Сочинение на тему нравственные уроки

8 вариантов

  1. Главная
    Сочинения
    Сочинения по роизведениям Толстого
    Сочинения по роизведению Война и Мир
    Нравственные уроки истории
    Сочинение на тему “Нравственные уроки истории”
    Лев Николаевич Толстой – один из самых известных представителей русской литературы второй половины XIX века – в своем романе «Война и мир» обращается к проблемам, которые можно назвать вечными, и это, прежде всего, нравственные проблемы.
    Действие романа и судьбы его героев разворачиваются на фоне трагических событий Отечественной войны 1812 года. Почему именно это сложное для России время заинтересовало писателя? Какие нравственные уроки преподает нам история борьбы русского народа с французскими захватчиками?
    События войны 1812 года, описанные Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», ярчайшим образом демонстрируют нам самые лучшие качества русского национального характера. Самоотверженность, беззаветная любовь к Родине и особая, «скрытая… теплота патриотизма», как назвал это качество Пьер Безухов.
    Это то, что объединяет все сословия Российской империи, всех честных и преданных Родине людей. Русский народ, объединенный общей бедой и общей великой целью, мы видим глазами героев романа. Так, во время Бородинского сражения Пьера Безухова поражает спокойное мужество солдат на батарее Раевского. Они не думают о своей судьбе, сливаясь в единое целое со всем народом.
    А князь Андрей Болконский предельно четко и ясно выразил то чувство, которым были охвачены все честные люди: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям… Надо их казнить»
    И в то же время в романе нет любования войной, превознесения воинских подвигов, восторженного отношения к сражениям. Свое отношение к войне Л. Н. Толстой выразил словами князя Андрея: «Война – не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, а не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость».
    Пожалуй, стремление людей к единению перед лицом опасности, невзирая на сословные различия и прошлые обиды, является важнейшим нравственным уроком той далекой от нас войны. И в ней русские одержали, в первую очередь, именно нравственную победу. «Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным», — пишет Л. Н. Толстой.
    Другой не менее значимый урок – это понимание истинного патриотизма. Лев Николаевич в своем романе показывает, как в условиях войны и опасности общество разделяется на истинных патриотов, доказывающих делами свою преданность Родине, и патриотов ложных, которые просто прикрываются красивыми фразами. Таких людей мы видим на примере графа Растопчина, который расклеивает никому не нужные листовки, или Берга, которого в критические для Родины дни интересуют поиски «шифоньерки» для Верушки.
    Истинный патриотизм в поступках Наташи Ростовой, отдающей свои подводы раненым, Пьера Безухова, который, несмотря на свою неприспособленность к военному делу, хочет быть в гуще сражения, в самоотверженности тысяч простых людей, сжигающих свое имущество, чтобы оно не досталось врагу, и сражающихся в партизанских отрядах.
    Толстой показывает, как война обнажает душу человека, срывая с нее всю шелуху привычек и традиций. И душа эта может засверкать чистейшим бриллиантом или оказаться никчемной гнилушкой.
    Именно истинный патриотизм превратил войну 1812 года в поистине народную. «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».

  2. Война. Как многое она меняет в сознание людей, о сколком заставляет задуматься. Только на войне можно понять, кто друг, кто враг, кого ты по-настоящему любишь. Нравственные уроки — уроки морали, жизненных ценностей. Война действительно порой меняет отношение к жизни, забирая у своих героев все..
    Часто в жизни мы можем быть подлыми подхалимами, думающими только о деньгах. Но на войне, там где нельзя выжить без дружбы, без человечности. На войне, где теряют любимых, люди учатся быть настоящими. Однажды мне выпала честь разговаривать с ветераном войны. Она пережила блокаду Ленинграда. Эта женщина рассказала…
    нам, что детство покинуло всех перед лицом смерти. Изменились все. Стало видно человеческие души, некоторые, ради того чтобы выжить, превратились в животных, другие наоборот оказались преданными друзьями.
    Война всегда меняла людей. Но я не хочу, чтобы вы подумали будто вона-это что-то хорошее. Ни один человек, из прошедших войну, не остался прежним. Люди, проходящие войну, становятся более жестокими. Каждый день теряя любимых, дорогих. Люди просыпаются с каменными сердцами. Многие начинают не жить, а существовать в ожидание смерти, или возмездия. Мне жалко всех людей, которые прошли через это. Ибо нет ничего страшнее войны.

  3. В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям. Ответственная роль в этом отводится урокам литературы, где решается проблема “духовно-нравственного воспитания”, под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников – безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, и не осталось даже автографов?
    Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе.
    Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макро человеком.
    Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира, значительности в нем судьбы человека.
    Не случайно в апокрифе о создании Адама рассказывается, что тело его было создано от земли, кости от камней, кровь от моря (не из воды, а именно от моря) , очи от солнца, мысли от облаков, свет в очах от света вселенной, дыхание от ветра, тепло тела от огня.
    Человек – микрокосм, “малый мир”, как называют его некоторые древнерусские сочинения.
    Человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей и всё же участником мировой истории. В этом мире всё значительно, полно сокровенного смысла…
    Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни… Литература — не естественнонаучная теория, не учение и не идеология. Литература учит жить, изображая. Она учит видеть, видеть мир и человека. Значит, древнерусская литература учила видеть человека способным к добру, учила видеть мир как место приложения человеческой доброты, как мир, который может измениться к лучшему.

  4. Литература-один из самых важных уроков, который учит жизни и урокам нравственности. Уроки литературы-это возможность познать себя и взглянуть на мир под другим углом, пересмотреть свою жизнь под другим ракурсом.
    На каждом уроке литературы я узнаю что-то новое. Хочу привести в пример произведение И.А. Бунина «Легкое дыхание». Когда я его прочла самостоятельно, я никак не могла оценить поступок Оли Мещерской, у меня были разные мысли: с одной стороны она легкомысленная и не стоит оправдывать ее, с другой, мне ее жалко, но я не могу понять почему. Мне всячески хотелось оправдать ее, хоть я и не понимала за что. На уроке литературы все выяснилось. На самом деле, Оля-жизнерадостная, беззаботная, счастливая девочка, с детскими мыслями и поразительно живыми глазами. Она радовалась жизни, горела желанием жить. И даже дети-первоклассники тянулись к ней так, как не тянулись ни к кому другому, потому что чувствовали в ней эту детскость и искренность. Пока нам не сказали, что Оля сама приняла решение уйти из жизни, я даже не догадывалась до этого, но потом, как только, мы обсудили это, я поняла, что Олю переполняла эта грязь, она не могла простить себе, что была так близка с Малютиным. После, он ей противен, и она понимает, что отдалась ему под напором комплиментов и любезности. Он вел себя как кавалер и признавался ей в любви, все это сподвигло ее на столь глупый поступок. Этот факт, что она совершила такую глупость, заставляет ее пренебрежительно и с презрение относиться самой к себе. Эта грязь съедала ее изнутри, и вот она решается уйти из жизни.
    После обсуждений, я пересмотрела рассказ под другим углом и посмотрела на Олю совсем с другой стороны: она мне уже не казалась такой легкомысленной, как я думала сначала, я увидела ее внутреннюю красоту и ту самую нарядность души. Я обратила внимание на повторы автора про ее «радостные, поразительно живые глаза», и я поняла, что вовсе не она виновата в этом.
    Уроки литературы помогают направить наши мысли в нужное направление, так вот из этого рассказа я сделала вывод, что нужно всегда отдавать отчет о всех своих поступках, не смотря ни на что.
    Действительно, литература преподает нам много уроков нравственности, причем с самого детства. В детстве, родители нам читают сказки и басни, из которых исходят важные морали, на которых следует учиться. Постепенно мы взрослеем и литература вместе с нами, мы узнаем для себя новые правила жизни, мы смотрим на произведения с разных точек зрения.
    Литературные произведения дают нам возможность правильно оценить ситуацию, сделать правильный выбор в каких либо ситуациях, ведь мы всегда размышляем о том, как бы я поступил на месте этого героя. Это все воплощается в нашей жизни, мы учимся на чужих ошибках, а в литературе, мы учимся на ошибках героев. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» описывается раковая ошибка Раскольникова, тяжкий грех – убийство человека. Роман учит нас не быть выше других, не делить людей на «тварей дрожащих и право имеющих». Так же роман учит нас тому, что за все, рано или поздно, придется платить. За все грехи идет наказание, и Раскольников платит своими мучениями за свои грехи.
    Или же рассказ В.П.Астафьева «Людочка» учит нас не быть равнодушным по отношению друг к другу, люди не должны забывать своих близких и родных. Астафьев призывает нас беречь тех, кто нас окружает. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке и хаосе, которые творятся вокруг, об экологии человеческой души.
    Исходя из этих выводов, что я делала, я хочу сказать, что с помощью литературы, мы растем духовно. Изучая ее, мы познаем важные вещи, которых не понимали раньше. Литература преподносит нам уроки нравственности и патриотизма, литература учит любить.
    Логунова Маша.
    ОтветитьУдалить

  5. Сочинения

    Меню сайта

    Сочинения по русской литературе. Все темы

    Уроки нравственности в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа поставленных нравственных проблем. Не одно поколение решало для себя вопросы морального выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательства, любви и ненависти, чести, достоинства, опираясь на лучшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и так далее.
    А. С. Пушкин определил сквозную идею своего творчества следующим образом: «…чувства добрые я лирой пробуждал…».
    Поэтому на его произведениях современные люди учатся постигать любовь, дружбу, свободу и сострадание. Одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений – повесть «Капитанская дочка». Ее герои проходят трудный путь, в ходе которого и формируются их представления о чести и долге.
    Самый первый урок нравственности заключен уже в эпиграфе к произведению: «Береги честь смолоду». Герой повести – Петр Гринев – во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца, который не хотел, чтобы сын служил в Петербурге и был «шаматон», а не солдат, и, кроме того, Гринев внимает голосу своей совести, которая заставляет его отличать хорошее от дурного.
    Для Петруши Гринева, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», наступает пора принятия самостоятельных решений. И оказывается, что этот человек, не очень еще подготовленный к жизни, этот мальчик, которого Савельич называет «дитя», не колеблясь, поступает в соответствии с законами нравственности, независимо от серьезности возникших в его жизни проблем. Так, Гринев заставляет своего дядьку отдать сто рублей, которые он проиграл ротмистру гусарского полка Зурину, и хотя юношу мучили «неспокойная совесть и безмолвное раскаяние», а также жалость к «бедному старику», но чувство чести оказывается сильнее.
    Петр Гринев своим поведением учит читателя быть честным и в любви. Герой не терпит бесстыдные речи своего противника – Швабрина – о Маше Мироновой, капитанской дочке, и вызывает его на дуэль, хотя об их разговоре никому не было известно и Гринев пошел бы на компромисс только со своей совестью. Однако честь и достоинство любимой девушки становятся честью и достоинством его самого. О том, как по-разному воспринимают понятие чести Гринев и Швабрин, можно судить из высказывания Маши: «Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнью, но и совестью, и благополучием тех, которые…»
    Гринев воспринимается уже не как «недоросль», а как взрослый мужчина, который может взять на себя ответственность за любимую женщину и ее судьбу. Неудивительно, что, когда доходит дело до ситуации, в которой надо выбирать между верностью и предательством, а следовательно, между смертью и жизнью, герой, не сомневаясь, идет на смерть, потому что он присягал императрице, а Пугачев – «вор и самозванец». Но здесь проявляется не только честь Гринева как офицера; его нравственное чувство настолько органично, что даже после помилования он отказывается целовать руку «государя»: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Молодой человек учит своим примером вести себя достойно во всех ситуациях: ведь поцелуй руки «злодея» ничего бы не изменил, Гринев не нарушил бы присягу и не предал бы государыню, зато не рисковал бы жизнью (Савельич говорит ему: «Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй… у него ручку»), но он изменил бы себе, а это для Гринева не менее страшно.
    Герой рискует жизнью еще два раза. Первый раз, когда возвращается в Белогорскую крепость за Машей, узнав, что «Швабрин принуждает ее выйти за него замуж», понимая, что его любовь и чувство ответственности за сироту глубже, чем страх за свою жизнь. И второй, когда не произносит имени капитанской дочки в суде, хотя может потерять при этом не только жизнь, но и свое честное имя. Но «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался».
    Однако не только для Петра Гринева нравственность является природным свойством натуры, но и другие герои поступают в соответствии со своим нравственным идеалом и учат читателей различать добро и зло. Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич, который в обыденной жизни во всем подчиняется своей жене, в экстремальной ситуации организует оборону крепости, не желает сдаться на милость Пугачева и готов к смерти: «Умирать так умирать: дело служивое!» На вопрос Пугачева «Как ты смел противиться мне, своему государю?» комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» После гибели мужа Василиса Егоровна называет Пугачева «беглым каторжником» и, погибая, остается верна чувству любви и гордости за своего мужа.
    Марья Ивановна, которая в начале повести кажется тихой, скромной, даже не очень привлекательной, трусливой девушкой, впоследствии проявляет лучшие свои качества. Оставшись сиротой, находясь в полной зависимости от Швабрина, больная, она отказывается выйти за него замуж: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Любовь, верность, чувство собственного достоинства, гордость – вот чему учит эта сцена.
    В конце произведения Маша Миронова, как многие другие героини русской литературы, вызволяет своего любимого из беды. Именно благодаря ее усилиям доказана невиновность жениха Марьи Ивановны, в этой ситуации, как и в сцене дуэли, честь и достоинство Петра Гринева становятся честью и достоинством капитанской дочки.
    Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», не приобретены ими в течение жизни. Они являются органичным, естественным свойством натуры рассматриваемых персонажей. Эти же нравственные категории являются частью народного сознания, которое ярче всего воплотилось в произведениях устного народного творчества. Как раз в сказках, песнях, пословицах и поговорках проявились мудрость народа, их представление о добре и зле, мечты о счастье. Нравственные уроки и объединяют повесть Пушкина и творения фольклора; недаром в качестве эпиграфов и ко всему произведению, и к отдельным его главам автор выбирает, в частности, пословицы, фрагменты народных песен (свадебных, солдатских, исторических). Таким образом, можно говорить об истинной народности повести А. С. Пушкина.
    Сама форма произведения – воспоминания – предполагает, что их автор делится своим жизненным опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее – в наш «жестокий век», с тем чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – яркое подтверждение тому.

    Похожие материалы:

    Copyright © 2017 Сочинения по русскому языку и литературе Rights Reserved.

  6. В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям. Ответственная роль в этом отводится урокам литературы, где решается проблема “духовно-нравственного воспитания”, под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников – безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, и не осталось даже автографов?
    Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе.
    Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макро человеком.
    Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира, значительности в нем судьбы человека.
    Не случайно в апокрифе о создании Адама рассказывается, что тело его было создано от земли, кости от камней, кровь от моря (не из воды, а именно от моря) , очи от солнца, мысли от облаков, свет в очах от света вселенной, дыхание от ветра, тепло тела от огня.
    Человек – микрокосм, “малый мир”, как называют его некоторые древнерусские сочинения.
    Человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей и всё же участником мировой истории. В этом мире всё значительно, полно сокровенного смысла…
    Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни… Литература – не естественнонаучная теория, не учение и не идеология. Литература учит жить, изображая. Она учит видеть, видеть мир и человека. Значит, древнерусская литература учила видеть человека способным к добру, учила видеть мир как место приложения человеческой доброты, как мир, который может измениться к лучшему.

  7. Повесть «Капитанская дочка» — итог долгих размышлений А. С. Пушкина о нравственной жизни, морали; его волновало «отсутствие общественного мнения… равнодушие ко всякому долгу, справедливости, истине», приводило в отчаяние «презрение к человеческой мысли и достоинству». В повести честь становится мерилом человечности и порядочности всех героев, введение историй жизни которых помогает выявлению авторской позиции. Не случайно проблема чести, долга и человеческого достоинства сужена до дворянской: дворянство было ведущим классом русского общества, и Пушкину важно было показать, как люди этого класса ведут себя в ситуации жизни и смерти.Проблема чести и достоинства, центральная в повести, заявлена с первых страниц произведения. Андрей Петрович Гринёв, отец повествователя, некогда блестящий премьер-майор, служивший при графе Минихе, отправляет в армию своего сына не в знатный Петербург, в столицу, а в провинцию, будучи уверен в том, что вдали от светской жизни сын пройдёт хорошую жизненную школу и станет достойным защитником отечества и его гордостью: «да будет солдатом, а не шаматоном ». Завет отца перекликается с эпиграфом повести — « Береги честь смолоду», в котором заключается основная мысль «Капитанской дочки». Вся дальнейшая история Петра Гринёва предстаёт с точки зрения выполнения отцовских наставлений, особенно завета о сохранении чести.Попав на службу в глухую Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов, Гринёв знакомится там с Алексеем Ивановичем Швабриным, офицером, разжалованным за дуэль. Швабрин — типичный представитель гвардейства екатерининского времени, светски блестящего, но поверхностно образованного; чтение французских романов и сочинений просветителей развило в нем лишь скептицизм и беспринципность. Его карьера сломана, и надежд на возвращение в Петербург нет. Поначалу друзья, герои-антагонисты постепенно становятся чуждыми друг другу. Швабрин — антипод Гринёва и в любви к Марье Ивановне, дочери коменданта крепости. Беспринципность Швабрина (он пытался очернить любимую девушку в глазах друга) подчёркивает честность и моральную чистоту Гринёва.Решение проблемы чести и долга наиболее отчетливо представлено автором при изображении этих контрастных героев. Пушкин использует приём антитезы для того, чтобы подчеркнуть важность правильного нравственного выбора для судьбы человека. В ключевой ситуации повести — взятии крепости Пугачёвым — почти все герои оказываются в ситуации выбора (жизнь ценой бесчестья — признание Пугачёва государем или честь ценой жизни), и каждый из них делает выбор в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долге. Так, например, супружеская пара Мироновых предпочитает умереть, но остаться верной долгу и присяге. Капитану Миронову невыносима мысль об измене: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец…», поэтому он ни минуты не колеблется. Иван Кузьмич выполнил свой долг солдата, обороняя крепость до последнего вздоха. Для отца рассказчика тоже страшна не смерть, а потеря чести, о чём он говорит: «…не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками… стыд и срам нашему роду».Марья Ивановна Миронова постигает нравственную науку отца. Тяжёлые испытания выпали на её долю: осада крепости, смерть родителей, посягательства Швабрина, болезнь, но она проявляет силу характера, необычайную цельность натуры, внутреннюю несгибаемость, кристальную честность по отношению и к Швабрину, и к Гринёву. Именно способность Маши на самозабвенную любовь спасает Гринёва. Мотив спасительной любви — сквозной в мировом искусстве (вспомним «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — Раскольникова и Соню).Гринёв всегда и везде остаётся самим собой. В решающую минуту, когда на карту поставлена его жизнь, он говорит: «…не

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *