Сочинение на тему по картине васнецова баян

11 вариантов

  1. Сочинение по картине «Баян» Васнецова

    Великий русский художник В.М. Васнецов, всегда вдохновлялся былинными и сказочными сюжетами, которыми изобилует славянская мифология, и полотно «Баян» одно из таких творений.
    В центре картины зеленый холм, возвышающийся над просторами необъятных русских земель. На многие мили раскинулись густые леса, вдали тонкой лентой вьется река. Время суток точно невозможно назвать, но судя по сгущающимся облакам, кажется будто солнце, спрятанное за тучами, медленно, но верно клонится к горизонту. Тонкие веточки деревьев, покрытых молодой зеленью покачиваются на ветру, такие нежные и хрупкие, они символизируют юность, жажду жизни и надежду на лучшее.
    Темно-серое небо мрачно, белые облака, ведомые порывами ветра, неспешно идут хороводом.
    В центре холма полукругом, устроились князь со своей семьей и дружиной. Но несомненно, главный герой живописного творения, это слепой старец, вещун, поющий и ведущий летопись под звонкий напев гуслей. Фигура седовласого волхва отличается величественностью и грациозностью. Одет он в простые крестьянские одежды – рубаха с красной вышивкой, лапти, простые штаны, весь его облик, черты лица и внешний вид, говорит о том, что он близок к народу, и постоянно помогает и шествует своим дельным советом среди люда. Ведая таинственными тайнами, приоткрывая завесу прошедшего и будущего, поет он, взывая к богам, вознося свою молитву. Не столько многочисленных божеств, просит он воплотить свою мощь и ловкость, мудрость и бесстрашие, сколько людей, сидящих рядом с ним, людей, что пойдут против врага, защищая свои родные земли, свои семьи. Он советует всем разорившимся князям и братьям сплотиться перед опасностью вторжения грозного врага, незнающего пощады. И велит помнить о величии русских земель и сил истинного славянина, защищающего свой кров и семью ценой своей жизни.

  2. Центральный план картины заняли воины. Художник изобразил их сидячих на пригорке, где чистая и зелёная трава. Они расселись по кругу, где в самом центре сидит гордый и серьёзный князь Игорь, одетый в красивые одеяния, а рядом с ним сидит его юный сын Святослав. Такие собрания с дружиной отца, очень повлияли на будущее Святослава, и он стал отличным полководцем и воином. Прямо за ним сидит старый казак, это легко можно понять по его бороде, усам, одежде и отсутствия боевого обмундирования, он подпер свою голову рукой и с опечаленным взглядом смотрит вниз.
    Князь имел большую дружину воинов, но на картине изображено только 9 человек, включая старого казака, и ещё несколько голов воинов виднеется за пригорком. У всех воинов на голову одеты железные шлемы, кольчуги, у некоторых в руках большие железные щиты, у кого-то топор или сабля. Примечательно то, что все они одеты в идеально чистую одежду, и это старинная традиция, всегда перед важным боем одевать чистую одежду. А в центре их круга на каменной плите стоит большая деревянная чаша с двумя ложками. И это ещё один важный момент перед боем, обязательно нужно вкусно и сытно поесть.
    В правой стороне художник изобразил именно того самого Баяна, вокруг которого и собралась дружина. В Древней Руси Баянами называли сказателей, они рассказывали воинам о великих сражениях, тем самым настраивая их на победу. Художник отлично изобразил образ народного сказца, он одет в белый костюм с вышитыми золотыми нитками узорами, а на его ногах одеты лапти. Свои рассказы он сопровождает игрой на старинном музыкальном инструменте – гусли. На картине видно, как Баян очень эмоционально рассказывает, его лицо очень сурово и даже немного сердито, рот раскрыт так, как будто он кричит изо всех сил, а в глазах наблюдается всё та же суровость и одна его рука поднята вверх. Суровости к его виду добавляет его седые волосы, растрепанные по ветру и длинная борода.
    На заднем фоне картины расположился русский пейзаж. С одной стороны река, с другой лес и бескрайние поля. Небо на картине совсем не чистое, оно изображено в серых тонах, с облаками, затянутыми ветром.
    Всё изображённое на этой картине говорит о предстоящей битве воинов с врагами. А цель Баяна вдохновить воинов на удачную битву, но вот заставить их задуматься о чем-то важном и серьезном, у него точно получилось. И даже сейчас просто смотря на эту картину нельзя не задуматься о нашей истории.

    2 сочинение

    Русский художник Виктор Михайлович Васнецов прославился полотнами, посвященными теме русского фольклора, старины. Он всю жизнь увлекался народным искусством, росписью, деревянной резьбой, немало усилий прилагал к сохранению и возрождению традиций русского зодчества. Всем известны его живописные произведения, иллюстрирующие сказки и былины.
    Картина «Баян», созданная в 1910 году, связана с событиями, описанными в памятнике древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве».
    На высоком зеленом кургане князь Игорь и воины его дружины слушают вещего певца Баяна, под аккомпанемент гуслей исполняющего сказания о минувшем. На воинах блестящие шлемы и кольчуги, за их плечами алые «червленые» щиты с металлическими оковками, один из бойцов опирается на меч, а у другого в руке топор. С исторической точностью художник передает детали облачения и снаряжения древнерусских воинов. Лица бойцов княжеской дружины суровы и строги. О чем думают они, слушая вдохновенного Баяна? Вспоминают ли погибших в недавних схватках с врагом товарищей, пытаются предугадать, как сложится их судьба в новых битвах?
    В группе воинов выделяется сам князь Игорь. На его голове соболиная шапка, на нем богатый, расшитый золотом плащ. Он так же серьезен и сосредоточен, как остальные. Рядом с ним мальчик-подросток, его сын. Он не в боевом облачении, но уже то, что он находится рядом с опытными воинами, подчеркивает, что княжич – преемник воинской славы своих предков, его готовят к важнейшему делу в жизни мужчины – защите Родины. На ребенке одежда светло-голубого цвета, как бы символизирующая его чистоту, невинность.
    В кругу воинов выделяются воеводы, возглавляющие отряды княжеского войска. Это умудренные опытом седобородые могучие богатыри. Их красный и черный плащи вносят в цветовую палитру картины торжественность, яркость.
    Художник применил необычный прием: главный герой полотна, Баян, находится не в центре, а с краю, и всё внимание зрителя приковано не только к певцу, но и к тем, для кого он исполняет свои сказания. Белая одежда, седые волосы и борода Баяна выделяют его в кругу дружины князя. Одна его рука на струнах гуслей, а другая воздета в эмоциональном призыве, который должен быть услышан и понят воинами.
    За склоном кургана зритель замечает шлемы других бойцов, которые тоже слушают сказителя.
    Группу воинов художник расположил на высоте, словно приподняв их над окружающим пейзажем. Там, вдали, бескрайние дали полей, рек, озер, лесов – обобщенная картина той Руси, защищать которую и призвана дружина Игоря.
    Почти половину полотна занимает небо, закрытое огромными, летящими по ветру облаками. Белоснежные, кое-где темнеющие, они мчатся над землею, и кажется, вот-вот откроют просветы в ясную небесную лазурь.
    Когда мы смотрим на картину В.М.Васнецова, то испытываем одновременно и тревогу за то, как сложится судьба изображенных на ней воинов, и гордость за наших далеких предков, которые во всех войнах и испытаниях сохранили и сберегли русскую землю, русский язык, нашу культуру.

  3. Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник конца XIX начала XX века. Всю свою жизнь художник посвятил творчеству. Многие его картины написаны на былинно-историческую тематику, например, «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Богатыри» (1881—1898) и многие другие. Одна из таких работ – это картина «Баян». Она была написана немного позже в 1910 году и стала завершающей в цикле фольклорно-исторической тематике. Хотя наброски на холсте были сделаны еще в 1880 году. Предположительно картина создавалась на основе древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». В нем идет речь о походе князя Игоря в 1185 году против половцев.
    Картина создавалась в напряженной исторической обстановке, в воздухе пахло войной. Балканские события показали, что России не удастся остаться в стороне и придется вступить в войну. Так и Васнецов передал в своей работе ожидание предстоящей битвы. На картине преобладают мрачные серые тона, хмурое небо, с надвигающимися тучами, символизирует предстоящий тяжелый бой. Значимость этой битвы подчеркивается нахождением сына Игоря рядом с отцом. А, как известно, на Руси только в крайних ситуациях ребенка передавали отцу и отлучали от матери.
    О предстоящей битве говорят и воины в доспехах и с полным обмундированием. Князь одет в чистую парадную одежду, его лицо максимально сосредоточено. Он думает о сражении и всматривается вдаль. Тревожное состояние подчеркивается умелым художником в каждой детали, растрепанные волосы Баяна говорят о сильном ветре, о предстоящей буре. А вдалеке последние отсветы уходящего дня символизируют о последнем спокойном дне перед тяжелой битвой.
    Но русские воины не боятся сражения. Их статичные, спокойные позы подчеркивают решительность и смелость перед завтрашней битвой. Видно, как каждый воин сосредоточен, даже молодой будущий князь с тревогой смотрит вдаль. Но, несмотря на преобладание темный тонов на картине, художник изобразил несколько светлых веточек на склоне холма и милые белые ромашки, как символ надежды и спокойного будущего.
    Центральное место на картине занимает не главный герой Баян, как это было принято для того времени, а русские воины. Это своего рода новаторский прием художника. Так он хотел, чтобы зрители внимательно разглядели лица воинов, которым предстоит сражение. А сам Баян, вдохновляющий русских воинов, изображен в правой стороне полотна.
    Композиция картины проста. В центре расположен холм, на котором присели отдохнуть князь со своей дружиной и сыном. Слепой старец Баян эмоционально повествует свой рассказ и играет на гуслях. Он поет о героических событиях, чтобы воодушевить воинов. Лица героев задумчивы и возможно они представляют то, о чем поет Баян. Князь Игорь обеспокоен грядущей битвой, к тому же его сын рядом. Мальчик еще совсем мал и не участвовал в сражениях, однако воодушевленный рассказами Баяна, он так же как отец и все русские воины готов ринуться в бой. Старый казак за спиной мальчика держится за голову, возможно, он вспомнил свои былые сражения.
    Васнецов постарался изобразить и русскую природу. С одной стороны холма видно лес, с другой поле и речка. Сочная зеленая трава и яркие белые цветы – все мило и дорого русскому сердцу.
    Остановимся подробнее на образе Баяна. Как известно, Баян – это герой древнерусских былин и летописей, который олицетворяет умелого повествователя и сказителя. В «Слове о полку Игореве» он является главным персонажем. Именно это произведение Васнецов взял за основу. В образе Баяна художник хотел изобразить собирательный образ сказителя. Беловласый слепой старец в простой белой рубахе и в обычных лаптях держит в руках большие гусли. Так художник подчеркнул его связь с простым народом. Баян – единственный персонаж на картине в движении. У него широко открыт рот, рука высоко поднята вверх, а волосы развиваются на ветру. В своей песне Баян призывает древнерусских богов помочь защитить родную землю, восстановить мир и покой. Окружающие его воины сидят неподвижно, словно застыли, завороженные его громким голосом. Глядя на Баяна, но его мимику и жесты, можно представить с какой эмоциональностью он поет свою песню, как он заряжает энергией воинов перед битвой. Он напоминает дружине о прошедших боях, о стойкости русской земли, о сильном духе русского народа. Как известно, в той битве князь Игорь потерпел поражение. Именно поэтому Васнецов изобразил его задумчивым и полным сомнений, он как бы предчувствует печальный исход предстоящей битвы.
    Данная картина была представлена зрителям в 1910 году. Многие подвергли ее критике, другие же восторгались. Сейчас полотно находится в коллекции Государственного Русского музея Санкт-Петербурга и продолжает вызывать живой интерес у зрителей.
    ?Сочинение по картине В. Васнецова “Баян” (вариант-2)???

  4. Виктор Васнецов прославился своими полотнами, изображающими Древнюю Русь. Ключевые фигуры того времени были изображены на его картинах, не стал исключением и великий сказитель и пророк Баян. Картина написана по мотивам произведения «Слово о полку Игореве».
    Когда смотришь на эту картину, сразу чувствуется тревожная и гнетущая атмосфера. Пасмурное небо, сильный ветер, который гонит облака и развевает волосы старца, а также преобладание темных оттенков отражает чувство надвигающейся опасности. Но, в то же время, на втором плане показана необъятная красота русской земли – бескрайние луга, величественный лес, широкая лента реки, холмы, усеянные молодыми деревцами и редкими цветами. На переднем плане в центре холма сидит князь со своим сыном и свитой, а справа от него изображен Баян, напутствующий князя с его дружиной на ратные подвиги и победу в бою. Сам князь и его люди одеты в богатые одежды и доспехи, а пророк наоборот одет в простую рубаху с вышивкой, штаны и лапти. Примечательно место, где сидит сказитель: не в центре, а с краю от князя и его людей. Такое расположение показывает, что неважно как он одет и как выглядит, ведь старец – слепой, а важна лишь мудрость сказанных им слов, те напутствия и пожелания удачи. Однако не только это говорит старик, возможно, он рассказывает что-то о былых временах и героях, потому что во время его рассказа все смотрят вдаль, погруженные в свои мысли и воспоминания. Например, князь переживает за своих людей и их участь в предстоящем бою, молодой княжич раздумывает, какой будет его первая битва бок о бок с отцом, старый казак позади князя может быть вспоминает о прошлых сражениях, а воины думают о своих семьях и ждут возвращения домой. Однако всех людей на картине объединяет любовь к родной  земле и желание ее защитить. Глядя на картину, можно ощутить тревогу не только изображенную на полотне, но и ту, которая сопровождала художника во время работы.
    Полотно показывает важность единства и сплоченности между людьми, их нерушимость за счет поддержки друг друга. Картина напоминает зрителю о красоте его родной земли и о том, что нужно беречь мир на этой земле.

  5. 5
    Текст добавил: о_О ~FannY cRaZzzzY GiRL~ О_о

    9 класс
    Когда смотришь на картины Виктора Михайловича Васнецова, чувствуешь гордость, которая переполняла великого художника, за свое отечество. Появляется это ощущение и глядя на картину «Баян». Возможно, полотно не может передать нам замысел автора словесно, но мы всегда имеем возможность понять смысл, приглядевшись ко всем деталям и образам на картине.
    Может показаться непонятным почему главное действующее лицо — сказитель Баян сидит не по центру. Но вряд ли художник сделал так случайно. В любом мазке автора кроется глубокий замысел. Васнецов хотел донести до нас, что важен не облик Баяна, а его сказания. Потому и собравшиеся люди не смотрят на старца, а погружены в собственные мысли.
    Вся природа будто декорации к рассказу старца — тучи на небесах и ветер только дополняют сказания о сражениях на Руси, о подвигах русского человека. Сосредоточенные лица собравшихся заставляют думать, что сказанное Баяном прибавляет им решимости и воинственности. Наверное, совсем скоро воины пойдут на бой, и сказитель дает им уверенность, настраивая на победу, повествуя о защитниках земли русской.
    Почти все собравшиеся — воины. Мальчик, расположившийся рядом с князем, наверное, его сын, которому суждено когда-то стать правителем. Слушая Баяна, он становится серьезнее, начинает понимать, что нужно будет делать в будущем. За внешним спокойствием князя скрывается беспокойство — скоро предстоит важное сражение и князь поведет своих воинов за собой. Если он не вернется с поля боя, этот ребенок должен будет стать правителем.
    Что хотел донести до нас Васнецов? Наверное, каждый найдет на холсте что-то свое. Для меня картина «Баян» — это символ уверенности и решительности людей, их готовность защитить свою родину. Не зря на картине изображены русские просторы: леса, поля, реки. Все это необходимо сохранить и защитить для будущих поколений. И уже другой сказитель расскажет людям о свершениях воинов, что изображены на картине. Именно они сохранили нашу Родину, благодаря им мы все живы.

    Сочинение по картине Васнецова Баян 9 класс 2 вариант

    В основе картины Васнецова «Баян» — один из былинных одноименных героев. Он знаменит тем, что был умелым сказителем. Кроме того, этот герой упоминается в «Слове о полку Игореве». Васнецов никак не мог обойти стороной столь яркую личность, чтобы не написать картину. Ведь, как известно, этот художник славится работами, посвященными русским сказкам, былинам.
    В центре картины – холм, на котором и расположились с дороги уставшие воины. Они внимательно слушают слепого старика, который им повествует сказание. При этом он играет на гуслях. Воины очень внимательно и сосредоточенно его слушают. Рассказ Баяна их буквально захватил своим интересным сюжетом. К тому же, старец умеет рассказывать интересно, что просто заслушаешься. Некоторые дружинники смотрят куда-то вдаль, представляя героев своей Родины, ее прошлое. Воины буквально видят их наяву, так сосредоточенно они смотрят и представляют героические поступки таких же воинов, как они сами.
    В самом центре этой группы сидит князь. Лицо его выглядит суровым. Он, как и все остальные, внимательно слушает слова старика. Рядом с князем сидит его сын, который еще слишком молод для сражений, но слушает он не менее внимательно. Его взгляд также устремлен вдаль. Наверное, он представляет себя храбрым воином. Будто он сам участвует в боях за родную землю, за ее свободу и независимость. За его спиной стоит старый казак. Он слушает старца, подперев голову руками. Видно, он вспоминает времена своей молодости, когда принимал непосредственное участие во многих боях за Русь.
    Вокруг этих действующих лиц изображена русская земля. Просторы ее бесконечны. Видны молодые деревья, которые делают картину буквально «живой». Они будто говорят о том, что жизнь все время идет вперед, появляются новые поколения. Художник изобразил над головами слушателей и сказителя серое небо. Кажется, что даже оно слушает Баяна. Его длинные волосы треплет ветер. От этого картина получилась необычайно реалистичной.
    Картина «Баян» пропитана любовью к русской земле, благодарностью воинам за их славные победы во время защиты своей отчизны от непрошенных гостей.

    Сочинение по картине Васнецова Баян 9 класс 3 вариант

    Восхищаясь событиями русской истории, многие писатели, художники, композиторы и другие творческие люди посвящали свои труды именно мотивам исторических сказов и легенд. Одним из таких людей был Виктор Михайлович Васнецов, который полностью посвятил своё творчество событиям русской истории. Художник всегда восхищался великой мудростью, силой, храбростью. Именно эти качества русского человека воспевал в своих изобразительных холстах, многие из которых сейчас хранятся в Третьяковской галереи и в Санкт – Петербургской галереи и в Русском музеи. Одной из самой знаменитой и известной картиной Виктора Михайловича Васнецова является «Баян».
    Картина «Баян» написана в середине творческих лет Виктора Михайловича. В этот период он был сильно увлечен преданиями, мифами, легендами о русских богатырях. Васнецова также интересовало то, как после тяжелых сражений богатыри отдыхают. К сожалению, сохранилось очень мало достоверных исторических источников о жизни русских богатырей, поэтому большинство информации для написания своих знаменитых картин Виктор Михайлович заимствовал из летописей и устных народных рассказов и преданий. Этого было вполне достаточно для написания целого ряда картин о русских богатырях и их сражениях за Русь.
    Картина «Баян» содержит в себе много разных персонажей, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку. Поэтому складывается общность и целесообразность картины «Баян». Главный персонаж и действующее лицо расположено не в центре, как привык зритель, а сбоку. Этим главным героем является гусляр, который забавляет всех остальных народными преданиями, сказками, мифами, легендами, а также игрой на музыкальном инструменте. Все остальные действующее герои внимательно и вдумчиво слушают рассказчика. У них хорошее настроение. Сидя на возвышенности, после трудного и тяжелого боя, они набираются сил, чтобы продолжить защищать родную землю русскую.
    Кстати, большинство из тех, кто изображен на картине – богатыри, одетые в русские народные доспехи. В их руках мечи, которыми они поражают своих врагов и соперников русского народа. Остальные это простые люди, скорее всего жители окрестных деревень сёл. Может быть, они пришли встретить богатырей и послушать рассказы гусляра.
    Картина вызывает чувство гордости за тех, кто защищал Русскую землю в самом начале её зарождения. Велик подвиг русских богатырей для современного мира.

  6. Сочинение по картине Васнецова «Баян»
    Знаменитый русский художник Васнецов Виктор Михайлович написал много прекрасных картин, посвящённых жизни Древней Руси и её героям. Но моим самым любимым произведением этого художника, несомненно, является картина «Баян». Это полотно очень напоминает мне «Слово о полку Игореве», так же как и картина, они глубоко связаны с культурой Древней Руси, фольклором. В то время страна была раздроблена на различные княжества, шли постоянные войны.Картина Васнецова Баян
    На картине Васнецова «Баян» изображен великий князь Игорь и его многочисленная свита. Они слушают Баяна, который напутствует воинов перед походом, благословляет их, поднимая своими речами боевой дух перед грядущими сражениями. Старец Баян предстаёт перед нами в скромном одеянии – он стоит перед другими персонажами полотна в тунике и в лаптях.
    Перед ним сели воины во главе с князем Игорем. Все слушают его внимательно, напряжённо. У каждого доспехи и оружие. Великий князь облачён в бардовый плащ, его взгляд устремлён за горизонт. В «Слове о полку Игореве…» рассказывается о том, как плохо, когда нет единства. Именно в этом причина поражения князя – он пошёл в поход один.
    На картине Васнецова «Баян» можно увидеть преимущественно тёмные тона. Автор пытался показать, как заходит солнце, которое не пророчит полку князя Игоря ничего хорошего. И не только природа выглядит тёмной, даже одежда дружинников специально затемнена художником.
    Картина Васнецова «Баян» очень точно передаёт быт и дух Древней Руси. И в этом её прелесть!

  7. Виктор Васнецов известен всему миру как автор замечательных исторических картин, оживляющих различные сказочные и былинные сюжеты. Остался художник верен своей манере и в картине “Баян”, написанной мастером в 1910 году. На этом полотне мы видим группу витязей-богатырей, защитников нашей земли, которые тесной группкой сбились на вершине небольшого лысого холма и напряженно внимают пронзительной песне народного певца-сказителя Баяна. Считается, что источником вдохновения для художника при написании этой картины стало древнерусское придание “Слово о полке Игореве”и центральное место среди витязей занимает сам князь Игорь, который также как и все внемлет песням Баяна, но взгляд его тверд и устремлен вдаль, он словно прозревает в словах песни будущее, видит скорые битвы и ворогов. Это короткий миг отдыха, который выпал на долю мужественных витязей и его краткость подчеркивается грозовыми предзнаменованиями картины. Это мрачные темные тучи, которые заполнили небо и словно со всех сторон окружающие группку воинов на высоком холме, это развивающиеся на ветру волосы певца и его вскинутая в предостережении вверх рука. Очень тревожное ощущение опасности пытался передать этой картиной художник и это ему полностью удалось. Природа в этой картине занимает второстепенное место, если не считать конечно небо, травка, цветочки не играют особой роли в сюжете, разве что поникшие веточки можно рассматривать как еще одно предостережение. Главное в этом полотне воины и певец. Именно вокруг тесной группки этих людей накапливается эмоциональный фон картины, мрачное спокойствие, которое особенно трогательно в лице сидящего рядом с Игорем юноши, почти мальчика, который задумался о словах песни, а может о собственном будущем, но который вместе с тем полон решимости не подвести и соответствовать образу великого русского воина. Интересной представляется и чаща с ковшиками, которая стоит на камне в центре группы воинов, она видимо символизирует воинское братство, когда каждый воин по традиции должен испить из одной чаши, чтобы во время битвы стать единым целым, стать друг другу братьями.

  8. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян».
    Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 г. в чувашском селе Уржумской волости Вятской губернии (ныне — в Кировской области), в семье православного священника. Себя он считал скифом. Учился живописи в Петербурге – сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения, затем в Академии художеств.
    Художник любил гулять по Ахтырским полям, и казалось ему, что полям этим конца-краю нет. Налетит ветерок, на мгновение потемнеют светлые краски поля — и вновь заблещут, как ни в чем не бывало. Жарко заволнуется нежно-желтое море ржи, и оживут тысячи васильков, откуда-то послышится песня, ее слов не разберешь. Это сквозь века доносится песнь легендарного баяна – древнерусского певеца-сказителя. Может именно эту песнь слышал Васнецов, когда в его душе рождался народный сюжет, впоследствии ставший полотном картины «Баян».
    Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время «Богатырей». Баян – имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.
    На первый взгляд картина производит несколько мрачное впечатление. Практически половину холста занимает пасмурное небо, выполненное в основном в серых тонах. Хотя серый цвет палитры не помешал художнику гармонично смешать его с красными оттенками, что с легкостью позволяет определить , что действие происходит на закате. Это хорошо соотносится с русской пословицей : «Делу – время, а потехе – час». Умело показано, что это не «рабочее время», а именно вечерний досуг русских богатырей-дружинников несущих службу. Доступная взору местность является типичной для средней полосы России. Желто-зеленый окрас травяного покрова и плавные переходы оттеков заставляют невольно перенестись в те места. Можно также отметить на холсте наличие нескольких веточек молодых деревьев, что придает изображению еще большую живость и реалистичность.
    Ключевым моментов картины, естественно, являются люди. Главенствующее место, как и полагается, занимает князь. Рядом с ним находится его дочь и старый казак, видимо тоже высокого и почетного чина. Они сидят прямо напротив баяна, в то время как остальные воины расположились вокруг них. На лицах зрителей можно увидеть различные эмоции. Кто-то испытывает грусть, кто-то призадумался, а кто-то просто слушает, но все проявляют неподдельный интерес к рассказчику. Отдельное внимание стоит уделить непосредственно образу самого баяна. Первое, что бросается в глаза, это возраст сказителя. Это не просто актер, а умудренный временем старец, повидавший многое на своем веку. Волосы баяна развиваются на ветру, что также придает особую динамику изображению. Исконно русское белое одеяние старца еще раз подчеркивает классику жанра, в котором «работает» артист. Да! Не вызывает сомнений, что самозабвенный рассказчик повествует о военных походах великих воинов, о славе мудрых русских князей, которая разносится по всем заморским странам, о природе-матушке, которая кормит и поит могучих богатырей… Инструмент баяна старый и изрядно потертый, создается впечатление, что старец никогда с ним не расстается во время своих странствий и мытарств.
    Есть на картине также элементы, хоть и не явно скрытые, но ускользающие от нас при первом рассмотрении полотна. Так, например, это чарка с вином и воткнутое рядом копье. При этом можно заметить, что чарка просто стоит, слушатели не проявляют особого интереса к хмельным напиткам, что является явным нравственным показателем людей того времени. Копье же – здесь символ силы русских богатырей. Можно заметить, что оно не просто слегка держится, а глубоко «сидит» в земле. Только у истинного воина хватит духу так вогнать оружие в твердую поверхность. Еще один такой элемент картины – витязи, идущие к «сцене» на заднем плане. Возможно, они не сразу заинтересовались происходящим, но послушав немного издалека, все-таки решили подойти поближе.
    «Баян» – одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Умело подобранная композиция и палитра, а также несколько грубоватое исполнение пейзажных деталей заставляют не просто проникнуться сюжетом картины, а оказаться, как бы одним из слушателей баяна – рассказчика, историка и пророка в одном лице. Противоречивое впечатление спокойствия и одновременно надвигающейся бури охватывает сознание при внимательном изучении картины. Величественность и эпичность сюжета поистине мастерски переданы В.М. Васнецовым в его бессмертном творении «Баян».

  9. Картина «Баян» освещает широко известный сюжет о древнерусском певце Баяне. Об этом слепом гусляре, хранящем в своей памяти многие важнейшие события истории Руси, мы знаем, прежде всего, из «Слова о полку Игореве». Васнецов прославляет старого Баяна.
    На картине Баян располагается не в центре, поскольку на вершине холма, где происходит основное действие, сидит князь и его ближайшие дружинники. Взоры практически всех воинов обращены на этого старца, он завладел вниманием всех присутствующих, которые собрались не только на холме, но и за ним. Мы смутно различаем лица воинов, стоящих на заднем плане полотна. И мы понимаем, что этих воинов очень много. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников.
    Баян запечатлен художником во время исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, его глаза, направлены куда-то вдаль, «в» те события, о которых поет знаменитый гусляр.
    Большие гусли почти полностью закрывают тело Баяна, одной рукой он водит по струнам, а другой свободно и широко размахивает, помогая себе в своем рассказе. И эти движения героя помогают понять величие и масштаб его рассказов.
    Мы понимаем, что Баян – безусловный авторитет. Его уважают и все воины, сидящие вокруг, и сам князь. Глаза предводителя воинов устремлены на поющего старца. Князь задумчив. Мне кажется, он испытывает гордость за свою державу, чувствует ответственность за то, чем он владеет и правит.
    Интересно, что почти все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания.
    А вот песни слепого гусляра вдохновляют воинов на новые победы, на новые подвиги. Об этом свидетельствуют лица дружинников.
    Старик полностью погружен в себя, мы понимаем, что рассказы Баяна всколыхнули в нем море воспоминаний. Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.
    Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое.
    И делает он это не в самые простые для России времена. Мне кажется, что воинам, собравшимся вокруг Баяна, предстоит серьезная битва. По-видимому, отчизне снова, как это не раз уже бывало, угрожает какая-то опасность. Об этом свидетельствует, как мне кажется, суровое, предгрозовое небо, занимающее практически половину картины.
    На заднем плане полотна мы видим небольшое озеро, реку, лес.
    Русским воинам предстоит важная битва, они как бы просят благословления, и защиты у Баяна.
    В целом, картинаВ.М. Васнецова «Баян» – «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.

  10. Сочинение по картине В.Васнецова «Баян»
    Цели:
    Кратко познакомить учеников с творчеством художника В.Васнецова
    Сделать анализ картины «Баян»
    Развивать связную речь учащихся, логическое мышление, кругозор
    Воспитывать эстетические вкусы школьников
    Ход урока
    Организационный момент.
    Постановка темы и целей урока.
    Вступительное слово учителя о живописи.
    – Сегодня мы поговорим о живописи. Это вид искусства, который наряду с кино и музыкой, театром и литературой отражает мысли и чувства человека, его настроение. Многие произведения живописи созданы на основе реальных исторических событий, другие иллюстрируют художественные произведения.
    – Какие жанры живописи вы знаете? (натюрморт, пейзаж, портрет)
    4. Слово о художнике.
    – Сегодня мы познакомимся с творчеством художника В.Васнецова.    Давайте узнаем некоторые факты из его биографии.
    ( заранее подготовленный ученик рассказывает о Васнецове)
    5. Работа по картине «Баян».
    – Рассмотрите внимательно картину «Баян».
    – Почему произведение Васнецова называется «Баян»?
    – Кто на ней изображён?
    – В какой момент изображены воины?
    – Кто изображён на переднем плане картины? На заднем?
    – Что вы можете сказать о фоне картины?
    – Какие тона выбирает художник для своего полотна? Почему?
    – Можно ли связать картину «Баян» с произведениями русской литературы? С какими именно? Почему?
    6. Словарная работа.
    Мировоззрение художника, древнерусская литература, одежда дружинников, талантливый музыкант, колорит картины, насыщенные тона, плащ баяна, восхищаться живописью, вещий напев, былинные богатыри.
    7. Составление плана сочинения- описания картины.
    1. Основные группы героев картины.
    2. Главный герой картины:
    А) одежда;
    Б) поза;
    В) выражение лица.
    3. Фон картины. Описание неба и земли.
    4. Связь картины В.Васнецова «Баян» с русской историей и литературой.
    8. Самостоятельная работа учащихся – написание сочинения по картине «Баян».

  11. Знать историю своего народа, самые важные и значимые события – это долг каждого человека, который неравнодушно относится к судьбе своей Родины. Одним из таких примеров является картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Баян», которая является как бы безмолвным повествованием к «Слову о полку Игореве».
    Главным героем картины является слепой старец Баян, который ведёт своё сказание для воинов, сопровождая его игрой на гуслях. Художник изобразил его в стороне, однако он первым невольно приковывает к себе взгляд зрителя. Его общий внешний вид, одежда, седая борода и волосы, развевающиеся на ветру, немного сутулая спина, но главное – поднятая рука, наталкивает на мысль, что этот сказитель к чему-то призывает всех собравшихся. А на холме собрались князь с сыном и вся его дружина воинов. Все они выглядят очень величественно, одеты в хорошие, дорогие одежды, что отличает их от слепого старца.
    Действия происходят вечером перед боем во время солнечного затмения, что является плохим знаком. Это заметно по потемневшему небу. Можно предположить, что это предчувствуют воины и это очень сильно тревожит их. Лица у всех героев картины задумчивые, чем-то озадаченные, их взгляд устремлён вдаль, никто не смотрит на старца. Даже сын князя, будучи ещё совсем ребёнком, сидит с задумчивым видом. Может в силу своего возраста он ещё не понимает всей опасности предстоящего боя, а может, наоборот, детское сердце предчувствует что-то недоброе.
    Слепой старец своё сказание ведёт в виде пения, пытаясь внушить воинам уверенность в своих силах, прогнать страх и тревогу. Он призывает всех собравшихся к сплочению, единству в своих действиях во имя победы. Доказательством является копьё, воткнутое в центре холма, это знак решительности. Сказитель воспевает про родную землю, красоту родной природы, про мирную жизнь. Недаром художник изобразил яркую зелень холма с луговыми цветами, а за холмом леса и поля. Этим он как бы призывает воинов к стремлению к победе для дальнейшей жизни на прекрасной русской земле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *