Сочинение на тему н в гоголь тарас бульба

14 вариантов

  1. Главная черта Тараса Бульбы – его глубочайший патриотизм. Этот человек живет и дышит им. Встречая своих сыновей после долгого расставания, он испытывает боевые качества старшего вместо отцовских объятий. Это было суровое время и оно диктовало свои правила. Мужчина должен был быть бесстрашным воином, казаком.
    Однако в произведении описываются не только сильные и смелые воины, автор развернуто и ярко рисует красивейшие образы родных для Бульбы краев. Эту прекрасную страну и защищают казаки.
    Старший сын Тараса Остап – его гордость, он настоящий воин своего времени. Этот герой описан отважным, сильным и спокойным. Он предан освобождению Малороссии от шляхты. Важнейшее занятие для Остапа – это ратное дело, и кроме этого его ничто больше не интересует. Он погибает, как настоящий герой, оставаясь верным своему делу.
    Второй сын Андрий из-за своей любви становится в глазах отца предателем. Образ Тараса приближен к библейским героям, это можно проследить в сцене казни младшего сына. Вся его жизнь была положена на служение отчизне, он уничтожал врагов твердо, и так же безжалостно казнил сына-предателя.
    Исход жизни самого Бульбы полон героизма и беззаветной любви к братьям по оружию. Он не боится мучительной смерти, герой лишь полон желания помочь своим отважным соратникам, которые попали в беду. Старый казак спасает их в надежде на то, что товарищи продолжат великое дело, на которое он положил всю жизнь.
    Эта повесть, на мой взгляд, в некотором смысле актуальна и сегодня. В ней описаны сильные характеры, непростые жизненные пути и человеческие взаимоотношения. Думаю, у героев есть чему поучиться.

  2. Тарас Бульба – краткое содержание произведения
    Остап и Андрий (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба”)
    Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (1)
    Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого
    Обращение к историческому прошлому в повести «Тарас Бульба»
    Тарас Бульба – народный герой
    Характерные черты казачества в личности Тараса Бульбы
    Краткая характеристика произведения “Тарас Бульба”
    Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя
    Характеристика Остапа и Андрия
    Своеобразие и события повести Гоголя «Тарас Бульба»
    Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев в повести «Тарас Бульба»
    Образ Тараса Бульбы – воплощение ратного духа запорожцев
    Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»
    Иллюстрация художника Боклевского «Тарас Бульба»
    Конкретно исторические события, лежащие в основе произведения
    Степь как образ Родины в повести Гоголя «Тарас Бульба»
    Тарас Бульба
    Герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
    Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Гоголя «Тарас Бульба»)
    Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба»
    Жанровый стиль повести Гоголя «Тарас Бульба»
    Творческая история создания «Тараса Бульбы»
    Характеры двух братьев в повести Тарас Бульба
    Запорожская Сечь знаменитое казацкое братство
    Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба»
    Запорожская Сечь описание быта и традиций казачества
    Тарас Бульба настоящий боевой товарищ
    Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»
    «Тарас Бульба» в контексте истории
    Отображение патриотизма в эпической повести «Тарас Бульба»
    Отображение патриотизма в эпической повести «Тарас Бульба»
    Анализ финальной сцены
    Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
    Казацкая героика в творчестве Гоголя
    Запорожская Сечь и её герои в повести «Тарас Бульба»
    Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
    Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба»
    Описание персонажей Гоголя: характеристика Остапа и Андрия
    Жанр произведения Гоголя «Тарас Бульба»
    Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (3)
    Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести.
    Казаки или как писать сочинение по повести «Тарас Бульба»
    Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев
    Историческая повесть
    Казацкому роду нет перевода (по произведению «Тарас Бульба»)
    Образ Андрия
    Тема верности и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
    ТАРАС БУЛЬБА – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ.
    Тарас Бульба — полковник
    Редакции и издания повести «Тарас Бульба»
    Личность и народ в повести «Тарас Бульба»
    Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба»
    Казацкому роду нет перевода (по произведению «Тарас Бульба»)
    Духовное и телесное в повести «Тарас Бульба», как выражение поэтики Н. В. Гоголя
    Краткие комментарии раскрывающие типичность Тараса Бульбы
    Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
    Можно ли считать Тараса и сыновей героическими натурами готовыми к подвигу
    Остап и Андрий
    Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2)
    Чем продиктовано решение Тараса вести сы­новей в Запорожскую Сечь
    В каких сценах поэтически воплощается тема массового героизма и патриотизма
    Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
    Андрий Бульбенок (Бульбенко)
    Герои Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»
    Повесть «Тарас Бульба» посвященная героической жизни народа
    “Поэма великих страстей” (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя “Тарас Бульба”
    Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба»
    Школа и жизнь на примере образов Остапа и Андрия
    Образ главного героя в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба»
    “Тарас Бульба – патриот русской земли”
    Размышления над речью Тараса Бульбы
    Битва под Дубной, решающее испытание для Остапа и Андрия
    Образ Тараса Бульбы – воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”)
    Остап и Андрий «Тарас Бульба»
    История создания повести «Тарас Бульба»
    Два сына две судьбы (сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея)
    Сравнение характеристик сыновей Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя
    Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
    Историческая повесть «Тарас Бульба»
    Историческая тематика в творчестве Гоголя
    Материал для изучения повести Гоголя «Тарас Бульба»
    Черты романтизма и историзма в рассказе Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
    Юмор в повести «Тарас Бульба»
    Особенности поэтики повести «Тарас Бульба»
    Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (1)
    Душевное состояние Андрия во время встречи с полячкой
    Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») (2)
    Образ народа в повести
    Тарас Бульба – герой вдохновенной поэмы
    Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации
    Боевое товарищество в повести «Тарас Бульба»
    Образ Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба»
    Жизнь Тараса Бульбы
    Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
    Запорожский казак Тарас Бульба главный герой одноименной повести Гоголя
    Образ Тараса Бульбы воплощение ратного духа запорожцев
    Трагичные судьбы Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
    Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба»
    Исторические источники в создании повести «Тарас Бульба»
    Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»
    Как писать сочинение по повести «Тарас Бульба»
    Тема Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба»
    Исторические источники в создании повести «Тарас Бульба»
    Сравните поведение двух братьев — Остапа и Андрия — во время обучения в бурсе
    Мой любимый литературный герой
    Запорожская сечь — воплощение мечты народа о вольной жизни
    Как относится автор к Андрию
    Остап и Андрий (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба”)
    Душевная сущность Тараса и Остапа в повести «Тарас Бульба»
    Тарас Бульба – Главный герой
    Образ матери в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”
    Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба»1
    Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба»
    История создания повести «Тарас Бульба»
    Поход запорожцев под Дубно
    Герои повести “Тарас Бульба”
    Отображение исторических событий в повести Гоголя «Тарас Бульба»
    Какие чувства у нас вызывают Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба»
    Украина и народ в повести Гоголя «Тарас Бульба»
    Взаимосвязь образа Тараса Бульбы и народа
    Героическое, возвышенное начало в борьбе казаков за независимость (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
    Жизнь Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя
    Тарас Бульба и его сподвижники
    Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем
    Идейный пафос «Тараса Бульбы»
    Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба»
    Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба»

  3. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом “чужих” – иноверцев, иноземцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап словно вырублен из цельного куска камня, его характер дан готовым в своей основе, и развитие его – это прямая, в высшей точке подвига обрывающаяся смертью.
    В отличие от Остапа Андрий был более привязан к мирной жизни, полной разнообразных наслаждений. С самой ранней юности он начал ощущать «потребность любви» . Именно любовь заставляет Андрия совершить преступление, перейти на сторону врага. Для него воплощением любви становиться прекрасная панночка: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты!… и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну! » Андрий готов был служить паночке до последней капли крови. Из – за любви козак предаёт свою отчизну: «А что мне отец, товарищи и отчизна? Так если ж так, вот что: нет у меня никого! Никого, никого!» . Андрий отказался от своей родины, от верности своему народу, от отца и брата.

  4. Тарас Бульба –
    главный герой одноименной повести Н. Гоголя. Это запорожский полковник, который
    воплотил в себе лучшие черты украинского казачества. Он мужественный и отважный
    воин, который прославил себя во многих боях. Главное для него – оборона веры и
    Отчизны. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия.  Этому
    он посвятил всю жизнь.
    У Тараса есть 2
    сына – Остап и Андрей. Они почти ровесники, молодые, сильные ребята. Учились в
    Киевской академии. У  Остапа характер был суров, он не прощал оскорблений.
    Андрей учился легко,  ценил красоту, не был равнодушным к женщинам. Отчего и
    пострадал.
    Бульба был упрям
    страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый
    15 век.  Он был отважным и все ему было по плечу – и битва и ремесла. В нем был
    сильный воинский дух.  Он был всегда в центре битвы, ободрял и поддерживал
    казаков, давал им советы. Речь у Бульбы яркая, ироничная, выразительная. Он
    всегда говорит то, что думает.
    Вся жизнь Тараса
    была неразрывно связана с Сечью. Служению товариществу, Отчизне он отдавал
    всего себя безраздельно. Ценя в человеке, прежде всего его мужество и
    преданность идеалам Сечи, он был беспощаден к изменникам и трусам.
    Когда Тарас
    увидел, как его родной сын Андрей убивает казаков-запорожцев, он ощутил свою
    огромную вину перед ними и Родиной. И никакая сила родительской любви не
    помешала страшному его приговору: «Я тебя породил, я тебя и убью».
    Мы наблюдаем в произведении,
    что Автор симпатизирует герою. Он одобряет его поступки. Он создал образ
    отважного и справедливого казака, который является патриотом своей Родины.
    Я считаю, что Тарас
    Бульба – народный герой. Смелый и бескомпромиссный, безжалостный к предателям и
    справедливый к своим соратникам.

  5. Повесть «Тарас Бульба» – одно из самых совершенных творений Н. В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для таких людей нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести – Тараса Бульбы.
    Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его «нежба» – чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».
    Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, «точно необыкновенное явление русской силы».
    Тарас Бульба – это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его отличали «умение двигать войском и сильная ненависть к врагам». Вместе с тем Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделяла среди них.
    Образ Тараса воплощает в себе удал и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нет нет ничего эгоистического, мелкого, корыстно го. Его душа проникнута лишь одним стремлением – к свободе. Вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душа: предателей: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языкоь своим; свой народ продают…».
    Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью, Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценит в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.
    Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизме знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. Затерявшись в толпе чужих людей Тарас смотрит, как выводят на лобное месте его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда Е его сердце?» – восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: «Добре, сынку, добре!».
    Столь же крупно и выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андреем. Любовь не принесла Андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…». Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать.
    Писатель рисует огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерть позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.

  6. Повесть выдающегося классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» описывает драматическую историю борьбы украинского народа за освобождение от польского гнёта. Будучи украинцем по происхождению, Н.В. Гоголь красочно раскрывает глубинные традиции, поверья и обычаи запорожских казаков.
    В центральном образе повести, Тарасе Бульбе, собраны лучшие качества патриота своей земли. Суровый воин, с длинными казацкими усами и трубкой готов отдать свою жизнь, защищая Родину, честь и достоинство своего народа. Опасности и страшные потери только закаляют отважного героя. Семейному размеренному порядку Тарас Бульба предпочитает вольную, независимую и бурную казацкую жизнь. В Запорожской Сечи его избирают атаманом, где раскрывается бесценный талант мудрого, честного и отважного командира.
    Остап и Андрий – любимые сыновья, родительская гордость и достойные наследники. Но одной отцовской любви не достаточно, чтобы заслужить уважение и добрую память. Каждый из сыновей выбирает свою дорогу, мотивируясь своими принципами, страхами и убеждениями.
    Так, старший сын Остап, смертью героя погибает от рук врагов. Он доказывал верность и преданность Украине острой, проворной саблей в жестоких боях против польских захватчиков. Отец мужественно переживает смерть сына, не отступив от идеалов, за которые боролся до конца своих дней.
    Запорожская Сечь воспитывала храбрых, свободных и верных воинов. Республика категорически не признавала слабость духа, жадность и трусость. Андрий славно показал себя в первом бою, но чувство наживы и панический страх за свою жизнь взяли вверх. Младший сын переходит на сторону Речи Посполитой. Отец, породивший врага Родины, собственными руками убивает Андрия. Родительское сердце разорвалось и навсегда умерло от двойного удара, но сильный и суровый атаман продолжил борьбу за родную землю и Православие.
    Образ Тараса Бульбы во многом противоречив. Н.В. Гоголь не стремится его идеализировать. Атаману, как и любому человеку, присущи и негативные черты характера. Будучи мудрым полковником и надёжным другом, Тарас Бульба был плохим мужем и деспотичным отцом. Питая горячую, нежную любовь к живописным пейзажам украинского края, он оставался грубым, бескомпромиссным с близкими и дорогими людьми.
    Жизнь казака трагически обрывается. Его заживо сжигают поляки, приковав к дереву. Жестокость смерти отважного воина оставляет глубокое драматическое впечатление. Враги смогли уничтожить только физическое тело Тараса Бульбы, но его любовь к Украине, жажда свободы и независимость в каждом сознательном патриоте живы до сих пор.

  7. Повесть “Тарас Бульба” – одно из самых совершенных творений Н.В. Гоголя. Оно стоило писателю
    огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести -Тараса Бульбы.
    Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную . невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его “нежба” -! чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: “Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава”.
    Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя: “точно необыкновенное явление русской силы”.
    Тарас Бульба – это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его “отличали” “умение двигать войском и сильная ненависть к врагам”. Вместе с тем Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них.
    Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа. Вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душах предателей: “знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…”.
    Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.
    Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. “Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрит как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? “Что было тогда в его сердце?” – восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: “Добре, сынку, добре!”
    Столь же крупно и выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андреем. Любовь не принесла Андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: “Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…”. Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать.
    Писатель рисует огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерь позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: “Я тебя породил, я тебя и убью!”. Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.
    Создавая героический образ Тараса Бульбы, Н.В.Гоголь не пытается идеализировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Гоголь мечтал о сильном, героическом характере. Именно таким является образ Тараса. В нем поэтически запечатлены черты русского национального характера. Недаром бессмертная повесть Гоголя является одной из любимейших книг современных людей.
    Источник

  8. «Нет уз святее товарищества» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»).
    Жестокий век, жестокие сердца.
    Историческая повесть «Тарас Бульба»
    Как представлен Тарас Бульба в повести Н.В. Гоголя?
    Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя
    Мой любимый литературный герой – Тарас Бульба
    Образ матери в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”
    Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
    Образ Тараса Бульбы
    Образ Тараса Бульбы – воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”)
    Описание запорожской степи (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»).
    Остап и Андрий
    Остап и Андрий
    Остап и Андрий – братья и враги (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
    Остап и Андрий в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”.
    Остап и Андрий как два исторических сознания (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
    Почему Тарас убивает сына?
    Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем
    Сравнительная характеристика героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Остапа и Андрия
    Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
    Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
    Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
    Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.
    Тарас Бульба – главный герой повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
    Тарас Бульба – патриот русской земли (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
    Тарас Бульба – главный герой одноименной повести Н.В. Гоголя.
    Тема подвига и предательства в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
    Трагедия Тараса Бульбы
    Трагедия Тараса Бульбы.

  9. Остап и Андрий «Тарас Бульба» сочинение 7 класс
    Тарас Бульба – народный герой сочинение 7 класс
    “Тарас Бульба – патриот русской земли” сочинение 7 класс
    Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба»
    Характеры двух братьев в повести Тарас Бульба
    Тема верности и предательства в повести «Тарас Бульба»
    Жизнь Тараса Бульбы
    История создания повести «Тарас Бульба»
    Сочинение по “Тарасу Бульбе” Гоголя 7 класс
    Кто из героев повести Гоголя “Тарас Бульба” понравился мне больше ?
    Боевое товарищество в повести «Тарас Бульба»
    Степь как образ Родины в повести Гоголя «Тарас Бульба»
    Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Гоголя «Тарас Бульба»)
    Тарас Бульба – Главный герой
    Тарас Бульба — полковник сочинение 7 класс
    Остап и Андрий в повести “Тарас Бульба”
    Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба»
    Сочинение по повести Гоголя “Тарас Бульба”
    Два сына две судьбы (сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея)
    Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»
    Описание персонажей Гоголя: характеристика Остапа и Андрия
    Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»
    Реальные исторические факты в повести «Тарас Бульба»
    Какие чувства у нас вызывают Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба»
    Герои Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»
    Как относится автор к Андрию
    Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба»
    Запорожская Сечь и её герои в повести «Тарас Бульба»
    Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Смысл сопоставления Остапа и Андрия. Патриотическое звучание повести
    Жанр произведения Гоголя «Тарас Бульба»

  10. В образе Тараса Бульбы — главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя — воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.
    Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, он «отличался грубой прямотой своего нрава» и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для «бранной тревоги». Его «нежба» — чистое поле да добрый конь. Служению «товариществу», отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи.
    Это был один из числа коренных, старых полковников — мудрый и опытный предводитель казацкого войска. «Все давало ему перевес перед другими, — пишет Гоголь, — и преклонные лета, и
    опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам…» Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого «равного ему в доблести».
    Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов».
    Ярко раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием. Он считал, что «нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь», и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел вам!», как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. Младший сын не оправдал надежд отца. Любовь к полячке отгородила Андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. Он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти. Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. Без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!»
    А сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Затерявшись в толпе чужих людей, «еретиков», он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце?» — восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения Тарас. Глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: «Добре, сынку, добре!» И только один раз не выдержало сердце бывалого казака. Когда сына «подвели к последним смертным мукам», и Остап, напрягши все свои силы, воскликнул: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» — среди тишины раздался голос Тараса: «Слышу!» И этот голос заставил вздрогнуть «весь миллион народа».
    Страшной местью отомстил Тарас за смерть любимого сына. «Даже самим казакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением». Он один не согласился на мир с поляками, «гулял по всей Польше со своим полком…». Но польское правительство самому Потоцкому поручило поймать Тараса и предать лютой смерти. Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследования, четыре дня бились и боролись они. «Мало не тридцать человек» навалилось на Тараса, и в конце концов «сила одолела силу». «Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв повыше, чтобы отовсюду был виден козак», принялись ляхи раскладывать костер. Но не об огне, которым собирались жечь его, думал Тарас в последние минуты, не о муках, которые ждут его; смотрел он в ту сторону, где отстреливались казаки, преследуемые погоней, и переживал за их судьбу.
    Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. В нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа была проникнута лишь одним стремлением — к свободе и независимости.
    «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, — говорит автор, — …когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы…» Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами. Некоторые исследователи считали, что в Тарасе Бульбе Гоголь запечатлел какой-то конкретный исторический образ и что сюжет повести воспроизводит определенный исторический эпизод. Но это были неверные предположения. В одних случаях действие повести отнесено к XV веку, в других — к XVI веку. В действительности писатель хотел нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всего украинского народа. Тарас Бульба воплощает в себе всю народную Украину. Именно в этом состояло величайшее художественно-обобщающее значение созданного Гоголем образа.
    Другие сочинения по “Тарас Бульба” Гоголя
    ?

  11. Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых совершенных творений Н. В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для таких людей нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести — Тараса Бульбы.
    Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его «нежба» — чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».
    Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, «точно необыкновенное явление русской силы».
    Тарас Бульба — это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его отличали «умение двигать войском и сильная ненависть к врагам». Вместе с тем Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил про-
    стую жизнь казаков и ничем не выделяла среди них.
    Образ Тараса воплощает в себе удал] и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нет* нет ничего эгоистического, мелкого, корыстно го. Его душа проникнута лишь одним стрем лением — к свободе. Вот почему с таксм ненавистью говорит он о ничтожных душа: предателей: «Знаю, подло завелось теперь н; земле нашей: перенимают черт знает каки< бусурманские обычаи; гнушаются языкоь своим; свой народ продают...». Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью, Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Цеш в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам. Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизме* знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. Затерявшись в толпе чужих людей Тарас смотрит, как выводят на лобное месте его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда Е его сердце?» — восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: «Добре, сынку, добре!». Столь же крупно и выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андреем. Любовь не принесла Андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака...». Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать. Писатель рисует огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерть позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына. Создавая героический образ Тараса Буль-бы, Н. В. Гоголь не пытается идеализировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Гоголь мечтал о сильном, героическом характере. Именно таким является Тарас.

  12. Н. В. Гоголь родился и вырос на Украине. Я думаю, именно поэтому основными темами его творчества были культурные традиции, сила, величие и героическое прошлое украинского народа, которые ярко отразились в повести «Тарас Бульба» — прекрасном литературном памятнике XIX столетия. С главным героем повести Тарасом Бульбой мы знакомимся на первых страницах произведения. Это старый полковник с грубым, прямым нравом, любящий суровый и бесхитростный казацкий быт. Жизнь для Тараса Бульбы — это родная Украина, и всю свою деятельность, всю кипучую, неуемную энергию направляет запорожец на ее защиту.
    А в те далекие времена много врагов было у нашей земли. «Чтобы басурманов били, и турков бы били, и татарву бы били… и ляхов бы били», — наставляет старый казак своих сыновей.
    Отважный атаман, верный и преданный товарищ, Тарас Бульба своими пламенными речами зажигает огонь в сердцах запорожцев, готовых бесстрашно следовать за ним хоть в ад, хоть в рай. Через много кровавых битв прошел Тарас Бульба: видел смерть товарищей, пережил предательство младшего сына Андрия и страшную казнь старшего — Остапа. Но никакие удары судьбы не могут сломить его мятежный дух, отвести от главной цели — мести угнетателям украинской земли. Трагичен и прекрасен конец жизненного пути Тараса Бульбы.
    Пригвожденный к дереву, он думает о спасении казаков, из последних сил кричит им: «Прощайте, товарищи! Вспомните меня… прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте!
    » А в это время костер под ним был разведен, огонь захватывал его ноги. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» — с гордостью за своего героя и болью за него восклицает писатель. В образе Тараса Бульбы — главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя — воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков. Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью.
    Суровый и непреклонный, он «отличался грубой прямотой своего нрава» и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для «бранной тревоги». Его «нежба» — чистое поле да добрый конь.
    Служению «товариществу», отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи. Это был один из числа коренных, старых полковников — мудрый и опытный предводитель казацкого войска. «Все давало ему перевес перед другими, — пишет Гоголь, — и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам…
    » Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого «равного ему в доблести». Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов». Ярко раскрываетсяхарактер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием.
    Характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием. Он считал, что «нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь», и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел вам!», как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. Младший сын не оправдал надежд отца. Любовь к полячке отгородила Андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. Он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти.
    Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует жалости к сынупредателю. Без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!» А сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Затерявшись в толпе чужих людей, «еретиков», он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа?
    Что было тогда в его сердце?» — восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения Тарас.
    Глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: «Добре, сынку, добре!» И только один раз не выдержало сердце бывалого казака. Когда сына «подвели к последним смертным мукам», и Остап, напрягши все свои силы, воскликнул: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» — среди тишины раздался голос Тараса: «Слышу!» И этот голос заставил вздрогнуть «весь миллион народа».
    Страшной местью отомстил Тарас за смерть любимого сына. «Даже самим казакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением». Он один не согласился на мир с поляками, «гулял по всей Польше со своим полком…». Но польское правительство самому Потоцкому поручило поймать Тараса и предать лютой смерти.
    Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследования, четыре дня бились и боролись они. «Мало не тридцать человек» навалилось на Тараса, и в конце концов «сила одолела силу». «Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв повыше, чтобы отовсюду был виден козак», принялись ляхи раскладывать костер. Но не об огне, которым собирались жечь его, думал Тарас в последние минуты, не о муках, которые ждут его; смотрел он в ту сторону, где отстреливались казаки, преследуемые погоней, и переживал за их судьбу.
    Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. В нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа была проникнута лишь одним стремлением — к свободе и независимости. «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, — говорит автор, —… когда бранным пламенем объялся древлемирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы.
    Азгульная замашка русской природы…» Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами. Некоторые исследователи считали, что в Тарасе Бульбе Гоголь запечатлел какойто конкретный исторический образ и что сюжет повести воспроизводит определенный исторический эпизод.
    Но это были неверные предположения. В одних случаях действие повести отнесено к XV веку, в других — к XVI веку. В действительности писатель хотел нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всего украинского народа. Тарас Бульба воплощает в себе всю народную Украину. Именно в этом состояло величайшее художественнообобщающее значение созданного Гоголем образа.

  13. Повесть “Тарас Бульба” – одно из самых совершенных творений Н.В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе
    украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в
    Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести –Тараса Бульбы.
    Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную . невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его “нежба” -! чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: “Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава”.
    Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя: “точно необыкновенное явление русской силы”.
    Тарас Бульба – это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его “отличали” “умение
    двигать войском и сильная ненависть к врагам”. Вместе с тем Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них.
    Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа. Вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душах предателей: “знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…”.
    Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.
    Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. “Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрит как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? “Что было тогда в его сердце?” – восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: “Добре, сынку, добре!”
    Столь же крупно и выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андреем. Любовь не принесла Андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия
    легла на чело предателя: “Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…”. Измену
    Родине никто не может ни искупить, ни оправдать.
    Писатель рисует огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над
    Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерь позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой
    жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: “Я тебя породил,
    я тебя и убью!”. Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.
    Создавая героический образ Тараса Бульбы, Н.В.Гоголь не пытается идеализировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Гоголь мечтал о сильном, героическом характере. Именно таким является образ Тараса. В нем
    поэтически запечатлены черты русского национального характера. Недаром бессмертная повесть Гоголя является одной из любимейших книг современных людей.
    ?

  14. «Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833го года до 1842.
    Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав. Написав и даже напечатав свое произведение, Гоголь никогда не считал свою работу над ним законченной, продолжал неутомимо совершенствовать его. Вот почему произведения этого писателя имеют такое множество редакций. «Миргородская» редакция «Тараса Бульбы» представляла собой во многом еще незрелое произведение. Схематически очерченные образы, как бы нарочито не развернутые конфликты, стилистическая недовершенность — все это нуждалось в существенной доработке. Интерес Гоголя к украинской истории после 1835 года нисколько не ослабевал, а порой даже приобретал особую остроту, как это было, например, в 1839 году.
    «Малороссийские песни со мною,— сообщает он историку Погодину в середине августа этого года из Мариенбада.— Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Гоголь в это время размышляет об Украине, ее истории, ее людях, и новые творческие замыслы будоражат его сознание. В конце августа того же года он пишет критику Шевыреву: «Передо мною выясниваются и проходят поэтическим строем времена казачества и, если я ничего не сделаю из этого, то я буду большой дурак. Малороссийские ли песни, которые теперь у меня под рукою, навеяли их или на душу мою нашло само собою ясновидение прошедшего, только я чую много того, что ныне редко случается.
    Благослови!» Усилившийся осенью 1839 года интерес Гоголя к истории и к фольклору был связан с задуманной им драмой из украинской истории «Выбритый ус», а также с работой над второй редакцией «Тараса Бульбы». Пришлось снова обратиться к написанным в различное время черновым наброскам новой редакции, заново многое переосмысливать, устранять некоторые, случайно вкравшиеся противоречия и т. д. Интенсивная работа продолжалась в течение трех лет: с осени 1839 года до лета 1842 года.
    Вторая редакция «Тараса Бульбы» создавалась одновременно с работой Гоголя над первым томом «Мертвых душ», то есть в период наибольшей идейнохудожественной зрелости писателя. Эта редакция стала глубже по своей идее, своему демократическому пафосу, совершеннее в художественном отношении. Чрезвычайно характерна эволюция, которую претерпела повесть.
    Во второй редакции она значительно расширилась в своем объеме. Вместо девяти глав в первой редакции — двенадцать глав во второй. Появились новые персонажи, конфликты, ситуации. Существенно обогатился историкобытовой фон повести, были введены новые подробности в описании Сечи, сражений, заново написана сцена выборов кошевого, намного расширена картина осады Дубно и т. п. Самое же главное в другом.
    В первой, «миргородской» редакции «Тараса Бульбы» движение украинского казачества против польской шляхты еще не было осмыслено в масштабе общенародной освободительной борьбы. Бульбы» движение украинского казачества против польской шляхты еще не было осмыслено в масштабе общенародной освободительной борьбы. Именно это обстоятельство побудило Гоголя к коренной переработке всего произведения.
    В то время как в «миргородской» редакции «многие струны исторической жизни Малороссии» остались, по словам Белинского, «нетронутыми», в новой редакции автор исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии». Ярче и полнее раскрывается здесь тема народноосвободительного движения, и повесть в еще большей мере приобретает характер народногероической эпопеи. С подлинно эпическим размахом написаны во второй редакции батальные сцены. Вышколенному, но разобщенному воинству польской шляхты, в котором каждый отвечает только за себя, Гоголь противопоставляет сомкнутый, железный, проникнутый единым порывом строй запорожцев.
    Внимание писателя почти не фиксируется на том, как сражается тот или иной казак. Гоголь неизменно подчеркивает слитность, общность, мощь всей Запорожской рати. Вспомним эпизод из первой редакции, когда казаки «под свист пуль» несутся «вдохновенно» на врага: «… без всякого теоретического понятия о регулярности, они шли с изумительной регулярностью, как будто бы происходившею от того, что сердца их и страсти били в один такт единством всеобщей мысли.
    Ни один не отделялся; нигде не разрывалась эта масса». «То было зрелище,— продолжает Гоголь,— которое могло быть достойно передано лишь кистью живописца. Французский инженер, воевавший на стороне врагов Сечи, бросил фитиль, которым готовился зажигать пушки, и, забывшись, стал бить в ладони и кричать: «браво, месье запороги!
    » Этот яркий, но несколько театральный эпизод претерпел затем существенную эволюцию. Он развертывается здесь в большую батальную картину, эпическую по своей широте. Подвергается серьезной переработке образ Тараса Бульбы: он становится социально более выразительным и психологически цельным. Если в «миргородской» редакции он перессорился со своими товарищами изза неравного дележа добычи — деталь, явно противоречившая героическому характеру Тараса Бульбы,— то в окончательном тексте повести он «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов».
    Подобное усиление идейного акцента мы находим и в ряде других случаев. Из «охотника до набегов и бунтов» Тарас превращается в «законного» защитника угнетенного народа. Усиливается патриотическое звучание образа.
    Именно во второй редакции Тарас произносит свою знаменитую речь о том, «что такое есть наше товарищество».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *