Сочинение на тему нравственно философская проблематика евгений онегин

9 вариантов


  1. Произведение Пушкина «Евгений Онегин» названо именем главного героя, молодого петербуржского аристократа. Считается, что именно Онегин явился родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе. Именно с этим образом в романе связан комплекс нравственно-философских проблем.
    Первая глава рассказывает нам о воспитании, образовании, образе жизни героя. Это человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга. Как полагается детям из благородных семей, его воспитывали французские гувернеры. Пушкин показывает, что его герой не получил глубокого образования. Он – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть на приеме или на званом обеде. Поэтому «не мог он ямба от хорея отличить», зато «читал Адама Смита и был глубокий эконом».
    Единственное, что интересовало Онегина и в чем он добился совершенства – это «наука страсти нежной». Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, тешилось лишь одно самолюбие. Очень скоро Онегин устал от пустоты дней, проведенных в бессмысленных заботах, и ему стало скучно. Он пресытился такой искусственной жизнью, ему захотелось чего-то другого. Попытка забыться в деревне не увенчалась успехом.
    Онегин обладал большим потенциалом. Автор характеризует его как человека большого ума, трезвого и расчетливого, способного на многое. Герой откровенно скучает среди своих недалеких деревенских соседей, всеми способами избегает их общества. Но он способен понять и оценить душу другого человека. Так случилось с при его встрече Ленским, так случилось и при его встрече с Татьяной.
    Мы видим, что Онегин способен на благородные поступки. Он не воспользовался любовью Татьяны. Герой был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго, поэтому он не отвечает героине взаимностью.
    Полноте раскрытия образа главного героя способствует появление в романе образа Ленского. Юный поэт влюблен в старшую сестру Татьяны, Ольгу. Противопоставляя Онегина и Ленского, автор показывает глубину натуры Евгения Онегина. Во время ссоры со своим соседом герой обнажает трагическую противоречивость своего внутреннего мира. С одной стороны, он понимает, что дуэль с другом – непростительная глупость. Но, с другой стороны, Евгений считает для себя унизительным отказ от этой роковой дуэли. И здесь он проявляет себя как раб общественного мнения, дитя высшего света.
    В итоге Онегин убивает Ленского. Это оказывается сильнейшим потрясением для героя, после которого начались его сильные внутренние изменения. После убийства Ленского Евгений бежит из деревни. Мы узнаем, что некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. Евгений вновь встречается с Татьяной. Теперь она замужняя женщина, светская львица. Увидев такие перемены, герой теперь сам влюбляется в Татьяну. Именно в этот момент мы понимаем, что Онегин способен любить и страдать. Но Татьяна отказывает ему, она не может предать своего мужа.
    Таким образом, изначально Онегин – глубокая и интересная личность. Но высшее общество «сослужило ему плохую службу». Лишь отойдя от своего окружения, герой вновь «возвращается к себе» и открывает в себе возможность глубоко чувствовать и искренне любить.
    В произведении, наряду с Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом сюжете. Мы узнаем о прошлом этого персонажа, его мысли по поводу всего, что происходит вокруг, наконец, его отношение к Евгению Онегину.
    Именно с главным героем поэмы связано большинство авторских суждений и оценок. Автор подчеркивает свое единство с героем, который тоже вышел из дворянской среды и получил типичное для того круга и того времен образование. На протяжении всего романа Пушкин сравнивает, сопоставляет себя с Онегиным. Для этого он находит разные художественные приемы. Один из них – сближение с героем через общих знакомых лиц. Так, в ресторане Евгения «ждет… Каверин» – близкий друг Пушкина в молодости. Кроме того, автор сравнивает Онегина с Чаадаевым, с которым был знаком сам и которому посвятил несколько стихотворений.
    Автор и Онегин – ведущие мужские образы романа. Между этими персонажами очень тесная связь. Они проходят через все произведение в сопоставлении и сравнении. Это помогает не только глубже раскрыть образ Онегина, но и в полной мере проявиться душе автора, высказать поэту свои сокровенные мысли, поделиться чувствами и наблюдениями. Все вместе это составляет портрет эпохи и позволяет назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

  2. ЕГЭПроизведение Пушкина «Евгений Онегин» названо именем главного героя, молодого петербуржского аристократа. Считается, что именно Онегин явился родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе. Именно с этим образом в романе связан комплекс нравственно-философских проблем.
    Первая глава рассказывает нам о воспитании, образовании, образе жизни героя. Это человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга. Как полагается детям из благородных семей, его воспитывали французские гувернеры. Пушкин показывает, что его герой не получил глубокого образования. Он – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть на приеме или на званом обеде. Поэтому «не мог он ямба от хорея отличить», зато «читал Адама Смита и был глубокий эконом».
    Единственное, что интересовало Онегина и в чем он добился совершенства – это «наука страсти нежной». Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, тешилось лишь одно самолюбие. Очень скоро Онегин устал от пустоты дней, проведенных в бессмысленных заботах, и ему стало скучно. Он пресытился такой искусственной жизнью, ему захотелось чего-то другого. Попытка забыться в деревне не увенчалась успехом.
    Онегин обладал большим потенциалом. Автор характеризует его как человека большого ума, трезвого и расчетливого, способного на многое. Герой откровенно скучает среди своих недалеких деревенских соседей, всеми способами избегает их общества. Но он способен понять и оценить душу другого человека. Так случилось с при его встрече Ленским, так случилось и при его встрече с Татьяной.
    Мы видим, что Онегин способен на благородные поступки. Он не воспользовался любовью Татьяны. Герой был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго, поэтому он не отвечает героине взаимностью.
    Полноте раскрытия образа главного героя способствует появление в романе образа Ленского. Юный поэт влюблен в старшую сестру Татьяны, Ольгу. Противопоставляя Онегина и Ленского, автор показывает глубину натуры Евгения Онегина. Во время ссоры со своим соседом герой обнажает трагическую противоречивость своего внутреннего мира. С одной стороны, он понимает, что дуэль с другом – непростительная глупость. Но, с другой стороны, Евгений считает для себя унизительным отказ от этой роковой дуэли. И здесь он проявляет себя как раб общественного мнения, дитя высшего света.
    В итоге Онегин убивает Ленского. Это оказывается сильнейшим потрясением для героя, после которого начались его сильные внутренние изменения. После убийства Ленского Евгений бежит из деревни. Мы узнаем, что некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. Евгений вновь встречается с Татьяной. Теперь она замужняя женщина, светская львица. Увидев такие перемены, герой теперь сам влюбляется в Татьяну. Именно в этот момент мы понимаем, что Онегин способен любить и страдать. Но Татьяна отказывает ему, она не может предать своего мужа.
    Таким образом, изначально Онегин – глубокая и интересная личность. Но высшее общество «сослужило ему плохую службу». Лишь отойдя от своего окружения, герой вновь «возвращается к себе» и открывает в себе возможность глубоко чувствовать и искренне любить.
    В произведении, наряду с Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом сюжете. Мы узнаем о прошлом этого персонажа, его мысли по поводу всего, что происходит вокруг, наконец, его отношение к Евгению Онегину.
    Именно с главным героем поэмы связано большинство авторских суждений и оценок. Автор подчеркивает свое единство с героем, который тоже вышел из дворянской среды и получил типичное для того круга и того времен образование. На протяжении всего романа Пушкин сравнивает, сопоставляет себя с Онегиным. Для этого он находит разные художественные приемы. Один из них – сближение с героем через общих знакомых лиц. Так, в ресторане Евгения «ждет… Каверин» – близкий друг Пушкина в молодости. Кроме того, автор сравнивает Онегина с Чаадаевым, с которым был знаком сам и которому посвятил несколько стихотворений.
    Автор и Онегин – ведущие мужские образы романа. Между этими персонажами очень тесная связь. Они проходят через все произведение в сопоставлении и сравнении. Это помогает не только глубже раскрыть образ Онегина, но и в полной мере проявиться душе автора, высказать поэту свои сокровенные мысли, поделиться чувствами и наблюдениями. Все вместе это составляет портрет эпохи и позволяет назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».
    http://www.examens.ru

  3. В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. Собы­тия 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное рус­ло. Произошла смена эпох: работа над ро­маном была начата еще при Александре I, а продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравствен­ные ориентиры резко изменились.
    Прежде чем начать анализировать роман, необходимо отчетливо уяснить особеннос­ти жанра этого произведения. Жанр «Евге­ния Онегина» — лиро-эпический. Следова­тельно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой — рас­сказчик). Лирический сюжет в романе до­минирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев препод­носятся читателю сквозь призму авторско­го восприятия, авторской оценки.
    Проблемы цели и смысла жизни — ключе­вые, центральные в романе, ведь в пере­ломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского вос­стания, в сознании людей происходит кар­динальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художни­ка — указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Луч­шие люди пушкинского, то есть декабрист­ского, поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых усло­виях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, то, кото­рое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой», изначально «поставле­но на колени». В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в ро­мане течет так, что мы видим героев в ди­намике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах пере­живают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в ми­ре, назначение своего существования.
    Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэто­му проявление сути человека в выборе воз­любленного, в характере чувства — важ­нейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступ­ления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свой­ственному «ветреной младости»), и к ис­тинному глубокому преклонению перед возлюбленной.
    Для автора одним из важнейших критериев духовного изменения человека стано­вится отношение к браку, к долгу. Юность не приемлет скучного постоянства: … мы, враги Гимена,
    В домашней жизни зрим один
    Ряд утомительных картин…
    Супруг воспринимается как объект для насмешек:
    …рогоносец величавый,
    Всегда довольный сам собой,
    Своим обедом и женой.
    Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк «От­рывков из путешествия Онегина»:
    Мой идеал теперь — хозяйка,
    Мои желания — покой…
    То, что в юности казалось признаком огра­ниченности, духовной и умственной скуднос­ти, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в ко­ем случае нельзя заподозрить автора в хан­жестве: речь идет о возмужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:
    Блажен, кто смолоду был молод,
    Блажен, кто вовремя созрел.
    Ведь и трагедия главных героев проистека­ет из неумения Онегина «вовремя созреть», из-за преждевременной старости души:
    Я думал: вольность и покой
    Замена счастью. Боже мой!
    Как я ошибся, как наказан.
    Любовь для автора и для его героини Та­тьяны Лариной — огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского — необхо­димый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальнос­ти Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь — «наука страсти неж­ной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.
    Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом фор­мируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение све­та. Трагическая 6-я глава заканчивается ли­рическим отступлением: размышления ав­тора о возрастном рубеже, который он го­товится перешагнуть. И он призывает «младое вдохновенье» спасти душу поэта от гибели, не дать
    …окаменеть
    В мертвящем упоенье света,
    В сем омуте, где с вами я
    Купаюсь, милые друзья!
    Общество неоднородно. От самого чело­века зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или луч­ших представителей света.
    Образ «милых друзей», окружающих че­ловека в «мертвящем» «омуте света», появ­ляется в романе не случайно. Как карикату­рой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу — светское приятельство. «От делать нечего друзья» — таков приговор ав­тора. Дружба без глубокой духовной общ­ности — лишь временный пустой союз. Не­возможна полноценная жизнь без бескоры­стной самоотдачи в дружбе — потому так страшны автору эти «светские» дружбы. Для автора неумение дружить — страшный признак моральной деградации современ­ного общества.
    Сам автор обретает смысл жизни в ис­полнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышления­ми об искусстве. Образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не па­шет и не сеет. У него нет потребности в ра­боте. И образование Онегина, и его по­пытки погрузиться в чтение, и его усилие писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Упорный труд ему был тошен».
    Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина — не любовная героиня, это герои­ня совести. Появившись на страницах ро­мана 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга — превыше всего. Ольга, не­веста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Тать­яны смерть Ленского — трагедия. Она про­клинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего». Обостренное чувст­во долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Та­тьяны — высший нравственный выбор, смысл жизни для нее — в соответствии высшим моральным критериям.
    Кульминационный момент сюжета — 6-я глава, дуэль Онегина и Ленского. Цен­ность жизни проверяется смертью. Траги­ческую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставле­ние его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравст­венного долга — и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им товарища.
    Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба ре­альнее, — важно, что никакой не будет, ведь Ленский убит. Для света, не ведающе­го истинного смысла жизни, сама челове­ческая жизнь — ничто.

  4. А. С. Пушкин является одним из величайших поэтов русской и мировой литературы. Личность Пушкина, поэта и гражданина, формировалась в десятые годы XIX века, когда вернувшиеся с войны 1812 года русские офицеры были настроены на решительные политические перемены, считали необходимой отмену крепостного права. Это было время взлета общественной мысли, деятельного участия передовой молодежи в судьбе своей страны, русского народа. Под влиянием этой эпохи свободомыслия и прогресса складывались морально-нравственные идеалы поэта, его взгляды на современное общество.
    В творчестве Пушкина нашли отражение многие важнейшие вопросы и проблемы того времени. Наследие поэта чрезвычайно велико и разнообразно. Это и стихотворения, и повести, и поэмы. Во всех этих произведениях решаются вопросы национальной культуры, воспитания, отражаются искания прогрессивно настроенных людей, жизнь различных слоев общества.
    Большое значение для раскрытия идеалов поэта имеют его лирические произведения. Это и любовная лирика, позволяющая понять внутренний мир поэта, и. свободолюбивая лирика, показывающая отношение автора к вопросам самодержавия, угнетения, крепостного права.
    Встречаясь с членами Северного общества декабристов, Пушкин разделял мысли и настроения дворян-революционеров. Под впечатлением этих встреч, споров и размышлений о судьбе России Пушкиным и были написаны самые пламенные стихотворения: “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву” и другие. В них был создан образ лирического героя, стремящегося к справедливости, свободе, братству, образ поэта — глашатая истины:
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    Идеалом революционера-борца для Пушкина всегда оставались декабристы, способные пожертвовать жизнью ради дела, ради идеи. После поражения декабрьского восстания поэт остается верен своим идеалам. Не смирившись с существующим положением, он пишет послание томящимся в ссылке друзьям. В нем звучит попытка поддержать дух декабристов, убеждение, что их дело не забудется:
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Но не будет ошибкой сказать, что самым задушевным, самым значительным произведением поэта является роман в стихах “Евгений Онегин”. Именно в этом произведении наиболее полно и явственно отразились взгляды Пушкина на современное общество., проявились нравственные идеалы автора. По словам В. Г. Белинского, роман явился “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. Произведение писалось в течение нескольких лет, за этот период многое изменилось в жизни России, в жизни самого поэта. Все это находит отражение в образах главных героев произведения — Евгения Онегина и Татьяны Лариной. На страницах романа в характерах героев, в их отношении к жизни происходит формирование нового мировоззрения самого поэта. Автор очень часто обращается к сравнению себя с Онегиным, отражая в образе главного героя и пороки общества, и положительные черты молодого поколения. Наибольшее сближение личности поэта с образом Евгения происходит в конце романа, когда герой возвращается из путешествия. Читатель видит, как сильно изменился духовный мир Онегина, его нравственные качества.
    В начале произведения Пушкин называет Евгения “добрым приятелем”, тем самым выражая симпатию к молодому человеку. Но поэт показывает, что пока Онегин далек от совершенства: он слишком любит комфорт, слишком эгоистичен, не приучен к систематическому труду. Автор иронизирует над его поверхностным образованием и с горечью заявляет, что для признания в светском обществе нужно очень мало:
    Он по-французски совершенно
    Мог изъясняться и писал,
    Легко мазурку танцевал
    И кланялся непринужденно…
    Этого достаточно: “…Свет решил, что он умен и очень мил”. И здесь поэт, один из образованнейших людей своего времени, с лукавой усмешкой заявляет:
    Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…
    Да, Онегина развратил свет, да, слишком тлетворное влияние оказали роскошь, богатство, безделье. Но почему одна и та же среда породила Пушкина и Онегина, “лучших людей” и декабристов? Существуют и какие-то внутренние факторы, позволяющие человеку противостоять пошлости и глупости. Онегин обладает редким умом, способностью мыслить. И в романе показано, как этот— человек пытается найти смысл жизни, применение своим силам и энергии. Такой поиск, по мнению Пушкина, является одной из главных черт совершенного в нравственном плане человека. Сопоставляет автор себя и героя и в отношении к искусству, любви. Если в начале романа любовь для Онегина представляется лишь пустым развлечением, легкой интрижкой, то для автора это чувство свято, поэтично, необходимо. Да и сам герой в итоге наделяется способностью искренне и страстно любить, что также является важной чертой настоящего человека. Проведя своего героя через ряд испытаний, поэт наделяет его волей, силой души, способностью сострадать. Именно в таком Онегине и нашли отражение нравственные идеалы поэта.
    И, конечно, взгляды Пушкина на идеал русской женщины нашли отражение в образе Татьяны Лариной. Татьяна — любимая героиня Пушкина.
    Девушка, как и Онегин, имеет дворянское происхождение, как и он, получила поверхностное домашнее воспитание. Но Татьяну отличают искренность, чистота. Живя “в глуши забытого селенья”, она далека от фальши и лицемерия светского общества. Большое влияние на формирование ее личности оказала русская природа, сельская жизнь с ее обрядами и традициями. Определенное значение для Татьяны имело чтение:
    Ей рано нравились романы;
    Они ей заменяли все;
    Она влюблялася в обманы
    И Ричардсона, и Руссо.
    Поражает цельность и душевная красота этого образа, способность к самоотверженной любви и нравственная чистота.
    Как и любая молодая девушка, ждала Татьяна прекрасного и благородного принца, поэтому, когда в их деревне появился Евгений, Татьяна решила, что это и есть тот самый герой, образ которого она себе нарисовала. Со всей искренностью и естественностью девушка признается в своем чувстве, не боясь сплетен и осуждения. Поэта восхищают такие качества души Татьяны.
    Позже, попав в высший свет, где царит ханжество и разврат, она не изменяет своим принципам, остается верна идеалам юности:
    …Сейчас отдать я рада
    Всю эту ветошь маскарада,
    Весь этот блеск, и шум, и чад
    За полку книг, за дикий сад…
    Татьяна все еще любит Евгения, но она не из тех, кто строит свое счастье на несчастье ближнего. Девушка жертвует собой, своими чувствами, повинуясь чувству долга, ответственности. Пушкин считает верность, способность к самопожертвованию необходимой чертой настоящей женщины.
    Именно такие женщины, обладающие истинно русским характером, после поражения восстания декабристов поехали за своими мужьями в Сибирь, оставив роскошь и комфорт, не страшась лишений и тягот. Если бы Пушкин посвятил роман декабристам, его Волконская или Трубецкая непременно носили бы черты Татьяны Лариной.
    Итак, в романе “Евгений Онегин” и в лирических произведениях с наибольшей ясностью и полнотой отразились вопросы, волновавшие передовых людей XIX века, проявились нравственные идеалы Пушкина.

  5. Произведение Пушкина «Евгений Онегин» названо именем главного героя, молодого петербуржского аристократа. Считается, что именно Онегин явился родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе. Именно с этим образом в романе связан комплекс нравственно-философских проблем.
    Первая глава рассказывает нам о воспитании, образовании, образе жизни героя. Это человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга. Как полагается детям из благородных семей, его воспитывали французские гувернеры. Пушкин показывает, что его герой не получил глубокого образования. Он – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть на приеме или на званом обеде. Поэтому «не мог он ямба от хорея отличить», зато «читал Адама Смита и был глубокий эконом».
    Единственное, что интересовало Онегина и в чем он добился совершенства – это «наука страсти нежной». Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, тешилось лишь одно самолюбие. Очень скоро Онегин устал от пустоты дней, проведенных в бессмысленных заботах, и ему стало скучно. Он пресытился такой искусственной жизнью, ему захотелось чего-то другого. Попытка забыться в деревне не увенчалась успехом.
    Онегин обладал большим потенциалом. Автор характеризует его как человека большого ума, трезвого и расчетливого, способного на многое. Герой откровенно скучает среди своих недалеких деревенских соседей, всеми способами избегает их общества. Но он способен понять и оценить душу другого человека. Так случилось с при его встрече Ленским, так случилось и при его встрече с Татьяной.
    Мы видим, что Онегин способен на благородные поступки. Он не воспользовался любовью Татьяны. Герой был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго, поэтому он не отвечает героине взаимностью.
    Полноте раскрытия образа главного героя способствует появление в романе образа Ленского. Юный поэт влюблен в старшую сестру Татьяны, Ольгу. Противопоставляя Онегина и Ленского, автор показывает глубину натуры Евгения Онегина. Во время ссоры со своим соседом герой обнажает трагическую противоречивость своего внутреннего мира. С одной стороны, он понимает, что дуэль с другом – непростительная глупость. Но, с другой стороны, Евгений считает для себя унизительным отказ от этой роковой дуэли. И здесь он проявляет себя как раб общественного мнения, дитя высшего света.
    В итоге Онегин убивает Ленского. Это оказывается сильнейшим потрясением для героя, после которого начались его сильные внутренние изменения. После убийства Ленского Евгений бежит из деревни. Мы узнаем, что некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. Евгений вновь встречается с Татьяной. Теперь она замужняя женщина, светская львица. Увидев такие перемены, герой теперь сам влюбляется в Татьяну. Именно в этот момент мы понимаем, что Онегин способен любить и страдать. Но Татьяна отказывает ему, она не может предать своего мужа.
    Таким образом, изначально Онегин – глубокая и интересная личность. Но высшее общество «сослужило ему плохую службу». Лишь отойдя от своего окружения, герой вновь «возвращается к себе» и открывает в себе возможность глубоко чувствовать и искренне любить.
    В произведении, наряду с Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом сюжете. Мы узнаем о прошлом этого персонажа, его мысли по поводу всего, что происходит вокруг, наконец, его отношение к Евгению Онегину.
    Именно с главным героем поэмы связано большинство авторских суждений и оценок. Автор подчеркивает свое единство с героем, который тоже вышел из дворянской среды и получил типичное для того круга и того времен образование. На протяжении всего романа Пушкин сравнивает, сопоставляет себя с Онегиным. Для этого он находит разные художественные приемы. Один из них – сближение с героем через общих знакомых лиц. Так, в ресторане Евгения «ждет… Каверин» – близкий друг Пушкина в молодости. Кроме того, автор сравнивает Онегина с Чаадаевым, с которым был знаком сам и которому посвятил несколько стихотворений.
    Автор и Онегин – ведущие мужские образы романа. Между этими персонажами очень тесная связь. Они проходят через все произведение в сопоставлении и сравнении. Это помогает не только глубже раскрыть образ Онегина, но и в полной мере проявиться душе автора, высказать поэту свои сокровенные мысли, поделиться чувствами и наблюдениями. Все вместе это составляет портрет эпохи и позволяет назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

  6. А. С. Пушкин является одним из величайших поэтов русской и мировой литературы. Личность Пушкина, поэта и гражданина, формировалась в десятые годы XIX века, когда вернувшиеся с войны 1812 года русские офицеры были настроены на решительные политические перемены, считали необходимой отмену крепостного права. Это было время взлета общественной мысли, деятельного участия передовой молодежи в судьбе своей страны, русского народа. Под влиянием этой эпохи свободомыслия и прогресса складывались морально-нравственные идеалы поэта, его взгляды на современное общество.
    В творчестве Пушкина нашли отражение многие важнейшие вопросы и проблемы того времени. Наследие поэта чрезвычайно велико и разнообразно. Это и стихотворения, и повести, и поэмы. Во всех этих произведениях решаются вопросы национальной культуры, воспитания, отражаются искания прогрессивно настроенных людей, жизнь различных слоев общества.
    Большое значение для раскрытия идеалов поэта имеют его лирические произведения. Это и любовная лирика, позволяющая понять внутренний мир поэта, и. свободолюбивая лирика, показывающая отношение автора к вопросам самодержавия, угнетения, крепостного права.
    Встречаясь с членами Северного общества декабристов, Пушкин разделял мысли и настроения дворян-революционеров. Под впечатлением этих встреч, споров и размышлений о судьбе России Пушкиным и были написаны самые пламенные стихотворения: “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву” и другие. В них был создан образ лирического героя, стремящегося к справедливости, свободе, братству, образ поэта — глашатая истины:
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    Идеалом революционера-борца для Пушкина всегда оставались декабристы, способные пожертвовать жизнью ради дела, ради идеи. После поражения декабрьского восстания поэт остается верен своим идеалам. Не смирившись с существующим положением, он пишет послание томящимся в ссылке друзьям. В нем звучит попытка поддержать дух декабристов, убеждение, что их дело не забудется:
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Но не будет ошибкой сказать, что самым задушевным, самым значительным произведением поэта является роман в стихах “Евгений Онегин”. Именно в этом произведении наиболее полно и явственно отразились взгляды Пушкина на современное общество., проявились нравственные идеалы автора. По словам В. Г. Белинского, роман явился “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. Произведение писалось в течение нескольких лет, за этот период многое изменилось в жизни России, в жизни самого поэта. Все это находит отражение в образах главных героев произведения — Евгения Онегина и Татьяны Лариной. На страницах романа в характерах героев, в их отношении к жизни происходит формирование нового мировоззрения самого поэта. Автор очень часто обращается к сравнению себя с Онегиным, отражая в образе главного героя и пороки общества, и положительные черты молодого поколения. Наибольшее сближение личности поэта с образом Евгения происходит в конце романа, когда герой возвращается из путешествия. Читатель видит, как сильно изменился духовный мир Онегина, его нравственные качества.
    В начале произведения Пушкин называет Евгения “добрым приятелем”, тем самым выражая симпатию к молодому человеку. Но поэт показывает, что пока Онегин далек от совершенства: он слишком любит комфорт, слишком эгоистичен, не приучен к систематическому труду. Автор иронизирует над его поверхностным образованием и с горечью заявляет, что для признания в светском обществе нужно очень мало:
    Он по-французски совершенно
    Мог изъясняться и писал,
    Легко мазурку танцевал
    И кланялся непринужденно…
    Этого достаточно: “…Свет решил, что он умен и очень мил”. И здесь поэт, один из образованнейших людей своего времени, с лукавой усмешкой заявляет:
    Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…
    Да, Онегина развратил свет, да, слишком тлетворное влияние оказали роскошь, богатство, безделье. Но почему одна и та же среда породила Пушкина и Онегина, “лучших людей” и декабристов? Существуют и какие-то внутренние факторы, позволяющие человеку противостоять пошлости и глупости. Онегин обладает редким умом, способностью мыслить. И в романе показано, как этот- человек пытается найти смысл жизни, применение своим силам и энергии. Такой поиск, по мнению Пушкина, является одной из главных черт совершенного в нравственном плане человека. Сопоставляет автор себя и героя и в отношении к искусству, любви. Если в начале романа любовь для Онегина представляется лишь пустым развлечением, легкой интрижкой, то для автора это чувство свято, поэтично, необходимо. Да и сам герой в итоге наделяется способностью искренне и страстно любить, что также является важной чертой настоящего человека. Проведя своего героя через ряд испытаний, поэт наделяет его волей, силой души, способностью сострадать. Именно в таком Онегине и нашли отражение нравственные идеалы поэта.
    И, конечно, взгляды Пушкина на идеал русской женщины нашли отражение в образе Татьяны Лариной. Татьяна — любимая героиня Пушкина.
    Девушка, как и Онегин, имеет дворянское происхождение, как и он, получила поверхностное домашнее воспитание. Но Татьяну отличают искренность, чистота. Живя “в глуши забытого селенья”, она далека от фальши и лицемерия светского общества. Большое влияние на формирование ее личности оказала русская природа, сельская жизнь с ее обрядами и традициями. Определенное значение для Татьяны имело чтение:
    Ей рано нравились романы;
    Они ей заменяли все;
    Она влюблялася в обманы
    И Ричардсона, и Руссо.
    Поражает цельность и душевная красота этого образа, способность к самоотверженной любви и нравственная чистота.
    Как и любая молодая девушка, ждала Татьяна прекрасного и благородного принца, поэтому, когда в их деревне появился Евгений, Татьяна решила, что это и есть тот самый герой, образ которого она себе нарисовала. Со всей искренностью и естественностью девушка признается в своем чувстве, не боясь сплетен и осуждения. Поэта восхищают такие качества души Татьяны.
    Позже, попав в высший свет, где царит ханжество и разврат, она не изменяет своим принципам, остается верна идеалам юности:
    …Сейчас отдать я рада
    Всю эту ветошь маскарада,
    Весь этот блеск, и шум, и чад
    За полку книг, за дикий сад…
    Татьяна все еще любит Евгения, но она не из тех, кто строит свое счастье на несчастье ближнего. Девушка жертвует собой, своими чувствами, повинуясь чувству долга, ответственности. Пушкин считает верность, способность к самопожертвованию необходимой чертой настоящей женщины.
    Именно такие женщины, обладающие истинно русским характером, после поражения восстания декабристов поехали за своими мужьями в Сибирь, оставив роскошь и комфорт, не страшась лишений и тягот. Если бы Пушкин посвятил роман декабристам, его Волконская или Трубецкая непременно носили бы черты Татьяны Лариной.
    Итак, в романе “Евгений Онегин” и в лирических произведениях с наибольшей ясностью и полнотой отразились вопросы, волновавшие передовых людей XIX века, проявились нравственные идеалы Пушкина.

  7. 7
    Текст добавил: ТАЩУСЬ С ЕЁ АРОМАТА

    Одной из главных проблем в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин является проблема нравственного выбора, который и определяет дальнейшую участь героев.
    Если выбор верен, то человек остается хозяином своей жизни, но в случае неправильного нравственного выбора – наоборот; всем вокруг распоряжается только судьба. Естественно, нравственный выбор делают и оба главных героя романа, Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

    Нравственный выбор героев

    Первый же нравственный выбор Онегина оказывается неправильным, именно из-за него и закручивается весь сюжет романа: Онегин соглашается на дуэль с Ленским, которой сам не хочет, подчиняясь лишь общественному мнению (отказ от дуэли считался позором на всю жизнь).
    Дуэль заканчивается трагически – Онегин убивает молодого поэта (в его понимании мнение света оказывается важнее человеческой жизни), и с этого момента все герои романа уже не принадлежат себе, их жизнями распоряжается судьба.
    Вследствии этого свой, тоже неправильный, нравственный выбор делает и Татьяна – она выходит замуж за нелюбимого человека, подчиняясь тому же общественному мнению (неприлично было девушке в ее возрасте оставаться незамужней), изменив тем самым своим нравственным принципам и идеалам.
    После этого события Татьяну читатель на некоторое время теряет из виду, а Онегин же отправляется путешествовать. Возвращается он изменившимся человеком, переосмысляет ценности и понимает, что в мире, куда он вернулся, он уже лишний.
    Но тут он неожиданно встречает на балу Татьяну, повзрослевшую и замужнюю. Потрясенный тем, какая роскошная женщина выросла из простой наивной деревенской девочки, Онегин влюбляется в эту новую Татьяну.
    И тут он делает еще один неправильный нравственный выбор: пытается ухаживать за замужней женщиной, склоняя ее к измене. Этот выбор становится для него трагическим, ведь после последнего объяснения с Татьяной Онегина застает в ее личных покоях ее муж. Очевидно, что такой инцидент станет поводом для еще одной дуэли, и эта дуэль уже вероятнее всего закончится гибелью Онегина.

    Нравственный идеал Пушкина

    Татьяна же в конце романа, в отличие от Онегина, совершает как раз правильный нравственный выбор: она отказывает Онегину в адьюльтере, не желая изменять мужу.
    Хотя она и признает, что все еще любит Онегина, нравственные принципы для нее важнее – выйдя замуж, она может принадлежать только своему супругу.
    Таким образом, можно увидеть, что Татьяна – образ женщины в романе. Она более нравственно цельный человек, чем Онегин. Она ошиблась однажды, но потом не повторила своей ошибки.
    Онегин же два раза делает неправильный выбор, за что и будет наказан. Очевидно, что Пушкин больше симпатизирует Татьяне, именно она является его нравственным идеалом.
    На примере же Онегина Пушкин изображает все наиболее свойственные своему времени пороки: этот молодой человек высокомерен и эгоистичен, вся жизнь для него – игра, образован он поверхностно. Именно такие денди и составляли высший свет Петербурга в первой половине XIX века.

    Нужна помощь в учебе?

    Форма автор24

  8. 8
    Текст добавил: ВАЖНЕЙШАЯ страница ВКонтакте

    А. С. Пушкин является
    одним из величайших поэтов
    русской и мировой литературы.
    Личность Пушкина, поэта и гражданина,
    формировалась в десятые годы
    XIX века, когда вернувшиеся с войны
    1812 года русские офицеры были
    настроены на решительные политические
    перемены, считали необходимой отмену
    крепостного права. Это было
    время взлета общественной мысли,
    деятельного участия передовой
    молодежи в судьбе своей страны,
    русского народа. Под влиянием
    этой эпохи свободомыслия и
    прогресса складывались морально-нравственные
    идеалы поэта, его взгляды на
    современное общество.
    В творчестве
    Пушкина нашли отражение многие
    важнейшие вопросы и проблемы
    того времени. Наследие поэта
    чрезвычайно велико и разнообразно.
    Это и стихотворения, и повести,
    и поэмы. Во всех этих произведениях
    решаются вопросы национальной
    культуры, воспитания, отражаются искания
    прогрессивно настроенных людей,
    жизнь различных слоев общества.
    Большое значение
    для раскрытия идеалов поэта
    имеют его лирические произведения.
    Это и любовная лирика, позволяющая
    понять внутренний мир поэта,
    и. свободолюбивая лирика, показывающая
    отношение автора к вопросам
    самодержавия, угнетения, крепостного
    права.
    Встречаясь с
    членами Северного общества декабристов,
    Пушкин разделял мысли и настроения
    дворян-революционеров. Под впечатлением
    этих встреч, споров и размышлений
    о судьбе России Пушкиным и
    были написаны самые пламенные
    стихотворения: “Вольность”, “Деревня”,
    “К Чаадаеву” и другие. В них
    был создан образ лирического
    героя, стремящегося к справедливости,
    свободе, братству, образ поэта
    — глашатая истины:
    Хочу воспеть
    Свободу миру,
    На тронах поразить
    порок.
    Идеалом революционера-борца
    для Пушкина всегда оставались
    декабристы, способные пожертвовать
    жизнью ради дела, ради идеи. После
    поражения декабрьского восстания
    поэт остается верен своим
    идеалам. Не смирившись с существующим
    положением, он пишет послание
    томящимся в ссылке друзьям.
    В нем звучит попытка поддержать
    дух декабристов, убеждение, что
    их дело не забудется:
    Не пропадет
    ваш скорбный труд
    И дум высокое
    стремленье.
    Но не будет
    ошибкой сказать, что самым
    задушевным, самым значительным
    произведением поэта является
    роман в стихах “Евгений Онегин”.
    Именно в этом произведении
    наиболее полно и явственно
    отразились взгляды Пушкина на
    современное общество., проявились
    нравственные идеалы автора. По словам
    В. Г. Белинского, роман явился “энциклопедией
    русской жизни и в высшей степени народным
    произведением”. Произведение писалось
    в течение нескольких лет, за этот период
    многое изменилось в жизни России, в жизни
    самого поэта. Все это находит отражение
    в образах главных героев произведения
    — Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
    На страницах романа в характерах героев,
    в их отношении к жизни происходит формирование
    нового мировоззрения самого поэта. Автор
    очень часто обращается к сравнению себя
    с Онегиным, отражая в образе главного
    героя и пороки общества, и положительные
    черты молодого поколения. Наибольшее
    сближение личности поэта с образом Евгения
    происходит в конце романа, когда герой
    возвращается из путешествия. Читатель
    видит, как сильно изменился духовный
    мир Онегина, его нравственные качества.
    В начале произведения
    Пушкин называет Евгения “добрым
    приятелем”, тем самым выражая
    симпатию к молодому человеку.
    Но поэт показывает, что пока
    Онегин далек от совершенства:
    он слишком любит комфорт, слишком
    эгоистичен, не приучен к систематическому
    труду. Автор иронизирует над его
    поверхностным образованием и с горечью
    заявляет, что для признания в светском
    обществе нужно очень мало:
    Он по-французски
    совершенно
    Мог изъясняться
    и писал,
    Легко мазурку
    танцевал
    И кланялся непринужденно…
    Этого достаточно:
    “…Свет решил, что он умен
    и очень мил”. И здесь поэт,
    один из образованнейших людей
    своего времени, с лукавой усмешкой
    заявляет:
    Мы все учились
    понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…
    Да, Онегина развратил
    свет, да, слишком тлетворное влияние
    оказали роскошь, богатство, безделье.
    Но почему одна и та же
    среда породила Пушкина и Онегина,
    “лучших людей” и декабристов?
    Существуют и какие-то внутренние
    факторы, позволяющие человеку
    противостоять пошлости и глупости.
    Онегин обладает редким умом,
    способностью мыслить. И в романе
    показано, как этот- человек пытается
    найти смысл жизни, применение своим силам
    и энергии. Такой поиск, по мнению Пушкина,
    является одной из главных черт совершенного
    в нравственном плане человека. Сопоставляет
    автор себя и героя и в отношении к искусству,
    любви. Если в начале романа любовь для
    Онегина представляется лишь пустым развлечением,
    легкой интрижкой, то для автора это чувство
    свято, поэтично, необходимо. Да и сам герой
    в итоге наделяется способностью искренне
    и страстно любить, что также является
    важной чертой настоящего человека. Проведя
    своего героя через ряд испытаний, поэт
    наделяет его волей, силой души, способностью
    сострадать. Именно в таком Онегине и нашли
    отражение нравственные идеалы поэта.
    И, конечно, взгляды
    Пушкина на идеал русской женщины
    нашли отражение в образе Татьяны
    Лариной. Татьяна — любимая
    героиня Пушкина.
    Девушка, как
    и Онегин, имеет дворянское происхождение,
    как и он, получила поверхностное
    домашнее воспитание. Но Татьяну
    отличают искренность, чистота.
    Живя “в глуши забытого селенья”,
    она далека от фальши и лицемерия
    светского общества. Большое влияние
    на формирование ее личности оказала
    русская природа, сельская жизнь с ее обрядами
    и традициями. Определенное значение для
    Татьяны имело чтение:
    Ей рано нравились
    романы;
    Они ей заменяли
    все;
    Она влюблялася
    в обманы
    И Ричардсона, и
    Руссо.
    Поражает цельность
    и душевная красота этого образа,
    способность к самоотверженной
    любви и нравственная чистота.
    Как и любая
    молодая девушка, ждала Татьяна
    прекрасного и благородного принца,
    поэтому, когда в их деревне
    появился Евгений, Татьяна решила,
    что это и есть тот самый
    герой, образ которого она себе нарисовала.
    Со всей искренностью и естественностью
    девушка признается в своем чувстве, не
    боясь сплетен и осуждения. Поэта восхищают
    такие качества души Татьяны.
    Позже, попав
    в высший свет, где царит ханжество
    и разврат, она не изменяет
    своим принципам, остается верна
    идеалам юности:
    …Сейчас отдать
    я рада
    Всю эту ветошь
    маскарада,
    Весь этот блеск,
    и шум, и чад
    За полку книг,
    за дикий сад…
    Татьяна все
    еще любит Евгения, но она
    не из тех, кто строит свое
    счастье на несчастье ближнего.
    Девушка жертвует собой, своими
    чувствами, повинуясь чувству
    долга, ответственности. Пушкин
    считает верность, способность к
    самопожертвованию необходимой
    чертой настоящей женщины.
    Именно такие
    женщины, обладающие истинно русским
    характером, после поражения восстания
    декабристов поехали за своими
    мужьями в Сибирь, оставив роскошь
    и комфорт, не страшась лишений
    и тягот. Если бы Пушкин посвятил
    роман декабристам, его Волконская
    или Трубецкая непременно носили
    бы черты Татьяны Лариной.
    Итак, в романе
    “Евгений Онегин” и в лирических
    произведениях с наибольшей ясностью
    и полнотой отразились вопросы,
    волновавшие передовых людей
    XIX века, проявились нравственные
    идеалы Пушкина.
    Реферат
    На тему «Философские
    и нравственные проблемы в романе
    А.С. Пушкина « Евгений Онегин»»
    Работу выполнил лицеист
    11 группы
    Мариупольского морского лицея
    Приймаченко Дмитрий
    Мариуполь 2013 г.

  9. Проснется за-полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера (ЕО, с. 200).
    Эта смена однообразно-пестрых дней, возвращающая к 15-й строфе, когда Онегину в постель принесли приглашения, теперь обретает символический смысл. Подобной чередой движутся не только дни, но и возрасты человека, сохраняя тем не менее свою глубинную связь. В результате человек в погоне за новыми интересами и смыслами существования уподобляется ребенку, тянущемуся за новой игрушкой, которую только повернули к нему другой стороной. Чтобы усилить этот нюанс философских смыслов, Пушкин в 36-й строфе вновь возвращает мотив детства, его забав, называя своего спящего героя «дитя». Однообразие его будней в свете такого уподобления начинает отдаленно напоминать качание колыбели, что добавляет образу жизни еще один смысловой оттенок – ассоциацию с матерью, убаюкивающей своего неспокойного, резвого младенца.
    Помимо развития и углубления ранее возникших мотивов и символов, в 36-й строфе отчетливо проступает их новая комбинация. В ее основе – отношения героя со временем, которое своей «волей» стремится направить ход человеческого существования. Эта тайная власть времени угадывается в однообразии суточных циклов, заданном повторением похожих друг на друга дней. Читатель без труда мысленно продлевает описанный день Онегина в будущее и угадывает бесконечную череду повторений, в которой «завтра то же, что вчера». Пестроту такому однообразию, скорее всего, придают случайности и выбор
    Онегина. Говоря о пробуждении героя (Проснется за-полдень, и снова.), Пушкин заставляет читателя вспомнить о записках-приглашениях, что приносит слуга. Эти приглашения, возможно, будут другими, нежели те, что открыли описание дня Онегина. Они предполагают выбор героя и в то же время определяют круг его интересов и обыденного существования. Евгений одновременно и свободен в таком выборе, и скован, ограничен тем предложением, что каждое утро предоставляет ему жизнь (символический оттенок образа слуги).
    Такое диалектическое соединение воли-свободы героя и направляющей его воли жизни-времени исподволь пронизывает весь анализируемый эпизод первой главы, добавляя образу ребенка-Онегина новые штрихи. Его желаниями и развлечениями по-прежнему управляет подобие гувернера (еще одно символическое значение образа жизни), учившего когда-то главного героя «всему шутя» и гулявшего с ним в Летнем саду (новое дополнение к символам жизни-тетра, жизни-бала, жизни-маскарада и др.).
    «Гувернерское» присутствие времени в обыденном существовании Евгения обнаруживается в звоне брегета. Именно этот звук отмечает наиболее важные события дня, которые Онегин не должен пропустить: обед, балет, маскарад (Он три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил). Время личного существования Онегина не совпадает с циклом суток, ритмом жизни простолюдинов, что подчеркнуто едва уловимым штрихом: «Петербург неугомонный» пробужден не рассветом, не звоном часов, а звуком барабана. Такой звук, лишенный всякой прелести звона брегета, выглядит как грубое напоминание о реальной власти времени над циклом человеческого существования. Этой власти, похожей на военную дисциплину, подчиняются все жители Петербурга (купец, извозчик, разносчик, охтенка, пекарь). Кроме Онегина. К нему неумолимое время обернулось одной из своих личин – музыкой брегета. Этот звон символизирует личное присутствие персонажа во временном суточном цикле и позволяет ему поспеть за всеми удовольствиями жизни (Везде поспеть не мудрено). Так звон часов одновременно воплощает и неумолимую власть времени над героем, и его относительную волю, свободу в распоряжении предоставленными ему часами удовольствий.
    Но течение времени могут изменить не только прихоти персонажа, превращающего утро в полночь, удовольствия в скуку. Еще одна сила, способная разорвать и преобразить естественное и неумолимое течение времени, – творческое вдохновение, игра воображения. Лирическое отступление о балах и ножках свидетельствует о чрезвычайно свободном перемещении во времени: повествователь из спутника Онегина вдруг превращается почти в самого героя, сопоставляющего свои нынешние ощущения и переживания с впечатлениями юности, молодости. Но тут же следуют советы мужьям и маменькам, которым повествователь явно ровесник. А потом дистанция во времени подчеркнута фразой: Я это потому пишу, / Что уж давно я не грешу. Тот же прием свободного перемещения во времени использован в лирическом отступлении о ножках. Дополняет его спонтанное возвращение ранее возникших мотивов, о чем уже упоминалось выше.
    Так постепенно формируется глубинный философический смысл первой главы: жизнью, человеческим существованием управляют внешняя и внутренняя
    силы. Внешняя складывается из почти случайной комбинации происхождения, образования, «обычая-деспота», быта, времени, привычек, окружения. Внутренняя исходит от самого человека: склада его характера, склонностей, влечений, инстинктов. Обе силы неразлучны, как гувернер и дитя на прогулке. Власть жизни-воспитателя не жесткая и не деспотичная, но тем не менее неизменная и глубокая, поэтому человек-дитя «гуляет» по жизни-саду относительно свободно. Его существование с возрастом становится все более независимым и самодостаточным. Степень свободы настолько возрастает, что человек оказывается властен над временем, жизненными ритмами, может смещать и смешивать их в своем опыте и воспоминаниях. Соединяя таким образом свои разные возрасты, их впечатления, он достигает особой остроты наслаждения удовольствиями жизни, придает ее скучному течению иллюзию пестроты, разнообразия, наполненности и смысла.
    Высшей точкой слияния этих двух сил, скрытой целью их взаимодействия в потоке человеческого существования становится обретение героем счастья. Его условием предстает относительная гармония власти обстоятельств (прежде всего бытовых) и воли-выбора человека. Не случайно именно вопрос о счастье Онегина становится кульминацией рассказа о его пестрой и одновременно однообразной жизни.
    Но был ли счастлив мой Евгений, Свободный, в цвете лучших лет, Среди блистательных побед, Среди вседневных наслаждений? (ЕО, с. 200).
    Перечисленные обстоятельства обещают утвердительный ответ, поскольку оба потока жизненных сил удачно сложились: молодость, свобода, здоровье, любовь, пиры и «вседневные наслажденья». Но автор-повествователь отвечает на поставленный вопрос категорическим «нет». Это связано с особенностью «внутренней силы», что исходит от героя. Дальнейшее описание состояний души Онегина вскрывает главный источник разочарований героя – его остывшие чувства. Именно эта причина обусловила утрату интереса к целому ряду прежних ценностей, что предложила ему жизнь: красавицы, свет, друзья, пиры, ратные забавы (Но разлюбил он наконец /И брань, и саблю, и свинец!). В свете этих утрат сплин («хандра») Евгения предстает как некий переломный момент его жизни, когда прежние ценности юности утратили свою привлекательность, а новые еще не появились. Но душа героя их ищет, стремится обрести в окружающих обстоятельствах то, что будет соответствовать только ее глубинным устремлениям, желаниям, смутным ожиданиям. Искания таких ценностей могут оказаться длительными и мучительными, на что намекает сравнение Онегина с Чайльд-Гарольдом, долго скитавшимся по миру в поисках себя и приюта для своей души.
    В последующих строфах Пушкин пытается нащупать, к чему испытывает склонность онегинская душа, что она способна выбрать из предложений жизни, из ее довольно стандартного «набора» для молодого человека, юность которого уже прошла, но подлинная зрелость еще не наступила. Первыми в этом ряду располагаются женщины, но Евгения они не привлекают. Занятия наукой тоже
    не смогли утолить духовных поисков героя. Описанный как знакомый автора-повествователя Онегин предстает в 45-й и последующих строфах как человек, обладающий рядом задатков, которые отличали его, могли бы повлиять в дальнейшем на выбор жизненного пути и обретение смысла существования, а значит, счастья. В нем парадоксальным образом сочетаются «мечтам невольная преданность» и «резкий, охлажденный ум», угасший «сердца жар», презрение к людям, вызванное способностью мыслить, язвительный склад ума, острый и злой язык. Все эти личностные особенности (в основном литературно-клиши-рованные) не отвращают Онегина и автора-повествователя от красот природы, приятных воспоминаний о юности (47-я строфа), прелестей нехитрой музыки и утонченной итальянской поэзии. Вот те ценности, которые готовы избрать души героев, находящихся на жизненном перепутье (состояние хандры).
    Вершиной таких устремлений души становится путешествие. Брента, адриатические волны обещают и автору, и Онегину как новым чайльд-гарольдам соединение всех предчувствуемых ценностей жизни: природы, поэтического вдохновения, воли, родной души и дружбы, святынь Аполлона, любви венецианки, языка Петрарки. Ожидание этих ценностей новой жизни превращает хандру и сплин в предчувствие невероятного расцвета жизни, полноты наслаждения ее подлинными ценностями, к которым тянется все существо героев. В контексте образов моря, бурь, кораблей, Африки это желание обретает символическое значение: новый этап жизни, обещающей высокие ценности, ассоциирован с просторами и «распутьями моря», «вольного бега» по его волнам. Природность, подлинность этих новых ценностей особенно контрастирует с прежними символами искусственной, иллюзорной жизни (театр, маскарад, видимость воспитания гувернера, архитектурная правильность Летнего сада).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *