Сочинение на тему мы вместе дружбою сильны

6 вариантов

  1. Подготовила ученица 11а класса,
    гимназии №2,имени А.М.Сайтиева.г.Хасавюрта.
    Арсамекова Хава Адамовна. г.Хасавюрт.2011г.
    . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    “Каким бы великим не был твой народ,
    Намного его превзойдет совокупность наций твоей страны.
    У каждого из нас есть своя Родина и свой народ,
    Но все мы живем в одном гос-ве,
    В одном Дагестане
    и все одной нации —
    Мы все Дагестанцы.” ( Али Алиев )
    .
    Кавказ в древности называли «горой языков», подразумевая большое количество народов, проживающих на небольшом пространстве. На территории самого замечательного и своеобразного уголка нашей Родины, в Дагестане, проживает более 30 национальностей. Всем известна легенда о всаднике, который когда-то, в незапамятные времена, разъезжал по миру с мешком, в котором были разные языки. Всадник раздавал разным народам земли разные языки. Когда всадник появился на Кавказе, он разорвал свой мешок об одну из неприступных скал Дагестана. Языки рассыпались по горам, и все перемешалось. Вот почему в Дагестане так много языков. Но каждая клеточка моего организма рада тому, что все национальности живут единой семьей.
    Скажи родимый Каспий,на каком
    Из сорока наречий Дагестана
    Ты говоришь?
    Язык звучит твой странно,
    Он непонятен мне,хоть и знаком(Р.Гамзатов)
    Народы Дагестана прошли большой и сложный путь развития: на протяжении веков они боролись за национальную независимость. Не пером написана история горских народов — она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками. Дагестан является одним из древнейших центров земледелия и животноводства на Земле. К тому же некоторые историки высказывают мысль о родстве народов Дагестана, в частности лезгиноязычных народов с древними народами Шумера, Загроса, а также с хеттами и мидийцами.
    Я хочу на примере истории Дагестана доказать сплоченность его народов.
    В средние века на арену истории выходят многие народы Дагестана, они образуют свои государства: лезгинские Лакз (VI-XII вв),Ширван (VI-XVII вв.), аварское Аваристан, Таркинское шамхальство, Казикумухское ханство, Кайтаго-Табасаранское майсумство. В это время и начинается постепенный процесс образования Дагестана как единого целого. Главной причиной объединения дагестанских народов, говорящих на разных языках и имеющих разную культуру, стала война, заставлявшая мелкие народы объединяться вместе против множества захватчиков, которые, помимо чисто завоевательских, преследовали цели уничтожения и растворения гордых, свободолюбивых народов Дагестана. Для этого многие завоеватели умышленно меняли демографическую ситуацию в Дагестане, переселяя на лучшие земли то арабов, то иранцев, то тюрков-шиитов, то тюрков-суннитов. Именно поэтому коренные жители Дагестана живут в горах, а равнины оказались заселенными пришлыми народами. Но в течение веков эти некоренные народы постепенно сблизились с коренными и образовали общедагестанский этнос, выступающий сейчас единым целым перед лицом внешнего мира.
    Страницы истории изобилуют героическими подвигами дагестанцев в защиту родины и свободы. И хотя многие из этих жертв оказались напрасными, однако это не может умалить мужества малого, по сравнению с захватчиками, народа Дагестана. Целых сто лет понадобилось на покорение маленькой Албании гигантским Арабским халифатом, а еще через сто лет арабы навсегда покинули ее территорию. Воины Чингисхана, покорившие Китай, государства средней Азии, Иран и Древнюю Русь, не смогли взять штурмом крепость Дербента, а только обошли его. Второй поход монголы совершили в 1239 году под предводительством Кровавого Батыя. Еще более ужасным было нашествие хромого Тимура, покорившего до этого Индию, Иран, Среднюю Азию, совершившего походы в Китай, нанесшего поражение Золотой Орде. Именно в борьбе с Тимуром определилось единство народов Дагестана. После кровавого похода по Дагестану его войска остановились у стен аула Ушкуджан, жители которого были язычниками. И до чего же был удивлен Тимур, когда им на помощь пришли мусульмане, представители других дагестанских народов. Вот что значит единство народов!
    Есть у дагестанцев своя Жанна Д’Арк. Это Парту Патима, простая горянка, своим примером вдохновившая кумухских воинов, оборонявших свой аул. Возглавляемый ею отряд смог разбить непобедимого Тимура. Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за обладание им. И хотя он неоднократно завоевывался то одним, то другим захватчиком, никто из них не смог покорить “Страну Гор” до конца. Постоянно возникавшие восстания выгоняли захватчиков из Дагестана.Далее восстание начало распространяться среди других народов Дагестана: аварцев, даргинцев, лакцев. Дружными действиями дагестанцы освободили свою землю. Вот так крепло единство народов Дагестана. В боях с персами, гуннами, хазарами и многими другими побеждали не кумыки, аварцы, лезгины, а дагестанцы!
    Когда враги грозят затмить рассвет,
    Товарищам браниться смысла нет:
    Два голубя, друг друга ощипав,
    Готовят кошке лакомый обед.
    (Малек ош-Шоара Бахар)
    Смыслом понятие «Дагестан – моя Родина» наполняется, когда я читаю, слышу, думаю о ее людях, творивших долгие века и творящих сейчас ее историю. Это политики, государственные и общественные деятели, писатели и поэты, актеры и музыканты, великие ученые и спортсмены, но главное – это простые труженики. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Другое дело, гордиться олимпийскими чемпионами, победами в различных чемпионатах, конкурсах. Какое чувство гордости охватывает, когда наши спортсмены занимают призовые места. А каково этим спортсменам?! Ведь на них устремлены тысячи глаз соотечественников! И они просто обязаны оправдать все надежды и чаяния народа! И в такой момент мы забываем, кто он: чеченец, аварец, кумык, даргинец. Мы все объединяемся, переживаем. Главное, он дагестанец!
    Цахуры,лакцы,кумыки,аварцы,
    Каспийск,Махачкала,Дербент,Кизляр,
    Переплетением городов и наций,
    Прославился прекрасный Дагестан.
    Лезгин,рутулец,табасаранец,агулец,
    Даргинец брат,плечом к плечу стоят…
    И крепость их,как горные вершины,
    В которых гордые орлы парят.
    В едином духе множество народов,
    В лезгинском танце горные орлы.
    В сердец единстве сила Дагестанцев,
    В бесстрашии воинов душа Нарын — Калы.
    Долг горца — оказать гостеприимство,
    Он никогда его не нарушал.
    И каждый там оставил свое сердце,
    Кто на Кавказе щедром побывал.
    И так заведено в горах Кавказских,
    Друзей навеки верных обретешь.
    Когда, наполнив рог из бочек Дагестанских,
    За дружбу с ними тост произнесешь.
    Дагестан — единственное место в мире, где на площади 50 тыс.кв.км. проживают 102 народности, из которых 36 являются коренными. К сожалению, волна национализма, охватившая всю Россию, дает свои отголоски и у нас. И часто люди пытаются доказать превосходство своей нации над другой. Давайте вспомним Аслана Черкесова, обвиненного в убийстве Егора Свиридова и осужденного на 20 с лишним лет!!! А он ведь только оборонялся! Почему же военный в высоком чине, изнасиловавший и убивший девушку во время наведения конституционного порядка в Чечне, был наказан лишь на 6,5 лет? Я ни в коем случае не оправдываю Аслана Черкесова. Человек, совершивший убийство, должен быть наказан самым суровым образом! Но в данном случае нас объединила беда. Мы сплотились, так как лозунги на Манежной площади гласили: «Кавказцы убили…» и, в основном, лозунги и выкрики толпы были фашистского характера. Никогда нельзя равнять всех под одну гребенку. Нет плохой или хорошей национальности. Есть разные люди!
    Каждый человек «болеет» за свою нацию, как футбольные фанаты на стадионе. Но нельзя превращать это в фанатизм. Часто, выезжая за пределы республики, слышишь: «Скажи что-нибудь на дагестанском языке». И мы объясняем, что дагестанец — это не нация, что там много языков, как и народов. А они думают, что в Дагестане живет единая народность — дагестанцы. Почему бы и нам не начать брать с них пример?
    А что получается? Дети вроде бы чистые, непорочные, неопытные, а даже они относятся с предубеждением против другой нации. Для этого у них нет причины, просто они услышали от родителей, что эта нация плохая. Лично мои родители, родственники своим примером показывают, что границ для дружбы людей разных национальностей не существует. Моей тете — 36 лет. В пять лет она пошла в школу и познакомилась с русской девочкой Олей. За одной партой они просидели
    11 лет, вместе проводили все свободное время, затем поступили в Педагогический колледж на один курс, затем в ДГПУ, теперь работают у нас в гимназии. Одна -математик, другая — филолог. Они дружат 31 год!!! А люди с усмешкой рассказывают анекдоты о женской дружбе! И еще, тетя Оля прекрасно говорит на чеченском языке. И до сих пор они лучшие подруги. И никогда ни национальность, ни вероисповедание не являлись им помехой.
    Моя мама вот уже 37 лет дружит с аваркой. Везде и всюду они вместе. У меня есть подруга — кумычка. Никогда мы не спорили, чей народ лучше или хуже.
    Недавно в местной газете прочитала об одной семье, межнациональном браке: русская и кумык. Статья называлась «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…», где главный герой сказал: «Бог создал не национальность, а людей».
    Моя прабабушка по матери была кубанской казачкой. Она сбежала с Кубани в послереволюционный период (ее мать расстреляли как жену кулака, и то же самое ждало мою прабабушку). Так она оказалась в Хасавюрте, встретила моего прадедушку, вышла за него замуж, сменила веру, родила сына и дочь. Межнациональные браки не редкость в наше время. Конечно, им приходится преодолевать многое: протесты родителей, тухума, языковой барьер, насмешки друзей. Большое количество таких браков не выдерживают этого давления и распадаются. А мне кажется, что эти браки лишь способствуют укреплению межнациональных отношений.
    Извечная причина ссор — различье веры,
    Мы в этих спорах до сих пор не знаем меры.
    (Аль— Маари)
    Я учусь в Хасавюрте в гимназии № 2 им. Сайтиева. Нет, не подумайте, что школа названа в честь олимпийского чемпиона Бувайсара Сайтиева (хотя он, как никто, этого заслуживает). Ей дано имя первого директора школы Сайтиева Александра Муталиевича. Это Человек, научивший меня и всех учащихся тому, что каждый имеет право гордиться своим народом, но в школе наций нет! Он говорил: «Наша национальность — Ученики». Такой же позиции держится и нынешний директор Хайдарбиев Х.С. Поэтому никогда за все годы моей учебы я не помню, чтобы в гимназии поднимался национальный вопрос, были межнациональные ссоры. Один раз мама ученика попыталась сказать, что подрались мальчики разных наций, но директор сказал: «Таких драк не бывает».
    В нашей гимназии учатся чеченцы, кумыки, аварцы, лезгины, даргинцы, лакцы, и даже есть узбеки. Все они очень разные. Кто-то отличник, кто-то еле получает «3». Есть спокойные, беспокойные, болтливые, шустрые, молчаливые. И нельзя сказать, что какая-то национальность выделяется какими-то отдельными чертами, хорошими или плохими. У всех народностей есть разные люди. В 1944 году Сталин выслал в Казахстан и Киргизию весь чеченский народ, смешно оправдывая свой поступок тем, что они радушно встретили Гитлера, преподнесли ему в дар белого коня. Где? Разве Гитлер дошел до Дагестана и Чечни? Да если бы оно так и было, разве должен народ отвечать за поступок группы людей? Или он придерживался версии, что сын должен отвечать за деяния своего отца? Сейчас уже известна подоплека его действий: нужна была хорошая плодородная земля чеченцев, и Берия его подстрекал к этому. А наш доверчивый народ думал, что Сталин не знает об их высылке, что он не в курсе событий, что ему затуманили разум. В результате весь народ провел в разлуке с Родиной долгих 13 лет (и страдает по сей день). А ведь их отцы, сыны, братья воевали в это время, защищая свое Отечество! Сколько чеченцев были защитниками Брестской крепости! Сколько Героев? И такая неблагодарность. И опять разделение по национальностям. Обидно! Но… дурной пример заразителен. Сегодня, после всех событий 90-х годов, только-только люди начали понимать, что чеченцы не террористы, что они тоже мечтают жить в мире и согласии, что у терроризма нет национальности.
    Я вижу большое преимущество в проживании по соседству с людьми других наций— у каждого можно научиться чему-нибудь хорошему. При общении с другими национальностями мы становимся разносторонними личностями. Надо всегда помнить, что в дружбе и единстве ключ к благополучию, будь то семья, район, город, республика, страна, планета. Есть ведь слова: один за всех, и все за одного. И вообще, сломать один прутик намного легче, чем весь веник. Мы должны помнить, что в единстве — наша сила, и относиться друг к другу, как к братьям и сестрам. Хочется, чтобы дагестанцы не на словах, а на деле были единой нацией. Иначе мы не будем Дагестаном, не будем единой семьей.
    Я хочу, чтобы все помнили об одном: мы — Люди. И люди, одинаковые по всем параметрам. Поэтому мы не должны забывать простую истину: все люди равны, независимо от пола, расы, возраста, национальности. И пора нам перестать интересоваться, какой нации сосед к нам переселяется или кто рядом сидит в маршрутке, а просто научиться уважать его за то, что он Человек, живущий так же, как и ты, на своей родной земле.
    Мы живем в Дагестане, на Кавказе. А здесь люди всегда славились своей мудростью. Вспомните, как старейшины на годекане справедливо решали насущные проблемы! Мы возмущаемся, когда в России обижают кавказцев, а у себя в республике навести порядок не можем. Узнав что-то плохое о человеке, мы это качество приписываем всему народу. Мы дагестанцы, а потом уже — представители своего народа. Мы становимся едиными перед бедой, а едиными надо быть всегда и во всем. В 1999 году, когда боевики вошли в Новолакский район, весь Хасавюрт, не различая наций, сплотился против общего врага. Там никто не спрашивал, кто какой нации, а вместе, плечом к плечу, стали на защиту Отечества.
    Один джигит врага не сокрушит,
    Хоть подвиг двух Рустамов совершит.
    (А.Навои)
    Правительство Дагестана должно быть в тысячи, миллионы раз мудрее всех, так как любое неосторожно сказанное ими слово может привести к непредсказуемым последствиям. Я считаю правильной политику Дагестана, когда они укрепляют дружественные отношения с другими народами, с соседними республиками. Например, у Хасавюрта есть город-побратим. Это Гудермес, с которым Хасавюрт поддерживает прекрасные отношения и в вопросах образования, здравоохранения, и, естественно, в политике. На ноябрьских каникулах средняя школа № 17 города Хасавюрта пригласила в гости учителей и учащихся с.Атаги ЧР на мероприятие «Дружбой народов сильны», уже ставшее ежегодной традицией. Так укрепляются политические связи, так крепнет дружба между учителями, между школьниками разных республик. Хотелось бы иметь возможность также дружить и с другими регионами. От этого богатеет наш внутренний мир, мы становимся терпимее к национальности других людей, приобретаем друг у друга лучшие качества.
    Трусоватого мужчину
    Если встретишь где-нибудь,
    Знай, что он не дагестанец,
    Не из Дага держит путь.
    Дагестанские мужчины
    Мелкой дрожью не дрожат,
    Своей доблестью и честью
    Больше жизни дорожат!
    Наши девушки стыдливы,
    Ходят плавно, как луна,
    След в пыли не остается,
    И походка не слышна.
    Если в дом нагрянут гости,
    А хозяева при том
    Чешут сонные затылки,
    Улыбаются с трудом,
    Знай, они не с Дагестана,
    Не из Дага их родня,
    В Дагестане жить не станет
    Их семейка и полдня!
    Пусть придет хоть вся планета,
    В очаге у нас огонь,
    Никогда не охладится
    Для гостей его ладонь.
    Знай же, друг, что это племя
    Выражает существо
    Дагестанца, дагестанки,
    Дагестана моего!
    Мне ритм лезгинки слышится вдали
    Я вижу гор величественный стан
    Тобой воспитаны великие сыны………
    Люблю тебя, Великий Дагестан!!!
    Народы Дагестана, пережив немало тяжелейших периодов в своей истории, не утратили, мне кажется, главного – веры в свои силы. Великая мудрость народа воплотилась в его самоиронии, в умении беззлобно посмеяться над собой, соседом, друзьями. Мудрость дагестанского народа – в умении терпеть (изо дня в день удивляюсь величайшему терпению дагестанцев и умению жить на гроши), в извечном стремлении мирно решать споры, конфликты, не ввязываться в бессмысленные войны, когда есть более важные дела: растить хлеб и детей, строить новый дом и давать подросшим детям образованием, возводить мечети и благодарить Всевышнего за каждый подаренный день жизни.
    http://hasgimsaytiev.dagschool.com/yfib_nfkfyns.php

  2. Конкурсное сочинение
    МЫ ДРУЖБОЙ СИЛЬНЫ
    Выполнила ученица
    10 класса «А»
    МОУ «СОШ №3
    ст.Зеленчукской»
    Титова Екатерина
    Андреевна
    Учитель: Сикорская Наталья Павловна
    В чудесном краю, где степные просторы
    И горы венчает Эльбрус,
    По зову сердец, наши мудрые предки
    Скрепили свой братский союз.
    Азамат Суюнчев
    Наша малая родина – Карачаево-Черкесия – многонациональная республика. Здесь с древнейших времен кроме коренных народов: абазин, карачаевцев, черкесов, ногайцев –  одной семьей живут представители и других этнических групп – русские, осетины, греки, украинцы, армяне, белорусы, татары, а также представители многих других национальностей. Дружба  народов Кавказа воспета многими поэтами. Азрет Семенов в стихотворении «Пять братьев» говорит об этом так:
    По одной тропинке узкой
    Шли мы сквозь дремучий лес –
    Карачаевец, русский,
    Абазин, черкес.
    Рядом с нами шел ногаец –
    Наш меньшой, наш пятый брат…
    Узы дружбы между народами нашей республики с Россией уходят в далекое прошлое. А в этом году мы отмечаем 450-летний юбилей добровольного вхождения Кавказа в Россию.
    А было это так… У наших древних предков к середине XV века появились враги – турецкие султаны и крымские ханы. Во время частых набегов их воины сжигали дома, угоняли скот, обращали людей в рабство.
    Чтобы избавиться от угнетения и насилия крымских татар, с Северного Кавказа в Москву в 1552 году прибыли послы и обратились с просьбой присоединить их земли к России.
    В 1555 году послы еще раз обратились к русскому царю с той же просьбой. Присоединение территории нашей республики к России произошло в 1557 году и сыграло большую роль в защите народов Кавказа от иностранных поработителей. Эта тема тоже не раз привлекала внимание поэтов и писателей. В своем стихотворении «Ковыль» И.Бурлаков пишет:
    …У нас одна страна,
    И значит – то, что всем необходимо –
    Единый хлеб, история одна,
    И Бог един, и совесть неделима,
    И неделимы свет, и дождь, и пыль,
    Теченье рек, соцветья иван-чая…
    За свою многовековую историю народы Северного Кавказа (и черкесы, и русские, и карачаевцы) прошли труднейшие этапы борьбы за самосохранение, возрождение после многочисленных войн и нашествий. Это время характеризуется немалым количеством примеров взаимной помощи, взаимообогащением культур, совместным участием в освободительной борьбе.
    Миллионы жизней унесла Великая Отечественная война. Не было семьи, не потерявшей отца или сына, мать или дочь, сестру или брата. Не было дома, которого не коснулось бы горе.
    Но во время войны дружба народов Карачаево-Черкесии еще сильнее окрепла.
    Теряли близких мы
    В боях жестоких,
    Терпели голод и нужду подчас.
    Нам думать о себе не приходилось, –
    А думали,
    Потомки,
    Мы о вас, –
    писала, вспоминая те тяжелые годы, Халимат Байрамукова.
    Помогали друг другу все, невзирая на национальность. В дни войны в г. Черкесск прибыл железнодорожный эшелон с детьми, вывезенными из блокадного Ленинграда. Радушно встретили их горцы. Сирот местные жители усыновили, дали им свои фамилии, вырастили, помогли найти настоящее место в жизни. А сколько тревог пережили горцы в черные дни оккупации, когда фашистские изверги, узнав о том, что в ауле есть дети из Ленинграда, решили их уничтожить. Черкесы прятали малышей на чердаках и в подвалах, готовы были умереть, но не дать своих питомцев в обиду.
    До сих пор помнят в Бесленее трагическую судьбу горянки Кабахан. Фашисты убили ее приемного сына – маленького ленинградца. В неутешном горе, замертво упала женщина на могиле ребенка.
    Но суровые лишения военных лет не ожесточили людей. Наоборот! В сердце каждого человека появилось еще больше тепла и доброты, нежности и красоты. И в этом немаловажную роль сыграла, говоря строками известной песни, «страна, воспетая поэтом, о горный край, родной Кавказ…». Трудно передать словами восторг человека, впервые увидевшего горы, альпийские луга, горные реки.
    И действительно, в эту землю нельзя не влюбиться. Она добра и гостеприимна. Она щедра и радушна. Она горда и своеобразна. Она прекрасна в своем величии во все времена года.
    Карачаево-Черкесия – удивительный край – подлинная жемчужина Кавказа. И с каждой минутой пребывания здесь мы все больше очаровываемся и порой замираем в изумлении: то орел парит над нами, то строгий тур стремительно пробежит по склону, то вдруг услышим пение заповедных птиц, то встретим бьющий прямо из глубин земных целебный ключ минеральной воды.
    Волшебница природа щедро выткала изумрудными нитями медовые луга, радужные ковры цветов, украсила мужественные груди скалистых бастионов белопенными шлейфами искрящихся водопадов.
    Я стою на высокой скале
    И любуюсь родной стороной:
    Мчит ручей в просторы полей,
    Белогривой играя волной,
    восхищается Суюн Капаев.
    Сердце не может остаться равнодушным. И мы слышим стук его, увидев затихшие горы, озаренные утренним светом, когда зубцы неприступных заоблачных башен засияют на какие-то мгновения феерическим волшебным огнем. Ощущая дыхание ледников, вечно сверкающих снегов, мы понимаем, что в этой орлиной обители  наше сердце останется навсегда. Прав был Владимир Высоцкий:
    Внизу не встретишь, как ни тянись,
    За всю свою счастливую жизнь
    Десятой доли таких красот и чудес.
    А если мы зайдем в любой дом, постучимся в любую калитку, нас встретят радушно и приветливо, угостят богатырским «айраном», подскажут дорогу, помогут словом и делом, придут на помощь в трудной ситуации.  А вот как приветствует своих гостей Халимат Байрамукова:
    О гости, здравствуйте!
    Я рада видеть вас!
    Гостей встречают горцы
    Добрым словом:
    Пусть наша дружба
    Крепнет в добрый час
    Не где-нибудь,
    А за столом сосновым!
    Здесь добры к гостям и щедры на крепкую мужскую дружбу.
    Здесь бережно из века в век хранят традиции предков и передают их от  отца к сыну, от деда к внуку.
    Время лишь украшает эту землю и людей, живущих на ней. Никакие природные катаклизмы и политические ветры не страшны дружной семье народов Карачаево-Черкесии.
    Народ трудится, народ живет в добре, мире, согласии, думает о завтрашнем дне, о судьбе детей, внуков, о тех, кто в новом тысячелетии будет расти и созидать на овеянной легендами и сказаниями земле.
    Прошли века. Всякое было в минувшем. Но, несмотря на разнообразные исторические невзгоды, дружба народов Карачаево-Черкесии – неотъемлемого и равноправного субъекта Российской Федерации – осталась незыблемой, и крепость, независимость и международный авторитет нашего многонационального государства будут тем крепче, сильнее и выше, чем крепче будет веками проверенное единство. Искренними словами Азамата Суюнчева хочется сказать:
    Славься, земля родная,
    Гордая и единая
    Братских народов семья!
    Песня заветная,
    Родина светлая
    Карачаево-Черкесия моя!

  3. Без дружбы погиб бы мой малый народ,
    Великий лишь тем, что любовью живет.
    Нам верная дружба и песня о ней
    Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней.

    Р. Гамзатов
    С самых ранних лет мы сталкиваемся с понятием дружба. Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага.
    Дружба народов начинается с дружбы людей. И здесь прежде всего важны до­верительные отношения. Тот не друг, кто клянется в любви, а потом в один момент отвернется, оставив тебя в беде, обидится, предаст. Дружбы не получится с человеком, который себя считает выше и вообще думает много о себе, не особо заботясь об окружающих. Так и между народами.
    Дружба между людьми появилась с момента появления человека на Земле. Она помогала выжить в суровых условиях первобытного общества, существовала в течение всей истории человечества, помогает людям в жизни и в наше время. Дружба — великая сила, которая имеет отношение не только к нескольким людям, но и целым нациям, и народам. И Дагестан — это отличный пример того, как несколько десятков разных наций с разными традициями, культурами и языками, могут жить в мире и спокойствии на сравнительно небольшой территории. «Мы, дагестанцы, составляем одну большую семью, хотя мы разные, но мы едины в главном — в своих идеалах и устремлениях. Дагестан известен на мировой арене как цитадель дружбы и братства разноязычных народов.
    Наша история помнит всякое: и катастрофические разрушительные нашествия, и гибель людей от меча иноземцев, эпидемии, голод. Но никогда не бывало только одного — разделения и противопоставления дагестанцев друг другу по этническим признакам. За всю свою историю Дагестан ни разу не видал межнациональных войн.
    Сближению народов Дагестана способствовало и то обстоятельство, что у них укоренилась традиция смешанного проживания. Вековое добрососедство и со­вместное проживание стало национальной чертой горцев. Действенным фактором укрепления дружбы народов стало гостеприимство.
    Дагестан исторически формировался как единый экономический организм.
    В одних частях Дагестана производил’и зерно, в других — занимались садовод­ством или виноградарством, в третьих — выращивали скот, получали развитие ремес­ла. Тесные экономические связи, культурная близость, постоянные бытовые контакты во многом объясняют то обстоятельство, что дагестанские народы, многие века жив­шие в условиях политической раздробленности и не знавшие государственного един­ства, никогда не воевали между собой. Более того, несмотря на этническую и полити­ческую раздробленность, наши предки, чувствуя взаимную связь, осознавая единство и общность исторической судьбы, в период опасности сообща поднимались на борьбу с захватчиками. Не раз дагестанцы демонстрировали образцы удивительной сплочён­ности в борьбе с внешним врагом, и иногда именно о крепость духа жителей наших гор часто разбивались честолюбивые планы всякого рода «покорителей Вселенной».Дагестан всегда отличался особым традиционно-патриотическим воспитанием. Когда Родина оказывалась в опасности, народ сам становился армией. Так было в ВОВ в 1941-1945 годах, и в 1999 году дагестанцы показали на деле свою на­дёжность, сплочённость и патриотизм. Не по указанию властей, а по зову сердца люди разных национальностей объединились в отряды ополченцев, чтобы защи­тить свой общий дом — Дагестан, родную землю, детей, стариков, женщин. Жизни многих сынов оборвались во время этой агрессии. Но дагестанцам удалось поту­шить пожар войны, удалось сохранить стабильность, мир и дружбу в республике. Дружба народов нашей республики: аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев и других — выдержала суровые испытания в годы гражданской войны, в первые годы Советской власти, в годы ВОВ и в наше время. Когда в 70-е годы в Дагестане прои­зошло сильное землетрясение, мой дедушка Абакар, (он тогда лежал в Махачкале в больнице) рассказал: со всех концов протянулись руки помощи пострадавшим. Русские, армяне, узбеки, осетины построили школы, посёлки и больницы во всех уголках Дагестана. Помогали жильём, одеждой — всем, чем могли. Дети пострадав­ших были отправлены в Россию в интернаты, часть детей была взята в семьи.
    Народы Дагестана издревле были связаны с Россией. Присоединение Дагестана к России содействовало прогрессу всех народов и этнических групп края. Русские учёные помогали в подготовке специалистов, в развитии экономики и культуры Дагестана.
    Русские молодые специалисты приезжали в 20-30 годы в Дагестан учителя­ми, врачами, инженерами, создавали здесь свои семьи, приобщая к культуре, об­разованию дагестанцев. 6 августа 2006 года в столице Дагестана — городе Махач­кале — был открыт памятник русской учительнице. «Этот памятник особый, потому что открывается народу, который внёс неоценимый вклад в развитие дагестан­ского народа, в развитие экономики, культуры республики, во всё то доброе, что мы сегодня имеем. Ярко выражены добрые, взаимоуважительные национальные отношения. По праву можно гордиться тем, что Дагестан олицетворяет интер­национализм, являет собой образец национального мира.
    ВЗАИМОПОНИМАНИЕ И ВЗАИМОПОМОЩЬ
    Из поколения в поколение дагестанцы передавали традиции взаимопонима­ния и взаимопомощи. Народная память свято хранит множество ярких примеров братской поддержки и взаимопомощи дагестанцев, их сплоченности не только пе­ред лицом общего врага, но и в достижении созидательных целей. Когда Дагеста­ну угрожала опасность, дагестанцы всегда вместе бесстрашно боролись с врагом. В случае неурожая или голода делили последний кусок хлеба. Все вместе отста­ивали независимость и свободу, вместе создавали памятники материальной и ду­ховной культуры. История богата примерами взаимопомощи народов Дагестана не только в случае военной угрозы, но и в мирное время. Вот некоторые примеры из нашей недалекой истории. В 1923 году, после окончания гражданской войны в Да­гестане, усилиями дагестанцев был построен канал им. Октябрьской революции, позволивший оросить более 24 тыс. га прикаспийской степи и обеспечить столицу республики питьевой водой. Совместными усилиями народов Дагестана возникли новые города Каспийск, Избербаш, был построен завод Дагестанские Огни. Блестя­щим примером и школой подлинной дружбы народов стала крупнейшая стройка республики — Чиркейская ГЭС. На этой стройке работали представители 40 нацио­нальностей. Дружба народов Дагестана ярко проявилась в ликвидации последствий землетрясения 1970 года в Дагестане. Говоря о дружбе народов, мы не забываем о дружбе с великим русским народом, с другими народами России.
    Благодаря помощи русского народа Дагестан сделал резкий скачок в своем развитии. В любых испытаниях дагестанцы чувствовали братское плечо русского народа, других народов нашей страны. Дагестан на деле доказал верность свое­му историческому выбору — быть всегда вместе с Россией. Два года назад мы отмечали своеобразный юбилей добросоЬедских отношений с Россией — 200-ле- тие добровольного вхождения Дагестана в состав России: 200 лет тому назад дагестанцы сделали свой осознанный выбор — навеки жить в мире и согласии с Россией. Подписанный в 1813 году Гюлистанский мирный договор между Россией и Ираном обеспечивал Д^-естану покровительство России. По условиям этого до­говора шахский Иран отказывался от притязаний на Дагестан и другие кавказские территории и признавал Закавказье и Дагестан включенными в состав России. Благодаря это^у договору Дагестан получил помощь и поддержку со стороны Рос­сии в обеспечении мира и стабильности. В 2011 году руководство республики во исполнение решений III съезда народов Дагестана приняло решение о ежегодном праздновании 15 сентября Дня единства народов Дагестана. В этом году мы от­мечали его в пятый раз. Этот праздник имеет для нас особое значение, так как в наши дни в республике имеются силы, которые хотят поссорить народы Дагеста­на, отвлечь общество от созидательного труда. Им не выгодно, чтоб в Дагестане была стабильность. Твердя о самобытности и национальном превосходстве даге­станских народов, эти силы всеми средствами хотят вбить клин между народами Дагестана и России. Но мудрый дагестанский народ уже сделал свой выбор, и никакие силы не смогут свернуть республику с выбранного пути. Истинность это­го была доказана в августе-сентябре 1999 года, когда с территории Чеченской республики было организовано вторжение в пределы Дагестана вооруженных бандформирований международных сепаратистов. В эти трудные и тревожные для Дагестана дни, все народы нашей республики, верные традициям своих пред­ков, встали на защиту родной земли от непрощенных гостей. В дни этих событий, как и прежде, дагестанцы встали единой силой на пути вооруженных до зубов бандитов и защитили свою землю. Здесь ещё раз дагестанцы продемонстрирова­ли всё, на что способен народ, воспитанный на лучших традициях старшего поко­ления. В эти трудные для всего Дагестана дни дагестанцы показывали примеры мужества и отваги в борьбе с врагом. Они не думали о славе, о подвигах. Они думали о Дагестане. Всех дагестанцев сплотила ненависть к захватчикам. Широко отмечаемый в республике праздник День единства народов Дагестана символи­зирует нерушимое единство братских народов нашей многонациональной респуб­лики. На сегодняшний день единство дагестанских народов является условием стабильности республики и её процветания в составе многонациональной России. В России — все мы на своей Родине, где не может быть деления народов на своих и чужих. Здесь в мире, дружбе, в согласии и взаимопонимании живут и трудятся представители разных народов. Уверен, традиции дружбы, взаимопомощи и вза­имопонимания, беспрекословно чтимые веками нашими предками и дошедшие до нас как наследие наших предков, мы, молодое поколение, будем также свя­то чтить, уважать, приумножать и передавать новому поколению. Не может быть будущего у народа, который не чтит богатое наследие прошлого. Нет сомнения в том, что мир и добрососедские отношения между народами являются залогом счастья людей и успешного развития страны. Я искренне желаю народам Дагеста­на, всем народам России мира, добра и благополучия
    ДОНОРЫ КРОВИ — АНГЕЛЫ ЖИЗНИ
    Но сегодня мне очень хочется рассказать о людях, которые отдают частицу самих себя. Мы все считаем себя добрыми и хорошими людьми, но часто ли мы в своей жизни совершаем действительно добрые поступки? И что значит дарить доб­ро? Мне хотелось бы более подробно рассказать о людях, которые его действитель­но дарят, ведь не случайно им дано имя от латинского «donare» (донор), что означает дарить. Донор — это не профессия, не работа, но мы гордимся этими людьми, потому что они дарят другим людям то ценное, что не выработать никакими высокими тех­нологиями, не купить ни в какой аптеке и не заменить ничем другим — свою кровь. И часто их подарок сберегает другому человеку жизнь. Кровь нужна для лечения мно­гих заболеваний. Переливания крови необходимы больным в реанимации, хирургии, гематологическом, ожоговом, родильном отделениях, онкологии, отделении транс­плантации. Многие болезни вообще невозможно лечить без донорской крови. И часто спасти жизнь больного можно только с помощью переливания ему здоровой крови. Многие люди обязаны своей жизнью тем, с кем никогда не были знакомы и даже ни­когда не виделись — донорам, которые добровольно дают кровь. А ведь жизнь — это самое ценное, что есть у человека.
    Но когда и как люди догадались использовать кровь одного человека для спа­сения жизни другого? Если заглянуть в историю, то можно увидеть, что стремле­ние использовать кровь в качестве лечебного средства давно привлекало к себе внимание людей. В древних памятниках литературы остались заметки о том, что крови приписывалось омолаживающее действие, что кровь использовали для приготовления лечебных ванн, для лечения больных эпилепсией и с наруше­ниями психики. Многие известные врачи средневековья, такие, как Авиценна и М. Фицинус, изучали свойства и значение крови при разных заболеваниях. А когда в 1628 году английский ученый У. Гарвей открыл принцип движения крови в живом организме, то начались широкие разработки метода переливания крови. Конечно же, первые попытки осуществить переливание крови проводились только на жи-
    вотных. Но в 1667 году французский ученый Д.-Б. Дени впервые провел успешное переливание крови от ягненка человеку. В этом эксперименте дал согласие участ­вовать рабочий одного бедного квартала Парижа и то за значительную плату. Пос­ле переливания он почувствовал себя отлично и даже предложил свою собствен­ную кровь для переливания, став, таким образом, первым сознательным донором в истории человечества.
    Но не все опыты были такими же удачными, поэтому в 1675 году Ватикан запре­тил эксперименты по переливанию крови животных человеку почти на целые сто лет.
    И всё же мысль спасЛ умирающего человека вливанием ему крови не остав­ляла врачей. К концу XIX-началу XX века началось активное развитие естествен­ных наук. Неудачи с переливанием крови животных привели к мысли о необходимо­сти переливания только человеческой крови. И открытие групп крови в 1901 году австрийским врачом Карлом Ландштейнером совершило революцию в медицине. Этот гениальный ученый в 1930 году получил даже Нобелевскую премию. А день его рождения — 14 июня — теперь отмечается ежегодно как Всемирный день донора.
    В нашей стране Национальный день донора проводится 20 апреля. А по­водом для этого послужило то, что 20 апреля 1832 года молодой петербургский акушер Андрей Мартынович Вольф впервые в России успешно провел перели­вание крови от человека человеку. Это была роженица, потерявшая много крови, ей перелили кровь её мужа. И хотя имя первого российского донора не вошло в историю, женщина была спасена.
    Но, несмотря на достижения современной медицины, потребность в пере­ливании крови не уменьшилась и сегодня. Я узнал из источников, что ежегод­но переливание крови делают полутора миллионам россиян. И потребность в донорской крови постоянно растёт, только Москва ежедневно нуждается более чем в 200 литрах донорской крови, а людей, желающих безвозмездно сдать кровь, к сожалению, не так уж много. Может быть, люди разучились со­страдать? Или всё дело в том, что люди стали более привязаны к материальным благам и готовы что-то делать только за плату? Мне не хочется в это ве­рить, ведь во время чрезвычайных ситуаций люди выстраиваются в очередь в пунктах приёма крови. И если кому-то из родных и друзей нужна кровь, человек тоже не задумываясь идёт и сдаёт.
    В нашей семье тоже есть доноры — это мои дедушка и дядя. Они в течение уже многих лет сдают кровь. Дедушка рассказывал, как он впервые стал донором. Нужно было спасать его друга, который попал в больницу.
    Решив написать о службе крови, о донорах, о переливании крови мы с руково­дителем побывали в районной больнице с. Агвали, встречались с ответственным за службу крови Ахмедовым Ахьядом. Он подробно рассказал нам о ситуации в районе по переливанию крови. По его рассказу на сегодняшний день в районе активных доноров 50 человек. Они готовы прийти на помощь людям, попавшим в беду. Ахьяд также рассказал, как местные люди помогали раненным солдатам во время событий 1999 года, а сегодня прикомандированные работники Липецкого ОМОНА часто помогают и сдают кровь для спасения жизни человека. Мы с руко­водителем ездили в г. Махачкала для ознакомления с работой республиканской службы крови. Мы встретились с главным врачом Кабардиевой Аминат. Она под­робно рассказала о работе службы, о проблемах.
    В прошлом году в Дагестане было заготовлено 23 тыс. литров крови. Причем надо отметить, что для системы донорства крови важно не только количество до­норов. Для обеспечения безопасности крови необходимо регулярное донорство, это позволяет обеспечить систему стабильными донорами с постоянным местом жительства, которых легче привлечь к повторной донации. Передвижной модуль по сбору крови выезжает и в районы республики. Очень активно, по словам Кабар­диевой, сдают кровь Агульский, Табасаранский, Магарамкентский, Гергебильский, Чародинский, Карабудахкентский, Кизлярский районы и Бежтинский участок.
    Аминат Кабардиева рассказала также, как активно Дагестанцы сдавали кровь во время чеченских событий, для детей Беслана, при взрывах в Волгограде, в Каспийске и в Москве. На сегодняшний день имеется 498 почетных доноров, которые сдавали кровь более 40 раз, и 800 активных доноров.
    Мы встречались также заведующим отделом Каллаевой Патимат. Она рассказала о различных акциях, проводимых службой крови. В этот день на Республи­канской станции переливания крови (Служба крови) состоялась донорская акция «Капля надежды» в рамках республиканской акции «Осенний марафон добрых дел». Организаторами акции выступили ГКУ РД «Республиканский дом детских и молодежных общественных объединений» Комитета по делам молодежи РД и Служба крови. Октябрьский солнечный день стал чуточку теплее и добрее благодаря студентам и волонтерам добровольческих отрядов республики, которые с радостью откликнулись на предложение проведения данной акции и пришли на станцию переливания крови для выполнения этой благородной миссии.
    Те волонтеры, которые уже не в первый раз делятся частичкой себя, рассказали новичкам о пользе донорства крови и ее компонентов, а также провели различные игры и викторины, привлекали прохожих. Приятно, что проходившие мимо люди, узнав об акции, также изъявляли желание принять в ней участие. Как признались сами участники, они очень горды тем, что их кровь поможет сохранить жизнь и здоровье многим людям. «В подобной акции мы принимаем участие первый раз. Совсем не страшно и очень интересно. А еще хочется помочь людям. О «Капле надежды” мы узнали в центре развития добровольческих инициатив “РДЦМОО». Это здорово, что есть люди, которым не все безразлично. Эта акция для нас только начало на пути свершения добрых дел. И в дальнейшем мы постараемся принимать участие во всех подобных мероприятиях», — поделился с нами волонтер Рамазанов Магомед, представлявший ДГУ. Важно отметить, что безвозмездная сдача крови очень сильно поддерживается молодежью нашей республики, поскольку они осознают важность донорства. В активе «РДЦМОО» и Службы крови есть постоянные волонтеры и студенты-доноры, которые сдают кровь и плазму регулярно. Акция «Капля надежды» позволит пополнить банк здоровой качественной кровью. Об этом говорят итоги акции: более 100 доноров, благодаря которым было собрано около 40 литров крови. На­помним, что данная акция состоялась в рамках «Осеннего марафона добрых дел», который стартовал в республике 28 октября и продлится до 4 ноября включительно. Марафон добра объединяет многих людей вокруг социально значимого дела и на­правлен на популяризацию идей, ценностей и практики добровольчества, активизацию созидательного добровольческого потенциала, вовлечение молодежи и детей в социальную практику. Желание стать участниками добровольческих мероприятий уже выразили учащиеся и студенты образовательных учреждений, представители органов по делам молодежи городов и районов республики, активисты и лидеры во­лонтерских объединений. К участию в мероприятиях осеннего марафона добрых дел также приглашаются частные лица, инициативные группы граждан, некоммерческие организации (государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения, фонды, некоммерческие партнерства), коммерческие организации, региональные и местные средства массовой информации
    В заключение хочется сказать, что в дружбе наша сила. Дагестан дал в XX веке миру столько замечательных ученых, поэтов, государственных деятелей, как ни в какую другую эпоху. И это не случайно. Поколения XXI века должны продолжить традиции дружбы народов. Только так мы сможем уверенно смотреть в будущее.
    М-Х. И. Ахмедов, учитель МБОУ «Агвалинская СОШ»
    Цумадинского района Республики Дагестан
    Литература:
    Агаев А. «В единой семье». — Махачкала, 1964.
    Абдулатипов Р. «Человек. Нация. Общество». — Махачкала, 1991.
    Умаханов М. С. «Это и есть интернационализм». — Махачкала, 1980.
    «Из всех родников». — Махачкала, 1977.
    «Народы Дагестана». — Махачкала, 2011.
    Информаторы: Магомедов Абакар, Ахмедов Ахьяд, Кабардиева Аминат, Каллаева Патимат, Магомедов Ахмед.

  4. Поставлю всем как правильное решение. 1) волшебные сказки зародились в глубокой древности. в самых ранних письменных источниках обнаруживаются их следы. 2) существуют старинные и сокровенные желания человека которые
    волшебная сказка может по – своему удовлетворить. есть желания общаться с другими живыми существами. на этом желании основывается появление в сказках говорящих животных и волшебная способность человека понимать язык
    зверей. 3) в настоящей волшебной сказке обязательно должна быть счастливая концовка. радость от счастливой концовки волшебной сказки вот одно из благ которыми волшебная сказка наделяет людей. в таких сказках когда
    наступает неожиданный поворот событий нас пронизывает такая радость будто исполнились самые заветные желания. в счастливой концовке заключено не только утешение но и удовлетворённая справедливость. 1. расставьте знаки
    препинания. 2. во втором предложении первого примера и в первом предложении последнего примера найдите второстепенные члены, которые можно рассматривать как дополнение или как обстоятельство. после этого в последнем
    предложении второго примера найдите второстепенные члены, которые можно рассматривать как дополнение и определение.

  5. Мы дружбой народов сильны
    В 1922 году была открыта Северо-Кавказская железная дорога, протянувшаяся от Азовского и Чёрного морей до Каспийского озера. Она проходила через многие северокавказские республики, включая Дагестан. В 1925 в Махачкалинском регионе дороги была открыта станция «Изберг», которую в 1968 году (уже после образования населённого пункта) переименовали в «Избербаш».
    Долгое время в этой местности не жил никто, кроме работников маленькой станции. Это изменилось после разведки глубин этой местности. Во время разведывательных работ на территории будущего Избербаша нашли нефть. Поисковые работы возглавил геолог Игнатий Осипович Брод, в честь которого ныне в Избербаше названа одна из улиц.
    В 1931 году в долине начались подготовительные работы по освоению нефтяного края. Ряд деревянных вышек был построен от Каякента до Изберга.
    Работа по освоению шла довольно тяжело: почти всё делалось вручную, в неприспособленных к жизни условиях. В 1932 году прибыли первые специалисты: трактористы, машинисты, бурильщики, и другие мастера-нефтяники самых различных национальностей из крупнейших нефтяных промыслов Советского Союза.
    Нефть появилась не сразу, её не было вплоть до 1936 года, когда забила фонтаном знаменитая скважина №8.
    Большой вклад в развитие нефтяной и газовой промышленности внесли профессионалы отрасли – избербашцы: братья Г. и М. Азизовы, Ш. Абдулмуминов, М. Акаев, А. Али-Ада, М. Абейдуллаев, Н. Валовой, М. Гаджиев, И. Гунашев, Х. Клычев, Б. Магомедов, Е. Озерина, А. Саидов, С. Совзиханов, И. Ермурзаев, И. Курбанов, М. Магомедов и многие другие.
    Основное население Избербаша составляли русские (приезжие на нефтепромыслы), жители близлежащих сёл, то есть кумыки и даргинцы.
    В Изберге начали обосновываться семьи строителей, геологов и нефтяников из Грозного и окрестных городов Дагестана.
    августа 1937 года на полустанок Изберг прибыл пассажирский поезд с участниками международного геологического конгресса, проходившего в Москве. Профессора, доктора геологических наук и простые геологи-производственники приехали посмотреть Кавказ и, в частности, Избербаш собственными глазами.
    В их числе профессор Кембриджского университета и профессора Мадридского университета испанцы Райо Гомес и Винсенте Сое, которых всюду встречали тепло и радушно, отдавая этим дань восхищения героическому народу Испании.
    Разноязычная публика устремилась к машинам, и скоро кортеж из нескончаемого потока автомобилей тронулся в путь по маршруту Изберг – Ачису – Карабудахкент – Параул – Дженгутай – Буйнакск – Махачкала. Маршрут был намечен так, чтобы, проехав через Дагестан, гости могли посмотреть интересные разрезы в обнажениях, характерные тектонические нарушения и приуроченные к ним выходы нефти и газа в третичных отложениях. С демонстрацией ярко оформленных схем, геологических карт и разрезов во время частых остановок давали пояснения в пути И.О. Брод и Н.Ю. Успенская.
    Учёные из Испании говорили о том, что горы Дагестана и дагестанский народ им напомнили родину, что много сходного они нашли с этими народами и природой этой страны. Дагестанцы в праздничных национальных одеждах встречали гостей, под звуки зурны и барабана танцевали лезгинку, некоторые из испанских гостей тоже пробовали танцевать. В заключение оркестр заиграл мелодию «Широка страна моя родная», и участники конгресса, стоя и прихлопывая в такт, стали дружно подпевать.
    Война пришла в посёлок Изберг так же неожиданно, как и в тысячи районов нашей страны. Весть мгновенно облетела посёлок. Люди были ошарашены. Но шок не перешёл в панику. Наоборот, общая беда сблизила и сплотила многонациональное население.
    В начале войны по мере продвижения врага по захваченным территориям в посёлок Изберг стали приезжать беженцы – мирные жители оккупированных районов. Избербашцы приняли их, как родных. Делили кров и пищу, помогали обустроиться на новом месте.
    Через несколько месяцев после начала боёв было дано указание организовать большой военный госпиталь.
    В 1943 году в Избербаш прибыл Харьковский тракторный завод, который был переорганизован в базу по ремонту танков, где работало 1500 человек. Жители города постарались разместить людей так, чтобы они чувствовали себя, как дома. При приближении фронта базу эвакуировали в Тбилиси.
    Призыв партии дать отпор врагу глубоко проник в сердце каждого избербашца. Патриотизм людей был велик. В первый год войны избербашцы, как и весь народ, помогали блокированному Ленинграду. В фонд обороны города отчислялись средства, заработанные на воскресниках, однодневная зарплата. Был организован также сбор вещей для ленинградцев.
    В городе 31 августа 1941 года состоялся митинг жителей города, на котором выступающие выразили готовность все, как один, идти на фронт «за революционную колыбель – Ленинград».
    Этот день вылился в яркую демонстрацию дружбы народов. Более 500 человек ушли на фронт добровольно.

  6. Мы дружбой народов сильны
    В 1922 году была открыта Северо-Кавказская железная дорога, протянувшаяся от Азовского и Чёрного морей до Каспийского озера. Она проходила через многие северокавказские республики, включая Дагестан. В 1925 в Махачкалинском регионе дороги была открыта станция «Изберг», которую в 1968 году (уже после образования населённого пункта) переименовали в «Избербаш».
    Долгое время в этой местности не жил никто, кроме работников маленькой станции. Это изменилось после разведки глубин этой местности. Во время разведывательных работ на территории будущего Избербаша нашли нефть. Поисковые работы возглавил геолог Игнатий Осипович Брод, в честь которого ныне в Избербаше названа одна из улиц.
    В 1931 году в долине начались подготовительные работы по освоению нефтяного края. Ряд деревянных вышек был построен от Каякента до Изберга.
    Работа по освоению шла довольно тяжело: почти всё делалось вручную, в неприспособленных к жизни условиях. В 1932 году прибыли первые специалисты: трактористы, машинисты, бурильщики, и другие мастера-нефтяники самых различных национальностей из крупнейших нефтяных промыслов Советского Союза.
    Нефть появилась не сразу, её не было вплоть до 1936 года, когда забила фонтаном знаменитая скважина №8.
    Большой вклад в развитие нефтяной и газовой промышленности внесли профессионалы отрасли – избербашцы: братья Г. и М. Азизовы, Ш. Абдулмуминов, М. Акаев, А. Али-Ада, М. Абейдуллаев, Н. Валовой, М. Гаджиев, И. Гунашев, Х. Клычев, Б. Магомедов, Е. Озерина, А. Саидов, С. Совзиханов, И. Ермурзаев, И. Курбанов, М. Магомедов и многие другие.
    Основное население Избербаша составляли русские (приезжие на нефтепромыслы), жители близлежащих сёл, то есть кумыки и даргинцы.
    В Изберге начали обосновываться семьи строителей, геологов и нефтяников из Грозного и окрестных городов Дагестана.
    августа 1937 года на полустанок Изберг прибыл пассажирский поезд с участниками международного геологического конгресса, проходившего в Москве. Профессора, доктора геологических наук и простые геологи-производственники приехали посмотреть Кавказ и, в частности, Избербаш собственными глазами.
    В их числе профессор Кембриджского университета и профессора Мадридского университета испанцы Райо Гомес и Винсенте Сое, которых всюду встречали тепло и радушно, отдавая этим дань восхищения героическому народу Испании.
    Разноязычная публика устремилась к машинам, и скоро кортеж из нескончаемого потока автомобилей тронулся в путь по маршруту Изберг – Ачису – Карабудахкент – Параул – Дженгутай – Буйнакск – Махачкала. Маршрут был намечен так, чтобы, проехав через Дагестан, гости могли посмотреть интересные разрезы в обнажениях, характерные тектонические нарушения и приуроченные к ним выходы нефти и газа в третичных отложениях. С демонстрацией ярко оформленных схем, геологических карт и разрезов во время частых остановок давали пояснения в пути И.О. Брод и Н.Ю. Успенская.
    Учёные из Испании говорили о том, что горы Дагестана и дагестанский народ им напомнили родину, что много сходного они нашли с этими народами и природой этой страны. Дагестанцы в праздничных национальных одеждах встречали гостей, под звуки зурны и барабана танцевали лезгинку, некоторые из испанских гостей тоже пробовали танцевать. В заключение оркестр заиграл мелодию «Широка страна моя родная», и участники конгресса, стоя и прихлопывая в такт, стали дружно подпевать.
    Война пришла в посёлок Изберг так же неожиданно, как и в тысячи районов нашей страны. Весть мгновенно облетела посёлок. Люди были ошарашены. Но шок не перешёл в панику. Наоборот, общая беда сблизила и сплотила многонациональное население.
    В начале войны по мере продвижения врага по захваченным территориям в посёлок Изберг стали приезжать беженцы – мирные жители оккупированных районов. Избербашцы приняли их, как родных. Делили кров и пищу, помогали обустроиться на новом месте.
    Через несколько месяцев после начала боёв было дано указание организовать большой военный госпиталь.
    В 1943 году в Избербаш прибыл Харьковский тракторный завод, который был переорганизован в базу по ремонту танков, где работало 1500 человек. Жители города постарались разместить людей так, чтобы они чувствовали себя, как дома. При приближении фронта базу эвакуировали в Тбилиси.
    Призыв партии дать отпор врагу глубоко проник в сердце каждого избербашца. Патриотизм людей был велик. В первый год войны избербашцы, как и весь народ, помогали блокированному Ленинграду. В фонд обороны города отчислялись средства, заработанные на воскресниках, однодневная зарплата. Был организован также сбор вещей для ленинградцев.
    В городе 31 августа 1941 года состоялся митинг жителей города, на котором выступающие выразили готовность все, как один, идти на фронт «за революционную колыбель – Ленинград».
    Этот день вылился в яркую демонстрацию дружбы народов. Более 500 человек ушли на фронт добровольно.
    Когда наша доблестная армия пошла в наступление по всему фронту, в Избербаш стали возвращаться опытные специалисты-нефтяники, чтобы на должный уровень поднять добычу нефти. Многие не вернулись с войны. Смертью храбрых в жестоких боях с врагами пали наши земляки Николай Иванович Веприцкий, Николай Михайлович Батрамеев, Иван Востриков, братья Иван и Василий Семёновы, Р. Кутняков, Г. Хлызов, А. Рыбалко, Ф. Барабаш, И. Кожухов, И. Беликов, Г. Мищенко, Л. Гусев и многие другие.
    Избербашцы всегда были интернационалистами. Особенно ярко они продемонстрировали это в годы Великой Отечественной войны: работали днём и ночью, помогая фронту, принимали у себя беженцев, отдавали последнее раненым, не спрашивая, какой они национальности. У всех было одно общее дело и одна великая страна, одна Родина.
    июня 1946 года в Избербаше был открыт ремонтно-механический завод, построенный на базе бывших нефтяных мастерских. В 1958 году был создан Дагестанский завод электротермического оборудования (ДагЗЭТО), где изготавливали уникальные электропечи. На базе этого завода в 1958 году был создан Дагестанский завод электротермического оборудования (сокращённо ДагЗЭТО), специализировавшийся на изготовлении электротермический печей.
    В развитии завода активное участие принимала молодёжь города. Создавались комсомольско-молодёжные бригады, успешно развивалось новаторство. На заводе освоили производство совершенно нового электротермического оборудования.
    На заводе работали люди с самых разных уголков Советского Союза, многие из них награждались трудовыми медалями и орденами.
    Избербаш всегда называли городом нефтяников, но в пору расцвета завода о нём уже стали говорить, как о городе машиностроителей.
    В середине прошлого столетия был построен виноконьячный завод «Избербашский». На сегодняшний день, по данным Национальной Алкогольной ассоциации, он входит в пятёрку лидеров коньячного бизнеса в России. Продукция завода поставляется более чем в 50 регионов России, предприятие работает с крупнейшими федеральными и региональными сетями.
    Кондитерская фабрика «Дагинтерн» была образована в 1988 году, тогда она носила название горпищекомбината «Избербашский». Первым продуктом, выпускавшимся фабрикой, было печенье «Сахарное». Сейчас фабрика заметно расширила ассортимент выпускаемой продукции. На данный момент фабрика выпускает около ста разновидностей кондитерских изделий.
    В ряде продуктов фабрикой используются натуральные заменители сахара, чтобы сделать их доступными для людей, больных сахарным диабетом.
    Фабрика ежегодно участвует в выставках в Махачкале и Москве, неоднократно за высокое качество предприятие было награждено призами и дипломами.
    Продукция ДагИнтерна поставляется во многие города России, в том числе в Москву и Санкт-Петербург.
    С развитием промышленности в городе сформировался рабочий класс, многонациональный по своему составу. Общим языком стал русский, и для населения города было характерно двуязычие. На развитие двуязычия влияло и наличие смешанных браков. О них мне рассказала бабушка. Она поведала мне такую историю. Её двоюродный брат, Сурхаев Далгат, даргинец по национальности, влюбился в приезжую русскую девушку. Несмотря на этническое и религиозное различие, они поженились и прожили долгую семейную жизнь. И таких примеров много.
    Первая учительница моей старшей сестры Лидия Ивановна Вострикова, родители которой по призыву правительства в 1933 году приехали в Избербаш для работы на буровых установках, познакомилась со своим будущим мужем, кумыком Чупалаевым Артуром Чупалаевичем на республиканской спартакиаде.
    О том, как это произошло, мне рассказал заслуженный учитель республики Дагестан Чупалаев А.Ч.: «Во время обеда коса одной из девушек, разносивших еду, распустилась, и волос попал мне в тарелку с супом. Друзья подшучивали:
    Ну, Артур, ты попался! Самая красивая девушка теперь твоя».
    С тех пор и завязалась дружба, которая потом переросла в большую любовь и длится уже 55 лет.
    Артур Чупалаевич назвал и другие примеры интернациональных семей: герой социалистического труда Азизов Гусейн Азизович, даргинец по национальности, жена Валентина – русская; Калинина Людмила Афанасьевна – русская, муж Нажмудин Омарович – лезгин; Сафронова Марья Николаевна – русская, муж – даргинец; Гаджикеримова Наталья Николаевна – русская, муж Фахриман – табасаранец. И таких браков в нашем городе очень много.
    Дружба взрослых явилась примером для школьников.
    КИД
    Большую и интересную работу по интернациональному воспитанию вели клубы интернациональной дружбы, которые существовали во всех школах и в Доме пионеров и школьников. Всего за три года работы КИД в СОШ №8 сумел завоевать большой интерес. Он объединил более 60 учеников. Были созданы секции зарубежных стран и народов СССР.
    Первая секция поддерживала связи с пионерами Польши, Болгарии, Венгрии, Чехословакии. Это была не просто переписка, а большая работа, в результате которой школьники знакомились с культурой, литературой и искусством народов зарубежных стран.
    Вторая секция установила связь со школой №15 украинского города Чернигова, со Ставропольским краем, с Наманганской областью узбекской ССР, Кустанайской областью Казахстана. Уже в конце учебного года кидовцы провели вечер интернациональной дружбы с конкурсом на лучшего исполнителя стихов на немецком языке, ознакомились с репродукциями картин Дрезденской галереи, вели беседы на темы «Великие люди Германии». Наиболее интересно прошла беседа о Генрихе Гейне.
    Кидовцы СОШ №1 в весенние каникулы побывали на слёте кидовцев в Баку, на котором присутствовали делегаты от всех союзных республик. Пригласили их члены КИДа 160-й бакинской школы, с которыми избербашские школьники вели переписку. Наладили они связь и с КИДом школы №1 города Ульяновска.
    «Только отбрасывая все дикие и глупые национальные предрассудки, только сливаясь в один союз трудящихся наций и национальностей, можно добиться, научить людей жить в мире и согласии». Эти слова лежали в основе интернационального воспитания школьников. Кроме того, большое воспитательное значение имело посещение зарубежными делегациями нашего города. Посетили наш город в разные года делегации из Албании, Африки, Кубы, Болгарии, Румынии.
    Ежегодно учительские коллективы совершали экскурсии по братским республикам – Азербайджану, Грузии, Армении, Украине, преподаватели ездили по турпутёвкам в Болгарию, Чехословакию, Польшу. Проводили такую работу не только для смены впечатлений, но и для обмена опытом в интернациональной работе, для изучения жизни других народностей и налаживания постоянной связи с ними.
    Зеркалом и выразителем национального и интернационального самосознания народа является Даргинский театр им. Омарла Батырая, открытый в 1961 году. Театр знакомит горожан с прекрасными творениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Островского, Уильяма Шекспира, Мольера, Ширванзаде, Ахундова, Сундукяна, с лучшими произведениями современной литературы. Спектакли ставятся на даргинском и русском языках.
    Избербаш со дня основания сильно изменился. На месте, на котором не так давно не было абсолютно ничего, кроме болота, стоит замечательный город. Его народы живут в мирной и дружелюбной атмосфере, почитают традиции отцов, берегут культурное наследие, по крупицам собирают летопись города, с целью укрепления дружбы народов организуют встречи с представителями других годов и районов. В октябре учащиеся нашей школы совершили экскурсию на родину Расула Гамзатова, в аул Цада. Они также побывали в СОШ №1 с. Хунзах. Эта встреча навсегда останется в памяти всех учеников, принявших в ней участие, а памятник – монумент «Белые журавли» будет вечным напоминанием о погибших за Родину, за её светлое будущее, за мир и согласие между народами нашей огромной страны. Ибо, как говорится в пословице, «реки могут пересохнуть, горы рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима».
    Литература
    нефтяной завод брак интернациональный
    1.Литература народов Дагестана. Учебник-хрестоматия 10 кл. Авт.-сост. З.А. Магомедов, С.М. Хайбуллаев, Х.М. Халилов. – Махачкала. – ООО «Издательство НИИ педагогики», 2006.
    2.Асламбеков Ю. Навечно в памяти людской. – Махачкала. – Издательство «Юпитер», 2006.
    .Асламбеков Ю., Магомедов Р. Наш Избербаш: историко-краеведческий очерк. – Махачкала, 2000. – 136 с.
    .Асламбеков Ю., Сулейманов А. Избербаш – город моей мечты: книга-буклет. – Махачкала. – Издательство «Лотос», 2010. – 104 с.
    .Сулейманов М.В., Чупалаев А.Ч. Боевая слава избербашцев. – Махачкала. – Издательство ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2005. – 240 с.
    .Сулейманов М.В., Чупалаев А.Ч. Город мира и созидания: Документальный историко-краеведческий очерк. – Махачкала. – Издательство «Юпитер», 2001. – 328 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *