Сочинение на тему недаром помнит вся россия к 200 летию лермонтова

10 вариантов

  1. http://www.ctege.info – подготовка к ЕГЭ Подготовка к итоговому сочинению по направлению «НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ…» Рекомендации, советы, примеры. 2014/2015 учебный год Работаем по первому
    направлению тем
    итогового сочинения
    2014-2015
    1. «Недаром помнит вся
    Россия…» (200-летний
    юбилей М.Ю. Лермонтова)
    Темы сочинений, сформулированные на
    материале творчества М.Ю.
    Лермонтова, нацеливают на
    размышления о своеобразии творчества
    М.Ю. Лермонтова, особенностях
    проблематики его произведений,
    специфике художественной картины
    мира, характерных чертах
    лермонтовского героя и т.п.
    Какими могут быть темы по этому направлению (ВСЁ ПРИМЕРНО!!!)
    1.
    `Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…`
    2.
    Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    8.
    9.
    `А что такое счастие?` Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова `Герой
    нашего времени`
    Имя Лермонтова на карте России
    `Лермонтов и Кавказ`, `Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ…`, `
    То сердце, где кровь кипела…`
    `…Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди
    которых ему случается жить;…
    Я думал: жалкий человек
    Согласны ли вы с утверждением Печорина: “Один из друзей всегда раб
    другого…` ?
    `В наш век все чувства лишь на срок`. Можно ли оценивать афоризмом
    М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?
    10. Что в имени тебе моём?
    11. `Большое видится на расстоянье`. Антивоенный пафос стихотворения М. Ю.
    Лермонтова `Валерик`
    Ещё 24 мая 2011 года был издан «УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    О ПРАЗДНОВАНИИ 200-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА».
    А в текущем году мы всей страной, всей мировой общественностью обращаемся к творчеству
    великого человека.
    Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в мировой литературе. Он погиб, не
    дожив до 27 лет, но успев создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих
    писателей. Гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир»
    выросла из лермонтовского «Бородина».
    Порядка трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических
    произведений составляют неприкосновенный запас русской культуры. Кроме того, Михаил
    Юрьевич был художником, создавшим более десятка картин маслом, более пятидесяти
    акварельных работ, свыше трехсот рисунков. Он был одарен удивительной музыкальностью –
    играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
    «Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, – писал И. Андроников, – Лермонтов
    исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть
    историю его души и понять его как поэта и человека…»
    К 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова проводятся театральные фестивали, издаётся
    трехтомное собрание сочинений поэта, альбом «Лермонтов – художник» с его акварелями.
    Союз Дизайнеров России объявил конкурс «Плакат-Открытка» к 200-летию со дня рождения М.Ю.
    Лермонтова.
    Межвузовский конкурс экслибриса «Первые шаги – 2014» также посвящён 200-летию поэта.
    Министерство культуры РФ инициировало творческий конкурс на лучший сценарий к
    полнометражному художественному фильму о великом русском поэте, участие в котором смогут
    принять как маститые мэтры, так и малоизвестные авторы.
    Как готовиться к сочинению по этому направлению?
    Безусловно, самое главное здесь – хорошее знание фактов
    жизни М. Ю. Лермонтова и его творчества. Поэтому имеет
    смысл вспомнить и биографию поэта, и произведения,
    которые мы изучали в школе. Даю ссылки, по которым вы
    можете освежить свои знания:
    http://tvorilife.com/lermontov-mihail-yurevich-biografiya.html;
    http://www.mlermontov.ru/zizn_tvorchestvo (краткая
    биография поэта);
    http://literature.do.am/publ/12-1-0-76 ,
    http://www.pandia.ru/text/77/28/97450.php (Лермонтов и
    Кавказ)
    http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/plm/plm-001-.htm (Имя
    Лермонтова на карте России)
    Произведения М. Ю. Лермонтова, которые мы изучали в
    школе
    Лирика
    1.
    2.
    3.
    4.
    «Бородино» «Парус» «Тучи» «Листок»
    «На севере диком…»
    «Утес»
    «Три пальмы»
    5.
    «Когда волнуется желтеющая нива…»
    6.
    «Молитва»
    7.
    «Ангел»
    8.
    «Осень»
    9.
    «Смерть Поэта»
    10.
    «И скучно и грустно»
    11.
    «Дума» «Поэт»
    12.
    «Родина» «Пророк»
    13.
    «Нет, не тебя так пылко я люблю…»,
    14.
    «Нет, я не Байрон, я другой…»
    15.
    «Расстались мы, но твой портрет…»
    Произведения М. Ю. Лермонтова, которые мы изучали в
    школе
    1.
    2.
    Поэмы
    «Песня про царя Ивана Васильевича,
    молодого опричника и удалого купца
    Калашникова»
    «Мцыри»
    Роман «Герой нашего времени»
    ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАЙДЁТЕ ЗДЕСЬ:
    http://ilibrary.ru/author/lermontov/l.%C3/index.html
    Помните, что темы предложенные ЗДЕСЬ, примерные. На
    самом сочинении они могут звучать иначе, поэтому важно
    знать основные темы и мотивы творчества М.Ю.
    Лермонтова.
    Основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова:







    тема судьбы поколения (отрицание существующей
    действительности, бездуховность общества);
    тема одиночества (мотив непонятости, усталости и
    безысходности);
    тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск
    идеалов в прошлом);
    тема природы (природа как одухотворенная красота и как
    отражение трагических моментов жизни человеческой души);
    тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие
    любви, поиск духовной близости и понимания);
    тема самопознания (противоборство земных и небесных сил,
    мотив духовных посков);
    тема избранности (судьба поэта и его творений).
    Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:





    жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник»,
    «Пленный рыцарь);
    разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с
    окружающим миром («В минуту жизни трудную…», «И скучно и
    грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда
    волнуется желтеющая нива…»);
    любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я
    люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»);
    критика самодержавия и светского общества («Прощай,
    немытая Россия…», «Смерть поэта»); осмысление судьбы
    своего поколения («Дума»); положение народа и Родины
    («Родина», «Бородино»);
    трудность поэтического призвания и высокое предназначение
    поэзии («Я жить хочу! хочу печали…», «Не обвиняй меня,
    Всесильный…», «Поэт», «Пророк»).
    Система подготовки к выпускному сочинению
    активно разрабатывается учителями. Несколько
    работ вы можете найти здесь:
    http://www.proshkolu.ru/user/ninsa/folder/914023/
    и здесь:
    http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn-p1ai/index.php/100-sochinenij-dlya-ege .
    Мы же попробуем рассмотреть самые сложные, на
    мой взгляд, темы из того, что имеем, например, `А
    что такое счастие?` Тема любви в произведении
    М.Ю. Лермонтова `Герой нашего времени`
    Сочинение
    Счастье… Любовь… Кто из нас не задумывался над этими понятиями? Кто не
    мечтал встретить на своём пути большую любовь, обрести счастье? Любовь и
    счастье стали предметом размышления и самого великого Лермонтова, и
    главного героя его знаменитого романа «Герой нашего времени» Печорина.
    Лермонтов создает удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» в
    последние годы своей недолгой жизни (1838 – 1841), в нём рисует портрет
    своего современника, его мысли, чувства, искания.
    Печорин размышляет о любви, вернее, о своей неспособности любить понастоящему. На его жизненном пути встретились прекрасные женщины,
    достойные и счастья, и любви, но он приносит им лишь беду. Прекрасен образ
    черкешенки Бэлы. Гордая горянка, влюбившись, полностью растворяется в своём
    чувстве, любит искренне, беззаветно. Но её любовь обречена: добившись
    ответной любви, Печорин быстро охладел к девушке, ибо для него «любовь
    дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие
    одной так же надоедают, как и кокетство другой». В конце повести Бэла
    погибает от руки Казбича, мне кажется, что для неё , как это страшно не
    звучит, это избавление: для неё будет трагедией осознание того, что Печорин
    не любит её, он не раба его, жить способна лишь ради любимого.
    Вот на жизненном пути Печорина встречается девушка-ундина. Героя
    поражает её красота, он готов на любовное приключение, но встретились два
    сильных характера, и эта история едва не закончилась для Печорина трагично.
    Печальна судьба другой героини романа – княжны Мери. Она, в отличие от
    Бэлы, принадлежит высшему свету. Печорин знакомится с княжной в
    Пятигорске, на минеральных водах. Он начинает волочиться за Мери от скуки.
    Сблизившись с княжной, Печорин, сам того не желая, проникается к ней
    нежными чувствами. Подтверждением тому служит его исповедь ей о том,
    что он нравственный калека: «Я сделался нравственным калекой: одна половина
    души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и
    бросил… Но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней…» Мы чувствуем,
    что в этих словах есть большая доля истины. Печорин сам сомневается, играет
    ли он или искренне чувствует. В любом случае, его душа на какое-то время
    оживает. Ведь не случайно, видя в глазах княжны ответ на его явную ложь, он
    испытывает стыд. А позже, не видя княжну целый день, Печорин в
    замешательстве, он не понимает, что с ним происходит: «Возвратясь домой, я
    заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! Она больна! Уж не
    влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!» Но герой – противоречивая натура, и
    он продолжает играть с княжной Мери, несмотря на свои чувства к ней, а
    возможно, и благодаря им. В итоге Печорин доводит княжну до нервной
    болезни.
    В конце концов, герой решает оставить Мери в покое. Чтобы облегчить их
    расставание, он говорит княжне, что все это время просто смеялся над ней.
    Еще одна история любви в жизни Печорина закончилась болью и разочарованием.
    Надо отметить, что идеал любви для Печорина – это полная власть над
    женщиной: «…я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда
    приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не
    стараясь». Он хотел встретить женщину с сильным характером, но вспомнил,
    что когда в его жизни появилась такая, они расстались врагами. Может быть,
    этот момент в романе навеян личными воспоминаниями М. Лермонтова: Е.
    Сушкова, которую он когда-то любил, отвергла его юным, но влюбилась, когда
    он, желая спасти друга от несчастного брака, стал ухаживать за ней.
    Расстались Сушкова и Лермонтов врагами.
    Была в жизни Печорина женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера.
    Мне кажется, что имя её символично. Она его вера в жизнь и в себя. Эта
    женщина и поняла Печорин , и приняла его, хотя ее любовь, глубокая и серьезная,
    принесла ей самой одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь,
    что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда
    напрасная. Горько мне было!»
    А что же Печорин? Он любит Веру как умеет, как позволяет ему его
    искалеченная душа. Красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его
    попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне
    лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я
    думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли
    как дым…». Но опять же, опомнившись, Печорин решает, что это был глупый
    поступок, а свои искренние рыдания он выдает за «расстроенные нервы».
    Отчего-то герой всегда пытается казаться самому себе хуже, чем он есть на
    самом деле, представить себя хуже, чем есть на самом деле.
    Горько видеть столь несчастливого человека, как Печорин. Страшно ему самому
    было осознавать, что он приносит другим людям лишь несчастья. Больно от
    того, что сам великий поэт был в личной жизни несчастливым. Но
    лермонтовские размышления о любви заставляют нас, молодое поколение
    двадцать первого века, задуматься над тем, как любить, чтобы быть
    счастливым самим , приносить счастье любимым, не ломать судьбы других
    людей.
    (Работа Хадижат К.)
    Сочинение
    (Примерно так пишут эссе)
    `В наш век все чувства лишь на срок`. Можно ли оценивать афоризмом
    Информационный
    век…эмоциональную
    Какое интересное,
    парадоксальное
    понятие! Век, когда
    мы
    М. Ю. Лермонтова
    жизнь
    поколения информационного
    века?
    вместо живого общения с друзьями предпочитаем встречи в виртуальном
    пространстве, в социальных сетях, когда знакомимся не романтически, на улице, на
    вечере или в метро, а опять в Интернете. Мы теперь не пишем длинных писем,
    наполненных нашими мыслями и чувствами, мы предпочитаем им звонки по мобильнику
    или переписку в соцсетях коротеньким, малозначащими фразами… Неужели мы
    разучились чувствовать? Неужели `в наш век все чувства лишь на срок`? Не хочется
    верить, что этим афоризмом М. Ю. Лермонтова можно охарактеризовать умение
    дружить и любить в XXI веке.
    Я узнала строчку лермонтовского стихотворения! Это стихотворение 1840 года
    «Валерик». Оно написано на основе реальных событий: военного похода генераллейтенанта Галафеева на Чечню, участником которого был поэт. Начинается
    стихотворение как любовное послание, адресованное вполне конкретной женщине –
    Варваре Лопухиной, к которой поэт питал весьма нежные чувства до самой смерти.
    Горько звучат слова поэта о том, что та, которую он помнит всегда, теперь,
    возможно, к нему равнодушна. Конечно, любовные терзания поэта – не самое главное в
    этом стихотворении, но его первая часть звучит горько и разочарованно. Не эта ли
    горечь и разочарование может стать основой для положительного ответа на вопрос:
    «`В наш век все чувства лишь на срок`. Можно ли оценивать афоризмом М. Ю.
    Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?» Не хочу в это
    верить!!!
    Да, мы, дети XXI века, более рассудочны, меркантильны, циничны. Мы много и часто
    говорим о том, чего хотим добиться в жизни: стать известными, состоятельными
    людьми, сделать блестящую карьеру, добиться материального благополучия и прочее,
    прочее. Но разве в глубине души мы не мечтаем о большой любви, о верной дружбе?!
    Разве не хочется нам счастья?! Хочется, ой как хочется!!! Да вот только этот самый
    информационный век всё больше разъединят людей, всё меньше мы находим живое
    общение, родственную душу. Оглянитесь! Вслушайтесь! Как много теперь людей
    одиноких! Как кричат их души о том, что вместо долгого вечера у компьютера они
    хотели бы краткого мига свидания с единственным, самым дорогим и любимым
    человеком! Мы завидуем тем, кто нашёл свою вторую половинку, кто счастлив, имея
    верного друга, кого вечерами ждёт добрая, дружная семья.
    А ещё этот самый информационный век, этот всеми ругаемый Интернет доказывают
    нам, что в человеке всегда живёт желание любить долго и счастливо… Как-то раз я
    забрела на страничку «Стихи. ру» . Как вы думаете, каких стихов там больше всего?
    Конечно, самая обширная рубрика так и называлась «Современная Любовная Лирика». И
    знаете, что самое интересное? Там очень мало стихов о несчастной любви. Люди пишут
    об ожидании любви, восторгаются теми, кого любят, рисуют Любовь как нечто лучшее
    во Вселенной…
    Так правда ли, что ` наш век все чувства лишь на срок`? И да, и нет! Люди все разные:
    кто-то ветреный и легкомысленный, привык по жизни порхать бабочкой, а кто-то,
    наоборот, серьёзен и в мечтах, и в делах. Но назовите мне такого человека, кто не
    хочет долгого счастья, верной и преданной любви… Нет таких!!!
    Чуть позже мы продолжим…

  2. У Лермонтова в нашей литературе совершенно особое место. Кто-то пожмет плечами в ответ на эту реплику и скажет: «Так каждый гений неповторим, разве Лермонтов — исключение?» Именно так. На его судьбу оказало влияние стечение сразу нескольких неблагоприятных факторов: ранняя смерть матери, разлука с отцом, бабушкино воспитание, тяжелый характер, отсутствие друзей среди сверстников. Зато в стихах — полноценная жизнь!
    За свои неполных 28 лет он успел чрезвычайно много: два десятка поэм, из которых главная — «Демон» — имеет несколько редакций, лирика, роман «Герой нашего времени», пьеса «Маскарад». Добавить к этому, что Лермонтов был превосходным рисовальщиком — и вот он, портрет настоящего гения.
    Как-то смешно и нелепо читать о том, что в творчестве Лермонтова были два периода: ранний и поздний. Это о человеке, погибшем в 27 лет! Хотя, действительно, перелом был. Кстати, строчка, которая является заголовком этого сочинения, взята из стихотворения «Бородино», которое стало первым напечатанным стихотворением Лермонтова. Другое дело, что его не слишком заметили и оценили. А вот «Смерть поэта» — другое дело. Пушкин погиб на дуэли. Об этом говорили повсюду. Молва обвиняла иностранцев. Лермонтов просто не мог промолчать.
    Биография — это внешняя сторона жизни. О напряженной внутренней духовной жизни окружающие могут даже и не догадываться. Примерно так и было с Лермонтовым. Долго время он был занят исключительно собой и ничем иным. Его мало волновали внешние события и еще меньше — судьба мира. Такого сосредоточения мысли на себе мало у кого еще найдешь. И ведь с какими амбициями подросток, а затем юноша восклицал: «Я рожден, чтоб целый мир был зритель / Торжества иль гибели моей». Каково сказано? А ведь о нем еще никто не знал в ту пору… Так что писатель и философ Серебряного века Дмитрий Мережковский имел все основания озаглавить свою статью о Лермонтове так внешне высокопарно — «Поэт сверхчеловечества».
    Лермонтов близок западному читателю именно индивидуализмом, Пушкина человеку западного типа не вместить и не понять — он широк и текуч. А Лермонтов — пожалуйста! Но гений не был бы гением, если стоял на месте. Постепенно в нем нарастал интерес и к родной истории, и к языку, и к культуре. А в последние годы жизни Лермонтов уже созрел для серьезной работы. Пушкин не оставлял впечатления человека, который бы смог сказать что-то еще, принципиально новое, как это ни кощунственно звучит. Лермонтов такое впечатление современникам оставил — и не только в силу возраста. Ведь совершеннолетие — понятие духовное, а не возрастное.
    В Лермонтове до конца дней боролись романтик и реалист. Он словно писал по алфавиту пушкинских произведений, даже названия есть одни и те же — «Кавказский пленник», например. Но содержание — принципиально иное.
    Лермонтовские даты в нашей истории получаются какими-то роковыми: как со дня рождения, так и со дня смерти. Судите сами: в 1914 году началась Первая мировая война, в которую Россию втянули; в 1941-м — Великая Отечественная; в 1964-м от власти отстранили Хрущева и началась эпоха «застоя». А что нас ждет в 2014-м году, который еще продолжается? Как бы ни хотелось никаких потрясений! И так совсем рядом льется кровь, и гибнут люди — на соседней Украине. Юбилей их национального поэта — Тараса Шевченко — и тот прошел тихо, незаметно на фоне гражданской войны.
    Судьба Лермонтова — поучительный пример того, как надо вырастать из «коротких штанишек» своего «я» и выходить к общечеловеческим обобщениям. Только так и можно остаться в благодарной памяти потомков.

  3. Информация по данным направлениям устарела. На 2015-2016 учебный год появились новые тематические направления.
    Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
    Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)
    С именем Лермонтова, с его творчеством, продолжавшимся неполных тринадцать лет (1828—1841), связано для нас понятие «тридцатые годы». Выделение новой культурно-исторической эпохи определяется и новой (постдекабристской) общественной ситуацией — отказом от политической активности, и новым типом личности, скептической и рефлектирующей, и новыми требованиями к искусству — обращением к внутреннему миру человека. Это, кроме того, новая, послепушкинская, эпоха развития литературы, эпоха развития прозы, эпоха, требующая новых выразительных средств для стиха. Лермонтов оказался в средоточии поисков и в прозе, где он явился создателем первого русского психологического и философского романа, и в поэзии, в которой он нашел способы изображения сложного и трагического мира современного человека.
    Основные произведения:
    «Мцыри, «Герой нашего времени», «Кавказский пленник», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова..», «Демон, «Корсар».
    Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Родина», «Пророк».
    Примерные темы сочинений для подготовки.
    Стихийная, конфликтная личность в поэзии М.Ю. Лермонтова
    М.Ю. Лермонтов о поэте и поэзии
    Почему одиночество является сквозным мотивом для лирики М.Ю. Лермонтова?
    Современное звучание романа «Герой нашего времени».
    Почему герои Лермонтова, как правило, одиноки?
    Кто настоящий герой по Лермонтову (на примере анализа романа «Герой нашего времени»)?

  4. 4
    Текст добавил: +ОТОШЁЛ БЫСТРО+

    Сочинение по произведениям Лермонтова могут писать на выпускном экзамене в 2015 году, потому как в 2014 году был юбилей Лермонтова. Но выпускное сочинение должно базироваться не только на одном произведении Лермонтова, желательно побольше процитировать источников. тогда Вы покажете свой кругозор, начитанность и информированность. А чем больше материала имеется, тем легче строить сочинение и без плана его трудновато написать.
    “Недаром помнит вся Россия” – с этих строк можно начать свое сочинение и далее попытаться раскрыть, почему Отечественная война 1812 года занимает особое место в истории нашего народа. Здесь хорошо бы еще знать исторические факты и даты, лишние знания еще никому не вредили. Пишите о войне, в которой бок о бок сражались и русские дворяне и простые крестьяне. Когда надо защищать свое Отечество, настоящие патриоты не смотрят на чины и ранги. Земля русская рождает своих героев. общее имя которому народ. Сражение проходило на московской и смоленской земле. Здесь также упомянуть техническое вооружение армии того времени, талант Кутузова как полководца,
    вспомнить как русские со всей отвагой защищали свою землю от врагов, ополчение, Минин и Пожарский – одни и тех героев, которые знает каждый наш современник. Особое место уделить времени перед самым боем и вот здесь на помощь как раз-таки и придут произведения, которые изучали в школе и просто может читали.

  5. Одним из наиболее значительных произведений М. Ю. Лермонтова, посвященных гражданской тематике, является стихотворение «Дума», в котором поэт размышляет о судьбах отдельных людей и всего народа. Эти размышления наполнены обжигающей страстью, резкостью и яркой образностью, отчего и предстают особенно убедительными. Произведение это во многом оригинально и принадлежит к особому жанру лирико-философской миниатюры. В.П. Боткин писал: «Главное орудие всякого анализа и отрицания есть мысль, — а посмотри, какое у Лермонтова повсюдное присутствие твердой, определенной, резкой мысли, — …его занимает одна мысль, — и от этого у него часто такая стальная, острая прозаичность выражения».
    В «Думе» перед нами предстает лирический герой совершенно нового типа. Это умный, мыслящий человек, способный с исторических позиций оценить общественные явления; но это и человек огромного мужества, рискнувший вынести суровый приговор всему поколению.
    В начале произведения автор как бы со стороны, в одиночку наблюдает за происходящим:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно…
    Затем герой бегло упоминает об «отцах», хоть и не свободных от ошибок, но прославившихся своими победами в борьбе с Наполеоном. Люди предшествующего поколения сокрушили врага, отстояли независимость России, через всю жизнь пронесли мечту о свободе своего народа.
    По мере развития темы, поэт соединяется со своим народом, его собственное «я» переплетается с «мы» всего поколения. Так как лишь ощутив себя внутри своего времени, можно в полной мере осмыслить трагическую природу жизни со всеми ее проблемами, ошибками, противоречиями. Здесь происходит совмещение философского и исторического аспектов, каждый из которых дополняет и усиливает значимость другого. Перед нами предстают «дети» — люди молодого возраста, которые должны бы творить, достигать вершин прогресса, приумножать славу Отечества своими делами. Но вместо этого они плетут интриги, злословят, проводят время в бессмысленных занятиях:
    Богаты мы, едва из колыбели,
    Ошибками отцов и поздним их умом,
    И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…
    Не отождествляя свою позицию с позицией своего поколения, автор одновременно ощущает себя в нем и вне его. С горечью отмечает он признаки болезни, охватившей общество: нравственное безразличие молодежи проявляется в одинаковой готовности служить и добру и злу, в отсутствии внутренней гордости и чувства независимости. И поэт берет на себя ответственность за своих современников. Он признает духовное оскудение молодого поколения, стыдится этого и пытается воззвать к умам «потомков»:
    К добру и злу постыдно равнодушны…
    Перед опасностью позорно малодушны,
    И перед властию — презренные рабы.
    От строфы к строфе движется и развивается мысль автора, порожденная духовной жаждой. Скорбно, печально ощущение того, что поколение его современников пройдет по жизни «без шума и следа». Но само напряжение духовной мысли плодотворно, от него веет надеждой и бодростью. Он обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим «лишним людям». И здесь автор ставит вопрос: как же отнесутся они к своим предкам? Его твердое убеждение — что потомки должны строго осудить их, осудить вдвойне, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. В их мыслях непременно будет звучать укор поколению, которое не принесло миру «ни мысли плодовитой, ни гения начатого труда». Поэтому так суров его приговор:
    И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
    Потомок оскорбит презрительным стихом,
    Насмешкой горькою обманутого сына
    Над промотавшимся отцом.
    Таким образом, М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами; высказывает острую критику поколению «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят все ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей родины.
    М. Ю. Лермонтов сказал в литературе новое слово, выразил настроения и думы лучших русских людей 30-х годов XIX в. Эти люди начали созидательную жизнь после разгрома движения декабристов, в годы николаевской реакции. В эти годы дворянская и разночинная молодежь мучительно размышляла о путях развития общества, о смысле жизни, об оторванности передовых людей от народа, о необходимости сближения с народом.
    «Лермонтов полностью принадлежит к нашему поколению, — писал А. И. Герцен. — Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, — то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Лермонтов влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения. Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах».
    Лермонтов страдал, когда видел, как попусту растрачиваются силы лучших людей его поколения, обреченных на вынужденное бездействие. Осознать эту трагедию своего времени и смело высказать ее мог только мужественный поэт, мыслитель и гражданин.
    Еще в юношеском стихотворении «Монолог» Лермонтов точно определил сущность трагедии своего времени:
    К чему глубокие познанья, жажда славы,
    Талант и пылкая любовь свободы,
    Когда мы их употребить не можем?
    Настроениями духовной разобщенности и опустошенности проникнуто стихотворение «И скучно и грустно», которое Белинский причислил к «величайшим созданиям поэзии».
    Лермонтов осознает необходимость не только правдиво отразить несовершенство жизни современного ему общества, но и будить общественную совесть. Он зовет поэтов и художников к созданию передового искусства.
    Когда же на Руси бесплодной,
    Расставшись с ложной мишурой,
    Мысль обретет язык простой.
    И страсти голос благородный? – пишет он в стихотворении «Журналист, читатель и писатель».
    В журнале «Отечественные записки» в 1839 г. было напечатано стихотворение «Дума», в котором мыли о судьбе родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения были выражены наиболее точно и горько.
    Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно —
    как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и всего поколения пройдет
    …без шума и следа,
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы», испытывая горечь от того, что его поколение:
    К добру и злу постыдно равнодушны,
    В начале поприща мы вянем без борьбы;
    Перед опасностью позорно малодушны,
    И перед властию — презренные рабы.
    Сегодня слова о рабстве перед властью особенно актуальны: наше поколение тоже испытывает это рабское чувство, боясь борьбы, стремясь жить в покое и достатке, не думая о людях, которые по каким-либо причинам лишены этого достатка и не могут трудиться, чтобы обеспечить достойную жизнь себе и своим детям.
    Выросшее в условиях политической и социальной реакции, поколение Лермонтова стало холодным и равнодушным:
    И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.
    Однако сам Лермонтов повернулся к жизни народной, к крестьянской России, видя в ней возможное разрешение одиночества и разобщенности людей своего круга:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
    Но я люблю — за что, не знаю сам —
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям…

  6. 7
    Произведения М. Ю. Лермонтова, которые мы изучали в школе Поэмы 1.«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 2.«Мцыри» Роман «Герой нашего времени» ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАЙДЁТЕ ЗДЕСЬ:
    8
    Помните, что темы предложенные ЗДЕСЬ, примерные. На самом сочинении они могут звучать иначе, поэтому важно знать основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова: тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества); тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности); тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом); тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души); тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания); тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, мотив духовных посков); тема избранности (судьба поэта и его творений).
    9
    Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова: жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь); разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную…», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива…»); любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»); критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия…», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»); трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали…», «Не обвиняй меня, Всесильный…», «Поэт», «Пророк»).
    10
    Система подготовки к выпускному сочинению активно разрабатывается учителями. Несколько работ вы можете найти здесь: и здесь: sochinenij-dlya-egehttp://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100- sochinenij-dlya-ege. Мы же попробуем рассмотреть самые сложные, на мой взгляд, темы из того, что имеем, например, `А что такое счастие?` Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова `Герой нашего времени`
    11
    Сочинение Счастье… Любовь… Кто из нас не задумывался над этими понятиями? Кто не мечтал встретить на своём пути большую любовь, обрести счастье? Любовь и счастье стали предметом размышления и самого великого Лермонтова, и главного героя его знаменитого романа «Герой нашего времени» Печорина. Лермонтов создает удивительно глубокий роман «Герой нашего времени» в последние годы своей недолгой жизни (1838 – 1841), в нём рисует портрет своего современника, его мысли, чувства, искания. Печорин размышляет о любви, вернее, о своей неспособности любить по- настоящему. На его жизненном пути встретились прекрасные женщины, достойные и счастья, и любви, но он приносит им лишь беду. Прекрасен образ черкешенки Бэлы. Гордая горянка, влюбившись, полностью растворяется в своём чувстве, любит искренне, беззаветно. Но её любовь обречена: добившись ответной любви, Печорин быстро охладел к девушке, ибо для него «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». В конце повести Бэла погибает от руки Казбича, мне кажется, что для неё, как это страшно не звучит, это избавление: для неё будет трагедией осознание того, что Печорин не любит её, он не раба его, жить способна лишь ради любимого.
    12
    Вот на жизненном пути Печорина встречается девушка-ундина. Героя поражает её красота, он готов на любовное приключение, но встретились два сильных характера, и эта история едва не закончилась для Печорина трагично. Печальна судьба другой героини романа – княжны Мери. Она, в отличие от Бэлы, принадлежит высшему свету. Печорин знакомится с княжной в Пятигорске, на минеральных водах. Он начинает волочиться за Мери от скуки. Сблизившись с княжной, Печорин, сам того не желая, проникается к ней нежными чувствами. Подтверждением тому служит его исповедь ей о том, что он нравственный калека: «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил… Но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней…» Мы чувствуем, что в этих словах есть большая доля истины. Печорин сам сомневается, играет ли он или искренне чувствует. В любом случае, его душа на какое-то время оживает. Ведь не случайно, видя в глазах княжны ответ на его явную ложь, он испытывает стыд. А позже, не видя княжну целый день, Печорин в замешательстве, он не понимает, что с ним происходит: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!» Но герой – противоречивая натура, и он продолжает играть с княжной Мери, несмотря на свои чувства к ней, а возможно, и благодаря им. В итоге Печорин доводит княжну до нервной болезни. В конце концов, герой решает оставить Мери в покое. Чтобы облегчить их расставание, он говорит княжне, что все это время просто смеялся над ней. Еще одна история любви в жизни Печорина закончилась болью и разочарованием.
    13
    Надо отметить, что идеал любви для Печорина – это полная власть над женщиной: «…я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь». Он хотел встретить женщину с сильным характером, но вспомнил, что когда в его жизни появилась такая, они расстались врагами. Может быть, этот момент в романе навеян личными воспоминаниями М. Лермонтова: Е. Сушкова, которую он когда-то любил, отвергла его юным, но влюбилась, когда он, желая спасти друга от несчастного брака, стал ухаживать за ней. Расстались Сушкова и Лермонтов врагами. Была в жизни Печорина женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Мне кажется, что имя её символично. Она его вера в жизнь и в себя. Эта женщина и поняла Печорин, и приняла его, хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла ей самой одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!» А что же Печорин? Он любит Веру как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым…». Но опять же, опомнившись, Печорин решает, что это был глупый поступок, а свои искренние рыдания он выдает за «расстроенные нервы». Отчего-то герой всегда пытается казаться самому себе хуже, чем он есть на самом деле, представить себя хуже, чем есть на самом деле.
    14
    Горько видеть столь несчастливого человека, как Печорин. Страшно ему самому было осознавать, что он приносит другим людям лишь несчастья. Больно от того, что сам великий поэт был в личной жизни несчастливым. Но лермонтовские размышления о любви заставляют нас, молодое поколение двадцать первого века, задуматься над тем, как любить, чтобы быть счастливым самим, приносить счастье любимым, не ломать судьбы других людей. (Работа Хадижат К.)
    15
    Сочинение (Примерно так пишут эссе) `В наш век все чувства лишь на срок`. Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века? Информационный век… Какое интересное, парадоксальное понятие! Век, когда мы вместо живого общения с друзьями предпочитаем встречи в виртуальном пространстве, в социальных сетях, когда знакомимся не романтически, на улице, на вечере или в метро, а опять в Интернете. Мы теперь не пишем длинных писем, наполненных нашими мыслями и чувствами, мы предпочитаем им звонки по мобильнику или переписку в соцсетях коротеньким, малозначащими фразами… Неужели мы разучились чувствовать? Неужели `в наш век все чувства лишь на срок`? Не хочется верить, что этим афоризмом М. Ю. Лермонтова можно охарактеризовать умение дружить и любить в XXI веке. Я узнала строчку лермонтовского стихотворения! Это стихотворение 1840 года «Валерик». Оно написано на основе реальных событий: военного похода генерал- лейтенанта Галафеева на Чечню, участником которого был поэт. Начинается стихотворение как любовное послание, адресованное вполне конкретной женщине – Варваре Лопухиной, к которой поэт питал весьма нежные чувства до самой смерти. Горько звучат слова поэта о том, что та, которую он помнит всегда, теперь, возможно, к нему равнодушна. Конечно, любовные терзания поэта – не самое главное в этом стихотворении, но его первая часть звучит горько и разочарованно. Не эта ли горечь и разочарование может стать основой для положительного ответа на вопрос: «`В наш век все чувства лишь на срок`. Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?» Не хочу в это верить!!!
    16
    Да, мы, дети XXI века, более рассудочны, меркантильны, циничны. Мы много и часто говорим о том, чего хотим добиться в жизни: стать известными, состоятельными людьми, сделать блестящую карьеру, добиться материального благополучия и прочее, прочее. Но разве в глубине души мы не мечтаем о большой любви, о верной дружбе?! Разве не хочется нам счастья?! Хочется, ой как хочется!!! Да вот только этот самый информационный век всё больше разъединят людей, всё меньше мы находим живое общение, родственную душу. Оглянитесь! Вслушайтесь! Как много теперь людей одиноких! Как кричат их души о том, что вместо долгого вечера у компьютера они хотели бы краткого мига свидания с единственным, самым дорогим и любимым человеком! Мы завидуем тем, кто нашёл свою вторую половинку, кто счастлив, имея верного друга, кого вечерами ждёт добрая, дружная семья. А ещё этот самый информационный век, этот всеми ругаемый Интернет доказывают нам, что в человеке всегда живёт желание любить долго и счастливо… Как-то раз я забрела на страничку «Стихи. ру». Как вы думаете, каких стихов там больше всего? Конечно, самая обширная рубрика так и называлась «Современная Любовная Лирика». И знаете, что самое интересное? Там очень мало стихов о несчастной любви. Люди пишут об ожидании любви, восторгаются теми, кого любят, рисуют Любовь как нечто лучшее во Вселенной… Так правда ли, что ` наш век все чувства лишь на срок`? И да, и нет! Люди все разные: кто-то ветреный и легкомысленный, привык по жизни порхать бабочкой, а кто-то, наоборот, серьёзен и в мечтах, и в делах. Но назовите мне такого человека, кто не хочет долгого счастья, верной и преданной любви… Нет таких!!!
    17

  7. 7
    Текст добавил: СеРДцЕ_РаЗБиТо_ТоБоЙ

    Ещё 24 мая 2011 года был издан «УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    О ПРАЗДНОВАНИИ 200-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА».
    А в текущем году мы всей страной, всей мировой общественностью обращаемся к творчеству великого человека.
    Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в мировой литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, но успев создать такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. Гигант мировой литературы Лев Толстой признавался, что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина».
    Порядка трех десятков поэм, четыре сотни стихотворений, ряд прозаических и драматических произведений составляют неприкосновенный запас русской культуры. Кроме того, Михаил Юрьевич был художником, создавшим более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков. Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
    «Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, – писал И. Андроников, – Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека…»
    К 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова проводятся театральные фестивали, издаётся трехтомное собрание сочинений поэта, альбом «Лермонтов – художник» с его акварелями.
    Союз Дизайнеров России объявил конкурс «Плакат-Открытка» к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
    Межвузовский конкурс экслибриса «Первые шаги – 2014» также посвящён 200-летию поэта.
    Министерство культуры РФ инициировало творческий конкурс на лучший сценарий к полнометражному художественному фильму о великом русском поэте, участие в котором смогут принять как маститые мэтры, так и малоизвестные авторы.
    Не случайно и то, что одно из направлений итогового сочинения посвящено юбилею поэта.

  8. 22.11.2014
    Здесь мы постараемся собрать для вас весь полезный материал по направлению “Недаром помнит вся Россия”.
    Всю общую информацию вы найдёте в разделе “Итоговое сочинение 2015”.
    Ниже будут представлены конкретные темы для этих направлений, рекомендации по подготовке, списки литературе и конкретные примеры хороших сочинений.
    Список литературы – произведения М.Ю. Лермонтова:
    «Мцыри»,
    «Герой нашего времени»,
    «Демон»,
    «Песня про купца Калашникова..»,
    «Кавказский пленник».
    Лирика:
    «Нет, я не Байрон, я другой…»,
    «Тучи»,
    «Нищий»,
    «Из-под таинственной, холодной полумаски…»,
    «Парус»,
    «Смерть поэта»,
    «Бородино»,
    «Когда волнуется желтеющая нива…»,
    «Пророк»,
    «И скучно и грустно».
    Темы сочинений (примерные):
    001  Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
    002  Зачем человек бросает вызов судьбе? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
    003  Спорить с судьбой или принимать её? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
    004  Какие произведения М. Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
    005  Лермонтов в Вашем читательском опыте. (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
    006  Жизнь – это поединок? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
    007  Что Вам ближе в героях М. Ю. Лермонтова: стремление к одиночеству или бегство от него? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
    008  Неужели зло так привлекательно? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
    009  Какая из мыслей М. Ю. Лермонтова Вам ближе: «Я ищу свободы и покоя» или «Так жизнь скучна, когда боренья нет»? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
    010  Что обрекает человека на одиночество? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
    011  Какие поднятые М.Ю. Лермонтовым проблемы современны и сегодня? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
    Материал для подготовки:
    Примеры сочинений на тему НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ.
    Рекомендации, советы по подготовке по данному направлению (видео).
    Дополнительные рекомендации по направлению.
    Большой список всевозможных тем по данному направлению.
    Полезные ссылки для подготовки по направлению “Недаром помнит вся Россия”:
    Много полезного материала
    Примеры сочинений

  9. Урок разработан учителем начальных классов ,высшей квалификационной
    категории МБОУ «Гимназия № 152» Кировского района г.Казани.
    Зайцева Елена Александровна.
    При подготовке к уроку была использована литература:
    Изоматериалы; текст.Авт.-сост. М.С.Андреева,М.П.Короткова
    М.:Русская школьная библиотечная ассоциация. 2012
    М.Ю.Лермонтов «Бородино» изд-во «Детская литература»1990г.
    Урок литературного чтения в 4 «А» классе.
    Тема: «Недаром  помнит вся Россия….».( К 200 летию Отечественной войны 1812года)
    Цель: создать условия для мотивированного  и осознанного чтения произведения
    М.Ю.Лермонтова «Бородино» так, чтобы опыт переживания событий
    войны 1812г.и героев стихотворения был  соотнесён с личными восприятиями
    учениками таких  понятий .как «Родина», «Отечество», «героизм».
    Задачи: предметные
    -развивать умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и
    смысл текста в соответствии с заданием или проблемным  вопросом
    – развивать умение работать со словарями для объяснения лексического
    значения слов из стихотворения.
    метапредметные:
    -освоение способов работы с учебной книгой
    -овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемых
    событий и явлений
    -побуждать учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения ,
    .аргументации своей точки зрения.
    – создавать условия для развития у учащихся интереса к истории своего
    Отечества.
    Ход урока: Актуализация знаний
    Учитель:
    -Ребята,что вы можете сказать о следующих строчках стихотворения
    И молвил он сверкнув очами:
    « Ребята ! не Москва ль за нами?
    Умрёмте ж под Москвой,
    Как наши братья умирали!»
    И умереть мы обещали,
    И клятву верности сдержали
    Мы в Бородинский бой.
    (ответы детей)
    Учитель: -Правильно, это строчки из знаменитого стихотворения М.Ю.Лермонтова
    «Бородино»
    2.Постановка проблемы.
    Учитель:
    -На какие группы вы разделили бы эти слова?(слова записаны на доске, либо
    используется мультимедиа) Булат, бусурманы , драгуны. залпы.заряд. картечь,
    кивер, лафет, мусью, сеча, уланы, хват. штык.
    (предполагаемые ответы детей. В результате обсуждения приходим к общему
    решению)
    Слова-оружия                                                     Слова-люди
    булат                                                                   бусурманы
    залп                                                                    драгуны
    заряд                                                                   мусью
    картечь                                                               уланы
    лафет                                                                  хват
    сеча
    штык
    (по ходу записи дети дают лексическое объяснения словам)
    Учитель:
    _Какое слово не вошло ни в одну категорию? (кивер)
    -Что означает это слово?(военный головной убор)
    3.Работа по содержанию текста
    Учитель:
    -Найдите в тексте строчки, в которых  упоминаются данные слова
    «Звучал булат, картечь визжала…….» и т. д.
    -Какие фразеологические обороты встретились вам в тексте?
    «У наших  ушки на макушке….», «Спит в земле сырой…». «Постоять головой»
    -Что означают данные обороты?
    (ответы  детей. При необходимости используем  толковый  и фразеологический
    словари.)
    -Я начну, а вы хором продолжайте строчки из стихотворения
    1.Недаром помнит вся Россия
    Про день……….(Бородино)
    2.Уж постоим мы головою…….(За Родину свою)
    3.И молвил он сверкнув очами……(Ребята, не Москва ль за нами?)
    4.Когда б на то не Божья воля…….(Не отдали б Москвы)
    4.Подведение итогов урока.
    Сравнительный анализ.
    Учитель:
    -Как называется война 1812 года ? (Отечественная)
    -Как называется война 1941-1945гг?(Великая Отечественная)
    -Что общего в названии этих войн? (Отечественная)
    -Что означает слово Отечество?
    -Почему вторую войну называют « Великая?»(Отечественная война 1812 года длилась 6 месяцев. На Россию шла войной огромная армия  Наполеона  .На защиту своей
    земли встала Русская армия.
    Война 1941-1945гг. длилась 4 года. На защиту Родины поднялся весь многона –
    -циональный народ ,Вся армия.)
    -Какие события были общими в этих войнах?
    1812г.                                                                       1941-1945гг.
    Победа над французами                                 Победа над фашистами
    Враг у стен Москвы
    Бородинское сражение                                       Московская , Сталинградская.битвы..
    Партизанское движение
    Полководцы. М.И.Кутузов                                 Г.К.Жуков
    5.Рефлексия
    Учитель
    Прочитайте название урока. «Недаром помнит вся Россия…..»
    -Как вы понимаете эти строчки?( Велико значение этих войн в истории  нашей
    Родины, велик подвиг её народа ,её воинов , сражавшихся против армии захватчиков
    Мы должны помнить об этом и быть достойными наших героев- предков
    6.Задание на дом.
    Составить кроссворд по теме стихотворения «Бородино»

  10. 25 сентября в Пушкинке прошел День филолога, посвященный 200-летию М. Ю. Лермонтова.
    Подготовлена выставка литературы и рекомендательный список литературы.
    На встрече прозвучали пожелания о размещении информации по направлениям тем итоговых сочинений на форуме.
    М. Ю. Лермонтов
    Рекомендательный список литературы
    1 Аникин Антон Андреевич.
    Русская литература ХIX века : [систем. курс подготовки к экзаменам] / А. Аникин, А. Галкин. – Москва : Мир книги, 2008. – 255 с. – (Gaudeamus).
    Подробный анализ произведений русской литературы XIX века, часто встречающихся в темах экзаменационных сочинений.
    аб- 2022715, ф35, ф1, ф2, ф5, ф10, ф13, ЦДБ, ф25, ф8д, ф6д, ф1д, ф28, ф8, ф20, ф3д, ф5д, ф10д
    2 М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени : анализ текста, основное содерж., сочинения / [авт.-сост. Е. Ю. Липина]. – 7-е изд., стер. – Москва : Дрофа, 2007. – 96 с. – (Школьная программа).
    В книге раскрыто основное содержание “Героя нашего времени” М. Ю. Лермонтова, краткая хроника жизни и творчества М. Лермонтова, история создания “Героя нашего времени” и другая информация о романе. Также даны темы и планы сочинений.
    чз-1948778,ЦДБ, ф1, ф11, 11д, 14, 16, 1д, 2, 20, 21 ,22, 25, 27, 28, 30, 35, 37 ,3д, 4д, 5д, 6, 6д, 7д, 8, 8д, 9
    3 Кормилов, Сергей Иванович.
    Поэзия М. Ю. Лермонтова : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / С. И. Кормилов. – 3-е изд. – Москва : Изд-во Моск. ун-та : Учеб. лит., 2004. – 128 с. – (Перечитывая классику) (МГУ – старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям).
    Книга содержит подробные разборы произведений, включенных в программы для поступающих в вузы на гуманитарные факультеты.
    чз-1770854,ЦДБ
    5 Коровин, Валентин Иванович.
    М. Ю. Лермонтов в жизни и творчестве : учеб. пособие для шк., гимназий, лицеев и колледжей / В. И. Коровин. – 3-е изд. – Москва : Рус. слово, 2003. – 87 с. : фотоил. – (В помощь школе).
    ф35, ф9, ф13, ф14, ф17, ф30
    6 Карпушин, Сергей Владимирович.
    М. Ю. Лермонтов : Дидакт. материалы по рус. яз. и лит. / С. В. Карпушин, А. В. Терентьева. – Москва : Интеллект-Центр, 2000. – 111 с. – (Учителю. Ученику. Абитуриенту). – (Уроки словесности).
    Сборник дидактических материалов по жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Он включает систематизированные фрагменты из литературно-критических статей, писем, воспоминаний современников, цитат из произведений поэта.
    ЦДБ
    7 Недзвецкий, Валентин Александрович.
    От Пушкина к Чехову : В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В. А. Недзвецкий. – Москва : Изд-во МГУ : Просвещение, 1997. – 188 с. – (Перечитывая классику).
    В книге содержится современный анализ произведений, входящих в школьные программы по литературе. Впервые обстоятельно освещаются духовно-нравственные и религиозные аспекты творчества русских писателей 19-20 вв.
    чз- 1770851, ф1, ЦДБ
    8 Лермонтов, Михаил Юрьевич.
    Поэмы : школьникам – для подготовки к урокам литературы / М. Ю. Лермонтов. – Москва : Стрекоза-Пресс, 2003. – 127 с. – (Классика для школы).
    ф35, ЦДБ, ф11д, ф1д, ф5, ф9, ф13, ф22, ф35, ф37, ф5д
    9 Лермонтов, Михаил Юрьевич.
    Герой нашего времени : Роман и коммент.: Школьникам – для подготовки к урокам лит. / М. Ю. Лермонтов. – Москва : Стрекоза-Пресс, 2003. – 255 с. – (Классика для школы).
    ф1д, ф10д, ф5д
    10 Есин Андрей Борисович.
    Психологизм русской классической литературы : кн. для учителя / А. Б. Есин. – Москва : Просвещение, 1988. – 176 с.
    Автор рассматривает вопрос о психологизме художественной литературы, как о высокой ступени ее развития. В русской литературе автор находит психологизм в его развитом виде, начиная с прозы Лермонтова.
    кн- 1369256
    11 М. Ю. Лермонтов. Лирика : анализ текста, основное содерж., сочинения / [авт.-сост. Н. В. Сечина]. – 7-е изд., стер. – Москва : Дрофа, 2005. – 112 с. – (Школьная программа).
    В книге представлена лирика М. Ю. Лермонтова, анализ творчества, темы и планы сочинений по его творчеству, а также краткая хроника жизни и творчества.
    ф2, ф6, ф8, ф9, ф11, ф14, ф16, ф20, ф21, ф22, ф25, ф27, ф28, ф11д, ф30, ф35, ф37, ЦДБ, ф1д, ф3д, ф4д, ф5д, ф6д, ф7д, ф8д
    12 М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени : анализ текста, основное содерж., сочинения / [авт.-сост. Е. Ю. Липина]. – 5-е изд., стер. – Москва : Дрофа, 2005. – 96 с. : ил. – (Школьная программа).
    В книге раскрыто основное содержание “Героя нашего времени” М. Ю. Лермонтова, краткая хроника жизни и творчества М. Лермонтова, история создания “Героя нашего времени” и другая информация о романе. Также даны темы и планы сочинений.
    чз- 1948778, ф2, ф6, ф8, ф9, ф11, ф14, ф16, ф20, ф21, ф22, ф25, ф27, ф28, ф11д, ф30, ф35, ф37, ЦДБ, ф1д, ф3д, ф4д, ф5д, ф6д, ф7д, ф8д
    13 Долинина, Наталья Григорьевна.
    Печорин и наше время : эссе / Н. Долинина. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : Лицей, 2002. – 208 с. – (Школа плюс).
    ф1, ф2, ф4, ф6, ф7, ф8, ф9, ф10, ф11, ф14, ф16, ф20, ф21, ф22, ф25, ф27, ф28, ф29, ф30, ф35, ф37, ЦДБ, ф1д, ф3д, ф4д, ф5д, ф6д, ф7д, ф8д, ф10д, ф11д, ф13д, ф15д
    14 Буслакова, Татьяна Павловна.
    Как анализировать лирическое произведение / Т. П. Буслакова. – Москва : Высшая школа, 2005. – 203 с. – (Филологический практикум для абитуриента).
    В книге приводятся примеры разбора стихотворений поэтов 19 в. (В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Н. А. Некрасова). Основное внимание обращается на знакомство с необходимыми теоретическими понятиями и формирование практического навыка анализа текста.
    чз- 1929511, ЦДБ
    15 Андроников, Ираклий Луарсабович.
    Лермонтов : Исследования и находки / И. А. Андроников. – Изд. 4-е. – Москва : Художественная литература, 1967. – 647 с.
    чз- 487000
    16 М. Ю. Лермонтов в русской критике : сборник статей / [сост., вступ. ст. и примеч. К. Н. Ломунова]. – Москва : Советская Россия, 1985. – 288 с. – (Школьная библиотека).
    кн- 1192445, аб- 1192460, чз- 1192459
    17 Макогоненко, Георгий Пантелеймонович.
    Лермонтов и Пушкин : проблемы преемственного развития литературы / Г.П. Макогоненко [худож. Н. Васильев ; послесл. В. Марковича]. – Ленинград : Советский писатель, 1987. – 400 с.
    О русском реализме начала XIX века на примере Пушкина и Лермонтова
    чз- 1323154, аб- 1323159, кн- 1323160
    18 История русской литературы XIX века, 1800-1830-е годы : учебное пособие для педагогических институтов / под ред. В. Н. Аношкиной и С. М. Петрова. – Москва : Просвещение, 1989. – 447 с.
    кн- 1469106, аб- 1469105, чз- 1469104
    19 Лотман, Юрий Михайлович.
    В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь : книга для учителя / Ю. М. Лотман. – Москва : Просвещение, 1988. – 351 с.
    аб- 1405344, кн- 1405341
    20 Андроников, Ираклий Луарсабович.
    Лермонтов. Исследования и находки : [историко-литературные загадки в жизни и творчестве великого поэта] / И. Андроников. – Москва : АСТ, 2013. – 637 с.
    кн- 2145506, ф1
    21 Лермонтов в музыке : справочник / сост. Л. И. Морозова, Б. М. Розенфельд. – Москва : Советский композитор, 1983. – 176 с.
    Издание дает полный свод сведений о музыкальных произведениях, написанных на слова великого русского поэта М. Ю. Лермонтова или вдохновленных его поэзией, а также посвященных ему. В справочнике указаны первые издания этих произведений, кроме того, приводятся основные сведения о композиторах – русских, советских и зарубежных.
    сб- 975602
    22 Лермонтовский вечер в школе : инсценировка / сост. и вступ. ст. Р. Красновской ; рис. Ю. Смольникова. – Москва : Детская литература, 1987. – 192 с.
    кн- 132216
    Статьи
    1 Влащенко, Вячеслав Иванович (преподаватель РГПУ им. А. И. Герцена).
    Загадки и тайны героев “Тамани” / М. Ю. Лермонтов, Л. Непомнящий ; В. И. Влащенко
    // Литература в школе. – 2014. – № 2 – С. 11-17. – Библиогр. в примеч. – ил.
    Эгоцентризм и ирония в восприятии внешнего мира Печориным.
    2 Запащикова, Л. В.
    “Нет, я не Байрон, я другой…” / Л. В. Запащикова
    // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 6 – С. 28-31. – Библиогр.: с. 31. – ил., портр.
    О жизни и творчестве поэта М. Ю. Лермонтова.
    3 Зархи, С. Б.
    Лермонтов и Кавказ / С. Б. Зархи
    // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 5 – С. 12-18; – № 6 – С. 36-43; № 7 – С. 29-35- ил., портр.
    О жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, тема гор в произведениях писателя.
    4 Зуева, Ольга Николаевна.
    “Кипя огнем, и силой юных лет, я прежде пел про демона иного…” / О. Н. Зуева
    // Игровая библиотека. – 2014. – № 2 – С. 84-97. – фот.
    Сценарий литературного вечера для 7-11 классов по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова “Сказка для детей”.
    5 Инюшкин, Николай Михайлович (доктор философских наук; профессор; заведующий кафедрой мировой и отечественной культуры ; Пензенский ГПУ им. В. Г. Белинского).
    Лермонтов в контексте XXI века / Н. М. Инюшкин
    // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2014. – № 6 – С. 4-8. – фот.
    О предметно-тематическом перечне информации о М. Ю. Лермонтове в Интернете.
    6 Клименок, Елена (педагог).
    “Души моей тревога…” : сценарий литературно-музыкального вечера к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова / Е. Клименок
    // Я вхожу в мир искусств. – 2014. – № 3 – С. 142-147.
    Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного жизни и творчеству великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, может быть использован для постановки детскими театральными коллективами.
    7 Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) : библиографический указатель / Н. Р. Тимонина
    // Я вхожу в мир искусств. – 2014. – № 1 – С. 119-142.
    Библиографический указатель к 200-летию со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
    8 Макаров, Ю.
    Погибших лет святые звуки : литературно-музыкальная композиция по мотивам повести А. В. Коновалова “Жертва жребия земного” : к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова / Ю. Макаров
    // Сценарии и репертуар. – 2014. – № 6 – С. 46-72.
    Сценарий литературно-музыкальной композиции о детстве М. Ю. Лермонтова и драматичных взаимоотношениях бабушки и отца поэта, повлиявших на становление его личности.
    9 “Прекрасны вы, поля земли родной…” : к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова / автор предисловия и составитель Тамара Мельникова; фото Николая Романова
    // Муравейник. – 2014. – № 1 – С. 23-25. – 12+. – ил.
    Подборка стихов и отдельных строф о природе к 200-летию великого поэта М. Ю. Лермонтова, которую составила директор государственного Лермонтовского музея-заповедника “Тарханы” Т. Мельникова.
    10 Романова, Е. Н.
    “Июль, гроза и поединок…” / Е. Н. Романова
    // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 7 – С. 20-28. – Библиогр.: с. 28. – ил., портр.
    О жизни и творчестве поэта М. Ю. Лермонтова.
    11 Семяновская, А. П.
    Сценарий вечера посвященного М. Ю. Лермонтову / А. П. Семяновская
    // Школьная библиотека. – 2014. – № 3/4 – С. 142-146. – 2 фот.
    12 Телеш, Алексей Александрович.
    Поговорим о персонажах, или Герои его времени / А. А. Телеш
    // Игровая библиотека. – 2014. – № 2 – С. 78-83. – ил., фот.
    Викторина для 7-11 классов по творчеству М. Ю. Лермонтова.
    13 Шутан, Мстислав Исаакович (заслуженный учитель РФ).
    Принципы моделирующей деятельности школьников на уроке литературы / М. Н. Орлова-Мочалова, К. Е. Маковский ; М. И. Шутан
    // Литература в школе. – 2014. – № 2 – С. 22-27. – Библиогр. в примеч. – ил., табл.
    Символические образы как принципы моделирующей деятельности.
    14 Эпштейн, Михаил.
    Совместимы ли гений и добродетель? О трудном пути между эстетизмом и морализмом / М. Эпштейн
    // Знамя. – 2014. – № 1 – С. 179-190. – Библиогр. в сносках (1 назв.).
    Приводятся размышления о нравственном смысле творчества, совместимости гениальности и добродетели.
    15 Большакова, Татьяна Викторовна.
    “Да, были люди в наше время…” Материалы к уроку изучения стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино” : V класс / Т. В. Большакова
    // Литература в школе. – 2013. – № 9 – С. 35-37.
    Методика сравнительного анализа на примере разбора стихотворения “Бородино”.
    16 Влащенко, Вячеслав Иванович.
    Печорин и Максим Максимыч / В. И. Влащенко
    // Литература в школе. – 2013. – № 8 – С. 13-19. – Библиогр. в примеч.
    Проблема противопоставления Печорина и Максима Максимыча в литературной критике.
    17 Жижина, Алевтина Дмитриевна (кандидат филологических наук).
    “Громадное и повсеместное впечатление” : о стихотворении М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” / А. Жижина
    // Русский язык и литература для школьников. – 2013. – № 5 – С. 59-64. – Библиогр. в подстроч. примеч. – 0+. – портр., фот.
    Анализ стихотворения поэта Михаила Юрьевича Лермонтова “Смерть поэта”, посвящённого гибели Александра Сергеевича Пушкина, классика русской литературы.
    18 Зябликов, Алексей Вячеславович.
    Кавказская война в поэтическом восприятии М. Ю. Лермонтова / А.В. Зябликов
    // Литература в школе. – 2013. – № 11 – С. 8-12.
    Эволюция “кавказской темы” в творчестве М. Ю. Лермонтова.
    19 Ильин, Иван Александрович.
    Россия в русской поэзии / И.А. Ильин
    // Литература в школе. – 2013. – № 11 – С. 15-20.
    Национальные образы и мотивы в русской поэзии.
    20 Истомина, Т. (кандидат филологических наук; доцент).
    Интерпретация стихотворения М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” : урок-проект : из учебно-методического пособия “Русская классика в свете духовно-православной традиции” : (г. Сыктывкар, Республика Коми) / Т. Истомина
    // Духовно-нравственное воспитание. – 2013. – № 8 – С. 51-57. – Библиогр.: с. 57 (6 назв. ).
    Краткосрочный (один урок) монопроект, включающий в себя разные формы деятельности учащихся. Тема проекта “Из времени в вечность” отражена в таблице: этапы проекта; целеполагание; виды деятельности учителя и учащихся. Работа с термином “интерпретация”. Разница между понятиями “анализ” и “интерпретация”. Работа над эпиграфом В. С. Соловьева. Работа с карточками и погружение в текст: мотивы “время”, “пространство”, “вечность” и их движение в тексте. Сравнение представлений о свободе и покое у М. Ю. Лермонтова и у В. Даля. Модель “группового исследования”, создание дискуссионных ситуаций, выдвижение различных гипотез превращает урок в некую творческую лабораторию. У учащихся формируется творческая активность, развивается способность вчитываться в текст, переживать и сопереживать ему.
    21 Карбасова, Ольга Вячеславовна (кандидат исторических наук).
    Рождение души в русской литературе раннего реализма / О. Карбасова
    // Нева. – 2013. – № 8 – С. 185-191.
    Несмотря на то, что в свое время светская литература возникла как противопоставление литературе церковной, она не перестала быть религиозной. Светская литература не избавилась от религиозного содержания и не стала атеистичной. Точно так же, как церковная литература имела своим жанром жития святых и мучеников, светская литература описывала страдания обыкновенных людей. В центр внимания светской литературы, как и церковной (религиозной), ставится вопрос о душе.
    22 Киселева, Ирина.
    “Его молитва – это плач сокрушенного сердца…” / И. Киселева
    // Москва. – 2013. – № 11 – С. 223-225.
    23 Княжицкий, Александр Иосифович (главный редактор).
    Учимся анализировать лирическое произведение / А. Княжицкий
    // Русский язык и литература для школьников. – 2013. – № 7 – С. 3-23. – 0+. – ил.
    Рекомендации по подготовке к сочинению, посвящённому интерпретации стихотворения, приводятся на примерах анализа стихотворений русских поэтов М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.
    24 Колокольцев, Евгений Николаевич.
    Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” / Е. Н. Колокольцев
    // Литература в школе. – 2013. – № 1 – С. 33-36.
    Изучение стихотворения “Смерть поэта” на уроке.
    25 Костерина, Элина Владимировна.
    Глава “Фаталист” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” / Э. В. Костерина
    // Литература в школе. – 2013. – № 9 – С. 31-35. – Библиогр. в примеч.
    Осмысление главы “Фаталист” и романа “Герой нашего времени” в целом через нравственные вопросы.
    26 Прохорова, Ольга Александровна.
    Прародители пикапа в русской литературе / О. А. Прохорова
    // Литература – Первое сентября. – 2013. – № 5 – С. 33-36. – ил.
    Использование технологий соблазнения и манипулирования героями русской классической литературы – Онегиным, Печориным и Чичиковым.
    27 Сазанович, Елена.
    Михаил Юрьевич Лермонтов. Герой нашего времени / Е. Сазанович
    // Юность. – 2013. – № 7 – С. 34-35. – фот.
    Размышления о вкладе творческого наследия Михаила Юрьевича Лермонтова в культурную и общественную жизнь России.
    28 Сорокина, Ирина.
    О синтаксисе “Героя нашего времени” : сложноподчиненные предложения с определительными, изъяснительными и временными придаточными в романе М. Ю. Лермонтова / И. Сорокина
    // Русский язык и литература для школьников. – 2013. – № 1 – С. 24-28. – табл.
    В романе М. Ю. Лермонтов использует придаточные предложения различных видов, что говорит о богатстве и выразительности языка произведения.
    29 Сорокина, Ирина Викторовна (учитель русского языка и литературы).
    О синтаксисе “Героя нашего времени”. Сложноподчиненные предложения с определительными, изъяснительными и временными придаточными в романе М. Ю. Лермонтова / И. Сорокина
    // Русский язык и литература для школьников. – 2013. – № 3 – С. 23-26. – 0+.
    Придаточные времени и изъяснительные придаточные и особенности их значений в сложноподчинённых предложениях. На примере романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”.
    30 Янченко, Елена Ефимовна.
    Кто последний за green-card? : к проблеме патриотического воспитания школьников / Е. Е. Янченко
    // Литература в школе. – 2013. – № 11 – С. 25-27.
    Изучение патриотической лирики на уроках литературы.
    Условные обозначения, принятые в «Объединении муниципальных библиотек» г. Перми:
    Книги ЦГБ им. А.С. Пушкина:
    кн-книгохранение
    чз-читальный зал
    аб-абонемент
    ЦДБ-Центральная детская библиотека
    ф-районные библиотеки
    Автор-составитель
    Н.Ф. Захарова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *