Содержание
Введение
Нравственные ценности и их роль вжизни человека. Свобода и ответственность
Понятие эстетического. Добро икрасота в духовном опыте современного человека
Религия и ее роль в современноммире
Заключение
Список использованной литературы Введение
С момента формированияобщества начали свое существование нравственные ценности. Они определялижизнедеятельность человека, его положение и отношения в общине.
Свобода для человека невовсе времена принадлежала ему, были периоды, когда веками человек оставалсяподневольным. Да и в наше время человек зависит от законов, устоев общества итрадиций. Он должен нести ответственность за свои действия, ведь если он небудет отдавать себе отчет в содеянном это приведет к последствиям, о которых онбудет жалеть.
Как было бы прекрасно,если добро и красота шли рука об руку, но в наши дни это не всегда так.
Религия все также как вдревние времена имеет огромное значение в современном мире. Она объединяетмиллионы людей, дает им надежду в трудную минуту, формирует нравственные нормыповедения людей. Но есть и негативный аспект: на фоне религиозных разногласийвозникают конфликты между людьми разных вероисповеданий. 1.Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность
К важнейшим философскимвопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовнаяжизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе егосуществования.
Ценности, обеспечивающиежизнь человека — это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношенияв обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора.Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения вобществе.
Правила нравственностисодержались в мифологических и религиозных системах любого общества. И нравственныеценности были неразрывно связаны с религиозными системами.
В античности появляютсясамостоятельные этические учения, за рамками религиозно-мифологических систем,важнейшими из них являются этический рационализм, гедонизм и стоицизм.Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания отом, что есть добро, а что зло, для того чтобы он поступал нравственно.Неморальное поведение трактуется как незнание
Гедонистическая этикапредставляет стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни. В античнойфилософии она представлена учением Эпикура. В обыденном языке мы используемназвание «циники» для тех, кто пренебрегает моральными ценностями. «Циниками»,или киниками, в античной философии называли философскую школу, представителикоторой подвергали сомнению нравственные правила поведения. Стоицизм — учение,последователи которого проповедовали презрение к богатству и славе, училиравнодушию к судьбе и стойкости. Христианство предложило систему моральныхценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становитсялюбовь к Богу и «приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрожденияформируется гуманизм как философская и этическая система, представляющаячеловека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности.
В XVIII в. идею о том, что главнойкатегорией нравственности является долг, развивал Эммануил Кант. Онсформулировал «категорический императив» — моральный закон, которому должныподчиняться все люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякоевремя могла быть бы и нормой всеобщего законодательства».
Нравственные ценностииграют огромную роль в жизни человека. Например, пообещав кому-то что-либонельзя не выполнить обещание т.к. в глазах этого человека ты становишьсяненадежным человеком, на которого нельзя положиться, а это противоречитнравственным ценностям.
Родные, друзья, близкие ите кто нас окружают – это общество. И поэтому нужно дорожить их любовью,доверием, и дружбой, а не соблюдая хотя бы основных нравственных правилповедения мы просто не сможем существовать.
Важнейшим условиемморальности индивида является его свобода, возможность нравственногосамоопределения. Без этого о моральности, как особом механизме регуляциичеловеческих отношений, не может быть и речи. Если мы ничего не выбираем посвоей собственной воле — мы не свободны. Однако в полный рост тема свободы каквыбора становится в христианстве, которое связывает со свободным решениемчеловека его движение по пути добра или зла. Христианство исходит из того, чтоволя человека свободна, то есть она сама делает выбор, не являясь простым следствиемнеких детерминирующих ее причин. Человек может либо принять протянутую ему рукуХриста, либо уклониться от божественной помощи и поддержки, избрав другой путь.
Еслиотвергнуть механистическое понимание социокультурных законов, при которомчеловеческая жизнь представляет собой жесткую цепь накрепко связанных друг сдругом звеньев, то обнаружится, что законы общества и повседневной жизни — этозаконы-тенденции. Они являются статистическими, то есть действуют только набольшом массиве событий и ситуаций. На уровне и бытия, и быта господствуютвероятностные отношения, которые в рамках тенденции дают возможность выбирать.Почти каждая житейская ситуация имеет целый ряд альтернатив, и человек воленпредпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку. Свобода воли извозможности выбора может и должна перейти в действительность выбора —воплотиться в поступке, в позиции, в манере поведения.
Человеческаяволя имеет возможность свободно выбирать ту или иную позицию, но это зависит отнекоторых условий: Условие1. Для реализациисвободного выбора должны отсутствовать внешнее принуждение и запрет. Есличеловек в прямом смысле слова скован цепями, находится под прямой угрозойсмерти, принципиально ограничен в своих возможностях и не может действовать по своемуусмотрению — он не выбирает и не свободен, по крайней мере в практическомотношении. Условие2. Для того чтобысвободный выбор состоялся, нужны сознательность и рефлексия, способностьувидеть наличные варианты и остановиться на одном из них. На мой взгляд,осознанность — необходимый момент свободного выбора, его неустранимый атрибут.Если человек выбирает спонтанно, по принципу «не могу иначе», то в 99% случаяхвыбор его будет ошибочным и не принесет ему ничего хорошего.
Бывает,что человек, не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он желаетотказаться от решения. Устраниться. «Залечь на дно». Оставить проблему другим.Однако это значит, что даже отсутствие выбора есть выбор. Ничего не сделать —тоже поступок.
Неоказать помощь — промолчать, закрыть глаза — это тоже свободное решение. В неменьшей степени данное положение относится в выбору между равноправнымиценностями. Если ты не выбрал — значит, кто-то выбрал за тебя, и люди чащевсего знают, кто сможет решить вопрос «за них» и каким именно образом. Поэтомууклонение от выбора — не более чем самообман.
Ответственность— оборотная сторона свободы, ее « alterego» — второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегдасопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянноеим. Вестисебя ответственно —значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласнологике событий, понимая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и надругих. Это значит предвидеть (чувствовать, схватывать) последствия каждогосвоего шага и стремиться предотвратить возможный негативный ход событий.Ответственное поведение в этом смысле — это поведение разумное и в хорошемсмысле слова расчетливое — поведение того, кому не все равно, что будет с ним ис другими. Ответственность означает также способность правильно понять нуждыкак других людей, так и свои собственные. Мы ответственно ведем себя поотношению к другим, когда уважаем в них личностей, стремимся помочь при просьбео помощи, поддержать в случае необходимости, когда утверждаем их бытие испособствуем их развитию. Равнодушие, как и попытка «ломать другого черезколено», — это всегда безответственное отношение к нему. То же касаетсяотношения к самому себе. Быть ответственным за себя означает и заботу о своемсохранении и развитии, и разумное умение руководить собственным поведением, недавая воли иррациональным страстям.
Первым важнейшим условиемответственности является сама свобода совершаемого действия. Если человек былсвязан, находился в беспамятстве или был заключен в тюрьму, о свободном выбореговорить не приходится, и мы не можем считать индивида морально ответственнымза то, что происходило с ним и вокруг него. У него не было выбора. Он не могпоступать сообразно своей воле.
Вторымважнейшим условием полноты моральной ответственности человека являетсяпреднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, чтохотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принеслидругим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, чтонепреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее неснимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга — онтакже испытывает муки совести и страдает от чувства вины. И если суд оправдаеттакого случайного убийцу или накажет его лишь за халатность в обращении соружием — то есть за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздовыше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед,часто вовсе «без вины виноватые», переживают весь груз ответственности заслучившееся, даже если извне их никто строго не осуждает. Наверное, этопроисходит потому, что нам трудно утешиться ролью «игрушки судьбы» и «орудиярока». Всегда возникает вопрос: «Почему именно я, а не другой?» Мы не желаембыть простым средством даже в руках Провидения, напряженно ищем скрытыйсобственный импульс, способный объяснить нашу драматическую роль в чужойжизненной истории, и эта «личностная интерпретация» случившегося заставляет насчувствовать ответственность.
Ответственному поведениюпротивостоит безответственное — это поступки «на авось», действия, которыесовершаются кое-как, без учета последствий для себя и для других.Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием или с избыточнойсамоуверенностью, а часто — и с тем и с другим. Когда человек безответственносовершает свободный выбор, он ставит себя и других в положение высокой степенинеопределенности, ибо последствия необдуманного, случайного, слепого выбораоказываются непредсказуемы. Вероятно, они могут быть пагубны для всех, ктовтянут в конкретную ситуацию. При безответственном поведении индивид неиспытывает чувства тревоги, напряжения, свойственного ответственности, неконцентрирует своего внимания на том деле, за которое взялся. Он полагает, что«нелегкая вывезет», и часто ошибается.
И вот здесь вступает всилу второе понимание ответственности, речь идет о той ответственности, которую«несут». «Нести ответственность» — значит принять на себя все последствиясовершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них. В своюочередь, безответственность означает в этом контексте попытку свалитьпоследствия своих деяний на других, заставить их расплачиваться за собственнуютрусость, неразумность или безудержное удальство. Жан-Поль Сартр, полагавшийчеловека существом абсолютно свободным в выборе, усматривал одну-единственнуюморальную норму, которой должны с необходимостью подчиняться люди, — этоответственность за всякий свободный выбор. Ты можешь изобретать собственнуюмораль — самую странную и причудливую, можешь быть сверх меры добр илибезудержно жесток — это дело твоего выбора. Однако при этом ты должен принятьна себя и только на себя все последствия своего поведения. Если ты говоришь,что тебя заставили, принудили, соблазнили или заморочили, — ты лжешь, потомучто последнее решение принимает всегда сам человек. Боль, презрение, изгнание,разорение свободно выбирающий индивид должен так же принять, как любовь,богатство или славу, потому что всякий результат — результат его свободноговыбора, и ни одна душа в мире не несет ответственности за твои собственныепоступки. 2. Понятиеэстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека
Мирчеловека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способенна любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. Исоответственно многим, мягко говоря, не нравится безобразное и низменное.Однако наивно-интуитивное понимание мира красоты недостаточно для уверенногоориентирования в нем. Здесь, как обычно в проблемных ситуациях, ощущаетсяпотребность в хорошей философии. Интересно, что вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должногозначения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считалисамостоятельными разделами философии, например, логику и этику, но не эстетику.Почему?
Греческое»эстетикос” означает «относящееся к чувству». Но чувствосчитали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности.Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не толькоподчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамкахкоторой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное.Основатель эстетики Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного,а искусство — как воплощение красоты. Категория прекрасного конкретизируеткатегорию красоты, ибо она более конкретна, включает в явном виде элементысопоставления: нечто не просто красиво, а очень красиво, прекрасно имаксимально далеко отстоит от безобразного, антипода прекрасного. Подчеркиваясвоеобразие эстетического восприятия, Кант характеризовал его как«целесообразность без цели». Эстетическое суждение не заинтересованов чем-то другом, оно обладает самостоятельной ценностью. В жизни человекаэстетическое начало имеет свою особую нишу.
Где икак существует эстетическое? Самый простой ответ на этот вопрос таков:эстетическое, а сюда входит и красота, — это свойство предмета. Такой ответ спозиций понимания знакового, символического характера эстетического являетсядовольно наивным. Будучи включенным в процесс символизации, эстетическоеобъединяет, связывает субъект с объектом, духовное с телесным. Ошибаются как«природники», считающие эстетические свойства принадлежащимиобъектам, так и те, кто сводит эстетическое к восприятиям индивида. Тайнаэстетического состоит в удивительной согласованности «лица» предметас внутренней эмоционально-образной жизнью человека. В своем эстетическомотношении к природе, к другим и к себе человек постоянно проверяет все начеловечность, ищет пропорции, которые бы органично связывали его с внешнимокружением.
Ценностныйхарактер эстетического особенно ярко проявляется в соотношении в немпрекрасного с безобразным, причем они далеко не равнозначны. Человек стремитсяне к безобразному и низменному, а к прекрасному и возвышенному. Лишите мирэстетически положительного, и вы потеряете значительно больше, чем половинучувственного восприятия.
Встремлении преумножить и развить мир прежде всего прекрасного, красивогочеловек обращается к искусству. Искусство, как уже отмечалось, есть воплощениекрасоты, что, разумеется, предполагает сотворение последней.
Выражатькрасоту могут звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль,чувство. Видов искусства, как известно, много: архитектура, скульптура,литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративноеискусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например в случаемузыки — звуки, которые извлекаются музыкантами посредством музыкальныхинструментов. Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты.Красивыми являются и чувства, если они ведут к положительно ценностнымпереживаниям. Примеров тому не счесть, от любви Ромео и Джульетты до мужествавоина, защищающего родину.
Дляконструктора, инженера, техника весьма существенно видеть сходство и различиемежду, с одной стороны, произведением искусства и, с другой стороны,техническим артефактом, т.е. техническим изделием или устройством. Греческое«технэ» означает искусство, мастерство. Как художник, так и техникявляются искусными мастерами, хотя цели их работы и творчества не совпадают.Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качествесимвола красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта состоит вего полезности для человека. Нельзя исключить того, что в некоторых случаяхтехническое изделие является и произведением искусства, но это имеет местодалеко не всегда. Вместе с тем всякий технических артефакт не выпадает из мираэстетического. Более того, как выяснилось, полезность технического изделия непротивостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, ножелательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна,художественного конструирования предметов, в том числе техники. Слово«дизайн» английского происхождения и весьма удачно отражает сутьтехнической эстетики. Оно состоит из корневой основы «зайн» (знак,символ) и префикса «ди» (отделение). Дизайнер осуществляетразнообразную символическую деятельность. Он переводит свой духовный мир втехнические знаки, актуальные для пользователей техникой. Для дизайнера техника— это не просто железки, а символ красоты, прекрасного. По словам Л.Н.Толстого«Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее,противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой надпристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий». И я, пожалуй,соглашусь с этим мнением, так как добро представляет собой духовное состояниечеловека при котором он не обращает внимание на какие-то внешние факторывлияющие на него, а руководствуется веянием души и сердца. Это можетпроявляться и в его работе, и в общении с людьми, поступках и мыслях.
Красотаже в основном проявляется какими-то внешними факторами. Возьмем, напримердевушек, которые озабочены лишь своим внешним видом, они часами проводят времяв салонах красоты, заняты различными процедурами, но за этой маской «куклы» — пусто. Нет ничего интересного, общение с ними не доставит никаких впечатлений ине вызовет никаких эмоций. Вы скажете, что человек должен быть прекрасен идушой и телом, и я с этим согласен, но в этом случае прекрасным становятсявнешние данные, а внутренний мир отсутствует. Это противостояние добра и красоты,по моему мнению, будет всегда. 3. Религия и ее роль в современном мире
Религия(от лат. religio — благочестие, набожность, святыня,предмет культа) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мираосуществляется через его удвоение на потусторонний — «земной», естественный,воспринимаемый органами чувств, и потусторонний — «небесный»,сверхъестественный, сверхчувственный. Формирование искусственного(теоретического, художественного или другого) «мира», в отличие от мира реального,жизненного, предметного,— черта всех форм его духовного освоения людьми.Говорят: «мир научной теории», «мир сказки», «мир музыки». Специфика религии —в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозногомировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидностисверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
Вера — способ существования религиозногосознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннеесостояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ —система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления,чувства, действия сочетаются в религии, как и в мировоззрении вообще, синдивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслам, с их личнымтворчеством. То и другое — обязательные «полюса», условия жизни религиозногосознания.
Религиозныепредставления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека.Они — продукт исторического развития общества. Существовало и существуетмножество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, какхристианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют большоечисло приверженцев в разных странах. Религия — социально организованная (и организующая)вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самымвоплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям.
Природарелигиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнеговремени его оценка в нашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оноистолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире ичеловеке. Между тем религия — определенное явление духовной культуры, формаидеологии, имеющая социальную природу и функции. Идейное содержание иобщественные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческимпеременам, переосмыслению. Какова же их самая общая суть?
Исследованияпоказывают, что в фантастических религиозных представлениях об одушевленныхсилах, непомерно превосходящих силы человеческие, «естественные», отраженопостоянное вторжение в жизнь людей «чуждых» им природных и общественныхпроцессов, несущих в себе черты случайности, катастрофичности. Таинственныесилы природы и истории (рока, судьбы) осмысливались как «высшие силы». Религияразвивалась на почве сознания зависимости людей от таких неподконтрольных сил,как иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. В представлениях о«высших силах» причудливо сплетались начала добра и зла, демонические ибожественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюдасмешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. Откошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам.
Поклонение«высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога — высшего существа,достойного поклонения. В зрелых формах религий идея бога побеждает вседемоническое, освобождается от него. По аналогии с отношениями «отец — сын» идругими бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель человека.Бог мыслится и как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людейкультурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желаниеумилостивить богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным ихпочитанием, стремлением следовать высокому образцу. С усилением этого моментасвязано развитие в рамках религиозного сознания — на высших его ступенях —этических представлений, идеалов, норм. Религиозно-этическое отношение кбожеству нередка придает вере светлый, радостный характер, способствуяформированию высоких общечеловеческих ценностей.
Религия— сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое неукладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из историческихмиссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность,выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода,значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей. Но врелигиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи:фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом инастоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды и между разнымигруппами людей одной веры. Но это, повторяем, не дает оснований однозначнооценивать социально-политическую роль религиозных взглядов вообще.
Религия— явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическимизакономерностями развития общества. Общественные процессы определят в конечномитоге и ее судьбу. Сегодня, при всей уязвимости идей сверхъестественногомирового начала в свете достижений науки, при всей фантастичности форм, вкоторых выражается религиозное мировоззрение, влияние религиозных идей наобщественное сознание разных стран и регионов все еще очень велико.
Это взначительной мере связано с тем, что «человеческий мир» религий по-своемуотражает огромный реальный жизненный опыт человечества, храпит системуэмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни,нравственных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощьюторжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувствалюбви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга,справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать спереживанием возвышенного, священного. Возведя на пьедестал духовно-ценностнуюсторону жизни людей, религиозное сознание способствовало развитию духовностичеловека, этого и в самом деле «сверхприродного» в известном смысле аспектачеловеческого бытия. Он социален и потому не улавливается посредствомприродных, «естественных» объяснений. Кроме того, он связан с идеальнойстороной культуры, с человеческой субъективностью и потому не схватывается какнечто вещественное, осязаемое, слабее поддается рационально-теоретическомутолкованию, регулированию.
Можносделать вывод, что религия была и остается важнейшим фактором формирования моральноустойчивого и гуманного общества. Ведь религия дает человеку понять, что такоехорошо и что такое плохо; почтение к предкам и уважение к родителям. Заключение
Ценности, обеспечивающиежизнь человека — это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношенияв обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора.Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения вобществе. Этими правилами и должен руководствоваться человек в своей жизни.
Важнейшим условиемморальности индивида является его свобода… Если мы ничего не выбираем посвоей собственной воле — мы не свободны. Однако в полный рост свободными мы небудем, так как мы зависим от нравственных общественных устоев изаконодательства. Ну конечно ответственность за свои поступки должна бытьзаложена в человеке с детства, без нее не будет личности как таковой.
Эстетическое —метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Онаотражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному,низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим характеристикамжизни и искусства.
Добро лежит внутричеловека. Добро должно совершенствовать мир, делать его лучше, ведь чем большедобра мы делаем тем больше оно к нам возвращается. Но если добро и красотаобъединятся наша жизнь заблистает всеми красками жизни.
Ну и в заключении скажу орелигии. Она держит наши умы, поступки в определенных нравственных рамках, учитуважать родителей и почтенно относиться в старшим. В наши дни это не всегдатак, но все-таки в своем большинстве мы стараемся держаться этим нравственнымрамкам. Списокиспользованной литературы
1. Лавриненко В.Н., Ратникова В.Т.«Философия». – М.: Юнити-Дана, 2004. 356-360стр.
2. Спирин А.Г. «Философия». – М.:Гардарики, 2004. 279-283 стр.
3. Рычков А.К. «Философия». – М.:Владос, 2004. 173-175 стр.
4. Гучилов Н.Ф. «Философия». – СПб.:Питер, 2004. 298-301 стр.
5. Кохановский В.П. «Философия». –Ростов на Дону: Феникс, 2005. 340-342 стр.
6. Губин В.Д. «Философия». – М.:Проспект, 2007. 184-187 стр.
7. Алексеев П.В., А.В.Панин«Философии». – Проспект, 2008. 365-367 стр.
8. Разин А.В. «Философия». – М.:Гардарики, 2006. 304-307 стр.
Эссе на тему:
«Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества».
Работу выполнила: Быкова Е. В., учитель ПК
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки
На мой взгляд, тема данного эссе в настоящее время очень актуальна, так как многие нравственные ориентиры в современном обществе сейчас утрачены, общество больно бездуховностью, чёрствостью, равнодушием.
Я считаю, что своевременно в нашем регионе был введён предмет по изучению православной культуры. Возможно, мы не сейчас или завтра увидим плоды изучения этого предмета, но я верю, что результат будет, только немного позже, когда сегодняшние дети станут взрослее.
Особая часть моей работы – ограждение детей, подростков и юношей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там , где есть святыни души… А на нашей земле Белгородской много святых мест и достаточно примеров для подражания.
На каком фоне идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка , общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывает СМИ , особенно телевидение – наиболее влиятельное из них.
Чему учить и как учить? Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского Нравственный идеал в понимании В,А. Сухомлинского :
– умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;
-гармоническое единство общественного и личного , большого и малого в духовной жизни личности;
– потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей;
– чувство человеческого достоинства , уважение самого себя , умение дорожить своей честью , стремление к нравственному совершенствованию;
– любовь к труду
– открытость сердца радостям и горестям других людей .
На мой взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности.
Вместе с тем, умение отличать добро от зла — это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу.
Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть». Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку сравнять различия между пороком и добродетелью, между добром и злом . Задача педагогов заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история.
Царство мира, добра и взаимопонимания наступит только в обществе высоко нравственных людей.
Понятие нравственности включает в себя правила поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также соблюдение этих правил.
Умение жить с другими людьми определяется нравственностью, то есть нормами поведения, определенными действиями, призванными выражать уважение, доброжелательность и внимание к человеку. Нравственный человек умеет выражать внимание внешними средствами, понятными всем. Он заботится о своем внешнем виде, опрятности и чистоте, помнит, что неряшливость, небрежность и невнимание к себе есть форма проявления неуважение к другим людям, пренебрежение их мнением; терпеливо выслушает говорящего, не перебивая его и проявляя интерес к его словам; не допустит унижения достоинства человека своими словами или действиями; использует общепринятые формы обращения с просьбой об услуге и сам выразит благодарность за нее.
Умение жить с другими людьми, то есть доброжелательно к ним относиться, характеризуется терпимым отношением к другим вкусам и мнениям, сочувствием человеку при его неудаче, поддержкой в трудной для него ситуации.
Уважение к человеку — это отношение к нему как к высшей ценности, поэтому вежливость — стиль взаимоотношений, которого совершенно естественно придерживается нравственно воспитанный человек.
Правила поведения, предусмотренные нравственностью, дают человеку модель общепринятого и социально оправданного поведения и тем самым облегчают ему общение с другими людьми.
На мой взгляд, тема данного эссе в настоящее время очень актуальна, так как многие нравственные ориентиры в современном обществе сейчас утрачены, общество больно бездуховностью, чёрствостью, равнодушием. Я считаю, что своевременно в нашем регионе был введён предмет по изучению православной культуры. Возможно, мы не сейчас или завтра увидим плоды изучения этого предмета, но я верю, что результат будет, только немного позже, когда сегодняшние дети станут взрослее. Особая часть моей работы – ограждение детей, подростков и юношей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там , где есть святыни души… А на нашей земле Белгородской много святых мест и достаточно примеров для подражания. На каком фоне идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка , общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывает СМИ , особенно телевидение – наиболее влиятельное из них. Чему учить и как учить? Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского Нравственный идеал в понимании В,А. Сухомлинского :- умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;-гармоническое единство общественного и личного , большого и малого в духовной жизни личности;- потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей;- чувство человеческого достоинства , уважение самого себя , умение дорожить своей честью , стремление к нравственному совершенствованию;- любовь к труду- открытость сердца радостям и горестям других людей .На мой взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности.Вместе с тем, умение отличать добро от зла — это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу. Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть». Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку сравнять различия между пороком и добродетелью, между добром и злом . Задача педагогов заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история.
Первым реалистическим романом в истории
русской литературы считается роман в стихах А.С.Пушкина “Евгений
Онегин”. Виссарион Григорьевич Белинский считал его “энциклопедией
русской жизни”. Пушкин всегда мечтал создать какое-нибудь произведение,
главными героями которого были бы его современники. По канонам
романтизма, зародившегося в Европе к концу 18 века, женским идеалом
стала поэтическая девушка. Такая девушка и появляется в романе “Евгений
Онегин”.
Самый известный женский образ русской
литературы — Татьяна Ларина — любимая героиня поэта. Она — героиня
совести, обладающая высокими нравственными ценностями. В литературе,
также как и в искусстве, возможно такое чудо, когда художник всерьез
увлекается своим собственным творением. Так и Александр Сергеевич,
работая над романом “Евгений Онегин”, увлекся чудесной, оживающей под
его пером, девушкой. Татьяна была для него “милым идеалом”, похожая и
обликом, и душой на музу поэта. Характер Татьяны Лариной раскрывается
перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской
девушки, живущей в провинциальной дворянской семье.
Близость к иному миру и к народной
России, олицетворением которой была няня, оберегала чистоту души
Татьяны. Татьяна очень любила природу: играм со сверстниками она
предпочитала одинокие прогулки. Ее любимым временем года била зима:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…
Жизнь природы близка и знакома ей с
детства. Это мир ее души, мир бесконечно близкий. В этом мире Татьяна
свободна от одиночества, от непонимания, здесь чувства находят отклик,
жажда счастья становится естественным законным желанием. На протяжении
всей жизни Татьяна сохраняет в себе эту цельность и естественность
натуры, которые воспитываются лишь в тесном общении с природой. Татьяна
инстинктивно, сердцем, а не умом, почувствовала в Онегине человека под
стать себе. Как ни был сдержан Онегин во время первой встречи, как ни
была под маской светской любезности скрыта его личность, Татьяна сумела
угадать его исключительность. Естественность, глубокая человечность,
свойственные Татьяне, вдруг при первом столкновении с жизнью пришли в
движение, сделали ее смелой и самостоятельной. Полюбив Онегина, она
первая делает важный шаг: пишет ему письмо. Именно здесь роман достигает
кульминации. Признание Татьяны, дышавшее такой любовью и такой
искренностью, не было услышано и понято охлажденным сердцем Онегина.
Евгений не способен был ответить девушке, потому что чувства его были
безжалостно искажены обществом. Отповедь Онегина отдалила его от
Татьяны.
“Евгений Онегин” — философский роман,
роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о
том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет
зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна — личность цельная,
гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего
долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими
человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство,
проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу,
именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны.
Содержание
Введение
Нравственные ценности и их роль вжизни человека. Свобода и ответственность
Понятие эстетического. Добро икрасота в духовном опыте современного человека
Религия и ее роль в современноммире
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С момента формированияобщества начали свое существование нравственные ценности. Они определялижизнедеятельность человека, его положение и отношения в общине.
Свобода для человека невовсе времена принадлежала ему, были периоды, когда веками человек оставалсяподневольным. Да и в наше время человек зависит от законов, устоев общества итрадиций. Он должен нести ответственность за свои действия, ведь если он небудет отдавать себе отчет в содеянном это приведет к последствиям, о которых онбудет жалеть.
Как было бы прекрасно,если добро и красота шли рука об руку, но в наши дни это не всегда так.
Религия все также как вдревние времена имеет огромное значение в современном мире. Она объединяетмиллионы людей, дает им надежду в трудную минуту, формирует нравственные нормыповедения людей. Но есть и негативный аспект: на фоне религиозных разногласийвозникают конфликты между людьми разных вероисповеданий.
1.Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность
К важнейшим философскимвопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовнаяжизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе егосуществования.
Ценности, обеспечивающиежизнь человека — это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношенияв обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора.Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения вобществе.
Правила нравственностисодержались в мифологических и религиозных системах любого общества. И нравственныеценности были неразрывно связаны с религиозными системами.
В античности появляютсясамостоятельные этические учения, за рамками религиозно-мифологических систем,важнейшими из них являются этический рационализм, гедонизм и стоицизм.Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания отом, что есть добро, а что зло, для того чтобы он поступал нравственно.Неморальное поведение трактуется как незнание
Гедонистическая этикапредставляет стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни. В античнойфилософии она представлена учением Эпикура. В обыденном языке мы используемназвание «циники» для тех, кто пренебрегает моральными ценностями. «Циниками»,или киниками, в античной философии называли философскую школу, представителикоторой подвергали сомнению нравственные правила поведения. Стоицизм — учение,последователи которого проповедовали презрение к богатству и славе, училиравнодушию к судьбе и стойкости. Христианство предложило систему моральныхценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становитсялюбовь к Богу и «приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрожденияформируется гуманизм как философская и этическая система, представляющаячеловека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности.
В XVIII в. идею о том, что главнойкатегорией нравственности является долг, развивал Эммануил Кант. Онсформулировал «категорический императив» — моральный закон, которому должныподчиняться все люди: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякоевремя могла быть бы и нормой всеобщего законодательства».
Нравственные ценностииграют огромную роль в жизни человека. Например, пообещав кому-то что-либонельзя не выполнить обещание т.к. в глазах этого человека ты становишьсяненадежным человеком, на которого нельзя положиться, а это противоречитнравственным ценностям.
Родные, друзья, близкие ите кто нас окружают – это общество. И поэтому нужно дорожить их любовью,доверием, и дружбой, а не соблюдая хотя бы основных нравственных правилповедения мы просто не сможем существовать.
Важнейшим условиемморальности индивида является его свобода, возможность нравственногосамоопределения. Без этого о моральности, как особом механизме регуляциичеловеческих отношений, не может быть и речи. Если мы ничего не выбираем посвоей собственной воле — мы не свободны. Однако в полный рост тема свободы каквыбора становится в христианстве, которое связывает со свободным решениемчеловека его движение по пути добра или зла. Христианство исходит из того, чтоволя человека свободна, то есть она сама делает выбор, не являясь простым следствиемнеких детерминирующих ее причин. Человек может либо принять протянутую ему рукуХриста, либо уклониться от божественной помощи и поддержки, избрав другой путь.
Еслиотвергнуть механистическое понимание социокультурных законов, при которомчеловеческая жизнь представляет собой жесткую цепь накрепко связанных друг сдругом звеньев, то обнаружится, что законы общества и повседневной жизни — этозаконы-тенденции. Они являются статистическими, то есть действуют только набольшом массиве событий и ситуаций. На уровне и бытия, и быта господствуютвероятностные отношения, которые в рамках тенденции дают возможность выбирать.Почти каждая житейская ситуация имеет целый ряд альтернатив, и человек воленпредпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку. Свобода воли извозможности выбора может и должна перейти в действительность выбора —воплотиться в поступке, в позиции, в манере поведения.
Человеческаяволя имеет возможность свободно выбирать ту или иную позицию, но это зависит отнекоторых условий:
Условие1. Для реализациисвободного выбора должны отсутствовать внешнее принуждение и запрет. Есличеловек в прямом смысле слова скован цепями, находится под прямой угрозойсмерти, принципиально ограничен в своих возможностях и не может действовать по своемуусмотрению — он не выбирает и не свободен, по крайней мере в практическомотношении.
Условие2. Для того чтобысвободный выбор состоялся, нужны сознательность и рефлексия, способностьувидеть наличные варианты и остановиться на одном из них. На мой взгляд,осознанность — необходимый момент свободного выбора, его неустранимый атрибут.Если человек выбирает спонтанно, по принципу «не могу иначе», то в 99% случаяхвыбор его будет ошибочным и не принесет ему ничего хорошего.
Бывает,что человек, не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он желаетотказаться от решения. Устраниться. «Залечь на дно». Оставить проблему другим.Однако это значит, что даже отсутствие выбора есть выбор. Ничего не сделать —тоже поступок.
Неоказать помощь — промолчать, закрыть глаза — это тоже свободное решение. В неменьшей степени данное положение относится в выбору между равноправнымиценностями. Если ты не выбрал — значит, кто-то выбрал за тебя, и люди чащевсего знают, кто сможет решить вопрос «за них» и каким именно образом. Поэтомууклонение от выбора — не более чем самообман.
Ответственность— оборотная сторона свободы, ее « alterego» — второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегдасопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянноеим.
Вестисебя ответственно —значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласнологике событий, понимая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и надругих. Это значит предвидеть (чувствовать, схватывать) последствия каждогосвоего шага и стремиться предотвратить возможный негативный ход событий.Ответственное поведение в этом смысле — это поведение разумное и в хорошемсмысле слова расчетливое — поведение того, кому не все равно, что будет с ним ис другими. Ответственность означает также способность правильно понять нуждыкак других людей, так и свои собственные. Мы ответственно ведем себя поотношению к другим, когда уважаем в них личностей, стремимся помочь при просьбео помощи, поддержать в случае необходимости, когда утверждаем их бытие испособствуем их развитию. Равнодушие, как и попытка «ломать другого черезколено», — это всегда безответственное отношение к нему. То же касаетсяотношения к самому себе. Быть ответственным за себя означает и заботу о своемсохранении и развитии, и разумное умение руководить собственным поведением, недавая воли иррациональным страстям.
Первым важнейшим условиемответственности является сама свобода совершаемого действия. Если человек былсвязан, находился в беспамятстве или был заключен в тюрьму, о свободном выбореговорить не приходится, и мы не можем считать индивида морально ответственнымза то, что происходило с ним и вокруг него. У него не было выбора. Он не могпоступать сообразно своей воле.
Вторымважнейшим условием полноты моральной ответственности человека являетсяпреднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, чтохотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принеслидругим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, чтонепреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее неснимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга — онтакже испытывает муки совести и страдает от чувства вины. И если суд оправдаеттакого случайного убийцу или накажет его лишь за халатность в обращении соружием — то есть за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздовыше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед,часто вовсе «без вины виноватые», переживают весь груз ответственности заслучившееся, даже если извне их никто строго не осуждает. Наверное, этопроисходит потому, что нам трудно утешиться ролью «игрушки судьбы» и «орудиярока». Всегда возникает вопрос: «Почему именно я, а не другой?» Мы не желаембыть простым средством даже в руках Провидения, напряженно ищем скрытыйсобственный импульс, способный объяснить нашу драматическую роль в чужойжизненной истории, и эта «личностная интерпретация» случившегося заставляет насчувствовать ответственность.
Ответственному поведениюпротивостоит безответственное — это поступки «на авось», действия, которыесовершаются кое-как, без учета последствий для себя и для других.Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием или с избыточнойсамоуверенностью, а часто — и с тем и с другим. Когда человек безответственносовершает свободный выбор, он ставит себя и других в положение высокой степенинеопределенности, ибо последствия необдуманного, случайного, слепого выбораоказываются непредсказуемы. Вероятно, они могут быть пагубны для всех, ктовтянут в конкретную ситуацию. При безответственном поведении индивид неиспытывает чувства тревоги, напряжения, свойственного ответственности, неконцентрирует своего внимания на том деле, за которое взялся. Он полагает, что«нелегкая вывезет», и часто ошибается.
И вот здесь вступает всилу второе понимание ответственности, речь идет о той ответственности, которую«несут». «Нести ответственность» — значит принять на себя все последствиясовершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них. В своюочередь, безответственность означает в этом контексте попытку свалитьпоследствия своих деяний на других, заставить их расплачиваться за собственнуютрусость, неразумность или безудержное удальство. Жан-Поль Сартр, полагавшийчеловека существом абсолютно свободным в выборе, усматривал одну-единственнуюморальную норму, которой должны с необходимостью подчиняться люди, — этоответственность за всякий свободный выбор. Ты можешь изобретать собственнуюмораль — самую странную и причудливую, можешь быть сверх меры добр илибезудержно жесток — это дело твоего выбора. Однако при этом ты должен принятьна себя и только на себя все последствия своего поведения. Если ты говоришь,что тебя заставили, принудили, соблазнили или заморочили, — ты лжешь, потомучто последнее решение принимает всегда сам человек. Боль, презрение, изгнание,разорение свободно выбирающий индивид должен так же принять, как любовь,богатство или славу, потому что всякий результат — результат его свободноговыбора, и ни одна душа в мире не несет ответственности за твои собственныепоступки.
2. Понятиеэстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека
Мирчеловека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способенна любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. Исоответственно многим, мягко говоря, не нравится безобразное и низменное.Однако наивно-интуитивное понимание мира красоты недостаточно для уверенногоориентирования в нем. Здесь, как обычно в проблемных ситуациях, ощущаетсяпотребность в хорошей философии. Интересно, что вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должногозначения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считалисамостоятельными разделами философии, например, логику и этику, но не эстетику.Почему?
Греческое»эстетикос” означает «относящееся к чувству». Но чувствосчитали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности.Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не толькоподчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамкахкоторой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное.Основатель эстетики Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного,а искусство — как воплощение красоты. Категория прекрасного конкретизируеткатегорию красоты, ибо она более конкретна, включает в явном виде элементысопоставления: нечто не просто красиво, а очень красиво, прекрасно имаксимально далеко отстоит от безобразного, антипода прекрасного. Подчеркиваясвоеобразие эстетического восприятия, Кант характеризовал его как«целесообразность без цели». Эстетическое суждение не заинтересованов чем-то другом, оно обладает самостоятельной ценностью. В жизни человекаэстетическое начало имеет свою особую нишу.
Где икак существует эстетическое? Самый простой ответ на этот вопрос таков:эстетическое, а сюда входит и красота, — это свойство предмета. Такой ответ спозиций понимания знакового, символического характера эстетического являетсядовольно наивным. Будучи включенным в процесс символизации, эстетическоеобъединяет, связывает субъект с объектом, духовное с телесным. Ошибаются как«природники», считающие эстетические свойства принадлежащимиобъектам, так и те, кто сводит эстетическое к восприятиям индивида. Тайнаэстетического состоит в удивительной согласованности «лица» предметас внутренней эмоционально-образной жизнью человека. В своем эстетическомотношении к природе, к другим и к себе человек постоянно проверяет все начеловечность, ищет пропорции, которые бы органично связывали его с внешнимокружением.
Ценностныйхарактер эстетического особенно ярко проявляется в соотношении в немпрекрасного с безобразным, причем они далеко не равнозначны. Человек стремитсяне к безобразному и низменному, а к прекрасному и возвышенному. Лишите мирэстетически положительного, и вы потеряете значительно больше, чем половинучувственного восприятия.
Встремлении преумножить и развить мир прежде всего прекрасного, красивогочеловек обращается к искусству. Искусство, как уже отмечалось, есть воплощениекрасоты, что, разумеется, предполагает сотворение последней.
Выражатькрасоту могут звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль,чувство. Видов искусства, как известно, много: архитектура, скульптура,литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративноеискусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например в случаемузыки — звуки, которые извлекаются музыкантами посредством музыкальныхинструментов. Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты.Красивыми являются и чувства, если они ведут к положительно ценностнымпереживаниям. Примеров тому не счесть, от любви Ромео и Джульетты до мужествавоина, защищающего родину.
Дляконструктора, инженера, техника весьма существенно видеть сходство и различиемежду, с одной стороны, произведением искусства и, с другой стороны,техническим артефактом, т.е. техническим изделием или устройством. Греческое«технэ» означает искусство, мастерство. Как художник, так и техникявляются искусными мастерами, хотя цели их работы и творчества не совпадают.Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качествесимвола красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта состоит вего полезности для человека. Нельзя исключить того, что в некоторых случаяхтехническое изделие является и произведением искусства, но это имеет местодалеко не всегда. Вместе с тем всякий технических артефакт не выпадает из мираэстетического. Более того, как выяснилось, полезность технического изделия непротивостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, ножелательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна,художественного конструирования предметов, в том числе техники. Слово«дизайн» английского происхождения и весьма удачно отражает сутьтехнической эстетики. Оно состоит из корневой основы «зайн» (знак,символ) и префикса «ди» (отделение). Дизайнер осуществляетразнообразную символическую деятельность. Он переводит свой духовный мир втехнические знаки, актуальные для пользователей техникой. Для дизайнера техника— это не просто железки, а символ красоты, прекрасного. По словам Л.Н.Толстого«Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее,противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой надпристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий». И я, пожалуй,соглашусь с этим мнением, так как добро представляет собой духовное состояниечеловека при котором он не обращает внимание на какие-то внешние факторывлияющие на него, а руководствуется веянием души и сердца. Это можетпроявляться и в его работе, и в общении с людьми, поступках и мыслях.
Красотаже в основном проявляется какими-то внешними факторами. Возьмем, напримердевушек, которые озабочены лишь своим внешним видом, они часами проводят времяв салонах красоты, заняты различными процедурами, но за этой маской «куклы» — пусто. Нет ничего интересного, общение с ними не доставит никаких впечатлений ине вызовет никаких эмоций. Вы скажете, что человек должен быть прекрасен идушой и телом, и я с этим согласен, но в этом случае прекрасным становятсявнешние данные, а внутренний мир отсутствует. Это противостояние добра и красоты,по моему мнению, будет всегда.
3. Религия и ее роль в современном мире
Религия(от лат. religio — благочестие, набожность, святыня,предмет культа) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мираосуществляется через его удвоение на потусторонний — «земной», естественный,воспринимаемый органами чувств, и потусторонний — «небесный»,сверхъестественный, сверхчувственный. Формирование искусственного(теоретического, художественного или другого) «мира», в отличие от мира реального,жизненного, предметного,— черта всех форм его духовного освоения людьми.Говорят: «мир научной теории», «мир сказки», «мир музыки». Специфика религии —в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозногомировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидностисверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
Вера — способ существования религиозногосознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннеесостояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ —система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления,чувства, действия сочетаются в религии, как и в мировоззрении вообще, синдивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслам, с их личнымтворчеством. То и другое — обязательные «полюса», условия жизни религиозногосознания.
Религиозныепредставления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека.Они — продукт исторического развития общества. Существовало и существуетмножество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, какхристианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют большоечисло приверженцев в разных странах. Религия — социально организованная (и организующая)вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самымвоплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям.
Природарелигиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнеговремени его оценка в нашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оноистолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире ичеловеке. Между тем религия — определенное явление духовной культуры, формаидеологии, имеющая социальную природу и функции. Идейное содержание иобщественные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческимпеременам, переосмыслению. Какова же их самая общая суть?
Исследованияпоказывают, что в фантастических религиозных представлениях об одушевленныхсилах, непомерно превосходящих силы человеческие, «естественные», отраженопостоянное вторжение в жизнь людей «чуждых» им природных и общественныхпроцессов, несущих в себе черты случайности, катастрофичности. Таинственныесилы природы и истории (рока, судьбы) осмысливались как «высшие силы». Религияразвивалась на почве сознания зависимости людей от таких неподконтрольных сил,как иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. В представлениях о«высших силах» причудливо сплетались начала добра и зла, демонические ибожественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюдасмешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. Откошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам.
Поклонение«высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога — высшего существа,достойного поклонения. В зрелых формах религий идея бога побеждает вседемоническое, освобождается от него. По аналогии с отношениями «отец — сын» идругими бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель человека.Бог мыслится и как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людейкультурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желаниеумилостивить богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным ихпочитанием, стремлением следовать высокому образцу. С усилением этого моментасвязано развитие в рамках религиозного сознания — на высших его ступенях —этических представлений, идеалов, норм. Религиозно-этическое отношение кбожеству нередка придает вере светлый, радостный характер, способствуяформированию высоких общечеловеческих ценностей.
Религия— сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое неукладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из историческихмиссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность,выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода,значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей. Но врелигиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи:фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом инастоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды и между разнымигруппами людей одной веры. Но это, повторяем, не дает оснований однозначнооценивать социально-политическую роль религиозных взглядов вообще.
Религия— явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическимизакономерностями развития общества. Общественные процессы определят в конечномитоге и ее судьбу. Сегодня, при всей уязвимости идей сверхъестественногомирового начала в свете достижений науки, при всей фантастичности форм, вкоторых выражается религиозное мировоззрение, влияние религиозных идей наобщественное сознание разных стран и регионов все еще очень велико.
Это взначительной мере связано с тем, что «человеческий мир» религий по-своемуотражает огромный реальный жизненный опыт человечества, храпит системуэмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни,нравственных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощьюторжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувствалюбви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга,справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать спереживанием возвышенного, священного. Возведя на пьедестал духовно-ценностнуюсторону жизни людей, религиозное сознание способствовало развитию духовностичеловека, этого и в самом деле «сверхприродного» в известном смысле аспектачеловеческого бытия. Он социален и потому не улавливается посредствомприродных, «естественных» объяснений. Кроме того, он связан с идеальнойстороной культуры, с человеческой субъективностью и потому не схватывается какнечто вещественное, осязаемое, слабее поддается рационально-теоретическомутолкованию, регулированию.
Можносделать вывод, что религия была и остается важнейшим фактором формирования моральноустойчивого и гуманного общества. Ведь религия дает человеку понять, что такоехорошо и что такое плохо; почтение к предкам и уважение к родителям.
Заключение
Ценности, обеспечивающиежизнь человека — это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношенияв обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора.Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения вобществе. Этими правилами и должен руководствоваться человек в своей жизни.
Важнейшим условиемморальности индивида является его свобода… Если мы ничего не выбираем посвоей собственной воле — мы не свободны. Однако в полный рост свободными мы небудем, так как мы зависим от нравственных общественных устоев изаконодательства. Ну конечно ответственность за свои поступки должна бытьзаложена в человеке с детства, без нее не будет личности как таковой.
Эстетическое —метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Онаотражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному,низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим характеристикамжизни и искусства.
Добро лежит внутричеловека. Добро должно совершенствовать мир, делать его лучше, ведь чем большедобра мы делаем тем больше оно к нам возвращается. Но если добро и красотаобъединятся наша жизнь заблистает всеми красками жизни.
Ну и в заключении скажу орелигии. Она держит наши умы, поступки в определенных нравственных рамках, учитуважать родителей и почтенно относиться в старшим. В наши дни это не всегдатак, но все-таки в своем большинстве мы стараемся держаться этим нравственнымрамкам.
Списокиспользованной литературы
1. Лавриненко В.Н., Ратникова В.Т.«Философия». – М.: Юнити-Дана, 2004. 356-360стр.
2. Спирин А.Г. «Философия». – М.:Гардарики, 2004. 279-283 стр.
3. Рычков А.К. «Философия». – М.:Владос, 2004. 173-175 стр.
4. Гучилов Н.Ф. «Философия». – СПб.:Питер, 2004. 298-301 стр.
5. Кохановский В.П. «Философия». –Ростов на Дону: Феникс, 2005. 340-342 стр.
6. Губин В.Д. «Философия». – М.:Проспект, 2007. 184-187 стр.
7. Алексеев П.В., А.В.Панин«Философии». – Проспект, 2008. 365-367 стр.
8. Разин А.В. «Философия». – М.:Гардарики, 2006. 304-307 стр.
Эссе на тему:
«Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества».
Работу выполнила: Быкова Е. В., учитель ПК
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки
На мой взгляд, тема данного эссе в настоящее время очень актуальна, так как многие нравственные ориентиры в современном обществе сейчас утрачены, общество больно бездуховностью, чёрствостью, равнодушием.
Я считаю, что своевременно в нашем регионе был введён предмет по изучению православной культуры. Возможно, мы не сейчас или завтра увидим плоды изучения этого предмета, но я верю, что результат будет, только немного позже, когда сегодняшние дети станут взрослее.
Особая часть моей работы – ограждение детей, подростков и юношей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там , где есть святыни души… А на нашей земле Белгородской много святых мест и достаточно примеров для подражания.
На каком фоне идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка , общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывает СМИ , особенно телевидение – наиболее влиятельное из них.
Чему учить и как учить? Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского Нравственный идеал в понимании В,А. Сухомлинского :
– умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;
-гармоническое единство общественного и личного , большого и малого в духовной жизни личности;
– потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей;
– чувство человеческого достоинства , уважение самого себя , умение дорожить своей честью , стремление к нравственному совершенствованию;
– любовь к труду
– открытость сердца радостям и горестям других людей .
На мой взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности.
Вместе с тем, умение отличать добро от зла — это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу.
Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть». Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку сравнять различия между пороком и добродетелью, между добром и злом . Задача педагогов заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история.
Царство мира, добра и взаимопонимания наступит только в обществе высоко нравственных людей.
Понятие нравственности включает в себя правила поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также соблюдение этих правил.
Умение жить с другими людьми определяется нравственностью, то есть нормами поведения, определенными действиями, призванными выражать уважение, доброжелательность и внимание к человеку. Нравственный человек умеет выражать внимание внешними средствами, понятными всем. Он заботится о своем внешнем виде, опрятности и чистоте, помнит, что неряшливость, небрежность и невнимание к себе есть форма проявления неуважение к другим людям, пренебрежение их мнением; терпеливо выслушает говорящего, не перебивая его и проявляя интерес к его словам; не допустит унижения достоинства человека своими словами или действиями; использует общепринятые формы обращения с просьбой об услуге и сам выразит благодарность за нее.
Умение жить с другими людьми, то есть доброжелательно к ним относиться, характеризуется терпимым отношением к другим вкусам и мнениям, сочувствием человеку при его неудаче, поддержкой в трудной для него ситуации.
Уважение к человеку — это отношение к нему как к высшей ценности, поэтому вежливость — стиль взаимоотношений, которого совершенно естественно придерживается нравственно воспитанный человек.
Правила поведения, предусмотренные нравственностью, дают человеку модель общепринятого и социально оправданного поведения и тем самым облегчают ему общение с другими людьми.
На мой взгляд, тема данного эссе в настоящее время очень актуальна, так как многие нравственные ориентиры в современном обществе сейчас утрачены, общество больно бездуховностью, чёрствостью, равнодушием. Я считаю, что своевременно в нашем регионе был введён предмет по изучению православной культуры. Возможно, мы не сейчас или завтра увидим плоды изучения этого предмета, но я верю, что результат будет, только немного позже, когда сегодняшние дети станут взрослее. Особая часть моей работы – ограждение детей, подростков и юношей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там , где есть святыни души… А на нашей земле Белгородской много святых мест и достаточно примеров для подражания. На каком фоне идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка , общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывает СМИ , особенно телевидение – наиболее влиятельное из них. Чему учить и как учить? Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского Нравственный идеал в понимании В,А. Сухомлинского :- умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;-гармоническое единство общественного и личного , большого и малого в духовной жизни личности;- потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей;- чувство человеческого достоинства , уважение самого себя , умение дорожить своей честью , стремление к нравственному совершенствованию;- любовь к труду- открытость сердца радостям и горестям других людей .На мой взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности.Вместе с тем, умение отличать добро от зла — это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу. Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть». Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку сравнять различия между пороком и добродетелью, между добром и злом . Задача педагогов заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история.
Первым реалистическим романом в истории
русской литературы считается роман в стихах А.С.Пушкина “Евгений
Онегин”. Виссарион Григорьевич Белинский считал его “энциклопедией
русской жизни”. Пушкин всегда мечтал создать какое-нибудь произведение,
главными героями которого были бы его современники. По канонам
романтизма, зародившегося в Европе к концу 18 века, женским идеалом
стала поэтическая девушка. Такая девушка и появляется в романе “Евгений
Онегин”.
Самый известный женский образ русской
литературы — Татьяна Ларина — любимая героиня поэта. Она — героиня
совести, обладающая высокими нравственными ценностями. В литературе,
также как и в искусстве, возможно такое чудо, когда художник всерьез
увлекается своим собственным творением. Так и Александр Сергеевич,
работая над романом “Евгений Онегин”, увлекся чудесной, оживающей под
его пером, девушкой. Татьяна была для него “милым идеалом”, похожая и
обликом, и душой на музу поэта. Характер Татьяны Лариной раскрывается
перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской
девушки, живущей в провинциальной дворянской семье.
Близость к иному миру и к народной
России, олицетворением которой была няня, оберегала чистоту души
Татьяны. Татьяна очень любила природу: играм со сверстниками она
предпочитала одинокие прогулки. Ее любимым временем года била зима:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…
Жизнь природы близка и знакома ей с
детства. Это мир ее души, мир бесконечно близкий. В этом мире Татьяна
свободна от одиночества, от непонимания, здесь чувства находят отклик,
жажда счастья становится естественным законным желанием. На протяжении
всей жизни Татьяна сохраняет в себе эту цельность и естественность
натуры, которые воспитываются лишь в тесном общении с природой. Татьяна
инстинктивно, сердцем, а не умом, почувствовала в Онегине человека под
стать себе. Как ни был сдержан Онегин во время первой встречи, как ни
была под маской светской любезности скрыта его личность, Татьяна сумела
угадать его исключительность. Естественность, глубокая человечность,
свойственные Татьяне, вдруг при первом столкновении с жизнью пришли в
движение, сделали ее смелой и самостоятельной. Полюбив Онегина, она
первая делает важный шаг: пишет ему письмо. Именно здесь роман достигает
кульминации. Признание Татьяны, дышавшее такой любовью и такой
искренностью, не было услышано и понято охлажденным сердцем Онегина.
Евгений не способен был ответить девушке, потому что чувства его были
безжалостно искажены обществом. Отповедь Онегина отдалила его от
Татьяны.
“Евгений Онегин” — философский роман,
роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о
том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет
зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна — личность цельная,
гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего
долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими
человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство,
проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу,
именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны.