Сочинение на тему на поле куликовом

15 вариантов

  1. ЭТОТ ЦИКЛ стихотворений стал для Блока поворотным пунктом, он имел решающее зна чение для его творчества как поэтического, так и прозаического. Гениальность цикла, по мнению критиков, в том, что предметом человеческого переживания становятся здесь общие, отвлеченные темы. Переходы от общего к частному здесь органичны и вза- имопроникающи, драматически переплетены. Соотношение исторического и современного в этом поэтическом цикле, как замечают критики, неразрывно: в истории — противопоставление двух исторических образований, а в современности — раздвоенность единого национально-исторического организма, разобщенность интеллигенции и народа. Главная идея цикла — история является частью современности, частью нашего сознания, мы постоянно возвращаемся в нее. «На поле Куликовом» — это лирический разговор об отражении истории в современных событиях.
    Лирический герой цикла несколько театрализован, он, меняя маски, ведет одну трагедийную линию, становится героем исторической и современной трагедии. Трагедия разделена на пять актов-стихотворений. Первые два несут в себе черты прошлого. Герой обращается к Руси, называя
    ее своей женой. Образы Родины и жены сливаются, объединяются, и патриотизм обретает новую интимную интонацию.
    О, Русь моя! Жена моя! До боли ?
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь — стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    Он говорит, что не боится пути в ночи, в тоске безбрежной.
    Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
    Степную даль.
    В степном дыму блеснет святое знамя
    И ханской сабли сталь…
    Первое стихотворение цикла — завязка всех тем и идей цикла. Это путь страны, любовь к ней и вечный бой. Природа скорбит и ужасается вместе с человеком: закат в крови, тучи испуганы, степные кобылицы скачут, ища укрытия.
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Во втором стихотворении не утихают крики лебедей за Непрядвой. Это предвестие Куликовской битвы. Героям теперь не вернуться и не взглянуть назад, впереди татарская орда, предстоит бой за святое дело. Герои готовы к смерти, они знают, что
    Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда.
    Автор говорит о том, что Родина еще долго будет больна, еще долго биться с игом татар. Стихотворение кончается просьбой к жене о помине души погибшего мужа. Несмотря на трагизм, это стихотворение жизнеутверждающее.
    Третье стихотворение — кульминация цикла. Герой говорит, что в криках лебедей слышал голос богородицы, когда Мамай окружил их войска.
    С полуночи тучей возносилась Княжеская рать,
    И вдали, вдали о стремя билась,
    Голосила мать.
    …Орлий клёкот над татарским станом Угрожал бедой,
    А Непрядва убралась туманом,
    Что княжна фатой.
    Героя посещает видение: богородица сходит в струящейся светом одежде к нему, освящает их оружие и доспехи перед решительным боем.
    И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда,
    Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.
    Четвертое стихотворение цикла уже о современности, в которой близко повторение истории. Героя пугают «дикие страсти под игом ущербной луны». Он ищет истину, пытается понять современность, но слышит зовущий голос и не знает, что делать. Опять автор показывает тесную связь современности с историей: герой слышит звуки битвы, видит пожар над Русью.
    Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар,
    Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар.
    Это стихотворение символизирует процесс духовного самоопределения интеллигенции. Герой взывает к чуду.
    Объятый тоскою могучей,
    Я рыщу на белом коне…
    Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине.
    Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем,
    И падают светлые мысли,
    Сожженные темным огнем…
    «Явись, мое дивное диво!
    Быть светлым меня научи!»
    Вздымается конская грива…
    За ветром взывают мечи…
    Пятое стихотворение завершает цикл. Эпиграфом к пятому стихотворению взяты слова Вл. Соловьева: «И мглою бед неотразимых грядущий день заволокло». Эта мгла бед опять появилась над Куликовым полем и угрожает будущему. Пока все тихо, но повод для беспокойства есть: опять кричат лебеди. Снова нужно готовиться к трудной битве и молиться.
    За тишиною непробудной,
    За разливающейся мглой
    Не слышно грома битвы чудной,
    Не видно молньи боевой.
    Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней!
    Над вражьим станом, как бывало,
    И плеск и трубы лебедей.
    Не может сердце жить покоем,
    Недаром тучи собрались.
    Доспех тяжел, как перед боем.
    Теперь твой час настал. — Молись!
    Россия стоит перед новым историческим катаклизмом и именно сейчас важно обрести социально-историческую активность. Автор размышляет о поведении человека в момент катаклизма и ждет от него активных действий.

  2. 2
    Текст добавил: МедведЗаснул

    1. Появление реальных картин.
    2. Переживания за судьбу России. .
    3. «На поле Куликовом» и его главная тема.
    4. Предчувствие перемен в истории России.
    5. Победа русских солдат.
    6. Значение Куликовской битвы.
    7. Образ родины в цикле поэта.
    8. Картины природы.
    И вечный бой!
    Покой нам только снится…
    А. А. Блок
    А. А. Блок — замечательный русский поэт. Он начинал свою литературную деятельность, как поэт, отрешенный от жизни, со своими мечтами и иллюзиями. Но со временем, пройдя все жизненные преграды и переживания, Блок стал действительно великим национальным поэтом, переживающим за судьбу не только русского народа, но и всей России в целом. Поэт пришел в литературу в очень сложное и противоречивое время на изломе истории и сумел отразить все перипетии того непростого времени. В своем творчестве Блок уже старается отойти от мистицизма и символизма, который был свойственен его ранним стихотворениям. Так постепенно в его поэзии стали появляться объективная действительность и реальные картины жизни со своими радостями и печалями, заботами и тревогами. Именно в этом плане в творчестве Блока особое место занимает стихотворный цикл «На поле Куликовом»:
    Я — не первый воин, не последний,
    Долго будет Родина больна
    Помяни ж за раннею обедней
    Мила друга, светлая жена!
    Сам поэт тяжело переживал поражение первой русской революции, но он все-таки верит в наступлении хорошего будущего. Блок верил, что эта «случайная победа» противников народа временная, и когда-нибудь придет момент великих перемен.
    В стихотворном цикле «На поле Куликовом» основной темой является тема родины. Поэт сильно заинтересован в истории России. В стихотворении «На поле Куликовом», которое было написано в 1908 году, поэт воспевает славные победы нашей страны. Еще до Блока к этой теме не раз обращались такие великие писатели, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов. Поэт продолжает эти традиции. Обращаясь к истории русской земли, он ищет аналогии с современной ему действительности. Ответы на все волнующие, тревожащие его вопросы Блок и находит в героической истории России. Широко писатель излагает свои раздумья и мысли о судьбе страны. Здесь одновременно сливаются в одно и гордость, и скорбь, и предчувствие важных и великих перемен, событий, которых с радостью ожидает вся Россия:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь — стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь…
    Весь стихотворный цикл «На поле Куликовом» пронизан духом патриотизма. Блок в своих стихотворениях раскрыл один из самых трагических и драматических периодов в истории России. За всю историю нашей страны не раз бывали периоды тяжелых испытаний, но из них Россия с честью выходила: И вечный бой! Покой нам только снится.
    Сквозь кровь и пыль
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль.
    И нет конца!
    Мелькают версты, кручи…
    Останови!
    Да действительно стоит гордиться за великое прошлое нашей России, а главное необходимо стремиться к лучшему будущему. Сам Блок так писал о сложившейся ситуации в стране: «России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому великой». Россия должна была выстоять в этой борьбе, и она это сделала, она победила:
    Пусть ночь. Домчимся.
    Озарим кострами Степную даль.
    В степном дыму блеснет святое знамя
    И ханской сабли сталь…
    Закат в крови! Из сердца: кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Поэтический цикл Блока «На поле Куликовом» — это как некое напоминание о подвиге, который когда-то был воплощен в борьбе света с тьмой. Основная цель этой борьбы было преодоление темного хауса ради освобождения и счастья нашей родины. В самом цикле «На поле Куликовом» поэт сумел объединить и напряженное чувство, беспокойство за судьбу России и широту глубоких, мягких раздумий, которые как бы растворяются в голосе самой истории страны. В 1912 году в первом собрании своих стихотворений Блок писал: «”Куликовская битва” принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Для писателя значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не военным или политическим, а именно духовным. Блок верит в будущее России и в будущее русского народа, и это главная тема в цикле «На поле Куликовом».
    Эти стихи Блока соединяют в себе как образы родины, так и образы любимой (Жены,- Невесты). Поэт, чувствуя оттенки и нюансы языка, смог четко и верно описать образ родины, как жены, влюбленной и прекрасной женщины. Именно образ горячо любимой родины, становиться главным в его стихотворениях:
    Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
    В твоей тоске, о, Русь!
    И даже мглы — ночной и зарубежной —
    Я не боюсь.
    Для более наглядного описания тех событий в своем цикле Блок использует картины природы. Поэт прекрасно понимает, что жизнь людей и жизнь природы связаны крепкими узами и являются единым целым. Сам пейзаж в стихах цикла «На поле Куликовом» очень разнообразен и имеет различные оттенки. Читая стихи поэта, мы можем увидеть и желтую глину обрыва, и степной простор, широкие и тихие пожары, кобылицу, мнущую ковыль, клики лебедей, зловещий и темный Дон, горючий белый камень. Сами стихи, пейзаж и краски цикла «На поле Куликовом» соответствуют духу того сложного и противоречивого времени. Даже природные явления у А. А. Блока окрашиваются в трагические кровавые цвета:
    Закат в крови!
    Закат в крови! Из сердца кровь струится;
    Плачь, сердце, плачь…
    Но порой этот же пейзаж у Блока приобретает более однообразный и спокойный характер. Здесь уже нет красочных и ярких красок, все абсолютно ровно, безгранично, спокойно. И даже, кажется, что так будет всегда и не что не измениться.
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво
    И моет берега.
    Над скудной глиной желтого обрыва
    В степи грустят стога…
    Блок в своем творчестве пытался донести до людей важнейшие понятия в жизни, он стремился изменить мир к лучшему, сделать его добрее и красивее. Он умел через стихи выражать свои чувства, он отдавал всего себя людям. Вера в светлое будущее, стремление сделать все для этого будущего, преданность России — вот те самые главные и основные черты, которые были свойственны Блоку-поэту.

  3. Тема Родины – одна из ведущих в творчестве А.Блока. Он писал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…». В ранних его произведениях мы видим Русь колдовскую, окутанную древними легендами. Тем самым Блок-символист говорил о том, что необходимо вывести Россию из страшного мира. В более поздний период образ Родины приобретает женское начало, становится очень личным. «О Русь моя, жена моя….», – напишет он в одном из стихотворений цикла «На поле Куликовом».
    Этот цикл создается в 1908 году. Начало 20 века было для России кризисным. Назревала революция, страна была разделена на два враждебных лагеря, и Блок уподобляет эту ситуацию эпохе Дмитрия Донского, когда необходимо было отстаивать национальную независимость. Поэт считал, что Куликовская битва – это символ русской истории.
    В цикле «На поле Куликовом» Блок показывает Россию как великую страну, которая находится на перепутье, говорит о ее величии, о ее избранности и о ее противоречиях.
    В первом стихотворении намечается тема пути, которая проходит через весь цикл. Образ степной кобылицы, появляющийся в последнее строфе, – это символ движения, без которого немыслима никакая борьба.
    Во второй части речь идет от лица лирического героя, который не отделяет свою судьбу от судьбы страны (Я не первый воин, не последний…). Изображение теряет временные рамки, и возникает чувство тревоги за Родину.
    Третье стихотворение – это обращение лирического героя к России. Крики птиц, горе матерей, туманы и рассветы – все это Родина. Ее образ сливается с образом Богоматери ( «Ты сошла в одежде, свет струящей, не спугнув коня ). Родина для поэта – святыня, которую он готов отстаивать до конца.
    Отчетливый мотив тоски звучит в четвертой части. Возникает образ летящего в поднебесье всадника на белом коне. Это и символ победы, и воплощение погибших за родину, и отражение души самого поэта, который пытается найти правильный путь: «Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой!»
    Заканчивается цикл трагическим предчувствием грядущих бурь и потрясений. Здесь Куликово поле – это Россия, над которой опять «взошла и расточилась мгла». Поэт ощущает начало «высоких и тревожных дней»,. Что ждет Россию? Блок пытается найти ответы в прошлом своей Родины. Он верит в неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. Эта его вера и воплотилась в цикле «На поле Куликовом».

  4. Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь!
    А. Блок
    Цикл «На поле Куликовом» создан Блоком в период безвременья после поражения первой русской революции 1905 года. Он связан с осмыслением событий 8 сентября 1380 года — сражения на Куликовом поле между войсками хана Мамая и ратью Дмитрия Донского. После победы на Куликовом поле русский народ поверил в свои силы.
    В 1908 году Александр Блок, символист, декадент, казалось бы — человек, далекий от жизни простого народа, по-настоящему осознает свою неразрывную связь с судьбой России. Судьба России переживалась им как его собственная, и чувство боли и тревоги за нее уже никогда не покидало Блока. Его сердце просилось в бой — во славу России.
    В цикле «На поле Куликовом» Блок старается осмыслить русскую историю, но не как сторонний наблюдатель или беспристрастный летописец, а как соучастник. История начинает говорить голосом поэзии. У России такое великое прошлое и такое огромное будущее, что захватывает дух:
    Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
    В твоей тоске, о, Русь!
    И даже мглы — ночной и зарубежной —
    Я не боюсь.
    («Река раскинулась…»)
    Широкая, ровная степь кажется безграничной. А между тем это — не лесная и луговая Русь, строгая северная царевна других стихов Блока («Россия»). Это — поле битвы. Но пока, перед битвой, раздумья поэта текут широким потоком, где слились воедино скорбь, и гордость, и предчувствие перемен:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь — стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    («Река раскинулась…»)
    В облике воина рати Дмитрия Донского поэт видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей, грозных в своем гневе. Начинается бой, которому не видно конца:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    («Река раскинулась…»)
    Это — борьба не только с нашествием, это борьба с тем темным, рабским следом в душах, который оно оставило. И летящая вдаль степная кобылица — воля и вольница, которую нелегко взнуздать, укротить, направить в мирное русло.
    Во втором стихотворении цикла чувствуется готовность воина давних времен любой ценой отстоять свою землю. Блок описывает и тревогу, и сомнение, и предчувствие, что этот бой — первый из тех, которые еще предстоят.
    В третьем стихотворении образ Родины — это образ жены, матери, светлой Богородицы, которая охраняет все живущее. Здесь слились и русская неяркая природа с ее туманами и тишиной, и религиозно-сказочное восприятие поэтом русской культуры, и трагическое прозрение исторической судьбы России.
    Четвертое стихотворение («Опять с вековою тоскою…») выводит нас в современность, наталкивая на мысли о народе и интеллигенции:
    И я с вековою тоскою,
    Как волк под ущербной луной,
    Не знаю, что делать с собою,
    Куда мне лететь за тобой!
    Раздумья и распутья Блока связаны с тем, что поэт должен выбрать — на чьей он стороне: народа или власти, которая этот народ презирает и угнетает. Именно такое толкование позиции интеллигенции дает сам Блок в статье «Народ и интеллигенция», написанной в том же 1908 году.
    Последнее стихотворение цикла «Опять над полем Куликовым…» непосредственно обращено к настоящему и будущему:
    Не может сердце жить покоем,
    Недаром тучи собрались.
    Доспех тяжел, как перед боем.
    Теперь твой час настал. — Молись!
    Блок мысленно стоит перед грядущей революцией, понимает ее неизбежность и неизбежность выбора: на чьей стороне стоить. Как известно, поэт в решающую минуту выбрал сторону народа, невзирая на кровь и жестокость. И шел по этому пути до конца.
    Цикл стихов «На поле Куликовом» — не только напоминание о давнем подвиге русских воинов, о битве света с тьмой, добра со злом, но и утверждение вечности этой битвы.

  5. О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь — стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    А. Блок
    Александр Александрович Блок — замечательный русский поэт, наследник великих традиций Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Задумываясь о судьбе России, поэт обращается к ее давней истории, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее.
    Цикл стихотворений «На поле Куликовом» — прекрасный образец гражданской лирики Блока, в нем поэт органически сливается со своим лирическим героем. Трудно понять, да, пожалуй, и не важно, где автор говорит от себя, где от имени лирического героя. Здесь у поэта появляется прекрасный образ России — жены, молодой и горячо любимой женщины. Такое трепетное отношение к Родине встретишь только у Блока. Он хочет понять источник силы и стойкости России, от этого не слабеет, а лишь укрепляется сыновняя привязанность к Родине. Поэт стремится разгадать Россию, но это невозможно, она непостижима и оттого еще прекраснее.
    Я — не первый воин, не последний,
    Долго будет родина больна.
    Помяни ж за раннею обедней
    Мила друга, светлая жена!
    Изучение истории России дает стимул жить и творить ради такой великой страны, которая выжила, истекая кровью, встала на ноги, но еще не окрепла — слишком глубокие и серьезные раны получила. Автор твердо уверен, что Россия выдюжит и на этот раз, она переживала более страшные и тяжелые времена.
    Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
    Степную даль.
    В степном дыму блеснет святое знамя
    И ханской сабли сталь…
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    Блок не пытается ответить на все вопросы. Он поэт-символист и ему достаточно лишь полунамека, легкой догадки, а читатели сами поймут, дофантазируют все то, что хотел вызвать в их воображении автор. Блок уверен, Россию охраняет некая сила, она невидима, но ощутима. Благодаря этому заступничеству страна поднимается из пепла, как птица Феникс. У такой страны не может не быть великого будущего.
    Серебром волны блеснула другу
    На стальном мече,
    Освежила пыльную кольчугу
    На моем плече.
    И когда, наутро, тучей черной
    Двинулась орда.
    Был в щите Твой лик нерукотворный
    Светел навсегда.
    В этом цикле, как ни в каком другом, раскрылся талант поэта-провидца. Блок чувствует трудности, которые предстоит пережить его Родине. Но он горд силой и несгибаемостью России. Только огромной стране под силу большие испытания.
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Останови!
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Закат в крови! Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь!
    Эти стихи написаны как бы вне времени, их в полной мере можно отнести к решающему для России XIV, и к XIX, даже к XX векам. В этом я вижу гениальное предсказание Блока — поэта и великого гражданина России.

  6. По словам самого Александра Александровича Блока, тема, посвященная России, — главная в поэзии. А. А. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни.
    Цикл «На поле Куликовом» целиком посвящен России. Этот цикл один из самых знаменитых Я лов А. Блока. Это произведение было написано в 1908 г., в годы первой русской революции, когда вокруг темнело от кровавых оргий. Вот его слова: «Куликовская битва принадлежит к символ’ событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».
    Стихотворный цикл «На поле Куликовом» имел большое значение как для самого поэта, так и дД всей России:
    Я— не первый воин, не последний, Долго будет Родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена!
    Говорили о том, что Блок умел чувствовать историю милой его сердцу Руси чутко и трепетно: Я вижу над Русью далеко Широкий и тихий пожар…
    Произведение «На поле Куликовом» разделено на пять глав. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: временном и пространственном. Изображение исторического пути России представляет нам временной план:
    В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь… И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль…
    В цикле «На поле Куликовом» раскрываются прошлое, настоящее и будущее России.
    Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться «мглы — ночной и зарубежной», скрывающей ее долгий путь. Эта сипа в вечном движении, для нее характерно отсутствие покоя. Так появляется образ Родины — «степной кобылицы», несущейся вскачь…
    Степная кол былица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у А. Блока трагичны. Страдание — плата за движение вперед, поэтому путь Родины лежит через боль: Наш путь стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.
    Сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены: И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Следует, пожалуй, отметить особое своеобразие изображения Родины Блоком. Основную роль в восприятии поэтом России играют не его внешние впечатления, а, скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями. Образ заката, окрашенного кровью из сердца поэта, лучше всего иллюстрирует такое глубокое личное восприятие родной земли. Традиционным для мировой литературы является образ Родины-матери. У Блока Россия ассоциируется, скорее, с любимой женщиной. Ее лик светел, она хранит первоначальную чистоту души поэта: О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..
    Лирическими героями в этом произведении являются древний русич-воин и современный поэт. ,
    Стихотворение «На поле Куликовом» является настоящим художественным шедевром. Поэт использует эпитеты («скудной», «желтого», «долгий», «древней», «ночной», «святое»), метафоры («река грустит лениво», «в степи грустят стога», «идут испуганные тучи»), лексические повторы («нам путь», «закат в крови»).
    Здесь присутствуют восклицательные по эмоциональной окраске предложения. Все эти художественно-выразительные средства языка несут эмоциональную нагрузку, делают стихотворение более выразительным, помогают понять внутренний мир писателя. Стихотворный размер произведения ямб.
    В стихотворении Блока «На поле Куликовом» звучит гордость за страну, сумевшую подняться из небытия, отстоять свою государственность и независимость. Блок чувствует себя поэтом этой огромной страны, он счастлив благодаря своей сопричастности великой эпохе потрясений. Этой патриотичностью и пафосом он был близок поколению «роковых сороковых» и нам, сегодняшним. Из своего «далека» он учит нас любить и ненавидеть, быть терпимыми и довольствоваться тем, что имеем.
    Нельзя не заметить связи стихотворений из цикла «На поле Куликовом» со статьей «Россия и интеллигенция». Вот одна из цитат: «…есть действительно не только два понятия, но две реальности: народ и интеллигенция; полтораста миллионов с одной стороны и несколько сот тысяч — с другой; люди, взаимно друг друга не понимающие в самом основном.
    Среди сотен тысяч происходит торопливое брожение, непрестанная смена направлений, настроена, боевых знамен. Над городами стоит гул, в котором не разобраться и опытному слуху; такой гул, какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит сказание. Скрипят бесчисленные телеги за Непрядвой, стоит людской вопль, а на туманной реке тревожно плещутся и кричат гуси и лебеди. Среди десятка миллионов царствуют как будто сон и тишина.
    Но и над станом Дмитрия Донского стояла тишина; однако заплакал воевода Боб рок, припал ухом к земле: он услышал, как неутешно плачет вдовица, как мать бьется о стремя сына. Над русским станом полыхала далекая и зловещая зарница. Есть между двумя станами — между народом и интеллигенцией — некая черта, на которой сходятся и сговариваются те и другие. Такой соединительной черты не было между русскими и татарами, между Двумя станами, явно враждебными; но как тонка эта нынешняя черта — между станами, враждебными тайно! Как странно и необычно схождение на ней! Каких только «племен, наречий, состояний» здесь нет! Сходятся рабочий, и сектант, и босяк, и крестьянин — с писателем и общественным деятелем, с чиновником и с революционером.
    Но тонка черта; по-прежнему два стана не видят и не хотят знать друг друга, по-прежнему к тем, кто желает мира и сговора, большинство из народа и большинство из интеллигенции относятся как к изменникам и перебежчикам.. Не так ли тонка эта черта, как туманная речка Непрядва? Ночью перед битвой вилась она, прозрачная, между двух станов; а в ночь после битвы и еще семь ночей подряд она текла, красная от русской и татарской крови».

  7. Цикл «На поле Куликовом» – лучшее, что написал Блок о родине, о ее истории и современности, о подвиге служения своей стране. Герой цикла – это борец, воин времен Куликовской битвы или современной поэту действительности, стоящей у порога «высоких и мятежных дней». Интересно, что это состояние героя «накануне», размышления накануне битвы, процесс мужания, становления человеческой личности. Не сразу «под игом ущербной луны» приходит он к пониманию своего назначения: Вздымаются светлые мысли
    * В растерзанном сердце моем,
    * И падают светлые мысли,
    * Сожженные темным огнем…
    Родина, «светлая жена», ее история помогают герою обрести своё «я», определить свой путь: Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! Самое дорогое, неотделимое, «половина» для героя – родина («О Русь моя! Жена моя!» – восклицает он), и одновременно самое святое, чему поклоняется, служит: Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда. Интересно, как меняются лики этого образа: сначала картина русской природы («Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» и т.д.), потом Русь – Жена, наконец, родина святая. Святость чувства поэта к родине подчеркивается образами лебедей, всегда символизировавших верность, чистоту. В стихах Блока этот образ несет и иную смысловую нагрузку – смятения, тревоги. Трагизм подчеркивается и характерным для поэта образом неба:
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Вновь красный «мятежный» цвет появляется в этих строчках, не просто красный – кровавый. «Из сердца кровь струится» – так мог сказать только поэт, осознавший свою судьбу, свою жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью родины. Блок не знал отдохновения от поисков («Покоя – нет»)… Не знал и самоуспокоения («Уюта – нет»). В напряженном поэтическом труде приходили прозрения, вырисовывалась перспектива будущего. В стихотворении он сказал вещее;
    * Я верю: новый век взойдет
    * Средь всех несчастных поколений.
    * Недаром славит каждый род
    * Смертельно оскорбленный гений.
    * Пусть день далек – у нас все те ж
    * Заветы юношам и девам:
    * Презренье созревает гневом,
    * А зрелость гнева – есть мятеж.

  8. Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: “На поле Куликовом”. Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: “Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”. Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла “На поле Куликовом”:
    * Река раскинулась.
    * Течет, грустит лениво,
    * И моет берега.
    * Над скудной глиной же того обрыва
    * В степи грустят стога.
    * О Русь моя! Жена моя! До боли
    * Нам ясен долгий путь!
    * Наш путь стрелой татарской древней воли
    * Пронзил нам грудь.
    * Наш путь степной, наш путь – в тоске безбрежной.
    * В твоей тоске, о, Русь!
    * И даже мглы – ночной и зарубежной –
    * Я не боюсь.
    * Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
    * Степную даль.
    * В степном дыму блеснет святое знамя
    * И ханской сабли сталь…
    * И вечный бой! Покой нам только снится
    * Сквозь кровь и пыль…
    * Летит, летит степная кобылица
    * И мнет ковыль…
    * И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    * Останови!
    * Идут, идут испуганные тучи,
    * Закат в крови!
    * Закат в крови! Из сердца кровь струится;
    * Плачь, сердце, плачь…
    * Покоя нет! Степная кобылица
    * Несется вскачь!
    Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет (”Закат в крови!”). Этот мотив встречается и в других стихотворениях цикла “Родина”, например, в стихотворении “Петроградское небо мутилось дождем…”: “В закатной дали/ Были дымные тучи в крови”. В стихотворении “Река раскинулась…” несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим – ведь А.Блок называл свою страну “О, Русь моя! Жена моя!”.
    Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову “жена” символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены. И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: “Плачь, сердце, плачь…” В стихотворении А.Блок употребляет авторское “мы”, размышляя о судьбах людей своего поколения.
    Они представляются ему трагическими, стремительное движение – это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: “Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами”.).
    Нарастают восклицательные интонации – это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста. Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.
    Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.

  9. Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,В твоей тоске, о, Русь!И даже мглы — ночной и зарубежной —Я не боюсь.(«Река раскинулась…»)
    Широкая, ровная степь кажется безграничной. А между тем это — не лесная и луговая Русь, строгая северная царевна других стихов Блока («Россия»). Это — поле битвы. Но пока, перед битвой, раздумья поэта текут широким потоком, где слились воедино скорбь, и гордость, и предчувствие перемен:
    О, Русь моя! Жена моя! До болиНам ясен долгий путь!Наш путь — стрелой татарской древней волиПронзил нам грудь.(«Река раскинулась…»)
    В облике воина рати Дмитрия Донского поэт видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей, грозных в своем гневе. Начинается бой, которому не видно конца:
    И вечный бой! Покой нам только снитсяСквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль…(«Река раскинулась…»)
    Это — борьба не только с нашествием, это борьба с тем темным, рабским следом в душах, который оно оставило. И летящая вдаль степная кобылица — воля и вольница, которую нелегко взнуздать, укротить, направить в мирное русло.
    Во втором стихотворении цикла чувствуется готовность воина давних времен любой ценой отстоять свою землю. Блок описывает и тревогу, и сомнение, и предчувствие, что этот бой — первый из тех, которые еще предстоят.
    В третьем стихотворении образ Родины — это образ жены, матери, светлой Богородицы, которая охраняет все живущее. Здесь слились и русская неяркая природа с ее туманами и тишиной, и религиозно-сказочное восприятие поэтом русской культуры, и трагическое прозрение исторической судьбы России.
    Четвертое стихотворение («Опять с вековою тоскою…») выводит нас в современность, наталкивая на мысли о народе и интеллигенции: Материал с сайта //iEssay.ru

  10. Каждого поэта, вошедшего в русскую классическую литературу, хочет он того или нет, последующие поколения критиков причисляют к определенному литературному течению. Так легче рассматривать творческое наследие, легче понимать произведения. Вот и мы не будем игнорировать принятую систему, чтобы проанализировать стихотворения Блока.
    Александр Блок остался в памяти потомков как выдающийся поэт-символист. Но не многие помнят тот факт, что символистов еще называли и последователями неоромантизма. На мой взгляд, это немаловажное замечание. Ведь одной из примет романтизма является обращение к прошлому, поиску там идеалов, тем и откровений, которые помогают раскрыть настоящее.
    Именно поэтому видится закономерным обращение Блока к русской истории, а в частности, к истории Куликовской битвы. Так, в 1908 году (с июня по декабрь) поэт создает стихотворный цикл «Поле Куликово» вошедший в сборник «Родина». Этот цикл состоит из пяти стихотворений, в которых рефреном звучат несколько ведущих образов: крик лебедей, беда, орда поганых, наши полки. Образы одни и те же, а сколько различных произведений создал Блок на их основе!
    В первом из них раскрывается образ воина, готовящегося к походу на войну. Читатель практически физически ощущает динамику действия, напряженность мыслей лирического героя, его нетерпение:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица…
    Второе стихотворение раскрывает состояние лирического героя непосредственно перед смертельной битвой. Он готовится к смерти, так как знает о ней. Герой встретил недобрые знаки: «За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…», «На пути – горючий белый камень». В его мыслях много обреченности, но и бездна храбрости:
    Помяни ж за раннею обедней
    Мила друга, светлая жена!
    Третье стихотворение цикла одновременно примыкает к циклу стихов о Прекрасной Даме (здесь появляется незримая Она). Герой смотрит на мир глазами человека, который понимает цену настоящему чувству, война для него неважна. Это другая точка зрения на вышеописанные события.
    В четвертом стихотворении «На поле Куликовом» рассказывается о смятении героя во время самой битвы. А в последнем – уже нет прошлого, в ней бушует окружающее поэта и героя настоящее.
    Таким образом, перед нами своеобразный роман в стихах (этот же прием использован Блоком в цикле стихов о Прекрасной Даме). В нем, как в хорошем эпическом произведении, сочетаются прошлое, настоящее и будущее, эти временные пласты сливаются воедино. К тому же нельзя забывать, что в большинстве случаев обращение поэта к истории необходимо для того, чтобы глубже раскрыть авторское отношение к настоящим событиям. Так, можно сказать, что Блок предзнаменовал события, которые произойдут через несколько лет (революции, смена власти). Да это и немудрено, они просто витали в воздухе…
    Итак, как же видит Блок прошлое России? Для поэта оно наполнено героизмом и подлинными чувствами. Неслучайно в одном из стихотворений Блок выводит замечательный образ «друга»:
    И, к земле склонившись головою,
    Говорит мне друг: «Остри свой меч,
    Чтоб недаром биться с татарвою,
    За святое дело мертвым лечь!»
    Необходимо отметить жест «склонившись головою». Эта деталь говорит о том, что биться русские хотели только за свободу, а не ради крови или золота. Пожалуй, такая идеализация русских была необходима поэту, чтобы противопоставить светлое прошлое настоящей кровавой драме. Кстати, Блок потрясающе перемежает чувства лирического героя, древнерусского воина, и свои, поэта начала XX века:
    Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной –
    В твоей тоске, о, Русь!
    И даже мглы – ночной и зарубежной –
    Я не боюсь.
    …………………………………
    Я – не первый воин, не последний,
    Долго будет родина больна.
    Но самое главное, что именно с Куликовской битвой связал поэт «начало высоких и мятежных дней» в последующей истории российского государства. В стихотворениях цикла неразрывно слились описание конкретного природного ландшафта Куликовского поля и возвышенные размышления об исторических судьбах нации. Последнее стихотворение цикла с полной уверенностью можно назвать пророческим:
    Но узнаю тебя, начало
    Высоких и мятежных дней!
    Над вражьим станом, как бывало,
    И плеск и трубы лебедей.
    Не может сердце жить покоем,
    Недаром тучи собрались.
    Доспех тяжел, как перед боем.
    Теперь твой час настал. – Молись!
    Блок, с одной стороны, сопоставляет великие битвы, но, с другой, противопоставляет их, чувствуя, что нет места в настоящем доблести и чести:
    И я с вековою тоскою,
    Как волк под ущербной луной,
    Не знаю, что делать с собою,
    Куда мне лететь за тобой!
    «Явись, мое дивное диво!
    Быть светлым меня научи!»
    Вздымается конская грива…
    За ветром взывают мечи…

  11. Цикл «На поле Куликовом» – лучшее, что написал Блок о родине, о ее истории и современности, о подвиге служения своей стране. Герой цикла – это борец, воин времен Куликовской битвы или современной поэту действительности, стоящей у порога «высоких и мятежных дней». Интересно, что это состояние героя «накануне», размышления накануне битвы, процесс мужания, становления человеческой личности. Не сразу «под игом ущербной луны» приходит он к пониманию своего назначения: Вздымаются светлые мысли
    * В растерзанном сердце моем,
    * И падают светлые мысли,
    * Сожженные темным огнем…
    Родина, «светлая жена», ее история помогают герою обрести своё «я», определить свой путь: Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! Самое дорогое, неотделимое, «половина» для героя – родина («О Русь моя! Жена моя!» – восклицает он), и одновременно самое святое, чему поклоняется, служит: Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда. Интересно, как меняются лики этого образа: сначала картина русской природы («Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» и т.д.), потом Русь – Жена, наконец, родина святая. Святость чувства поэта к родине подчеркивается образами лебедей, всегда символизировавших верность, чистоту. В стихах Блока этот образ несет и иную смысловую нагрузку – смятения, тревоги. Трагизм подчеркивается и характерным для поэта образом неба:
    Идут, идут испуганные тучи,
    Закат в крови!
    Вновь красный «мятежный» цвет появляется в этих строчках, не просто красный – кровавый. «Из сердца кровь струится» – так мог сказать только поэт, осознавший свою судьбу, свою жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью родины. Блок не знал отдохновения от поисков («Покоя – нет»)… Не знал и самоуспокоения («Уюта – нет»). В напряженном поэтическом труде приходили прозрения, вырисовывалась перспектива будущего. В стихотворении он сказал вещее;
    * Я верю: новый век взойдет
    * Средь всех несчастных поколений.
    * Недаром славит каждый род
    * Смертельно оскорбленный гений.
    * Пусть день далек – у нас все те ж
    * Заветы юношам и девам:
    * Презренье созревает гневом,
    * А зрелость гнева – есть мятеж.

  12. Для начала расскажу о том, что же все-таки повлияло на основную мысль и предназначение стихов, вошедших в данный цикл. Повлияли в основном две вещи, первое – завоевания русских революций и второе – оценка автором настоящего и неутешительный прогноз на будущее. Сейчас все объясню. По мнению Блока завоевания, русских революции – есть, цитирую: «случайная победа». Делаем вывод, что он не верит в наступившую и, конечно относительную, стабильность. А вот будущее для него представляется в таком свете, я опять-таки цитирую: «как грозный крот прорывает себе дорогу». Отсюда еще один глубокомысленный вывод – к написанию цикла его подтолкнуло трагическое предчувствие неких потрясений, которые неминуемо должны коснуться его Родины. Все так?
    Теперь расскажу о предназначении и смысле, вложенном в цикл. Автор верит в будущее Родины. Если ВЫ соизволите хотя бы пробежать глазами по стихам, то ВЫ в этом убедитесь. Наша Родина всегда характеризовалась многими неординарными вещами, но главное… – народом. Если помните, именно народ на своих плечах вынес тяготы татаро-монгольского ига, а, набрав сил… – сверг его! Это был поистине общенародный подвиг! Для этой победы требовались колоссальные затраты и жертвы во всех областях жизни. Это был подвиг, преисполненный героизма, трагизма и величия! Наш писатель прочувствовал его всем своим существом и посчитал необходимым поставить в пример будущим поколениям его Родины. И знаете почему? Именно потому, что трезво оценивал шансы России на ближайшее счастливое будущее. Он, как никто другой, понимал, что в сложившейся ситуации … – нужен подобный подвиг для обеспечения будущего, достойного русского народа! Вот в этом патриотическом призыве и заключается основная мысль.
    Подвигу всегда есть место. И вот этот призыв актуален сегодня, помните, был актуален вчера, и… я не хочу загадывать, но, сами видите, что сейчас творится, он, наверное, будет актуален и завтра.Тогда и только тогда стихотворения не затеряются в, море лирически-развлекательных стихосложений, и исполнится их истинное предназначение!
    На мой взгляд Блок сделал все от него зависящее, для обеспечения будущего своей страны.

  13. Значительный интерес представляет произведение «На поле Куликовом» (небольшой цикл из пяти стихотворений, включенный в отдел «Родина»). Мы найдем здесь и изображение русской природы, и воспоминания о героическом прошлом России, и предчувствие грядущих перемен. Затронут в стихотворении и острый вопрос, особенно мучивший Блока в то время,- это вопрос о взаимоотношениях народа и интеллигенции. Ожидание важных событий, которые должны изменить судьбу России, Блок связывал с воспоминаниями , о Мамаевом побоище. Он считал, что Куликовская битва принадлежит к «символическим событиям русской истории», которым «суждено возвращение».
    Освобождение русского народа от иноземного ига, большие перемены в жизни России, защита европейской цивилизации – таково значение Куликовской битвы. Блок использовал символику Куликовской битвы в своих раздумьях о современном положении России и о ее будущем. Приближающуюся революцию он сближал с освобождением от «татарского ига» царизма. Вторым планом цикла «На поле Куликовом» является проблема народа и интеллигенции. Блок уподобляет стан Дмитрия Донского «десяткам миллионов народа», а орда Мамая – это «несколько сот тысяч» интеллигенции, которая не умеет найти пути к народу. В непродолжительной тишине появляются зловещие признаки скорого столкновения двух этих станов. (См. статью «Народ и интеллигенция», 5, 323).
    Кровная связь поэта с родной страной раскрывается убедительно в стихотворении «Россия»! Когда-то Гоголь (а к его образам Блок обращался очень часто) сравнивал Русь с бойкой, необгонимой тройкой, постоянно мчащейся вперед. Нам уже встречался образ Руси «с мутным взором колдуна» («Русь», 1906). Исследователи творчества Блока вполне обоснованно утверждают, что образ колдуна в этом и в других произведениях Блока появился под непосредственным влиянием повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» (колдун усыпил и погубил пани Катерину). Злые силы, заколдовавшие Россию, воплощает хищный коршун, который кружит над сонной страной («Коршун», 1916). Образ безжалостного хищника трансформируется и конкретизируется в поэме «Возмездие». Волшебник, колдун с совиными крылами – это обер-прокурор Синода Победоносцев, вдохновитель реакционной политики, сыгравший столь губительную роль в жизни России.
    * В те годы дальние, глухие,
    * В сердцах царили сон и мгла:
    * Победоносцев над Россией
    * Простер совиные крыла,
    * И не было ни дня, ни ночи,
    * А только – тень огромных крыл;
    * Он дивным кругом очертил
    * Россию, заглянув ей в очи
    * Стеклянным взором колдуна…
    Вернемся к поставленному раньше вопросу: «Какой же будет судьба России? Победит ли ее чародей?» Дэлок с уверенностью утверждает: «Не пропадешь, не сгинешь ты». Какой бы чародей ни пытался погубить Россию, ему это не удастся. Прибавится еще одна забота, прибавится еще одна слеза, но Россия останется все такой же («А ты всё та же…»). Поэт верит в жизненные силы своей страны. Блок пишет далее: «И крест свой бережно несу…» Фразеологический оборот «нести свой крест» обозначает выполнять тяжелые (обязанности, выдерживать трудные испытания. Обращаясь к этому образу, Блок подчеркивает свою любовь к Родине и готовность ради нее терпеть любые невзгоды и трудности:
    * И невозможное возможно,
    * Дорога долгая легка,
    * Когда блеснет в дали дорожной
    * Мгновенный взор из-под платка,
    * Когда звенит тоской острожной
    * Глухая песня ямщика!
    Поэт чувствует прилив сил, энергии, желание трудиться (идти своей дорогой). Родная сторона исцеляет его душу своим «врачующим простором». Связь с родной страной и своим народом делает «и невозможное возможным»-, облегчает тяжелый жизненный путь. Нищая, многострадальная Россия постоянно вызывала у Блока щемящее чувство тоски и боли. Вместе с тем у него было предчувствие каких-го неизбежных перемен. Поэт видел скрытые, дремлющие силы России и верил, что она будет двигаться вперед, как гоголевская необгонимая тройки. В первой публикации стихотворения «Россия» (журнал «Новое слово») были следующие строфы:
    * Твои болотистые топи
    * Обманчивы, как ты сама:
    * Там угля каменного копи,
    * Там драгоценных камней тьма!
    * Сулишь ты горы золотые,
    * Ты дразнишь дивным мраком недр,
    * Россия, нищая Россия,
    * Обетованный край твой щедр!
    Эта часть стихотворения с измененной последней строчкой появилась в записной книжке Блока еще в 1908 году. Скрытые под обманчивыми болотными топями драгоценные богатства России были для Блока символом могучих духовных сил русского народа, подавленного и «усыпленного». Мысли о движении России по пути прогресса нашли отражение в стихотворении «Новая Америка». Здесь, как и в написанных раньше стихотворениях, Россия предстает как «роковая, родная страна» с ее страшными просторами, бесконечной ширью, дикой метелицей, пустырями и гнущимися под ветром кустами. Есть также и обращение к историческому прошлому – упоминание о варягах и половцах, о татарах и турках. Как и прежде, Россия для Блока – это невеста, «под московским платочком цветным» (ср. раньше «плат узорный», «в цветном платке» и др.), поэт видит ее «запылавшие щеки». Неоднократно воспетые Блоком приметы старой России: нищей, дикой, богомольной – воспринимаются в «Новой Америке» как тот туман, который заслоняет от нас едва просвечивающий новый лик страны («Праздник радостный, праздник великий, да звезда из-за туч не видна»). И сквозь то убогое, богомольное, что считалось исконно русским, поэт сумел увидеть «запылавшие щеки» красавицы-невесты и расслышать «шепотливые тихие речи». Блок мечтает о развитии промышленности России, об использовании богатых земных недр:
    * А уж там, за рекой полноводной,
    * Где пригнулись к реке ковыли,
    * Тянет гарью горючей, свободной,
    * Слышны гуды в далекой дали…
    * Нет, не вьются там по ветру чубы,
    * Не пестреют в степях бунчуки…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *