Сочинение на тему манеры не пустяки

3 варианта

  1. ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ

    Всем нам хочется иметь много друзей, нра­виться окружающим нас людям, производить на них приятное впечатление. И для этого вовсе не главное обладать внешней красотой, быть краси­во и модно одетым. Как не является главным и умение рассказывать множество интересных ис­торий, анекдотов и т. д. Искусство нравиться людям заложено где-то внутри нас самих и оно вырабатывается годами и упорным трудом. «От­носись к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы другие относились к тебе», — говорят мудрые люди. И это основное правило, которому должен следовать каждый, кто хочет быть желанным го­стем в любой компании, в любом доме.
    Умение благожелательно относиться к людям играет, конечно же, очень важную роль в жизни каждого человека. Но в искусстве общения очень большое значение имеет умение правильно себя вести. «Сама добродетель может оскорблять, если она соединяется с отталкивающими манерами», — утверждал Н. В. Шелгунов. Можно не обладать большим умом, не иметь каких-то уникальных способностей, не быть очень общительным, не отличаться особой красотой, но при этом вызы­вать симпатию окружающих. Ф. Честерфилд го­ворил: «Если ты обнаружил, что незаметно для себя проникся симпатией к человеку, у которого нет ни высоких достоинств, ни каких-либо выда­ющихся талантов, задумайся над этим и просле­ди, чем именно человек этот произвел на тебя столь хорошее впечатление, и ты увидишь, что это приятность манер, обходительность и уменье себя держать». Обычно людям нравятся те, кто проявляет к ним искреннее внимание, умеет вы­слушать, понять, посочувствовать или порадо­ваться вместе с ними. Каждый из нас испытыва­ет такую потребность во внимании окружающих. Поэтому, если хочешь, чтобы тебя любили, что­бы к тебе относились внимательно, люби, цени окружающих, будь доброжелателен к ним, про­являй искреннее участие к их бедам и радостям. Но всегда соблюдай меру, потому что в жизни каждого человека бывают моменты, когда он хо­чет, чтобы его оставили наедине, чтобы ему не навязывали своего чересчур активного внима­ния. Умение разглядеть, понять, где проходит граница между вниманием и навязчивостью, чув­ство такта и является одной из главных особен­ностей вежливого человека.
    Наверное, каждый из нас не раз замечал, что одни и те же действия при различных обстоятель­ствах, в различных условиях, по отношению к разным людям могут выглядеть и воспринимать­ся совершенно по-разному. То, что принимается и даже приветствуется в одном случае, вполне может стать предметом осуждения в другом. Но существуют общие правила хорошего воспита­ния, которые всегда и для всех случаев жизни остаются неизменными. Это, например, такие как доброжелательное отношение ко всем людям без исключения. Никогда нельзя заведомо состав­лять отрицательное мнение о человеке, думать, что в нем больше плохого, чем хорошего. Все люди разные — и мы тоже можем кому-то не по­нравиться с первого взгляда. Нельзя также отя­гощать окружающих собственными заботами, перекладывать на других часть своей работы — у них есть свои нужды, обязанности, дела, и об этом необходимо помнить постоянно. Поэтому не сле­дует также отбирать у человека много времени на общение, заранее не поинтересовавшись, не от­рываем ли мы его от важных дел или даже про­сто от отдыха. Оказываемую тебе помощь нужно принимать с благодарностью, но не требовать и не ожидать постоянных «благодеяний» от дру­гих. Плохим тоном считается выставление напо­каз своих достоинств. Как бы ты ни гордился сво­ими достижениями, талантами, знаниями, вне­шними данными и т. д., никогда не стоит хвас­таться ими перед окружающими. Если эти дос­тоинства настоящие, их обязательно заметят. А скромность и умение молчать о собственных зас­лугах умножит эти достоинства во много раз. Ведь недаром говорят, что скромность украшает человека. Именно поэтому не стоит часто расска­зывать о самом себе, о делах, событиях, проис­шествиях, которые важны только для тебя само­го, — ведь они могут быть неинтересны и неваж­ны для других. Если человек захочет, чтобы ты поделился с ним своей радостью или огорчения­ми, если он решит проявить участие к твоей судь­бе, то обязательно сам скажет об этом или даст понять каким-то другим способом. В противном случае нужно ограничиться разве что упомина­нием о том, что тебя волнует или что произошло в твоей жизни. И наоборот, никогда нельзя слиш­ком активно пытаться заставить другого челове­ка говорить о том, о чем ему рассказывать не хо­чется. Не каждый человек испытывает потреб­ность обсуждать свои личные дела с посторонни­ми — даже с лучшими друзьями. Об этом нужно помнить постоянно. Нельзя стараться все время давать советы окружающим — особенно в присут­ствии других людей. Если кому-то действитель­но важно твое мнение, он им поинтересуется.
    Если же ты считаешь, что твой совет принесет пользу, выскажи его ненавязчиво, один раз и на­едине. Потому что любое замечание, сказанное в кругу людей, может быть воспринято как упрек. Отказывать в просьбе другому — плохо. Но ведь в жизни каждого из нас бывают обстоятельства, когда мы по объективным причинам не можем дать согласие. В этих случаях отказ должен быть обязательно вежливым и сопровождаться ис­кренним объяснением причин. Этот список мож­но было бы продолжать довольно долго. Искус­ство этикета — целая наука, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственнос­тью.

  2. МАОУ  Гальчинская средняя общеобразовательная школа
    Проект
    Тема: «Как подготовиться к сочинению-рассуждению»
    Выполнила: учитель русского языка
    и литературы
    Зайцева С.С.
    Домодедово  2012г.
    Содержание.
    Введение.
    Этапы работы над сочинением – рассуждением.
    Работа с текстом при написании сочинения-рассуждения.
    Заключение.
    Список литературы.
    Введение.
    Тема: Как подготовиться к сочинению – рассуждению.
    Актуальность: Работа содержит теоретические сведения и практические рекомендации для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом части С единого государственного экзамена по русскому языку (сочинению – рассуждению). Подробный анализ представленных ученических работ позволит выявить и систематизировать проблемные зоны в подготовке учащихся к части С.
    Цель: Сформировать знания, умения и навыки, необходимые учащемуся для успешно сдачи ЕГЭ.
    Объект: Учебно – методические пособия для подготовки к сочинению-рассуждению.
    Гипотеза: Задание части С – задание с развернутым ответом и представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание проверяет состояние практических умений выпускников (владение ими монологической речью, умение аргументировано излагать свою точку зрения) и общее состояние их культуры, что требует от них определенной подготовки.
    Задачи исследования:
    1.исследование учебно-методического материала для подготовки к сочинению-рассуждению;
    2.исследование этапов работы над сочинением-рассуждением;
    3.изучение языкового анализа исходного текста;
    4.изучение анализа и оценки сочинения-рассуждения.
    Теоретическая значимость: Данная работа позволит выпускникам систематизировать знания и умения при подготовке к сочинению-рассуждению.
    Практическая значимость: Настоящая работа будет интересна не только учителю, но и учащимся старших классов и их родителям.
    Методы: 1) теоретический метод;
    2) метод анализа;
    3) практический метод.
    Этапы работы над сочинением-рассуждением.
    Способы формирования и развития основной мысли текста зависят от типа речи, использованного в нем. Традиционно выделяют три основных смысловых типа речи: повествование, описание, рассуждение.
    Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Задача рассуждения – рассмотреть наиболее важные свойства предметов, явлений и установить причинно-следственные связи между ними.
    Текст – рассуждение должен состоять из трех частей:
    – тезиса (того, что доказывается или объясняется; основной мысли, требующей доказательства или объяснения);
    – доказательств (аргументов, доводов, обоснования, объяснения, т.е. суждений, которые подтверждает истинность тезиса);
    – вывода
    Подобная структура имеет место в полном рассуждении; в сокращенном рассуждении опускается или вывод; или тезис, потому что они близки по содержанию (вывод – это доказанный тезис; вывод расширяет смысл тезиса).
    Рассуждение отличается от описания и повествования прежде всего более протяженными сложнопостроенными  предложениями (с обособленными оборотами, различными типами союзной и бессоюзной связи) и абстрактным характером лексики, т.е. словами, обозначающими отвлеченные понятия (в повествовании преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и явления):
    С чего начать разговор о России? Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии.
    Россия велика. На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.
    Может, разговор начать с того, какая Россия разная? Это и безлесная, насквозь промерзшая тундра на крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка  (По Б.Короткову).
    Практически все тексты и с другими типами речи  (повествование, описание) дают материал для написания сочинения-рассуждения. Для того чтобы написать сочинение подобного рода по разным типам текстов, нужно прежде всего выделить основную мысль, которую автор пытается донести до читателя.
    Запомните! Типы речи можно различать по вопросам: к повествованию ставится вопрос что произошло?, к описанию – какой?, к рассуждению – почему?
    Основная мысль текста-повествования, текста-описания проводится автором с определенной целью, поэтому элемент причинности и в этих текстах присутствует несомненно.
    Текст-повествование
    Лебединская верность
    Солнце все выше и выше поднималось над заливом, стирая тени.
    Егерь рассказал:
    «Белоснежный лебедь упал в камыши, еще не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо. (4) Его правое крыло безжизненно повисло. (5) Браконьер лишил птицу самого дорого -полета. (6) Лебедь неподвижно лежал в камышах. (7) Его подруга, белая лебедушка, волновалась. (8) Птица издавала тревожный, гортанный крик. (9) Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (10) Отстать не хотелась, но ведь и друга не  оставишь в беде. (11) И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его перышки.
    (12) Я приплыл в залив рано утром. (13) Лебедушка взлетела и стала кружиться тревожно. (14) Решил обследовать камыши. (15) Тут и нашел подбитую птицу. (16) Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло. (17) На другой день я снова появился на маленьком островке. (18) Обошел его, убедился – хищников нет. (19) «Как же вас назвать? – подумал. – Лебедь отныне будет Лотос, а лебедушка – Лилия».
    (20) Весь месяц плавал к лебединому острову. (21) Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (22) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (23) Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (24) Я знал, что Лотосу никогда не придется летать: крыло было перебито.
    (25) Пришла осень. (26) В месте с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (27) А в это время начался отлет птиц. (28) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (29) Лилия тревожно прислушивалась к ним.
    (30) На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далекие края. (31) Лебедушка волновалась, но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. (32) Весь вид ее говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в теплые края. А нам и здесь неплохо».
    (33) А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (34) Ее пел красавец Лотос. (35) Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!
    (К.Хромов)
    Основная мысль позволяет задать вопрос почему? – «Почему автор считает, что песня Лотоса – это не прощальная песня, а гимн жизни.     Этот вопрос может лечь в основу тезиса (1)                      Доказательством (2) является описанием того, что случилось с Лотосом и как помогла ему в несчастье его верная подруга.
    Вывод (3) может быть равен тезису.
    Текст-описание
    Первый мороз.
    Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз.
    Все было седое, но лужи не замерзали. (3) Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и трава обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
    (4)Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева – сосна. (5) Молодой собакой прыгала в груди моей радость.
    (М.Пришвин)
    Основная мысль текста позволяет задать вопрос почему? – «Почему первый морозный день вызвал в груди автора такую бурную радость?» Этот вопрос может лечь в основу тезиса.                                               Доказательством служит описание картины зимнего морозного дня.  Вывод может быть равен тезису.
    Текст – рассуждение
    (1)Что такое красота? (2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? (3)Можно ли оценить красоту? (4)Меняются ли со временем представления о красоте?
    (5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. (6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. (7)Но есть красота нетленна, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (8)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… (9)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» (10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.
    Основная мысль может лечь в основу тезиса: подлинная красота воспринимается одинаково.                                                                                  Доказательством могут служить рассуждения автора о нетленности истиной красоты, несмотря на многие факторы, связанные с идеалами и модой.
    Способы связи частей рассуждения.
    В рассуждении для перехода от тезиса к доказательству часто используется вопрос почему?, частица ведь и такие конструкции, как: и вот почему; это можно доказать следующим образом; докажем это; в этом легко убедиться; и это понятно.
    Вывод связывается с доказательством чаще всего посредством вводных слов: итак, таким образом и др., слов и сочетаний ; поэтому, вот почему…; предложений типа: Обобщим все сказанное выше. Подведем итоги. Из всего сказанного выше следует, что и т.д.
    На связь и последовательность мыслей могут указать также многие другие вводные слова и сочетания. Например, во-первых, во-вторых, наконец, например, допустим, предложим, так, значит, следовательно и т.д.
    Возможно и другое соединение частей рассуждения: без союзов, без вводных слов, только по смыслу.
    Способы связи предложений в тексте.
    При построении доказательства следует помнить о том, что каждое предложение должно быть связано с предыдущим. Только в этом случае можно говорить о логичности и последовательности рассуждений.                          Эта связь предложений может осуществляться с помощью
    – лексического повтора
    – личного местоимения
    – синонима
    – антонима
    – противительного союза
    – частицы
    – наречия
    – указательного местоимения
    – местоимения с предлогом
    – притяжательного местоимения
    – однокоренных слов.                                                                                         Возможны случаи, когда используются не одно средство связи, а несколько.
    РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ.
    Текст.
    (1)Нужны ли хорошие манеры. (2)Новейшие машины могли бы подсчитать, во что обходиться стране сумма плохого настроения, раздражительности, порождаемых грубым и даже нелюбезным поведением людей, и сообщить нам сенсационные цифры. (3)Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособнее и предприимчивее того, который должен всегда, каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство. (4)По моему мнению, хорошие манеры – проявление внутренней деликатности и культуры, необходимый атрибут здорового образа жизни.
    (5)Но нередко и самые хорошие люди обижают своих близких. (6) И происходит это обычно без всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто – по недосмотру, недомыслию, невниманию. (7)Эти хорошие люди, занятые часто большими и важными делами, не нашли времени продумать форму своего поведения, не выработали тех простых и полезных правил, с помощью которых можно улучшить настроение всего коллектива, сделать жизнь приятнее, нервы здоровее.
    (8)Два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку. (9)Первое: любезное отношение к окружающим не требует больших расходов, не изнуряет человека. (10)Это в полном смысле слова бесплатное приложение к жизни, причем позже, когда оно входит в привычку , производится уже автоматически и не теряет при этом своего благотворного воздействия. (11)Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет  радость им, но и сам получает от такого поведения громадное удовольствие.
    (12) Следовательно, хорошие манеры и правильно выработанное поведение не только большой вклад человека в общество. (13) Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход – хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.
    (По Н. Акимову)
    Для того чтобы написать сочинение-рассуждение по этому тексту, нужно проделать следующую работу:
    – внимательно прочитать текст и выделить его основную мысль. В данном случае её можно определить как знание этикета помогает человеку в жизни;
    – посмотреть, как эта мысль выражена в тексте. Обратить особое внимание на те предложения, где она наиболее четко выражена. В нашем тексте это предложения (3), (4), (11), (12), (13);
    – их следует прочитать ещё раз, чтобы сформулировать тезис, который может звучать приблизительно так: «Хорошие манеры нужно приобретать не только для того, чтобы прослыть воспитанным человеком. Н. Акимов утверждает, что «правильно выработанное поведение» улучшает жизнь как отдельного человека, так и всего общества».
    В качестве доказательства можно опереться на уже перечисленные предложения (см. выше): «И вот почему. Во-первых, по мнению Н. Акимова, человек, живущий в коллективе воспитанных людей, чувствует себя намного работоспособнее, потому что он не должен тратить время на отражение агрессии со стороны коллег. Во-вторых, хорошие манеры и воспитанность способствуют укреплению здорового образа жизни. В-третьих, человек, имеющий хорошие манеры, доставляет радость не только тем, кто его окружает. Он сам получает от этого огромное удовольствие, находясь в хорошем расположении духа».
    Вывод к первой части сочинения. Человек живет в обществе, следовательно, знание этикета – это тот вклад, который несомненно, улучшает как жизнь одного человека, так и общества в целом.
    Далее следует определить стиль текста; несомненно, это публицистический ,т.к.  здесь затрагиваются  морально –нравственные проблемы, имеющие воспитательный характер. Тип речи – рассуждение.
    Для передачи основной мысли и донесения её до читателя автор использует такие выразительные средства, как синонимы и градацию. Синонимы («И происходит это обычно без всякого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто – по недосмотру, недомыслию, невниманию») используется автором для большей экспрессии, так как не позволяют более полно определить свойства и характер предмета повествования. Все синонимы построены по принципу восходящей градации («…чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство»), которая позволяет автору показать негативное отношение к последствиям, связанным с незнанием либо игнорированием этикета.
    Далее следует написать своё согласие/несогласие с автором, которое можно выразить следующим образом: Я согласен (согласна) с мнением автора о том, что знание этикета имеет общественную значимость. Неприятно, если тебя стараются оскорбить, если с тобой разговаривают грубо. В итоге – испорченное настроение, испорченный день. А это никак не способствует здоровому укладу жизни.
    Прочитайте выделенные курсивом строки – и вы увидите примерное сочинение-рассуждение по заданному тексту, которое соответствует критериям ЕГЭ.
    Заключение.
    Важнейшим условием успешного написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста является понимание исходного текста, адекватное восприятие его темы, проблем, поднимаемых автором, авторской позиции.
    Перед написанием собственного текста уточните свой замысел, ваше отношение к позиции автора текста. Если вы эту позицию разделяете, подберите примеры – доказательства в защиту выбранной позиции. Если нет, то аргументы, которые позволят вам возразить автору.
    Продумайте композицию и речевое оформление своего сочинения. Помните, что вы пишете именно сочинение, а не изложение. Ваш текст должен представлять собой толкование затронутых в исходном тексте проблем, их интерпретацию. Авторские мысли могут быть кратко вами переданы, пересказаны, процитированы, указаны с помощью ссылок на номера предложений в тексте либо обозначены при изложении собственной точки зрения. Аргументируя собственное отношение (собственную позицию), пишущий должен не только согласиться или не согласиться с автором исходного текста, но и убедительно аргументировать свое мнение.
    Передавая позицию автора по той или иной проблеме, старайтесь не исказить исходную информацию, проследить ход авторской мысли и не выйти за рамки обсуждаемого вопроса. Нельзя подменять приводимые автором факты другими – это будет считаться наиболее грубой ошибкой.
    Работая над сочинением, помните, что бедная речь, то есть речь, ограниченная объемом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием, снижает впечатление от работы и может привести к снижению оценки за неё. Пользуйтесь разнообразными синтаксическими конструкциями,  слова старайтесь употреблять в соответствии с их смыслом и лексической сочетаемостью.
    Список использованной литературы
    Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.,1965.
    Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.,1997.
    Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.,1988; Они же. Книга о хорошей речи. М.,1997
    Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М.,1987
    Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. М., 1999. С. 171-174.
    Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.
    Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты.
    Ипполитова Н.А. Культура русской речи. М., Флинта, 2004.
    Капинос В.И. , Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом: Русский язык. – М.: «Уникум-Центр», 2004, 2005.
    Капинос В.И. , Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Львов В.В., Львова С.И. Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развёрнутым ответом: Русский язык. –М.: «Уникум-Центр», 2004, 2005.
    Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Изд.3-е. М.,1993.
    Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996
    Розенталь Д.Э. Культура речи. М., 1960; Он же. Практическая стилистика русского языка. М., 1985.
    РозентальД.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
    Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.
    Русский язык конца ХХ в. М., 1996.
    Сенкевич М.П. Культура  радио – и телевизионной речи, М., 1987.
    Сковородников А.П. О состоянии речевой культуры в российских средствах массовой информации (опыт описания типичных нарушений литературно-языковых норм) // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Научно-метод. Бюл. №3. Красноярск, 1998.

  3. Всем нам хочется иметь много друзей, нра­виться окружающим нас людям, производить на них приятное впечатление. И для этого вовсе не главное обладать внешней красотой, быть краси­во и модно одетым. Как не является главным и умение рассказывать множество интересных ис­торий, анекдотов и т. д. Искусство нравиться людям заложено где-то внутри нас самих и оно вырабатывается годами и упорным трудом. «От­носись к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы другие относились к тебе», — говорят мудрые люди. И это основное правило, которому должен следовать каждый, кто хочет быть желанным го­стем в любой компании, в любом доме.
    Умение благожелательно относиться к людям играет, конечно же, очень важную роль в жизни каждого человека. Но в искусстве общения очень большое значение имеет умение правильно себя вести. «Сама добродетель может оскорблять, если она соединяется с отталкивающими манерами», — утверждал Н. В. Шелгунов. Можно не обладать большим умом, не иметь каких-то уникальных способностей, не быть очень общительным, не отличаться особой красотой, но при этом вызы­вать симпатию окружающих. Ф. Честерфилд го­ворил: «Если ты обнаружил, что незаметно для себя проникся симпатией к человеку, у которого нет ни высоких достоинств, ни каких-либо выда­ющихся талантов, задумайся над этим и просле­ди, чем именно человек этот произвел на тебя столь хорошее впечатление, и ты увидишь, что это приятность манер, обходительность и уменье себя держать». Обычно людям нравятся те, кто проявляет к ним искреннее внимание, умеет вы­слушать, понять, посочувствовать или порадо­ваться вместе с ними. Каждый из нас испытыва­ет такую потребность во внимании окружающих. Поэтому, если хочешь, чтобы тебя любили, что­бы к тебе относились внимательно, люби, цени окружающих, будь доброжелателен к ним, про­являй искреннее участие к их бедам и радостям. Но всегда соблюдай меру, потому что в жизни каждого человека бывают моменты, когда он хо­чет, чтобы его оставили наедине, чтобы ему не навязывали своего чересчур активного внима­ния. Умение разглядеть, понять, где проходит граница между вниманием и навязчивостью, чув­ство такта и является одной из главных особен­ностей вежливого человека.
    Наверное, каждый из нас не раз замечал, что одни и те же действия при различных обстоятель­ствах, в различных условиях, по отношению к разным людям могут выглядеть и воспринимать­ся совершенно по-разному. То, что принимается и даже приветствуется в одном случае, вполне может стать предметом осуждения в другом. Но существуют общие правила хорошего воспита­ния, которые всегда и для всех случаев жизни остаются неизменными. Это, например, такие как доброжелательное отношение ко всем людям без исключения. Никогда нельзя заведомо состав­лять отрицательное мнение о человеке, думать, что в нем больше плохого, чем хорошего. Все люди разные — и мы тоже можем кому-то не по­нравиться с первого взгляда. Нельзя также отя­гощать окружающих собственными заботами, перекладывать на других часть своей работы — у них есть свои нужды, обязанности, дела, и об этом необходимо помнить постоянно. Поэтому не сле­дует также отбирать у человека много времени на общение, заранее не поинтересовавшись, не от­рываем ли мы его от важных дел или даже про­сто от отдыха. Оказываемую тебе помощь нужно принимать с благодарностью, но не требовать и не ожидать постоянных «благодеяний» от дру­гих. Плохим тоном считается выставление напо­каз своих достоинств. Как бы ты ни гордился сво­ими достижениями, талантами, знаниями, вне­шними данными и т. д., никогда не стоит хвас­таться ими перед окружающими. Если эти дос­тоинства настоящие, их обязательно заметят. А скромность и умение молчать о собственных зас­лугах умножит эти достоинства во много раз. Ведь недаром говорят, что скромность украшает человека. Именно поэтому не стоит часто расска­зывать о самом себе, о делах, событиях, проис­шествиях, которые важны только для тебя само­го, — ведь они могут быть неинтересны и неваж­ны для других. Если человек захочет, чтобы ты поделился с ним своей радостью или огорчения­ми, если он решит проявить участие к твоей судь­бе, то обязательно сам скажет об этом или даст понять каким-то другим способом. В противном случае нужно ограничиться разве что упомина­нием о том, что тебя волнует или что произошло в твоей жизни. И наоборот, никогда нельзя слиш­ком активно пытаться заставить другого челове­ка говорить о том, о чем ему рассказывать не хо­чется. Не каждый человек испытывает потреб­ность обсуждать свои личные дела с посторонни­ми — даже с лучшими друзьями. Об этом нужно помнить постоянно. Нельзя стараться все время давать советы окружающим — особенно в присут­ствии других людей. Если кому-то действитель­но важно твое мнение, он им поинтересуется.
    Если же ты считаешь, что твой совет принесет пользу, выскажи его ненавязчиво, один раз и на­едине. Потому что любое замечание, сказанное в кругу людей, может быть воспринято как упрек. Отказывать в просьбе другому — плохо. Но ведь в жизни каждого из нас бывают обстоятельства, когда мы по объективным причинам не можем дать согласие. В этих случаях отказ должен быть обязательно вежливым и сопровождаться ис­кренним объяснением причин. Этот список мож­но было бы продолжать довольно долго. Искус­ство этикета — целая наука, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственнос­тью.
    Конечно, многие из нас знакомы с элементар­ными правилами поведения в обществе. Но дале­ко не каждый умеет ими пользоваться — то ли от нежелания, то ли от неумения верно оценить си­туацию, то ли просто из-за собственного эгоизма. Ведь главное в искусстве общения с людьми — это внимание к ним, а многие из нас в первую очередь думают о самих себе. А потом обижают­ся и недоумевают, почему окружающие не хотят с ними общаться. Н. В. Шелгунов писал: «Мно­гие невежливы не потому, что они хотят быть та­кими, а потому, что не умеют лучше поступать; многие кажутся жестокими, сосредоточенными и гордыми, тогда как, в сущности, они только застенчивы». Конечно, застенчивость — не по­рок. Но по-настоящему ценятся в обществе люди открытые, готовые высказывать свои суждения, выслушивать других — общаться. Застенчивый человек стремится избежать неловких ситуаций, боится показаться не в лучшем свете, оказаться неправым. Можно сказать, что таким образом он старается оградить себя от мелких неудобств. А ведь Т. Джефферсон утверждал: «Вежливость — это привычка приносить в жертву мелкие удоб­ства». О том же писал и Р. Эмерсон: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований». Так что, если хочешь нравиться людям, нужно уметь преодолевать свою застенчивость и быть открытым в общении.
    Существует мнение, что вежливость — это только внешнее, показное. «Нет добра в твоей душе — обрети хотя бы добрый вид», — гласит индийская пословица. Но я не могу согласиться с этим. Мне кажется, что хорошим манерам не­возможно обучить злого, эгоистичного, грубого, тщеславного, высокомерного, завистливого чело­века. Все эти недостатки обязательно проявят себя, а фальшивая, изощренная любезность, не идущая от самого сердца, способна только оттол­кнуть от такого человека окружающих. Ведь хо­рошие манеры призваны украшать, подчерки­вать наши достоинства, а не прикрывать маской пристойности наши недостатки.
    «Правила поведения — это перевод доброде­тели на общедоступный язык», — утверждал Ф. Бэкон. «Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным язы­кам, потому что их в таком случае обычно не по­нимают». Поэтому учись хорошим манерам, что­бы окружающие поняли тебя, увидели и оцени­ли твои достоинства, почувствовали к тебе ис­креннюю симпатию!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *