Сочинение на тему мороз красный нос

13 вариантов

  1. Простота сюжета компенсируется сложностью построения. Напряженный драматизм обеспечивается постоянными смещениями во времени, как бы прокручивая время назад. Рассказ начинается с самой трагической ноты в жизни семьи. Потом автор, любуясь русской женщиной, отматывает время назад. Он описывает величавую славянку, сноровистую в работе и веселье.
    Также Некрасов описывает крестьянский быт, обычаи русского народа, семейный уклад, народные поверья. Во второй части в центральным становится образ Дарьи – жены усопшего крестьянина. Мы видим мир ее чувств, мыслей и настроений. Автор передает их в форме воспоминания, мечтаний и даже полубессознательного забытья.
    Каждая часть этой главы идет в определенном ритме, чтобы передать разные настроения видений замерзающей вдовы. Воспоминания о светлом и радостном труде, тихой семейной жизни с детьми и любимым мужем впечатляют читателя. Особенно остро это воспринимается на фоне свершившейся трагедии — смерти главы семейства и происходящей прямо на наших глазах гибели героини.
    Сначала кажется, что поэма связана с известной сказкой «Морозко», однако это не так. Чтобы не упрощать образ Дарьи, Некрасов избегает подобных совпадений. Словно скульптура, стынет она в лесу. Все вокруг стало вдруг сказочным, Дарья сливается с миром природы.
    Это произведение наполнено глубоким смыслом, образы в нем сочные и колоритные. Некрасов остался верен себе и воспел красоту и духовную чистоту русского народа и русской земли.

  2. Тема поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом…”, в котором он называет свою Музу “родной сестрой” крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме.
    “Мороз, Красный Нос” – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: “баба”, “красивая и мощная славянка”, “матка” и, наконец, “женщина русской земли”. Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.
    Героиня – “величавая славянка”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц, –
    Их разве слепой не заметит,
    А зрячий о них говорит:
    “Пройдет – словно солнце осветит!
    Посмотрит – рублем одарит!”
    Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:
    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля: с рабом повенчаться,
    Вторая – быть матерью сына раба,
    А третья – до гроба рабу покоряться,
    И все эти грозные доли легли
    На женщину русской земли.
    Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа.
    Правда, Дарья избежала одной из “тяжких доль”: “до гроба рабу покоряться”. Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе. Мороз воевода предлагает ей свое царство, “голубой дворец” и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его “Тепло ли тебе, молодица?” она трижды отвечает: “Тепло”. С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона.
    Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: “Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока”, идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.

  3. Одной из главных проблем, которые поднимает Н. А. Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос», является женская тема. Причем в произведении предстает два женских образа.
    Первый — идеальная женщина-славянка. Красивая, смелая, решительная, трудолюбивая. Она является хранительницей домашнего очага. Труд приносит воздаяние ее семье, которая никогда не знает нужды:
    Всегда у них теплая хата. Хлеб выпечен, вкусен квасок, Здоровы и сыты ребята. На праздник есть лишний кусок.
    Второй образ — жизненный, реальный. Это вдова Дарья. Была она, как всякая, и ловка, и сильна, дивила окружающих своей красотой. Но безвременная смерть мужа, тяжесть забот, горе иссушили прекрасную женщину. Гордость не позволяет Дарье плакать. Но слезы против ее воли катятся по щекам. Слезы крестьянки-вдовы автор сравнивает с дождем, зарядившим надолго.
    Три тяжкие доли суждены были крестьянке. Первая доля: стать женой раба, вторая — стать матерью раба, третья — до гроба покоряться рабу. Проходили столетия, «все к счастью стремилось, все в мире по нескольку раз изменилось», не изменилась только тяжкая доля крестьянки. Не любит жаловаться и плакать русская женщина, терпеливо снося все удары судьбы.
    Даже природа, которая, в соответствии с традициями народнопоэтического творчества, должна была сочувственно относиться к горю Дарьи, безмолвствует, равнодушно внимая стонам и рыданиям безутешной вдовы. Лишь птицы, символы вольнолюбия, подслушали «великое горе вдовицы и матери малых сирот». Только птицы не могут разнести эту печальную весть по всему миру, заставляя людей подумать о жестокости и несправедливости, царящей в человеческом обществе. Коку пожаловаться, что очень рано умер муж-кормилец? Как ей жить дальше? Рисуется ей одинокая ее доля. Природа оживает, и вот уже «травушки просят косы». Рано встала Дарьюшка, дома не ела, с собой еду не брала. Весь день пахала пашню, устала, но помощи ждать неоткуда:
    Крепче вы, ноженьки, стоите! Белые руки, не нойте! Надо одной поспевать!
    Картины будущего одна ужаснее и страшнее другой возникают в воображении вдовы. Вот объявили рекрутский набор. Кто заступится за родного сына? Так и сгинет сынок, потерявший в детстве отца, а в молодости — возможность самому распоряжаться собственной судьбой. Сцены прошлого сменяют сцены будущего. С каким усердием, верой молилась Дарья Царице Небесной о спасении мужа. Медицина в те времена быладоступна в основном богатым, и крестьяне обращались к последней инстанции, которая более всего могла помочь в неизлечимой болезни — церковь. Почему же Небесная Владычица не явила своей милости?
    Тяжелый труд обессиливает убитую горем женщину. На пределе возможностей оказались и физические силы, и духовные:
    Едва ее ноги держали. Душа истомилась тоской. Настало затишье печали — Невольный и страшный покой!
    Финал поэмы одновременно и фантастический, и реальный. Над бедной вдовой сжалился только волшебный воевода Мороз. Кто из живущих на земле мог пообещать несчастной Дарье целое царство? Мороз хочет согреть и приголубить женщину. Умирающая на морозе крестьянка на мгновение ощутила счастье: Мороз вдруг превратился в ее любимого Проклушку, начал ее целовать и шептать сладкие речи. Дивные сны, дивные видения возникают в воображении умирающей женщины. Эти видения — настоящий идеал счастья, который могла только создать фантазия крестьянки.
    Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражаются в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел образ русской женщины — «величавой славянки». Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких женских образов выступает Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос».
    С искренним восхищением описывает автор русскую женщину:
    Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка.
    Любая работа спорится в ее руках: «Я видывал, как она косит: что взмах — то готова копна». На смену трудовым будням приходят веселые праздники — и тогда всех вокруг удивит она своим задором, удалью, сердечным смехом, песнями и плясками. Никакая беда не испугает русскую женщину:
    Коня на скаку остановит, В горящую илбу войдет!
    Непросто сложилась жизнь героини Некрасова, «три тяжкие доли» выпали ей:
    И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться.
    Разве что не пришлось «рабу покоряться» (жили Дарья с мужем в любви и согласии), но пришлось с ним безвременно расстаться. Ни слова жалобы на свою судьбу ни разу в жизни не проронила гордая женщина. Терпеливо сносит она все тяготы жизни, голод, холод, непосильный труд. Болев того, сама себе не позволяет героиня сидеть без дела и к бездельникам и-лентяям не испытывает жалости. Именно в работе видит она свое спасенье — и потому семья ее не испытывает нужды. И все же болью и отчаянием пронизаны строки поэмы, посвященные несчастливой судьбе Дарьи. Как ни мужественно держится женщина в любой ситуации, но горе и несчастья подкашивают ее.
    В своей поэме Н. А. Некрасов показал, как тяжелая судьба сломила гордую русскую красавицу. Но, читая произведение, мы постоянно чувствуем, что автор не перестает восхищаться внутренней силой крестьянки, богатством ее духовного мира, безграничными талантами и способностями русской женщины. Л еще автор высказывает твердую веру в то, что такая духовная сила способна в конечном итоге победить. Эта мысль звучит не только в П0ЭМ6 « Мороз, Красный нос», но и во многих других произведениях поэта.

  4. В произведении «Мороз, красный нос» Дарья является обычной крестьянкой, вдовой. Героиня не сразу появляется на страницах поэмы. Автор ведет рассуждения по поводу русских женщин крестьянок, которые с годами остаются такими же, как и раньше. Некрасовы преподносит читателю крестьянку не простую, она очень горда с поднятой головой, даже в не простых жизненных обстоятельствах.
    Автор описывает героиню, как очень красивую девушку, которая стройна, высокая. Любое одеяние на Дарье смотрится красиво. Также Некрасов не упускает красивые зубы и волосы. Знаменитая фраза про остановленного коня на скаку относится к Дарье. Девушка очень трудолюбива и не привередлива. Дарья храбрая, мужественная и в тоже время любит веселье.
    Дарья очень любила своего мужа и позиционировала себя, как полноценную частичку семьи, она была опорой и поддержкой для своего мужа Прокла. Когда муж заболел, для того, чтоб его исцелит Дарья пробегает целых 10 верст. Девушка бежит за  иконой в монастырь. Когда девушка бежала через лес, ей было очень страшно. В лесу много зверей, а также потусторонних сил. Но это пугало Дарью не так сильно, как вера в приметы. Например, упавшая звезда или заяц, который перебегает дорогу. Когда муж был жив, они жили, душа в душу, зарабатывали деньги вместе, всего своего благополучия добились исключительно вместе. Когда Прохор умер, Дарье приходится делать много вещей самой. За дровами идет в лес, а детей оставляет соседям.
    Автор пытается прийти к пониманию внутреннего состояния Дарьи, ведь со стороны она вполне сильна и крепка, но вот видно, что желание жить пропадает. Душа девушки устала, она в печали. Мороз дает понять Дарье, что он жених, которых мало, он сильный и всемогущий. Девушку он ставит перед выбором смерти или жизни с ним. Мороз предлагает Дарье стать его царицей.
    Девушка становится спокойной и смирной, когда Мороз превратился в ее мужа и поцеловал Дарью. Мороз спросил Дарью: «Тепло ли тебе?» Дарья ответила, и Мороз окутал ее сном о тепле и лете. Во сне Дарья видит, как она тяжело трудилась, видела своего мужа и любимых детей.  Читатели произведения видят последние события, которые открываются Дарье. Девушка видит своих детей, видит их лица. Мороз возможно и давал девушке попытку, чтоб прийти в себя и проснуться, но Дарья не проснулась. На нее упал комок снега, который скинула белка, и реакции не последовала, наверно Дарья уже мертва.

  5. “Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:
    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц.
    В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях. Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо” в образе Матрены Корчагиной. Одна из частей названа “Крестьянка”, в которой Матрена сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть:
    И тут я покорилася,
    Я в ноги поклонилася…
    Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это – женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны. В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обращения, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
    Рассказ Матрены о своей жизни – это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а “Крестьянка”. Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок. Описывая тип “величавой славянки”, Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества – сила воли, умение любить, верность – роднят Матрену с героинями поэмы “Русские женщины”.
    Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая – княгине Волконской. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:
    Острожным жестким сухарем
    И жизнью взаперти,
    Позором, ужасом, трудом
    Этапного пути…
    Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:
    Но знаю: к родине любовь
    Соперница моя…
    Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица – от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой:
    Ты всех безрассудно бросаешь, За что же?
    Я долг исполняю, отец.
    При этом подчеркивается предначертанность судьбы героини:
    Делить с ним радость,
    Делить и тюрьму
    Должна я, так небу угодно!
    Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа:
    * Не покажусь я палачу Свободных и святых.
    * И я полюбила его, как Христа,
    * В своей арестантской одежде
    * Теперь он бессменно стоит предо мной,
    * Величием кротким сияя.
    * Терновый венец над его головой,
    * Во взоре – любовь неземная…
    Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-религиозные тона. Замена первоначального названия “Декабристки” на “Русские женщины” подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный образ женщины, верной долгу, которая поражает своей цельностью. Некрасов показал, что образ “величавой славянки” не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин – всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его – духовная красота.

  6. Тема и идея поэмы Николая Некрасова Мороз, Красный нос

    Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет свою Музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме.
    «Мороз, Красный Нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли». Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.
    Героиня – «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц, –
    Их разве слепой не заметит,
    А зрячий о них говорит:
    «Пройдет – словно солнце осветит!
    Посмотрит – рублем одарит!»
    Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:
    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля: с рабом повенчаться,
    Вторая – быть матерью сына раба,
    А третья – до гроба рабу покоряться,
    И все эти грозные доли легли
    На женщину русской земли.
    Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа.
    Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба?злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе. Мороз?воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его «Тепло ли тебе, молодица?» она трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона.
    Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.

  7. Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет свою Музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме.
    «Мороз, Красный Нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли». Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии.
    Героиня – «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц, –
    Их разве слепой не заметит,
    А зрячий о них говорит:
    «Пройдет – словно солнце осветит!
    Посмотрит – рублем одарит!»
    Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:
    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля: с рабом повенчаться,
    Вторая – быть матерью сына раба,
    А третья – до гроба рабу покоряться,
    И все эти грозные доли легли
    На женщину русской земли.
    Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа.
    Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба?злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе. Мороз?воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его «Тепло ли тебе, молодица?» она трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона.
    Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.

  8. Н.А. Некрасов написал произведение «Мороз, красный нос» для того, чтобы читатель имел представление о том, как живут простые русские крестьяне. Это своего рода трагедия, произош едшая в самой обычной семье. Прокл Севастьянович является одним из второстепенных героев поэмы Некрасова. Это умерший муж Дарьи. После его смерти в мир иной отправляется и его жена Дарья.
    Этот человек являлся честным, верным, ответственным крестьянином. Он всегда своевременно платил оброк и подать, с ним никогда не возникало проблем и недосказанностей. Он был способным к труду, прилежным человеком. Не было людей, которые могли бы быть недовольными его поведением.
    Что же касается внешности – автор описывает его как человека красивого, с большими рабочими руками, которые были все в мозолях, от активной трудовой жизни, у него была длинная борода. Впечатление он оставлял у других людей исключительно положительной. Никто не мог пожаловаться на этого человека, со всеми он мог найти общий язык и возможность решить проблему.
    Практически все время он занимался работой. Он трудился, не покладая рук. Только зимой Прокл уезжал на некоторое время. Работа его была достаточно суровая, но он стойко выдерживал и трудился на совесть.
    После смерти Прокла провожали в иной путь практически все жители, даже староста был очень расстроен, в связи с известием о кончине.
    Муж любил свою жену, пусть он не выражал это так явно, он, при жизни, делал все, чтобы она была счастлива. Он, как его жена, очень любил трудиться, работать, служить своей Родине каждодневным, долгим и упорным трудом. В произведении проводится и такая мысль, что смерть его связана с тем, что Бог заботится о лучших людях, забирая достойных людей в первую очередь. Некрасов сравнивает образ Прокла с голубем. В этом есть смысл, восходящий к евангельским мотивам. Дело все в том, что в словах Иисуса есть такая фраза «Будьте …просты, как голуби».
    Все-таки образ Прокла несет важную функцию во всем произведении, ведь все время Дарья после смерти разговаривает с мужем, читатель видит, как незримо присутствует этот герой при каждом событии. Он является символом покорности, трудолюбия и смирения.

  9. Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского «Зимнего утра». Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется «мороз и солнце», «солнечная зима». Все замечают и сходство отдельных деталей. У Пушкина: «Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет». У Некрасова: «Морозно. Равнины белеют под снегом. Чернеется лес впереди…», «Равнина в алмазах блестит…»
    Но сходные картины природы поэты воспринимают совершенно по-разному. И вполне понятно почему. Пушкин рисует радость любви и молодости; весь пейзаж пронизан ощущением счастья. Некрасов изображает трагедию, пейзаж окрашен скорбью поэта и его героев.
    Необходимо, чтобы все увидели здесь определенную закономерность: человек по-разному видит природу в зависимости от того, каково его душевное состояние. Мир природы сам по себе не зол, и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он часть ее, ее дитя и ее хозяин, ее друг или ее враг. Он олицетворяет природу, он как бы наделяет ее своими мыслями и чувствами, видит ее то доброй, то злой.
    Вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает нам много тайн.
    В лесу, куда входит Дарья, покой кажется «мертвым», «могильным», потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели,— все находимся под впечатлением похорон Прокла… Но лес не скорбит и не угрожает: он просто безучастен к тому, что происходит с нами, его не смогут тронуть заунывные песни (жалобы) и «глухой, сокрушительный вой» несчастной вдовы.
    Комментируя вторую часть, надо обратить внимание нас на особенность ее композиции: здесь картины жизни крестьянской семьи переданы не прямым описанием, а через сознание крестьянки. Сначала Дарья мысленно говорит с покойным мужем — и разговор этот напоминает песни и причитания, потом, когда ее окутывает волшебный сон, в ее сознании смешиваются воспоминания о самых светлых днях жизни и мечты о счастье.
    Здесь снова желательны сопоставления текста поэмы с фольклором, с сиротскими и вдовьими песнями и причитаниями. Есть множество фольклорных произведений, близких по духу и по форме к песням и причитаниям Дарьи, например:
    * Придет-то весна красная,
    * Запоют-то в лесу пташечки
    * Загорюем-то мы, сироточки,
    * Без родного-то батюшки!
    Как в крестьянских песнях, в некрасовской поэме не только вдова остается несчастной, сиротеет и земля-кормилица:
    * Вытечет, вытечет за ночь
    * Вся наша матушка-рожь…
    * Где же ты, Прокл Севастьяныч?
    * Что пособлять не идешь?..
    Сопоставление поэмы и народных причитаний дает возможность сказать и о трехсложном стихе. Читатели вспоминают двусложные размеры стиха, приводят примеры. Читатель скажет о том, что Некрасов впервые широко ввел трехсложные размеры, редко применявшиеся его предшественниками и современниками. В этом сказалась близость некрасовской поэзии к народному стиху. Народная поэзия не применяет таких же точных и «чистых» размеров, как литература. Но в крестьянских песнях и причитаниях чаще всего встречаются трехсложные стопы. Можно показать в этом случае размеры только что процитированного причитания.
    Связь некрасовской поэмы с народным творчеством освещает одну из важных сторон народного сознания — его поэтичность. Перечитаем картины свадьбы первенца — Гриши (гл. XXIII). Печально и плавно движутся мысли вдовы: она представляет себе долгие ночи без милого, заполненные ткацкой работой, тонкие и добротные полотна, которые наткет к свадьбе ласкового сына, сватовство и свадьбу. Все это так ярко изображено, что видишь жениха и невесту, слышишь звон бубенцов свадебного поезда (вереница празднично убранных саней с гостями).
    И с такой же художественной силой изображено далее страшное событие: рекрутчина, грозящая сыну. Как бывает в народных песнях, здесь выстраивается два ряда связанных между собой картин, изображающих темное, грозное, страшное в природе и беду в человеческой жизни. Сначала «темный лес», «серый волчище», выходящий из лесу: «Чью он овцу унесет?», «черная туча» над деревней, «стрела громовая»: «В чей она дом угодит?» Потом раскрывается другой, еще более страшный смысл этих картин:
    * Вести недобрые ходят в народе,
    * Париям недолго гулять на свободе,
    * Скоро—рекрутский набор!

  10. АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ. Поэмы Н. А. Некрасова «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и стихотворение «Железная дорога» — это цикл, посвященный изоб­ражению народа, утверждению его духовной силы.
    Особенно проникновенно писал поэт о русской женщине, восхи­щаясь силой ее характера, всем сердцем отзываясь на ее тяжелую долю. В поэме «Мороз, Красный нос» использованы мотивы и худо­жественные средства народной поэзии. Это поэма о женской доле, о жизни крестьянина. В ней показаны самые разные стороны кресть­янского бытия, раскрыта душа народа, созданы народные характе­ры. Поэма написана в годы усиления реакции, кода спала революци­онная волна. Но при всей драматичности ситуации и печальном фи­нале поэма проникнута оптимизмом, верой в народ, его силы и ду­ховную мощь.
    Это прежде всего поэма о героизме крестьянского труда, о трудо­вом повседневном подвиге русских крестьян. Характеры героев про­являются в их трудовой деятельности. Прокл и Дарья — неутоми­мые труженики. Во внешнем облике Дарьи воплотились народные представления о настоящей красавице — крепко сложенной, румя­ной, живой, ловкой, трудолюбивой:
    Красавица миру на диво.
    Румяна, стройна, высока,
    Во всякой одежде красива,
    Ко всякой работе ловка.
    Работа горит в умелых руках Дарьи:
    И голод, и холод выносит,
    Всегда терпелива, ровна…
    Я видывал, как она косит:
    Что взмах — то готова копна!
    Дарья — героический образ русской женщины, русской кресть­янки. В ней отразились лучшие черты русского национального ха­рактера, это «тип величавой славянки». В Дарье — простой кресть­янской женщине — соединяются внешняя привлекательность и внутренняя красота, душевное богатство и самоотверженность:
    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц…
    Посмотрит — рублем подарит!
    Судьба Дарьи в поэме — типичная судьба женщины-крестьянки на Руси:
    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля: с рабом повенчаться,
    Вторая — быть матерью сына раба,
    А третья — до гроба рабу покоряться.
    Суровая доля была у русских крестьянок. Но Дарья и Прокл жили счастливо: муж сдержанно, как это водится в крестьянских семьях, любил жену. Героизм же Дарьи — в мужественной, стой­кой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о неболь­шом и скромном достатке, воспитание детей, постоянная работа по дому и тяжелая работа в поле — все лежало на ней. Но Дарья не согнулась, не сломалась под этой непосильной тяжестью.
    Крестьянская семья в поэме — частица всероссийского мира: мысль о Дарье переходит в думу о величавой славянке, Прокл срав­нивается с Микулой Селяниновичем. Да и событие, случившееся в крестьянской семье, потерявшей кормильца, вбирает в себя тыся­челетние беды русской женщины-матери, многострадальной славян­ки. Горе Дарьи — «великое горе вдовицы и матери малых сирот»: в нем повторяется трагедия многих поколений русских женщин — невест, жен и матерей. Но Дарья даже в будущем не мыслит себя одинокой: мечтая о свадьбе сына Гриши, она предвкушает уже не­возможное счастье Прокла, радуется его радостью:
    Я ли о нем не старалась?
    Я ли жалела чего?
    Я ему молвить боялась.
    Как я любила его!
    В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высо­ких нравственных качеств, он воспевает стойкость славянских жен­щин в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о се­мье и детях.

  11. Века протекали — все к счастью стремилось,
    Все в мире по нескольку раз изменилось,
    Одну только бог изменить забывал
    Суровую долю крестьянки.
    Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос
    Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт XIX века. Он продолжал традиции поэтов-декабристов, Пушкина и Лермонтова, был другом и соратником Чернышевского и Добролюбова. Он писал о народной жизни, думал о простых людях и посвящал им свои произведения. «Я лиру посвятил народу своему», — с полным правом говорил поэт о себе. Его лира укрепляла в народе веру в лучшее будущее, призывала к борьбе за свободу.
    В 1863 году Некрасов создает одно из самых замечательных своих произведений — поэму «Мороз, Красный нос». Эта поэма о женской доле, о нелегкой крестьянской жизни, однако она проникнута оптимизмом, верой в народ, в его силы, в духовную мощь русского человека вообще и русской женщины в частности.
    Вызывает восхищение красота Дарьи, ее ловкость и сила в работе, ее отзывчивость, самоотверженность, душевная стойкость и способность к самопожертвованию. В ней проявились лучшие черты национального русского характера.
    Особенно привлекает в этом образе то, что внешняя красота героини гармонично сочетается с ее внутренним нравственным богатством и чувством собственного достоинства.
    Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос» вызывает у меня чувство глубокого сострадания, а поэт подчеркивает, что такая судьба далеко не редкость, это типичная участь русской женщины-крестьянки:
    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля — с рабом повенчаться,
    Вторая — быть матерью сына раба,
    А третья — до гроба рабу покоряться,
    И все эти грозные доли легли
    На женщину русской земли.
    Правда, Дарья, какой она изображена в произведении, избежала одной из «тяжких доль» — «до гроба рабу покоряться». Муж ее очень любил сдержанной мужской любовью, характерной для крепких крестьянских семей.
    Дарья мужественно и стойко борется с несчастьями и лишениями: заботится о семье, о достатке, пусть самом скромном, воспитывает детей, работает и дома, и в поле. На ней лежит самый тяжелый труд, но она не согнулась, не сломилась под этой непосильной тяжестью, и это также достойно восхищения.
    Хотя сама Дарья изображена правдиво и жизненно, образ ее — образ собирательный, обобщенный. Я восхищаюсь этой женщиной: при такой тяжелой жизни ей все же удалось не пасть духом! Наша современная жизнь совсем не такая беспросветная, и то мы умудряемся сетовать на нее!
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *