Сочинение на тему несклоняемые существительные

5 вариантов

  1. Соченение рассуждение на тему Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные

    Ответы:

    К числу разносклоняемых имён существительных относятся десять существительных на –мя: бремя, время, знамя, имя, темя и т. д., которые склоняются по особому. Разносклоняемые являются и существительные путь и дитя.К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть разносклоняемых существительных составляют иноязычные заимствования: имена нарицательные мужского, женского и среднего рода, оканчивающиеся на гласные –у, — и, — е, — о и ударяемое –а: жалюзи, бюро, рагу, буржуа и т. д.; географические наименования: Чикаго, Тбилиси, Осло; имена лиц: Хозе, Мэри и др. существительные женского рода, оканчивающиеся на твёрдый согласный (и нарицательные и собственные): мадам, Ирэн и т. д. Несклоняемыми существительными являются некоторые фамилии на –ово, — яго, — ых, — их: Дурново, Черных, Сухих, Дубяго и др. Фамилии на –ко: (вне зависимости от ударения) относятся к числу несклоняемых: Шевченко, Франко. При сочетании несклоняемых существительных с другими словами формы падежа определяется или конструкцией всего предложения: В комнате стояла новое трюмо (им. падеж), или окончаниями имён прилагательных, согласуемых с несклоняемыми существительными: Он укутал шею мягким кашне (тв. п.).

  2. Ответ оставил Гость
    В русском языке огромное количество слов, среди которых встречаются разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.
    К разносклоняемым обычно относят слово “путь” и 10 существительных на -мя: племя, пламя, стремя, время, знамя, семя… Несклоняемыми являются по большей части заимствованные слова, т.е. пришедшие в русский язык из других языков: кофе, какао, кенгуру, кашне, пальто, манто, кашпо, иваси, сулугуни и другие. Они не имеют традиционных окончаний, не относятся ни к одному из трех склонений, не изменяют своего окончания. Можно проследить, просклоняв какое-либо слово. Рассмотрим на примере слова пальто есть пальто, нет пальто, дам пальто, вижу пальто, доволен пальто, думаю о пальто.
    Таким образом, мы видим, что ни в одном из падежей оно не меняет своего окончания. Так же происходит и с другими несклоняемыми существительными.
    Теперь просклоняем разносклоняемое существительное, например, время: время, времени, времени, время, временем, времени.
    Мы видим, что окончания род, дат и предл падежей взяты из слов 3 склонения, окончание творит падеже – из слов 2 склонения, а окончания им и винит падежей – из слов 1 склонения.

  3. Ответ оставил Гость
    К числу разносклоняемых имён существительных относятся десять существительных на –мя: бремя, время, знамя, имя, темя и т. д., которые склоняются по особому. Разносклоняемые являются и существительные путь и дитя.К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть разносклоняемых существительных составляют иноязычные заимствования: имена нарицательные мужского, женского и среднего рода, оканчивающиеся на гласные –у, – и, – е, – о и ударяемое –а: жалюзи, бюро, рагу, буржуа и т. д.; географические наименования: Чикаго, Тбилиси, Осло; имена лиц: Хозе, Мэри и др. существительные женского рода, оканчивающиеся на твёрдый согласный (и нарицательные и собственные): мадам, Ирэн и т. д. Несклоняемыми существительными являются некоторые фамилии на –ово, – яго, – ых, – их: Дурново, Черных, Сухих, Дубяго и др. Фамилии на –ко: (вне зависимости от ударения) относятся к числу несклоняемых: Шевченко, Франко. При сочетании несклоняемых существительных с другими словами формы падежа определяется или конструкцией всего предложения: В комнате стояла новое трюмо (им. падеж), или окончаниями имён прилагательных, согласуемых с несклоняемыми существительными: Он укутал шею мягким кашне (тв. п.).

  4. УРОКИ 102–103*
    Тема:Несклоняемые имена существительные.Род несклоняемых существительных. Р/р Сочинение­ миниатюра с использованием несклоняемых существительных
    Тип уроков. Уроки обобщения и углубления изученного.
    Цели как деятельность учеников.
    М/п: извлекать информацию из разных источников, перерабатывать и преобразовывать её из одной формы в другую (в схему, план, ключевые слова).
    М/к: организовывать деятельность в группе, задавать вопросы, строить рассуждения, слушать других, осуществлять контроль и оценку; выступать с сообщениями перед сверстниками.
    6ЛР: отличать склоняемые имена существительные от несклоняемых, находить несклоняемые существительные в тексте, определять их род.
    3ЛР: сознательно овладевать нормами культуры речи (в аспекте сочетаемости несклоняемых имён существительных с прилагательными).
    Ход урока
    Этапы урока
    Ход урока
    Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
    I. Оргмомент.
    Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
    II. Языковая разминка c элементами проверки домашнего задания.
    Запись предложения под диктовку:
    Загорались ярким пламенем сосны старые, могучие. (С. Есенин)
    – Назовите слово с изученной орфограммой. (Пламенем.)
    – Графически объясните условия выбора написания.
    – Как называются такие слова? Перечислите остальные (вспомните «подсказку»).
    – Произведите морфологический разбор слова пламенем.
    – Приведите примеры из домашнего упражнения, в которых слово время употреблено в Т.п., П.п. Дополните нужными формами: Сколько… ? У меня нет….
    Познавательные УУД:
    1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.
    2. Анализировать, сравнивать, обобщать.
    III. Введение в тему урока.
    Отгадайте шарады.
    Две ноты, союз,
    Всё вместе – игра,
    В которую любит играть детвора.
    (Домино.)
    Мой первый слог – на дереве.
    Второй мой слог – союз.
    А в целом я материя
    И на костюм гожусь.
    (Сукно.)
    – Запишите эти слова. Определите их склонение.
    – Одно здесь склонение или разное? Докажите.
    – Измените слово домино по падежам. Что вы заметили? (Не изменяется.) Есть ли окончание у этого слова?
    – Как называются такие слова? (Несклоняемые.)
    – Назовите тему урока. Что вы уже знаете по этой теме? Проверим себя.
    Регулятивные УУД:
    1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
    2. Формулировать тему урока.
    IV. Актуализация изученного.
    1. Работа в группах по учебнику.
    а) Упр. 417 – развивается умение отличать склоняемые имена существительные от несклоняемых.
    Самостоятельная работа в группах. Результаты сравниваются (ученики читают свои записи в таблицах).
    – Почему слова пони и кони оказались в разных группах склонений?
    б) Упр. 418 – развивается умение выделять группы заимствованных несклоняемых слов (собственные, нарицательные, аббревиатуры).
    Ученики также работают в группах. Перед работой можно коллективно определить группы слов, чтобы не было ошибок при записи.
    Выводы по результатам работы (как отличить склоняемые существительные от несклоняемых, какие есть группы несклоняемых, примеры).
    Небольшие сообщения от групп.
    2. Чтение текста в рамке учебника.
    – Сколько частей в тексте?
    – Назовите ключевые слова урока.
    3. Упр. 419 – развивается умение разграничивать склоняемые и несклоняемые имена существительные среднего рода на ­о, ­е.
    Коллективное устное комментирование. Затем письменно выполняется самостоятельно.
    Словарно­орфографическая работа: бегемот, эскимо, пианино, фойе.
    – Назовите «четвёртое лишнее» в этом списке слов. Почему оно лишнее? Запишите словосочетание с ним.
    Лексическая работа со словами фойе, реле (с опорой на словарь).
    Коммуникативные УУД:
    1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
    2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
    3. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.
    Познавательные УУД:
    1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.
    2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.
    V. Углубление изученного, формулировка проблемы урока.
    Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока» с последующей формулировкой проблемы: как правильно сочетать несклоняемые существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени, что для этого нужно знать?
    – Утром за завтраком люди часто произносят фразу: «Я люблю кофе». А если нужно уточнить (сладкий, горячий, крепкий и т.д.), какое слово вы употребите?
    Этот вопрос тоже можно оставить на размышление (об этом слове уже шла речь в начальной школе, но ошибки в речи настолько часты, что учителю ещё раз следует обратить внимание на слово кофе в аспекте культуры речи).
    Регулятивные УУД:
    1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
    2. Формулировать проблему урока.
    VI. Открытие новых знаний.
    1. Упр. 420 – наблюдение над согласованием несклоняемых имён существительных (аббревиатур и имён собственных) и формулирование выводов.
    – Какого рода сложносокращённые слова? Как вы определяли род?
    – Как употребляются с ними прилагательные?
    – В каком роде употреблены собственные имена? Что вам помогло определить их род?
    – Какого рода нарицательные существительные метро, пальто…?
    В каком роде нужно употребить прилагательные при них?
    – Сделайте вывод и сравните с текстом в рамке.
    2. Чтение текста в рамке.
    – Составьте план текста на основе ключевых слов. Какие планы у вас получились?
    – Составьте схему (таблицу), которая поможет вам эту информацию воспроизвести. (См. материал предметного диска – схема «Род несклоняемых имен существительных» к §46.)
    3. Первичное применение знаний.
    Выполнение заданий после текста в рамке.
    Опираясь на схему, ученики согласуют имена прилагательные и глаголы в предложениях после рубрики «Определяем проблему урока» с несклоняемыми существительными, сочетают прилагательные с существительным кофе.
    4. Составление обобщающей таблицы «Склонение имен существительных». (См. материал предметного диска – ресурс к п. 46)
    СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
    Озаглавьте каждую графу таблицы.
    Склоняемые имена существительные
    Не имеют склонения
    По гиперссылке. Проверьте себя.
    Склоняемые имена существительные
    Не имеют склонения
    1 скл.
    2 скл.
    3 скл.
    разносклон.
    только мн.ч.
    несклон.
    Регулятивные УУД:
    1. Сверять свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
    2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
    Познавательные УУД:
    1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в план, схему).
    2. Систематизировать и представлять полученную информацию в удобной для себя форме (текст, план, схема).
    Коммуникативные УУД:
    1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
    2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
    3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
    4. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
    VII. Развитие учебно­языковых и речевых умений.
    Упр. 421 – развивается умение определять род несклоняемых имён существительных, конструировать словосочетания с зависимыми именами прилагательными в нужной форме.
    Упр. 422 – развиваются умения связной речи: создавать текст­повествование (писать сочинение­миниатюру), правильно согласовывать несклоняемые имена существительные с прилагательными.
    Упр. 423 – совершенствуются навыки работы над устной учебно­научной речью.
    Рассказ можно строить с опорой на схему (таблицу), подбирая необходимые примеры.
    4. ТСР, самостоятельная работа № 11, задания 2–4 (по желанию).
    Познавательные УУД:
    Извлекать и преобразовывать информацию (схему, таблицу в текст).
    Коммуникативные УУД:
    1. Владеть монологической речью;
    2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
    3. Создавать текст-повествование заданного стиля с учетом замысла, ситуации общения.
    ТОУУ
    VIII. Итог уроков.
    – Что нужно знать, чтобы правильно употребить несклоняемое слово в речи? (Род.)
    – Какие признаки несклоняемых слов нужно знать, чтобы определить род? (Одушевлённость, неодушевлённость, значение имени собственного.)
    – Запишите ключевые слова темы.
    – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
    Взаимооценка.
    – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свой выбор.
    – Кому и над чем еще следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
    Регулятивные УУД:
    1. Соотносить цели (план) и результаты своей деятельности.
    2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
    ТОУУ
    IX. Домашнее задание.
    1. Уметь воспроизвести схему текста в рамке.
    2. Упр. 424.
    3. Словарные слова записать в словарик.

  5. К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть несклоняемых существительных составляют иноязычные заимствования. В группе несклоняемых существительных выделяются имена нарицательные мужского, женского и среднего рода, оканчивающиеся на гласные у, и, е, о и ударяемое а: бюро, жалюзи, галифе, монпансье, пальто, леди, рагу, антраша, буржуа и др.; географические наименования: Чикаго, Тбилиси, Осло, Бордо; имена лиц: Хозе, Мери и др.
    К несклоняемым существительным относятся и заимствованные существительные женского рода, оканчивающиеся на твердый согласный (и нарицательные и собственные): мадам, Ирэн, Поляк, Гольденберг, Зегерс и др. Несклоняемыми существительными являются некоторые фамилии на – ово, – аго, – ых, – их: Дурново, Дубяго, Черных, Сухих, Чутких и др. Фамилии на – ко (вне зависимости от ударения) также относятся к числу несклоняемых: Шевченко, Франко (например, произведения Ивана Франко) и др.
    Число несклоняемых существительных в современном русском языке пополняется за счет отдельных сложносокращенных слов: НТО, НЛО, ФСБ и гл. При сочетании несклоняемых существительных с другими словами форма падежа определяется или конструкцией всего предложения: В комнате стояло новое трюмо (им.
    п. ), или окончаниями имен прилагательных, согласуемых с несклоняемыми существительными: Он укутал шею мягким кашне (тв. п.). Ударение при склонении имен существительных Все имена существительные в отношении ударения могут быть разбиты на две основные группы: 1) имена существительные с постоянным ударением (место которого во всех падежах остается неизменным); 2) имена существительные с подвижным ударением (место которого меняется при склонении). Имена существительные с постоянным ударением в свою очередь делятся на: 1) имена существительные, у которых во всех падежах ударение сохраняется на основе (такими могут быть слова всех трех типов склонений): молот, яблоко, баня, фабрика, ель, шаль; 2) имена существительные, у которых во всех падежах ударение сохраняется на окончании (сюда входит большое количество слов первого склонения и значительно меньшее количество слов второго склонения): вол, фонарь, серебро, западня. Имена существительные с подвижным ударением представляют больше разнообразия. Здесь выделяются: 1) имена существительные, у которых ударение переходит с основы на окончание.
    Сюда входят имена существительные с ударением в единственном числе на основе, а во множественном – на окончании (характерно для слов первого склонения): вал, холод, место, слово; кроме того, имена существительные, у которых ударение переходит на окончание только в косвенных падежах множественного числа (характерно для существительных мужского рода первого склонения и женского рода третьего склонения): зверь, камень, власть, кость; 2) имена существительные, у которых ударение переходит с окончания на основу; такими являются имена существительные с ударением, переходящим на основу во всех падежах множественного числа (характерно для слов среднего рода первого склонения и женского рода второго склонения): весло, ружьё, игла, стрекоза; кроме того, имена существительные, у которых ударение переходит на основу только в именительном и винительном падежах множественного числа (характерно для слов женского рода второго склонения): губа, полоса; четыре слова мужского рода первого склонения удерживают ударение на основе в именительном падеже множественного числа: конь, гвоздь, груздь, червь. У некоторых имен существительных ударение переходит на предлог; такой тип перехода в настоящее время непродуктивен, встречается лишь в отдельных сочетаниях (у слов всех трех типов склонения): за сердце, из лесу, за город, под вечер, на гору, на пол и т. д. Словообразование имен существительных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *