Сочинение на тему путешествие по россии вместе с чичиковым

15 вариантов

  1. Путешествие по России легло в основу произведений многих русских писателей. Например, Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Тургенев «Записки охотника» и др. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задумал показать всю Россию во времена николаевской реакции, описать и положительные стороны, и отрицательные. Читатель путешествует вместе с Чичиковым и видит реальные картины жизни. Перед ним предстают образы помещичьей, чиновничьей, крестьянской России.
    Главный герой приезжает в город NN… Этот город, по-видимому, мало чем отличается от других городов страны, да и население этого города, характерное для того времени. Недаром Чичиков подмечает, что этот губернский городок не хуже других, а люди тоже представляют собой несколько родов. Например, мужчины делились на два рода: «одни, тоненькие, которые все увивались около дам… другой род мужчин составляли толстые или такие, как Чичиков…» Из губернского города главный герой отправляется к помещикам. Н. В. Гоголь ярко рисует помещичью Россию, представляя читателю целую галерею портретов русских помещиков. Первый, к кому приезжает Чичиков, — Манилов. Это крепостник средней руки, необыкновенно бесхозяйственный человек. Его дом как будто специально построен так, что открыт всем дождям и ветрам. Усадьба неухожена, зато в садике возле дома есть беседка с лирической надписью: «Храм уединенного размышления». Сразу автор намекает на то, что Манилов занимается пустыми мечтаниями, а не хозяйственной деятельностью. Все свое время он проводит в кабинете, куря трубку и раскладывая кучки пепла на подоконнике. Когда Чичиков вступает в разговор с этим помещиком, то ему кажется, что это интересный человек, приятный, даже чересчур приятный. Но очень скоро собеседник пожимает плечами в недоумении и с возмущеньем понимает, что у Манилова нет никаких интересов и слова его — простые разглагольствования. Этот помещик совсем не занимается хозяйством: «хозяйство шло как-то само собою». Насколько обленился Манилов, можно судить по его слугам. Они ничем не увлечены, болтаются без дела, пьянствуют и воруют господское имущество. Помещику все равно, что происходит в его поместье, он ко всему равнодушен, ему лень ругать слуг, лень заниматься нужными делами. У Манилова все помещики и чиновники в округе — самые почтенные и самые добрые люди. Он хвалит их не потому, что верит в хорошие качества этих людей, а потому, что просто не дает себе труда разбираться в их характеристике. У Манилова нет своего мнения, и он никогда никого не обсуждает, пустая мечтательность и равнодушие характеризуют этого помещика. Например, он мечтает построить через озеро мост, а на нем поставить купеческие лавки. Но для кого нужен этот мост с лавками, кому и что будут продавать купцы в его усадьбе, где, кроме него, одни бедные крепостные крестьяне, — его это не интересует. Манилов принадлежит к такому роду людей, про которых говорят: «люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».
    Другой тип помещиков показан в образе Коробочки. В отличие от Манилова она вся погружена в мир мелочных забот. Она хочет извлечь пользу из всего, даже оттуда, где это невозможно сделать. Например, в сцене продажи мертвых душ Коробочка надеется на то, что они могут еще на что-нибудь сгодиться.
    В помещике Ноздреве есть своеобразная широта натуры, которая сочетается с праздностью и бесхозяйственностью. Ноздрев постоянно что-то проигрывает в карты, а выиграв, готов купить груду ненужных вещей. В его усадьбе везде царит беспорядок, за исключением псарни. Охота и разведение собак — это единственное занятие, в которое он вкладывает всю душу. Только среди собак он чувствует себя как «отец большого семейства». Этот помещик — лгун и обманщик по убеждению. Ноздрев принадлежит к тем людям, которые любят делать подлости другим, если даже те их не заслуживают.
    Совсем другое дело Собакевич. Это единственный хозяин, у которого в поместье прослеживается порядок и некоторая благоустроенность. Это расчетливый человек, у него все построено на века. Собакевич немногословен, обладает железной хваткой, сильный человек, недаром Н. В. Гоголь сравнивает его внешность с медведем. Но автор не скрывает горькой правды: богатырскую силу Собакевич не может применить с пользой. Вся его сила используется за столом. От Собакевича Чичиков отправляется к Плюшкину. Некогда предприимчивый, трудолюбивый человек изменился до неузнаваемости. Невозможно даже разобраться, какого пола это существо. Скупость и подозрительность погубили Плюшкина. У него амбары и кладовые ломятся от добра, сено сгнило так, что на нем можно выращивать капусту, под открытым небом пропадают горы муки, а крепостные умирают с голоду. Скупость и жадность довели этого человека до того, что он отказывает во всем даже самому себе.
    Такой показал Н. В. Гоголь Русь помещичью, где крепостное право предоставляет возможность эксплуатировать крестьян и, ничего не делая, жить за их счет. Всех этих помещиков ждет такая же участь, что и Плюшкина.
    Рядом с помещиками живут другие люди — крепостные крестьяне. Именно в них проявляются положительные черты, свойственные русскому народу. Среди крепостных также встречаются разные люди. Например, Петрушка, который прислуживает Чичикову, относится к холопам, не к лучшей категории простого народа. Но есть среди крепостных умные, талантливые люди, которые надолго остаются в памяти, прославившись своими делами. Так, каретник Михеев был известен всей округе тем, что делал коляски, сравнимые только с заграничными. Простые крестьяне являются читателю как умные, способные, трудолюбивые люди, а не как глупые лакеи, развращенные своими господами. Максим Телятников научился ремеслу у немецкого сапожника и хотел бы открыть свое дело, НО погорел на плохом сырье. Это говорит о том, что у простых людей есть See, для того чтобы приносить другим людям и всему государству пользу, но им не хватает свободы. Терпение народа не бесконечно. Так, уже в списке мертвых душ Чичиков видит беглых крепостных. Именно в народе Н. В. Гоголь увидел все то хорошее, что еще сохранилось на Руси, — мужеству, талантливость, удаль, богатырскую силу, трудолюбие, мастерство и свободолюбие. Но все эти силы народа не находят выхода в крепостнической России. Таким образом, Н. В. Гоголь показал, что крепостное право явилось тормозом на пути развития страны.
    Особый мир составляют в поэме чиновники. В этом мире ничего не делают без взятки. Чиновники преклоняются перед Западом, искажают чудесный русский язык, выбросив половину слов, и чрезмерно много употребляют слов иностранных. Интересы их ничтожны: те же сплетни, наряды, танцы у женщин и карты и пересуды у мужчин. В деятельности чиновников процветают взяточничество, бюрократизм, казнокрадство и царят чинопочитание и подхалимство.
    В такой России уютно и хорошо себя чувствуют только такие люди, как Чичиков. Когда в стране наступает полное моральное, культурное и материальное оскудение, люди, подобные Чичикову, процветают, благодаря своей предприимчивости и смекалке. А ведь эти качества могли бы быть направлены на пользу всей России, и, возможно, тогда бы мы увидели нашу страну другой. Такой, какой ее представлял в будущем Н. В. Гоголь в образе Руси — птицы-тройки, которая величественно несется вперед, опережая все народы.

  2. Путешествие по России легло в основу произведений многих русских писателей. Например, Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», Тургенев «Записки охотника» и др. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задумал показать всю Россию во времена николаевской реакции, описать и положительные стороны, и отрицательные. Читатель путешествует вместе с Чичиковым и видит реальные картины жизни. Перед ним предстают образы помещичьей, чиновничьей, крестьянской России.
    Главный герой приезжает в город NN… Этот город, по-видимому, мало чем отличается от других городов страны, да и население этого города, характерное для того времени. Недаром Чичиков подмечает, что этот губернский городок не хуже других, а люди тоже представляют собой несколько родов. Например, мужчины делились на два рода: «одни, тоненькие, которые все увивались около дам… другой род мужчин составляли толстые или такие, как Чичиков…» Из губернского города главный герой отправляется к помещикам. Н. В. Гоголь ярко рисует помещичью Россию, представляя читателю целую галерею портретов русских помещиков. Первый, к кому приезжает Чичиков, — Манилов. Это крепостник средней руки, необыкновенно бесхозяйственный человек. Его дом как будто специально построен так, что открыт всем дождям и ветрам. Усадьба неухожена, зато в садике возле дома есть беседка с лирической надписью: «Храм уединенного размышления». Сразу автор намекает на то, что Манилов занимается пустыми мечтаниями, а не хозяйственной деятельностью. Все свое время он проводит в кабинете, куря трубку и раскладывая кучки пепла на подоконнике. Когда Чичиков вступает в разговор с этим помещиком, то ему кажется, что это интересный человек, приятный, даже чересчур приятный. Но очень скоро собеседник пожимает плечами в недоумении и с возмущеньем понимает, что у Манилова нет никаких интересов и слова его — простые разглагольствования. Этот помещик совсем не занимается хозяйством: «хозяйство шло как-то само собою». Насколько обленился Манилов, можно судить по его слугам. Они ничем не увлечены, болтаются без дела, пьянствуют и воруют господское имущество. Помещику все равно, что происходит в его поместье, он ко всему равнодушен, ему лень ругать слуг, лень заниматься нужными делами. У Манилова все помещики и чиновники в округе — самые почтенные и самые добрые люди. Он хвалит их не потому, что верит в хорошие качества этих людей, а потому, что просто не дает себе труда разбираться в их характеристике. У Манилова нет своего мнения, и он никогда никого не обсуждает, пустая мечтательность и равнодушие характеризуют этого помещика. Например, он мечтает построить через озеро мост, а на нем поставить купеческие лавки. Но для кого нужен этот мост с лавками, кому и что будут продавать купцы в его усадьбе, где, кроме него, одни бедные крепостные крестьяне, — его это не интересует. Манилов принадлежит к такому роду людей, про которых говорят: «люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан».
    Другой тип помещиков показан в образе Коробочки. В отличие от Манилова она вся погружена в мир мелочных забот. Она хочет извлечь пользу из всего, даже оттуда, где это невозможно сделать. Например, в сцене продажи мертвых душ Коробочка надеется на то, что они могут еще на что-нибудь сгодиться.
    В помещике Ноздреве есть своеобразная широта натуры, которая сочетается с праздностью и бесхозяйственностью. Ноздрев постоянно что-то проигрывает в карты, а выиграв, готов купить груду ненужных вещей. В его усадьбе везде царит беспорядок, за исключением псарни. Охота и разведение собак — это единственное занятие, в которое он вкладывает всю душу. Только среди собак он чувствует себя как «отец большого семейства». Этот помещик — лгун и обманщик по убеждению. Ноздрев принадлежит к тем людям, которые любят делать подлости другим, если даже те их не заслуживают.
    Совсем другое дело Собакевич. Это единственный хозяин, у которого в поместье прослеживается порядок и некоторая благоустроенность. Это расчетливый человек, у него все построено на века. Собакевич немногословен, обладает железной хваткой, сильный человек, недаром Н. В. Гоголь сравнивает его внешность с медведем. Но автор не скрывает горькой правды: богатырскую силу Собакевич не может применить с пользой. Вся его сила используется за столом. От Собакевича Чичиков отправляется к Плюшкину. Некогда предприимчивый, трудолюбивый человек изменился до неузнаваемости. Невозможно даже разобраться, какого пола это существо. Скупость и подозрительность погубили Плюшкина. У него амбары и кладовые ломятся от добра, сено сгнило так, что на нем можно выращивать капусту, под открытым небом пропадают горы муки, а крепостные умирают с голоду. Скупость и жадность довели этого человека до того, что он отказывает во всем даже самому себе.
    Такой показал Н. В. Гоголь Русь помещичью, где крепостное право предоставляет возможность эксплуатировать крестьян и, ничего не делая, жить за их счет. Всех этих помещиков ждет такая же участь, что и Плюшкина.
    Рядом с помещиками живут другие люди — крепостные крестьяне. Именно в них проявляются положительные черты, свойственные русскому народу. Среди крепостных также встречаются разные люди. Например, Петрушка, который прислуживает Чичикову, относится к холопам, не к лучшей категории простого народа. Но есть среди крепостных умные, талантливые люди, которые надолго остаются в памяти, прославившись своими делами. Так, каретник Михеев был известен всей округе тем, что делал коляски, сравнимые только с заграничными. Простые крестьяне являются читателю как умные, способные, трудолюбивые люди, а не как глупые лакеи, развращенные своими господами. Максим Телятников научился ремеслу у немецкого сапожника и хотел бы открыть свое дело, НО погорел на плохом сырье. Это говорит о том, что у простых людей есть See, для того чтобы приносить другим людям и всему государству пользу, но им не хватает свободы. Терпение народа не бесконечно. Так, уже в списке мертвых душ Чичиков видит беглых крепостных. Именно в народе Н. В. Гоголь увидел все то хорошее, что еще сохранилось на Руси, — мужеству, талантливость, удаль, богатырскую силу, трудолюбие, мастерство и свободолюбие. Но все эти силы народа не находят выхода в крепостнической России. Таким образом, Н. В. Гоголь показал, что крепостное право явилось тормозом на пути развития страны.
    Особый мир составляют в поэме чиновники. В этом мире ничего не делают без взятки. Чиновники преклоняются перед Западом, искажают чудесный русский язык, выбросив половину слов, и чрезмерно много употребляют слов иностранных. Интересы их ничтожны: те же сплетни, наряды, танцы у женщин и карты и пересуды у мужчин. В деятельности чиновников процветают взяточничество, бюрократизм, казнокрадство и царят чинопочитание и подхалимство.
    В такой России уютно и хорошо себя чувствуют только такие люди, как Чичиков. Когда в стране наступает полное моральное, культурное и материальное оскудение, люди, подобные Чичикову, процветают, благодаря своей предприимчивости и смекалке. А ведь эти качества могли бы быть направлены на пользу всей России, и, возможно, тогда бы мы увидели нашу страну другой. Такой, какой ее представлял в будущем Н. В. Гоголь в образе Руси — птицы-тройки, которая величественно несется вперед, опережая все народы.

  3. Главный герой Чичиков колесит по городам и весям необъятной Руси, встречается с различными людьми, договаривается о сделках. А за ними следует и “немолчно” раздается “тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине”, “от моря и до моря”, песня. Это голос самой России, той самой живой крестьянской Руси, чьи беды и радости “вьются непостижимо” около сердца. Вот, например, гуляет ватага бурлаков: “хороводы, песни, кипит вся площадь”. А настанет время, уйдут с первыми судами бурлаки и “дружно, как прежде гуляли и бесились”, примутся “за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”.
    Описание бескрайности просторов, на которых трудятся мужики, бесконечности песни, под звуки которой они рождаются, женятся и умирают, переходят у Гоголя в рассуждения о будущем народа: “Здесь ли не быть богатырю, когда е�…�ть место, где развернуться и пройтись ему?” Здесь мы видим восхищение автора бескрайними полями и степями, бесконечными дорогами России. Гоголь не отделяет помещиков и чиновников от народа.
    И Манилов, и Собакевич, и Плюшкин, и Коробочка; и Петрушка с Селифаном, и два мужика, спорящие, доедет ли колесо до Москвы, – часть русского народа. Но не лучшая часть. Истинный образ народа видится в описании умерших крестьян, ими восхищаются и автор, и Чичиков, и помещики. Их уже нет, но в памяти людей, их знавших, они приобретают былинный облик.
    И сам Павел Иванович, разглядывая списки купленных крестьян, словно видит их наяву, и каждый мужик получает “свой собственный характер”. “Пробка Степан, плотник, трезвости примерной” – читает он и начинает представлять: “А! Вот он… тот богатырь, что в гвардию годился бы!” Дальше говорит о том, что Степан исходил с топором все губернии, съедал хлеба на грош, а в поясе приносил рублей по сто. На протяжении нескольких страниц знакомимся мы с разнообразными судьбами простых людей. Мы видим русский народ полным сил, талантливым, живым, бодрым. С восторгом говорит писатель и о живом, метком русском слове, что вырывается из-под самого сердца.
    Гоголь рисует будущее России: “Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?” И образ страны-тройки сливается с образом мастера, подготовившего “дорожный снаряд”. Гоголь видит Русь великой, указывающей путь другим, видится ему, как обгоняет Русь иные народы и государства, которые “косясь, постораниваются и дают ей дорогу”. Образ стремительно летящей вперед по бесконечному пространству тройки передает устремленность в будущее, чувство простора, воли, движения, широты размаха и удали русского характера.
    Хочется верить, что слова писателя окажутся пророческими, и “поднимутся русские движения… и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…
    “….

  4. Главный герой Чичиков колесит по городам и весям необъятной Руси, встречается с различными людьми, договаривается о сделках. А за ними следует и “немолчно” раздается “тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине”, “от моря и до моря”, песня. Это голос самой России, той самой живой крестьянской Руси, чьи беды и радости “вьются непостижимо” около сердца.
    Вот, например, гуляет ватага бурлаков: “хороводы, песни, кипит вся площадь”. А настанет время, уйдут с первыми судами бурлаки и “дружно, как прежде гуляли и бесились”, примутся “за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”.
    Описание бескрайности просторов, на которых трудятся мужики, бесконечности песни, под звуки которой они рождаются, женятся и умирают, переходят у Гоголя в рассуждения о будущем народа: “Здесь ли не быть богатырю, когда е�…�ть место, где развернуться и пройтись ему? ” Здесь мы видим восхищение автора бескрайними полями и степями, бесконечными дорогами России.
    Гоголь не отделяет помещиков и чиновников от народа. И Манилов, и Собакевич, и Плюшкин, и Коробочка; и Петрушка с Селифаном, и два мужика, спорящие, доедет ли колесо до Москвы, – часть русского народа. Но не лучшая часть.
    Истинный образ народа видится в описании умерших крестьян, ими восхищаются и автор, и Чичиков, и помещики. Их уже нет, но в памяти людей, их знавших, они приобретают былинный облик.
    И сам Павел Иванович, разглядывая списки купленных крестьян, словно видит их наяву, и каждый мужик получает “свой собственный характер”.”Пробка Степан, плотник, трезвости примерной” – читает он и начинает представлять: “А! Вот он.. . тот богатырь, что в гвардию годился бы! ” Дальше говорит о том, что Степан исходил с топором все губернии, съедал хлеба на грош, а в поясе приносил рублей по сто.
    На протяжении нескольких страниц знакомимся мы с разнообразными судьбами простых людей. Мы видим русский народ полным сил, талантливым, живым, бодрым. С восторгом говорит писатель и о живом, метком русском слове, что вырывается из-под самого сердца. Гоголь рисует будущее России: “Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? ” И образ страны-тройки сливается с образом мастера, подготовившего “дорожный снаряд”. Гоголь видит Русь великой, указывающей путь другим, видится ему, как обгоняет Русь иные народы и государства, которые “косясь, постораниваются и дают ей дорогу”.
    Образ стремительно летящей вперед по бесконечному пространству тройки передает устремленность в будущее, чувство простора, воли, движения, широты размаха и удали русского характера. Хочется верить, что слова писателя окажутся пророческими, и “поднимутся русские движения.. . и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов… “….

  5. Одним из писателей, отправивших своих героев в путешествие по России, является Николай Васильевич Гоголь. Герои двух его произведений совершают поездки по России. В комедии “Ревизор” Хлестаков едет из Петербурга в поместье отца, а в поэме “Мертвые души” Чичиков разъезжает по России, скупая души умерших крестьян. Но в “Мертвых душах” автор дает более полное описание России: если в комедии автор ограничивается описанием уездного города, то в поэме он описывает и губернский город NN. и деревни помещиков, этим писатель вводит в повествование и сельские районы (Россия — это не только города, но и деревни).
    Следует отметить, что Гоголь ни в том, ни в другом произведении не указывает, в каком городе происходит действие. Это сделано для того, чтобы показать — картина города NN и его окрестностей типична для России. Писатель сам говорит о том, что “город никак не уступал другим губернским городам”, то есть был на них похож. Главное, что в нем сразу же бросается в глаза, — это “желтая краска на каменных домах” и “серая на деревянных”. Желтый цвет символизирует болезненное, нездоровое состояние, а так как этим цветом выкрашены каменные дома, принадлежавшие людям, которые управляли городом, то и их хозяева тоже больны. Серый цвет деревянных домов обывателей говорит о серости и забитости народных масс.
    Город застроен беспорядочно. Гоголь пишет, что “местами дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы и нескончаемых деревянных заборов; местами сбивались в кучу…”. В этом, по-моему, проявляется нелюбовь жителей к порядку. В комедии “Ревизор” один из героев говорит, что если построить забор, то вокруг него сразу вырастают кучи мусора. Так как образ города в этих произведениях (“Ревизор” и “Мертвые души”) является обобщенным образом всех городов, то можно сказать, что дома, затерянные среди “нескончаемых заборов”, погрязли в горах мусора. Замечание писателя о том, что “мостовая везде была плоховата”, свидетельствует о невыполнении начальством своих обязанностей. Жители города также не утруждают себя наведением порядка. Это подтверждают облезлые, “почти смытые дождем” вывески с кренделями и сапогами. Город, описанный Гоголем, выглядит больным, грязным и неопрятным.
    Следующим пунктом путешествия Чичикова является деревня. Российская деревня изображается также отвратительной. Во время поездки Чичикова к Манилову писатель дает сельский пейзаж. Это достаточно унылая картина: “…по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор”. Это состояние природы полностью соответствует состоянию деревни. Про дома крестьян автор пишет, что это “постройки, похожие на старые складенные дрова, покрытые крышами с разными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников”. Такая бесформенность крестьянских домов говорит о их непритязательности, возможности жить в самых тяжелых условиях, но одновременно и о низком культурном уровне, так как жить в домах, похожих на сараи, могут животные, а не люди. Показательно в этом плане то, что вместе с людьми в одном строении живут животные (“Бабы с толстыми лицами и перевязанными грудями смотрели из верхних окон; из нижних глядел теленок или высовывала слепую морду свою свинья”). Слова автора, что это “виды известные”, говорят о типичности такой картины. И все-таки между деревнями существует различие. Это связано прежде всего с характером помещика, который ею владеет. Так, деревня Собакевича поражает тем, что дома мужиков “срублены были на диво … все было пригнано плотно и как следует”. Даже колодцы были сделаны из такого крепкого дуба, который шел “на мельницы да на корабли”. А у Плюшкина все деревянные строения отличаются “особенной ветхостью”: “бревно на избах было темно и старо”, “многие крыши сквозили, как решето”, “окна в избенках были без стекол”, все строения “покосились и почернели даже не живописно”. Но деревни помещиков объединяет беспорядочность расположения домов. Это присуще владениям Манилова, Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Про расположение изб в деревне Коробочки Гоголь написал, что они были “выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы”.
    Во время путешествия Чичикова Николай Васильевич постепенно раскрывает свое отношение к крестьянам. Нельзя сказать, что он идеализирует русский народ. Но в лирических отступлениях автор пишет, что наш народ носит в себе залог сил, “полный творящих способностей души”. И это проявляется в “собственном слове” народа, потому что оно часть его “собственного характера”. Писатель говорил, что “нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово”. Так как слово есть часть “собственного характера” народа, то русский народ тоже бойкий, сердечный.
    Из путешествия Чичикова можно сделать вывод, что Россия — страна грязная, необустроенная, но у нее великолепный народ.

  6. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в “аду” – I том, затем “в чистилище” – II том и “в раю” – III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации .К галерее помещиков, которые являются по существу “мертвыми душами”, примыкают и губернские чиновники. Сквозь всю поэму пронесен образ- символ- дорога. Дорога предстает в своем прямом, реальном значении, это проселки по которым колесит бричка Чичикова. На мой взгляд, бричка это ни что иное, как вся Русь, ей достаются ухабы, пыль, грязь. Огромны пространства России, здесь не сложно и заблудиться. Путешествием Чичикова «правит» не только его кучер, но еще и случай ( например поездка к Коробочке) . Если придерживаться аналогии бричка – Русь, то получается что русский путь невозможен без случайных поворотов судьбы. Гоголь очень любил Россию и верил в нее. За «мертвыми душами» писатель видел души живые. Но путь развития России не был ясен Гоголю. Русь не дает ему ответа на постоянно повторяемый вопрос: «Куда же несешься ты? » Гоголь был убежден в том, что России предстоят великие исторические свершения. Воплощением могучего взлета жизненной энергии, устремленности в будущее является образ Руси, подобно птице – тройке, мчащейся в необъятную даль. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая и необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановится пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что это за неведомая сила заключена в сих.. . конях? Эх, кони, кони, что за кони? Вихри ли сидят в ваших гривах? ..Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный на куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и дают ей дорогу другие народы и государства» . Лирическое отступление построено на контрастах и сопоставлениях: стремительно летящие дороги, версты, кибитки, лес – и вихрем летящая тройка; простой ярославский мужик – и великий мастер; «борода да рукавицы» – и необыкновенное искусство ямщика. И композиция всего лирического отступления построена на сравнении: крылатая тройка – и Русь, летящая вперед, в будущее. Дорога и путь это одна из главных тем поэмы. «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героями всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров» – говорил Гоголь. Потому что это и житейский путь и творческий путь автора. Дорога это символ, по которому летит Русь среди других городов и государств. Неисповедимы пути ее, дороги искривленные, глухие, узкие, непроходимые заносят далеко от главного пути, но все равно она «мчится вся вдохновенная Богом» на встречу благополучия и совершенства. Пути в поэме это нечто иное как отображения житейского пути Чичикова, и творческий путь автора.
    У Чичикова этот путь можно представить в виде замкнутого круга. Он все время стремиться к жизни « как у людей» любящая жена и дети, богатое поместье, праздное безделье, очень напоминает жизнь Манилова. Вот только средства к достижению цели, герой подобрал не важные. Быть может он сам и не виноват, вероятно, его испортило окружение. Отец наказывал маленькому сынишке, беречь копейку, идти на все, чтоб понравиться начальству. Вся жизнь Чичикова, изображенная в поэме, сводиться к одному – желанию разбогатеть. В характере героя не все контролируется и измеряется приобретательским духом. Вчитываясь в записки о мертвых мужиках, он каждого из них представляет, каждого наделяет характером. Во всех его аферах чувствуется некий перебор. Быть может это от русской задорности и желания рискнуть.

  7. Сочинение по литературе. приёмом, отправляя своего главного героя и главного мошенника Павла Ивановича Чичикова в путешествие. На широких просторах России царит беззаконие. Чичиков, осуществляя свой грандиозный план покупки мёртвых душ, Но пошлость всего вместе испугала читателей. Читать сочинение online по теме Тема дороги в поэме Мертвые души Гоголя. 2) Путешествие с Чичиковым по России – прекрасный способ познания жизни. Лирические отступления о Руси, связывают вместе темы дороги.

    Подготовка к выпускному экзамену по литературе. Н. В. Гоголь.

    А как же помещичья Россия? Путешествуя вместе с Чичиковым по Рецензия. Сочинение «Путешествие по России» написанное в жанре путешествия. Сочинение по произведению Мёртвые души Гоголь: Оформление купчей в путешествия главного героя Павла Ивановича Чичикова по югу России с без прикрас показывает жизнь современной ему России и, вместе с тем.
    Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание. Тема. Разработка темы сочинения «Путешествие по России с П. И. Чичиковым» Путешествие с П. И. Чичиковым по России – это прекрасный способ познания. Но главный путь с постижению России – познание природы русского человека. Действие развивается по мере путешествия Чичикова. «Пушкин находил. вспоминал Гоголь – что дает полную свободу изъездить вместе с героем.

  8. особые патриотические настрои н.в. гоголя и прекрасная возможность показать свою любовь к родной руси вызвали в авторе огромное желание создать такую грандиозную поэму «мертвые души». при «дорожной темы», которая встречается в каждой главе поэмы, писатель показывает нам прекрасные пейзажи, внедряет образы дороги, птицы-тройки. и все это для того, чтобы как можно ярче и глубже раскрыть образ самой россии.
    ее земли вдоль и в поперек расчерчены дорогами, с мосточками, с закаулками, с пнями и кочками. именно в дороге по россии на автора находило творческое вдохновение, и он мог творить, создавать свои славные произведения.
    в тексте поэмы «мертвые души» автор часто использует слова «», «россия». уже в начале поэмы мы знакомимся с персонами двух мужиков. читатель и так понимает, что эти герои , но писатель подчеркивает этот факт неоднократно.
    простой люд он наделяет такими особенными и свойственными только человеку качествами – естественностью, честностью, чистотой души и помыслов. давая описание всем персонажам поэмы, н.в. гоголь в каждом из них подчеркивает национальность.
    о главном герое чичикове он пишет такие строки: «какой же не любит быстрой езды». помещика собакевича он сравнивает с богатырем. этот образ хоть и карикатурный, но, все–таки, напоминает нам об истинных могучих богатырях, которые странствуют по руси–матушке.
    автор поэмы выбирает сатирическую форму описания героев поэмы – помещиков, которые правили и торжествовали в то время. сам гоголь замечает тот факт, что комедийное изображение образов выходит у него намного лучше, чем у остальных писателей того времени. именно поэтому, россия в тексте поэмы «мертвые души» наполнена своенравными, эгоистичными, бездушными героями, которые совершают низкие поступки и совершено не стыдятся этого.
    название поэмы «мертвые души» делает ее героев призраками. критики замечают, что вся жизнь россии, народа того времени была призрачной и абсурдной. поэтому, такое название как никогда подходит к внутреннему тексту и смыслу поэмы. россия – это особый мир для поэта. он пытается найти в ней множество ответов на свои вопросы. но, она молчит. россия – это родной край автора, и, к большому сожалению, он наполнен именно такими героями, с которыми мы встретились в тексте поэмы.

  9. Главный герой Чичиков колесит по городам и весям необъятной Руси, встречается с различными людьми, договаривается о сделках. А за ними следует и “немолчно” раздается “тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине”, “от моря и до моря”, песня. Это голос самой России, той самой живой крестьянской Руси, чьи беды и радости “вьются непостижимо” около сердца. Вот, например, гуляет ватага бурлаков: “хороводы, песни, кипит вся площадь”. А настанет время, уйдут с первыми судами бурлаки и “дружно, как прежде гуляли и бесились”, примутся “за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”. Описание бескрайности просторов, на которых трудятся мужики, бесконечности песни, под звуки которой они рождаются, женятся и умирают, переходят у Гоголя в рассуждения о будущем народа: “Здесь ли не быть богатырю, когда е?…?ть место, где развернуться и пройтись ему?” Здесь мы видим восхищение автора бескрайними полями и степями, бесконечными дорогами России.
    Гоголь не отделяет помещиков и чиновников от народа. И Манилов, и Собакевич, и Плюшкин, и Коробочка; и Петрушка с Селифаном, и два мужика, спорящие, доедет ли колесо до Москвы, – часть русского народа. Но не лучшая часть. Истинный образ народа видится в описании умерших крестьян, ими восхищаются и автор, и Чичиков, и помещики.
    Их уже нет, но в памяти людей, их знавших, они приобретают былинный облик. И сам Павел Иванович, разглядывая списки купленных крестьян, словно видит их наяву, и каждый мужик получает “свой собственный характер”.”Пробка Степан, плотник, трезвости примерной” – читает он и начинает представлять: “А! Вот он… тот богатырь, что в гвардию годился бы!” Дальше говорит о том, что Степан исходил с топором все губернии, съедал хлеба на грош, а в поясе приносил рублей по сто. На протяжении нескольких страниц знакомимся мы с разнообразными судьбами простых людей. Мы видим русский народ полным сил, талантливым, живым, бодрым.
    С восторгом говорит писатель и о живом, метком русском слове, что вырывается из-под самого сердца. Гоголь рисует будущее России: “Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?

  10. О Родине думаю я,
    О ее притяженье.
    С. Щипачев
    Россия… Как много она значит для многих из нас. Как бы в Дальнейшем ни складывалась наша жизнь, всегда в уголке нашего сердца, нашей души будет она с нами. Чувство Родины, России… Что оно значит для нас? Россия — это и наш дом, и мама, и та улица, на которой мы выросли, и наш горячий русский хлеб с солью. Русская душа — такая широкая, прямая, эмо-
    циональная. Помните у Гоголя: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?» Тройка — это не только Русь, но и ее природа, ее села и города, это все русское. В каждом настоящем русском человеке с самого рождения заложен дух патриотизма; и авторы, писавшие о России, и их герои — великое тому подтверждение. А.Н. Радищев, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь — авторы таких произведений, как «Путешествие из Петербурга в Москву», «Герой нашего времени», «Мертвые души», — какою они видели Россию?
    «Путешествие из Петербурга в Москву». Путешественник — сам автор. Рассказывая о том, что он видел по дороге из Петербурга в Москву, он показал всю российскую действительность, обличая одних и сочувствуя другим. Лейтмотивом этой книги является любовь к Родине, ненависть к крепостничеству.
    Вот одна из станций — Любани. И сразу мы видим безотрадную картину жизни простого народа. Путешественник рассказывает о крестьянине, пашущем попеременно на двух лошадях, чтобы давать им отдых. А вот самому ему отдыхать некогда: надо отработать барщину, а в воскресенье работать на себя, чтобы кормить семью. «Мы не господа, чтобы и нам гулять», — говорит крестьянин. Путешественник видит и тяжесть, и непродуктивность такого труда и возмущен тем, насколько крестьянин бесправен: «Страшись, помещик жесткосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».
    Останавливаясь на другой станции, Радищев видит и показывает нам, как крепостное право не только губит народ, но и развращает дворян.
    Грустно нам это путешествие по родной земле, плачет русская душа над тяжелой судьбой Родины. Но еще грустнее нам от путешествия гоголевского Чичикова в поэме «Мертвые души».
    Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми социальными проблемами и противоречиями, помещичий и чиновничий мир, мир «мертвых душ», всю трагедию народа.
    Многие страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России, ее будущему.
    Вот царство чиновников, которое мы увидели из путешествия Чичикова по России. Не случайно город, где остановился герой Гоголя в начале своего путешествия, автор назвал город N. Эта буква N означает, что во времена писателя таких обезличенных городов было много, все они были типичны и похожи друг на друга.
    Царство чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия «Мертвые души» к городу: «Все… прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от глаголов «полежать» и «завалиться», которые в большом ходу у нас на Руси)».
    Мы видим ленивую Русь не только в образах помещиков, но в облике самого города. «Он заглянул в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками снизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских жителей зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в газетах.
    А как же помещичья Россия? Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам поэмы, видим, что реально существующие помещики на самом деле являются «мертвыми душами». Поместье Манилова — парадный фасад России. Внутри дома пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается расточительная праздность. Без всякой цели существования прожигает жизнь Ноздрев. Скупость Плюшкина обратилась в расточительство. Жизнь Коробочки — это олицетворение скопидомства в России.
    Получается, нет «живых душ» в городе N и в его округе? Что же, нет их и на Руси, вымерла она?
    А как же крестьяне? Герцен говорил, что в поэме Гоголя проступают «позади мертвых душ — души живые». Простой русский народ талантлив, а Чичиков этого не замечает на протяжении всего своего путешествия, потому что он сам — «мертвая душа». «Проницательный же читатель» обязательно это заметит. Каретник Михеев, плотник Степан Пробка — их талантливость открывается в их сноровистости, в широте и щедрости души, в ярости и безудержном веселье. «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь». Живая сила народа подчеркнута и нежеланием крестьян терпеть гнет. Доказательство тому — убийство заседателя Дробяжкина, массовое бегство от помещиков.
    Искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых душ». Гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. «Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью!»
    Н.В. Гоголь безгранично, беспредельно любил Родину, не представлял своей жизни без нее, и поэтому, путешествуя по России вместе с Чичиковым, он описывает бескрайние просторы России, лирические пейзажи, которые так любы нам, сегодняшним читателям.
    Вместе с тем мы видим и реальные картины жизни, которые на фоне прекрасной природы кажутся особенно горькими. «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» — восклицает Гоголь, думая о возможностях Родины, ее развитии. Не случайно он говорил, что «…сюжет «Мертвых душ» хорош… тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию…». Ведь дорога, путь, движение у Гоголя — это не только прямое значение, но и переносное, связанное с мыслью о возрождении и совершенстве как России в целом, так и каждого человека в отдельности. Но это в будущем. А может быть, говоря словами В. Астафьева, сам «Гоголь весь в будущем»? Будущее России страстно и неудержимо вторгается в изображение действительности, существующей на страницах книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Счастливое будущее… Совсем недавно я смотрела фильм «Окно в Париж». Это очень умный и глубокий фильм. В нем есть один эпизод. У бывшего русского музыканта, живущего в Париже, появилась возможность вернуться в свой родной город. Он всегда много говорил о том, как не хватает ему той комнаты в коммунальной квартире на Садовой улице в Санкт-Петербурге. Когда же музыкант вернулся туда, то он испугался. И это очень горько. Горько, что русская душа мельчает. К сожалению, социальные и бытовые проблемы заставляют покидать пределы России умных, талантливых людей.
    «Русь! куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

  11. Сожаления о том, что Н. В. Гоголь сжег второй том «Мертвых душ» и не написал третий, давно уже стали общим местом. На самом деле интуитивно понятно, что поэма возможна только в том виде, в каком мы ее знаем, — в виде первого тома. Это совершенное и абсолютно законченное произведение с замечательным сюжетом, авантюрной интригой и счастливым концом. Герой с ларцом, полным купчих, отправляется в грядущее, и его провожает авторский гимн России, птице-тройке и дорогам. Прочитав книгу, я заглянул, как водится, в самый конец ее и обнаружил прямо перед оглавлением две странички, озаглавленные так: «Заметки к 1-й части». Две фразы, на которые я наткнулся в них, поменяли смысловые полюса поэмы и заставили меня снова перелистать ее страницы.
    Вот первая фраза: «Идея города. Возникшая до высшей степени пустота». А вот другая — «Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью».
    В связи с этим внимание мое привлекли путешествия главного героя поэмы. Первое из них — явное, за мертвыми душами, занимает почти половину книги. Второе — скрытое, происходит в одиннадцатой главе поэмы. Чичиков засыпает, покинув город NN, и, пока он спит, автор скороговоркой рассказывает нам историю его жизни и, в частности, проговаривается о поездке маленького Пав- луши в город на учебу.
    Первое путешествие происходит следующим образом. Чичиков, выехавший из города NN рано утром, в первой половине дня навещает Манилова и, совершив там «негоцию», отправляется к Соба- кевичу. Однако пьяный Селифан завозит его невесть куда. Среди ночи мокрый и грязный Павел Иванович попадает к Коробочке, где ночует. Утром, сговорившись с туповатой помещицей о покупке, выезжает на дорогу и в трактире встречает Ноздрева. Тот зазывает Чичикова в гости. Чичиков проводит у Ноздрева весь следующий, второй, день, ночует, а утром, только случайно не оказавшись битым и «трухнув порядком», наезжает к Собакевичу. Обедает, совершает очередную «негоцию» и отправляется к Плюшкину, от которого вечером возвращается в город, в гостиницу. Таким образом, путешествие занимает три полных дня. В галерее персонажей, которых мы наблюдаем вместе с Павлом Ивановичем, есть некоторая недостаточность, налет мистификации. Дело в том, что не все портреты в галерее подписаны. А если подписаны, то не полностью, а через одного, по мере их поступления на страницы книги.
    Первый — Манилов — без имени-отчества. Одна фамилия и глаза «сладкие, как сироп».
    Потом Коробочка, уже Настасья Петровна, и готова, между прочим, нашему герою «перед сном пятки почесать».
    Дальше — Ноздрев. Опять без имени-отчества, и все не как у людей. Даже борода на груди растет.
    Потом — Собакевич, конечно Михаил Семенович. За три страницы поэмы всего два слова сказал и оба — «Прошу».
    И наконец, — Плюшкин, просто Плюшкин. Хотя окольными путями, через отчество единожды упоминаемой в разговорах его дочери, можно сделать вывод, что зовут его Степан.
    Попав к Плюшкину, Павел Иванович угодил в прореху, в черную дыру, в пустоту. Он провалился неизвестно куда, в город NN, туда, где вечный бал, где если что и происходит, то непонятно что; где прокурор умирает оттого, что «думать стал». Так заканчивается первое путешествие Чичикова. Ямой и дырой.
    И герой наш трудно, тяжело, как муха из клея, через болезнь из NN все-таки уезжает. Бежит, как гарун, назад и в мир вываливается, прижимая к груди заветный ларчик с купчими. С вечно пьяным Селифаном на облучке и Петрушкой на закорках. Косятся на них другие народы и государства и дают дорогу.
    Другое путешествие Павла Ивановича занимает в поэме несколько строк. Едет маленький Чичиков в город. «На сороке тащились они полтора дня с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом… и только на третий день утром добрались до города». Чичиков как бы вываливается из небытия и является миру и жизни. Недаром это происходит утром, на заре, при начале существования, в отличие от первого путешествия, которое заканчивается ночью, провалом и пустотой.
    Гоголь подчеркивает синхронизм этих событий тем, прежде всего, что каждое путешествие совершается в три дня. Но первое является как бы зеркальным отражением второго и заканчивается, по мысли автора, смертью.
    Путешествие — важный и существенный мотив всякого эпоса, мифа, сказки, интеллектуальной авторской литературы. Его смыслы и содержание определяют противоположности: «рождение — умирание», «жизнь — смерть». Творчество Н. В. Гоголя вплотную приближено к фольклорным традициям и часто само является мифотворчеством. Поэтому оба путешествия неслучайны в поэме. Одно из них происходит в перевернутом мире, другое в правильном. Чтобы отделить ложь от истины, Бога от черта, Гоголь отправляет героя в третье и последнее: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух»…

  12. Данте, изобразить путь Чичикова сначала в “аду” – I том, затем “в чистилище” – II том и “в раю” – III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации .К галерее помещиков, которые являются по существу “мертвыми душами”, примыкают и губернские чиновники. Сквозь всю поэму пронесен образ- символ- дорога. Дорога предстает в своем прямом, реальном значении, это проселки по которым колесит бричка Чичикова. На мой взгляд, бричка это ни что иное, как вся Русь, ей достаются ухабы, пыль, грязь. Огромны пространства России, здесь не сложно и заблудиться. Путешествием Чичикова «правит» не только его кучер, но еще и случай ( например поездка к Коробочке) . Если придерживаться аналогии бричка – Русь, то получается что русский путь невозможен без случайных поворотов судьбы. Гоголь очень любил Россию и верил в нее. За «мертвыми душами» писатель видел души живые. Но путь развития России не был ясен Гоголю. Русь не дает ему ответа на постоянно повторяемый вопрос: «Куда же несешься ты? » Гоголь был убежден в том, что России предстоят великие исторические свершения. Воплощением могучего взлета жизненной энергии, устремленности в будущее является образ Руси, подобно птице – тройке, мчащейся в необъятную даль. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая и необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановится пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что это за неведомая сила заключена в сих.. . конях? Эх, кони, кони, что за кони? Вихри ли сидят в ваших гривах? ..Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный на куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и дают ей дорогу другие народы и государства» . Лирическое отступление построено на контрастах и сопоставлениях: стремительно летящие дороги, версты, кибитки, лес – и вихрем летящая тройка; простой ярославский мужик – и великий мастер; «борода да рукавицы» – и необыкновенное искусство ямщика. И композиция всего лирического отступления построена на сравнении: крылатая тройка – и Русь, летящая вперед, в будущее. Дорога и путь это одна из главных тем поэмы. «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героями всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров» – говорил Гоголь. Потому что это и житейский путь и творческий путь автора. Дорога это символ, по которому летит Русь среди других городов и государств. Неисповедимы пути ее, дороги искривленные, глухие, узкие, непроходимые заносят далеко от главного пути, но все равно она «мчится вся вдохновенная Богом» на встречу благополучия и совершенства. Пути в поэме это нечто иное как отображения житейского пути Чичикова, и творческий путь автора.
    У Чичикова этот путь можно представить в виде замкнутого круга. Он все время стремиться к жизни « как у людей» любящая жена и дети, богатое поместье, праздное безделье, очень напоминает жизнь Манилова. Вот только средства к достижению цели, герой подобрал не важные. Быть может он сам и не виноват, вероятно, его испортило окружение. Отец наказывал маленькому сынишке, беречь копейку, идти на все, чтоб понравиться начальству. Вся жизнь Чичикова, изображенная в поэме, сводиться к одному – желанию разбогатеть. В характере героя не все контролируется и измеряется приобретательским духом. Вчитываясь в записки о мертвых мужиках, он каждого из них представляет, каждого наделяет характером. Во всех его аферах чувствуется некий перебор. Быть может это от русской задорности и желания рискнуть.

  13. Гость
    Данте, изобразить путь Чичикова сначала в \”аду\” – I том, затем \”в чистилище\” – II том и \”в раю\” – III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации .К галерее помещиков, которые являются по существу \”мертвыми душами\”, примыкают и губернские чиновники. Сквозь всю поэму пронесен образ- символ- дорога. Дорога предстает в своем прямом, реальном значении, это проселки по которым колесит бричка Чичикова. На мой взгляд, бричка это ни что иное, как вся Русь, ей достаются ухабы, пыль, грязь. Огромны пространства России, здесь не сложно и заблудиться. Путешествием Чичикова «правит» не только его кучер, но еще и случай ( например поездка к Коробочке) . Если придерживаться аналогии бричка – Русь, то получается что русский путь невозможен без случайных поворотов судьбы. Гоголь очень любил Россию и верил в нее. За «мертвыми душами» писатель видел души живые. Но путь развития России не был ясен Гоголю. Русь не дает ему ответа на постоянно повторяемый вопрос: «Куда же несешься ты? » Гоголь был убежден в том, что России предстоят великие исторические свершения. Воплощением могучего взлета жизненной энергии, устремленности в будущее является образ Руси, подобно птице – тройке, мчащейся в необъятную даль. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая и необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановится пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что это за неведомая сила заключена в сих.. . конях? Эх, кони, кони, что за кони? Вихри ли сидят в ваших гривах? ..Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный на куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и дают ей дорогу другие народы и государства» . Лирическое отступление построено на контрастах и сопоставлениях: стремительно летящие дороги, версты, кибитки, лес – и вихрем летящая тройка; простой ярославский мужик – и великий мастер; «борода да рукавицы» – и необыкновенное искусство ямщика. И композиция всего лирического отступления построена на сравнении: крылатая тройка – и Русь, летящая вперед, в будущее. Дорога и путь это одна из главных тем поэмы. «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героями всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров» – говорил Гоголь. Потому что это и житейский путь и творческий путь автора. Дорога это символ, по которому летит Русь среди других городов и государств. Неисповедимы пути ее, дороги искривленные, глухие, узкие, непроходимые заносят далеко от главного пути, но все равно она «мчится вся вдохновенная Богом» на встречу благополучия и совершенства. Пути в поэме это нечто иное как отображения житейского пути Чичикова, и творческий путь автора.
    У Чичикова этот путь можно представить в виде замкнутого круга. Он все время стремиться к жизни « как у людей» любящая жена и дети, богатое поместье, праздное безделье, очень напоминает жизнь Манилова. Вот только средства к достижению цели, герой подобрал не важные. Быть может он сам и не виноват, вероятно, его испортило окружение. Отец наказывал маленькому сынишке, беречь копейку, идти на все, чтоб понравиться начальству. Вся жизнь Чичикова, изображенная в поэме, сводиться к одному – желанию разбогатеть. В характере героя не все контролируется и измеряется приобретательским духом. Вчитываясь в записки о мертвых мужиках, он каждого из них представляет, каждого наделяет характером. Во всех его аферах чувствуется некий перебор. Быть может это от русской задорности и желания рискнуть.
    Ответ ни кто не комментировал

  14. Одним из писателей, отправивших своих героев в путешествие по России, является Николай Васильевич Гоголь. Герои двух его произведений совершают поездки по России. В комедии “Ревизор” Хлестаков едет из Петербурга в поместье отца, а в поэме “Мертвые души” Чичиков разъезжает по России, скупая души умерших крестьян. Но в “Мертвых душах” автор дает более полное описание России: если в комедии автор ограничивается описанием уездного города, то в поэме он описывает и губернский город NN. и деревни помещиков, этим писатель вводит в повествование и сельские районы (Россия — это не только города, но и деревни).
    Следует отметить, что Гоголь ни в том, ни в другом произведении не указывает, в каком городе происходит действие. Это сделано для того, чтобы показать — картина города NN и его окрестностей типична для России. Писатель сам говорит о том, что “город никак не уступал другим губернским городам”, то есть был на них похож. Главное, что в нем сразу же бросается в глаза, — это “желтая краска на каменных домах” и “серая на деревянных”. Желтый цвет символизирует болезненное, нездоровое состояние, а так как этим цветом выкрашены каменные дома, принадлежавшие людям, которые управляли городом, то и их хозяева тоже больны. Серый цвет деревянных домов обывателей говорит о серости и забитости народных масс.
    Город застроен беспорядочно. Гоголь пишет, что “местами дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы и нескончаемых деревянных заборов; местами сбивались в кучу…”. В этом, по-моему, проявляется нелюбовь жителей к порядку. В комедии “Ревизор” один из героев говорит, что если построить забор, то вокруг него сразу вырастают кучи мусора. Так как образ города в этих произведениях (“Ревизор” и “Мертвые души”) является обобщенным образом всех городов, то можно сказать, что дома, затерянные среди “нескончаемых заборов”, погрязли в горах мусора. Замечание писателя о том, что “мостовая везде была плоховата”, свидетельствует о невыполнении начальством своих обязанностей. Жители города также не утруждают себя наведением порядка. Это подтверждают облезлые, “почти смытые дождем” вывески с кренделями и сапогами. Город, описанный Гоголем, выглядит больным, грязным и неопрятным.
    Следующим пунктом путешествия Чичикова является деревня. Российская деревня изображается также отвратительной. Во время поездки Чичикова к Манилову писатель дает сельский пейзаж. Это достаточно унылая картина: “…по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор”. Это состояние природы полностью соответствует состоянию деревни. Про дома крестьян автор пишет, что это “постройки, похожие на старые складенные дрова, покрытые крышами с разными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников”. Такая бесформенность крестьянских домов говорит о их непритязательности, возможности жить в самых тяжелых условиях, но одновременно и о низком культурном уровне, так как жить в домах, похожих на сараи, могут животные, а не люди. Показательно в этом плане то, что вместе с людьми в одном строении живут животные (“Бабы с толстыми лицами и перевязанными грудями смотрели из верхних окон; из нижних глядел теленок или высовывала слепую морду свою свинья”). Слова автора, что это “виды известные”, говорят о типичности такой картины. И все-таки между деревнями существует различие. Это связано прежде всего с характером помещика, который ею владеет. Так, деревня Собакевича поражает тем, что дома мужиков “срублены были на диво … все было пригнано плотно и как следует”. Даже колодцы были сделаны из такого крепкого дуба, который шел “на мельницы да на корабли”. А у Плюшкина все деревянные строения отличаются “особенной ветхостью”: “бревно на избах было темно и старо”, “многие крыши сквозили, как решето”, “окна в избенках были без стекол”, все строения “покосились и почернели даже не живописно”. Но деревни помещиков объединяет беспорядочность расположения домов. Это присуще владениям Манилова, Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Про расположение изб в деревне Коробочки Гоголь написал, что они были “выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы”.
    Во время путешествия Чичикова Николай Васильевич постепенно раскрывает свое отношение к крестьянам. Нельзя сказать, что он идеализирует русский народ. Но в лирических отступлениях автор пишет, что наш народ носит в себе залог сил, “полный творящих способностей души”. И это проявляется в “собственном слове” народа, потому что оно часть его “собственного характера”. Писатель говорил, что “нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово”. Так как слово есть часть “собственного характера” народа, то русский народ тоже бойкий, сердечный.
    Из путешествия Чичикова можно сделать вывод, что Россия — страна грязная, необустроенная, но у нее великолепный народ.
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *