Сочинение на тему невежда без души зверь недоросль
9 вариантов
Автор: Ирина Михайлова
Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Сатира комедии Фонвизина «Недоросль» направлена против крепостничества и помещичьего произвола. На почве крепостничества выросли плоды жестокой эксплуатации – человеконенавистничество, подлость, деспотизм, умственная тупость. Носителями всех этих качеств являются Простаковы, Скотинины. В основу комедии положена идея воспитания. Типичность Митрофанушки в произведении так ярка, что имя его стало нарицательным для обозначения великовозрастного лентяя и неуча. Воспитание его, среда, условия жизни определили его поведение и взгляды на жизнь.
Но есть в комедии персонажи положительные, которые выражают совершенно иные взгляды. Таков Стародум. Он хорошо знает, что во времена Петра I был другой взгляд на человека, его воспитание, его служение Отечеству. «Невежда без души – зверь», – говорит Стародум. Он считает, что «честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Стародум говорит о богатстве нравственном: «…Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук; а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». Честность, добродетель, мужество высказывать правду «самому государю», – вот основные качества, которые признают Софья, Милон, Правдин, Стародум. Чему могут научить помещичьих детей Вральманы, Кутейкины, Цифиркины, которые так же невежественны, глупы, драчливы, как Скотинины и Простаковы, которые все считают «вздором, чего не знают», так как «все родом крепколобы»?
Стародум думает, что если каждый помещик будет строго блюсти все законы, то жизнь будет лучше, счастливее. Но царя окружают льстецы, уверяя, «что люди сотворены для него, а не он для людей». Льстец – это «ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет». Также Стародум мечтает о том, что чины будут даваться тем, кто их достоин. Образование – вот «залог благосостояния государства». Плохи те родители, которые доверяют воспитание своих детей крепостным учителям-невеждам. Результат его – новый «недоросль», молодой барин – «злонравия достойные плоды».
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» – проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. У Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятни да жениться.
Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что «он дитя не неволит».
В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать – полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: «Так мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. «Вот злонравия достойные плоды!» – подводит итог Стародум.
Грубость лексики выдаёт в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещённость души ведёт к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана «чушкой проклятой». Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: «Невежда без души – зверь».
Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом.
Юля
вот мысли для сочинения.. .
Невежд учение излечит. А я.. . Я — тот, благодари, \Кто перед свиньями не мечет свой жемчуг, о язык «дари» ! Носир Хисроу. Перевод А. Адалис
НЕВЕЖДА Триссотен\ В невежде глупость мы увидим обнаженной. \ Клитандр\ Наука глупости прибавит к прирожденной. Жан-Батист Мольер. Перевод M.M. Тумповской УЧЕНЫЕ ЖЕНЩИНЫ
НЕВЕЖДА Орест\ О Феб! В тебе тогда вещал невежда… \лектра\ Невежда – Феб? Кто ж мудрый у тебя? Еврипид. Перевод Иннокентия Анненского 1899 ЭЛЕКТРА
НЕВЕЖДА Занялся бы чем-нибудь дельным – \ народ бы тебя уважал. \ Уж верно, Серёжка Есенин \ \ извозчиков не обижал.. . \ – О чём ты толкуешь, невежда, \ чесатель корыстных корост? \ Ты, видно, совсем уж в медвежьих \ углах своих мохом оброс! Николай Байтов П О Е З Д \ Посвящается Игорю Иртеньеву.
НЕВЕЖДА Стесняет буйного одежда. \ Пленен пороками невежда. \ Трусливого живит надежда \ За крепкой спрятаться стеной. МАХТУМКУЛИ. Перевод А. Тарковского ГОРЫ В ТУМАНЕ
НЕВЕЖДА Все ты знаешь, невежда, про Фрейда и Камасутру, \ но простынка снежная все так же чиста под утро. \ А еще скажу – прилюдно и всенародно –\ свет погашен, и двери настежь, и я свободна. Ирина Василькова Оттого что в колодце тьмы бродит свет молитвы,
НЕВЕЖДА По крайней мере я, клянусь, всю долгу ночь однажды\ Не спал, все думал: “рыжий конь-петух” какая птица {8}?\ Эсхил\ Невежда! Это было писано как украшенье\ На кораблях. \ Дионис\ Я ж думал, Эриксид, сын Филоксена {*}. {* Филоксен – богатый щеголь, современник Аристофана. } Аристофан. Перевод Н. Цветкова Лягушки
НЕВЕЖДА И опять невежда скромный\ выбегает на Тверской и огромный перст погромный\ водружает над Москвой. Булат Окуджава Д. Самойлову\\ На углу у гастронома,
НЕВЕЖДА Вот уж невежда толкует невежде: \ “Я освистать трубадура велю. \ Ради награды, в придворной одежде\ Песни свои он несет королю”.\ Тот отвечает: “И то уж находит\ Их недурными король, говорят… “\ Так на монарха напраслину взводят… \ Лучший формат для вас – малый формат. Пьер-Жан Беранже. Перевод И. и А. Тхоржевских ДЕШЕВОЕ И ДОРОГОЕ ИЗДАНИЕ
Невежда – кто посмел взирать без обожанья. \ Коль ценность есть во мне, так та, что я ценю\ И взглядов молнии и голоса сверканье, \ Что мне звучит, как музыка в раю. \ Прости, любовь моя, что райскому творенью\ На языке земном слагаю прославленье. Уильям Шекспир. Перевод В. С. Давиденковой-Голубевой СТРАСТНЫЙ ПИЛИГРИМ
невежда Хо-хо, я не смыслю в музыке. \ Я не отличу трубу от кларнета, \ мажор от минора, \ но вечером я дирижирую оркестром! \ О! О! я не смыслю в инженерном деле. \ Я не разберу, где треугольник, где квадрат, \ где циркуль, а где транспортир, -\ но в течение дня я служу инженером! \ Что делать, возлюбленные друзья, такова жизнь. Шломо Замир. Перевод Гали-Дана Зингер
невежда Хо-хо, я не смыслю в музыке. \ Я не отличу трубу от кларнета, \ мажор от минора, \ но вечером я дирижирую оркестром! \ О! О! я не смыслю в инженерном деле. \ Я не разберу, где треугольник, где квадрат, \ где циркуль, а где транспортир, -\ но в течение дня я служу инженером! \ Что делать, возлюбленные друзья, такова жизнь. Шломо Замир. Перевод Гали-Дана Зингер
Давно уже имя Митрофанушки и само слово «недоросль» стали, нарицательными и вызывают ироническую улыбку при их упоминании. Великий мастер сатиры Д. И. Фонвизин смог создать по-настоящему яркий и живой образ молодого болвана, вступающего в жизнь. Именно Митрофанушка постепенно становится героем, вокруг которого разгорается конфликт в доме Простаковых. То, что он отрицательный персонаж, не вызывает сомнения. А вот с каким чувством отнестись к нему, как определить его место среди других отрицательных героев?
Читая первые сцены комедии, сразу же знакомишься с Митрофанушкой, сыном помещиков Простаковых. Первое чувство — смех. Разве можно не смеяться над обжорой, который всю •ночь страдает после обильного ужина, но утром опять не лишает себя удовольствия проглотить несколько подовых булок? Смешон Митрофан и своей неповоротливостью, и необходимостью в свои годы иметь рядом няньку, и скудостью ума, и бедностью речи.
По чем ближе узнаешь Митрофанушку, тем суровее становится отношение к нему. Убеждаешься, что не такой уж и безвредный этот обжора, лишенный ума и совести. И если еще вызовет улыбку Митрофан на уроке или на экзамене перед Стародумом, то это уже смех, к которому примешивается чувство страха: ведь за Митрофанушкой — будущее, он будет править людьми, строить жизнь государства. А что может быть страшнее, чем если судьбу народа и страны будут решать подобные Митрофану люди — тупые, ограниченные, не обремененные ни порядочностью, ни воспитанностью, ни духовностью?
И уж совсем страшен Митрофан по отношению к окружающим. Получивший уроки жестокости и грубости от матери, он неуважительно относится к отцу, к самой матери, а слуг и вообще за людей не считает. Даже Еремеевну, которая вырастила и вскормила его и готова жизнь за него отдать, Митрофан оскорбляет и унижает. Его .неблагодарность близким людям, грубость и цинизм вызывают отвращение. Можно с уверенностью сказать, что Митрофанушка куда более опасен, чем смешон.
Конечно, можно попробовать оправдать действия Митрофана издержками его воспитания и обучения. Можно обвинить Простакову, которая своей слепой любовью и безнравственными поступками воспитала такого гнусного человека. Но ведь нельзя же оправдать зло, невежество, духовную нищету обстоятельствами, чьими-то ошибками, условностями жизни. Так можно все оправдать, а человек должен сам отвечать за все, что он совершает. Как можно понять, оправдать, а тем более простить Митрофана, когда он в страшную для его матери минуту отталкивает ее от себя и не, находит слов поддержки для самого близкого человека?
В финале комедии он просто безобразен, лишен всего человеческого. Судьбу недоросля теперь решает Правдин, отправляя его на службу, и можно только представить, сколько зла может принести людям Митрофанушка. Помните слова Стародума: «Невежда без души — зверь» ? Это и о Митрофане — потерянном для общества человеке, страшном своим бездушием и невежеством, Митрофане, который никогда не станет лучше, потому что ума ему не дали, а душу забрали. почти в самом конце
вот еще отзывы о Недоросле http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_0270.shtml
Готовимся к сочинению. Тема 2
Готовимся к сочинению
Тема 2
Надежда ШАПИРО
Проблема воспитания в комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Обычно выпускники помнят из комедии Фонвизина,
которая изучается в начале 9-го класса, только
смешные сцены обучения Митрофанушки счёту и
чтению, афоризм госпожи Простаковой насчёт
недворянской науки географии и заявление её
сынка о том, чего он хочет и чего не хочет. С таким
багажом браться за данную тему, единственную из
379 посвящённую XVIII веку, не стоит, потому что
недостаточно для её раскрытия побранить
помещицу и продукт её воспитания и рассказать,
как их высмеял Фонвизин.
Серьёзное отношение к этой теме требует, нам
кажется, подхода историко-литературного и даже,
шире, философского. Вспомним, что XVIII век — эпоха
Просвещения; это интеллектуальное и культурное
движение, господствовавшее в Европе,
распространилось и на Россию. Просветители
верили, что свет разума может разогнать тьму
предрассудков и суеверий, улучшить человека и
общество. В каждом человеке от природы заложены
качества, которые позволяют ему правильно
строить жизнь. Но эти качества надо развивать,
иными словами, надо просвещать и воспитывать
людей. Задаче воспитания служили и философские
трактаты просветителей, и публицистические
выступления, и литературные произведения. Эпоха
породила даже особый жанр — “роман воспитания”.
В «Недоросле» Д.И. Фонвизин, безусловно,
воплотил идеи Просвещения — в его российском
варианте: если европейские просветители очень
дорожили мыслью о природном равенстве всех людей
и считали сословные границы предрассудком, то
деятели дворянского Просвещения в России
настойчиво говорили прежде всего об особом долге
дворянского сословия перед отечеством.
Ещё в давние времена сказано, что “комедия
должна поучать, забавляя”. В комедии Просвещения
забавного куда меньше, чем поучительного. И нашим
современникам трудно поверить, что первые
зрители «Недоросля» с живейшим интересом
вслушивались в пространные монологи Стародума, а
Фонвизин, задумав издавать журнал «Друг честных
людей, или Стародум», писал, обращаясь к своему
герою и объясняя выбор заглавия: “Я должен
признаться, что за успех комедии моей
«Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров
ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я
целые явления, кои публика и доныне с
удовольствием слушает”.
Реплики четырёх названных героев с говорящими
об их “положительности” именами призваны
воспитывать читателей и зрителей — другого
значения в пьесе у них нет, с действием комедии
они почти не связаны, разве что помогают этим
героям при знакомстве опознать друг в друге
“своего” — единомышленника. Так, услышав
рассуждения Милона о неустрашимости, Стародум
восклицает: “Обойми меня, друг мой!”
Положительные герои убеждены, что “нельзя не
любить правил добродетели. Они — способы к
счастью”. Софья появляется на сцене с книжкой
Фенелона «О воспитании девиц». Большинство
суждений Стародум произносит по просьбе Софьи:
“Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё
благополучие. Дайте мне правила, которым я
последовать должна”.
Суждения Стародума и его единомышленников
выстраиваются в определённую нравственную
систему. Главная из человеческих ценностей —
душа, а ум и знания важны, но не они определяют
достоинство личности: “Отец мой непрестанно мне
твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и
будешь человек во всякое время”; “Всякий найдёт
в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну.
Надобно захотеть решительно, а там всего будет
легче не делать того, за что б совесть угрызала“;
“Ум коль он только что ум, самая безделица. С
пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых
отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт
благонравие” (Стародум); “Прямое достоинство в
человеке есть душа…” — говорит Правдин, а
Стародум подхватывает: “Без неё просвещённейшая
умница — жалкая тварь”. Есть в «Недоросле»
рассуждения Стародума и о несчастных семьях,
которые создаются без учёта сердечных
склонностей и нравственных качеств жениха и
невесты (“И какого воспитания ожидать детям от
матери, потерявшей добродетель?”), и об истинной
знатности, измеряемой “по числу дел, которые
большой господин сделал для отечества… по числу
людей, довольных его поведением и делами”, и об
истинном и мнимом счастье.
Особое место в комедии занимают высказывания
Правдина и Стародума о “должности”, или, как бы
мы теперь сказали, о долге дворянина: по словам
Стародума, “первое бесчестие” для дворянина —
“не делать ничего, когда есть ему столько дела:
есть люди, которым помогать; есть отечество,
которому служить”. Взять отставку дворянин
имеет право только в том случае, “когда он
внутренно удостоверен, что служба его отечеству
прямой пользы не приносит”. Но служить отечеству
не означает находиться при дворе, где почти
невозможно сохранить свою душу и честь. Резкие
выпады героя против безнравственного двора
Екатерины соседствуют с уважительным
упоминанием о царствовании Петра I: “Отец мой
у двора Петра Великого… В тогдашнем веке
придворные были воины, да воины не были
придворные. Воспитание дано мне было отцом моим
по тому веку наилучшее”.
Из комедии мы узнаём не только об общих
нравственных принципах добродетельных дворян,
но и о выработанных ими конкретных правилах
поведения. Например, Стародум говорит Правдину:
“Постой. Сердце моё кипит ещё негодованием на
недостойный поступок здешних хозяев. Побудем
здесь несколько минут. У меня правило: в первом
движении ничего не начинать” — и слышит в ответ:
“Редкие правило ваше наблюдать умеют”.
Положительная программа просветителей в
«Недоросле» представлена не только в уже
процитированных сентенциях, но и “от
противного” — в репликах и действиях “дворян,
недостойных быть дворянами” (их в комедии ровно
столько же, сколько дворян просвещённых,
истинных). Слова Стародума “Невежда без души —
зверь” подтверждаются поведением семейки
Простаковых-Скотининых; на их скотскую сущность
указывают не только фамилия и пристрастия Тараса
Скотинина, но и многочисленные комические
реплики, например слова г-жи Простаковой: “У меня
материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят
своих выдавала?” Напомним, что имя главного
героя — Митрофана — в переводе с греческого
означает “подобный матери”. Благодарные
воспоминания Стародума о его отце, как в кривом
зеркале, отображаются в рассказе Тараса
Скотинина о его крепколобом батюшке, наставления
Стародума Софье — в советах Простаковой: “Нашед
деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми,
Митрофанушка”, мысли о долге истинного
дворянина — в её же возмущённых словах: “Да
разве дворянин не волен поколотить слугу, когда
хочет?.. да на что ж дан нам указ-от о вольности
дворянства?”
Примеры уроков безнравственности,
бессердечности, “скотского” воспитания можно
умножить; при этом они столь же отвратительны,
сколь живы и забавны. В финале же поведение
Митрофана по отношению к матери вызывает не
только негодование Правдина: “Негодница!..
Грубиян!” — но и сочувствие зрителей к
поверженной, отринутой сыном, пожинающей
“злонравия… плоды” Простаковой.
В формулировке темы сочинения есть слово
“проблема”, то есть вопрос. Если выпускник
сориентирован на, условно говоря, академичный
подход к делу, он может построить основную часть
своей работы как ответ на вопрос: “Какие
просветительские представления о воспитании
содержатся в комедии и какими средствами они
выражены?” Если же автор сочинения предпочитает
более свободную, непринуждённую и эмоциональную
форму, он может рассуждать о том, что в
представлениях Фонвизина о воспитании кажется
ему верным и актуальным, а что — безнадёжно
устаревшим. Но и в этом случае опора на текст и
понимание основных идей знаменитой русской
комедии обязательны.
Правдин. Лишь только из-за стола встали, и я, подошед к окну, увидел вашу карету, то, не сказан никому, выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Мое к вам душевное почтение…
Стародум. Оно мне драгоценно. Поверь мне.
Правдин. Ваша ко мне дружба том лестнее, что вы не можете иметь ее к другим, кроме таких…
Стародум. Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины — перестает искренность.
Правдин. Ваше обхождение…
Стародум. Ему многие смеются. Я это знаю. Быть так. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного. Отец мой у двора Петра Великого…
Правдин. А я слышал, что он в военной службе…
Стародум. В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову.
Правдин. Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах…
Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы.
Правдин. Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа…
Стародум. Без нее просвещеннейшая умница — жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души — зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких весков у него нет. От таких-то животных пришел я свободить…
Правдин. Вашу племянницу. Я это знаю. Она здесь. Пойдем…
Стародум. Постой. Сердце мое кипит еще негодованием на недостойный поступок здешних хозяев. Побудем здесь несколько минут. У меня правило: в первом движении ничего не начинать.
Правдин. Редкие правило ваше наблюдать умеют.
Стародум. Опыты жизни моей меня к тому приучили. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству.
Правдин. Каким же образом? Происшествии с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут. Вы меня крайне одолжите, если расскажете…
Стародум. Я ни от кого их не таю для того, чтоб другие в подобном положении нашлись меня умнее. Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом, которого имени я и вспомнить не хочу. Он был по службе меня моложе, сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило. Я все силы употребил снискать его дружбу, чтоб всегдашним с ним обхождением наградить недостатки моего воспитания. В самое то время, когда взаимная наша дружба утверждалась, услышали мы нечаянно, что объявлена война. Я бросился обнимать его с радостию. «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Вдруг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо: «Счастливый тебе путь, — сказал мне, — а я ласкаюсь, что батюшка не захочет со иною расстаться». Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту ж минуту. Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду.
Правдин. Сущая истина.
Стародум. Оставя его, поехал я немедленно, куда звала меня должность. Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудно растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку.
Правдин. Что ж бы иное и делать надлежало?
Стародум. Надлежало образумиться. Не умел я остеречься от первых движений раздраженного моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Правдин. Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае?
Стародум. В одном только: когда он внутренно удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит. А! тогда поди.
Правдин. Вы даете чувствовать истинное существо должности дворянина.
Стародум. Взяв отставку, приехал я в Петербург. Тут слепой случай завел меня в такую сторону, о которой мне отроду и в голову не приходило.
Правдин. Куда же?
Стародум. Ко двору. Меня взяли ко двору. А? Как ты об этом думаешь?
Правдин. Как же вам эта сторона показалась?
Стародум. Любопытна. Первое показалось мне странно, что в этой стороне по большой прямой дорого никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее.
Правдин. Хоть крюком, да просторна ли дорога?
Стародум. А такова-то просторна, что двое, встретясь, разойтиться не могут. Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земи.
Правдин. Так поэтому тут самолюбие…
Стародум. Тут не самолюбие, а, так назвать, себялюбие. Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. Ты не поверишь. Я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки.
Правдин. Но те достойные люди, которые у двора служат государству…
Стародум. О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних.
Правдин. Вас, конечно, у двора не узнали?
Стародум. Тем для меня лучше. Я успел убраться без хлопот, а то бы выжили ж меня одним из двух манеров.
Правдин. Каких?
Стародум. От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.
Правдин. Итак, вы отошли от двора ни с чем? (Открывает свою табакерку.)
Стародум (берет у Правдина табак). Как ни с чем? Табакерке цена пятьсот рублев. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принес домой табакерку. Другой пришел домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришел домой ни с чем? Ошибаешься. Он принес назад свои пятьсот рублев целы. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы.
Правдин. С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно.
Стародум. Призывать? А зачем?
Правдин. Затем, зачем к больным врача призывают.
Стародум. Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Явление II
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» , -проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания» . Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» . Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана – отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его… один отставной сержант, Цыфиркин») , семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин») , а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман») . Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит») . Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год) , чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою… За столом стакан вина» ) и одевают в доме («Белье его наши бабы моют») . Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится») .
Создавая образы учителей Митрофана, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубиноголового Митрофана.
Драматург считает, что только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок» . Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь» . Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой) ; у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно» , невеждой и безнравственным существом.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» , – проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится» . Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания» . Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» . Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана – отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его… один отставной сержант, Цыфиркин») , семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин») , а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман») . Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит») . Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год) , чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою… За столом стакан вина» ) и одевают в доме («Белье его наши бабы моют») . Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится») .
Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против. Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат… я женин муж… а я матушкин сын» .
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок» . Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь» . Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой) ; у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
В образе Митрофанушки в комедии дано сатирическое обличение подрастающего поколения крепостников, погрязших в своем невежестве. Современники драматурга отмечали, что образ недоросля наделен правдивыми и типическими чертами. Кто же такой Митрафанушка? Судя по тому, что он еще гоняет голубей и его опекает няня Еремеевна, с которой строго спрашивают за каждый шаг “дитяти”, можно предположить в нем малолетнего ребенка. Но Митрофану уже шестнадцать лет, и, познакомившись с ним поближе, мы узнаем, что он — духовно бедный человек. Сладко поесть, вволю поспать — это все, что его интересует. В том, что касается выгоды, Митрофан очень наблюдателен, ведь живой пример родителей всегда у него перед глазами. “Не трудись по-пустому, друг мой”, — говорит сыну мать, и Митрофан честно ленится, где только это возможно. Семья Скотининых-Простаковых всегда славилась тем, что ученых людей у них в роду не было: “Без наук люди живут и жили”. Однако после петровских реформ дворянским сынкам-недорослям без образования стало невозможно не только поступить на государственную службу, но и жениться. Поэтому Митрофан вынужден заниматься с учителями. Однако что это за учение! Вот уж действительно, “через воспитание разумели они одно питание”.Потакание любым желаниям “дитяти”, весь уклад домашней жизни воспитывают из Митрофана грубого деспота, невежественного крепостника. Не зря говорит Стародум, что “невежда без души — зверь”. Жестокость, властность и грубость проявляет недоросль на каждом шагу не только по отношению к крепостным, но и к домашним, Он “лается”, а не разговаривает с учителями, называя одного из них “гарнизонной крысой”, старую свою няню Еремеевну обзывает “старой хрычовкой”. “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит”, — говорит Простакова. Да уж, очень “матушкин сынок” привык кататься на чужой шее. Он привык, чтобы его кормили, одевали, оберегали от опасности. Его несамостоятельность порой ставит его в неловкое положение, но всегда под рукой мама, няня, учитель. Митрофан труслив, он даже не может защититься от нападок дяди, а просит помощи у старенькой няни: “Мамушка! заслони меня”.Предыдущий опыт научил Митрофана, что не ум важен в людях и не душа (что это такое — недоросль и слыхом не слыхивал) , а общественное положение. Поэтому в его поведении столько лести и лицемерия. В зависимости от смены занимаемого людьми положения меняется и отношение к ним Митрофана. Даже мать не жалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: “Да -отвяжись, матушка, как навязалась”.Имя Митрофана после выхода комедии в свет стало нарицательным, им называют грубых, глупых, ленивых, невежественных людей. А ведь таких и в наше время предостаточно.
Автор: Ирина Михайлова
Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Сатира комедии Фонвизина «Недоросль» направлена против крепостничества и помещичьего произвола. На почве крепостничества выросли плоды жестокой эксплуатации – человеконенавистничество, подлость, деспотизм, умственная тупость. Носителями всех этих качеств являются Простаковы, Скотинины. В основу комедии положена идея воспитания. Типичность Митрофанушки в произведении так ярка, что имя его стало нарицательным для обозначения великовозрастного лентяя и неуча. Воспитание его, среда, условия жизни определили его поведение и взгляды на жизнь.
Но есть в комедии персонажи положительные, которые выражают совершенно иные взгляды. Таков Стародум. Он хорошо знает, что во времена Петра I был другой взгляд на человека, его воспитание, его служение Отечеству. «Невежда без души – зверь», – говорит Стародум. Он считает, что «честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Стародум говорит о богатстве нравственном: «…Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук; а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». Честность, добродетель, мужество высказывать правду «самому государю», – вот основные качества, которые признают Софья, Милон, Правдин, Стародум. Чему могут научить помещичьих детей Вральманы, Кутейкины, Цифиркины, которые так же невежественны, глупы, драчливы, как Скотинины и Простаковы, которые все считают «вздором, чего не знают», так как «все родом крепколобы»?
Стародум думает, что если каждый помещик будет строго блюсти все законы, то жизнь будет лучше, счастливее. Но царя окружают льстецы, уверяя, «что люди сотворены для него, а не он для людей». Льстец – это «ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет». Также Стародум мечтает о том, что чины будут даваться тем, кто их достоин. Образование – вот «залог благосостояния государства». Плохи те родители, которые доверяют воспитание своих детей крепостным учителям-невеждам. Результат его – новый «недоросль», молодой барин – «злонравия достойные плоды».
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» – проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. У Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятни да жениться.
Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что «он дитя не неволит».
В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать – полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: «Так мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству. «Вот злонравия достойные плоды!» – подводит итог Стародум.
Грубость лексики выдаёт в Митрофане жестокосердие и злую волю; непросвещённость души ведёт к лени; грубость чувств низводится к чисто животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана «чушкой проклятой». Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова Стародума: «Невежда без души – зверь».
Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом.
Юля
вот мысли для сочинения.. .
Невежд учение излечит. А я.. . Я — тот, благодари, \Кто перед свиньями не мечет свой жемчуг, о язык «дари» ! Носир Хисроу. Перевод А. Адалис
НЕВЕЖДА Триссотен\ В невежде глупость мы увидим обнаженной. \ Клитандр\ Наука глупости прибавит к прирожденной. Жан-Батист Мольер. Перевод M.M. Тумповской УЧЕНЫЕ ЖЕНЩИНЫ
НЕВЕЖДА Орест\ О Феб! В тебе тогда вещал невежда… \лектра\ Невежда – Феб? Кто ж мудрый у тебя? Еврипид. Перевод Иннокентия Анненского 1899 ЭЛЕКТРА
НЕВЕЖДА Занялся бы чем-нибудь дельным – \ народ бы тебя уважал. \ Уж верно, Серёжка Есенин \ \ извозчиков не обижал.. . \ – О чём ты толкуешь, невежда, \ чесатель корыстных корост? \ Ты, видно, совсем уж в медвежьих \ углах своих мохом оброс! Николай Байтов П О Е З Д \ Посвящается Игорю Иртеньеву.
НЕВЕЖДА Стесняет буйного одежда. \ Пленен пороками невежда. \ Трусливого живит надежда \ За крепкой спрятаться стеной. МАХТУМКУЛИ. Перевод А. Тарковского ГОРЫ В ТУМАНЕ
НЕВЕЖДА Все ты знаешь, невежда, про Фрейда и Камасутру, \ но простынка снежная все так же чиста под утро. \ А еще скажу – прилюдно и всенародно –\ свет погашен, и двери настежь, и я свободна. Ирина Василькова Оттого что в колодце тьмы бродит свет молитвы,
НЕВЕЖДА По крайней мере я, клянусь, всю долгу ночь однажды\ Не спал, все думал: “рыжий конь-петух” какая птица {8}?\ Эсхил\ Невежда! Это было писано как украшенье\ На кораблях. \ Дионис\ Я ж думал, Эриксид, сын Филоксена {*}. {* Филоксен – богатый щеголь, современник Аристофана. } Аристофан. Перевод Н. Цветкова Лягушки
НЕВЕЖДА И опять невежда скромный\ выбегает на Тверской и огромный перст погромный\ водружает над Москвой. Булат Окуджава Д. Самойлову\\ На углу у гастронома,
НЕВЕЖДА Вот уж невежда толкует невежде: \ “Я освистать трубадура велю. \ Ради награды, в придворной одежде\ Песни свои он несет королю”.\ Тот отвечает: “И то уж находит\ Их недурными король, говорят… “\ Так на монарха напраслину взводят… \ Лучший формат для вас – малый формат. Пьер-Жан Беранже. Перевод И. и А. Тхоржевских ДЕШЕВОЕ И ДОРОГОЕ ИЗДАНИЕ
Невежда – кто посмел взирать без обожанья. \ Коль ценность есть во мне, так та, что я ценю\ И взглядов молнии и голоса сверканье, \ Что мне звучит, как музыка в раю. \ Прости, любовь моя, что райскому творенью\ На языке земном слагаю прославленье. Уильям Шекспир. Перевод В. С. Давиденковой-Голубевой СТРАСТНЫЙ ПИЛИГРИМ
невежда Хо-хо, я не смыслю в музыке. \ Я не отличу трубу от кларнета, \ мажор от минора, \ но вечером я дирижирую оркестром! \ О! О! я не смыслю в инженерном деле. \ Я не разберу, где треугольник, где квадрат, \ где циркуль, а где транспортир, -\ но в течение дня я служу инженером! \ Что делать, возлюбленные друзья, такова жизнь. Шломо Замир. Перевод Гали-Дана Зингер
невежда Хо-хо, я не смыслю в музыке. \ Я не отличу трубу от кларнета, \ мажор от минора, \ но вечером я дирижирую оркестром! \ О! О! я не смыслю в инженерном деле. \ Я не разберу, где треугольник, где квадрат, \ где циркуль, а где транспортир, -\ но в течение дня я служу инженером! \ Что делать, возлюбленные друзья, такова жизнь. Шломо Замир. Перевод Гали-Дана Зингер
Давно уже имя Митрофанушки и само слово «недоросль» стали, нарицательными и вызывают ироническую улыбку при их упоминании. Великий мастер сатиры Д. И. Фонвизин смог создать по-настоящему яркий и живой образ молодого болвана, вступающего в жизнь. Именно Митрофанушка постепенно становится героем, вокруг которого разгорается конфликт в доме Простаковых. То, что он отрицательный персонаж, не вызывает сомнения. А вот с каким чувством отнестись к нему, как определить его место среди других отрицательных героев?
Читая первые сцены комедии, сразу же знакомишься с Митрофанушкой, сыном помещиков Простаковых. Первое чувство — смех. Разве можно не смеяться над обжорой, который всю •ночь страдает после обильного ужина, но утром опять не лишает себя удовольствия проглотить несколько подовых булок? Смешон Митрофан и своей неповоротливостью, и необходимостью в свои годы иметь рядом няньку, и скудостью ума, и бедностью речи.
По чем ближе узнаешь Митрофанушку, тем суровее становится отношение к нему. Убеждаешься, что не такой уж и безвредный этот обжора, лишенный ума и совести. И если еще вызовет улыбку Митрофан на уроке или на экзамене перед Стародумом, то это уже смех, к которому примешивается чувство страха: ведь за Митрофанушкой — будущее, он будет править людьми, строить жизнь государства. А что может быть страшнее, чем если судьбу народа и страны будут решать подобные Митрофану люди — тупые, ограниченные, не обремененные ни порядочностью, ни воспитанностью, ни духовностью?
И уж совсем страшен Митрофан по отношению к окружающим. Получивший уроки жестокости и грубости от матери, он неуважительно относится к отцу, к самой матери, а слуг и вообще за людей не считает. Даже Еремеевну, которая вырастила и вскормила его и готова жизнь за него отдать, Митрофан оскорбляет и унижает. Его .неблагодарность близким людям, грубость и цинизм вызывают отвращение. Можно с уверенностью сказать, что Митрофанушка куда более опасен, чем смешон.
Конечно, можно попробовать оправдать действия Митрофана издержками его воспитания и обучения. Можно обвинить Простакову, которая своей слепой любовью и безнравственными поступками воспитала такого гнусного человека. Но ведь нельзя же оправдать зло, невежество, духовную нищету обстоятельствами, чьими-то ошибками, условностями жизни. Так можно все оправдать, а человек должен сам отвечать за все, что он совершает. Как можно понять, оправдать, а тем более простить Митрофана, когда он в страшную для его матери минуту отталкивает ее от себя и не, находит слов поддержки для самого близкого человека?
В финале комедии он просто безобразен, лишен всего человеческого. Судьбу недоросля теперь решает Правдин, отправляя его на службу, и можно только представить, сколько зла может принести людям Митрофанушка. Помните слова Стародума: «Невежда без души — зверь» ? Это и о Митрофане — потерянном для общества человеке, страшном своим бездушием и невежеством, Митрофане, который никогда не станет лучше, потому что ума ему не дали, а душу забрали. почти в самом конце
вот еще отзывы о Недоросле
http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_0270.shtml
Готовимся к сочинению. Тема 2
Готовимся к сочинению
Тема 2
Надежда ШАПИРО
Проблема воспитания в комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Обычно выпускники помнят из комедии Фонвизина,
которая изучается в начале 9-го класса, только
смешные сцены обучения Митрофанушки счёту и
чтению, афоризм госпожи Простаковой насчёт
недворянской науки географии и заявление её
сынка о том, чего он хочет и чего не хочет. С таким
багажом браться за данную тему, единственную из
379 посвящённую XVIII веку, не стоит, потому что
недостаточно для её раскрытия побранить
помещицу и продукт её воспитания и рассказать,
как их высмеял Фонвизин.
Серьёзное отношение к этой теме требует, нам
кажется, подхода историко-литературного и даже,
шире, философского. Вспомним, что XVIII век — эпоха
Просвещения; это интеллектуальное и культурное
движение, господствовавшее в Европе,
распространилось и на Россию. Просветители
верили, что свет разума может разогнать тьму
предрассудков и суеверий, улучшить человека и
общество. В каждом человеке от природы заложены
качества, которые позволяют ему правильно
строить жизнь. Но эти качества надо развивать,
иными словами, надо просвещать и воспитывать
людей. Задаче воспитания служили и философские
трактаты просветителей, и публицистические
выступления, и литературные произведения. Эпоха
породила даже особый жанр — “роман воспитания”.
В «Недоросле» Д.И. Фонвизин, безусловно,
воплотил идеи Просвещения — в его российском
варианте: если европейские просветители очень
дорожили мыслью о природном равенстве всех людей
и считали сословные границы предрассудком, то
деятели дворянского Просвещения в России
настойчиво говорили прежде всего об особом долге
дворянского сословия перед отечеством.
Ещё в давние времена сказано, что “комедия
должна поучать, забавляя”. В комедии Просвещения
забавного куда меньше, чем поучительного. И нашим
современникам трудно поверить, что первые
зрители «Недоросля» с живейшим интересом
вслушивались в пространные монологи Стародума, а
Фонвизин, задумав издавать журнал «Друг честных
людей, или Стародум», писал, обращаясь к своему
герою и объясняя выбор заглавия: “Я должен
признаться, что за успех комедии моей
«Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров
ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я
целые явления, кои публика и доныне с
удовольствием слушает”.
Реплики четырёх названных героев с говорящими
об их “положительности” именами призваны
воспитывать читателей и зрителей — другого
значения в пьесе у них нет, с действием комедии
они почти не связаны, разве что помогают этим
героям при знакомстве опознать друг в друге
“своего” — единомышленника. Так, услышав
рассуждения Милона о неустрашимости, Стародум
восклицает: “Обойми меня, друг мой!”
Положительные герои убеждены, что “нельзя не
любить правил добродетели. Они — способы к
счастью”. Софья появляется на сцене с книжкой
Фенелона «О воспитании девиц». Большинство
суждений Стародум произносит по просьбе Софьи:
“Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё
благополучие. Дайте мне правила, которым я
последовать должна”.
Суждения Стародума и его единомышленников
выстраиваются в определённую нравственную
систему. Главная из человеческих ценностей —
душа, а ум и знания важны, но не они определяют
достоинство личности: “Отец мой непрестанно мне
твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и
будешь человек во всякое время”; “Всякий найдёт
в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну.
Надобно захотеть решительно, а там всего будет
легче не делать того, за что б совесть угрызала“;
“Ум коль он только что ум, самая безделица. С
пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых
отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт
благонравие” (Стародум); “Прямое достоинство в
человеке есть душа…” — говорит Правдин, а
Стародум подхватывает: “Без неё просвещённейшая
умница — жалкая тварь”. Есть в «Недоросле»
рассуждения Стародума и о несчастных семьях,
которые создаются без учёта сердечных
склонностей и нравственных качеств жениха и
невесты (“И какого воспитания ожидать детям от
матери, потерявшей добродетель?”), и об истинной
знатности, измеряемой “по числу дел, которые
большой господин сделал для отечества… по числу
людей, довольных его поведением и делами”, и об
истинном и мнимом счастье.
Особое место в комедии занимают высказывания
Правдина и Стародума о “должности”, или, как бы
мы теперь сказали, о долге дворянина: по словам
Стародума, “первое бесчестие” для дворянина —
“не делать ничего, когда есть ему столько дела:
есть люди, которым помогать; есть отечество,
которому служить”. Взять отставку дворянин
имеет право только в том случае, “когда он
внутренно удостоверен, что служба его отечеству
прямой пользы не приносит”. Но служить отечеству
не означает находиться при дворе, где почти
невозможно сохранить свою душу и честь. Резкие
выпады героя против безнравственного двора
Екатерины соседствуют с уважительным
упоминанием о царствовании Петра I: “Отец мой
у двора Петра Великого… В тогдашнем веке
придворные были воины, да воины не были
придворные. Воспитание дано мне было отцом моим
по тому веку наилучшее”.
Из комедии мы узнаём не только об общих
нравственных принципах добродетельных дворян,
но и о выработанных ими конкретных правилах
поведения. Например, Стародум говорит Правдину:
“Постой. Сердце моё кипит ещё негодованием на
недостойный поступок здешних хозяев. Побудем
здесь несколько минут. У меня правило: в первом
движении ничего не начинать” — и слышит в ответ:
“Редкие правило ваше наблюдать умеют”.
Положительная программа просветителей в
«Недоросле» представлена не только в уже
процитированных сентенциях, но и “от
противного” — в репликах и действиях “дворян,
недостойных быть дворянами” (их в комедии ровно
столько же, сколько дворян просвещённых,
истинных). Слова Стародума “Невежда без души —
зверь” подтверждаются поведением семейки
Простаковых-Скотининых; на их скотскую сущность
указывают не только фамилия и пристрастия Тараса
Скотинина, но и многочисленные комические
реплики, например слова г-жи Простаковой: “У меня
материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят
своих выдавала?” Напомним, что имя главного
героя — Митрофана — в переводе с греческого
означает “подобный матери”. Благодарные
воспоминания Стародума о его отце, как в кривом
зеркале, отображаются в рассказе Тараса
Скотинина о его крепколобом батюшке, наставления
Стародума Софье — в советах Простаковой: “Нашед
деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми,
Митрофанушка”, мысли о долге истинного
дворянина — в её же возмущённых словах: “Да
разве дворянин не волен поколотить слугу, когда
хочет?.. да на что ж дан нам указ-от о вольности
дворянства?”
Примеры уроков безнравственности,
бессердечности, “скотского” воспитания можно
умножить; при этом они столь же отвратительны,
сколь живы и забавны. В финале же поведение
Митрофана по отношению к матери вызывает не
только негодование Правдина: “Негодница!..
Грубиян!” — но и сочувствие зрителей к
поверженной, отринутой сыном, пожинающей
“злонравия… плоды” Простаковой.
В формулировке темы сочинения есть слово
“проблема”, то есть вопрос. Если выпускник
сориентирован на, условно говоря, академичный
подход к делу, он может построить основную часть
своей работы как ответ на вопрос: “Какие
просветительские представления о воспитании
содержатся в комедии и какими средствами они
выражены?” Если же автор сочинения предпочитает
более свободную, непринуждённую и эмоциональную
форму, он может рассуждать о том, что в
представлениях Фонвизина о воспитании кажется
ему верным и актуальным, а что — безнадёжно
устаревшим. Но и в этом случае опора на текст и
понимание основных идей знаменитой русской
комедии обязательны.
Правдин. Лишь только из-за стола встали, и я, подошед к окну, увидел вашу карету, то, не сказан никому, выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Мое к вам душевное почтение…
Стародум. Оно мне драгоценно. Поверь мне.
Правдин. Ваша ко мне дружба том лестнее, что вы не можете иметь ее к другим, кроме таких…
Стародум. Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины — перестает искренность.
Правдин. Ваше обхождение…
Стародум. Ему многие смеются. Я это знаю. Быть так. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного. Отец мой у двора Петра Великого…
Правдин. А я слышал, что он в военной службе…
Стародум. В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову.
Правдин. Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах…
Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы.
Правдин. Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа…
Стародум. Без нее просвещеннейшая умница — жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души — зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких весков у него нет. От таких-то животных пришел я свободить…
Правдин. Вашу племянницу. Я это знаю. Она здесь. Пойдем…
Стародум. Постой. Сердце мое кипит еще негодованием на недостойный поступок здешних хозяев. Побудем здесь несколько минут. У меня правило: в первом движении ничего не начинать.
Правдин. Редкие правило ваше наблюдать умеют.
Стародум. Опыты жизни моей меня к тому приучили. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству.
Правдин. Каким же образом? Происшествии с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут. Вы меня крайне одолжите, если расскажете…
Стародум. Я ни от кого их не таю для того, чтоб другие в подобном положении нашлись меня умнее. Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом, которого имени я и вспомнить не хочу. Он был по службе меня моложе, сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило. Я все силы употребил снискать его дружбу, чтоб всегдашним с ним обхождением наградить недостатки моего воспитания. В самое то время, когда взаимная наша дружба утверждалась, услышали мы нечаянно, что объявлена война. Я бросился обнимать его с радостию. «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Вдруг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо: «Счастливый тебе путь, — сказал мне, — а я ласкаюсь, что батюшка не захочет со иною расстаться». Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту ж минуту. Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду.
Правдин. Сущая истина.
Стародум. Оставя его, поехал я немедленно, куда звала меня должность. Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудно растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку.
Правдин. Что ж бы иное и делать надлежало?
Стародум. Надлежало образумиться. Не умел я остеречься от первых движений раздраженного моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Правдин. Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае?
Стародум. В одном только: когда он внутренно удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит. А! тогда поди.
Правдин. Вы даете чувствовать истинное существо должности дворянина.
Стародум. Взяв отставку, приехал я в Петербург. Тут слепой случай завел меня в такую сторону, о которой мне отроду и в голову не приходило.
Правдин. Куда же?
Стародум. Ко двору. Меня взяли ко двору. А? Как ты об этом думаешь?
Правдин. Как же вам эта сторона показалась?
Стародум. Любопытна. Первое показалось мне странно, что в этой стороне по большой прямой дорого никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее.
Правдин. Хоть крюком, да просторна ли дорога?
Стародум. А такова-то просторна, что двое, встретясь, разойтиться не могут. Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земи.
Правдин. Так поэтому тут самолюбие…
Стародум. Тут не самолюбие, а, так назвать, себялюбие. Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. Ты не поверишь. Я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки.
Правдин. Но те достойные люди, которые у двора служат государству…
Стародум. О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних.
Правдин. Вас, конечно, у двора не узнали?
Стародум. Тем для меня лучше. Я успел убраться без хлопот, а то бы выжили ж меня одним из двух манеров.
Правдин. Каких?
Стародум. От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.
Правдин. Итак, вы отошли от двора ни с чем? (Открывает свою табакерку.)
Стародум (берет у Правдина табак). Как ни с чем? Табакерке цена пятьсот рублев. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принес домой табакерку. Другой пришел домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришел домой ни с чем? Ошибаешься. Он принес назад свои пятьсот рублев целы. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы.
Правдин. С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно.
Стародум. Призывать? А зачем?
Правдин. Затем, зачем к больным врача призывают.
Стародум. Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Явление II
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» , -проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания» . Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» . Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана – отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его… один отставной сержант, Цыфиркин») , семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин») , а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман») . Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит») . Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год) , чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою… За столом стакан вина» ) и одевают в доме («Белье его наши бабы моют») . Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится») .
Создавая образы учителей Митрофана, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубиноголового Митрофана.
Драматург считает, что только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок» . Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь» . Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой) ; у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно» , невеждой и безнравственным существом.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» , – проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится» . Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания» . Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» . Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана – отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его… один отставной сержант, Цыфиркин») , семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин») , а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман») . Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит») . Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год) , чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою… За столом стакан вина» ) и одевают в доме («Белье его наши бабы моют») . Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится») .
Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против. Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат… я женин муж… а я матушкин сын» .
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок» . Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь» . Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой) ; у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
В образе Митрофанушки в комедии дано сатирическое обличение подрастающего поколения крепостников, погрязших в своем невежестве. Современники драматурга отмечали, что образ недоросля наделен правдивыми и типическими чертами. Кто же такой Митрафанушка? Судя по тому, что он еще гоняет голубей и его опекает няня Еремеевна, с которой строго спрашивают за каждый шаг “дитяти”, можно предположить в нем малолетнего ребенка. Но Митрофану уже шестнадцать лет, и, познакомившись с ним поближе, мы узнаем, что он — духовно бедный человек. Сладко поесть, вволю поспать — это все, что его интересует. В том, что касается выгоды, Митрофан очень наблюдателен, ведь живой пример родителей всегда у него перед глазами. “Не трудись по-пустому, друг мой”, — говорит сыну мать, и Митрофан честно ленится, где только это возможно. Семья Скотининых-Простаковых всегда славилась тем, что ученых людей у них в роду не было: “Без наук люди живут и жили”. Однако после петровских реформ дворянским сынкам-недорослям без образования стало невозможно не только поступить на государственную службу, но и жениться. Поэтому Митрофан вынужден заниматься с учителями. Однако что это за учение! Вот уж действительно, “через воспитание разумели они одно питание”.Потакание любым желаниям “дитяти”, весь уклад домашней жизни воспитывают из Митрофана грубого деспота, невежественного крепостника. Не зря говорит Стародум, что “невежда без души — зверь”. Жестокость, властность и грубость проявляет недоросль на каждом шагу не только по отношению к крепостным, но и к домашним, Он “лается”, а не разговаривает с учителями, называя одного из них “гарнизонной крысой”, старую свою няню Еремеевну обзывает “старой хрычовкой”. “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит”, — говорит Простакова. Да уж, очень “матушкин сынок” привык кататься на чужой шее. Он привык, чтобы его кормили, одевали, оберегали от опасности. Его несамостоятельность порой ставит его в неловкое положение, но всегда под рукой мама, няня, учитель. Митрофан труслив, он даже не может защититься от нападок дяди, а просит помощи у старенькой няни: “Мамушка! заслони меня”.Предыдущий опыт научил Митрофана, что не ум важен в людях и не душа (что это такое — недоросль и слыхом не слыхивал) , а общественное положение. Поэтому в его поведении столько лести и лицемерия. В зависимости от смены занимаемого людьми положения меняется и отношение к ним Митрофана. Даже мать не жалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: “Да -отвяжись, матушка, как навязалась”.Имя Митрофана после выхода комедии в свет стало нарицательным, им называют грубых, глупых, ленивых, невежественных людей. А ведь таких и в наше время предостаточно.