Сочинение на тему не то что мните вы природа

13 вариантов

  1. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстает как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного:
    Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах… Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком». Стихотворение начинается со слова «не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. «Душу», жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.
    Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на «и», «а» и «о» придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов («лик», «чрево», «древо») и ударения («приклеил»). Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры:
    * Вы зрите лист и цвет на древе:
    * Илъ их садовник приклеил ?
    * Илъ зреет плод в родимом чреве
    * Игрою внешних, чуждых сил?..
    Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («Солнцы не дышат», «не совещалась в беседе дружеской гроза»), метафоры («весна не цвела», «ночь нема была»), сравнения («живут в сем мире, как впотьмах»). Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию.
    В стихотворении «Не то, что мните вы, природа» есть отточия, заменяющие строки,, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она – «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.

  2. В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил».
    Четвертый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звездах нема была».
    В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.

    Композиция

    Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.

    Жанр

  3. Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…»
    Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихи Ф.И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.
    Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстаёт как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик-
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Стихотворение “Не то, что мните вы, природа” написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придаёт более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы.
    Они не видят и не слышат,
    Живут в сём мире, как впотьмах…
    В строках стихотворения виден поэт особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Всё в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, всё говорит с ним “понятным сердцу языком”.
    Стихотворение начинается со слова “не”, чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. “Душу”, жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех её проявлениях, в стихотворении мы видим те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.
    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на “и”, “а”, и “о” придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно же оно звучит благодаря употреблению устаревших слов (“лик”, “чрево”, “древо”) и ударения (“приклеил”) Особая же смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры:
    Вы зрите лист и цвет на древе:
    Иль их садовник приклеил?
    Иль зреет плод в родимом чреве
    Игрою внешних, чуждых сил?..
    Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение (“Солнцы не дышат”, “ не совещалась в беседе дружеской гроза”), метафоры (“весна не цвела”, “ночь нема была”), сравнения (“живут в сём мире, как впотьмах”). Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придаёт художественной речи нужную авторскую интонацию.
    В стихотворении “Не то, что мните вы, природа” мы видим отточия. Эти строки в своё время были изъяты цензурой, а в последствие утеряны.
    И всё же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа – “голос матери самой”. Её образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.

  4. Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)
    Многое в поэтике Ф. И. Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один сопоставлял явления природы с душевными переживаниями человека. Но в то время, как у других подобный приём сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.
    Основная черта, преобладающая в лирических произведениях Ф. Тютчева, — это какое-то всеобщее предметное чувство, носящее космический характер. В то же время чувство имеет вполне объективный и реалистический характер. Тютчев ощущал себя частицей мира, а потому считал все чувства и настроения человека проявлением космического бытия как такового. Жизнь, явления и процессы, происходящие в ней, воспринимались поэтом как проявления самой природы, космоса, как состояния и действия живой вселенской души. Природа для него — сгусток страстей, сил, чувств, а отнюдь не мёртвый материал, послушный воле художника:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Так Тютчев начинает одно из своих стихотворений, созданное весной 1836 года. Это произведение в полной мере отражает те поэтические особенности, которые я прежде перечислил. Стихотворение передаёт на редкость живое и непосредственное чувство природы, царящее в сердце поэта. В нём нет ни мифологических образов, встречающихся в лирике Тютчева, ни явных олицетворений. Однако природа здесь рисуется как некое одушевленное целое. И это не просто художественный приём. Только человек, искренне веривший в таинственную жизнь природы, мог с такой страстностью и убеждённостью говорить о её душе, свободе, любви и особом языке.
    Первая строфа — это идейная основа стихотворения, главное положение, которое поэт всем дальнейшим содержанием объясняет и доказывает. Неслучайно второе и третье четверостишия композиционно отделены от остальных. Этим поэт делает интонационные и тем самым смысловые паузы, отделяющие одну мысль от другой. Он предлагает задуматься нам над сказанным. Следующие после начальной строфы строки рисуют яркие образы окружающего мира:
    Вы зрите лист и цвет на древе:
    Иль их садовник приклеил?
    Иль зреет плод в родимом чреве
    Игрою внешних, чуждых сил?..
    Поэт обращается к читателю с риторическим вопросом. Но с какой целью? Какую идею он хочет донести до нас, рисуя образы природы? Ответ на эти вопросы мы узнаем только в самом конце стихотворения. А пока поэт расширяет свой «руг зрения, который с конкретных образов листа, цвета, плода переходит на пространство огромного земного пространства:
    Они не видят и не слышат,
    Живут в сем мире, как впотьмах,
    Для них и солнцы, знать, не дышат,
    И жизни нет в морских волнах.
    Замкнутая жизнь плода «в родимом чреве» не даёт ему возможность ощутить всю красоту и гармонию, царящую в природе. Он не осознаёт, что мир вокруг него дышит, живёт и радует тех, кто слит с ним воедино:
    Лучи к ним в душу не сходили,
    Весна в груди их не цвела,
    При них леса не говорили,
    И ночь в звездах нема была!
    Для закрытой, ограниченной разумом души неповторимый мир красок и звуков недоступен. Поэт не разделяет в четверостишиях времена года, природные явления и образы. Наоборот, он старается соединить их, для того, чтобы дать читателю прочувствовать всю полноту и цельность единой живой души мира. Окружающая природа — это солнечный, лучистый день и звёздная ночь, это моря, реки и леса, ведущие «языками неземными» разговор. Вслушайся в голоса природы, и в твоей душе расцветёт весна. Даже гроза, в реальной жизни столь опасное явление в стихотворении преображается и становится «дружеской». Постепенно мы начинаем понимать смысл, который поэт вложил в образное содержание стихотворения. Образы природы служат Тютчеву для воплощения его дум о человеке. Двойной смысл содержания — прямой, связанный с миром природы, и переносный, иносказательный, связанный с внутренним миром человека, подчёркивается самой композицией. Так в первой строфе поэт обращается напрямую к нам, читателям, говоря об ошибочности мнения о безликости природы. Стихотворение, таким образом, представляет собой своего рода композиционно-смысловую параллель. Так поэт говорит о человеческой слепоте и глухости в восприятии окруясающего мира:
    Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)

  5. Стихотворение. Детство Тютчева прошло в усадьбе Овстуг, в Москве и под­московном имении Троицкое. В семье царил патриархальный помещичий быт. Тютчев, рано проявивший способность к уче­нию, получил хорошее домашнее образование. Его воспитате­лем был поэт и переводчик С. Е. Раич, познакомивший Тютчева с произведениями античности и классической италь­янской литературы. В 12 лет будущий поэт под руководством своего наставника переводил Горация и писал в подражание ему оды. За оду «На новый 1816 год» в 1818-м был удостоен звания сотрудника Общества любителей российской словесно­сти.
    Если в первый период творчества Тютчев выступает как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогащается сложностью чувств и настроений.
    Для выражения сложного мира человеческой души поэт ис­пользует ассоциации и образы природы. Он не просто рисует состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы.
    Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его ха­рактерные пластические признаки, по которым он угадывает­ся. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.
    Не то, что мните Вы, Природа,
    Не слепок, не бездушный лик—
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    В этих четырех строчках сконцентрировано то истинное от­ношение к Природе, которое изначально присуще нашей рус­ской цивилизации. Ее особенность и уникальность заметил еще Данилевский в начале 60-х годов прошлого века. А через 70 лет подобное утверждение повторил Тойнби. Лучше ска­зать, воспитание в единстве с Природой — прекрасное воспи­тание.
    В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия. Человеческое «Я» по отношению к природе — не капля в океане, а две рав­ные беспредельности. Внутренние, незримые движения чело­веческой души созвучны зримой диалектике явлений природы.
    Вы зрите лист и цвет на древе:
    Иль их садовник приклеил?
    Иль зреет плод в родимом чреве
    Игрою внешних, чуждых сил?..
    Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой кра­сок, цветных образов.
    Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художест­венном образе интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным гром­ким восклицаньем» и т. п.)
    И языками неземными,
    Волнуя реки и леса,
    В ночи не совещалась с ними
    В беседе дружеской гроза!
    Эти особенности поэтического стиля Тютчева читатели мо­гут наблюдать при чтении его лирики. Интерпретируя тютчев­ские тексты о природе, необходимо не только обратить внимание на их философский характер, но и проследить эво­люцию смыслов и настроений.
    Не их вина: пойми, коль может,
    Органа жизнь, глухонемой!
    Души его, ах! не встревожит
    И голос матери самой!..
    Поэзия Тютчева определялась исследователями как фило­софская лирика, в которой, по словам Тургенева, мысль «ни­когда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, про­никается им, и сама его проникает нераздельно и неразрыв­но».

  6. Анализ стихотворения Тютчева “Не то, что мните вы, природа…”
    Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихи Ф.И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.
    Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстаёт как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик-
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Стихотворение “Не то, что мните вы, природа” написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придаёт более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы.
    Они не видят и не слышат,
    Живут в сём мире, как впотьмах…
    В строках стихотворения виден поэт особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Всё в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, всё говорит с ним “понятным сердцу языком”.
    Стихотворение начинается со слова “не”, чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. “Душу”, жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех её проявлениях, в стихотворении мы видим те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.
    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на “и”, “а”, и “о” придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно же оно звучит благодаря употреблению устаревших слов (“лик”, “чрево”, “древо”) и ударения (“приклеил”) Особая же смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры:
    Вы зрите лист и цвет на древе:
    Иль их садовник приклеил?
    Иль зреет плод в родимом чреве
    Игрою внешних, чуждых сил?..
    Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение (“Солнцы не дышат”, “ не совещалась в беседе дружеской гроза”), метафоры (“весна не цвела”, “ночь нема была”), сравнения (“живут в сём мире, как впотьмах”). Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придаёт художественной речи нужную авторскую интонацию.
    В стихотворении “Не то, что мните вы, природа” мы видим отточия. Эти строки в своё время были изъяты цензурой, а в последствие утеряны.
    И всё же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа – “голос матери самой”. Её образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.

  7. Анализ стихотворения – Не то, что мните вы, природа… Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихи Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия.
    Она редко предстаёт как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Стихотворение “Не то, что мните вы, природа» написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придаёт более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы. Они не видят и не слышат, Живут в сём мире, как впотьмах…
    В строках стихотворения виден поэт особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Всё в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, всё говорит с ним “понятным сердцу языком». Стихотворение начинается со слова “не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. “Душу», жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех её проявлениях, в стихотворении мы видим те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на “и», “а», и “о» придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным.
    Более торжественно же оно звучит благодаря употреблению устаревших слов (“лик», “чрево», “древо») и ударения (“приклеил») Особая же смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры: Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?.. Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение (“Солнцы не дышат», ” не совещалась в беседе дружеской гроза»), метафоры (“весна не цвела», “ночь нема была»), сравнения (“живут в сём мире, как впотьмах»). Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придаёт художественной речи нужную авторскую интонацию. В стихотворении “Не то, что мните вы, природа» мы видим отточия.
    Эти строки в своё время были изъяты цензурой, а в последствие утеряны. И всё же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что “глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа – “голос матери самой». Её образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.

  8. Тютчев – один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его творчество разностороннее и глубокое. В своих стихах Тютчев обращается к теме поэта и поэзии, к темам любви, народа и, конечно же, к теме природы. Природа у него – это особая жизнь; космос, который живет по определенным законам, и человек, как часть этого космоса, также подчиняется всеобщим законам мира. Однако, чаще всего, человек забывает о своей принадлежности к этому миру, людям свойственно воспринимать себя, как что-то исключительное. Тютчев обожествляет природу. Материалисты к концу девятнадцатого века старались отказаться от этого поэтического понимания природы. Но Тютчев противостоял этой идее всей душой. Своеобразным ответом материалистам стало стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» В этом лирическом произведении автор показывает всю красоту природы, ее живость. Он осуждает тех, кто не признал души в окружающем мире:
    Не то, что мните вы, природа;
    Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Тютчев понимает, что материалисты посредственны и живут одним днем: «Они не видят и не слышат, живут в сем мире, как впотьмах». Тютчевские пейзажные зарисовки неотделимы от человека, его душевного состояния, его чувств. И отрицание природы для Тютчева просто немыслимо. Поэт счастлив, что в его жизни природа оставалась тем естественным светом, который помогал ему жить и радоваться жизни. Автор противопоставляет себя материалистам:
    Лучи к ним в душу не сходили,
    Весна в груди их не цвела.
    При них леса не говорили
    И ночь в звездах нема была.
    Поэт идет, на мой взгляд, от «противного», говоря о том, чего не имели эти люди. Тютчев таким образом указывает на то, что сам имеет и чем богат:
    И языками неземными,
    Волнуя реки и леса
    В ночи не совещалась с ними
    В беседе дружеской гроза.
    Пейзаж Тютчева образен и точен. Поражает в стихах поэта мастерство деталей, имеющих исключительно большое значение в его поэтических миниатюрах.
    Стихотворение музыкально и пластично. Подобно живописцу, который кладет на холст мазок к мазку в естественной, живой их гармонии, с какой-то бархатной, грудной теплотой выговаривает Тютчев слоги своих стихов. Поэт обращается к своим оппонентам с риторическими вопросами:
    Вы зрите лист и цвет на древе
    Иль их садовник приклеил?
    И зреет плод в родимом чреве
    Игрою внешних, чуждых сил?
    В последней строфе автор обращается к невидимому собеседнику и своеобразно делает вывод:
    Не их вина, пойми, коль, может
    Органа жизнь глухонемой
    Увы, души в нем не встревожит
    И голос матери самой.
    Таким образом, можно утверждать, что в стихотворении присутствует не только лирический герой, но и оппонент, и невидимый собеседник-соратник.
    В стихотворении Тютчев прибегает к инверсии, которая способствует созданию величественного образа природы.
    Тютчев не награждает объект своих размышлений яркими эпитетами. Образность достигается глаголами, которые придают динамичность стихотворению (“лучи не сходили”, “весна не цвела”, “зреет плод”, “леса не говорили”, “ночь нема была”, “гроза не совещалась”).
    Образ природы так же создается за счет имен существительных, являющимися своеобразными признаками, которыми обладает природа: «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».
    Природа обладает своим языком, который способен понять и выучить не каждый:
    Языками незваными
    Волнуя реки и леса
    В ночи не совещалась с ними
    В беседе дружеской гроза.
    Но автор не обвиняет своих оппонентов, хотя считает этих людей глухими не только к окружающему миру, но и к самим себе, в первую очередь. Лирическому герою искренне жаль этих людей.
    В синтаксическом плане стихотворение представляет систему сложных и простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Таким образом, здесь можно говорить об эмоциональной возбужденности лирического героя. Риторические вопросы во второй строфе лишь утверждают и усугубляют бесчувственность материалистов.
    Тютчев тверд в своем понимании природы. Он обожествляет ее и делает неотъемлемой частью жизни поэта.

  9. Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейза­жиста, но и своя философия природы. Все в природе представ­ляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все гово­рит с ним «понятным сердцу языком». Стихотворение начина­ется со слова «не», чтобы сразу же оградить читателя от неверного понимания природы. «Душу», жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Сти­хотворение содержит те образы, из которых природа складыва­лась для самого Тютчева.
    Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный спо­соб рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на «и», «а» и «о» придает стихотво­рению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллите­рация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов («лик», «чрево», «древо») и ударения («приклеил»). Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры:
    Вы зрите лист и цвет на древе:
    Иль их садовник приклеил?
    Иль зреет плод в родимом чреве
    Игрою внешних, чуждых сил?..
    Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («Солнцы не дышат», «не совеща­лась в беседе дружеской гроза»), метафоры («весна не цвела», «ночь нема была»), сравнения («живут в сем мире, как впоть­мах»). Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчев­ской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию.
    В стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» есть отто­чия, заменяющие строки, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи — взаимоотношений че­ловека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а следо­вательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она — «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.[/sms]

  10. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстает как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного:
    Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах… Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком». Стихотворение начинается со слова «не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. «Душу», жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.
    Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на «и», «а» и «о» придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов («лик», «чрево», «древо») и ударения («приклеил»). Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры:
    Вы зрите лист и цвет на древе:
    Илъ их садовник приклеил ?
    Илъ зреет плод в родимом чреве
    Игрою внешних, чуждых сил?..
    Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («Солнцы не дышат», «не совещалась в беседе дружеской гроза»), метафоры («весна не цвела», «ночь нема была»), сравнения («живут в сем мире, как впотьмах»). Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию.
    В стихотворении «Не то, что мните вы, природа» есть отточия, заменяющие строки,, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она – «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.

  11. Многое в поэтике Ф. И. Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один сопоставлял явления природы с душевными переживаниями человека. Но в то время как у других подобный приём сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.
    Основная черта, преобладающая в лирических произведениях Тютчева, — это какое-то всеобщее предметное чувство, носящее космический характер. В то же время чувство имеет вполне объективный и реалистический характер. Тютчев ощущал себя частицей мира, а потому считал все чувства и настроения человека проявлением космического бытия как такового. Жизнь, явления и процессы, происходящие в ней, воспринимались поэтом как проявления самой природы, космоса, как состояния и действия живой вселенской души. Природа для него — сгусток страстей, сил, чувств, а отнюдь не мёртвый материал, послушный воле художника:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Так Тютчев начинает одно из своих стихотворений, созданное весной 1836 года. Это произведение в полной мере отражает те поэтические особенности, которые я прежде перечислил. Стихотворение передаёт на редкость живое и непосредственное чувство природы, царящее в сердце поэта. В нём нет ни мифологических образов, встречающихся в лирике Тютчева, ни явных олицетворений. Однако природа здесь рисуется как некое одушевлённое целое. И это не просто художественный приём. Только человек, искренне веривший в таинственную жизнь природы, мог с такой страстностью и убеждённостью говорить о её душе, свободе, любви и особом языке.
    Первая строфа — это идейная основа стихотворения, главное положение, которое поэт всем дальнейшим содержанием объясняет и доказывает. Не случайно второе и третье четверостишия композиционно отделены от остальных. Этим поэт делает интонационные и тем самым смысловые паузы, отделяющие одну мысль от другой. Он предлагает задуматься нам над сказанным. Следующие после начальной строфы строки рисуют яркие образы окружающего мира:
    Вы зрите лист и цвет на древе:
    Иль их садовник приклеил?
    Иль зреет плод в родимом чреве
    Игрою внешних, чуждых сил?..
    Поэт обращается к читателю с риторическим вопросом. Но с какой целью? Какую идею он хочет донести до нас, рисуя образы природы? Ответ на эти вопросы мы узнаем только в самом конце стихотворения.
    Замкнутая жизнь плода «в родимом чреве» не даёт ему возможность ощутить всю красоту и гармонию, царящую в природе. Он не осознаёт, что мир вокруг него дышит, живёт и радует тех, кто слит с ним воедино:
    Лучи к ним в душу не сходили,
    Весна в груди их не цвела,
    При них леса не говорили,
    И ночь в звездах нема была!
    Для закрытой, ограниченной разумом души неповторимый мир красок и звуков недоступен. Поэт не разделяет в четверостишиях времена года, природные явления и образы. Наоборот, он старается соединить их, для того чтобы дать читателю прочувствовать всю полноту и цельность единой живой души мира. Окружающая природа — это солнечный, лучистый день и звёздная ночь, это моря, реки и леса, ведущие «языками неземными» разговор. Вслушайся в голоса природы, и в твоей душе расцветёт весна. Даже гроза, в реальной жизни столь опасное явление, в стихотворении преображается и становится «дружеской». Постепенно мы начинаем понимать смысл, который поэт вложил в образное содержание стихотворения. Образы природы служат Тютчеву для воплощения его дум о человеке.
    Природа не раскроет свою душу тем, кто не верит и не хочет верить в неё. Не рационалистическое мышление, а чувство и созерцание способны приоткрыть двери в тайны мироздания и вселенской души.
    Не их вина: пойми, коль может,
    Органа жизнь глухонемой!
    Души его, ах! Не тревожит
    И голос матери самой!..
    В последней строфе Тютчев метафорично называет природу «органом». Он говорит, что человек, для которого жизнь «органа» беззвучна, не способен встревожиться даже голосом матери. Главная идея стихотворения «Не то, что мните вы, природа» состоит в призыве поэта раскрыть свою душу навстречу музыке, звучащей в окружающем нас мире.
    Интересно, как эта музыка звучит в самом произведении. Тонкий мастер, Тютчев не стремится блеснуть внешними эффектами и изысканностью формы. Поэт использует традиционный для его творчества размер — четырёхстопный ямб. В стихотворении нередки метрические перебои. Однако отступления от основного размера внутренне обоснованы, оправданы смыслом. Лишние безударные слоги придают произведению ритмическую выразительность, находящуюся в полном соответствии с содержанием. В стихотворении нет необычных слов и фраз. Простой, но мягкий поток слов приобретает звучание благодаря внутреннему смыслу стихотворения.
    Исключительная насыщенность мыслью и совершенство её художественного выражения делают стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» ярким и эмоциональным. Палитра цвета, полифония звука, многообразие чувств — вот что пытается донести до человека поэт.

  12. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстает как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного:
    Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах… Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком». Стихотворение начинается со слова «не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. «Душу», жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.
    Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на «и», «а» и «о» придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов («лик», «чрево», «древо») и ударения («приклеил»). Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры:
    * Вы зрите лист и цвет на древе:
    * Илъ их садовник приклеил ?
    * Илъ зреет плод в родимом чреве
    * Игрою внешних, чуждых сил?..
    Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («Солнцы не дышат», «не совещалась в беседе дружеской гроза»), метафоры («весна не цвела», «ночь нема была»), сравнения («живут в сем мире, как впотьмах»). Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию.
    В стихотворении «Не то, что мните вы, природа» есть отточия, заменяющие строки,, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она – «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.

  13. Тип: Сочинение
    Предмет: Литература
    Все сочинения по литературе »
    Язык: Русский
    Автор: 1
    Дата: 7 авг 2001
    Формат: RTF
    Размер: 5 Кб
    Страниц: 2
    Слов: 473
    Букв: 2823
    Просмотров за сегодня: 1
    За 2 недели: 4
    За все время: 202

    Тезисы:

    Стихотворение “Не то, что мните вы, природа” написано в форме обращения.
    В стихотворении “Не то, что мните вы, природа” мы видим отточия.
    В строках стихотворения виден поэт особого склада: философского.
    Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы.
    Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования.
    У него нет заглавия, что придаёт более глубокий смысл.
    Игрою внешних, чуждых сил?..
    И всё же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы.
    И если для них она безлика, то для Тютчева природа – “голос матери самой”.
    Её образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *