Сочинение на тему народные песни

10 вариантов

  1. Русская народная песня – отражение русской души
    Нигде нет такой литературы, как у нас,
    у русских. А народные песни?…
    Такие песни  могли родиться только в
    народе великой души…
    М. Горький
    Слово, люди, добро, род, родня, Родина…Много веков живут на Земле эти слова. По ним в старину  люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово…и песня
    “Песня – душа народа”, прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда – в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями “Покажи мне , как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, – говорил И.А.Ильин, – скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын”.
    Народная песня – самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и  щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.
    Песня – хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.
    Русская народная песня – основной вид музыкального творчества русского народа – с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором (“одному не спеть, артелью – легче”).Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения. Народная песня богата различными жанрами: песни,трудовые,обрядовые,календарные,свадебные,хоровые,исторические песни и духовные стихи, романсы, частушки и другие. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад, ладовость, ритмическая свобода ,пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют и городские песни, разнообразные по содержанию и стилю.
    Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжёлую работу, объединяли людей ,  с песней работалось дружней, организованней, веселей. Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причём слова могли изменяться в зависимости от выполняемой  работы(«Эх,ухнем», «Вы ребята ,бери дружно», «Дубинушка».)
    Полдневный зной  его палил.
    И пот с него ручьями лил.
    И падал он, и вновь вставал,
    Хрипя, «Дубинушку» стонал…
    Обычно в таких песнях один запевал, придумывая слова, а артель подхватывала припев, одновременно выполняя какую-либо общую работу.
    Старинные обряды сопровождались тоже песнями, которые дают нам возможность узнать о жизни нишах предков. Среди обрядовых различаются песни календарные и семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты. Особой пышностью выделялась свадьба. Самыми почётными гостями на свадьбе были певцы и музыканты. Недаром раньше говорили «играть свадьбу». В старину на свадьбах наряду  с весёлыми песнями звучали и грустные, похожие на плачи.
    Ведь часто девушку выдавали замуж против её воли. Нередко эти плачи исполнялись специально приглашенным  «плакальщикам». («Виноград в саду цветёт», «Ты река ль, моя реченька».)
    В старину у девушек был обычай гадать о своей судьбе. Гадали два раза в году – зимой и летом. Зимой гадали по вечерам. Летом собирались на лугу или в лесу, водили под песни хороводы, плели венки и бросали их в воду. Одна из песен этого обряда – «Как на речке, на лужочке».
    Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. («Лучинушка», «Ой, да ты, калинушка», «Уж вы , мои ветры», « Не одна во поле дороженька пролегла» и т.д.)
    Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют об интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. По характеру мелодии исторические песни разнообразны: протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые.
    С конца XVIII века русская народная песня записывается и издаётся; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования.
    Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению.
    Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и характера, свойственным русскому народу. Ребёнок должен слышать русскую песню в колыбели. Пение несёт ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. «Русская песня, – писал И.А.Ильин, глубока , как человеческое страдание, искренна, как молитва, она даёт детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».
    Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской народной песни. Удивительную  силу народной песни запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу:.. Почему слышится и раздается в ушах твоя тоскливая, несущая  во всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?…»
    У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни в деревне». Но наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идёт о состязании двух певцов. Это состязание – своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя: рядчик и Яков – Турок. Рядчик первым исполнил весёлую плясовую песню с удалью, и все решили, что победил он. Но настала очередь Якову – Турку исполнять свою песню .И.Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ», « Он глубоко вздохнул и запел…» «Не одна во поле  дороженька пролегла» – пел он, и всем сладко становилось и жутко.» Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась…
    И.Тургенев сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.
    Русская народная песня всегда была и, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы: «Что затуманилась, зоренька ясная», «Липа вековая над рекой стоит», «Калинка».
    Бытие русского народа, это – река и лес, спеть и поле; происходит слияние человека с природой. И в русской песне утверждается «широта русского характера: «Ах ты, степь широкая…», «Вниз по матушке, по «Волге», и т.д. Образ Родины запечатлён в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова
    Слышу песни жаворонка,
    Слышу трели соловья.
    Это – русская сторонка,
    Это – Родина моя!
    В русской  народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Байкал и Русский Север.
    В русских народных песнях нашли отражение и обобщённые, и конкретные образы дорогих почитаемых священных для русского человека природных явлений – один из многообразных ликов Святой Руси. С ними русский человек общается, разговаривает, как с живыми, олицетворяет их. Широко известны песни, в которых поётся о природных явлениях – Волги, Доне, священном Байкале. Эти песни знает вся Россия. Одни из них радостные, другие горестные, но во всех песнях реки или озёра, словно живые, «их жизнь» и судьба русских людей – героев песни – слита воедино.
    Передовые люди России , стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества, для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали композиторы М.Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов, писатели Тургенев, Л.Толстой, Пушкин, Гоголь.
    Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для создания художественной достоверности вводились в литературные произведения- иногда с элементами обряда. Свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме А. Пушкина «Русалка» и в опере А. Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Детская игра «Гори-гори ясно» приводится П. Чайковским в I действии оперы «Пиковая дама», народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
    Использование народных песен придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в их словах и интонационном строе запечатлены образ времени глубокое своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, её природы, уклада жизни.
    Получили известность имена талантливых сказителей – певцов Ирины Федосовой, Марфы Крюковой, Рябининых. Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, Л. Русланова, Л. Зыкина, Д. Хворостовский и многие другие. Они выразили в своем творчестве лучшие свойства русского национального характера.
    Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. А как затянешь песню – и тяжелая работа не в тягость, и горе – не горе, и беда – не беда. Для русского человека пение подобно молитве: в песне и напляшешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится.
    Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.

  2. Мыслителями и философами давно отмечено, что песня настолько сильно связана с национальным характером, что по ней можно легко определить к какому народу относится человек. Кроме того, это самая доступная форма творчества. В ней можно почувствовать молодецкую удаль, щедрость, доброту и широту русской души. А как народу существовать без души? Наверное, если русский народ забудет свои песни, то он потеряет значительную часть своей индивидуальности.
    Песни русского народа тесно связаны с его бытом и жизнью. В процессе исполнения они шлифуются и передаются следующим поколениям. Народные песни можно разделить на жанры: обрядовые, духовные, романсы, трудовые, свадебные, календарные, частушки и многие другие.
    Трудовые песни, к примеру, объединяли людей, помогая облегчить тяжёлую работу. Обрядовые всегда были связанны с самыми важными событиями в жизни людей (свадьба, проводы, похороны, гадание…). Самый большой пласт в народном творчестве – это лирические песни, они описывают чувства и переживания, показывая душевное состояние человека.
    В советское время русская народная песня широко распространилась и обрела новую жизнь. Она сыграла огромное значение в формировании национального характера и самосознания. Народная песня для русского человека всегда будет воплощать его культуру, память, быт. Во многих из них прослеживается слияние человека и природы. Воспеваются широкие степи и поля, белые березы, необъятные просторы, снега Сибири, воды Байкала.
    Песнь воплощает в себе искренность и эмоциональность, а иногда она подобна молитве. Русская песня всегда будет выражать национальное самосознание народа.

  3. Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок. Такое творчество содержит огромную внутреннюю силу, свойственную гражданам государства, которые их сочинили.
    Подобные произведения не умеют возраста и пользуются огромной популярностью. Их исполняют со сцены во время больших праздников и затягивают в финале посиделок за столом в узком кругу близких родственников. В каждой мелодии таится неумная сила гордого народа, борьба за свободу и независимость, человеческое горе и печаль, вера в сказку и надежда на лучшее будущее. Слова народных песен редко нужно учить наизусть: их знают все, от мала до велика практически с самого рождения.
    Сочинение про Народные песни 6, 8 класс
    Народная песня – это средство выражения и передачи духа того, или иного народа. У каждого они отличаются своими индивидуальными чертами, которые отражают и традиции, и культуру.
    Русские народные песни слышим мы и до сих пор. Мало кто не знает самые распространенные из них. Да и как не знать наследие своего народа? Особенно, когда оно так богато.
    Много песен сложил наш народ. Передавались они на протяжении столетий из уст в уста, от родителей к детям. Так и дожили они до наших дней, изменяясь и совершенствуясь.
    Разнообразны направления и назначения русских народных песен. Почти каждое событие отмечено ими. Разным временам года и различным трудовым действия посвящались они. И понятно: ведь с песней веселей работать! Почти каждому народному празднику, событию есть соответствующие. Игралась ли свадьба, рождалось ли дитя, – народ слагал песню в честь этого.
    Происходили значимые для страны и народа события – опять в память о них складывалась песнь, передавая значимость их и отношение к ним людей. И посвящались они, как и тяготам простого народа, так и радостным переменам в их жизни.
    Немало сложено песней, прославляющих народных героев. К ним можно отнести и былины, которые сейчас воспринимаем мы больше как сказки. Вернее, это – сказания, предания старины глубокой. Они тоже складывались на протяжении веков. А исполнялись когда-то они именно как песни.
    Множество хранится в кладовых народной памяти и различных прибауток, потешек. Их тоже можно отнести к песням. Их издревле применяли люди для того, чтобы что-то объяснить, донести до ребенка, или же просто развлечь его. А чтобы привлечь его внимание, произносились они нараспев.
    А сколько народных колыбельных песен дожило до нашего времени! И, они и теперь звучат из уст многих матерей.
    И, конечно же, до сих пор пользуются известностью и популярностью лирические народные песни. Они рассказывают о чувствах человека, о переживаниях. Их очень много.
    Народная песня – это богатое наследие. Каков сам народ – таковы и его песни. А если они мелодичны и разнообразны – значит, и народ богат культурно и духовно!

  4. Мыслителями и философами давно отмечено, что песня настолько сильно связана с национальным характером, что по ней можно легко определить к какому народу относится человек. Кроме того, это самая доступная форма творчества. В ней можно почувствовать молодецкую удаль, щедрость, доброту и широту русской души. А как народу существовать без души? Наверное, если русский народ забудет свои песни, то он потеряет значительную часть своей индивидуальности. Песни русского народа тесно связаны с его бытом и жизнью. В процессе исполнения они шлифуются и передаются следующим поколениям. Народные песни можно разделить на жанры: обрядовые, духовные, романсы, трудовые, свадебные, календарные, частушки и многие другие. Трудовые песни, к примеру, объединяли людей, помогая облегчить тяжёлую работу. Обрядовые всегда были связанны с самыми важными событиями в жизни людей (свадьба, проводы, похороны, гадание…). Самый большой пласт в народном творчестве – это лирические песни, они описывают чувства и переживания, показывая душевное состояние человека. В советское время русская народная песня широко распространилась и обрела новую жизнь. Она сыграла огромное значение в формировании национального характера и самосознания. Народная песня для русского человека всегда будет воплощать его культуру, память, быт. Во многих из них прослеживается слияние человека и природы. Воспеваются широкие степи и поля, белые березы, необъятные просторы, снега Сибири, воды Байкала. Песнь воплощает в себе искренность и эмоциональность, а иногда она подобна молитве. Русская песня всегда будет выражать национальное самосознание народа.

  5. В научной литературе наряду с понятием «устное народное творчество» применяется термин «фольклор», т.е. «народная мудрость», так как в народном творчестве отразились представления народа об окружающем мире, его обычаи, стремления, надежды и мечты. Но главное, за что мы ценим народное творчество, это то, что в нем отражен характер народа, его лучшие моральные качества: доброта, искренность, щедрость и безграничная душевность.
    Особое место в русском фольклоре занимают лирические песни. Это самый распространенный жанр. К лирическим песням обращались коллективно и поодиночке, старые и молодые, в будни и в праздники, в горе и в радости. И каждая такая песня проникает в самое сердце, так как, по словам Т. Шевченко: «Она имеет то великое, единственное, что не умирает, что зовет, объединяет, дурманит страстным чувством духовности — имеет душу!»
    Народные лирические песни, одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа, — это высокое поэтическое искусство, непревзойденное в своей правдивости, простоте, непосредственности и глубине чувств, которое никогда не перестанет интересовать и волновать нас. С глубокой древности народные песни сопровождали все важнейшие стороны трудовой деятельности людей и их быта. В таких песнях передаются различные жизненные обстоятельства, которые вызвали те или иные переживания, мысли и чувства, но это мысли и чувства не отдельного человека, а общенародное, общенациональное чувство, потому что народная песня всегда отражает представления всего народа.
    В русском народном творчестве древнейшими являются песни времен древнеславянского мира, сложенные в период образования Киевской Руси. Большинство из них — календарные обрядовые песни, которые исполнялись в определенное время года, иногда даже в определенный день. Такие старинные песни вместе с обрядами и обычаями дают нам представление не только о трудовой деятельности, но и о мировоззрении, верованиях, связанных с поклонением солнцу — источнику жизни, с одушевлением различных явлений природы.
    На протяжении веков народные певцы создали целую систему поэтических образов, земледельческих в своей основе. Характер этих образов взят из наблюдений над различными явлениями природы и возможным влиянием этих явлений на урожай. Так, предвестниками горя, несчастья, какого-либо бедствия в народных песнях служили образы грозовой тучи, бури-ненастья, бури-непогоды, буйного ветра, увядших цветов и им подобные. А с образами радости связывались такие явления, как весенний расцвет природы, солнечный свет, тепло, созревание злаков и плодов. Главной темой лирических песен были труд земледельца и те явления природы, от которых зависел успех этого труда. В некоторых песнях упоминается о нелегкой физической работе в поле и огороде, но ни в одной песне нет жалоб на тяжесть женского труда. Напротив, в лирических песнях часто поэтизируется крестьянский труд и орудия этого труда. Например, в одной из них говорится, что «девушка… жала» «серебряным серпочком», а у этого «серпочка» была «золотая ручка».
    Очень часто труд составляет как бы фон, на котором возникают другие темы. Например, темы труда и семейной жизни во многих песнях сливаются, переходят одна в другую. По народным понятиям, семья должна основываться на взаимном уважении, дружбе, любви, бережном отношении друг к другу. Именно поэтому большое количество лирических песен посвящено теме любви. В любовных песнях также выражаются представления народа о прекрасном, красивом, и в основе этой красоты лежат труд и здоровье. Так, в одной из песен встречаем портрет «сельской красавицы», которая «истонка-высока», «избела-бела», «без румянец румяна», «без платья толста», «без башмаков высока» . В другой песне девушка гордится тем, что ее милый превосходит других «ростом, красотою, молодецкою походкой».
    В народных лирических песнях выражаются самые разные чувства и настроения. Например, на Масленицу в течение недели принято было исполнять застольные, плясовые и лирические песни. Ив таких лирических песнях чаще всего пели о горькой судьбе молодой женщины, выданной замуж в отдаленную деревню, «на чужую сторону», ее тоске по родной деревне и родной семье («Отдавали молоду на чужую сторону»).
    К сожалению, любовь не всегда была счастливой. Родители могли выдавать дочь замуж без ее согласия или выбирали невесту сыну по своему усмотрению. Иногда молодая жена, попадая в дом своей свекрови, была лишена возможности видеться и общаться с родными. Поэтому многие песни пронизаны печалью и грустью, а также страхом, с которым девушка думала о замужестве и жизни в чужой семье. В некоторых песнях молодая женщина жалуется на свое положение, грубое обращение с ней свекра и свекрови.
    Если герой песни мужчина, то в такой песне могут быть воспоминания о милой или ропот на «горькую долю молодецкую», если его женили на девушке, которую он не любил. Но содержание народных лирических песен не только бытовое, они затрагивают множество разнообразных тем, потому что любые явления жизни — природы и общества — могут вызвать переживания человека. Эти личные переживания с присущей поэзии силой выражают мысли и чувства, душевную красоту многих современников и потому отражают нравственные устои всего русского народа.

  6. Нет народа, у которого не было бы песен. Замечательными художественными  достоинствами отличаются славянские народные песни. Еще до возникновения государства Киевская Русь песни восточных славян привлекали своей красотой внимание иноземных историков и писателей, которые и самих славян называли песнелюбцами         Народная песня покоряет своей искренностью, задушевностью, богатством языка и мелодии. В ней отразилась вся жизнь народа, его нац характер, мировоззрение.     Русские народные песни принято подразделять на обрядовые, исторические, балладные и лирические.         Среди обрядовых песен выделяют ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лир обрядовые песни.          Ритуальные песни способствовали формированию и реализации обряда. Они активно использовались в календарных и свадебных обрядах, в хороводах и т, д. Например, в свадьбе донских казаков существовал обряд перевоза приданого невесты в дом жениха. Когда наступало время совершения этого обряда – пел хор. Ритуальные песни не только формировали обряд, но и давали ему объяснение. . Предметом изображения ритуальных песен стал не человек, а сам обряд. Все ритуальные песни исполнялись хором.        С помощью Заклинательных песен заклинались магические силы природы с целью выпросить у них богатство, здоровье и счастье. Исполнялись песни-заклинания в календарных и свадебных обрядах. В хороводах они почти не пелись. Появление величальных песен было связано с верой человека в то, что эти песни могли сделать его жизнь богатой и счастливой. Объектом изображения величальных песен стал человек. В этом их принципиальное отличие от ритуальных и заклинательных песен. Существуют песни, в которых величался один человек, есть песни, в которых величались два лица (муж и жена, например), есть величальные песни, посвященные определенному коллективу (семье, группе девушек и парней).      Вера в то, что Корильная песня в отличие от величальной могла принести несчастье человеку, не способствовала активному развитию жанра: корильные песни в основном свадебные. Цель исполнения корильных песен в обряде заключалась в том, чтобы высмеять его участников, отругать их за скупость, нежелание наградить исполнителей. В корильных песнях осмеянию подверглись жадность, пьянство, глупость, семейные неурядицы.Игровые песни – это песни-действия. Без действия словесный текст песни непонятен.       Жанровая специфика игровых песен, обусловленная их игровым характером, должна быть, однако, уточнена в зависимости от сущности самой игры. При помощи слова и действия люди стремились заклясть богатый урожай, удачную охоту, счастливую жизнь. объектом изображения в игровых песнях стали растения и животные.       В центре внимания Лир обрядовых песен – мир человеческих взаимоотношений. Обряд требовал выражения эмоциональной оценки изображаемых явлений. Тематика лир обрядовых песен в основном семейно-бытовая. Значит часть песен посвящена изображению любви. Любовь рисуется как светлое чувство, несущее «красным девицам» и «добрым молодцам» радость. В песнях повествуется о зарождающейся любви, о любви, которая уже захватила влюбленных, о любви, которая порождает семью.       В исторических песнях содержатся сведения о конкретных событиях истории (войнах, походах, народных восстаниях), а также о народных героях и исторических лицах (защитниках родины, царях, предводителях нар восстаний). Действительность в истор песнях изображалась такой, какой ее осознавал народ. В них запечатлелись времена монголо-татарского ига, правления Ивана Грозного, крестьянских восстаний ХУП-ХУШ веков, события XIX века. Они донесли до нашего времени народнее понимание происходящих событий, его оценку таких людей, как Иван Грозный, Петр I, Ермак, Разин, Пугачев, Суворов и др. Как никакой другой жанр народной поэзии, историческая песня позволяет увидеть отношение народа к важным событиям рус истории; из нее порой можно получить такие сведения, каких нет в истор документах.         Баллады – произведения средней формы: они короче былин и длиннее лир песен. Это стихотворный жанр. В балладах повествуется о событиях и отношениях людей.Конфликты носят, как правило, семейный и трагический характер. Герой баллады – представитель средневекового города или деревни, страдающий от социальных и семейно-бытовых устоев феодального общества. Это – «маленький», часто безымянный человек, попавший в драматическую, как правило, заканчивающуюся трагически жизненную ситуацию. Нередко герой, п
    ройдя сквозь невероятно тяжелые испытания, погибает.       В лирических песнях передаются богатство и разнообразие человеческих чувств и переживаний: печаль и радость, любовь и дружба, жалость и ревность, жажда воли и протест против угнетения. В народной песенной лирике правдиво отразилась вся жизнь народа, его семейные и общественные отношения, его труд и быт.        Народная песня дает возможность познать народный быт и национальный характер, знакомит с неисчерпаемым богатством языка.

  7. Так как народная песня всегда была душой русской, то для нас теперь неразрывно спаянная с ней напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинаково, как родное былое и вместе с тем настоящее. Поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, – поистине живой родник всей русской музыки. Б. В. Асафьев. В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа. Разнообразное по жанрам вокальное творчество Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики.
    Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое. Охватывающее широкий круг человеческих переживаний, облачённое в гармонически стройную форму, оно созвучно лирическим стихотворениям Пушкина, и не случайно лучшие из романсов Глинки сочинены были именно на стихи великого русского поэта. «Во многих отношениях Глинка, – писал В. В. Стасов, – имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества – оба глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». Развитию музыкальных способностей Глинки способствовало домашнее воспитание. Но и в Благородном пансионе для юношей, и после его окончания Глинка почти все свое свободное время отдавал игре на фортепиано и сочинению музыки. В последние месяцы 1824 года Глинка сочинил романс «Моя арфа».
    Автор считал его «неудачной попыткой» и прозвал его «допотопным», так как написал его до 7 ноября 1824 года, дня страшного наводнения в Петербурге. Свой первый «дачный» романс Глинка написал только зимой следующего, 1825 года. Действительно, романс «Не искушай» – одно из лучших, проникновенных по музыке сочинений. В том же году, трудясь Ус большим напряжением», он написал первый струнный квартет (дошедший до нашего времени не полностью) и работал над сонатой для альта и фортепиано, не завершив её. Впрочем, он полагал, что в этих сочинениях «мало толку». «Романтическим устройством» натуры Глинки объясняется его тогдашнее стремление мечтать в сумерках за фортепиано и пристрастие к элегическим стихам Жуковского, трогавшим композитора до слёз. Отзвуком такого состояния его духа родились тогда печальные романсы на слова этого поэта «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец». Весной 1828 года А. С. Грибоедов сообщил Глинке мелодию одной грузинской народной песни, на основе которой композитор написал один из лучших своих романсов «Не пой, красавица, при мне» на стихи А.С. Пушкина. В следующем году стараниями Глинки и Н. И. Павлищева, зятя А. С. Пушкина, «явился в свет» «Лирический альбом на 1829 год».
    В нем среди малозамечательных пьес друзей Глинки появилось два романса молодого композитора и в числе их «Память сердца»- одно из привлекательнейших по теплой искренности мелодики его сочинение тех лет. Три года (1830 – 1833 г г.), проведенные Глинкой в Италии, стали временем окончательного созревания его таланта, годами вдумчивого труда. Здесь новыми чертами обогатилось его мелодическое дарование. Глубокую красоту итальянской лунной ночи Глинка гениально передал в своей баркароле – романсе «Венецианская ночь», исполненном трепетного чувства радости жизни. Кроме УВенецианской ночиФ на стихи И. И. Козлова Глинка написал тогда еще два романса на стихи В. А. Жуковского и Феличе Романи. В свое пребывание в Москве (1834 год) Глинка слушал сочинения местных композиторов и сам написал романс «Не называй ее небесной» на слова московского литератора Н. Ф. Павлова. Но самой важной была в то время мысль о написании русской оперы «Иван Сусанин».
    В пору расцвета (1837 год) для своей «милой ученицы» Каролины Колковской в театральной школе Глинка сочинил полный любовного томления и проникновенной печали романс «Сомнение». Глинка иногда и сам пел свои романсы. Его высокий голос не обладал красивым тембром, но, как вспоминал А. Н. Серов, «могуче-гениальный, как творец музыки, он был столь же гениален и в исполнении вокальном», поэзию которого Серов назвал «непередаваемой»! 28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Петровны Керн, чье имя освящено чувством к ней А. С. Пушкина. Волновавшие композитора чувства он выразил в двух посвященных Е. Керн сочинениях. Первым из них был пленительно изящный, овеянный элегической поэзией нежной влюбленности «Вальс – фантазия» (второе название – «Павловский вальс»). Иным настроением исполнен сочиненный в 1840 году романс У»Я помню чудное мгновенье», проникнутый волнением светлой восторженности, лишь ненадолго уступающей место печальным раздумьям.
    Написанное на стихотворение А. С. Пушкина, вдохновленное образом матери Екатерины Керн Анны Петровны, это произведение Глинки есть совершенное слияние высокой поэзии текста с музыкальным его выражением. Работа над оперой «Руслан и Людмила» чередовалась у композитора с осуществлением и других его музыкальных намерений. К тому же творчески необычайно плодотворному 1840 году относится и сочинение «гармонической галереи романсов» – цикла «Прощание с Петербургом» (на стихи Нестора Кукольника). В него вошли такие Уисполненные жизни, правды и увлечения» (по отзыву «Художественной газеты» от 1 сентября того же года) или лирические пьесы, как «Рыцарский романс», «Баркарола», «Жаворонок», «О дева чудная моя». Входила в цикл и своего рода прощальная «Попутная песня». С 1844 по 1847 – «годы странствий»: Франция, Испания. Зимой 1847 – 1848 года в Смоленске Глинка пишет несколько фортепианных пьес и два романса.
    Первый из них, «Милочка», – светлое воспоминание об Испании (для него композитор взял мелодию хоты, услышанную им в Вальядолиде). Второй, «Ты скоро меня позабудешь» на слова молодой поэтессы Юлии Жадовской, – печальное обращение к любимому существу, полное глубокой любви и покорности перед неизбежным концом, стал новым шагом в развитии вокально-декламационного стиля Глинки.
    В начале 1856 года Глинка сочинил свой последний романс «Не говори, что сердцу больно» на стихи своего давнего московского знакомого Н. Ф. Павлова (тот «на коленях» вымолил у него музыку на свои слова). «В них обруган свет, значит, и публика, что мне по нутру», – заметил Глинка в одном из писем к Нестору Кукольнику. Его раздражение было вполне понятно: отношение официальных кругов к музыке Глинки оставалось по-прежнему неприязненным. Много неприятностей доставляло и развязное обращение с текстом романсов Глинки при их публикации издателем-дельцом Стелловским. Но самым огорчительным для композитора были идейно враждебные ему и общему направлению зарождавшейся русской национальной школы самодовольно малограмотные рассуждения критиков о его сочинениях. Здоровье Глинки слабело, и в феврале 1857 года великий композитор умер.

  8. С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются — люди продолжают их петь.
    Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.
    В старинных исторических песнях рассказывается о героической борьбе народа с иноземными завоевателями и поработителями. Они отличаются высоким духом патриотизма. В них поется о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной славы. В них также проявлялись людские мечты и надежды, в них же нашли свое отражение характер русского народа, его доброта, щедрость, душевность.
    Наверное, нет такого места, которое так или иначе не было бы запечатлено в устном народном творчестве. Так, в исторических песнях упоминаются и Волга-матушка, и Ростов-батюшка, и Новгород, и речка Кержинка, и “славный город Кострома”; рассказывают эти песни о народных героях: о добром молодце Емельяне-козаке (Пугачеве), Степане Разине, о Ермаке и их героической гибели.
    Песни разинского цикла, в отличие от других исторических песен, не только эпические, но и лирические. Эти песни нельзя назвать простой летописью событий. Их значение шире. В них не только объективное повествование о происходящем, прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению, они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятельность разинцев. Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столкновений с царскими войсками, их драматическая участь. Так, например, обращаясь к своим “братцам” — удалым добрым молодцам, Разин говорит:
    Ах, как бы нам добиться до тихих мест,
    Что до той ли до проточинки Червоныя,
    Как до славного до острова Кавалерского.
    Ах, там ли нам, братцы, дуван делить,
    Нам атласу и бархату по размеру всем,
    Золотой парчи по достоинствам,
    Жемчугу по молодечествам,
    А золотой казны сколько надобно.
    Основная идея таких песен — выражение стремление к свободе. Они отражают самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства начиная с XVII века и до реформы 1861 года.
    В XVIII — первой половине XIX вв. возникло большое количество так называемых солдатских песен, оригинальных по своему содержанию. В них отразились важнейшие военные события тех лет. Это песни о Семилетней войне (1756–1761), о походах Суворова (1799) и Отечественной войне 1812 года, о тяготах длительных военных переходов. В исторических песнях этого времени правдиво отражена повседневная жизнь солдат “на далекой чужбине”, тяжелые учения, тоска по родине и родной семье. Солдатские песни той поры пополнили народный песенный репертуар произведениями новой тематики, новых образов, мыслей, чувств.
    В исторических песнях получила отражение и русско-турецкая война 1877–1878 годов. Эта война в песнях рассматривается как война за национальную независимость славян.
    Немало песен создано о Первой мировой войне. В них говорилось о выносливости, мужестве и патриотизме русских солдат. А основным жанром песен того времени был жанр песни-рассказа участника или очевидца тех или иных событий. Все эти песни печального содержания-, с налетом трагичности.
    Главное в народных песнях — выражение отношения народа к различным жизненным явлениям. А в исторических песнях отражено отношение простого народа к важнейшим событиям истории, начиная с давних времен и кончая нашими днями.

  9. В нашей семье очень любят петь песни и с удовольствием слушают как современную, так и классическую музыку. Просто невозможно представить себе нашу жизнь без песен. Каждый день мы слышим их по радио, телевизору, из окон домов и на концертах. Я долго думал, какую из песен назвать самой любимой? Наверное, это песни “Ты слышишь, море?” на стихи замечательного поэта Михаила Пляцковского. Она знакома мне очень давно, первый раз я услышал ее в детском саду, ее пела наша воспитательница. Потом, когда я пошел в школу, мы пели ее с ребятами на уроках музыки. Эта песня очень романтичная, спокойная и тревожная, она очаровала меня своей красотой и мелодичностью. Когда я слышу ее, то закрываю глаза и вижу бесконечную морскую гладь, огромный белоснежный корабль и слышу крики чаек. Если мне грустно, я всегда напеваю ее, и на душе сразу становится спокойно. Мне кажется, что эта песня будет со мной всю жизнь и поможет осуществить мою заветную мечту — стать капитаном дальнего плавания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *