Сочинение на тему на кого я похож по обществознанию
3 варианта
Цель проекта “На кого я похож” узнать, что такое наследственность и почему дети всегда похожи на своих родителей.
План выполнения проекта:
Узнать определение термина генетика
Узнать что такое ген
Сделать вывод, что такое наследственность
Сделать вывод, почему дети похожи на родителей
Определить на кого из родителей больше похожа я
Сделать вывод
Пример выполнения проекта “На кого я похож”:
Генетика – это наука, которая объясняет, почему дети наследуют черты родителей. Она изучает закономерности передачи характерных внешних признаков от родителей детям.
Основным понятием в генетике является ген. Ген – это минимальная единица наследственной информации.
Таким образом, наследственность – это унаследование организмов черт и особенностей своих родителей.
Именно благодаря наследственности дети оказываются похожими на своих родителей. Причем часто дети похожи больше на одного родителя и его предков, а это значит, что гены этого родителя оказались ярче выражены.
Я больше похожа на мою маму, и еще больше похожа на ее маму, мою бабушку. У нас одинаковая фигура, цвет волос, форма пальцев и овал лица. Но от папы я тоже переняла много общих черт – цвет и форма глаз, форма носа и губ, цвет кожи.
Вывод: В чертах ребенка можно найти черты обоих его родителей, но чаще всего гены одного родителя проявляются во внешности ребенка ярче.
Пример презентации к проекту:
Кто на кого похож? Проект по обществознанию выполнил ученик 5 «В»кл. Магомедов Рамазан Цель проекта Найти ответ на вопросы: На кого похож я ? Почему один человек похож на отца, а другой – на маму? Что такое наследственность? Каждый организм, будь то растение, рыба, зверь или человек, имеет сходство со своими родителями, но тем не менее отличается от них. Например, дети могут походить на папу или маму, но обычно они имеют некоторые черты каждого из родителей. Все дело в том, что родители передают детям определенные свойства, а дети «наследуют» их. Итак, наследственность — это способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты. «Ген» и «генетика» Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Все основные признаки и свойства организмов контролируются и определяются единицами наследственной информации – генами. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Все основные признаки и свойства организмов контролируются и определяются единицами наследственной информации – генами. Почему же мы похожи на родителей? Гены несут в себе всю информацию о человеке: от его пола до цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более ярко выражены, на того он и будет больше похож. А сочетание этих генов иногда может дать человеку совершенно новые свойства. Недаром народная мудрость гласит: «Сын мой, а ум у него свой». Знакомьтесь: это я! Это моя сестра Фатима Внешне мы с сестрой совсем не похожи. Она светлая ,а я смуглый и цвет глаз у нас разный. Она больше похожа на папу. Это мой папа
Магомедов Арслан
Если сравнить нас с папой внешне можно увидеть, что мы с ним не очень похожи. Папа светловолосый и глаза светлые, но по характеру мы с папой похожи . Это моя мама: Халимхоева Халисат. С мамой у меня есть внешнее сходство: цвет волос, разрез глаз, смуглый цвет кожи. Значит мне больше достались гены от мамы. Правда, мы разные?! Заключение Задачи, поставленные мною, решены: наследственность не может не волновать человека. Расширив свои познания в области генетики, я узнал много интересного о наследственности. Нашел в себе черты своих предков. Выяснил, что каждая раса насчитывает внутри себя от 400 до 600 различных родов, отличаемых генетически. Так что вариаций в пределах расы и рода не так уж и много, учитывая общее население планеты Земля. Это главная причина похожести людей, не являющихся родственниками.
Лукашова Светлана Ивановна
МОБУ СОШ № 14
Краснодарский край
Кореновский район
станица Журавская
учитель начальных классов
Конкурс научных проектов школьников
в рамках краевой научно-практической конференции “Эврика, ЮНИОР”
Малой академии наук учащихся Кубани
“Мой первый учебно-исследовательский проект”
Почему я похож на своих родителей?
(гуманитарное направление)
Рублевский Даниил Александрович,
Краснодарский край, Кореновский район,
станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная
школа №14 , 2 класс
Научный руководитель:
Лукашова Светлана Ивановна
учитель начальных классов,
МОБУ «СОШ №14»
МО Кореновский район
Кореновск
2013
“Мой первый учебно-исследовательский проект”
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..…..……2
1.Генетика. Общие сведения.…………………………………….…………….…..3
1.1. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости
организмов…………………………………………………………………….……….3
1.2. История развития генетики……………………………………..……….……….4
2. Почему же мы похожи на своих родителей……………………………………..7
3. Традиции нашей семьи………………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………….……………9
Список литературы…………………………………………………..………………..11
Приложения…………………………………………………………….……………..12
2
“Мой первый учебно-исследовательский проект”
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
Введение
Каков род, таков и приплод.
Пословица.
На кого ты похож? Почему один человек похож на отца, а другой – на бабушку? Почему о родственниках говорят: «Похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле? Меня тоже заинтересовал этот вопрос. Поиск ответа побудил меня обратиться к энциклопедиям, справочникам, словарям, где я смог найти нужные сведения. Пополнить мой интеллектуальный багаж в частности, помог также опрос жителей станицы Журавской и, моих одноклассников. Думаю, эта информация станет для вас интересной и полезной.
Материал проекта «Почему я похож на своих родителей?» можно использовать на уроках кубановедения при изучении следующих разделов: в 1-м классе – «Я и моя семья», во 2-м классе – «Труд и быт жителей Кубани», на дополнительных занятиях в классах казачьей направленности, во время проведения внеклассных мероприятий. Многие ребята пополнят «семейным» материалом мою мини-энциклопедию «Кто на кого похож».
3
“Мой первый учебно-исследовательский проект”
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
1.Генетика. Общие сведения.
1.1. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости организмов
Согласно законам наследования все основные признаки и свойства организмов контролируются и определяются единицами наследственной информации – генами. Предметом исследования генетики служит природа материальных носителей наследственности, механизмы их проявления, изменения и воспроизведения, возможные пути и методы их искусственного синтеза, формирование сложных свойств и признаков целостного организма, взаимосвязь наследственности и изменчивости, отбора и эволюции. Изучение наследственности и изменчивости методами генетики осуществляется на всех уровнях организации живой материи: молекулярном, клеточном, на уровне целостного организма и популяции (совокупности особей одного вида, длительно занимающей определенное пространство и воспроизводящей себя во многих поколениях).
Генетика [4] (отгреч. genesis – происхождение) – наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.
Наследственность [6] — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида.
4
1.2. История развития генетики
Различные представления о наследственности и изменчивости высказывались еще античными философами и врачами. В большинстве своем эти представления были ошибочными, но иногда среди них появлялись и гениальные догадки. Так, римский философ и поэт Лукреций Кар писал в своей знаменитой поэме «О природе вещей» о «первоначалах», определяющих передачу из поколения в поколение признаков от предков к потомкам, о происходящем при этом случайном комбинировании этих признаков, отрицал возможность изменения наследственных признаков под влиянием внешних условий.
Однако подлинно научное познание наследственности и изменчивости началось лишь спустя много столетий, когда было накоплено множество точных сведений о наследовании различных признаков у растений, животных и человека. Число таких наблюдений, проведенных преимущественно практиками-растениеводами и животноводами, особенно возросло в период с середины XVIII до середины XIX века.
Тем не менее, четких представлений о закономерностях наследования и наследственности вплоть до конца XIX века не было за одним существенным исключением. Этим исключением была замечательная работа Г. Менделя, установившего в опытах по гибридизации сортов гороха важнейшие законы наследования признаков, которые впоследствии легли в основу генетики.
Грегор Мендель [6] (1822–1884):
австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности;
1865 г. «Опыты над растительными гибридами»;
создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства;
разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков;
сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания;
высказал идею существования наследственных задатков (или генов, как их потом стали называть).
Однако работа Г. Менделя (доложена им в 1865 году на заседании общества естествоиспытателей г. Брюнн и напечатана на следующий год в трудах этого общества
5
не была оценена современниками и, оставаясь забытой 35 лет, не повлияла нараспространенные в XIX веке представления о наследственности и изменчивости.
Датой рождения генетики принято считать 1900 год, когда три ботаника – Г. де Фриз (Голландия), К. Корренс (Германия) и Э. Чермак (Австрия), проводившие опыты по гибридизации растений, натолкнулись независимо друг от друга на забытую работу Г. Менделя. Они были поражены сходством его результатов с полученными ими, оценили глубину, точность и значение сделанных им выводов и опубликовали свои данные, показав, что полностью подтверждают заключения Менделя. Дальнейшее развитие генетики связано с рядом этапов, каждый из которых характеризовался преобладающими в то время направлениями исследований.
Название «генетика» развивающейся науке дал в 1906 году английский ученый У. Бэтсон, а вскоре сложились и такие важные генетические понятия, как ген, генотип, фенотип, которые были предложены в 1909 году датским генетиком В. Иогансеном. («Ген – это просто короткое и удобное слово, которое легко сочетается с другими»).
Следующий этап развития науки связан с именем Томаса Моргана (1866–1945г.г.). Именно он со своими учениками, изучая наследственность у маленькой плодовой мушки дрозофилы, открыли ряд закономерностей, известных в биологии как хромосомная теория наследственности. Генетические работы школы Моргана показали возможность строить карты хромосом с указанием точного расположения различных генов. На основе этой теории был выяснен и доказан хромосомный механизм определения пола. Хромосомная теория наследственности была крупнейшим достижением развития генетики и во многом определила путь дальнейших генетических исследований.
Следующее событие в истории генетики – открытие нарушений структуры гена или мутаций (Г. де Фриз), и первых химических мутагенов (в 1930-х годах в СССР). Надо отметить, что в первой половине XX века молодая наука нашла много сторонников среди советских ученых. Выдающийся вклад в генетику внесли работы Н. К. Кольцова, С. С. Четверикова, А. С. Серебровского и др. Хотелось бы остановиться подробнее на работах Н.И.Вавилова (1887–1943г.г.) – генетика, растениевода, географа, организатора и первого директора (до 1940 г.) Института генетики АН СССР. Он со своей школой открыли закон гомологических рядов (о генетической близости родственных групп растений) и создали учение о многообразии культурных растений и центрах их происхождений, собрав в экспедициях огромную коллекцию диких и культурных форм растений, важных для человечества.
6
С середины 1930-х годов, и особенно после сессии ВАСХНИЛ в 1948 году, в советской генетике возобладали антинаучные взгляды Т. Д. Лысенко (безосновательно названные им
«мичуринским учением»), что до 1965 года остановило ее развитие и привело к уничтожению крупных генетических школ.
Быстрое развитие генетики в этот период за рубежом, особенно молекулярной генетики во 2-й половине XX в., позволило раскрыть структуру генетического материала, понять механизм его работы.
Итак, проследим основные открытия в генетике на протяжении столетия.
1935 – экспериментальное определение размеров гена
1953 – структурная модель ДНК
1961 – расшифровка генетического кода
1962 – первое клонирование лягушки
1969 – химическим путем синтезирован первый ген
1972 – рождение генной инженерии
1977 – расшифрован первый ген человека
1980 – получена первая трансгенная мышь
1988 – создан проект «Геном человека»
1995 – становление геномики как раздела генетики
1997 – клонировали овцу Долли
1999 – клонировали мышь и корову
2000 год – геном человека прочитан.
7
2. Почему же мы похожи на своих родителей
Итак, мы уже знаем, что гены несут в себе всю информацию о человеке: от его пола до цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более ярко выражены, на того он и будет больше похож. А сочетание этих генов иногда может дать человеку совершенно новые свойства. Недаром народная мудрость гласит: «Сын мой, а ум у него свой».
Если сравнить мамины детские фотографии с моими [Приложение I], можно увидеть, что мы с ней похожи как две капли воды. У нас одинаковый овал лица, разрез и цвет глаз, вьющиеся русые волосы, маленький нос, светлая кожа. Значит, в моей наследственности ярче проявились именно её гены.
8
3. Традиции нашей семьи
Какова хата, таков и тын, каков отец, таков и сын.
Пословица.
От своих родителей ребенок может наследовать и их особенности поведения, склонности, талант, увлечения, черты характера. Часто бывает так, что сын выбирает, наследует ту же профессию, что и отец, потому что она ему нравится и подходит больше всех остальных. Таким образом складываются профессиональные династии, рабочих, врачей, учителей, инженеров.
В нашей семье стало традицией делать поделки своими руками. Интересуясь историй своего рода, я выяснил, что мои пращуры занимались рукоделием. Бабушка и прабабушка любили вышивать. Они были также прекрасными цветоводами. Мама замечательный декоратор. Идеи поделок для школьных выставок принадлежат ей. На фотографиях представлены мои работы [Приложение II]. Поделка «Рождественский ангел» удостоена награды в муниципальном конкурсе детского творчества «Новогодняя фантазия» [Приложение III].
Ещё от мамы я унаследовал способность хорошо учиться, так как интеллект передаётся по женской линии. Из дисциплин я отдаю предпочтение гуманитарным наукам, что меня тоже сближает с матерью.
Хотя я внешне похож на неё, от папы я перенял увлечение спортом. Отец занимается профессиональным гиревым спортом [Приложение V].
Подтверждением его достижений являются почетные грамоты и дипломы [Приложение VI]. Фотографии папы неоднократно печатались в газете «Кореновские вести». Имя папы внесено в Почётную книгу «Золотая молодёжь Муниципального образования Кореновский район» [Приложение VII].
Я тоже занимаюсь спортом, посещаю секцию футбола. К спорту приобщаем и маму. В прошлом году наша семья участвовала в конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья!», где заняла 1 место [Приложение VIII].
9
“Мой первый учебно-исследовательский проект”
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
Заключение
Каков корень, таков и отпрыск.
Пословица.
Историю генетики можно изучать бесконечно. В своей работе я постарался объяснить, что передается по наследству, а какие качества человек приобретает сам.
Задачи, поставленные мною, частично решены: история наследственности не может не волновать человека. Расширив свои познания в области генетики, я надеюсь, что помог и вам узнать много интересного о наследственности.
Я провёл опрос среди жителей станицы Журавской. Своим респондентам задал 3 вопроса:
1. Что такое генетика?
2. Что вы знаете о наследственности?
3. На кого вы похожи?
Вот каким получился результат:
1. Чаще всего говорят: это наука – 30%;
затрудняются ответить – 31%
2. Внешний вид, черты характера, болезни
передаются по наследству – 50%
3. Похожи: на маму – 40%;
на папу – 41%;
на бабушку – 12%;
на дедушку – 7%
10
Опрос показал, что не все люди, к сожалению, интересуются своей наследственностью.
Подводя итог, хочу сказать: важно, чтобы мы перенимали лучшие качества от своих предков и передавали их будущему поколению [Приложение IX], не теряя при этом своей индивидуальности [Приложение X].
11
“Мой первый учебно-исследовательский проект”
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
Список литературы
1.Асанов, А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей: учебное пособие / А.Ю. Асанов, Н.С. Демикова, С.А. Морозов, А.Ю. Асанов. – М.: Академия, 2003. – 224с.
2. Газета «Кореновские вести», 2012-2013г.
3. Гончаров О.В. « Генетика. Задачи» – С.: «Лицей», 2005. – 352с.
4.Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова. / Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Института русского языка им.В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А темп», 2010. – 944с.
5. Современная энциклопедия. 2000г.
6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.- М.: Астрель, АСТ, 2007. – 912с.
7. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека (в 3 томах) – М.: «Мир», 1990. – 312+384+368 с.
Цель проекта “На кого я похож” узнать, что такое наследственность и почему дети всегда похожи на своих родителей.
План выполнения проекта:
Узнать определение термина генетика
Узнать что такое ген
Сделать вывод, что такое наследственность
Сделать вывод, почему дети похожи на родителей
Определить на кого из родителей больше похожа я
Сделать вывод
Пример выполнения проекта “На кого я похож”:
Генетика – это наука, которая объясняет, почему дети наследуют черты родителей. Она изучает закономерности передачи характерных внешних признаков от родителей детям.
Основным понятием в генетике является ген. Ген – это минимальная единица наследственной информации.
Таким образом, наследственность – это унаследование организмов черт и особенностей своих родителей.
Именно благодаря наследственности дети оказываются похожими на своих родителей. Причем часто дети похожи больше на одного родителя и его предков, а это значит, что гены этого родителя оказались ярче выражены.
Я больше похожа на мою маму, и еще больше похожа на ее маму, мою бабушку. У нас одинаковая фигура, цвет волос, форма пальцев и овал лица. Но от папы я тоже переняла много общих черт – цвет и форма глаз, форма носа и губ, цвет кожи.
Вывод: В чертах ребенка можно найти черты обоих его родителей, но чаще всего гены одного родителя проявляются во внешности ребенка ярче.
Пример презентации к проекту:
Кто на кого похож?
Проект по обществознанию
выполнил ученик 5 «В»кл. Магомедов Рамазан
Цель проекта
Найти ответ на вопросы:
На кого похож я ?
Почему один человек похож на отца, а другой – на маму?
Что такое наследственность?
Каждый организм, будь то растение, рыба, зверь или человек, имеет сходство со своими родителями, но тем не менее отличается от них. Например, дети могут походить на папу или маму, но обычно они имеют некоторые черты каждого из родителей. Все дело в том, что родители передают детям определенные свойства, а дети «наследуют» их. Итак, наследственность — это способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты.
«Ген» и «генетика»
Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Все основные признаки и свойства организмов контролируются и определяются единицами наследственной информации – генами. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Все основные признаки и свойства организмов контролируются и определяются единицами наследственной информации – генами.
Почему же мы похожи на родителей?
Гены несут в себе всю информацию о человеке: от его пола до цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более ярко выражены, на того он и будет больше похож. А сочетание этих генов иногда может дать человеку совершенно новые свойства. Недаром народная мудрость гласит: «Сын мой, а ум у него свой».
Знакомьтесь: это я!
Это моя сестра Фатима
Внешне мы с сестрой совсем не похожи. Она светлая ,а я смуглый и цвет глаз у нас разный. Она больше похожа на папу.
Это мой папа
Магомедов Арслан
Если сравнить нас с папой внешне можно увидеть, что мы с ним не очень похожи. Папа светловолосый и глаза светлые, но по характеру мы с папой похожи .
Это моя мама:
Халимхоева Халисат. С мамой у меня есть внешнее сходство: цвет волос, разрез глаз, смуглый цвет кожи. Значит мне больше достались гены от мамы.
Правда, мы разные?!
Заключение
Задачи, поставленные мною, решены: наследственность не может не волновать человека. Расширив свои познания в области генетики, я узнал много интересного о наследственности. Нашел в себе черты своих предков. Выяснил, что каждая раса насчитывает внутри себя от 400 до 600 различных родов, отличаемых генетически. Так что вариаций в пределах расы и рода не так уж и много, учитывая общее население планеты Земля. Это главная причина похожести людей, не являющихся родственниками.
Лукашова Светлана Ивановна
МОБУ СОШ № 14
Краснодарский край
Кореновский район
станица Журавская
учитель начальных классов
Конкурс научных проектов школьников
в рамках краевой научно-практической конференции “Эврика, ЮНИОР”
Малой академии наук учащихся Кубани
“Мой первый учебно-исследовательский проект”
Почему я похож на своих родителей?
(гуманитарное направление)
Рублевский Даниил Александрович,
Краснодарский край, Кореновский район,
станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная
школа №14 , 2 класс
Научный руководитель:
Лукашова Светлана Ивановна
учитель начальных классов,
МОБУ «СОШ №14»
МО Кореновский район
Кореновск
2013
“Мой первый учебно-исследовательский проект”
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..…..……2
1.Генетика. Общие сведения.…………………………………….…………….…..3
1.1. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости
организмов…………………………………………………………………….……….3
1.2. История развития генетики……………………………………..……….……….4
2. Почему же мы похожи на своих родителей……………………………………..7
3. Традиции нашей семьи………………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………….……………9
Список литературы…………………………………………………..………………..11
Приложения…………………………………………………………….……………..12
2
“Мой первый учебно-исследовательский проект”
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
Введение
Каков род, таков и приплод.
Пословица.
На кого ты похож? Почему один человек похож на отца, а другой – на бабушку? Почему о родственниках говорят: «Похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле? Меня тоже заинтересовал этот вопрос. Поиск ответа побудил меня обратиться к энциклопедиям, справочникам, словарям, где я смог найти нужные сведения. Пополнить мой интеллектуальный багаж в частности, помог также опрос жителей станицы Журавской и, моих одноклассников. Думаю, эта информация станет для вас интересной и полезной.
Материал проекта «Почему я похож на своих родителей?» можно использовать на уроках кубановедения при изучении следующих разделов: в 1-м классе – «Я и моя семья», во 2-м классе – «Труд и быт жителей Кубани», на дополнительных занятиях в классах казачьей направленности, во время проведения внеклассных мероприятий. Многие ребята пополнят «семейным» материалом мою мини-энциклопедию «Кто на кого похож».
3
“Мой первый учебно-исследовательский проект”
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
1.Генетика. Общие сведения.
1.1. Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости организмов
Согласно законам наследования все основные признаки и свойства организмов контролируются и определяются единицами наследственной информации – генами. Предметом исследования генетики служит природа материальных носителей наследственности, механизмы их проявления, изменения и воспроизведения, возможные пути и методы их искусственного синтеза, формирование сложных свойств и признаков целостного организма, взаимосвязь наследственности и изменчивости, отбора и эволюции. Изучение наследственности и изменчивости методами генетики осуществляется на всех уровнях организации живой материи: молекулярном, клеточном, на уровне целостного организма и популяции (совокупности особей одного вида, длительно занимающей определенное пространство и воспроизводящей себя во многих поколениях).
Генетика [4] (отгреч. genesis – происхождение) – наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.
Наследственность [6] — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида.
4
1.2. История развития генетики
Различные представления о наследственности и изменчивости высказывались еще античными философами и врачами. В большинстве своем эти представления были ошибочными, но иногда среди них появлялись и гениальные догадки. Так, римский философ и поэт Лукреций Кар писал в своей знаменитой поэме «О природе вещей» о «первоначалах», определяющих передачу из поколения в поколение признаков от предков к потомкам, о происходящем при этом случайном комбинировании этих признаков, отрицал возможность изменения наследственных признаков под влиянием внешних условий.
Однако подлинно научное познание наследственности и изменчивости началось лишь спустя много столетий, когда было накоплено множество точных сведений о наследовании различных признаков у растений, животных и человека. Число таких наблюдений, проведенных преимущественно практиками-растениеводами и животноводами, особенно возросло в период с середины XVIII до середины XIX века.
Тем не менее, четких представлений о закономерностях наследования и наследственности вплоть до конца XIX века не было за одним существенным исключением. Этим исключением была замечательная работа Г. Менделя, установившего в опытах по гибридизации сортов гороха важнейшие законы наследования признаков, которые впоследствии легли в основу генетики.
Грегор Мендель [6] (1822–1884):
австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности;
1865 г. «Опыты над растительными гибридами»;
создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства;
разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков;
сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания;
высказал идею существования наследственных задатков (или генов, как их потом стали называть).
Однако работа Г. Менделя (доложена им в 1865 году на заседании общества естествоиспытателей г. Брюнн и напечатана на следующий год в трудах этого общества
5
не была оценена современниками и, оставаясь забытой 35 лет, не повлияла нараспространенные в XIX веке представления о наследственности и изменчивости.
Датой рождения генетики принято считать 1900 год, когда три ботаника – Г. де Фриз (Голландия), К. Корренс (Германия) и Э. Чермак (Австрия), проводившие опыты по гибридизации растений, натолкнулись независимо друг от друга на забытую работу Г. Менделя. Они были поражены сходством его результатов с полученными ими, оценили глубину, точность и значение сделанных им выводов и опубликовали свои данные, показав, что полностью подтверждают заключения Менделя. Дальнейшее развитие генетики связано с рядом этапов, каждый из которых характеризовался преобладающими в то время направлениями исследований.
Название «генетика» развивающейся науке дал в 1906 году английский ученый У. Бэтсон, а вскоре сложились и такие важные генетические понятия, как ген, генотип, фенотип, которые были предложены в 1909 году датским генетиком В. Иогансеном. («Ген – это просто короткое и удобное слово, которое легко сочетается с другими»).
Следующий этап развития науки связан с именем Томаса Моргана (1866–1945г.г.). Именно он со своими учениками, изучая наследственность у маленькой плодовой мушки дрозофилы, открыли ряд закономерностей, известных в биологии как хромосомная теория наследственности. Генетические работы школы Моргана показали возможность строить карты хромосом с указанием точного расположения различных генов. На основе этой теории был выяснен и доказан хромосомный механизм определения пола. Хромосомная теория наследственности была крупнейшим достижением развития генетики и во многом определила путь дальнейших генетических исследований.
Следующее событие в истории генетики – открытие нарушений структуры гена или мутаций (Г. де Фриз), и первых химических мутагенов (в 1930-х годах в СССР). Надо отметить, что в первой половине XX века молодая наука нашла много сторонников среди советских ученых. Выдающийся вклад в генетику внесли работы Н. К. Кольцова, С. С. Четверикова, А. С. Серебровского и др. Хотелось бы остановиться подробнее на работах Н.И.Вавилова (1887–1943г.г.) – генетика, растениевода, географа, организатора и первого директора (до 1940 г.) Института генетики АН СССР. Он со своей школой открыли закон гомологических рядов (о генетической близости родственных групп растений) и создали учение о многообразии культурных растений и центрах их происхождений, собрав в экспедициях огромную коллекцию диких и культурных форм растений, важных для человечества.
6
С середины 1930-х годов, и особенно после сессии ВАСХНИЛ в 1948 году, в советской генетике возобладали антинаучные взгляды Т. Д. Лысенко (безосновательно названные им
«мичуринским учением»), что до 1965 года остановило ее развитие и привело к уничтожению крупных генетических школ.
Быстрое развитие генетики в этот период за рубежом, особенно молекулярной генетики во 2-й половине XX в., позволило раскрыть структуру генетического материала, понять механизм его работы.
Итак, проследим основные открытия в генетике на протяжении столетия.
1935 – экспериментальное определение размеров гена
1953 – структурная модель ДНК
1961 – расшифровка генетического кода
1962 – первое клонирование лягушки
1969 – химическим путем синтезирован первый ген
1972 – рождение генной инженерии
1977 – расшифрован первый ген человека
1980 – получена первая трансгенная мышь
1988 – создан проект «Геном человека»
1995 – становление геномики как раздела генетики
1997 – клонировали овцу Долли
1999 – клонировали мышь и корову
2000 год – геном человека прочитан.
7
2. Почему же мы похожи на своих родителей
Итак, мы уже знаем, что гены несут в себе всю информацию о человеке: от его пола до цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более ярко выражены, на того он и будет больше похож. А сочетание этих генов иногда может дать человеку совершенно новые свойства. Недаром народная мудрость гласит: «Сын мой, а ум у него свой».
Если сравнить мамины детские фотографии с моими [Приложение I], можно увидеть, что мы с ней похожи как две капли воды. У нас одинаковый овал лица, разрез и цвет глаз, вьющиеся русые волосы, маленький нос, светлая кожа. Значит, в моей наследственности ярче проявились именно её гены.
8
3. Традиции нашей семьи
Какова хата, таков и тын, каков отец, таков и сын.
Пословица.
От своих родителей ребенок может наследовать и их особенности поведения, склонности, талант, увлечения, черты характера. Часто бывает так, что сын выбирает, наследует ту же профессию, что и отец, потому что она ему нравится и подходит больше всех остальных. Таким образом складываются профессиональные династии, рабочих, врачей, учителей, инженеров.
В нашей семье стало традицией делать поделки своими руками. Интересуясь историй своего рода, я выяснил, что мои пращуры занимались рукоделием. Бабушка и прабабушка любили вышивать. Они были также прекрасными цветоводами. Мама замечательный декоратор. Идеи поделок для школьных выставок принадлежат ей. На фотографиях представлены мои работы [Приложение II]. Поделка «Рождественский ангел» удостоена награды в муниципальном конкурсе детского творчества «Новогодняя фантазия» [Приложение III].
Ещё от мамы я унаследовал способность хорошо учиться, так как интеллект передаётся по женской линии. Из дисциплин я отдаю предпочтение гуманитарным наукам, что меня тоже сближает с матерью.
Хотя я внешне похож на неё, от папы я перенял увлечение спортом. Отец занимается профессиональным гиревым спортом [Приложение V].
Подтверждением его достижений являются почетные грамоты и дипломы [Приложение VI]. Фотографии папы неоднократно печатались в газете «Кореновские вести». Имя папы внесено в Почётную книгу «Золотая молодёжь Муниципального образования Кореновский район» [Приложение VII].
Я тоже занимаюсь спортом, посещаю секцию футбола. К спорту приобщаем и маму. В прошлом году наша семья участвовала в конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья!», где заняла 1 место [Приложение VIII].
9
“Мой первый учебно-исследовательский проект”
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
Заключение
Каков корень, таков и отпрыск.
Пословица.
Историю генетики можно изучать бесконечно. В своей работе я постарался объяснить, что передается по наследству, а какие качества человек приобретает сам.
Задачи, поставленные мною, частично решены: история наследственности не может не волновать человека. Расширив свои познания в области генетики, я надеюсь, что помог и вам узнать много интересного о наследственности.
Я провёл опрос среди жителей станицы Журавской. Своим респондентам задал 3 вопроса:
1. Что такое генетика?
2. Что вы знаете о наследственности?
3. На кого вы похожи?
Вот каким получился результат:
1. Чаще всего говорят: это наука – 30%;
затрудняются ответить – 31%
2. Внешний вид, черты характера, болезни
передаются по наследству – 50%
3. Похожи: на маму – 40%;
на папу – 41%;
на бабушку – 12%;
на дедушку – 7%
10
Опрос показал, что не все люди, к сожалению, интересуются своей наследственностью.
Подводя итог, хочу сказать: важно, чтобы мы перенимали лучшие качества от своих предков и передавали их будущему поколению [Приложение IX], не теряя при этом своей индивидуальности [Приложение X].
11
“Мой первый учебно-исследовательский проект”
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
Список литературы
1.Асанов, А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей: учебное пособие / А.Ю. Асанов, Н.С. Демикова, С.А. Морозов, А.Ю. Асанов. – М.: Академия, 2003. – 224с.
2. Газета «Кореновские вести», 2012-2013г.
3. Гончаров О.В. « Генетика. Задачи» – С.: «Лицей», 2005. – 352с.
4.Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова. / Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Института русского языка им.В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А темп», 2010. – 944с.
5. Современная энциклопедия. 2000г.
6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.- М.: Астрель, АСТ, 2007. – 912с.
7. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека (в 3 томах) – М.: «Мир», 1990. – 312+384+368 с.