Во все времена свобода высоко ценилась, люди жаждали ее, отдавая подчас собственные жизни за одну только идею свободы. Многие войны и революции разгорались на почве того, что одни хотели свободы, а другие ее притесняли.
Живущий в современном обществе человек может считать себя свободным с в достаточно большой степени. Он наделен гражданскими правами, что дает ему возможность действовать в правовом поле, он может достаточно свободно передвигаться по всему миру и может выбирать вероисповедание, политические взгляды, формы самовыражения и реализации своих талантов, а также образ жизни в целом. Миллионы людей в прошлом могли о таком только мечтать.
Однако, если вдуматься, то абсолютной свободы не существует. Человек, как бы он ни хотел быть полностью независимым, все равно должен думать о пропитании, например. Поэтому он связан необходимостью зарабатывать деньги. Его свобода кончается там, где начинаются права другого человека. Также свобода человека ограничивается этическими и моральными нормами. Люди, как это ни странно, часто делают выбор в пользу комфорта и обеспеченной жизни, ущемляя свою свободу.
Итак, какой можно сделать вывод? Свобода – понятие эфемерное и разноплановое. Все к ней стремятся, но получив ее, иногда не знают, что с этим делать. Наши свободы в цивилизованном обществе существенно ограничиваются требованиями этого самого общества, но это и к лучшему. Все мы – свободные люди, но каждый по-своему связан обязательствами, привязанностями и необходимостями.
Некоторые произведения демонстрируют, как общество ограничивает человека в самом главном – желании быть самим собой. Так произошло с героиней драмы Александра Николаевича Островского «Гроза». Жизнь Катерины разделилась на два периода: до замужества и после замужества. Эти промежутки времени противопоставлены друг другу. До замужества Катерина была словно вольная птичка, делала всё, что душе угодно. Она была по-настоящему счастлива. Однако семья ее мужа сделала всё, чтобы разрушить это счастье. Она не могла быть такой, какой она была на самом деле. Быт и нравы города Калинова, которые были «жестокими», не позволяли Катерине делать то, что она любила. Общество сделало все, чтобы ограничить свободу Катерины. Не все люди выдерживают такое ограничение, главная героиня была из этого числа. Финал произведения трагичен: Катерина кончает жизнь самоубийством.
Тему свободы поднимает также Фёдор Михайлович Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников выдвигает теорию, согласно которой люди делятся на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Люди «особенные», по мнению Раскольникова, имеют право совершать любые действия ради собственных целей. Как говорится, цель оправдывает средства. Согласно этой теории, «право имеющие» обладают абсолютной свободой. Но так ли это на самом деле? Писатель показывает, как главный герой разочаровывается в своей же теории. Он видит Лужина и Свидригайлова, то есть таких людей, которые живут согласно теориям, близким к идеям Родиона Раскольникова. Воплощая свою теорию в жизнь, Раскольников в скором времени понимает, что это теория несостоятельна. К такому пониманию героя приводит также Сонечка Мармеладова, правда которой являлась вера в бога. Именно идея Сонечки Мармеладовой побеждает теории вседозволенности. Теория Раскольникова не может существовать в мире.
Таким образом, человек чисто физически не может быть абсолютно свободен, находясь в обществе. Если он будет совершать всё, что только захочет, это будет ограничивать свободу другого человека. Поэтому свобода для каждого человека в обществе просто невозможно.
Эссе на тему «Свобода»
«Свобода – это объективная возможность выбора» — такое определение этого понятия я нашел в энциклопедии. Я, правда, с этим определением бы поспорил. Ведь часто человек объективно имеет возможность выбирать, но что-то «субъективно» удерживает его. Какая же это свобода, когда цензура сидит внутри самого человека?
Для меня лично свобода – это не общественное понятие, а некое ощущение. Оно приносит радость и буквально этого дает крылья. Кажется, что ты способен свернуть горы. Может быть, это чувство просто иллюзия, но не зря говорят: «Это сладкое слово – свобода».
Что касается свободы поведения человека в обществе, то она относительная. Ведь не бывает же абсолютной свободы, иначе люди друг с другом не смогли бы ужиться. И это правильно. Представляете, если бы каждый делал, что захочет? Захотел – украл чего-нибудь, захотел – сходил в туалет соседу в хлебницу. В условиях абсолютной свободы наступил бы хаос!
Поэтому в обществе человек имеет определенные свободы, но и определенные запреты. А уж какие они – общество определяет само и прописывает в своих законах. В демократических странах есть хорошая поговорка: «Я свободен размахивать руками, сколько захочу, но эта свобода заканчивается там, где начинается нос другого человека». У человека есть природные свободы, которые прописаны в Хартии прав и свобод человека, а законы «уточняют» эти права. Например, мы свободны передвигаться, где хотим, но при этом нельзя нарушать частную собственность. Мы свободны жить, где хотим, но сначала нужно добиться визы и так далее.
Свобода – это ценность для каждого человека, но часто от нее отказываются. Например, политзаключенные способны сесть в тюрьму, то есть лишиться свободы, взамен за возможность открыто выразить свои взгляды, то есть за свободу другого рода. А другие люди отказываются открыто выражать себя, потому что боятся за свою безопасность.
Хотя мы все любим свободу, не каждый человек к ней стремится. Причина проста: люди боятся ее. Они боятся общественного мнения. Например, если кто-то ходит по улице голым, то, в принципе, он никому не причиняет зла. Но мало кто решится на такой поступок, потому что его засмеют, заберут в полицию и так далее. Общество часто ограничивает даже те свободы человека, которые безобидны, но они «не приняты».
Еще люди боятся свободы, потому что она заставляет выбирать. А многие из тех, кого я знаю, сами выбирать не умеют. Им надо, чтобы кто-то их вел, определял, как им жить, как одеваться, какую музыку слушать и что думать. «Свобода – это тяжесть ежедневного выбора» — эти слова принадлежат перу француза Сартра. И не каждый человек берет на себя такую тяжесть. Но она того стоит, как считаю лично я.
Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник
«Свобода – это объективная возможность выбора» – такое определение этого понятия я нашел в энциклопедии. Я, правда, с этим определением бы поспорил. Ведь часто человек объективно имеет возможность выбирать, но что-то «субъективно» удерживает его. Какая же это свобода, когда цензура сидит внутри самого человека?
Для меня лично свобода – это не общественное понятие, а некое ощущение. Оно приносит радость и буквально этого дает крылья. Кажется, что ты способен свернуть горы. Может быть, это чувство просто иллюзия, но не зря говорят: «Это сладкое слово – свобода».
Что касается свободы поведения человека в обществе, то она относительная. Ведь не бывает же абсолютной свободы, иначе люди друг с другом не смогли бы ужиться. И это правильно. Представляете, если бы каждый делал, что захочет? Захотел – украл чего-нибудь, захотел – сходил в туалет соседу в хлебницу. В условиях абсолютной свободы наступил бы хаос!
Поэтому в обществе человек имеет определенные свободы, но и определенные запреты. А уж какие они – общество определяет само и прописывает в своих законах. В демократических странах есть хорошая поговорка: «Я свободен размахивать руками, сколько захочу, но эта свобода заканчивается там, где начинается нос другого человека». У человека есть природные свободы, которые прописаны в Хартии прав и свобод человека, а законы «уточняют» эти права. Например, мы свободны передвигаться, где хотим, но при этом нельзя нарушать частную собственность. Мы свободны жить, где хотим, но сначала нужно добиться визы и так далее.
Свобода – это ценность для каждого человека, но часто от нее отказываются. Например, политзаключенные способны сесть в тюрьму, то есть лишиться свободы, взамен за возможность открыто выразить свои взгляды, то есть за свободу другого рода. А другие люди отказываются открыто выражать себя, потому что боятся за свою безопасность.
Хотя мы все любим свободу, не каждый человек к ней стремится. Причина проста: люди боятся ее. Они боятся общественного мнения. Например, если кто-то ходит по улице голым, то, в принципе, он никому не причиняет зла. Но мало кто решится на такой поступок, потому что его засмеют, заберут в полицию и так далее. Общество часто ограничивает даже те свободы человека, которые безобидны, но они «не приняты».
Еще люди боятся свободы, потому что она заставляет выбирать. А многие из тех, кого я знаю, сами выбирать не умеют. Им надо, чтобы кто-то их вел, определял, как им жить, как одеваться, какую музыку слушать и что думать. «Свобода – это тяжесть ежедневного выбора» – эти слова принадлежат перу француза Сартра. И не каждый человек берет на себя такую тяжесть. Но она того стоит, как считаю лично я.
Что такое свобода. Свободен ли я? Человек всегда во все времена стремился к свободе. Только понимание свободы у всех разное.
Я думаю, что свобода — это, в первую очередь, свобода от предрассудков. Предрассудки ограничивают способности человека, так как в большинстве случаев основаны на ошибочных знаниях и выводах.
Свобода — это свобода выбора. Человек должен сам выбирать, где ему учиться и работать, где ему жить.
Свобода — это разумные законы и разумное подчинение им. Законы должны основываться на уважении к личности. Справедливые законы обеспечивают человеку свободу.
Свобода — это свобода слова, печати, мысли. Человек должен иметь право думать и говорить то, что думает. Всякое мнение, даже ошибочное, заслуживает уважения. Нет плохих мнений, плохих и кусов. Есть разные.
Свобода — это возможность самому принимать решения и нести за них ответственность. Запрещение чего-либо мы, подростки, носпринимаем как ограничение свободы.
Сегодня я имею право выбирать место учебы, любимое занятие, друзей. Я могу выбирать, какую книгу прочесть, какую музыку слушать. Я не свободна от мнения окружающих. И если я в чем-то не согласна с большинством, это не значит, что я бросаю вызов.
Я хочу утвердиться как личность.
Я понимаю, что свобода внутренняя более важна, чем физическая.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Дистанционная олимпиада школьников
по обществознанию
Автор: Жбанкова Ксения Андреевна
учащаяся 10 класса
Консультант:
Горкунова Марина Петровна
учитель истории и обществознания
г. Гуково
2015 г.
Человек приговорен быть свободным.
Жан-Поль Сартр
Автор поднимает проблему свободы выбора человека. Данная проблема актуальна в условиях развития общества с момента его появления. Автор в своем высказывании говорит о том, что человек обречен быть свободным и делать только сознательный выбор, выбирать, сотворить добро или зло. Из этой свободы вытекает, что каждый в ответе за самого себя. Я согласна с мнением французского философа Жан-Поль Сартра. Человек свободен в том смысле, что он сам «проектирует», создает себя, выбирает себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности, сущность которой – в полной независимости от чего бы то ни было [1] .
Итак, что же такое свобода? Свобода – это основная характеристика человеческого бытия, его суть. Как писал немецкий философ Гегель: «Свобода есть познанная необходимость». Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного общества. В истории общественной мысли понимание свободы заметно поменялось на протяжении веков. В античные времена свобода понималась, как возможность распоряжаться своей судьбой в тех пределах, которые полноправному гражданину полиса предоставляет общественное устройство. Древнегреческие философы Сократ (470/469-399 гг. до н. э.) и Платон (428/427-348 гг. до н. э.) считали, что свобода человека ограничена судьбой, или роком [2] . Лишь немногим посвященным дано право проникнуть в промысел богов и попытаться предсказать судьбу, но ни один человек не должен пытаться изменить свою судьбу.
Еще жестче стоял вопрос о свободе и ответственности человека за свои поступки в представлениях восточных философско-религиозных систем. Например, в буддизме несвобода человека предопределена его кармой. Избежать предназначенного в будущем человек может только путем следования установленным правилам. Тогда его душа в других воплощениях может достичь более высокой степени свободы.
Существует ли выход, достойный активно действующей личности, для которой не безразличны последствия ее деятельности? Видимо, такой выход кроется в различении негативного и позитивного понимания свободы. Негативное понимание рассматривает свободу как “свободу от” – от той предопределенности, которая довлеет над человеком. Такая свобода действительно предстаёт как тяжкое бремя, нередко выглядит иллюзорной, она не дает человеку настоящего освобождения. Другой взгляд на проблему свободы представляется более позитивным, поскольку он понимает свободу как “свободу для”. Такая свобода является главным условием роста и развития человека. Она – и величайший дар, и бремя, от которого человек может отказаться. Свобода, таким образом, связана с осознанием альтернатив, из которых человек выбирает, неся ответственность за свои деяния.
Самореализация личности, свобода и ответственность гармонично взаимодействуют только в том случае, если человек осознает мотивы своей деятельности и не идет наперекор установленным в обществе правилам и нормам. Личность может реализоваться только в том случае, когда полноценно использует свободу как право выбора. Чем выше выбранная жизненная цель, тем лучше средства ее достижения будут соответствовать закономерностям развития окружающей действительности. Ответственность, в свою очередь связана с необходимостью выбора средств и способов, благодаря которым будет осуществляться цель.
Таким образом, свобода способствует возникновению ответственности личности, а ответственность является направляющим стимулом свободы.
Библиографический список:
История и человеческая свобода (Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм») http://studfilosed.ru/otvety-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-filosofii/97-istoriya-i-chelovecheskaya-svoboda-zh-p-sartr.html
Свобода (Материал из Википедии — свободной энциклопедии) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%EE%E1%EE%E4%E0
«Свободны! — крикнула я подругам, когда мы выбегали из школы в последний день занятий. — Свободны целое лето!»
Тогда я еще плохо понимала значение слова «свобода». Но произносить его было так приятно…
Во все времена люди стремились быть свободными. Они освобождались от рабства, от комплексов, от обязательств, от предрассудков — от всего, что их сковывало и мешало им жить. За свободу часто лилась кровь. Человек отстаивает свою свободу с самого детства и до гробовой доски. Почему? Почему свободе нужно так много жертв? Я никогда не задумывалась над этими вопросами. Зато оперировала такими фразами: «Папа, ты покушаешься на мою свободу! Я не хочу мыть посуду! Не хочу!» На что отец мне ответил”: «Нет, не мыть посуду — не значит быть свободным, а значит — быть ленивым. А вот если бы ты хотела мыть посуду, а я бы тебе не позволял — это было бы покушением на твою свободу».
Я пошла на кухню и молча вымыла посуду. «Вот теперь ты свободна! Можешь идти на дискотеку!» — сказал мне папа. «Да, — подумала я, — теперь я свободна. Ценой покрасневших от холодной воды рук. Горячую ведь отключили». И тогда я поняла, что свобода — это беспрепятственное движение к своей цели. В моем случае целью была дискотека, препятствием — гора грязных тарелок и наказ отца: «Посуду помоешь — пойдешь на дискотеку!» Я устранила препятствие и иду к цели. Вот она, свобода!
Но ведь свободу нужно заслужить. Если бы в жизни не было преград, то свобода не ценилась бы так высоко. Слава Богу, в моей жизни нет еще существенных препятствий, остальные я легко устраняю. Наверное, я свободный человек.
«Находя богатство – теряете совесть.
Находя любовь – теряете рассудок.
Находя истину – теряете веру.
И только потеряв все – обретаете свободу.»
Ну что можно сказать по поводу данного высказывания?
во-первых, сказано красиво и как-то даже поэтично;
во-вторых, не совсем понятно, что автор подразумевал под потерей «всего»;
в-третьих, лично я абсолютно не согласен со всеми этими утверждениями.
Теперь попробую подробнее изложить свое мнение по этим трем пунктам.
Итак, по первому пункту мне добавить особо нечего, так как написано действительно красиво, поскольку только для красоты и написано. Вот такой получился каламбур. Идем дальше.
Из слов «…потеряв все – обретаете свободу» совершенно непонятно, что же подразумевается под «всем». Если ВСЕ – это вышеперечисленные совесть, рассудок и вера, то получается, что свободный человек – это бессовестный, безумный, ни во что не верящий нигилист. Как-то это нехорошо. Тогда попробуем предположить, что потерять все означает потерять абсолютно все (брр, прямо ужас какой-то, не дай Бог). Но, исходя из данного высказывания, получается, что для того, чтобы что-то потерять, нужно что-то найти (практически как у кота Матроскина «для того, чтобы что-то купить, нужно что-то продать»). Значит, человек никогда не сможет потерять все и никогда не будет свободным.
Теперь хочется поговорить немножко о свободе. Если под свободой понимается полное отсутствие каких-либо ограничений, то такой свободы вообще не существует. В мире все от чего-то зависит, а уж в живой природе тем более. Человек, как и любое другое живое существо, уже изначально ограничен своими жизненными потребностями. А уж человек разумный и цивилизованный, живущий в обществе ограничен втройне законом, моралью, нормами поведения, этикетом, модой и т.д. и т.п. И чем развитей и цивилизованней общество, тем больше ограничений у человека, а, соответственно, меньше свободы. При этом, люди сами стремятся к росту количества этих ограничений, часто даже не задумываясь над этим, тем самым ущемляя свою свободу. Любое наше желание ограничивает нашу свободу, т.к. для его осуществления нам в большей или меньшей степени приходится чем-то жертвовать. Об этом можно много говорить и приводить примеры, но… это уже совсем другая история.
Теперь попробуем посмотреть на свободу с другой стороны. Как гласит «Большая Советская Энциклопедия» (а этому источнику, я думаю, можно доверять) «Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости». Таким образом, если мы способны действовать в своих интересах, то мы свободны, и для этого нам не надо ничего терять.
Вообще, свобода – понятие скорее ирреальное, зависящее от контекста, и поиски этой самой свободы напоминают погоню щенка за своим хвостом.
Теперь пару слов непосредственно о каждом утверждении. «Находя богатство – теряете совесть». Совесть, конечно, потерять можно и даже не сложно. Но к богатству это никакого отношения не имеет. Это зависит от конкретного человека, его воспитания, морали. Может быть бессовестному человеку и легче идти к поставленной цели, но ведь можно достичь цели, сохранив совесть. И ведь богатство богатству рознь, оно может быть и духовным. Трудно представить себе духовно богатого бессовестного человека.
О любви (не путать с влюбленностью). Я вот очень люблю свою жену и, при этом, у меня все в порядке с головой. Я люблю своих детей, я люблю своих родителей и, опять же, рассудок остается при мне. Что тут еще говорить.
Истина. Истина – это то, что соответствует действительности. Таким образом, если, найдя истину, вы теряете веру, значит, эта вера не соответствовала действительности. С точки зрения теологии в Ветхом Завете истина определяется как заповедь, откровение и закон Господа, а в Новом Завете «нам истину явил Господь Иисус Христос». Спрашивается, как же можно найдя такую истину потерять веру?
Ну и подводя краткий итог, выскажу еще одно свое, чисто субъективное, мнение. Для того чтобы быть свободным, нужно быть в своем уме, любить, иметь совесть и верить. Ну и неплохо еще быть при этом материально обеспеченным, ваша свобода от этого только выиграет.
P.S. Во время написания этого опуса ни совесть, ни рассудок, ни вера потеряны не были, богатство не найдено, а все совпадения случайны.
Автор: Фомин Вадим Опубликовано 17.01.2013
Американский писатель, У. Уайт, сказал: «Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами». Я согласен с его мнением.
Автор считает, что свободным может быть признан только тот человек, который признает права на свободу других людей. Если же индивид, считая себя свободным, нарушает свободы других лиц, он этим нарушает их права, за что может быть лишен этой самой «свободы» органами исполнительной власти государства.
Я также считаю, что для того, чтобы получить свободу, необходимо в первую очередь задуматься о свободах других людей. Без этого невозможно построить правовое общество.
Свобода всегда относительна. Приведу пример. Житель многоквартирного дома решил послушать громкую музыку в 12 часов ночи, тем самым реализовав свое право, поступив «свободно». Однако он нарушил право других людей на спокойный сон, не давая им реализовать свою свободу.
Свобода – это не всегда хорошо. Абсолютная свобода, зачастую, позволяет человеку выбирать из множества альтернатив. Но в этом случае, сделать выбор крайне сложно. Вспомним, к примеру, буриданова осла, который был поставлен между двумя одинаковыми стогами сена, расположенными на равном удалении от него. Животное долго думало и умерло от голода, не сумев сделать выбор.
Таким образом, абсолютная свобода действий одного лица всегда будет ущемлять свободы других лиц. Для того чтобы построить справедливое гражданское общество, необходимо перестать злоупотреблять своими правами и уважать свободы окружающих людей.
Все права на данный материал принадлежат владельцу сайта. Полное или
частичное копирование разрешается только с согласия администратора.
Во все времена свобода высоко ценилась, люди жаждали ее, отдавая подчас собственные жизни за одну только идею свободы. Многие войны и революции разгорались на почве того, что одни хотели свободы, а другие ее притесняли.
Живущий в современном обществе человек может считать себя свободным с в достаточно большой степени. Он наделен гражданскими правами, что дает ему возможность действовать в правовом поле, он может достаточно свободно передвигаться по всему миру и может выбирать вероисповедание, политические взгляды, формы самовыражения и реализации своих талантов, а также образ жизни в целом. Миллионы людей в прошлом могли о таком только мечтать.
Однако, если вдуматься, то абсолютной свободы не существует. Человек, как бы он ни хотел быть полностью независимым, все равно должен думать о пропитании, например. Поэтому он связан необходимостью зарабатывать деньги. Его свобода кончается там, где начинаются права другого человека. Также свобода человека ограничивается этическими и моральными нормами. Люди, как это ни странно, часто делают выбор в пользу комфорта и обеспеченной жизни, ущемляя свою свободу.
Итак, какой можно сделать вывод? Свобода – понятие эфемерное и разноплановое. Все к ней стремятся, но получив ее, иногда не знают, что с этим делать. Наши свободы в цивилизованном обществе существенно ограничиваются требованиями этого самого общества, но это и к лучшему. Все мы – свободные люди, но каждый по-своему связан обязательствами, привязанностями и необходимостями.
Некоторые произведения демонстрируют, как общество ограничивает человека в самом главном – желании быть самим собой. Так произошло с героиней драмы Александра Николаевича Островского «Гроза». Жизнь Катерины разделилась на два периода: до замужества и после замужества. Эти промежутки времени противопоставлены друг другу. До замужества Катерина была словно вольная птичка, делала всё, что душе угодно. Она была по-настоящему счастлива. Однако семья ее мужа сделала всё, чтобы разрушить это счастье. Она не могла быть такой, какой она была на самом деле. Быт и нравы города Калинова, которые были «жестокими», не позволяли Катерине делать то, что она любила. Общество сделало все, чтобы ограничить свободу Катерины. Не все люди выдерживают такое ограничение, главная героиня была из этого числа. Финал произведения трагичен: Катерина кончает жизнь самоубийством.
Тему свободы поднимает также Фёдор Михайлович Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников выдвигает теорию, согласно которой люди делятся на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Люди «особенные», по мнению Раскольникова, имеют право совершать любые действия ради собственных целей. Как говорится, цель оправдывает средства. Согласно этой теории, «право имеющие» обладают абсолютной свободой. Но так ли это на самом деле? Писатель показывает, как главный герой разочаровывается в своей же теории. Он видит Лужина и Свидригайлова, то есть таких людей, которые живут согласно теориям, близким к идеям Родиона Раскольникова. Воплощая свою теорию в жизнь, Раскольников в скором времени понимает, что это теория несостоятельна. К такому пониманию героя приводит также Сонечка Мармеладова, правда которой являлась вера в бога. Именно идея Сонечки Мармеладовой побеждает теории вседозволенности. Теория Раскольникова не может существовать в мире.
Таким образом, человек чисто физически не может быть абсолютно свободен, находясь в обществе. Если он будет совершать всё, что только захочет, это будет ограничивать свободу другого человека. Поэтому свобода для каждого человека в обществе просто невозможно.
Эссе на тему «Свобода»
«Свобода – это объективная возможность выбора» — такое определение этого понятия я нашел в энциклопедии. Я, правда, с этим определением бы поспорил. Ведь часто человек объективно имеет возможность выбирать, но что-то «субъективно» удерживает его. Какая же это свобода, когда цензура сидит внутри самого человека?
Для меня лично свобода – это не общественное понятие, а некое ощущение. Оно приносит радость и буквально этого дает крылья. Кажется, что ты способен свернуть горы. Может быть, это чувство просто иллюзия, но не зря говорят: «Это сладкое слово – свобода».
Что касается свободы поведения человека в обществе, то она относительная. Ведь не бывает же абсолютной свободы, иначе люди друг с другом не смогли бы ужиться. И это правильно. Представляете, если бы каждый делал, что захочет? Захотел – украл чего-нибудь, захотел – сходил в туалет соседу в хлебницу. В условиях абсолютной свободы наступил бы хаос!
Поэтому в обществе человек имеет определенные свободы, но и определенные запреты. А уж какие они – общество определяет само и прописывает в своих законах. В демократических странах есть хорошая поговорка: «Я свободен размахивать руками, сколько захочу, но эта свобода заканчивается там, где начинается нос другого человека». У человека есть природные свободы, которые прописаны в Хартии прав и свобод человека, а законы «уточняют» эти права. Например, мы свободны передвигаться, где хотим, но при этом нельзя нарушать частную собственность. Мы свободны жить, где хотим, но сначала нужно добиться визы и так далее.
Свобода – это ценность для каждого человека, но часто от нее отказываются. Например, политзаключенные способны сесть в тюрьму, то есть лишиться свободы, взамен за возможность открыто выразить свои взгляды, то есть за свободу другого рода. А другие люди отказываются открыто выражать себя, потому что боятся за свою безопасность.
Хотя мы все любим свободу, не каждый человек к ней стремится. Причина проста: люди боятся ее. Они боятся общественного мнения. Например, если кто-то ходит по улице голым, то, в принципе, он никому не причиняет зла. Но мало кто решится на такой поступок, потому что его засмеют, заберут в полицию и так далее. Общество часто ограничивает даже те свободы человека, которые безобидны, но они «не приняты».
Еще люди боятся свободы, потому что она заставляет выбирать. А многие из тех, кого я знаю, сами выбирать не умеют. Им надо, чтобы кто-то их вел, определял, как им жить, как одеваться, какую музыку слушать и что думать. «Свобода – это тяжесть ежедневного выбора» — эти слова принадлежат перу француза Сартра. И не каждый человек берет на себя такую тяжесть. Но она того стоит, как считаю лично я.
Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник
«Свобода – это объективная возможность выбора» – такое определение этого понятия я нашел в энциклопедии. Я, правда, с этим определением бы поспорил. Ведь часто человек объективно имеет возможность выбирать, но что-то «субъективно» удерживает его. Какая же это свобода, когда цензура сидит внутри самого человека?
Для меня лично свобода – это не общественное понятие, а некое ощущение. Оно приносит радость и буквально этого дает крылья. Кажется, что ты способен свернуть горы. Может быть, это чувство просто иллюзия, но не зря говорят: «Это сладкое слово – свобода».
Что касается свободы поведения человека в обществе, то она относительная. Ведь не бывает же абсолютной свободы, иначе люди друг с другом не смогли бы ужиться. И это правильно. Представляете, если бы каждый делал, что захочет? Захотел – украл чего-нибудь, захотел – сходил в туалет соседу в хлебницу. В условиях абсолютной свободы наступил бы хаос!
Поэтому в обществе человек имеет определенные свободы, но и определенные запреты. А уж какие они – общество определяет само и прописывает в своих законах. В демократических странах есть хорошая поговорка: «Я свободен размахивать руками, сколько захочу, но эта свобода заканчивается там, где начинается нос другого человека». У человека есть природные свободы, которые прописаны в Хартии прав и свобод человека, а законы «уточняют» эти права. Например, мы свободны передвигаться, где хотим, но при этом нельзя нарушать частную собственность. Мы свободны жить, где хотим, но сначала нужно добиться визы и так далее.
Свобода – это ценность для каждого человека, но часто от нее отказываются. Например, политзаключенные способны сесть в тюрьму, то есть лишиться свободы, взамен за возможность открыто выразить свои взгляды, то есть за свободу другого рода. А другие люди отказываются открыто выражать себя, потому что боятся за свою безопасность.
Хотя мы все любим свободу, не каждый человек к ней стремится. Причина проста: люди боятся ее. Они боятся общественного мнения. Например, если кто-то ходит по улице голым, то, в принципе, он никому не причиняет зла. Но мало кто решится на такой поступок, потому что его засмеют, заберут в полицию и так далее. Общество часто ограничивает даже те свободы человека, которые безобидны, но они «не приняты».
Еще люди боятся свободы, потому что она заставляет выбирать. А многие из тех, кого я знаю, сами выбирать не умеют. Им надо, чтобы кто-то их вел, определял, как им жить, как одеваться, какую музыку слушать и что думать. «Свобода – это тяжесть ежедневного выбора» – эти слова принадлежат перу француза Сартра. И не каждый человек берет на себя такую тяжесть. Но она того стоит, как считаю лично я.
Что такое свобода. Свободен ли я? Человек всегда во все времена стремился к свободе. Только понимание свободы у всех разное.
Я думаю, что свобода — это, в первую очередь, свобода от предрассудков. Предрассудки ограничивают способности человека, так как в большинстве случаев основаны на ошибочных знаниях и выводах.
Свобода — это свобода выбора. Человек должен сам выбирать, где ему учиться и работать, где ему жить.
Свобода — это разумные законы и разумное подчинение им. Законы должны основываться на уважении к личности. Справедливые законы обеспечивают человеку свободу.
Свобода — это свобода слова, печати, мысли. Человек должен иметь право думать и говорить то, что думает. Всякое мнение, даже ошибочное, заслуживает уважения. Нет плохих мнений, плохих и кусов. Есть разные.
Свобода — это возможность самому принимать решения и нести за них ответственность. Запрещение чего-либо мы, подростки, носпринимаем как ограничение свободы.
Сегодня я имею право выбирать место учебы, любимое занятие, друзей. Я могу выбирать, какую книгу прочесть, какую музыку слушать. Я не свободна от мнения окружающих. И если я в чем-то не согласна с большинством, это не значит, что я бросаю вызов.
Я хочу утвердиться как личность.
Я понимаю, что свобода внутренняя более важна, чем физическая.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Дистанционная олимпиада школьников
по обществознанию
Автор: Жбанкова Ксения Андреевна
учащаяся 10 класса
Консультант:
Горкунова Марина Петровна
учитель истории и обществознания
г. Гуково
2015 г.
Человек приговорен быть свободным.
Жан-Поль Сартр
Автор поднимает проблему свободы выбора человека. Данная проблема актуальна в условиях развития общества с момента его появления. Автор в своем высказывании говорит о том, что человек обречен быть свободным и делать только сознательный выбор, выбирать, сотворить добро или зло. Из этой свободы вытекает, что каждый в ответе за самого себя. Я согласна с мнением французского философа Жан-Поль Сартра. Человек свободен в том смысле, что он сам «проектирует», создает себя, выбирает себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности, сущность которой – в полной независимости от чего бы то ни было [1] .
Итак, что же такое свобода? Свобода – это основная характеристика человеческого бытия, его суть. Как писал немецкий философ Гегель: «Свобода есть познанная необходимость». Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного общества. В истории общественной мысли понимание свободы заметно поменялось на протяжении веков. В античные времена свобода понималась, как возможность распоряжаться своей судьбой в тех пределах, которые полноправному гражданину полиса предоставляет общественное устройство. Древнегреческие философы Сократ (470/469-399 гг. до н. э.) и Платон (428/427-348 гг. до н. э.) считали, что свобода человека ограничена судьбой, или роком [2] . Лишь немногим посвященным дано право проникнуть в промысел богов и попытаться предсказать судьбу, но ни один человек не должен пытаться изменить свою судьбу.
Еще жестче стоял вопрос о свободе и ответственности человека за свои поступки в представлениях восточных философско-религиозных систем. Например, в буддизме несвобода человека предопределена его кармой. Избежать предназначенного в будущем человек может только путем следования установленным правилам. Тогда его душа в других воплощениях может достичь более высокой степени свободы.
Существует ли выход, достойный активно действующей личности, для которой не безразличны последствия ее деятельности? Видимо, такой выход кроется в различении негативного и позитивного понимания свободы. Негативное понимание рассматривает свободу как “свободу от” – от той предопределенности, которая довлеет над человеком. Такая свобода действительно предстаёт как тяжкое бремя, нередко выглядит иллюзорной, она не дает человеку настоящего освобождения. Другой взгляд на проблему свободы представляется более позитивным, поскольку он понимает свободу как “свободу для”. Такая свобода является главным условием роста и развития человека. Она – и величайший дар, и бремя, от которого человек может отказаться. Свобода, таким образом, связана с осознанием альтернатив, из которых человек выбирает, неся ответственность за свои деяния.
Самореализация личности, свобода и ответственность гармонично взаимодействуют только в том случае, если человек осознает мотивы своей деятельности и не идет наперекор установленным в обществе правилам и нормам. Личность может реализоваться только в том случае, когда полноценно использует свободу как право выбора. Чем выше выбранная жизненная цель, тем лучше средства ее достижения будут соответствовать закономерностям развития окружающей действительности. Ответственность, в свою очередь связана с необходимостью выбора средств и способов, благодаря которым будет осуществляться цель.
Таким образом, свобода способствует возникновению ответственности личности, а ответственность является направляющим стимулом свободы.
Библиографический список:
История и человеческая свобода (Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм») http://studfilosed.ru/otvety-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-filosofii/97-istoriya-i-chelovecheskaya-svoboda-zh-p-sartr.html
Свобода (Материал из Википедии — свободной энциклопедии) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%EE%E1%EE%E4%E0
«Свободны! — крикнула я подругам, когда мы выбегали из школы в последний день занятий. — Свободны целое лето!»
Тогда я еще плохо понимала значение слова «свобода». Но произносить его было так приятно…
Во все времена люди стремились быть свободными. Они освобождались от рабства, от комплексов, от обязательств, от предрассудков — от всего, что их сковывало и мешало им жить. За свободу часто лилась кровь. Человек отстаивает свою свободу с самого детства и до гробовой доски. Почему? Почему свободе нужно так много жертв? Я никогда не задумывалась над этими вопросами. Зато оперировала такими фразами: «Папа, ты покушаешься на мою свободу! Я не хочу мыть посуду! Не хочу!» На что отец мне ответил”: «Нет, не мыть посуду — не значит быть свободным, а значит — быть ленивым. А вот если бы ты хотела мыть посуду, а я бы тебе не позволял — это было бы покушением на твою свободу».
Я пошла на кухню и молча вымыла посуду. «Вот теперь ты свободна! Можешь идти на дискотеку!» — сказал мне папа. «Да, — подумала я, — теперь я свободна. Ценой покрасневших от холодной воды рук. Горячую ведь отключили». И тогда я поняла, что свобода — это беспрепятственное движение к своей цели. В моем случае целью была дискотека, препятствием — гора грязных тарелок и наказ отца: «Посуду помоешь — пойдешь на дискотеку!» Я устранила препятствие и иду к цели. Вот она, свобода!
Но ведь свободу нужно заслужить. Если бы в жизни не было преград, то свобода не ценилась бы так высоко. Слава Богу, в моей жизни нет еще существенных препятствий, остальные я легко устраняю. Наверное, я свободный человек.
«Находя богатство – теряете совесть.
Находя любовь – теряете рассудок.
Находя истину – теряете веру.
И только потеряв все – обретаете свободу.»
Ну что можно сказать по поводу данного высказывания?
во-первых, сказано красиво и как-то даже поэтично;
во-вторых, не совсем понятно, что автор подразумевал под потерей «всего»;
в-третьих, лично я абсолютно не согласен со всеми этими утверждениями.
Теперь попробую подробнее изложить свое мнение по этим трем пунктам.
Итак, по первому пункту мне добавить особо нечего, так как написано действительно красиво, поскольку только для красоты и написано. Вот такой получился каламбур. Идем дальше.
Из слов «…потеряв все – обретаете свободу» совершенно непонятно, что же подразумевается под «всем». Если ВСЕ – это вышеперечисленные совесть, рассудок и вера, то получается, что свободный человек – это бессовестный, безумный, ни во что не верящий нигилист. Как-то это нехорошо. Тогда попробуем предположить, что потерять все означает потерять абсолютно все (брр, прямо ужас какой-то, не дай Бог). Но, исходя из данного высказывания, получается, что для того, чтобы что-то потерять, нужно что-то найти (практически как у кота Матроскина «для того, чтобы что-то купить, нужно что-то продать»). Значит, человек никогда не сможет потерять все и никогда не будет свободным.
Теперь хочется поговорить немножко о свободе. Если под свободой понимается полное отсутствие каких-либо ограничений, то такой свободы вообще не существует. В мире все от чего-то зависит, а уж в живой природе тем более. Человек, как и любое другое живое существо, уже изначально ограничен своими жизненными потребностями. А уж человек разумный и цивилизованный, живущий в обществе ограничен втройне законом, моралью, нормами поведения, этикетом, модой и т.д. и т.п. И чем развитей и цивилизованней общество, тем больше ограничений у человека, а, соответственно, меньше свободы. При этом, люди сами стремятся к росту количества этих ограничений, часто даже не задумываясь над этим, тем самым ущемляя свою свободу. Любое наше желание ограничивает нашу свободу, т.к. для его осуществления нам в большей или меньшей степени приходится чем-то жертвовать. Об этом можно много говорить и приводить примеры, но… это уже совсем другая история.
Теперь попробуем посмотреть на свободу с другой стороны. Как гласит «Большая Советская Энциклопедия» (а этому источнику, я думаю, можно доверять) «Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости». Таким образом, если мы способны действовать в своих интересах, то мы свободны, и для этого нам не надо ничего терять.
Вообще, свобода – понятие скорее ирреальное, зависящее от контекста, и поиски этой самой свободы напоминают погоню щенка за своим хвостом.
Теперь пару слов непосредственно о каждом утверждении. «Находя богатство – теряете совесть». Совесть, конечно, потерять можно и даже не сложно. Но к богатству это никакого отношения не имеет. Это зависит от конкретного человека, его воспитания, морали. Может быть бессовестному человеку и легче идти к поставленной цели, но ведь можно достичь цели, сохранив совесть. И ведь богатство богатству рознь, оно может быть и духовным. Трудно представить себе духовно богатого бессовестного человека.
О любви (не путать с влюбленностью). Я вот очень люблю свою жену и, при этом, у меня все в порядке с головой. Я люблю своих детей, я люблю своих родителей и, опять же, рассудок остается при мне. Что тут еще говорить.
Истина. Истина – это то, что соответствует действительности. Таким образом, если, найдя истину, вы теряете веру, значит, эта вера не соответствовала действительности. С точки зрения теологии в Ветхом Завете истина определяется как заповедь, откровение и закон Господа, а в Новом Завете «нам истину явил Господь Иисус Христос». Спрашивается, как же можно найдя такую истину потерять веру?
Ну и подводя краткий итог, выскажу еще одно свое, чисто субъективное, мнение. Для того чтобы быть свободным, нужно быть в своем уме, любить, иметь совесть и верить. Ну и неплохо еще быть при этом материально обеспеченным, ваша свобода от этого только выиграет.
P.S. Во время написания этого опуса ни совесть, ни рассудок, ни вера потеряны не были, богатство не найдено, а все совпадения случайны.
Автор: Фомин Вадим
Опубликовано 17.01.2013
Американский писатель, У. Уайт, сказал: «Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами». Я согласен с его мнением.
Автор считает, что свободным может быть признан только тот человек, который признает права на свободу других людей. Если же индивид, считая себя свободным, нарушает свободы других лиц, он этим нарушает их права, за что может быть лишен этой самой «свободы» органами исполнительной власти государства.
Я также считаю, что для того, чтобы получить свободу, необходимо в первую очередь задуматься о свободах других людей. Без этого невозможно построить правовое общество.
Свобода всегда относительна. Приведу пример. Житель многоквартирного дома решил послушать громкую музыку в 12 часов ночи, тем самым реализовав свое право, поступив «свободно». Однако он нарушил право других людей на спокойный сон, не давая им реализовать свою свободу.
Свобода – это не всегда хорошо. Абсолютная свобода, зачастую, позволяет человеку выбирать из множества альтернатив. Но в этом случае, сделать выбор крайне сложно. Вспомним, к примеру, буриданова осла, который был поставлен между двумя одинаковыми стогами сена, расположенными на равном удалении от него. Животное долго думало и умерло от голода, не сумев сделать выбор.
Таким образом, абсолютная свобода действий одного лица всегда будет ущемлять свободы других лиц. Для того чтобы построить справедливое гражданское общество, необходимо перестать злоупотреблять своими правами и уважать свободы окружающих людей.
Все права на данный материал принадлежат владельцу сайта. Полное или
частичное копирование разрешается только с согласия администратора.