Сочинение по литературе на тему ярославна героиня слова о полку игореве

9 вариантов

  1. Первая часть «плача» – разговор с ветром. У стихии легкие крылья и сильная мощь. Ветер носит стрелы, гонит корабли, сбивает с ног. Фольклорный мотив проходит через весь плач. Одинаковое начало, повтор при обращении, усиление образа, сравнения. Автор пишет как профессиональный литератор. Он владеет приемами психологического параллелизма, сопоставляя женщину с образами из произведений народного творчества. Переводы дают разных птиц: кукушка, чечетка, но они все одиноко кричат на ветру, кличут любимого. Женщина готова взлететь и оказаться рядом с мужем, чтобы разделить боль и муки плена. Она хочет обтереть «князю кровавые раны», смягчить «отвердевшее тело». Ярославна бросает укор ветру. Он помог половцам, оставил Игоря, развеял его войско, склонил их буйные головы. Настроение героини колышется как ковыль трава.
    Затем женщина просит помощи у реки. Красиво и напевно льются слезы, как в песнях о разлуках. Река может «прилелеять» мужчину к родному берегу. Глагол «лелеять» меняет свое основное значение. Ласкать меняется на «приближать». Днепр может сохранить «господина на дальней стороне». Он славный и родной. Зори помогают Ярославне, усмиряют ветра, успокаивают деревья и травы. Плач слышен далеко, он должен дойти до половецких земель, пронестись над русской землей.

    Сила горя и любви

  2. Ярославна — героиня «Слова о полку Игореве»

    Автор: Древнерусская литература
    «Слово о полку Игореве» — это начало всех начал русской культуры, это замечательный памятник древнерусской литературы. В нём наряду с изображением своевольных князей автор не забывает и о жёнах русских воинов. Ведь именно они помогают мужчинам во всех сложных ситуациях. Пусть они не обладали физической силой, но у них была сила духовная. Авдотья Рязаночка, святая Феврония — это по-настоящему прекрасные женщины, воспетые древнерусской литературой. Но Ярославна, пожалуй, самый сильный образ, в котором собраны все лучшие черты русских женщин.
    Ярославна — жена князя Игоря, преданная и верная женщина с героическим характером. Она горько плачет, искренне скорбит о гибели войска Игоря, о ранах мужа; жалеет о том, что не может быть с ним рядом и не может помочь ему. Ярославна обращается к ветру, Днепру и солнцу, словно к живым, обвиняя их в поражении дружины Игоря.
    Здесь видны языческие мотивы, связанные с обожествлением сил природы. Но мы замечаем и фольклорные истоки: олицетворение ветра, солнца было характерно для русских народных сказок. И это не случайно: Ярославна так близка к природе, так чувствует её, что надеется на помощь природных сил.
    Автор не жалеет выразительных средств для обрисовки образа Ярославны: он использует эпитет «молодая», чтобы показать силу совсем ещё неопытной юной женщины, на долю которой выпало непомерное страдание. Он сравнивает её с кукушкой, повторяя это трижды. Почему? Скорее всего, автор вторит голосу Ярославны.
    На первый взгляд может показаться, что плач Ярославны — это просто плач всех русских женщин, но мы видим результат его:
    И взыграло море. Сквозь туман
    Вихрь промчался к северу родному —
    Сам Господь из половецких стран
    Князю путь указывает к дому.
    Вот как русские женщины могли любить, страдать, глубоко чувствовать, помогать своим мужьям не только в битвах за родную землю, но и в стремлении найти себя, найти верный путь, обрести мудрость.
    Думается, что образ Ярославны — собирательный портрет всех русских женщин, вершинный образ в древнерусской литературе.

  3. Величайший памятник древнерусской литературы – “Слово о поку Игореве”. Произведение было написано во втором периоде древнерусской литературы. “Протёкшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стёрли красок. Интерес к “Слову о полку Игореве” не только не уменьшился, но становиться всё более и более широким, всё более глубоким. …Значение “Слова…” особенно велико для нас ещё и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты друвнерусской культуры, её самобытности и её народности” – писал Д.И. Лихачёв. “Золотое слово” позволяет сделать нам путешествие во времени. Заставляет сравнить прошлое и настоящее.
    Одна из героинь произведения – Ярославна. Она обычная русская женщина. Ярославна очень нежная, красивая. По произведению можно судить, что она настойчивая, так ка упорно просит природу ей помочь. В “Слове…” автор сравнивает её с кукушкой, наверно, потому что она сейчас одинока.
    У Ярославны есть муж Игорь, она всегда будет ему верна. Игорь Новгород-Сервский храбрый и неустрашимый начальник. Он уехал на великую битву, но, к сожлению, его взяли в плен. Переживания Ярославны расскрыаются в монологе-плаче. В этом плаче выражена скорбь тысяч женщин Руси. Любовь Ярославны и Игоря нарушилась ужасной войной. Героиня тоскует не толбко о любимом муже, но и печалится о его воинах.
    Во многих русских сказках герои просят о помощи у природных сил. Ярославна, отчаявшись, тоже обращается к речке, ветру, земле и солнцу.
    И взыграло море. Сквозь туман
    Вихрь промчался к северу родному –
    Сам Господь из половецких стран
    Князю путь указывает к дому.
    и на радость Ярославны её любимый муж сбегает из плена.
    В наше время очень много таких же женщин заботливых, любящих, верных свом мужьям. Ярославна – образец русской женщины. Я считаю, чем больше вооюще будет таких людей, тем будет лучше наш мир!
    Добавил: NastyChernydeva

  4. Женщина – символ любви, нежности, материнства и семейного очага. Мужчина – воин, защитник, добытчик. Как правило, именно эти противоположные, но дополняющие друг друга, черты воспевали авторы литературы во всех своих произведениях. Но некоторым мастерам слова удалось нарушить общепринятые каноны и воспеть в литературных шедеврах женщину, как надежную опору своего мужа, сильную и выносливую, мужественную русскую женщину. Именно такой героиней в “Слове ополку Игореве” выступает Ярославна – преданная жена князя Игоря.
    Образ Ярославны – олицетворение всех русских женщин того периода – вошел в историю письменности как классический образ отечественной литературы.
    Ярославна появляется лишь в одном небольшом эпизоде литературного произведения, однако отведена ей роль раскрывает лучшие проявления женщины во времена Древней Руси. Она любит своего мужа, верна ему и преданна, но ради любви готова пойти на риск, не жалея даже своей собственной жизни. Когда Ярославна узнает о разгроме Игорева войска и о взятии мужа в плен, ее охватывает отчаяние, она горько плачет и готова лететь к любимому, чтобы в последние минуты его жизни “обтирать князю кровавые раны”. Но вскоре княгиня упрекает природные стихии в том, что допустили подобное:
    О ветер, ты, ветер! К чему же так сильно веешь? На что же наносишь ты стрелы ханскиеСвоими легковейными крыльямиНа воинов лады моей?
    “Плачь Ярославны” – это олицетворение скорби всех жен полководцев, это их страдания, ожидания, нерушимая вера в победу. Героиня “Слова…” использует любые попытки, чтобы помочь мужу на расстоянии. Она взывает о помощи к реке и солнцу русской земли. И результат не заставляет себя ждать:
    И взыграло море. Сквозь туман Вихрь промчался к северу родному – Сам Господь из половецких стран Князю путь указывает к дому.
    Не смотря на то, что Ярославна в отчаянии, она хватается за последнюю надежду – природные силы. Ее тесная связь с природой выбрана автором не случайно, ведь и саму героиню он сравнивает с кукушкой. Этим сравнением автор передает читателям одиночество княгини, ее жалобный плач.

  5. План:
    1. Вступление. Система персонажей в «Слове».
    2. Единственный женский образ произведения – княгиня Ярославна.
    3. «Живая сила» образа.
    4. Обращение Ярославны к стихиям – самый лиричный эпизод в «Слове».
    5. Заключение. Образ Ярославны – воплощение истинно русского характера.
    «Слово о полку Игореве», датированное 12 веком, является одним из самых выдающихся произведений древнерусской литературы. Оно «наполнено» большим количеством героев. Почти все они, за одним-единственным исключением, мужчины, принадлежащие к высшим сословиям русского общества. И это совершенно неслучайно. Традиции того времени требовали от неизвестного автора воспевания ратной силы и могущества русского государства в лице князей и их войск.
    Но создатель «Слова» оказался очень смелым человеком – он дерзнул нарушить многие каноны, по которым создавались произведения данного жанра.
    Нововведения автора коснулись и персонажей «Слова». Так, в частности, вопреки всем правилам, в этом произведении появляется женский персонаж. Больше того, он играет важную роль в судьбе главного героя, в реализации идеи всего «Слова».
    Этим персонажем является жена князя Игоря – княгиня Ярославна. Героиня появляется лишь в одном эпизоде, ближе к концу произведения, но по своей значимости эпизод с ее участием занимает одно из центральных мест в «Слове», наряду с «золотым словом» Ярослава.
    Автор показывает нам свою героиню в горе и отчаянии – она узнала о разгроме войск Игоря, о плене ее мужа. Следуя языческим традициям, Ярославна обращается ко всем стихиям с мольбой о помощи. В ее словах мы чувствуем огромную любовь к мужу, силу ее переживаний.
    Автор показывает нам не запрограммированную схему, маску, а живого человека со всем многообразием и противоречивостью его чувств. Так, Ярославна в своем горе даже упрекает стихии – как они могли допустить плен Игоря, его поражение:
    О ветер, ты, ветер!
    К чему же так сильно веешь?
    На что же наносишь ты стрелы ханские
    Своими легковейными крыльями
    На воинов лады моей?
    Эпизод с участием Ярославны имеет четкую композицию – он делится на четыре части. Все они начинаются приблизительно одинаково, заостряя внимание на горе героини, силе ее любви к мужу: «Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, припеваючи», «Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, приговаривая» и т.д.
    Важно, что образ этой героини обрисован в фольклорных тонах, подчеркивая ее связь с родной землей, ее истинно русский характер. Так, Ярославна сравнивается с птицей – «на заре одинокой чечеткою кличет» (прием психологического параллелизма).
    В первой части эпизода показывается лишь огромное горе и отчаяние этой героини. Услышав страшную весть, она стремится к своему «ладе», хочет быть с ним рядом, переносить вместе все муки или поддержать его в последнюю минуту: «Оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его».
    Вторая часть – это обращение к ветру. Его Ярославна упрекает в том, что он не помог князю Игорю и, «как ковыль-траву», развеял веселие героини. Третья и четвертая же часть – это обращение княгини к реке и солнцу с просьбой о помощи.
    Почему именно к этим стихиям взывает Ярославна? Мне кажется, что для нее и для автора «Слова» Дон является олицетворением русской земли. А к кому еще обращаться человеку в трудную минуту, как ни к самому родному – отчизне? Поэтому Ярославна просит Дон: «Прилелей же ко мне ты ладу мою, Чтоб не слала к нему по утрам, по зорям слез я на море!»
    И последней инстанцией, самой сильной и могущественной, для героини является солнце. Но она и к нему обращается хоть с ласковым, но упреком:
    Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей,
    Что в безводной степи луки им сжало жаждой
    И заточило им тулы печалию?
    На мой взгляд, это говорит о степени горя героини. Она не побоялась даже солнца – самого почитаемого божества у славян – настолько сильна была ее любовь к мужу.
    Таким образом, Ярославна – один из важнейших образов в «Слове». Эта героиня является воплощением истинно русской женщины: верной, преданной, любящей, сильной, готовой пойти на все ради своего мужа. В ряду других образов «Слова» характер Ярославны помогает воплотить патриотическую идею автора, прославить русскую землю и ее народ, вызвать восхищение, гордость и почтение у читателей.

  6. План:
    1. Вступление. Система персонажей в «Слове».
    2. Единственный женский образ произведения — княгиня Ярославна.
    3. «Живая сила» образа.
    4. Обращение Ярославны к стихиям — самый лиричный эпизод в «Слове».
    5. Заключение. Образ Ярославны — воплощение истинно русского характера.
    «Слово о полку Игореве», датированное 12 веком, является одним из самых выдающихся произведений древнерусской литературы. Оно «наполнено» большим количеством героев. Почти все они, за одним-единственным исключением, мужчины, принадлежащие к высшим сословиям русского общества. И это совершенно неслучайно. Традиции того времени требовали от неизвестного автора воспевания ратной силы и могущества русского государства в лице князей и их войск.
    Но создатель «Слова» оказался очень смелым человеком — он дерзнул нарушить многие каноны, по которым создавались произведения данного жанра.
    Нововведения автора коснулись и персонажей «Слова». Так, в частности, вопреки всем правилам, в этом произведении появляется женский персонаж. Больше того, он играет важную роль в судьбе главного героя, в реализации идеи всего «Слова».
    Этим персонажем является жена князя Игоря — княгиня Ярославна. Героиня появляется лишь в одном эпизоде, ближе к концу произведения, но по своей значимости эпизод с ее участием занимает одно из центральных мест в «Слове», наряду с «золотым словом» Ярослава.
    Автор показывает нам свою героиню в горе и отчаянии — она узнала о разгроме войск Игоря, о плене ее мужа. Следуя языческим традициям, Ярославна обращается ко всем стихиям с мольбой о помощи. В ее словах мы чувствуем огромную любовь к мужу, силу ее переживаний.
    Автор показывает нам не запрограммированную схему, маску, а живого человека со всем многообразием и противоречивостью его чувств. Так, Ярославна в своем горе даже упрекает стихии – как они могли допустить плен Игоря, его поражение:
    О ветер, ты, ветер!
    К чему же так сильно веешь?
    На что же наносишь ты стрелы ханские
    Своими легковейными крыльями
    На воинов лады моей?
    Эпизод с участием Ярославны имеет четкую композицию — он делится на четыре части. Все они начинаются приблизительно одинаково, заостряя внимание на горе героини, силе ее любви к мужу: «Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, припеваючи», «Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, приговаривая» и т. д.
    Важно, что образ этой героини обрисован в фольклорных тонах, подчеркивая ее связь с родной землей, ее истинно русский характер. Так, Ярославна сравнивается с птицей — «на заре одинокой чечеткою кличет» (прием психологического параллелизма).
    В первой части эпизода показывается лишь огромное горе и отчаяние этой героини. Услышав страшную весть, она стремится к своему «ладе», хочет быть с ним рядом, переносить вместе все муки или поддержать его в последнюю минуту: «Оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его».
    Вторая часть — это обращение к ветру. Его Ярославна упрекает в том, что он не помог князю Игорю и, «как ковыль-траву», развеял веселие героини. Третья и четвертая же часть — это обращение княгини к реке и солнцу с просьбой о помощи.
    Почему именно к этим стихиям взывает Ярославна? Мне кажется, что для нее и для автора «Слова» Дон является олицетворением русской земли. А к кому еще обращаться человеку в трудную минуту, как ни к самому родному — отчизне? Поэтому Ярославна просит Дон: «Прилелей же ко мне ты ладу мою, Чтоб не слала к нему по утрам, по зорям слез я на море!»
    И последней инстанцией, самой сильной и могущественной, для героини является солнце. Но она и к нему обращается хоть с ласковым, но упреком:
    Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей,
    Что в безводной степи луки им сжало жаждой
    И заточило им тулы печалию?
    На мой взгляд, это говорит о степени горя героини. Она не побоялась даже солнца — самого почитаемого божества у славян — настолько сильна была ее любовь к мужу.
    Таким образом, Ярославна — один из важнейших образов в «Слове». Эта героиня является воплощением истинно русской женщины: верной, преданной, любящей, сильной, готовой пойти на все ради своего мужа. В ряду других образов «Слова» характер Ярославны помогает воплотить патриотическую идею автора, прославить русскую землю и ее народ, вызвать восхищение, гордость и почтение у читателей.

  7. “Слово о полку Игореве” – это начало всех начал русской культуры, это замечательный памятник древнерусской литературы. В нём наряду с изображением своевольных князей автор не забывает и о жёнах русских воинов. Ведь именно они помогают мужчинам во всех сложных ситуациях. Пусть они не обладали физической силой, но у них была сила духовная. Авдотья Рязаночка, святая Феврония – это по-настоящему прекрасные женщины, воспетые древнерусской литературой. Но Ярославна, пожалуй, самый сильный образ, в котором собраны все лучшие черты русских женщин.
    Ярославна – жена князя Игоря, преданная и верная женщина с героическим характером. Она горько плачет, искренне скорбит о гибели войска Игоря, о ранах мужа; жалеет о том, что не может быть с ним рядом и не может помочь ему. Ярославна обращается к ветру, Днепру и солнцу, словно к живым, обвиняя их в поражении дружины Игоря.
    Здесь видны языческие мотивы, связанные с обожествлением сил природы. Но мы замечаем и фольклорные истоки: олицетворение ветра, солнца было характерно для русских народных сказок. И это не случайно: Ярославна так близка к природе, так чувствует её, что надеется на помощь природных сил.
    Автор не жалеет выразительных средств для обрисовки образа Ярославны: он использует эпитет “молодая”, чтобы показать силу совсем ещё неопытной юной женщины, на долю которой выпало непомерное страдание. Он сравнивает её с кукушкой, повторяя это трижды. Почему? Скорее всего, автор вторит голосу Ярославны.
    На первый взгляд может показаться, что плач Ярославны – это просто плач всех русских женщин, но мы видим результат его:
    И взыграло море. Сквозь туман
    Вихрь промчался к северу родному –
    Сам Господь из половецких стран
    Князю путь указывает к дому.
    Вот как русские женщины могли любить, страдать, глубоко чувствовать, помогать своим мужьям не только в битвах за родную землю, но и в стремлении найти себя, найти верный путь, обрести мудрость.
    Думается, что образ Ярославны – собирательный портрет всех русских женщин, вершинный образ в древнерусской литературе.
    Добавил: MaSya01

  8. Величайший памятник древнерусской литературы – “Слово о поку Игореве”. Произведение было написано во втором периоде древнерусской литературы. “Протёкшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стёрли красок. Интерес к “Слову о полку Игореве” не только не уменьшился, но становиться всё более и более широким, всё более глубоким. …Значение “Слова…” особенно велико для нас ещё и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты друвнерусской культуры, её самобытности и её народности” – писал Д.И. Лихачёв. “Золотое слово” позволяет сделать нам путешествие во времени. Заставляет сравнить прошлое и настоящее.
    Одна из героинь произведения – Ярославна. Она обычная русская женщина. Ярославна очень нежная, красивая. По произведению можно судить, что она настойчивая, так ка упорно просит природу ей помочь. В “Слове…” автор сравнивает её с кукушкой, наверно, потому что она сейчас одинока.
    У Ярославны есть муж Игорь, она всегда будет ему верна. Игорь Новгород-Сервский храбрый и неустрашимый начальник. Он уехал на великую битву, но, к сожлению, его взяли в плен. Переживания Ярославны расскрыаются в монологе-плаче. В этом плаче выражена скорбь тысяч женщин Руси. Любовь Ярославны и Игоря нарушилась ужасной войной. Героиня тоскует не толбко о любимом муже, но и печалится о его воинах.
    Во многих русских сказках герои просят о помощи у природных сил. Ярославна, отчаявшись, тоже обращается к речке, ветру, земле и солнцу.
    И взыграло море. Сквозь туман
    Вихрь промчался к северу родному –
    Сам Господь из половецких стран
    Князю путь указывает к дому.
    и на радость Ярославны её любимый муж сбегает из плена.
    В наше время очень много таких же женщин заботливых, любящих, верных свом мужьям. Ярославна – образец русской женщины. Я считаю, чем больше вооюще будет таких людей, тем будет лучше наш мир!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *