Сочинение на тему наказание преступление

9 вариантов

  1. «Преступление и наказание» – один из самых известных романов Ф.М. Достоевского. С первых страниц события переносят нас в один из бедных кварталов Петербурга 1860-х годов. Главный герой Родион Раскольников – бывший студент, который по идейным соображениям бросил университет. Родион обладает привлекательной внешностью, но живет в полной нищете в комнатке, которую сам автор называет «клетушечка», на чердаке. Жизненные обстоятельства вынуждают его заложить старухе – ростовщице последнюю, хоть сколько-нибудь ценную вещь. Наполненный ненавистью к несправедливости устройства бытия, герой решает совершить самый страшный грех – убить ростовщицу.
    Встреча с опустившимся чиновником Мармеладовым, который рассказывает Раскольникову о горемычной судьбе своей дочери Сони, бедняжку мачеха вынудила заниматься проституцией, чтобы прокормить семью. Полученное письмо из дома, где мать написала ему об унижениях, выпавших на долю сестры Дуни от помещика Свидригайлова. Два последних события прочно укрепили мысль в голове молодого человека – убить ненавистную старуху. Раскольников видит себя избавителем – ведь он собирается на деньги старухи помочь обездоленным девушкам и юношам, прозябающим в нищете.
    Преодолев личное отвращение к насилию, Раскольников расправляется с ростовщицей, кроме нее он убивает и ее ни в чем неповинную сестру Лизавету. Прихваченные старушечьи богатства он прячет в первом удобном месте.
    После совершенного преступления главный герой переживает глубокие душевные страдания, от которых вскоре заболевает. Впоследствии, он узнает, что за его преступление наказание получил ни в чем не повинный Миколка. Раскольников остро реагирует на разговоры об убийстве и его реакция не остается незамеченной.
    Впоследствии герой пытается оправдать свое деяние, и тем самым найти душевный покой, но сам с этим справиться не в состоянии. Единственной отрадой для героя в это время становится Соня Мармеладова, которая и выводит его на свет и указывает на путь искупления и раскаяния.
    Чтобы избавиться от душевных мук и переживаний, Родион Раскольников все же сдается с повинной в полиции. За свое преступление он будет сослан в Сибирь. Самоотверженная Соня и здесь не оставляет главного героя и следует за ним. Они ждут окончания каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.

  2. Согласно этой теории сверхчеловек стоит выше законов и моральных принципов, он имеет право на убийство во имя великой цели и всеобщего блага. Таким образом, Раскольников разделил людей на «сильных» и «тварей дрожащих».
    Все действие романа происходит в Петербурге. Город по замыслу самого автора становится не просто декорацией для разворачивающейся драмы, но и, своего рода, соучастником преступления. Этот душный каменный город с тесными грязными улочками давит на человека, ломает его, рождая в его мозгу мысли о смерти – чужой либо своей. Даже присутствие каналов и рек не дает ощущения близости природы, все здесь кажется искусственным. О пагубном влиянии Петербурга говорит также большое количество самоубийств.
    Раскольников, желая доказать состоятельность своей теории, прежде всего самому себе, решается на убийство. В качестве жертвы он выбирает неприятную особу – старуху процентщицу. Герой уверен, что делает одолжение миру, избавляя его от «вши». Но он не учел того, что переступая законы природы, он навсегда отрезает себя от общества. Кроме старухи, случайно погибает ее беременная сестра. Так Раскольников навсегда ставит на себе клеймо убийцы.
    Этот поступок не дает ему спокойно жить. Раскольников всего боится, сторонится людей, отгораживается от них. Пока под влиянием Сони не признается в содеянном. Он, не чувствуя раскаяния, отправляется на каторгу и уже там видит сон, где под влиянием его теории вымирает все человечество. Это полностью меняет его взгляд.
    Достоевский хотел показать мучения убийцы, его душевные терзания после содеянного. Он красочно изобразил зарождение страшной мысли в голове у человека и к чему она привела. Основную идею романа несложно уловить – нет ничего дороже человеческой жизни.

  3. 3
    Текст добавил: Однокласницы

    “Бедные люди” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    “Корень злых дел – в дурных мыслях”. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. – Ф.М.Достоевский. “Преступление и наказание”.)
    “Шаги” Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    “Шаги” Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    «Боль о человеке» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    «Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя …» (М.М.Бахтин) (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
    «Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» (Э. Фейхтерслебен) (по романам «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети»)
    «Их воскресила любовь…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    «Корень злых дел в дурных мыслях» (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    «Кто много посмеет, тот и прав»
    «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский) (по одному из романов Ф.М. Достоевского – «Преступление и наказание» или «Идиот»)
    «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский) (по одному из романов Ф.М. Достоевского – «Преступление и наказание» или «Идиот»)
    «Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    «Маленький человек» на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
    «Правда» Сони Мармеладовой (по «Преступлению и наказанию» Достоевского)
    «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    «Преступление и наказание» – социально-психологический роман
    «Сон об убийстве лошади» (анализ эпизода из главы 5, части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    «Униженные и оскорбленные» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    «Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
    «Я хотел сделаться Наполеоном, оттого и убил…»
    Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского
    Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление к наказание»
    Авторская позиция в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и способы ее выявления.
    Авторское отношение к главному герою романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Анализ отрывка из романа Достоевского «Преступление и наказание» (Сон Раскольникова на каторге).
    Анализ сна Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ сцены последней встречи Раскольникова и Свидригайлова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (глава 4 части 4 романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ эпизода «Смерть Мармеладова» в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Анализ эпизода «Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ эпизода из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Анализ эпизода последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Анализ эпизода последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Анализ эпизода смерти Катерины Ивановны (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Бесчеловечность теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Бог и грех в романе “Преступление и наказание”
    Бунт раскольникова
    Бунт Раскольникова против мира зла и насилия.
    Бунт Родиона Раскольникова
    Быть сильным – значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»).
    В ком из персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание» вы видите своих современников?
    В Петербурге Ф. М. Достоевского
    В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)
    В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем противоречие теории Раскольникова?
    В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
    В чем смысл эпилога романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
    В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    В чем трагедия Раскольникова?
    В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»
    Время и пространство в романах Достоевского
    Город разрушений и унижений (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание)
    Гуманизм романа «Преступление и наказание»
    Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Два героя-студента – Базаров и Раскольников
    Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Двойники и антиподы Раскольникова
    Двойники Раскольникова
    Двойники Раскольникова
    Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Дневник психолога (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Дневник Раскольникова
    Дневник Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
    Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Дневник Сонечки Мармеладовой (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
    Дневник читателя (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
    Добро и зло в понимании и изображении Достоевского
    Добро и зло в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского
    Достоевский «Преступление и наказание» (обзор)
    Есть ли наказание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
    Знакомство Раскольникова со Свидригайловым. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, ч. IV, гл. 1.)
    Значение символических снов Гринева в “Капитанской дочке” А. С. Пушкина и Раскольникова – в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского
    Значение эпизода «Встреча Раскольникова и Свидригайлова» для понимания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Идейная борьба на страницах романа «Преступление и наказание»
    Идейно-композиционная роль образа Сони Мармеладовой
    Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Идейно-художественное свеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Идейное содержание романа Ф. М Достоевского «Преступление и наказание»
    Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Идея Раскольникова и ее крах.
    Идея Раскольникова и ее крушение
    Идея Раскольникова и ее крушение(По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Исповедь Сонечки Мармеладовой (по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    История одного преступления (Интервью у Порфирия Петровича)
    История создания романа
    Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
    Как сны Раскольникова помогают понять противоречивое сознание героя? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке
    Какие изменения нужно внести в текст романа Ф.М. Достоевского, чтобы Свидригайлов стал восприниматься как положительный герой?
    Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
    Каковы причины, побудившие Раскольникова на убийство старухи-процентщицы и причины, останавливающего его (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Какое значение имеет сон Раскольникова на каторге для раскрытия основной идеи романа Достоевского «Преступление и наказание»?
    Книга, которая потрясла меня
    Композиционное значение снов Раскольникова
    Крах “недоконченной” идеи (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Крушение теории Раскольникова
    Кто из действующих лиц романа меня заинтересовал? (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)
    Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по
    Личность в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Лужин в эпизодах «Визит к Раскольникову» и «Поминки» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского “Преступление и наказание”.
    Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века. (Ф.МДостоевский. «Преступление и наказание».)
    Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мир униженных и оскорблённых в ромате “Преступление и наказание”.
    Моё письмо Родиону Раскольникову
    Может ли быть достигнута высокая цель путём преступления
    Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мои рассуждения после прочтения романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
    Мой Достоевский (размышление о прочитанном)
    Мой Достоевский (размышления о прочитанном)
    Мой Ф. М. Достоевский (размышления о прочитанном)
    Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание
    Наказание и воскресение Раскольникова
    Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского.
    Наполеонизм в литературе (По романам Л.Н. Толстого “Война и мир” и Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Нравственно-философские аспекты в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание»
    Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Нравственный идеал в произведении Достоевского ” Преступление и наказание”
    Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману “Преступление и наказание”).
    О каком наказании идет речь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
    О каком наказании идет речь в романе?
    О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»
    Обличение преступного общества в романе «Преступление и наказание»
    Обличение преступного общества в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Образ «вечной Сонечки» в произведениях Ф.Достоевского, Т.Толстой и Л.Улицкой
    Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
    Образ времени в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века
    Образ Петербурга в романе
    Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание”
    Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и в романе Л. Толстого «Война и мир»
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Раскольникова
    Образ Раскольникова (по роману «Преступление и наказание»)
    Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Образ Родиона Раскольникова
    Образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ семьи Мармеладовых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Образ Сони Мармеладовой
    Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского “Преступление и наказание”
    Образ Сони Мармеладовой и тема духовного подвига
    Основные идеи романа «Преступление и наказание»
    Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
    Первый сон Раскольникова и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Первый сон Раскольникова.
    Петербург в романе Достоевского “Преступление и наказание”
    Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    Петербург Ф. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).
    Петербург Ф. М. Достоевского
    Петербург Ф. М. Достоевского
    Петербург Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    Петербург Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    Петербург Ф.М.Достоевского
    Письмо к Соне Мармеладовой (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Письмо Раскольникову
    Письмо Раскольникову
    Письмо Раскольникову (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Полифонизм романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Портретная характеристика Семена Захарыча Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из романа Ф.М Достоевского “Преступление и наказание”, ч. VI, гл. II.)
    Последняя встреча Свидригайлова и Дуни
    Последняя встреча Свидригайлова и Дуни (анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, ч. 6, гл. V.)
    Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников – герои одной эпохи?
    Почему Раскольников совершил преступление? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Правда Сонечки Мармеладовой (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
    Предметный мир в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Проблема искупления греха в ромате “Преступление и наказание”
    Проблема семьи Мармеладовых.
    Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Продолжение романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Психологизм Достоевского
    Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Психологический смысл романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    Путь исканий и прозрений Андрея Болконского и Радиона Раскольникова
    Путь Раскольникова от сострадания обездоленным к идее «крови по совести»
    Развенчание теории Раскольникова
    Разговор Раскольникова с Соней (анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
    Разговор Раскольникова с Соней Мармеладовой на её квартире (анализ эпизода из главы 4, части 4 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Раскольников – Лужин – Свидригайлов: три ипостаси зла
    Раскольников в системе образов романа «Преступление и наказание»
    Раскольников и его «двойник» (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика)
    Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика
    Раскольников и Соня в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Раскольников на каторге (анализ 2 главы эпилога романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Рецензия на прочитанную книгу (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Рецензия на роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
    Речевая характеристика персонажей «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского
    Роль «двойников» Раскольникова в раскрытии идеи романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Роль образов Лужина и Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Роль портрета героя в его характеристике на примере романа «Преступление и наказание»
    Роль случая в жизни человека
    Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    С какой целью Достоевский вводит в 1 часть сон о саврасой лошадке и что этот фрагмент дает для понимания характера Раскольникова?
    Самооправдание или самообман Раскольникова
    Свидание Дуни и Петра Лужина
    Свидригайлов
    Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Свобода выбора и ответственность за него (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Семья Мармеладовых и ее роль в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
    Символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Символика снов в романе Ф.М. Достоевского ” Преступление и наказание”
    Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Случайности на пути Раскольникова к убийству (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).
    Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Смысл названия романа «Преступление и наказание»
    Смысл снов в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    Смысл теории Раскольникова
    Смысл теории Раскольникова
    Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Сонина правда в романе Достоевского
    Соня и Раскольников.
    Соня Мармеладова- падшая или святая?
    Социальный протест в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Сочинение-миниатюра по роману “Преступление и наказание”
    Способы раскрытия психологии героев в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
    Сравнение: Свидригайлов и Раскольников
    Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Особенности психологизма)
    Столкновение теории и жизни в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Сюжет и композиция
    Сюжет и проблематика романа “Преступление и наказание”
    Тема “маленького человека” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание»
    Тема «униженных и оскорбленных» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема гордости и смирения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы (Ф.М.Достоевский. “Преступление и наказание”).
    Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема искупления греха (по роману «Преступление и наказание»)
    Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского “Преступление и наказание”
    Тема падения и духовного возрождения человека в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»).
    Тема человека и судьбы в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского
    Теория Раскольникова и её последствия (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Теория Раскольникова и её разоблачение
    Теория Раскольникова и жизнь (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Теория Раскольникова и жизнь.
    Теория Раскольникова: её суть и последствия (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Теория Родиона Раскольникова
    Теория Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
    Теория Родиона Раскольникова и ее крушение
    Теория Родиона Раскольникова о «двух разрядах людей» и ее опровержение
    Теория Родиона Раскольникова, ее проверка и опровержение в романе «Преступление и наказание»
    Теория Родиона Раскольникова: «тварь дрожащая» и «право имеющий»
    Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. (По роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.)
    Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Философские проблемы в романе «Преступление и наказание»
    Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Христианские мотивы в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
    Христианские представления, мотивы и образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Художественные особенности романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
    Человеческое всегда неизбежно должно восторжествовать (по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)
    Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа «Преступление и наказание»
    Что бы изменилось, а чтобы осталось неизменным в «Преступлении и наказании», если бы Достоевский писал этот роман в наши дни
    Что способствовало новой жизни Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Юридическое и нравственно-философское наказание (с ориентацией на роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    Я открываю Достоевского
    Я себя убил или старушонку? (по роману «Преступление и наказание»)

  4. Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» носит социально-психологический характер. В данном произведении автором ставятся значимые социальные вопросы, которые волновали людей того времени. Достоевский не даёт готовые ответы на поставленные в романе вопросы, тем самым заставляя читателя глубоко задумываться над ними.
    Основное место в романе достаётся бедному студенту Раскольникову, совершившему убийство. Что послужило поводом для совершения этого страшного преступления? Ответ на такой вопрос Достоевский ищет путём тщательного анализирования психологического портрета этого человека.
    Преступление Раскольникова стало своеобразной реакцией на условия жизни того времени. Петербург отражает в романе непотребный город, где воцарилась нищета и разврат и повсюду расположены распивочные. В таком мире униженных и оскорблённых рождается преступление. Раскольников так описывал Соне свою «конуру»: «А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!!».
    Раскольников пытается всячески найти выход из социального дна, хочет понять, как стать «властелином» и возвыситься над «толпой». Раскольникову совсем не хочется приписывать себя к тем людям, которые не способны изменить свою жизнь, в результате, задаваясь вопросом «вошь ли я, как все, или человек», он принимает непростое решение – проверить себя на деле. Я считаю, что в чём-то герой романа был прав, например, в осуждении людей за их бездействие, за то, что они не решаются изменить свою жизнь. Его правда также в том, что он самостоятельно искал путь, который может привести к изменениям к лучшему.
    Однако для Раскольникова этот путь стал преступлением. Согласно его теории сверхчеловека, всех людей можно разделить на «обыкновенных» и «необыкновенных». Главный герой считал, что для принесения человечеству пользы «необыкновенные» люди имеют право перешагнуть через большие препятствия, если идеи того потребуют. По мнению Раскольникова, такие люди «должны, по природе своей, быть непременно преступниками». Так он оправдывал преступления, совершённые ради благородных целей.
    В своём преступлении Раскольников, конечно, был не прав. В первую очередь, сомнительна была сама теория сверхчеловека. Я считаю, что самое главное заблуждение Раскольникова – это то, что после совершения убийства он не считал его преступлением, искал себе оправдание и не чувствовал своей вины относительно совершённого преступления. Ф. М. Достоевский в своём романе явно осуждает и наказывает такую теорию сверхчеловека.

  5. «Преступление и наказание» — социально-психологический роман
    Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского содержится в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский сообща с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя напрячься над ними.
    Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на тот самый вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Кто такой Раскольников? В чем он был прав и в чем заблуждался? Преступление Раскольникова явилось реакцией на условия русской реальности того времени. Петербург показан в романе как непотребный град, где царят нищета и разврат, где на каждом углу распивочные. Это мир униженных и оскорбленных.
    Не удивительно, что в таких условиях рождается преступление. Раскольников так говорил Соне о своей «конуре»: «А знаешь ли, что невысокие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!»
    Раскольников понимает, что такую жизнь нельзя назвать нормальной. Он хочет понять, каким образом можно выйти из социального дна, как стать «властелином» над «дрожащей тварью», над «толпой». Раскольников не хочет относить себя к тем, кто не способен изменить свою жизнь, и поэтому, задаваясь вопросом «вошь ли я, как все, или человек», он решает проверить себя на деле. Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
    И Раскольников нашел его. Он считает, что тот самый путь — преступление. Почему же аккурат преступление, тем более убийство? В Раскольникове зреет индивидуалистический бунт, явившийся следствием его теории сверхчеловека. Согласно этой теории, все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных», по словам Раскольникова, «. на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант высказать в среде своей новое слово». По убеждению главного героя, чтобы принести человечеству пользу, «необыкновенные» люди имеют право «перешагнуть. через иные препятствия, и единственно в том случае, если воплощение в жизнь. идеи того потребует». Раскольников считал, что эти люди «должны, по природе своей, быть непременно преступниками». Тем самым он оправдывал преступление, если оно было совершено ради какой-либо благородной цели.
    На основе этой теории у главного героя романа стал зарождаться и проект преступления. Раскольников задавался вопросами: «Осмелюсь ли я преступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею. » И он решается на преступление. Он позволяет себе убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную. старушку», взять ее денежки и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел».
    Раскольников — убийца по теории. В своем преступлении он был сильно не прав. Прежде всего ложной была сама теория этого человека. Но, по моему мнению, самым главным, в чем заблуждался Раскольников, было то, что, уже совершив убийство, он не считал его преступлением, он оправдывал себя и не испытывал чувства вины. Признаваясь Соне Мармеладовой, он говорит: «Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную». А после он добавляет: «Старушонку эту черт убил, а не я». Раскольников говорит так потому, что не старушонка его тревожит, не Лизавета, про которую он вспоминал только пару раз, — его тревожит то, что он «себя убил».
    Само же преступление он продолжает рассматривать как нечто незначительное, называет его «просто неловкостью». И об этом свидетельствуют слова Раскольникова, обращенные к сестре: «И все-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!» Совершив преступление, Раскольников противопоставил себя окружающим. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.
    В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский осуждает и наказывает теорию сверхчеловека, одновременно разоблачая и идеи Раскольникова, и условия русской реальности, вызвавшие эти идеи к жизни.

  6. Преступление и наказание сочинение-рассуждение
    План
    1. Введение
    2.Теория Раскольникова
    3.Образ Сони Мармеладовой
    4.Заключение
    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” по праву считается одним из самых значительных произведений отечественной и мировой литературы. Писатель проявил себя в качестве тонкого психолога, разбирающегося в самых темных уголках человеческой души. Трагедия Родиона Раскольникова затрагивает очень серьезную философскую проблему о безнаказанности и праве на преступление “великого человека”.
    В принципе, главная мысль Раскольникова не лишена права на существование. Перечисляя великих государственных деятелей (Ликург, Наполеон и т. д.), он справедливо указывает, что их никогда не останавливала опасность пролития крови (даже невинных людей). Их обычно проклинают современники, но потомки преклоняются и ставят памятники.
    Как замечает сам Раскольников, эта мысль уже неоднократно высказывалась и обсуждалась. Однако в разговоре с Порфирием Петровичем постепенно выявляются “слабые места” этой теории. Собеседника Раскольникова очень беспокоит вопрос о примерной численности тех, кто может безнаказанно грабить и убивать. Порфирию Петровичу также важно знать, можно ли отличить “необыкновенных” людей от “обыкновенных”. Эти возражения все же несколько ироничны.
    Серьезной ошибкой Раскольникова является его убеждение в том, что можно вывести закон, согласно которому появляются “необыкновенные” люди. Пока Раскольникова интересовала только теория, ничего опасного не предвиделось. Но постоянное безденежье и голод постепенно приводили бедного студента к мысли, что ему по силам применить теорию на практике. При этом он противоречил сам себе, так как не было выведено закона, по которому неопровержимо доказывалось, что именно Раскольников принадлежит к категории “необыкновенных” людей.
    С этого момента у Раскольникова возникают первые признаки полусумасшедшего состояния. Им все больше овладевает мысль об убийстве старухи. В конце концов, совершив ужасное преступление, Родион на каждом шагу доказывает самому себе, что он не является великим человеком. В статье он утверждал, что преступление “сопровождается всегда болезнию”. И действительно, после убийства сам Раскольников долгое время находится в полубессознательном состоянии. В дальнейшем приступы болезни повторяются. Не было никакого точного расчета и хладнокровия. Раскольникова бесконечно мучает осознание вины.
    Свое преступление Раскольников оправдывал необходимостью добыть деньги, чтобы добиться высоких целей. Но после убийства финансовая сторона совершенно перестала его интересовать. Первое время на каторге Раскольников продолжал упорно верить в свою теорию. Он считал, что просто повел себя глупо. Достоевский подчеркивает, что его герой не раскаивался в преступлении. Только после тяжелой болезни, вызванной постоянными размышлениями, душа Родиона наконец-то очистилась. Он понял, что его теория ничего из себя не представляет по сравнению с непоколебимой верой в Бога других людей, прежде всего, Сони.
    Переломным моментом в судьбе Раскольникова стала встреча с Соней Мармеладовой. Несчастная девушка, вынужденная ради пропитания семьи стать проституткой, – самый трагический персонаж романа. На первый взгляд кажется невозможным, чтобы проститутка свято верила в Бога. Но в этом и заключается парадокс загадочной русской души, тщательным изучением которой занимался Достоевский. Мир для Сони четко делится на материальную и духовную составляющие. Материальный мир заставляет девушку каждый день совершать грех, но в душе она чиста и непорочна.
    Соня и Родион – родственные души. Их объединяет греховность. Но Соня кардинально отличается от Раскольникова тем, что признает эту греховность и заслуженное наказание. Девушка не испытывает страха перед будущим, полностью отдаваясь в руки Господа. В ее душе никогда не умирает надежда на прощение. Разговоры с Соней сильно повлияли на Раскольникова. Только благодаря ей он решился признаться в преступлении.
    Самоуверенный “необыкновенный” человек понял, что несчастная проститутка намного сильнее его. Непоколебимая вера служит для Сони лучшей защитой от суровой жизни. Настоящий “необыкновенный” человек в романе – Соня Мармеладова. Вся ее жизнь представляет собой самоотверженный подвиг во имя человечества. Соня не совершила никаких “великих деяний”, но она вернула к жизни Раскольникова, что вполне искупает все ее невольные грехи.
    Нравственное значение романа “Преступление и наказание” трудно переоценить. Достоевский убедительно доказывает, что в основе человеческой жизни лежат идеи гуманности и сострадания к ближнему. Любое преступление – результат неблагоприятной среды и едва заметных отклонений в психике человека. Трагедия Раскольникова в том, что он так и не смог морально оправдать свое преступление. Мучительная борьба в его душе – свидетельство присущих каждому человеку доброты и милосердия.

  7. Родион Раскольников является главным героем бессмертного романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Весь сюжет произведения завязан фактически на его трагедии, на его преступлении и его наказании.
    Родион Раскольников практически в самом начале произведения убивает процентщицу, «гадкую старушонку», «вошь», по определению самого героя. Что же стало причиной совершенного преступления?
    Во-первых, тот мир, в котором живет Раскольников. Бедственное положение окружающих давит на главного героя. Повсюду ему встречаются пьяницы, вынужденные вести подобный образ жизни из-за бедности, проститутки, готовые жертвовать собою ради того, чтобы прокормить и себя, и семью, несчастные женщины, еле-еле сводящие концы с концами для того, чтобы воспитывать детей. Бедность, которая является причиной бед окружающих, давит и самого Раскольникова. Он живет в коморке, больше похожей на душный и тесный шкаф, он вынужден бросить учебу в университете, так как нет возможности оплатить его. И сверх того, его любимая сестра Дуня решает выйти замуж за человека, которого не любит лишь ради того, чтобы помочь брату Родиону. Это переполняет чашу терпения, и Родион решается на преступление, которое планировал задолго до этого.
    Однако наравне с этим есть еще одна причина, подтолкнувшая Раскольникова на совершение преступления. Это его теория, в соответствии с которой есть люди обыкновенные и люди необыкновенные. Обыкновенные люди — это “твари дрожащие”, которые обязаны быть послушными и достойными презрения. “Необыкновенные” люди — это сильные люди, которые имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. И Родион решает провериться самого себя. “Мне надо было узнать тогда… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею? ” – признается он потом Соне.
    Но Раскольников не предвидел последствия, которыми обернулось его преступление. Нет, Раскольникова не поймали, его даже не подозревали в совершении убийства. Не физическим наказанием обернулось убийство старушки-процентщицы и ее сестры для Родиона Романовича, а наказанием внутренним. Совесть, страх, преступление нравственности мучают Раскольникова на протяжении всего романа. Герой отдаляется от своих близких: от матери, от Дуни, от Разумихина. Он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».
    Раскольников страдает от того, что становится похож на тех, кого до этого презирал. Его тошнит от Лужина и Свидригайлова, но их объединяет совершение ими преступлений и прочих дурных поступков.
    В конце концов, Раскольников не выдерживает внутри личностного раскола и решает признаться в содеянном. Наказание совести становится для главного героя страшнее, чем страх каторги или тюрьмы. Борясь на протяжении всего романа с самим собой, он решает сдаться и освободить себя от душевных мук, так долго его терзающих. Наконец, получив наказание физическое, он освобождается от наказания внутреннего.

  8. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского содержится в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский сообща с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя напрячься над ними.
    Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на тот самый вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Кто такой Раскольников? В чем он был прав и в чем заблуждался? Преступление Раскольникова явилось реакцией на условия русской реальности того времени. Петербург показан в романе как непотребный град, где царят нищета и разврат, где на каждом углу распивочные. Это мир униженных и оскорбленных. Не удивительно, что в таких условиях рождается преступление. Раскольников так говорил Соне о своей “конуре”: “А знаешь ли, что невысокие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!”
    Раскольников понимает, что такую жизнь нельзя назвать нормальной. Он хочет понять, каким образом можно выйти из социального дна, как стать “властелином” над “дрожащей тварью”, над “толпой”. Раскольников не хочет относить себя к тем, кто не способен изменить свою жизнь, и поэтому, задаваясь вопросом “вошь ли я, как все, или человек”, он решает проверить себя на деле. Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
    И Раскольников нашел его. Он считает, что тот самый путь — преступление. Почему же аккурат преступление, тем более убийство? В Раскольникове зреет индивидуалистический бунт, явившийся следствием его теории сверхчеловека. Согласно этой теории, все люди разделяются на “обыкновенных” и “необыкновенных”, по словам Раскольникова, “…на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант высказать в среде своей новое слово”. По убеждению главного героя, чтобы принести человечеству пользу, “необыкновенные” люди имеют право “перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том случае, если воплощение в жизнь… идеи того потребует”. Раскольников считал, что эти люди “должны, по природе своей, быть непременно преступниками”. Тем самым он оправдывал преступление, если оно было совершено ради какой-либо благородной цели.
    На основе этой теории у главного героя романа стал зарождаться и проект преступления. Раскольников задавался вопросами: “Осмелюсь ли я преступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею…” И он решается на преступление. Он позволяет себе убить “глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную… старушку”, взять ее денежки и загладить это “крохотное преступленьице тысячами добрых дел”.
    Раскольников — убийца по теории. В своем преступлении он был сильно не прав. Прежде всего ложной была сама теория этого человека. Но, по моему мнению, самым главным, в чем заблуждался Раскольников, было то, что, уже совершив убийство, он не считал его преступлением, он оправдывал себя и не испытывал чувства вины. Признаваясь Соне Мармеладовой, он говорит: “Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную”. А после он добавляет: “Старушонку эту черт убил, а не я”. Раскольников говорит так потому, что не старушонка его тревожит, не Лизавета, про которую он вспоминал только пару раз, — его тревожит то, что он “себя убил”.
    Само же преступление он продолжает рассматривать как нечто незначительное, называет его “просто неловкостью”. И об этом свидетельствуют слова Раскольникова, обращенные к сестре: “И все-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!” Совершив преступление, Раскольников противопоставил себя окружающим. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.
    В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский осуждает и наказывает теорию сверхчеловека, одновременно разоблачая и идеи Раскольникова, и условия русской реальности, вызвавшие эти идеи к жизни.

  9. Рисунок Зыкова К, д/сад
    Сочинение на тему «Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Вечер. Моя комната. Горит лампа, В колодце что-то ухает. Я сижу на диване. Передо мной лежит книга. Ф. М Достоевский «Преступление и наказание». Эпоха 60—70-х годов позапрошлого столетия. Достоевский очень четко охарактеризовал эти годы: «Годы, когда замутилось море…» Это годы, когда в патриархальную Россию начинают проникать капиталистические тенденции. Это время, когда под сомнение ставятся все те правила, по которым жило общество. Пересматриваются понятия добра и зла, хорошего и плохого. Порфирий Петрович в откровенной беседе с Раскольниковым говорит: «Это современное преступление». Это преступление порождено эпохой, эпохой замутившегося моря.
    Преступление. Убита старуха-процентщица. Топором. Убита и ее сестра Лизавета. Ограблена квартира. Улик нет.
    Наказание. Бывший студент Раскольников Р. Р. пришел с повинною. Осужден на восемь лет каторжных работ.
    Вот как выглядит этот роман с детективной стороны. Но расписать это на шестьсот страниц было бы невозможно. Следовательно, есть и еще что-то в этом произведении. Да, есть другая сторона медали, нравственная.
    Так вот, по-моему, если смотреть с этой позиции, то было одно наказание. Достоевский знакомит нас с Раскольниковым до преступления. Но состояние его после преступления изменилось ненамного. Наказание для Родиона начинается задолго до преступления. Наказание начинается с той самой минуты, как только у него появляется мысль о том, что он может подумать о такой вещи, как убийство. Но главная черта Раскольникова — гуманность. Вся его трагедия в том, что он идет против своей натуры, но вслед за своей теорией. Он пытается убить в себе гуманность и тем самым переступить через человека. Но убить-то он убил, а переступить не переступил. Гуманизм его характера и в том, что он чувствует, страдает. А он сам еще себе добавляет страданий. Сначала то, что он под подозрением, затем каторга.
    Итак, наказание началось от одной мысли о возможности преступления. Он ходит, как в бреду, не помня, где идет, где шел, с кем говорил, кого видел. Его воспаленный мозг работает, обдумывает. Душа же его страдает, мучится от того, что он решается на этот шаг, что он думает об этом. Затем идет преступление. Порфирий в том же разговоре говорит Родиону: «Преступник шел на преступление не своими ногами». Но, как бы там ни было, герой убивает старушонку, убивает топором. И тут ко всем его страданиям прибавляется еще одно: с одной стороны, он боится быть пойманным, с другой он боится, что его не накажут, и сам выдает себя. Наказание после преступления усиливается, он чувствует свою вину, то, что он в крови. Его нервы расстраиваются. Он заболевает. Мучения его достигают высшей точки. Он терзается совестью. Но в то же время он искренне верит в свою теорию. И, по его же теории, он становится тварью дрожащей, что усиливает его мучения. Но страдать, как Раскольников, может не каждый. Лужин без страданий хочет убить Соню. Это говорит о том, что Раскольников — незаурядная личность. Но Раскольникову надо, чтобы его наказали. Он бессознательно чувствует это и поэтому идет принять еще одно наказание. Раскольников приходит с повинной. После суда он идет на каторгу, и там он тоже не в покое, совесть его мучит. Лишь через полтора года, и то благодаря заботам и стараниям Сони, наступает исцеление Раскольникова от его болезни.
    …Кошмар забирается в мою душу. Появляется еще один страдалец — читатель. Моя комната начинает принимать формы гроба Раскольникова, комода Сони… Я вскакиваю, я ощущаю состояние паники, мне хочется бежать, броситься в угол, под обои, достать золото, спрятать… Потом успокаиваюсь, возвращаюсь к книге. Вдруг ухает колодец, дрожь по телу. Ужас. Безвыходный кошмар, вот что такое «Преступление и наказание» в начале повествования. Все это говорит о величии писателя, о его таланте, уме. Если переживешь Достоевского, его Раскольникова, Соню, то уже спокойно на страдание другого смотреть не сможешь. Вот в чем величие Достоевского, его сила.
    Григорьянц А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *