Сочинение на тему может ли внимательность к людям спасти жизнь

6 вариантов

  1. В художественной литературе тема равнодушия тоже находит свое отражение. Так, Е. Замятин в романе «Мы» показывает нам определенную модель жизни, а также последствия молчаливого согласия как отдельных индивидуумов, так и всего общества в целом. Перед глазами читателя возникает ужасающая картина: тоталитарное государство, в котором люди лишены не только индивидуальности, своего собственного мнения, но и морали.  Но если попытаться понять причины происходящего, то приходишь к выводу: каждое общество получает такого лидера, которого оно заслуживает, и жители Единого Государства сами позволяют кровожадному диктатору управлять собой. Они сами вступают в «стройные ряды» роботоподобных, на своих ногах отправляются на операцию по «удалению фантазии», чем лишают себя возможности полноценно жить.
    Однако нашлись единицы, способные сказать этому строю «нет». Например, главная героиня романа I-33, понимающая абсурдность этого мира. Она создала коалицию сопротивления, потому что твердо знала, что никто не вправе лишать человека свободы. Она могла бы жить, погружённая в комфортное лицемерие, но выбрала протест. На ее плечи легла большая ответственность не только за себя, но и за многих людей, которые не понимали ужаса, происходящего в государстве.
    Точно так же поступил и Д-503. Этот герой был обласкан властью, занимал высокий пост, жил в спокойном равнодушно-механическом состоянии. Но встреча с I изменила его жизнь. Он понял, что запрет на чувства аморален по своей природе. Никто не смеет отнимать у человека то, что ему даровано жизнью. После того как он испытал любовь, он больше не смог остаться равнодушным. Его борьба не принесла результата, поскольку государство лишило его души, уничтожив способность чувствовать, но его “пробуждение” нельзя назвать напрасным. Потому что мир способен меняться к лучшему только благодаря смелым и неравнодушным.

  2. 08.09.2017
    Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – равнодушие и отзывчивость.
    Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
    Какого человека можно назвать «равнодушным»?
    Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
    Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?
    Чем опасно равнодушие?
    Может ли отзывчивость принести разочарование?
    Что значит быть отзывчивым?
    Может ли равнодушие ранить человека?
    Нужно ли учиться сочувствию?
    Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
    Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
    Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
    Всегда ли нужно быть отзывчивым?
    К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
    Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
    Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»?
    Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
    Можно ли научиться отзывчивости?
    Когда отзывчивость может навредить?
    Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
    Как привить чувство сотрадания детям?
    Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
    Что значит “быть бескорыстным” человеком?
    Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?
    Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?
    Важно ли уметь прощать?
    Сочувствие и доброта – это синонимы?
    Нужно ли бороться с несправедливостью?
    Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?
    Что можно привести  к равнодушию?
    Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
    Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
    Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
    Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»
    Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»
    Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
    Чем опасно равнодушие к своей стране?
    Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
    Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
    Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?
    Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака
    Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но
    только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
    Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?
    Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?
    Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
    Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
    Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
    По материалам сайта http://rustutors.ru

    Дополнительные ссылки:

    Аргументы “Равнодушие и отзывчивость”
    Понятия и определения для “Равнодушие и отзывчивость”
    Как раскрыть тему “Равнодушие и отзывчивость”
    Список литературы для направления “Равнодушие и отзывчивость”
    Цитаты для направления “Равнодушие и отзывчивость”

  3. Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Равнодушие и отзывчивость».
    Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
    Какого человека можно назвать «равнодушным»?
    Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
    Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»? Чем опасно равнодушие? Может ли отзывчивость принести разочарование?
    Что значит быть отзывчивым? Может ли равнодушие ранить человека?
    Нужно ли учиться сочувствию? Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
    Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
    Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
    Всегда ли нужно быть отзывчивым? К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе? Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
    Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»?
    Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
    Можно ли научиться отзывчивости? Когда отзывчивость может навредить?
    Может ли внимательность к людям спасти жизнь?
    Как привить чувство сострадания детям?
    Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?
    Что значит “быть бескорыстным” человеком?
    Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?
    Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?
    Важно ли уметь прощать?
    Сочувствие и доброта – это синонимы?
    Нужно ли бороться с несправедливостью?
    Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека? Что можно привести к равнодушию?
    Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
    Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души,
    преждевременная смерть». Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
    Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.» Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди» Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?
    Чем опасно равнодушие к своей стране? Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
    Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
    Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?
    Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака
    Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
    Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?
    Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, являются высшим проявлением человечности? Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
    Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
    Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
    Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. “Равнодушие и отзывчивость”.
    А.Н. Островский «Гроза»
    В.К. Железников «Чучело»
    А.П. Чехов «Вишневый сад»,«Палата № 6», «Дама с собачкой»
    Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
    М.А.Шолохов «Судьба человека»
    Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
    К. Г. Паустовский «Телеграмма»
    А.В. Вампилов «Старший сын»
    А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
    Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    И.А. Гончаров «Обломов»
    Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
    М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»
    О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
    Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»
    В. Гюго «Отверженные»
    Х. Ли «Убить пересмешника»
    В. Г. Короленко «Дети подземелья»
    В. Закруткин «Матерь человеческая»
    Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
    Э. М. Ремарк «Возлюби ближнего своего»
    Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», «Война и мир»
    С. Коллинз «Голодные игры»
    Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    Ф.М. Достоевский «Идиот»
    Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «И грянет гром», «Все лето в один день»
    М. Гелприн «Свеча горела столе»
    А.П. Платонов «Юшка»
    Б. Фредерик «Приказ есть приказ»
    В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
    А.И. Куприн «Изумруд»
    Примерные темы итогового сочинения 2017-2018. Направление «Равнодушие и отзывчивость». Список литературы. Аргументы.
    Равнодушие и отзывчивость Комментарий ФИПИ: «Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности».
    Как мы знаем, конфликты делятся на два типа: внутренние и внешние.
    В данном направлении рассматривается один из главных конфликтов человечества – это конфликт человека и общества.
    В рамках данного направления мы поговорим о равнодушии и отзывчивости с нескольких позиций.
    1. Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям (близким, друзьям, чужим людям и нуждающимся в помощи, тем кому повезло меньше). Эта группа тесно связана с понятиями «помощь», «взаимовыручка» и эгоизм. Здесь можно рассмотреть равнодушие к бедам и к чужой радости. Можно сопоставить, противопоставить или сравнить героев (эгоистов и филантропов, например). Также можно рассмотреть равнодушие в любви
    2. Равнодушие и отзывчивость по отношению к миру природы.
    3. Равнодушие и «отзывчивость души» к миру искусства и красоты.
    4. Равнодушие и отзывчивость как две крайности человеческой личности.
    Если крайность равнодушия – это беспросветный эгоизм, то крайность отзывчивости – фанатизм. Человек, склонный помогать всем, не задумываясь о себе, часто оказывается в положении, когда просящий «садится на шею».
    Таких примеров в литературе можно найти огромное количество (Например, «Размазня» А.П. Чехова).
    Равнодушие – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безразличие, покой, холодность, безучастность, невозмутимость по отношению к каким-либо людям, действиям, событиям.
    Равнодушный человек спокойный, бесстрастный, у него нет страстей и желаний вносить изменения в эти отношения.
    Равнодушие – очень большой порок, основа многих преступлений, проступков, других пороков, а главное – это фактор, стимулирующий рождение пороков у окружающих людей.
    Когда-то в церковно-славянском языке это слово имело другой смысл – смысл единодушия, т.е. одинакового состояния души людей.
    Синонимы: безразличие, безучастие, безучастность, индифферентность, индифферентизм; малочувствительность, бесстрастность, наплевательское отношение, хладнодушие, пофигизм, деревянность, холодность, вседолампочество, вялость, холодок, бесчувствие, дофенизм, апофигей, апофегей, холод, хладнокровие, безразличность, прохладность, бесчувственность, бесстрастие, нечувствительность, апатия, апатичность, флегматичность
    Отзывчивость – положительное духовно -нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость.
    Отзывчивость основывается на хорошо развитой эмпатийности, эмоциональной реактивности, чувствительности к поведению других, альтруизм, беззащитности, исполнительности и ответственности. Присутствие в окружении отзывчивых людей вселяет во многих уверенность в прочности жизни, в господстве добра. Вместе с тем, чрезмерная отзывчивость и забота о других, да еще высоко оцениваемые окружающими, может вызвать у покровителя чувство снисходительности к своим подопечным, навязчивость покровительства. У тех же, о ком пекутся, о ком заботятся, может родиться иждивенчество от чрезмерной доброты людей *Определения взяты из словаря Безруковой В.С. «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)», 2000 г.
    Синонимы: мягкость, мягкосердечие, сердечность, сочувственность, доброта, мягкосердечность, сочувствие, добродушие, участливость, добросердечие, добросердечность, сострадательность, внимание, внимательность, участие, чувствительность, душевность, благодушие, чуткость, человечность.
    Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению “Равнодушие и отзывчивость”.
    Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)
    Сочувствие — это равнодушие в превосходной степени. (Дон-Аминадо)
    Как тягостно равнодушие к самому себе! (А.В. Суворов)
    Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо)
    Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький)
    Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А.П. Чехов)
    Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинакого безразличны. (О. Уайльд)
    Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. (Х. Мураками)
    Там, где умеренность — ошибка, там равнодушие — преступление. (Г. Лихтенберг)
    Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)
    Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)
    Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
    Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. (Ги де Мопассан)
    Холодность — следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. (Ч. Лэм)
    Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак». (Э. Золя) Терпимость неизбежно ведет к равнодушию. (Д. Дидро)
    Подростки, конечно, существа эмоционально нежные и в высшей степени ранимые, однако с сочувствием у них не очень. Это приходит позже, если вообще приходит. (С. Кинг)
    Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. (К. А. Гельвеций)
    Легко скрывать ненависть, трудно — любовь, а всего труднее — равнодушие. (К.Л. Бёрне)
    Равнодушие — тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль)
    Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу)
    Эгоизм — это первопричина рака души. (В. А. Сухомлинский) Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи. (Л.Н. Толстой)
    Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)
    Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)
    Спокойствие — сильней эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшней войны. (М. Лютер)
    В пути нужен спутник, в жизни — сочувствие. (пословица) Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости… (Э. Золя)
    Встать на путь диалога — гораздо более эффективно и разумно, чем пытаться доказывать, каким эгоистичным или отзывчивым может быть каждый. (Х. Букай)
    Отзывчивость ближних — это зачастую лучший психолог или психиатр. (Л. Виилма)
    Жизнь многому учит, но только не такту, не отзывчивости, не умению помочь человеку в трудную минуту. (И. Шоу)
    Больше всего в женщинах ценю застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное чувство стыда и сочувствие окружающим. (Ф. А. Искандер)
    Коль горе чужое тебя не заставит страдать, Возможно ль тебя человеком тогда называть? (Саади)
    Чем более живешь, тем более убеждаешься в том, что возбудить к себе сочувствие — есть редкость и счастье — и что должно этим счастьем дорожить. (И.С. Тургенев)
    Кто обрел способность искренне сочувствовать людскому горю, хотя бы в одном-единственном случае, тот, получив чудодейственный урок, научился понимать всякое несчастье, как бы на первый взгляд странно или безрассудно оно ни проявлялось. (С. Цвейг)
    Настоящая помощь всегда приходит от того, кто сильнее тебя и кого ты уважаешь. И сочувствие таких людей особенно действенно… (Ф. С. Фицджеральд)
    Одного сочувствия недостаточно. Поступки говорят громче слов. (Н. Вуйчич)
    Чрезмерное сочувствие часто становится преградой. Сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи. (индийская пословица) Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! (Ф. М. Достоевский)
    Не сочувствуй слишком людям, которые несчастны. Если кто-то несчастен, помоги, но не сочувствуй. Не внушай ему идею, что страдание — это что-то стоящее. (Ошо)
    Она сказала в том смысле, что, когда умирает любимое животное, человек остаётся один со своим горем, никто сильно не сочувствует. Когда умирает близкий человек, тогда все понимают, и кто искренне, кто формально, а кто за компанию, но все понимают и сочувствуют. А вот умер кот, говорила она, и одиночество страшно обнажилось. (Е.В. Гришковец) Источник.
    Анализ произведений

  4. 1. Со­чи­не­ние со­от­вет­ству­ет те­ме, но не все те­зи­сы и ар­гу­мен­ты со­от­вет­ству­ют пред­ло­жен­ной про­бле­ме.
    2. При­сут­ству­ют ар­гу­мен­ты из ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний. Пер­вое про­из­ве­де­ние (ро­ман Ф.М.До­сто­ев­ско­го “Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние”) про­ана­ли­зи­ро­ван в со­от­вет­ствии с те­мой (хо­тя и весь­ма по­верх­ност­но), вто­рое про­из­ве­де­ние (рас­сказ А.П.Пла­то­но­ва Юш­ка”) про­ана­ли­зи­ро­ва­но без уче­та за­дан­ной про­бле­ма­ти­ки. Необ­хо­ди­мо бы­ло го­во­рить не столь­ко о ви­нов­но­сти лю­дей, об­ре­ка­ю­щих Юш­ку на ги­бель, сколь­ко о воз­мож­но­сти его спа­се­ния в слу­чае про­яв­ле­ния нерав­но­ду­шия, то­гда бы ана­лиз тек­ста мог со­от­вет­ство­вать те­ме.
    3. В со­чи­не­нии до­пу­ще­ны 3 ло­ги­че­ские ошиб­ки. Сле­ду­ет бо­лее чет­ко про­ду­мы­вать ком­по­зи­цию рас­суж­де­ний и бо­лее точ­но под­би­рать ар­гу­мен­ты.
    4. Ка­че­ство ре­чи хо­ро­шее. До­пу­ще­но 2 ре­че­вые ошиб­ки. В це­лом фор­му­ли­ров­ки – точ­ные, ис­поль­зу­ет­ся раз­но­об­раз­ная лек­си­ка и раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские кон­струк­ции, нет ре­че­вых штам­пов.
    5. Гра­мот­ность хо­ро­шая. До­пу­ще­но 2 пунк­ту­а­ци­он­ные и 1 грам­ма­ти­че­ская ошиб­ки. Ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок нет.

  5. В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» тоже прослеживается гибельный путь равнодушной души. Николай Иванович мечтал об усадьбе с крыжовником. Мечта сбылась: он купил усадьбу, засадил ее крыжовником. Николай Иванович зажил в своей идиллии. Остановившись в мечтах на крыжовнике, этот человек становится равнодушным, душа его гибнет.
    Поражена вирусом равнодушия и душа Онегина («Евгений Онегин» А.С. Пушкина). Растратив себя на пустую светскую жизнь, он заскучал, бывшие увлечения уже не пробуждают его интереса, его хандра вызвана равнодушием. Попытки чем-то заняться, чтобы выйти из этого состояния не увенчались успехом из-за отвращения к труду.
    В состоянии равнодушия пребывают и герои пьесы Горького «На дне». Они равнодушны друг к другу, к миру. Из равнодушия они даже не пытаются выбраться из ночлежки. Конечно, они хотели бы жить лучше, но внутренняя опустошенность их отменяет какие-либо усилия изменить ситуацию.
    Итак, равнодушие порождает безразличие человека к чужим проблемам, ведет к апатии, уничтожает интерес к жизни. Равнодушие не различает добро и зло и может послужить источником ужасного поступка. Оно, действительно, разъедает душу. Максим Горький призывал людей не быть равнодушными, говорил о смертоносности равнодушия для души.

  6. 6
    Текст добавил: ^^Ти Кто ))я тебя и НЕ ЗВАЛ

    Похожий пример — Матрёна из рассказа А. Солженицина «Матренин двор». Мало заботясь о себе, Матрена с сердечной готовностью спешит на помощь ближнему. Она не требует благодарности, просто стремится облегчить жизнь односельчанам и по-другому жить не может. Матрена — тот праведник, без которого не стоит село. И смерть настигает ее на добром деле — помощи в перетаскивании части дома через железнодорожные пути. Погибшая Матрена, почти ни у кого из знавших ее, не вызывает настоящей скорби. Только приемная дочь Кира и автор рассказа горюют без притворства. Прочих, в том числе и того, кому она помогала, беспокоит больше оставшееся имущество Матрены. Позднее автор открывает, что односельчане презирали Матрену за непрактичность, неумение обзаводиться хозяйством и не ценили доброго ее сердца и бескорыстного стремления помогать им.
    Конечно, обывательская философия в подобных случаях подводит итог: не делай добра, не получишь зла. И вообще, дескать, добро надо делать только тем, кто умеет его ценить, быть благодарным. Однако благородная натура отзывчивого человека не ищет благодарности. Пусть его не ценят здесь, на земле, закосневшие в животном эгоизме люди, но выше — чистота помыслов и бескорыстие поступка не останутся незамеченными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *