Сочинение на тему образ гамлета в трагедии шекспира

12 вариантов

  1. Гамлет стал одним из самых любимых образов мировой литературы. Более того, он перестал быть просто персонажем старинной трагедии и воспринимается как живой человек, хорошо знакомый многим читателям. Но этот близкий многим герой оказался не столь прост. В нем, как и во всей пьесе, много загадочного, неясного. Для одних Гамлет — человек слабохарактерный, для других — мужественный борец.
    В трагедии датского принца главное — не во внешних событиях, не в исключительных по грандиозности и кровавости происшествиях. Главное — то, что происходит все это время в сознании героя. В душе Гамлета разыгрываются драмы не менее мучительные и ужасные, чем те, которые происходят в жизни других действующих лиц пьесы.
    Можно сказать, что трагедия Гамлета — это трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование героя было безмятежным. Он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей и сам полюбил и испытывал взаимность от прелестной девушки. У Гамлета были верные друзья. Герой увлеченно занимался науками, любил театр, писал стихи. Впереди его ждало великое будущее — стать государем и править своим народом. Но вдруг все стало рушиться. В расцвете лет умирает отец Гамлета. Не успел герой пережить это горе, как его постиг второй удар: мать меньше, чем через два месяца, вышла замуж за дядю Гамлета. Больше того, она разделила с ним трон. И вот наступает время третьего удара: Гамлет узнает, что его отца убил собственный брат, чтобы завладеть его короной и женой.
    Удивительно ли, что герой находился на грани отчаяния. На его глазах рухнуло все, что делало его жизнь ценной. Гамлет никогда не был столь наивен, чтобы думать, что в жизни не бывает несчастий. Но он имел об этом очень приблизительное представление. Беды, обрушившиеся на героя, заставили его по-новому посмотреть на все. В сознании Гамлета с небывалой остротой начали возникать вопросы: чего стоит жизнь? что такое смерть? можно ли верить в любовь и дружбу? можно ли быть счастливым? можно ли уничтожить зло?
    Раньше Гамлет считал, что человек — центр Вселенной. Но под влиянием несчастий его взгляд на жизнь и природу резко изменился. Герой признается Розенкранцу и Гильденстерну, что «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия». На душе у него тяжело, земля ему кажется «пустынным местом», воздух — «мутным и чумным скоплением паров». Еще раньше мы слышали от Гамлета горестное восклицание о том, что жизнь — дикий сад, в котором растут только сорняки и повсюду царит зло. Честность в этом мире исчезла: «быть честным при том, каков этот мир, — это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч». В знаменитом монологе «Быть или не быть?» Гамлет перечисляет беды жизни: «гнет сильного», «судей медливость», «заносчивость властей и оскорбления, чинимые безропотной заслуге». И хуже всего его страна, где он живет: «Дания — тюрьма… И превосходная со множеством затворов, темниц и подземелий…».
    Потрясения, испытанные Гамлетом, пошатнули его веру в человека, породили раздвоенность его сознания. Лучшие человеческие качества были присущи отцу Гамлета: «Он человек был, человек во всем». Упрекая мать за измену его памяти, Гамлет показывает ей его портрет и напоминает, каким прекрасным и поистине благородным был ее первый муж:
    Как несравненна прелесть этих черт;
    Чело Зевеса; кудри Апполона;
    Взор как у Марса — властная гроза;
    Осанкою — тот сам гонец Меркурий…
    Полная противоположность ему — нынешний король Клавдий и его окружение. Клавдий — убийца, вор, «король из пестрых тряпок».
    С самого начала трагедии мы видим Гамлета потрясенным. Чем дальше развивается действие, тем явственнее становится душевный разлад, переживаемый героем. Клавдий и вся мерзость, окружавшая его, ненавистны Гамлету. Он принимает решение мстить. При этом герой понимает, что зло — не в одном Клавдии. Весь мир поддался порче. Гамлет ощущает свое предназначение: «Век расшатался — и скверней всего, /Что я рожден восстановить его».
    Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после своего появления он выдает затаенную мысль: жизнь стала ему настолько отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. Героя волнует сама тайна смерти. Что она такое — сон или продолжение мук земной жизни? Страх перед неизвестностью, перед страной, откуда еще никто не возвращался, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы, бояться смерти.
    Созерцательность натуры Гамлета, его ум сочетаются со стремлением к физическому совершенству. Он ревниво относится к своей славе лучшего фехтовальщика. Гамлет считает, что человек должен представлять собой гармоничное слияние разнообразных достоинств: «Что за мастерское создание — человек! Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чуден в действии… Краса вселенной! Венец всего живущего!”
    Влюбленность в идеал человека делает для Гамлета особенно болезненным разочарование в окружающем и самом себе: «Из людей меня не радует ни один…», «О, что за дрянь я, что за жалкий раб». Такими словами Гамлет беспощадно осуждает человеческое несовершенство, в ком бы оно не проявлялось.
    На протяжении всей пьесы Гамлета мучит противоречие между собственным крайним смятением и острым ощущением возможностей человека. Именно оптимизм и неистощимая энергия Гамлета придают его пессимизму и страданиям ту необыкновенную силу, которая потрясает нас.

  2. (301 слово) Переработанная Шекспиром средневековая легенда о принце Гамлете заложила основы многих, принципиально новых проблем литературы, заполнив мир трагического новыми персонажами. Главный из них – образ мыслящего гуманиста.
    Принц Датский – персонаж во многом неоднозначный, образ, воплотивший в себе  всю сложную противоречивость человеческой души, раздираемой сомнениями и проблемой выбора. Мыслящий и анализирующий каждый свой поступок Гамлет — ещё одна жертва трагедии жизни, характерной для многих пьес Шекспира. Имеющая свою предысторию в литературном отношении, трагедия поднимает на поверхность целый спектр тем, общечеловеческих и общелитературных.
    «Гамлет» — трагедия мести. Шекспир здесь обращается к самому древнему преступлению – братоубийству, создавая образ Гамлета как мстителя за смерть отца. Но глубокий, терзаемый сомнениями персонаж медлит. Высоконравственное мироощущение и первобытная жажда расплаты, во многом опирающаяся на существующие порядки, конфликт долга и морали становятся причиной терзаний Гамлета. Сюжет трагедии построен таким образом, что мотив отмщения Клавдию замедляется и отодвигается на задний план, уступая место причинам и противоречиям более глубоким и неразрешимым.

  3. Гамлет стал одним из самых любимых образов мировой литературы. Более того, он перестал быть просто персонажем старинной трагедии и воспринимается как живой человек, хорошо знакомый многим читателям. Но этот близкий многим герой оказался не столь прост. В нем, как и во всей пьесе, много загадочного, неясного. Для одних Гамлет – человек слабохарактерный, для других – мужественный борец.
    В трагедии датского принца главное – не во внешних событиях, не в исключительных по грандиозности и кровавости происшествиях. Главное – то, что происходит все это время в сознании героя. В душе Гамлета разыгрываются драмы не менее мучительные и ужасные, чем те, которые происходят в жизни других действующих лиц пьесы.
    Можно сказать, что трагедия Гамлета – это трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование героя было безмятежным. Он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей и сам полюбил и испытывал взаимность от прелестной девушки. У Гамлета были верные друзья. Герой увлеченно занимался науками, любил театр, писал стихи. Впереди его ждало великое будущее – стать государем и править своим народом. Но вдруг все стало рушиться. В расцвете лет умирает отец Гамлета. Не успел герой пережить это горе, как его постиг второй удар: мать меньше, чем через два месяца, вышла замуж за дядю Гамлета. Больше того, она разделила с ним трон. И вот наступает время третьего удара: Гамлет узнает, что его отца убил собственный брат, чтобы завладеть его короной и женой.
    Удивительно ли, что герой находился на грани отчаяния. На его глазах рухнуло все, что делало его жизнь ценной. Гамлет никогда не был столь наивен, чтобы думать, что в жизни не бывает несчастий. Но он имел об этом очень приблизительное представление. Беды, обрушившиеся на героя, заставили его по-новому посмотреть на все. В сознании Гамлета с небывалой остротой начали возникать вопросы: чего стоит жизнь? что такое смерть? можно ли верить в любовь и дружбу? можно ли быть счастливым? можно ли уничтожить зло?
    Раньше Гамлет считал, что человек – центр Вселенной. Но под влиянием несчастий его взгляд на жизнь и природу резко изменился. Герой признается Розенкранцу и Гильденстерну, что «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия». На душе у него тяжело, земля ему кажется «пустынным местом», воздух – «мутным и чумным скоплением паров». Еще раньше мы слышали от Гамлета горестное восклицание о том, что жизнь – дикий сад, в котором растут только сорняки и повсюду царит зло. Честность в этом мире исчезла: «быть честным при том, каков этот мир, – это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч». В знаменитом монологе «Быть или не быть?» Гамлет перечисляет беды жизни: «гнет сильного», «судей медливость», «заносчивость властей и оскорбления, чинимые безропотной заслуге». И хуже всего его страна, где он живет: «Дания – тюрьма… И превосходная со множеством затворов, темниц и подземелий…».
    Потрясения, испытанные Гамлетом, пошатнули его веру в человека, породили раздвоенность его сознания. Лучшие человеческие качества были присущи отцу Гамлета: «Он человек был, человек во всем». Упрекая мать за измену его памяти, Гамлет показывает ей его портрет и напоминает, каким прекрасным и поистине благородным был ее первый муж:
    Как несравненна прелесть этих черт;
    Чело Зевеса; кудри Апполона;
    Взор как у Марса – властная гроза;
    Осанкою – тот сам гонец Меркурий…
    Полная противоположность ему – нынешний король Клавдий и его окружение. Клавдий – убийца, вор, «король из пестрых тряпок».
    С самого начала трагедии мы видим Гамлета потрясенным. Чем дальше развивается действие, тем явственнее становится душевный разлад, переживаемый героем. Клавдий и вся мерзость, окружавшая его, ненавистны Гамлету. Он принимает решение мстить. При этом герой понимает, что зло – не в одном Клавдии. Весь мир поддался порче. Гамлет ощущает свое предназначение: «Век расшатался – и скверней всего, /Что я рожден восстановить его».
    Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после своего появления он выдает затаенную мысль: жизнь стала ему настолько отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. Героя волнует сама тайна смерти. Что она такое – сон или продолжение мук земной жизни? Страх перед неизвестностью, перед страной, откуда еще никто не возвращался, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы, бояться смерти.
    Созерцательность натуры Гамлета, его ум сочетаются со стремлением к физическому совершенству. Он ревниво относится к своей славе лучшего фехтовальщика. Гамлет считает, что человек должен представлять собой гармоничное слияние разнообразных достоинств: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чуден в действии!… Краса вселенной! Венец всего живущего!»
    Влюбленность в идеал человека делает для Гамлета особенно болезненным разочарование в окружающем и самом себе: «Из людей меня не радует ни один…», «О, что за дрянь я, что за жалкий раб». Такими словами Гамлет беспощадно осуждает человеческое несовершенство, в ком бы оно не проявлялось.
    На протяжении всей пьесы Гамлета мучит противоречие между собственным крайним смятением и острым ощущением возможностей человека. Именно оптимизм и неистощимая энергия Гамлета придают его пессимизму и страданиям ту необыкновенную силу, которая потрясает нас.

  4. Гамлет стал одним из самых любимых образов мировой литературы. Более того, он перестал быть просто персонажем старинной трагедии и воспринимается как живой человек, хорошо знакомый многим читателям. Но этот близкий многим герой оказался не столь прост. В нем, как и во всей пьесе, много загадочного, неясного. Для одних Гамлет – человек слабохарактерный, для других – мужественный борец.
    В трагедии датского принца главное – не во внешних событиях, не в исключительных по грандиозности и кровавости происшествиях. Главное – то, что происходит все это время в сознании героя. В душе Гамлета разыгрываются драмы не менее мучительные и ужасные, чем те, которые происходят в жизни других действующих лиц пьесы.
    Можно сказать, что трагедия Гамлета – это трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование героя было безмятежным. Он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей и сам полюбил и испытывал взаимность от прелестной девушки. У Гамлета были верные друзья. Герой увлеченно занимался науками, любил театр, писал стихи. Впереди его ждало великое будущее – стать государем и править своим народом. Но вдруг все стало рушиться. В расцвете лет умирает отец Гамлета. Не успел герой пережить это горе, как его постиг второй удар: мать меньше, чем через два месяца, вышла замуж за дядю Гамлета. Больше того, она разделила с ним трон. И вот наступает время третьего удара: Гамлет узнает, что его отца убил собственный брат, чтобы завладеть его короной и женой.
    Удивительно ли, что герой находился на грани отчаяния. На его глазах рухнуло все, что делало его жизнь ценной. Гамлет никогда не был столь наивен, чтобы думать, что в жизни не бывает несчастий. Но он имел об этом очень приблизительное представление. Беды, обрушившиеся на героя, заставили его по-новому посмотреть на все. В сознании Гамлета с небывалой остротой начали возникать вопросы: чего стоит жизнь? что такое смерть? можно ли верить в любовь и дружбу? можно ли быть счастливым? можно ли уничтожить зло?
    Раньше Гамлет считал, что человек – центр Вселенной. Но под влиянием несчастий его взгляд на жизнь и природу резко изменился. Герой признается Розенкранцу и Гильденстерну, что «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия». На душе у него тяжело, земля ему кажется «пустынным местом», воздух – «мутным и чумным скоплением паров». Еще раньше мы слышали от Гамлета горестное восклицание о том, что жизнь – дикий сад, в котором растут только сорняки и повсюду царит зло. Честность в этом мире исчезла: «быть честным при том, каков этот мир, – это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч». В знаменитом монологе «Быть или не быть?» Гамлет перечисляет беды жизни: «гнет сильного», «судей медливость», «заносчивость властей и оскорбления, чинимые безропотной заслуге». И хуже всего его страна, где он живет: «Дания – тюрьма… И превосходная со множеством затворов, темниц и подземелий…».
    Потрясения, испытанные Гамлетом, пошатнули его веру в человека, породили раздвоенность его сознания. Лучшие человеческие качества были присущи отцу Гамлета: «Он человек был, человек во всем». Упрекая мать за измену его памяти, Гамлет показывает ей его портрет и напоминает, каким прекрасным и поистине благородным был ее первый муж:
    Как несравненна прелесть этих черт;
    Чело Зевеса; кудри Апполона;
    Взор как у Марса – властная гроза;
    Осанкою – тот сам гонец Меркурий…
    Полная противоположность ему – нынешний король Клавдий и его окружение. Клавдий – убийца, вор, «король из пестрых тряпок».
    С самого начала трагедии мы видим Гамлета потрясенным. Чем дальше развивается действие, тем явственнее становится душевный разлад, переживаемый героем. Клавдий и вся мерзость, окружавшая его, ненавистны Гамлету. Он принимает решение мстить. При этом герой понимает, что зло – не в одном Клавдии. Весь мир поддался порче. Гамлет ощущает свое предназначение: «Век расшатался – и скверней всего, /Что я рожден восстановить его».
    Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после своего появления он выдает затаенную мысль: жизнь стала ему настолько отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. Героя волнует сама тайна смерти. Что она такое – сон или продолжение мук земной жизни? Страх перед неизвестностью, перед страной, откуда еще никто не возвращался, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы, бояться смерти.
    Созерцательность натуры Гамлета, его ум сочетаются со стремлением к физическому совершенству. Он ревниво относится к своей славе лучшего фехтовальщика. Гамлет считает, что человек должен представлять собой гармоничное слияние разнообразных достоинств: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чуден в действии!… Краса вселенной! Венец всего живущего!»
    Влюбленность в идеал человека делает для Гамлета особенно болезненным разочарование в окружающем и самом себе: «Из людей меня не радует ни один…», «О, что за дрянь я, что за жалкий раб». Такими словами Гамлет беспощадно осуждает человеческое несовершенство, в ком бы оно не проявлялось.
    На протяжении всей пьесы Гамлета мучит противоречие между собственным крайним смятением и острым ощущением возможностей человека. Именно оптимизм и неистощимая энергия Гамлета придают его пессимизму и страданиям ту необыкновенную силу, которая потрясает нас.

  5. Образ Гамлета. Читая трагедию, уже сразу видна цель героя – это месть сына за отца. Учитывая, что действия происходят во времена средневековья, Гамлету свойственно нужно отомстить. Но в пьесе, он выражен как человек нового времени, жестокая месть, это полностью противоречит его натуре. Ему предстоит задуматься, что даст ему смерть Клавдия. В своих глазах, Гамлет видит только измену, (его родная мать полюбила убийцу отца и вышла за него, его друзья предают и помогают Клавдию). Гамлет стает одиноким, в любви он разочаровывается. Он начинает задумываться, а для чего же живет человек, наше назначение, (описание сцены на кладбище). Зло в его разуме для него становиться угрозой, а человечество не сможет противостоять ему. Всему к этому можно показать пример это смерть Офелии, и опять же зло безнаказанное. Гамлету не свойственно молчать и он не может так все оставить. Он находит в себе силы противодействовать этому, но совершив убийство, он станет на сторону зала. По пьесе Шекспир дает ему шанс отомстить, Гамлет начинает следить и ему дается такая возможность как отомстить. Он видит, как Клавдий на коленях молится, а убив во время молитвы, то же самое, что простить ему его грехи. И все это заставляет решать, задуматься, убить или пойти против своих убеждений. И вот такая борьба преподносит свой вывод: весь мир – тюрьма, где нет места человеческим добродетелям, где каждый человек обречен на одинокость.
    Гамлет ведет войну, войну со своим разумом. Он не может решить, способен ли он на поступок, но бездеятельности своей он тоже не даст шанс. Такие мысли его наводят на самоубийство, проблема в том, а что будет там, потустороннем мире, какие проблемы будут его ожидать там, его останавливает вопрос (Быть или не быть?). Решением его становиться «быть». В конце трагедии Клавдии понес наказание, но все по случаю стечения обстоятельств, но не как не по воли героя. По пьесе Гамлету приходится притвориться сумасшедшим. Его поступки заставляют задуматься, понять и ощутить все то, что пережил главный герой. Шекспир предлагает поразмышлять, в чем же смыл нашей жизни, почему мы не можем быть счастливы и возможно ли побороть зло.
    Гамлет, он показан как гуманист, легко мог оценивать недостатки, такие люди становятся правителями. Очень достойно раскрыто его мировоззрение, на две части, как пример добра и зла. С одной стороны, что человек как идеал, идеал своего мира, творение Божье, ну а с другой ничем не отличаемся от тех жестоких животных. Убеждения его переубеждают, и он не верит, в существование потустороннего мира. Гамлета показывают все же решительным человеком, но его человеческие качества как совесть и сомнение не дают покою мыслей. Он слишком умный и слишком много рассуждает, он делает все что нужно, но не когда не касается самого главного. Благодаря такому образу как Гамлет, наше человечество остается существовать, выживая в мире добра и зла, делая выводы, решая проблемы, совершать поступки, мы всегда будем гнаться за ответом, которого сами не знаем. И в поисках истины, чтоб не допустить больших ошибок в жизни, всегда будем задавать себе один вопрос, «Быть или не быть?»

  6. Школа №931 Юго-Западного округа г. Москвы РЕФЕРАТ по зарубежной литературе на тему: “Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет” ученицы 9 “Б” класса Семененко Наталии. 2001-2002 Содержание №стр I. Введение 3 II. Гамлет – выразитель взглядов и 5 идей эпохи Возрождения III. Литературная полемика вокруг 18 образа Гамлета IV. Вывод 21 V. Список используемой литературы 24 I. Введение Среди пьес Вильяма Шекспира “Гамлет” – одна из самых известных.
    Героем этой драмы вдохновлялись поэты и композиторы, философы и
    политические деятели. Огромный круг философских и этических вопросов переплетается в
    трагедии с вопросами общественными и политическими, характеризующими
    неповторимую грань XVI и XVII веков. Шекспировский герой стал пламенным выразителем тех новых взглядов,
    которые принесла с собой эпоха Возрождения, когда передовые умы
    человечества стремились восстановить не только утраченное за тысячелетие
    средневековья понимание искусства древнего мира, но и доверие человека к
    собственным силам без упований на милости и помощь неба. Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения
    решительно отбросили средневековые догмы о необходимости ежечасного
    смирения духа и плоти, отрешенности от всего реального, покорного ожидания
    того часа, когда человек перейдет в «потусторонний мир», и обратились к
    человеку с его мыслями, чувствами и страстями, к его земной жизни с ее
    радостями и страданиями. Трагедия “Гамлет” – “зеркало”, “летопись века”. В ней отпечаток
    времени, в которое не только отдельные личности – целые народы оказались
    как бы между молотом и наковальней: позади, да и в настоящем, – феодальные
    отношения, уже в настоящем и впереди – буржуазные отношения; там –
    суеверие, фанатизм, здесь – вольнодумство, но и всемогущество золота.
    Общество стало гораздо богаче, но и нищеты стало больше; индивиду куда
    свободнее, но и произволу стало вольготней. Государство, в котором живет, изнывая от язв его и пороков, принц
    Датский, это вымышленная Дания. Писал же Шекспир о современной ему Англии.
    Все в его пьесе – герои, мысли, проблемы, характеры – принадлежит обществу,
    в котором жил Шекспир. “Гамлет” наполнен столь глубоким философским содержанием, в трагедии
    дана такая широкая картина современной Шекспиру жизни, в ней созданы такие
    грандиозные человеческие характеры, что мысли и чувства писателя,
    заключенные в этом шедевре шекспировской драматургии, стали близки и
    созвучны не только его современникам, но и людям иных исторических эпох.
    II. Гамлет – выразитель взглядов и идей эпохи Возрождения. Шекспир вступил в новый XVII век как зрелый и овеянный славой
    художник. Началось последнее десятилетие его творчества. Художник с огромной силой выражает мысли и настроения передовых людей
    своего времени, он создает цикл своих великих трагедий. По мысли Шекспира природа человека неотрывна от добра. И истоки
    трагедии писатель видит в расхождении природы человека и его поведения.
    Этот конфликт Шекспир наиболее полно и ярко показал в одной из самых своих
    значительных трагедий “Гамлет”. Каждое время по-новому переживало ситуации и проблемы этой трагедии. В
    течении почти четырех веков она служила человечеству зеркалом, в котором
    каждое поколение рассматривало свое лицо. И всякий раз это лицо было иным.
    Сохраняя свой строгий костюм, датский принц представал то пылким, то вялым,
    то гуманным, то холодным. Почему? Гамлет – не узко-бытовой образ, но характер, наполненный
    огромным философским и жизненным содержанием. В образе Гамлета с
    определенной силой выражено то состояние, которое было типично для
    множества людей шекспировской эпохи. Понять героя любой драмы можно исходя из логики самой драмы. Не то с
    Гамлетом. Недаром другие персонажи трагедии сравнивают Гамлета сегодня
    с Гамлетом вчерашним. Вот таким вспоминает прежнего Гамлета Офелия:
    “Взор вельможи, меч солдата, язык ученого”1. Для принца пороки двора – концентрация нравов всей парадной,
    официальной жизни государства, и 1 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II – М.,
    Рипод классик, 2001, стр.197. он так измучен, так
    раздражен, что едва боковым зрением улавливает другую его сторону.
    Как принц, Гамлет хорошо знает, чего стоят так называемые
    “высокие” звания и почести, за которыми всегда срываются случайности
    рождения или прихоти властелина. Гамлет несет в себе луч великой надежды –
    горячий интерес к будущему человечества. Последнее его желание – сохранить
    свое “раненое имя” в памяти потомства, и, когда Горацио намеревается допить
    остаток яда из кубка, чтобы умереть вслед за другом
    Гамлет молит его не делать это. Отныне долг Горацио –рассказать людям о
    том, что произошло с Гамлетом и почему он так страдал. У Гамлета глубокий и подвижный ум – все схватывает на лету. В
    аристократической среде держится он непринужденно, отлично зная все
    винтики и механизм ее этикета, к простым людям не подделывается
    и не проявляет никакого высокомерия. Не только серьезным своим речам,
    даже каламбурам, шуткам, остротам всегда придает он глубокомысленный
    поворот, вследствие чего они кажутся одновременно и доходчивыми, и
    замысловатыми. Оставаясь наедине с самим собой, Гамлет как бы
    импровизирует; его раздумья не перепевы общих истин обихода житейского, а
    самобытные, давно выстраданные и вот здесь, сейчас родившиеся, не успевшие
    остыть, превратиться в сухие умозаключения. Благочестия в нем ни на
    йоту, хотя по старинке он верит, что “душа бессмертна”, что
    существуют овеянные небом “благочестивые духи” и “дышащие гиеной
    проклятые” духи. Он далек от самодовольства, не считает, что все им
    уже познано – напротив, в окружающем его мире, уверен он, бесконечно много
    еще неразгаданных тайн. Доверчивый к людям, Гамлет ждет от них
    откровенности и прямоты, но что поделать, эти душевные качества
    встречаются крайне редко. Иногда он играет своим остроумием,
    мастерски пародирует напыщенную манеру своих собеседников и делает
    это так, что ее плутоватая функция сразу выплывает наружу. Думает Гамлет не по чужой указке. Физически он – как в железных
    тисках, во дворце ему – как в тюрьме, единственная его опора против всего
    света – независимость суждений. “Вялодушный дурень”1! Многократные укоры Гамлета самому себе –
    симптомы разобщенности мысли и воли. “Трусами нас делает раздумье…”2Между тем вялость и трусость не в
    натуре Гамлета. Вспомним, перед дуэлью с Лаэртом Гамлет страшит его,
    говоря: “Хоть я не желчен и не опрометчив, но нечто есть опасное во мне,
    чего мудрей стеречься. Руки прочь!”3. Что Гамлет отважен, он докажет на
    пути в Англию, когда на его корабль нападут пираты. С обнаженной шпагой в
    руке, он перескочит на палубу разбойничьего судна и будет сражаться один
    против целого экипажа. Неудивительно, ведь Гамлет – “человек судьбы”, к нему сам “рок
    взывает”, его не страшат никакие предвестия, он полон отваги – поистине
    “Немейский лев”. Да и от
    мщения за отца Гамлет вовсе не уклоняется: безжалостен ко всем, кого
    считает виновным. Непреклонность, целостность, пластичность – черты подлинно
    героического характера, и как раз эти черты в Гамлете полностью
    отсутствуют. 1 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II –
    М., Рипод классик, 2001, стр.190; 2 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II –
    М., Рипод классик, 2001, стр.195; 3 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II –
    М., Рипод классик, 2001, стр.263. “Из жалости я должен быть жесток”1, – требует от самого себя Гамлет,
    когда обвинят свою мать в утрате женского достоинства. Бывает, что Гамлет теряет над собой контроль, становится невменяем
    и, подобно врачу, сам себе ставит диагноз: “Я наказан мучительным
    недугом”2. Лицо Гамлета – то холодная застывшая маска, то по нему скользят
    гримасы, улыбкой же оно никогда не озаряется. Саркастические, даже грубые каламбуры Гамлета унизительны для тех,
    кому они адресованы. Веселых, безобидных каламбуров от Гамлета ждать
    нечего. Притом он самобытен, “не дудка в пальцах у Фортуны”, из уст его не
    вылетают стертые, банальные, ходячие словечки, даже грубости его
    неповторимы. Гамлет последовательно осознает свою трагедию и ведет борьбу не
    вслепую, а отчетливо представляя себе, какой перед ним противник. Герой Шекспира дан крупным планом. Масштаб личности Гамлета
    возрастает оттого, что не одно созерцание всеобъемлющего зла характеризует
    героя, но также единоборство с порочным миром. Противники Гамлета, в свою очередь, не бездействуют, они принимают
    вызов. Их нельзя недооценивать. Они обусловили трагедию Гамлета. Они
    “расшатали” век. Они – конкретные носители порока, виновники беззаконий и
    разврата, в совокупности своей составляющие враждебный Гамлету мир зла. Они
    враждебны не только Гамлету. Гамлет, видно, не освобожден от суеверий, что, в частности,
    подтверждается его нежеланием убить 1 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II –
    М., Рипод классик, 2001, стр.220; 2 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II –
    М., Рипод классик, 2001, стр.264.
    Клавдия во время молитвы. Но было бы ошибкой искать религиозные мотивы в
    трагедии Гамлета. Гораздо ближе мы подойдем к истине, если сосредоточим
    свое внимание на другом. Жизнь стала такой невыносимой, что для умного,
    честного и бескорыстного Гамлета земное существование теряет смысл. Благодаря некоторым “отвлекающим” эпизодам углубляется образ Гамлета,
    его человечность становится не столь суровой, как в тех сценах, где он
    борется. Теплота души, вдохновение художника, рассчитывающего на
    взаимопонимание, – таковы те новые штрихи, которые появляются в портрете,
    когда Шекспир показывает Гамлета, беседующего с актерами. О целеустремленности Шекспира свидетельствует одна важная деталь в
    построении образа Гамлета. Принц датский после смерти отца имеет право на
    престол, он достиг совершеннолетия (правда, не совсем ясно сколько ему
    лет). Никакие ссылки на незрелость не могли бы оправдать узурпацию престола
    Клавдием. Но Гамлет ни разу не заявляет о своих правах, он не стремится
    сесть на трон. Включи Шекспир этот мотив в трагедию, она бы потеряла
    многое, прежде всего не столь отчетливо бы выявлялась социальная сущность
    борьбы Гамлета. Когда Горацио говорит об умершем монархе, что это “истый
    был король”1, Гамлет уточняет: “Он человек был, человек во всем”. Вот
    истинная мера всех вещей, высший критерий для Гамлета. Сколько границ в
    этом сложном образе? Он непримиримо враждебен к Клавдию. Он по-дружески расположен к
    актерам. Он грубоват в общении с Офелией. Он обходителен с Горацио. Он
    сомневается в себе. Он действует решительно и быстро. Он остроумен. Он
    умело владеет шпагой. Он боится божьей кары. Он богохульствует. Он 1Шекспир В. Пьесы, сонеты – М., Олимп, 2002, стр.398.
    обличает свою мать и любит ее. Он равнодушен к престолонаследию. Он с
    гордостью вспоминает отца-короля. Он много думает. Он не может и не хочет
    сдержать свою ненависть. Вся эта богатейшая гамма меняющихся красок
    воспроизводит величие человеческой личности, подчинена раскрытию трагедии
    человека. Трагедию о Гамлете все единогласно считают загадочной. Всем кажется,
    что она отличается от остальных трагедий самого Шекспира и других авторов
    прежде всего тем, что непременно вызывает некоторое непонимание и удивление
    зрителя. Трагедия может совершать невероятные эффекты с нашими чувствами,
    она заставляет их постоянно превращаться в противоположные, обманываться в
    своих ожиданиях, наталкиваться на противоречия, раздваиваться; и когда мы
    переживаем “Гамлета”, нам кажется, что мы пережили тысячи человеческих
    жизней в один вечер, и точно – мы успели почувствовать больше, чем в целые
    годы нашей обычной жизни. И когда мы вместе с героем начинаем чувствовать,
    что он более не принадлежит себе, что он делает не то, что он делать был
    бы должен, – тогда именно трагедия вступает в свою силу. Замечательно
    выражает это Гамлет, когда в письме к Офелии клянется ей в вечной любви до
    тех пор, пока “эта машина” принадлежит ему. Русские переводчики обыкновенно
    передают слово “машина” словом “тело”, не понимая, что в этом слове самая
    суть трагедии (в переводе Б. Пастернака: “Твой навеки, драгоценнейшая, пока
    цела эта машина”1). Самое ужасное в сознании эпохи было то, что перерождался объект ее
    самой глубокой веры – 1Шекспир В. Пьесы, сонеты – М., Олимп, 2002, стр.426.Человек. Вместе с этим сознанием приходила боязнь поступка, действия, ибо с
    каждым шагом человек все далее продвигался в глубь несовершенного мира,
    становился причастным его несовершенствам: «Так всех нас в трусов
    превращает мысль…” 1 Почему медлит Гамлет? Сакраментальный вопрос, на который отчасти уже
    дан ответ. Поэтому зададим другой: “А откуда нам известно, что он медлит?”
    Прежде всего, от Гамлета, казнящего, понукающего себя к действию. Завершая второй акт, Гамлет, наконец, произнесет нужное слово и как
    будто в нужном тоне – в монологе после сцены с актерами, согласившимися
    сыграть пред королем-узурпатором изобличающую его пьесу. Для полноты
    сходства событий, с убийством его отца Гамлет допишет несколько строк, и
    “мышеловка” будет готова. Договорившись об ее исполнении, Гамлет остается
    один, вспоминает актера, читавшего ему монолог, восхищен сыгранной тем
    страстью, хотя, казалось бы “что он Гекубе? Что ему Гекуба?”2. Но это –
    достойный пример для подражания ему, Гамлету, имеющему действительный повод
    потрясти небо и землю. Он же молчит, когда ему следует воскликнуть: “О
    мщенье! ”3 Гамлет вырвал, наконец, у себя это слово, чтобы тут же одуматься и
    одернуть себя: “Ну и осел я, нечего сказать”.
    Гамлет откровенно идет на разрыв с ролью трагического героя, не умея и, как
    оказывается, не желая выступить привычным публике героем-мстителем. 1 Шекспир В. Пьесы, сонеты – М., Олимп, 2002, стр. 447; 2 Шекспир В. Пьесы, сонеты – М., Олимп, 2002, стр. 443; 3 Шекспир В. Пьесы, сонеты – М., Олимп, 2002, стр. 443. Тем более что эту роль есть, кому сыграть. Показать ее в исполнении
    сможет актер, участвующий в “мышеловке”, а непосредственно воплотить –
    Лаэрт, Фортинбрас… Гамлет готов восхититься их решимостью, их чувством
    чести, но не может не ощущать бессмысленность их деяний: “Двух тысяч душ,
    десятков тысяч денег / Не жалко за какой-то сена клок!”1. Так Гамлет
    отзывается на поход Фортинбраса в Польшу. На этом героическом фоне отчетливее проступает бездеятельность самого
    Гамлета, диагноз которой ставят уже два столетия: слаб, нерешителен,
    подавлен обстоятельствами, наконец, болен. Иными словами, такова божественная справедливость, воплощенная
    мировым законом бытия, который может быть подорван: если кому-то причинено
    зло, значит, зло причинено всем, зло проникло в мир. В акте мщения
    восстанавливается гармония. Отказавшийся от мести выступает соучастником
    ее уничтожения. Таков закон, от которого дерзает отступить Гамлет. Шекспир и зрители его
    эпохи, безусловно, понимали, от чего он отступил в своей медлительности. И
    сам Гамлет хорошо знает роль мстителя, которую он никак на себя не примет. Гамлет знает, для чего он рожден, но найдет ли он силы исполнить свое
    предназначение? И вопрос этот относится не к его человеческим качествам:
    силен он или слаб, вял или решителен. Всей трагедией подразумевается
    вопрос не о том, каков Гамлет, а о том, каково его место в мире. Это
    предмет трудного раздумья, его смутных догадок. Гамлет выбрал мысль, сделавшись “первым рефлектирующим”, а через это
    – первым героем мировой литературы, пережившим трагедию 1 Шекспир В. Пьесы, сонеты – М., Олимп, 2002, стр. 487.
    отчуждения и одиночества, погруженным в самого себя и свои мысли. Катастрофично отчуждение Гамлета, нарастающее по ходу действия.
    Довершается его разрыв с прежде близкими людьми, с прежним собой, со всем
    миром представлений, в котором он жил, с прежней верой… Смерть отца
    потрясла его и породила подозрения. Поспешный брак матери положил начало
    его разочарованию в человеке и, особенно – в женщине, разрушил его
    собственную любовь. Любил ли Гамлет Офелию? Любила ли она его? Этот вопрос постоянно
    возникает при прочтении трагедии, но не имеет ответа в ее сюжете, в котором
    отношения героев не строятся как любовные. Они сказываются иными мотивами:
    отцовским запретом Офелии принимать сердечные излияния Гамлета и ее
    повиновением родительской воле; любовным отчаянием Гамлета, подсказанным
    его ролью сумасшедшего; подлинным безумием Офелии, сквозь которое словами
    песен прорываются воспоминания о том, что было, или о том, что не было
    между ними. Если любовь Офелии и Гамлета существует, то лишь прекрасная и
    невоплощенная возможность, намеченная до начала сюжета и уничтоженная в
    нем.

  7. 7
    Текст добавил: Чувство юмора

    Гамлет является одним из тех литературных персонажей, которые не перестают привлекать к себе внимание и критиков, и простых читателей. Гамлет, герой одноименной пьесы У. Шекспира, – это один из самых знаменитых и в то же время таинственных персонажей. Это очень сложный образ, окутанный множеством загадок. Ведь образ Гамлета и его печальная судьба заставляют нас задуматься о том, что такое зло, о том, как с ним бороться, о том, насколько несовершенен мир и т. д.
    Гамлет – это принц Датский. Когда-то он был счастливым юношей, у него была любящая семья, была любимая и верные друзья. Но с того момента, как умер отец жизнь Гамлета изменилась. Не успел он оправиться от первого происшествия, как случилось новое: мать Гамлета выходит замуж за брата своего умершего мужа, за Клавдия, который становится королем Дании.
    “Каким докучным, тусклым и ненужным,
    Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!” – восклицает Гамлет.
    Наконец, произошло событие, буквально изменившее все мировоззрение главного героя. Он встречает Призрак своего отца, и тот рассказывает сыну о том, что умер он от рук своего родного брата и просите его отомстить за себя. Мир Гамлета переворачивается.
    Душа Гамлета разрывается, раздваивается. Он открывает несовершенство мира. Сначала он считал, что человек может все, что ничто ему не под силу, что он – центр Вселенной. “Что за мастерское создание – человек!, – говорит Гамлет, – Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Краса вселенной! Венец всего живущего!”
    Теперь же собственная беспомощность, собственные метания разрушили прежнюю наивность главного героя. Он задается такими вопросами, как: стоит ли жить? Что такое смерть? Как бороться со злом? Что может человек вообще?
    В своем знаменитом монологе “Быть или не быть” Гамлет размышляет о том, “что благороднее”, подчинение и признание несовершенства мира или же борьба с ним, борьба с ним?
    Кто б стал терпеть судьбы насмешки и обиды,
    Гнет притеснителей, кичливость гордецов,
    Любви отвергнутой терзание, законов
    Медлительность, властей бесстыдство и презренье
    Когда бы сам все счеты мог покончить
    Каким-нибудь ножом?
    Эти проблемы – самые животрепещущие для Гамлета.
    Стоит ли жить? Или стоит “Уснуть! И видеть сны, быть может?” Но эти вопросы остаются без ответа. “Но довольно” – именно так заканчивается самый значительный монолог Гамлета, который оставляет для нас нераскрытым и таинственным весь образ Гамлета.
    На протяжении всей пьесы Гамлета мучают внутренние сомнения. С одной стороны, он считает, что человек может все, а с другой – собственные душевные муки пугают его. В конце пьесы он умирает от отравленного клинка, перед этим убив своего главного врага Клавдия. Но со смертью Гамлета, унесшего в могилу свои тайны, начинается его новая жизнь – он становится одним из самых знаменитых литературных героев.

  8. Гамлет является одним из тех литературных персонажей, которые не перестают привлекать к себе внимание и критиков, и простых читателей. Гамлет, герой одноименной пьесы У.Шекспира, – это один из самых знаменитых и в то же время таинственных персонажей. Это очень сложный образ, окутанный множеством загадок. Ведь образ Гамлета и его печальная судьба заставляют нас задуматься о том, что такое зло, о том, как с ним бороться, о том, насколько несовершенен мир и т.д.
    Гамлет – это принц Датский. Когда-то он был счастливым юношей, у него была любящая семья, была любимая и верные друзья. Но с того момента, как умер отец жизнь Гамлета изменилась. Не успел он оправиться от первого происшествия, как случилось новое: мать Гамлета выходит замуж за брата своего умершего мужа, за Клавдия, который становится королем Дании.
    «Каким докучным, тусклым и ненужным,
    Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!» – восклицает Гамлет.
    Наконец, произошло событие, буквально изменившее все мировоззрение главного героя. Он встречает Призрак своего отца, и тот рассказывает сыну о том, что умер он от рук своего родного брата и просите его отомстить за себя. Мир Гамлета переворачивается.
    Душа Гамлета разрывается, раздваивается. Он открывает несовершенство мира. Сначала он считал, что человек может все, что ничто ему не под силу, что он – центр Вселенной. «Что за мастерское создание – человек!, – говорит Гамлет, – Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Краса вселенной! Венец всего живущего!»
    Теперь же собственная беспомощность, собственные метания разрушили прежнюю наивность главного героя. Он задается такими вопросами, как: стоит ли жить? Что такое смерть? Как бороться со злом? Что может человек вообще?
    В своем знаменитом монологе «Быть или не быть» Гамлет размышляет о том, «что благороднее», подчинение и признание несовершенства мира или же борьба с ним, борьба с ним?
    Кто б стал терпеть судьбы насмешки и обиды,
    Гнет притеснителей, кичливость гордецов,
    Любви отвергнутой терзание, законов
    Медлительность, властей бесстыдство и презренье
    Когда бы сам все счеты мог покончить
    Каким-нибудь ножом?
    Эти проблемы – самые животрепещущие для Гамлета.
    Стоит ли жить? Или стоит «Уснуть! И видеть сны, быть может?» Но эти вопросы остаются без ответа. «Но довольно» – именно так заканчивается самый значительный монолог Гамлета, который оставляет для нас нераскрытым и таинственным весь образ Гамлета.
    На протяжении всей пьесы Гамлета мучают внутренние сомнения. С одной стороны, он считает, что человек может все, а с другой – собственные душевные муки пугают его. В конце пьесы он умирает от отравленного клинка, перед этим убив своего главного врага Клавдия. Но со смертью Гамлета, унесшего в могилу свои тайны, начинается его новая жизнь – он становится одним из самых знаменитых литературных героев.

  9. Гамлет является одним из тех литературных персонажей, которые не перестают привлекать к себе внимание и критиков, и простых читателей. Гамлет, герой одноименной пьесы У.Шекспира, – это один из самых знаменитых и в то же время таинственных персонажей. Это очень сложный образ, окутанный множеством загадок. Ведь образ Гамлета и его печальная судьба заставляют нас задуматься о том, что такое зло, о том, как с ним бороться, о том, насколько несовершенен мир и т.д.
    Гамлет – это принц Датский. Когда-то он был счастливым юношей, у него была любящая семья, была любимая и верные друзья. Но с того момента, как умер отец жизнь Гамлета изменилась. Не успел он оправиться от первого происшествия, как случилось новое: мать Гамлета выходит замуж за брата своего умершего мужа, за Клавдия, который становится королем Дании.
    «Каким докучным, тусклым и ненужным,
    Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!» – восклицает Гамлет.
    Наконец, произошло событие, буквально изменившее все мировоззрение главного героя. Он встречает Призрак своего отца, и тот рассказывает сыну о том, что умер он от рук своего родного брата и просите его отомстить за себя. Мир Гамлета переворачивается.
    Душа Гамлета разрывается, раздваивается. Он открывает несовершенство мира. Сначала он считал, что человек может все, что ничто ему не под силу, что он – центр Вселенной. «Что за мастерское создание – человек!, – говорит Гамлет, – Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Краса вселенной! Венец всего живущего!»
    Теперь же собственная беспомощность, собственные метания разрушили прежнюю наивность главного героя. Он задается такими вопросами, как: стоит ли жить? Что такое смерть? Как бороться со злом? Что может человек вообще?
    В своем знаменитом монологе «Быть или не быть» Гамлет размышляет о том, «что благороднее», подчинение и признание несовершенства мира или же борьба с ним, борьба с ним?
    Кто б стал терпеть судьбы насмешки и обиды,
    Гнет притеснителей, кичливость гордецов,
    Любви отвергнутой терзание, законов
    Медлительность, властей бесстыдство и презренье
    Когда бы сам все счеты мог покончить
    Каким-нибудь ножом?
    Эти проблемы – самые животрепещущие для Гамлета.
    Стоит ли жить? Или стоит «Уснуть! И видеть сны, быть может?» Но эти вопросы остаются без ответа. «Но довольно» – именно так заканчивается самый значительный монолог Гамлета, который оставляет для нас нераскрытым и таинственным весь образ Гамлета.
    На протяжении всей пьесы Гамлета мучают внутренние сомнения. С одной стороны, он считает, что человек может все, а с другой – собственные душевные муки пугают его. В конце пьесы он умирает от отравленного клинка, перед этим убив своего главного врага Клавдия. Но со смертью Гамлета, унесшего в могилу свои тайны, начинается его новая жизнь – он становится одним из самых знаменитых литературных героев.

  10. Главная
    Сочинения по литературе
    Художественный образ Гамлета – сочинение
    (по трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет»)
    В трагедии «Гамлет» (1601) Уильям Шекспир, переработав сюжет средневековой легенды и старой английской пьесы о принце Амлете, с наибольшей глубиной отобразил трагедию гуманизма в современном ему миру. Гамлет, принц датский, – прекрасный образ гуманиста, который столкнулся с миром, вражеским к
    гуманизму. Коварное убийство его отца раскрывает перед сыном зло, которое властвует в стране. Обязанность отомстить за убийство отца для Гамлета – не обычная, кровная месть. Она вырастает для него в общественный долг борьбы за правое дело, в большую и трудную историческую задачу.
    Свихнулось время наше.
    Мой талант проклятый,
    Что я тот вывих должен исправлять!
    Однако в этой борьбе Гамлет медлит, порой жестоко упрекая себя за бездеятельность. Иногда высказывается мысль, что Гамлет есть слабохарактерным от природы человеком, мыслителем и наблюдателем, не способным к решительным действиям. Но это не так.
    В героической трагедии показана и могущественная сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он тяжело переживает гибель отца, и позорный брак матери. Гамлет любит Офелию, но не находит с ней счастье. Его жестокость и обидные слова в обращении с девушкой свидетельствуют о силе любви и разочаровании.
    Гамлет отличается благородством и выходит из высоких гуманистических представлений о человеке. Именно отсюда вытекает его колоссальное озлобление, когда он сталкивается с окружающим его миром вранья и преступности, коварности и кощунства.
    Гамлет способен на большую и верную дружбу. В своих отношениях он чужд феодальным предубеждением, людей он ценит за личные качества, а не за положение, которое они занимают. Единым его близким другом оказывается студент Горацио. Пренебрегая царедворцев, Гамлет дружелюбно встречает людей искусства – актеров. Его любит народ, о чем с тревогой говорит король.
    Гамлет – человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение больших общих явлений. Но не сама по себе способность к раздумьям задерживает его действия в борьбе, а те пессимистические выводы, к которым он приходит в результате раздумываний над всем окружающим. События, которые происходят при дворе, приводят Гамлета к обобщающим выводам относительно человека и мира вообще. Если в мире возможное такое зло, если в нем гибнут честность, любовь, дружба, достоинство человека, тогда в самом деле «время свихнулось». Мир воображается Гамлету или огородом, где изобилуют сорняки, или тюрьмой, хорошо благоустроенной, с казематами, камерами и подземельями. Гамлет называет мир «буйным садом», что плодит лишь дикое и лихое семя. Он заявляет своим товарищам, которые приезжают, что «Быть или не быть» Гамлет высказывает сомнения относительно ценности самой жизни. Пересчитывая разнообразные беды человека, он изображает обычаи общества. Бедность он воспринимает как невыносимо трудную для человека, ведь ей приходится терпеть
    … бичи и поруганье времени
    Итак, Гамлет поражен не только преступностью Клавдия, а и всей системой чуждых ему принципов жизни и моральных понятий. Герой знает, что не может ограничиться лишь местью, так как убийство Клавдия не изменит мира. Гамлет не отказывается от мести, но вместе из тем сознает, что задача его намного шире – противодействовать злу вообще.
    Величие задачи и объективная неосуществимость ее предопределяют чрезвычайную сложность внутренней жизни и действий Гамлета. В жизни «бесчестной игры», «опутанной сетями подлости», ему тяжело определить собственное место и изыскать реальные средства борьбы. Масштабы зла угнетают Гамлета, вызывают у него разочарование, осознание мизерности своих сил. Человек и мир воспринимаются не такими, какими они ему казались раньше.
    Таким образом, Гамлет сталкивается не со случайным преступлением, не с единичным врагом, а с целым вражеским обществом. И именно потому, что его дальновидная философская мысль раскрывает перед ним законы этого общества, он ощущает свое бессилие в борьбе против зла.
    Содержание трагедии «Гамлет» навеяно общественными условиями Англии того времени, но значение ее выходит далеко за границы одной страны и одного исторического периода. Показанная в ней картина угнетения и лжи, в частности тирании, оказалась верной на длительное время. Отсюда незатухающий на протяжении столетий интерес к Гамлету, благородному и одинокому борцу против зла и несправедливости.

  11. В подлиннике слову «вельможа» соответствует (courtier) придворный. Чтобы понять смысл этого определения, надо отвлечься от обычного понятия, связанного с этим словом, — человек, служащий при дворе царственных лиц. Одним из важнейших теоретических документов итальянского гуманизма было сочинение Бальдассаро Кастильоне «Придворный» (1528). В нем в форме диалога обсуждаются качества, необходимые идеальному дворянину. Он должен быть всесторонне развитым человеком, способным проявить себя наилучшим образом в любом виде жизнедеятельности. Книга Кастильоне стала своего рода библией европейского гуманизма. В 1561 году Томас Хоби перевел ее, и английские гуманисты приняли изложенный там кодекс правил поведения как закон, которому должен следовать каждый, кто хочет достигнуть вершин человеческой культуры. Именно в этом смысле Офелия и называет Гамлета «придворным».
    Она называет его также воином (soldier). Как истинный «придворный», Гамлет владеет и мечом. Он опытный фехтовальщик, постоянно упражняется в этом искусстве и демонстрирует его в роковом поединке, завершающем трагедию.
    Слово «ученый» (scholar) здесь означает высокообразованного человека, а не научного деятеля.
    В Гамлете также видели человека, способного управлять государством, недаром он — «цвет и надежда радостной державы». Благодаря его высокой культуре, от него многого ожидали, когда он унаследует престол.
    Все внутренние совершенства Гамлета отражались и в его внешнем облике, обхождении, изяществе поведения.
    Таким виделся Гамлет Офелии до того, как в нем произошла разительная перемена. Речь любящей женщины является вместе с тем и объективной характеристикой Гамлета. В общении с нею, однако, он этих качеств на протяжении трагедии уже не проявляет. Поэтому она видит лишь утрату их принцем: «пал, пал, до конца» (III, 1, 162). Но таким Гамлет остается в сущности и тогда, когда стал представляться сумасшедшим.
    Шутливые беседы с Розенкранцем и Гильденстерном дают понятие о присущей Гамлету светскости. Его интерес к театру отражает пристрастие к искусству. Россыпи мысли, наполняющие речи принца, говорят о его уме, наблюдательности, умении остро сформулировать мысль. Боевой дух он проявляет в столкновении с пиратами.
    А как можем мы судить, насколько права Офелия, утверждая, что в нем видели надежду для всей Дании получить мудрого и справедливого монарха? Для этого достаточно вспомнить ту часть монолога «Быть иль не быть», где Гамлет осуждает «судей медливость, заносчивость властей и оскорбленья, чинимые безропотной заслуге» (III, 1, 72—74). В числе бедствий жизни он называет не просто «гнев сильного», а несправедливость угнетателя (oppressor’s wrong), под «насмешкой гордеца» подразумевается высокомерие знати по отношению к простым людям.
    Гамлет изображен последователем принципов гуманизма. Как сын своего отца, он должен отомстить его убийце и полон ненависти к Клавдию. Более того, как человек широкомыслящий, Гамлет сознает, что Клавдий не только сам злодей, но и рассадник зла в стране. Он совратил не только мать принца, но и всех вокруг, заставлял служить ему, вовлекая в общую пучину зла. Это изображено в трагедии весьма наглядно. Пособниками Клавдия становятся Полоний, Розенкранц и Гильденстерн, Лаэрт и даже Офелия.
    В сознании Гамлета возникает глубочайшее противоречие. Отомстить за отца его священный долг, уничтожить Клавдия необходимо, ибо он сеет повсюду зло. Но осуществить стоящую перед ним задачу Гамлет может только убийством, то есть должен совершить то самое зло, которое вызвало его глубокое возмущение.
    За этим противоречием кроется другое. Будь зло воплощено в одном Клавдии, решение задачи было бы просто. Но Гамлет видит, что злу подвержены и другие люди. Ради кого очищать мир от зла? Ради Гертруды, Полония, Розенкранца, Гильденстерна, Озрика?
    Вот противоречия, гнетущие сознание Гамлета.
    Мы видели, он ведет борьбу, морально уничтожает тех, кто предает человеческое достоинство, наконец, пускает в ход и оружие. Гамлет хотел бы исправить мир, но не знает как! Он сознает, что простым кинжалом, убив себя, не уничтожишь зла. А можно ли его уничтожить, убив другого?
    Известно, что одним из кардинальных вопросов гамлетовской критики является медлительность принца. Из произведенного нами анализа поведения Гамлета нельзя вывести, что он медлит, ибо, так или иначе, он действует все время. Подлинная проблема состоит не в том, почему медлит Гамлет, а в том, чего он может добиться, действуя. Не просто осуществить задачу личной мести, а вправить вывихнувшийся сустав Времени (I, 5, 189—190). Гамлет не лжет, когда восклицает:
    Зачем живу, твердя: «Так надо сделать»,
    Раз есть причина, воля, мощь и средства
    Чтоб это сделать.
    Он смел, без страха бросается на призыв Призрака и следует за ним, вопреки опасливым предупреждениям Горацио. Разве не чувствуется сила его духа в словах:
    И это тело в каждой малой жилке
    Полно отваги, как Немейский лев.
    Гамлет способен быстро принимать решения и действовать, как тогда, когда он услышал за занавесом крик Полония.
    Хотя мысли о смерти часто волнуют Гамлета, он ее не боится: «Мне жизнь моя дешевле, чем булавка. » (I, 4, 65).
    Это сказано в начале трагедии и повторено незадолго до ее конца: «его не страшат предвестия ; не все ли равно — расстаться рано? Пусть будет» (V, 2, 230, 234—235). А еще раньше, отправив Розенкранца и Гильденстерна на верную смерть, Гамлет с горькой иронией замечает: «Жизнь человека — это молвить: «Раз» (V, 2, 74). Вывод подсказан всем предшествующим опытом героя.
    Copyright © Уильям Шекспир — материалы о жизни и творчестве 2005—2017.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  12. Портфолио: Представьте, что вы видели одного из монстров в тексте(Лохнесское чудовище ,Кракен,Етти). За пять минут сделайте запись в дневнике о том дне, когда вы его увидели. Напишите, где вы были, и что вы делали, что именно в…
    Выполни действия 9дм-6см+1дм
    8м-7дм-3дм
    1дм7см-8см+5см
    2м3дм+7дм+4м
    ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ НАЧ.ШКОЛЫ!!!
    Колобок,находившийся от преследовавшей его Лисы на расстоянии 820 м.,спасался бегством,катаясь по прямой грунтовой дороге к лесу со скоростью 60м/мин. Через три четверти часа в лесу станет с…
    Помогите решить
    Задача на множества,решается с помощью кругов Эйлера Венна!
    В течение недели были фильмы А,В,С. Каждый из 40 школьников видел либо все 3 фильма,либо 1 из 3. А-13, В-16, С-19. Сколько школьников посмотрели толь…
    сочинение на тему “что значит идти дорогой чести” аргументы из Мертвых душ,Гоголь
    какое из перечисленных ниже движений можно считать равномерным, 1 задание
    Ребят очень срочно!!!
    Записати словами
    До 658973+60 дорівнює 659033
    Від 154269-16 дорівнює 1542353
    до десятков округлите 735;897
    График линейной функции y=kx+3 проходит через точку (-1;4). Найти k
    напишите уравнения возможных реакций гидроксида цинка со следующими веществами: KOH, Li2O, NaCI, HCI, K2SO4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *