Сочинение на тему народ и власть в трагедии пушкина борис годунов

11 вариантов

  1. Автор начинает свою трагедию с главной темы, он заявляет ее сразу. В экспозиции перед нами предстает толпа народа (сцена у Новодевичьего монастыря), плачущая и кричащая. Но многие из этой толпы даже не знают, что происходит, зачем они сюда пришли. Люди зовут Бориса на трон: «Будь наш отец, наш царь!»
    Но эти слова им подсказали бояре. Почти все знают, что Борис слывет цареубийцей, и все равно призывают его на царство. Странное поведение толпы, странное изъявление воли народа. В этой сцене Пушкин показывает народ непонятливым (ему все равно, кто взойдет на престол), слепым орудием в руках бояр. «О чем там плачут?» «А как нам знать! То ведают бояре, не нам чета». Вот так, не понимая, что сами делают, люди выбирают себе в цари Бориса. Им все равно, убийца он или нет. Мол, грешник он, а не они. Мне нравится, как Пушкин своеобразно и остро ставит вопросы. Когда умирает Борис, народ считает, что над ним свершился Божий суд, что наказан главный виновник всех бед. Но в судьбе целой страны не может быть повинен только один человек. Народ тоже согрешил и согрешил сильно, выбрав убийцу на трон. Божий суд продолжается – теперь страдает народ.
    Приходит новый правитель, и люди снова слепо верят ему и идут за ним. Действие близится к развязке. В финальной сцене, как и в экспозиции, снова главную роль играет народ. Люди снова по велению бояр готовы избрать себе нового царя. Но на их глазах совершается убийство невинного царевича. И если преступление Бориса Годунова было известно всем по слухам, то тут они сами стали свидетелями нового убийства.
    Совершилось новое преступление, народ снова обманут, правда попрана. Но народ уже не тот. Проснулись совесть и сознание. Бог наказал народ за грех, и теперь он осознал, что пошел по неправедному пути. Перед народом, как и перед Борисом, встает выбор: идти против совести или выбрать правильный путь. Но в отличие от царя народ совершает верный выбор.
    Трагедия заключается в осознании народа, в его пробуждении. Совершать новый грех люди отказываются, выражается этот протест в роковом безмолвии. В трагедии поднимаются глубочайшие философские и политические проблемы. Вместе с ними Пушкин рассматривает проблемы нравственности и совести. Большое внимание А. С. Пушкин уделяет проблеме народа и власти, в своем произведении он показывает идеал русского народа, идеал правды и совести.

  2. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
    А. Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии “Борис Годунов” поэт воскресил “минувший век во всей его истине”. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.
    Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражение? Нет счастья его детям:
    Я, может быть, прогневал небеса,
    Я счастие твое не мог устроить.
    Безвинная, зачем же ты страдаешь?
    говорит он дочери.
    А ты, мой сын, чем занят?
    Это что?
    И в государстве много недовольных. Борис приходит к выводу, что народу ненавистен любой царь.
    Живая власть для черни ненавистна,
    Они любить умеют только мертвых.
    В самом воздухе витает обвинение, что Годунов — убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.
    В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа:
    …бессмысленная чернь
    Изменчива, мятежна, суеверна,
    Легко пустой надежде предана.
    Мгновенному внушению послушна,
    Для истины глуха и равнодушна,
    А баснями питается она.
    Пушкин в трагедии “Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,— и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.
    Народу же остается одно — “безмолвствовать”.
    Устами Годунова Пушкин говорит очевидную и горькую истину:
    Нет, милости не чувствует народ:
    Твори добро — не скажет он спасибо;
    Грабь и казни — тебе не будет хуже.
    А не высшая ли это истина? Ведь что бы ни делал государь, плодами этих дел пользуется его ближайшее окружение, а до народа блага не доходят. От этого массы всегда недовольны существующим и мечтают о лучшем.
    Александр Сергеевич Пушкин сумел гениально показать сущность противостояния народа и власти, их вечный антагонизм.
    Проходят годы, десятилетия, века, но в этом плане ничего не меняется.
    Всегда народ к смятенью склонен;
    Так борзый конь грызет свои бразды;
    На власть отца так отрок негодует;
    Но что ж? Конем спокойно всадник правит,
    И отроком отец повелевает.

  3. О страшное, невиданное горе!
    Прогневали мы бога, согрешили:
    Владыкою себе цареубийцу
    Мы нарекли.
    А. С. Пушкин, “Борис Годунов”
    Пушкин задумал “Бориса Годунова” как историко-политическую трагедию. Драма “Борис Годунов”протипостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти.
    Если в “Евгении Онегине” стройная композиция проступала сквозь “собранье пестрых глав”, то здесь она маскировалась собраньем пестрых сцен. Для “Бориса Годунова” характерно живое разнообразие характеров и исторических эпизодов. Пушкин порвал с традицией, при которой автор закладывает в основу доказанную и законченную мысль и далее украшает ее “эпизодами” .
    С “Бориса Годунова” и “Цыган” начинается новая поэтика: автор как бы ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения — в постановке вопроса, а не в решении его. Декабрист Михаил Лунин в сибирской ссылке записал афоризм: “Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить”. Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт. Предшествующая литература “сообщала мысли”. С Пушкина способность литературы “заставлять мыслить” сделалась неотъемлемой принадлежностью искусства
    В “Борисе Годунове” переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. Имея перед глазами одиннадцать томов “Истории…” Карамзин, Пушкин мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждение деспотизма царской власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин изобразил деспотизм Грозного. Рылеев полагал, что Пушкину именно здесь следует искать тему нового произведения.
    Пушкин избрал Бориса Годунова — правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу.
    Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра,Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, — ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от “царя-Ирода”. Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта — циничный урок:
    Милости не чувствует народ:
    Твори добро — не скажет он спасибо;
    Грабь и казни — тебе не будет хуже.
    Деградация власти, покинутой народом и чуждой ему, — не случай, а закономерность (“…государь досужною порою/Доносчиков допрашивает сам”). Годунов предчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлению страной. Годунов подчеркивает значение наук и знаний для того, кто правит государством:
    Учись, мой сын: наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни —
    Когда-нибудь, и скоро может быть,
    Все области, которые ты ныне
    Изобразил так хитро на бумаге,
    Все под руку достанутся твою —
    Учись, мой сын, и легче и яснее
    Державный труд ты будешь постигать.
    Царь Борис считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлением государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения — преступление — потеря народного доверия — тирания — гибель. Таков закономерный трагический путь отчужденной от народа власти.
    В монологе “Достиг я высшей власти” Борис признается в преступлении. Он совершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать:
    И все тошнит, и голова кружится,
    И мальчики кровавые в глазах…
    И рад бежать, да некуда… ужасно!
    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
    Но и путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма и романтических жалоб на чернь. Он смотрит “взором Шекспира”. Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.
    Однако и позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, — выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев заключает:
    Борис. Борис! Все пред тобой трепещет,
    Никто тебе не смеет и напомнить
    О жребии несчастного младенца —
    А между тем отшельник в темной келье
    Здесь на тебя донос ужасный пишет:
    И не уйдешь ты от суда мирского,
    Как не уйдешь от божьего суда.
    Образ Пимена замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих в образов монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию: усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.
    Да ведают потомки .православных
    Земли родной минувшую судьбу,
    Своих царей великих поминают
    За их труды, за славу, за добро —
    А за грехи, за темные деянья
    Спасителя смиренно умоляют
    Пимен наставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страсти молитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумным пирам, “потехам юных лет”.
    …Верь ты мне:
    Нас издали пленяет слава, роскошь
    И женская лукавая любовь.
    Я долго жил и многим насладился;
    Но с той поры лишь ведаю блаженство,
    Как в монастырь господь меня привел.
    Пимен был свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец надеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучит народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою строгую и верную оценку.
    С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам: “…то ведают бояре, / Не нам чета…”. Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем “царя-Ирода”. Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос — Мужика на амвоне:
    Народ, народ! В Кремль!
    В царские палаты! Ступай!
    Вязать Борисова щенка!
    Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, Федор — теперь сам “гонимый младенец”, кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.
    В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами: “Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!”
    Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.
    Финальная ремарка: “Народ безмолвствует” о многом говорит. Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.

  4. Сила крестьян заключается в их чистоте и нравственности, в богобоязненном отношении к преступлениям. Народ никогда не простит Борису убийство младенца. Но и Самозванец не будет прощен за смерть Годунова и его жены. Народ – строгий судья всех отступников божественных заповедей и законов.
    Пушкин в знаменитой трагедии на материале исторических событий того времени дает ответы на все вопросы своей современности: приближающееся восстание декабристов не могло закончиться победой, так как не имело достаточной поддержки народных масс.
    Александр Сергеевич чувствует и показывает силу народа и обусловленною особенностями 17 века слабость его. Крестьяне могут легко свергнуть ненавистных тиранов и обидчиков, но вот обеспечить себя свободой они не в силах. И причина этого проста – необразованность, отсутствие политических знаний.
    Цари и бояре пользуется этой темнотой народа, творят то, что считают нужным, и с легкостью присваивают себе те достижения, которые принадлежат простым людям.
    Народ – не статичный персонаж, он показан в движении. Впервые мы сталкиваемся с народными массами в Сцене на Красной площади. Люди растеряны, они оказались без царя и еще не совсем понимают, что им теперь делать.
    Дальше – на Девичьем поле – народ умоляет Бориса Годунова встать у руля огромного государства, править огромной массой крестьян. Правда, реплики в толпе – свидетельство тому, что большинству собравшихся совершенно все равно, кто будет царем. А пришли они сюда, чтобы просто поглазеть.
    Но такого не скажешь об окончании трагедии, здесь уже народ – полноправный деятельный участник всех происходящих событий. Он уже не скрывает своей ненависти и накипевшей злобы и готов на расправу.

  5. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
    А. Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии “Борис Годунов” поэт воскресил “минувший век во всей его истине”. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы… Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами.
    Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражение? Нет счастья его детям:
    Я, может быть, прогневал небеса,
    Я счастие твое не мог устроить.
    Безвинная, зачем же ты страдаешь?
    — говорит он дочери.

    А ты, мой сын, чем занят?
    Это что?
    И в государстве много недовольных. Борис приходит к выводу, что народу ненавистен любой царь.
    Живая власть для черни ненавистна,
    Они любить умеют только мертвых.
    В самом воздухе витает обвинение, что Годунов — убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.
    В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа:
    …бессмысленная чернь
    Изменчива, мятежна, суеверна,
    Легко пустой надежде предана.
    Мгновенному внушению послушна,
    Для истины глуха и равнодушна,
    А баснями питается она.
    Пушкин в трагедии “Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,— и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.
    Народу же остается одно — “безмолвствовать”.
    Устами Годунова Пушкин говорит очевидную и горькую истину:
    Нет, милости не чувствует народ:
    Твори добро — не скажет он спасибо;
    Грабь и казни — тебе не будет хуже.
    А не высшая ли это истина? Ведь что бы ни делал государь, плодами этих дел пользуется его ближайшее окружение, а до народа блага не доходят. От этого массы всегда недовольны существующим и мечтают о лучшем.
    Александр Сергеевич Пушкин сумел гениально показать сущность противостояния народа и власти, их вечный антагонизм.
    Проходят годы, десятилетия, века, но в этом плане ничего не меняется.
    Всегда народ к смятенью склонен;
    Так борзый конь грызет свои бразды;
    На власть отца так отрок негодует;
    Но что ж? Конем спокойно всадник правит,
    И отроком отец повелевает.

  6. О страшное, невиданное горе!
    Прогневали мы бога, согрешили:
    Владыкою себе цареубийцу
    Мы нарекли.
    А. С. Пушкин, “Борис Годунов”
    Пушкин задумал “Бориса Годунова” как историко-политическую трагедию. Драма “Борис Годунов” противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти.
    Если в “Евгении Онегине” стройная композиция проступала сквозь “собранье пестрых глав”, то здесь она маскировалась собраньем пестрых сцен. Для “Бориса Годунова” характерно живое разнообразие характеров и исторических эпизодов. Пушкин порвал с традицией, при которой автор закладывает в основу доказанную и законченную мысль и далее украшает ее “эпизодами”.
    С “Бориса Годунова” и “Цыган” начинается новая поэтика; автор как бы ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения — в постановке вопроса, а не в решении его. Декабрист Михаил Лунин в сибирской ссылке записал афоризм: “Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить”. Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт. Предшествующая литература “сообщала мысли”. С Пушкина способность литературы “заставлять мыслить” сделалась неотъемлемой принадлежностью искусства.
    В “Борисе Годунове” переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. Имея перед глазами одиннадцать томов “Истории…” Карамзина, Пушкин мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждение деспотизма царской власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин изобразил деспотизм Грозного. Рылеев полагал, что Пушкину именно здесь следует искать тему нового произведения.
    Пушкин избрал Бориса Годунова — правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу.
    Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, — ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от “царя-Ирода”. Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта — циничный урок:
    Милости не чувствует народ:
    Твори добро — не скажет он спасибо;
    Грабь и казни — тебе не будет хуже.
    Деградация власти, покинутой народом и чуждой ему, — не случай, а закономерность (“…государь досужною порою/ Доносчиков допрашивает сам”). Годунов предчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлению страной. Годунов подчеркивает значение наук и знаний для того, кто правит государством:
    Учись, мой сын: наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни —
    Когда-нибудь, и скоро может быть,
    Все области, которые ты ныне
    Изобразил так хитро на бумаге,
    Все под руку достанутся твою —
    Учись, мой сын, и легче и яснее
    Державный труд ты будешь постигать.
    Царь Борис считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлением государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения — преступление — потеря народного доверия — тирания — гибель. Таков закономерный трагический путь отчужденной от народа власти.
    В монологе “Достиг я высшей власти” Борис признается в преступлении. Он совершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать:
    И все тошнит, и голова кружится,
    И мальчики кровавые в глазах…
    И рад бежать, да некуда… ужасно!
    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
    Но и путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь. Он смотрит “взором Шекспира”. Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.
    Однако и позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, — выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев заключает:
    Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
    Никто тебе не смеет и напомнить
    О жребии несчастного младенца —
    А между тем отшельник в темной келье
    Здесь на тебя донос ужасный пишет:
    И не уйдешь ты от суда мирского,
    Как не уйдешь от божьего суда.
    Образ Пимена замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих образов монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию: усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.
    Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу,
    Своих царей великих поминают
    За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья
    Спасителя смиренно умоляют.
    Пимен наставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страсти молитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумным пирам, “потехам юных лет”.
    …Верь ты мне:
    Нас издали пленяет слава, роскошь
    И женская лукавая любовь.
    Я долго жил и многим насладился;
    Но с той поры лишь ведаю блаженство,
    Как в монастырь господь меня привел.
    Пимен был свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец надеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучит народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою строгую и верную оценку.
    С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам: “…то ведают бояре, / Не нам чета…”. Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем “царя-Ирода”. Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос — Мужика на амвоне:
    Народ, народ! В Кремль! В царские палаты!
    Ступай! Вязать Борисова щенка!
    Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор — теперь сам “гонимый младенец”, кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.
    В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами: “Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!”
    Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.
    Финальная ремарка: “Народ безмолвствует” о многом говорит. Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.

  7. О страшное,
    невиданное горе!
    Прогневали мы
    бога, согрешили:
    Владыкою себе
    цареубийцу
    Мы нарекли.
    А. С. Пушкин,
    “Борис Годунов”
    Пушкин задумал
    “Бориса Годунова” как историко-политическую трагедию. Драма
    “Борис Годунов” противостояла романтической традиции. Как
    политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в
    истории и природы тиранической власти.
    Если в
    “Евгении Онегине” стройная композиция проступала сквозь
    “собранье пестрых глав”, то здесь она маскировалась собраньем пестрых
    сцен. Для “Бориса Годунова” характерно живое разнообразие характеров
    и исторических эпизодов. Пушкин порвал с традицией, при которой автор
    закладывает в основу доказанную и законченную мысль и далее украшает ее
    “эпизодами”.
    С “Бориса
    Годунова” и “Цыган” начинается новая поэтика; автор как бы
    ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения — в
    постановке вопроса, а не в решении его. Декабрист Михаил Лунин в сибирской
    ссылке записал афоризм: “Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют
    мыслить”. Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт.
    Предшествующая литература “сообщала мысли”. С Пушкина способность
    литературы “заставлять мыслить” сделалась неотъемлемой
    принадлежностью искусства.
    В “Борисе
    Годунове” переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа.
    Имея перед глазами одиннадцать томов “Истории…” Карамзина, Пушкин
    мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждение деспотизма царской
    власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин
    изобразил деспотизм Грозного. Рылеев полагал, что Пушкину именно здесь следует
    искать тему нового произведения.
    Пушкин избрал
    Бориса Годунова — правителя, стремившегося снискать народную любовь и не
    чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить
    закономерность трагедии власти, чуждой народу.
    Борис Годунов у
    Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации
    своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, —
    ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть
    искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его
    отвернуться от “царя-Ирода”. Покинутый народом, Борис, вопреки своим
    благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта —
    циничный урок:
    Милости не
    чувствует народ:
    Твори добро —
    не скажет он спасибо;
    Грабь и казни —
    тебе не будет хуже.
    Деградация
    власти, покинутой народом и чуждой ему, — не случай, а закономерность
    (“…государь досужною порою/ Доносчиков допрашивает сам”). Годунов
    предчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлению
    страной. Годунов подчеркивает значение наук и знаний для того, кто правит
    государством:
    Учись, мой сын:
    наука сокращает
    Нам опыты
    быстротекущей жизни —
    Когда-нибудь, и
    скоро может быть,
    Все области,
    которые ты ныне
    Изобразил так
    хитро на бумаге,
    Все под руку
    достанутся твою —
    Учись, мой сын,
    и легче и яснее
    Державный труд
    ты будешь постигать.
    Царь Борис
    считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлением
    государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения — преступление —
    потеря народного доверия — тирания — гибель. Таков закономерный трагический
    путь отчужденной от народа власти.
    В монологе
    “Достиг я высшей власти” Борис признается в преступлении. Он
    совершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать:
    И все тошнит, и
    голова кружится,
    И мальчики
    кровавые в глазах…
    И рад бежать,
    да некуда… ужасно!
    Да, жалок тот,
    в ком совесть нечиста.
    Но и путь
    народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского
    оптимизма, и романтических жалоб на чернь. Он смотрит “взором
    Шекспира”. Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более
    того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.
    Однако и
    позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает
    безошибочным нравственным чутьем, — выразителями его в трагедии являются
    юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий
    Отрепьев заключает:
    Борис, Борис!
    Все пред тобой трепещет,
    Никто тебе не
    смеет и напомнить
    О жребии
    несчастного младенца —
    А между тем
    отшельник в темной келье
    Здесь на тебя
    донос ужасный пишет:
    И не уйдешь ты
    от суда мирского,
    Как не уйдешь
    от божьего суда.
    Образ Пимена
    замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих образов
    монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию:
    усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.
    Да ведают
    потомки православных
    Земли родной
    минувшую судьбу,
    Своих царей
    великих поминают
    За их труды, за
    славу, за добро — А за грехи, за темные деянья
    Спасителя
    смиренно умоляют.
    Пимен
    наставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страсти
    молитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумным
    пирам, “потехам юных лет”.
    …Верь ты мне:
    Нас издали
    пленяет слава, роскошь
    И женская
    лукавая любовь.
    Я долго жил и
    многим насладился;
    Но с той поры
    лишь ведаю блаженство,
    Как в монастырь
    господь меня привел.
    Пимен был
    свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности
    случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец
    надеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучит
    народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою
    строгую и верную оценку.
    С другой стороны,
    народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу
    боярам: “…то ведают бояре, / Не нам чета…”. Встречая избрание
    Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем
    “царя-Ирода”. Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого
    сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает
    к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в
    бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос —
    Мужика на амвоне:
    Народ, народ! В
    Кремль! В царские палаты!
    Ступай! Вязать
    Борисова щенка!
    Народное
    восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец
    вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить
    убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор — теперь сам
    “гонимый младенец”, кровь которого с почти ритуальной фатальностью
    должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.
    В последней
    сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами: “Народ! Мария
    Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ
    в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий
    Иванович!”
    Жертва
    принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного
    сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.
    Финальная
    ремарка: “Народ безмолвствует” о многом говорит. Эта фраза
    символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще
    одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого
    круга.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/

  8. О страшное, невиданное горе!
    Прогневали мы бога, согрешили:
    Владыкою себе цареубийцу
    Мы нарекли. А. С. Пушкин, “Борис Годунов”
    Пушкин задумал “Бориса Годунова” как историко-политическую трагедию. Драма “Борис Годунов” противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти.
    Если в “Евгении Онегине” стройная композиция проступала сквозь “собранье пестрых глав”, то здесь она маскировалась собраньем пестрых сцен. Для “Бориса Годунова” характерно живое разнообразие характеров и исторических эпизодов. Пушкин порвал с традицией, при которой автор закладывает в основу доказанную и законченную мысль и далее украшает ее “эпизодами” .
    С “Бориса Годунова” и “Цыган” начинается новая поэтика: автор как бы ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения — в постановке вопроса, а не в решении его. Декабрист Михаил Лунин в сибирской ссылке записал афоризм: “Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить”. Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт. Предшествующая литература “сообщала мысли”. С Пушкина способность литературы “заставлять мыслить” сделалась неотъемлемой принадлежностью искусства
    В “Борисе Годунове” переплетаются p41je трагедии: трагедия власти и трагедия народа. Имея перед глазами одиннадцать томов “Истории…” Карамзин!, Пушкин мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждение деспотизма царской власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин изобразил деспотизм Грозного. Рылеев полагал, что Пушкину именно здесь следует искать тему нового произведения.
    Пушкин избрал Бориса Годунова — правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу.
    Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра,Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, — ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от “царя-Ирода”. Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим наме рениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта — циничный урок:
    Милости не чувствует народ:
    Твори добро — не скажет он спасибо;
    Грабь и казни — тебе не будет хуже.
    Деградация власти, покинутой народом и чуждой ему, — не случай, а закономерность (“…государь досужною порою/Доносчиков допрашивает сам”). Годунов предчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлению страной. Годунов подчеркивает значение наук и знаний для того, кто правит государством:
    Учись, мой сын: наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни —
    Когда-нибудь, и скоро может быть,
    Все области, которые ты ныне
    Изобразил так хитро на бумаге,
    Все под руку достанутся твою —
    Учись, мой сын, и легче и яснее
    Державный труд ты будешь постигать.
    Царь Борис считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлением государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения — преступление — потеря народного доверия — тирания — гибель. Таков закономерный трагический путь отчужденной от народа власти.
    В монологе “Достиг я высшей власти” Борис признается в преступлении. Он совершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать:
    И все тошнит, и голова кружится,
    И мальчики кровавые в глазах…
    И рад бежать, да некуда… ужасно!
    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
    Но и путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма и романтических жалоб на чернь. Он смотрит “взором Шекспира”. Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.
    Однако и позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, — выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев заключает:
    Борис. Борис! Все пред тобой трепещет,
    Никто тебе не смеет и напомнить
    О жребии несчастного младенца —
    А между тем отшельник в темной келье
    Здесь на тебя донос ужасный пишет:
    И не уйдешь ты от суда мирского,
    Как не уйдешь от божьего суда.
    Образ Пимена замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих в образов монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию: усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.
    Да ведают потомки .православных
    Земли родной минувшую судьбу,
    Своих царей великих поминают
    За их труды, за славу, за добро —
    А за грехи, за темные деянья
    Спасителя смиренно умоляют
    Пимен наставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страсти молитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумным пирам, “потехам юных лет”.
    …Верь ты мне:
    Нас издали пленяет слава, роскошь
    И женская лукавая любовь.
    Я долго жил и многим насладился;
    Но с той поры лишь ведаю блаженство,
    Как в монастырь господь меня привел.
    Пимен был свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец надеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучит народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою строгую и верную оценку.
    С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам: “…то ведают бояре, / Не нам чета…”. Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем “царя-Ирода”. Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос — Мужика на амвоне:
    Народ, народ! В Кремль!
    В царские палаты! Ступай!
    Вязать Борисова щенка!
    Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, жшый Федор — теперь сам “гонимый младенец”, кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.
    В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами: “Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!”
    Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.
    Финальная ремарка: “Народ безмолвствует” о многом говорит. Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.

  9. Главная
    Рефераты – Сочинения по литературе
    Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”) – сочинение
    Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”)
    О страшное, невиданное горе!
    Прогневали мы бога, согрешили:
    Владыкою себе цареубийцу
    Мы нарекли.
    А. С. Пушкин, “Борис Годунов”
    Пушкин задумал “Бориса Годунова” как историко-политическую трагедию. Драма “Борис Годунов” противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти.
    Если в “Евгении Онегине” стройная композиция проступала сквозь “собранье пестрых глав”, то здесь она маскировалась собраньем пестрых сцен. Для “Бориса Годунова” характерно живое разнообразие характеров и исторических эпизодов. Пушкин порвал с традицией, при которой автор закладывает в основу доказанную и законченную мысль и далее украшает ее “эпизодами”.
    С “Бориса Годунова” и “Цыган” начинается новая поэтика; автор как бы ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения — в постановке вопроса, а не в решении его. Декабрист Михаил Лунин в сибирской ссылке записал афоризм: “Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить”. Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт. Предшествующая литература “сообщала мысли”. С Пушкина способность литературы “заставлять мыслить” сделалась неотъемлемой принадлежностью искусства.
    В “Борисе Годунове” переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. Имея перед глазами одиннадцать томов “Истории…” Карамзина, Пушкин мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждение деспотизма царской власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин изобразил деспотизм Грозного. Рылеев полагал, что Пушкину именно здесь следует искать тему нового произведения.
    Пушкин избрал Бориса Годунова — правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу.
    Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, — ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от “царя-Ирода”. Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта — циничный урок:
    Милости не чувствует народ:
    Твори добро — не скажет он спасибо;
    Грабь и казни — тебе не будет хуже.
    Деградация власти, покинутой народом и чуждой ему, — не случай, а закономерность (“…государь досужною порою/ Доносчиков допрашивает сам”). Годунов предчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлению страной. Годунов подчеркивает значение наук и знаний для того, кто правит государством:
    Учись, мой сын: наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни —
    Когда-нибудь, и скоро может быть,
    Все области, которые ты ныне
    Изобразил так хитро на бумаге,
    Все под руку достанутся твою —
    Учись, мой сын, и легче и яснее
    Державный труд ты будешь постигать.
    Царь Борис считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлением государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения — преступление — потеря народного доверия — тирания — гибель. Таков закономерный трагический путь отчужденной от народа власти.
    В монологе “Достиг я высшей власти” Борис признается в преступлении. Он совершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать:
    И все тошнит, и голова кружится,
    И мальчики кровавые в глазах…
    И рад бежать, да некуда… ужасно!
    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
    Но и путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь. Он смотрит “взором Шекспира”. Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.
    Однако и позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, — выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев заключает:
    Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
    Никто тебе не смеет и напомнить
    О жребии несчастного младенца —
    А между тем отшельник в темной келье
    Здесь на тебя донос ужасный пишет:
    И не уйдешь ты от суда мирского,
    Как не уйдешь от божьего суда.
    Образ Пимена замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих образов монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию: усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.
    Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу,
    Своих царей великих поминают
    За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья
    Спасителя смиренно умоляют.
    Пимен наставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страсти молитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумным пирам, “потехам юных лет”.
    …Верь ты мне:
    Нас издали пленяет слава, роскошь
    И женская лукавая любовь.
    Я долго жил и многим насладился;
    Но с той поры лишь ведаю блаженство,
    Как в монастырь господь меня привел.
    Пимен был свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец надеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучит народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою строгую и верную оценку.
    С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам: “…то ведают бояре, / Не нам чета…”. Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем “царя-Ирода”. Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос — Мужика на амвоне:
    Народ, народ! В Кремль! В царские палаты!
    Ступай! Вязать Борисова щенка!
    Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор — теперь сам “гонимый младенец”, кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.
    В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами: “Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!”
    Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.
    Финальная ремарка: “Народ безмолвствует” о многом говорит. Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *