Сочинение на тему москва булгакова

10 вариантов

  1. Увы, как ни противоречит это самосознанию москвича, для великого Мастера русской литературы Михаила Булгакова Москва не была родным городом. Справедливость данного утверждения необходима, если понятие «родной» ассоциировать лишь с географией места рождения, ведь, как известно, писатель родился в Москве. Однако можно и, пожалуй, должно вкладывать в это слово более широкий смысл, тем более если речь идет о Булгакове.
    Неразрывная связь писателя с Москвой гораздо глубже географических понятий, ибо именно здесь происходят все основные события его жизни и творчества. Не случайно о своем приезде в Москву в 1921 году Булгаков так пишет в автобиографии: «Я приехал в Москву в конце 1921 года без денег и без вещей, приехал, чтобы остаться здесь навсегда».
    Работа в редакциях различных газет, во МХАТе — лишь основные вехи жизни писателя в столице. Большая часть ее также связана с проживанием в квартире № 50 в доме 10 по Большой Садовой улице — именно сюда Булгаков поместит центр событий романа «Мастер и Маргарита». Легендарный дом 302-бис по Садовой связан с реальным домом № 10 простой формулой: три и два в сумме составляют пять, а слово «бис» имеет значение «дважды», следовательно, дважды пять и являют нам настоящий адрес дома в романе.
    Связь писателя с Москвой, своеобразие понимания феномена этого города органически заключены в таких, например, произведениях Булгакова, как повесть «Собачье сердце» и роман «Мастер и Маргарита». Причем в художественном восприятии писателя Москва становится не просто городом, а городом людей с их традициями, радостями, ежедневными проблемами и вечными ценностями. Создается удивительно цельный образ Москвы булгаковской.
    Социальные противоречия нэпманской Москвы двадцатых годов остро отмечены в повести «Собачье сердце».
    Холод, грязь, резкие контрасты жизни. Москву даже в сравнении общественных столовых и столовых-ресторанов для избранных — читатель видит глазами пса Шарика. Впервые в русской литературе писатель использовал подобную перспективу в рассмотрении противоречивой жизни столицы. Трагедия Москвы двадцатых годов передается Булгаковым с помощью частного примера — описания изменений в устройстве жизни Калабуховского дома, который становится центром событий повести. В споре о причинах появления в доме таких явлений, как кража галош, грязь в парадном, перебои в электроснабжении, профессор Преображенский — главный герой повести — на комментарий своего помощника Бор- менталя, говорящего о том, что причиной всего этого является «разруха», говорит так: «Что такое разруха? Разруха — это не старуха с клюкой… Разруха… в головах».
    Булгаков в «Собачьем сердце» остро переживает именно эту «разруху в головах» в обществе Москвы: «уплотнение», вплоть до фантастического вытеснения из жизни старой московской интеллигенции, доминирование, агрессивное и жестокое, в ней шариковых и швондеров.
    Неразрывную связь Булгакова с Москвой подтверждает и то, что именно здесь разворачивается действие центрального произведения всего творчества писателя — романа «Мастер и Маргарита».
    Все без исключения исследователи творчества Булгакова указывают на предельную реальность московской топографии романа, его московских прототипов. При этом, как уже отмечалось, Булгаков нередко прибегает к использованию своеобразных шифров, не очень, впрочем, сложных для разгадки.
    Уже назывался реальный прообраз дома 302-бис, однако имеются и другие московские адреса романа «Мастер и Маргарита». Например, за «Домом Грибоедова», здания правления литературной организации МАССОЛИТ, угадывается дом Герцена, расположенный на улице Герцена (ныне Б. Никитская). А за самим МАССО- ЛИТом можно увидеть РАПП или более поздний Союз писателей — такие же принципиально нетворческие организации.
    Роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков писал более десяти лет, является, таким образом, широкой и глубинной психологической картиной жизни Москвы тридцатых годов. Это подтверждает обилие прототипов персонажей романа, что, впрочем, неудивительно на фоне автобиографичности фигуры самого Мастера.
    Ряд исследователей отмечает, в частности, что прототипом персонажа Мстислава Лавровича явился известный в тридцатые годы критик Всеволод Вишневский: фамилия персонажа спародирована через известные лавровишневые капли. Прототипична и фигура Берлиоза — квазиэрудита, бюрократического руководителя творческой организации — несомненными прообразами этого героя являются председатель РАППа Авербах и нарком просвещения Луначарский.
    Чрезвычайно глубокий смысл для понимания всей концепции булгаковской Москвы имеет ее связь с Вечным городом — Иерусалимом. Причем связь эта не только временная и топографическая (в передвижениях героев по городу Арбат соответствует Нижнему Иерусалиму), не просто перекликаются между собой отдельные детали городского пейзажа (золотые идолы и золотые купола, пяти- свечия и пять кремлевских звезд, установленных в 1937 году), но между двумя городами, отделенными друг от друга девятнадцатью веками, возникает глубокая философская связь, основанная на примере самой сущности человека. Жителей обоих городов объединяет порочная преданность обману, лжи, доносительству. Москва тридцатых годов — город, живущий исключительно своим настоящим, отрицающий свою историческую наследственность, — у Булгакова оказывается соединенным, слитым воедино с вечностью, сам становится историей…
    Пожалуй, наиболее емко определяют отношение писателя к противоречиям Москвы слова Воланда: «Какой интересный город, не правда ли?» — говорит он, глядя на сочетание Москвы новой и Москвы старой. Какое простое, но одновременно какое глубокое слово: «интересный»! Москва Булгакова — город, увлекающий своими тайнами, стимулирующий глубинные исследования, серьезное переосмысление, предела которым нет и, очевидно, быть не может. Ибо познание истории, вечности бесконечно.

  2. Сочинение.
    Булгаковская
    Москва в романе «Мастер и Маргарита».
    «При чтении «Мастера и Маргариты» людям старших поколений сразу
    бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова
    послужила московская обывательская, в том числе окололитературная и
    околотеатральная, среда… с ее, как тогда говорили, «отрыжками нэпа».
    К. Симонов.
    Роман «Мастер и Маргарита» является удивительным сочетанием реальности
    и фантастики. Сатира Михаила Афанасьевича Булгакова беспощадно реалистична,
    конкретна, исторически и психологически достоверна; время, город и люди
    соединяются в живописную и удивительную картину, недаром есть понятие
    «булгаковская Москва». Действие романа происходит в Москве 30-х годов, которая
    населена обыкновенными людьми – современниками автора. Именно здесь появляется
    великий Сатана, Воланд, который раз в столетие приходит на Землю, чтобы
    посмотреть, как живут люди. Жизнь Москвы того времени становится объектом
    интереса не только Князя тьмы, но и самого Булгакова.
    В Москве основные события романа разворачиваются в небольших замкнутых
    пространствах. Здесь находится и «подвал Мастера», и «особняк Маргариты», и
    варьете, где выступал Воланд со своими помощниками, и знаменитый «Дом
    Грибоедова», и, конечно же, «нехорошая квартира на Садовой, 302-бис». Но на
    этом небольшом пространстве разыгрываются невероятные трагедии и комедии. Здесь
    правит бал Сатана, обнажающий все пороки добропорядочных и уважаемых москвичей.
    Булгаковская Москва населена бездушными атеистами, верящими в
    безраздельное торжество разума, такими, как Берлиоз, который от всего
    сверхъестественного отмахивался одной фразой: «Этого не может быть». Беспощадна
    сатира автора в отношении московских литераторов и чиновников от литературы.
    Писатели ассоциации МАССОЛИТ не занимаются поиском истины в творчестве, не
    стремятся к самосовершенствованию, потому что они знают, что реальная правда –
    это престижная дача, отдых на курорте, изысканная пища в ресторане, вход в
    который простому смертному закрыт.
    Москвичи предстают в романе ограниченными, не верящими ни во что, кроме
    денег и материальных благ. В мире Москвы, который посетил Воланд, нет ни
    настоящей дружбы, ни святого искусства и великих талантов, ни просто мудрых и
    честных людей, за исключением Мастера и Маргариты, да еще Ивана Бездомного.
    Мир Москвы – это мир полностью материальный, пустой, бездуховный; мир,
    в котором любой факт проявления чего-то необъяснимого будет тут же истолкован
    примитивно, как что-то вредное и чуждое. Москвичи абсолютно закрыты для всего
    нового, они не видят и не слышат ничего, кроме самих себя. Голоса в телефонной
    трубке Римский и Варенуха приняли за проделки шайки хулиганов. Степа Лиходеев,
    будучи человеком совершенно невежественным, объяснял свое присутствие в Ялте
    силой гипноза, в глубине души все же понимая, что «никакой гипноз не может
    забросить человека за тысячу километров».
    На сеансе черной магии, который устраивают в столичном варьете
    помощники Воланда, Сатана искушает Москву деньгами, компрометируя каждого
    человека в отдельности и весь город в целом. «Горожане сильно изменились, –
    замечает мессир, – внешне…» Но в остальном – они «люди как люди. Любят деньги,
    но ведь это всегда было… квартирный вопрос только испортил их…». Квартирный
    вопрос, как и другие материальные проблемы, волнует москвичей больше, чем
    вопросы спасения души. Дело даже не в том, что персонажи романа не гнушаются
    брать взятки и прячут золотые червонцы. Они утратили представления о добре,
    справедливости, а это гораздо страшнее.
    Мир москвичей похож на царство духовно слепых людей, не верящих ни во
    что, кроме того, что им знакомо, не ищущих ничего в жизни и абсолютно закрытых
    для всего нового, а следовательно, абсолютно пустых. Мастеру, который «писал
    то, чего никогда не видел, но о чем наверняка знал, что это было», нет места в
    этом мире. Поэтому Воланд забирает его, даруя вечный покой. Мастер отказался от
    своего романа, от своих идей, от творчества. Отказался под чудовищным давлением
    толпы, неистовавшей, ругавшей писателя. Мир Москвы не вынес появления чего-то,
    что не вписывалось в привычные рамки, москвичам оказался не нужен роман о
    Пилате. Только Ивану Бездомному была интересна история распятия Иешуа, то есть
    Иисуса Христа.
    Водланд грозой проносится над Москвой, жестоко карая низость, ложь,
    подлость, алчность. Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что,
    изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни
    порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа, как ни
    странно, утверждению тысячелетних нравственных заповедей. И если его свита
    предстает в лице мелких бесов, неравнодушных к поджогам, разрушению и
    пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость. Он
    наблюдает Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Полномочия его
    велики: он обладает привилегией наказующего деяния. Воланд появляется в Москве,
    чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите,
    сохранившим любовь и верность друг другу, покарать взяточников, предателей. Суд
    над ними вершится не по законам добра, они предстанут не перед людским судом.
    Судьей им будет время, как стало оно судьей для жестокого пятого прокуратора
    Иудеи Понтия Пилата. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации бороться со
    злом следует силами зля, чтобы восстановить справедливость.
    Булгаковская Москва фантастична, но взгляд писателя на столицу нельзя
    назвать исключительно субъективным. Именно реальная Москва была тем фоном, на
    котором можно было воплотить авторский замысел, ибо реальность того времени
    мало отличалась от фантастики своей неестественностью. Надо было только
    взглянуть на нее с позиций общечеловеческих ценностей. И тогда становилось
    ясно, что в древней столице все не так, как того требуют законы нормальной
    человеческой жизни.

  3. Булгаков – все сочинения
    Тонкий психолог — Булгаков, переплетая в своем произведении “Мастер и Маргарита” реалистическое и фантастическое, добился возможности сатирически изобразить Москву 30-х годов.
    Все события романа развиваются в трех временных планах: настоящее — это сатирическое изображение Москвы и ее нравов; фантастическое — похо ждения Воланда и его свиты в современной Москве; историческое — библейская новозаветная история. Все они очень тесно взаимосвязаны и переплетаются, как картины в мозаике, образуя полный и достоверный образ Москвы.
    Сатирическая сторона романа связана с изображением современной Булгакову Москвы и ее обитателей — москвичей. Ведь они — дети своего времени, жильцы “нехорошей квартиры” — Москвы. А с вторжением в нее Воланда и его озорной свиты сатира перерастет в сарказм, даже в глумление над всеми пороками людей, которые невозможно уничтожить. Пороки, как вирус из древних времен, проникают и размножаются в мировых размерах везде и всюду. Вот такой благоприятной средой для них и стала Москва, с подходящей атмосферой, насквозь пропитанной бездуховностью, пошлостью, жадностью, завистью и карьеризмом. Люди, как губка, впитывают в себя все эти пороки. Они здесь такие же испорченные, как и сама Москва. Вот свита Воланда нашла себе достойное применение в Москве: они забавляются над мелкими пакостниками, мошенниками, убийцами, взяточниками и бюрократами — над всеми своими “подведомственными”.
    Да, ничего не изменилось с давних времен. Все как и раньше: еще в древнем Ершалаиме Понтий Пилат не знал свободы, он полностью зависел от кесаря и его власти. Так и сейчас, москвичи не знают свободы, они рады власти, своей должности и карьере.
    Все они связаны путами установок свыше, инструкциями и планами. Люди запуганы и замкнуты в себе.
    Булгаков и его помощники из свиты Воланда безжалостны ко всем, кто продал себя в вечное рабство денег. Они вскрывают всю сущность людей и высмеивают их. Тот же буфетчик варьете обворовывает не только посетителей буфета, но и самого себя, он лишает себя всех естественных человеческих радостей жизни. В этом мире отсутствует всякое почтение индивидуальной личности, гуманность к людям и даже к себе самому. Люди готовы уничтожить себя и окружающих ради денег и должности.
    Берлиоз, человек начитанный, учит молодежь безверию, отучает ее от свободолюбия.
    И лишь одно заведение свободно от всех этих пороков, лишь в нем одном люди раскрепощены — это клиника Стравинского, “дом скорби”. Лишь здесь люди думают и говорят то, что думают, они избавляются от всего окружения Москвы с ее пороками.
    Вся, вся Москва погрязла в грехах, и недаром здесь появился Воланд со своей свитой. Он выступает как орудие воздаяния за добро и зло, ведь это он — та сила, что “вечно хочет зла”, но совершает добро, восстанавливая тем самым справедливость в Москве, да и, пожалуй, во всем мире.

  4. МОСКВА В РОМАНЕ М. А БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

    «Город чудный, город древний».
    А. С. Пушкин
    Насколько фантастично главное произведение М. А. Булгакова, настолько и место действия романа преломлено призмой необычайности, хотя любой моск­вич без труда опознает свой город, а при желании смо­жет даже совершить экскурсию по местности, соответ­ствующей многим из эпизодов романа. Но все-таки Москва «Мастера и Маргариты» — это совсем не та сто­лица, которая привычна миллионам ее обитателей.
    Вряд ли в Москве настоящей оставлено хоть не­много места для чудес. Во все времена здесь слишком стремителен темп жизни, слишком людно, чересчур тесно. А также грязновато, шумно, и вообще атмо­сфера огромного города к мистике не расположена. Так обстоят дела сейчас, и точно так же было в то время, когда профессор Воланд появился на Патри­арших прудах.
    Именно с этого момента следует начинать прогул­ку по совершенно другой, но все-таки той же самой Москве. Ведь с появлением Воланда, а никак не рань­ше, начинаются невероятные, сверхъестественные метаморфозы города. Они прорываются из унылой, кирпично-брусчатой плоти столицы яркими вспыш­ками и заставляют замирать от восхищения, а не страха, пусть себе и выглядят некоторые чудеса до­вольно жутко.
    Итак, Воланд появляется на Патриарших прудах. И город послушно подстраивается, создает подобаю­щие декорации для персонажа. Или даже не для пер­сонажа, а для режиссера. Иностранец в дорогом сером костюме не разменивается на актерство в представле­нии чужой пьесы — он творит свою. Москва становит­ся театром, ожидающим премьеры феерического дей­ства, какового не происходило здесь с самого момента основания города.
    Видано ли такое, чтобы в жаркий летний день ни­кто не соизволил бесцеремонно вторгнуться в замкну­тость разговора Берлиоза, Ивана Бездомного и Волан­да, чтобы никто не захотел посидеть на скамеечке воз­ле них? В Москве настоящей — никогда. Но Булгаков показывает нам иную, волшебную Москву. Так что же­лаемое достигнуто и героям уже не помешает чей-нибудь пивной дух или развязная навязчивость. Даже ненавязчивое присутствие случайного усталого, изму­ченного жарой горожанина им не грозит. Это хорошо, ведь негоже, чтобы к вершению судеб имел доступ по­сторонний. В результате — «во всей аллее, параллель­ной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного че­ловека». И в уединении, без свидетелей, Воланд обо­рвал нить жизни председателя МАССОЛИТа, а одного из членов этого объединения заставил сильно изме­ниться, точнее — подтолкнул к изменению.
    Романная Москва упорно не желает оставаться просто описанием, она будто бы просится наружу из тесноты строчек. Выдуманный город поражает своей достоверностью. Читатель с богатым воображением наверняка воспринимает Москву «Мастера и Маргари­ты» зрительно. Более того, он чувствует ее запахи, слышит ее звуки и голоса ее жителей, он осязает жару и чувствует безумие той грозы, которая приходит в го­род перед тем, как Воланду настает пора его покинуть. Режиссер великолепного спектакля освобождает сцену для новых пьес и наводит порядок — вплоть до влаж­ной уборки.
    Как и полагается уважающему себя городу, Москва Булгакова хранит в своих закромах легенды, воспоми­нания, сплетни. Дом Грибоедова славится тем, что его домовладелицей была тетка знаменитого писателя. То есть была или нет — неведомо. Неизвестно даже, была ли вообще у Грибоедова тетка. Но зато находится человек, заявивший: «Вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами знаменитый писатель читал отрывки «Горя от ума» этой самой тетке, раскинувшейся на со­фе». И из явной выдумки вдруг вырастает дом, он оживает, его уже не сдерживают романные страницы. Мы входим в него с остальными литераторами, несмот­ря на то, что удостоверения члена МАССОЛИТа не имеем, осматриваем здание с богатым прошлым, слы­шим эхо в его коридорах, видим рабочую суету и чув­ствуем сумбурность, катавасию, присущую любому ме­сту сбора творческих людей.
    Кстати, о людях. Они столь же важны для города, как дома, скверы, трамвайные пути. Люди — это кровь города, это расколотая на мелкие кусочки жизнь его и сущность. Каждый человек — это маленький кусо­чек мозаичной головоломки. Сам по себе он просто-напросто яркий симпатичный предметик, уникальный, но совершенно ничего не значащий. Но чем больше та­ких предметиков разглядеть, тем больше индивиду­альных черт Москва принимает.
    Она скептична и недоверчива, подобно Берлиозу, которого только смерть, пожалуй, смогла переубедить в его упорной вере в то, что Иисуса Христа не было. Она практична и хитроумна, словно шеф ресторана Арчибальд Арчибальдович, сумевший даже из разру­шительного визита Коровьева и Бегемота извлечь лич­ную выгоду, то есть стащить из запасов ресторана два изрядных балыка.
    Москва романа сварлива и зловредна, будто Аннушка-чума, подсолнечное масло которой было так ус­лужливо разлито на погибель несчастному Берлиозу. Еще от Аннушки Москва взяла трусоватость с одно­временной напористостью. И толику жадности она то­же позаимствовала у той же самой героини.
    И так каждый человек, появлявшийся на страни­цах романа, отдает что-нибудь характерное для себя родному городу. Москва становится полнокровной, она дышит, думает, чувствует вместе с ними. Вместе со своими читателями она от всей души развлекается на представлении Воланда в варьете, вместе с Иваном Бездомным недоумевает и сумасбродствует, догоняя свиту «иностранца». Москва любит вместе с Мастером и Маргаритой и немножко умирает вмес­те с Берлиозом.
    Столица так добра, что создает для, быть может, единственной настоящей любви в городе маленький заповедничек, уютное гнездышко — тот самый подваль­чик, где Мастер писал свой роман о Понтии Пилате и куда могла прийти Маргарита, которой до смерти на­доел ее благополучный муж. И, наверное, город был очень сильно растерян, когда Мастер разрушает эту идиллию. Растерян, обижен, оскорблен — и следует возмущение, и Мастер оказывается в клинике доктора Стравинского. Все-таки доброта Москвы небезгранич­на, а мстительность ей тоже вполне присуща и удиви­тельно было бы для нее всепрощение. Ведь Москва де­лается ее жителями, а сколько среди них тех, кто хоть чуть-чуть похож на последователя христианского дог­мата о пощечине?
    В отношении к Мастеру и Маргарите столица ме­няет гнев на милость только благодаря Воланду, кото­рый своей феерической деятельностью завоевывает своим новым почитателям выход из опалы. Хотя, быть может, Москва просто перепугалась, что мессир и его свита чересчур заиграются. Воланд ведь способен — несмотря на свое потрясающее обаяние, он все-таки дьявол, а значит, может творить не только мрачнова­тое добро, но и зло тоже.
    Может, перепугалась, а может — и нет. Воланд играет с Москвой в необычную и захватывающую иг­ру, очень напоминающую детские потасовки, в кото­рых неизбежны синяки, шишки и ссадины. Именно с такими мелочами сравним сгоревший дом Грибоедо­ва, подвальчик Мастера, скандал в варьете, погибшая квартира номер 50. Может, это и было больно, но зато как весело! После многих лет обыденности, предска­зуемости, унылости приходит пора настоящей зали­хватской потехи. И Воланд благожелательно кивает головой, мол, поможем городу развеять вековую ску­котищу?! А свита рада стараться! И куролесит по вос­торженной Москве неразлучная парочка — Бегемот с Коровьевым.
    И восторг Москвы здесь — отнюдь не преувеличе­ние. Ведь бесчинства, творимые свитой Воланда нико­им образом не вызывают ни омерзения, ни протеста. Мы читаем о них и улыбаемся до ушей: так и надо! Тем более, что под хлесткие забавы Фагота и черного кота подворачиваются почти всегда люди, которые так и напрашиваются на хороший урок морали. Тот же са­мый дядя покойного Берлиоза — Максим Андреевич Поплавский. Он со своей гнусной практичностью — со всеми этими мечтами о квартире в Москве — ну никак не мог быть нужен столице. Хорош родственничек: «невзирая ни на какие трудности, нужно было суметь унаследовать квартиру племянника на Садовой». Москве своих пройдох наверняка хватало. Естествен­но, что с помощью воландовских героев она с огромным удовольствием отправляет Максимилиана Андреевича восвояси, заодно хорошенько его припугнув.
    Вообще, Москва и Воланд прекрасно находят об­щий язык. Дьявол с разноцветными глазами умело и справедливо объясняет всяким сомнительным особам, населяющим этот симпатичный город, что слишком уж они отошли от нормальной морали — ровно на­столько, чтобы оказаться уязвимыми перед князем тьмы. Ведь если человек благодетелен, то не будет на нем кричащей, яркой метки порочности, только и ждущей меткого и безжалостного удара. Каждый че­ловек сам является творцом собственного ада, дьявол же только помогает его воплотить. Каждый из тех, кто пострадал от Воланда на страницах романа, был наказан заслуженно и именно за то, за что и следова­ло данного человека наказать. Неоднократно уже упо­мянутый Берлиоз поплатился за самоуверенный ате­изм, Поплавский — за алчность, за нее же пришлось ответить жадным до бесплатных благ зрителям воландовского сеанса черной магии. За свою зеленую брынзу и осетрину второй свежести пострадал буфет­чик варьете. Николай Иванович побывал в шкуре бо­рода за вполне свинское поведение в отношении дом­работницы Наташи. В общем — воздается каждому по заслугам его.
    Итак, с помощью Воланда Москва дает уроки хо­роших манер некоторым своим нерадивым жителям, а в ответ мессир проводит в ней свой бал полнолу­ния. Дань, которую город платит за присутствие в нем такой высокопоставленной и мудрой особы, как Воланд.

  5. Роман «Мастер и Маргарита» принес Булгакову посмертную мировую славу. Автор писал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени. Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, всю душу и весь талант отдал он этому роману,
    В романе царит счастливая свобода фантазии. Сатана правит свой бал, Мастер пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Иешуа. А рядом суетятся, завидуют и всячески приспосабливаются вполне реальные граждане, которые населяют Москву 20—30-х годов нашего столетия. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино.
    Движение событий в «Мастере и Маргарите» начинается «однажды весной, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В белокаменной столице появляются Сатана и его свита. В течение четырех дней в Москве происходят гастроли той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Одним из первых, кто пострадал от руки Воланда, был Берлиоз. Бесславно погиб начитанный, но бессовестный атеист, возглавлявший МАССОЛИТ.
    Не случайно именно Берлиоз погиб бесславной и страшной смертью. Воланд наказал его за то, что он был оплотом зависти, приспособленчества, глумливости, непорядочности, предательства в МАССОЛИТе. Дьяволиада — один из любимых булгаков-ских мотивов— здесь, в «Мастере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером сатирического обнажения противоречивой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Потусторонность, мистика с этим господином как-то не вяжутся. Если такого Воланда и не было, то его следовало бы выдумать. Он предстает перед нами существом, наделенным неограниченной властью. Он легко играет жизнями.
    Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Фантастический поворот дела позволит писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприметного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, алоизиев могарычей, никаноров Ивановичей. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле «раздевает» некоторых граждан из зала. Но при этом дьявольские казни строго избирательны. Нигде не прикоснулся Воланд к тому, кто сознает честь, живет ею. Не дьявол страшен героям. Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует, как не существует богочеловека. В его романе живет глубокая мысль о низменных нравственных законах. Это именно то, чего не хватало многим жителям Москвы.
    «Мастер и Маргарита» — сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Каждый читатель понимает его по-своему и открывает новые ценности, томящиеся в его глубинах.

  6. Увы, как ни противоречит это самосознанию москвича, для великого Мастера русской литературы Михаила Булгакова Москва не была родным городом. Ведь, как известно, писатель родился в Киеве. Однако можно и, пожалуй, должно вкладывать в это слово более широкий смысл, тем более если речь идет о Булгакове.
    Неразрывная связь писателя с Москвой гораздо глубже географических понятий, ибо именно здесь происходят все основные события его жизни и творчества. Не случайно о своем приезде в Москву в 1921 году Булгаков так пишет в автобиографии: “Я приехал в Москву в конце 1921 года без денег и без вещей, приехал, чтобы остаться здесь навсегда”.
    Работа в редакциях различных газет, во МХАТе — лишь основные вехи жизни писателя в столице. Большая часть ее также связана с проживанием в квартире № 50 в доме № 10 по Большой Садовой улице — именно сюда Булгаков поместит центр событий романа “Мастер и Маргарита”. Легендарный дом 302-бис по Садовой связан с реальным домом № 10 простой формулой: три и два в сумме составляют пять, а слово “бис” имеет значение “дважды”, следовательно, дважды пять и являют нам настоящий адрес дома в романе.
    Связь писателя с Москвой, своеобразие понимания феномена этого города органически заключены в таких, например, произведениях Булгакова, как повесть “Собачье сердце” и роман “Мастер и Маргарита”. Причем в художественном восприятии писателя Москва становится не просто городом, а городом людей с их традициями, радостями, ежедневными проблемами и вечными ценностями. Создается удивительно цельный образ Москвы булгаковской.
    Социальные противоречия нэпманской Москвы двадцатых годов остро отмечены в повести “Собачье сердце”.
    Холод, грязь, резкие контрасты жизни. Москву — даже в сравнении общественных столовых и столовых-ресторанов для избранных — читатель видит глазами пса Шарика. Впервые в русской литературе писатель использовал подобную перспективу в рассмотрении противоречивой жизни столицы. Трагедия Москвы двадцатых годов передается Булгаковым с помощью частного примера — описания изменений в устройстве жизни Калабуховского дома, который становится центром событий повести. В споре о причинах появления в доме таких явлений, как кража галош, грязь в парадном, перебои в электроснабжении, профессор Преображенский — главный герой повести — на комментарий своего помощника Бормен-таля, говорящего о том, что причиной всего этого является “разруха”, говорит так: “Что такое разруха? Разруха — это не старуха с клюкой… Разруха… в головах”.
    Булгаков в “Собачьем сердце” остро переживает именно эту “разруху в головах” в обществе Москвы: “уплотнение”, вплоть до фантастического вытеснения из жизни старой московской интеллигенции, доминирование, агрессивное и жестокое, в ней шариковых и швондеров.
    Неразрывную связь Булгакова с Москвой подтверждает и то, что именно здесь разворачивается действие центрального произведения всего творчества писателя — романа “Мастер и Маргарита”.
    Все без исключения исследователи творчества Булгакова указывают на предельную реальность московской топографии романа, его московских прототипов. При этом, как уже отмечалось, Булгаков нередко прибегает к использованию своеобразных шифров, не очень, впрочем, сложных для разгадки.
    Уже назывался реальный прообраз дома 302-бис, однако имеются и другие московские адреса романа “Мастер и Маргарита” . Например, за “Домом Грибоедова”, здания правления литературной организации МАССОЛИТ, угадывается дом Герцена, расположенный на улице Герцена (ныне Б. Никитская). А за самим МАССОЛИТом можно увидеть РАПП или более поздний Союз писателей — такие же принципиально нетворческие организации.
    Роман “Мастер и Маргарита”, который Булгаков писал более десяти лет, является, таким образом, широкой и глубинной психологической картиной жизни Москвы тридцатых годов. Это подтверждает обилие прототипов персонажей романа, что, впрочем, неудивительно на фоне автобиографичности фигуры самого Мастера.
    Ряд исследователей отмечает, в частности, что прототипом персонажа Мстислава Лавровича явился известный в тридцатые годы критик Всеволод Вишневский: фамилия персонажа спародирована через известные лавровишневые капли. Прототипична и фигура Берлиоза — квазиэрудита, бюрократического руководителя творческой организации — несомненными прообразами этого героя являются председатель РАППа Авербах и нарком просвещения Луначарский.
    Чрезвычайно глубокий смысл для понимания всей концепции булгаковской Москвы имеет ее связь с Вечным городом — Иерусалимом. Причем связь эта не только временная и топографическая (в передвижениях героев по городу Арбат соответствует Нижнему Иерусалиму), не просто перекликаются между собой отдельные детали городского пейзажа (золотые идолы и золотые купола, пятисвечия и пять кремлевских звезд, установленных в 1937 году), но между двумя городами, отделенными друг от друга девятнадцатью веками, возникает глубокая философская связь, основанная на примере самой сущности человека. Жителей обоих городов объединяет порочная преданность обману, лжи, доносительству. Москва тридцатых годов — город, живущий исключительно своим настоящим, отрицающий свою историческую наследственность, — у Булгакова оказывается соединенным, слитым воедино с вечностью, сам становится историей…
    Пожалуй, наиболее емко определяют отношение писателя к противоречиям Москвы слова Воланда: “Какой интересный город, не правда ли?” — говорит он, глядя на сочетание Москвы новой и Москвы старой. Какое простое, но одновременно какое глубокое слово: “интересный”! Москва Булгакова — город, увлекающий своими тайнами, стимулирующий глубинные исследования, серьезное переосмысление, предела которым нет и, очевидно, быть не может. Ибо познание истории, вечности бесконечно.

  7. Тонкий психолог – Булгаков, переплетая в своем произведении “Мастер и Маргарита” реалистическое и фантастическое, добился возможности сатирически изобразить Москву 30-х годов.
    Все события романа развиваются в трех временных планах: настоящее – это сатирическое изображение Москвы и ее нравов; фантастическое – похо ждения Воланда и его свиты в современной Москве; историческое – библейская новозаветная история. Все они очень тесно взаимосвязаны и переплетаются, как картины в мозаике, образуя полный и достоверный образ Москвы.
    Сатирическая сторона романа связана с изображением современной Булгакову Москвы и ее обитателей – москвичей. Ведь они – дети своего времени, жильцы “нехорошей квартиры” – Москвы. А с вторжением в нее Воланда и его озорной свиты сатира перерастет в сарказм, даже в глумление над всеми пороками людей, которые невозможно уничтожить. Пороки, как вирус из древних времен, проникают и размножаются в мировых размерах везде и всюду. Вот такой благоприятной средой для них и стала Москва, с подходящей атмосферой, насквозь пропитанной бездуховностью, пошлостью, жадностью, завистью и карьеризмом. Люди, как губка, впитывают в себя все эти пороки. Они здесь такие же испорченные, как и сама Москва. Вот свита Воланда нашла себе достойное применение в Москве: они забавляются над мелкими пакостниками, мошенниками, убийцами, взяточниками и бюрократами – над всеми своими “подведомственными”.
    Да, ничего не изменилось с давних времен. Все как и раньше: еще в древнем Ершалаиме Понтий Пилат не знал свободы, он полностью зависел от кесаря и его власти. Так и сейчас, москвичи не знают свободы, они рады власти, своей должности и карьере.
    Все они связаны путами установок свыше, инструкциями и планами. Люди запуганы и замкнуты в себе. Привычный порядок вещей нарушен: конферансье в варьете, человек без юмора, вымучивает шутки для зрителей, над которыми никто не смеет ся; литературные критики “говорят не то, что хотят сказать”; писатели МАССОЛИТа бездарны и завистливы, пишут произведения лишь ради денег, забывая о духовности своего творчества.
    Булгаков и его помощники из свиты Воланда безжалостны ко всем, кто продал себя в вечное рабство денег. Они вскрывают всю сущность людей и высмеивают их. Тот же буфетчик варьете обворовывает не только посетителей буфета, но и самого себя, он лишает себя всех естественных человеческих радостей жизни. В этом мире отсутствует всякое почтение индивидуальной личности, гуманность к людям и даже к себе самому. Люди готовы уничтожить себя и окружающих ради денег и должности.
    Берлиоз, человек начитанный, учит молодежь безверию, отучает ее от свободолюбия.
    И лишь одно заведение свободно от всех этих пороков, лишь в нем одном люди раскрепощены – это клиника Стравинского, “дом скорби”. Лишь здесь люди думают и говорят то, что думают, они избавляются от всего окружения Москвы с ее пороками.
    Вся, вся Москва погрязла в грехах, и недаром здесь появился Воланд со своей свитой. Он выступает как орудие воздаяния за добро и зло, ведь это он – та сила, что “вечно хочет зла”, но совершает добро, восстанавливая тем самым справедливость в Москве, да и, пожалуй, во всем мире.
    Роман “Мастер и Маргарита” принес Булгагову посмертную мировую славу. Автор писал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени. Все, что пережил Булгагов на своем веку – и счастливого, и тяжелого, всю душу и весь талант отдал он этому роману,
    В романе царит счастливая свобода фантазии. Сатана правит свой бал, Мастер пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Иешуа. А рядом суетятся, завидуют и всячески приспосабливаются вполне реальные граждане, которые населяют Москву 20-30-х годов нашего столетия. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино.
    Движение событий в “Мастере и Маргарите” начинается “однажды весной, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах”. В белокаменной столице появляются Сатана и его свита. В течение четырех дней в Москве происходят гастроли той силы, “что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Одним из первых, кто пострадал от руки Воланда, был Берлиоз. Бесславно погиб начитанный, но бессовестный атеист, возглавлявший МАССОЛИТ.
    Не случайно именно Берлиоз погиб бесславной и страшной смертью. Воланд наказал его за то, что он был оплотом зависти, приспособленчества, глум-ливости, непорядочности, предательства в МАССО-ЛИТе. Дьяволиада – один из любимых булгаков-ских мотивов- здесь, в “Мастере и Маргарите”, играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером сатирического обнажения противоречивой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глум-ливость и непорядочность. Потусторонность, мистика с этим господином как-то не вяжутся. Если такого Воланда и не было, то его следовало бы выдумать. Он предстает перед нами существом, наделенным неограниченной властью. Он легко играет жизнями.
    Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Фантастический поворот дела позволит писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприметного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, алоизиев могарычей, никаноров Ивановичей. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле “раздевает” некоторых граждан из зала. Но при этом дьявольские казни строго избирательны. Нигде не прикоснулся Воланд к тому, кто сознает честь, живет ею. Не дьявол страшен героям. Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует, как не существует богочеловека. В его романе живет глубокая мысль о низменных нравственных законах. Это именно то, чего не хватало многим жителям Москвы.
    “Мастер и Маргарита” – сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Каждый читатель понимает его по-своему и открывает новые ценности, томящиеся в его глубинах

  8. Тонкий психолог — Булгаков, переплетая в своем произведении “Мастер и Маргарита” реалистическое и фантастическое, добился возможности сатирически изобразить Москву 30-х годов.
    Все события романа развиваются в трех временных планах: настоящее — это сатирическое изображение Москвы и ее нравов; фантастическое — похо ждения Воланда и его свиты в современной Москве; историческое — библейская новозаветная история. Все они очень тесно взаимосвязаны и переплетаются, как картины в мозаике, образуя полный и достоверный образ Москвы.
    Сатирическая сторона романа связана с изображением современной Булгакову Москвы и ее обитателей — москвичей. Ведь они — дети своего времени, жильцы “нехорошей квартиры” — Москвы. А с вторжением в нее Воланда и его озорной свиты сатира перерастет в сарказм, даже в глумление над всеми пороками людей, которые невозможно уничтожить. Пороки, как вирус из древних времен, проникают и размножаются в мировых размерах везде и всюду. Вот такой благоприятной средой для них и стала Москва, с подходящей атмосферой, насквозь пропитанной бездуховностью, пошлостью, жадностью, завистью и карьеризмом. Люди, как губка, впитывают в себя все эти пороки. Они здесь такие же испорченные, как и сама Москва. Вот свита Воланда нашла себе достойное применение в Москве: они забавляются над мелкими пакостниками, мошенниками, убийцами, взяточниками и бюрократами — над всеми своими “подведомственными”.
    Да, ничего не изменилось с давних времен. Все как и раньше: еще в древнем Ершалаиме Понтий Пилат не знал свободы, он полностью зависел от кесаря и его власти. Так и сейчас, москвичи не знают свободы, они рады власти, своей должности и карьере.
    Все они связаны путами установок свыше, инструкциями и планами. Люди запуганы и замкнуты в себе.

  9. Увы, как ни противоречит это самосознанию москвича, для великого Мастера русской литературы Михаила Булгакова Москва не была родным городом. Ведь, как известно, писатель родился в Киеве. Однако можно и, пожалуй, должно вкладывать в это слово более широкий смысл, тем более если речь идет о Булгакове.
    Неразрывная связь писателя с Москвой гораздо глубже географических понятий, ибо именно здесь происходят все основные события его жизни и творчества. Не случайно о своем приезде в Москву в 1921 году Булгаков так пишет в автобиографии: “Я приехал в Москву в конце 1921 года без денег и без вещей, приехал, чтобы остаться здесь навсегда”.
    Работа в редакциях различных газет, во МХАТе – лишь основные вехи жизни писателя в столице. Большая часть ее также связана с проживанием в квартире № 50 в доме № 10 по Большой Садовой улице – именно сюда Булгаков поместит центр событий романа “Мастер и Маргарита”. Легендарный дом 302-бис по Садовой связан с реальным домом № 10 простой формулой: три и два в сумме составляют пять, а слово “бис” имеет значение “дважды”, следовательно, дважды пять и являют нам настоящий адрес дома в романе.
    Связь писателя с Москвой, своеобразие понимания феномена этого города органически заключены в таких, например, произведениях Булгакова, как повесть “Собачье сердце” и роман “Мастер и Маргарита”. Причем в художественном восприятии писателя Москва становится не просто городом, а городом людей с их традициями, радостями, ежедневными проблемами и вечными ценностями. Создается удивительно цельный образ Москвы булгаковской.
    Социальные противоречия нэпманской Москвы двадцатых годов остро отмечены в повести “Собачье сердце”.
    Холод, грязь, резкие контрасты жизни. Москву – даже в сравнении общественных столовых и столовых-ресторанов для избранных – читатель видит глазами пса Шарика. Впервые в русской литературе писатель использовал подобную перспективу в рассмотрении противоречивой жизни столицы. Трагедия Москвы двадцатых годов передается Булгаковым с помощью частного примера – описания изменений в устройстве жизни Калабуховского дома, который становится центром событий повести. В споре о причинах появления в доме таких явлений, как кража галош, грязь в парадном, перебои в электроснабжении, профессор Преображенский – главный герой повести – на комментарий своего помощника Бормен-таля, говорящего о том, что причиной всего этого является “разруха”, говорит так: “Что такое разруха? Разруха – это не старуха с клюкой… Разруха… в головах”.
    Булгаков в “Собачьем сердце” остро переживает именно эту “разруху в головах” в обществе Москвы: “уплотнение”, вплоть до фантастического вытеснения из жизни старой московской интеллигенции, доминирование, агрессивное и жестокое, в ней шариковых и швондеров.
    Неразрывную связь Булгакова с Москвой подтверждает и то, что именно здесь разворачивается действие центрального произведения всего творчества писателя – романа “Мастер и Маргарита”.
    Все без исключения исследователи творчества Булгакова указывают на предельную реальность московской топографии романа, его московских прототипов. При этом, как уже отмечалось, Булгаков нередко прибегает к использованию своеобразных шифров, не очень, впрочем, сложных для разгадки.
    Уже назывался реальный прообраз дома 302-бис, однако имеются и другие московские адреса романа “Мастер и Маргарита” . Например, за “Домом Грибоедова”, здания правления литературной организации МАССОЛИТ, угадывается дом Герцена, расположенный на улице Герцена (ныне Б. Никитская). А за самим МАССОЛИТом можно увидеть РАПП или более поздний Союз писателей – такие же принципиально нетворческие организации.
    Роман “Мастер и Маргарита”, который Булгаков писал более десяти лет, является, таким образом, широкой и глубинной психологической картиной жизни Москвы тридцатых годов. Это подтверждает обилие прототипов персонажей романа, что, впрочем, неудивительно на фоне автобиографичности фигуры самого Мастера.
    Ряд исследователей отмечает, в частности, что прототипом персонажа Мстислава Лавровича явился известный в тридцатые годы критик Всеволод Вишневский: фамилия персонажа спародирована через известные лавровишневые капли. Прототипична и фигура Берлиоза – квазиэрудита, бюрократического руководителя творческой организации – несомненными прообразами этого героя являются председатель РАППа Авербах и нарком просвещения Луначарский.
    Чрезвычайно глубокий смысл для понимания всей концепции булгаковской Москвы имеет ее связь с Вечным городом – Иерусалимом. Причем связь эта не только временная и топографическая (в передвижениях героев по городу Арбат соответствует Нижнему Иерусалиму), не просто перекликаются между собой отдельные детали городского пейзажа (золотые идолы и золотые купола, пятисвечия и пять кремлевских звезд, установленных в 1937 году), но между двумя городами, отделенными друг от друга девятнадцатью веками, возникает глубокая философская связь, основанная на примере самой сущности человека. Жителей обоих городов объединяет порочная преданность обману, лжи, доносительству. Москва тридцатых годов – город, живущий исключительно своим настоящим, отрицающий свою историческую наследственность, – у Булгакова оказывается соединенным, слитым воедино с вечностью, сам становится историей…
    Пожалуй, наиболее емко определяют отношение писателя к противоречиям Москвы слова Воланда: “Какой интересный город, не правда ли?” – говорит он, глядя на сочетание Москвы новой и Москвы старой. Какое простое, но одновременно какое глубокое слово: “интересный”! Москва Булгакова – город, увлекающий своими тайнами, стимулирующий глубинные исследования, серьезное переосмысление, предела которым нет и, очевидно, быть не может. Ибо познание истории, вечности бесконечно.

  10. 10
    Текст добавил: моя верность твоя гордость

    Увы, как ни противоречит это самосознанию москвича, для великого Мастера русской литературы Михаила Булгакова Москва не была родным городом. Ведь, как известно, писатель родился в Киеве. Однако можно и, пожалуй, должно вкладывать в это слово более широкий смысл, тем более если речь идет о Булгакове.
    Неразрывная связь писателя с Москвой гораздо глубже географических понятий, ибо именно здесь происходят все основные события его жизни и творчества. Не случайно о своем приезде в Москву в 1921 году Булгаков так пишет в автобиографии: “Я приехал в Москву в конце 1921 года без денег и без вещей, приехал, чтобы остаться здесь навсегда”.
    Работа в редакциях различных газет, во МХАТе — лишь основные вехи жизни писателя в столице. Большая часть ее также связана с проживанием в квартире № 50 в доме № 10 по Большой Садовой улице — именно сюда Булгаков поместит центр событий романа “Мастер и Маргарита”. Легендарный дом 302-бис по Садовой связан с реальным домом № 10 простой формулой: три и два в сумме составляют пять, а слово “бис” имеет значение “дважды”, следовательно, дважды пять и являют нам настоящий адрес дома в романе.
    Связь писателя с Москвой, своеобразие понимания феномена этого города органически заключены в таких, например, произведениях Булгакова, как повесть “Собачье сердце” и роман “Мастер и Маргарита”. Причем в художественном восприятии писателя Москва становится не просто городом, а городом людей с их традициями, радостями, ежедневными проблемами и вечными ценностями. Создается удивительно цельный образ Москвы булгаковской.
    Социальные противоречия нэпманской Москвы двадцатых годов остро отмечены в повести “Собачье сердце”.
    Холод, грязь, резкие контрасты жизни. Москву — даже в сравнении общественных столовых и столовых-ресторанов для избранных — читатель видит глазами пса Шарика. Впервые в русской литературе писатель использовал подобную перспективу в рассмотрении противоречивой жизни столицы. Трагедия Москвы двадцатых годов передается Булгаковым с помощью частного примера — описания изменений в устройстве жизни Калабуховского дома, который становится центром событий повести. В споре о причинах появления в доме таких явлений, как кража галош, грязь в парадном, перебои в электроснабжении, профессор Преображенский — главный герой повести — на комментарий своего помощника Борменталя, говорящего о том, что причиной всего этого является “разруха”, говорит так: “Что такое разруха? Разруха — это не старуха с клюкой… Разруха… в головах”.
    Булгаков в “Собачьем сердце” остро переживает именно эту “разруху в головах” в обществе Москвы: “уплотнение”, вплоть до фантастического вытеснения из жизни старой московской интеллигенции, доминирование, агрессивное и жестокое, в ней шариковых и швондеров.
    Неразрывную связь Булгакова с Москвой подтверждает и то, что именно здесь разворачивается действие центрального произведения всего творчества писателя — романа “Мастер и Маргарита”.
    Все без исключения исследователи творчества Булгакова указывают на предельную реальность московской топографии романа, его московских прототипов. При этом, как уже отмечалось, Булгаков нередко прибегает к использованию своеобразных шифров, не очень, впрочем, сложных для разгадки.
    Уже назывался реальный прообраз дома 302-бис, однако имеются и другие московские адреса романа “Мастер и Маргарита” . Например, за “Домом Грибоедова”, здания правления литературной организации МАССОЛИТ, угадывается дом Герцена, расположенный на улице Герцена (ныне Б. Никитская). А за самим МАССОЛИТом можно увидеть РАПП или более поздний Союз писателей — такие же принципиально нетворческие организации.
    Роман “Мастер и Маргарита”, который Булгаков писал более десяти лет, является, таким образом, широкой и глубинной психологической картиной жизни Москвы тридцатых годов. Это подтверждает обилие прототипов персонажей романа, что, впрочем, неудивительно на фоне автобиографичности фигуры самого Мастера.
    Ряд исследователей отмечает, в частности, что прототипом персонажа Мстислава Лавровича явился известный в тридцатые годы критик Всеволод Вишневский: фамилия персонажа спародирована через известные лавровишневые капли. Прототипична и фигура Берлиоза — квазиэрудита, бюрократического руководителя творческой организации — несомненными прообразами этого героя являются председатель РАППа Авербах и нарком просвещения Луначарский.
    Чрезвычайно глубокий смысл для понимания всей концепции булгаковской Москвы имеет ее связь с Вечным городом — Иерусалимом. Причем связь эта не только временная и топографическая (в передвижениях героев по городу Арбат соответствует Нижнему Иерусалиму), не просто перекликаются между собой отдельные детали городского пейзажа (золотые идолы и золотые купола, пятисвечия и пять кремлевских звезд, установленных в 1937 году), но между двумя городами, отделенными друг от друга девятнадцатью веками, возникает глубокая философская связь, основанная на примере самой сущности человека. Жителей обоих городов объединяет порочная преданность обману, лжи, доносительству. Москва тридцатых годов — город, живущий исключительно своим настоящим, отрицающий свою историческую наследственность, — у Булгакова оказывается соединенным, слитым воедино с вечностью, сам становится историей…
    Пожалуй, наиболее емко определяют отношение писателя к противоречиям Москвы слова Воланда: “Какой интересный город, не правда ли?” — говорит он, глядя на сочетание Москвы новой и Москвы старой. Какое простое, но одновременно какое глубокое слово: “интересный”! Москва Булгакова — город, увлекающий своими тайнами, стимулирующий глубинные исследования, серьезное переосмысление, предела которым нет и, очевидно, быть не может. Ибо познание истории, вечности бесконечно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *