Сочинение на тему можно ли назвать катерину лучом света в темном царстве

10 вариантов

  1. Образ Катерины воплощает в драме мотив простора, ведь в мечтах девушка летает, как птица. Она предчувствует свою смерть с самого начала. Вероятно, это связано с тем, что Катя не создана для жизни в «темном царстве», хоть она и происходит из той же среды, что и Тихон, Кабаниха и остальные. Одним из самых трогательных монологов является рассказ девушки о жизни до замужества, в котором она говорит, что жила, ни о чем не тужила, точно птица на воле.
    Теперь же ее жизнь состоит из религии и домашней работы, на которых строятся патриархальные устои. Но, если разобраться, Катерина вынуждена жить в мире, построенном на принуждении и насилии. На фоне этого в героине зарождается новое, еще непонятное ей самой, чувство – чувство личности. В Кате возникает любовь, идущая вразрез того общества, в котором ей приходится жить. Это чувство в силу своей религиозности героиня воспринимает как страшный грех. Для замужней Катерины любовь к Борису стала нарушением нравственного долга. Она же хотела быть правильной и безупречной.
    Девушка изо всех сил старается противостоять любви к другому мужчине, воспринимая ее как полет в пропасть. Но все подталкивает ее туда: Тихон уезжает, Варвара дает Кате ключ от калитки. Героиней овладевает сознание греха. Иного исхода своим мукам, кроме смерти, девушка не видит. К самоубийству ее толкает отсутствие надежды на прощение. Катерина считает, что она все равно уже погубила свою душу. Ее гибель неизбежна, как бы ни повели себя окружающие.
    Парадоксально, но смерть Катерины становится ее победой над «темным царством», в результате которой появляется «луч света».

  2. Катерина – луч света в темном царстве – сочинение.
    План
    1. Драма А.Островского «Гроза». Актуальность конфликта.
    2. Катерина Кабанова – главная героиня пьесы:
    а) отношения с Кабанихой;
    б) отношения с Тихоном;
    в) отношения с Борисом.
    3. «Отчего люди не летают…»
    А.Островский в своей пьесе «Гроза» представил социально-бытовую драму XIX века на примере семейства Кабановых. Автор предлагает читателю острый конфликт двух «миров». Старый мир представлен суровыми устоями дома Кабановых. Его обитатели воспитаны «Домостроем». А новый мир – чистой и честной Катериной, которая не смогла смириться с «кабановскими» правилами. Много критики и замечаний выдержала драма А.Н.Островского. Но она изменила в корне отношение литературы к драматическому произведению.
    Один из критиков того времени – Николай Добролюбов – написал по пьесе «Гроза» статью «Луч света в темном царстве». В ней он описывает характер Катерины и нарекает ее «лучом света», борющимся с «темными силами». Катерина – честная девушка. Она скромна, чиста и религиозна. В «темном царстве» Кабановых ей душно. Все в этом доме держится на лжи, об этом говорит и сама Кабаниха.
    Свекровь донимает Катерину, не дает ей проходу. Она учит ее, как нужно вести себя в мужнином доме. Кабанова очень властная женщина. Все в доме ей подчиняются – и муж, и сын, и дочь, и невестка. Она держит под контролем все, что происходит в семье. Тиранство – ее главная черта. Катерина не перечит свекрови, живет в послушании, но Кабаниха постоянно ее обижает. Тихон тоже живет под гнетом. Он уезжает из дома с удовольствием, чтобы только не видеть и не слышать собственной матери.
    Тихон оставляет Катерину одну, не думая о том, каково ей будет в доме свекрови-тирана. Молчаливый, послушный, равнодушный Тихон не спасает жену от грубости матери. Это приводит Катерину к полному безверию в семейную жизнь.
    Борис – единственная надежда Катерины. Он отличается от других жителей Калинина. Но тоже находится в зависимости родственника Кабановых – Дикого. Богатство и состоянии привлекают его больше. Испытывая искренние чувства любви, Катерина в отсутствие мужа проводит время с Борисом. Она почти счастлива. Но надежды не оправдались – Борис уезжает и не зовет Катерину с собой. Что делать бедной девушке, когда рядом не оказывается ни опоры, ни поддержки? Ни одной родной души? Катерина решается на очень серьезный шаг – самоубийство. Был ли у неё другой выход из сложившейся ситуации? После того как Катерина признается мужу и Кабанихе в с своем грехе, жизнь становится невыносимой. Осознавая все больше свой тяжкий «проступок», Катерина выбирает «не жизнь» жизни в неволе. Казалось бы, религиозность героини не позволяет поступать именно так. Но что является большим грехом? Жизнь в душном, несправедливом мире или все-таки смерть?
    Гибель Катерины – это вызов «темному царству», не способному дать человеку любовь и надежду. Вызов миру, не умеющему мечтать. Монолог героини «Отчего люди не летают так, как птицы?..» раскрывает ее душу. Катерина мечтает быть свободной. Она с радостью вспоминает свои годы до замужества. И там – в том девичьем мире – ей было хорошо. В доме же Кабановых девушка погибает. Она не смиряется с грубостью и нечестностью, она не становится Кабановой. Она находит покой в церкви. Она остается «лучом света в темном царстве». Смерть Катерины – это победа над темными силами, которые не смогли сломить чистой души.

  3. 3
    Текст добавил: Анастасия Теут

    Катерина — главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза». Н. А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.
    С образом Катерины в драме связан мотив простора. Она мечтает о том, чтобы летать, как птицы. С самого начала драма она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не создана для жизни в «темном царстве». Но ведь она родилась и росла в той же среде, что и Кабаниха, Тихон, Дикой и другие.
    Рассказ Катерины о жизни до замужества — один из самых трогательных монологов. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле … что хочу, бывало, то и делаю».
    Всю ее настоящую жизнь составляют — домашняя работа и религия, но все это является душой патриархального мироощущения. В реальности же она живет в другом мире, который держится на насилии, принуждении. Даже когда Варвара выслушала рассказ Катерины, сказала: «Да, ведь у нас тоже самое». А Катерина ответила ей, что «здесь все как будто из-под неволи».
    В Катерине рождается новое чувство, еще не ясное ей самой: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю». Это чувство — чувство личности. В Катерине растет любовь, не укладывающаяся в рамки того общества. Ту любовь, которая просыпается в Катерине, она сама. В силу своей религиозности, воспринимает как странный грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, нарушение нравственного долга. Она хочет быть чистой и безупречной.
    Когда она осознает свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять. Она признается Варваре: «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». И действительно, вокруг нее все рушится: уезжает Тихон — опора в любви, Варвара дает ей ключ от калитки. В разговоре с Борисом Варвара говорит: «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!». Эти слова можно считать предвестием гибели. Сознание греха полностью овладевает героиней.
    Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство. Катерина говорит: «Все равно уж душу свою погубила». Гибель Катерины неотвратима, как бы ни повели себя окружающие ее люди. Смерть Катерины — ее победа, результатом которой стало появление «луча» в «темном царстве».

  4. А. Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания. А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно. Не долго будет он покорен.
    “Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” — спрашивал Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.
    Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. И в пьесе гроза не только явление природы, но и яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.
    В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других жителей этого царства?
    В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.
    Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства свекрови.
    В доме Катерины всегда было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Но Катерина в религии — “поэт” (по выражению горьковского героя). Она наделена ярким воображением, она мечтательна и эмоциональна. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, то видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминающая народные сказания и песни.
    Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому во время грозы, услышав проклятья полоумной барыни, она стала молиться. Когда же она увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.
    Ее религиозность даже как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая родных Кабаниха вообще не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим себе загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, не способным оценить истинную любовь, Катерина становится особенно привлекательной. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу!” Любовь к Борису — это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против их основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздвоена внутренним сознанием своего “греха”.
    Гибель такой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непрощаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда”. А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
    Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла даже таких людей, как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены.
    Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.

  5. Пьеса «Гроза» является свидетельством того, что А. Н. Островский в своем творчестве затронул важные проблемы, касающиеся купечества. Он отказался от идеализации купцов и их патриархального быта. И конфликт в пьесе строится именно на том, что главная героиня «Грозы» — Катерина — попыталась жить в соответствии с запросами души, не подчиняясь мертвым традициям купеческого общества.
    Н. А. Добролюбов утверждал: «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского”. Решительность, о которой писал критик, проявилась, как мне кажется, в том, что драматург закончил свою пьесу трагически — смертью героини. Сам Островский назвал свою пьесу драмой, хотя современниками она воспринималась как трагедия. И это, конечно, оправдано. В пьесе показана трагическая судьба женщины — Катерины Кабановой, восставшей против уклада калиновской жизни. Все существование Калинова основывается на бездуховности, невежестве, самодурстве и дикости нравов. И в этом темном мире «лучом света» являются христианская мораль и человечность Катерины.
    Важное место в пьесе занимает противостояние Катерины и Кабанихи. Эти героини являются полными противоположностями друг другу. Они представляют в пьесе две совершенно разные нравственные позиции, два разных состояния человеческой природы. Первая же сцена с их участием показывает, что обе эти женщины наделены сильным характером. Каждая из них следует своим жизненным и нравственным принципам. Кабаниха крепко связана с бытом, поглощена заботами о детях, о доме, о торговле. Катерина, окруженная бытом, живет как бы вне его — в воспоминаниях о детстве, родном доме, в сновидениях, в мечтах о загробной жизни, которая кажется ей прекрасной и поэтичной.
    Марфа Игнатьевна прочно стоит на земле. Она крепко держится за домостроевский порядок жизни, что особенно проявляется в сцене прощания с Тихоном. Катерина мечтает стать вольной птицей. Для нее главное не форма, не внешнее проявление, а внутреннее, и, прежде всего, нравственное содержание. «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю…» — так отвечает она на упреки Кабановой в 5-ом явлении I акта.
    Интересно, что в «Грозе» — драме по жанру — присутствует также трагическое и комическое. Это два полюса авторского отношения самого Островского к патриархальному миру. Катерина — единственный человек, над которым автор не насмехается, кто не изображен в комическом свете.
    Кабаниха осознает, что старый патриархальный мир рушится, она ощущает себя последним оплотом правильного миропорядка. Резкое противостояние Катерины и Кабановой в драме — столкновение двух исторических эпох.
    Катерине тесно и тяжело в атмосфере кабановского дома. Гордую и волевую, ее выдали замуж за доброго, но безвольного Тихона, который не сумел стать для нее опорой. Натура одухотворенная, мечтательная, героиня попала в атмосферу ханжества, домостроевских традиций. Мировосприятие Катерины делает ее чужой не только в доме Кабановой, но и вообще в мире Калинова, в котором ей приходится жить.
    Образ Катерины, на мой взгляд, — это воплощение русского национального характера. Неслучайно облик героини обрисован бытовыми красками, овеян бытовым колоритом старой русской жизни. Но такое изображение Катерины отличается от бытовых красок, которыми Островский рисует нелепых и пошлых купцов. Различие состоит в том, что через бытовые краски раскрывается положительный характер Катерины, воплощающий собой замечательные национальные черты.
    Это ведет к пониманию духовной драмы героини «Грозы». В пьесе раскрыто мировоззрение Катерины, ее жизненные ценности, ее религиозные взгляды. Вообще, христианство является основой жизни героини, это ее стержень и опора, многое объясняющее в характере Катерины.
    Н. А. Добролюбов писал: «”Гроза»…представляет нам идиллию «темного царства». И далее, несколько страниц спустя, в своей замечательной статье «Луч света в темном царстве» критик продолжает: «В „Грозе“ есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это „что-то“ и есть, по нашему мнению, фон пьесы… обнаруживающий шаткий и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».
    И если кабановский мир символизирует собой сущность русского общества, то Катерина — символ новой жизни, светлого начала. Прекрасный образ Катерины, трагедия этой женщины, ее жизнь и гибель оправдывают справедливость слов великого критика Н. А. Добролюбова: Катерина — «луч света в темном царстве».

  6. А. Н. Островский оказал огромное влияние на развитие русского драматического искусства. До него таких пьес, как «Гроза», в русском театре не было, По жанру «Гроза» — это народная трагедия, в основе которой лежит сложный социально-бытовой конфликт. Душевная драма Катерины, разыгравшаяся в быту, в семье, накладывает отпечаток на жизнь всего народа. Ведь обстановка, в которой живут герои пьесы, чрезвычайно трагическая: бедность, грубость нравов, невежество, произвол, то есть то, что определяется словом «неволя».
    В центре драмы «Гроза» образ Катерины. Ей отано авторское и зрительское сочувствие. Островский связывал с образом главной героини мысль о том, что стремление к свободе и счастью естественно и неодолимо, какие бы препятствия ни ставила жизнь, Высокие нравственные идеалы во все времена имели особое значение.
    В пьесе «Гроза» Островский показал борьбу старого купеческого поколения, воспитанного на «Домострое», и новых, молодых людей, начинающих освобождаться от устаревших представлений о жизни.
    Катерина — главная героини пьесы — единственная решилась бросить вызов «темному царству», тогда как другие представители молодого поколения стараются к нему приспособиться. Тихон, муж Катерины, ищет спасения от матери в вине. Варвара стала хитрой и научилась скрывать от Кабанихи свои выодки. Борис не способен ничего сделать (да и не хоет), так как находится в материальной зависимости от Дикого. Только Кудряш, самый независимый из всех, может иногда сказать грубое слово Дикому, но и он сживается с калиновскими нравами.
    Катерина же совсем другая. И причина ее особенного поведения прежде всего связана с воспитанием. В детстве она росла, окруженная заботой и лаской матеи, которая любила свою дочь и не заставляла ее мноо работать. «Я жила, — рассказывает Катерина Варваре, — ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерина искренне верит в Бога, а посещение церкви для нее — праздник. Стремление к прекрасному для главной героини выражается в молитвах и церковном пении, Прогулки летом на ключ за водой, уход за цветами, вышивание по бархату — вот любимые занятия Катерины, которые развили в ней большую впечатлительность и мечтательность, сформировали светлую поэтическую натуру главной героини.
    У Кабановых внешне жизнь ничем не отличается от той, которую вела Катерина в доме матери, но здесь все «как будто из-под неволи». Кабаниха тоже привечает странниц, но они разносят слухи и сплетни и рассказывают невероятные истории, и их нельзя назвать действительно богомольными людьми.
    Катерина попала в душную атмосферу семейного рабства. Она принуждена на каждом шагу испытыать свою зависимость от свекрови, переносить от нее незаслуженные упреки и оскорбления, не находя подержки и защиты со стороны мужа. Катерина ищет взаимопонимания у Варвары, расказывает ей о своих переживаниях, но она не способна понять ее тонкие душевные движения. «Ты какая-то мудреная!» — говорит она Катерине.
    В поисках человека, которому можно открыть душу, довериться, Катерина обращает внимание на Бориса. Он отличается от жителей Калинова неплохим образованием и хорошими манерами, и Катерина видит в нем надежду на лучшую жизнь. Понимая, что измена — большой грех, она сначала скрывает любовь даже от самой себя, но чувство оказывается сильнее рассудка, и Катерина все же решается на встречу с возюбленным. Десять дней продолжаются свидания, десять дней Катерина почти счастлива. Однако ее терзает мысль о божьей каре за грехи, о «геенне огненной». Когда же возвращается муж, ей становится еще хуже, так как он одним своим видом напоминает ей о совершенном грехе. Полностью разрушает шаткое равновесие в душе Катерины полусумасшедшая барыня, которая пророчит ей скорую смерть в адских муках.
    Катерина не может хранить страшную тайну в себе, так как совесть мучает ее, все ее внутреннее естество восстает против неправды. Она все рассказывает Тихону, а главное — Кабанихе.
    После этого жизнь Катерины становится и вовсе невыносимой. Свекровь «точит ее, как ржа железо». И Катерина решается на отчаянный поступок: она убегает из дома, чтобы проститься с Борисом, которого Дикой отсылает из города. Это был очень решительный поступок, так как Катерина понимает, что после этого домой ей будет вернуться нельзя. Да она и не хочет возвращаться: «Уж коли очень мне здесь опостынет, не удержат меня никакой силой».
    У Катерины оставалась маленькая надежда на то, что Борис возьмет ее с собой, но, получив отказ, она понимает, что для нее лишь один выход остался — самоубийство. Нет, Катерине не жизнь надоела. Она хочет жить, но именно жить, а не существовать под тяжелым гнетом Кабанихи.
    Правильно ли поступила Катерина, приняв такое решение? Силу или слабость характера она проявила? Трудно ответить на этот вопрос. С одной стороны, нужно иметь немалую храбрость, чтобы лишить себя жизни, а для религиозной Катерины это во много раз сложнее, так как самоубийство — это страшный грех. Но, с другой стороны, еще больше мужества нужно иметь, чтобы остаться жить в доме Кабанихи и нести свой крест или бороться (а возможно ли это?) с «темным царством».
    И все же Добролюбов не случайно называет героиню Островского «лучом света в темном царстве». Она, слабая и религиозная женщина, все же нашла в себе силы для протеста. Она единственная поднялась против грубости и деспотизма, жестокости и несправедливости, лицемерия и ханжества и своим поступком, как лучом света, озарила на миг темные стороны жизни.
    В своей героине Островский нарисовал новый тип самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей неизбежную гибель «темного царства». И это, по словам Добролюбова, вносило в пьесу начало, «освежающее и ободряющее». Все самое светлое отразил в характере главной героини Островский: доброту и искреность, поэтичность и мечтательность, честность и правдивость, прямоту и решительность. Именно такой трогательной и чистой остается в нашей памяти Катерина в ее стремлении обрести любовь, семью, уважение к себе и взаимопонимание.

  7. Катерина – главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.
    С образом Катерины в драме связан мотив простора. Она мечтает о том, чтобы летать, как птицы. С самого начала драма она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не создана для жизни в «темном царстве». Но ведь она родилась и росла в той же среде, что и Кабаниха, Тихон, Дикой и другие.
    Рассказ Катерины о жизни до замужества – один из самых трогательных монологов. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле … что хочу, бывало, то и делаю».
    Всю ее настоящую жизнь составляют – домашняя работа и религия, но все это является душой патриархального мироощущения. В реальности же она живет в другом мире, который держится на насилии, принуждении. Даже когда Варвара выслушала рассказ Катерины, сказала: «Да, ведь у нас тоже самое». А Катерина ответила ей, что «здесь все как будто из-под неволи».
    В Катерине рождается новое чувство, еще не ясное ей самой: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю». Это чувство – чувство личности. В Катерине растет любовь, не укладывающаяся в рамки того общества. Ту любовь, которая просыпается в Катерине, она сама. В силу своей религиозности, воспринимает как странный грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, нарушение нравственного долга. Она хочет быть чистой и безупречной.
    Когда она осознает свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять. Она признается Варваре: « Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». И действительно, вокруг нее все рушится: уезжает Тихон – опора в любви, Варвара дает ей ключ от калитки. В разговоре с Борисом Варвара говорит: «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!». Эти слова можно считать предвестием гибели. Сознание греха полностью овладевает героиней.
    Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство. Катерина говорит: «Все равно уж душу свою погубила». Гибель Катерины неотвратима, как бы ни повели себя окружающие ее люди. Смерть Катерины – ее победа, результатом которой стало появление «луча» в «темном царстве».

  8. 8
    Текст добавил: Играющая с огнём

    Пьеса «Гроза» является свидетельством того, что А.Н. Островский в своем творчестве затронул важные проблемы, касающиеся купечества. Он отказался от идеализации купцов и их патриархального быта. И конфликт в пьесе строится именно на том, что главная героиня «Грозы» – Катерина – попыталась жить в соответствии с запросами души, не подчиняясь мертвым традициям купеческого общества.
    Н.А. Добролюбов утверждал: «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского». Решительность, о которой писал критик, проявилась, как мне кажется, в том, что драматург закончил свою пьесу трагически – смертью героини. Сам Островский назвал свою пьесу драмой, хотя современниками она воспринималась как трагедия. И это, конечно, оправдано. В пьесе показана трагическая судьба женщины – Катерины Кабановой, восставшей против уклада калиновской жизни. Все существование Калинова основывается на бездуховности, невежестве, самодурстве и дикости нравов. И в этом темном мире «лучом света» являются христианская мораль и человечность Катерины.
    Важное место в пьесе занимает противостояние Катерины и Кабанихи. Эти героини являются полными противоположностями друг другу. Они представляют в пьесе две совершенно разные нравственные позиции, два разных состояния человеческой природы. Первая же сцена с их участием показывает, что обе эти женщины наделены сильным характером. Каждая из них следует своим жизненным и нравственным принципам. Кабаниха крепко связана с бытом, поглощена заботами о детях, о доме, о торговле. Катерина, окруженная бытом, живет как бы вне его – в воспоминаниях о детстве, родном доме, в сновидениях, в мечтах о загробной жизни, которая кажется ей прекрасной и поэтичной.
    Марфа Игнатьевна прочно стоит на земле. Она крепко держится за домостроевский порядок жизни, что особенно проявляется в сцене прощания с Тихоном. Катерина мечтает стать вольной птицей. Для нее главное не форма, не внешнее проявление, а внутреннее, и, прежде всего, нравственное содержание. «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю…» – так отвечает она на упреки Кабановой в 5-ом явлении I акта.
    Интересно, что в «Грозе» – драме по жанру – присутствует также трагическое и комическое. Это два полюса авторского отношения самого Островского к патриархальному миру. Катерина – единственный человек, над которым автор не насмехается, кто не изображен в комическом свете.
    Кабаниха осознает, что старый патриархальный мир рушится, она ощущает себя последним оплотом правильного миропорядка. Резкое противостояние Катерины и Кабановой в драме – столкновение двух исторических эпох.
    Катерине тесно и тяжело в атмосфере кабановского дома. Гордую и волевую, ее выдали замуж за доброго, но безвольного Тихона, который не сумел стать для нее опорой. Натура одухотворенная, мечтательная, героиня попала в атмосферу ханжества, домостроевских традиций. Мировосприятие Катерины делает ее чужой не только в доме Кабановой, но и вообще в мире Калинова, в котором ей приходится жить.
    Образ Катерины, на мой взгляд, – это воплощение русского национального характера. Неслучайно облик героини обрисован бытовыми красками, овеян бытовым колоритом старой русской жизни. Но такое изображение Катерины отличается от бытовых красок, которыми Островский рисует нелепых и пошлых купцов. Различие состоит в том, что через бытовые краски раскрывается положительный характер Катерины, воплощающий собой замечательные национальные черты.
    Это ведет к пониманию духовной драмы героини «Грозы». В пьесе раскрыто мировоззрение Катерины, ее жизненные ценности, ее религиозные взгляды. Вообще, христианство является основой жизни героини, это ее стержень и опора, многое объясняющее в характере Катерины.
    Н.А. Добролюбов писал: «”Гроза”…представляет нам идиллию «темного царства». И далее, несколько страниц спустя, в своей замечательной статье «Луч света в темном царстве» критик продолжает: «В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы…обнаруживающий шаткий и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».
    И если кабановский мир символизирует собой сущность русского общества, то Катерина – символ новой жизни, светлого начала. Прекрасный образ Катерины, трагедия этой женщины, ее жизнь и гибель оправдывают справедливость слов великого критика Н.А. Добролюбова: Катерина – «луч света в темном царстве».

  9. Катерина – главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.
    С образом Катерины в драме связан мотив простора. Она мечтает о том, чтобы летать, как птицы. С самого начала драма она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не создана для жизни в «темном царстве». Но ведь она родилась и росла в той же среде, что и Кабаниха, Тихон, Дикой и другие.
    Рассказ Катерины о жизни до замужества – один из самых трогательных монологов. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле … что хочу, бывало, то и делаю».
    Всю ее настоящую жизнь составляют – домашняя работа и религия, но все это является душой патриархального мироощущения. В реальности же она живет в другом мире, который держится на насилии, принуждении. Даже когда Варвара выслушала рассказ Катерины, сказала: «Да, ведь у нас тоже самое». А Катерина ответила ей, что «здесь все как будто из-под неволи».
    В Катерине рождается новое чувство, еще не ясное ей самой: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю». Это чувство – чувство личности. В Катерине растет любовь, не укладывающаяся в рамки того общества. Ту любовь, которая просыпается в Катерине, она сама. В силу своей религиозности, воспринимает как странный грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, нарушение нравственного долга. Она хочет быть чистой и безупречной.
    Когда она осознает свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять. Она признается Варваре: « Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». И действительно, вокруг нее все рушится: уезжает Тихон – опора в любви, Варвара дает ей ключ от калитки. В разговоре с Борисом Варвара говорит: «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!». Эти слова можно считать предвестием гибели. Сознание греха полностью овладевает героиней.
    Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство. Катерина говорит: «Все равно уж душу свою погубила». Гибель Катерины неотвратима, как бы ни повели себя окружающие ее люди. Смерть Катерины – ее победа, результатом которой стало появление «луча» в «темном царстве».

  10. В основу пьесы А.Н. Островского “Гроза” положен конфликт “темного царства” и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза — это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и в то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.
    В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью,
    ханжеством, властью богатых и “старших”. “Темное царство” — это зловещая среда
    бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых порядков. Так, Кабанова тщетно пытается внушить Катерине “основу домашнего благополучия”: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, исполнительность и уважение к старшим, а главное — никогда не сметь “свое суждение иметь”. Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, проповедуемые
    Кулигиным, а также чистая душа Катерины, которая пусть и бессознательно, одним велением искренней, цельной натуры, этому миру враждебна. “Лучом света в темном царстве”назвал Катерину Н.А. Добролюбов.
    Катерина —одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.
    Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то
    есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.
    Я думаю, что самая важная черта характера Катерины — честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она говорит Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” — так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить — не для нее. Жить — это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность — это личная свобода, свобода души.
    С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения”
    Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно
    находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство,
    игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу
    — все равно… В могиле лучше…” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.
    Катерина — человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно
    христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно
    совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть — вызов “темной
    силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.
    Н.А. Добролюбов дал высокую оценку героине: “Решительный, цельный русский характер… сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды,
    исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны…Вот истинная сила характера!”
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *