Издательство «Просвещение», 2006. – 190 с.

  5. Опорный конспект по теме
    «Морфемика. Словообразование».
    1. Морфемика. Состав слова
    Морфемика – раздел науки о языке, изучающий состав слова.
    Слова состоят из элементов, которые называются морфемами. Морфема — минимальная значимая часть слова, не подлежащая дальнейшему членению.
    Корень — общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения: вода — водовоз, подводник, водяной, водосток.
    Приставка – значимая часть слова, стоящая перед корнем (или перед другой приставкой) и служащая для образования новых слов: делать – сделать, город – пригород, писать – списать, приписать.
    Суффикс – значимая часть слова, стоящая после корня (или другого суффикса) и служащая для образования новых слов: учитель, боксёр, писал.
    Окончание – изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении: божество, пишут, белый.
    К  морфемам не относится основа слова, так как это не минимальная значимая часть слова, а делимая часть слова. Основа – часть слова без окончания: студентк-а, прекрасн-ый.
    2. Словообразование. Способы образования новых слов
    Словарь русского языка постоянно пополняется новыми словами, которые образуются с помощью различных морфем. Раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов, от чего и с помощью чего образуются новые слова, называется словообразованием.

    Способ образования слов
    Пример
    1
    Приставочный
    неудачный     удачный
    предыстория     история
    2
    Суффиксальный
    смелость     смелый
    серебряный     серебро
    алеть     алый
    3
    Приставочно-суффиксальный
    безвкусица     вкус
    подземный     земля
    докрасна     красный
    4
    Бессуффиксный
    полёт     полететь
    5
    Способ сложения
    А) целых слов
    Б) основ слов с помощью соединительных гласных О и Е
    В) основ слов без соединительных гласных
    Г) части слова с целым словом
    Д) начальных букв слова или заглавных букв
    плащ-палатка     плащ, палатка
    меч-рыба     меч, рыба
    лесостепь     лес, степь
    древнерусский     древний, русский
    универмаг     универсальный, магазин
    стенгазета     стенная газета
    вуз     высшее учебное
    заведение;
    АТС     автоматическая
    телефонная станция
    6
    Переход слов из одной части речи в другую
    рабочий (прил.) костюм – молодой рабочий (сущ.);
    лунной ночью (сущ.) – приехать ночью (нареч.)

  6. Термин «словообразование» в лингвистике употребляется в двух значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка.
    Словообразование как особый раздел науки о языке включает две составные части — морфемику и собственно словообразование (деривацию).
    Морфемика — учение о значимых частях слова (морфемах), т. е. учение о строении, структуре слова.
    Словообразрвание (деривация) изучает словообразовательную роль морфем, способы образования слов, закономерности современного словообразования.
    Предметом изучения в словообразовании является слово: исследуется состав, способ образования слова как единицы словообразовательной системы.
    Словообразовательная система русского языка тесно связана с другими его сторонами (уровнями) — лексикой и грамматикой. Связь словообразования с грамматикой, в частности с морфологией, проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка. Так, образующиеся в русском языке новые слова всегда оформляются как определенная часть речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие и т.д.) со всеми грамматическими признаками этой части речи.
    Слово как единица словообразовательной системы имеет определенную структуру, т. е. состоит из морфем — одной или нескольких: завтра, богатырский. Слово и морфема различаются рядом признаков. Слова характеризуются языковой самостоятельностью, в то время как морфемы существуют лишь в составе слова. Слова всегда обладают лексико-грамматической соотнесенностью, т. е. принадлежат к определенному лексико-грамматическому ряду (части речи); морфемы лишены лексико-грамматической соотнесенности. Слова, как правило, воспроизводимы, но в отдельных случаях могут создаваться в процессе устного или письменного общения (индивидуально-авторские неологизмы); морфемы обладают только воспроизводимостью.
    Нельзя смешивать словообразование и формообразование.
    Формообразование — это образование форм одного и того же слова (т.е. словоизменение). Формы словоизменения являются формами слова, выражающими отношение его к другим словам в словосочетании и предложении.
    Большинство русских слов может изменять свою форму при помощи окончаний: чистое небо, живописный пейзаж. Ср.: чистого неба, живописным пейзажем. Окончание — это изменяемая часть слова, образующая определенную грамматическую форму и выражающая грамматическое подчинение данного слова другому слову. Например, в словосочетаниях чистое небо, живописный пейзаж окончания -ое, -ый образуют родовые формы прилагательных и выражают их зависимость от существительных небо, пейзаж.

  7. Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав или строение слова. Слова состоят из: Приставки и суффикса . Это значимые части слова, служат для образования новых слов: друг – со– друж – еств – о. Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня.
    Одни и те же приставки и суффиксы могут служить для образования слов с разным значением: приезжать – приходить, красота – долгота.
    Приставки и суффиксы могут быть словообразовательными (служить для образования новых слов): автор – соавтор; учить – учитель ; и формообразовательными (образуют новые формы): жить, жил.
    Корень слова – общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными: мир – мирить – мирный – мировой – перемирие.
    Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании и выражаетзначение рода, числа, падежа, лица. Окончание может быть нулевым: дом
    Основа слова – часть слова без окончания. Основа слова содержит его главное лексическое значение. Может быть равна корню.: мяч , тень.

  8. Тема:Морфемика и словообразование русского языка. Выразительные словообразовательные средства
    Ключевые понятия:морфемика, словообразование, морфема, корень, су?ффикс, приста?вка (пре?фикс), суффиксальный способ, приставочный способ, приставочно – суффиксальный способ, безаффиксный способ, лексико-семантический способ, лексико-синтаксический способ (сращение),
    морфолого-синтаксический способ
    Лекционный материал
    Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т. е. их морфемный состав.
    Словообразование (от лат. derivatio – отведе­ние) – это образование нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в язы­ке словообразовательным моделям.
    Слово состоит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. Части слова называются морфемами.
    Морфема (от греч. morphe — форма) – это ми­нимальная значимая часть слова, которая не чле­нится на более мелкие единицы того же уровня. Значимыми морфемами слова являются корень, приставка, суффикс
    Главной морфемой слова является корень (общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий лексическое значение слова. Корень обязательно присутствует в слове, он может употребляться и без аффиксальных морфем, тогда как аффиксы без корня употребляться не могут.
    Су?ффикс (от лат. suffixus «прикреплённый») в лингвистике — морфема, изменяемая часть слова, расположенная обычно после корня.
    Суффиксы могут служить для образования форм слов, например: знамя (им. п.) — знамени (р. п.), веселый — веселее (сравнит. степень), почитать (сов. вид) — почитывать (несов. вид).
    Многие суффиксы свойственны определенным частям речи. Так, суффиксы -ость, -ак, -ок, -ач, -ец, -лец, -тель, -чик, -щик, -ист, -ниц(а), -иц(а) характерны для имен суще­ствительных;
    суффиксы -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -им-, -ем-, -ом-, -т-, -нн-, -ш-, -вш- — для причастий;
    суффиксы -а, -я, -в, -вши — для деепричастий;
    суффиксы -и-, -е-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-, -ну- — для глаголов;
    суффиксы -то, -либо, -нибудь — для местоимений и наречий.
    Приста?вка (пре?фикс) — значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл слов. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, над-, под-, пере- и т. д.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-: аморальный, антиобщественный, архиглупый, интернациональный, контрразведка, ультразвук, демобилизация, дезинфекция, дисгармония, реорганизация, экс-чемпион, импорт.
    Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, встретить, достать, затевать, одолеть, ответить, посетить, позвонок, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный.

  9. Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав или строение слова. Слова состоят из: Приставки и суффикса . Это значимые части слова, служат для образования новых слов: друг – со– друж – еств – о. Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня.
    Одни и те же приставки и суффиксы могут служить для образования слов с разным значением: приезжать – приходить, красота – долгота.
    Приставки и суффиксы могут быть словообразовательными (служить для образования новых слов): автор – соавтор; учить – учитель ; и формообразовательными (образуют новые формы): жить, жил.
    Корень слова – общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными: мир – мирить – мирный – мировой – перемирие.
    Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании и выражаетзначение рода, числа, падежа, лица. Окончание может быть нулевым: дом
    Основа слова – часть слова без окончания. Основа слова содержит его главное лексическое значение. Может быть равна корню. : мяч , тень.
    .

  10. В толковых словарях значения многозначного слова даются в одной словарной статье последовательно.
    Например: ПРОСТОЯТЬ. 1. Провести или пробыть какое-нибудь время стоя. (Простоять час в ожидании). 2. Пробыть в бездействии, в простое. (Машина простояла сутки). 3. Просуществовать, не разрушаясь, сохраняясь. (Дом ещё простоит много лет).
    Понятие синонимов, антонимов, омонимов, паронимов
    СИНОНИМЫ
    это слова одной и той же части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию (красный, багровый, алый; подражать, копировать, имитировать).
    АНТОНИМЫ это слова одной и той же части речи, противоположные по значению (высокий низкий, далеко близко, любить ненавидеть).
    ОМОНИМЫ это слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.
    Например: « бор» хвойный лес; «бор» – химический элемент.
    NB! От многозначных слов омонимы отличаются тем, что обозначают предметы, признаки, действия, не имеющие между собой ничего сходного.
    В толковых словарях омонимы даются в разных словарных статьях:
    Лига союз, объединение, сообщество
    Лига знак в виде дуги над нотами, обозначающий, что надо играть «легато».
    Лига Единица длины в Великобритании и США, равная трём милям.
    Среди омонимов выделяются:
    ОМОФОРМЫ это слова, которые совпадают в звучании и написании только в некоторых грамматических формах: три (числительное), три (повелительное наклонение глагола); печь (имя существительное), печь (неопределённая форма глагола).
    ОМОФОНЫ это слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному: компания кампания, пруд прут, плод плот.
    ОМОГРАФЫ это слова, которые пишутся одинаково, но звучат по-разному: замок замок, мука мука.
    ПАРОНИМЫ это слова, разные по значению, но сходные по звучанию (адресант адресат, абонент абонемент). Как правило, это слова одной и той же части речи, часто являющиеся однокоренными. Внешняя похожесть бывает причиной того, что паронимы путают, например: вырезать аппендицит (вместо: вырезать аппендикс, так как «аппендикс» – это червеобразный отросток прямой кишки, а «аппендицит» – воспаление аппендикса).
    Лексика русского языка с точки зрения её происхождения
    Исконно русская лексика, включающая в себя три основных лексических пласта: общеславянский (дерево, земля, солнце, мать, дом), восточнославянский (сегодня, снегирь, гулять, собака), собственно русский (скворец, голубцы, итог, обои).
    Заимствованная лексика: из старославянского языка (священник, власть, глава, благо и др.), из других славянских языков (кофта, фрукт, гусар из польского; борщ, бублик из украинского); из неславянских языков (драма, дракон из греческого; портфель, конвоир из французского; студент, транспорт из латинского; вокзал, ростбиф из английского и т.д.)
    ЛЕКСИКА русского языка с точки зрения сферы её использования
    ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ лексика это слова, которые, как правило, используются в разных стилях речи людьми, говорящими на данном языке (день, идти, красивый, говорить и т.д.).
    ДИАЛЕКТНАЯ лексика это слова, которые употребляются преимущественно людьми той или иной местности. Довольно часто диалектные слова имеют синонимы в литературном языке: кочет петух, векша белка.
    Диалектные слова не входят в литературный язык, но их используют в художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определённой местности, создания местного колорита.
    СПЕЦИАЛЬНАЯ лексика это слова, которые употребляются преимущественно людьми определённой профессии, специальности. Среди них выделяются термины и профессионализмы.
    ТЕРМИНЫ это слова, являющиеся официально принятыми названиями каких-либо понятий в науке, искусстве, технике и т.д. (числитель, знаменатель математика; подлежащее, сказуемое, синтаксис русский язык и т.д.).
    ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ это полуофициальные названия понятий какой-нибудь профессии. Обычно они используются в устной речи (лесина (спец.) срубленное дерево, идущее на постройку).
    ЖАРГОННАЯ лексика это слова, не принадлежащие литературному языку. Жаргон это речь людей, объединённых общностью интересов, занятий и т.д. (пара двойка, шпора шпаргалка из речи школьников, студентов).
    ЛЕКСИКА русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса.
    В активный словарный запас входят наиболее частотные слова, повседневно употребляемые в общении, понятные всем говорящим на данном языке. В пассивный словарный запас включаются устаревшие слова (архаизмы и историзмы).
    АРХАИЗМЫ это слова, являющиеся устаревшими названиями предметов, явлений, существующих и в современной действительности (перст палец, ланиты щёки).
    ИСТОРИЗМЫ это слова, называющие не встречающиеся в современной действительности предметы, явления (мушкет, армяк, бурлак, арбалет).
    НЕОЛОГИЗМЫ это новые слова, появляющиеся в языке для обозначения новых понятий, предметов, явлений (девальвация, рэкет). Неологизмом слово остаётся до тех пор, пока его новизна ясно ощущается говорящими. Как только слово становится достаточно употребительным, оно переходит в активный словарный запас (космонавт, космодром).
    ФРАЗЕОЛОГИЯ это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).
    Например: точить лясы (пустословить), куры не клюют (много).
    6) МОРФОЛОГИЯ это раздел науки о языке, изучающий части речи.
    В русском языке есть самостоятельные (именные и неименные) и служебные части речи.
    Именные части речи:
    Имя существительное
    Имя прилагательное
    Имя числительное
    Местоимение
    Неименные части речи:
    Глагол
    Причастие
    Деепричастие
    Наречие
    Служебные части речи:
    Союз
    Предлог
    Частица.
    Особая неизменяемая часть речи МЕЖДОМЕТИЕ.
    Имя существительное это самостоятельная значимая часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (дом, ребёнок, поле).
    МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ признаки имени существительного.
    Одушевлённость/неодушевлённость.
    Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? и обозначают живые существа (щенок, школьник).
    NB! К одушевлённым существительным, кроме названий людей, животных, относятся:
    А) названия игрушек, механизмов, похожих на человека (матрёшка, робот, снеговик);
    Б) названия мифических существ (леший, русалка, ведьма);
    В) названия шахматных и карточных фигур (валет, ферзь);
    Г) слова «мертвец», «покойник», «утопленник», НО не «труп»!
    Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают предметы неживого мира (пустыня, город, лето).
    Неодушевлёнными являются также имена существительные, обозначающие собирательные названия живых существ (народ, армия, молодёжь, студенчество).
    NB! Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные различаются не только по значению, но и по форме ВИНИТЕЛЬНОГО падежа: у одушевлённых существительных в мужском роде ед.ч. и во мн. Ч. она совпадает в РОДИТЕЛЬНЫМ падежом, а у неодушевлённых с ИМЕНИТЕЛЬНЫМ падежом.
    СРАВНИ!
    Нарицательные и собственные имена существительные.
    Нарицательные существительные обозначают обобщенные названия ряда однородных предметов: задача, ель, ёж, зима.
    Собственные существительные обозначают индивидуальные названия предметов:
    А) имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища людей (Михаил Юрьевич Лермонтов);
    Б) клички животных (Мурка, Зорька);
    В) названия географических объектов (Байкал, Таллинн);
    Г) астрономические названия (Большая Медведица, Солнце, Венера);
    Д) имена мифологических существ (Баба Яга, Геркулес);
    Е) названия литературных, музыкальных произведений, картин, газет и т.д. (роман «Обрыв», балет «Щелкунчик», газета «Эстония»).
    Категория рода имён существительных.
    В русском языке имена существительные относятся к одному из трёх родов: мужскому (стол, мир), женскому (дочь, весна) или среднему (поле, зерно).
    NB! Имена существительные, употребляющиеся в форме только множественного числа, рода не имеют: ворота, сани.
    В русском языке есть также имена существительные ОБЩЕГО рода, которые в зависимости от пола обозначаемого ими лица могут быть отнесены либо к мужскому, либо к женскому роду (такая тихоня такой тихоня, мальчик Саша девочка Саша).
    К существительным общего рода относятся:
    неизменяемые фамилии: Короленко, Шевченко, Седых, Гюго;
    разговорные формы некоторых собственных имён: Саша, Женя, Валя;
    существительные, употребляющиеся в основном в разговорной речи и дающие определённую характеристику лица: ябеда, обжора, разиня и др.
    Не являются существительными общего рода слова типа «инженер», «врач», «директор», которые могут обозначать лиц и мужского, и женского пола. Согласуемые с ними прилагательные, местоимения, числительные и причастия употребляются в форме мужского рода: известный врач Михайлова известный врач Михайлов.
    Род глагола-сказуемого зависит от того, о мужчине или о женщине идёт речь: Пришёл врач Михайлов. Пришла врач Михайлова..
    NB! Большинство неизменяемых неодушевлённых существительных относится к среднему роду: такси, кино. Исключение составляет небольшая группа слов мужского и женского рода, например: хинди (м.р.), салями (ж.р.).
    Род неизменяемых одушевлённых существительных, обозначающих лицо, соотносится с полом данного лица: пани (ж.р.), денди (м.р.).
    Неизменяемые существительные, обозначающие животных, птиц и т.д., относятся к мужскому роду: пони, колибри. Но, если речь идёт об особи женского пола, данные слова употребляются как существительные женского рода: Молодая шимпанзе заботилась о своём детёныше.
    Род неизменяемых географических названий определяется по роду того нарицательного существительного, с которым соотносится данное название: Тбилиси (город) м.р., Миссисипи (река) ж.р.
    Ж.р. гуашь, бандероль, фасоль, мозоль, фамилия, туфля.
    М.р. тюль, рояль, шампунь, овощ, рельс, толь, табель.
    С.р. бра, меню, фойе, пари, жюри.
    Имена существительные в русском языке склоняются. СКЛОНЕНИЕ это изменение именных частей речи и причастия по падежам и числам.
    В русском языке есть ТРИ ОСНОВНЫХ ТИПА СКЛОНЕНИЯ:
    К 1 типу склонения относятся имена сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями а, -я в И.п. ед.ч. (кукла, дядя, шапка, юноша) + имена сущ. общего рода (лакомка, невежа и т.п.).
    Ко 2 склонению относятся имена сущ. м.р. с нулевым окончанием и окончаниями о, -е, а также имена сущ. с.р. с окончаниями о,-е в И.п. ед.ч. (грунт, зажим, городишко, домище, окошко, море).
    К 3 склонению относятся имена сущ. ж. р. с нулевым окончанием в И.п. ед.ч. На конце данных сущ. всегда пишется МЯГКИЙ ЗНАК. (дочь, мышь, рожь).
    Некоторые сущ. в русском языке имеют только одну форму. Они называются НЕИЗМЕНЯЕМЫМИ, или НЕСКЛОНЯЕМЫМИ (метро, такси, мадам).
    Ряд имён сущ. в русском языке изменяется по-особому и поэтому не относится ни к одному из трёх склонений. В данном случае мы имеем дело с РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМИ именами существительными (их 12: 10 из них заканчиваются на мя (имя, вымя, племя, бремя, стремя, пламя, знамя, семя, темя, время) + имя сущ. м.р. путь.
    Категория числа имён существительных.
    Существительное имеет два числа: единственное и множественное (лампа лампы, человек люди).
    Только форму ед.ч. имеют:
    -вещественные существительные (сахар, мука, нефть, бензин);
    -отвлечённые существительные (дружба, бледность, патриотизм);
    -собирательные существительные (молодежь, родня, сосняк);
    -собственные существительные Артур, Пярну, «Плаза» (кинотеатр).
    Только форму мн. ч. имеют:
    -названия предметов, состоящих из парных частей (очки, ножницы, брюки);
    -некоторые вещественные сущ. (сливки, духи, чернила, дрожжи, румяна, хлопья);
    -названия некоторых игр (шашки, шахматы, прятки, жмурки);
    -названия некоторых временных промежутков, явлений природы (сутки, каникулы, сумерки);
    -некоторые собственные имена (Альпы, Лужники)
    Категория падежа имён существительных
    ПАДЕЖ это грамматическая категория, показывающая связь данного слова с другими словами в предложении.
    В русском языке 6 падежей:
    Именительный падеж кто? что?
    Родительный падеж кого? чего?
    Дательный падеж кому? чему?
    Винительный падеж кого? что?
    Творительный падеж кем? чем?
    Предложный падеж (о, в) ком? чём?
    МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ разбор имени существительного.
    Часть речи (И.п. ед.ч.)
    Морфологические признаки:
    постоянные:
    собственное/нарицательное;
    одушевлённое/неодушевлённое;
    род (м.р., ж.р.., с.р.., общий р.);
    склонение.
    непостоянные:
    число;
    падеж.
    Синтаксическая роль в предложении.
    Образец морфологического разбора.
    На дереве
    На дереве (на чём? где?) и. сущ.- предмет.
    Н.ф. дерево, нариц., неодуш., с.р., 2 скл., ед.ч., П.п.
    (где?) на дереве обстоятельство места.
    Имя прилагательное это самостоятельная значимая часть речи, которая обозначает признак предмета или его принадлежность кому-либо (чему-либо) и отвечает на вопросы:
    А) какой? какая? какое? какие?
    Б) каков? какова? каково? каковы?
    В) чей? чья? чьё? чьи?
    Род, число и падеж имени прилагательного зависит от рода, числа, падежа имени существительного, с которым оно связано.
    РАЗРЯДЫ имён прилагательных по значению:
    Качественные (какой? какая? какое? какие? каков? какова? каково? каковы?).
    Эти прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени (добрый добрее). Качественные прилагательные имеют полную и краткую форму (красивый, красива, красивы) и степени сравнения (сравнительную и превосходную).
    СРАВНИТЕЛЬНАЯ степень имеет простую и составную формы:
    простая форма ( к основе добавляются суффиксы е-, -ее-, -ше-, -ей-)
    Например: высокий выше, глубокий глубже.
    составная форма (к прилагательному добавляются слова БОЛЕЕ или МЕНЕЕ)
    Например: широкий более широкий, менее широкий.
    ПРЕВОСХОДНАЯ степень имеет простую и составную формы:
    простая форма (к основе добавляется приставка НАИ- или суффиксы айш-, -ейш-)
    Например: великий величайший, добрый наидобрейший.
    составная форма ( к прилагательному добавляются слова САМЫЙ. НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ, (из)ВСЕХ)
    Например: смелый самый смелый, смелее всех.
    Относительные (какой? какая? какое? какие?).
    Эти прилагательные обозначают признак предмета по отношению к месту, времени, лицу или материалу, из которого сделан предмет деревянный, вчерашний, кожаный, придорожная). Относительные прилагательные не имеют краткой формы и степеней сравнения.
    Притяжательные (чей? чья? чьё? чьи?).
    Эти прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу (сестрицын, отцов, заячий, бабушкин). Притяжательные прилагательные не имеют краткой формы и степеней сравнения.
    В ряде случаев (в зависимости от контекста) имена прилагательные могут переходить из одного разряда в другой.
    Например: железный (относит.) прут железная (качеств.) воля; заячий (притяж.) хвост заячий (относит.) полушубок заячья (качеств.) душа.

  11. Морфемика и словообразование

    Морфемика, морфемы, их виды
    МОРФЕМИКА – это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом.
    МОРФЕМА – это минимальная неделимая значимая часть слова, т.е. за фонетической формой закреплено определенное значение.
    В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (т.е. части слова, которая содержит лексическое значение) и окончания (т.е. части слова, которая указывает на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые – только из основы.
    В основу обязательно входит ходень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть пщияаки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.
    По функции аффиксы делятся на:
    – словообразовательные или словообразующие (служат для образования новых слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс),
    – формообразующие или словоизменительные (служат для образования форм слов): кошки (окончание), прочитать (формообразующая приставка), быстрее (формообразующий суффикс).
    Чередование звуков в слове.
    При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов:
    – чередование гласных:
    е – о: везу – возить,
    е(е) – о – и: зажёг – поджог – поджигать,
    е – а: день – дня,
    е – ноль звука: корень – корня,
    е-и: завесить – виснуть,
    о – а: заря – зори,
    о – ноль звука: сон – сна,
    о – ноль звука – ы: посол – послать – посылать,
    а(я) – им: замять – заминать,
    а(я) – ин: занять – занимать,
    у (ю) – ов (ев): жую – жевать, клюю – клевать,
    у – о – ы: сухой – сохнуть – засыхать,
    и – ой: бить – бой,
    е – ой: петь – пой и т.д.
    – чередование согласных:
    г -ж -з: друг – дружить – друзья,
    к – ц- ч: лик – лицо – личный,
    д – ж – жд: водить – вожу – вождение,
    д,т – ст: веду – вести,
    ст – щ – с: расти – выращивать – вырос,
    к,г -ч: помогу – помочь,
    х -ш: глух – глушить,
    з -ж: возить – вожу,
    зг – зж: брызгать – брызжу,
    с-ш: носить-ношу,
    б – бл: любить – люблю,
    п – пл: купить – куплю и т.д.
    В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:
    – простые слова (у них один корень, таких слов большинство),
    – сложные слова (у них две и более основ), такие слова могут писаться через дефис (красно-голубой) или слитно (паровоз – два корня соединены соединительной гласной).
    Однокоренные (родственные) слова – это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож – сторожевой – сторожить» являются одно-коренными, а слова «сторож и сторожи» – это две разные формы одного и того же слова.
    ЭТИМОЛОГИЯ – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Предмет ее изучения — источники и процессы формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава древнейшего периода.
    СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.
    Способы образования слов.
    1. Морфологические способы (является основными в русском языке):
    аффиксация:
    – префиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки: заболеть),
    – суффиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова суффикса: банщик),
    – префиксально-суффиксальный способ (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса: подлокотник);
    безаффиксный способ (новое слово образуется без аффикса: гниль, взрыв);
    словосложение (новое слово образуется лутвм сложения слов или основв вагон-ресторан, паровоз);
    аббревиация (новое слово образуется при помощи сокращения слов: нарком, СССР).
    2. Неморфологические способы:
    • Морфолого-синтаксический способ (новое слово образуется путем перехода слова в другую часть речи; ср.: дежурный ученик – дежурный по классу).
    • Лексико-семантический способ (новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы, например, «мир» как ‘вселенная’ и «мир» как ‘состояние без войны’).
    • Лексико-синтаксический способ (новое слово образуется в результате сращения сочетания слов в одну единицу: сейчас – сей час).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *