Сочинение на тему мозг

10 вариантов

  1. Последние исследования возможностей человеческого мозга позволили ученым сделать вывод о его способности адаптироваться к искусственным объектам и воспринимать их как свою естественную часть тела. Данное открытие создает все перспективы для более тесной интеграции машин и человека, в частности, в области высокотехнологичного протезирования.
    В процессе исследований итальянские специалисты из Римского университета Ла Сапиенца определили, что людям с повреждениями спинного мозга со временем свойственно привыкание к инвалидной коляске и восприятие ее как части собственного тела. Металл и пластик коляски начинают ощущаться неким продолжением организма, вследствие чего и мозг адаптируется к новым возможностям тела. Ученые отмечают, что в сравнении с полностью парализованными людьми, пациенты с менее серьезными повреждениями спинного мозга, сохранившие подвижность верхней части тела, демонстрировали более сильные ассоциации инвалидного кресла со своим организмом. Поэтому, соответственно, здоровые люди смогут приспосабливаться к искусственным имплантатам тела еще быстрее. То есть, получается, что мозг не рассматривает протезы в качестве неподвижных инструментов, а начинает их отождествлять с собственным телом. А значит, в перспективе, соединив протезы и имплантаты с нервной системой человека, скорее всего, они будут приняты мозгом и в дальнейшем их использование в течение долгих лет не причинит значительного психологического дискомфорта.
    Результаты исследований итальянских ученых свидетельствуют о том, что в мозгу постоянно происходят процессы обновления сигналов, поступающих из различных частей организма. В некоторых случаях список “конечностей” и “органов”, дополняющих наше тело, расширяется. Данный факт сможет помочь существенно улучшить реабилитационные методики для пострадавших людей с ограниченными физическими возможностями. Благодаря открытию, появляются новые перспективы в разработках механических устройств, наподобие экзоскелетов, более тесно взаимодействующих с человеком.

  2. Ответ оставил Гость
    Последние исследования возможностей человеческого мозга позволили ученым сделать вывод о его способности адаптироваться к искусственным объектам и воспринимать их как свою естественную часть тела. Данное открытие создает все перспективы для более тесной интеграции машин и человека, в частности, в области высокотехнологичного протезирования.
    В процессе исследований итальянские специалисты из Римского университета Ла Сапиенца определили, что людям с повреждениями спинного мозга со временем свойственно привыкание к инвалидной коляске и восприятие ее как части собственного тела. Металл и пластик коляски начинают ощущаться неким продолжением организма, вследствие чего и мозг адаптируется к новым возможностям тела. Ученые отмечают, что в сравнении с полностью парализованными людьми, пациенты с менее серьезными повреждениями спинного мозга, сохранившие подвижность верхней части тела, демонстрировали более сильные ассоциации инвалидного кресла со своим организмом. Поэтому, соответственно, здоровые люди смогут приспосабливаться к искусственным имплантатам тела еще быстрее. То есть, получается, что мозг не рассматривает протезы в качестве неподвижных инструментов, а начинает их отождествлять с собственным телом. А значит, в перспективе, соединив протезы и имплантаты с нервной системой человека, скорее всего, они будут приняты мозгом и в дальнейшем их использование в течение долгих лет не причинит значительного психологического дискомфорта.
    Результаты исследований итальянских ученых свидетельствуют о том, что в мозгу постоянно происходят процессы обновления сигналов, поступающих из различных частей организма. В некоторых случаях список «конечностей» и «органов», дополняющих наше тело, расширяется. Данный факт сможет помочь существенно улучшить реабилитационные методики для пострадавших людей с ограниченными физическими возможностями. Благодаря открытию, появляются новые перспективы в разработках механических устройств, наподобие экзоскелетов, более тесно взаимодействующих с человеком.

  3. Связь мозга и сознания характеризует прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками. Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.
    Гипотеза о связи сознания с определенным участком коры головного мозга была  высказана И.П. Павловым в 1913 г. Широко известна его «теория светлого пятна». Пытаясь понять, какие нервные процессы происходят в больших полушариях тогда, когда «мы говорим, что мы себя сознаем», Павлов И.П. предположил, что сознание представлено деятельностью находящегося в состоянии оптимальной возбудимости «творческого» участка коры больших полушарий, где легко образуются условные рефлексы и дифференцировки. Другие участки, где происходит преимущественно поддержание уже образованных рефлексов, связаны с тем, что называется бессознательной деятельностью. Эти идеи И.П. Павлов выразил в образной форме: «Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо меняющихся очертаний светлое пятно». Сравнение И.П. Павлова очень напоминает визуальные образы, получаемые при исследовании мозга методом позитронно-эмисионной томографии. Согласно этой теории фокус внимания, вызванный повышенной возбудимостью нейронов (светлое пятно), перемещается по коре мозга, порождая осознание психических процессов. По его мнению, сознание есть не только у человека, но и у животных. Развивая гипотезу И.П. Павлова, Crick. F. разработал «прожекторную теорию сознания». Он предполагал, что в мозге есть специальный аппарат, создающий «луч прожектора», который связан с силой внимания и электрической активностью мозга. В любой момент определенные нейроны могут кооперироваться, создавая глобальную активность, что приводит к осознанию воспринимаемого мира. Согласно теории Crick-а, нейронные процессы, попадающие под луч прожектора внимания, и определяют содержание нашего сознания. Сознанием можно управлять, эту функцию выполняет таламус. Сознание связано с вниманием и некоторыми формами памяти (сенсорной и рабочей). Нейрофизиологи связывают проявление сознания с высокочастотной активностью мозга.

  4. Ты учишься, накапливаешь знания и умения, кото­рые необходимы тебе для дальнейшей жизни. Многие знания «записываются» в памяти человека. До сих пор ученые не знают точного ответа, как это происходит. Одни утверждают, что «запись» происходит при помощи нервных клеток, которых в мозгу около 16 миллиардов.
    Ты ведь запомнил алфавит, таблицу умножения, многие понятия — и это все благодаря памяти. Но для успешного усвоения материала недостаточно только об­ладать хорошей памятью. Нужно еще и мыслить.
    Люди умеют думать и разговаривать. Когда ты дума­ешь, у тебя в голове появляются разные мысли. Твои мыс­ли такие же, как и твоя речь: ты говоришь словами, пред­ложениями.
    Развитие речи, памяти, внимания определяет умственное развитие человека.
    Давай попробуем вместе разобраться, что такое мыш­ление, как оно происходит.
    Ты, наверное, уже обратил внимание, что все люди разные. Кто-то лучше читает, кто-то счита­ет, кто-то рисует, а кто-то сочиняет великолепные стихи. И все зависит от того, как работают клетки мозга.
    Мозг — это масса нервной ткани, которая находится внутри черепа. Во всем человеческом организме нет бо­лее важного органа, чем мозг. Без него мы не могли бы жить. Клетки мозга наделены поразительными способно­стями. Они могут запомнить что-либо на многие годы; они в течение всей нашей жизни непрерывно учатся и уз­нают новое. И это потому, что нет предела способности клеток головного мозга узнавать и запоминать. Никто не знает, каким образом работает мозг. Даже если бы мы рассматривали клетку в микроскоп, мы не нашли бы от­вета на вопрос, как ей удалось все узнать и всему на­учиться. Учителя, врачи, ученые выяснили, что боль­шую часть своей работы мозг выполняет самостоятельно. Но его можно и нужно тренировать, чтобы он проявил все свои замечательные способности.

  5. (В ЭТОМ РЕДАКТОРЕ НЕ СОХРАНЯЮТСЯ ПОЧЕМУ-ТО ТАБЛИЦЫ И РИСУНКИ. ЧТО ЖЕ – ЕСЛИ КОГО-ТО ИЗ ЧИТАТЕЛЕЙ ЗАИНТЕРЕСУЕТ ЭТОТ ТЕКСТ, А ТАБЛИЦ И ФОРМУЛ БУДЕТ НЕ ХВАТАТЬ – ПИШИТЕ МНЕ НА ПОЧТУ – ВЫШЛЮ РАБОТУ В ЦЕЛОМ СО СНОСКАМИ, РИСУНКАМИ И ТАБЛИЦАМИ)
    Введение
    Возникновение сознания – одна из величайших тайн природы, над разрешением которой не одно тысячелетие бьются физики и писатели, философы и священнослужители, медики и психологи.
    В последние годы накопление знаний о работе мозга происходит очень быстро.
    Поэтому наука вплотную подошла к решению загадки сознания. Каков же современный взгляд на соотношение сознания и процессов, происходящих в мозге?
    Человеческий мозг – поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат.
    Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром.
    Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание – функция человеческого мозга?
    Исходя из сказанного выше, мы и попытаемся в этой лекции рассмотреть заявленную тему тему.
    1.Связь мозга с сознанием
    Связь мозга и сознания характеризуется прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания.
    Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания.
    Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган.
    Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.
    Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга.
    Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания.
    Когда повреждаются лобные доли, больные:
    – не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения;
    -они не имеют устойчивых намерений,
    – легко возбуждаются побочными раздражителями.
    При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д.
    Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.
    Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.
    Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.
    2. Развитие воззрений на мозг как орган сознания
    Интерес к взаимосвязям сознания и мозга возник давно.
    Для русской физиологии, начиная со времен И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он, в известной мере традиционен. Однако долгое время решение столь сложной проблемы считалось делом отдаленного будущего.
    Понимание того, что исследование проблемы сознания – насущная задача сегодняшнего дня, пришло к физиологам сравнительно недавно: быстрый прогресс науки о мозге вывел данную тему на первые страницы журналов по нейронаукам.
    Возникла даже, по образному выражению английского ученого Джона Тейлора, «гонка за сознанием» .
    Прорыв в данной области был во многом связан с появлением методов “изображения живого мозга”, таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс и многоканальная запись электрических и магнитных полей мозга.
    Новейшие приборы позволили увидеть на экране дисплея, какие зоны активизируются при выполнении различных задач, требующих умственного напряжения, а также с большой точностью определять локализацию поражения при заболеваниях нервной системы.
    Ученые обрели возможность получать соответствующие изображения в виде красочных карт мозга. См. рис 1.
    Рис.1Картина долговременной (ассоциативной) и рабочей памяти мозга
    3. Некоторые механизмы действия мозга
    С философской точки зрения, можно задаться вопросом, насколько правомерно вообще пытаться объяснить движением нервных импульсов то, что мы воспринимаем как цвет или звук.
    Ощущение – сугубо личное чувство, “внутренний театр” каждого из нас, и задача науки о мозге – понять, какие нервные процессы приводят к возникновению субъективного образа. В то же время загадка человеческой психики по своей методологической сложности не уникальна и стоит в ряду других тайн природы.
    По существу, возникновение нового качества происходит на каждом этапе принципиального усложнения природных процессов. «Примером качественного перехода, сопоставимого по сложности с возникновением сознания, американские ученые Ф. Крик и К. Кох считают зарождение жизни в результате действия цепочек ДНК и ферментных белков» .
    Присущие живым объектам свойства не вытекают непосредственно из физико-химических свойств каждой из этих молекул. Такой пример кажется особенно убедительным в устах Ф. Крика, одного из первооткрывателей генетического кода.
    Опыт научного познания показывает, что сложное явление, как правило, не возникает из ничего, а развивается в процессе эволюции из более простых форм.
    То же в полной мере относится и к субъективным переживаниям. Они проходят путь от элементарных проявлений, таких как ощущения и эмоции, к сознанию высшего порядка, связанному с абстрактным мышлением и речью. Если исходить из данных соображений, существует несколько подходов к изучению сознания, которые, однако, не исключают, а взаимно дополняют друг друга, объясняя феномены разной степени сложности. При этом некоторые базисные принципы организации нервных процессов, обнаруженные на ранних этапах эволюции психики, постепенно приобретают более сложные формы для обеспечения их высших проявлений.
    На основе данных о физиологическом механизме волн вызванного потенциала и их связи с отделами мозга был описан процесс, обеспечивающий синтез информации.
    Он включает кольцевое движение возбуждения по отделам мозга.
    1.Из проекционной коры, получающей сигналы от органов чувств, возбуждение поступает в ассоциативную кору (нижневисочную для зрительных стимулов), где сведения сравниваются с эталоном и опознаются. Затем возбуждение переходит на энторинальную кору, находящуюся на внутренней поверхности височной доли полушарий и имеющую отношение к памяти. Там определяется значимость сигнала, его отношение к той или иной потребности организма.
    2.Потом импульсы возбуждения перемещаются в мотивационные центры промежуточного мозга, откуда вновь возвращаются по системе диффузных проекций в кору, в том числе и в зоны первичной проекции. Через 100 мс также возникают связи между проекционной и лобной корой. Такой цикл, продолжительность которого составляет около 150 мс, получил название “круг ощущений”. Суть его в том, что он обеспечивает сравнение сенсорного сигнала со сведениями, извлеченными из памяти, включая данные о значимости полученной информации, что предположительно и лежит в основе перехода физиологического процесса на уровень психического, субъективного переживания.
    3.В результате возникшее ощущение не только точно передает физические характеристики стимула, но и эмоционально окрашено.
    Вышеприведенная концепция получила название гипотезы информационного синтеза.
    В последующие годы ее подтвердили результаты многих исследований, в том числе данные о топографии отделов мозга, входящих в “круг ощущений”, и использование самой идеи возврата возбуждения для объяснения механизмов сознания.
    «Среди наиболее значимых можно назвать работы нобелевского лауреата Дж. Эдельмана, который использовал термин “повторный вход (re-entering)”, обозначающий не обратную связь, под которой обычно понимают сигнал коррекции, а поступление дополнительной информации, полученной в результате опроса структур мозга, связанных с функцией памяти и мотивацией» .
    Помимо информационного синтеза возврат возбуждения по диффузным проекциям обеспечивает и интеграцию отдельных признаков стимула в единый образ. «Исследования последних лет показали, что при этом важную роль играет ритм электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с частотой около 40 Гц. Именно синхронизация биопотенциалов мозга на определенном ритме создает условия для объединения нейросетей в единую систему, что необходимо для поддержания сознания» .
    Ощущение относится к достаточно простым психическим феноменам, которые некоторые ученые относят к так называемому первичному сознанию, куда можно отнести и эмоции, в исследование которых выдающийся вклад внес П.В. Симонов.
    «Он впервые предложил формулу, согласно которой сила эмоции Э пропорциональна потребности П, умноженной на разность между сведениями, имеющимися у индивидуума, и теми, что необходимы ему для удовлетворения данной потребности:
    Э = П (Инф. налич. – Инф. необх.)
    Из этой формулы следует, что эмоции, так же как и ощущения, возникают в результате сравнения двух информационных потоков. Здесь действует, таким образом, некоторая универсальная закономерность.
    Интерес представляет вопрос, как в ходе эволюции могла возникнуть система возврата возбуждения и сравнения двух информационных потоков. «В соответствии с концепцией Н. Хамфри психическое появилось в результате действия ответвлений отходящих от коры двигательных волокон к направляющимся к коре чувствительным путям, что сделало возможным направленную регуляцию поступающей к коре информации. В более простых системах такой процесс мог происходить на периферии, однако постепенно развились внутрикорковые способы фильтрации исполнительными центрами наиболее значимой для определения поведения информации, которые могли действовать и в отсутствие моторных команд. Н. Хамфри назвал такой механизм “чувственной петлей” (sentient loop), что даже терминологически близко к нашему “кругу ощущений» .
    Говоря о механизмах ощущений, уместно вспомнить слова, сказанные некогда И. Гете: «Если бы я не носил в себе весь мир, я был бы слепцом со здоровыми глазами».
    В исследовании связей – центральной проблемы мозговой интеграции – особенно плодотворной оказалась выдвинутая российской нейрофизиологической школой идея, что нервная связь образуется на основе согласования ритмов работы нейронных ансамблей, расположенных в разных отделах коры, что напоминает явление резонанса.
    При этом нервные импульсы от одной группы нейронов постоянно подходят к другой в повышенной фазе ее возбудимости, то есть возникает явление, до известной степени сходное с “зеленой волной” при движении транспорта.
    Исследования М.Н. Ливанова и В.С. Русинова установили, что показателем связи является синхронизация ритмов ЭЭГ, включая и отдельные составляющие ее спектра.
    В работах по изучению мышления с применением нового метода картирования корковых связей впервые был описан рисунок связей, типичный для разных видов мышления. Испытуемому на экране монитора предлагались задания на образное, пространственное и абстрактно-вербальное мышление, о готовом ответе он сообщал словесно или движением джойстика.
    При этом проводилась многоканальная запись ЭЭГ в период между постановкой задачи и ее решением.
    В результате исследований было установлено, что симметричный в состоянии покоя рисунок связей при решении задачи изменяется: связи начинают сходиться к определенным полям коры, которые были обозначены как фокусы взаимодействия.
    При этом их топография различается в зависимости от вида мыслительной деятельности. Так, при образном мышлении (допустим, следует определить, какие эмоции выражают лица на фотографиях) фокусы локализовались в теменно-височной коре.
    При абстрактно-вербальном мышлении (решении анаграмм или категоризации слов) они располагаются в лобной коре.
    При пространственном мышлении, включающем элементы как образного, так и абстрактного мышления, связи сходились к теменной и лобной коре.
    Было установлено также, что информация поступает к фокусам из различных отделов коры, имеющих свою специализацию, по связям, которые поддерживаются на разных частотах. В синтезе важную роль играет определенная мотивационная составляющая, так же как и при возникновении ощущений.
    В фокусе, нейронные группы которого соединены жесткими связями, происходит синтез поступающих сведений, вследствие чего, вероятно, и принимается решение. В этих работах идея информационного синтеза была распространена и на мышление, так как оказалось, что принцип организации нервных процессов при ощущении и мышлении в известной степени сходен. Различие заключается в том, что в первом случае происходит сопоставление двух потоков информации, а во втором – нескольких.
    Кроме того, центры синтеза при мышлении находятся не в проекционной, как при возникновении ощущений, а в ассоциативной коре. Интересно, что при решении любых задач, даже не требующих словесного ответа, на последнем этапе мыслительного процесса фокусы возникают в левой височной области, где расположен центр восприятия речи (так называемая зона Вернике), что говорит о том, что вербализация – важный компонент человеческого мышления.
    Итак, психическое восприятие возникает на основе определенной организации нервных процессов, в ходе которых происходит возврат возбуждения к местам первоначальных проекций. При более сложных функциях в этом процессе участвуют отделы лобной коры.
    «Такой вывод нашел подтверждение и в исследованиях коркового механизма вербальных ассоциаций, проведенных совместно с лабораторией М. Познера в США. Испытуемый должен был подобрать глагол, ассоциирующийся с предложенным существительным (например, молоток – ударить). Поскольку такой поиск занимал менее одной секунды, нами был разработан метод, временное разрешение которого составляло 100 мс, т.е. было близко к длительности отдельных мыслительных операций.
    При поиске ассоциаций сначала возникала диффузная система связей, которая захватывала достаточно обширные области коры, затем образовывались более специализированные связи между левой и правой лобной корой. Потом возникали мощные связи между лобной и левой височно-теменной корой. Височная кора, таким образом, активировалась дважды: в первые 100-150 мс после предъявления слова и затем в интервале 185-460 мс.
    Семантика, то есть значение слова, определяется главным образом в лобной, а не в височной коре. В то же время для определения смысла предложения – элементарной единицы вербального мышления – необходимо взаимодействие лобной коры с зоной, расположенной в левой височной коре Вернике, поражение которой приводит к нарушению понимания речи» .
    В заключение несколько слов еще об одной проблеме, которая в последнее время привлекает все больше внимания, – сравнения живого мозга с искусственным интеллектом.
    Остановимся на том аспекте проблемы, который в наибольшей степени связан с сознанием. По мнению известного английского математика и физика Р. Пенроуза, «сознание не может быть сведено к вычислениям, так как живой мозг отличается от компьютера тем, что обладает способностью к пониманию» .
    На вопрос, что такое понимание и каковы его мозговые механизмы, ответ должен дать физиолог. Представляется, что понимание возникает в результате того, что, как уже говорилось, вновь поступившая информация все время сравнивается в мозге с накопленным опытом, с тем, что хранится в памяти в результате обучения. Важно, что в информационном синтезе весьма существенна роль мотивационной составляющей.
    Благодаря этому внешний стимул соотносится с прошлыми действиями субъекта и удовлетворением определенной потребности. Понимание, таким образом, имеет глубокий жизненный, приспособительный смысл.
    Подведем итог представлениям о наиболее вероятных механизмах сознания. Фундаментальным принципом является возврат возбуждения к местам первоначальных проекций, что обеспечивает информационный синтез; в формировании абстрактных представлений и речи большую роль играет лобная кора; медио-базальные отделы височной области полушарий важны для поддержания декларативной памяти и обеспечения процессов избирательного внимания.
    Сопоставление вновь поступившей информации с прошлыми переживаниями определяет содержание сознания как постоянную корректировку личного опыта и того, что можно назвать чувством внутреннего «я».
    В основе сознания лежит идея обновления, придающего жизни ее высший смысл и определяющего постоянное стремление человека к новизне.
    Заключение
    Итак, мы выяснили, что сознание человека – результат долгой эволюции.
    По мере совершенствования высших функций мозга становилось более полным и понимание, основанное на фундаментальных принципах его работы.
    Сказанное выше, конечно, является далеко не полным. Мы еще многое не знаем о работе мозга, и особенно о том, что лежит в основе его высших функций и человеческого сознания.
    Тем не менее, прогресс в этой области в последние годы достаточно очевиден, и наука о мозге постепенно приближается к раскрытию этой тайны природы.
    Литература
    1.Данилец А.В. Тайны Сознания.// Сб. Сознание. – СПб.: СПбГУ 2001
    2.Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984. 200 с.
    3.Иваницкий А.М. Главная загадка природы: как на основе процессов мозга возникают субъективные переживания // Психологический журнал. 2003. Т. 20. В. 3. С. 93-104.
    4.Ливанов М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга. М.: Наука, 1972. 181 с.
    5.Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. Часть 1. Понимание разума и новая физика. М., Ижевск: Институт компьютерных технологий, 2003. 368 с.
    6.Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: Наука, 2001. 96 с.

  6. ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
    доклад
    по психологии
    «Процесс мышления. Человеческий мозг – тайна эволюции»
    подготовил
    студент 447 группы
    Астраханцев Дмитрий
    Днепропетровск 2000
    Человек разумен, а толпа –
    тупой и опасный зверь, склонный к панике…
    MIB
    Конец 20 века – время космических полетов и быстродействующих компьютерови ультрамодных мобильных телефонов, непрекращающейся гонкой вооружений и призывов к запрету ядерных испытаний. Созданный корпорацией IBM в рамках программы ASCI (Accelerated Strategic Computing Initiative) суперкомпьютер ASCI White работает в 1000 (!) раз быстрее, чем последняя модель DEEP BLUE. Система, построенная по заказу Министерства энергетики имеет производительность 12,3 TFLOPS и 8192 процессора, располагающихся на площади в две баскетбольные площадки. Устрашающая мощь. Если добавить, что это детище IBM весит 106 т. и стоит 110 млн. долларов.
    Дух соревнования живет в человеке с самого его рождения. Но вот перещеголяет ли человек самого почтенного и мудрого своего соперника – природу?
    Человеческий мозг – нечто более совершенное, чем самые дерзкие мечты инженеров и даже фантастов. При массе от 1100 до 2000 грамм, имея минимальное энергопотребление головной мозг способен к параллельной обработке информации, запоминанию, управлению функциями организма… Кора головного мозга человека является протяженной, образованной нейронами поверхностью толщиной от 2 до 3 мм с площадью около 2200 см2, что вдвое превышает площадь поверхности стандартной клавиатуры. Кора головного мозга содержит около 1011 нейронов, что приблизительно равно числу звезд Млечного пути. Каждый нейрон связан с 103 — 104 другими нейронами. В целом мозг человека содержит приблизительно от 1014 до 1015 взаимосвязей.
    Рабочей шестеренкой мозга («транзисторный эквивалент в ЭВМ») является нейрон.
    «Чувствительный нейрон номер семь триллионов шестьсот два миллиарда семьсот сорок два миллиона шестьсот тридцать семь тысяч шестьсот тридцать третий, по ведомству Зрения, колбочка, синий, первый перехват, правое желтое пятно, край, квадрат три, сверхсенсорный» – так бы отрапортовал нейрон, пересылающий синий сигнал от правого глаза, главному планировщику. Но в том то и дело, что мозг имеет распределенную структуру, нейроны в пределах своего участка взаимозаменяемы, трудно возложить функции планировщика на какой-то отдельный нейрон или участок, они равноправны. Тысячи нейронов взаимодействуют с одним, а каждый еще с тысячами. Вкратце взаимодействие объясняет рисунок 1.
    Рисунок 1. Нейрон.
    Когда нейрон находится в состоянии покоя – он тщательно отделяет отрицательные ионы от положительных и «выбрасывает» положительные из аксона наружу. Они все время стремятся залезть обратно, однако начинают работать силы электростатического отталкивания и нейрон старательно удерживает их на аксоне. Но вот поступает импульс на входной синапс – положительные ионы прыгают внутрь и деполяризуют нейрон. Этот способ передачи информации в нашем мозгу – электрохимический – не самый быстрый из известных. Короткая серия импульсов, как правило, продолжительностью несколько мсек. Сообщение передается посредством частотно-импульсной модуляции. Частота может изменяться от нескольких единиц до сотен герц, что в миллион раз медленнее, чем самые быстродействующие переключательные электронные схемы. Тем не менее сложные решения по восприятию информации, как, например, распознавание лица, человек принимает за несколько сотен мс. Эти решения контролируются сетью нейронов, которые имеют скорость выполнения операций всего несколько мс. Это означает, что вычисления требуют не более 100 последовательных стадий. Другими словами, для таких сложных задач мозг «запускает» параллельные программы, содержащие около 100 шагов. Это известно как правило ста шагов. Рассуждая аналогичным образом, можно обнаружить, что количество информации, посылаемое от одного нейрона другому, должно быть очень маленьким (несколько бит). Отсюда следует, что основная информация не передается непосредственно, а захватывается и распределяется в связях между нейронами.
    Более всего не идет ни в какое сравнение с ЭВМ сугубо человеческая (или нет?) функция мозга – мышление. Каждый здравомыслящий человек еще в детстве осознал себя как личность и ничто не сможет переубедить или разуверить его в этом.
    Считается, что за мышление ответственна область коры, покрывающая большие полушария Головного Мозга (рис.2).
    Рисунок 2. Строение мозга.
    Там расположены центры Зрения, Слуха, Обучения, Речи, Памяти и Воображения. Внесознательная Деятельность помещается в основании мозга. Эта часть мозга отвечает за пищеварение, сокращение сердца, дыхание, рост. Ведь все процессы в нашем организме контролируются мозгом. Многие ученые считают, что мозг используется человеком не полностью, и что можно воспитывать в себе скрытые способности. Речь конечно не идет о всякого рода гаданиях, телепортациях, левитациях и др. Но почему бы, если мозг управляет ростом, не «подумать» «как быстрее вырасти», или останавливать сердцебиение не глубокими вдохами, а непосредственно давая команды сердцу? Сбивать головную боль не таблеткой аспирина, а полным контролем воспаленных участков – вот здесь энтузиасты-экспериментаторы уже далеко зашли – всем известны разного рода медитации, гипноз, самообладание наконец…
    Вообще эволюция не возможна без эксперимента – взять ту же природу. Вот только трудно ставить какие-либо эксперименты над собой, еще труднее осознавать их результаты. Как-то лучше по старинке, без шума и пыли… Это же надо человек вдруг смог за ночь изменить внешность (без костей – лишь мягкие ткани), отрастить волосы, изменить характер… Утром он будет пылать на костре Джордано Бруно. Хотя интеллекта такого человека будет явно достаточно, чтобы скрывать свое Я. Но вот нужно ли? Почему это противоречит искусственному отбору – ведь выживает лучший? Здесь автор склоняется к мысли, что в современном мире выживает толпа.

  7. Министерство образования и науки РФ
    ГОУВПО
    «Сибирский государственный индустриальный университет»
    Кафедра социологии, политологии и права
    Реферат
    Тема «Мозг. Сознание. Бессознание»
    Новокузнецк
    2010
    Содержание
    Введение
    1. Некоторые механизмы действия мозга
    2. Развитие воззрений на мозг как орган сознания
    3. Связь мозга с сознанием
    4. Сознание и бессознательное
    Заключение
    Список используемой литературы
    Введение
    Возникновение сознания — одна из величайших тайн природы, над разрешением которой не одно тысячелетие бьются физики и писатели, философы и священнослужители, медики и психологи.
    В последние годы накопление знаний о работе мозга происходит очень быстро.
    Поэтому наука вплотную подошла к решению загадки сознания. Каков же современный взгляд на соотношение сознания и процессов, происходящих в мозге?
    Человеческий мозг — поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат.
    Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром.
    Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание — функция человеческого мозга?
    Исходя из сказанного выше, мы и попытаемся в дальнейшем рассмотреть выбранную к исследованию тему.
    1. Некоторые механизмы действия мозга
    С философской точки зрения, можно задаться вопросом, насколько правомерно вообще пытаться объяснить движением нервных импульсов то, что мы воспринимаем как цвет или звук.
    Ощущение — сугубо личное чувство, «внутренний театр» каждого из нас, и задача науки о мозге — понять, какие нервные процессы приводят к возникновению субъективного образа. В то же время загадка человеческой психики по своей методологической сложности не уникальна и стоит в ряду других тайн природы.
    По существу, возникновение нового качества происходит на каждом этапе принципиального усложнения природных процессов. «Примером качественного перехода, сопоставимого по сложности с возникновением сознания, американские ученые Ф. Крик и К. Кох считают зарождение жизни в результате действия цепочек ДНК и ферментных белков».
    Присущие живым объектам свойства не вытекают непосредственно из физико-химических свойств каждой из этих молекул. Такой пример кажется особенно убедительным в устах Ф. Крика, одного из первооткрывателей генетического кода.
    Опыт научного познания показывает, что сложное явление, как правило, не возникает из ничего, а развивается в процессе эволюции из более простых форм.
    То же в полной мере относится и к субъективным переживаниям. Они проходят путь от элементарных проявлений, таких как ощущения и эмоции, к сознанию высшего порядка, связанному с абстрактным мышлением и речью. Если исходить из данных соображений, существует несколько подходов к изучению сознания, которые, однако, не исключают, а взаимно дополняют друг друга, объясняя феномены разной степени сложности. При этом некоторые базисные принципы организации нервных процессов, обнаруженные на ранних этапах эволюции психики, постепенно приобретают более сложные формы для обеспечения их высших проявлений.
    На основе данных о физиологическом механизме волн вызванного потенциала и их связи с отделами мозга был описан процесс, обеспечивающий синтез информации.
    Он включает кольцевое движение возбуждения по отделам мозга.
    1. Из проекционной коры, получающей сигналы от органов чувств, возбуждение поступает в ассоциативную кору (нижневисочную для зрительных стимулов), где сведения сравниваются с эталоном и опознаются. Затем возбуждение переходит на энторинальную кору, находящуюся на внутренней поверхности височной доли полушарий и имеющую отношение к памяти. Там определяется значимость сигнала, его отношение к той или иной потребности организма.
    2. Потом импульсы возбуждения перемещаются в мотивационные центры промежуточного мозга, откуда вновь возвращаются по системе диффузных проекций в кору, в том числе и в зоны первичной проекции. Через 100 мс также возникают связи между проекционной и лобной корой. Такой цикл, продолжительность которого составляет около 150 мс, получил название «круг ощущений». Суть его в том, что он обеспечивает сравнение сенсорного сигнала со сведениями, извлеченными из памяти, включая данные о значимости полученной информации, что предположительно и лежит в основе перехода физиологического процесса на уровень психического, субъективного переживания.
    3. В результате возникшее ощущение не только точно передает физические характеристики стимула, но и эмоционально окрашено.
    Вышеприведенная концепция получила название гипотезы информационного синтеза.
    В последующие годы ее подтвердили результаты многих исследований, в том числе данные о топографии отделов мозга, входящих в «круг ощущений», и использование самой идеи возврата возбуждения для объяснения механизмов сознания.
    «Среди наиболее значимых можно назвать работы нобелевского лауреата Дж. Эдельмана, который использовал термин «повторный вход (re-entering)», обозначающий не обратную связь, под которой обычно понимают сигнал коррекции, а поступление дополнительной информации, полученной в результате опроса структур мозга, связанных с функцией памяти и мотивацией».
    Помимо информационного синтеза возврат возбуждения по диффузным проекциям обеспечивает и интеграцию отдельных признаков стимула в единый образ. «Исследования последних лет показали, что при этом важную роль играет ритм электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с частотой около 40 Гц. Именно синхронизация биопотенциалов мозга на определенном ритме создает условия для объединения нейросетей в единую систему, что необходимо для поддержания сознания».
    Ощущение относится к достаточно простым психическим феноменам, которые некоторые ученые относят к так называемому первичному сознанию, куда можно отнести и эмоции, в исследование которых выдающийся вклад внес П.В. Симонов.
    «Он впервые предложил формулу, согласно которой сила эмоции Э пропорциональна потребности П, умноженной на разность между сведениями, имеющимися у индивидуума, и теми, что необходимы ему для удовлетворения данной потребности:
    Э = П (Инф. налич. — Инф. необх.)
    Из этой формулы следует, что эмоции, так же как и ощущения, возникают в результате сравнения двух информационных потоков. Здесь действует, таким образом, некоторая универсальная закономерность.
    Интерес представляет вопрос, как в ходе эволюции могла возникнуть система возврата возбуждения и сравнения двух информационных потоков. «В соответствии с концепцией Н. Хамфри психическое появилось в результате действия ответвлений отходящих от коры двигательных волокон к направляющимся к коре чувствительным путям, что сделало возможным направленную регуляцию поступающей к коре информации. В более простых системах такой процесс мог происходить на периферии, однако постепенно развились внутрикорковые способы фильтрации исполнительными центрами наиболее значимой для определения поведения информации, которые могли действовать и в отсутствие моторных команд. Н. Хамфри назвал такой механизм «чувственной петлей» (sentient loop), что даже терминологически близко к нашему «кругу ощущений».
    Говоря о механизмах ощущений, уместно вспомнить слова, сказанные некогда И. Гете: «Если бы я не носил в себе весь мир, я был бы слепцом со здоровыми глазами».
    В исследовании связей — центральной проблемы мозговой интеграции — особенно плодотворной оказалась выдвинутая российской нейрофизиологической школой идея, что нервная связь образуется на основе согласования ритмов работы нейронных ансамблей, расположенных в разных отделах коры, что напоминает явление резонанса.
    При этом нервные импульсы от одной группы нейронов постоянно подходят к другой в повышенной фазе ее возбудимости, то есть возникает явление, до известной степени сходное с „зеленой волной“ при движении транспорта.
    «Исследования М.Н. Ливанова и В.С. Русинова установили, что показателем связи является синхронизация ритмов ЭЭГ, включая и отдельные составляющие ее спектра».
    В работах по изучению мышления с применением нового метода картирования корковых связей впервые был описан рисунок связей, типичный для разных видов мышления. Испытуемому на экране монитора предлагались задания на образное, пространственное и абстрактно-вербальное мышление, о готовом ответе он сообщал словесно или движением джойстика.
    При этом проводилась многоканальная запись ЭЭГ в период между постановкой задачи и ее решением.
    В результате исследований было установлено, что симметричный в состоянии покоя рисунок связей при решении задачи изменяется: связи начинают сходиться к определенным полям коры, которые были обозначены как фокусы взаимодействия.
    При этом их топография различается в зависимости от вида мыслительной деятельности. Так, при образном мышлении (допустим, следует определить, какие эмоции выражают лица на фотографиях) фокусы локализовались в теменно-височной коре.
    При абстрактно-вербальном мышлении (решении анаграмм или категоризации слов) они располагаются в лобной коре.
    При пространственном мышлении, включающем элементы как образного, так и абстрактного мышления, связи сходились к теменной и лобной коре.
    Было установлено также, что информация поступает к фокусам из различных отделов коры, имеющих свою специализацию, по связям, которые поддерживаются на разных частотах. В синтезе важную роль играет определенная мотивационная составляющая, так же как и при возникновении ощущений.
    В фокусе, нейронные группы которого соединены жесткими связями, происходит синтез поступающих сведений, вследствие чего, вероятно, и принимается решение. В этих работах идея информационного синтеза была распространена и на мышление, так как оказалось, что принцип организации нервных процессов при ощущении и мышлении в известной степени сходен. Различие заключается в том, что в первом случае происходит сопоставление двух потоков информации, а во втором — нескольких.
    Кроме того, центры синтеза при мышлении находятся не в проекционной, как при возникновении ощущений, а в ассоциативной коре. Интересно, что при решении любых задач, даже не требующих словесного ответа, на последнем этапе мыслительного процесса фокусы возникают в левой височной области, где расположен центр восприятия речи (так называемая зона Вернике), что говорит о том, что вербализация — важный компонент человеческого мышления.
    Итак, психическое восприятие возникает на основе определенной организации нервных процессов, в ходе которых происходит возврат возбуждения к местам первоначальных проекций. При более сложных функциях в этом процессе участвуют отделы лобной коры.
    «Такой вывод нашел подтверждение и в исследованиях коркового механизма вербальных ассоциаций, проведенных совместно с лабораторией М. Познера в США. Испытуемый должен был подобрать глагол, ассоциирующийся с предложенным существительным (например, молоток — ударить). Поскольку такой поиск занимал менее одной секунды, нами был разработан метод, временное разрешение которого составляло 100 мс, т.е. было близко к длительности отдельных мыслительных операций.
    При поиске ассоциаций сначала возникала диффузная система связей, которая захватывала достаточно обширные области коры, затем образовывались более специализированные связи между левой и правой лобной корой. Потом возникали мощные связи между лобной и левой височно-теменной корой. Височная кора, таким образом, активировалась дважды: в первые 100-150 мс после предъявления слова и затем в интервале 185-460 мс.
    Семантика, то есть значение слова, определяется главным образом в лобной, а не в височной коре. В то же время для определения смысла предложения — элементарной единицы вербального мышления — необходимо взаимодействие лобной коры с зоной, расположенной в левой височной коре Вернике, поражение которой приводит к нарушению понимания речи».
    2. Развитие воззрений на мозг как орган сознания
    Интерес к взаимосвязям сознания и мозга возник давно.
    Для русской физиологии, начиная со времен И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он, в известной мере традиционен. Однако долгое время решение столь сложной проблемы считалось делом отдаленного будущего.
    Понимание того, что исследование проблемы сознания — насущная задача сегодняшнего дня, пришло к физиологам сравнительно недавно: быстрый прогресс науки о мозге вывел данную тему на первые страницы журналов по нейронаукам.
    Возникла даже, по образному выражению английского ученого Джона Тейлора, «гонка за сознанием».
    Прорыв в данной области был во многом связан с появлением методов „изображения живого мозга“, таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс и многоканальная запись электрических и магнитных полей мозга.
    Новейшие приборы позволили увидеть на экране дисплея, какие зоны активизируются при выполнении различных задач, требующих умственного напряжения, а также с большой точностью определять локализацию поражения при заболеваниях нервной системы.
    Ученые обрели возможность получать соответствующие изображения в виде красочных карт мозга.
    3. Связь мозга с сознанием
    Связь мозга и сознания характеризуется прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания.
    Когда повреждаются лобные доли, больные:
    — не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения;
    — они не имеют устойчивых намерений,
    — легко возбуждаются побочными раздражителями.
    При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д.».
    Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.
    Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.
    Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.
    4. Сознание и бессознательное
    Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действия человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом.
    Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.
    Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно-психические явления органически включены в субъективную реальность.
    Есть даже теория, что бессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно недоступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе.
    «Подтверждения» этому просачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё брать на веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и перестали радовать нас столь интересными статьями.
    У людей, которые занимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо уже соответственно.
    Однако если предположить о существовании вышеуказанной связи сознания и бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное время от времени влияет на ход событий.
    Интуиция, предчувствие – другими словами это наши влечения и страхи, которые не всегда дают идти событиям вразрез нашим чувствам.
    На понимании космической связи основано на множестве фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейдом и его последователями. Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного.
    К сфере бессознательно — психического относится та часть психики, познавательные образы, которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы.
    Итак, проявления бессознательного в сознательном:
    Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
    Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
    Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
    Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий – всего, имеющего для человека малую значимость.
    Следующая группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.
    Сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение.
    Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.
    Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу индивида.
    Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей
    Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известны психиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон.
    «Определенные молодые люди впадают в позицию собственной грандиозности, имеющей много общего с комплексом неполноценности по А. Адлеру. Инфляция эго-сознания проявляется как героическая позиция». В случае агрессии бессознательного, слова «познай себя, и ты познаешь весь мир» интерпретируются как исключительная направленность на бессознательное. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к научно – популярной и художественной литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.
    Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит З. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.
    Заключение
    мозг сознание бессознательный восприятие
    Итак, мы выяснили, что сознание человека — результат долгой эволюции. По мере совершенствования высших функций мозга становилось более полным и понимание, основанное на фундаментальных принципах его работы. Сказанное выше, конечно, является далеко не полным. Мы еще многое не знаем о работе мозга, и особенно о том, что лежит в основе его высших функций и человеческого сознания. Тем не менее, прогресс в этой области в последние годы достаточно очевиден, и наука о мозге постепенно приближается к раскрытию этой тайны природы.
    Также с появлением сознания, у человека, как у ребенка, возникло очень много «Почему?». Решение поставленных задач способствовало разностороннему развитию сознания. В связи с этим бессознательное в человеке также претерпело очень сильные изменения. Перечисленные процессы, а также структуру этих явлений изучали ученые и философы разных времен, одновременно стараясь найти ответы на многие вопросы.
    В истории философии всегда были поиски познания идеально — космического.
    Философы аристотелевской школы считали, что космос — создание Бога, использовавшего в своем труде по его созданию особый язык, который необходимо раскрыть. Еще пифагорийцы обсуждали вопрос о музыке и математике как языках космоса. В эпоху Возрождения Галилей не сомневался в том, что природа – это Богом написанная книга. И эта книга, по его мнению, написана языком математики. Таким образом, задача заключалась в том, чтобы с помощью математики читать эту книгу, а посредством наблюдения и эксперимента проверять прочитанное.
    С появление естественных и точных наук стали появляться теории, объясняющие сознание с разных сторон: физиология – с точки зрения системы нервных клеток, генетика–возможностей наследования, психология – проявления, психиатрия – нарушений, логика — возможностей к разрешению задач и т.д.
    Следовательно, философы подошли к сознанию с других позиций, чем естествоиспытатели. Они заметили, что в сознании есть не только знания об окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса, понимания его информационных структур. Так появились учения о связанности человека с космическим – с помощью сознания или бессознательного. Что, в свою очередь, послужило основанием для существования точки зрения о связи всех трех — сознания, космического и бессознательного. Исходя из этого, стали развиваться теории о телепатии, ясновидении, трансценденции материи и времени. В продолжение темы об уникальных способностях человека, стали появляться учения о гипнозе, который вскоре приобрел научную основу и стал применяться в медицине. Он был наглядным примером связи сознания и бессознательного. Это было своеобразным толчком к развитию научного подхода к проблеме «Сознание и мозг». Эти связи развивались людьми всех времен и специальностей. Они создали огромное древо, корнями которого являются два слова, вынесенные в заглавие реферата. Ствол его нельзя охватить мыслительными силами лишь одного человека, а для подсчета количества всех ответвлений ушла бы целая вечность. Оно росло на благодатной почве человеческих размышлений, прежде всего о нем самом, о собственной сущности и загадках, получая свежие силы на протяжении веков и тысячелетий.
    Это древо живо и по сей день, оно продолжает расти ввысь и вширь трудами всё новых и новых поколений аналитиков.
    Список используемой литературы
    1. Введение в психологию. Москва: «Академия», 1996.
    2. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.
    3. Философский энциклопедический словарь. Москва: Сов. Энциклопедия, 1983.
    4. «Информация. Сознание. Мозг». Д.И. Дубровский Москва: «Высшая школа», 1980.
    5. «Проблема сознания и философское призвание». М.К. Мамардашвили. Москва, 1988.
    6. «Психология бессознательного». Зигмунд Фрейд, 1990.
    7. «Психоанализ и русская мысль». Зигмунд Фрейд, 1994.
    8. «Психологический анализ культурных установок». Джордж Хендерсон. Москва: «Добросвет», 1997.
    9. Аристотель: Собрание сочинений. Москва: «Мысль», 1976.

  8. Психика и мозг
    Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Нельзя изучать головной мозг человека, игнорируя психику как функцию мозга. И также невозможно научно изучать психику, не исследуя ее как функцию, как свойство мозга.
    На протяжении длительной эволюции органического мира – от амебы дочеловека – физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.
    Философы, веками пытавшиеся сформулировать сущность психических процессов человека, на протяжении длительного времени понимали сознание человека как совокупность отдельных способностей.
    XIX век привел к решительному отказу от спекуляции, как способарешения научных проблем. Естественнонаучные методы сменили построение умозрительных гипотез, при изучении мозга стали использовать данные, получаемые от сравнительно-анатомических исследований и точных физиологических опытов — искусственного разрушения тех или иных участков мозга животного. Раздражения их электрическим током и регистрации собственной электрической активности мозга. Мощным потокомстала притекать информация, говорящая об изменениях в поведении человека в результате кровоизлияний, ранений и опухолей, разрушающих отдельные участки мозга. Исследование мозга открыло блестящие перспективы для объяснения механизмов поведения человека.
    Материалистические взгляды передовых русских мыслителей XIX в. оказали огромное влияние на развитие отечественной физиологии, пробудив живейшийинтерес к всестороннему изучению природы человека, к естественнонаучному анализу психической деятельности.
    Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучным основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом.
    В разработке вопросов высшей нервнойдеятельности идейным вдохновителем И.П. Павлова, о чем он сам говорил неоднократно, являлся И.М. Сеченов. Он впервые в истории естествознания высказал мысль о том, что сознание представляет собой лишь отражение реальной действительности и познание окружающей человека среды возможно лишь при помощи органов чувств, продукты которых являются первоначальным источником всей психической деятельности. И.М.Сеченов был, глубоко убежден, что первопричина всякого человеческого действия лежит вне его. Наблюдая за поведением и формированием сознания ребенка, Сеченов показал, как врожденные рефлексы с возрастом усложняются, вступают в разнообразные связи друг с другом и создают всю сложность человеческого поведения. Он писал, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения сутьрефлексы.
    Однако И.М. Сеченов не отождествлял психические явления с рефлексами.
    По мысли И. М. Сеченова психические явления входят как обязательный компонент в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал Сеченов, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так как оно имеет ту же самую рефлекторную природу.Своеобразную эволюцию со времени первого своего появления с начала XX в. до наших дней претерпели идеи И. П. Павлова, связанные с понятием условного рефлекса. Поначалу на это понятие возлагали большие надежды в объяснении психических процессов и научения. Однако эти надежды полностью не оправдались. Условный рефлекс оказался слишком простым физиологическим явлением, чтобы на его основе можно было понять и к немусвести все сложные формы поведения, тем более, психические феномены, связанные с сознанием и волей.
    Однако использование новых естественнонаучных методов исследования мозга для анализа механизмов психических процессов встретило серьезные препятствия. Веками складывались ложные представления, будто психические процессы являются относительно простыми способностями, которые…

  9. 9
    Текст добавил: прощай_школа

    Большие полушария головного мозга представляют собой самый массивный отдел головного мозга. Они покрывают мозжечок и ствол мозга. Большие полушария составляют примерно 78% от общей массы мозга. В процессе онтогенетического развития организма большие полушария головного мозга развиваются из коечного мозгового пузыря нервной трубки, поэтому данный отдел головного мозга называется также конечным мозгом. Большие полушария головного мозга разделены по средней линии глубокой вертикальной щелью на правое и левое полушария. В глубине средней части оба полушария соединены между собой большой спайкой – мозолистым телом. В каждом полушарии различают доли; лобную, теменную, височную, затылочную и островок (см. рис. 1) . Доли мозговых полушарий отделяются одна от другой глубокими бороздами. Наиболее важны три глубокие борозды: центральная (роландова) отделяющая лобную долю от теменной, боковая (сильвиева) отделяющая височную долю от теменной, теменно-затылочная отделяющая теменную долю от затылочной на внутренней поверхности полушария. Каждое полушарие имеет верхнебоковую (выпуклую) , нижнюю и внутреннюю поверхность. Каждая доля полушария имеет мозговые извилины, отделенные друг от друга бороздами. Сверху полушарие покрыто корой ~ тонким слоем серого вещества, которое состоит из нервных клеток. Кора головного мозга – наиболее молодое в эволюционном отношении образование центральной нервной системы. У человека она достигает наивысшего развития. Кора головного мозга имеет огромное значение в регуляции жизнедеятельности организма, в осуществлении сложных форм поведения и становлении нервно-психических функций. Под корой находится белое вещество полушарий, оно состоит из отростков нервных клеток – проводников. Из-за образования мозговых извилин общая поверхность коры головного мозга значительно увеличивается. Общая площадь коры полушарий составляет 1200 см2, причем 2/3 ее поверхности находится в глубине борозд, а 1/3 – на видимой поверхности полушарий. Каждая доля мозга имеет различное функциональное значение.
    Рис. 1. Большие полушария головного мозга:а – верхнебоковая поверхность: 1 – нижняя лобная извилина; 2 – средняя лобная извилина; 3 – верхняя лобная извилина; 4 – передняя центральная извилина; 5 – центральная (роландова) борозда; 6 – задняя центральная извилина; 7 – верхняя теменная долька; 8 – нижняя теменная долька; 9 – надкраевая (супрамаргинальная) борозда; 10 – угловая (ангулярная) борозда; 11 – теменно-затылочная борозда; 12 – нижняя височная извилина;13 – средняя височная извилина; 14 – верхняя височная извилина; 15 – боковая (сильвиева) борозда; б – внутренняя поверхность: 1 парацентральная долька; 2 – центральная борозда; 3 – поясная извилина: 4 – мозолистое тело; 5 – теменно-затылочная борозда; 6 – клин; 7 – шпорная борозда; 8 – язычковая извилина; 9 – извилина гиппокампа (парагиппокамповая извилина) .

  10. Головной мозг (лат. cerebrum) — часть центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, ее головной конец; у позвоночных находится внутри черепа. В анатомической номенклатуре позвоночных, в том числе человека, мозг в целом чаще всего обозначается как encephalon — латинизированная форма греческого слова; изначально латинское cerebrum стало синонимом большого мозга (telencephalon).
    Головной мозг — центральный орган нервной системы. Говорить о наличии головного мозга в строгом смысле можно только применительно к позвоночным, начиная с рыб. Однако, несколько вольно этот термин используют для обозначения аналогичных структур высокоорганизованных беспозвоночных — так, например, у насекомых «головным мозгом» называют иногда скопление ганглиев окологлоточного нервного кольца. planet-x.net.ua/man/man_mozg.html — _note-0#_note-0. При описании более примитивных организмов говорят о головных ганглиях, а не о мозге.
    Наиболее крупные размеры имеет головной мозг млекопитающих отрядов китообразные, хоботные, приматы. Наиболее сложным и функциональным мозгом можно считать мозг человека.
    Головной мозг заключен в надежную оболочку черепа. Кроме того, он покрыт оболочками (лат. meninges) из соединительной ткани — твёрдой (лат. dura mater) и мягкой (лат. pia mater), между которыми расположена сосудистая, или паутинная (лат. arachnoidea) оболочка. Воспаление мозговых оболочек называется менингитом (соответственно трём оболочкам — пахименингит, лептоменингит и арахноидит). Между оболочками и поверхностью головного и спинного мозга расположена цереброспинальная (часто её называют спинномозговая) жидкость — ликвор (лат. liquor). Цереброспинальная жидкость также содержится в желудочках головного мозга. Избыток этой жидкости называется гидроцефалией. Гидроцефалия бывает врождённой (чаще), встречается у новорожденных детей, и приобретённой.
    Головной мозг высших позвоночных организмов состоит из ряда структур: коры больших полушарий, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, ствола мозга. Эти структуры соединены между собой нервными волокнами (проводящие пути). Часть мозга, состоящая преимущественно из клеток, называется серым веществом, из нервных волокон — белым веществом. Белый цвет — это цвет миелина, вещества, покрывающего волокна. Демиелинизация волокон приводит к тяжелым нарушениям (в спинном мозге — амиотрофический боковой склероз, в головном — рассеянный склероз).
    Клетки мозга включают нейроны (клетки, генерирующие и передающие нервные импульсы) и глиальные клетки, выполняющие важные дополнительные функции. (Можно считать, что нейроны являются паренхимой мозга, а глиальные клетки стромой). Нейроны делятся на возбуждающие (то есть активирующие разряды других нейронов) и тормозные (препятствующие возбуждению других нейронов).
    Коммуникация между нейронами происходит посредством синаптической передачи. Каждый нейрон имеет длинный отросток, называемый аксоном, по которому он передает импульсы другим нейронам. Аксон разветвляется и в месте контакта с другими нейронами образует синапсы — на теле нейронов и дендритах (коротких отростках). Значительно реже встречаются аксо-аксональные и дендро-дендритические синапсы. Таким образом, один нейрон принимает сигналы от многих нейронов и в свою очередь посылает импульсы ко многим другим.
    В большинстве синапсов передача сигнала осуществляется химическим путем — посредством нейромедиаторов. Медиаторы действуют на постсинаптические клетки, связываясь с мембранными рецепторами, для которых они являются специфическими лигандами. Рецепторы могут быть лиганд-зависимыми ионными каналами, их называют еще ионотропными рецепторами, или могут быть связаны с системами внутриклеточных вторичных мессенджеров (такие рецепторы называют метаботропными). Токи ионотропных рецепторов непосредственно изменяют заряд клеточной мембраны, что ведет к ее возбуждению или торможению. Примерами ионотропных рецепторов могут служить рецепторы к ГАМК (тормозной, представляет собой хлоридный канал), или глутамату (возбуждающий, натриевый канал). Примеры метаботропных рецепторов — мускариновый рецептор к ацетилхолину, рецепторы к норэпинефрину, эндорфинам, серотонину. Поскольку действие ионотропных рецепторов непосредственно ведет к торможению или возбуждению, их эффекты развиваются быстрее, чем в случае метаботропных рецепторов. (1-2 миллисекунды против 50 миллисекунд — нескольких минут). Форма и размеры нейронов головного мозга очень разнообразны, в каждом его отделе разные типы клеток. Различают принципиальные нейроны, аксоны которых передают импульсы другим отделам, и интернейроны, осуществляющие коммуникацию внутри каждого отдела. Примерами принципиальных нейронов являются пирамидные клетки коры больших полушарий и клетки Пуркинье мозжечка. Примерами интернейронов являются корзиночные клетки коры.
    Кроме нейромедиаторов, нейроны мозга реагируют на гормоны. Одна из основных эндокринных желез организма, гипофиз, находится в головном мозге. Гормоны гипофиза управляют функциями других желез.
    Функционирование нейронов мозга требует значительных затрат энергии, которую мозг получает через сеть кровоснабжения. Всего кровоснабжением головного мозга занимаются 4 артерии — 2 сонные и 2 позвоночные, по их руслу к мозгу транспортируется до 20 % всего объема крови. Уже в полости черепа сонная артерия имеет продолжение в виде передней и средней мозговых артерий, позвоночные артерии сливаются на уровне ствола головного мозга в Основную артерию, которая далее продолжается уже в качестве двух задних мозговых артерий. Перечисленные три пары артерий (передняя, средняя, задняя) анастомозируя между собой образуют Виллизиев круг. Для этого передние мозговые артерии соединяются между собой передней соединительной артерией, а между средней и задней мозговой артерией, с каждой стороны, имеется задняя соединительная артерия. Подобное, «нормальное» строение встречается в 25 % случаев. Отсутствие анастомозов между артериями становится заметные при развитии сосудистой патологии (инсультов), когда из-за отсутствия замкнутого круга анастомозов, область поражения увеличивается. Если активность нейронов в одном из отделов усиливается, увеличивается и кровоснабжение этой области. Такая регуляция кровообращения мозга используется в современных методах сканирования, таких как функциональный магнитный резонанс, позволяющий определять, какие отделы активируются при различных видах умственной деятельности. Между кровью и тканями мозга имеется барьер, который задерживает большие молекулы. Этот барьер защищает мозг от многих видов инфекции. В то же время, многие лекарственные препараты, эффективные в других органах, не могут проникнуть в мозг через барьер. Функции мозга включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию — мышление. Одной из важнейших функций мозга человека является восприятие и генерация речи.
    Основные отделы головного мозга человека :
    · продолговатый
    · задний
    o мост (содержит главным образом проекционные нервные волокна и группы нейронов, является промежуточным звеном контроля мозжечка)
    o мозжечок (состоит из червя и полушарий, на поверхности мозжечка нервные клетки образуют кору)
    o часть четвертого мозгового желудочка (на дне имеется специальное отверстие, которое соединяет полость желудочка с кровеносной системой)
    · средний
    o четверохолмие
    o сильвиев водопровод
    o ножки мозга
    · передний
    o промежуточный (через этот отдел происходит переключение всей информации, которая идет из нижлежащих отделов мозга в большие полушария)
    — таламус
    — эпиталамус
    — эпифиз
    — поводок
    — серая полоска
    — гипоталамус (центр вегетативной нервной системы)
    — гипофиз
    — воронка гипофиза
    — серый бугор
    — сосцевидные тела
    o конечный
    — плащ (кора)
    — подкорковые центры (стриатум)
    — хвостатое ядро
    — чечевицеобразное ядро
    — ограда
    — миндалина
    — «обонятельный мозг»
    — обонятельная луковица (проходит обонятельный нерв)
    — обонятельный тракт
    Поток сигналов к головному мозгу и от него осуществляется через спинной мозг, управляющий телом, и через черепно-мозговые нервы. Сенсорные (или афферентные) сигналы поступают от органов чувств в подкорковые (то есть предшествующие коре полушарий) ядра, затем в таламус, а оттуда в высший отдел — кору больших полушарий. Кора состоит из двух полушарий, соединенных между собой пучком нервных волокон (corpus callosum). Левое полушарие ответственно за правую половину тела, правое — за левую. У человека, правое и левое полушарие имеют разные функции. Зрительные сигналы поступают в зрительный отдел коры (в теменной доле), тактильные в соматосенсорную кору (в теменной доле), обонятельные — в обонятельную кору и т. д. В ассоциативных же областях коры происходит интеграция сенсорных сигналов разных типов (модальностей). Моторные области коры (первичная моторная кора и другие области лобных долей) ответственны за регуляцию движений. Префронтальная кора (развитая у приматов) отвечает за мыслительные функции. Области коры взаимодействуют между собой и с подкорковыми структурами — таламусом, базальными ганглиями, ядрами ствола мозга и спинным мозгом. Каждая из этих структур, хоть и более низкая по иерархии, выполняет важную функцию, а также может действовать автономно. Так, в управлении движениями задействованы базальные ганглии, красное ядро ствола мозга, мозжечок и другие структуры, в эмоциях — амигдала, в управлении вниманием — ретикулярная формация, в краткосрочной памяти — гиппокамп. С одной стороны, существует локализация функций в отделах головного мозга, с другой — все они соединены в единую сеть.
    Мозг обладает свойством пластичности. Если поражен один из его отделов, другие отделы через некоторое время могут компенсировать его функцию. Пластичность мозга играет роль и в обучении новым навыкам. Эмбриональное развитие мозга является одним из ключей к пониманию его строения и функций. Головной мозг развивается из ростральной части нервной трубки. Большая часть головного мозга (95 %) является производной крыловидной пластинки. Эмбриогенез мозга проходит через несколько стадий.
    · Стадия трех мозговых пузырей — у человека в начале четвертой недели внутриутробного развития ростральный конец нервной трубки формирует три пузыря: Prosencephalon (передний мозг), Mesencephalon (средний мозг), Rhombencephalon (ромбовидный мозг, или первичный задний мозг).
    · Стадия пяти мозговых пузырей — у человека в начале девятой недели внутриутробного развития Prosencephalon окончательно делится на Telencephalon (конечный мозг) и Diencephalon (промежуточный мозг), Mesencephalon сохраняется, а Rhombencephalon делится на Metencephalon (задний мозг) и Myelencephalon (продолговатый мозг).
    В процессе формирования второй стадии (с третьей по седьмую недели развития) головной мозг человека приобретает три изгиба: среднемозговой, шейный и мостовый. Сначала одновременно и в одном направлении формируются среднемоговой и мостовый изгибы, потом — и в противоположном направлении — шейный. В итоге линейный мозг зигзагообразно «складывается».
    Исследованием и лечением поражений и заболеваний мозга занимаются медики (психиатры, невропатологи, нейрохирурги) и ученые (биологи, нейрофизиологи, психологи).
    Головной мозг является особо специализированной частью центральной нервной системы. У человека его масса составляет в среднем 1375 г. Именно здесь громадные скопления вставочных нейронов хранят полученный на протяжении жизни опыт действий. Головной мозг представлен 5-ю отделами. Три из них — продолговатый мозг, мост и средний мозг — объединяются под названием ствол (или — стволовая часть) головного мозга.
    Стволовая часть принципиально отличается от двух других отделов мозга, так как снабжена черепными нервами, через которые ствол непосредственно контролирует область головы и часть шеи. Два других отдела — промежуточный и конечный мозг — не оказывают прямого влияния на структуры человеческого тела, они регулируют их функции, воздействуют на центры ствола и спинного мозга. Последние же, снабженные черепными и спинномозговыми нервами, передают через них обобщенные команды к исполнителям — мышцам и железам.
    Помимо скоплений нейронов, имеющих прямое отношение к нервам, ствол мозга содержит и другие нервные центры, которые по характеру близки к центрам промежуточного и конечного мозга (ретикулярная формация, красные ядра, черная субстанция), что существенно отличает его от спинного мозга. Особое место занимает мозжечок, выполняющий важнейшие задачи по поддержанию степени напряжения мышц (тонуса), по координации их работы в выполнении движений, в поддержании равновесия при этом. В мозжечке громадное количество вставочных нейронов, которые он вмещает исключительно потому, что они находятся не только в его толще, но и в составе крайне складчатой поверхности, составляя кору мозжечка. Такой феномен проявляется, помимо него, только в коре конечного мозга.
    Спереди и выше ствола находится промежуточный мозг и главными компонентами в виде зрительного бугра (таламуса) — важного промежуточного центра по ходу чувствительных путей к конечному мозгу, подбугорной области (гипоталамуса) — она содержит массу центров, важных для регуляции обмена веществ в организме, его поведения и тесно связана с функционированием гипофиза, с которым соединена ножкой. Позади зрительного бугра располагается эпифиз (шишковидное тело) — железа внутренней секреции, включенная в регуляцию пигментного обмена в коже и полового созревания.
    Наибольшую часть массы головного мозга составляет конечный мозг, обычно описываемый как два полушария большого мозга, соединенные мозолистым телом. Его поверхность резко складчата из-за массы борозд (латеральная, центральная), разделяющих извилины. Многие из них имеют постоянный характер, что позволяет различать участки коры.
    Полушария разделяют на 4 основные доли. Лобная доля в значительной мере связана с определением личностных качеств человека, а ее задней части подчинены все двигательные центры ствола и спинного мозга. Поэтому при ее поражении появляются параличи мышц. В теменной доле, в основном, формируются ощущения тепла, холода, прикосновения, положения частей тела в пространстве. Затылочная доля содержит зрительные центры, височная — слуховые и обонятельные.
    В глубине полушарий нейроны концентрируются в виде узлов (подкорки). Они вместе с другими центрами и мозжечком обеспечивают координацию работы мышц при выполнении двигательных программ разной сложности. Головной мозг окружен сложной системой оболочек. Мягкая оболочка сращена с его веществом и содержит в себе питающие мозг сосуды, ветви которых проникают в толщу мозга. Между ней и более поверхностной паутинной оболочкой, очень тонкой и бессосудистой, находится подпаутинное пространство со спинномозговой жидкостью. Ее большая часть продуцируется в полостях мозга (желудочков) и через отверстия между продолговатым мозгом и мозжечком выходит в это пространство, образуя вокруг мозга защитную гидравлическую подушку. Самая наружная твердая оболочка соединяется с костями черепа.
    Лимбическая система головного мозга — это центр эмоций, средоточие «фибров души». Несколько структур лимбической системы (важнейшие из них — это миндалина, гиппокамп, гипоталамус, поясная извилина) образуют замкнутый контур — круг Пейпеца (по имени известного американского невропатолога). Циркулируя по этому контуру, возбуждение создает длительные эмоциональные состояния и «щекочет нервы», пробегая сквозь центры страха и агрессии, наслаждения и отвращения.
    А еще этот контур участвует в процессах кратковременной памяти. Так, благодаря гиппокампу мы запоминаем то, что «важно», а прежде — замечаем «новое», сомневаемся и делаем выбор. Информация, получившая эмоциональную окраску, запоминается не в пример лучше «мертвых фактов», которые в один гиппокамп влетают — в другой вылетают… А при сильных негативных переживаниях наблюдается обратный процесс: стирание следов памяти, амнезия.
    Другая функция лимбической системы — управление работой внутренних органов, желез и сосудов. Здесь главенствует гипоталамус. По сравнению с глыбами полушарий он кажется совсем крохотным. Однако нарушение работы центров, сосредоточенных на этом «пятачке», влечет за собой всевозможные недуги: ожирение и бессонницу, диабет и лихорадку, гипертонию и половое бессилие. Еще из гипоталамуса мозг «дирижирует» всей эндокринной системой. Не удивительно, что эмоциональные бури, прокатываясь по лимбической системе, так сказываются на состоянии нашего организма.
    А по своей эволюционной природе лимбическая система — это обонятельный мозг. Ее первоначальное предназначение — воспринимать и анализировать химические сигналы. Поэтому ее «химическая кухня» очень богата регуляторами и посредниками и чувствительна к воздействию психоактивных веществ извне.
    Для чего вся эта справка? Дело в том, что лимбическую систему в каком-то смысле можно считать «центром зомбирования». В определенном возрасте — в раннем детстве и в подростковом периоде — здесь активно происходит импринтинг, или запечатление образцов для слепого подражания, для запуска автоматических программ поведения. В эти периоды из-за обостренной эмоциональности в памяти больше откладывается не логическая суть событий, а связанные с ними переживания. И ключом, позволяющим вновь включить эти чувства и побуждения — совершенно бессознательно, обычно становится химический сигнал: запах, вкус или одурманивающее вещество. Так, иногда если пахнет хлоркой и краской, какая-то тоска вдруг сожмет сердце, в ушах отзовется детский визг, а язык будто обожжет вкус кефира… Куда это возвратило вашего зомби? Уж не в ясельную ли группу советского детсада?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *