Цель урока:
Подготовить учащихся к написанию сочинения на
морально-этическую тему.
Задачи:
Обобщить и расширить представление о типе речи
“рассуждение”, закрепить формирование навыков
рассуждения;
Развивать умение письменного и устного
убеждения, навыки монологической речи,
творческие способности, мышление, воображение;
Воспитывать такие качества, как:
доброжелательность, отзывчивость, чувство долга,
преданности, уважение, сыновний долг.
Оборудование.
Пословицы, высказывания знаменитых людей,
раздаточный материал: план сочинения типа –
рассуждение, образцы начала сочинений.
Предварительное домашнее задание.
Из “Толкового словаря” выписать значение
терминов: мораль, нравственность, этика,честь. Подумать
над значением выражений: чувство долга,
сыновний долг, преданность, человек слова.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Приветствие, тема, цель урока.
II. Беседа с классом на повторение типа речи –
рассуждение.
Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?
Что такое рассуждение?
Какова композиция рассуждения?
Что такое “тезис”?
Из чего состоит основная часть
сочинения-рассуждения?
Что пишем в заключении?
Раздать учащимся план сочинения-рассуждения
(см. Приложение 1).
III. Беседа с классом по тематике 1-го
сочинения.
Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, т.к.
чётко сформулированный тезис вам будет
предложен, останется привести аргументированные
доказательства. Мы будем писать
сочинение-рассуждение по данному началу на
морально-этическую тему.
Дома вам необходимо было поработать с
“Толковым словарём” и знать толкование
терминов мораль, нравственность, этика, честь.
А как вы понимаете такие словосочетания, как: чувство
долга, преданность, человек слова и дела.
Встречали ли вы людей, которые всегда выполняют
свои обещания.
Как вы думаете, почему кто-то умеет хранить
тайну, а другой пяти минут не может вытерпеть,
чтобы кому-нибудь да ни рассказать. Отчего это
зависит?
А кто у нас в государстве по закону
категорически не имеет права выдавать тайну?
Если вам доверили тайну, вы имеете права выдать
её?
От кого зависит умение хранить тайну? Умение или неумение хранить тайны зависит от
человека, от его самовоспитания. Послушайте мнение писателя В.Белова о
самовоспитании: “Человек формируется,
воспитывается всё время, меняясь под влиянием
окружающего, пока у него не появляется
способность лепить самого себя. Эта способность
самоусовершенствования явно связана с
критическим отношением к окружающему, с
различением добра и зла. Бывают люди, так и не
пробудившие свою совесть, а бывают такие, как Лев
Толстой, который воспитывал себя всю жизнь, до
самой смерти…”
Как можно себя воспитать?
1.Читать книги, которые учат нравственности,
этике.
2.Воспитывать себя трудом – помогать родителям.
3.Посмотреть на себя со стороны, как вы будете
выглядеть в глазах человека, тайну которого вы
раскрыли.
4.Не обсуждать человека с кем-то в его
отсутствие.
Послушайте отрывок из статьи С.Герасимова “Что
значит украшать землю?”:
…Из чего складывается духовное богатство
личности? Из системы внутренних и внешних связей,
которыми человек живёт в окружающем его мире…
Вторая мерка, которой человек измеряется в
окружающем мире, – способность жить в обществе,
коллективизм.
А вот какие пословицы придумали люди, размышляя
на тему нравственности: Кто собою не управит, тот и другого на разум не
наставит.
Критиковать востёр, как топор, а критику
слушать – глух, как обух.
Не искал бы в селе, искал бы в себе.
В ком есть стыд, в том и совесть.
Таким образом, мы с вами подошли к тезису
первого сочинения, возможно, кто-то из вас будет
размышлять по проблеме, поставленной С.Михалковым
(зачитать – см. “Приложение 2”,
в котором также представлены некоторые
подсказки учащимся при написании сочинения,
раздать каждому)
IV. Беседа с классом по тематике 2-го сочинения.
Послушайте, ребята, тезис второго сочинения
(зачитать, см. в “Приложении 2”).
Итак, что же значит быть хорошим сыном или
дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.
Как вы понимаете выражения: чувство долга
перед родителями, сыновний долг?
Какую помощь вы оказываете родителям?
Стремитесь ли вы радовать родителей, как?
Как мы должны относится к старым людям?
Послушайте, пожалуйста, слова литературоведа
О.Ю.Богдановой, вдумайтесь в их смысл:
“Чёрствость души – самая страшная болезнь на
свете. Плохо, когда люди, стремясь к собственному
благополучию, забывают о том, что существуют,
живут они в этом мире не одни, что кругом тоже
люди, о которых нужно думать, с которыми нужно
считаться. Если сначала мы будем просто не
обращать внимания на чужое горе, заглушать голос
собственной совести, убеждая себя в том, что
потом наверстаем упущенное, а пока и без этого
много забот, то тем самым мы убьём в себе самое
ценное качество – способность делать добро.
Нравственность и доброта – великие силы…”
Как вы понимаете эти слова?
Послушайте высказывания знаменитых людей,
которые вам, возможно, помогут осмыслить
предстоящее сочинение.
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами
так же, как вы обходитесь со своими родителями.
Фалес
Самый счастливый человек есть тот, кто даёт
счастье наибольшему числу людей. Дидро Ни один злой человек не бывает счастлив.
Ювенал
Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как ни
странно, а без этого пуста жизнь.
В.В.Розанов
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
Л.Н.Толстой
Обобщив всё вышесказанное, можно прийти к
следующему.
Быть хорошим ребёнком, беззаветно любящим
своих родителей, значит:
учиться хорошо;
оказывать любую помощь, которая потребуется
родителям;
не грубить;
не обманывать;
не огорчать, а радовать;
покинув родимый дом, навещать как можно чаще;
всё прощать.
(Раздать учащимся в помощь – “Приложение
2”)
V. Класс делится на две группы и готовит защиту
одной из тем по выбору.
VI. Защита выступлений от группы.
VII. Вывод.
Мне хотелось бы закончить урок словами
В.Г.Белинского (записаны на доске):
“Главная задача человека во всякой сфере
деятельности, во всякой
ступени человеческой иерархии – быть
человеком!”
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение по данному началу по одному
из предложенных вариантов, озаглавить.
Используемая литература
1.Журнал “Русский язык в школе”. 1996г., №1, с.116-117.
2.Новикова О.А. Русская речь. Издательство
“Горница”. Красноярск. 1997г.
3.Обучение русскому языку в 7-8 классах. Пособие
для учителя / В.В.Бабайцева, Г.К.Лидман-Орлова. М.:
Просвещение, 1987г.
4.Литература. Справ. Материалы. Кн.для учащихся/
С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев и др. М.: Просвещение. 1988 г.
Замятина Анастасия. Часть 3.
Двинемся дальше. Хотелось бы разобрать эпизод с Никанором Ивановичем Босым и Коровьевым. Никанор Иванович – председатель жилищного товарищества дома №302-бис по Садовой улице в Москве, где проживал покойный Берлиоз, и где же и остановилась свита Воланда, в квартире №31. Коровьев – помощник из Свиты Воланда, очень высокий, неряшливый мужчина в клетчатом костюме и пенсне: «…что?то удивительно несолидное было и в манере переводчика говорить, и в его одежде, и в этом омерзительном, никуда не годном пенсне…». Никанор Иванович зашел в квартиру, чтобы разобраться, что в ней происходит, ведь за последнее время пришло свыше 30 писем с жалобами и угрозами, связанных с этой квартирой. К этому времени Босого уже ждал Коровьев: «- Ба! Никанор Иванович! – заорал дребезжащим тенором неожиданный гражданин и, вскочив, приветствовал председателя насильственным и внезапным рукопожатием». И уже на этом моменте Булгаков предсказывает через Коровьева, что же случится с Босым «- Вы – лицо официальное? … – Что такое официальное и неофициальное? Все это зависит от того, с какой точно зрения смотреть на предмет. Все это, Никанор Иванович, зыбко и условно. Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А БЫВАЕТ И НАОБОРОТ, И ЕЩЕ КАК БЫВАЕТ!». Далее Коровьев объяснил, что живет он здесь с заграничным артистом-миллионером и котом, а сам он является переводчиком. И что артист этот ну очень капризный человек и не намерен жить в гостинице. Никанор Иванович, недолго думая, начинает врать о том, что жилтоварищество согласно сдавать квартиру артисту, но по пятьсот рублей в день, а за неделю выходило бы 3500 рублей. Но Коровьев, вместо того, чтобы опровергнуть или же просто согласиться, добавил свое «Да разве это сумма! Просите пять, он даст». Никанор Иванович согласился и потребовал пять… Во оно и следующее проявление безнравственности. Вранье и алчность. Как же его наказывает Булгаков, через Коровьева? «Алло! Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два- бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой. В данный момент в его квартире номер тридцать пять в вентиляции, в уборной, в газетной бумаге четыреста долларов. … Заклинаю держать в тайне мое имя. Опасаюсь мести вышеизложенного председателя». …….. Расплатившись с Босым русскими рублями, Коровьев взял телефон и позвонил в милицию. Что произошло потом? Булгаков предсказал нам это ранее «Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А БЫВАЕТ И НАОБОРОТ, И ЕЩЕ КАК БЫВАЕТ!». В дом Никанора Ивановича вломились и нашли эти самые четыреста долларов, о которых говорилось по телефону. «Через пять минут жильцы дома дома видели, как председатель в сопровождении еще двух лиц проследовал прямо к воротам дома. Рассказывали, что на Никаноре Ивановиче лица не было, что он пошатывался, проходя, как пьяный, и что- то бормотал». Подведем итоги: еще одной из черт безнравственности, по мнению Булгакова, является алчность и ложь. Более того, алчность является смертным грехом, а воровство, которое совершил Никанор Иванович – является преступлением.
На самом деле, хотелось бы привести еще кучу-кучу эпизодов в пример, таких как: суд Иешуа, в которой проявляется трусость Понтия Пилата; встречу Лиходеева с Воландом, в которой проявляется алкоголизм Лиходеева; Представление Свиты Воланда в Цирке… Но слишком много и слишком долго!
В заключение хотелось бы ответить за вопрос: «Какие же Нравственные уроки литературы мы для себя выносим». Литературное произведение, такое как «Мастер и Маргарита» Показывает нам наши собственные пороки, ведь все, что там написано, это ведь существует и по сей день, что же там говорить, по словам Воланда из цирка: «Но людей испортил квартирный вопрос»… И не только показывает, но и предупреждает: За каждый наш грех, за каждый наш безнравственный поступок придется платить! Кому- то придется платить жизнью, кому- то свободой, кому- то рассудком. И виноваты во всем мы сами… мы и наши пороки.
ОтветитьУдалить
Воспринимать чудесное, волшебное — дар, который мы теряем с возрастом и накапливающимися год от года заботами. Мы теряем способность удивляться и смотреть на мир широко раскрытыми, восторженными глазами, видеть необычное в будничном, чудесное в обыкновенном. Существуют же на свете особые, животворные вещи — такие, как искусство, талант, волшебство, к которым нельзя подходить с сугубо практической, утилитарной точки зрения. В противном случае человек неизбежно попадает под власть грубых материальных сфер, оказывается лишенным того «легкого дыхания », без которого практицизм переходит за грань циничности. Современному поколению необходимо как можно более частое общение с произведениями, подобными «Алым парусам» А. Грина, — такими, которые учат мечтать и по достоинству ценить красоту, в чем бы она ни проявлялась: в природе или человеческих отношениях. Именно это помогает в жизни подняться над всем будничным и прозаичным.
Есть определенная закономерность в судьбе А. Грина и героев его феерии. Алые паруса — это мечта, счастье, поэзия, сказка в жизни, к которой стремятся Ассоль, Грей и читатели. Но проследив жизнь А. Грина, мы чувствуем, что и он сам всегда стремился к своим «алым парусам». «Книги его против ожирения сердца и усталости, они поэтичны и мужественны. С ними можно идти на свидание и ехать в Арктику», — утверждал Д. Гранин.
В героях А. Грина, «поэта мечты, романтики и моря», нет ни – чего сверхчеловеческого, «суперменистого». Это обычные люди — матросы, лесорубы, угольщики. Но писатель поднимает их на романтический пьедестал, потому что они умеют, как говорит герой «Алых парусов», «одной ногой… стоять на земле, другой на небе», обращая мечты в действительность.
Такими ли уж «неуловимыми снами» полны произведения писателя – романтика? Отнюдь. А. Грин вполне реально оценивал современную ему действительность. Но все его лучшие произведения писались для того, чтобы «дрянь и мусор» вымести из нашей жизни, а читателям сказать: все высокое и прекрасное возможно! Душа должна пройти сквозь строй возвышенных мечтаний, которые настраивают на иное восприятие повседневности. «Да будем мы людьми, что грезят жизнью!» — кто не подпишется под этим призывом Эзры Паунда, американского поэта начала ХХ века.
Время, когда создавалась чудесная сказка-феерия, до боли напоминает наше время — изломанное, нестабильное, лишенное веры и красоты. «Алые паруса» А. Грин начал писать в окопах Первой мировой войны в 1916 году. По мнению одного из критиков, этим своим произведением писатель якобы приветствовал близящуюся революцию как осуществленную мечту. Сначала книга называлась «Красные паруса», красный цвет как бы символизировал грядущую бурю и связанные с ней надежды. Однако у Грина замысел книги постепенно претерпевал изменения. В начале 20-х писатель просто хотел сохранить веру людей во все самое лучшее в них самих. Условность отображения действительности в произведениях Грина не исключает реальных источников происходящего — наоборот, позволяет полнее раскрывать творческие замыслы писателя, утверждая неодолимость сил добра в его извечной борьбе со злом, показывая, как прекрасное пробуждает в людях доброе. Автор переносит своих героев в исключительные обстоятельства, ставит на их жизненном пути различного рода препятствия, ведет их через трудности, преодоление которых шлифует человеческие характеры. Этим писатель обостряет их нравственное и эстетическое восприятие мира, поступков и взаимоотношений.
И для Люнгрена, и для Грея алые паруса — это не вымысел, не причуда, а олицетворение мечты, неизбежного торжества сил добра над силами зла. Мысленно обращаясь к дочери, Люнгрен думает: «Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали — нарядных и белых, вблизи — рваных и наглых». В мире насилия и несправедливости, в котором живут и действуют герои Грина, добро так же необычно, как алые паруса, представление о прекрасном и несбыточном. Жители Каперны «не рассказывают сказок», «не поют песен», они отягощены своими повседневными заботами. За пределами их понимания и мечта Ассоль об алых парусах, упоминание о которых «звучало как издевательство». И выбор Грэем шелка для парусов приобретает особый смысл: цвет шелка в точности должен соответствовать намеченному событию, как бы нести отблеск добрых чувств и побуждений капитана — он должен быть «гордым цветом», в нем не может быть «ничего, что вызывает сомнение».
Ассоль же оказывается выше людской злобы и ненависти, насмешек и издевок, отчужденности и непонимания. Крылья мечты и любви в душной бездуховной атмосфере Каперны позволяют ей парить над хаосом будничной повседневной жизни, сохраняя тем самым себя и свою душу в нравственной незапятнанной чистоте. Именно это чувство особой душевной приподнятости и вызывало непонимание окружающих. Хин Меннере высказывает всеобщее мнение о дочери моряка Люнгрена как о «полоумной». Но, наверное, об этом чувстве писал А. П. Чехов: «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние». Так кто же в данном случае оказывается ненормален: жители Каперны или Ассоль с Грэем?
Затея Грэя с алыми парусами сначала кажется чудачеством капитана. На первый взгляд, нет «никакой связи между алым убранством и прямой целью Грэя». Но эта связь существует, и не только в воображении Грэя. Она представлена в единстве и взаимной обусловленности целей и средств, когда благородные средства способствуют возвышению нравственных целей. Сказочные алые паруса приводят читателя к вполне реалистическому выводу этического содержания: высокое призвание человека в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками». К сожалению, идеалы нашего теперешнего существования весьма недалеки от того, чем жили, дышали и были счастливы жители гриновской Каперны. Не потому ли и саму книгу, и ее главных героев — Ассоль и Грэя — многие из современных читателей воспринимают как людей не от мира сего, со странностями. И это очень печально.
Главная
Сочинения
Сочинения по роизведениям Толстого
Сочинения по роизведению Война и Мир
Нравственные уроки истории
Сочинение на тему “Нравственные уроки истории”
Лев Николаевич Толстой – один из самых известных представителей русской литературы второй половины XIX века – в своем романе «Война и мир» обращается к проблемам, которые можно назвать вечными, и это, прежде всего, нравственные проблемы.
Действие романа и судьбы его героев разворачиваются на фоне трагических событий Отечественной войны 1812 года. Почему именно это сложное для России время заинтересовало писателя? Какие нравственные уроки преподает нам история борьбы русского народа с французскими захватчиками?
События войны 1812 года, описанные Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», ярчайшим образом демонстрируют нам самые лучшие качества русского национального характера. Самоотверженность, беззаветная любовь к Родине и особая, «скрытая… теплота патриотизма», как назвал это качество Пьер Безухов.
Это то, что объединяет все сословия Российской империи, всех честных и преданных Родине людей. Русский народ, объединенный общей бедой и общей великой целью, мы видим глазами героев романа. Так, во время Бородинского сражения Пьера Безухова поражает спокойное мужество солдат на батарее Раевского. Они не думают о своей судьбе, сливаясь в единое целое со всем народом.
А князь Андрей Болконский предельно четко и ясно выразил то чувство, которым были охвачены все честные люди: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям… Надо их казнить»
И в то же время в романе нет любования войной, превознесения воинских подвигов, восторженного отношения к сражениям. Свое отношение к войне Л. Н. Толстой выразил словами князя Андрея: «Война – не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, а не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость».
Пожалуй, стремление людей к единению перед лицом опасности, невзирая на сословные различия и прошлые обиды, является важнейшим нравственным уроком той далекой от нас войны. И в ней русские одержали, в первую очередь, именно нравственную победу. «Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным», — пишет Л. Н. Толстой.
Другой не менее значимый урок – это понимание истинного патриотизма. Лев Николаевич в своем романе показывает, как в условиях войны и опасности общество разделяется на истинных патриотов, доказывающих делами свою преданность Родине, и патриотов ложных, которые просто прикрываются красивыми фразами. Таких людей мы видим на примере графа Растопчина, который расклеивает никому не нужные листовки, или Берга, которого в критические для Родины дни интересуют поиски «шифоньерки» для Верушки.
Истинный патриотизм в поступках Наташи Ростовой, отдающей свои подводы раненым, Пьера Безухова, который, несмотря на свою неприспособленность к военному делу, хочет быть в гуще сражения, в самоотверженности тысяч простых людей, сжигающих свое имущество, чтобы оно не досталось врагу, и сражающихся в партизанских отрядах.
Толстой показывает, как война обнажает душу человека, срывая с нее всю шелуху привычек и традиций. И душа эта может засверкать чистейшим бриллиантом или оказаться никчемной гнилушкой.
Именно истинный патриотизм превратил войну 1812 года в поистине народную. «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».
Литература-один из самых важных уроков, который учит жизни и урокам нравственности. Уроки литературы-это возможность познать себя и взглянуть на мир под другим углом, пересмотреть свою жизнь под другим ракурсом.
На каждом уроке литературы я узнаю что-то новое. Хочу привести в пример произведение И.А. Бунина «Легкое дыхание». Когда я его прочла самостоятельно, я никак не могла оценить поступок Оли Мещерской, у меня были разные мысли: с одной стороны она легкомысленная и не стоит оправдывать ее, с другой, мне ее жалко, но я не могу понять почему. Мне всячески хотелось оправдать ее, хоть я и не понимала за что. На уроке литературы все выяснилось. На самом деле, Оля-жизнерадостная, беззаботная, счастливая девочка, с детскими мыслями и поразительно живыми глазами. Она радовалась жизни, горела желанием жить. И даже дети-первоклассники тянулись к ней так, как не тянулись ни к кому другому, потому что чувствовали в ней эту детскость и искренность. Пока нам не сказали, что Оля сама приняла решение уйти из жизни, я даже не догадывалась до этого, но потом, как только, мы обсудили это, я поняла, что Олю переполняла эта грязь, она не могла простить себе, что была так близка с Малютиным. После, он ей противен, и она понимает, что отдалась ему под напором комплиментов и любезности. Он вел себя как кавалер и признавался ей в любви, все это сподвигло ее на столь глупый поступок. Этот факт, что она совершила такую глупость, заставляет ее пренебрежительно и с презрение относиться самой к себе. Эта грязь съедала ее изнутри, и вот она решается уйти из жизни.
После обсуждений, я пересмотрела рассказ под другим углом и посмотрела на Олю совсем с другой стороны: она мне уже не казалась такой легкомысленной, как я думала сначала, я увидела ее внутреннюю красоту и ту самую нарядность души. Я обратила внимание на повторы автора про ее «радостные, поразительно живые глаза», и я поняла, что вовсе не она виновата в этом.
Уроки литературы помогают направить наши мысли в нужное направление, так вот из этого рассказа я сделала вывод, что нужно всегда отдавать отчет о всех своих поступках, не смотря ни на что.
Действительно, литература преподает нам много уроков нравственности, причем с самого детства. В детстве, родители нам читают сказки и басни, из которых исходят важные морали, на которых следует учиться. Постепенно мы взрослеем и литература вместе с нами, мы узнаем для себя новые правила жизни, мы смотрим на произведения с разных точек зрения.
Литературные произведения дают нам возможность правильно оценить ситуацию, сделать правильный выбор в каких либо ситуациях, ведь мы всегда размышляем о том, как бы я поступил на месте этого героя. Это все воплощается в нашей жизни, мы учимся на чужих ошибках, а в литературе, мы учимся на ошибках героев. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» описывается раковая ошибка Раскольникова, тяжкий грех – убийство человека. Роман учит нас не быть выше других, не делить людей на «тварей дрожащих и право имеющих». Так же роман учит нас тому, что за все, рано или поздно, придется платить. За все грехи идет наказание, и Раскольников платит своими мучениями за свои грехи.
Или же рассказ В.П.Астафьева «Людочка» учит нас не быть равнодушным по отношению друг к другу, люди не должны забывать своих близких и родных. Астафьев призывает нас беречь тех, кто нас окружает. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке и хаосе, которые творятся вокруг, об экологии человеческой души.
Исходя из этих выводов, что я делала, я хочу сказать, что с помощью литературы, мы растем духовно. Изучая ее, мы познаем важные вещи, которых не понимали раньше. Литература преподносит нам уроки нравственности и патриотизма, литература учит любить.
Логунова Маша.
ОтветитьУдалить
Этап учебного занятия
Содержательная деятельность педагога
Содержательная деятельность обучающихся
Примечания
1.Организационный
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Ребята, сегодня у нас урок, где мы постараемся ответить на некоторые важные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Мы попытаемся проникнуть в самое сердце героев, заглянуть в человеческие души.
2. Целеполагание.
Какие проблемы затрагивает Б.Екимов в рассказе «Ночь исцеления»?
Что такое выбор?
Можно ли сказать, что наша жизнь – постоянный выбор?
Что такое НРАВСТВЕННЫЙ выбор?
Какую цель вы перед собой поставите?
Проблемы взаимоотношения отцов и детей, доброты, выбора и т.д.
Размышления детей.
Выбор- отбор одного варианта из нескольких, единственное решение, выбранное из нескольких предложенных.
Мы постоянно что- то выбираем (что делать, с кем общаться, как поступить и т.д.), принимаем решения, определяющие нашу дальнейшую жизнь. Порой сделать это очень непросто, но важно сделать правильный выбор, помня, что человек несет ответственность за свой выбор.
Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос “Как поступить?”: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.
Написать сочинение по данной теме
В тетради в виде плана записывают обсуждаемые вопросы. Отмечают основные моменты композиции будущего сочинения.
3. Изучение нового
материала
Предлагаю вам, объединившись в группы, провести исследование по трем направлениям.
Баба Дуня.
– какой представляете героиню?
– какой сон снится ей?
– как относится к детям, внуку?
– почему не хочет жить вместе с детьми?
Дети
– заботятся ли о матери?
-как переносят тревожный сон?
-как успокаивают ночью мать?
Внук
-как поддерживает бабушку?
– в чём проявляется его забота?
Сон бабушки: представьте, что вы видите, думая об этом сне? Что слышите? Что чувствуете?
Выступление рабочих групп, обсуждение и составление плана сочинения.
Старенькая бабушка, многое испытавшая на своём веку. Ей часто снится сон, как она во время войны потеряла карточки. Она любит своих детей, но не хочет им мешать, ведь она кричит от ужаса во сне, будит родственников.
Наверное, любят, но не понимают. Но их раздражают крики матери : они им мешают спать по ночам. Они кричат ей: «Молчать!», не видят в этом ничего страшного.
Взрослея, он начинает по- иному относится к бабушке. Он старается бывать у неё чаще, заботится о ней.
Душевную рану можно излечить только любовью и вниманием.
Бабушка в войну потеряла карточки, для неё и её детей – это голод и смерть. Прошло много лет, но для неё- это самое страшное в жизни. Потому она и кричит от ужаса каждую ночь.
4. Обобщение, подведение итогов
Перед каким выбором оказался Гриша?
Какой нравственный выбор он делает? Почему?
Как поступить: кричать, как делают родители, или попытаться помочь бабушке, успокоив её душу?
Он делает свой выбор- милосердие, понимание, забота, любовь.
Именно так должны мы относиться к своим бабушкам и дедушкам, к родным и близким, ко всем людям.
У Гриши тонкая душа и доброе сердце. Он начинает жалеть и бабушку, и всех матерей, переживших войну. Он понимает, что надо заботиться о старших.
5. Повторение теоретических знаний.
Давайте вспомним, как строится сочинение- рассуждение.
Обсуждение, что будет тезисом, какие привести аргументы, что написать в выводе.
Тезис- определение понятия, важность нравственного выбора.
Аргументы – примеры из текста, показывающие, кто из героев оказывается в состоянии нравственного выбора, в какой момент это происходит, что влияет на выбор героев, что его определяет.
Вывод- нравственный выбор зависит от моральных устоев человека.
6. Рефлексия
Чем был полезен для вас урок? Чему научились?
В чем испытывали трудности?
Анализ и оценка проделанной работы.
7.Домашнее задание
Создание текста сочинения-рассуждения по данному произведению.
«Если ты заболел и ищешь исцеления, то прежде
всего позаботься о совести. Все, что она говорит,
сделай – и найдешь пользу»
Святой Марк Подвижник
Совесть и раскаяние… Над этими понятиями можно долго думать и размышлять. Что такое совесть? Это душа человека, которая руководит всем его существом. Как поступить в той или иной жизненной ситуации, нам «подсказывает» наша совесть, а значит и наше сердце, наша душа. Совершив поступок, мы оцениваем его, видим результат, и тогда в нашем сердце возникают чувства, которые порой мы преодолеть не в силах. Это, наверное, болеет душа. Такие болезни могут нарастать, если вовремя не остановиться, не осмотреться вокруг себя. Если человек поступает раз за разом против совести, то он становится бездушным, черствым. Самое страшное – это потерять себя! Человеку на его проступки и грехи указывает его собственная совесть.
Когда человек предает тех, кто ему помогает, кто его любит, душа не может радоваться. И разум человека иногда не может оправдать такой поступок. Просыпается совесть и начинает жечь душу. У совести есть важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть напомнит о себе. Поэтому главное – это быть в ладу со своей совестью, уметь слышать ее, поступать по ее подсказкам, исправляя свои ошибки.
Если человек осмыслил, что поступил не по совести, то приходит раскаяние. Это чувство очень сильное, оно может ранить душу как бритва. Раскаяние приводит человека в такое состояние, что порой не хочется жить, хочется исчезнуть, спрятаться. Недаром говорят: «Провалиться сквозь землю». Раскаяние – это лекарство, которое исцеляет душу человеческую. Тот поступок, который раньше виделся человеку хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь может оцениваться как глупый, нечестный, трусливый. Кающийся человек ненавидит свой поступок, выталкивает его из своей жизни и из своего сердца, часто плачет. Многие люди ищут спасения в церкви, обращаются к Богу с молитвой о раскаянии и просьбой вразумить и помочь исправить свои проступки. Святой Серафим Саровский сказал: «Дверь покаяния всегда открыта, и неизвестно, кто прежде войдет в нее, – ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою». Каждый раскаивается по – своему, как подсказывает сердце. И необходимо время, чтобы осознать и исправить свою ошибку, получить исцеление.
Я хочу рассказать о случае, который произошел с моим дедом в детские годы. Эта история изменила в корне жизнь моего дедушки и оказала на меня глубокое впечатление. Как-то вечером дед с другом гуляли в парке. Вдруг на скамейке они заметили мужчину, который дремал. Рядом с ним лежал портфель. Ох, дурная мысль запала в голову дедушкиному другу Сашке. «Давай украдем портфель», – предложил он. Дед сначала не соглашался, но соблазн был велик. Мужчина на них не реагировал, значит, крепко спал. Схватили ребята портфель и бросились бежать.
В украденном портфеле оказалась большая сумма денег. Тут у ребят разум помутился. Тратили они деньги на сладости, гуляли в парках и развлекались. Прошло два месяца, деньги закончились, ребята не вспоминали об этом случае. Но тут внезапно у дедушки заболела мама. Она попала в больницу и находилась на грани жизни и смерти. Семье были необходимы деньги, чтобы спасти маму. Однажды дед пришел навестить мать и увидел в палате ее подругу. Рядом сидел знакомый мужчина, у которого мальчишки украли портфель. Мужчина поздоровался с моим дедом и протянул ему деньги со словами: «Бери, это для мамы, мы от чистого сердца хотим ей помочь».
Больше с этой минуты мой дед ничего не помнил. Что он ответил незнакомцу? Как добрался до дома? Он просто потерял дар речи! Ему хотелось умереть от стыда. В душе его было гадко и больно, он не спал ночами, не знал, как пережить это. Кому выплеснуть свою боль и раскаяние? С кем поделиться, у кого спросить совета?
Дед долго мучился и решил поехать к своей бабушке в деревню. Он надеялся, что она его выслушает, поймет, и ему станет легче. Дед рассказал всю правду, и бабушка очень расстроилась. Она ходила по комнате и о чем-то думала. Потом взяла мальчика за руку и сказала: «Пойдем со мной». Бабушка привела его в церковь. «Расскажи все батюшке», – посоветовала она.
Дедушка все рассказал священнику. И получил такой совет: «Не так страшен поступок, который ты совершил, а важно то, что ты смог признать свою вину, покаяться перед Богом и попросить у Него прощения. Но еще серьезнее испытание тебя ожидает. Ты должен признаться в своей вине этому человеку. А как искупить ее, это вы решите вместе».
Дед так и сделал. Мужчина был знаком с подругой мамы, и не составило труда его разыскать. Об одном просил тогда мой дед, чтобы мама его не узнала о страшном поступке. На всю жизнь запомнил он этот урок, и если бы не бабушка, кажется, не смог бы жить. До сих пор вспоминает мой дед свой грех. До сих пор благодарит свою мудрую бабушку и Господа Бога, который вразумил и помог искупить этот стыд.
Рассказанная история повергла меня в размышления о моих собственных поступках. Я поняла, что раскаяние совсем не похоже на признание какой-то неудачи или математической ошибки. Мне хотелось плакать, когда дед рассказывал о своих страданиях. Так неужели я совершу какое-то злодеяние, чтобы потом терзать свою душу? Не зря гласит народная мудрость: «Лучшая подружка – это чистая совесть!»
Астраханско – Енотаевская епархия
Отдел религиозного образования и катехизании
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мумринская средняя общеобразовательная школа»
Сочинение
«Урок на всю жизнь»
Выполнила:
Авраменко Александра
ученица 7 «Б» класса
МБОУ «Мумринская СОШ»,
тел.8(85144)9-54-86.
Проверила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мумринская СОШ»
Грунина Ирина Геннадьевна,
тел.89086243286.
2012 год
Заявка на участие в областном конкурсе 4 Андреевские чтения
ФИО ученика, контактный тел.
Название учебного заведения
Название работы
(с указанием ее формы)
ФИО, должность руководителя, контактный тел.
Возраст ученика, класс
Авраменко Александра Александровна, 8(8144)95486
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мумринская средняя общеобразовательная школа»
Сочинение «Урок на всю жизнь»
Грунина Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, 89086243286.
13 лет, 7 «Б» класс
Цель урока:
Подготовить учащихся к написанию сочинения на
морально-этическую тему.
Задачи:
Обобщить и расширить представление о типе речи
“рассуждение”, закрепить формирование навыков
рассуждения;
Развивать умение письменного и устного
убеждения, навыки монологической речи,
творческие способности, мышление, воображение;
Воспитывать такие качества, как:
доброжелательность, отзывчивость, чувство долга,
преданности, уважение, сыновний долг.
Оборудование.
Пословицы, высказывания знаменитых людей,
раздаточный материал: план сочинения типа –
рассуждение, образцы начала сочинений.
Предварительное домашнее задание.
Из “Толкового словаря” выписать значение
терминов: мораль, нравственность, этика,честь. Подумать
над значением выражений: чувство долга,
сыновний долг, преданность, человек слова.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Приветствие, тема, цель урока.
II. Беседа с классом на повторение типа речи –
рассуждение.
Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?
Что такое рассуждение?
Какова композиция рассуждения?
Что такое “тезис”?
Из чего состоит основная часть
сочинения-рассуждения?
Что пишем в заключении?
Раздать учащимся план сочинения-рассуждения
(см. Приложение 1).
III. Беседа с классом по тематике 1-го
сочинения.
Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, т.к.
чётко сформулированный тезис вам будет
предложен, останется привести аргументированные
доказательства. Мы будем писать
сочинение-рассуждение по данному началу на
морально-этическую тему.
Дома вам необходимо было поработать с
“Толковым словарём” и знать толкование
терминов мораль, нравственность, этика, честь.
А как вы понимаете такие словосочетания, как: чувство
долга, преданность, человек слова и дела.
Встречали ли вы людей, которые всегда выполняют
свои обещания.
Как вы думаете, почему кто-то умеет хранить
тайну, а другой пяти минут не может вытерпеть,
чтобы кому-нибудь да ни рассказать. Отчего это
зависит?
А кто у нас в государстве по закону
категорически не имеет права выдавать тайну?
Если вам доверили тайну, вы имеете права выдать
её?
От кого зависит умение хранить тайну?
Умение или неумение хранить тайны зависит от
человека, от его самовоспитания.
Послушайте мнение писателя В.Белова о
самовоспитании: “Человек формируется,
воспитывается всё время, меняясь под влиянием
окружающего, пока у него не появляется
способность лепить самого себя. Эта способность
самоусовершенствования явно связана с
критическим отношением к окружающему, с
различением добра и зла. Бывают люди, так и не
пробудившие свою совесть, а бывают такие, как Лев
Толстой, который воспитывал себя всю жизнь, до
самой смерти…”
Как можно себя воспитать?
1.Читать книги, которые учат нравственности,
этике.
2.Воспитывать себя трудом – помогать родителям.
3.Посмотреть на себя со стороны, как вы будете
выглядеть в глазах человека, тайну которого вы
раскрыли.
4.Не обсуждать человека с кем-то в его
отсутствие.
Послушайте отрывок из статьи С.Герасимова “Что
значит украшать землю?”:
…Из чего складывается духовное богатство
личности? Из системы внутренних и внешних связей,
которыми человек живёт в окружающем его мире…
Вторая мерка, которой человек измеряется в
окружающем мире, – способность жить в обществе,
коллективизм.
А вот какие пословицы придумали люди, размышляя
на тему нравственности:
Кто собою не управит, тот и другого на разум не
наставит.
Критиковать востёр, как топор, а критику
слушать – глух, как обух.
Не искал бы в селе, искал бы в себе.
В ком есть стыд, в том и совесть.
Таким образом, мы с вами подошли к тезису
первого сочинения, возможно, кто-то из вас будет
размышлять по проблеме, поставленной С.Михалковым
(зачитать – см. “Приложение 2”,
в котором также представлены некоторые
подсказки учащимся при написании сочинения,
раздать каждому)
IV. Беседа с классом по тематике 2-го сочинения.
Послушайте, ребята, тезис второго сочинения
(зачитать, см. в “Приложении 2”).
Итак, что же значит быть хорошим сыном или
дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.
Как вы понимаете выражения: чувство долга
перед родителями, сыновний долг?
Какую помощь вы оказываете родителям?
Стремитесь ли вы радовать родителей, как?
Как мы должны относится к старым людям?
Послушайте, пожалуйста, слова литературоведа
О.Ю.Богдановой, вдумайтесь в их смысл:
“Чёрствость души – самая страшная болезнь на
свете. Плохо, когда люди, стремясь к собственному
благополучию, забывают о том, что существуют,
живут они в этом мире не одни, что кругом тоже
люди, о которых нужно думать, с которыми нужно
считаться. Если сначала мы будем просто не
обращать внимания на чужое горе, заглушать голос
собственной совести, убеждая себя в том, что
потом наверстаем упущенное, а пока и без этого
много забот, то тем самым мы убьём в себе самое
ценное качество – способность делать добро.
Нравственность и доброта – великие силы…”
Как вы понимаете эти слова?
Послушайте высказывания знаменитых людей,
которые вам, возможно, помогут осмыслить
предстоящее сочинение.
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами
так же, как вы обходитесь со своими родителями.
Фалес
Самый счастливый человек есть тот, кто даёт
счастье наибольшему числу людей.
Дидро
Ни один злой человек не бывает счастлив.
Ювенал
Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как ни
странно, а без этого пуста жизнь.
В.В.Розанов
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
Л.Н.Толстой
Обобщив всё вышесказанное, можно прийти к
следующему.
Быть хорошим ребёнком, беззаветно любящим
своих родителей, значит:
учиться хорошо;
оказывать любую помощь, которая потребуется
родителям;
не грубить;
не обманывать;
не огорчать, а радовать;
покинув родимый дом, навещать как можно чаще;
всё прощать.
(Раздать учащимся в помощь – “Приложение
2”)
V. Класс делится на две группы и готовит защиту
одной из тем по выбору.
VI. Защита выступлений от группы.
VII. Вывод.
Мне хотелось бы закончить урок словами
В.Г.Белинского (записаны на доске):
“Главная задача человека во всякой сфере
деятельности, во всякой
ступени человеческой иерархии – быть
человеком!”
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение по данному началу по одному
из предложенных вариантов, озаглавить.
Используемая литература
1.Журнал “Русский язык в школе”. 1996г., №1, с.116-117.
2.Новикова О.А. Русская речь. Издательство
“Горница”. Красноярск. 1997г.
3.Обучение русскому языку в 7-8 классах. Пособие
для учителя / В.В.Бабайцева, Г.К.Лидман-Орлова. М.:
Просвещение, 1987г.
4.Литература. Справ. Материалы. Кн.для учащихся/
С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев и др. М.: Просвещение. 1988 г.
Замятина Анастасия. Часть 3.
Двинемся дальше. Хотелось бы разобрать эпизод с Никанором Ивановичем Босым и Коровьевым. Никанор Иванович – председатель жилищного товарищества дома №302-бис по Садовой улице в Москве, где проживал покойный Берлиоз, и где же и остановилась свита Воланда, в квартире №31. Коровьев – помощник из Свиты Воланда, очень высокий, неряшливый мужчина в клетчатом костюме и пенсне: «…что?то удивительно несолидное было и в манере переводчика говорить, и в его одежде, и в этом омерзительном, никуда не годном пенсне…». Никанор Иванович зашел в квартиру, чтобы разобраться, что в ней происходит, ведь за последнее время пришло свыше 30 писем с жалобами и угрозами, связанных с этой квартирой. К этому времени Босого уже ждал Коровьев: «- Ба! Никанор Иванович! – заорал дребезжащим тенором неожиданный гражданин и, вскочив, приветствовал председателя насильственным и внезапным рукопожатием». И уже на этом моменте Булгаков предсказывает через Коровьева, что же случится с Босым «- Вы – лицо официальное? … – Что такое официальное и неофициальное? Все это зависит от того, с какой точно зрения смотреть на предмет. Все это, Никанор Иванович, зыбко и условно. Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А БЫВАЕТ И НАОБОРОТ, И ЕЩЕ КАК БЫВАЕТ!». Далее Коровьев объяснил, что живет он здесь с заграничным артистом-миллионером и котом, а сам он является переводчиком. И что артист этот ну очень капризный человек и не намерен жить в гостинице. Никанор Иванович, недолго думая, начинает врать о том, что жилтоварищество согласно сдавать квартиру артисту, но по пятьсот рублей в день, а за неделю выходило бы 3500 рублей. Но Коровьев, вместо того, чтобы опровергнуть или же просто согласиться, добавил свое «Да разве это сумма! Просите пять, он даст». Никанор Иванович согласился и потребовал пять… Во оно и следующее проявление безнравственности. Вранье и алчность. Как же его наказывает Булгаков, через Коровьева? «Алло! Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два- бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой. В данный момент в его квартире номер тридцать пять в вентиляции, в уборной, в газетной бумаге четыреста долларов. … Заклинаю держать в тайне мое имя. Опасаюсь мести вышеизложенного председателя». …….. Расплатившись с Босым русскими рублями, Коровьев взял телефон и позвонил в милицию. Что произошло потом? Булгаков предсказал нам это ранее «Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А БЫВАЕТ И НАОБОРОТ, И ЕЩЕ КАК БЫВАЕТ!». В дом Никанора Ивановича вломились и нашли эти самые четыреста долларов, о которых говорилось по телефону. «Через пять минут жильцы дома дома видели, как председатель в сопровождении еще двух лиц проследовал прямо к воротам дома. Рассказывали, что на Никаноре Ивановиче лица не было, что он пошатывался, проходя, как пьяный, и что- то бормотал». Подведем итоги: еще одной из черт безнравственности, по мнению Булгакова, является алчность и ложь. Более того, алчность является смертным грехом, а воровство, которое совершил Никанор Иванович – является преступлением.
На самом деле, хотелось бы привести еще кучу-кучу эпизодов в пример, таких как: суд Иешуа, в которой проявляется трусость Понтия Пилата; встречу Лиходеева с Воландом, в которой проявляется алкоголизм Лиходеева; Представление Свиты Воланда в Цирке… Но слишком много и слишком долго!
В заключение хотелось бы ответить за вопрос: «Какие же Нравственные уроки литературы мы для себя выносим». Литературное произведение, такое как «Мастер и Маргарита» Показывает нам наши собственные пороки, ведь все, что там написано, это ведь существует и по сей день, что же там говорить, по словам Воланда из цирка: «Но людей испортил квартирный вопрос»… И не только показывает, но и предупреждает: За каждый наш грех, за каждый наш безнравственный поступок придется платить! Кому- то придется платить жизнью, кому- то свободой, кому- то рассудком. И виноваты во всем мы сами… мы и наши пороки.
ОтветитьУдалить
Воспринимать чудесное, волшебное — дар, который мы теряем с возрастом и накапливающимися год от года заботами. Мы теряем способность удивляться и смотреть на мир широко раскрытыми, восторженными глазами, видеть необычное в будничном, чудесное в обыкновенном. Существуют же на свете особые, животворные вещи — такие, как искусство, талант, волшебство, к которым нельзя подходить с сугубо практической, утилитарной точки зрения. В противном случае человек неизбежно попадает под власть грубых материальных сфер, оказывается лишенным того «легкого дыхания », без которого практицизм переходит за грань циничности. Современному поколению необходимо как можно более частое общение с произведениями, подобными «Алым парусам» А. Грина, — такими, которые учат мечтать и по достоинству ценить красоту, в чем бы она ни проявлялась: в природе или человеческих отношениях. Именно это помогает в жизни подняться над всем будничным и прозаичным.
Есть определенная закономерность в судьбе А. Грина и героев его феерии. Алые паруса — это мечта, счастье, поэзия, сказка в жизни, к которой стремятся Ассоль, Грей и читатели. Но проследив жизнь А. Грина, мы чувствуем, что и он сам всегда стремился к своим «алым парусам». «Книги его против ожирения сердца и усталости, они поэтичны и мужественны. С ними можно идти на свидание и ехать в Арктику», — утверждал Д. Гранин.
В героях А. Грина, «поэта мечты, романтики и моря», нет ни – чего сверхчеловеческого, «суперменистого». Это обычные люди — матросы, лесорубы, угольщики. Но писатель поднимает их на романтический пьедестал, потому что они умеют, как говорит герой «Алых парусов», «одной ногой… стоять на земле, другой на небе», обращая мечты в действительность.
Такими ли уж «неуловимыми снами» полны произведения писателя – романтика? Отнюдь. А. Грин вполне реально оценивал современную ему действительность. Но все его лучшие произведения писались для того, чтобы «дрянь и мусор» вымести из нашей жизни, а читателям сказать: все высокое и прекрасное возможно! Душа должна пройти сквозь строй возвышенных мечтаний, которые настраивают на иное восприятие повседневности. «Да будем мы людьми, что грезят жизнью!» — кто не подпишется под этим призывом Эзры Паунда, американского поэта начала ХХ века.
Время, когда создавалась чудесная сказка-феерия, до боли напоминает наше время — изломанное, нестабильное, лишенное веры и красоты. «Алые паруса» А. Грин начал писать в окопах Первой мировой войны в 1916 году. По мнению одного из критиков, этим своим произведением писатель якобы приветствовал близящуюся революцию как осуществленную мечту. Сначала книга называлась «Красные паруса», красный цвет как бы символизировал грядущую бурю и связанные с ней надежды. Однако у Грина замысел книги постепенно претерпевал изменения. В начале 20-х писатель просто хотел сохранить веру людей во все самое лучшее в них самих. Условность отображения действительности в произведениях Грина не исключает реальных источников происходящего — наоборот, позволяет полнее раскрывать творческие замыслы писателя, утверждая неодолимость сил добра в его извечной борьбе со злом, показывая, как прекрасное пробуждает в людях доброе. Автор переносит своих героев в исключительные обстоятельства, ставит на их жизненном пути различного рода препятствия, ведет их через трудности, преодоление которых шлифует человеческие характеры. Этим писатель обостряет их нравственное и эстетическое восприятие мира, поступков и взаимоотношений.
И для Люнгрена, и для Грея алые паруса — это не вымысел, не причуда, а олицетворение мечты, неизбежного торжества сил добра над силами зла. Мысленно обращаясь к дочери, Люнгрен думает: «Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали — нарядных и белых, вблизи — рваных и наглых». В мире насилия и несправедливости, в котором живут и действуют герои Грина, добро так же необычно, как алые паруса, представление о прекрасном и несбыточном. Жители Каперны «не рассказывают сказок», «не поют песен», они отягощены своими повседневными заботами. За пределами их понимания и мечта Ассоль об алых парусах, упоминание о которых «звучало как издевательство». И выбор Грэем шелка для парусов приобретает особый смысл: цвет шелка в точности должен соответствовать намеченному событию, как бы нести отблеск добрых чувств и побуждений капитана — он должен быть «гордым цветом», в нем не может быть «ничего, что вызывает сомнение».
Ассоль же оказывается выше людской злобы и ненависти, насмешек и издевок, отчужденности и непонимания. Крылья мечты и любви в душной бездуховной атмосфере Каперны позволяют ей парить над хаосом будничной повседневной жизни, сохраняя тем самым себя и свою душу в нравственной незапятнанной чистоте. Именно это чувство особой душевной приподнятости и вызывало непонимание окружающих. Хин Меннере высказывает всеобщее мнение о дочери моряка Люнгрена как о «полоумной». Но, наверное, об этом чувстве писал А. П. Чехов: «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние». Так кто же в данном случае оказывается ненормален: жители Каперны или Ассоль с Грэем?
Затея Грэя с алыми парусами сначала кажется чудачеством капитана. На первый взгляд, нет «никакой связи между алым убранством и прямой целью Грэя». Но эта связь существует, и не только в воображении Грэя. Она представлена в единстве и взаимной обусловленности целей и средств, когда благородные средства способствуют возвышению нравственных целей. Сказочные алые паруса приводят читателя к вполне реалистическому выводу этического содержания: высокое призвание человека в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками». К сожалению, идеалы нашего теперешнего существования весьма недалеки от того, чем жили, дышали и были счастливы жители гриновской Каперны. Не потому ли и саму книгу, и ее главных героев — Ассоль и Грэя — многие из современных читателей воспринимают как людей не от мира сего, со странностями. И это очень печально.
Главная
Сочинения
Сочинения по роизведениям Толстого
Сочинения по роизведению Война и Мир
Нравственные уроки истории
Сочинение на тему “Нравственные уроки истории”
Лев Николаевич Толстой – один из самых известных представителей русской литературы второй половины XIX века – в своем романе «Война и мир» обращается к проблемам, которые можно назвать вечными, и это, прежде всего, нравственные проблемы.
Действие романа и судьбы его героев разворачиваются на фоне трагических событий Отечественной войны 1812 года. Почему именно это сложное для России время заинтересовало писателя? Какие нравственные уроки преподает нам история борьбы русского народа с французскими захватчиками?
События войны 1812 года, описанные Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», ярчайшим образом демонстрируют нам самые лучшие качества русского национального характера. Самоотверженность, беззаветная любовь к Родине и особая, «скрытая… теплота патриотизма», как назвал это качество Пьер Безухов.
Это то, что объединяет все сословия Российской империи, всех честных и преданных Родине людей. Русский народ, объединенный общей бедой и общей великой целью, мы видим глазами героев романа. Так, во время Бородинского сражения Пьера Безухова поражает спокойное мужество солдат на батарее Раевского. Они не думают о своей судьбе, сливаясь в единое целое со всем народом.
А князь Андрей Болконский предельно четко и ясно выразил то чувство, которым были охвачены все честные люди: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям… Надо их казнить»
И в то же время в романе нет любования войной, превознесения воинских подвигов, восторженного отношения к сражениям. Свое отношение к войне Л. Н. Толстой выразил словами князя Андрея: «Война – не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, а не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость».
Пожалуй, стремление людей к единению перед лицом опасности, невзирая на сословные различия и прошлые обиды, является важнейшим нравственным уроком той далекой от нас войны. И в ней русские одержали, в первую очередь, именно нравственную победу. «Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным», — пишет Л. Н. Толстой.
Другой не менее значимый урок – это понимание истинного патриотизма. Лев Николаевич в своем романе показывает, как в условиях войны и опасности общество разделяется на истинных патриотов, доказывающих делами свою преданность Родине, и патриотов ложных, которые просто прикрываются красивыми фразами. Таких людей мы видим на примере графа Растопчина, который расклеивает никому не нужные листовки, или Берга, которого в критические для Родины дни интересуют поиски «шифоньерки» для Верушки.
Истинный патриотизм в поступках Наташи Ростовой, отдающей свои подводы раненым, Пьера Безухова, который, несмотря на свою неприспособленность к военному делу, хочет быть в гуще сражения, в самоотверженности тысяч простых людей, сжигающих свое имущество, чтобы оно не досталось врагу, и сражающихся в партизанских отрядах.
Толстой показывает, как война обнажает душу человека, срывая с нее всю шелуху привычек и традиций. И душа эта может засверкать чистейшим бриллиантом или оказаться никчемной гнилушкой.
Именно истинный патриотизм превратил войну 1812 года в поистине народную. «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».
Литература-один из самых важных уроков, который учит жизни и урокам нравственности. Уроки литературы-это возможность познать себя и взглянуть на мир под другим углом, пересмотреть свою жизнь под другим ракурсом.
На каждом уроке литературы я узнаю что-то новое. Хочу привести в пример произведение И.А. Бунина «Легкое дыхание». Когда я его прочла самостоятельно, я никак не могла оценить поступок Оли Мещерской, у меня были разные мысли: с одной стороны она легкомысленная и не стоит оправдывать ее, с другой, мне ее жалко, но я не могу понять почему. Мне всячески хотелось оправдать ее, хоть я и не понимала за что. На уроке литературы все выяснилось. На самом деле, Оля-жизнерадостная, беззаботная, счастливая девочка, с детскими мыслями и поразительно живыми глазами. Она радовалась жизни, горела желанием жить. И даже дети-первоклассники тянулись к ней так, как не тянулись ни к кому другому, потому что чувствовали в ней эту детскость и искренность. Пока нам не сказали, что Оля сама приняла решение уйти из жизни, я даже не догадывалась до этого, но потом, как только, мы обсудили это, я поняла, что Олю переполняла эта грязь, она не могла простить себе, что была так близка с Малютиным. После, он ей противен, и она понимает, что отдалась ему под напором комплиментов и любезности. Он вел себя как кавалер и признавался ей в любви, все это сподвигло ее на столь глупый поступок. Этот факт, что она совершила такую глупость, заставляет ее пренебрежительно и с презрение относиться самой к себе. Эта грязь съедала ее изнутри, и вот она решается уйти из жизни.
После обсуждений, я пересмотрела рассказ под другим углом и посмотрела на Олю совсем с другой стороны: она мне уже не казалась такой легкомысленной, как я думала сначала, я увидела ее внутреннюю красоту и ту самую нарядность души. Я обратила внимание на повторы автора про ее «радостные, поразительно живые глаза», и я поняла, что вовсе не она виновата в этом.
Уроки литературы помогают направить наши мысли в нужное направление, так вот из этого рассказа я сделала вывод, что нужно всегда отдавать отчет о всех своих поступках, не смотря ни на что.
Действительно, литература преподает нам много уроков нравственности, причем с самого детства. В детстве, родители нам читают сказки и басни, из которых исходят важные морали, на которых следует учиться. Постепенно мы взрослеем и литература вместе с нами, мы узнаем для себя новые правила жизни, мы смотрим на произведения с разных точек зрения.
Литературные произведения дают нам возможность правильно оценить ситуацию, сделать правильный выбор в каких либо ситуациях, ведь мы всегда размышляем о том, как бы я поступил на месте этого героя. Это все воплощается в нашей жизни, мы учимся на чужих ошибках, а в литературе, мы учимся на ошибках героев. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» описывается раковая ошибка Раскольникова, тяжкий грех – убийство человека. Роман учит нас не быть выше других, не делить людей на «тварей дрожащих и право имеющих». Так же роман учит нас тому, что за все, рано или поздно, придется платить. За все грехи идет наказание, и Раскольников платит своими мучениями за свои грехи.
Или же рассказ В.П.Астафьева «Людочка» учит нас не быть равнодушным по отношению друг к другу, люди не должны забывать своих близких и родных. Астафьев призывает нас беречь тех, кто нас окружает. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке и хаосе, которые творятся вокруг, об экологии человеческой души.
Исходя из этих выводов, что я делала, я хочу сказать, что с помощью литературы, мы растем духовно. Изучая ее, мы познаем важные вещи, которых не понимали раньше. Литература преподносит нам уроки нравственности и патриотизма, литература учит любить.
Логунова Маша.
ОтветитьУдалить
Этап учебного занятия
Содержательная деятельность педагога
Содержательная деятельность обучающихся
Примечания
1.Организационный
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Ребята, сегодня у нас урок, где мы постараемся ответить на некоторые важные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Мы попытаемся проникнуть в самое сердце героев, заглянуть в человеческие души.
2. Целеполагание.
Какие проблемы затрагивает Б.Екимов в рассказе «Ночь исцеления»?
Что такое выбор?
Можно ли сказать, что наша жизнь – постоянный выбор?
Что такое НРАВСТВЕННЫЙ выбор?
Какую цель вы перед собой поставите?
Проблемы взаимоотношения отцов и детей, доброты, выбора и т.д.
Размышления детей.
Выбор- отбор одного варианта из нескольких, единственное решение, выбранное из нескольких предложенных.
Мы постоянно что- то выбираем (что делать, с кем общаться, как поступить и т.д.), принимаем решения, определяющие нашу дальнейшую жизнь. Порой сделать это очень непросто, но важно сделать правильный выбор, помня, что человек несет ответственность за свой выбор.
Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос “Как поступить?”: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.
Написать сочинение по данной теме
В тетради в виде плана записывают обсуждаемые вопросы. Отмечают основные моменты композиции будущего сочинения.
3. Изучение нового
материала
Предлагаю вам, объединившись в группы, провести исследование по трем направлениям.
Баба Дуня.
– какой представляете героиню?
– какой сон снится ей?
– как относится к детям, внуку?
– почему не хочет жить вместе с детьми?
Дети
– заботятся ли о матери?
-как переносят тревожный сон?
-как успокаивают ночью мать?
Внук
-как поддерживает бабушку?
– в чём проявляется его забота?
Сон бабушки: представьте, что вы видите, думая об этом сне? Что слышите? Что чувствуете?
Выступление рабочих групп, обсуждение и составление плана сочинения.
Старенькая бабушка, многое испытавшая на своём веку. Ей часто снится сон, как она во время войны потеряла карточки. Она любит своих детей, но не хочет им мешать, ведь она кричит от ужаса во сне, будит родственников.
Наверное, любят, но не понимают. Но их раздражают крики матери : они им мешают спать по ночам. Они кричат ей: «Молчать!», не видят в этом ничего страшного.
Взрослея, он начинает по- иному относится к бабушке. Он старается бывать у неё чаще, заботится о ней.
Душевную рану можно излечить только любовью и вниманием.
Бабушка в войну потеряла карточки, для неё и её детей – это голод и смерть. Прошло много лет, но для неё- это самое страшное в жизни. Потому она и кричит от ужаса каждую ночь.
4. Обобщение, подведение итогов
Перед каким выбором оказался Гриша?
Какой нравственный выбор он делает? Почему?
Как поступить: кричать, как делают родители, или попытаться помочь бабушке, успокоив её душу?
Он делает свой выбор- милосердие, понимание, забота, любовь.
Именно так должны мы относиться к своим бабушкам и дедушкам, к родным и близким, ко всем людям.
У Гриши тонкая душа и доброе сердце. Он начинает жалеть и бабушку, и всех матерей, переживших войну. Он понимает, что надо заботиться о старших.
5. Повторение теоретических знаний.
Давайте вспомним, как строится сочинение- рассуждение.
Обсуждение, что будет тезисом, какие привести аргументы, что написать в выводе.
Тезис- определение понятия, важность нравственного выбора.
Аргументы – примеры из текста, показывающие, кто из героев оказывается в состоянии нравственного выбора, в какой момент это происходит, что влияет на выбор героев, что его определяет.
Вывод- нравственный выбор зависит от моральных устоев человека.
6. Рефлексия
Чем был полезен для вас урок? Чему научились?
В чем испытывали трудности?
Анализ и оценка проделанной работы.
7.Домашнее задание
Создание текста сочинения-рассуждения по данному произведению.
«Если ты заболел и ищешь исцеления, то прежде
всего позаботься о совести. Все, что она говорит,
сделай – и найдешь пользу»
Святой Марк Подвижник
Совесть и раскаяние… Над этими понятиями можно долго думать и размышлять. Что такое совесть? Это душа человека, которая руководит всем его существом. Как поступить в той или иной жизненной ситуации, нам «подсказывает» наша совесть, а значит и наше сердце, наша душа. Совершив поступок, мы оцениваем его, видим результат, и тогда в нашем сердце возникают чувства, которые порой мы преодолеть не в силах. Это, наверное, болеет душа. Такие болезни могут нарастать, если вовремя не остановиться, не осмотреться вокруг себя. Если человек поступает раз за разом против совести, то он становится бездушным, черствым. Самое страшное – это потерять себя! Человеку на его проступки и грехи указывает его собственная совесть.
Когда человек предает тех, кто ему помогает, кто его любит, душа не может радоваться. И разум человека иногда не может оправдать такой поступок. Просыпается совесть и начинает жечь душу. У совести есть важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть напомнит о себе. Поэтому главное – это быть в ладу со своей совестью, уметь слышать ее, поступать по ее подсказкам, исправляя свои ошибки.
Если человек осмыслил, что поступил не по совести, то приходит раскаяние. Это чувство очень сильное, оно может ранить душу как бритва. Раскаяние приводит человека в такое состояние, что порой не хочется жить, хочется исчезнуть, спрятаться. Недаром говорят: «Провалиться сквозь землю». Раскаяние – это лекарство, которое исцеляет душу человеческую. Тот поступок, который раньше виделся человеку хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь может оцениваться как глупый, нечестный, трусливый. Кающийся человек ненавидит свой поступок, выталкивает его из своей жизни и из своего сердца, часто плачет. Многие люди ищут спасения в церкви, обращаются к Богу с молитвой о раскаянии и просьбой вразумить и помочь исправить свои проступки. Святой Серафим Саровский сказал: «Дверь покаяния всегда открыта, и неизвестно, кто прежде войдет в нее, – ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою». Каждый раскаивается по – своему, как подсказывает сердце. И необходимо время, чтобы осознать и исправить свою ошибку, получить исцеление.
Я хочу рассказать о случае, который произошел с моим дедом в детские годы. Эта история изменила в корне жизнь моего дедушки и оказала на меня глубокое впечатление. Как-то вечером дед с другом гуляли в парке. Вдруг на скамейке они заметили мужчину, который дремал. Рядом с ним лежал портфель. Ох, дурная мысль запала в голову дедушкиному другу Сашке. «Давай украдем портфель», – предложил он. Дед сначала не соглашался, но соблазн был велик. Мужчина на них не реагировал, значит, крепко спал. Схватили ребята портфель и бросились бежать.
В украденном портфеле оказалась большая сумма денег. Тут у ребят разум помутился. Тратили они деньги на сладости, гуляли в парках и развлекались. Прошло два месяца, деньги закончились, ребята не вспоминали об этом случае. Но тут внезапно у дедушки заболела мама. Она попала в больницу и находилась на грани жизни и смерти. Семье были необходимы деньги, чтобы спасти маму. Однажды дед пришел навестить мать и увидел в палате ее подругу. Рядом сидел знакомый мужчина, у которого мальчишки украли портфель. Мужчина поздоровался с моим дедом и протянул ему деньги со словами: «Бери, это для мамы, мы от чистого сердца хотим ей помочь».
Больше с этой минуты мой дед ничего не помнил. Что он ответил незнакомцу? Как добрался до дома? Он просто потерял дар речи! Ему хотелось умереть от стыда. В душе его было гадко и больно, он не спал ночами, не знал, как пережить это. Кому выплеснуть свою боль и раскаяние? С кем поделиться, у кого спросить совета?
Дед долго мучился и решил поехать к своей бабушке в деревню. Он надеялся, что она его выслушает, поймет, и ему станет легче. Дед рассказал всю правду, и бабушка очень расстроилась. Она ходила по комнате и о чем-то думала. Потом взяла мальчика за руку и сказала: «Пойдем со мной». Бабушка привела его в церковь. «Расскажи все батюшке», – посоветовала она.
Дедушка все рассказал священнику. И получил такой совет: «Не так страшен поступок, который ты совершил, а важно то, что ты смог признать свою вину, покаяться перед Богом и попросить у Него прощения. Но еще серьезнее испытание тебя ожидает. Ты должен признаться в своей вине этому человеку. А как искупить ее, это вы решите вместе».
Дед так и сделал. Мужчина был знаком с подругой мамы, и не составило труда его разыскать. Об одном просил тогда мой дед, чтобы мама его не узнала о страшном поступке. На всю жизнь запомнил он этот урок, и если бы не бабушка, кажется, не смог бы жить. До сих пор вспоминает мой дед свой грех. До сих пор благодарит свою мудрую бабушку и Господа Бога, который вразумил и помог искупить этот стыд.
Рассказанная история повергла меня в размышления о моих собственных поступках. Я поняла, что раскаяние совсем не похоже на признание какой-то неудачи или математической ошибки. Мне хотелось плакать, когда дед рассказывал о своих страданиях. Так неужели я совершу какое-то злодеяние, чтобы потом терзать свою душу? Не зря гласит народная мудрость: «Лучшая подружка – это чистая совесть!»
Астраханско – Енотаевская епархия
Отдел религиозного образования и катехизании
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мумринская средняя общеобразовательная школа»
Сочинение
«Урок на всю жизнь»
Выполнила:
Авраменко Александра
ученица 7 «Б» класса
МБОУ «Мумринская СОШ»,
тел.8(85144)9-54-86.
Проверила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мумринская СОШ»
Грунина Ирина Геннадьевна,
тел.89086243286.
2012 год
Заявка на участие в областном конкурсе 4 Андреевские чтения
ФИО ученика, контактный тел.
Название учебного заведения
Название работы
(с указанием ее формы)
ФИО, должность руководителя, контактный тел.
Возраст ученика, класс
Авраменко Александра Александровна, 8(8144)95486
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мумринская средняя общеобразовательная школа»
Сочинение «Урок на всю жизнь»
Грунина Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, 89086243286.
13 лет, 7 «Б» класс