Сочинение на тему народы северного кавказа

7 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: I love you Александра

    3. Приведите примеры материальной культуры горских народов (постройки, одежда, пища), кото­рые определены особенностями природы.
    В тексте параграфа приводятся приме­ры башенных поселений ингушей, народ­ных промыслов Дагестана (чернение по серебру, гравировка, филигрань).
    Вы, наверное, видели в кинофильмах национальную одежду народов Кавказа — бурку. Это войлочный плащ темного цве­та, который защищает и от ветра, и от хо­лода, и от жары. Пастухам бурка заменя­ла палатку, а в XIX — середине XX в. вхо­дила в обмундирование отечественной кавалерии кавказских соединений и час­тей. Национальное блюдо кавказских народов — шашлык — широко распро­странилось теперь по всему миру.
    4. Вы часто слышали, наверное, как люди в поже­ланиях друг другу говорят о «кавказском долголе­тии». Выскажите свои суждения о природе феноме­на долгожительства у кавказских народов.
    Феномен кавказского долголетия чаще всего объясняют хорошим горным возду­хом, обилием фруктов, наконец, спокой­ным ритмом жизни, иногда называют и своеобразные «эликсиры» — кисломолоч­ные продукты: мацони, кумыс. Не менее важными, однако, являются и особеннос­ти жизненного уклада горцев, социальной организации и культуры. Когда младшие поколения с утра до ночи возносят хвалу главам многочисленных семей, окружа­ют их всесторонним почетом и помощью, то старики и впрямь пребывают в состоя­нии несокрушимой уверенности в значи­мости их персоны. Забота о пожилых лю­дях не может не сказаться на продолжительности их жизни. Кстати, и в Япо­нии — мировом лидере по продолжитель­ности жизни (81 год) — попечение о ста­рых родителях возлагается на плечи стар­ших сыновей или мужей старших дочерей в качестве обязательного социального тре­бования.

  2. Народы Северного Кавказа всегда выгодно отличались своими традициями, обычаями и историей. Наиболее яркой чертой, присущей всем этническим группам является гостеприимство. Гость получает самые лучшие угощения, внимание хозяев, полную безопасность и защиту. Однако нужно соблюдать осторожность, чтобы не осквернить священные принципы и предметы в доме каждого народа, будь то осетины, чеченцы, ингуши, дагестанцы, черкесы, карачаевцы или кабардинцы. Познакомиться с историей и традициями народов Северного Кавказа поможет эта статья.
    Осетины. Осетины являются потомками древних сарматов, алан и скифов. В наши дни осетины живут на южном и северном склонах центральной части главного Кавказского хребта. Общая численность осетин в настоящее время составляет около 670 000 человек в мире. Хотя территориально части Осетии разделены, единый народ обладает одной культурой, языком и традициями. Более того, разделение подкрепляется еще и административным: Республика Северная Осетия со столицей в городе Владикавказ и Республика Южная Осетия с центром в городе Цхинвал.
    Народы северного Кавказа были отделены в 1922 году властями Кремля: Северная Осетия относится к России, а Южная – к Грузии. Около 70 лет осетины не ощущали разницы, ведь жили в единой великой державе СССР. Развал Союза повлек за собой создание двух отдельных государств, а осетины стали не единым народом, а гражданами соседних стран с натянутыми отношениями. Многие семьи оказались разделены государственной границей.
    Природа Осетии невероятно богата и разнообразна: цветущие предгорные равнины, знойные степи, ледяные вершины Кавказских гор, стремительные реки и глубокие ущелья. История осетинского народа охватывает периоды расцвета и невероятного влияния, практически полного истребления и достойного возрождения. В 13-14 веках н.э. нашествие татаро-монгол привело к массовой гибели населения, уничтожению хозяйства и краху государства. Некогда великий народ северного Кавказа оказался в изоляции в ущельях гор. Общение поддерживалось лишь с самыми близкими людьми и соседями. Однако в этом есть и свои преимущества, осетины смогли сохранить первозданность своих традиций, религии, культуры и языка. В 18 веке возросшая численность населения, суровость и теснота условий высокогорья продиктовали необходимость вступления в состав России и переселению на предгорные равнины. Поначалу административное подчинение носило формальный характер, а народы северного Кавказа то и дело принимали участие в освободительных восстаниях. Однако осетины добились важных задач: переселились на равнины, установили торговые связи с Россией и обеспечили региону внешнюю безопасность.
    Культура и искусство Осетии поистине уникальны. Этот народ подарил миру одного из лучших дирижеров Валерия Гергиева, первую в мире женщину-дирижера Веронику Дударову, балерину Светлану Адырхаеву, династию цирковых артистов Кантемировых, эстрадных исполнителей Акима Салбиева и Феликса Царикати. В областях науки и экономики народ Северного Кавказа численностью не более 700 000 человек также достиг невероятных высот. Григорий Токаги величайший специалист мировой аэродинамики и ракетной техники, Васо Абаев патриарх иранистики и лингвистики, Юрий Кучиев капитал атамохода «Арктика» покорившего Северный полюс первым в мире, и многие другие выдающиеся деятели, оставившие свой след в истории.
    Ингуши Третье тысячелетие ингуши проживают в республике Ингушетии, расположившейся в самом сердце Центрального Кавказа. Ингушетия является одной из живописнейших республик Северного Кавказа. Минеральные источники, необыкновенные пейзажи, кристально чистые реки, обширные территории лесов на предгорьях, альпийские пастбища, широкая степь, заснеженный Кавказский Хребет – все это и есть Ингушетия. Ингуши являются атохтонами Кавказа.
    Наиболее ранними формами культуры этого народа северного Кавказа является Кобанская культура бронзового века, датируемая 16-4 веками до н.э. Экземпляры изделий из бронзы повествуют о развитой культурной и хозяйственной жизни предков ингушей. Богатейшая история края отражена в замковых комплексах, христианских храмах и языческих святилищах, сторожевых башнях и надземных некрополях, сохранившихся с древности и средневековья. Стремление ингушей к мирной и счастливой жизни нашло отражение в песенном и музыкальном фольклоре народа, сказаниях, легендах, традициях и обычаях. Практически в каждом городе Ингушетии по сей день существуют фольклорные коллективы, хранящие великое наследие.
    Основными принципами национальной культуры ингушей является открытость, доброта, душевность, уважение достоинства, как своего, так и чужого. Вековые традиции народа составили некий образ человека, уважительно относящегося к старшим людям, родителям, заботливо и трепетно ухаживающего за младшими, почтительно обращающегося с женщинами, выражающего толерантность и доброжелательность к соседям, другим культурам и традициям. Ярким доказательством этому может служить этикет взаимоотношений ингушей с представителями других народов и друг с другом. Святым долгом для каждого ингуша является уважение стариков и предков. В каждый праздник дома, где живут старики, наполнены гостями. Внуки с особой любовью тянутся к дедам. Женщину в традиции народов Северного Кавказа называют «хранительницей домашнего очага», чувство высокой почтительности к женщине имеется у каждого ингуша. В древние времена просьба женщины ставилась превыше требований чести: самый жестокий поединок мог завершиться, если женщина сняла платок и попросила об этом. Философское отношение к жизни учит ингушей глубоко уважать женщин и ценить их роль в обществе как матерей, несущих образ верности, любви, нравственности, терпимости, миротворчества.
    Для ингуша священным лицом является гость, вне зависимости от его вероисповедания и национальности. Обычаи веражал и доттагал (побратимство и дружба соответственно) высоко ценятся в современном обществе. Высшей ценностью считается верность данному слову. Уникальным мероприятием можно назвать «Ловзар» – шуточное сватовство с нескончаемыми шутками и танцами. Чеченцы Чеченцы называют себя «нохчи». Это одна из древнейших народностей мира с самобытной культурой и антропологическим типом. Среди народов Северного Кавказа это самый многочисленный этнос – более 1 млн. человек. По религии, культуре и генотипу чеченцам наиболее близки их соседи ингуши.
    Общая историческая судьба, кровное родство, языковая, культурная, территориальная общность этих групп образует единый вайнахский народ. Чеченское общество постоянно впитывало этнические элементы соседских и кочевых народов, что говорит о полиэтническом характере чеченцев. Основным местом проживания чеченцев является Чечня и Ингушетия. Общаются на нахском языке, 74% свободно владеет русским. Стоит заметить, что письменность чеченского народа основывалась на арабском алфавите до 1917 года, до 1938 – на латинском, а затем на русском алфавите.
    Традиционными земледельческими культурами для чеченцев являются ячмень, пшеница, овес, просо, рожь, фасоль, лен и др. Довольно рано народ Северного Кавказа начал применять пахотные орудия. В горных регионах большое распространение получило отгонное овцеводство. Крупный рогатый скот использовался как рабочая сила на равнинах, а для езды разводили породистых лошадей. Горные и равнинные районы Чечни быстро наладили торговлю: излишки скота с горных районов менялись на хлеб и другие злаки с равнин. Сукно, изготавливаемое чеченскими женщинами, пользовалось огромной популярностью и в соседних республиках. Строения из камня в горных селениях в большинстве своем были двухэтажными с плоской крышей: на нижнем этаже ночевал скот, а на верхнем было жилое помещение из двух комнат. Большинство селений имело оборонительные башни в 3-5 этажей.
    Интерьер чеченского жилища отличался практически полным отсутствием мебели, в комнате стоял лишь сундук, несколько скамеек и низкий столик на трех ножках. Стены были украшены коврами, шкурами и оружием. Циновки покрывали пол. По традиции, зола, очаг и надочажная цепь являются священными. Неуважение к этим элементам могло повлечь кровную месть, и наоборот, если убийца крепко удерживал надочажную цепь он получал права родственника. Упоминание цепи встречаются в клятвах и проклятиях. Старшая женщина в семье считалась хранительницей очага, с помощью которого комната разделялась на женскую и мужскую половины.
    Традиционная чеченская одежда имеет много общего с одеждой других народов Северного Кавказа. Мужчины носили рубаху, застегивающуюся спереди на пуговицы. Поверх рубахи надевался бешмет, который подпоясывался поясом с кинжалом. Штаны обычно сужались книзу и всегда заправлялись в ноговицы.
    Черкески – праздничная одежда чеченцев, расклешенная книзу, застегивающаяся на металлические пуговицы до пояса. Зимой чеченцы носили бурки и овчинные шубы. Шапка олицетворяет мужское достоинство, поэтому головные уборы шились из дорогих мехов, они высокие и расширяющиеся кверху. Тот, кто сбивал шапку с головы, страдал от кровной мести. Женщины носили рубаху и штаны. Рубаха достигала длины до колен и имела расклешенный покрой и застежку из 1 – 3 пуговиц на груди. Зимней одеждой для женщин был бешмет.
    Дагестанцы. Дагестанцы представляют собой название множества народностей, обитающих на территории Дагестана. Всего среди коренных жителей Дагестана можно назвать 14 этносов, к которым относятся арчинцы, даргинцы, лезгины, лакцы, тарабасаны, ногайцы и другие. Приоритетного народа в Республике не существует, но самыми многочисленными являются аварцы. Все народности стараются сохранить свою этническую и языковую самобытность. Самой распространенной религией в Дагестане является ислам. Перепись 2009 года показала, что на 1 квадратный километр приходится 54 жителя, а количество сельчан превышает численность горожан (57,5% и 42,5% соответственно). Дагестан входит в тройку лидеров регионов Российской Федерации по рождаемости. На каждую женщину приходится более 2 детей.
    Дагестан по праву считается одним из древнейших центров земледелия и животноводства. Традиции народов Северного Кавказа практически ничем не отличаются. Несущественная разница заметна лишь у тех народов, которые живут на равнине и в горах. Издревле основными источниками деятельности являлись животноводство, которое более распространено в горной местности, и садоводство, земледелие, виноградарство, преобладающее на равнинах. В горах дома строятся теснее, более скученно, здесь крыша одного дома может быть двором другого. Преимущественно в горах располагаются многоэтажные каменные дома, в то время как на равнине 1-2-этажные дома располагаются более свободно. Мастера сукноделия, металлообработки, ювелирного, гончарного, кузнечного ремесла, а также по изготовлению ковров, кожаных изделий и деревянной утвари ценились во все времена народами Северного Кавказа.
    Излюбленным повседневным блюдом дагестанцев считается хинкал – отварное в мясном бульоне тесто, с кусочками мяса и различными соусами. На праздники дагестанцы радуют большие семьи пловами и пирогами. Музыкальный фольклор сохранил немало традиций, которые по сей день чтятся во время праздников и гуляний. Любимым танцем дагестанцев является лезгинка, а выбор национальных музыкальных инструментов огромен: гармоника, агач-кумуз, чунгур, зурна, тар, саз, дудка, бубен, свирель. Общедагестанский костюм объединяет черты одежды всех народностей. Мужчины облачаются в рубаху, штаны, черкесску, бешмет, папаху, бурку, войлочную или кожаную обувь. Женщины выбирали такую же обувь, а также штаны, платье-рубаху, покрывала и шубы. Женский головной убор называется чухта. Праздничные наряды богато украшаются орнаментами. Кинжал для дагестанцев является особо почетным оружием и входит в состав национального костюма.
    Кабардинцы. Народность кабардинцев образовалась в 13-15 веках, когда опустевшие земли после ухода алан были заняты адыгскими племенами с Северо-Западного Кавказа. В языке, бытовых традициях и обычаях сохраняется много общего между кабардинцами и черкесами (адыгами). Когда Кабарда окончательно сформировалась как политическая община, народ начал развивать такие виды деятельности как отгонное скотоводство, ремесла, земледелие. С 15 века народ Северного Кавказа стал исповедовать ислам, вытеснивший языческие верования и православное христианство.
    Семьи кабардинцев преимущественно были большими с патриархальными традициями. В 13-15 веках социальное расслоение повлекло за собой появление князей-пши, которые владели землями и распоряжались имуществом своих крестьян. Князья проводили время в военных набегах, завоевывая территории и захватывая пленных в рабство, которые пользовались большой популярностью в Египте.
    Стоит заметить, что в горных ущельях и на склонах сохранились общества, которые называли себя «вольными черкесами» и не подчинялись князьям. Кабардинцам, несмотря на множество междоусобных войн, удалось сохранить историко-культурное наследие, выражавшееся в религиозных верованиях, обычаях ведения хозяйства, социально-этнической основе. Звеном между прошлым и настоящим являются предсказания, приметы, запреты, символика. Старшее поколение обязательно учить детей мудрости, опыту поколений, глубине народных знаний.
    Черкесы. Предки современных черкесов назывались «адыгами». Основными занятиями этого народа Северного Кавказа считается отгонное скотоводство, а также разведение лошадей кабардинской породы. Народные ремесла связаны с переработкой продуктов скотоводства, а именно выделкой сукна, изготовлением кожаной обуви и одежды. В южных районах черкесы занимались обработкой дерева, кузнечным ремеслом и изготовлением оружия. Независимые сельские общины имели собственные органы самоуправления и были связаны круговой порукой. Наиболее важными обычаями считаются кровная месть, куначество и гостеприимство. До 18 века большие семьи патриархального устоя насчитывали до 100 человек. Широко были распространены брачные запреты, а свадьба становилась возможной только после уплаты калыма. Множество аулов, датируемых 19 веком, сохранились на территории Черкессии.
    Современные народы Северного Кавказа строят квадратные дома с множеством квартир. Национальная одежда не слишком отличалась от других народов, однако роль платка в качестве головного убора женщины была велика. Девочки могли ходить с непокрытой головой или в платке по собственному желанию, молодые девушки и женщины носили «золотую шапочку» из бархата или сукна с вышивкой, поверх нее надевался шелковый платок. Когда женщина становилась матерью, ее волосы должны быть плотно закрыты темным платком и шалью. Платок мог завязываться несколькими способами. Современные черкесы надевают народные костюмы только по праздникам.
    Карачаевцы. Карачаевцами называется коренное население Республики Карачай, численность народности достигает 150 000 человек. Предгорная и горная часть населения по-прежнему занимается животноводством. Традиционные кавказские ремесла сохранились и в Карачаеве: выделывание войлока, сукноделие, плетение циновок, вязание и вышивка, обработка шкур, золотое шитье, резьба по камню и дереву. Множество памятников архитектуры отражают историческую значимость региона. Здесь расположено множество боевых башен, склеповых сооружений, домов, построенных по срубной технике. Несмотря на то, что национальная одежда карачаевцев мало отличается от других народов Северного Кавказа, женские костюмы различаются по возрасту и семейному статусу.
    Традиционными блюдами карачаевской кухни можно назвать жареное и вареное мясо, вяленую колбасу, кефир и айран, сыры, супы с мясом, пироги с огромным ассортиментом начинок, пресные лепешки. Народы Северного Кавказа очень любят лакомства, а разнообразие сортов халвы считается традиционной сладостью. В современном Карачаеве сохраняются пережитки семейных общин, которые делят общую землю и скот. Традиции народа Северного Кавказа огромное внимание уделяют этикету. Народные праздники всегда сопровождаются играми ряженых, силовыми состязаниями, джигитовкой, конными скачками и песнями. Богатый фольклор карачаевцев включает сказания, песни, пословицы и поговорки, сказки, поверья и рассказы о Насра Ходжа.
    Библиографический список
    Древняя история Северного Кавказа. Е.И.Крупнов Учеб: Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. – Москва – Издательство АН СССР – 1960, 520 c.
    Данилевский Н.Я. Россия и Европа. /Составление и комментарии Ю. А. Белова/ Отв. ред. О. Платонов. Изд. 2-е — М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. — 816 с.
    Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в XIX – XX вв. – СПб, 1996.

  3. Кавказ — южная граница Европы и Азии, здесь проживают более 30 национальностей. Большой Кавказский хребет делит регион пополам: северные его склоны (Северный Кавказ) практически полностью входят в состав России, южные — делят Грузия, Азербайджан и Армения. В течение веков Кавказ оставался ареной соперничества мировых держав: Византии, Персии, Османской империи. В конце XVIII — начале XIX века Кавказ почти целиком вошел с состав Российской империи. В конце ХХ века, с распадом СССР, закавказские республики получили независимость, северокавказские народы остались в составе России.
    От Таманского полуострова вдоль береговой линии Черного моря до Сочи тянется западная часть Кавказского хребта — это историческая родина черкесов (другое название — адыги), группы родственных народов, говорящих на адыгском языке. После Крымской войны 1853-1856 годов, в которой черкесы-адыги поддержали турок, большая часть их бежали на территорию Османской империи, побережье заняли русские. Западные адыги, оставшиеся в горах и принявшие российское подданство, стали называться адыгейцами. Сегодня они проживают на территории Адыгеи, самой западной северокавказской республики, со всех сторон, как остров, окруженной Краснодарским краем. Восточнее Адыгеи — на территории Карачаево-Черкесской Республики проживают черкесы, восточная часть адыгейского этноса, а еще дальше — кабардинцы, также родственный адыгам народ. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы говорят на языках, принадлежащих одной и той же языковой семье: абхазо-адыгской. Как и многие северокавказские народы, адыги, поначалу язычники, около VI века (почти за четыре века до Руси) приняли христианство; здесь даже существовали свои епископские кафедры, однако с падением Византии, под воздействием персидского и позже османского влияния, большинство адыгов к XV веку обратились в ислам, так что сейчас черкесы, адыгейцы и кабардинцы— мусульмане.
    Южнее черкесов и кабардинцев проживают два близких тюркоязычных народа: карачаевцы и балкарцы. Этнически карачаевцы составляют единый народ с балкарцами, разделенный чисто административно: первые вместе с этнически неблизкими им черкесами образуют Карачаево-Черкесию, вторые с кабардинцами — Кабардино-Балкарскую Республику. Причины такого причудливого административного деления неясны. Как и черкесы, эти народы когда-то исповедовали христианство, но, выпав из круга византийского влияния, приняли ислам.
    Восточнее Кабардино-Балкарии расположена Осетия. Древнее христианское царство осетин (народ иранского происхождения) — Алания — было одним из крупнейших христианских государств Кавказа. Осетины и теперь остаются единственным северокавказским народом, сохранившим православное вероисповедание. К моменту общей исламизации осетины успели достаточно укрепиться в вере, чтобы противостоять внешнему натиску и конъюнктуре, в то время как прочие народы, не изжив до конца языческих верований, по сути, так и не став до конца христианами, обратились в ислам. В свое время в состав древнего Аланского царства входили земли карачаевцев, черкесов, балкарцев и кабардинцев. До сих пор сохранились общины моздокских кабардинцев, сохранившие православную самоидентификацию. До конца XIX века мусульмане-балкарцы, заселившие после падения средневековой Алании многие аланские земли, сохраняли «пережитки»христианства в виде почитания церквей, крестного знамения.
    Еще восточнее проживают два родственных народа: ингуши и чеченцы. Только в начале 90-х годов ХХ века эти два народа образовали две отдельные республики на месте когда-то единой Чечено-Ингушской АССР. Подавляющее большинство ингушей и чеченцев — мусульмане, христианство исповедуют только чеченцы, проживающие в Панкисском ущелье на территории Грузии.
    От восточной границы современной Чечни до Каспийского моря расположен Дагестан, на территории которого проживают более десяти национальностей, из них к чеченцам ближе всего народности, входящие в так называемую нахско-дагестанскую языковую семью: аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы, табасаранцы и агулы. Все эти народы проживают в горных районах. На каспийском побережье Дагестана расположились тюркоязычные кумыки, а на северо-востоке — также тюркоязычные ногайцы. Все эти народы исповедуют ислам.

  4. Учебник для 9 класса
    § 39. Народы Северного Кавказа
    Северный Кавказ — самый многонациональный район России. В его состав входят семь республик (это одно из его отличий от других районов нашей страны). В двух из них проживают по два «титульных» народа (давших свои названия республикам) — это Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия; а в Дагестане насчитывается несколько десятков народов (только крупных — численностью более 200 тыс. человек каждый — четыре: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины).
    Как складывалась этническая карта района?
    Равнины и предгорья Северного Кавказа — территория, где за исторический период этнический состав населения неоднократно менялся.
    Русские на Северном Кавказе появились в низовьях Дона и на Тереке в XVI в., после присоединения к России Астраханского ханства. В конце XVIII в. Екатерина II ликвидирует Запорожскую Сечь (известную вам по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») и переселяет запорожских казаков на реку Кубань — так появляется Кубанское казачье войско. Чуть раньше казачьи поселения возникают и на берегах Терека, где образуется Терское казачье войско (о жизни которого в середине XIX в. вы можете узнать из повести Л. Н. Толстого «Казаки»).
    Правда, на Таманском полуострове в X—ХП вв.. во времена Киевской Руси, существовало русское княжество Тмутаракань.
    Россия несколько десятилетий вела кавказские войны, закончившиеся полным подчинением горских народов лишь в 1864 г. И во время войн, и особенно после них осуществлялись массовые переселения кавказских народов.
    На Западном Кавказе проживают адыгские народы, большая часть которых в свое время не согласилась с требованием русского правительства спуститься на равнину (чтобы быть под контролем у русской администрации) и переселилась к своим единоверцам-мусульманам на территорию тогдашней Оттоманской империи. Черноморское побережье и горы Западного Кавказа оказались обезлюдевшими, и их в конце XIX — начале XX в. заселяли переселенцы из других районов Российской империи: русские, украинцы, греки, армяне, эстонцы и другие. Еще больший поток переселенцев (русских и украинцев) направлялся на равнины Предкавказья.
    Рис. 111. Горный аул на Кавказе
    Во время Гражданской войны (1918—1921) горские народы Кавказа, как правило, поддерживали Красную Армию (поскольку их традиционные противники — казаки — поддерживали белогвардейцев). После разгрома белых в ряде предгорных районов земли были отобраны у казаков и отданы горским народам; были образованы национальные республики.
    Следующее обострение этнических проблем пришлось на 1943—1944 гг., когда некоторые народы Кавказа — карачаевцы, балкарцы, ингуши и чеченцы, обвиненные в «пособничестве врагу», были выселены в восточные районы СССР (в основном в Казахстан). Они получили возможность вернуться обратно лишь в 1956—1957 гг., но не все земли им были возвращены, что послужило основой новых конфликтов, проявившихся уже в 1990-х гг.
    Каковы особенности культуры народов Кавказа?
    Планировка и застройка населенных пунктов на Кавказе часто диктуется особенностями рельефа. Земель, пригодных для обработки, в горах очень мало, и строить на них дома — недопустимое расточительство. Поэтому многие селения расположены уступами на склонах, порой настолько крутых, что двором верхнего дома является крыша нижнего.
    Очень интересны «башенные поселения», особенно распространенные в горной Ингушетии. Для обороны от врагов даже жилые дома строились в форме небольших каменных башен — укреплений.
    Совсем другое дело — равнины Предкавказья с обширными плодородными долинами, довольно редкой речной сетью. Селения тяготеют к долинам рек. Здесь их называют станицами, проживают в них по нескольку тысяч человек.
    Особенность горных районов Северного Кавказа — широкое развитие народных художественных промыслов: ковроткачества, художественной обработки металла, производства ювелирных изделий, резьбы по камню и дереву и других. Мировой известностью пользуются изделия мастеров аула Унцукуль — предметы быта (трубки, шкатулки, трости и т. д.) из кизилового дерева с тонкой насечкой из серебра, меди или мельхиора. Один из крупнейших центров народного искусства — поселок Кубачи в Дагестане, мастера которого еще в VI в. были известны изготовлением кольчуг и оружия. С XVIII в. здесь развивается обработка металлов: чернение по серебру, гравировка, филигрань и т. д.
    Рис. 112. Изделия мастеров из аула Кубачи
    Еще одной особенностью культуры народов Кавказа является уважительное отношение к старшим, ко всем людям преклонного возраста. Никому даже в голову не придет отправлять беспомощного старика в дом престарелых — такого рода заведения просто не нужны в республиках Кавказа. В случае каких-либо конфликтов — между семьями, родами, селениями и даже между народами — разрешать их призываются самые уважаемые старейшины, и решение совета старейшин беспрекословно всеми выполняется. Дагестан по уровню жизни занимает одно из последних мест среди регионов — субъектов Российской Федерации. А по продолжительности жизни — первое место! Это еще одно свидетельство того, что главные факторы здоровья — образ жизни и отношения между людьми, а вовсе не объем потребляемых благ.
    Выводы
    Северный Кавказ — самый многонациональный из районов России. За исторический период этническая карта района неоднократно менялась. Исторические «обиды» и современные противоречия между народами приводили и приводят к конфликтам между ними, поэтому главное условие успешного развития района, да и просто нормального существования людей, — мирное разрешение конфликтов, дружественные отношения между народами.
    Вопросы и задания
    На карте административно-территориального деления Кавказа рассмотрите территорию Северного Кавказа, найдите и покажите все республики, входящие в состав района.
    Используя карту народов, определите, к каким языковым семьям и группам относятся народы Северного Кавказа. Какие из них наиболее близки и родственны друг другу по языку?
    Приведите примеры материальной культуры горских народов (постройки, одежда, пища), которые определены особенностями природы.
    Вы часто слышали, наверное, как люди в пожеланиях друг другу говорят о «кавказском долголетии». Выскажите свои суждения о природе феномена долгожительства у кавказских народов.

  5. Кавказ
    Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

  6. Защита проекта «Народы Кавказа»
    Испокон веков территорию, под названием Кавказ, считали краем удивительных чудес и невероятных приключений. Только представьте себе: многоголосное журчание минеральных вод, невероятно исцеляющий воздух, очаровательные белоснежные вершины гор.
    Не зря, не зря седой Кавказ
    Всегда слыл благодатным краем
    И все, кто здесь бывал
    Земным его считали раем.
    Кавказа щедрая природа
    Влекла людей из всех народов.
    Селиться здесь был рад любой
    И карачаевец лихой
    Черкес, чеченец, осетин,
    Ингуш и гордый армянин,
    И жизнь кипела здесь всегда
    Цвели поля, паслись стада!
    Мы заинтересовались, как называется народ, который населяет Северный Кавказ?
    Оказывается, народы Северного Кавказа сегодня представляют собой россыпь абсолютно разных и, в то же время, таких похожих народов, которые раскиданы по всей территории современного Кавказа.
    Подробно рассказывать обо всех кавказских народах можно очень долго.
    Есть такой миф:
    «Решил как-то Бог расселить людей по всей Земле. Собрал он все народы мира в один мешок и пошел раскидывать. Все шло по плану, но, когда он дошел до кавказских гор, споткнулся об Эльбрус и выронил мешок из рук. В этот миг из мешка посыпались все народы, которые до сих пор прекрасно живут».
    Вроде бы, смешно. Но, ребята, на сегодняшний день на территории Кавказа проживает свыше 100 (!) народов и народностей. Поэтому, в свое время арабы Кавказу дали очень лаконичное, но полностью отражающее действительность, название – «Гора языков».
    Ещё мы прочитали: Кавказ уникален.
    Что это значит? В чем заключается уникальность Кавказа?
    «Северный Кавказ – это территория исторических, национальных, религиозных, культурных и других контрастов». Да, да и еще раз да! Смотрите, сколько народов, сколько сплетений, сколько культур и традиций. Поверьте нашим исследованиям, даже такие родственные народы, как чеченцы и ингуши отличаются не только культурой, но даже диалектикой. Тем не менее, абхазы, осетины, проповедующие христианство, и аварцы, кабардинцы (последователи ислама) называют себя — кавказцами! И в этом заключается уникальность народов Северного Кавказа.
    Культура Кавказа очень традиционна, это значит, сохранилась практически в первозданном виде.
    Посмотрите свадебный обряд. (видео)
    Очень интересны легенды и мифы Кавказа. Вот один из таких мифов.
    «Однажды король могущественной земли сказал своим слугам: «Срочно найдите мне рай на этой земле!». И слуги короля разбрелись по всей планете в поисках удивительного уголка. Они проходили поля, луга, болота, равнины, горы, реки… Они уже потеряли всякую надежду, но вдруг перед ними как будто из ниоткуда выросло ущелье реки, во главе с каскадом водопадов. И они поняли, что это и есть самый настоящий рай на земле! На берегу реки в скалах мирно проживали рои диких пчёл. Дожди со временем размывали пчелиные соты, и капли мёда стремительно стекали по скалам. Слуги короля были в восторге от такой живописной картины и поэтому быстро прозвали это райское место «Медовыми водопадами». Прошло уже много времени, а солнце до сих пор всходит по утрам в районе этих невероятных медовых водопадов!
    С одной стороны, народ Кавказа уникален, с другой – един.
    Мужская одежда всех народов Северного Кавказа, очень похожа. Различия наблюдаются в мелочах, деталях, да и то не всегда. Одежда женщин Кавказа довольно разнообразна в зависимости от местности. Все костюмы кавказцев – это костюмы необыкновенной красоты.
    О музыке
    Единство народов проявляется во всем: в поведении, в танцевальном искусстве (один танец лезгинка чего стоит). Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательный танец лезгинку. Он почти в первоначальном виде сохранился среди всех кавказских народов и является отголоском древних традиций и обрядов. Лезгинку по праву можно назвать одним из главных символов Кавказа
    В интернете мы нашли книгу «Секреты обучения кавказским танцам», она даст всем желающим понимание основ лезгинки, раскроет все секреты и поможет быстрее понять философию народного танца.
    Единство народов Кавказа – в традициях. Например, глубочайшее уважение к старшим. Ни одна безродная бабуля не останется без внимания местных жителей.
    Знаменито и кавказское гостеприимство, щедрость. На Кавказе любят и умеют принимать гостей. «Гость – посланник бога» – говорят адыги. Гостя приглашают в дом и предлагают все лучшее. Встречают его со словами «Ваше прибытие счастливым да будет, добро пожаловать!»
    Ну а ещё у кавказцев отличная кухня. Вот чему надо поучиться! Долма – овощные голубцы с мясом и крупой, ариса – каша с разваренным до волокон мясом, хинкал, чуду, шашлык, а ещё тонкий хлеб – лаваш!
    Игра
    Седой Кавказ! Тебе поём мы оду вновь.
    Ты славишься высокими горами,
    Целебными источниками вод,
    Их Лермонтов и Пушкин прославляли.
    Здесь много городов красивых есть,
    Богаты сёла, плодородны нивы,
    И здесь живёт народ трудолюбивый,
    Поступками и щедростью красивый.

  7. 7
    Текст добавил: / смотри и завидуй. ©/

    Кавказ Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, “где люди вольны, как “орлы”: Кавказ называли “Тёплой Сибирью”; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в “настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
    В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “ заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении “Обвал” с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:
    Дробясь о мрачные скалы,
    Шумят и пенятся валы,
    И надо мной шумят орлы
    И ропщет бор…
    И блещут средь волнистой мглы
    Вершины гор.
    Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму “Кавказский пленник”.
    Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: “Забуду ли его кремнистые вершины,
    Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное “ дитя цивилизации”- русский, “европеец” и дитя природы, “дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
    Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма “Кавказский пленник”. Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
    И хладен блеск его очей…
    …Чувства, страсти,
    В очах навеки догорев,
    Таятся, как в пещере лев,
    Глубоко в сердце…
    Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма “Беглец”, например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
    Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро “ удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь “ хладно отвернула взор”.
    Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.
    Сияньем голубого дня
    Упьюся я в последний раз.
    Оттуда виден и Кавказ!
    Быть может он с своих высот
    Привет прощальный мне пришлёт…
    Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:
    Прекрасен ты, суровый край свободы!
    И вы, престолы вечные природы.
    Наконец, сам поэт в стихотворении “Кавказ” восклицает:
    Как сладкую песню отчизны моей
    Люблю я Кавказ!
    Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их “громадности” и “воздушности”, их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.
    Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть “Кавказский пленник” -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
    В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.
    Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:
    Кавказа гордые сыны,
    Сражались, гибли вы ужасно,
    Но не спасла вас наша кровь…
    А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:
    И с грустью тайной и сердечной
    Я думал: “ Жалкий человек…
    Чего он хочет?… Небо ясно.
    Под небом много места всем;
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он –зачем?
    (“ Валерик ”)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *