Сочинение на тему недоросль 8 класс госпожа простакова

11 вариантов

  1. Пьеса начинается со сцены недовольства Простаковой, как ей кажется, плохо сшитым кафтаном для Митрофанушки. Не желая тратить деньги, она заказала кафтан своему крепостному Тришке — «воровской харе», который шить не умеет. Уверен­ная в своей правоте, Простакова не хочет принимать никаких объяснений. Уже с утра она то ругает, то колотит слуг: «тем и дом держится». Простакова — хозяйка положения, имеющая имя и звание «госпожа». Все остальные в доме — ничтожные личности: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». На­хальная Простакова «вопреки закону и природе» унижает му­жа, не будучи умнее его, поощряет в сыне неуважение к отцу. Она властно и бесцеремонно относится к племяннице Софье, по­ка та не становится богатой наследницей.
    Единственной ее отрадой и «надеждой» является сын Мит­рофанушка, счастье которого она видит в богатстве и празднос­ти. Добиться для него этого счастья — цель ее жизни. Свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к своим щеня­там. Простакова не понимает вреда чрезмерной опеки и попус­тительства сыну, из которого она воспитала тунеядца и парази­та. Наоборот, Простакова считает своим родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Соглашаясь с невеждой-учителем Вральманом в том, что «калоушка-то у нефо караздо слапе прюха» и что учение даже опасно для здоровья сына, она все же стремится выучить его и вывести в люди. Но ее природная жадность заставляет нанять сыну почти дармовых невежд-учи­телей, которые бестолково учат сынка. Уверенная в счастливой судьбе сына, Простакова успокаивает его: «Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».
    Простаковой трудно скрыть корысть в благородном поступ­ке. Не родственные чувства заставляют ее взять в дом Софью после смерти матери. Она приютила у себя сиротку-родствен­ницу со средствами, управляет ее деревеньками и обирает ее. Даже не спросив у девушки согласия, Простакова собирается выдать ее замуж за брата Скотинина, к которому не имеет ни уважения, ни родственной любви. Ее планы нарушает сообще­ние о «воскресшем» дяде Софьи Стародуме. Узнав о том, что он дает за Софьей десять тысяч, Простакова решает женить на бо­гатой девушке своего недоросля-сына, которому лучше женить­ся, чем учиться. Жадность и корыстолюбие определяют ее по­ступки, когда она обманывает брата, решив выдать Софью за Митрофанушку.
    Пытаясь получить расположение Стародума, Простакова раболепствует, унижается, называет его «батюшкой». Она по-дучивает Митрофанушку лицемерить, называть своего будуще­го тестя «вторым отцом». Она не гнушается никакими средства­ми для достижения своей цели. Простакова решается на обман и даже пытается насильно обвенчать Софью с Митрофанушкой. Остановить «фурию» смог только случайно появившийся офи­цер Милон с обнаженной шпагой.
    Трусливая Простакова, которую лишили тиранической и дес­потической власти, бросается на колени перед блюстителем по­рядка Правдиным со словами: «Ах, я собачья дочь! Что я надела­ла!» Милон метко заметил: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Но как только ее простили, она стала опять сама собой и намеревается переколотить поодиночке всех слуг за свою неудачу. Когда ей Правдин запрещает это делать, она возмущается: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?»
    Эта фраза — ключевая в комедии. Критики считают, что «все, что предшествует этим словам, — их драматический про­лог; все, что следует за ними, — их драматический эпилог».
    «Мастерица толковать указы» поняла царский указ о воль­ности дворянства как наделение дворян правами без каких бы то ни было обязанностей. Она уверена в том, что ее «беззако­ния» оправданы законом. Историк Ключевский писал: «…в этой бессмыслице весь смысл «Недоросля»; без нее это была бы ко­медия бессмыслиц».
    Образ Простаковой наглядно показывает всю страшную, уродующую человека силу крепостничества. Ей, прямой наследнице рода Приплодиных и Скотининых, не знакомы такие понятия, как честь и достоинство. Даже любовь у нее приняла извращенную форму, а сын, 16-летний «недоросль», платит ма­тери за такую любовь грубостью и неблагодарностью. В ре­зультате она остается ни с чем. Стародум с осуждением и даже жалостью указывает на Простакову и заключает трагикомедию словами: «Вот злонравия достойные плоды!»[/sms]

  2. Я считаю, что Простакову зря все так уж ругают! Ей и так досталось в комедии. Её все считают глупой, злобной, лицемерной женщиной. В принципе, так оно и кажется… Но нужно смотреть на причины такого её странного поведения.
    Она просто слишком любит сына. И Митрофанушка только этим бессовестно пользуется – себе для выгоды. Простакова почти забыла себя ради сына. Она находится во власти чувств. Так она могла бы любить мужа, брата, батюшку… или мороженое. То есть её главное – любить кого-то или что-то, делать всё ради его блага.
    И ещё она просто многого не понимает. В детстве, как мы понимаем, её ничему не учили. Она не знает многих наук. Например, она считает, что география нужна только кучеру. Но с другой стороны, она не так уж не права! Люди часто забивают голову ненужной информацией, всё знают поверхностно. А должны быть специалисты в каждой области. Вот если мне не идёт математика, так нечего меня ей мучить.
    Простакова так и считает, что со слугами нужно браниться, что их нужно бить, а по-другому они не понимают. (Может быть, это частично и так.) Если вспомнить героя из смешного рассказа Чехова «Злоумышленник», так с этим мужиком разговаривать бесполезно! И ещё – она не хочет портить отношения с соседями, с родственниками, так и говорит, что лучше выместит всё на крепостных. Это ужасно, да. Но тогда крепостные (как и негры-рабы) практически за людей не считались. Они были для неё тренажерами для битья, как сейчас бывают куклы в офисах. А если через сто лет заговорят о правах кукол, так мы тоже окажемся жестокими.
    В финале она кричит, что погибла – нет больше ни власти (буквально), ни сына (образно). Сын оказался настоящим предателем. В общем, Простакова – это недалёкая мать-наседка, её нельзя совсем уж винить в её ужасном поведении. Возможно, она даже раскается и исправится.

  3. Несмотря на свой чин, госпожа Простакова – необразованная и безграмотная личность. Эти же качества она хочет передать и своему любимому сыну. Она всячески пытается оградить его от знаний, от учебы. По ее мнению, знания для дворян абсолютно лишние, ведь они могут давать приказания своим слугам, которые в свою очередь, и выполнят необходимые дела. Зачем же тогда дворянам ненужные знания? Простакова абсолютно уверена в ненужности географии. Ведь извозчик всегда сможет отвести ее в нужное место.
    Представительница дворянства наталкивает своего сына на совершенную безграмотность, самолюбие и жадность.
    Если анализировать ее мысли на счет математических задач, которые были заданы для ее сына, можно увидеть только одно: она совершенно не думает про остальных, она властная и самолюбивая женщина, которая ни с кем и никогда не будет делиться: «Нашел деньги, ни с кем не делить. Все себе возьми». Вот, чему она пытается научить любимого сынишку.
    Простакова относится к окружающим ее слугам, крестьянам все дозволенно и тиранично. Она считает свою власть над этими людьми безграничной. И что мы видим в конце комедии? Госпожа Простакова получает по заслугам. Она достойна такого исхода событий. Она теряет любимого сынишку, свой дом и деревню. Она остается совершенно одна, со своей малограмотностью, самодурством и жестокостью.

  4. Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых.
    Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение самой Простаковой.
    Митрофанушке было шестнадцать лет, но его мать не хотела расставаться со своим ребенком и желала оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу.
    Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и по этому не прислушивалась ни к чьему мнению.
    “Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите”.
    У самого Митрофанушке отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо… ” На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”.
    Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму – разуму. Как он говорил матери: “ Слушаст, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний. Час моит воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться” А госпожа Простакова всегда вторила ему: “ Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит, С его умом, да заметет далеко, да и боже избави! Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке! ”
    Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан. Также он необычайно ленив.
    Сама Госпожа Простакова души в Митрофанушке не чаяла. Фонвизин понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану, – любви, которая, сущности, губит ее сына. Митрофан объедался до коликов в животе, а мама все уговаривала съесть еще. Няня говорила: “ Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечала: “ Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне. Она старалась обеспечить ему беззаботное будущие, решила женить его на богатой жене. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу идет на защиту. Митрофанушка был одним ее утешением.
    Митрофан относился к своей матери пренебрежительно: “ Да! Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька! ” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил! Уморил Бог с тобой! ”: эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет над ее чувствами. А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! ”. А в ответ слышит бессердечное: “ Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”. “ Ночь всю така дрянь в глаза лезла”. “ Какая же дрянь Митрофанушка? ”. “ Да то ты, матушка, то батюшка”.
    Простаков боялся жены и в ее присутствии о сыне говорил так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын”, и добавлял, глядя на жену: “ При твоих глазах мои ничего не видят”.
    Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторял: “ Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин! ” А Митрофан к своему дяде обращался: “ что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”.
    Своей матери Митрофан всегда грубил, огрызался на нее. Хотя Еремеевна не получала не копейки за воспитание недоросля, по старалась его обучить хорошему, защищала от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старалась сделать из него порядочного человека: “ Да поучи хоть немножко”. “ Ну, еще слово молви, стара хрычовка!

  5. Судьба Простаковой
    Неблагодарность Митрофана: кто виноват?
    Простакова как носитель устаревшей морали
    Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой
    Комедия «Недоросль» – гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, чьи имена в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов пьесы является мать недоросля Митрофанушки – госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает негативное отношение, а местами и насмешку читателей. Тем не менее, сам образ является тонко психологичным и требует подробного анализа.

    Судьба Простаковой

    В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей.
    А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.
    Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.
    Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.

    Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

    Как уже было сказано выше, Митрофан был единственной отрадой Простаковой. Чрезмерная любовь женщины вырастила из него «маменькина сынка». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать лет он все еще напоминает маленького ребенка, который капризничает и бегает гонять голубей вместо того, чтобы учиться. С одной стороны, чрезмерная забота и огораживание сына от каких-либо забот реального мира может быть связана с трагичной историей семьи самой Простаковой – один ребенок не восемнадцать. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, чтобы Митрофан оставался большим слабоумным ребенком.
    Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, «собственная», помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды. Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых (вспомним, что юноша даже до конца не понимает суть брака – он еще просто умственно и морально до этого не дорос).
    В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина. Однако основная причина все же кроется во всеобщем «злонравии» всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

    Простакова как носитель устаревшей морали

    В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.
    Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.
    Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.

    Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой

    В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.
    По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.
    Приведенное описание Простаковой поможет ученикам 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в своём сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»
    Характеристика Простаковой в «Недоросле» Фонвизина – сочинение по теме образа госпожи Простаковой | источник

  6. Страница: [ 1 ] 2
    В комедии Недоросль Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия.
    Центральная героиня пьесы госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится. Никто не смеет противиться ее власти: Разве я не властна в своих людях. Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая перезрелая фурия очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:
    Один ты остался у меня.
    Да отвяжись…
    Нет у меня сына…
    Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет воры, канальи, бестия, собачья дочь. К Митрофану обращается: другмой сердешный, душенька. Гостей встречает уважительно: рекомендую вам дорогого гостя, милости просим.
    С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: старая хрычовка. Воспитание и обучение Митрофана соответствует моде того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам отставной сержант Цыфиркин, который малую толику арихметике маракует, грамматике семинарист Кутейкин, уволенный от всякого учения. Познания Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность за людей приниматься, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
    Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе зоологизация. Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил фее с лошатками. Таким образом автор подчеркивает мысль о животной низменности окружающего мира.
    Несмотря на то, что жанр пьесы Недоросль комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды честного человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе от. критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.
    Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.
    Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой является госпожа Простакова. Любопытно отметить, что в перечне действующих лиц только ей присвоено звание «госпожа», остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж. Однако в полной мере нрав этой «фурии» раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей Породы.
    Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. «С тех пор, жалуется она Скотинину, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем». Порядок в доме наводится бранью и побоями. «С утра до вечера, снова жалуется Простакова, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день».
    Примитивная натура Простаковой явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но, узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но, вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью: «Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке». Брат Простаковой Скотинин родствен ей не только по крови, но и по духу. Он в точности повторяет крепостническую практику своей сестры. «Не будь я Тарас Скотинин, заявляет он, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою… а всякий убыток… сдеру-с своих же крестьян, так и концы в воду».
    Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых. Многие дворяне в умственном и гражданском развитии стоят столь низко, что их можно уподобить только животным. Скоты, обладающие людьми, вот та болезненная проблема, которая с большой смелостью была поставлена Д. И. Фонвизиным.
    Он наделил героев подчеркнуто русскими именами, окружил их привычной обстановкой, сохранил на сцене русские обычаи. Госпожа Простакова урожденная Скотинина все время сравнивается с собакой, Скотинин со свиньями. Сами они настойчиво называют себя скотами, животными. «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала» спрашивает Простакова. «Ах я, собачья дочь!» заявляет она в другом месте. Низменный духовный облик Скотинина раскрывается в его пристрастии к «свинкам». «Люблю свиней… признается он, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на зад ни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». «Нет, сестра, заявляет он Простаковой, я своих поросят завести хочу». И Митрофан, по словам матери, «до свиней сызмала такой же охотник… Бывало, увидя свинку, задрожит от радости». «Аз есмь скот, читает Митрофан по часослову, а не человек».
    Подлинный переворот совершил Фонвизин в области комедийного языка. Речь многих его героев заранее задана спе – . цификой образа. В «Недоросле» особенно колоритны речи Простаковой, Скотинина, Еремеевны. Фонвизин сохраняет все неправильности языка своих невежественных героев: «перво-ет» вместо первый-то, «робенка» вместо ребенка, «голоуш-ка» вместо головушка, «котора» вместо которая. Удачно использованы пословицы и поговорки. Грубую, распущенную натуру Простаковой хорошо раскрывают употребляемые ею вульгаризмы: «А ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши». С языка Простаковой не сходят бранные слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Известие о болезни дворовой девки Палашки приводит ее в бешенство: «Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!»
    На протяжении всей комедии Скотинины и Простаковы подчеркивают, что умны необыкновенно, особенно Митрофанушка. На самом же деле Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать. Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний. «Без науки люди живут и жили», уверенно заявляет Простакова. Столь же дики и их общественные представления. Высокие должности существуют, по их глубокому убеждению, только для обогащения. По словам Простаковой, ее отец «воеводою был пятнадцати лет… не умел грамоте, а умел достаточек нажить». Преимущества «благородного» сословия они видят в возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей. Причиной «злонравия» могут быть и плохие наставники.
    Страница: [ 1 ] 2

  7. Простакова – одна из главных персонажей «Недоросля». Ни одно событие, происходящее в комедии, не проходит без ее участия. Само положение хозяйки дома обязывает ее к этому.
    Кто же такая Простакова? Дворянка, живет в деревне, имеет крепостных, словом, типичный образец жены русского помещика. Она хозяйка дома и держит все под своим контролем – от хозяйственных мелочей до собственного мужа, который ни в чем не осмеливается ей перечить.
    Главная отрада Простаковой – ее сын Митрофанушка, в котором она души не чает и делает все только для его блага. Для нее Митрофанушка – воплощение всех ее надежд и мечтаний, его недостатки она считает достоинствами, его дурные привычки прекрасными манерами. Все понимают, что ее любимый сын – бездарь и невежда, но никто не говорит этого вслух, боясь Простаковой.
    Сама же Простакова неграмотна и необразованна и считает грамотность ненужной роскошью, которая может только испортить человека. Понятия «совесть» и «честь» незнакомы Простаковой. Она без всякого сожаления жестоко наказывает своих крепостных, порой без малейшей на то причины, думая, что дворянский титул дает ей на это право. Она считает себя человеком, принадлежащим к привилегированному сословию, а крестьян – своей собственностью, не понимая, что сама не отличается от них ни манерами, ни образованностью. Однако Простакова стремится быть не хуже других помещиков и хочет дать своему сыну образование, достойное дворянина, нанимает ему учителя-немца. Но делает она это, подражая столичной моде и не заботясь о том, как и чему в действительности будет обучен ее Митрофанушка.
    Главное для Простаковой – ее собственное благополучие и благополучие ее сына. Она пойдет на любой обман и подлость, используя все хитрости и уловки, только чтобы не потерять свое благосостояние. Она живет по своим устоявшимся принципам, главный из которых – беспринципность.
    В образе Простаковой отражены двуличие, тупая, бесчеловечная власть и невежество – все те качества, присущие многим русским помещикам восемнадцатого века и выставленные на осмеяние в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

  8. Сочинение по комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»
    Госпожа Простакова, героиня комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» — помещица-крепостница, мать Митрофана.
    По её речи можно сказать, что она женщина грубая, невоспитанная, жестокая. Это видно уже в первых сценах комедии, когда Простакова отчитывает крепостного портного Тришку. «Скот», «болван», «воровская харя» — так героиня называет несчастного слугу. Не лучше обращается она и с Еремеевной, няней Митрофана, которая отдала семейству Простаковых всю свою любовь и преданность. «По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» — вот «награда» верной няне.
    Перед Простаковой трепещут все, даже собственный муж. Он говорит с ней, «от робости запинаясь», как сказано в одной из ремарок. Только к сыну добра Простакова, только его называет «душенька», «сердечный друг».
    Речь Простаковой меняется в зависимости от обстоятельств. Другими становятся даже обращения. Софью она сначала строго называет «матушка», «сударыня». Но когда выясняется,  что Стародум жив и его племянница – богатая наследница, обращение к девушке меняется: теперь она для Простаковой «Софьюшка, душа моя».
    Госпожа Простакова – человек грубый, несдержанный, самодур. Это обнаруживают не только лексические средства, но и синтаксические конструкции. В ее речи много побудительных предложений: «А ты, скот, подойди поближе… Так поди же вытащи его…» Употребляет героиня и вопросительные предложения, причём произносит их грубо и властно: «Что, что ты от меня прятаться изволишь?.. А ты сам разве ослеп?»
    В финальной сцене Простакова в отчаянии. Это подчёркивают восклицательные предложения: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
    В этот момент нам жаль героиню. Сын, которого она любит всей душой, отталкивает её. Таков результат «злонравия» Простаковой…
    Данила Герасимов

  9. В комедии Д.И. Фонфизина «Недоросль» затрагивается проблема воспитания подрастающего поколения. Главный герой — это сын госпожи Простаковой, его зовут Митрофанушка. И так как в комедии «Недоросль» все герои имеют «говорящие» имена и фамилии, указывающие на то, что представляет собой тот или иной человек, то можно понять, что Митрофанушка — это копия своей матушки, ведь имя его означает «являющий свою мать». Госпожа Простакова -глупая и невежественная женщина, думающая только о собственной выгоде, поэтому сын у нее растет такой же: неучёный и избалованный.
    Митрофанушка «не хочет учиться, а хочет жениться», и невестой его госпожа Простакова желает сделать Софью-дальнюю родственницу их семейства, оставшуюся сиротой.
    Изначально Софья должна была стать женой Скотинина — брата Простаковой, но, когда выяснилось, что дядя Софьи жив и даже подготовил для нее хорошее наследство, Простакова решает, что будет выгодно выдать её замуж за своего неученого сына — Митрофанушку. Вокруг Софьи и происходит вся суета в произведении, ведь на ее руку и сердце претендует так много мужчин.
    Помимо Митрофанушки и Скотинина, жениться на ней желает и Милон, к которому девушка испытывает ответные чувства. Милон мил Софье, но Простаковы разлучают ее с ним, забрав ее к себе. Однако Милон, встретившись с Правдиным, чиновником, проверяющим поместье Простаковых, находит возможность вновь встретиться с Софьей.
    Правдин находится на стороне влюбленных, ведь он знает Милона как честного и порядочного человека – офицер его старый друг. Вопрос с женитьбой решается с помощью Стародума, который приезжает за своей племянницей в дом Простаковых. Во время пребывания Стародума в доме Простаковых происходит сватовство, за которым смешно наблюдать. Скотинин хвалится своим древним родом, госпожа Простакова нахваливает своего сына Митрофанушку, гордясь его «ученостью», хотя он не умеет толком даже считать. И это неудивительно, ведь одним из его учителей, которого Простакова хвалит больше всего, является Вральман, хотя на самом деле он вовсе и не учитель: в прежние времена он работал кучером у Стародума. Вральман поощряет Митрофанушку, давая ему отдохнуть и порезвиться, утверждая, что не стоит забивать голову лишними знаниями, поэтому другие учителя – Цыфиркин и Кутейкин – не могут толком ничему научить Митрофанушку. Самый порядочный и толковый учитель Митрофанушки — это учитель арифметики Цыфиркин, он даже отказывается брать плату за свои услуги, понимая, что не смог ничему научить недоросля.
    В рассказе все же побеждает справедливость: Правдин, который получает управление всем хозяйством Простаковых, возвращает все на свои места. Вральман вновь становится кучером Стародума, Цыфиркин получает вознаграждение за свою порядочность. Правдин помогает воссоединиться и Милону с Софьей. А недоросля — сына Простаковой — Митрофанушку Правдин отправляет на службу, что, несомненно, должно пойти неученому недорослю на пользу. Госпожа Простакова очень огорчена этим, причитая: «Погибла я совсем…», но Правдин отвечает ей: «Вот злонравия достойные плоды!» Тем самым он укоряет неразумную женщину в недостойном воспитании своего сына, ведь родители должны служить примером детям, должны заботиться об их нравственном воспитании. Таким образом, благодаря Правдину, в произведении восторжествовала справедливость и всё встало на свои места.
    И несмотря на то, что комедия «Недоросль» была написана очень много лет назад, она не потеряла своей актуальности и по сей день, ведь в наше время тоже очень много избалованных и невежественных детей, которым родители не могут дать должного воспитания, не могут служить для своих детей достойным примером.

  10. И преступление и раскаяние в ней презрения достойны.
    Д. И. Фонвизин
    Госпожа Простакова — самый яркий, живой и наиболее удавшийся Фонвизину образ в комедии «Недоросль». Автору удалось соединить в нем жесткость, подлость и деспотизм с трусостью и пресмыкательством (когда надо), материнской самоотверженностью. Рабская сущность Простаковой выражается в жестокости к подчиненным и зависимым и в унижении перед власть имущими и знатными людьми.
    Простакова — провинциальная помещица. Ее отец пятнадцать лет служил воеводой, «не умел грамоте, а умел достаточен нажить и сохранить», был взяточником, казнокрадом, крайне скупым человеком: «лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду». Фамилия ее матери — Приплодина — говорит сама за себя.
    Образ Простаковой-крепостницы типичен для того времени. Крепостное право, бесконтрольная власть над крестьянами, паразитическое существование за счет их труда, невежество и бездуховность — вот почва, на которой вырастили и «вскормили» Простакову и ей подобных. Некогда печально прославилась Дарья Салтычиха (Салтыкова Дарья Николаевна) (1730— 1801). Эта жестокая помещица была приговорена к смертной казни за то, что замучила более 100 крепостных. Каким-то образом она добилась смягчения наказания и провела остаток жизни в монастырской тюрьме. Положение дворовых Простаковой тоже ужасно. Эта «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастье целого их дома», по всякому поводу и без повода, из самодурства, беспощадно наказывает слуг.
    Пьеса начинается со сцены недовольства Простаковой, как ей кажется, плохо сшитым кафтаном для Митрофанушки. Не желая тратить деньги, она заказала кафтан своему крепостному Тришке — «воровской харе», который шить не умеет. Уверенная в своей правоте, Простакова не хочет принимать никаких объяснений. Уже с утра она то ругает, то колотит слуг: «тем и дом держится». Простакова — хозяйка положения, имеющая имя и звание «госпожа». Все остальные в доме — ничтожные личности: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». Нахальная Простакова «вопреки закону и природе» унижает мужа, не будучи умнее его, поощряет в сыне неуважение к отцу. Она властно и бесцеремонно относится к племяннице Софье, пока та не становится богатой наследницей.
    Единственной ее отрадой и «надеждой» является сын Митрофанушка, счастье которого она видит в богатстве и праздности. Добиться для него этого счастья — цель ее жизни. Свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к своим щенятам. Простакова не понимает вреда чрезмерной опеки и попустительства сыну, из которого она воспитала тунеядца и паразита. Наоборот, Простакова считает своим родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Соглашаясь с невеждой-учителем Вральманом в том, что «калоушка-то у нефо караздо слапе прюха» и что учение даже опасно для здоровья сына, она все же стремится выучить его и вывести в люди. Но ее природная жадность заставляет нанять сыну почти дармовых невежд-учителей, которые бестолково учат сынка. Уверенная в счастливой судьбе сына, Простакова успокаивает его: «Не век тебе, моему
    другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».
    Простаковой трудно скрыть корысть в благородном поступке. Не родственные чувства заставляют ее взять в дом Софью после смерти матери. Она приютила у себя сиротку-родственницу со средствами, управляет ее деревеньками и обирает ее. Даже не спросив у девушки согласия, Простакова собирается выдать ее замуж за брата Скотинина, к которому не имеет ни уважения, ни родственной любви. Ее планы нарушает сообщение о «воскресшем» дяде Софьи Стародуме. Узнав о том, что он дает за Софьей десять тысяч, Простакова решает женить на богатой девушке своего недоросля-сына, которому лучше жениться, чем учиться. Жадность и корыстолюбие определяют ее поступки, когда она обманывает брата, решив выдать Софью за Митрофанушку.
    Пытаясь получить расположение Стародума, Простакова раболепствует, унижается, называет его «батюшкой». Она по- дучивает Митрофанушку лицемерить, называть своего будущего тестя «вторым отцом». Она не гнушается никакими средствами для достижения своей цели. Простакова решается на обман и даже пытается насильно обвенчать Софью с Митрофанушкой. Остановить «фурию» смог только случайно появившийся офицер Милон с обнаженной шпагой.
    Трусливая Простакова, которую лишили тиранической и деспотической власти, бросается на колени перед блюстителем порядка Правдиным со словами: «Ах, я собачья дочь! Что я наделала!» Милон метко заметил: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Но как только ее простили, она стала опять сама собой и намеревается переколотить поодиночке всех слуг за свою неудачу. Когда ей Правдин запрещает это делать, она возмущается: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?»
    Эта фраза — ключевая в комедии. Критики считают, что «все, что предшествует этим словам, — их драматический пролог; все, что следует за ними, — их драматический эпилог».
    «Мастерица толковать указы» поняла царский указ о вольности дворянства как наделение дворян правами без каких бы то ни было обязанностей. Она уверена в том, что ее «беззакония» оправданы законом. Историк Ключевский писал: «…в этой бессмыслице весь смысл «Недоросля»; без нее это была бы комедия бессмыслиц».
    Образ Простаковой наглядно показывает всю страшную, . уродующую человека силу крепостничества. Ей, прямой наследнице рода Приплодиных и Скотининых, не знакомы такие понятия, как честь и достоинство. Даже любовь у нее приняла извращенную форму, а сын, 16-летний «недоросль», платит матери за такую любовь грубостью и неблагодарностью. В результате она остается ни с чем. Стародум с осуждением и даже жалостью указывает на Простакову и заключает трагикомедию словами: «Вот злонравия достойные плоды!»

  11. ого вы только это пишите 0_о мы месяц назад писали
    Митрофанушка:
    Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т. к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями) .
    Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.
    Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет» .
    В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» – идти служить («По мне, куды велят») . Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
    Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая» . Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.
    Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.
    Простакова:
    Простакова – дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак.
    Простакова – движущее лицо комедии. Она замышляет женить Митрофана на богатой воспитаннице Софье (вопреки первоначальному намерению выдать ее за своего брата) . Позже, когда ее планы рушатся, Простакова хочет тайно обвенчать молодых (несмотря на протесты Софьи) .
    Главная черта в характере Простаковой – безумная, животная любовь к сыну. Она считает, что все, что выгодно для Митрофана, – хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Так, пытаясь устранить соперника сына – своего брата Скотинина, она вцепляется в его шею и т. д. Таким образом, ее нравственные и моральные понятия полностью извращены. П. А. Вяземский писал о Простаковой: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства… » Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая, внутренняя, причина – невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая, социальная, – указ Екатерины II «О вольности дворян» , который невежественные дворяне поняли как полную власть над крепостными без всяких ограничений. В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее крах – это поражение всей прежней системы воспитания и залог победы новых идей, заявленных положительными персонажами пьесы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *