М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.
Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода “На день восшествия Елизаветы Петровны”. Ломоносов начинает ее с прославления мира:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Благословенный край рисует нам автор, и эта благодать была принесена в Россию царствованием Елизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде, прекратились.
Когда на трон она вступила,
Как Высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Славные дела Елизаветы, наводят автора на мысль о другом великом правителе – Петре I. Ломоносов восхищается этим великим человеком столько сделавшим для России:
Послал в Россию человека,
Каков не слыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчану,
Россию, варварству попрану,
С собой возвысил до небес.
Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.
Ода “На день восшествия Елизаветы Петровны” не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:
…Божественны науки
Чрез горы, реки и моря,
В Россию простирали руки…
Автор говорит в оде о красоте и величии своей родины, недра которой хранят неисчерпаемые богатства:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих!
Дерзайте, ныне ободрены,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, “каких зовет от стран чужих!”. Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде, –
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и на едине,
В покое сладки и в труде.
Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.
Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.
В XVIII в. Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории — Российская империя стала мировой державой. Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Европы. Выполнить эту гигантскую задачу — развивать отечественную промышленность, просвещение, науку, культуру — мог только великий народ.
Одним из таких гигантов из народа стал Михаил Васильевич Ломоносов, крестьянский сын, затем прилежный ученик и наконец первый русский академик.
Ломоносов родился в семье крестьянина в Архангельской губернии вблизи Холмогор. Беломорский Север не знал крепостного права, и крестьяне имели больше возможностей проявить свои таланты. Хотя в то время там и не было школ, но книги у поморов пользовались большим уважением, да и грамотных людей было немало. У одного из них Ломоносов и выучился грамоте. Однако этого показалось пытливому юноше мало: его жажда знаний не находила удовлетворения в родных местах и, добыв с помощью земляков паспорт, он ушел в Москву.
В Москве, выдав себя за дворянского сына, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему было в ту зиму 19 лет.
Годы учения в академии были не только годами нужды, лишений и унижений, но и временем постижения азов наук, временем радостного предчувствия своих возможностей и открытий в науке.
Через пять лет в числе лучших учеников Ломоносова направили в Германию для изучения горного дела и химии. Здесь он встретил свою любовь, здесь из почтительного ученика стал ученым, во многом превзошедшим своих прославленных учителей.
За границей наряду с физикой и химией Ломоносов занимался изучением иностранных языков. Его также интересовала теория литературы и вопросы стихосложения.
В 1741 г. Ломоносов возвращается на родину. Он был причислен к Академии наук, а в 1745 г. стал профессором химии. Терпя недостаток в средствах, работая в тяжелых условиях, Ломоносов делает ряд великих открытий в области физики и химии. Астрономия, география, история, поэзия — и здесь Ломоносов был первым и лучшим в России.
В 1755 г. благодаря подвижнической деятельности Ломоносова в Москве был открыт первый русский университет. Многие русские ученые, обогатившие открытиями мировую и русскую науку, называли себя его учениками.
Ломоносов считал, что высшая радость и предназначение ученого и писателя — трудиться для пользы общества. Государственные потребности, долг перед отечеством должны преобладать над частными, личными чувствами и интересами.
Это понимание предназначения писателя Ломоносов развивает в “Разговоре с Анакреоном”. Анакреон — древнегреческий поэт, который славился как певец личных радостей и утех:
Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть.
Так в передаче Ломоносова говорит о своем призвании и понимании целей поэзии и поэта Анакреон. Ломоносов же отвечает в воображаемом диалоге с древнегреческим поэтом так:
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум;
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.
Поэзия Ломоносова при всем ее высоком общественном звучании носила односторонний характер. Но это был выбор великого ученого — прославлять науку и тех, кто способствует ее развитию:
Науки юношей питают,
отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут.
Главная мысль од Ломоносова, которые он по обязанности академического стихотворца должен был посвящать царям и царицам, — прославление науки, России и призыв к труду на благо родины. Примером человека, который посвятил себя России и стал ее славой, по глубочайшему убеждению Ломоносова, был Петр I:
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
И сам Ломоносов был человеком, который всей своей жизнью “Россию… возвысил до небес”.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 105
Сочинение-рассуждение
« Век XIII и век нынешний »
выполнила: ученица 9 «Б» класса
Канатбек кызы Айданек
учитель: Бойченко Нелли Васильевна
Ростов-на-Дону
2011
1
Век нынешний и век 18-й… Какие проблемы объединяют эти века? На этот вопрос нам могут дать ответы не только исторические события, но, главным образом, произведения, написанные на злободневные проблемы своего времени. Произведения 18-го века ратуют за просвещение России. М.В.Ломоносов, Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин восхищаются своим веком, который перевернул мировоззрение людей. Следуя традициям русского классицизма, они развивают патриотическую идею служения Родине, пропагандируют высокие нравственные принципы гражданского долга. Не думаю, что это все в настоящее время является неактуальным.
Просвещение России – проблема века 18-го и, к сожалению, нынешнего. Все твердят о том, что образование – двигатель современности, тот шаг, который всегда необходим обществу, чтобы отличаться от прошлых времен. М.В. Ломоносов ? величайший человек своего времени. Его заслуги перед Отечеством велики. Его гениальность очевидна. Он ученый, мыслитель, поэт. В своей торжественной оде «На день восшествия Елизаветы Петровны», которая принадлежит к числу лучших од Ломоносова, славит Петра I как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за распространение наук. Автору хочется, чтобы Елизавета была достойная дочь великого отца, такая же покровительница науки и искусства. Восхищаясь преобразованиями Петра I, автор с радостью пишет:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут..
Так в чем же видел великий ученый питательную силу науки? Почему, по его мнению, наука украшает человека и бережет от всяких невзгод? С одной стороны, образованный человек, конечно же, интересен не только в беседе, общении, но и в
2
жизни. Он может рассказать или сообщить что-то увлекательное, сформулировать вопрос, на который интересно найти ответ, и многое другое. Этот человек наполняет свою жизнь “украшением” того, чем увлекается, что поистине ему интересно. Ведь он сам становится интересен своими познаниями из области какой-либо науки и нужен не только своей семье, но еще и обществу. Быть знаменитым, я думаю, красиво, а получить Нобелевскую премию за исследования в области науки ? гениально…
А как же в настоящее время относятся к образованию люди, которые принадлежат к “старому поколению”. Уверена, что не так, как госпожа Простакова в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”, которая утверждала, что все “беды от учения”. Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок стал в жизни кем-то значимым, нужным и даже известным. Думаю, что в настоящее время нет таких людей, которые бы хвалились тем, что в их роду сроду не было грамотеев, как это звучит из уст Скотинина и Простоковой. Необразованным быть сейчас не модно. Государство предоставило нам возможность получать образование. Школы, вечерние школы, лицеи, гимназии, университеты … век 18-ый может позавидовать веку нынешнему. Но почему-то часто слышим слова, что не хватает современной России умных людей, квалифицированных кадров.
Но есть и нота оптимизма, наш 21 век отделяет от 18 века прогресс мысли, революционный переворот во многих областях науки. Да, есть у нас и Митрофанушки, которые с “успехом” получают образование, а также Гриневы,
готовые служить своему Отечеству.
В современном обществе без элементарных понятий из области физики, химии, биологии и других наук вряд ли можно обойтись. Наука нас окружает повсюду, и мы не вправе игнорировать ее. Образованный человек намного защищен в нашей жизни, так как осведомлен. Неприятно слышать, когда некоторые говорят о том, что им не нужны в жизни такие науки как физика, химия, так как они будут
3
финансистами. Но они же не будут всю свою жизнь только перебирать бумаги и составлять счета.
Поистине, прозорливы слова великого деятеля М.В.Ломоносова, который прекрасно определил роль научных знаний в жизни человека. То, что торжественно восхвалялось в 18 веке, в 21 столетии не только уместно, но и актуально.
Науки юношей питают
Электронное письмо, сохраненное на почтовом сервере. Отправитель: K.A.I. 13 май, Получатель: Кэр Лаэда.
Ку!
Ты не повершись, что было вчера ночью! Хотя ты-то может как раз- таки и поверишь.
Дело было примерно так. Вчера в два часа ночи я сидел за компьютером. Как обычно ,параллельно занимался алгеброй, русским, решал супрефикс (помнишь, я тебе рассказывал об этой задаче), читал Пратчетта и просматривал отправленный тобой текст.В общем устал. Посмотрел на часы, гляжу – два часа и две минуты ночи. «Симметрия”, – хмыкнул про себя, помассировал виски.
Неожиданно раздался тихий звук: “Пуффф”, – и на столе появился небольшой конверт. Черт его знает, откуда он свалился. Просто бам-с и он здесь. Я осторожно взял его в руки.
Это был лист плотной бумаги, чуть побольше A4 свернутый прямоугольником и скреплённый печатью. Впрочем, явно не сургучной, кто-то просто капнул на конверт воском и нацарапал иголкой: “K.A.I.”. Думаю, на этом месте ты уже помираешь от смеха. Ладно уж, кушай, не обляпайся.
“Ну всё, пора лечиться”, – подумал я, и , думаю ,тут ты со мной согласен.
Сломав печать, развернул письмо. Почерк был просто отвратительный. Помнишь, я отсылал тебе сканы своих письменных работ? Так вот там было ещё хуже.
В письме было написано следующее:
“Здравствуй, друг. Гм… никогда не умел писать вступления, ну да ладно.
Пишу тебе из две тысячи пятьдесят третьего года, зовут меня Косынкин Илья, и угадай с трёх раз, кто я такой. Уже догадался или надо разжевать? Впрочем, надеюсь, я не был так уж туп в твоём возрасте.
Если говорить честно, я совсем отвык писать рукой, а не стучать по клавишам, но случай особый, я решил сделать исключение.
Опять сбился в лирику. Чёрт, перехожу к сути.
Я думаю, что тебе будет очень интересно узнать, что у нас здесь творится , почему я тебе пишу. Ничего определённого тебе сказать не могу, ибо всё так же вреден. Впрочем, думаю, ты поймёшь мои истинные мотивы. Но вот обрисовать ситуацию в общих чертах могу.
Итак, лет примерно через десять Россия, наконец-таки, начнёт производить высокие технологии. Не могу сказать, что всё будет так уж гладко, но тем не менее.
И в связи с этим хочу тебе сказать: учись, зубри, потом, ох ,как пригодится! Сейчас специалистов, молодых, одаренных, показавших себя в исследовательских работах , научных проектах, олимпиадах и конкурсах, с руками отрывают. А у тебя есть прекрасная возможность проявить себя еще в школе. Берись смело за все, пробуй свои возможности, не отступай перед трудностями. Поверь моему опыту : в жизни пригодится все. Только знания откроют тебе дорогу в будущее.
Как там у Ломоносова? « Науки юношей питают»? Так вот напиши эту фразу на бумажке и приклей на лоб, чтобы не забыть.
Образование – вот золотой ключ к нормальному будущему. Да я понимаю, что тяжело, и да половина из того, что ты учишь, по большому счёту тебе позже не пригодится. Но знать это надо, не только из материалистических соображений (таких как сдача экзаменов, например), а и просто так. Есть вещи, без знания которых нормальным человеком- то себя считать нельзя. На своём жизненном пути я повстречал немало ур… людей подобного склада.
Сильно подозреваю, что моё письмо кажется тебе полным бредом. БББ, потоки сознания. Твоё право, но мысли, изложенные здесь, тебе повторит любой более-менее взрослый и здравомыслящий человек. Скорее всего, в менее доходчивой форме, но тем не менее.
Если не ошибаюсь, ты сейчас в десятом классе. Так вот не надейся, что в следующем году всё выучишь. Не выйдет. В одиннадцатом так запрягут, что взвоешь.
У тебя около трёх месяцев летних каникул, используй их с умом. Дочитай наконец Розенталя! Поучаствуй в турнирах. И займись своими идеями, в институте пригодится. Что сработает, а что нет, говорить не буду, дабы не портить тебе удовольствие от узнавания всего этого на собственной шкуре (злоба моя всё-таки не знает границ).
Следующий бесплатный совет. Не полагайся во всём на свою память. Развивать её, конечно, надо, но она не настолько железная, чтобы хранить всю необходимую информацию. Записывай всё действительно важное. Свои идеи, например. Я сейчас уже половину вспомнить не могу. Конечно, чего-чего, а этого добра у меня полно, но всё равно обидно. Вроде помнил-помнил, тридцать лет помнил, и вот, когда уже можешь всё реализовать – забыл.
Далее. Твоя следующая остановка – институт. Куда поступишь ,говорить не стану, но если ты действительно займёшься образованием и не только домашним, но и в школе (да-да), то твои шансы поступить в Санкт-Петербург резко возрастут. Поверь мне, акции этого университета и сейчас котируются крайне высоко, а в твоё время это, практически, единственный вуз, котирующийся на международной арене. Его диплом, да ещё и красный – пропуск в “и жил он долго и счастливо”.
Но я обещал обрисовать общую картинку. Итак, после резкого увеличения высокотехнологичных производств поднялся спрос на специалистов внутри страны. Именно поэтому советую после окончания университета, ну и после армии, естественно, отучиться на техническую специальность заочно. Поверь, будет такая нехватка кадров, что даже с заочным образованием без работы не останешься, если что.
Обещать, что всё будет просто ,не могу. Какое-то время тебя будет бросать и кидать по жизни. Не переживай, полагайся на свои знания и аналитические способности. Об интуиции лучше сразу забудь, у тебя её нет. Не тот склад ума. Доверяй людям больше, но меньше, если ты понимаешь, о чём я.
Ну, а теперь о днях сегодняшних. Сейчас я занимаюсь любимым делом. Программирую, стало быть. Иногда занимаюсь физикой и математикой, скажем так, в прикладных целях, но больше для удовольствия. Недавно корпорация, в которой я работаю, создала машину времени, которой я, собственно говоря, и воспользовался. Пока это прототип, и даже на отправку этого листочка ушла просто уйма энергии. Но мы её ещё доработаем. Думаю, ты спросишь, почему мне дали ей воспользоваться. Скажем так, в компании я на хорошем счету. Большего сказать не могу, чтобы не обнадёжить раньше времени.
Пожалуй, пора заканчивать. Если честно рука устала. Пока или до встречи.
Искренне твой
Ты
P.S.
«Супрефикс лучше перепиши заново. В том, что ты сейчас там наворотил, ты не разберёшься”.
Дочитав письмо, я задумчиво повертел его то так, то эдак и положил обратно на стол.
“Всё ,в Кащенку, к родным пенатам”, – подумал я и лёг спать.
Науки юношей питают…
образование научный семинар
Менее двух лет прошло со дня трёхсотлетнего юбилея великого учёного и основателя русской науки. Так долго в истории нашей страны, со времён императрицы Елизаветы Петровны и вплоть до начала перестройки, никто в нашей стране не сомневался в истинности слов Михаила Васильевича Ломоносова, цитируемых в эпиграфе. Что же случилось за два последних десятилетия, почему слова отца русской науки сегодня звучат насмешкой? Или изменились за это короткое время люди в Российском государстве и уже не может «собственных Платонов и быстрых разума Невтонов Российская земля рождать»? Автор данной статьи берёт на себя смелость попытаться проанализировать весьма сложную ситуацию, сложившуюся в нашей стране с образованием, с позиции преподавателя лесохозяйственного факультета Московского государственного университета леса.
Начну с того, что при кафедре селекции, генетики и дендрологии МГУЛа был организован межинститутский постоянно действующий научный семинар. Создание такого семинара дало возможность увлечённым наукой преподавателям, аспирантам и научным сотрудникам нашего университета и других учебных и научных учреждений поделиться своими мыслями и научными достижениями, обсудить их и в случае необходимости получить квалифицированные советы. В отличие от большинства научных съездов и конференций, на которых и доклады, и их обсуждение всегда бывают строго ограниченными временем, мы на своих семинарах такие ограничения исключили.
апреля 2013 года, состоялось 77-ое заседание этого постоянно действующего межинститутского семинара, который при его учреждении был назван «Продукционный процесс и структура деревьев, древесин и древостоев». Название звучит не лучшим образом, но существу рассматриваемых вопросов оно вполне соответствует. Первое же заседание семинара состоялось 4 февраля 2006 года в помещении и на базе бывшей лаборатории анатомии и цитологии древесных растений, принадлежавшей раньше кафедре селекции, генетики и дендрологии МГУЛа, а в последствии ставшей межфакультетской. К настоящему времени семинар действует уже более семи лет, а вот анатомо-цитологической лаборатории университет за это время лишился, и нет пока предпосылок тому, что она в ближайшее время возродится – помещение для неё остаётся не подготовленным. А ведь лаборатория имела славное прошлое. На базе проводившихся в ней научных исследований, возглавлявшихся в своё время профессором А.Я. Любавской, разработаны методы отбора и искусственного разведения карельской берёзы и других лесных древесных растений с декоративной древесиной. На материалах, полученных в этой лаборатории защищены четыре докторские и более десятка кандидатских диссертаций. В лаборатории работали и готовили к защите дипломные работы и дипломные проекты интересующиеся наукой студенты.
Постоянно действующий семинар, благодаря лаборатории располагая хорошей приборной базой, предоставлял учёным, аспирантам и студентам возможность воспользоваться уникальным набором дорогих импортных научных инструментов и приборов. Кстати сказать, упоминаемое лабораторное оборудование усилиями некоторых участников семинара досталось университету совершенно бесплатно. В настоящее время оно приходит в негодность на складе, не приспособленном для хранения подобной аппаратуры. Положение с обсуждаемой в данном случае анатомо-цитологической лабораторией, может быть и является мелкой частностью, однако смотрится оно печальным резонансом с общей тенденцией в современной вузовской науке.
Естественное желание противодействовать катастрофически ухудшающемуся в стране положению дел в области науки и образования, может быть, в какой-то степени интуитивно, и подсказало замысел организовать постоянно действующий научный семинар. В относительно законченном виде эта идея была высказана в частной беседе и принадлежала бывшему заведующему кафедрой селекции, генетики и дендрологии Геннадию Анатольевичу Курносову. Участники этой частной беседы: кроме Г.А. Курносова, доцент кафедры лесоводства П.Г. Мельник, доцент кафедры ботаники Д.Е. Румянцев и автор данной статьи идею поддержали и, посовещавшись с М.Г. Романовским, который в то время исполнял обязанности директора Института лесоведения РАН, претворили её в жизнь.
Сначала предполагалось, что участвовать в семинаре будут в основном учёные, однако в дальнейшем стало ясным, что к участию в заседаниях семинара следует привлекать и студентов. Заложенные в самом начале и по сей день сохранившиеся организационные принципы семинара остаются следующими: 1) на семинарах могут заслушиваться доклады, касающиеся лесоведения, лесной селекции и генетики, лесной таксации, лесных культур, почвоведения, лесозащиты, строения и функций лесных растений, ботанического древесиноведения; 2) регламент заседаний не ограничивает длительности докладов и времени их обсуждения; 3) присутствовать и выступать на заседаниях семинара могут все желающие; 4) заседания проводятся по субботам и начинаются в 12 часов дня, дата очередного заседания определяется коллегиально; 5) тексты докладов после их оценки постоянными участниками семинара могут быть опубликованы на страницах «Лесного вестника» при согласовании с редакцией данного журнала; 6) соруководителями семинара с согласия его постоянных участников стали: от МГУЛа – профессор В.В. Коровин, от ИЛ РАН – доктор биологических наук М.Г. Романовский.
Первые заседания проходили в узком кругу, так как о семинаре мало кто знал, в дальнейшем посещаемость увеличилась. Максимальное число участников семинара было на 50-ом юбилейном заседании, тогда число присутствующих было более тридцати. О полезности и успешности семинара можно судить по возрастающей представительности его участников. На заседаниях в разное время и с различной частотой присутствовали и выступали с докладами, не считая сотрудников МГУЛа, учёные и преподаватели таких учебных и научных организаций, как Институт лесоведения РАН, который по существу является соучредителем семинара, Главный ботанический сад РАН, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт глобального климата и экологии Росгидрометцентра и РАН, Институт биохимии им. А.Н. Баха РАН, Институт биологии УФ РАН, г. Сыктывкар; Институт леса Карельского филиала РАН, г. Петрозаводск; Институт леса РАН, г. Красноярск; Лесотехническая Академия, г. Воронеж; Брянский технологический университет; Институт физики твердого тела, г. Черноголовка; Музей землеведения МГУ; кафедра географии почв МГУ им. М.В. Ломоносова; Институт общей генетики РАН; Институт физиологии растений РАН и ряд других научных и учебных организаций из разных городов нашей страны, в том числе и из весьма отдалённых, например, из Красноярска, Хабаровска, Уссурийска. С докладами выступали и иностранные гости из Сельскохозяйственной академии, г. Горган Исламской республики Иран, из Шведского университета сельскохозяйственных наук, г. Скиннскаттеберг, из Латвийского государственного института химии древесины. Заочное участие в работе семинара в форме присланных статей принимали учёные из многих научных и учебных заведений, в том числе и из других, не упоминавшихся выше, городов России.
Материалы семинаров были опубликованы сначала в виде коллективной монографии с названием, повторявшим название семинара. Монография была депонирована в ВИНИТИ. Затем три года подряд нам удавалось выпускать отдельные номера журнала «Лесной вестник», целиком посвящённые публикации докладов на нашем семинаре. Впоследствии статьи по материалам докладов, сделанных на семинаре, включали в очередные номера названного журнала.
Анализ научных работ, результаты которых были доложены и детально обсуждены в течение семи лет работы семинара, показывает, что общее направление большинства исследований можно назвать лесоведческим или биогеоценологическим. Это вполне естественно и ожидаемо. Множество работ было посвящено разработке частностей биогеоценологии, но были и теоретические, обобщающие основные положения этой сложной и многогранной лесной науки. Наиболее интересные доклады этого направления были представлены учёными Института лесоведения РАН д.б.н. М.Г. Романовским и А.В. Абатуровым. Как одно из ярких следует отметить выступление заведующего лабораторией популяционной генетики, д.б.н., Д.В. Политова с сотрудниками из Института общей генетики РАН, их исследование было посвящено популяционной и эволюционной генетике кедровых сосен. Оригинальными по направлению исследований и интересными по результатам были работы по строению древесины, проведённые сотрудником кафедры селекции, генетики и дендрологии П.А. Аксёновым. Серьёзным вкладом в разработку одного из современных направлений теории эволюции были доклады, с которыми периодически выступает на семинарах заведующий той же кафедры В.А. Брынцев. Заметным развитием дендрохронологии являются труды участника семинаров Д.Е. Румянцева, кафедра ботаники. Перечень изложенных на заседаниях семинара, заслуживающих внимания и одобрения научных работ, можно продолжать очень долго. Основным же докладчиком, демонстрирующим выдающуюся научную эрудицию и активность в проведении семинаров, вне всякого сомнения, является М.Г. Романовский, выступления которого вызывают особенный интерес у участников заседаний.
Считаю необходимым отметить важную роль постоянно действующего семинара и в апробации подготовленных или находящихся в той или иной степени готовности кандидатских и докторских диссертаций. Периодически обсуждаются на семинарах и подготовленные к защите дипломные работы студентов.
Начиная с третьего заседания, среди участников семинара стали появляться студенты, правда, их посещения так и не стали массовыми, не смотря на активную пропаганду семинара. В большинстве случаев студентов приводили с собой старшие участники семинара – руководители студенческих дипломных работ. И опять-таки, в большинстве случаев этими руководителями оказывались те же инициаторы создания нашего семинара – доценты нашего университета П.Г. Мельник и Д.Е. Румянцев. Что же касается П.Г. Мельника, то его вклад в организацию студенческой научной деятельности до настоящего времени так и остался недооценённым, невзирая на яркие и совершенно очевидные положительные результаты. Достаточно даже одного примера – организация ежегодной международной молодёжной конференции «Леса Евразии».
Исключительный прецедент массового появления студентов с докладами создала доцент кафедры ботаники Анна Борисовна Загреева, на одно из последних заседаний она привела сразу шесть студентов докладчиков. Но что знаменательно, все они были первокурсниками и большинство из них приехали к нам учиться с российского Кавказа или из бывших союзных республик. Вот эти два обстоятельства и заслуживают, с моей точки зрения, внимания и анализа. Есть, правда, и ещё один немаловажный фактор – премии за две лучшие студенческие работы, которыми награждает студентов наш семинар, и которые, казалось бы, должны были привлечь студентов, но об этом дальше.
Попробуем разобраться, почему же только у первокурсников проявляется интерес и склонность к научной работе. Обсуждение студенческих докладов показало, что все они до поступления в университет совершенствовали свои знания в области лесной биологии, занимаясь или в соответствующих школьных кружках, или работая в школьных лесничествах. Такие «пережитки» социализма сохранились главным образом в школах бывших союзных республик, где пока ещё не допустили полного уничтожения путём так называемых реформ и системы образования, и лесного хозяйства. Школьные научные кружки и школьные лесничества, как выяснилось, кое-где ещё сохранились и в нашей стране, чаще в отдалённых от Москвы районах, там, где сложившиеся ранее традиции ещё сохранились.
Казалось бы, хоть небольшой процент студентов первокурсников, интересующихся научными исследования, всё-таки есть, и университетская наука имеет какие-то надежды на будущее. Однако действительность и в этих надеждах разочаровывает – уже на втором курсе желающих заниматься научной работой практически не остаётся, они уже не появляются на семинарах, их перестают привлекать даже ценные призы. Единичные исключения – студенты из среднеазиатских республик. Остаётся тот же вопрос: что происходит?
Ответ на этот вопрос один, он прост и крайне неутешителен. Студенты начинают понимать, что занятие наукой бесперспективно в отношении материального обеспечения их будущего. Постепенно они узнают, какую зарплату получают, к примеру, их преподаватели, после чего их научный энтузиазм снижается и исчезает, в чём студентов вполне можно понять. На самом деле, кого может соблазнить перспектива, при которой, посвятив всю свою жизнь научной и педагогической работе и достигнув к концу жизни средне доступных в этой области вершин, допустим, став доктором наук и профессором, получив соответствующие этим титулам дипломы и аттестаты, получать, в конечном счёте, зарплату меньшую, чем дворник-гастарбайтер. Не проще ли, получив, не важно, каким способом, диплом об окончании университета, пойти, допустим, торговать, и твоё будущее будет обеспечено. И не только в величине и простоте заработка дело, предположительному торговцу не нужно посвящать всё своё официально нерабочее время чтению научной литературы, написанию книг и статей, за которые преподавателю или учёному ни копейки не заплатят, чаще учёный сам платит, чтобы результаты его работ опубликовали. Нет повода беспокоиться и об уровне знаний, обучаемых тобою студентов, и соответствии твоего собственного уровня современным завоеваниям науки. Сомнений не остаётся – продавать что-либо явно предпочтительней.
Да, предпочтительней – меньше хлопот, больше денег. Только вот, каково в этом случае будущее нашей страны? И есть ли это будущее вообще при таком положении дел? К сожалению, в наше время, когда учащиеся в университете молодые люди оказались отстранёнными от научной литературы и в значительной степени от живого общения с учёными из-за так называемого самостоятельного изучения дисциплин и необязательного присутствия на аудиторных занятиях, им уже надо объяснять и доказывать, что все эти бесконечно обновляющиеся престижные компьютеры и ещё более престижные автомобили создаются на самых наукоёмких предприятиях, что ни один винтик и ни одна печатная схема не возникли без вложения в них труда учёных и высоко образованных, инженеров. И если в стране не будет собственной, стоящей на передовых рубежах знаний, науки, то все эти, ставшие уже необходимыми, вещи мы будем вынуждены покупать в других странах, в странах с передовой наукой, но производить сами не сможем.
В связи с выше сказанным, не могу не поделиться некоторыми соображениями общего порядка. Я не думаю, что МГУЛ принципиально и существенно отличается от других вузов нашей страны, нет, скорее всего, он один из многих. И от него, также как и от других высших учебных заведений, зависит будущее нашей науки. Учёные вырастают в университетах и больше им ни откуда не взяться. Никакие «Сколково» не компенсируют дефектов образования. Наивно верить, что взамен своих, выращенных на собственных традициях и завоеваниях, молодых учёных, на благо нашей страны будут работать иностранцы. Правда, в истории русской науки подобные примеры были, но ведь это выдающиеся случаи, редкие исключения, а фундамент науки должен базироваться не на случайностях, а на закономерностях и отечественных традициях. Только выпускники наших, отечественных, вузов смогут обеспечить будущее российской науки. И мы – преподаватели и учёные вузов – обязаны об этом помнить и всячески поощрять любые научные поползновения наших студентов.
Однако вернёмся к проблемам, прямо связанным со студенческой наукой и работой нашего семинара. Здесь речь пойдёт о поощрении наиболее удачных научных студенческих работ. Идея объявить конкурс на лучшую исследовательскую студенческую работу пришла в голову участнику семинара кандидату биологических наук Роману Викторовичу Щекалёву. При этом Р.В. Щекалёв не только предложил награждать отличившихся студентов, но и добровольно предложил спонсорскую помощь. Он, как говорится, из своего кармана уже в течение трёх лет покупает в качестве призов по два мобильных компьютера – премии за два первых места. Первые два года это были так называемые нетбуки, а в настоящем 2013 году, на уже упомянутом 77-ом заседании постоянно действующего семинара, наш собственный спонсор вручил победителям полноценные ноутбуки. И эта щедрость вовсе не от того, что спонсору деньги девать некуда, Роман Викторович работает в государственном учреждении и не является никаким владельцем или совладельцем крупной собственности. Ему, насколько я его понимаю, доставляет удовольствие видеть радость в глазах награждаемых и чувствовать себя причастным к доброму делу.
М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.
Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода “На день восшествия Елизаветы Петровны”. Ломоносов начинает ее с прославления мира:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Благословенный край рисует нам автор, и эта благодать была принесена в Россию царствованием Елизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде, прекратились.
Когда на трон она вступила,
Как Высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Славные дела Елизаветы, наводят автора на мысль о другом великом правителе – Петре I. Ломоносов восхищается этим великим человеком столько сделавшим для России:
Послал в Россию человека,
Каков не слыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчану,
Россию, варварству попрану,
С собой возвысил до небес.
Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.
Ода “На день восшествия Елизаветы Петровны” не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:
…Божественны науки
Чрез горы, реки и моря,
В Россию простирали руки…
Автор говорит в оде о красоте и величии своей родины, недра которой хранят неисчерпаемые богатства:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих!
Дерзайте, ныне ободрены,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, “каких зовет от стран чужих!”. Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде, –
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и на едине,
В покое сладки и в труде.
Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.
Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.
В XVIII в. Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории — Российская империя стала мировой державой. Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Европы. Выполнить эту гигантскую задачу — развивать отечественную промышленность, просвещение, науку, культуру — мог только великий народ.
Одним из таких гигантов из народа стал Михаил Васильевич Ломоносов, крестьянский сын, затем прилежный ученик и наконец первый русский академик.
Ломоносов родился в семье крестьянина в Архангельской губернии вблизи Холмогор. Беломорский Север не знал крепостного права, и крестьяне имели больше возможностей проявить свои таланты. Хотя в то время там и не было школ, но книги у поморов пользовались большим уважением, да и грамотных людей было немало. У одного из них Ломоносов и выучился грамоте. Однако этого показалось пытливому юноше мало: его жажда знаний не находила удовлетворения в родных местах и, добыв с помощью земляков паспорт, он ушел в Москву.
В Москве, выдав себя за дворянского сына, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Ему было в ту зиму 19 лет.
Годы учения в академии были не только годами нужды, лишений и унижений, но и временем постижения азов наук, временем радостного предчувствия своих возможностей и открытий в науке.
Через пять лет в числе лучших учеников Ломоносова направили в Германию для изучения горного дела и химии. Здесь он встретил свою любовь, здесь из почтительного ученика стал ученым, во многом превзошедшим своих прославленных учителей.
За границей наряду с физикой и химией Ломоносов занимался изучением иностранных языков. Его также интересовала теория литературы и вопросы стихосложения.
В 1741 г. Ломоносов возвращается на родину. Он был причислен к Академии наук, а в 1745 г. стал профессором химии. Терпя недостаток в средствах, работая в тяжелых условиях, Ломоносов делает ряд великих открытий в области физики и химии. Астрономия, география, история, поэзия — и здесь Ломоносов был первым и лучшим в России.
В 1755 г. благодаря подвижнической деятельности Ломоносова в Москве был открыт первый русский университет. Многие русские ученые, обогатившие открытиями мировую и русскую науку, называли себя его учениками.
Ломоносов считал, что высшая радость и предназначение ученого и писателя — трудиться для пользы общества. Государственные потребности, долг перед отечеством должны преобладать над частными, личными чувствами и интересами.
Это понимание предназначения писателя Ломоносов развивает в “Разговоре с Анакреоном”. Анакреон — древнегреческий поэт, который славился как певец личных радостей и утех:
Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть.
Так в передаче Ломоносова говорит о своем призвании и понимании целей поэзии и поэта Анакреон. Ломоносов же отвечает в воображаемом диалоге с древнегреческим поэтом так:
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум;
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.
Поэзия Ломоносова при всем ее высоком общественном звучании носила односторонний характер. Но это был выбор великого ученого — прославлять науку и тех, кто способствует ее развитию:
Науки юношей питают,
отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут.
Главная мысль од Ломоносова, которые он по обязанности академического стихотворца должен был посвящать царям и царицам, — прославление науки, России и призыв к труду на благо родины. Примером человека, который посвятил себя России и стал ее славой, по глубочайшему убеждению Ломоносова, был Петр I:
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
И сам Ломоносов был человеком, который всей своей жизнью “Россию… возвысил до небес”.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 105
Сочинение-рассуждение
« Век XIII и век нынешний »
выполнила: ученица 9 «Б» класса
Канатбек кызы Айданек
учитель: Бойченко Нелли Васильевна
Ростов-на-Дону
2011
1
Век нынешний и век 18-й… Какие проблемы объединяют эти века? На этот вопрос нам могут дать ответы не только исторические события, но, главным образом, произведения, написанные на злободневные проблемы своего времени. Произведения 18-го века ратуют за просвещение России. М.В.Ломоносов, Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин восхищаются своим веком, который перевернул мировоззрение людей. Следуя традициям русского классицизма, они развивают патриотическую идею служения Родине, пропагандируют высокие нравственные принципы гражданского долга. Не думаю, что это все в настоящее время является неактуальным.
Просвещение России – проблема века 18-го и, к сожалению, нынешнего. Все твердят о том, что образование – двигатель современности, тот шаг, который всегда необходим обществу, чтобы отличаться от прошлых времен. М.В. Ломоносов ? величайший человек своего времени. Его заслуги перед Отечеством велики. Его гениальность очевидна. Он ученый, мыслитель, поэт. В своей торжественной оде «На день восшествия Елизаветы Петровны», которая принадлежит к числу лучших од Ломоносова, славит Петра I как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за распространение наук. Автору хочется, чтобы Елизавета была достойная дочь великого отца, такая же покровительница науки и искусства. Восхищаясь преобразованиями Петра I, автор с радостью пишет:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут..
Так в чем же видел великий ученый питательную силу науки? Почему, по его мнению, наука украшает человека и бережет от всяких невзгод? С одной стороны, образованный человек, конечно же, интересен не только в беседе, общении, но и в
2
жизни. Он может рассказать или сообщить что-то увлекательное, сформулировать вопрос, на который интересно найти ответ, и многое другое. Этот человек наполняет свою жизнь “украшением” того, чем увлекается, что поистине ему интересно. Ведь он сам становится интересен своими познаниями из области какой-либо науки и нужен не только своей семье, но еще и обществу. Быть знаменитым, я думаю, красиво, а получить Нобелевскую премию за исследования в области науки ? гениально…
А как же в настоящее время относятся к образованию люди, которые принадлежат к “старому поколению”. Уверена, что не так, как госпожа Простакова в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”, которая утверждала, что все “беды от учения”. Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок стал в жизни кем-то значимым, нужным и даже известным. Думаю, что в настоящее время нет таких людей, которые бы хвалились тем, что в их роду сроду не было грамотеев, как это звучит из уст Скотинина и Простоковой. Необразованным быть сейчас не модно. Государство предоставило нам возможность получать образование. Школы, вечерние школы, лицеи, гимназии, университеты … век 18-ый может позавидовать веку нынешнему. Но почему-то часто слышим слова, что не хватает современной России умных людей, квалифицированных кадров.
Но есть и нота оптимизма, наш 21 век отделяет от 18 века прогресс мысли, революционный переворот во многих областях науки. Да, есть у нас и Митрофанушки, которые с “успехом” получают образование, а также Гриневы,
готовые служить своему Отечеству.
В современном обществе без элементарных понятий из области физики, химии, биологии и других наук вряд ли можно обойтись. Наука нас окружает повсюду, и мы не вправе игнорировать ее. Образованный человек намного защищен в нашей жизни, так как осведомлен. Неприятно слышать, когда некоторые говорят о том, что им не нужны в жизни такие науки как физика, химия, так как они будут
3
финансистами. Но они же не будут всю свою жизнь только перебирать бумаги и составлять счета.
Поистине, прозорливы слова великого деятеля М.В.Ломоносова, который прекрасно определил роль научных знаний в жизни человека. То, что торжественно восхвалялось в 18 веке, в 21 столетии не только уместно, но и актуально.
Науки юношей питают
Электронное письмо, сохраненное на почтовом сервере. Отправитель: K.A.I. 13 май, Получатель: Кэр Лаэда.
Ку!
Ты не повершись, что было вчера ночью! Хотя ты-то может как раз- таки и поверишь.
Дело было примерно так. Вчера в два часа ночи я сидел за компьютером. Как обычно ,параллельно занимался алгеброй, русским, решал супрефикс (помнишь, я тебе рассказывал об этой задаче), читал Пратчетта и просматривал отправленный тобой текст.В общем устал. Посмотрел на часы, гляжу – два часа и две минуты ночи. «Симметрия”, – хмыкнул про себя, помассировал виски.
Неожиданно раздался тихий звук: “Пуффф”, – и на столе появился небольшой конверт. Черт его знает, откуда он свалился. Просто бам-с и он здесь. Я осторожно взял его в руки.
Это был лист плотной бумаги, чуть побольше A4 свернутый прямоугольником и скреплённый печатью. Впрочем, явно не сургучной, кто-то просто капнул на конверт воском и нацарапал иголкой: “K.A.I.”. Думаю, на этом месте ты уже помираешь от смеха. Ладно уж, кушай, не обляпайся.
“Ну всё, пора лечиться”, – подумал я, и , думаю ,тут ты со мной согласен.
Сломав печать, развернул письмо. Почерк был просто отвратительный. Помнишь, я отсылал тебе сканы своих письменных работ? Так вот там было ещё хуже.
В письме было написано следующее:
“Здравствуй, друг. Гм… никогда не умел писать вступления, ну да ладно.
Пишу тебе из две тысячи пятьдесят третьего года, зовут меня Косынкин Илья, и угадай с трёх раз, кто я такой. Уже догадался или надо разжевать? Впрочем, надеюсь, я не был так уж туп в твоём возрасте.
Если говорить честно, я совсем отвык писать рукой, а не стучать по клавишам, но случай особый, я решил сделать исключение.
Опять сбился в лирику. Чёрт, перехожу к сути.
Я думаю, что тебе будет очень интересно узнать, что у нас здесь творится , почему я тебе пишу. Ничего определённого тебе сказать не могу, ибо всё так же вреден. Впрочем, думаю, ты поймёшь мои истинные мотивы. Но вот обрисовать ситуацию в общих чертах могу.
Итак, лет примерно через десять Россия, наконец-таки, начнёт производить высокие технологии. Не могу сказать, что всё будет так уж гладко, но тем не менее.
И в связи с этим хочу тебе сказать: учись, зубри, потом, ох ,как пригодится! Сейчас специалистов, молодых, одаренных, показавших себя в исследовательских работах , научных проектах, олимпиадах и конкурсах, с руками отрывают. А у тебя есть прекрасная возможность проявить себя еще в школе. Берись смело за все, пробуй свои возможности, не отступай перед трудностями. Поверь моему опыту : в жизни пригодится все. Только знания откроют тебе дорогу в будущее.
Как там у Ломоносова? « Науки юношей питают»? Так вот напиши эту фразу на бумажке и приклей на лоб, чтобы не забыть.
Образование – вот золотой ключ к нормальному будущему. Да я понимаю, что тяжело, и да половина из того, что ты учишь, по большому счёту тебе позже не пригодится. Но знать это надо, не только из материалистических соображений (таких как сдача экзаменов, например), а и просто так. Есть вещи, без знания которых нормальным человеком- то себя считать нельзя. На своём жизненном пути я повстречал немало ур… людей подобного склада.
Сильно подозреваю, что моё письмо кажется тебе полным бредом. БББ, потоки сознания. Твоё право, но мысли, изложенные здесь, тебе повторит любой более-менее взрослый и здравомыслящий человек. Скорее всего, в менее доходчивой форме, но тем не менее.
Если не ошибаюсь, ты сейчас в десятом классе. Так вот не надейся, что в следующем году всё выучишь. Не выйдет. В одиннадцатом так запрягут, что взвоешь.
У тебя около трёх месяцев летних каникул, используй их с умом. Дочитай наконец Розенталя! Поучаствуй в турнирах. И займись своими идеями, в институте пригодится. Что сработает, а что нет, говорить не буду, дабы не портить тебе удовольствие от узнавания всего этого на собственной шкуре (злоба моя всё-таки не знает границ).
Следующий бесплатный совет. Не полагайся во всём на свою память. Развивать её, конечно, надо, но она не настолько железная, чтобы хранить всю необходимую информацию. Записывай всё действительно важное. Свои идеи, например. Я сейчас уже половину вспомнить не могу. Конечно, чего-чего, а этого добра у меня полно, но всё равно обидно. Вроде помнил-помнил, тридцать лет помнил, и вот, когда уже можешь всё реализовать – забыл.
Далее. Твоя следующая остановка – институт. Куда поступишь ,говорить не стану, но если ты действительно займёшься образованием и не только домашним, но и в школе (да-да), то твои шансы поступить в Санкт-Петербург резко возрастут. Поверь мне, акции этого университета и сейчас котируются крайне высоко, а в твоё время это, практически, единственный вуз, котирующийся на международной арене. Его диплом, да ещё и красный – пропуск в “и жил он долго и счастливо”.
Но я обещал обрисовать общую картинку. Итак, после резкого увеличения высокотехнологичных производств поднялся спрос на специалистов внутри страны. Именно поэтому советую после окончания университета, ну и после армии, естественно, отучиться на техническую специальность заочно. Поверь, будет такая нехватка кадров, что даже с заочным образованием без работы не останешься, если что.
Обещать, что всё будет просто ,не могу. Какое-то время тебя будет бросать и кидать по жизни. Не переживай, полагайся на свои знания и аналитические способности. Об интуиции лучше сразу забудь, у тебя её нет. Не тот склад ума. Доверяй людям больше, но меньше, если ты понимаешь, о чём я.
Ну, а теперь о днях сегодняшних. Сейчас я занимаюсь любимым делом. Программирую, стало быть. Иногда занимаюсь физикой и математикой, скажем так, в прикладных целях, но больше для удовольствия. Недавно корпорация, в которой я работаю, создала машину времени, которой я, собственно говоря, и воспользовался. Пока это прототип, и даже на отправку этого листочка ушла просто уйма энергии. Но мы её ещё доработаем. Думаю, ты спросишь, почему мне дали ей воспользоваться. Скажем так, в компании я на хорошем счету. Большего сказать не могу, чтобы не обнадёжить раньше времени.
Пожалуй, пора заканчивать. Если честно рука устала. Пока или до встречи.
Искренне твой
Ты
P.S.
«Супрефикс лучше перепиши заново. В том, что ты сейчас там наворотил, ты не разберёшься”.
Дочитав письмо, я задумчиво повертел его то так, то эдак и положил обратно на стол.
“Всё ,в Кащенку, к родным пенатам”, – подумал я и лёг спать.
Науки юношей питают…
образование научный семинар
Менее двух лет прошло со дня трёхсотлетнего юбилея великого учёного и основателя русской науки. Так долго в истории нашей страны, со времён императрицы Елизаветы Петровны и вплоть до начала перестройки, никто в нашей стране не сомневался в истинности слов Михаила Васильевича Ломоносова, цитируемых в эпиграфе. Что же случилось за два последних десятилетия, почему слова отца русской науки сегодня звучат насмешкой? Или изменились за это короткое время люди в Российском государстве и уже не может «собственных Платонов и быстрых разума Невтонов Российская земля рождать»? Автор данной статьи берёт на себя смелость попытаться проанализировать весьма сложную ситуацию, сложившуюся в нашей стране с образованием, с позиции преподавателя лесохозяйственного факультета Московского государственного университета леса.
Начну с того, что при кафедре селекции, генетики и дендрологии МГУЛа был организован межинститутский постоянно действующий научный семинар. Создание такого семинара дало возможность увлечённым наукой преподавателям, аспирантам и научным сотрудникам нашего университета и других учебных и научных учреждений поделиться своими мыслями и научными достижениями, обсудить их и в случае необходимости получить квалифицированные советы. В отличие от большинства научных съездов и конференций, на которых и доклады, и их обсуждение всегда бывают строго ограниченными временем, мы на своих семинарах такие ограничения исключили.
апреля 2013 года, состоялось 77-ое заседание этого постоянно действующего межинститутского семинара, который при его учреждении был назван «Продукционный процесс и структура деревьев, древесин и древостоев». Название звучит не лучшим образом, но существу рассматриваемых вопросов оно вполне соответствует. Первое же заседание семинара состоялось 4 февраля 2006 года в помещении и на базе бывшей лаборатории анатомии и цитологии древесных растений, принадлежавшей раньше кафедре селекции, генетики и дендрологии МГУЛа, а в последствии ставшей межфакультетской. К настоящему времени семинар действует уже более семи лет, а вот анатомо-цитологической лаборатории университет за это время лишился, и нет пока предпосылок тому, что она в ближайшее время возродится – помещение для неё остаётся не подготовленным. А ведь лаборатория имела славное прошлое. На базе проводившихся в ней научных исследований, возглавлявшихся в своё время профессором А.Я. Любавской, разработаны методы отбора и искусственного разведения карельской берёзы и других лесных древесных растений с декоративной древесиной. На материалах, полученных в этой лаборатории защищены четыре докторские и более десятка кандидатских диссертаций. В лаборатории работали и готовили к защите дипломные работы и дипломные проекты интересующиеся наукой студенты.
Постоянно действующий семинар, благодаря лаборатории располагая хорошей приборной базой, предоставлял учёным, аспирантам и студентам возможность воспользоваться уникальным набором дорогих импортных научных инструментов и приборов. Кстати сказать, упоминаемое лабораторное оборудование усилиями некоторых участников семинара досталось университету совершенно бесплатно. В настоящее время оно приходит в негодность на складе, не приспособленном для хранения подобной аппаратуры. Положение с обсуждаемой в данном случае анатомо-цитологической лабораторией, может быть и является мелкой частностью, однако смотрится оно печальным резонансом с общей тенденцией в современной вузовской науке.
Естественное желание противодействовать катастрофически ухудшающемуся в стране положению дел в области науки и образования, может быть, в какой-то степени интуитивно, и подсказало замысел организовать постоянно действующий научный семинар. В относительно законченном виде эта идея была высказана в частной беседе и принадлежала бывшему заведующему кафедрой селекции, генетики и дендрологии Геннадию Анатольевичу Курносову. Участники этой частной беседы: кроме Г.А. Курносова, доцент кафедры лесоводства П.Г. Мельник, доцент кафедры ботаники Д.Е. Румянцев и автор данной статьи идею поддержали и, посовещавшись с М.Г. Романовским, который в то время исполнял обязанности директора Института лесоведения РАН, претворили её в жизнь.
Сначала предполагалось, что участвовать в семинаре будут в основном учёные, однако в дальнейшем стало ясным, что к участию в заседаниях семинара следует привлекать и студентов. Заложенные в самом начале и по сей день сохранившиеся организационные принципы семинара остаются следующими: 1) на семинарах могут заслушиваться доклады, касающиеся лесоведения, лесной селекции и генетики, лесной таксации, лесных культур, почвоведения, лесозащиты, строения и функций лесных растений, ботанического древесиноведения; 2) регламент заседаний не ограничивает длительности докладов и времени их обсуждения; 3) присутствовать и выступать на заседаниях семинара могут все желающие; 4) заседания проводятся по субботам и начинаются в 12 часов дня, дата очередного заседания определяется коллегиально; 5) тексты докладов после их оценки постоянными участниками семинара могут быть опубликованы на страницах «Лесного вестника» при согласовании с редакцией данного журнала; 6) соруководителями семинара с согласия его постоянных участников стали: от МГУЛа – профессор В.В. Коровин, от ИЛ РАН – доктор биологических наук М.Г. Романовский.
Первые заседания проходили в узком кругу, так как о семинаре мало кто знал, в дальнейшем посещаемость увеличилась. Максимальное число участников семинара было на 50-ом юбилейном заседании, тогда число присутствующих было более тридцати. О полезности и успешности семинара можно судить по возрастающей представительности его участников. На заседаниях в разное время и с различной частотой присутствовали и выступали с докладами, не считая сотрудников МГУЛа, учёные и преподаватели таких учебных и научных организаций, как Институт лесоведения РАН, который по существу является соучредителем семинара, Главный ботанический сад РАН, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт глобального климата и экологии Росгидрометцентра и РАН, Институт биохимии им. А.Н. Баха РАН, Институт биологии УФ РАН, г. Сыктывкар; Институт леса Карельского филиала РАН, г. Петрозаводск; Институт леса РАН, г. Красноярск; Лесотехническая Академия, г. Воронеж; Брянский технологический университет; Институт физики твердого тела, г. Черноголовка; Музей землеведения МГУ; кафедра географии почв МГУ им. М.В. Ломоносова; Институт общей генетики РАН; Институт физиологии растений РАН и ряд других научных и учебных организаций из разных городов нашей страны, в том числе и из весьма отдалённых, например, из Красноярска, Хабаровска, Уссурийска. С докладами выступали и иностранные гости из Сельскохозяйственной академии, г. Горган Исламской республики Иран, из Шведского университета сельскохозяйственных наук, г. Скиннскаттеберг, из Латвийского государственного института химии древесины. Заочное участие в работе семинара в форме присланных статей принимали учёные из многих научных и учебных заведений, в том числе и из других, не упоминавшихся выше, городов России.
Материалы семинаров были опубликованы сначала в виде коллективной монографии с названием, повторявшим название семинара. Монография была депонирована в ВИНИТИ. Затем три года подряд нам удавалось выпускать отдельные номера журнала «Лесной вестник», целиком посвящённые публикации докладов на нашем семинаре. Впоследствии статьи по материалам докладов, сделанных на семинаре, включали в очередные номера названного журнала.
Анализ научных работ, результаты которых были доложены и детально обсуждены в течение семи лет работы семинара, показывает, что общее направление большинства исследований можно назвать лесоведческим или биогеоценологическим. Это вполне естественно и ожидаемо. Множество работ было посвящено разработке частностей биогеоценологии, но были и теоретические, обобщающие основные положения этой сложной и многогранной лесной науки. Наиболее интересные доклады этого направления были представлены учёными Института лесоведения РАН д.б.н. М.Г. Романовским и А.В. Абатуровым. Как одно из ярких следует отметить выступление заведующего лабораторией популяционной генетики, д.б.н., Д.В. Политова с сотрудниками из Института общей генетики РАН, их исследование было посвящено популяционной и эволюционной генетике кедровых сосен. Оригинальными по направлению исследований и интересными по результатам были работы по строению древесины, проведённые сотрудником кафедры селекции, генетики и дендрологии П.А. Аксёновым. Серьёзным вкладом в разработку одного из современных направлений теории эволюции были доклады, с которыми периодически выступает на семинарах заведующий той же кафедры В.А. Брынцев. Заметным развитием дендрохронологии являются труды участника семинаров Д.Е. Румянцева, кафедра ботаники. Перечень изложенных на заседаниях семинара, заслуживающих внимания и одобрения научных работ, можно продолжать очень долго. Основным же докладчиком, демонстрирующим выдающуюся научную эрудицию и активность в проведении семинаров, вне всякого сомнения, является М.Г. Романовский, выступления которого вызывают особенный интерес у участников заседаний.
Считаю необходимым отметить важную роль постоянно действующего семинара и в апробации подготовленных или находящихся в той или иной степени готовности кандидатских и докторских диссертаций. Периодически обсуждаются на семинарах и подготовленные к защите дипломные работы студентов.
Начиная с третьего заседания, среди участников семинара стали появляться студенты, правда, их посещения так и не стали массовыми, не смотря на активную пропаганду семинара. В большинстве случаев студентов приводили с собой старшие участники семинара – руководители студенческих дипломных работ. И опять-таки, в большинстве случаев этими руководителями оказывались те же инициаторы создания нашего семинара – доценты нашего университета П.Г. Мельник и Д.Е. Румянцев. Что же касается П.Г. Мельника, то его вклад в организацию студенческой научной деятельности до настоящего времени так и остался недооценённым, невзирая на яркие и совершенно очевидные положительные результаты. Достаточно даже одного примера – организация ежегодной международной молодёжной конференции «Леса Евразии».
Исключительный прецедент массового появления студентов с докладами создала доцент кафедры ботаники Анна Борисовна Загреева, на одно из последних заседаний она привела сразу шесть студентов докладчиков. Но что знаменательно, все они были первокурсниками и большинство из них приехали к нам учиться с российского Кавказа или из бывших союзных республик. Вот эти два обстоятельства и заслуживают, с моей точки зрения, внимания и анализа. Есть, правда, и ещё один немаловажный фактор – премии за две лучшие студенческие работы, которыми награждает студентов наш семинар, и которые, казалось бы, должны были привлечь студентов, но об этом дальше.
Попробуем разобраться, почему же только у первокурсников проявляется интерес и склонность к научной работе. Обсуждение студенческих докладов показало, что все они до поступления в университет совершенствовали свои знания в области лесной биологии, занимаясь или в соответствующих школьных кружках, или работая в школьных лесничествах. Такие «пережитки» социализма сохранились главным образом в школах бывших союзных республик, где пока ещё не допустили полного уничтожения путём так называемых реформ и системы образования, и лесного хозяйства. Школьные научные кружки и школьные лесничества, как выяснилось, кое-где ещё сохранились и в нашей стране, чаще в отдалённых от Москвы районах, там, где сложившиеся ранее традиции ещё сохранились.
Казалось бы, хоть небольшой процент студентов первокурсников, интересующихся научными исследования, всё-таки есть, и университетская наука имеет какие-то надежды на будущее. Однако действительность и в этих надеждах разочаровывает – уже на втором курсе желающих заниматься научной работой практически не остаётся, они уже не появляются на семинарах, их перестают привлекать даже ценные призы. Единичные исключения – студенты из среднеазиатских республик. Остаётся тот же вопрос: что происходит?
Ответ на этот вопрос один, он прост и крайне неутешителен. Студенты начинают понимать, что занятие наукой бесперспективно в отношении материального обеспечения их будущего. Постепенно они узнают, какую зарплату получают, к примеру, их преподаватели, после чего их научный энтузиазм снижается и исчезает, в чём студентов вполне можно понять. На самом деле, кого может соблазнить перспектива, при которой, посвятив всю свою жизнь научной и педагогической работе и достигнув к концу жизни средне доступных в этой области вершин, допустим, став доктором наук и профессором, получив соответствующие этим титулам дипломы и аттестаты, получать, в конечном счёте, зарплату меньшую, чем дворник-гастарбайтер. Не проще ли, получив, не важно, каким способом, диплом об окончании университета, пойти, допустим, торговать, и твоё будущее будет обеспечено. И не только в величине и простоте заработка дело, предположительному торговцу не нужно посвящать всё своё официально нерабочее время чтению научной литературы, написанию книг и статей, за которые преподавателю или учёному ни копейки не заплатят, чаще учёный сам платит, чтобы результаты его работ опубликовали. Нет повода беспокоиться и об уровне знаний, обучаемых тобою студентов, и соответствии твоего собственного уровня современным завоеваниям науки. Сомнений не остаётся – продавать что-либо явно предпочтительней.
Да, предпочтительней – меньше хлопот, больше денег. Только вот, каково в этом случае будущее нашей страны? И есть ли это будущее вообще при таком положении дел? К сожалению, в наше время, когда учащиеся в университете молодые люди оказались отстранёнными от научной литературы и в значительной степени от живого общения с учёными из-за так называемого самостоятельного изучения дисциплин и необязательного присутствия на аудиторных занятиях, им уже надо объяснять и доказывать, что все эти бесконечно обновляющиеся престижные компьютеры и ещё более престижные автомобили создаются на самых наукоёмких предприятиях, что ни один винтик и ни одна печатная схема не возникли без вложения в них труда учёных и высоко образованных, инженеров. И если в стране не будет собственной, стоящей на передовых рубежах знаний, науки, то все эти, ставшие уже необходимыми, вещи мы будем вынуждены покупать в других странах, в странах с передовой наукой, но производить сами не сможем.
В связи с выше сказанным, не могу не поделиться некоторыми соображениями общего порядка. Я не думаю, что МГУЛ принципиально и существенно отличается от других вузов нашей страны, нет, скорее всего, он один из многих. И от него, также как и от других высших учебных заведений, зависит будущее нашей науки. Учёные вырастают в университетах и больше им ни откуда не взяться. Никакие «Сколково» не компенсируют дефектов образования. Наивно верить, что взамен своих, выращенных на собственных традициях и завоеваниях, молодых учёных, на благо нашей страны будут работать иностранцы. Правда, в истории русской науки подобные примеры были, но ведь это выдающиеся случаи, редкие исключения, а фундамент науки должен базироваться не на случайностях, а на закономерностях и отечественных традициях. Только выпускники наших, отечественных, вузов смогут обеспечить будущее российской науки. И мы – преподаватели и учёные вузов – обязаны об этом помнить и всячески поощрять любые научные поползновения наших студентов.
Однако вернёмся к проблемам, прямо связанным со студенческой наукой и работой нашего семинара. Здесь речь пойдёт о поощрении наиболее удачных научных студенческих работ. Идея объявить конкурс на лучшую исследовательскую студенческую работу пришла в голову участнику семинара кандидату биологических наук Роману Викторовичу Щекалёву. При этом Р.В. Щекалёв не только предложил награждать отличившихся студентов, но и добровольно предложил спонсорскую помощь. Он, как говорится, из своего кармана уже в течение трёх лет покупает в качестве призов по два мобильных компьютера – премии за два первых места. Первые два года это были так называемые нетбуки, а в настоящем 2013 году, на уже упомянутом 77-ом заседании постоянно действующего семинара, наш собственный спонсор вручил победителям полноценные ноутбуки. И эта щедрость вовсе не от того, что спонсору деньги девать некуда, Роман Викторович работает в государственном учреждении и не является никаким владельцем или совладельцем крупной собственности. Ему, насколько я его понимаю, доставляет удовольствие видеть радость в глазах награждаемых и чувствовать себя причастным к доброму делу.