Сочинение на тему нравственные искания евгения онегина
8 вариантов
«Евгений Онегин»
Над основным текстом «романа в стихах» Пушкин работал более семи лет, за эти годы многое изменилось в судьбе и характере самого поэта, в общественно политической жизни страны и за рубежом. «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы», потеря друзей, трагедия восстания декабристов, мужание самого автора – все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главный героях – Онегине, Татьяне, Ленском.
Евгений Онегин представляет в романе высший свет Петербурга, его судьба – судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров иностранцев. Это была трагедия старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина: отдаленность от народа, незнание национальной культуры, дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду. Таким он вошел в жизнь «света» и был принят благосклонно, «свет решил, что он умен и очень мил».
Его внимание привлекают Байрон и Наполеон, он внимательно читает периодическую литературу (вспомним пометки на полях книг и журналов в его деревенской библиотеке, которые помогли Татьяне понять Онегина).
Серьезные интересы Онегина противопоставили его основной части аристократии, он разочаровался в пустой жизни «золотой молодежи», в себе самом, понимая никчемность всех восьми лет, проведенных в этой среде. В исканиях Онегина «отразился век», то время, когда исторически были обусловлены в социальной среде лучшей части русской аристократии поиски путей, которые привели бы к коренным изменениям общественно политической и интеллектуальной жизни.
Но, рассказывая об Онегине, Пушкин отмечает и еще одну черту личности, определенную и средой, и эпохой, – эгоизм, столь типичный для дворянского класса. Говоря о дворянской интеллигенции, автор замечает: «Мы все глядим в Наполеоны… Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Социальная среда, ее материальные преимущества и блага, исторически закрепленные государственными законами, помогали утверждению чувства исключительности и превосходства в господах, особенно – в аристократах. Эта нравственная черта Онегина вызвала его личную трагедию, он остался одинок, не сумев вовремя быть внимательным и чутким к Татьяне, а потом и к Ленскому. Итог печальный: «Дожив без цели, без трудов до 26 годов, он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел».
Печальна и судьба Татьяны, любимой героини Пушкина. Семья Лариных представляет в романе иную среду дворянства – поместную. Эти люди говорят «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Татьяна – чужая в их среде. Произошло это потому, что «от небес одарена умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Кларисса, Юлия, Дельфина, героини французских романов, их любовь, их несчастья стали неотъемлемой чертой представлений Татьяны о жизни.
«милым идеалом» автора и многих читателей: естетственность и искренность поведения и проявления чувств, любовь к родной природе, к «обрядам милой старины», к няне. Народные традиции обусловили ее представления о долге и морали, поэтому Татьяна расстается с Онегиным во имя долга перед мужем. Но страдания ее глубоки и трагичны: она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком.
своей деревни, но и от знания каких либо конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, хотя бы «от скуки» заменивший барщину оброком. Ленский же мечтатель и романтик настолько, что Пушкин, сочувствуя ему как поэту, смеется над ним как над помещиком, над влюбленным, над человеком. Исторически сложившееся стремление дворянства получать знания за границей обусловило полную никчемность возвышенного мечтателя, его нравственную слепоту, неумение верно оценить ни людей, ни обстоятельства.
Заглядывая в возможное будущее Ленского, поэт написал: «В деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат, узнал бы жизнь на самом деле». То есть, останься Ленский в живых, его уделом стала бы жизнь обывателя, а такая судьба для поэта – самая страшная, поэтому Пушкин предпочитает, чтобы его герой умер юным и не растратившим своего романтизма.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» был для его современников произведением величайшего значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, добру, самобытности и гражданственности. «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В. Г. Белинский).
(335 слов) Лишний человек – прочно закрепившийся в произведениях русских авторов тип литературного героя. Обычно это скучающий, уставший от жизни дворянин, обладатель незаурядных способностей, которым он никак не может найти применения в обществе.
Именно к этому типу литературного героя относится Евгений Онегин. «Молодой повеса» ведёт праздный образ жизни: ездит по театрам, появляется в свете, бывает на званых обедах и ужинах, в разговорах может «коснуться до всего слегка», из-за чего и слывёт интересным человеком. Но всё это не приносит ему никакого удовольствия: он устал от света и от любовных забав, погрузившись в «русскую хандру». Евгений пытается увлечь себя разной деятельностью: то берётся за книги, то всерьёз увлекается планами по реорганизации имения. Начав делать одно, герой никак не может довести это до конца. Он достаточно поверхностно пролистывает философские или же экономические труды, не особо вникая в их содержание, быстро «перегорает», осознав, как много сил и времени нужно потратить на реализацию тех или иных проектов. Евгений не может найти себя, не может вновь почувствовать интерес к жизни. Все попытки разогнать тоску оказываются бесплодными.
Роман в стихах А. С. Пушкина насыщен самыми разнообразными образами. Каждый герой Евгения Онегина имеет свой внутренний своеобразный мир, свой взгляд на окружающие вещи, свои пути к духовному успокоению души.
Главный герой романа – блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию – только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.
Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения – просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.
К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.
Восприятие окружающего мира Онегиным
Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.
О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.
Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.
Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии.
Трагедия Онегина
В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана. Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.
Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.
Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки.
А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец – то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.
Нужна помощь в учебе?
«Евгений Онегин» – самый большой роман в стихах. Пушкин работал над ним более восьми лет, параллельно трудясь над созданием других произведений разнообразных жанров. Ранние наброски сделаны в Кишиневе в тысяча восемьсот двадцать третьем году, а весь роман был завершен лишь в тысяча восемьсот тридцать первом. Литературный критик и публицист Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», поскольку русская действительность начала девятнадцатого века показана в нем глубоко реалистически.
В центре происходящих событий находятся три персонажа – Онегин, Татьяна и Ленский. Каждый из них относится как к определенной категории дворянского общества, так и к определенному духовному типу.
Онегин – главный герой романа. Пушкин знакомит нас с ним с самых первых строф, описывая детство, привычки, черты характера, образ жизни и окружение Евгения. Еще с юности он начал постигать все прелести беззаботного веселья и праздности, живя одним днем, не думая, что будет завтра. С одной стороны, это свойственно его возрасту, но с другой, в какой-то мере раскрывает в нем не самые лучшие человеческие качества, такие как легкомыслие и безответственность. Думаю, что именно в юные годы и начались духовные искания Евгения. С головой окунувшись в вечный праздник, примерив на себя образ франта и долгожданного гостя на любых вечерах, он решил, что нашел свое место в жизни. Какое-то время так оно и было, ведь юность – пора любви, пора пылких признаний, необдуманных поступков и безудержного веселья. Однако Онегину это быстро наскучило, он вновь начал поиски себя, стал много читать, но не находил утешения в книгах.
Поселившись в убогой деревушке, Евгений кардинально сменил свой привычный уклад жизни. Теперь его окружали просторы полей, шум листвы и простой сельский народ. Но красота окружающей его природы и спокойное, размеренное течение дней не принесли ему удовлетворения. Трудно понять, чего именно желала душа Онегина. Он погрузился в полное безразличие к происходящему вокруг, разбавляя свое уединение дружбой с поэтом Ленским.
Встреча с юной, романтичной Татьяной, которая, впервые влюбившись, по неопытности открыла свои светлые чувства Евгению, казалось бы, могла изменить жизнь героя. Но он не увидел этого шанса, поскольку дорожил своей свободой. Вот только была ли ему нужна эта свобода? Ведь он успел сполна насладиться ею, однако счастья и душевного покоя Онегину она так и не принесла. Но и Татьяна не пробудила в нем ни нежных чувств, ни бури эмоций. Думаю, Евгений жил не сердцем, а разумом, что мешало ему прочувствовать всю искренность и нежность признаний Татьяны. Каждый человек способен любить, но не каждый захочет открыться этому светлому чувству и впустить его в свое сердце. Не захотел и Евгений. Погрузившись в пучину своей хандры и скуки, он не заметил шанса судьбы изменить свою жизнь. Хотя, возможно, на этом его душевные терзания, его поиски и тоска прекратились бы.
Переломным моментом в жизни Онегина стала смерть Ленского, его друга и товарища, убитого самим же Евгением. Он с такой легкостью отнесся к предстоящей дуэли, будто она казалась ему очередным приключением, которое должно развеять деревенскую скуку. Евгений не понимал всю серьезность происходящего, и его рука, не дрогнув выстрелила в того, кто еще вчера был лучшим другом. Осознание пришло лишь после выстрела. Думаю, в этом поступке можно увидеть определенные черты характера Онегина – он не задумывался о последствиях своих действий и о том, что будет дальше. И все же потеря друга оказалась для него тяжелым ударом.
Покинув деревню после трагической смерти Ленского, Онегин отправляется путешествовать. Он всегда искал новые места, события, впечатления. Ему всегда чего-то не хватало. Я думаю, Евгений просто пытался убежать от самого себя. Убежать от своих истинных мыслей и желаний. Мне кажется, он всегда старался быть тем, кем он не являлся – самовлюбленным, черствым и озлобленным. Ведь именно таким в его понимании был современный человек. Возможно, именно в этом его внутреннем противостоянии между самим собой и общественными идеалами и заключались постоянные искания его души.
Спустя годы, вновь повстречав Татьяну, Онегин понял, что полюбил. Но полюбил уже не ту скромную и наивную девушку, которой она была в момент их знакомства, а статную и величавую Татьяну, какою она стала со временем. Вот только любовь ли это? С одной стороны, это могло быть очередное приключение Евгения. Лишь игра, где ему важна только победа, после которой интерес к игре сразу угаснет, вновь разбив женское сердце. Но я все же думаю, Онегин наконец сбросил маску самовлюбленного, равнодушного эгоиста и открыл свое сердце для настоящего, искреннего и светлого чувства. Он наконец нашел то, чего ему так не хватало. То, что оказалось ему необходимо. Он нашел свою любовь. Отказ Татьяны поразил и обескуражил Онегина. Но думаю, это все же изменит его жизнь к лучшему. Ведь он сумел пробудить в себе нежные, искренние чувства, а значит, его душа вовсе не черствая, как могло показаться прежде, а тонкая и ранимая.
Изучая окончание романа, невольно задумываешься о дальнейшей судьбе героев. Не думаю, что Онегин и Татьяна будут вместе. Им помешает и чувство долга Татьяны перед мужем, и любовь Евгения к ней. Мне кажется, любя Татьяну всем сердцем, он с достоинством примет отказ. Думаю, произошедшие события остепенят Онегина. Ему больше нет смысла продолжать свою жизнь в поисках себя. Ведь он все же понял, чего хотел от жизни все эти долгие годы. Самое главное оказалось простым и обыденным. Но Онегин не хотел замечать, что любить и быть любимым – огромное счастье, ради которого стоит жить.
Видео по теме:
Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Он является настоящим сокровищем классической русской литературы, произведением поистине мирового Уровня.
Этот роман своеобразно и во всех гранях отражает особенный поэтический талант автора. Трудно определить главную мысль, главную идею «Евгения Онегина». Роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно ее раскрыть и развернуть во всех подробностях. С другой стороны, «Евгений Онегин» не похож и на такие произведения, в которых действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательного читателя мысль, идея автора сама как бы вытекает из содержания.
При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала XIX века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.
Автор изобразил действительность именно такой, какой она была в то время, во всей ее жизненной правде, ничего не подбирая специально и не сгущая нарочно никаких событий. Но если внимательно присмотреться, становится ясно, что жизнь, устроена неправильно. При таком жизненном устройстве счастливы могут быть только посредственные люди, интересы которых мелки и ограниченны. Например, отец Татьяны и Ольги и другие деревенские соседи Евгения Онегина проводят свою жизнь спокойно, в еде и питье, пустых разговорах и мелких хлопотах. Они довольны собой, ни к чему не стремятся, даже книг не читают, считая их «пустой игрушкой». Такова и Ольга, быстро забывшая погибшего на дуэли жениха. Такова же и ее мать. Ее выдали замуж за нелюбимого человека, она смирилась, занялась хозяйством и вскоре стала даже получать удовольствие от такой жизни.
Люди же с высокими требованиями к себе и окружающим, тонко и сильно чувствующие, в этой жизни несчастны. Они или гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, как Онегин и Татьяна. Богатство и высокое положение в обществе, доставшиеся им по наследству, не облегчают жизнь и не приносят удовлетворения. Работать для достижения какой-нибудь высокой цели они не приучены, а особенности характера, воспитание и положение мешают им устроить свое личное счастье. Осознание ошибок приходит к ним слишком поздно. Онегин думал, что вольность и покой — замена счастью, но ошибался. Татьяна понимает, что поступила опрометчиво, поспешив выйти замуж за нелюбимого человека, ведь «счастье было так близко…».
Но во всех этих ошибках нельзя винить лишь самих героев. Их такими сделала среда. Обстановка, окружавшая их с рождения, сформировала их характеры, выработала определенный тип поведения. Именно среда, говорит Пушкин, сделала несчастными этих по существу и своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.
Автор стремится показать крепостнический строй, при котором норма — непосильный крестьянский труд и безделье помещиков-крепостников. Такая норма калечит как крестьян, так и дворян, помещиков, даже самых лучших и гуманных из них. Это грустное убеждение в ненормальности жизненного уклада, в невозможности настоящего счастья, в том, что нет в окружающем поэта дворянском обществе благородных честных людей, отражается и в лирических отступлениях:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…
…Того змия воспоминаний, того раскаянье грызет.
По убеждению автора, люди в большинстве своем эгоисты:
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя…
Ему горько сознавать это, но предательства можно ожидать даже от порядочных людей, которые «без всякой злобы и затей» могут «стократ ошибкой» повторить слух или сплетню.
Самая емкая характеристика светского общества дана Пушкиным в конце шестой главы, где он изображает ту среду, которая так искажает и ожесточает даже самую чистую и благородную душу. Он делает вывод, что спасти от духовного разложения человека, воспитанного этой средой и вращающегося в ней, может только высокий поэтический дар — «младое вдохновенье».
Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблагополучии всего современного жизненного строя наиболее полно выражены Пушкиным в последних грустных строках романа, где поэт завидует людям, рано покинувшим жизнь с ее горестями:
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.
Тем не менее, автор не предлагает опустить руки и грустить о неосуществимости счастья. В его произведении много светлых картин, красоты в изображении жизни, природы; изображено много хороших, честных и высоких чувств, переживаний и поступков; при этом реалистично указаны все общественные причины неблагополучия жизни героев романа, все обстоятельства, создавшие характеры действующих лиц и предопределившие их судьбу.
Источник: vsekratko.ru
А. С. Пушкин является одним из величайших поэтов русской и мировой литературы. Личность Пушкина, поэта и гражданина, формировалась в десятые годы XIX века, когда вернувшиеся с войны 1812 года русские офицеры были настроены на решительные политические перемены, считали необходимой отмену крепостного права. Это было время взлета общественной мысли, деятельного участия передовой молодежи в судьбе своей страны, русского народа. Под влиянием этой эпохи свободомыслия и прогресса складывались морально-нравственные идеалы поэта, его взгляды на современное общество.
В творчестве Пушкина нашли отражение многие важнейшие вопросы и проблемы того времени. Наследие поэта чрезвычайно велико и разнообразно. Это и стихотворения, и повести, и поэмы. Во всех этих произведениях решаются вопросы национальной культуры, воспитания, отражаются искания прогрессивно настроенных людей, жизнь различных слоев общества.
Большое значение для раскрытия идеалов поэта имеют его лирические произведения. Это и любовная лирика, позволяющая понять внутренний мир поэта, и. свободолюбивая лирика, показывающая отношение автора к вопросам самодержавия, угнетения, крепостного права.
Встречаясь с членами Северного общества декабристов, Пушкин разделял мысли и настроения дворян-революционеров. Под впечатлением этих встреч, споров и размышлений о судьбе России Пушкиным и были написаны самые пламенные стихотворения: “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву” и другие. В них был создан образ лирического героя, стремящегося к справедливости, свободе, братству, образ поэта — глашатая истины:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Идеалом революционера-борца для Пушкина всегда оставались декабристы, способные пожертвовать жизнью ради дела, ради идеи. После поражения декабрьского восстания поэт остается верен своим идеалам. Не смирившись с существующим положением, он пишет послание томящимся в ссылке друзьям. В нем звучит попытка поддержать дух декабристов, убеждение, что их дело не забудется:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Но не будет ошибкой сказать, что самым задушевным, самым значительным произведением поэта является роман в стихах “Евгений Онегин”. Именно в этом произведении наиболее полно и явственно отразились взгляды Пушкина на современное общество., проявились нравственные идеалы автора. По словам В. Г. Белинского, роман явился “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. Произведение писалось в течение нескольких лет, за этот период многое изменилось в жизни России, в жизни самого поэта. Все это находит отражение в образах главных героев произведения — Евгения Онегина и Татьяны Лариной. На страницах романа в характерах героев, в их отношении к жизни происходит формирование нового мировоззрения самого поэта. Автор очень часто обращается к сравнению себя с Онегиным, отражая в образе главного героя и пороки общества, и положительные черты молодого поколения. Наибольшее сближение личности поэта с образом Евгения происходит в конце романа, когда герой возвращается из путешествия. Читатель видит, как сильно изменился духовный мир Онегина, его нравственные качества.
В начале произведения Пушкин называет Евгения “добрым приятелем”, тем самым выражая симпатию к молодому человеку. Но поэт показывает, что пока Онегин далек от совершенства: он слишком любит комфорт, слишком эгоистичен, не приучен к систематическому труду. Автор иронизирует над его поверхностным образованием и с горечью заявляет, что для признания в светском обществе нужно очень мало:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал,
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Этого достаточно: “…Свет решил, что он умен и очень мил”. И здесь поэт, один из образованнейших людей своего времени, с лукавой усмешкой заявляет:
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…
Да, Онегина развратил свет, да, слишком тлетворное влияние оказали роскошь, богатство, безделье. Но почему одна и та же среда породила Пушкина и Онегина, “лучших людей” и декабристов? Существуют и какие-то внутренние факторы, позволяющие человеку противостоять пошлости и глупости. Онегин обладает редким умом, способностью мыслить. И в романе показано, как этот— человек пытается найти смысл жизни, применение своим силам и энергии. Такой поиск, по мнению Пушкина, является одной из главных черт совершенного в нравственном плане человека. Сопоставляет автор себя и героя и в отношении к искусству, любви. Если в начале романа любовь для Онегина представляется лишь пустым развлечением, легкой интрижкой, то для автора это чувство свято, поэтично, необходимо. Да и сам герой в итоге наделяется способностью искренне и страстно любить, что также является важной чертой настоящего человека. Проведя своего героя через ряд испытаний, поэт наделяет его волей, силой души, способностью сострадать. Именно в таком Онегине и нашли отражение нравственные идеалы поэта.
И, конечно, взгляды Пушкина на идеал русской женщины нашли отражение в образе Татьяны Лариной. Татьяна — любимая героиня Пушкина.
Девушка, как и Онегин, имеет дворянское происхождение, как и он, получила поверхностное домашнее воспитание. Но Татьяну отличают искренность, чистота. Живя “в глуши забытого селенья”, она далека от фальши и лицемерия светского общества. Большое влияние на формирование ее личности оказала русская природа, сельская жизнь с ее обрядами и традициями. Определенное значение для Татьяны имело чтение:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Поражает цельность и душевная красота этого образа, способность к самоотверженной любви и нравственная чистота.
Как и любая молодая девушка, ждала Татьяна прекрасного и благородного принца, поэтому, когда в их деревне появился Евгений, Татьяна решила, что это и есть тот самый герой, образ которого она себе нарисовала. Со всей искренностью и естественностью девушка признается в своем чувстве, не боясь сплетен и осуждения. Поэта восхищают такие качества души Татьяны.
Позже, попав в высший свет, где царит ханжество и разврат, она не изменяет своим принципам, остается верна идеалам юности:
…Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад…
Татьяна все еще любит Евгения, но она не из тех, кто строит свое счастье на несчастье ближнего. Девушка жертвует собой, своими чувствами, повинуясь чувству долга, ответственности. Пушкин считает верность, способность к самопожертвованию необходимой чертой настоящей женщины.
Именно такие женщины, обладающие истинно русским характером, после поражения восстания декабристов поехали за своими мужьями в Сибирь, оставив роскошь и комфорт, не страшась лишений и тягот. Если бы Пушкин посвятил роман декабристам, его Волконская или Трубецкая непременно носили бы черты Татьяны Лариной.
Итак, в романе “Евгений Онегин” и в лирических произведениях с наибольшей ясностью и полнотой отразились вопросы, волновавшие передовых людей XIX века, проявились нравственные идеалы Пушкина.
Одной из главных проблем в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин является проблема нравственного выбора, который и определяет дальнейшую участь героев.
Если выбор верен, то человек остается хозяином своей жизни, но в случае неправильного нравственного выбора – наоборот; всем вокруг распоряжается только судьба. Естественно, нравственный выбор делают и оба главных героя романа, Евгений Онегин и Татьяна Ларина.
Нравственный выбор героев
Первый же нравственный выбор Онегина оказывается неправильным, именно из-за него и закручивается весь сюжет романа: Онегин соглашается на дуэль с Ленским, которой сам не хочет, подчиняясь лишь общественному мнению (отказ от дуэли считался позором на всю жизнь).
Дуэль заканчивается трагически – Онегин убивает молодого поэта (в его понимании мнение света оказывается важнее человеческой жизни), и с этого момента все герои романа уже не принадлежат себе, их жизнями распоряжается судьба.
Вследствии этого свой, тоже неправильный, нравственный выбор делает и Татьяна – она выходит замуж за нелюбимого человека, подчиняясь тому же общественному мнению (неприлично было девушке в ее возрасте оставаться незамужней), изменив тем самым своим нравственным принципам и идеалам.
После этого события Татьяну читатель на некоторое время теряет из виду, а Онегин же отправляется путешествовать. Возвращается он изменившимся человеком, переосмысляет ценности и понимает, что в мире, куда он вернулся, он уже лишний.
Но тут он неожиданно встречает на балу Татьяну, повзрослевшую и замужнюю. Потрясенный тем, какая роскошная женщина выросла из простой наивной деревенской девочки, Онегин влюбляется в эту новую Татьяну.
И тут он делает еще один неправильный нравственный выбор: пытается ухаживать за замужней женщиной, склоняя ее к измене. Этот выбор становится для него трагическим, ведь после последнего объяснения с Татьяной Онегина застает в ее личных покоях ее муж. Очевидно, что такой инцидент станет поводом для еще одной дуэли, и эта дуэль уже вероятнее всего закончится гибелью Онегина.
Нравственный идеал Пушкина
Татьяна же в конце романа, в отличие от Онегина, совершает как раз правильный нравственный выбор: она отказывает Онегину в адьюльтере, не желая изменять мужу.
Хотя она и признает, что все еще любит Онегина, нравственные принципы для нее важнее – выйдя замуж, она может принадлежать только своему супругу.
Таким образом, можно увидеть, что Татьяна – образ женщины в романе. Она более нравственно цельный человек, чем Онегин. Она ошиблась однажды, но потом не повторила своей ошибки.
Онегин же два раза делает неправильный выбор, за что и будет наказан. Очевидно, что Пушкин больше симпатизирует Татьяне, именно она является его нравственным идеалом.
На примере же Онегина Пушкин изображает все наиболее свойственные своему времени пороки: этот молодой человек высокомерен и эгоистичен, вся жизнь для него – игра, образован он поверхностно. Именно такие денди и составляли высший свет Петербурга в первой половине XIX века.
Нужна помощь в учебе?
Трагизм судьбы Евгения Онегина
Роман “Евгений Онегин” – величайшее произведение П. Поэт работал над ним более 7лет. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIXвека. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Главный герой по имени которого и назван роман, – Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ 20-х годов XIXвека, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от народа, от всего русского, национального. Он воспитывался французами-гувернерами. Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни. Учили его “всему шутя”, “чему-нибудь и как-нибудь”. Но Онегин все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, историю “от Ромула до наших дней”, имел представление о политэкономии Адама Смита. Безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека. Богатство, роскошь наслаждение жизнью, блестящий успех в свете и у женщин-вот что привлекает главного героя романа.
На светскую жизнь у Онегина ушло около 8 лет. Но он был умен и стоял значительно выше светской толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями света, привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование, “русская хандра им овладела”.
Томясь скукой, Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой попыткой его была литературная работа. Но система воспитания не научила его работать, поэтому”ничего не вышло из пера его”. Онегин начинал читать:”читал, читал, а все без толку”.
В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности:
В своей глуши, мудрец пустынный,
И раб судьбу благословил.
Оброком легким заменил: Но и эта деятельность от скуки, “чтоб только время проводить”, не захватила Онегина. И он снова погрузился в хандру.
Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, были прочны в душе героя. Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевными страданиями, соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого”и”нового” в его сознании, сопоставляя с другими героями романа:Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы. Сложность и противоречивость характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной. В новом соседе она увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам и демократическим настроениям.
Все лучшее, чистое, светлое, не тронутое светской моралью проснулось в душе Онегина:
Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.
Но безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили, подавили его. Он отказался от любви провинциальной мечтательницы. Еще трагичнее столкновение “старого” и “нового” в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположенными натурами. Один был холодным разочарованным скептиком, другой – восторженным романтиком, идеалистом.
«Евгений Онегин»
Над основным текстом «романа в стихах» Пушкин работал более семи лет, за эти годы многое изменилось в судьбе и характере самого поэта, в общественно политической жизни страны и за рубежом. «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы», потеря друзей, трагедия восстания декабристов, мужание самого автора – все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главный героях – Онегине, Татьяне, Ленском.
Евгений Онегин представляет в романе высший свет Петербурга, его судьба – судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров иностранцев. Это была трагедия старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина: отдаленность от народа, незнание национальной культуры, дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду. Таким он вошел в жизнь «света» и был принят благосклонно, «свет решил, что он умен и очень мил».
Его внимание привлекают Байрон и Наполеон, он внимательно читает периодическую литературу (вспомним пометки на полях книг и журналов в его деревенской библиотеке, которые помогли Татьяне понять Онегина).
Серьезные интересы Онегина противопоставили его основной части аристократии, он разочаровался в пустой жизни «золотой молодежи», в себе самом, понимая никчемность всех восьми лет, проведенных в этой среде. В исканиях Онегина «отразился век», то время, когда исторически были обусловлены в социальной среде лучшей части русской аристократии поиски путей, которые привели бы к коренным изменениям общественно политической и интеллектуальной жизни.
Но, рассказывая об Онегине, Пушкин отмечает и еще одну черту личности, определенную и средой, и эпохой, – эгоизм, столь типичный для дворянского класса. Говоря о дворянской интеллигенции, автор замечает: «Мы все глядим в Наполеоны… Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Социальная среда, ее материальные преимущества и блага, исторически закрепленные государственными законами, помогали утверждению чувства исключительности и превосходства в господах, особенно – в аристократах. Эта нравственная черта Онегина вызвала его личную трагедию, он остался одинок, не сумев вовремя быть внимательным и чутким к Татьяне, а потом и к Ленскому. Итог печальный: «Дожив без цели, без трудов до 26 годов, он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел».
Печальна и судьба Татьяны, любимой героини Пушкина. Семья Лариных представляет в романе иную среду дворянства – поместную. Эти люди говорят «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Татьяна – чужая в их среде. Произошло это потому, что «от небес одарена умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Кларисса, Юлия, Дельфина, героини французских романов, их любовь, их несчастья стали неотъемлемой чертой представлений Татьяны о жизни.
«милым идеалом» автора и многих читателей: естетственность и искренность поведения и проявления чувств, любовь к родной природе, к «обрядам милой старины», к няне. Народные традиции обусловили ее представления о долге и морали, поэтому Татьяна расстается с Онегиным во имя долга перед мужем. Но страдания ее глубоки и трагичны: она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком.
своей деревни, но и от знания каких либо конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, хотя бы «от скуки» заменивший барщину оброком. Ленский же мечтатель и романтик настолько, что Пушкин, сочувствуя ему как поэту, смеется над ним как над помещиком, над влюбленным, над человеком. Исторически сложившееся стремление дворянства получать знания за границей обусловило полную никчемность возвышенного мечтателя, его нравственную слепоту, неумение верно оценить ни людей, ни обстоятельства.
Заглядывая в возможное будущее Ленского, поэт написал: «В деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат, узнал бы жизнь на самом деле». То есть, останься Ленский в живых, его уделом стала бы жизнь обывателя, а такая судьба для поэта – самая страшная, поэтому Пушкин предпочитает, чтобы его герой умер юным и не растратившим своего романтизма.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» был для его современников произведением величайшего значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, добру, самобытности и гражданственности. «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В. Г. Белинский).
(335 слов) Лишний человек – прочно закрепившийся в произведениях русских авторов тип литературного героя. Обычно это скучающий, уставший от жизни дворянин, обладатель незаурядных способностей, которым он никак не может найти применения в обществе.
Именно к этому типу литературного героя относится Евгений Онегин. «Молодой повеса» ведёт праздный образ жизни: ездит по театрам, появляется в свете, бывает на званых обедах и ужинах, в разговорах может «коснуться до всего слегка», из-за чего и слывёт интересным человеком. Но всё это не приносит ему никакого удовольствия: он устал от света и от любовных забав, погрузившись в «русскую хандру». Евгений пытается увлечь себя разной деятельностью: то берётся за книги, то всерьёз увлекается планами по реорганизации имения. Начав делать одно, герой никак не может довести это до конца. Он достаточно поверхностно пролистывает философские или же экономические труды, не особо вникая в их содержание, быстро «перегорает», осознав, как много сил и времени нужно потратить на реализацию тех или иных проектов. Евгений не может найти себя, не может вновь почувствовать интерес к жизни. Все попытки разогнать тоску оказываются бесплодными.
Роман в стихах А. С. Пушкина насыщен самыми разнообразными образами. Каждый герой Евгения Онегина имеет свой внутренний своеобразный мир, свой взгляд на окружающие вещи, свои пути к духовному успокоению души.
Главный герой романа – блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию – только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.
Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения – просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.
К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.
Восприятие окружающего мира Онегиным
Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.
О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.
Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.
Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии.
Трагедия Онегина
В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана. Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.
Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.
Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки.
А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец – то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.
Нужна помощь в учебе?
«Евгений Онегин» – самый большой роман в стихах. Пушкин работал над ним более восьми лет, параллельно трудясь над созданием других произведений разнообразных жанров. Ранние наброски сделаны в Кишиневе в тысяча восемьсот двадцать третьем году, а весь роман был завершен лишь в тысяча восемьсот тридцать первом. Литературный критик и публицист Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», поскольку русская действительность начала девятнадцатого века показана в нем глубоко реалистически.
В центре происходящих событий находятся три персонажа – Онегин, Татьяна и Ленский. Каждый из них относится как к определенной категории дворянского общества, так и к определенному духовному типу.
Онегин – главный герой романа. Пушкин знакомит нас с ним с самых первых строф, описывая детство, привычки, черты характера, образ жизни и окружение Евгения. Еще с юности он начал постигать все прелести беззаботного веселья и праздности, живя одним днем, не думая, что будет завтра. С одной стороны, это свойственно его возрасту, но с другой, в какой-то мере раскрывает в нем не самые лучшие человеческие качества, такие как легкомыслие и безответственность. Думаю, что именно в юные годы и начались духовные искания Евгения. С головой окунувшись в вечный праздник, примерив на себя образ франта и долгожданного гостя на любых вечерах, он решил, что нашел свое место в жизни. Какое-то время так оно и было, ведь юность – пора любви, пора пылких признаний, необдуманных поступков и безудержного веселья. Однако Онегину это быстро наскучило, он вновь начал поиски себя, стал много читать, но не находил утешения в книгах.
Поселившись в убогой деревушке, Евгений кардинально сменил свой привычный уклад жизни. Теперь его окружали просторы полей, шум листвы и простой сельский народ. Но красота окружающей его природы и спокойное, размеренное течение дней не принесли ему удовлетворения. Трудно понять, чего именно желала душа Онегина. Он погрузился в полное безразличие к происходящему вокруг, разбавляя свое уединение дружбой с поэтом Ленским.
Встреча с юной, романтичной Татьяной, которая, впервые влюбившись, по неопытности открыла свои светлые чувства Евгению, казалось бы, могла изменить жизнь героя. Но он не увидел этого шанса, поскольку дорожил своей свободой. Вот только была ли ему нужна эта свобода? Ведь он успел сполна насладиться ею, однако счастья и душевного покоя Онегину она так и не принесла. Но и Татьяна не пробудила в нем ни нежных чувств, ни бури эмоций. Думаю, Евгений жил не сердцем, а разумом, что мешало ему прочувствовать всю искренность и нежность признаний Татьяны. Каждый человек способен любить, но не каждый захочет открыться этому светлому чувству и впустить его в свое сердце. Не захотел и Евгений. Погрузившись в пучину своей хандры и скуки, он не заметил шанса судьбы изменить свою жизнь. Хотя, возможно, на этом его душевные терзания, его поиски и тоска прекратились бы.
Переломным моментом в жизни Онегина стала смерть Ленского, его друга и товарища, убитого самим же Евгением. Он с такой легкостью отнесся к предстоящей дуэли, будто она казалась ему очередным приключением, которое должно развеять деревенскую скуку. Евгений не понимал всю серьезность происходящего, и его рука, не дрогнув выстрелила в того, кто еще вчера был лучшим другом. Осознание пришло лишь после выстрела. Думаю, в этом поступке можно увидеть определенные черты характера Онегина – он не задумывался о последствиях своих действий и о том, что будет дальше. И все же потеря друга оказалась для него тяжелым ударом.
Покинув деревню после трагической смерти Ленского, Онегин отправляется путешествовать. Он всегда искал новые места, события, впечатления. Ему всегда чего-то не хватало. Я думаю, Евгений просто пытался убежать от самого себя. Убежать от своих истинных мыслей и желаний. Мне кажется, он всегда старался быть тем, кем он не являлся – самовлюбленным, черствым и озлобленным. Ведь именно таким в его понимании был современный человек. Возможно, именно в этом его внутреннем противостоянии между самим собой и общественными идеалами и заключались постоянные искания его души.
Спустя годы, вновь повстречав Татьяну, Онегин понял, что полюбил. Но полюбил уже не ту скромную и наивную девушку, которой она была в момент их знакомства, а статную и величавую Татьяну, какою она стала со временем. Вот только любовь ли это? С одной стороны, это могло быть очередное приключение Евгения. Лишь игра, где ему важна только победа, после которой интерес к игре сразу угаснет, вновь разбив женское сердце. Но я все же думаю, Онегин наконец сбросил маску самовлюбленного, равнодушного эгоиста и открыл свое сердце для настоящего, искреннего и светлого чувства. Он наконец нашел то, чего ему так не хватало. То, что оказалось ему необходимо. Он нашел свою любовь. Отказ Татьяны поразил и обескуражил Онегина. Но думаю, это все же изменит его жизнь к лучшему. Ведь он сумел пробудить в себе нежные, искренние чувства, а значит, его душа вовсе не черствая, как могло показаться прежде, а тонкая и ранимая.
Изучая окончание романа, невольно задумываешься о дальнейшей судьбе героев. Не думаю, что Онегин и Татьяна будут вместе. Им помешает и чувство долга Татьяны перед мужем, и любовь Евгения к ней. Мне кажется, любя Татьяну всем сердцем, он с достоинством примет отказ. Думаю, произошедшие события остепенят Онегина. Ему больше нет смысла продолжать свою жизнь в поисках себя. Ведь он все же понял, чего хотел от жизни все эти долгие годы. Самое главное оказалось простым и обыденным. Но Онегин не хотел замечать, что любить и быть любимым – огромное счастье, ради которого стоит жить.
Видео по теме:
Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Он является настоящим сокровищем классической русской литературы, произведением поистине мирового Уровня.
Этот роман своеобразно и во всех гранях отражает особенный поэтический талант автора. Трудно определить главную мысль, главную идею «Евгения Онегина». Роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно ее раскрыть и развернуть во всех подробностях. С другой стороны, «Евгений Онегин» не похож и на такие произведения, в которых действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательного читателя мысль, идея автора сама как бы вытекает из содержания.
При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала XIX века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.
Автор изобразил действительность именно такой, какой она была в то время, во всей ее жизненной правде, ничего не подбирая специально и не сгущая нарочно никаких событий. Но если внимательно присмотреться, становится ясно, что жизнь, устроена неправильно. При таком жизненном устройстве счастливы могут быть только посредственные люди, интересы которых мелки и ограниченны. Например, отец Татьяны и Ольги и другие деревенские соседи Евгения Онегина проводят свою жизнь спокойно, в еде и питье, пустых разговорах и мелких хлопотах. Они довольны собой, ни к чему не стремятся, даже книг не читают, считая их «пустой игрушкой». Такова и Ольга, быстро забывшая погибшего на дуэли жениха. Такова же и ее мать. Ее выдали замуж за нелюбимого человека, она смирилась, занялась хозяйством и вскоре стала даже получать удовольствие от такой жизни.
Люди же с высокими требованиями к себе и окружающим, тонко и сильно чувствующие, в этой жизни несчастны. Они или гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, как Онегин и Татьяна. Богатство и высокое положение в обществе, доставшиеся им по наследству, не облегчают жизнь и не приносят удовлетворения. Работать для достижения какой-нибудь высокой цели они не приучены, а особенности характера, воспитание и положение мешают им устроить свое личное счастье. Осознание ошибок приходит к ним слишком поздно. Онегин думал, что вольность и покой — замена счастью, но ошибался. Татьяна понимает, что поступила опрометчиво, поспешив выйти замуж за нелюбимого человека, ведь «счастье было так близко…».
Но во всех этих ошибках нельзя винить лишь самих героев. Их такими сделала среда. Обстановка, окружавшая их с рождения, сформировала их характеры, выработала определенный тип поведения. Именно среда, говорит Пушкин, сделала несчастными этих по существу и своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.
Автор стремится показать крепостнический строй, при котором норма — непосильный крестьянский труд и безделье помещиков-крепостников. Такая норма калечит как крестьян, так и дворян, помещиков, даже самых лучших и гуманных из них. Это грустное убеждение в ненормальности жизненного уклада, в невозможности настоящего счастья, в том, что нет в окружающем поэта дворянском обществе благородных честных людей, отражается и в лирических отступлениях:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…
…Того змия воспоминаний, того раскаянье грызет.
По убеждению автора, люди в большинстве своем эгоисты:
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя…
Ему горько сознавать это, но предательства можно ожидать даже от порядочных людей, которые «без всякой злобы и затей» могут «стократ ошибкой» повторить слух или сплетню.
Самая емкая характеристика светского общества дана Пушкиным в конце шестой главы, где он изображает ту среду, которая так искажает и ожесточает даже самую чистую и благородную душу. Он делает вывод, что спасти от духовного разложения человека, воспитанного этой средой и вращающегося в ней, может только высокий поэтический дар — «младое вдохновенье».
Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблагополучии всего современного жизненного строя наиболее полно выражены Пушкиным в последних грустных строках романа, где поэт завидует людям, рано покинувшим жизнь с ее горестями:
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.
Тем не менее, автор не предлагает опустить руки и грустить о неосуществимости счастья. В его произведении много светлых картин, красоты в изображении жизни, природы; изображено много хороших, честных и высоких чувств, переживаний и поступков; при этом реалистично указаны все общественные причины неблагополучия жизни героев романа, все обстоятельства, создавшие характеры действующих лиц и предопределившие их судьбу.
Источник: vsekratko.ru
А. С. Пушкин является одним из величайших поэтов русской и мировой литературы. Личность Пушкина, поэта и гражданина, формировалась в десятые годы XIX века, когда вернувшиеся с войны 1812 года русские офицеры были настроены на решительные политические перемены, считали необходимой отмену крепостного права. Это было время взлета общественной мысли, деятельного участия передовой молодежи в судьбе своей страны, русского народа. Под влиянием этой эпохи свободомыслия и прогресса складывались морально-нравственные идеалы поэта, его взгляды на современное общество.
В творчестве Пушкина нашли отражение многие важнейшие вопросы и проблемы того времени. Наследие поэта чрезвычайно велико и разнообразно. Это и стихотворения, и повести, и поэмы. Во всех этих произведениях решаются вопросы национальной культуры, воспитания, отражаются искания прогрессивно настроенных людей, жизнь различных слоев общества.
Большое значение для раскрытия идеалов поэта имеют его лирические произведения. Это и любовная лирика, позволяющая понять внутренний мир поэта, и. свободолюбивая лирика, показывающая отношение автора к вопросам самодержавия, угнетения, крепостного права.
Встречаясь с членами Северного общества декабристов, Пушкин разделял мысли и настроения дворян-революционеров. Под впечатлением этих встреч, споров и размышлений о судьбе России Пушкиным и были написаны самые пламенные стихотворения: “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву” и другие. В них был создан образ лирического героя, стремящегося к справедливости, свободе, братству, образ поэта — глашатая истины:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Идеалом революционера-борца для Пушкина всегда оставались декабристы, способные пожертвовать жизнью ради дела, ради идеи. После поражения декабрьского восстания поэт остается верен своим идеалам. Не смирившись с существующим положением, он пишет послание томящимся в ссылке друзьям. В нем звучит попытка поддержать дух декабристов, убеждение, что их дело не забудется:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Но не будет ошибкой сказать, что самым задушевным, самым значительным произведением поэта является роман в стихах “Евгений Онегин”. Именно в этом произведении наиболее полно и явственно отразились взгляды Пушкина на современное общество., проявились нравственные идеалы автора. По словам В. Г. Белинского, роман явился “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. Произведение писалось в течение нескольких лет, за этот период многое изменилось в жизни России, в жизни самого поэта. Все это находит отражение в образах главных героев произведения — Евгения Онегина и Татьяны Лариной. На страницах романа в характерах героев, в их отношении к жизни происходит формирование нового мировоззрения самого поэта. Автор очень часто обращается к сравнению себя с Онегиным, отражая в образе главного героя и пороки общества, и положительные черты молодого поколения. Наибольшее сближение личности поэта с образом Евгения происходит в конце романа, когда герой возвращается из путешествия. Читатель видит, как сильно изменился духовный мир Онегина, его нравственные качества.
В начале произведения Пушкин называет Евгения “добрым приятелем”, тем самым выражая симпатию к молодому человеку. Но поэт показывает, что пока Онегин далек от совершенства: он слишком любит комфорт, слишком эгоистичен, не приучен к систематическому труду. Автор иронизирует над его поверхностным образованием и с горечью заявляет, что для признания в светском обществе нужно очень мало:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал,
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Этого достаточно: “…Свет решил, что он умен и очень мил”. И здесь поэт, один из образованнейших людей своего времени, с лукавой усмешкой заявляет:
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…
Да, Онегина развратил свет, да, слишком тлетворное влияние оказали роскошь, богатство, безделье. Но почему одна и та же среда породила Пушкина и Онегина, “лучших людей” и декабристов? Существуют и какие-то внутренние факторы, позволяющие человеку противостоять пошлости и глупости. Онегин обладает редким умом, способностью мыслить. И в романе показано, как этот— человек пытается найти смысл жизни, применение своим силам и энергии. Такой поиск, по мнению Пушкина, является одной из главных черт совершенного в нравственном плане человека. Сопоставляет автор себя и героя и в отношении к искусству, любви. Если в начале романа любовь для Онегина представляется лишь пустым развлечением, легкой интрижкой, то для автора это чувство свято, поэтично, необходимо. Да и сам герой в итоге наделяется способностью искренне и страстно любить, что также является важной чертой настоящего человека. Проведя своего героя через ряд испытаний, поэт наделяет его волей, силой души, способностью сострадать. Именно в таком Онегине и нашли отражение нравственные идеалы поэта.
И, конечно, взгляды Пушкина на идеал русской женщины нашли отражение в образе Татьяны Лариной. Татьяна — любимая героиня Пушкина.
Девушка, как и Онегин, имеет дворянское происхождение, как и он, получила поверхностное домашнее воспитание. Но Татьяну отличают искренность, чистота. Живя “в глуши забытого селенья”, она далека от фальши и лицемерия светского общества. Большое влияние на формирование ее личности оказала русская природа, сельская жизнь с ее обрядами и традициями. Определенное значение для Татьяны имело чтение:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Поражает цельность и душевная красота этого образа, способность к самоотверженной любви и нравственная чистота.
Как и любая молодая девушка, ждала Татьяна прекрасного и благородного принца, поэтому, когда в их деревне появился Евгений, Татьяна решила, что это и есть тот самый герой, образ которого она себе нарисовала. Со всей искренностью и естественностью девушка признается в своем чувстве, не боясь сплетен и осуждения. Поэта восхищают такие качества души Татьяны.
Позже, попав в высший свет, где царит ханжество и разврат, она не изменяет своим принципам, остается верна идеалам юности:
…Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад…
Татьяна все еще любит Евгения, но она не из тех, кто строит свое счастье на несчастье ближнего. Девушка жертвует собой, своими чувствами, повинуясь чувству долга, ответственности. Пушкин считает верность, способность к самопожертвованию необходимой чертой настоящей женщины.
Именно такие женщины, обладающие истинно русским характером, после поражения восстания декабристов поехали за своими мужьями в Сибирь, оставив роскошь и комфорт, не страшась лишений и тягот. Если бы Пушкин посвятил роман декабристам, его Волконская или Трубецкая непременно носили бы черты Татьяны Лариной.
Итак, в романе “Евгений Онегин” и в лирических произведениях с наибольшей ясностью и полнотой отразились вопросы, волновавшие передовых людей XIX века, проявились нравственные идеалы Пушкина.
Одной из главных проблем в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин является проблема нравственного выбора, который и определяет дальнейшую участь героев.
Если выбор верен, то человек остается хозяином своей жизни, но в случае неправильного нравственного выбора – наоборот; всем вокруг распоряжается только судьба. Естественно, нравственный выбор делают и оба главных героя романа, Евгений Онегин и Татьяна Ларина.
Нравственный выбор героев
Первый же нравственный выбор Онегина оказывается неправильным, именно из-за него и закручивается весь сюжет романа: Онегин соглашается на дуэль с Ленским, которой сам не хочет, подчиняясь лишь общественному мнению (отказ от дуэли считался позором на всю жизнь).
Дуэль заканчивается трагически – Онегин убивает молодого поэта (в его понимании мнение света оказывается важнее человеческой жизни), и с этого момента все герои романа уже не принадлежат себе, их жизнями распоряжается судьба.
Вследствии этого свой, тоже неправильный, нравственный выбор делает и Татьяна – она выходит замуж за нелюбимого человека, подчиняясь тому же общественному мнению (неприлично было девушке в ее возрасте оставаться незамужней), изменив тем самым своим нравственным принципам и идеалам.
После этого события Татьяну читатель на некоторое время теряет из виду, а Онегин же отправляется путешествовать. Возвращается он изменившимся человеком, переосмысляет ценности и понимает, что в мире, куда он вернулся, он уже лишний.
Но тут он неожиданно встречает на балу Татьяну, повзрослевшую и замужнюю. Потрясенный тем, какая роскошная женщина выросла из простой наивной деревенской девочки, Онегин влюбляется в эту новую Татьяну.
И тут он делает еще один неправильный нравственный выбор: пытается ухаживать за замужней женщиной, склоняя ее к измене. Этот выбор становится для него трагическим, ведь после последнего объяснения с Татьяной Онегина застает в ее личных покоях ее муж. Очевидно, что такой инцидент станет поводом для еще одной дуэли, и эта дуэль уже вероятнее всего закончится гибелью Онегина.
Нравственный идеал Пушкина
Татьяна же в конце романа, в отличие от Онегина, совершает как раз правильный нравственный выбор: она отказывает Онегину в адьюльтере, не желая изменять мужу.
Хотя она и признает, что все еще любит Онегина, нравственные принципы для нее важнее – выйдя замуж, она может принадлежать только своему супругу.
Таким образом, можно увидеть, что Татьяна – образ женщины в романе. Она более нравственно цельный человек, чем Онегин. Она ошиблась однажды, но потом не повторила своей ошибки.
Онегин же два раза делает неправильный выбор, за что и будет наказан. Очевидно, что Пушкин больше симпатизирует Татьяне, именно она является его нравственным идеалом.
На примере же Онегина Пушкин изображает все наиболее свойственные своему времени пороки: этот молодой человек высокомерен и эгоистичен, вся жизнь для него – игра, образован он поверхностно. Именно такие денди и составляли высший свет Петербурга в первой половине XIX века.
Нужна помощь в учебе?
Трагизм судьбы Евгения Онегина
Роман “Евгений Онегин” – величайшее произведение П. Поэт работал над ним более 7лет. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIXвека. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Главный герой по имени которого и назван роман, – Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ 20-х годов XIXвека, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от народа, от всего русского, национального. Он воспитывался французами-гувернерами. Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни. Учили его “всему шутя”, “чему-нибудь и как-нибудь”. Но Онегин все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, историю “от Ромула до наших дней”, имел представление о политэкономии Адама Смита. Безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека. Богатство, роскошь наслаждение жизнью, блестящий успех в свете и у женщин-вот что привлекает главного героя романа.
На светскую жизнь у Онегина ушло около 8 лет. Но он был умен и стоял значительно выше светской толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями света, привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование, “русская хандра им овладела”.
Томясь скукой, Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой попыткой его была литературная работа. Но система воспитания не научила его работать, поэтому”ничего не вышло из пера его”. Онегин начинал читать:”читал, читал, а все без толку”.
В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности:
В своей глуши, мудрец пустынный,
И раб судьбу благословил.
Оброком легким заменил: Но и эта деятельность от скуки, “чтоб только время проводить”, не захватила Онегина. И он снова погрузился в хандру.
Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, были прочны в душе героя. Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевными страданиями, соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого”и”нового” в его сознании, сопоставляя с другими героями романа:Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы. Сложность и противоречивость характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной. В новом соседе она увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам и демократическим настроениям.
Все лучшее, чистое, светлое, не тронутое светской моралью проснулось в душе Онегина:
Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.
Но безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили, подавили его. Он отказался от любви провинциальной мечтательницы. Еще трагичнее столкновение “старого” и “нового” в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположенными натурами. Один был холодным разочарованным скептиком, другой – восторженным романтиком, идеалистом.